Как найти ритм в произведении

Размер и ритм в стихотворении — это два критерия, связанные неразрывно. Читатель воспринимает их как чарующее, неотделимое от поэзии ощущение гармонии, смысла и стиля.

Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы. Качественная классическая поэзия всегда характеризуется правильно выстроенным ритмом. Без него даже идеально рифмованные строки звучат коряво.

Влияние гармонии на восприятие произведения

Что такое ритм в стихотворении? Это звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах — это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.

Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил. Есть еще такая разновидность, как античный стих. Этот способ стихосложения ввел в поэзию Асклепиад Самосский более чем за триста лет до нашей эры. В простом (коротком) античном стихе используют дактиль, спондей и трохей. Сейчас эти строфы мало употребляются, так как больше популярны свободные верлибры. Но знаменитый стих Горация «Памятник» написан именно античным стихом с уникальной ритмикой.

Девушка за сочинением

Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.

Мы рассмотрим, как образуется ритм, какие его уровни различают в литературоведении. Также приведем некоторые примеры поэтических произведений.

Определение ритма в стихотворении

Но начнем с самого начала, то есть с определения. Ритм — это гармоничное чередование звуковых элементов в фразах. Что это за понятие в стихосложении? Звуковые фразы не предложения, это все те буквенные элементы, которые проговариваются от одной паузы до другой. Фразы объединяются в строфы; а строфы — в стопы.

Как определить ритм стихотворения? Для этого выписывается вспомогательная схема с ударными и безударными слогами, между которыми ставятся разделители. Благодаря ритму мы отделяем двусложный ямб от хорея. И даже когда некоторые безударные слоги пропущены, все-равно можно четко определить размер. Определение ритма в стихотворении дает понимание законов гармонии в искусстве поэзии.

изучение ритма и стиля

Можно годами изучать литературу и ее теорию, но так и не понять внутреннюю красоту гармоничных строф. Что такое ритм в стихотворении? Это своеобразная музыка в слоге. То явление, которое в музыке называется тактом, в поэзии именуется метром. Владение метром и определяет профессионального художника слова.

Разнообразие чередований звуковых элементов

Как ритм помогает восприятию стихотворения? Чередование звуков в строфах может быть изменчивым, чтобы ощущалось благозвучие. Ведь постоянное однотонное звучание действует на человека угнетающе.

Чтобы стих был приятным для слуха, ритм должен подчиняться законам гармонии. Стихотворения, чтобы они отличались от армейского марша, должны дополняться диссонансами или ассонансами.

Размеры и ритмы в одном куплете могут быть разными. Все зависит от замысла автора, жанра и выбранного способа рифмовки. Например, авангардный стих будет иметь свое звучание, соответствующее теме образного повествования. А одическая строфа имеет свой особенный ритм, так как строф здесь 6, а мужская и женская рифма чередуются особым образом.

В больших произведениях, особенно в детских сказках, сочиненных в стихах, допускаются вольно рифмованные строки. Это дает больше свободы автору в формировании сюжета. Но основное правило вольной рифмовки — это благозвучие.

ритм в стихах и музыке

Слова должны сочетаться на звук, а не визуально. В сложных строфах нужно подбирать рифму на слух. Как дирижер определяет по звуку качество исполнения фуги, так и поэт подбирает слова для поэмы так, чтобы они поддерживали ритм, а не сбивали его.

Образ маятника

Что такое ритм в стихотворении своими словами? Наиболее подходящий образ, на основании которого удобно представить его сущность — это маятник, размеренно разделяющий время на определенные отрезки.

Определение ритма. Уровни

Образующие элементы ритма — это размер, рифма и наличие упорядоченной структуры. Все они очень важны для составления легко читающегося стихотворения.

Какие различают уровни ритма? Классификация по уровням нужна для тех, кто посвятил жизнь изучению и развитию литературы. Но также эти знания будут интересны тем, кто только начинает интересоваться этой областью гуманитарных знаний.

Первый уровень — это, как уже говорилось, простейшие слоги. Второй — тропы, третий — поэтические строки, четвертый уровень — это строфы. На первый взгляд это кажется сложным. Но разобравшись, все становится на свои места.

Сложные строфы и ритмика

Попробуем по-другому объяснить, что такое ритм в стихотворении, своими словами. Для среднестатистического читателя и для учеников средней школы вовсе не обязательно знать ритмические рисунки. Также не требуется определять размер каждого прочитанного стиха. Скажем просто, что ритм — это чередование ударных и безударных слогов. В некоторых произведениях авторы ставят их несколько необычно. Например, встречается 2 ударных слога подряд или 2 безударных. Это несколько сбивает ритм, но тоже является допустимым приемом в литературе.

Сложные размеры, где учитывается масса нюансов, — это особый уровень гармонии звучания. Если ритм в них будет не выдержан, то все старания напрасны. Новые виды строф нужно осваивать постепенно.

Ритм и рифма

Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.

Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае — под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.

Ритм и рифма в поэзии

Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.

Какие бывают ритмы

Литература имеет свою историю и сложившиеся традиции, но она все время развивается и впитывает новые тенденции. Поэтому ритмика не ограничена какими-то нормами. Свой стиль вырабатывается поэтом на протяжении творческой жизни.

Библиотека поэта

Для наглядности, чтобы определить ритм, приведем несколько стихотворений в различных размерах:

Утро ту/манное, /утро се/дое,

Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

Это дактиль четырехстопный. Благодаря разметке можно определить его ритм. Трехсложные размеры характеризуются двумя безударными слогами и одним ударным. Дактиль, амфибрахий и анапест — три размера, которые обретают благозвучность в большинстве 4- и 5-стопных стихах силлабо-тонической структуры.

пример стихотворения

Это стихотворение А. Блока, написанное анапестом. При анализе строф явно видны закономерности ударения, образующие ритм.

Есть в русском языке и чисто тонические стихотворения, в которых поэт упорядочивает только ударные слоги, а безударные употребляются несогласованно. Такой стиль написания использовал достаточно часто В. Маяковский.

На́ш бо́г бе́г,

Се́рдце — на́ш бараба́н

Ритм в таком стихотворении очень своеобразен. Конечно, В. Маяковский мог так самовыражаться. Но начинающий поэт обязан сначала освоить силлабо-тоническую систему.

Ассонанс и диссонанс в поэзии, как способ создания ритма

Поясним эти основные понятия. Ассонанс — это такой троп, при котором употребляются одинаковые гласные в стихе. Этот прием усиливает эмоциональность сказанного автором. Строки с такими часто повторяющимися звуками легко читаются и быстро учатся.

Очень часто ассонанс можно встретить в стихах С. Маршака, есть эти тропы и у М. Лермонтова. Этот троп схож с аллитерацией, но при ее использовании таких повторных звукосочетаний на порядок больше.

Что такое диссонанс? Этот троп характеризуется тем, что в последних слогах строк здесь совпадают именно согласные звуки, а ударные гласные совершенно разные. Это придает своеобразную изюминку стихам. Автор выигрывает на интересе, который испытывает читатель, пытающийся понять, почему стих звучит гармоничный, хотя стандартной рифмы на слух не слышно.

И аллитерация, и диссонанс, и ассонанс делают ритм интереснее, вносят разнообразие в общую картину, созданную художником слова. Но употребление этих тропов требует хорошей теоретической подкованности и опыта в поэзии.

Вывод

Разбор стихотворений по стопам и определение размера — это программа школы. Все, кто любил уроки литературы, знает немного о стиле и рифме, помнит, что такое ритм в стихотворении; 4 класс знает уже, что есть перекрестная и кольцевая форма рифмовки. А старшие школьники изучают уже размеры.

Но начинающие поэты должны уже интересоваться более сложными вопросами теории поэзии. Ритм, размер и рифма, как видим, — взаимосвязанные понятия. Поэт должен иметь не только значительный лексический запас, но и знания законов ритма.

Ритмом называют не только размер силлабо-тонического (построенного на чередовании в определенном порядке безударных и ударных слогов) стихотворения. К ритмообразующим элементам относят рифму, цезуру и т. д., но вы, наверное, говорите о размере.

Чтобы его определить, как уже сказали, нужно расставить ударения и выделить слоги. Например:

Ударные слоги выделены голубым. Ударение падает на второй слог. Размер двухсложный (ударные чередуются с безударными, в стопе два слога).

Существует много размеров, к примеру:

На картинке ударные слоги выделены как длинная черточка.

Есть программы для определения стихотворного размера. Одна из них — «Ритм во мне». Онлайн проанализировать произведения можно здесь.

Как определить ритм стихотворения

Ритм — это именно то, что отличает стихотворение от прозы. Он основывается на чередовании слогов — ударных и безударных. Ритмичность стиха задается цикличностью, закономерностью такого чередования.

Как определить ритм стихотворения

Инструкция

Самые малые единицы стихотворения, образующие его ритм, — это слоги. Они бывают ударные и безударные. Группа безударных слогов, которые объединяет один ударный, образует стопу. Именно структура и чередование стоп создают ритмический рисунок, или размер стиха, который, как правило, продолжается на протяжении всего произведения. Для определения стихотворного размера достаточно выделить одну строфу (наиболее крупную чередующуюся единицу — двустишие, трехстишие, четверостишие и т.п). В стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» строфой будет четверостишие:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.

Выделите в строфе слоги. Схематически изобразите строение стиха таким образом: сильный, ударный слог отметьте знаком «/», безударный — «-». Теперь это же четверостишие будет выглядеть так:/ — / — / — / -/ — / — / — // — / — / — / -/ — / — / — /Видно, что на каждый ударный слог приходится по одному безударному. Это и есть стопа, в данном случае двусложная. В стихотворении Н.А. Некрасова «Застенчивость» стопа уже трехсложная — она состоит из двух безударных слогов и одного ударного:На ногах словно гири железные,Как свинцом налита голова,Странно руки торчат бесполезные,На губах замирают слова.- — / — — / — — / — — — / — — / — — / — — — / — — / — — / — — — / — — / — — / — -Таким образом вы смогли определить дву- и трехстопный размер стихотворения.

В классическом стихосложении выделяют два вида двустопного размера и три — трехстопного. Двустопные — это хорей и ямб. В хорее ударным является первый слог в стопе. То есть рассмотренное нами стихотворение «Зимний вечер» написано хореем. В ямбе, соответственно, ударение приходится на второй слог:Мой дядя самых честных правил.. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)- / — / — / — / -Трехсложные размеры делятся на дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль — размер с ударением на первый слог:Тучки небесные, вечные странники.. (М.Ю. Лермонтов, «Тучи»)/ — — / — — / — — / — -Амфибрахий — трехсложный размер с ударением на второй слог:Какое туманное летоВ неласковой этой стране! (С.Я. Маршак, «Львица»)- / — — / — — / — / — — / — — /Анапест — трехсложный размер с ударением на третий слог, как в рассмотренном стихотворении Некрасова «Застенчивость».

Обратите внимание

Не всегда авторы строго придерживаются одного ритмического рисунка. Но чередование стоп все равно, как правило, тяготеет к тому или иному стихотворному размеру, двусложному или трехсложному.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Человек постоянно чувствует ритм. Это ритм его сердца, биение пульса. Это ритм музыки, которую он слышит. Это ритмичные звуки идущих часов.

Чувство ритма

Ритм всегда имеет воздействие на человека. Монотонная речь, ритмически состоящая из идентичных по громкости слогов, составляет невыразительное речевое полотно. Только ударение в словах позволяет отличать их друг от друга.

Через короткое время, непроизвольно, звуки структурируются мозгом и воспринимаются как повторяющиеся тихие и громкие слоги, чередующиеся между собой. Записав более громкий слог как «/», а тихий как «-», получим следующую схему:

  • /-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/.

Скучно и нудно, не правда ли? Легко отключиться от собеседника и улететь мыслями далеко-далеко. Или вообще заснуть. Как известно, самая убаюкивающая вещь – это лекция. Тем не менее определились самые маленькие элементы стиха – слоги. Их называют единицами ритма первого уровня.

В 19-ом веке, когда одним из немногих развлечений была поэзия, не знать, что такое ямб или хорей,…

ритмы стиха и ритмы прозы

Чтобы речь перестала быть монотонной, читают с выражением. Выделяют ударные слоги и ставят смысловое ударение во всей фразе.

Ритм в прозе

Ритмы стиха и ритмы прозы подчиняются одним законам. Более того, музыкальный ритм тоже соответствует им. Когда строится фраза, в словах ставится ударение и выделяется ключевое слово или словосочетание. В музыкальной фразе ударение делается выделением какого-либо фрагмента с помощью усиления или уменьшения звука или паузой.

Ритм в прозе непостоянен и этим отличается от ритма стиха. В стихотворении весь текст структурирован и подчинен определенному ритму. Он может меняться, возвращаться к первоначальному, но он есть всегда. В прозе же он присутствует иногда, для выражения определенной мысли. Писатель использует этот инструмент для подчеркивания перечисления, например:

Одним из организационных «инструментов» литературного текста является ассонанс. Примеры его…

  • Поезд чертил свою линию с запада на восток, мелькали в окнах поля, леса и убогие деревеньки. Их сменяли дачные участки, которые плавно переходили в предместья, а затем и в провинциальные городки.

Ритмическая запись этой фразы будет выглядеть так:

  • /- -/- -/- -/- — — — /, -/- — — -/, -/- -/- — — — /- . /- — — /- — — /- , -/- — /- — — — /- — /- , — — /- — — — /- — — — /.

Есть что-то от ритма поезда, не правда ли? А вот запись фразы другого настроения:

  • Нет, я не стану этого делать. Не на того напал! Это что? Деньги? Мне? Вон! Вон из моей квартиры и из моей жизни!
  • /, — -/- /- -/-. — — -/- /! — -/ ? /- ?/ ?/! /- -/- /- — — — — /-!

ритм стиха стихотворный

Если в эту фразу вставить какое-либо рассуждение, изменится динамика действия, а вместе с ней уйдут экспрессивные выражения, окраска речи персонажа изменится, у него будет другой характер:

  • Нет, я не стану этого делать. Да за кого ты меня принимаешь? Чтобы я собственными руками подписал этот документ? Стал твоим поручителем, рискуя благополучием собственной семьи? Что это? Деньги? Сейчас ты готов платить за мое предательство, а кто заплатит мне, когда ты меня предашь? Уходи. Разговор окончен.
  • /, — -/- /- -/-. — — — / — -/- -/-? — -/, — — — — — /-, — -/- — — -/? / — — — — /- -, -/- — — — /- -/ — — -/? /- — ?/- ? -/ — — — — /- — — — /- -, — — — — -/, — -/- — — /? — -/. — -/ — /-.

Так может сказать мягкий человек, сама противоположность легко закипающему неврастенику из первого примера. Как видно, ритм в прозе служит для придания окраски повествованию или регулирования динамики действия.

Сегодня анализ стихотворного произведения делают школьники и студенты филологического факультета….

Единица ритма в стихе – стопа

Звуки одинаковой длительности, которые выражаются в записи как «/» и «-», составляют какой-либо элемент. Их насчитывается довольно большое количество, приведем лишь некоторые:

  • /-
  • /- —
  • /- — —
  • /- — — —

ритм в стихе

Называются они единицами второго уровня — стопами. Название пришло из античности, когда танцовщик опускался на полную стопу. Рисунок его танца состоял из двух символов: ударный (стопа) и безударные (танец на носках). Со временем классическая стопа изменила свой вид, и сейчас так называют повторяющийся элемент стиха, где есть один ударный слог и один или несколько безударных.

Если на первом уровне еще нет рисунка, то на втором он появляется. Вот из этих «кирпичиков» будут слагаться стихи. Чаще всего они состоят из двух, трех или четырех долей. Поэтому называются двух-, трех- и четырехдольными стопами.

Строка

Для красоты звучания единиц ритма второго уровня недостаточно. Они группируются в строки или ритмические единицы третьего уровня:

  • /-/-/-/-
  • -/-/-/-/-
  • /- -/- -/- -/
  • — — /- -/- -/
  • -/- -/- -/-

Для примера попробуем записать ритм в стихе, выделяя слоги, на которые падает усиление:

  • Давайте мы будем смеяться и плакать
  • и искренних чувств друг от друга не прятать.
  • — — — -/- — — — -/-
  • -/- -/- — — — -/-.

Размер и ритм стиха могут не совпадать, хотя и записываются одинаковыми знаками.

Размер стиха

Сальери говорил Моцарту, что он «алгеброй гармонию измерил». В этом есть глубокий смысл: стихи можно измерить, и единицей измерения станет размер стиха.

ритм стиха стихотворный

Существуют пять основных размеров в русском стихосложении:

  1. /-
  2. -/
  3. /- —
  4. -/-
  5. — — /

Называются они соответственно хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. В определении размера стиха важную роль играет ударение. И если ритм – величина непостоянная, зависящая от исполнителя, то размер он изменить не может. Вот как выглядит запись размера предыдущего стиха:

  • — /- — /- — /- -/-
  • — /- — /- — /- -/-.

Это как нотная запись. Играть ли с большим чувством, выразительно, или отбивать такт, как играют на занятиях танцами, – это зависит от концертмейстера. Ноты остаются те же в обоих случаях.

То же самое и с декламатором стихов: он может прочитать их с большим подъемом, выделяя некоторые слова и делая паузы. Тогда его выступление станет похожим на хорошее исполнение музыкальной пьесы. А теперь представьте себе школьного зубрилу, который вышел к доске и прочитал стихотворение на одной ноте, монотонно. Он отразил размер стиха, но не придал ему ритма. Стихи без ритм-деления безжизненны.

Строфа

Из ударных и безударных слогов формируются стопы, из них – строки, а из строк – строфы. Строфа – это единица ритма четвертого уровня. Она может иметь один размер для всех строк, а может менять его. А. С. Пушкин изобрел «онегинскую строфу», где совместил несколько размеров.

записать ритм стиха

Но все же строфа – это ритм. Повторяясь от двух до множества раз, она придает рисунок стихотворению.

Наиболее часто встречаются строфы из четырех строк. И строфы содержат рифму.

Рифма

Некоторые слова одинаково заканчиваются. В таком случае одно слово для другого является рифмой. С ними человек знакомится с самого рождения: колыбельные песенки и детские считалочки, поговорки, прибаутки и присказки содержат рифмующиеся слова. Особенностью рифмы в современном стихосложении стало то, что она может быть взята из другого языка.

Земфира спокойно рифмует к слову «дискотеки»:

  • Меньше всего нужны мне твои comeback’и…

стихи без ритм

Более того, рифмовать можно слова, которых вовсе нет ни в одном языке. Именно так поступил Льюис Кэрролл, вставив в свою сказку стишок о Бармаглоте:

  • «Варкалось… Хливкие шорьки…».

С его легкой руки пошло экспериментирование поэтами начала двадцатого века. Хармс, например, написал:

  • Люди спят:
  • урлы-мурлы.
  • Над людьми
  • парят орлы.

Здесь рифма «орлы – мурлы». От того, что такого слова нет, стихи не перестали быть стихами. Выдержан размер стиха, ритм и рифма. Хотя ее может и не быть. Есть несколько форм, где стихи составляются без рифмы.

Гекзаметры и белый стих

Размер гекзаметра известен по «Одиссее» Гомера. После перевода ее на русский язык поэты стали чаще подражать древнему метру. Он имеет следующую схему:

  • /- -/- -/- -/- -/- -/-

Античный размер гекзаметров не часто применяют в русских стихах. Однако некоторые гекзаметры стали широко известными. Например, в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» во время репетиции античной пьесы, написанной гекзаметрами, на сцену выходит Бубенцов в тулупе и обращается к греческим богам: «Братцы мои дорогие, плебеи и фавны!» Сохраняя размер гекзаметра, он просит их провести его через сцену. Актеры мгновенно перестраиваются и отвечают в том же духе.

Еще один образчик этого стиха встречается в «Золотом теленке» — второй книге про О. Бендера писателей Ильфа и Петрова. Едва спасшись от пожара, В. Лоханкин заговорил античным стихом:

  • «Я к вам пришел навеки поселиться, надеюсь я найти у вас приют».

Главное в таком стихе – не рифма, а размер. Он распространяется на все строки, и повествование становится похожим на балладу:

  • Солнце давно уже скрылось, ушло на покой до рассвета.
  • И не торопится выйти на небо светило ночное.
  • В волнах поют, моряков зазывая, сирены.
  • Только огонь маяка жизнерадостно светит.

Стихи без рифмы носят название «белый стих». Есть очень красивые стихи А. Блока и С. Черного, написанные этим стилем. Они структурированы, имеют ритм стиха, стихотворный размер, и это настоящая поэзия.

Буриме

Для написания простеньких стишков не требуется вдохновение. Нужно лишь знать основные законы стихосложения. На этих законах построена игра «буриме». Задаются две пары рифм, и игроки сочиняют четверостишие. После зачитывают творения и выбирают наиболее удачное. Эта салонная игра позволяет быстро разобраться в понятиях ритма стиха, стихотворного размера и построения строфы с рифмующимися строками. Допустим, даны две пары таких рифм: «гипюр — маникюр» и «конфитюр – от кутюр». Вот что может получиться:

  • Тончайшей перчатки гипюр
  • Французский не скрыл маникюр.
  • Я сегодня на кухне варю конфитюр,
  • Облачившись в наряд от кутюр.

ритм стиха стихотворный размер

В этом четверостишии парные рифмы стоят в соседних строчках. Можно было бы поменять их местами. Хотя о размере не договариваются, в заданных словах уже читается анапест:

  • — — /

Это слова с двумя безударными слогами и одним, последним, ударным. Известно, что они должны стоять в конце строки. Поэтому вариантов выбора размера стиха остается немного.

Можно записать ритм стиха, предполагая исполнение его гламурной особой:

  • — — — — — — — /
  • — — — — — — — /
  • — — / — — / — — / — — /
  • — — / — — / — — /.

Определение ритма

В учебных заведениях, где учат актерскому мастерству, есть такое упражнение: прочитать четверостишие или скороговорку с разными выражениями. Например, как прочитала бы его Б. Ахмадуллина, В. Маяковский, Р. Литвинова. Ритм в стихе будет меняться в зависимости от характера чтеца.

Рубленые фразы В. Маяковского позволяют предположить выделение почти каждого слова и многозначительные паузы. Б. Ахмадуллина, скорее всего, прочитала бы его мечтательным тоном, делая акцент только в конце строки. А Р. Литвинова, возможно, выделяла бы начало и конец строки, остальной текст произнося тихо, как бы про себя.

Можно сделать вывод: ритм – это творческий подход к тексту. Выделяя определенные фразы, делая паузы, расставляя другие акценты, чтец делает текст живым, динамичным. Ритм в стихе – непостоянная величина. Он меняется в зависимости от настроения декламатора. Вопросительная интонация или восклицание не изменят ни текста стиха, ни его размера, но создадут противоположное впечатление от творения автора. Вот почему очень важно уметь владеть передачей ритма при чтении стихов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Guild wars 2 connection error s detected retrying как исправить
  • Как найти модуль перемещения тела по графику
  • Пересолила маринованные шампиньоны как исправить
  • Как найти ошибку в морфологическом разборе
  • Скайрим как найти осколки жнеца