Как найти родственные тональности в мажоре

родственные тональности

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Родственные тональности. Общая информация
  • 3 Что такое родственные тональности
  • 4 Что относится к родственным тональностям
  • 5 Как определить родство тональностей
  • 6 Родственные тональности на кварто-квинтовом круге
  • 7 Родственные тональности мажора
  • 8 Родственные тональности минора

Родственные тональности. Общая информация

Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки. Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни. В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.

Что такое родственные тональности

Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.

Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.

Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.

Что такое родственные тональности

Что относится к родственным тональностям

Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу. При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства. Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.

Как определить родство тональностей

Для примера возьмем гамму до-мажор. Построив ее по натуральному звукоряду, мы получим следующие ноты:

C D E F G A B

Нам наиболее интересны пять ступеней – II, III, IV, V, VI. Седьмая ступень не является родственной, потому что через нее выстраивается только аккорд со знаком альтерации. Обратившись к кругу тональностей, мы получим следующие аккорды:

Dm, Em, F, G, Am.

При этом, если мы используем гамму гармонического мажора – понижаем шестую ступень ступень – то, у нас появляется аккорд Fm. Итого мы имеем шесть аккордов – и, соответственно, шесть тональностей.

Родственные тональности первого порядка находятся по названиям этих трезвучий, поскольку они являются тониками в их гаммах. То есть, родственными к до-мажору являются следующие ключи:

Ре-минор, Ми-минор, Фа-мажор, Фа-минор, Соль-мажор и Ля-минор.

Родственные тональности второго порядка должны просто содержать в себе хотя бы один из этих аккордов в своей гамме. В случае с до-мажором к ним относятся:

Ре-мажор – общий аккорд Ми-минор.

Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-мажор.

Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор, Ре-бемоль-мажор – общий аккорд Фа-минор.

Попытайтесь сами найти общие тональности второго порядка для до-мажора.

Читайте также:  Последовательности аккордов

Родственные тональности на кварто-квинтовом круге

Внутри круга тональностей вы сможете найти только родственные ключи первого порядка. Для этого вам нужно выбрать желаемую тональность, отступить от нее один сегмент как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из шести входящих в этом поле ключей. Это – не только список аккордов в тональности, которую вы выбрали, но и ключи с родством первого порядка.  Если ваша тональность минорная – то просто выберите параллельный ей мажор.

Второй порядок можно получить схожим способом. Если области из шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это родственные тональности второго порядка.

Родственные тональности мажора

Родственные тональности мажора расположены на следующих ступенях любой гаммы:

VI – здесь находится параллельная минорная тональность. Если она понижена – то она выстроена по гармонической субдоминанте, и является минорной

IV — субдоминанта

II – минорная тональность, параллельная субдоминанте

V — доминанта

III – параллельная доминанте минорная тональность

Родственные тональности минора

Родственные тональности минора расположены на этих ступенях:

III – параллельная мажорная тональность

IV — субдоминанта

VI – параллельная мажорная тональность субдоминанты

V – доминанта, либо гармоническая мажорная тональность.

VII – мажорная тональность, параллельная доминанте.

Обратите внимание на то, что в мажоре родственные тональности отсутствуют на седьмой ступени, а в миноре – на второй.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

родственные тональностиСегодня займёмся интересным делом – будем учиться искать далёкие родственные тональности, причём делать это так же быстро, как находим «родственничков» в первой степени.

Для начала уточним одну важную деталь. Дело в том, что кто-то предпочитает пользоваться системой Римского-Корсакова, согласно которой между тональностями может быть три степени родства, а кто-то придерживается другой системы, по которой этих степеней не три, а четыре. Так вот, мы за основу возьмём систему родственных отношений именно Римского-Корсакова, поскольку она проще, но от второй системы тоже не отказываемся и погорим на эту тему отдельно в конце.

Разница между 3-х и 4-х уровневыми системами родственных отношений заключается в том, что одна из групп тональностей, а именно вторая, просто делится на две или, если хотите, вбирает в себя две, которые и составляют 2-ю и 3-ю степень в 4-хстепенной системе. Попробуем наглядно изобразить сказанное:

степени родства тональностей

Как искать родственные тональности второй степени?

Здесь мы всего должны найти 12 тональностей. Сам принцип, откуда они берутся, подробно разбирается в статье «Степени родства тональностей», а мы сейчас просто научимся их находить в мажоре и в миноре.

Тональности второй степени родства для мажора

В мажоре из 12 тональностей мажорными должны быть 8 штук, остальные 4 должны быть минорными. Без лишних заморочек мы будем обращаться к ступеням исходной тональности. Может быть, правильнее было бы искать, строя интервалы от тоники, но проще именно ассоциативно привязывать новые тональности к ступеням исходной.

степени родства тональностейИтак, для начала минорные тональности – их 4, поэтому просто запоминаем ступени: I (одноимённый минор), V (минорная доминанта), VII (просто запоминаем – седьмая), VIIb (седьмая пониженная).

Например, для тональности C-dur (буквенное обозначение тональностей) это будут c-moll, g-moll, h-moll и b-moll.

Теперь мажорные тональности – их 8 и они парные, сейчас поймёте, что подразумевается под словом «парные». Их привязываем к следующим ступеням: II, III, VI и VII. И везде будет так: натуральная ступень и пониженная, то есть по две мажорных тональности для каждой ступени (одна без бемолика, другая с бемоликом).

Например, для того же до мажора это будут: D-dur и Des-dur, E-dur и Es-dur, A-dur и As-dur, H-dur и B-dur. Всё предельно просто, главное запомнить волшебный код – 2367 (составлен из номеров ступеней).

Тональности второй степени родства для минора

Если исходная тональность у нас минорная (например, до минор), то для неё 12 родственных во второй степени тональностей для неё разделятся так: наоборот, всего 4 мажорных и остальные 8 – минорные.

степени родства тональностейТоники мажорных тональностей будут совпадать с такими ступенями (запоминаем): I (одноимённый мажор), II (простая вторая), IIb (вторая пониженная), IV (мажорная субдоминанта). Например, для до минора это будут такие «двоюродные родственники»: C-dur, D-dur, Des-dur и F-dur.

Минорных тональностей восемь и, внимание, тут всё очень интересно: их тоники занимают те же ступени, что и тоники 8 мажорных для мажора: II, III, VI и VII в натуральном и пониженном виде. То есть, родственными для до минора являются такие тональности, как d-moll и des-moll (несуществующая тональность, но всё именно так, как есть), e-moll и es-moll, a-moll и as-moll, h-moll и b-moll.

Интересное наблюдение (можно пропустить)

Если говорить в общем о двоюродных родственниках для мажора и минора, то тут наклёвывается ряд интересных моментов:

  • из 24 (12+12) тоник для каждого случая есть 9+9 (18) штук, которые совпадают тонально и различаются только ладовым наклонением (в их числе 8+8, которые связаны с «кодом 2367» и одноимённые 1+1);
  • одноимённые тональности являются родственными второй степени в этой системе, а в 4-хстепенной системе вообще оказываются «троюродными родственниками»;
  • наибольшее число тональностей второй степени родства связаны с вводными ступенями (на VII – 4 тональности для мажора, на II – 4 тональности для минора), со ступенями, на которых в исходной тональности в натуральном виде её лада строились уменьшённые трезвучия, по причине которого эти тоники не вошли в круг родственников первой степени (происходит как бы своеобразная компенсация – умножение на два в последующей степени);
  • в число родственных тональностей второй степени вошли: для мажора – тональность минорной доминанты, а для минора – тональность мажорной субдоминанты (а мы ведь помним про особые случаи в круге тональностей первой степени – минорная субдоминанта в гармоническом мажоре и мажорная доминанта в гармоническом миноре?).

Ну, хватит, пора двигаться дальше и переходить к следующей, третьей степени родства, которой характеризуются отношения между самыми далёкими тональностями (в них нет ни одного общего трезвучия).

Третья степень родства

Здесь, в отличие от проблемы предыдущей степени выдумывать слона, изобретать калькулятор или велосипед не придётся. Всё давно известно, все с успехом пользуются. Расскажу и вам!

Всего пять тональностей. Точно так же сначала рассмотрим случай, если исходная тональность у нас мажорная, а затем – случай, если мы ищем пропащих родственников для тональности минорной.

Ну, кстати сказать, кое-что общее между этими случаями есть, есть даже и общие тональности (целых две штуки). Общее это – тоника двух упомянутых общих тональностей находятся на расстоянии тритона от исходной тоники. Причём эту тонику мы используем дважды – для мажорной и минорной тональности.

Итак, если у нас исходная тональность мажорная (тот же до мажор, например), то на расстоянии тритона от её тоники располагается нота фа-диез. С фа-диезом делаем и мажор, и минор. То есть две тональности из пяти – это Fis-dur и fis-moll.

А дальше просто чудеса! От полученной минорной тритоновой тональности шагаем по чистым квинтам вверх. Всего нужно сделать три шага – мы получим три оставшиеся тональности: cis-moll, gis-moll и dis-moll.

степени родства тональностей

Если же исходная тональность минорная (до минор для примера), то мы поступаем почти также: строим тритон, и сразу получаем две тональности (Fis-dur и fis-moll). А теперь, внимание, от мажорной тритоновой тональности (то есть от Fis-dur) шагаем на три квинты вниз! Получаем: H-dur, E-dur и A-dur.

степени родства тональностей

Для тех, кто придерживается 4-хстепенной системы

Осталось разобрать, как же находить родственные тональности тем, кто предпочитает выделять четыре степени вместо трёх. Сразу скажу, что четвёртая степень – это та же третья без изменений. С этим проблем нет.

А вот, как уже было сказано, вторая «по трём» вбирает в себя вторую и третью «по четырём». И вторая степень включает всего 4 тональности, а третья – 8. Для себя вы всё-таки можете найти сразу 12 тональностей, а затем из их числа исключить 4 тональности второй степени родства, чтобы у вас остались 8 тональностей третей степени.

Как найти тональности второй степени «по четырём»?

Это главная особенность московской системы родства тональностей. И, конечно же, и здесь всё логично и просто. Нужно будет находить двойные доминанты и двойные субдоминанты (как бы они правильно не назывались).

В мажоре ищем тональность двойной доминанты (II ступенька с мажорным трезвучием на ней) и её параллель, а также тональность двойной субдоминанты (VII низкая с мажорным трезвучием на ней) и её параллель. Примеры для до мажора – D-dur||h-moll и B-dur||g-moll. Всё!

В миноре делаем то же самое, только всё, что мы найдём оставляем минорным (то есть двойная доминанта не такая – DD, а такая dd – натуральная, про субдоминанту — аналогично). К найденному добавляем параллели и получаем тональности второй степени родства для до минора: d-moll||F-dur и b-moll||Des-dur. Всё гениальное просто!

Автор — (админ).

Содержание

  • 1 Общее представление о тональностях в музыке
  • 2 Родственные тональности
  • 3 Определение родственных тональностей
  • 4 Примеры родственных тональностей для мажора и минора
  • 5 Как определить родственные тональности
    • 5.1 Определение ключевой ноты (тоники) тональности
    • 5.2 Определение ее ступени в мажоре и миноре
    • 5.3 Сравнение ступеней и определение родственной тональности
  • 6 Применение родственных тональностей на гитаре
    • 6.1 Возможности использования родственных тональностей на гитаре
    • 6.2 Примеры практического применения

Общее представление о тональностях в музыке

Тональность в музыке определяет основной музыкальный звук, на котором строится произведение. Она определяется тоникой — основной нотой, к которой возвращается мелодия и гармония. Тональность может быть мажорной или минорной, и каждая из них имеет свой характерный звук, свою гамму и характерные аккорды.

Знание родственных тональностей — это важный элемент музыкальной теории и практики, который помогает музыкантам лучше понимать взаимосвязь между разными тональностями. Родственные тональности — это те, которые имеют много общего между собой и легко сочетаются друг с другом. Они имеют общие тональные центры и могут быть использованы для создания различных эффектов в музыке.

Знание родственных тональностей полезно для музыкантов разных уровней: для начинающих музыкантов это может помочь понять и запомнить гаммы и аккорды в разных тональностях; для продвинутых музыкантов это может быть полезным для аранжировки музыки, создания модуляций и импровизации. В целом, знание родственных тональностей помогает расширить музыкальный словарный запас и улучшить музыкальное понимание.

Родственные тональности

Родственные тональности — это тональности, которые имеют сходства в музыкальной структуре и гармонии. Они имеют общую тонику (основную ноту) и отличаются только ступенями гаммы и характерными аккордами. В частности, родственные тональности образуют пару мажорной и минорной тональностей, которые отличаются только знаком ключа.

Например, пара C мажор и A минор являются родственными тональностями, потому что они имеют общую тонику (ноту С), общие знаки ключа (натуральный) и общие ступени гаммы (C, D, E, F, G, A, B). Однако, мажор и минор отличаются друг от друга звучанием: мажор звучит светло и радостно, а минор — темно и грустно.

В классической музыке родственные тональности часто использовались для создания концертных туров. Например, Моцарт, Бетховен и другие композиторы использовали родственные тональности, чтобы удобно переходить от одной тональности к другой, не меняя настройку инструмента.

Родственные тональности имеют много общего между собой и легко сочетаются друг с другом. Знание родственных тональностей может помочь музыканту в создании гармонических прогрессий, модуляций и импровизации. Также знание родственных тональностей может улучшить музыкальное понимание и расширить музыкальный словарный запас.

Определение родственных тональностей

Родственные тональности — это пары мажорных и минорных тональностей, которые имеют много общего между собой. Они имеют общую тонику (основную ноту) и различаются только знаками ключа и некоторыми ступенями гаммы.

Мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику, называются «парой родственных тональностей». В большинстве случаев, мажорная и минорная родственные тональности различаются на третьей ступени гаммы. Например, мажорная тональность C имеет родственную минорную тональность A, потому что они имеют общую тонику (ноту C), а минорная тональность A находится на третьей ступени гаммы мажорной тональности C.

В некоторых музыкальных культурах, например, в музыке Ближнего Востока и Индии, родственные тональности имеют особое значение. Они используются для создания сложных модальных систем, которые отличаются от классической гармонической системы.

Существует несколько способов определения родственных тональностей. Один из самых простых способов — это найти минорную тональность на третьей ступени гаммы мажорной тональности. Например, если дана мажорная тональность C, то ее родственной минорной будет A. Обратите внимание, что родственные тональности всегда имеют одинаковое количество знаков в ключе, поэтому мажорная тональность с знаком крестика (#) будет иметь минорную родственную тональность с таким же количеством крестиков.

Родственные тональности также широко используются в джазовой музыке. Они помогают музыкантам создавать сложные гармонические прогрессии и переходы между тональностями, что является ключевым элементом джазовой импровизации.

Также можно определить родственные тональности с помощью круга квинт. В круге квинт каждая мажорная тональность находится через октаву и вниз на пятую ступень от предыдущей мажорной тональности. Например, мажорная тональность C находится на круге квинт после мажорной тональности G, а ее родственная минорная тональность A находится на круге квинт после минорной тональности E.

Знание родственных тональностей полезно для музыкантов, чтобы лучше понимать гармонические отношения между разными тональностями, создавать гармонические прогрессии и модуляции, а также для импровизации и аранжировки музыки.

В кельтской музыке родственные тональности также широко используются. Их применение помогает создавать интересные переходы между мелодиями и гармониями, а также придает музыке глубину и насыщенность звука.

Примеры родственных тональностей для мажора и минора

Вот некоторые примеры родственных тональностей для мажора и минора:

  1. Мажорная тональность C и ее родственная минорная тональность A.
  2. Мажорная тональность G и ее родственная минорная тональность E.
  3. Мажорная тональность D и ее родственная минорная тональность B.
  4. Мажорная тональность A и ее родственная минорная тональность F#.
  5. Мажорная тональность E и ее родственная минорная тональность C#.
  6. Мажорная тональность B и ее родственная минорная тональность G#.
  7. Мажорная тональность F# и ее родственная минорная тональность D#.

Заметьте, что каждая мажорная тональность имеет свою родственную минорную тональность на третьей ступени ее гаммы. Например, мажорная тональность C имеет родственную минорную тональность A, потому что A находится на третьей ступени гаммы мажорной тональности C. Обратите внимание, что мажорная тональность имеет ту же самую тональность, что и ее родственная минорная тональность, поэтому они имеют одинаковые знаки в ключе.

В рок-музыке родственные тональности также используются для создания интересных гармонических и мелодических прогрессий. Например, песни The Beatles «Let it Be» и «Blackbird» используют родственные тональности для создания эмоциональных и логичных переходов между мелодиями.

Как определить родственные тональности

Определение ключевой ноты (тоники) тональности

Один из способов определения родственных тональностей — это определение их ключевой ноты или тоники. Ключевая нота — это нота, которая определяет тональность. Например, в тональности C мажор ключевой нотой является C.

Для определения родственной минорной тональности мажорной тональности, нужно найти тонику мажорной тональности и перейти к ее третьей ступени вниз (на три полутона), чтобы найти тонику родственной минорной тональности. Например, для мажорной тональности C, ее родственной минорной тональностью будет A, потому что A находится на третьей ступени гаммы мажорной тональности C.

Для определения родственной мажорной тональности минорной тональности, нужно найти тонику минорной тональности и перейти к ее шестой ступени вверх (на шесть полутона), чтобы найти тонику родственной мажорной тональности. Например, для минорной тональности A, ее родственной мажорной тональностью будет C, потому что C находится на шестой ступени гаммы минорной тональности A.

Зная эти правила, можно быстро определить родственные тональности для любой мажорной или минорной тональности, зная только ее тонику.

Определение ее ступени в мажоре и миноре

Еще один способ определения родственных тональностей — это определение их ступени в мажоре и миноре. Каждая мажорная и минорная тональность имеет определенную ступень в ее гамме, которая является ее тоникой.

Для мажорных тональностей, их родственная минорная тональность находится на 6-й ступени мажорной гаммы. Например, мажорная тональность C имеет гамму: C D E F G A B C, а ее родственная минорная тональность A имеет гамму: A B C D E F G A.

Для минорных тональностей, их родственная мажорная тональность находится на 3-й ступени минорной гаммы. Например, минорная тональность A имеет гамму: A B C D E F G A, а ее родственная мажорная тональность C имеет гамму: C D E F G A B C.

Этот метод определения родственных тональностей может быть полезен, если вы знаете гамму каждой тональности. Если гамма неизвестна, вы можете использовать первый метод, чтобы определить родственные тональности, найдя их ключевые ноты или тоники.

Сравнение ступеней и определение родственной тональности

Еще один способ определения родственных тональностей — это сравнение ступеней двух тональностей и нахождение их общих нот.

Для мажорных тональностей, чтобы найти родственную минорную тональность, нужно сравнить ступени 6 и 7 мажорной гаммы с соответствующими ступенями минорной гаммы. Например, в мажорной тональности C, 6 ступень это A, а 7 ступень это B. Соответствующие ступени в минорной гамме это 3 и 4 ступени: C — D — Eb — F — G — Ab — Bb — C. Таким образом, родственной минорной тональностью для C мажор является A минор.

Для минорных тональностей, чтобы найти родственную мажорную тональность, нужно сравнить ступени 2 и 3 минорной гаммы с соответствующими ступенями мажорной гаммы. Например, в минорной тональности A, 2 ступень это B, а 3 ступень это C. Соответствующие ступени в мажорной гамме это 5 и 6 ступени: A — B — C — D — E — F — G — A. Таким образом, родственной мажорной тональностью для A минор является C мажор.

Этот метод может быть более сложным, чем предыдущие, но он может помочь лучше понять отношения между тональностями и их гаммами. Важно отметить, что для определения родственных тональностей важно знать гаммы мажорных и минорных тональностей. Если вы не знаете гамму, то первые два метода могут быть проще для использования.

Некоторые гитаристы и композиторы используют родственные тональности для создания собственных музыкальных систем. Например, Майкл Хеджес, американский гитарист и композитор, создал свою собственную систему, называемую «Виртуальный гитарный круг», основанную на родственных тональностях.

Применение родственных тональностей на гитаре

Возможности использования родственных тональностей на гитаре

Использование родственных тональностей на гитаре может быть полезным для музыканта в нескольких случаях:

  1. Создание песен и музыкальных композиций: При создании песен и музыкальных композиций музыкант может использовать родственные тональности, чтобы создать более сложные гармонические прогрессии и мелодии. Также, использование родственных тональностей может помочь музыканту создать более естественный и гармоничный переход между тональностями.
  2. Игра сольных партий: При игре сольных партий гитарист может использовать родственные тональности для создания интересных и сложных мелодий. Это также может помочь ему создать логичный переход между сольными партиями в разных тональностях.
  3. Изучение музыки: При изучении музыки, особенно в контексте импровизации, использование родственных тональностей может помочь музыканту быстрее и эффективнее находить соответствующие мелодии и гармонии.
  4. Транспонирование: Использование родственных тональностей может помочь гитаристу при транспонировании песен на другой тональности. Также, это может быть полезным при сопровождении других музыкантов на инструментах с фиксированным строем, например, на клавишных инструментах.
  5. Использование аккордов и арпеджио: Использование родственных тональностей может помочь гитаристу при игре аккордов и арпеджио, особенно в более сложных и прогрессивных композициях.

Таким образом, использование родственных тональностей на гитаре может быть полезным для создания музыки, изучения музыки и транспонирования песен на другой тональности. Кроме того, использование родственных тональностей может помочь гитаристу создать более интересные и сложные мелодии и гармонии в своей игре.

Примеры практического применения

Ниже приведены примеры практического применения родственных тональностей на гитаре:

  1. Смена тональности для удобства игры: Возьмем, к примеру, песню, которая идет в тональности C мажор. Если песня оказывается трудной для исполнения в тональности C мажор, то можно переключиться на ее родственную тональность, то есть на a минор. В этом случае играть можно те же самые аккорды, что и в тональности C мажор, но начиная с другой ступени и с другой тоники.
  2. Использование родственных тональностей при игре сольных партий: При игре сольных партий можно использовать родственные тональности для создания интересных и сложных мелодий. Например, если мы играем в тональности C мажор, то можно использовать e минор в качестве родственной тональности. Это поможет создать интересный и логичный переход между двумя тональностями.
  3. Использование родственных тональностей для создания гармонических прогрессий: При создании гармонических прогрессий можно использовать родственные тональности, чтобы создать более сложные и интересные мелодии. Например, можно использовать пару тональностей C мажор и a минор, чтобы создать более сложную гармоническую прогрессию.
  4. Использование родственных тональностей для транспонирования: При транспонировании песен на другой тональности, можно использовать родственные тональности для облегчения процесса транспонирования. Например, если мы транспонируем песню с тональности C мажор на F мажор, то можно использовать ее родственную тональность, a минор, чтобы быстрее и эффективнее находить соответствующие аккорды и мелодии.

Таким образом, родственные тональности на гитаре могут использоваться в различных ситуациях, как для удобства игры и транспонирования, так и для создания более сложных и интересных мелодий и гармоний.

16.02.2023

Редактор, корректор: Полина Полянская

Как определить тот набор тональностей, который чаще всего используют при сочинении песен?

В этой статье поговорим о родстве тональностей. Вообще все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, которые находятся в гармоническом родстве.

Родство тональностей

Рассмотрим тональность До-мажор:

Cdur

Рисунок 1. Тональность до-мажор

На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки альтерации, поскольку C-dur не имеет знаков альтерации:

Трезвучия на ступенях Cdur

Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор

На VII ступени не получается построить без знаков альтерации ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие трезвучия мы построили:

  • До-мажор на I ступени.
  • Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной ступени (IV).
  • Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной ступени (V).
  • Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
  • Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор, построенной на IV (главной) ступени.
  • Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор, построенной на V (главной) ступени.
  • В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор.

Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая, конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.

Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные самостоятельно. Здесь должно получиться следующее:

  • на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень);
  • параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень);
  • параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор (VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень);
  • тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля-миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор. Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа-мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом мажоре).

Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных тональностей.

Итоги

Вы познакомились с понятием родственные тональности и научились определять их.

Содержание

  1. Как искать родственные тональности второй степени?
  2. Тональности второй степени родства для мажора
  3. Тональности второй степени родства для минора
  4. Интересное наблюдение (можно пропустить)
  5. Третья степень родства
  6. Для тех, кто придерживается 4-хстепенной системы
  7. Как найти тональности второй степени «по четырём»?
  8. Родственные тональности на кварто-квинтовом круге
  9. Таблица параллельных тональностей с их знаками
  10. Что относится к родственным тональностям
  11. Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
  12. Родственные тональности мажора
  13. Степени родства тональностей
  14. Единая таблица родства тональностей
  15. Три степени родства тональностей
  16. Определение степеней родства тональностей
  17. Расшифруем:
  18. Как найти параллельную тональность?
  19. А много ли вообще пар таких тональностей?
  20. Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как искать родственные тональности второй степени?

Здесь нам нужно найти всего 12 оттенков. Сам принцип их происхождения подробно рассмотрен в статье «Степени тонального родства», а теперь мы только научимся находить их в мажоре и минорном.

Тональности второй степени родства для мажора

В мажоре из 12 ключей должно быть 8 основных ключей, остальные 4 должны быть второстепенными. Без лишних проблем обратимся к шагам исходного ключа. Возможно, правильнее было бы искать, строя интервалы из тоники, но только ассоциативно связать новые ключи с шагами, чем исходный.

степень соотношения тональностей
Итак, для начала есть 4 минорных тональности, поэтому давайте просто запомним отрывки: I (одноименный минор), V (доминантный минор), VII (запоминать только седьмой), VIIb (нижний седьмой).

Например, для тональности до-мажор (буквенное обозначение клавиш) это будут до-минор, соль-минор, си-минор и си-минор.

Теперь есть 8 основных ключей, и они сопоставлены, теперь вы поймете, что подразумевается под словом «сопоставлено». Связываем их со следующими фазами: II, III, VI и VII. И везде будет так: естественный шаг и ровный шаг, то есть две основные клавиши для каждого шага (одна без флет, другая с флетом).

Например, для одного и того же до мажор это будет: ре мажор и де мажор, ми мажор и ми мажор, ля мажор и ля мажор, си мажор и си мажор. Все предельно просто, главное запомнить магический код — 2367 (состоящий из номеров шагов).

Тональности второй степени родства для минора

Если исходная тональность является второстепенной (например, до минор), то для нее 12 ключей относительно второй степени будут разделены следующим образом: наоборот, только 4 являются основными, а остальные 8 — второстепенными.

степень соотношения тональностей
Тоника мажорных клавиш будет совпадать со следующими пассажами (запомните): I (мажор с тем же названием), II (второй простой), IIb (вторая могила), IV (мажорный субдоминанта). Например, для до минор будут следующие «кузены»: до мажор, ре мажор, ре мажор и фа мажор.

Здесь восемь минорных клавиш и, внимание, здесь все очень интересно: их тоники занимают ту же ступень, что и 8 мажорных клавиш для мажора: II, III, VI и VII в натуральном и в паденном виде. То есть к C-минору относятся такие ключи, как d-moll и des-moll (ключ несуществующий, но все точно так, как есть), e-moll и es-moll, a-moll и as-moll, h — moll и b -moll.

Интересное наблюдение (можно пропустить)

Если говорить в целом о двоюродных братьях по мажору и мажору, то возникает ряд интересных моментов:

  • из 24 (12 + 12) тоников для каждого случая есть 9 + 9 (18) пьес, которые одинаковы по тональности и отличаются только настроением (из них 8 + 8, которые связаны с «кодом 2367» и одноименные 1 + 1);
  • одноименные тоны относятся ко второй степени в этой системе, а в системе 4-й степени они обычно оказываются «кузенами второй степени»;
  • наибольшее количество клавиш второй степени родства связано с вступительными пассажами (на VII — 4 клавиши для мажора, на II — 4 клавиши для минор), с пассажами, на которых в оригинале построены сокращенные трезвучия сообщить в естественной форме о своем режиме, из-за чего эти тоники не вошли в круг родственников первой степени (происходит как бы своего рода компенсация — умножение на два в следующей степени);
  • относительные тональности второй степени включали: для мажора — тональность минорной доминанты, а для минорной — тональность мажорной субдоминанты (и мы вспоминаем частные случаи в контексте ключей первой степени — минорная субдоминанта в мажорная гармоника и мажорная доминанта в минорной гармонике?).

Что ж, хватит, пора перейти к следующей, третьей степени родства, которая характеризует взаимоотношения самых далеких оттенков (у них нет единой общей триады).

Третья степень родства

Здесь, в отличие от задачи предыдущей степени, изобретая слона, вам не нужно изобретать калькулятор или велосипед. Все давно известно, все успешно пользуются, я вам тоже говорю!

Всего существует пять оттенков. Точно так же сначала рассмотрим случай, если наш исходный ключ является основным, а затем — случай, если мы ищем пропавших без вести родственников для второстепенного ключа.

Ну, кстати, есть что-то общее между этими корпусами, есть и общие тона (две вещи). Вообще говоря, корень двух упомянутых общих ключей расположен на расстоянии тритона от исходного корня. Также мы используем этот тоник дважды — для мажорной и минорной тональности.

Итак, если наш исходный ключ мажорный (например, такой же, как до мажор), то на расстоянии тритона от его корня находится нота фа-диез. С фа-диез мы исполняем и мажор, и минор. То есть два ключа из пяти — фис-мажор и фис-минор.

И тут только чудеса! Из полученного минорного тритонового ключа мы также поднимаемся на квинты. Всего нужно выполнить три шага — получаем три оставшихся ключа: cis-moll, gis-moll и dis-moll.

степень соотношения тональностей

Если исходная тональность минорная (например, до минор), то делаем почти то же самое: строим тритон и сразу получаем два ключа (фис-мажор и фис-минор). А теперь внимание, от мажорного тритона (то есть от мажорной фа) мы опускаемся на три пятых! Получаем: H-dur, E-dur и A-dur.

степень соотношения тональностей

Для тех, кто придерживается 4-хстепенной системы

Осталось понять, как найти родственные тона тем, кто предпочитает различать четыре степени, а не три. Сразу скажу, что четвертая степень — это такая же третья без изменений. С этим нет проблем.

Но, как уже было сказано, второе «из трех» поглощает второе, а третье «из четырех». Причем вторая степень включает всего 4 ключа, а третья — 8. Для себя еще можно найти сразу 12 ключей, потом исключить из них 4 ключа второй степени родства, так что у вас будет 8 ключей третьего уровня.

Как найти тональности второй степени «по четырём»?

В этом главная особенность московской системы родственных связей. И конечно, здесь все логично и просто. Вам нужно будет найти двойные доминанты и двойные субдоминанты (как бы они не назывались правильно).

В мажоре мы ищем тональность двойной доминанты (II пассаж с мажорной трезвостью вверху) и ее параллель, а также тональность двойной субдоминанты (младшая VII с мажорной трезвостью вверху) и ее параллель. Примеры до мажор — ре мажор || си минор и си мажор || Соль минор. Все!

В минорной тональности мы делаем то же самое, только все, что мы находим, остается второстепенным (т.е двойная доминанта не такая — DD, но такая dd естественна, на субдоминанте — точно так же). Добавляем параллели к найденной и получаем ключи второй степени близости для до минор: d минор || Фа мажор и си минор || Des major. Все гениальное просто!

Родственные тональности на кварто-квинтовом круге

Внутри круга ключей вы можете найти только ключи, относящиеся к первому порядку. Для этого вам нужно выбрать желаемую клавишу, отойти от нее на один сегмент как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, и выбрать область из шести клавиш, включенных в это поле. Это не только список аккордов в выбранной вами тональности, но и клавиш с родством первого порядка. Если ваш ключ второстепенный, просто выберите большую параллель.

Второй порядок получается аналогичным образом. Если области шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это связанные клавиши второго порядка.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНЫ ИХ ЗНАКИ
БОЛЬШЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СКОЛЬКО ПЕРСОНАЖЕЙ КАКИЕ ЗНАКИ
ТОНА БЕЗ ЗНАКОВ (1 // 1)
До мажор незначительный нет знака нет знака
ТОНЫ С DIEZ (7 // 7)
Соль мажор ми минор 1 диез ж
Ре мажор да второстепенный 2 острых делать
Важно фа-диез минор 3 диез идет к солнцу
Ми мажор до-диез минор 4 острых предмета это только король
Да майор соль-диез минор 5 диез просто иди туда
Фа-диез мажор ре-диез минор 6 диез fa do sol re la mi
До-диез мажор незначительный острый 7 диез fa do sol re la mi si
ТОНА С КОЛЕСАМИ (7 // 7)
Фа мажор ре минор 1 квартира да
Си-бемоль мажор соль минор 2 тарелки да меня
Ми-бемоль мажор до минор 3 тарелки да я там
Бемоль мажор фа минор 4 тарелки да король
Ре-бемоль мажор си-бемоль минор 5 квартир да, ми ла ре соль
Соль-бемоль мажор ми-бемоль минор 6 квартир да, ми ла ре соль делать
До-бемоль мажор в бемоль минор 7 квартир да ми ла ре соль делать назад

Вы можете скачать тот же номерной знак в более удобном виде, например, шпаргалку в формате pdf для печати — СКАЧАТЬ

на этом пока все. В следующих частях вы узнаете, что такое одноименные ключи, как быстро и навсегда запомнить знаки в ключах и каков метод как можно скорее идентифицировать знаки, если вы их забыли.

Что ж, а теперь приглашаем вас на просмотр анимационного фильма, написанного под удивительную музыку Моцарта. Однажды Моцарт выглянул в окно и увидел идущий по улице военный полк. Настоящий военный полк в блестящей форме, с турецкими флейтами и барабанами. Красота и величие этого спектакля настолько потрясли Моцарта, что в тот же день он написал свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты № 11) — всемирно известную оперу.

Что относится к родственным тональностям

Если вы видите, что один и тот же аккорд используется в двух разных тональностях, то эти клавиши связаны друг с другом. В этом случае различают три степени родства, которые определяются по положению аккорда в гамме. Если аккорд любой степени в одной тональности является корнем для другой, то это считается первой степенью родства. Второй — когда в тональности просто присутствует триада. Третье — полное отсутствие общих договоренностей.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.

Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.

Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.

строить маленькие трети

Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.

Родственные тональности мажора

Соответствующие основные ключи находятся в следующих классах любой шкалы:

VI — это параллельная минорная тональность. Если он понижен, то он построен по гармонической субдоминанте, и это второстепенный

IV — субдоминанта

II — минорный ключ, параллельный субдоминанту

V — доминантный

III — минорная тональность, параллельная доминантной

Степени родства тональностей

Под родством клавиш мы понимаем наличие или отсутствие общих аккордов с учетом их принадлежности клавишам сравниваемых клавиш

Таблица одинарных отношений Три степени взаимосвязи ключей Определение степени взаимосвязи ключей Альтернативный программный поиск 3-х степеней взаимосвязи ключей

Единая таблица родства тональностей

Таблица дает полные ответы за доли секунды. Возьмите встроенный x, и тогда вы легко поймете суть этой темы.

* Я не знаю, сколько толкований в виде 4 степеней родства требуется в наше время. Если необходимость насущная, напишите в x, мы создадим универсальный скрипт, который включает эти требования (такая кнопка уже прикручена в правом верхнем углу).

Эта тема для школьников — одна из самых сложных. К студентам теоретических факультетов в этом вопросе предъявляются бескомпромиссные требования. Сервис также предоставляет знания при выполнении конкретной задачи.

Студенту просто нужно уверенно нажимать все доступные кнопки.

Три степени родства тональностей

В ряде учебников по вопросу о степени соотношения оттенков можно найти разночтения. В частности: петербургская школа (Н.А. Р-Корсаков) описывает 3 степени родства, а московская школа (П.И. Чайковский) 4. Существенной разницы нет.

Где 4 степени: 2-я степень родства делится на два пункта, поэтому без разночтений. Будьте готовы к этому. Классическая теория подразумевает 3 степени взаимосвязи между клавишами, в их основе лежит общность трезвучий.

Рассмотрена общность звуков, расположенных трезвучиями.

Определение степеней родства тональностей

Тип отношения рассчитывается исходя из степени общности триад, построенных в каждой тональности.

Для общности рассмотрим рассчитанные триады, которые находятся на ступенях мажорной или минорной шкалы, за исключением VII ступени мажора и II ступени минора (здесь все просто: уменьшенная шкала на этих ступенях строит триаду), как и эта триада гармонической субдоминанты (для мажорной) и гармонической доминанты (для минорной).

Для мажорных будут рассчитаны ступени гармоник триад II, III, IV, V, VI и IV

Степени соотношения клавиш: в музыке все как в математике!

Для минорной тональности рассчитанные трезвучия будут составлять III, IV, V, VI, VII и V гармонические шаги

Степени соотношения клавиш: в музыке все как в математике!

  • Чтобы самостоятельно определить все степени родства по любому из ключей, необходимо знать:

1. В первой степени родства тоническая триада первого лада должна содержаться в одной из трезвучий, вычисляемых из второй тональности 2 во второй степени родства, клавиши должны иметь по крайней мере одну общую вычисляемую триаду 3 в третьей тональности степень родства, ключ не содержит ни одной из общепринятых вычислимых триад

Расшифруем:

1. Первая степень родства двух клавиш подразумевает, что их тональные трезвучия должны быть среди аккордов, общих для обеих клавиш. Опытные музыканты догадаются, что мажор — это тональность трезвучий всех пассажей, кроме VII (его трезвучие уменьшено).

Здесь традиционно добавляется трезвучие гармонической субдоминанты (минор). Пример для до мажор будет довольно простым, мы дадим его для фа мажор. Итак, это ключи: G, Lam, Sib, Sibm, C, D. Минорный ключ также имеет шесть ключей сродства первой степени.

Это тональность всех естественных шагов, кроме II (его триада также сокращена) + тональность гармонической доминанты (шаг V). Например, для ре минор это: F, Gm, Am, A, Bb, C.

Если первый ключ находится в первой степени родства с исходным ключом, исходный ключ также будет в первой степени родства с ним. Пример: Eb и Fam. В этом нет противоречия.

Это условие попарно выполняется как для гармонической субдоминанты мажора, так и для гармонической доминанты минора (например: для мажор до мажор Fm — гармоническая субдоминанта, а до фа минор — гармоническая доминанта). 2. Вторая степень родства.

Чтобы попасть во вторую степень родства, наша тональность должна иметь хотя бы одну общую триаду с исходной, но не должна быть тонической (иначе это будет первая степень родства). Каждая клавиша (как мажорная, так и малая) имеет 12 ключей родства второй степени. Чтобы быстро их определить, воспользуйтесь нашей поисковой программой (см. Ниже). При изменении местоположения исследуемого ключа и исходного ключа условие также не меняется.

3. С третьей степенью родства все довольно просто: это ключи, которые вообще не содержат общих триад. Всего их пять. Который? — посмотри вниз.

Что еще нужно добавить сюда. Конечно, на плоских клавишах нет триад, содержащих диезы, но поскольку

темперамент в музыке уже принят безоговорочно, и существует всего 5 клавиш третьей степени родства вместо их бесконечного числа, благодаря использованию энгармонических эквивалентов клавиш с их трезвучиями.

Иначе ряд продолжался бы не до 5, а до абсурдной бесконечности ключей с абсурдным многократным дублированием бемолей из диезов.

4 степени тонального отношения. Учебник Московской бригады описывает 4 степени родства ключей. Отличие от петербургской школы здесь будет только в том, что в московской школе вторая степень родства делится на две части (2а и 3а соответственно), отодвигая третью часть (Санкт-Петербург) на четвертую позицию.

В то же время, согласно московской школе, вторая степень родства включает четыре ключа, которые имеют две общие вычисляемые триады с двумя разностными знаками в ключе. Например, у фа мажор и соль мажор есть общее трезвучие A-C-E, которое представляет собой трезвучие третьей степени фа мажор и II соль мажор.

В третьей степени родства восемь оттенков имеют общую расчетную триаду.

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите узнать, как определить параллельный ключ, давайте эмпирически выясним ответ на этот вопрос. А потом мы сформулируем с вами правило.

Представьте: DO MAJEURE и A MINOR — параллельные ключи. А теперь скажите мне: на каком уровне ПРЕЖДЕ ЧЕМ «вход в параллельный мир»? Или, другими словами, какая степень C MAJOR является корнем параллельного минора?

вход в параллельный мир

Теперь займемся «вверх ногами». Как выйти из мрачного LA MINOR в солнечную и радостную параллель DO MAJEURE? Где на этот раз «портал» для перехода в параллельный мир? Другими словами, какая степень минорной тональности является корнем большой параллели?

вход в параллельный мир

Ответ прост. В первом случае: тоника параллельного минора — шестая ступень. Во втором случае: тонику большой параллели можно считать третьей степенью. Кстати, совсем не обязательно долго добираться до шестого класса мажора (т.е считая шесть ступеней от первого), достаточно спуститься на три ступени вниз от тонизирующего, и мы перейдем к этой шестой ступени в так же.

как добраться до шестого шага

Теперь сформулируем ПРАВИЛО (но еще не окончательное). Следовательно, чтобы найти корень параллельного минорного тона, достаточно спуститься на три ступени вниз от первого исходного мажорного тональности. С другой стороны, чтобы найти корень большой параллели, вам нужно подняться на три ступени вверх.

Проверьте это правило на других примерах. Не забывайте, что у них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступенькам, мы должны произносить эти знаки, то есть учитывать их.

Например, мы находим параллельный минор для тональности G MAJOR. Этот ключ содержит диез (фа-диез), что означает, что параллельно будет диез. Спускаемся на три ступеньки от СОЛИ: СОЛЬ, ФАДЬЕЗ, МИ. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! MI — это как раз то, что нам нужно; это шестой шаг и это выход на малую параллель! Это означает, что ключ, параллельный GAL MAJOR, будет E MINOR.

ми минор параллельна соль мажор

Другой пример. Находим параллельный ключ для FA-MINOR. Этот ключ имеет четыре квартиры (да, E, A и D-бемоль). Поднимаемся на три ступеньки, чтобы открыть дверь на большую параллель. Гуляем: FA, SALT, LA-BEMOLE. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! A-BEMOLES — вот желаемый звук, вот заветный ключ! LA BEMOLE MAJEURE — это ключ, параллельный F MINOR.

бемоль мажор, параллель фа минор

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?

Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?

ключевая группировка

То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!

Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.

между тиками параллельных ключей, второстепенный третий интервал

Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.

Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.

Источники

  • https://music-education.ru/kak-bystro-nahodit-rodstvennye-tonalnosti-vtoroj-i-tretej-stepeni/
  • https://pereborom.ru/rodstvennye-tonalnosti/
  • https://muz-teoretik.ru/parallelnye-tonalnosti/
  • https://shademark.ru/notnaya-gramota/stepeni-rodstva-tonalnostej-v-muzyke-vsyo-kak-v-matematike.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фильм как найти надежду актеры
  • Как найти настройки колонок
  • Как найти центр потолка одному
  • Бромид свинца 2 как составить формулу
  • Как найти котенку дом