Как найти род глаголов в прошедшем времени

Род глагола в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения определим по окончанию, задав один из вопросов к рассматриваемому слову: что сделал? что сделала? что сделало?

Род — это грамматическая категория, которой обладают слова многих частей речи в русском языке. Например, у изменяемых существительных можно определить род, подобрав к ним определения в виде местоимений или прилагательных, например:

Небо над головой почернело от свинцовых туч и стало как будто ниже.

  • Небо (какое?) мое, наше, голубое, синее, свинцовое.

Значит, слово «небо» обладает категорией среднего рода, так как сочетается с местоимением и прилагательными такого же рода.

Род глаголов

Грамматической категорией рода обладают и глаголы, но не все. Этот непостоянный грамматический признак возможен у глаголов только в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или у глаголов в форме условного наклонения, которые по грамматической форме схожи (хотел — хотел бы).

Научимся определять род глагола. В приведенном выше примере использован глагол «почернело». От подлежащего зададим к нему вопрос:

небо (что сделало?) почернело.

Этот вопрос помог нам понять, что действие уже совершилось, произошло до момента речи о нём. Значит, это глагол в форме прошедшего времени, о чем нам подскажет не только заданный вопрос, но и типичный формообразующий суффикс -л- в морфемном составе рассматриваемого слова:

почерне-ть — почернело (приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание)

Глаголы прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределенной формы глагола), которую получим, отбросив окончание -ть, -ти:

  • говорить — говорил;
  • прочитать — прочитал;
  • вытерпеть — вытерпел;
  • приползти — приполз   (нулевой суффикс формы прошедшего времени), сравним: приползла, приползло.

Существительное «небо» обладает грамматической категорией среднего рода. Оно согласуется в роде и числе со сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени среднего рода. Показателем среднего рода данного глагола является окончание , как и у согласующегося с ним существительного:

небо почернело.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам, например:

  • почернеть —  снег почернел  , земля почернела, небо почернело.
  • Снег   (что сделал?) почернел;
  • земля (что сделала?) почернела;
  • небо (что сделало?) почернело.

Как видим,  существительные и глаголы в форме прошедшего времени согласуются в роде и числе.

Вопросы что сделал? что сделало? что сделало? помогут установить форму рода любого глагола прошедшего времени. Запомним, что в форме множественного числа глагола прошедшего времени (почернели) род не определяется, то есть слова этой части речи изменяются по родам только в форме единственного числа, например:

  • составить — мальчик составил  ;
  • девочка составила;
  • объединение составило.

Сравнив родовые формы одного и того же глагола, выясним, что у слов этой части речи

  • в форме мужского рода прошедшего времени окончание нулевое,
  • в форме женского рода — окончание ,
  • в форме среднего рода — окончание .

Вывод

Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа поможет определить родовое окончание:

  • глагол мужской рода имеет нулевое окончание,
  • женского рода — окончание ,
  • среднего рода — окончание .

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 68

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 61. Род глаголов в прошедшем времени

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке

Вы повторите:

  • Вопросы, по которым можно определить время глагола и род глагола прошедшего времени.

Вы научитесь:

  • определять род глаголов по окончаниям;
  • изменять глаголы прошедшего времени по родам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глоссарий

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие предмета до момента речи, которое совершалось в прошлом. Отвечает на вопросы что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

Род глагола прошедшего времени. В единственном числе прошедшего времени глагол стоит в форме мужского, женского или среднего рода. Чтобы определить род глагола, надо задать вопрос. Глагол мужского рода отвечает на вопрос что делал? что сделал? Глагол женского рода отвечает на вопрос что делала? что сделала? Глагол среднего рода отвечает на вопрос что делало? что сделало?

Например: рисовал – м.р., рисовала – ж.р., рисовало – ср.р.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Русский язык 70. Времена глаголов в русском языке — Шишкина школа

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В устной и письменной речи мы часто используем глаголы прошедшего времени. Попробуйте изменить глагол прошедшего времени по лицам.

Я стоял, наблюдал.

Ты стоял, наблюдал.

Он стоял, наблюдал.

Окончания глаголов не изменились. Какой вывод можно сделать? Изменяются ли глаголы прошедшего времени по лицам?

Правильно. Не изменяются.

Вспомните местоимения 3 лица единственного числа. Это местоимения он, она, оно.

Понаблюдайте, как изменится глагол прошедшего времени, если использовать местоимения он, она, оно:

Он (космический корабль) летел, кружил.

Она (ракета) летела, кружила.

Оно (облако дыма) летело, кружило.

Мы можем сделать вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Обратите внимание на окончания глаголов прошедшего времени. Подсказкой окончания может служить само местоимение и вопрос:

Мужской род

Женский род

Средний род

он

она

оно

Что делал?

Что делала?

Что делало?

Что сделал?

Что сделала?

Что сделало?

стоял

стояла

стояло

наблюдал

наблюдала

наблюдало

летел

летела

летело

кружил

кружила

кружило

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Измените глаголы по родам.

Образец: стоял – стояла, стояло.

Играл – _____________________________________

Думал – _____________________________________

Искал – _____________________________________

Решил – _____________________________________

Светил – _____________________________________

Проверьте себя по эталону:

Играл – играла, играло.

Думал – думала, думало.

Искал – искала, искало.

Решил – решила, решило.

Светил – светила, светило.

  1. Дополните таблицу недостающими глаголами.

Мужской род

Женский род

Средний род

читал

писала

светило

летело

приехала

Слова для справок: светила, читало, приехал, писал, читала, светил, писало, летела, приехало, летел

Проверьте себя по эталону:

Мужской род

Женский род

Средний род

читал

читала

читало

писал

писала

писало

светил

светила

светило

летел

летела

летело

приехал

приехала

приехало

  1. Прочитайте стихотворение. Подчеркните глаголы прошедшего времени среднего рода.

История про солнышко
Мне врать ни к чему.
Да какой интерес?!
Я видел как солнце
Скатилось с небес.

Весь день очень ярко
Светило оно.
Вдруг в море упало,
На самое дно…

Я чувствовал сердцем
и даже душой:
Его проглотил
Кто-то очень большой.

Проснулся, а море
От света искрит.
Наверное, солнышко
Выплюнул кит.
(Е. Степанова)

Проверьте себя по эталону:

История про солнышко
Мне врать ни к чему.
Да какой интерес?!
Я видел как солнце
Скатилось с небес.

Весь день очень ярко
Светило оно.
Вдруг в море упало,
На самое дно…

Я чувствовал сердцем
и даже душой:
Его проглотил
Кто-то очень большой.

Проснулся, а море
От света искрит.
Наверное, солнышко
Выплюнул кит.
(Е. Степанова)

  1. Измените предложение так, чтобы глагол прошедшего времени изменился в категории рода.

Образец: Женя долго думал, прежде чем ответил. Женя долго думала, прежде чем ответила.

Наш школьный библиотекарь искал книгу на первой полке, но нашёл на второй.

____________________________________________________________________

Шура встал рано, почистил зубы, сделал зарядку и пошёл в школу.

____________________________________________________________________

Доктор послушала меня, проверила пульс, постучала пальцами по спине.

____________________________________________________________________

Проверьте себя по эталону:

Наш школьный библиотекарь искал книгу на первой полке, но нашёл на второй.

Наш школьный библиотекарь искала книгу на первой полке, но нашла на второй.

Шура встал рано, почистил зубы, сделал зарядку и пошёл в школу.

Шура встала рано, почистила зубы, сделала зарядку и пошла в школу.

Доктор послушала меня, проверила пульс, постучала пальцами по спине.

Доктор послушал меня, проверил пульс, постучал пальцами по спине.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Тест.

1. Отметьте верное высказывание

А) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам во множественном числе.

Б) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам в единственном числе.

В) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и в единственном числе и во множественном числе.

2. Прочитайте фрагмент стихотворения Т. Лило. Сколько в нём глаголов прошедшего времени среднего рода и сколько мужского рода?

Солнце в небе голубом 
Нежилось с утра.
Вдруг сказало небо: – Бом!
Загремело: – Бом-бом-бом!
Поднимая пыль столбом,
Ветер мчится, и бегом  
Дети со двора!

В облака налив чернил, 
Кто-то – озорник – 
Дырки в небе просверлил,
Чтоб оттуда дождь полил,
И притом  что было сил  
Как  по небу – чирк!
О-го-го! – гремит, сверкает
Злая туча грозовая!

В этом стихотворении …

А) 3 глагола среднего рода и 2 глагола мужского рода;

Б) 4 глагола среднего рода и 2 глагола мужского рода;

В) 4 глагола среднего рода и 3 глагола мужского рода;

3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени среднего рода?

А) что делал? что сделал?

Б) что делало? что сделало?

В) что сделаю? что сделаю?

Проверьте себя по эталону:

1 Б

2 Б

3 Б

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам определите род.

Старуха сразу перестала (___) хромать. Она отшвырнула (___) свою палку в сторону и быстро-быстро заскользила (___) по стеклянному полу, таща за собой маленького Якоба. Он не поспевал (___) за ней, до того проворно она двигалась (___) в своих кокосовых скорлупках.

Наконец старуха остановилась (___) в какой-то комнате, где было (___) много всякой посуды. Это, видимо, была (___) кухня, хотя полы в ней были устланы коврами, а на диванах лежали вышитые подушки, как в каком-нибудь дворце.

(По В. Гауфу)

Проверьте себя по эталону:

Старуха сразу перестала (ж.р.) хромать. Она отшвырнула (ж.р.) свою палку в сторону и быстро-быстро заскользила (ж.р.) по стеклянному полу, таща за собой маленького Якоба. Он не поспевал (м.р.) за ней, до того проворно она двигалась (ж.р.) в своих кокосовых скорлупках.

Наконец старуха остановилась (ж.р.) в какой-то комнате, где было (___) много всякой посуды. Это, видимо, была (ж.р.) кухня, хотя полы в ней были устланы коврами, а на диванах лежали вышитые подушки, как в каком-нибудь дворце.

(По В. Гауфу)

  1. Соедините группы глаголов прошедшего времени с названием рода, к которому принадлежат глаголы.

было

стало

ушло

играло

лил

прилип

кормил

мечтал

оставила

шла

грела

спела

Мужской род

Женский род

Средний род

Проверьте себя по эталону:

было

стало

ушло

играло

лил

прилип

кормил

мечтал

оставила

шла

грела

спела

Мужской род

Женский род

Средний род

Род глагола можно определить лишь в прошедшем времени. У глаголов мужского рода окончание нулевое, женского рода — А, среднего — О. Во множественном числе категория рода не выделяется вовсе, окончание И:

Почему у глаголов в прошедшем времени вообще есть род? Да потому что никакие это не глаголы с исторической точки зрения, а особые причастия. Точно так, как в английском языке существуют времена, состоящие из двух глагольных форм (have been, have decided и т. д.), так и в древнерусском языке были свои сложные конструкции, доходящие до трёх элементов! В древнерусском языке вообще было гораздо больше прошедших времён, чем могут себе представить те, кого пугает их изучение в европейских языках.

Остатки форм плюсквамперфекта сохранились в зачине сказок — «жили-были». Поскольку причастия обладают некоторыми чертами прилагательных, среди которых и категория рода, то и у «наших» особых причастий эта категория выделялась. Подробней о системе прошедших времён в древнерусском языке и о том, как она распадалась, можно прочитать здесь.

система выбрала этот ответ лучшим

Род глагола возможно определить только в случае, если глагол используется в прошедшем времени (и только в единственном числе). Для определения рода достаточно посмотреть на окончание: у мужского рода — нулевое, у женского — а, у среднего — о.

Nelli­4ka
[114K]

5 лет назад 

Действительно, род мы способны определить лишь у глаголов прошедшем времени, в том числе у возвратных глаголов, т.е. таких, которые оканчиваются на -сь или -ся.

Так, например, у глаголов мужского рода прошедшего времени вообще нет окончания, оно нулевое: собирал, трепетал, давал и пр. У женского и среднего рода в прошедшем времени есть соответствующие окончания -а и -о (женский род: смотрела, видела, говорила; средний род: означало, глядело, нежило).

У возвратных глаголов похожая картина, только к глаголам прибавляется постфикс «сь» или «ся»: так, будет уже не «собирал», а «собирался»; не «смотрела», а «смотрелась»; не «глядело», а «гляделось».

Rogne­da
[416K]

6 лет назад 

Род глагола определяется только у словоформ прошедшего времени. В формах слов этой части речи настоящего и будущего времени существует лицо:

Например, у глаголов единственного числа:

1 лицо — я гуляю, я буду гулять,

2 лицо -ты гуляешь ты будешь гулять,

3 лицо — он гуляет, он будет гулять;

множественное число:

1 лицо — мы гуляем, мы будем гулять,

2 лицо — вы гуляете, вы будете гулять,

3 лицо — они гуляют, они будут гулять.

В формах прошедшего времени, напротив, лицо не определяется, так как глагол не изменяется по лицам и числам, а можно выявить родмужской, женский и средний. Показателем рода являются окончания:

у мужского рода, каа правило, нулевое:

мальчик гулял_, плавал_, рассердил_ся.

У глаголов в форме прошедшего времени женского рода имеется окончание -а:

девочка гулял-а, плавал-а, рассердил-а-сь.

У глаголов среднего рода — окончание -о, например:

солнце гулял-о, плавал-о в небе, рассердил-о-сь и спрятал-о-сь за тучку.

Род глагола определяется подстановкой к глаголу местоимения соответственно мужского,женского или среднего рода.

Вот только не само понятие род для глаголов имеет смысл лишь в прошедшем времени.

Возьмем например время настоящее: Я иду. Кто это Я? Это может быть мальчик, может быть девочка, а может быть облако в штанах. Род здесь совершенно неопределен. Аналогично и для будущего времени: Я пойду: Я (Андрей) пойду гулять. Я (Оля) буду делать уроки. Я (Солнце) пойду спать.

Иное дело прошедшее время глаголов. Здесь уже можно конкретно сказать, какого рода существительное что-то делало:

Андрей гулял, Оля учила. Солнце ложилось.

Видим, что в мужском роде у таких глаголов окончание нулевое, в женском имеется окончание А, а в среднем роде возникает окончание О.

Shipo­3
[33.1K]

5 лет назад 

Род можно определить не у всех глаголов, то есть не во всех формах. Например: знает, строить, попробуй и тд — глаголы подойдут к существительному любого рода.

Но если глагол стоит в прошедшем времени, и используется в единственном числе, то можно узнать какого он рода.

Проще всего это сделать при помощи вопроса (что (с)делал(ся)? (Он, мужской род), что (с)делала(сь)? (Она, женский род), что (с)делало(сь)? (Оно, средний род)).

Общая закономерность:

  • в мужском роде окончание нулевое (сделал, помылся, не сходился);
  • в женском роде в конце (или почти в конце, если глагол возвратный) стоит «а» (подмела, сходила, накрасилась);
  • в среднем роде в конце (или почти в конце) будет «о» (не спаслось, пронесло, сросло).

дольф­аника
[379K]

8 лет назад 

Глагол имеет семь признаков, из них род, но род глагола можно определить только в прошедшем времени.

Род глагола совпадает с родом существительных, род может быть женский, мужской или средний и определяется легко, надо всего лишь посмотреть на окончание глагола.

Например

Мама убежала на работу. Окончание в «убежала» — «ала» и это женский род.

Молоко убежало из кастрюли. Окончание в «убежало» — «оло» и это средний род.

Кот убежал под кровать. Окончание в «убежал» — «ал» и это мужской род.

Определять род глагола по существительному нельзя, ведь может быть вместо существительного стоять местоимение и тогда только окончание и прошедшее время помогут определить род глагола.

владс­андро­вич
[766K]

6 лет назад 

У любого глагола, как правило имеется три рода к которому он в разных формах относится, а именно:

Выявить их возможно достаточно легко, если знать базовые принципы их построения и морфемы, а особенно в виде флексии, которая отличает их друг от друга.

Мужской род как правило отличается теем, — имеет нулевое окончание, как например, едет, ездил.

Женский род как правило имеет флексию «а» , например — играла;

Средний род выделяется тем, что в нем присутствует окончание о например — играло.

Если глагол находится во множественном числе, то он находится вне рамок рода, так как множественное число подходит под любой род.

Есть три рода глагола: мужской женский и средний. Определить их можно следующим образом:

  • мужской род — нулевое окончание (наприме, ходил);
  • женский род — окончание на «а» (ходилА);
  • средний род — окончание на «о» (ходилО).

Окончание на «и» имеет множественное число, следовательно, род определить нельзя.

Помощ­ни к
[57K]

7 лет назад 

Род есть только у глаголов прошедшего времени.

Различают:

  • Мужской род.

  • Женский род.

  • Средний род.

Как вы видите, ключевое отличие между родами заключается в окончаниях глаголов. Чаще всего у мужского рода нулевое окончание, у женского — буквы А, а среднего — буква О.

Знаете ответ?

Род глаголов в русском языке: как определить форму

Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.

Род глаголов ­– морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.

В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.

В каких формах можно выделить

Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:

  1. Указывает на грамматический (грамм.) р. существительных, с которыми согласуется глагол (коротко – глаг. или гл.);
  2. Определяет пол субъекта действия – мужской (м. р.), женский (ж. р.).
  3. Представляет объект в безличной форме – среднего рода (с. р.).

Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.

Вспомним известные формы времени:

  1. прошедшее время (прош. вр.) ­– признак действия, которое произошло до начала речи: журавли прилетели;
  2. настоящее (наст. вр.) – обозначает действие, происходящее сейчас, в данный момент: ласточка летит;
  3. будущее (буд. вр.) – значит, действие совершилось после того, как о предмете было сказано: я вернусь.

Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:

Род глаголов в русском языке: как определить форму

Изменение глаголов прошедшего времени

Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.

Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.

Род глаголов в русском языке: как определить форму

Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.

На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.

Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.

  • дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
  • прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
  • пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
  • мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.

Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).

Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:

  • у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
  • у среднего – окончание «-о»;
  • мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.

Алгоритм определения рода глаголов

На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.

Первый способ

Если заданные слова находятся в тексте упражнения:

  1. Выявим глаголы, которые стоят в форме прош. времени и в ед. ч.
  2. Задавая вопросы, найдём слова, от которых зависит число и род глаг. (существительные, местоимения).
  3. Выделим окончания у гл.
  4. Определим, какому из родов соответствуют найденные окончания.

Второй способ

Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:

  • (Попросить) его невестка: «Сходи, Емеля, за водой!»

Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:

Невестка (что сделала?) – попросила.

В полученном слове окончание «-а», ­значит – это ж.р.

Род глаголов в русском языке: как определить форму

В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.

И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!

Прошедшее время глагола

Прошедшее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ши­лось до момен­та речи о нем.

Рассмотрим, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни и выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор.

Что такое прошедшее время глагола?

Прежде чем выяс­нить, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, уточ­ним нема­ло­важ­ный аспект.

Важно!Только гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам.

Время — это выра­же­ние отно­ше­ния дей­ствия к момен­ту речи. Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, может про­те­кать во вре­ме­ни: оно состо­я­лось в про­шлом, осу­ществ­ля­ет­ся сей­час или про­гно­зи­ру­ет­ся в буду­щем. В соот­вет­ствии с этим гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы трех вре­мен:

  • насто­я­щее вре­мя — я (что делаю?) пла­ваю (в момент речи),
  • буду­щее вре­мя — я (что буду делать?) буду пла­вать (после момен­та речи),
  • про­шед­шее вре­мя — я (что делал?) пла­вал (дей­ствие уже выпол­не­но).

Времена глагола

Итак, рас­смот­рим более деталь­но про­шед­шее вре­мя гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в рус­ском язы­ке.

Глаголы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое уже состо­я­лось, про­изо­шло до момен­та речи о нем. Это выпол­нен­ное дей­ствие выра­жа­ет­ся с помо­щью гла­го­лов в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • ты (что сде­лал?) пове­сил кар­ти­ну,
  • ты (что делал?) жарил рыбу.

Глагол несо­вер­шен­но­го вида «жарил» обо­зна­ча­ет про­те­ка­ние дей­ствия в про­шлом без кон­крет­но­го ука­за­ния на его завер­ше­ние. Глагол совер­шен­но­го вида «пове­сил» выра­жа­ет дове­ден­ное до кон­ца дей­ствие, име­ю­щее свой резуль­тат.

ВыводГлаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­изо­шло в про­шлом и отве­ча­ют на вопро­сы что делал? что сде­лал?

Будильник (что делал?) зво­нил рано утром.

Вчера на рыбал­ке отец (что сде­лал?) пой­мал боль­шо­го сома.

Как образуется прошедшее время глагола?

Форма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла обра­зу­ет­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) с помо­щью спе­ци­аль­но­го суф­фик­са -л-. Чтобы полу­чить про­из­во­дя­щую осно­ву гла­го­ла, от него отде­лим окон­ча­ния -ть, -ти:

  • гово­рить — гово­ри-ть
  • брать — бра-ть
  • пове­ять — повея-ть
  • вез­ти — вез-ти.

Затем к полу­чен­ной осно­ве гла­го­ла доба­вим суф­фикс -л- и полу­чим фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода:

  • брат говори-л
  • отец бра-л
  • ветер повея-л.

Обратим вни­ма­ние, что перед суф­фик­сом -л- пишет­ся та же глас­ная бук­ва, что и осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла:

  • ненави́деть — ненави́дел
  • посе́ять — посеял.

Прошедшее время глагола

Глаголы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на -ти и -чь, обра­зу­ют фор­му муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • везти — вёз
  • при­нести — при­нёс
  • сбе­речь — сбе­рёг
  • сте­речь — сте­рёг .

В сло­вах, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов с осно­вой на -чь, про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных ч//к, ч//г:

  • спечь — спёк
  • при­бе­речь — при­бе­рег.

В мор­фем­ном соста­ве таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс про­яв­ля­ет­ся мате­ри­аль­но в виде бук­вы «л» в фор­мах жен­ско­го, сред­не­го рода и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • вез — везла, везло, везли
  • сбе­рег — сбе­регла, сбе­регло, сбе­регли.

Как видим, гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию муж­ско­го, жен­ско­го и сред­не­го рода, кото­рая выра­жа­ет­ся с помо­щью окон­ча­ния:

  • инже­нер (что сде­лал?) соста­вил таб­ли­цу — муж­ской род (нуле­вое окон­ча­ние),
  • девочка (что сде­ла­ла?) соста­вила гра­фик — жен­ский род (окон­ча­ние -а),
  • общество (что сде­ла­ло?) соста­вило мне­ние — сред­ний род (окон­ча­ние -о).

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по чис­лам:

  • он соста­вил — они соста­вили
  • дедуш­ка сбе­рег — роди­те­ли сбе­ре­гли.

Важно!Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни не изме­ня­ют­ся по лицам.

Сравним:

  • я решил, ты решил, он решил,
  • мы реши­ли, вы реши­ли, они реши­ли.

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни не спря­га­ют­ся, то есть не изме­ня­ют­ся по лицам.

Как определить глагол прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни опре­де­лим поша­го­во:

  1. най­дем гла­гол в пред­ло­же­нии (сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие),
  2. зада­дим к сло­ву вопрос что сде­лал? что сде­лал? что делал? что дела­ла? и пр.,
  3. выяс­ним, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое уже совер­ши­лось,
  4. обра­тим вни­ма­ние на грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва и выявим в его соста­ве суф­фикс -л-,
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждения

Снег засы­пал все тро­пин­ки в саду.

Слово «засы­пал» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

снег (что сде­лал?)

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие состо­я­лось в про­шлом. Он име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- и нуле­вое окон­ча­ние, так как пояс­ня­ет сло­во «снег» муж­ско­го рода. Это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла.

Как выполнить морфологический разбор глагола прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. К посто­ян­ным при­зна­кам отне­сем сле­ду­ю­щие:

  • вид (совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный),
  • воз­врат­ность (нали­чие или отсут­ствие -ся (-сь)),
  • пере­ход­ность (спо­соб­ность управ­лять сло­вом в фор­ме в. п. без пред­ло­га),
  • спря­же­ние

Остальные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми. В каче­стве при­ме­ра выпол­ним мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла «засы­пал».

I. Часть речи. Общее зна­че­ние

«Засыпал» — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал? Начальная фор­ма — «засы́пать».

Род глаголов

Категорией рода обла­да­ют и гла­го­лы, но не все. Этот непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак воз­мо­жен у гла­го­лов в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или у гла­го­лов в фор­ме услов­но­го накло­не­ния, кото­рые по фор­ме схо­жи (хотел — хотел бы).

Научимся опре­де­лять род гла­го­ла. В при­ве­ден­ном выше при­ме­ре есть гла­гол «почер­не­ло». Зададим к нему вопрос:

небо (что сде­ла­ло?) почер­не­ло.

Этот вопрос помог нам понять, что дей­ствие уже совер­ши­лось, про­изо­шло до момен­та речи о нём. Значит, это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, о чем нам под­ска­жет не толь­ко задан­ный вопрос, но и типич­ный фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- в мор­фем­ном соста­ве рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва:

почерне-ть — почернело (приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание).

Глаголы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы инфи­ни­ти­ва (неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла), кото­рую полу­чим, отбро­сив окон­ча­ние -ть, -ти:

  • гово­рить — гово­рил;
  • про­чи­тать — про­чи­тал;
  • вытер­петь — вытер­пел;
  • при­ползти — при­полз (нуле­вой суф­фикс фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни), приползл-а, приползл-о.

Существительное «небо» обла­да­ет грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей сред­не­го рода. Оно согла­су­ет­ся в роде и чис­ле со ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни сред­не­го рода. Показателем сред­не­го рода дан­но­го гла­го­ла явля­ет­ся окон­ча­ние , как и у согла­су­ю­ще­го­ся с ним суще­стви­тель­но­го небо.

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по родам, напри­мер:

  • почернеть —  снег почер­нел, зем­ля почер­нела, небо почер­нело.
  • Снег (что сде­лал?) почер­нел;
  • земля (что сде­ла­ла?) почер­нела;
  • небо (что сде­ла­ло?) почер­нело.

Как видим,  суще­стви­тель­ные и гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни согла­су­ют­ся в роде и чис­ле.

Вопросы что сде­лал? что сде­ла­ло? что сде­ла­ло? помо­гут уста­но­вить фор­му рода любо­го гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни. Запомним, что в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни (почер­не­ли) род не опре­де­ля­ет­ся, то есть сло­ва этой части речи изме­ня­ют­ся по родам толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • соста­вить — маль­чик соста­вил;
  • девоч­ка соста­вила;
  • объ­еди­не­ние соста­вило.

Сравнив родо­вые фор­мы одно­го и того же гла­го­ла, выяс­ним, что у слов этой части речи

  • в фор­ме муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни окон­ча­ние нуле­вое,
  • в фор­ме жен­ско­го рода — окон­ча­ние ,
  • в фор­ме сред­не­го рода — окон­ча­ние .

Вывод

Род гла­го­ла в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла помо­жет опре­де­лить родо­вое окон­ча­ние:

  • гла­гол муж­ской рода име­ет нуле­вое окон­ча­ние,
  • жен­ско­го рода — окон­ча­ние ,
  • сред­не­го рода — окон­ча­ние .

По сход­ной теме узна­ем, как опре­де­лить окон­ча­ние у гла­го­ла.

Предыдущая

Части речи «ЗависЕть» или «зависИть», как правильно пишется слово?

Следующая

Части речи Какая начальная форма глагола «просыпается»?

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

По родам

Род есть только в единственном числе прошедшего времени: Мужского рода (что делал?): плыл, висел. Женского рода (что делала?): плыла, висела. Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

По временам Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
Настоящее: (что делает?): рисует.
Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

По наклонениям Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Неопределённая форма

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть-ти-ь возражать — возразить, реагировать — отреагироватьползи — приползти, расти — подрастистричь — постричь, жечь — сжечь

Изменение глаголов прошедшего времени

Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.

Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.

Преобразование инфинитива

Преобразование инфинитива

Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.

На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.

Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.

Например:

  • дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
  • прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
  • пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
  • мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.

Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).

Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:

  • у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
  • у среднего – окончание «-о»;
  • мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.

Советы

Вопросы-ориентиры для начальной формы глагола: что делать? что сделать?

У глаголов в форме прошедшего времени нельзя определить лицо, зато можно определить род; у глаголов в форме настоящего и будущего времени – наоборот: можно определить лицо, нельзя – род.

Теги

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти объявлен в розыск
  • Как найти подработку копирайтером
  • Как исправить зубы ребенку 13 лет
  • Как найти netbios в компьютере
  • Как найти делитель если известен только остаток