Как найти романтического героя

Цели урока:

Когнитивная область:


  • закрепить знания учащихся по теме “Романтизм”
    (основные черты романтического героя, основные
    приёмы композиции и тропы романтического
    произведения);
  • формировать навыки учащихся давать развёрнутые
    ответы по предложенной проблеме, использовать в
    речи литературоведческие термины.

Аффективная область:


  • развивать у учащихся способность анализировать
    сложные ситуации, выявлять причины их
    возникновения, различать главное и
    второстепенное;
  • формировать у учащихся мотивацию к дальнейшему
    изучению романтических произведений;
  • развивать умение учащихся дискутировать,
    аргументировать свою точку зрения, чётко
    формулировать и ясно излагать свои мысли;

Психомоторная область:


  • развивать внимание, воображение, мышление,
    память, слуховое восприятие и творческие
    способности учащихся;

Основная идея урока:


  • познакомить учащихся с феерией А. Грина “Алые
    паруса”;
  • обобщить знания учащихся основных черт
    литературного героя;
  • повторить основные
    изобразительно-выразительные приёмы
    романтического произведения.

Логика развития урока как целостной системы:


  • организация эмоционального настроя;
  • фронтальный опрос учащихся “Первое
    впечатление о книге “Алые паруса” (в форме
    лирических миниатюр или хокку);
  • создание проблемной ситуации на основе
    проблемно-поисковых вопросов (роль метафор,
    сравнений и эпитетов в создании главного символа
    книги), работа с эпиграфом (метафора парус –
    человек);
  • определение основной задачи урока – найти
    романтического героя на страницах феерии);
  • организация дискуссии ( одна группа учащихся
    утверждает, другая отрицает);
  • определение домашнего задания;
  • подведение итогов.

Способ реализации поставленных целей урока:

Методы:


  • репродуктивный;
  • иллюстративный;
  • исследовательский.

Формы:


  • фронтальный опрос;
  • дискуссия;
  • синектика.

Оборудование:


  • портрет Грина;
  • символ корабля с алыми парусами;
  • эпиграф;
  • раздаточный тестовый материал.

Основная литература:


  • А Грин “Алые паруса”.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя (на фоне музыки):

Страна, измученная кровопролитием мировой
войны, революций, войны гражданской, получает
книгу А.Грина “ Алые паруса”. И эта книга
покоряет читателей на долгие десятилетия. Что же
особенного в этой книге, что, пожалуй, каждый из
нас, и взрослых, и подростков, знает этот символ алые
паруса
? Веру во что подарил нам Грин?
(Предположения учащихся.) Вспомните слова Артура
Грея: “…делать чудеса своими руками”; “…не
меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и —
вовремя сказанное, нужное слово”. Что вы
добавите к своим ответам сейчас?

(Алый отблеск парусов создан глубиной сердца,
знающего, что такое любовь.)

Вероятно, поэтому алые паруса плывут по океану
жизни каждого из нас, рождая песни, романсы,
мечты.

2. Фронтальный опрос домашнего задания.

Вот и мы с вами отправляемся в плавание по
романтическому миру книги на корабле под алыми
парусами. Какие же строки родились у вас под
впечатлением от этой феерии?

(Ребята читают свои “хокку”)

3. Создание проблемной ситуации на основе
проблемно-поисковых вопросов

(роль метафор, сравнений и эпитетов в создании
главного символа книги), работа с эпиграфом
(метафора парус – человек).

Ребята, а почему А.Грин выбрал именно алый цвет
для своих парусов? Какие эпитеты, сравнения и
метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось
найти на страницах книги?

  • алый отблеск парусов создан глубиной сердца,
    знающего, что такое любовь;
  • паруса цвета глубокой радости;
  • он рдел, как улыбка, прелестью духовного
    отражения;
  • совершенно чистый, как алая утренняя заря;
  • полный благородного веселья и царственности
    гордый цвет.

И какая же картина заставила жителей Каперны
ужаснуться навсегда?

(Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой
палубы под огнём алого шёлка.)

Завораживает? Потрясает? Конечно! Потрясает нас
и Ассоль. А почему жители Каперны ужаснулись?

(Понятие мечты, чуда и красоты им неведомо. Они и
песен-то не пели и сказок не рассказывали.)

Как назовём мы этот приём романтических
произведений?

(Контраст. Антитеза.)

На чём она основана? (Противопоставление мечта —
реальность).

Итак, наш корабль расправил свои алые паруса,
ветер попутный помогает нам набрать скорость, но
что- то ещё удерживает нас… Конечно, нам
неизвестна цель нашего путешествия Давайте
прочитаем слова Лонгрена, записанные на доске:
“…Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не
алых, а грязных и хищных парусов: издали –
нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых”. О
чём размышляет Лонгрен? Какое он вкладывает
значение в слово парус? (Метафора парус –
человек. Алый парус — особенный человек.)

Вот она цель нашего путешествия!

4. Определение основной задачи урока.

Найти романтического героя на страницах
феерии! Мы ищем алый парус в душе человека.

Вспомним, каким должен быть романтический
герой?

  • Сильная личность, мятежная, как парус у
    Лермонтова (цитата – “А он мятежный просит бури,
    как будто в бурях есть покой!”) и ли Сокол у
    Горького (“Я знаю счастье, я славно бился!”).
  • Герой, вступивший в конфликт с окружающим миром
    и стремящийся ввысь, к неизвестности, красоте,
    свободе, как орёл у Пушкина. (Цитата “Мы вольные
    птицы: пора, брат, пора, туда, где за тучей белеет
    гора, туда, где синеют морские края, туда, где
    гуляем лишь ветер… да я!”).
  • Герой, ищущий ответа на важный жизненный вопрос,
    как Мцыри у Лермонтова (цитата “Скажи: для воли
    иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”).

5. Организация дискуссии (одна группа учащихся
утверждает, другая отрицает).

Кого из героев повести А.Грина можно считать
романтическим героем?

АССОЛЬ

Утверждение: Отрицание:
Сильная личность, сумевшая сохранить
свою индивидуальность.
В ней нет поиска, нет мятежа.
Но есть стремление к красоте, умение
мечтать (игрушки для детей, любование красотой
мира).
Зато нет конфликта с окружающим миром,
нет протеста, нет поиска ответа на важный
жизненный вопрос.
Нет явно выраженного конфликта, но есть
конфликт внутренний (вера в силу мечты,
воображения, которые могут изменить мир; вера в
то, что мечта есть у каждого).
 

ГРЕЙ

Утверждение: Отрицание:
Сильная, мятежная личность (выбор — быть
капитаном).
Безбедная, беззаботная жизнь в
обеспеченной семье не может побудить личность к
мятежу.
Стремление к неизвестности, свободе
(родился вдали от мря, в обеспеченной семье, но
выбрал тяготы морской жизни).
В чём суть его конфликта с миром? Он не
лишён свободы, он не стоит перед выбором, от
которого зависит жизнь.
Выбор цели жизни( делать чудеса своими
руками, чувствовать чужую боль как свою)
 

ЛОНГРЕН

Утверждение: Отрицание:

Сильная личность, мятежная
(служба на корабле, желание восстановить
справедливость).

Сильная личность не будет мстить, а он
мстит Меннерсу. Зло порождает зло.
Герой, вступивший в конфликт с
окружающим миром, воспитывает дочь, личность
яркую, романтическую.
Конфликт с окружающими спровоцирован
местью.
  Романтический герой стремится
исправить мир в целом, а не искоренять отдельные
недостатки. Подвиг во имя мести не подвиг.

5. Определение домашнего задания.

Перед вами листочки с текстом песни Ю.
Ландсберга “Ребята надо верить в чудеса”.

Посмотрите дома, как в этой песне автор решил
для себя наш спор о романтическом герое книги
“Алые паруса”.

6. Подведение итогов.

К каким же выводам мы сегодня пришли?

(Романтический герой стремится
исправить мир в целом, а не искоренять отдельные
недостатки. Подвиг во имя мести не подвиг. Подвиг
– это умение делать чудеса своими руками”;
улыбка, веселье, прощение и — вовремя сказанное,
нужное слово – не меньшие чудеса. Алый парус в
душе у того человека, сердце, которого знает, что
такое любовь.)

Понятие «романтизм» часто используют в качестве синонима к понятию «романтика». Под этим подразумевают склонность смотреть на мир через розовые очки и активную жизненную позицию. Или же связывают это понятие с любовью и какими-либо поступками ради своего близкого человека. Но романтизм имеет несколько значений. В статье пойдет речь о более узком понимании, которое используется для литературоведческого термина, и об основных чертах характера романтического героя.

Характерные черты стиля

Романтизм — это направление в литературе, возникшее в России в конце 18 — первой половине 19 века. Данный стиль провозглашает культ природы и естественных чувств человека. Новыми характерными чертами романтической литературы становятся свобода самовыражения, ценность индивидуализма и оригинальные черты характера главного героя. Представители направления отказывались от рационализма и главенства ума, которые были характерны для эпохи Просвещения, и ставили во главу угла эмоциональную и духовную стороны человека.

характерные черты стиля

В своих произведениях авторы отображают не реальный мир, который был для них слишком пошлым и низменным, а внутреннюю вселенную персонажа. И через призму его чувств и эмоций видны очертания реального мира, законам и мыслям которого он отказывается подчиняться.

Основной конфликт

Центральным конфликтом всех произведений, написанных в эпоху романтизма, становится конфликт между личностью и обществом в целом. Здесь главный герой идет наперекор устоявшимся в его окружении правилам. При этом мотивы такого поведения могут быть различны — поступки могут как идти на благо общества, так и иметь эгоистичный замысел. При этом, как правило, герой проигрывает эту борьбу, и произведение заканчивается его смертью.

Основные черты романтического героя

Романтик — особенная и в большинстве случаев очень таинственная личность, пытающаяся противостоять могуществу природы или обществу. При этом конфликт перерастает во внутреннюю борьбу противоречий, которая происходит в душе у главного персонажа. Другими словами, центральный персонаж строится на антитезах.

Основные черты романтического героя

Хоть в данном литературном жанре и ценится индивидуальность главного героя, но все же литературоведы выделили, какие черты романтических героев являются основными. Но, даже несмотря на схожесть, каждый персонаж по-своему уникален, так как они являются лишь общими критериями выделения стиля.

Идеалы общества

Главной чертой романтического героя является то, что он не принимает общеизвестные идеалы общества. У главного персонажа есть собственные представления о ценностях жизни, которые он пытается отстаивать. Он как бы бросает вызов всему окружающему его миру, а не отдельному человеку или группе людей. Здесь идет речь об идейном противостоянии одной личности против целого мира.

При этом в своем бунте главный герой выбирает одну из двух крайностей. Либо это недостижимые высокодуховные цели, и персонаж пытается сравняться с самим Творцом. В другом случае герой предается всевозможным грехам, не чувствуя меры своего морального падения в бездну.

Яркая личность

Если одна личность способна противостоять целому миру, значит, она столь же масштабная и сложная, как целый мир. Главный герой романтической литературы всегда выделяется в обществе как внешне, так и внутренне. В душе персонажа происходит постоянный конфликт между уже заложенными обществом стереотипами и его собственными взглядами и идеями.

Одиночество

Одна из самых печальных черт романтического героя — его трагическое одиночество. Так как персонаж противостоит целому миру, то он остается совершенно один. Нет такого человека, который бы понял его. Поэтому он либо сам бежит из ненавистного ему общества, либо сам становится изгнанником. Иначе романтический герой уже не был бы таким. Поэтому писатели-романтики сосредотачивают все свое внимание на психологическом портрете центрального персонажа.

Либо прошлое, либо будущее

Черты романтического героя не позволяют ему жить в настоящем. Персонаж пытается найти свои идеалы в прошлом, когда религиозное чувство было сильно в сердцах людей. Либо же тешит себя счастливыми утопиями, которые якобы ожидают его в будущем. Но в любом случае главного героя не устраивает эпоха тусклой буржуазной действительности.

Индивидуализм

Как уже было сказано, отличительной чертой романтического героя является его индивидуализм. Но это непросто «непохожесть на других». Это кардинальное отличие от всех людей, которые окружают главного героя. При этом, если персонаж выбирает греховный путь, то он осознает, что отличается от других. И это различие доведено до крайности — культа личности главного героя, где все поступки имеют исключительно эгоистичный мотив.

Эпоха романтизма в России

Поэт Жуковский

Основоположником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Он создает несколько баллад и поэм («Ундина», «Спящая царевна» и так далее), в которых присутствует глубокий философский смысл и стремление к нравственным идеалам. Его произведения пропитаны собственными переживаниями и размышлениями.

Писатель Гоголь

Затем на смену Жуковскому приходят Николай Васильевич Гоголь и Михаил Юрьевич Лермонтов. Они накладывают на общественное сознание, находящееся под впечатлением от провала декабристского восстания, отпечаток идейного кризиса. По этой причине творчество этих людей описывается как разочарование в реальной жизни и попытка уйти в свой вымышленный мир, наполненный красотой и гармонией. Главные герои их произведений теряют интерес к земной жизни и вступают в конфликт с окружающим миром.

М. Ю. Лермонтов

Одной из черт романтизма является обращение к истории народа и его фольклору. Наиболее ярко это прослеживается в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и цикле стихотворений и поэм, посвященных Кавказу. Лермонтов воспринимал его как родину вольных и гордых людей. Они противостояли рабской стране, которая находилась под властью Николая I.

А. С. Пушкин

Ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина также пропитаны идеей романтизма. Примером может служить «Евгений Онегин» или «Пиковая дама».

Романтический герой

Романтический герой

— один из художественных образов литературы романтизма. Романтик — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы : с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой — безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.

Признаки романтического героя

  1. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
  2. Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом
  3. Независимость
  4. Неразрешимость конфликта между героем и обществом
  5. Абстрактное восприятие времени
  6. Ярко выраженные две или три черты характера
Амплуа и архетипы персонажей
Амплуа Action hero · Final girl · Байронический герой · Инженю · Комик · Неврастеник · Порок · Резонёр · Субретка · Травести · Трагический герой
Архетипы Безумный учёный · Благородный дикарь · Благородный разбойник · Герой поневоле · Дева в беде · Дева-воительница · Король под горой · Плохой парень · Прекрасный принц · Роковая женщина

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Романтический герой» в других словарях:

    романтический герой

    — см. герой произведения + романтизм …

    герой произведения

    — одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    герой

    — 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… … Словарь эпитетов

    Грушницкий («Герой нашего времени»)

    — Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    1. Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного; летом 1604 г. с… … Литературные герои

    Герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии Чадский). Вероятные прототипы образа П.Я.Чаадаев (1796 1856) и В.К.Кюхельбекер (1797 1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с… … Литературные герои

    — (фр. Jean Valejean) герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де… … Литературные герои

    Sunset Beach … Википедия

Романтизм (1790-1830)

– это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества. Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения. Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили. Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым». «Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье»

— как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века». Состояние молодого человека своего времени он описал так:
«Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность»
. Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Характерные черты романтизма

К ним относят:

  • Индивидуализм

Романтический герой противопоставлен миру, мир не принимает его, а он не принимает этот мир. Любовь связана с изменой, дружба – с предательством. Он одинок и разочарован, проклят одиночеством. Он не может найти родную душу, человека, любящего и понимающего его. Все его попытки найти свое место в жизни тщетны. Счастье же – удел людей обыкновенных, мещан, которые только и могут получать удовольствие от этой жизни. Только гений может постичь трагизм жизни, ее несправедливость. Поэтому жизнь романтика трагична, его удел – страдание.

  • Бунтарство

Если жизнь трагична по своей сути и устройству, то единственный выход для человека – бунт. Бунт – это нормальное отношение романтического героя к миру. Бунт может быть активный, когда герой вступает в конфликт с этим миром и стремиться переделать его, или пассивный – уход в мечтания, в грезы. Положительным героем романтизма часто выступает , противопоставленный . Демон, низвергнутый и отринутый Богом. Бог – это порядок, утверждающий повседневное рабство. Демон – вечный бунтарь, борец за свободу.

  • Противоречивое отношение к народу

Романтический герой мыслит себя борцом против мирового зла во имя блага народа. Но народ, с точки зрения романтизма, — это пассивная масса. Герой может жертвовать своей жизнью ради других, но одновременно презирает толпу и чернь. Жертвуя, он в то же время одинок и презираем теми, ради кого жертвует.

  • Чувство выше разума, поэтому искусство выше науки

В искусстве важна выразительность, обнажение своих чувств перед читателем.

  • Отсутствие правил и

цену имеет оригинальность, неповторимость, индивидуальный стиль.

  • Необычность во всем

Внешность героя отражает его внутренний мир, духовность. Красота здесь не так важна, как в .

  • Интерес к национальному творчеству, сказкам, преданиям, средневековым легендам

Особый интерес к Востоку и его необычности (для России это Кавказ), а также к северным преданиям (Шотландия).

Романтизм (1790-1830)

– это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества. Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения. Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили. Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым». «Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье»

— как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века». Состояние молодого человека своего времени он описал так:
«Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность»
. Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Основные признаки романтизма

Романтизм обычно характеризуют, перечисляя его основные характеристики:

Романтическое двоемирие

– это резкое противопоставление идеала и реальности. Реальный мир жесток и скучен, а идеал – убежище от тягот и мерзостей жизни. Хрестоматийный пример романтизма в живописи: картина Фридриха «Двое, созерцающие луну». Глаза героев устремлены к идеалу, но черные крючковатые корни жизни как будто не отпускают их.

Идеализм

– это предъявление максимальных духовных требований к себе и к реальности. Пример: поэзия Шелли, где гротескный пафос молодости – главный посыл.

Инфантилизм

– это неумение нести ответственность, легкомыслие. Пример: образ Печорина: герой не умеет рассчитывать последствия своих поступков, он легко ранит себя и других.

Фатализм (злой рок)

– это трагический характер отношений человека и злой судьбы. Пример: «Медный всадник» Пушкина, где героя преследует злой рок, отняв у него возлюбленную, а вместе с ней и все надежды на будущее.

Много заимствований у эпохи Барокко

: иррациональность (сказки братьев Гримм, рассказы Гофмана), фатализм, мрачная эстетика (мистические повести Эдгара Аллана По), богоборчество (Лермонтов, поэма «Мцыри»).

Культ индивидуализма

– столкновение личности и общества – основной конфликт в романтических произведениях (Байрон, «Чайльд-Гарольд»: герой противопоставляет свою индивидуальность косному и скучному обществу, отправляясь в путешествие без конца).

Основные черты романтического героя

Романтик — особенная и в большинстве случаев очень таинственная личность, пытающаяся противостоять могуществу природы или обществу. При этом конфликт перерастает во внутреннюю борьбу противоречий, которая происходит в душе у главного персонажа. Другими словами, центральный персонаж строится на антитезах.

Основные черты романтического героя

Хоть в данном литературном жанре и ценится индивидуальность главного героя, но все же литературоведы выделили, какие черты романтических героев являются основными. Но, даже несмотря на схожесть, каждый персонаж по-своему уникален, так как они являются лишь общими критериями выделения стиля.

Темы, идеи, философия романтизма

Главная тема в романтизме – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Например, – плененный с детства горец, чудом спасенный и оказавшийся в монастыре. Обычно детей берут в плен не для того, чтобы развозить их по монастырям и пополнять штат монахов, случай Мцыри – единственный в своем роде прецедент.

Философская основа романтизма и идейно-тематическое ядро – субъективный идеализм, согласно которому мир представляет собой продукт личных ощущений субъекта. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант. Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. На протяжении всего повествования герой погружает читателя в субъективную реальность, как будто читает личный дневник. Описывая свои любовные коллизии и сложные чувства, он показывает не окружающую действительность, а внутренний мир, который как бы подменяет внешний.

Романтизм развеял скуку и меланхолию – типичные чувства в обществе того периода. Светская игра в разочарованность блестяще обыграна Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Главный герой играет на публику, когда мнит себя недосягаемым для понимания простых смертных. Среди молодых людей возникла мода подражать гордому одиночке Чайльд-Гарольду, знаменитому романтическому герою из поэмы Байрона. Над этой тенденцией посмеивается Пушкин, изображая Онегина – жертву очередного культа.

Кстати, Байрон стал кумиром и иконой романтизма. Отличаясь эксцентричным поведением, поэт привлек к себе внимание общества, а показными чудачествами и бесспорным талантом завоевал признание. Он даже погиб в духе романтизма: в междоусобной войне в Греции. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах…

Активный романтизм и пассивный романтизм: в чем разница?

Романтизм по своей природе неоднороден. Активный романтизм

– это протест, мятеж против того обывательского, мерзкого мира, который так пагубно влияет на личность. Представители активного романтизма: поэты Байрон и Шелли. Пример активного романтизма: поэма Байрона «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Пассивный романтизм

– это примирение с действительностью: приукрашивание реальности, уход в себя и т.д. Представители пассивного романтизма: писатели Гофман, Гоголь, Скотт и т.д. Пример пассивного романтизма – «Золотой горшок» Гофмана.

Особенности романтизма

Идеал

– это мистическое, иррациональное, недопустимое выражение мирового духа, нечто совершенное, к чему надо стремиться. Меланхолию романтизма можно назвать «томлением по идеалу». Люди жаждут его, но получить не могут, иначе полученное перестанет быть идеалом, так как из абстрактного представления о прекрасном он превратится в реальную вещь или реальное явление с погрешностями и недостатками.

Особенности романтизма – это…

  • созидание на первом месте
  • психологизм: главное не события, а чувства людей.
  • ирония: возвышение над реальностью, подтрунивание над ней.
  • самоирония: такое восприятие мира снижает напряжение

Эскапизм – бегство от реальности. Виды эскапизма в литературе:

  • фантастика (уход в вымышленные миры) – Эдгар Аллан По («Красная маска смерти»)
  • экзотика (уход в необычную местность, в культуру малоизвестных этносов) – Михаил Лермонтов (Кавказский цикл)
  • история (идеализация прошлого) – Вальтер Скотт («Айвенго»)
  • фольклор (народная фантастика) – Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Рациональный романтизм зародился в Англии, что, наверное, объясняется своеобразием ментальности англичан. Мистический романтизм появился именно в Германии (братья Гримм, Гофман и т.д.), где фантастический элемент тоже обусловлен спецификой менталитета немцев.

Историзм

— это принцип рассмотрения мира, социальных и культурных явлений в закономерном историческом развитии.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
100 р

бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Романтический герой

— один из художественных образов литературы романтизма. Романтик — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы: с одной стороны, он – венец творения, а с другой — безвольная игрушка в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей. Романтический герой одинок. Он или сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему тюрьмой. Или он является изгнанником, преступником. В опасный путь его гонит нежелание быть как все, жажда бури. Для Романтического героя свобода дороже жизни. Для этого он способен на все, если чувствует внутреннюю правоту. Романтический герой — цельная личность, в нем всегда можно выделить ведущую черту характера.

Романтизм как направление в литературе и искусстве начал формироваться в конце XVIII века в результате кризиса идей рационализма, господствовавших в эпоху Просвещения. В отличие от рационалистов, романтики взывали не к разуму, а к чувствам, отдавая приоритет личному перед общественным, обыденному — перед необычным, а зачастую и сверхъестественным. В центр внимания романтики поместили личность, ее стремления и переживания. Нужно отметить, что романтики ввели в литературу образ человека, наделенного незаурядными способностями и сильными страстями, непонятого и гонимого обществом. Герой романтизма, как правило, и сам демонстративно противопоставляет себя другим людям, толпе, а нередко бросает вызов более могущественным силам, даже Богу. Приключения романтического героя разворачиваются на фоне, вполне соответствующим его неординарности: это или экзотический пейзаж дальних стран, или зловещий старинный замок, или фантастические обстоятельства.

Герои Байрона – романтики, пример Конрад из поэмы «Корсар».

Уже само название говорит о роде занятий главного героя произведения: Конрад — пират, морской разбойник. Он — пират действующий на свой страх и риск. первое соответствие с канонами романтизма: герой произведения — изгой, человек вне закона. Мы можем по-разному относиться к поэтизации образа морского разбойника, однако следует помнить, что именно подобные личности, порвавшие с обществом, всем своим поведением бросающие ему вызов, и являются объектом внимания писателя-романтика, которому абсолютно неинтересна праведная жизнь обывателя. Кроме того герой поэмы Байрона отнюдь не какой-то бандит, готовый перерезать глотку ради пары золотых монет. В отряде Конрада царит суровая дисциплина; сам же он не только не пьет вина, но и непоколебимо верен своей единственной возлюбленной. По отношению к женщинам Конрад вообще истинный рыцарь: во время набега на дворец паши он спасает жен своего противника из горящего здания. Это образ «благородного разбойника». Нужно отметить, что подобные герои встречаются в легендах многих народов. еще несколько характерных особенностей романтизма: герой поэмы — личность исключительная по своим организаторским, нравственным и моральным качествам. Кроме того, определенное сближение с легендарными «благородными разбойниками» также является чертой романтизма — обращение к фольклорным традициям и мифам для писателей-романтиков не редкость. Место действия — живописный остров. корсар сражается с мусульманскими воинами на фоне восточной природы и великолепных дворцов. Поэма обрывается внезапно: мы не знаем, куда направится герой Байрона, как сложится его дальнейшая судьба, И это тоже в традициях романтизма.

Эмили Бронте — «Грозовой перевал»

— не просто золотая классика мировой литературы, но роман, перевернувший представления о романтической прозе. история бурной, страстной, трагической любви Хитклиффа и Кэтти по-прежнему интересна. Хитклиф — бунтарь, поднимающийся против установленных порядков, против лицемерной морали, против бога и религии, против зла и несправедливости. Хитклиф и Кэтрин могли быть счастливы лишь до тех пор, пока между ними не встали деньги, предрассудки, условности. Однако ничто не смогло убить их любовь, страстное влечение друг к другу. О героях «Грозового перевала» У. Пейтер писал: «Эти фигуры, исполненные таких страстей, но вытканные на фоне неброской красоты вересковых просторов, являют собой типичные образцы духа романтизма»

В английской поэзии эпохи возрождения лирические герои примечательны и колоритны. У Вордсворта в цикле «Сонетов, посвященных свободе», в частности в сонете «Лондон, 1802 год» лирический герой говорит, что Англия нуждается в таких людях, как Мильтон, поэт просит Мильтона дать современникам силу, доблесть и свободу. Титаническая фигура Мильтона противостоит мелким, эгоистическим людям современности.

Для романтического искусства Колриджа характерна незаконченная поэма «Кристабель». Средневековый замок, лунная ночь, бой часов, происшествие, исполненное тайны, — таков фон, на котором раскрываются противоречивые чувства и переживания героев -старого барона Леолайна, его дочери Кристабель, Джеральдины. Сюжет поэмы обрывается на завязке действия, но уже в самой завязке раскрывается трагическое одиночество Кристабель, столкнувшейся с жестоким непостоянством окружающих ее людей.

Основные черты романтического героя: -Неприятие идеалов общества; -внутренняя раздвоенность; -одиночество в реальном мире; -поиски идеала и мечты; -жизнь в сфере эмоций и чувств; -герой — всегда яркая, исключительная личность -свободолюбие героя -герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой. -Необычные, исключительные обстоятельства жизни.
Слайд 7
из презентации
«Общая характеристика романтизма»
. Размер архива с презентацией 964 КБ.

Отрывок, характеризующий Романтический герой

– Пожалуйте, милости просим, братец покойника, – царство небесное! – Макар Алексеевич остались, да, как изволите знать, они в слабости, – сказал старый слуга. Макар Алексеевич был, как знал Пьер, полусумасшедший, пивший запоем брат Иосифа Алексеевича. – Да, да, знаю. Пойдем, пойдем… – сказал Пьер и вошел в дом. Высокий плешивый старый человек в халате, с красным носом, в калошах на босу ногу, стоял в передней; увидав Пьера, он сердито пробормотал что то и ушел в коридор. – Большого ума были, а теперь, как изволите видеть, ослабели, – сказал Герасим. – В кабинет угодно? – Пьер кивнул головой. – Кабинет как был запечатан, так и остался. Софья Даниловна приказывали, ежели от вас придут, то отпустить книги. Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее. Герасим открыл один ставень и на цыпочках вышел из комнаты. Пьер обошел кабинет, подошел к шкафу, в котором лежали рукописи, и достал одну из важнейших когда то святынь ордена. Это были подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями благодетеля. Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и, наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался.

Кого называют романтическим героем?

Романтический герой — один из художественных образов литературы романтизма. Романтик — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий.

Что характерно для романтический герой?

Главная особенность романтического героя — способность к творчеству, к оригинальному восприятию мира, то есть к созданию других миров. Романтический герой всегда является независимым человеком, который страдает от жизненных обстоятельств под давлением общества. Он хочет выйти из этого давления, сопротивляясь ему.

Какие черты романтического героя в Печорине?

Печорин находится в постоянном конфликте с самим собой, что также является одной из черт романтического героя. Он признается, что в нём существуют «два человека», один из которых «живет в полном смысле этого слова», а другой «мыслит и судит его».

Кто является главным героем романтических произведений?

Примеры

Герой Произведение Автор
главный герой Дон Жуан Байрон
главный герой Паломничество Чайльд-Гарольда
Евгений Онегин Евгений Онегин А. С. Пушкин
Григорий Печорин Герой нашего времени М. Ю. Лермонтов

Можно ли считать Мцыри романтическим героем?

Мцыри — это классический пример романтического героя. Как и многие герои раннего Лермонтова, кстати.) Имеем историю необыкновенного человека, не понятого толпой и стремящегося вырваться из обыденности на свободу и на родину (эти понятия в поэме не разделены).

Кто такой романтический герой Мцыри?

Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью.

Что такое классический герой?

Классические герои в основном обладают теми же способностями, что и все остальные. Тем не менее, они немного лучше в определенных вещах, чем их коллеги. У этого героя обычно есть некоторые эмоциональные проблемы, которые необходимо преодолеть. Они могут быть связаны с его поисками.

Почему мы можем назвать Мцыри романтическим героем?

Сверхсильные эмоции, стремление к высшему (очень часто — к свободе), противопоставление героя и общества, — это всё характерные черты романтического героя. Ещё здесь есть родство героя со стихией, мечты о воинских подвигах и, наконец, трагический финал при явном авторском сочувствии.

Что говорил Лермонтов о герое нашего времени?

В предисловии Лермонтов напрямую указывает, что «Герой нашего времени» — это собирательный образ: «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Какие черты характера Печорина делают его героем своего времени?

Он предстает перед нами образованным, опрятным, симпатичным молодым человеком. Он умеет разговаривать с людьми, всегда выдерживает необходимую в обществе вежливость. Печорин очень опрятный. Он следит за своей внешностью, не позволяет себе появиться в обществе в грязной одежде – он всегда одет «с иголочки».

Какие есть романтические произведения?

Примеры русских романтических героев:

  • Мцыри («Мцыри», М. Ю. Лермонтов). …
  • Владимир Ленский («Евгений Онегин», А. С. Пушкин). …
  • Евгений Онегин («Евгений Онегин», А. С. Пушкин). …
  • Григорий Печорин («Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов). …
  • Александр Чацкий («Горе от ума», А. С. Грибоедов).

12 авг. 2021 г.

Почему Мцыри был романтическим героем?

Сверхсильные эмоции, стремление к высшему (очень часто — к свободе), противопоставление героя и общества, — это всё характерные черты романтического героя. Ещё здесь есть родство героя со стихией, мечты о воинских подвигах и, наконец, трагический финал при явном авторском сочувствии.

Почему Мцыри считают романтическим героем?

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы.

Можно ли назвать Мцыри романтическим героем кратко?

Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

Можно ли назвать Мцыри романтическим героем и почему?

Сверхсильные эмоции, стремление к высшему (очень часто — к свободе), противопоставление героя и общества, — это всё характерные черты романтического героя. Ещё здесь есть родство героя со стихией, мечты о воинских подвигах и, наконец, трагический финал при явном авторском сочувствии.

Какие бывают типы героев?

Первичные типы героев:

  • Классический герой
  • Everyday Hero.
  • Superhero.
  • Трагический герой
  • Эпический герой
  • Анти герой

Какие есть типы героев?

Разновидность персонажей выделяется и по типу произведения, такими могут быть герои: трагические, лирические, комические, авантюрные, сказочные, героические. Также, по степени участия персонажа в произведении, выделяют: главных, второстепенных и эпизодических.

Тут флешмобят про характеры мужские, персонажи. А я повторю тут свой старый пост о романтических героях. Вообще. 

Вот, кто, из литературных или киноперсонажей,в вашем представлении, является романтическим героем? Ну, таким, что бы прямо «ох» и «ах», образцом? Рассказывайте,  не стесняйтесь.  Лица мужского пола могут героиню назвать(и героя можно, я человек широких взглядов, все пойму)). Достоверность персонажей обсудим позже, только художественный образ

Я не стесняюсь, начну с того, кто наименее романтический(чтобы потом сравнить). Вот, наименее романтическим является типаж какого-то попаданца, задохлика-ботаника, который после удара молнии или волшебного зелья попадает в тело ликвидатора КГБ и становится крутой. 

Нет, ну фу же! Ну вообще не секси!.. Нет, не ботаник не секси. Ботаник, ну, если он, как Шурик, из комедий Гайдая, умный, порядочный и работящий, очень даже ничего. А тот попаданец, бездельник и мямля, который вместо того, чтобы десять лет ходить в тир и спортзал, ловко выпил зелье и попал на все готовенькое — вообще нисколько не романтический герой, а жулик.  …Это даже если не упоминать о том, что тело ликвидатора кгб — вообще не то тело, которое выберет приличный человек.

Ну, а кто лучше?  На мой взгляд?

Вы только не смейтесь… Романтическим идеалом для меня является красноармеец Сухов. Нормальный и обыкновенный мужчина.  Совершенно не выдающийся. Без сверхспособностей, внешности невзрачной. Очень занятой. И никаких  подвигов совершать он не хочет — у него из без этих подвигов дел полно.

…Блин! Да ему эти бабы даром из не сдались, с таким-то риском. И к Абдулле у него ничего личного, а Джавдета вообще не видел никогда… Но, вот, идет и делает все эти подвиги. Потому, что принципиальным признаком нормального мужчины и, соответственно, романтического героя является умение принять на себя ответственность… Волочь на себе чужой гарем, разрулить с аблдуллой и подсобить с джавдетом…

…Нет, ну, конечно есть еще Тор. Тор хорош, волосы такие, укладка из салона … Молот у него такой…Впечатляет,  короче, молот. С таким хорошо в клуб пойти, выпить, в подсобке какой уединиться… Провести пальчиком по мускулистой шее, бицепсу, трицепсу, косым мышцам живота… да, ну, ерунда какая! Какой, к чертям собачьим, Тор!

…— Красноармеец Сухов, что-то забилась раковина.

— Возьмите вантус.

— Вантус не помогает. Сделайте что-нибудь…

— Красноармеец Сухов, тут надо организовать похороны и нести гроб…

— Почему, если похороны, то сразу я? Гроб вообще-то тяжёлый.

— Потому, что вы можете… Сделайте что-нибудь.

— Красноармеец Сухов, найдите денег, нужно купит десять мешков картошки… И сделать ремонт… И мне новое лицо.

— Ну, вот только же были… Нате! И на картошку, и на ремонт… А лицо и так нормальное. Нормальное, хорошее лицо… Ладно. Очень хорошее… Эээ..Мэээ… Красивое лицо… Самое красивое…. И почему я все время должен думать о деньгах?

— Потому, что вы можете! Найдите их где-нибудь…

— Там, а конце улицы Абдулла шляется, девочек пугает. Разберитесь с ним…

— Да сколько можно… Куча народу вокруг, почему я?

— вы это можете и вы это сделаете!

— Красноармеец Сухов, тут у меня родинка подозрительная. Изучите, пожалуйста. 

— Я, что, доктор?

— Вы все знаете, вы все можете, и почему-то отвечаете за все… Сами берётесь.

Красноармеец Сухов целыми днями откапывает людей из песка,  проводит сеансы психотерапии с отставными алкоголиками, разбирается со злодеями, спасает посторонних женщин… Не поддаётся на чары этих бесстыжих женщин, что выплясывают голые перед самым его носом… Потому, что он мужчина,  а не шимпанзе бонобо, что на всех кидается. Идет себе, и идет…

И получает за это самый большой вкусный кусок пирога, почитание, поклонение, обращение на «вы», регулярную чистку ружья, разделение всего,  что для него интересно или важно, общие ценности и задачи. Потому, что  красноармеец Сухов может быть куда большим, чем мужчина… Он — самый близкий друг, часто друг единственный, остров стабильности в безумном мире.

— Дружище,  — говорят ему, — я не буду сидеть и ждать,  как Катерина матвевна,  я с тобой пойду. Куда угодно… Да, и они все тоже. И собаки.  И коты. И змей.  И черепахи… Да не потеряла я попугая, не ставили мы попугая на довольствие,  попугай бы давно улетел из этого дурдома… Я тоже могу нести ружье и чайник! …ну, некоторое время   могу понести…

— Дружище, — говорят красноармейцу, — эта вздорная и невыносимая женщина — твоя мать… Ладно,  я сама ей позвоню… А эта невыносимая и вздорная женщина — твоя взрослая дочь, извольте, посмотреть в свое зеркало…Ладно, ей я тоже сама позвоню.

— Дружище, — говорят ему, — это нормальная родинка, не подозрительная. Успокойтесь, пожалуйста.

— Да, дружище,  я выучила уже список женихов  на случай вашей безвременной кончины, но нужны только вы, красноармеец Сухов, живите долго… Выпейте чай для желудка.  Да, он горький и невкусный… Пейте, красноармеец Сухов, не жужжите…

Он так прекрасен и сексуален в этой своей предсказуемости, в занудстве и совершенном бесстрашии браться за что угодно. Даже того, чего он очень боится…

….И какой, к чертям собачьим, Тор! Возвращаешься. Красноармеец Сухов сидит в углу, смотрит высокомерно на посетителей того клуба — ну, что за дебилы сюда ходят! — еды тут нет, музыка идиотская, да и не пьянеет романтический герой, он же не свинья…

— Ну, что там Тор? — утомленно спрашивает, — Что у него за молот?

— Такое, — говорят ему, — ненастоящий, лубочный, картонный… Хочу настоящего!

— Извольте  отправиться вон в ту подсобку, мадам! — говорит красноармеец Сухов,  открывая дверь 

— Ах, красноармеец Сухов, все ждала, пока пригласите…

— Извините, уважаемая малышка, за задержку, долго добирался, через пустыню шёл, очень много дел… Прошу.

И закрывает дверь…

И, конечно,  можно было бы дальше написать, что там за дверью было. Но надо ставить 18+  

Впрочем, если кому интересно…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти няню для ребенка в казани
  • Как найти средний оборот оборотных средств
  • Как исправить тройку по русскому языку
  • Как найти электронный кассовый чек онлайн
  • Как найти людей в таджикистане