Как найти риторические фигуры в стихотворении

Автор использует риторические восклицания,тем самым усиливает впечатление,повышает эмоции и увеличивает накал смысла:

«Доля ты!- русская долюшка женская!

Многострадальная мать!

Некогда кровь унимать!

Надо ребенка качать!

Канут они — всё равно!»

Использование многоточий,риторическая недосказанность,автор оставляет читательскому воображению,додумать и продолжить его мысль:

«Пой, терпеливая мать!…

Жадно подносит к краям…»

Риторические вопросы обращены не к читателю,автор даёт ответ,усиливая этим глубину сказанного,показывая лично отношение к долготерпению народа.

«Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении.»

Заканчивается стихотворение риторическим вопросом,на который автор не знает ответа.Вопрос о судьбе народа,что с ним будет-это то,что волнует Некрасова.Вопрос в конце акцентирует внимание на проблеме,которую поднимает автор-хватит ли терпения у народа,долго ли будут страдать простые крестьяне.Многоточие-это то,что ответит читатель,как он поймёт слова автора.

«Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?…»

Существуют разные способы сделать речь более эффектной и запоминающейся. Можно обогащать её содержание, применяя различные метафоры, сравнения, яркие образные эпитеты или другие тропы (обороты, применяющиеся в переносном значении). Можно придавать речи убедительность путём цитирования глубоких мыслей каких-либо деятелей или использовать народную мудрость в виде поговорок и пословиц. Чтобы напрямую стимулировать восприятие читателя, можно влиять на интонацию и темп речи. Для этого в литературе применяется особая группа приёмов, называемых фигурами речи.

В литературоведении нет исчерпывающего определения термина «фигура речи» («стилистическая фигура», «риторическая фигура»). Чаще всего под фигурами речи понимается комплекс стилистических приёмов, выраженных посредством речевых конструкций, повышающих выразительность речи, влияющих на её эмоциональную окраску. Как видим, это достаточно широкое определение, под которое подпадают и тропы. Далее мы будем рассматривать фигуры в узком смысле – как речевые конструкции, основанные не на операциях со значением слов, а с их положением и сочетанием в предложении.

Известно, что одними из первых применять и изучать фигуры начали античные риторы и ораторы. Собственно, в литературную речь эти приёмы пришли из риторики, поскольку экспрессивная образная речь была необходима в первую очередь тем, кто постоянно выступает перед публикой. Считается, что изобретателем фигур был философ Горгий, живший в V-IV вв. до нашей эры. Большой вклад в исследование фигур внесли Аристотель, Теофраст, Цецилий, которые предлагали классификации и определения фигур речи. Наиболее распространённой в эту эпоху была формулировка Квинтиллиана: «Фигура в точном смысле слова определяется как сознательное отклонение в мысли или в выражении от обыденной и простой формы… Таким образом, будем считать фигурой обновление формы речи при помощи некоего искусства».

Деметрий Фалерский предлагал деление на фигуры слов и фигуры мысли. Первые представляют собой устойчивую конструкцию, в которой не допускается менять составляющие местами или заменять другими словами, иначе можно разрушить смысл фразы. Примером таких фигур могут служить устойчивые выражения и пословицы. В настоящее время к фигурам слова относят следующие приёмы:

  • фигуры прибавления – разного рода повторы (анафора, эпифора, анадиплосис, рефрен, симплока, многосоюзие), плеоназм, градация, мезархия, полиптотон;
  • фигуры убавления – бессоюзие, эллипсис, зевгма, апозиопеза (умолчание);
  • фигуры перестановки или замещения – инверсия, хиазм, параллелизм, антитеза, парентеза.

Фигуры мысли, напротив, допускают возможность изменения. Таковыми считаются риторические вопросы, восклицания и обращения, оксюмороны.

Рассмотрим каждый из этих приёмов в отдельности и приведём примеры.

  • 1 Фигуры прибавления
  • 2 Фигуры убавления
  • 3 Фигуры перестановки (замещения)
  • 4 Фигуры мысли

Фигуры прибавления

Лексический повтор – намеренное дублирование слов или выражений на обозримом участке текста. Благодаря этому приёму внимание читателя сосредотачивается на определённой мысли автора, усиливается эмоциональное напряжение. Выделяются несколько видов повторов:

1. Анафора представляет собой повторение первых букв, слогов, слов, словосочетаний в двух и более относительно самостоятельных отрывках речи (строках, строфах, фрагментах прозаического произведения).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…

А. С. Пушкин.

2. Эпифора – это повтор слов или выражений в конце отрезка речи.

Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций – тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.

«Русский бог», П. А. Вяземский.

3. Анадиплосис – повторение последнего слова (или слов) фразы в начале следующего отрезка речи.

Она пришла ко мне, молчащая, как ночь,
Глядящая, как ночь, фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне – такая же точь-в-точь…

«Как ночь», К. Д. Бальмонт.

4. Рефрен предполагает повторение на одном отрезке одного и того же слова несколько раз.

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, –
Безумствуй, сжигая меня!

5. Симплока – речевая конструкция, при которой фразы имеют одинаковое начало и конец либо одинаковую середину при разных началах и окончаниях.

Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза.

«Глаза», М. И. Цветаева.

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

«Юбилейное», В. В. Маяковский.

6. Многосоюзие (полисиндентон) – намеренное увеличение числа союзов в определённом отрезке речи (строфе стихотворения или прозаическом отрывке).

Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…

«Пророк», А. С. Пушкин.

Некоторые исследователи также относят к повторам плеоназм (языковая избыточность, сочетание слов, близких по смыслу в пределах одного законченного отрезка речи). Примером плеоназма в художественной литературе является реплика Мосальского из романа «Борис Годунов» А. С. Пушкина:

«Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом! Мы видели их мёртвые трупы

Градация представляет собой череду слов, словосочетаний или предложений, каждое последующее из которых усиливает или снижает напряжение либо значение всей фразы. Выделяют следующие виды градации:
климакс (нарастание напряжения). Пример:

Я образ твой ловлю перед разлукой,
Я полон им, и млею, и дрожу

«Anruf an die Geliebte», А. А. Фет.

антиклимакс (спад напряжения). Пример:

Там матери под тёмным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут

«Ленинградская поэма», О. Ф. Берггольц.

Мезархия – повторение слова или группы слов в начале либо в середине следующих друг за другом фраз. Этот приём позволяет создать эффект монотонности, однообразия.

В одном чёрном-пречёрном лесу
Стоит чёрный-пречёрный дом,
В этом чёрном-пречёрном доме
Стоит чёрный-пречёрный стол…

Из народного творчества.

При полиптотоне одно и то же слово встречается в одном предложении в различных формах или падежах. Часто подобные конструкции можно встретить в пословицах:

Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт.

Дружба дружбой, а служба службой.

Фигуры убавления

Бессоюзие (асиндентон) – такое построение речи, при котором умышленно не использованы союзы, соединяющие отдельные предложения. Самым известным примером бессоюзия является стихотворение А. А. Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

В обычной речи логичнее было бы соединять эти назывные предложения с помощью союза «и», но поэт намеренно выпустил его, благодаря чему создаётся впечатление быстрой смены кадров, динамичности речи.

Эллипсис представляет собой пропуск несущественных для понимания слов и преследует ту же цель, что и бессоюзие. Этот приём придаёт речи энергичность, экспрессивность.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.

«Певец во стане русских воинов», В. А. Жуковский.

Вместо тире здесь подразумевается слово «обратим», но его отсутствие только усиливает впечатление о решительности и непоколебимости русских войск.

Зевгма – такая конструкция, в которой слово (обычно глагол) должно было быть повторено несколько раз, но употребляется единожды. Например, вот фраза из произведения Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»:

«Марья Александровна сидит у камина в превосходнейшем расположении духа и в светло-зеленом платье, которое к ней идёт».

Очевидно, здесь недостаёт ещё одного слова «сидит», но автор опустил его, использовав таким образом зевгму.

Умолчание (апозиопеза) – стилистическая фигура, при которой последняя часть фразы намеренно опускается, давая читателю возможность самому додумать, чем она должна была завершиться. Умолчания передаются в тексте с помощью многоточий и усиливают эмоциональность речи, стимулируют ум и воображение читателя.

Что нам разлука? – Лихая забава,
Беды скучают без нас.
Спьяну ли ввалится в горницу слава,
Бьёт ли тринадцатый час.
Или забыты, забиты, за… кто там
Так научился стучать? –
Вот и идти мне обратно к воротам
Новое горе встречать.

«Что нам разлука…», А. А. Ахматова.

Фигуры перестановки (замещения)

При инверсии привычный порядок слов в предложении (подлежащее – сказуемое – второстепенные члены) меняется произвольным образом с целью перенесения внимания на определённое слово, усиления выразительности фразы в целом или придания ей особой эмоциональной окраски.

Хиазм – стилистический приём, предполагающий крестообразное изменение последовательности двух элементов параллельных отрезков речи (например, частей сложного предложения).

Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.

А. А. Ахматова.

Параллелизм заключается в похожем или одинаковом синтаксическом построении частей предложения либо соседних предложений. Этот приём часто сочетается с анафорой и эпифорой в стихотворениях.

Я считал, что лес – только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.

Я писал, что в лампочке – ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.

«Я всегда твердил, что судьба – игра…», И. А. Бродский.

Антитеза – стилистический приём, при котором происходит резкое противопоставление двух понятий, явлений и т. д., связанных между собой общей синтаксической конструкцией.

Парентеза заключается в добавлении в одну фразу другой, не связанной с первой грамматически. В тексте парентеза оформляется с помощью скобок.

Да, станция. Но погляди
(мне лестно):
не будь её, моей ладьи,
твоя б – ни с места.

«Фламмарион», И. А. Бродский.

Фигуры мысли

Риторический вопрос не предполагает ответа. С помощью этой фигуры автор словно обращается лично к читателю, сосредотачивая его внимание на важной фразе, подчёркивает эмоциональность сказанного.

Разве плохо у нас выходит?
Кто и в чём помешает нам?
Ведь нигде же не говорится,
Что надёжным, большим друзьям…

«Мы решили с тобой дружить…», Э. А. Асадов.

Риторическое восклицание предназначено точно передать эмоциональный накал речи, кульминацию чувств автора или лирического героя. С его помощью можно выразить самые различные чувства – радость, гнев, горечь, восторг, решительность и др.

– Пожалуй, новым батальоном
Командовать придётся мне!
…Ах, как тогда горели клёны! –
Как в страшном сне, как в страшном сне!

«Был строг безусый батальонный…», Ю. В. Друнина.

Риторическое обращение тоже не требует ответа. Этот приём часто применяется в монологах. Используя его, автор будто обращается непосредственно к читателю и вовлекает его в диалог.

Милый друг, я тебе рассказывать не могу,
Что за пламень сжигает мне грудь…

«Ариванза», Д. С. Мережковский.

Оксюморон представляет собой парадокс, сочетание несочетающихся или противоречивых слов и выражений, призванное подчеркнуть комичность речи либо указать на противоречивость чувств автора или лирического героя.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?

«Русь советская», С. А. Есенин.

На этом приёме построены многочисленные рекламные слоганы, политические лозунги или названия произведений:

«Запрет – это свобода!»

«Назад в будущее»

«Горячий снег» и др.

Итак, мы видим, что литературный язык располагает широким арсеналом стилистических приёмов, способных сделать речь живой, экспрессивной и эмоциональной. Или наоборот, привнести в неё задумчивость и романтичность. Следует обратить внимание, что многими из них мы пользуемся в повседневной речи, благодаря чему она звучит эффектно и лучше передаёт настроение говорящего.

Фигуры речи —
это особые формы синтаксических
конструкций, с помощью которых усиливается
выразительность (экспрессивность) речи,
увеличивается сила её воздействия на
адресата.

Как уже было
сказано, риторических фигур несколько
десятков. Мы остановимся на тех, которые
эффективны и просты в употреблении и
часто встречаются как в публичных
выступлениях, так и в обыденной речи.

Антитеза
— оборот, в котором для усиления
выразительности речи резко
противопоставляются противоположные
понятия.

Пример:
Жизнь
коротка — искусство вечно; претензии
велики, да возможностей мало
.

Градация
— такое расположение слов, при котором
каждое последующее превосходит предыдущее
по интенсивности.

Пример:
Время
летит: минута, век, эра
.

Анафора
— повторение слова (нескольких слов) в
начале нескольких фраз, следующих одна
за другой.

Пример:
Суров
закон. Суров, но справедлив. Из двух
спорящих один всегда не прав. Из двух
спорящих не прав тот, кто умнее.

Эпифора
— повтор заключительных элементов
последовательных фраз.

Пример:
Кто
должен взяться за это, если не мэр? И кто
в любом случае потом получит по шапке,
если не мэр?

Анадиплозис
— последующая фраза начинает с повтора
элемента, завершающего фразу предыдущую.

Пример:
Он
не прав. Не прав любой, кто сердится
.

Параллелизм
— однотипность синтаксических конструкции
в смежных или отстоящих недалеко друг
от друга частях сообщения.

Пример:
Но
что же сказать о любви чистой и ясной,
о любви идейной, о любви к Родине? Она
бескорыстна, но это потому, что и всякая
любовь бескорыстна (или она не есть
любовь). Она готова на жертвы, но это
потому, что нет любви без жертвы и
подвига, нет любви без самоотверженности
и самоотречения…

(А. Лосев)

Период
— это такое построение фразы, при котором
и говорящий и слушающий уже в начале
этой фразы предчувствуют, ожидают,
каково будет её развитие и завершение.

Сегодня периодически
структура — единственная синтаксическая
конструкция, которая позволяет строить
длинные предложения, хорошо воспринимаемые
слушателями, аудиторий.

Существует несколько
типов периодов, которые во многом
аналогичны классификации сложноподчинённых
и сложносочинённых предложений.

1. Временной период.

Модель:
в одной из частей периода имеем: когда…,
когда…,
когда

в
другой части — тогда.

Пример:
Когда
нам говорят о великом преступлении…;
когда нам кажется, что оно было направлено
против целой семьи; когда жертва его —
слабая девушка…; каждый из нас,
возмущённый, становится на сторону
обиженных
(П.
Сергеич).

2. Условный период.

Модель:
если…,
если…, если…, то…

3. Определительный период.

Модель:
кто…,
кто…, кто…, тот…

и другие.

Перечисленные
фигуры создают ритм речи, который в свою
очередь вызывает эмоции у слушателей.
(Вспомните стихи: они гораздо больше
влияют на человека, потому что в них
есть ритм, т.е. музыка).

Особенно
важны те риторические фигуры, которые
помогают установить контакт между
говорящим и слушателем, диалогизируют
речь.

Рассмотрим их.

Риторический
вопрос

— утверждение или отрицание, облеченное
в форму вопроса: оно содержит ответ в
самом себе и преследует цель активизировать
внимание и интерес слушателей.

Пример: Есть
ли где народ
,
есть
ли город такой, как наш?

Умело поставленный риторический вопрос
формирует мнение и чувство аудитории,
выделяет важные мысли в речи.

Риторическое
восклицание

— особо эмоциональное утверждение или
отрицание с целью привлечь внимание
аудитории, побудить ее разделить мнение
оратора.

Пример:
О времена! О нравы!

Сермоцинацио
— это «прямая речь» в ткани устной
монологической речи (выступления), но
не любая, а выдуманная, додуманная или
в обработанной форме восстановленная
оратором.

Пример
из «Обращения к юношеству» Льва Толстого:
Что
же любить?… Любить не для того, кого
любишь, не для себя, а для любви». Стоит
понять это, и сразу уничтожится все зло
человеческой жизни и становиться ясным
и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы
было. Чего же лучше, — скажут люди. —
Хорошо бы было любить и жить для любви,
если бы все так жили. А то я буду жить
для любви, отдавать все другому, а другие
будут жить для себя; для своего тела,
что же будет со мной?»
.

Вот что писал П.
Сергеич о сермоцинацио: «Этот прием
незаменим как выражение нравственной
оценки поступков… человека».

Итак, риторические
тропы и фигуры и по сей день являются
важным средством выражения мысли автора,
тем рычагом, с помощью которого можно
овладеть вниманием аудитории и установить
с нею контакт.

Вопросы для
самопроверки.

1.Как называется
раздел риторики, изучающий украшение
речи?

2. Что такое прямое
сообщение? Приведите примеры.

3. Что такое
метасообщение? Назовите основные
риторические формы метасообщения.
Приведите примеры.

4. Что такое
риторический троп? Каково различие
между риторическими и языковыми тропами?

5. Вспомните законы
риторики. Почему можно сказать, что
риторические тропы способствуют
выполнению этих законов? Какие особенности
переносных значений обеспечивают это?

6. Дайте определение
метафоры. Какова ее структура? Виды
метафоры?

7. Вспомните названия
других тропов. Дайте их определения.
Приведите свои примеры (или примеры из
газет, журналов).

8. Что такое
риторические фигуры? Назовите их, дайте
определения и приведите свои примеры.

9. Найдите в учебниках
риторические тропы и фигуры, о которых
не шла речь в данном пособии. Какие из
них кажутся вам интересными и наиболее
употребляемыми в современной речи?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Фигуры речи

От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.

Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Если троп – это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура – часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).

Рассмотрим примеры различных фигур речи.

Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.

Приветствую тебя, пустынный уголок,               

Приют спокойствия, трудов и вдохновения.

А.С. Пушкин

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

А.С. Пушкин

Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядёт шестнадцатый год.

В. Маяковский

 

Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

А.С. Пушкин

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Степям и дорогам

Не кончен счёт;

Камням и порогам

Не найден счёт.

Э. Багрицкий

Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.

Я царь – я раб, я  червь – я бог!

Г.Р. Державин

Когда в кругу убийственных забот

Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,

Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда

Нам на́ душу отрадное дохнёт,

Минувшим нас обвеет и обнимет

И страшный груз минутно приподнимет.

Ф. Тютчев

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу

С. Есенин

Весны дуновеньем земля обогрета.
Ещё не начало весны, а предвестье,
и даже ещё не предвестьенамёк,
что будет,
что рядом,
что срок недалёк.

В. Тушнова

Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг,

И мне наскучил их несвязный

И оглушающий язык.

М. Лермонтов

С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив.

С. Есенин

Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.

О чём ты воешь, ветр ночной?

О чём так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Ф. Тютчев

Знакомые тучи! Как вы живёте?

Кому вы намерены нынче грозить?

М. Светлов

Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев…

А.С. Пушкин

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

А.С. Пушкин

Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.

Какое лето! Что за лето!

Да это просто колдовство.

Ф. Тютчев

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино,

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

М. Цветаева

Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

М. Лермонтов.

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся…
Рассказать, что с той же страстью…
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет…

А.А. Фет

Эллипсис — пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.          

Зверю – берлога,      нужна

Страннику – дорога…

М. Цветаева

Полюбил богатый – бедную,       человек — девушку

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную…

М. Цветаева

Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.

Всякие стихи ради последней строчки.

Которая приходит первой.

М. Цветаева

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин.

Ю. Бондарев

Прочитать подробнее о звукописи.

Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах).

Слайд 1

Поэзия Марины Цветаева Риторические фигуры Проект по литературе Ученицы 11 И-Т класса Лицея №1 Родичевой Анастасии. Руководитель: Гордеева Э.В.

Слайд 2

Цель: Выявить какие художественные средства использует поэтесса в своих стихотворениях.

Слайд 3

Задачи: Найти риторические фигуры в тексте; Их классифицировать; Провести анализ риторических фигур в поэтическом тексте.

Слайд 4

Антитеза (противопоставление) Безумные и благоразумные , Позор – и честь … Но в вашей любви любой Стократ – моя нелюбовь ! Лебеди слева, справа вороны …

Слайд 5

Градация (расположение понятий в порядке нарастания или убываний значений) Мой миг , мой час , мой день , мой год , мой век … Всем – праведник – певец – и мертвый .

Слайд 6

Лексический повтор Орел — губернатор ! Тот самый орел , Я вас не забыла и вас не забуду Но вашей мне любви любовной

Слайд 7

Синтаксический параллелизм (одинаковое построение фраз) Днем — скрываю, Днем — молчу. Я – маленький плясун. Я – тень от чей-то тени. Я – лунатик

Слайд 8

Инверсия (обратный порядок слов) Всходили и гасли очи … Рокочет ярая колотушка … Поздних роз и молний поздних !

Слайд 9

Парцелляция (нарушение границ предложения) Когда , и как , и кем , и много ли Целованы твои уста. А когда — когда-нибудь — как в воду И тебя потянет — в вечный путь,

Слайд 10

Номинативная цепочка Август — астры , Август — звезды , Август — грозди Винограда и рябины Ржавой — август!

Слайд 11

Анафора (единоначатие) Прощай, домоводство! Прощай, борода! Прощай, воеводство! В поте — пишущий, В поте — пашущий!

Слайд 12

Эпифора (повторение слов в конце текста) Другие его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его! И если для целого мира вы мертвы , Я тоже мертва .

Слайд 13

Кольцо (1-я строфа повторяется и 4-я) Всходили и гасли звезды (Откуда такая нежность?) Всходили и гасли очи У самых моих очей. Еще не такие песни Я слушала ночью темной (Откуда такая нежность?) На самой груди певца.

Слайд 14

Зеркало (зеркальное отображение фразы) Шалость – имя мне, имя – шалость!

Слайд 15

Риторическое обращение Милый друг , ушедший дальше, чем за море! Соперница , а я к тебе приду Когда – нибуть такою ночью длинной… Я полюбила Вас, Анна Ахматова .

Слайд 16

Риторический вопрос Откуда такая нежность? Вся Ваша жизнь — озноб, И завершится — чем она? Юная бабушка, кто вы?

Слайд 17

Риторическое восклицание Высоко твои братья! Не докличешься! Яснооконька моя, Чернокнижница! Чернокрылонька моя! Чернокнижница!

Слайд 18

Диалог Так Агарь в своей пустыне Шепчет Измаилу: — «Позабыл отец твой милый О прекрасном сыне!»

Слайд 19

Аллитерация (повтор согласных) Р ок п р иходит не с г р охотом и г р ом.. Ш елест ш елка вокруг колен… М етель м етет…

Слайд 20

Оксюморон (два противоположных понятия) Испепели меня, черное солнце – ночь!

Слайд 21

Перечисление Здесь, меж вами: домами, деньгами, дымами Дамами, Думами , От скрипки – от автомобиля – Щелков, огня …

Слайд 22

Вывод По результатам анализа 30-ти стихотворений М. Цветаевой можно сделать вывод.

Слайд 23

Вывод

Слайд 24

Вывод

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти настоящую семью
  • Как найти истину обществознание
  • Как найти с мамой отношения
  • Как составить план занятий на учебный год
  • Как составить смету зимнее удорожание