Как найти риторические фигуры в тексте

Существуют разные способы сделать речь более эффектной и запоминающейся. Можно обогащать её содержание, применяя различные метафоры, сравнения, яркие образные эпитеты или другие тропы (обороты, применяющиеся в переносном значении). Можно придавать речи убедительность путём цитирования глубоких мыслей каких-либо деятелей или использовать народную мудрость в виде поговорок и пословиц. Чтобы напрямую стимулировать восприятие читателя, можно влиять на интонацию и темп речи. Для этого в литературе применяется особая группа приёмов, называемых фигурами речи.

В литературоведении нет исчерпывающего определения термина «фигура речи» («стилистическая фигура», «риторическая фигура»). Чаще всего под фигурами речи понимается комплекс стилистических приёмов, выраженных посредством речевых конструкций, повышающих выразительность речи, влияющих на её эмоциональную окраску. Как видим, это достаточно широкое определение, под которое подпадают и тропы. Далее мы будем рассматривать фигуры в узком смысле – как речевые конструкции, основанные не на операциях со значением слов, а с их положением и сочетанием в предложении.

Известно, что одними из первых применять и изучать фигуры начали античные риторы и ораторы. Собственно, в литературную речь эти приёмы пришли из риторики, поскольку экспрессивная образная речь была необходима в первую очередь тем, кто постоянно выступает перед публикой. Считается, что изобретателем фигур был философ Горгий, живший в V-IV вв. до нашей эры. Большой вклад в исследование фигур внесли Аристотель, Теофраст, Цецилий, которые предлагали классификации и определения фигур речи. Наиболее распространённой в эту эпоху была формулировка Квинтиллиана: «Фигура в точном смысле слова определяется как сознательное отклонение в мысли или в выражении от обыденной и простой формы… Таким образом, будем считать фигурой обновление формы речи при помощи некоего искусства».

Деметрий Фалерский предлагал деление на фигуры слов и фигуры мысли. Первые представляют собой устойчивую конструкцию, в которой не допускается менять составляющие местами или заменять другими словами, иначе можно разрушить смысл фразы. Примером таких фигур могут служить устойчивые выражения и пословицы. В настоящее время к фигурам слова относят следующие приёмы:

  • фигуры прибавления – разного рода повторы (анафора, эпифора, анадиплосис, рефрен, симплока, многосоюзие), плеоназм, градация, мезархия, полиптотон;
  • фигуры убавления – бессоюзие, эллипсис, зевгма, апозиопеза (умолчание);
  • фигуры перестановки или замещения – инверсия, хиазм, параллелизм, антитеза, парентеза.

Фигуры мысли, напротив, допускают возможность изменения. Таковыми считаются риторические вопросы, восклицания и обращения, оксюмороны.

Рассмотрим каждый из этих приёмов в отдельности и приведём примеры.

  • 1 Фигуры прибавления
  • 2 Фигуры убавления
  • 3 Фигуры перестановки (замещения)
  • 4 Фигуры мысли

Фигуры прибавления

Лексический повтор – намеренное дублирование слов или выражений на обозримом участке текста. Благодаря этому приёму внимание читателя сосредотачивается на определённой мысли автора, усиливается эмоциональное напряжение. Выделяются несколько видов повторов:

1. Анафора представляет собой повторение первых букв, слогов, слов, словосочетаний в двух и более относительно самостоятельных отрывках речи (строках, строфах, фрагментах прозаического произведения).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…

А. С. Пушкин.

2. Эпифора – это повтор слов или выражений в конце отрезка речи.

Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций – тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.

«Русский бог», П. А. Вяземский.

3. Анадиплосис – повторение последнего слова (или слов) фразы в начале следующего отрезка речи.

Она пришла ко мне, молчащая, как ночь,
Глядящая, как ночь, фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне – такая же точь-в-точь…

«Как ночь», К. Д. Бальмонт.

4. Рефрен предполагает повторение на одном отрезке одного и того же слова несколько раз.

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, –
Безумствуй, сжигая меня!

5. Симплока – речевая конструкция, при которой фразы имеют одинаковое начало и конец либо одинаковую середину при разных началах и окончаниях.

Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза.

«Глаза», М. И. Цветаева.

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

«Юбилейное», В. В. Маяковский.

6. Многосоюзие (полисиндентон) – намеренное увеличение числа союзов в определённом отрезке речи (строфе стихотворения или прозаическом отрывке).

Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…

«Пророк», А. С. Пушкин.

Некоторые исследователи также относят к повторам плеоназм (языковая избыточность, сочетание слов, близких по смыслу в пределах одного законченного отрезка речи). Примером плеоназма в художественной литературе является реплика Мосальского из романа «Борис Годунов» А. С. Пушкина:

«Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом! Мы видели их мёртвые трупы

Градация представляет собой череду слов, словосочетаний или предложений, каждое последующее из которых усиливает или снижает напряжение либо значение всей фразы. Выделяют следующие виды градации:
климакс (нарастание напряжения). Пример:

Я образ твой ловлю перед разлукой,
Я полон им, и млею, и дрожу

«Anruf an die Geliebte», А. А. Фет.

антиклимакс (спад напряжения). Пример:

Там матери под тёмным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут

«Ленинградская поэма», О. Ф. Берггольц.

Мезархия – повторение слова или группы слов в начале либо в середине следующих друг за другом фраз. Этот приём позволяет создать эффект монотонности, однообразия.

В одном чёрном-пречёрном лесу
Стоит чёрный-пречёрный дом,
В этом чёрном-пречёрном доме
Стоит чёрный-пречёрный стол…

Из народного творчества.

При полиптотоне одно и то же слово встречается в одном предложении в различных формах или падежах. Часто подобные конструкции можно встретить в пословицах:

Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт.

Дружба дружбой, а служба службой.

Фигуры убавления

Бессоюзие (асиндентон) – такое построение речи, при котором умышленно не использованы союзы, соединяющие отдельные предложения. Самым известным примером бессоюзия является стихотворение А. А. Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

В обычной речи логичнее было бы соединять эти назывные предложения с помощью союза «и», но поэт намеренно выпустил его, благодаря чему создаётся впечатление быстрой смены кадров, динамичности речи.

Эллипсис представляет собой пропуск несущественных для понимания слов и преследует ту же цель, что и бессоюзие. Этот приём придаёт речи энергичность, экспрессивность.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.

«Певец во стане русских воинов», В. А. Жуковский.

Вместо тире здесь подразумевается слово «обратим», но его отсутствие только усиливает впечатление о решительности и непоколебимости русских войск.

Зевгма – такая конструкция, в которой слово (обычно глагол) должно было быть повторено несколько раз, но употребляется единожды. Например, вот фраза из произведения Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»:

«Марья Александровна сидит у камина в превосходнейшем расположении духа и в светло-зеленом платье, которое к ней идёт».

Очевидно, здесь недостаёт ещё одного слова «сидит», но автор опустил его, использовав таким образом зевгму.

Умолчание (апозиопеза) – стилистическая фигура, при которой последняя часть фразы намеренно опускается, давая читателю возможность самому додумать, чем она должна была завершиться. Умолчания передаются в тексте с помощью многоточий и усиливают эмоциональность речи, стимулируют ум и воображение читателя.

Что нам разлука? – Лихая забава,
Беды скучают без нас.
Спьяну ли ввалится в горницу слава,
Бьёт ли тринадцатый час.
Или забыты, забиты, за… кто там
Так научился стучать? –
Вот и идти мне обратно к воротам
Новое горе встречать.

«Что нам разлука…», А. А. Ахматова.

Фигуры перестановки (замещения)

При инверсии привычный порядок слов в предложении (подлежащее – сказуемое – второстепенные члены) меняется произвольным образом с целью перенесения внимания на определённое слово, усиления выразительности фразы в целом или придания ей особой эмоциональной окраски.

Хиазм – стилистический приём, предполагающий крестообразное изменение последовательности двух элементов параллельных отрезков речи (например, частей сложного предложения).

Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.

А. А. Ахматова.

Параллелизм заключается в похожем или одинаковом синтаксическом построении частей предложения либо соседних предложений. Этот приём часто сочетается с анафорой и эпифорой в стихотворениях.

Я считал, что лес – только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.

Я писал, что в лампочке – ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.

«Я всегда твердил, что судьба – игра…», И. А. Бродский.

Антитеза – стилистический приём, при котором происходит резкое противопоставление двух понятий, явлений и т. д., связанных между собой общей синтаксической конструкцией.

Парентеза заключается в добавлении в одну фразу другой, не связанной с первой грамматически. В тексте парентеза оформляется с помощью скобок.

Да, станция. Но погляди
(мне лестно):
не будь её, моей ладьи,
твоя б – ни с места.

«Фламмарион», И. А. Бродский.

Фигуры мысли

Риторический вопрос не предполагает ответа. С помощью этой фигуры автор словно обращается лично к читателю, сосредотачивая его внимание на важной фразе, подчёркивает эмоциональность сказанного.

Разве плохо у нас выходит?
Кто и в чём помешает нам?
Ведь нигде же не говорится,
Что надёжным, большим друзьям…

«Мы решили с тобой дружить…», Э. А. Асадов.

Риторическое восклицание предназначено точно передать эмоциональный накал речи, кульминацию чувств автора или лирического героя. С его помощью можно выразить самые различные чувства – радость, гнев, горечь, восторг, решительность и др.

– Пожалуй, новым батальоном
Командовать придётся мне!
…Ах, как тогда горели клёны! –
Как в страшном сне, как в страшном сне!

«Был строг безусый батальонный…», Ю. В. Друнина.

Риторическое обращение тоже не требует ответа. Этот приём часто применяется в монологах. Используя его, автор будто обращается непосредственно к читателю и вовлекает его в диалог.

Милый друг, я тебе рассказывать не могу,
Что за пламень сжигает мне грудь…

«Ариванза», Д. С. Мережковский.

Оксюморон представляет собой парадокс, сочетание несочетающихся или противоречивых слов и выражений, призванное подчеркнуть комичность речи либо указать на противоречивость чувств автора или лирического героя.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?

«Русь советская», С. А. Есенин.

На этом приёме построены многочисленные рекламные слоганы, политические лозунги или названия произведений:

«Запрет – это свобода!»

«Назад в будущее»

«Горячий снег» и др.

Итак, мы видим, что литературный язык располагает широким арсеналом стилистических приёмов, способных сделать речь живой, экспрессивной и эмоциональной. Или наоборот, привнести в неё задумчивость и романтичность. Следует обратить внимание, что многими из них мы пользуемся в повседневной речи, благодаря чему она звучит эффектно и лучше передаёт настроение говорящего.

Риторические фигуры

Вы когда-нибудь слышали о фигурах речи? Они очень распространены в поэзии, и на самом деле они часто используются, не осознавая этого, придавая текстам иную красоту, помимо изображения или ощущения, которое они предлагают. По сути, это не просто инструмент для поэзии, их можно использовать и в других литературных жанрах.

Но Какие фигуры речи? А сколько их? Все это, а также некоторые примеры, чтобы прояснить вам, — это то, что мы собираемся обсудить с вами сегодня, чтобы вы не сомневались в их концепции или в том, как найти их в различных литературных текстах.

Индекс

  • 1 Какие бывают фигуры речи
  • 2 Виды речевых фигур (и их примеры)
    • 2.1 метафора
    • 2.2 Сравнение или сравнение
    • 2.3 Риторические фигуры: персонификация
    • 2.4 Риторические фигуры: Гипербатон
    • 2.5 Риторические фигуры: звукоподражания
    • 2.6 Ирония
    • 2.7 Риторические фигуры: гипербола
    • 2.8 Риторические фигуры: Анафора
    • 2.9 Аллитерация
    • 2.10 Риторические фигуры: Оксюморон

Какие бывают фигуры речи

Фигуры речи, также называемые литературными фигурами, не более чем инструменты или способы использования слов. Их так называют, потому что то, что делают эти фигуры, — это то, что слова приобретают красоту, выразительность, жизнь … другими словами, они стремятся, чтобы слова волновали, удивляли, пугали … читателя или слушателя, который их слышит.

Обычно для этого требуется более одного слова, поскольку этот эффект достигается созданием фраз или сочетаний слов.

Кроме того, не многие признают, что, хотя риторические фигуры тесно связаны с поэзией, реальность иная. Они также могут присутствовать в других жанрах, таких как драма, эссе или даже повествование. Более того, даже в разговорной речи можно встретить изображения литературных деятелей, с выражениями или поворотами.

Но что это за цифры? О них мы поговорим ниже.

Какие бывают фигуры речи

Виды речевых фигур (и их примеры)

В настоящее время существуют более 250 различных фигур речи, многие из них сегодня почти неизвестны тем, кто не является «литературоведом». По этой причине говорить с вами обо всех из них очень сложно, так как мы будем утомлять вас. Но мы можем прокомментировать некоторые из наиболее часто используемых и распространенных фигур в литературе, как поэтической, так и повествовательной. А они такие:

метафора

Метафора может быть понята как сходство между двумя образами, концепциями, идеями и т. д.

Например:

«Его глаза — тьма». В данном случае это означает, что цвет глаз черный, но он на самом деле использовал не это слово, а другое, которое поэтически (или звуко) говорит то же самое, но добавляет красоту тексту.

Виды речевых фигур (и их примеры)

Сравнение или сравнение

Он похож на предыдущий, но на самом деле другой. Это относится к созданию отношения двух элементов и сказать, как их можно сравнить.

Например:

«Холодно как лед».

«Он упал на него, как орел на свою добычу».

В обоих случаях делается сравнение действия или образа жизни с чем-то еще, что ясно дает нам пример того, что происходит. Этот образ речи позволяет человеку вызвать это сравнение и, таким образом, испытать эти «чувства», давая пример того, что он должен чувствовать.

Риторические фигуры: персонификация

Персонификация — одна из наиболее часто используемых речевых форм. И это сделано, потому что личность дана концепции или цели. Например:

«Машина жаловалась».

«Сработала сигнализация».

«Легкий ветерок».

На самом деле ничто из того, что мы сказали, не может этого сделать, но это обычное дело в текстах, особенно в повествовании (например, в фэнтези или в художественной литературе).

Риторические фигуры: Гипербатон

Гипербатон на самом деле риторическая фигура, изменяющая порядок слов. Это обычное дело в поэзии, так как так легче построить рифму или даже размер. Но нам необязательно идти на это, чтобы подавать пример. Фактически, есть некий персонаж из «Звездных войн», Йода, который меняет порядок слов и, не осознавая этого, показывает нам, что такое гипербатон.

Примеры этого рисунка следующие:

«Если я правильно помню…». Вместо «Если я правильно помню …».

«Боюсь, что он вернется». Вместо «Боюсь, он вернется».

Виды речевых фигур (и их примеры)

Риторические фигуры: звукоподражания

Звукоподражание в фигурах речи относится к письменное представление звука. Например, когда собака лает, она издает «Вау» или когда кнопка «нажата». Это способы заставить человека понять, а также испытать тот же звук в своем уме, и это широко используемый ресурс, особенно в повествовании.

Ирония

Ирония — это то, о чем мы очень много думаем не только в литературных текстах, но и в повседневной жизни, в разговорах. Это фразы, которые хотят выделить другого человека, но не оскорбляют его, но, используя обычные слова, на них сбрасывается пелена гнева.

Например:

«Я наслаждался днем, пока ждал, что ты мне позвонишь». В этом случае он пытается сосредоточить внимание на том дне, которое было потрачено на ожидание звонка, который так и не пришел и который, косвенно, сделал его скучным.

Риторические фигуры: гипербола

Этот рисунок относится к преувеличение или преувеличенное уменьшение чего-либо. Например:

«Я тысячу раз просил у тебя прощения». Хотя на самом деле это может быть не точное число.

«До инфинитива и дальше». Это выражение часто используется в романтике (хотя первое упоминание о нем может быть взято из фильма «История игрушек»), но на самом деле выйти за пределы бесконечности невозможно.

Риторические фигуры: Анафора

Анафора — это на самом деле повторение определенных слов, чтобы придать больший акцент предложению или абзацу, в котором они написаны.

Например:

Он все знает. Он все делает правильно. Он, всегда его.

Аллитерация

Имеется в виду повторение не слов, как в предыдущем случае, а повторения один звук или несколько похожих. В этом случае это как если бы вы использовали слова, содержащие одинаковые слоги. Например:

«Печально известная толпа ночных птиц». Как видите, здесь тур повторяется толпой и ночью, и при его прочтении текст наделен красотой и выразительностью.

Риторические фигуры: Оксюморон

Эта фигура, малоизвестная, но широко используемая, на самом деле является способом создания противоречия или непоследовательности в предложении.

Например:

«Меньше — больше».

«Оглушающая тишина».

«Беззвучный крик».

Наконец, мы оставляем вам список всех риторических фигур, существующих в испанском языке.

Содержание статьи соответствует нашим принципам редакционная этика. Чтобы сообщить об ошибке, нажмите здесь.

Фигуры речи —
это особые формы синтаксических
конструкций, с помощью которых усиливается
выразительность (экспрессивность) речи,
увеличивается сила её воздействия на
адресата.

Как уже было
сказано, риторических фигур несколько
десятков. Мы остановимся на тех, которые
эффективны и просты в употреблении и
часто встречаются как в публичных
выступлениях, так и в обыденной речи.

Антитеза
— оборот, в котором для усиления
выразительности речи резко
противопоставляются противоположные
понятия.

Пример:
Жизнь
коротка — искусство вечно; претензии
велики, да возможностей мало
.

Градация
— такое расположение слов, при котором
каждое последующее превосходит предыдущее
по интенсивности.

Пример:
Время
летит: минута, век, эра
.

Анафора
— повторение слова (нескольких слов) в
начале нескольких фраз, следующих одна
за другой.

Пример:
Суров
закон. Суров, но справедлив. Из двух
спорящих один всегда не прав. Из двух
спорящих не прав тот, кто умнее.

Эпифора
— повтор заключительных элементов
последовательных фраз.

Пример:
Кто
должен взяться за это, если не мэр? И кто
в любом случае потом получит по шапке,
если не мэр?

Анадиплозис
— последующая фраза начинает с повтора
элемента, завершающего фразу предыдущую.

Пример:
Он
не прав. Не прав любой, кто сердится
.

Параллелизм
— однотипность синтаксических конструкции
в смежных или отстоящих недалеко друг
от друга частях сообщения.

Пример:
Но
что же сказать о любви чистой и ясной,
о любви идейной, о любви к Родине? Она
бескорыстна, но это потому, что и всякая
любовь бескорыстна (или она не есть
любовь). Она готова на жертвы, но это
потому, что нет любви без жертвы и
подвига, нет любви без самоотверженности
и самоотречения…

(А. Лосев)

Период
— это такое построение фразы, при котором
и говорящий и слушающий уже в начале
этой фразы предчувствуют, ожидают,
каково будет её развитие и завершение.

Сегодня периодически
структура — единственная синтаксическая
конструкция, которая позволяет строить
длинные предложения, хорошо воспринимаемые
слушателями, аудиторий.

Существует несколько
типов периодов, которые во многом
аналогичны классификации сложноподчинённых
и сложносочинённых предложений.

1. Временной период.

Модель:
в одной из частей периода имеем: когда…,
когда…,
когда

в
другой части — тогда.

Пример:
Когда
нам говорят о великом преступлении…;
когда нам кажется, что оно было направлено
против целой семьи; когда жертва его —
слабая девушка…; каждый из нас,
возмущённый, становится на сторону
обиженных
(П.
Сергеич).

2. Условный период.

Модель:
если…,
если…, если…, то…

3. Определительный период.

Модель:
кто…,
кто…, кто…, тот…

и другие.

Перечисленные
фигуры создают ритм речи, который в свою
очередь вызывает эмоции у слушателей.
(Вспомните стихи: они гораздо больше
влияют на человека, потому что в них
есть ритм, т.е. музыка).

Особенно
важны те риторические фигуры, которые
помогают установить контакт между
говорящим и слушателем, диалогизируют
речь.

Рассмотрим их.

Риторический
вопрос

— утверждение или отрицание, облеченное
в форму вопроса: оно содержит ответ в
самом себе и преследует цель активизировать
внимание и интерес слушателей.

Пример: Есть
ли где народ
,
есть
ли город такой, как наш?

Умело поставленный риторический вопрос
формирует мнение и чувство аудитории,
выделяет важные мысли в речи.

Риторическое
восклицание

— особо эмоциональное утверждение или
отрицание с целью привлечь внимание
аудитории, побудить ее разделить мнение
оратора.

Пример:
О времена! О нравы!

Сермоцинацио
— это «прямая речь» в ткани устной
монологической речи (выступления), но
не любая, а выдуманная, додуманная или
в обработанной форме восстановленная
оратором.

Пример
из «Обращения к юношеству» Льва Толстого:
Что
же любить?… Любить не для того, кого
любишь, не для себя, а для любви». Стоит
понять это, и сразу уничтожится все зло
человеческой жизни и становиться ясным
и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы
было. Чего же лучше, — скажут люди. —
Хорошо бы было любить и жить для любви,
если бы все так жили. А то я буду жить
для любви, отдавать все другому, а другие
будут жить для себя; для своего тела,
что же будет со мной?»
.

Вот что писал П.
Сергеич о сермоцинацио: «Этот прием
незаменим как выражение нравственной
оценки поступков… человека».

Итак, риторические
тропы и фигуры и по сей день являются
важным средством выражения мысли автора,
тем рычагом, с помощью которого можно
овладеть вниманием аудитории и установить
с нею контакт.

Вопросы для
самопроверки.

1.Как называется
раздел риторики, изучающий украшение
речи?

2. Что такое прямое
сообщение? Приведите примеры.

3. Что такое
метасообщение? Назовите основные
риторические формы метасообщения.
Приведите примеры.

4. Что такое
риторический троп? Каково различие
между риторическими и языковыми тропами?

5. Вспомните законы
риторики. Почему можно сказать, что
риторические тропы способствуют
выполнению этих законов? Какие особенности
переносных значений обеспечивают это?

6. Дайте определение
метафоры. Какова ее структура? Виды
метафоры?

7. Вспомните названия
других тропов. Дайте их определения.
Приведите свои примеры (или примеры из
газет, журналов).

8. Что такое
риторические фигуры? Назовите их, дайте
определения и приведите свои примеры.

9. Найдите в учебниках
риторические тропы и фигуры, о которых
не шла речь в данном пособии. Какие из
них кажутся вам интересными и наиболее
употребляемыми в современной речи?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Привет, сегодня поговорим про риторические фигуры, обещаю рассказать все что знаю. Для того чтобы лучше понимать что такое
риторические фигуры, фигуры речи , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Риторика.

Фигура речи (риторическая фигура, стилистическая фигура; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют ее эмоциональную окраску.
фигуры речи
служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

Античные риторы рассматривали
риторические фигуры
как некие отклонения речи от естественной нормы, «обыденной и простой формы», некое искусственное ее украшение. Современный взгляд, напротив, исходит скорее из того, что фигуры — естественная и неотъемлемая часть человеческой речи.

Среди фигур речи со времен античности выделяют тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком смысле слова (приемы сочетания слов) — хотя проблема четкого определения и разграничения того и другого всегда оставалась открытой.

Риторические фигуры речи

Рис — Виды метабол (риторических фигур)

История изучения

Древнегреческий философ и оратор Горгий (V век до н. э.) настолько прославился новаторским использованием в своих речах риторических фигур, что на долгое время они получили название «горгианские фигуры».

Фигуры речи рассматривал Аристотель (IV век до н. э.) и более подробно разрабатывали его последователи; так, Деметрий Фалерский (IV—III века до н. э.) ввел разделение на «фигуры речи» и «фигуры мысли».

Риторика активно развивается в древнем Риме: в I веке до н. э. фигуры и употребление слов в переносном значении рассматриваются в анонимном трактате «Риторика к Гереннию» и у Цицерона (который придерживается деления фигур на «фигуры речи» и «фигуры мысли», не стремясь к дальнейшей их систематической классификации) ; в I веке н. э. у Квинтилиана появляется деление на четыре вида фигур: прибавление, убавление, замена (одного слова другим), перестановка(слова на другое место) .

В эпоху эллинизма, а затем в средние века ученые и схоласты углубляются в детальную классификацию всевозможных тропов и фигур, коих было в результате выделено более 200 разновидностей.

Фигура (фигура речи в узком смысле слова, риторическая фигура, стилистическая фигура; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий приемы синтаксической (синтагматической) организации речи, которые, не внося никакой дополнительной информации, придают речи художественные и экспрессивные качества и своеобразие.

В отличие от тропов, представляющих собой употребление слов в переносном смысле, фигуры — это приемы сочетания слов. Вместе с тропами фигуры называют «фигурами речи» в широком смысле слова. При этом отграничение фигур от тропов в некоторых случаях вызывает разногласия.

Фигуры известны со времен античности. Древнегреческий софист Горгий (V век до н. э.) настолько прославился новаторским использованием в своих речах риторических фигур, особенно изоколона (ритмико-синтаксическое подобие частей периода), гомеотелевтона (созвучие окончаний этих частей, т. е. внутренняя рифма) и антитезы, что на долгое время они получили название «горгианских фигур».

Классификация фигур речи

Фигуры речи делятся на тропы и фигуры в узком смысле слова. Если под тропами понимается употребление слов или словосочетаний в несобственном, переносном значении, иносказание, то фигуры представляют собой приемы сочетания слов, синтаксической (синтагматической) организации речи. При этом разграничение не всегда однозначно, относительно некоторых фигур речи (таких как эпитет, сравнение, перифраз, гипербола, литота) имеются сомнения: относить их к фигурам в узком смысле слова или же к тропам. М. Л. Гаспаров рассматривает тропы как разновидность фигур — «фигуры переосмысления».

Общепринятой систематики фигур речи не существует, в разных грамматических школах различаются терминология (названия фигур) и принципы их классификации.

Традиционно фигуры речи (по преимуществу фигуры в узком смысле слова) делили на фигуры слова и фигуры мысли. Разница между ними проявляется, например, в том, что замена слова на близкое по значению разрушает фигуры слова, но не фигуры мысли. Фигуры мысли легко поддаются переводу на другой язык, в отличие от фигур слова. В некоторых случаях отнесение фигуры к одному или другому виду не очевидно (например, в случае антитезы).

Вслед за Квинтилианом фигуры (по преимуществу фигуры слова) подразделяли на четыре группы («Quadripartita ratio»), выделяя фигуры, образованные путем: прибавления (adiectio), убавления (detractio), замены (immutatio), перестановки (transmutatio).

Некоторые распространенные фигуры речи в традиционной классификации:

  • Фигуры:
  • Фигуры слова:
  • Фигуры прибавления: разного рода повторы, точные и неточные: анадиплосис, мезархия, анафора, эпифора, симплока, градация, полиптотон,многосоюзие, плеоназм
  • Фигуры убавления: эллипсис, бессоюзие, зевгма
  • Фигуры перестановки (размещения): параллелизм (виды: антитеза, изоколон, гомеотелевтон), инверсия (включая гипербатон), хиазм,парентеза
  • Фигуры мысли:

риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; умолчание, оксюморон

  • Тропы:

метафора, метонимия, синекдоха, катахреза; аллегория, перифраза, эпитет, ирония, гипербола, литота, парономазия, олицетворение

В литературе XX века фигуры нередко делят на семантические и синтаксические. Так, Ю. М. Скребнев называет семантическими фигурами: сравнение, восходящую инисходящую градацию, зевгму, каламбур, антитезу, оксюморон; синтаксическими: фигуры убавления (эллипсис, апосиопеза, просиопеза, апокойну, асиндетон), фигуры добавления (повтор, анадиплозис, пролепсис — одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения, полисиндетон), различные видыинверсии, риторический вопрос, параллелизм, хиазм, анафору, эпифору, симплоку.

Риторические фигуры речи
Ученые из Группы Мю пошли в этом направлении дальше. В книге «Общая риторика» (1970) они предложили общую классификацию риторических фигур и тропов по уровню языковых операций, разделив их на четыре группы: метаплазмы (уровень морфологии — операции с фонетическим и/или графическим обликом языковой единицы), метатаксис (операции на уровне синтаксиса), метасемемы (операции на уровне семантики — значения языковой единицы) и металогизмы (логическиеоперации). Сами операции они разделили на два основных типа: субстанциальные и реляционные. «Первые операции меняют субстанцию единиц, к которым они применяются, вторые же меняют только позиционное отношение между этими единицами». К субстанциальным операциям относятся: 1) убавление, 2) прибавление и 3) убавление с прибавлением (к каковому сочетанию сводится замена Квинтилиана); единственной реляционной операцией является 4) перестановка.

Примеры топов и фигур речи

Тропы

Название

Определение

Эпитет

определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова.

Сравнение

раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку. Ср. у Пушкина: «быстрее птицы младость». Раскрытие же значения слова путем определения его логического содержания называется истолкованием и относится к фигурам.

Перифраза

способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Ср. у Пушкина пародийную перифразу: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вм. молодая талантливая актриса). Одним из видов перифразы является евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Ср. у Гоголя: «обходиться с помощью платка

Синекдоха

«употребление слова в переносном значении».

Классический пример, приводимый Цицероном — «ропот моря». Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.

Метонимия

замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов». Ср. у Ломоносова: «читать Вергилия

Антономасия

замена собственного имени другим, «как бы извне заимствованным прозвищем». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».

Металепсис

замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому». Ср. у Ломоносова — «десять жатв прошло…: здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год».

Гипербола

преувеличение, доведенное до «невозможности». Ср. у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии».

Литотес

преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота («немало» в значении «много»).

Ирония

выражение в словах противоположного их значению смысла. Ср. приводимую Ломоносовым характеристику Катилины у Цицерона: «Да! Человек он боязливой и прекроткой…».

Фигуры

Адинато́н

когда нечто невозможное или очень трудное в осуществлении сопоставляется, с помощью отвлеченного примера и сильного преувеличения, с какой-либо нереальной ситуацией, с чем-то, чего по природе вещей не может быть.

Бессоюзие

стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие предложение, опущены. Придает высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.

Гипербатон

фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путем постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов. Наряду с анафорой, гипербатон относится к фигурам перемещения (инверсии).

Дистинкция

фигура речи (троп; стилистическая фигура протяженности ), через которую обозначается акт познания, отражающий объективное различие между реальными предметами и элементами сознания («У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни»).

Зевгма

фигура речи, заключающаяся в том, что слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний, в других же опускается

Инверсия

филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический прием. Различают еще одну разновидность инверсии — гипербатон. Нередко рассматривается как разновидность трансформации. Зачастую формы инверсии, не принятые в обычной речи, используются в поэзии

Риторическое обращение

стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нем главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

Солецизм

синтаксически неправильный оборот речи, не искажающий смысла высказывания.

Тавтология

риторическая фигура, представляющая собой необоснованное повторение одних и тех же (или однокоренных) или близких по смыслу слов.

Умолчание

намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном.

Умолчание

Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся этим стилистическим приемом, ограничивается намеком.

Примеры

Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б… но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже…

— Михаил Лермонтов. Измаил-Бей

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!

— Иван Бунин. В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…

Хиазм

Хиазм (от др.-греч. χιασμός) — риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов (например, фраза К. С. Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве»). Одно из первых кратких описаний хиазма встречается в анонимной «Риторике к Гереннию» (I век до н. э.). Термин «хиазм» появляется позже и связан с крестообразной формой греческой буквы «хи».

Типы хиазма

В классификации Э. М. Береговской выделяется три типа хиазма:

Чисто синтаксический хиазм, в котором правая часть по своей структуре симметрична левой, повторяя входящие в левую члены предложения в обратном порядке: «Делить веселье — все готовы: / Никто не хочет грусть делить» (Лермонтов. Одиночество)

Семантически осложненный хиазм, в котором добавляется двойной лексический повтор в инвертируемых элементах и обмен синтаксическими функциями у этих элементов: «Самый лучший человек тот, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека — который живет чужими мыслями и своими чувствами» (Л. Н. Толстой)

Хиастический каламбур, в котором, кроме этого, можно проследить изменения значения входящих в него слов: «В России две напасти: Внизу — власть тьмы, / А наверху — тьма власти» (Гиляровский)

Примеры

«Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» (из «Риторики к Гереннию»).

«Честь нашей части — это часть нашей чести».

«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

«Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны» (из инаугурационного послания президента СШАДжона Ф. Кеннеди).

Все шутки советско-американской инверсии.

Экзергазия

Экзергазия — риторическая фигура, которая состоит в добавлении к словосочетанию или обороту синонимических выражений. Экзергазия, как и синонимия, используется для уточнения значения словосочетания, но также для усиления эмоционального напряжения речи.

Эллипсис

Э́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) в лингвистике — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля .

О существовании эллипсиса можно догадаться зачастую исключительно из контекста, поэтому некоторые лингвисты относят его в разряд одного из непродуктивных способов компрессивного словообразования.

Выделяют два вида эллипсиса:

1. Эллипсис субстантивный (субстантивизиирующий): штрафной удар > штрафной

2. Эллипсис адъективный (деадъективизирующий): огородное пугало > пугало

Примеры

Шампанского! [подразумевается «Принесите бутылку шампанского!»] (А. Чехов)

День в темную ночь влюблен,

В зиму весна влюблена,

Жизнь — в смерть…

А ты?.. Ты в меня!

— Г. Гейне. Оставь меня!

Эллипсис и конверсия

Закрепившийся за выражением эллипсис слова вызывает смену частеречного статуса другого слова, подчиненного первому. Например в выражении шампанское винослово вино обычно лишнее, потому что с другими существительными шампанское не употребляется (разве что в женском роде), и шампанское берет на себя роль существительного.

Синтаксическая роль может и прирасти к слову — в исходном частеречном статусе слово перестает употребляться. Например, при пропуске второго слова в ст.-слав.дроугъ чьловѣкъ («другой человек») первое слово прилагательным быть перестало, став существительным друг.

Типы эллипсиса

Существует множество признаваемых лингвистами типов эллипсиса. Некоторые из них:

Гэппинг (en:Gapping)

Псевдогэппинг (en:Pseudogapping)

Стриппинг (en:Stripping (linguistics))

Слусинг (en:Sluicing)

Эллипсис глагольной группы (en:Verb phrase ellipsis)

Эллипсис именной группы (en:Noun ellipsis)

Фрагментирование, или эллипсис при ответе на вопрос (en:Answer ellipsis)

Сравнительный эллипсис (англ. comparative deletion)

Нулевая анафора дополнения (англ. null complement anaphora)

Эмфаза

Эмфа́за, эмфа́зис (от др.-греч. ἔμφασις «выразительность») — эмоционально-экспрессивное выделение какого-либо значимого элемента высказывания или его смысловых оттенков. Слово понимается и в более широком смысле: как усиление общей эмоциональной выразительности речи, достигающееся сменой интонации и применением риторических фигур, или как особая риторическая фигура, которая заключается в том, что слову придается особая выразительность.

Способы осуществления эмфазы могут быть следующими.

Акцентно-интонационный метод: повышение или понижение интонации, ударение на определенном слове, удлиненное произношение подчеркиваемого словосочетания.

Использование риторических фигур: различные повторы, необычный порядок слов.

Обращения.

Междометия.

В письменной форме также используется особый формат текста: курсив, текст с подчеркиванием, текст из больших букв.

Пример эмфазы: «Тут нужен герой, а он только человек» (то есть трус).

Также эмфазис может применяться для подчеркивания того факта, что используется редкий вариант значения слова. Например: «Выбрав амулет дочиста…» (С. Лукьяненко «Ночной дозор»). Слово «выбрать» (в соответствующем склонении) выделено курсивом, потому что используется не в значении «совершить выбор», а в значении «опустошить», «забрать все содержимое» — подразумевается, что персонаж забрал из амулета весь запас магии.

Эпифора

Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф (пример — стихотворная пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» и одноименная песня из кинофильма «Гусарская баллада»).

Противоположностью эпифоры является анафора.

Примеры

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

— Н. В. Гоголь. Мертвые души

И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие.

Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие.

Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ах, недвижен камень «было»: вечными должны быть все наказания. Так проповедовало безумие

— Ницше. Так говорил Заратустра

Меня зовут юнцом безусым,

Мне это, право, все равно.

Зато не величают трусом…

Давным-давно… Давным-давно…

Иной усищи крутит яро,

Бутылкам всем глядится в дно,

Но сам лишь копия гусара…

Давным-давно… Давным-давно…

Иной клянется страстью пылкой,

Но, коли выпито вино,

Вся страсть его на дне бутылки…

Давным-давно… Давным-давно…

Влюбленным море по колено,

Я с ними в этом заодно,

Но караулит всех измена…

Давным-давно… Давным-давно…

Троп

Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Отграничение тропов от фигур не всегда однозначно, классификация некоторых фигур речи (таких как эпитет, сравнение, перифраз, гипербола, литота) вызывает в этом вопросе разногласия . М. Л. Гаспаров рассматривает тропы в целом как разновидность фигур — «фигуры переосмысления».

Общепринятой классификации тропов не существует.

Начиная со второй половины XX века, тропы активно исследуются в рамках структуралистской парадигмы и неориторики такими учеными, как Р . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Якобсон, Р. Барт, Ц. Тодоров, представителями Льежской школы и др. Было выделено три основных тропа: метафора, метонимия и синекдоха. Попытки выявить из них один первоисходный троп, к которому можно было бы свести два других, дали разноречивые результаты. Так, Льежская школа и Ц. Тодоров усматривают такой первичный троп в синекдохе, а У. Эко — в метафоре .

Основные виды тропов:

  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Фразеологизм
  • Гипербола
  • Дисфемизм
  • Каламбур
  • Литота
  • Сравнение
  • Перифраз
  • Аллегория
  • Олицетворение
  • Ирония
  • Пафос
  • Сарказм
  • Эвфемизм
  • Мейозис

Аллегория

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Как троп, аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила свое развитие визобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.

Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).

Грустит соловей у поверженной розы,
надрывно поет над цветком.
Но льет и садовое пугало слезы,
любившее розу тайком.

— Айдын Ханмагомедов. Две любви

Аллегория — художественное обособление посторонних понятий, с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключенному в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времен года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.

То с трепетным смаком,
то друга в объятьях душа,
как лилия с маком,
целуется с сердцем душа.

— Айдын Ханмагомедов. Поцелуйный каламбур

Очевидно, аллегории недостает полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остается холодной.

Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений [источник не указан 519 дней]. Заметнее ее господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так — у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбах, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI века, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.

Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего ее избежать современной скульптуре. Будучи всегда обреченной на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.

В форме аллегории написаны, например, роман Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну», песня Владимира Высоцкого «Правда и Ложь» .

Антифразис

Антифразис (греч. ἀντίφρασις — употребление слова в противоположном значении) — разновидность тропа, стилистический прием, заключающийся в употреблении слова или словосочетания в противоположном смысле, обычно ироническом.

Антифразис обычно строится на контрасте формально одобрительного значения или похвалы употребляемого слова или выражения с порицающим или неодобрительным смыслом высказывания, например:

Мы знаем: вечная любовь
Живет едва ли три недели.

— А.С. Пушкин, «Кокетке»

Иногда антифразис употребляется как похвала в форме дружеского или грубо-шутливого упрека или порицания, например:

Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!

— Из письма А.С. Пушкина Петру Вяземскому о завершении работы над трагедией «Борис Годунов», 1825

Астеизм

Астеизм (букв. «столичность», от греч. asteismos; от asteios, произ. от asty — «город» , соответствует лат. urbanitas) — вид иронии как тропа. Поначалу представлял собой изящное, городское обращение, остроумный разговор, насмешку . Со временем в риторике термин астеизм стал обозначать прием, при котором, многозначительно умалчивая о чем-нибудь, стараются этим, так сказать, красноречивым молчанием обратить на предмет еще большее внимание. Со временем астеизм начал интепретироваться как ироничное (само)очеренение, гротескную (само)критику или же самоуничижающие слова для скрытого самовосхваления. Астетизм похож на антифразис, однако отличается от него более открытой «агрессивностью», нарочитой, преувеличенной критикой. Астеизм как троп выявляется при анализе литературных произведений различных авторов:

Примеры

— Право, — отвечала помещица, — мое такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.

» Quoi! encore un nouveau chef-d’œuvre! N’était-ce pas assez de ceux que vous avez déjà publiés? Vous voulez donc désespérer tout à fait vos rivaux ? » » Неужели! Еще один шедевр! Неужели недостаточно тех которые Вы уже опубликовали? Вы наверно хотите привести Ваших соперников в полное отчаяние? «

Особенности употребления

При характеристи­ке астеизма в качестве тропа обычно пользуются узким значением этого слова, поскольку в широком значении астеизм может означать любую эле­гантную шутку вообще. В узком же значении астеизм определяется как комплимент, чаще всего самому себе, причем сделанный в форме гротескной самокритики,

продолжение следует…

Продолжение:

Часть 1 Риторические фигуры речи
Часть 2 Антономасия — Риторические фигуры речи
Часть 3 Метонимия — Риторические фигуры речи

См.также

  • Библейский аллегоризм
  • Список аллегорических фигур
  • Гротеск
  • Иносказание
  • Аналогия
  • Фразеологизм
  • Устная речь
  • Сатира
  • Усмешка
  • Контрапост

дисфемизм

Фигуры речи
Фигуры

Адинатон • Аллюзия • Амплификация • Анадиплосис • Анаколуф • Анафора • Антитеза • Антитетон • Апокопа • Апострофа • Аттракция • Бессоюзие • Гипербатон •Гомеотелевтон • Градация (Климакс, Антиклимакс) • Дистинкция • Зевгма • Изоколон • Именительный темы • Инверсия • Коррекция • Мезархия •Многопадежность (Полиптотон) • Многосоюзие • Оксюморон • Параллелизм • Парономазия • Парцелляция • Перифраз • Плеоназм • Пролепсис • Ретардация •Риторический вопрос • Риторическое восклицание • Риторическое обращение • Симплока • Солецизм • Тавтология • Точный повтор • Умолчание • Хиазм • Экзергазия •Эллипсис • Эмфаза • Эпифора

Тропы

Аллегория • Антифразис • Астеизм • Антономасия • Гипербола • Дисфемизм • Ирония • Каламбур • Катахреза • Литота • Мейозис • Метафора • Метонимия • Олицетворение •Пафос • Перифраз • Сарказм • Синекдоха • Сравнение • Эвфемизм • Эпитет

Напиши свое отношение про риторические фигуры. Это меня вдохновит писать для тебя всё больше и больше интересного. Спасибо Надеюсь, что теперь ты понял что такое риторические фигуры, фигуры речи
и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания,
то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории
Риторика

Слайд 1ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РИТОРИКИ
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РИТОРИКИ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


Слайд 2Цели урока:
1. Изучить риторические фигуры.
2. Уметь находить

риторические фигуры в тексте.
3. Уметь использовать при

построении собственных текстов.

Цели урока: 1. Изучить риторические фигуры. 2. Уметь находить риторические фигуры в


Слайд 3«Каждый язык имеет свои обороты,
свои условленные риторические

«Каждый язык имеет свои обороты,
 свои условленные риторические фигуры»


Слайд 4Задача: записать названия риторических фигур и представить

конспект.

Задача: записать названия риторических фигур и представить конспект.


Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Фигура речи – (фигура риторическая, фигура стилистическая).

Оборот речи, синтаксическое

построение, используемые для усиления выразительности высказывания.

Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Фигура речи – (фигура риторическая, фигура стилистическая).


Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ
(по Михальской А.К.)
Первая группа включает риторические фигуры,

при которых конструкция фразы определяется соотношением значений

слов – понятий в ней. Это антитеза и градация. Противопоставление понятий и соответствующее построение фразы образует фигуру антитезы; расположение понятий в порядке нарастания или убывания значения – фигуру градации.

КЛАССИФИКАЦИЯ
 (по Михальской А.К.) Первая группа включает риторические фигуры, при которых конструкция


Слайд 7
Что значит «нарастание значения» или «убывание значения»?

Речь идет о степени экспрессивности (выразительности), эмоциональной

силы, «напряженности» выражения (слова, оборота, фразы). Соответственно существуют:
«восходящая градация» и
«нисходящая градация».

Что значит «нарастание значения» или «убывание значения»? Речь идет о степени


Слайд 8
Вторая группа объединяет синтаксические схемы (фигуры, конструкции),

которые обладают свойством облегчать понимание, запоминание, слушание.

Это фигуры:
повтор (звуковой, смысловой, словесный, повтор однокоренных слов),
единоначатие,
параллелизм (синтаксический),
период.

Вторая группа объединяет синтаксические схемы (фигуры, конструкции), которые обладают свойством облегчать


Слайд 9
В эту же группу имеет смысл отнести

и фигуры расположения, которые привлекают внимание спецификой

синтаксических конструкций. Эффект создается за счет нестандартного построения фразы; в их числе:
инверсия,
парцелляция,
номинативная цепочка,
инфинитивная цепочка,
эллипсис.

В эту же группу имеет смысл отнести и фигуры расположения, которые


Слайд 10
Риторические фигуры, соединяющие в себе свойства расположения

и повтора, предопределяет их повышенную выразительность. В

подобных случаях повторяемый элемент занимает строго определенную позицию во фразе:
анафора,
эпифора,
эпанафора – композиционный стык,
кольцо,
хиазм – зеркало).

Риторические фигуры, соединяющие в себе свойства расположения и повтора, предопределяет их


Слайд 11
В третью группу входят те риторические формы,

которые используются как приемы диалогизации монологической речи,

а значит, привлекают и оживляют внимание адресата, побуждают к сотворчеству, способствуют установлению гармонических отношений читателя и писателя (поэта). Это фигуры
риторического обращения,
риторического вопроса,
риторического восклицания,
введения в тест вымышленной речи – собственной или чужой.

В третью группу входят те риторические формы, которые используются как приемы


Слайд 12Фигуры повтора
Различают звуковой повтор согласных (аллитерация),

гласных (ассонанс), особое впечатление производит совмещение этих

видов.

Фигуры повтора  Различают звуковой повтор согласных (аллитерация), гласных (ассонанс), особое впечатление


Слайд 13ПРИМЕРЫ:
Еле слышный шелест шагов.

Как от предсмертной боли, бьется, бьется. (А.Ахматова)

ПРИМЕРЫ:  Еле слышный шелест шагов.


Слайд 14Несколько разновидностей имеет и смысловой повтор. Наиболее

распространено накопление синонимов — употребление тождественных или

очень близких по значению слов (конструкций) для выделения, акцентирования мысли.

Я сказала обидчику: «Хитрый, черный, Верно, нет у тебя стыда.

Несколько разновидностей имеет и смысловой повтор. Наиболее распространено накопление синонимов - употребление


Слайд 15
Восходящая градация, то есть такое расположение частей

высказывания, при котором каждая последующая часть усиливает

смысловое и эмоциональное воздействие предыдущей.

Я и плакала и каялась.

Восходящая градация, то есть такое расположение частей высказывания, при котором каждая


Слайд 16
Пример нисходящей градации: в этом случае ряд

строится с постепенным ослаблением признака (но не

эмоционального накала).

Не убил, не проклял, не предал,
Только больше не смотрит в глаза.

Пример нисходящей градации: в этом случае ряд строится с постепенным ослаблением


Слайд 17Словесный повтор: в простом случае это именно

дублирование слова в одной и той же

форме и в одном и том же значении, в более сложных – повтор слова в различных формах и особенно в значениях.

И крикнул: «Что сделал с тобой любимый, Что сделал любимый твой?

Женский голос, хриплый и задорный,
Не поет – кричит, кричит.

Словесный повтор: в простом случае это именно дублирование слова в одной и


Слайд 18
Повтор однокоренных слов.

Сколько просьб у любимой

всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.

Повтор однокоренных слов.


Слайд 19
Синтаксический параллелизм – использование двух и

более предложений с однотипным построением главных и

второстепенных членов, а по возможности – и с одинаковым построением более сложных конструкций.

Синтаксический параллелизм – использование двух и более предложений с однотипным


Слайд 20
И жар по вечерам, и утром

вялость,

И губ потрескавшихся вкус кровавый. Так вот оно – преддверье царства славы. Так вот она – последняя усталость.
___________
Но я точно знаю – нам зачислятся
Бденья у позорного столба,
И свиданье с тем, кто издевается,
И любовь к тому, кто не позвал

И жар по вечерам, и утром вялость,


Слайд 21Таким образом, повтор – это одно из

наиболее эффективных средств усиления речевого воздействия, причем

наиболее действенным является не просто повтор в «чистом виде», а повтор частичный: с варьированием форм и содержания, дополненными другими риторическими средствами.

Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.

Таким образом, повтор – это одно из наиболее эффективных средств усиления речевого


Слайд 22Фигуры расположения
Инверсия – изменение обычного

порядка слов.
Выделяются инверсия главных членов предложения,

инверсия определений, инверсия обстоятельств.

Фигуры расположения   Инверсия – изменение обычного порядка слов.  Выделяются


Слайд 23
У кладбища направо пылил пустырь,
А

за ним голубела река.

От тебя

приходила ко мне тревога
И уменье писать стихи.

Женский голос, хриплый и задорный,
Не поет – кричит, кричит.

У кладбища направо пылил пустырь,   А за ним голубела


Слайд 24
Я лилий нарвала, прекрасных и душистых,

Стыдливо-замкнутых,

как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых, Пила я аромат, и счастье и покой.

В городе райского ключаря,
В городе мертвого царя
Майские зори красны и желты, Церкви белы, высоки мосты.

Я лилий нарвала, прекрасных и душистых,


Слайд 25
Парцелляция – это особое членение текста, при

котором части одного стилистически нейтрального предложения оформляются

как ряд отдельных предложений для придания речи эмоциональной экспрессии.

Память о солнце в сердце слабеет. Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет. Едва-едва.

Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного стилистически


Слайд 26Номинативная цепочка – концентрация в тексте номинативных

(назывных) предложений.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Номинативная цепочка – концентрация в тексте номинативных (назывных) предложений.  Двадцать первое.


Слайд 27Инфинитивная цепочка, то есть, последовательность глаголов в

неопределенной форме.
Такое построение фразы позволяет в

лаконичной форме выразить ряд состояний и действии в их сложных взаимоотношениях.

Инфинитивная цепочка, то есть, последовательность глаголов в неопределенной форме.  Такое построение


Слайд 28
Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и

молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Я научилась просто, мудро жить,      Смотреть


Слайд 29 Антитеза – противопоставление понятий, образов, мыслей

– одна из наиболее распространенных и эффективных

фигур.

Антитеза дает возможность создать целую серию контрастов. В основе антитезы – пара (или несколько пар) антонимов, языковых или контекстных

Антитеза – противопоставление понятий, образов, мыслей – одна из наиболее распространенных


Слайд 30
Как будто темное сердце Алым огнем горит

Ты дышишь солнцем, я дышу луною,

Но живы мы любовию одною
________________
Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно – веселье и оно – страданье

Как будто темное сердце Алым огнем горит   Ты дышишь


Слайд 31
Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух

противоположных друг другу понятий в один блок

Ни один не двинулся мускул Просветленно- злого лица

Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий


Слайд 32Фигуры расположения и повтора
Анафора — фигура, в

которой один и тот же элемент (звук,

слово, морфема, словосочетание) повторяется в начале каждой конструкции.
Тот же голос, тот же взгляд,
Те же волосы льняные

Фигуры расположения и повтора Анафора - фигура, в которой один и тот


Слайд 33
Ваше окошко опять найду
Под веночком,

длинной стрелой пронзенным.
Как хорошо в

осеннем саду!
Как хорошо быть совсем влюбленным! Желтое солнце светло блестит,
Желтое платье в окне золотится…
Знаю – она никогда не простит…

Ваше окошко опять найду   Под веночком, длинной стрелой пронзенным.


Слайд 34
Для того ль тебя я целовала,

Для того ли мучилась, любя,
Чтоб теперь спокойно и устало
С отвращеньем вспоминать тебя?

Для того ль тебя я целовала,


Слайд 35
Эпифора – фигура, близкая к анафоре,

но в данном случае повторяется конечный элемент

фразы.

Я гадаю: кто там? – не жених ли мой?
Не жених ли это мой?

Стояла долго я у врат тяжелых ада,
Но было тихо и темно в аду.

Эпифора – фигура, близкая к анафоре, но в данном случае


Слайд 36
Мальчик мне сказал, боясь,

Взволнованно и тихо,
Что

там живет большой карась
И с ним большая карасиха.

Мальчик мне сказал, боясь,      Взволнованно и


Слайд 37
Эпанафора (иначе называемая
«

композиционный стык») – повторение в начале одной

конструкции тех элементов, которые заканчивают предыдущую конструкцию.

И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Эпанафора (иначе называемая    « композиционный стык») –


Слайд 38
Не смущаюсь я речью обидною,

Никого ни в чем не виню.

Ты кончину мне дашь не постыдную
За постыдную жизнь мою.

Не убил, не проклял, не предал,
Только больше не смотрит в глаза
И стыд свой темный поведал
В тихой комнате образам.
Весь согнулся и голос глуше,
Белых рук движенья верней…
Ах, когда-нибудь он задушит,
Задушит меня во сне.

Не смущаюсь я речью обидною,    Никого ни


Слайд 39Кольцо – повторение в конце фразы ее

начала
Сегодня мне письма не

принесли: Забыл он написать, или уехал; Весна как трель серебряного смеха, Качаются в заливе корабли, Сегодня мне письма не принесли.

Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной еще совсем недавно.

Кольцо – повторение в конце фразы ее начала    Сегодня


Слайд 40
Хиазм (зеркало)- построение двух конструкций, при котором

вторая становится как бы отражением первой

Тебе,

Афродита, слагаю танец, Танец слагаю тебе.

Хиазм (зеркало)- построение двух конструкций, при котором вторая становится как бы


Слайд 41Фигуры имитации
Аллегория – иносказательное изображение

ситуации при помощи конкретного жизненного образа; формально

речь идет об одном, но реально имеется в виду что-то совершенно иное.

Фигуры имитации   Аллегория – иносказательное изображение ситуации при помощи конкретного


Слайд 42

Бесшумно ходили по дому,

Не ждали уже ничего.
Меня привезли к больному,
И я не узнала его.

Он сказал: «Теперь слава Богу», —
И еще задумчивей стал.
Давно мне пора в дорогу,
Я только тебя поджидал.

Бесшумно ходили по


Слайд 43
Аллюзия – намек, отсылка к какому-то другому

произведению, к какой-то хорошо известной жизненной ситуации.

Пять лет прошло.
Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец

Аллюзия – намек, отсылка к какому-то другому произведению, к какой-то хорошо


Слайд 44Сочетание аллюзии и аллегории

Чем хуже этот век предшествующих? Разве

Тем, что в чаду печали и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог.
Еще на западе земное солнце светит
И кровли городов в его лучах блестят,
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.

Сочетание аллюзии и аллегории      Чем хуже этот


Слайд 45Риторические формы, которые используются как приемы диалогизации

монологической речи.

Умолчание – риторическая фигура, состоящая в

подчеркнутом обрыве высказывания или его смягчения.
Весь согнулся и голос глуше,
Белых рук движенья верней…
Ах, когда-нибудь он задушит,
Задушит меня во сне.

Риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи.
  Умолчание –


Слайд 46
Риторический вопрос – это вопрос, не предполагающий

в ответе новой информации.

Стояла долго я у врат тяжелых ада,
Но было тихо и темно в аду.
О, даже Дьяволу меня не надо,
Куда же я пойду?

Риторический вопрос – это вопрос, не предполагающий в ответе новой информации.


Слайд 47
Риторическое обращение – отличается от обычного

тем, что в нем в той или

иной мере нейтрализована основная функция обращения — привлечения внимания человека.
А ты, мой дальний, неужели
Стал бледен и печально- нем?
Что слышу? Целых три недели
Все шепчешь: «Бедная, зачем?!»

Риторическое обращение – отличается от обычного тем, что в нем


Слайд 48
Риторическое восклицание – это одно или

несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия

на слушателя.

Как хорошо в осеннем саду!
Как хорошо быть совсем влюбленным!»

Риторическое восклицание – это одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных


Слайд 49
Риторический диалог – построение речи одного человека

в виде воображаемого обмена репликами группы лиц.

Риторический диалог – построение речи одного человека в виде воображаемого обмена


Слайд 50
Я спросила: «Чего

ты хочешь?»
Он

сказал: «Быть с тобой в аду»
Я смеялась: «Ах напророчишь
Нам обоим, пожалуй, беду»
Но, поднявши руку сухую,
Он слегка потрогал цветы:
«Расскажи, как тебя целуют,
Расскажи, как целуешь ты»

Я спросила: «Чего ты хочешь?»


Слайд 51Практическая работа.
В текстах найдите риторические фигуры.

Практическая работа.
 В текстах найдите риторические фигуры.


Слайд 52Творческое задание.
Составьте свой текст, используя риторические фигуры

Творческое задание.
 Составьте свой текст, используя риторические фигуры


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти производную булевой функции
  • Как найти слова футбол
  • Как найти матрицу линейного отображения в базисе
  • Как найти заряд на каждом конденсаторе
  • Как на аст гоз найти процедуру