«Не бойтесь пробовать себя в научной деятельности». Гайд в формате интервью о том, как найти научного руководителя и выстроить плодотворное сотрудничество
-
08.11.2022
Студентка ИОН РАНХиГС Алина Cкворцова и её научный руководитель Александр Воротников стали лауреатами конкурса на лучшую научную статью в журнале «Вестник Российского университета кооперации». Это не первая их совместная работа: преподаватель и студентка сотрудничают уже два года.
Мы пообщались с Алиной и Александром Михайловичем и выяснили, как влиться в научную деятельность и получить от этого пользу.
Расскажи, с чего начался твой интерес к научной деятельности?
Алина: К сожалению, полноценно заниматься научной деятельностью я начала только в университете. Можно сказать, что на первых двух курсах я набиралась опыта в написании текстов, так как нам задавали достаточно много письменных работ, а с 3 курса уже начала заниматься научной деятельностью целенаправленно. Одну из дисциплин у моей группы вёл Александр Михайлович. Он и предложил попробовать доработать и опубликовать одну из работ. Так и началось наше сотрудничество.
Александр Михайлович, можете ли вы вспомнить вашу первую работу с Алиной? Почему из всех студентов вы решили предложить написание работы именно ей?
Александр Воротников: Алина Скворцова учится у меня с 3 курса. Я обратил внимание на то, как она работает на семинарах и как написала экзаменационную работу. Она хорошо анализирует тему, видит проблемы. У нее хороший слог, и явно виден интерес к анализу ситуации, студентка умеет делать выводы на основе собранных данных.
Какие темы вы освещаете в своих работах? Почему они кажутся вам важными?
Алина: В работах мы освещаем темы ESG-трансформации, городского и регионального развития, развития Арктической зоны РФ, зеленого туризма, а также взаимодействия государства и бизнеса. Эти темы, по моему мнению, исключительно важны для прогрессивного развития государства. На сегодняшний день опубликовано три наши совместные работы. Еще три работы также будут опубликованы в ближайшее время. Мы публикуемся в таких изданиях, как «Вестник Российского университета кооперации», «Арктика 2035» и «Ежегодник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук».
Расскажи о работе, благодаря которой вы стали лауреатами международного конкурса на лучшую научную статью для журнала «Вестник Российского университета кооперации».
Алина: В этой работе мы постарались привлечь внимание к необходимости внедрения ESG-индекса городов, который будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций для развития города. Для этого и были проанализированы ESG-факторы Липецка. Идея о написании этой работы пришла спонтанно. Александр Михайлович отправил мне информацию о конференции по урбанизации в Липецке. Я посмотрела темы, представленные к обсуждению, и поняла, что над развитием Липецка очень много работают. Поэтому стало интересно проанализировать именно этот город, его устройство и управление.
Что такое ESG-факторы? Почему их оценка важна для определения устойчивости развития города?
Алина: ESG-факторы города — это такие сферы управления, анализируя показатели по индексам которых, в динамике можно определить тенденции в его развитии, определить слабые и сильные стороны. В работе рассмотрены 3 сферы трансформации: s-social — социальное управление; e-ecological — экологическое управление; g-government — управление городом органами власти. Эти направления используются достаточно давно и успешно для устойчивого развития и ESG-трансформации компаний. Именно поэтому уместно перенести подобную методику и на города.
Вы рассматривали государственно-частное партнёрство и две его формы реализации: концессия и контракт жизненного цикла. Чем они отличаются, и какая из этих форм на твой взгляд более подходит г. Липецк, где проходила научная конференция?
Алина: Контракты жизненного цикла могут применяться как для коммерческих, так и некоммерческих проектов. Так как в отличие от концессионных соглашений, возвращение средств за реализацию проекта не зависит от спроса на пользование, например, реализованным объектом. Более того, при КЖЦ исполнитель полностью сам реализует проект от начала до конца и только потом передает его уже государственному партнеру. Поэтому этот вид государственно-частного партнёрства взаимовыгоден для частной и государственной сторон. Проблема же в Липецке заключается в низкой частоте использования механизмов ГЧП в целом. Я думаю, что контракты жизненного цикла могут привлечь больше частных партнеров, однако, обе из этих форм ГЧП подходят для Липецка.
Александр Воротников: В настоящее время, роль контрактных взаимоотношений между государством и бизнесом будет только возрастать, число проектов увеличится. Примером тут является Москва, но уже и другие регионы подтягиваются. Это и Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), да уже и в Архангельской области появились два концессионных проекта.
Давайте поговорим о том, как строится работа над научной статьёй: есть ли какой-то определённый алгоритм?
Алина: Как правило, сначала мы с Александром Михайловичем формулируем тему, которая будет интересна для проработки нам обоим. Затем я подбираю различные источники и литературу, составляю план работы, пишу саму работу и в самом конце занимаюсь её оформлением. Далее я отправляю результат Александру Михайловичу на согласование, он вносит правки и отправляет мне текст на редактирование и доработку.
Александр Михайлович, расскажите, пожалуйста, как этот процесс выглядит вашей стороны?
Александр Воротников: Схема работы Алиной изложена верно. Алина достаточно самостоятельна и активна. Иногда я ей предлагаю тему, а иногда расширяю, предложенную Алиной, используя свой опыт и знания, или указываю новые источники литературы.
Как строится твоя работа с источниками: где ты ищешь информацию, согласовываешь ли со своим научным руководителем?
Алина: Да, подборка источников обязательно согласуется с научным руководителем. Александр Михайлович часто отмечает, какие из них можно использовать, а от каких лучше отказаться. На работу с источниками обычно уходит неделя. Если же говорить об электронных ресурсах, которые я использую для написания работ, то это обычно Cyberleninka, eLIBRARY, Google Академия, Urait, Гарант и КонсультантПлюс.
Насколько точна Алина в подборе источников?
Александр Михайлович: Список Алины достаточно полон. Правда, я обязательно требую поиск иностранной научной литературы, ее анализ. Необходимо знать зарубежный опыт в исследуемой сфере.
Собираешься ли ты продолжать научную работу после выпуска? В каком направлении тебе хотелось бы развиваться?
Алина: Да, конечно, собираюсь продолжить заниматься научной деятельностью. После выпуска я планирую поступать в магистратуру, а в дальнейшем и в аспирантуру, что поможет мне совершенствоваться в научной деятельности. Помимо развития Арктической зоны РФ, я бы также хотела попробовать себя в направлении развития Дальнего Востока, а также в сфере законотворчества.
Хотели бы вы продолжить сотрудничество с Алиной после её выпуска? В каких сферах вы бы продолжили сотрудничество?
Александр Воротников: Это будет только от Алины, я, конечно, только «за». Прецеденты были: многие ребята которые у меня учились, теперь в магистратуре, в том числе в других вузах. Но статьи пишем по-прежнему.
Дай напутствие студентам, которые хотят развиваться в научной деятельности.
Алина: Не бойтесь пробовать себя в научной деятельности. Никогда не поздно начать этим заниматься, иногда нужно просто больше практиковаться. Для начала определите интересующую вас сферу для написания работы, а затем обратитесь за помощью к соответствующим преподавателям, чья специализация близка к вашей теме. Никогда не бойтесь обращаться за помощью, ведь если ваш преподаватель не сможет помочь, он обязательно подскажет, к кому вы можете обратиться по этому вопросу.
Студенты с какими сферами интересов могут обратиться к вам за научным руководством?
Александр Михайлович: Мои научные интересы достаточно разнообразны. Среди них развитие Арктики, экология, туризм, особо охраняемые природные территории, климатические изменения, взаимодействие государства и бизнеса, управление развитием территорий, национальные проекты и т.д. А что бы быть компетентным, надо много знать, а следовательно читать литературу по теме, посещать профильные конференции и семинары. И общаться со своими преподавателями, а они у нас на кафедре, и в Академии, очень компетентны, с большим опытом практической и научной работы.
Для некоторых студентов поступление в аспирантуру с возможностью получения ученой степени — это социальный статус и карьерный рост. Будущие ученые мечтают внести свой значимый вклад в науку и для того, чтобы не растерять амбиции и успешно пройти это долгий путь, необходимо ответственно подойти к поиску и выбору научного руководителя для научной квалификационной работы.
Как найти научного руководителя
Достаточно важный и значимый вопрос, с которым сталкивается каждый диссертант: как найти научного руководителя для диссертационной работы. От куратора зависит качество диссертации, эффективность процесса обучения соискателя, уровень значимости результатов исследования, время на подготовку рукописи и успех непосредственной защиты.
Обычно научное руководство над диссертантом осуществляет профессор, кандидат или доктор наук. Ему разрешается вести одновременно до 5 диссертантов. Зачастую соискатель ученой степени самостоятельно выбирает себе куратора еще в начале обучения.
Для того, чтобы наиболее удачно выбрать научного руководителя, соискателю стоит обратить внимание на следующее:
- Компетентность потенциального куратора в выбранной для изучения отрасли.
- Написанные потенциальным руководителем научные труды.
- Его авторитетность в научном сообществе.
- Плодотворность его научной деятельности.
- Взаимоотношения с преподавательским составом кафедры и представителями диссертационной комиссии. Конфликт обязательно отразится на соискателе.
- Коммуникабельность и желание помогать диссертанту на различных этапах написания рукописи, публикации статей, организации защиты и т.д.
- Соотношение количества диссертантов и успешных защит их работ под руководством данного куратора.
- Личные качества, заинтересованность, лояльность.
Научный интерес в изучаемой отрасли у куратора и диссертанта должен быть единым. Иначе, в процессе работы их будут ожидать нескончаемые конфликты, дискуссии и споры, которые неизбежно приведут к замедлению процессов согласования и написания рукописи. Иногда со стороны куратора происходит навязывание интересующей его темы, что негативно сказывается не только на работе диссертанта, но и на его отношении к науке в будущем. Регулярное отстаивание своей точки зрения и конфликты с куратором приведут к затягиванию сроков написания диссертации, непониманию и, вероятно, к неуспешной защите научного труда. Написание диссертационной работы – это долгий монотонный труд, который должен происходить в абсолютно гармоничных отношениях с научным руководителем. Кроме того, не стоит забывать, что процедура присвоения ученой степени полна бюрократических вопросов, решениями которых зачастую занимается именно куратор диссертанта. Если он окажется равнодушным или непорядочным, то успех защиты диссертации становится вопросом, а не гарантией.
Индивидуальный план диссертанта
Индивидуальный план аспиранта представляет собой путевую карту по присвоению ученой степени. В ней отражаются все аспекты, этапы, нюансы обучения, процесс написания работы и ее защиты. Этот документ является обязательным для каждого диссертанта. Он разрабатывается на несколько лет обучения и утверждается в научном совете высшего учебного заведения, за которым закреплен диссертант. Кроме того, 1-2 раза в год он прослушивается и корректируется.
В случае, когда какие-либо пункты планы не выполнены или выполнены некорректно, диссертанта могут рекомендовать к отчислению из ВУЗа. Причиной может стать безответственность, неграмотное руководство со стороны куратора и т.д.
Первичная версия индивидуального плана составляется в сокращённой форме диссертантом самостоятельно в первые месяцы обучения. Если данная версия плана утверждается, то на ее основе составляется развернутый вариант. Подробный индивидуальный план заверяется куратором и утверждается. Этот документ должен находиться в ВУЗе. Диссертант регулярно заполняет документ, согласуя значимые нюансы со своим научным руководителем. В индивидуальный план диссертанта должно входить следующее:
- Сдача экзаменационного минимума.
- Публикация статей в рецензируемых ВАК изданиях.
- Регулярное участие в конференциях и семинарах.
- Написание глав диссертационной работы согласно указанным срокам.
- Научно-педагогическая работа.
- Практика в учреждении или на производстве.
Планирование диссертант осуществляет вместе со своим научным руководителем, который подсказывает ему наиболее возможные перспективы проводимого исследования, лучшие варианты для выступлений на семинарах и т.д.
Помимо прочего в индивидуальном плане диссертанта должен быть пункт о написании автореферата рукописи.
Важность выбора научного руководителя: как не ошибиться
Дата: апрель 04, 2023 13:05
Просмотров: 24
Выбор научного руководителя – это важный шаг в научной карьере, и следует подойти к этому вопросу ответственно. Вот несколько требований и обязанностей, которые стоит учитывать при выборе научного руководителя.
Требования к научным руководителям
Требования:
- Опыт и квалификация: научный руководитель должен иметь необходимый опыт и квалификацию в вашей области исследований. Лучше выбирать руководителя, который имеет достаточный опыт работы в научных исследованиях, опубликовал статьи в научных журналах и имеет соответствующую степень.
- Подход к работе: выбирайте научного руководителя, который подходит вам по стилю работы и коммуникации. Вы должны быть уверены, что сможете эффективно работать вместе и достигнуть поставленных целей.
- Поддержка и наставничество: ваш научный руководитель должен быть готов поддерживать вас во время исследований и становления ученого. Он должен обладать необходимыми знаниями и опытом, чтобы помочь вам развиваться в научной области.
Обязанности научного руководителя
Любой научный руководитель должен:
- Направлять и помогать в выполнении исследования: научный руководитель должен оказывать помощь в планировании и проведении исследования. Он должен помочь в выборе методов исследования, интерпретации результатов и написании научных статей.
- Обеспечение финансирования: научный руководитель должен обеспечивать финансирование для исследований. Это может включать поиск и привлечение спонсоров, подачу заявок на гранты или предоставление финансовой поддержки из своих собственных средств.
- Руководство и наставничество: научный руководитель должен руководить и наставлять своих студентов в научной деятельности. Он должен помогать ученым развиваться в научной области и совершенствовать свои профессиональные навыки.
Как не ошибиться с выбором научного руководителя?
Выбор научного руководителя – это очень важный шаг для вашей научной карьеры, и ошибиться здесь может оказаться дорогостоящим. Несколько советов, которые помогут вам сделать правильный выбор:
- Определите свои научные интересы и цели. Вам нужно найти научного руководителя, который может помочь вам в достижении ваших научных целей и интересов.
- Исследуйте репутацию потенциального научного руководителя. Ознакомьтесь с его/ее научными публикациями, проектами, достижениями, репутацией в научном сообществе и отзывами других студентов или коллег.
- Оцените доступность научного руководителя. Убедитесь, что он/она будет иметь достаточно времени и ресурсов для работы с вами и поддержки ваших научных исследований.
- Обратитесь к своим коллегам и друзьям за рекомендациями. Они могут посоветовать вам опытных научных руководителей, с которыми они работали или знакомы.
- Проведите личную встречу. Это поможет вам лучше понять, насколько хорошо вы можете работать вместе и насколько хорошо вы понимаете друг друга.
- Спросите о результатах работы с другими студентами. Это поможет вам понять, какие проекты и исследования они проводили и как эти проекты влияли на их научную карьеру.
- Помните, что выбор научного руководителя – это процесс. Вы можете взять научного руководителя на пробный период и оценить, насколько вы сможете работать вместе и насколько полезен он будет для вас и вашей научной карьеры.
И наконец, помните, что выбор научного руководителя – это очень индивидуальный процесс, и каждый студент должен выбрать научного руководителя, который наиболее подходит их потребностям и интересам.
Выбор научного руководителя – это важный шаг, и следует тщательно подходить к этому вопросу. Рекомендуется обратить внимание на опыт и квалификацию, подход к работе и наставничество, а также на обязанности научного руководителя, которые он должен выполнять в рамках своей работы. Кроме того, стоит обсудить с потенциальным научным руководителем возможность финансовой поддержки и наличие ресурсов, необходимых для успешного выполнения научных исследований.
Найти подходящего научного руководителя можно по различным каналам, например, через университетские сайты, базы данных научных работников, публикации в журналах, конференции и семинары. Кроме того, полезно обратиться к своим коллегам, рекомендациям научных руководителей и преподавателей, которые могут помочь в поиске подходящего научного руководителя.
Когда вы нашли подходящего научного руководителя, важно обсудить детали сотрудничества и согласовать взаимные ожидания. Обсудите, какие проекты и исследования вы планируете проводить, какие поддержку и помощь вам нужно, какие меры будут предприниматься для обеспечения финансовой поддержки, и как вы будете регулярно обмениваться информацией и обсуждать результаты исследования.
Какой идеальный научный руководитель?
Идеальный научный руководитель — это человек, который не только обладает высокой квалификацией и опытом научной работы, но и имеет педагогические навыки и умение мотивировать студента. Он должен быть заинтересован в работе со студентом, готовым помочь ему в каждом этапе работы, от выбора темы до защиты диссертации.
Однако, не все научные руководители соответствуют этим требованиям. Некоторые могут быть слишком заняты своими проектами и не иметь достаточного времени для консультаций со студентами. Другие могут не иметь педагогического опыта и не уметь объяснить сложные концепции студентам.
Кроме того, есть научные руководители, которые могут оказаться контролирующими и диктаторскими, что может привести к конфликтам со студентами. Также могут быть случаи, когда научный руководитель не будет заинтересован в работе со студентом и будет относиться к его работе формально.
Поэтому при выборе научного руководителя необходимо учитывать не только его квалификацию, но и личностные качества, педагогический опыт и умение работать с людьми.
В целом, успешное сотрудничество с научным руководителем зависит от того, насколько хорошо вы сможете работать вместе и насколько хорошо вы понимаете друг друга. Выбор научного руководителя – это важный шаг на пути к научной карьере, и следует подойти к этому вопросу ответственно.
Каждый студент, стремящийся к получению диплома о высшем образовании, обязан написать научную работу, состоящую из теоритической и практической частей. На написание дипломной работы отводится всего полгода, за которые необходимо успеть изучить литературу по выбранной теме и провести нужные исследования и расчеты. Так перед студентом встает важный вопрос: как выбрать научного руководителя?
Как происходит распределение научных руководителей студентам?
Каждое высшее учебное заведение устанавливает свои небольшие негласные правила, поэтому многое зависит от конкретного случая. Согласно правилам, обычно научного руководителя назначает кафедра. За каждым будущим выпускником закрепляется собственный куратор.
В любом случае вы можете выбрать своего научника, если он даст на это согласие. Для этого нужно написать заявление с просьбой назначить определенного преподавателя вашим руководителем. После таких действий выбранный вами преподаватель должен поставить свою подпись.
Надо ли спешить с выбором научного руководителя?
Если вы не хотите остаться среди тех, за кого делают выбор методом распределения оставшихся преподавателей, то стоит поспешить. На каждого преподавателя с возможностью курирования дипломных проектов приходится ограниченное количество студентов. По этой причине даже при обоюдном решении со стороны студента и преподавателя могут возникнуть сложности. Постарайтесь определиться с выбором еще в начале учебного года.
Для чего нужен научный руководитель?
Иногда студенты думают, что преподаватель должен писать диплом за них или, как минимум, усердно помогать с практикой, решая все возникающие трудности на пути. Такое мнение ошибочно.
Научный руководитель дается студентам для следующих целей:
- Курировать написание диплома в течение всего времени, отведенного на это задание. Такой пункт подразумевает поэтапную проверку работы. Студент пишет один раздел, а после этого показывает своему научному руководителю.
- Для своевременного выявления грубых ошибок, как в теоретических знаниях студента, так и в практических.
- Руководитель помогает в подборе литературных источников, дает советы по написанию дипломной работы и оказывает посильную помощь в исследовании.
- Разрабатывает совместно со студентом тему предстоящей работы.
- Пишет отзыв законченной дипломной работы, в котором рекомендует предварительную оценку.
Качество проведенного исследования и освещения темы в большей степени зависят от самого обучающегося. Ваше упорство, знания, интерес к теме, энтузиазм напрямую влияют на написание дипломной работы.
Что должен делать студент во время написания дипломной работы?
Обязанности и права в этом случае существуют не только у преподавателя, но и у студента.
Будущему выпускнику следует:
- Выбрать тему для своего дипломного проекта. Такие темы предоставит кафедра или научный руководитель. Если ни одна из них вас не заинтересовала, то можно предложить свою. В том случае, если университет и кафедра решат, что выбранное исследование полезно с научной точки зрения, вы сможете писать на свою тему.
- Получать консультации от закрепленного за студентом научного руководителя.
- Поменять тему своей работы, предварительно обсудив это с преподавателем. При этом сроки написания диплома должны находиться в допустимых пределах. Если времени еще достаточно для работы, то проблем с внесенными изменениями не возникнет.
Хорошему научному руководителю не важны подарки от студента. Он будет обращать внимание на ваш потенциал, интерес, вовлеченность в процесс, ответственность и знания.
Почему выбор научного руководителя – такая важная задача?
Часто бывает так, что неподходящий студенту преподаватель способствует тому, что даже самая интересная и перспективная тема для написания остается непроработанным материалом. Из-за этого студент может получить слишком низкую оценку на защите дипломной работы. А бывает, наоборот, изначально слабая и обреченная на неудачу тема превращается в отличную полезную и качественную работу, потому что находилась под руководством опытного человека.
Выбор научного руководителя влияет на будущую оценку за работу и успех в день защиты. Если вы хотите хорошо и без страха сдать свои научные труды, то стоит подойти к вопросу о кураторе со всей серьезностью.
Критерии выбора научного руководителя при написании диплома
Как выбрать научного руководителя? Для начала важно определиться с целями, которые вы преследуете.
Распространено два варианта:
- Вы любите специальность, по направлению которой получаете образование, и желаете продолжать научную деятельность или работать по профессии в будущем.
- Вам просто необходимо побыстрее закончить ВУЗ и получить долгожданную «корочку».
Если вы узнали себя в первом варианте и собираетесь самостоятельно проводить учебно-исследовательскую работу, то стоит выбирать серьезного преподавателя. Желательно, чтобы это был доктор наук или кандидат. Такой руководитель обладает огромным количеством знаний и опыта и всегда сможет дать действительно нужный совет.
Опирайтесь при выборе на следующие моменты:
- Общий интерес к теме исследования. Если вы и ваш научный руководитель работаете в одном направлении, писать будет легко и приятно. Узнайте про направления и темы научной деятельности вашего преподавателя. Научный руководитель, который уже изучал какие-то аспекты в предпочитаемой вами области, сможет всегда поделиться реальным опытом и с точностью дать список актуальной литературы.
- Если в вашей будущей работе большое внимание уделено практическим аспектам, то стоит остановить свой выбор на том преподавателе, который является не просто научным сотрудником, но и работает по специальности вне преподавательской деятельности. Так ваше исследование будет ближе к реальным условиям. Помимо этого, такой научный руководитель, скорее всего, сможет предоставить вам дополнительную базу для практики или исследования.
- Комфорт при общении. Обучаясь в школе, колледже, институте и в любом другом учебном заведении, мы выбираем себе любимых преподавателей и учителей. Если есть обоюдная симпатия, то работать над дипломом будет приятно вам обоим. Это важный фактор, так как до сдачи исследования придется много раз встретиться с научным руководителем и провести немало часов, разбирая ошибки и продумывая весь материал. Любые антипатии и негативные эмоции снижают работоспособность, отвлекая на ненужные вещи.
- Присмотритесь к авторитетным фигурам на кафедре. Важный и многоуважаемый человек с большим опытом работы и багажом огромного количества проведенных исследований и разработок за плечами станет отличной основой для успешного написания работы. Такой преподаватель будет весьма требователен, так как не сможет уронить свой авторитет перед коллегами. По этой причине благополучная защита дипломной работы вам гарантирована.
Не стоит бояться строгих преподавателей. Чем усерднее осуществляется работа и больше приложено стараний, тем проще и легче будет проходить процесс защиты. Плюс такого куратора – это стремление к идеально выполненной работе.
Возможно, что вы узнали себя во втором варианте и будете заказывать дипломную работу в сторонней компании.
Тогда стоит руководствоваться такими критериями при выборе:
- Научный руководитель – очень занятый человек, который без особого энтузиазма курирует студентов. У него много разнообразных дел, поэтому ваш диплом будет ему не так важен и интересен. Такие преподаватели не очень тщательно проверяют работы. Студент получает полную свободу и самоконтроль.
- Преподаватель имеет низкую репутацию, и на нем ваша неудача при защите дипломной работы никак не скажется.
Конечно, если вы серьезно относитесь к своей профессии и собираетесь работать по выбранному направлению или поступать в аспирантуру, то заказывать написание диплома категорически нельзя. В будущем вам все равно придется писать диссертации, если вы хотите продолжать научный путь. Так вы рискуете получить некачественный материал и провалить защиту.
[perch_quote]Совет: Для уверенности в своем выборе лучше поговорите с бывшими выпускниками об их научных работах. Узнайте у них о преподавателе, о стиле его курирования, о количестве и качестве оказываемой помощи при написании. Найти выпускников можно в группах, связанных с учебным заведением, в социальных сетях или на форумах.[/perch_quote]
Как выстроить отношения с научным руководителем?
Правильная стратегия поведения обеспечит вам бесконфликтные отношения и сосредоточенность на работе.
Необходимо придерживаться небольших правил, а именно:
- Никогда не опаздывайте на встречу с научным руководителем. Под его руководством вы можете быть далеко не единственным, поэтому уважайте свое и чужое время.
- Не пропускайте назначенных встреч без действительно уважительной причины. Если вдруг так сложились обстоятельства, что вы заболели или что-то случилось, то обязательно предупредите об этом своего научника.
- Выполняйте работу в срок. Приходить на встречу с тем же материалом просто нет смысла. Преподавателю нечего будет проверять у вас, а, следовательно, и обсуждать.
- Делайте пометки о необходимых исправлениях в работе, чтобы при следующей встрече сразу приступить к их проверке. Научный руководитель может досконально не помнить каждую дипломную работу и просмотреть важные нюансы.
Соблюдая эти несложные правила, вы проявите себя как ответственную, заинтересованную, старательную личность. Научный руководитель воспримет вас с уважением и активно станет поддерживать.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что закрепленный за студентом куратор не может отказывать в консультациях. Каждому преподавателю дополнительно доплачивают за эту деятельность. Не стесняйтесь проявлять свою заинтересованность в процессе и задавать вопросы. Тщательная подготовка добавит вам уверенности, и вы не будете бояться комиссии, присутствующей на защите дипломной работы. Правильный выбор научного руководителя поможет успешно проявить себя и раскрыть свои таланты.
Кто такой научный руководитель
Научный руководитель (научник) — преподаватель с кафедры, под чьим руководством студент или аспирант пишет научную работу (курсовую или дипломную работу, магистерскую или кандидатскую диссертации).
В написании кандидатской или магистерской диссертации научным руководителем может быть преподаватель кафедры с ученой степенью, опытом руководства по написанию диссертаций и схожими научными интересами.
Для курсовых и дипломов достаточно, чтобы у научника были схожие с выбранной темой научные интересы. При написании докторской диссертации научный руководитель не требуется, в этом случае привлекают консультантов.
Чаще научного руководителя подбирают студенту или аспиранту в зависимости от выбранной им темы. У каждого преподавателя есть круг научных интересов, в рамках которых он проводит свои исследования и ведет подопечных.
В обязанности научного руководителя входит:
- Курировать весь процесс написания работы (согласовывать план диссертации и список литературы, а также каждый раздел).
- Помогать с исследованиями.
- Контролировать написание научных статей, если речь идет о кандидатской диссертации.
- Помогать в подготовке к выпускным экзаменам в аспирантуре или магистратуре.
- Контролировать прохождения практики.
- Составить объективный отзыв о готовой работе.
- Договориться с рецензентами и оппонентами.
- Помогать в подготовке к защите диссертации (утвердить речь на выступление, проверить презентацию, помочь с ответами на ожидаемые вопросы комиссии).
Работа со студентом или аспирантом оплачивается, но, как правило, научник проводит с подопечным намного больше времени, чем предусмотрено планом (50 часов в год на одного подопечного).
Как назначается научный руководитель
В зависимости от правил кафедры, студента или прикрепляют к определенному преподавателю по выбранной теме, или студент имеет право сам выбрать научника.
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Подробнее
В первом случае студента прикрепляют в научнику. Он согласовывает выбранную тему и студент может приступать к написанию. Такая процедура действует при написании курсовых и дипломов.
Для аспирантов и магистрантов утверждение научника происходит по-другому. В ученый Совет учебного заведения магистрант или аспирант предоставляет следующие документы:
- Заявление соискателя по установленному образцу.
- Протокол обсуждения вопросов членами кафедры.
- Выписка из решения, принятого Советом.
- Письменное согласие научного руководителя, список его опубликованных работ.
В любом случае, выбирать научного руководителя необходимо с умом, так как в ближайшие несколько месяцев (для диплома) или лет (для диссертации) вы будете регулярно общаться с этим человеком.
Как выбрать научного руководителя
В идеале вы пишите курсовую, диплом и диссертацию с одним научником, с которым успели сработаться и наладить отношения, но так бывает редко. При выборе научника, обращайте внимание на следующие пункты.
Профессиональная компетенция научного руководителя в вашей теме. Это важно, если вы пишите диссертацию. Обратите внимание на последние публикации преподавателя. Если за последние два года у него не появилось научных публикаций по близкой вам теме, такой научник вам не поможет.
Репутация. Обращайте внимание на то, что говорят о вашем потенциальном научном руководителе его подопечные. Важно, какой у него статус на кафедре — к нему прислушиваются или его мнением пренебрегают.
Личные качества. Если вы любите скрупулезную работу над темой, а ваш потенциальный научник скорее относится к творческим личностям, очевидно, что вам вместе будет сложно.
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Подробнее
Обращайте внимание на личные качества, характер, манеру поведения. Вам должно быть комфортно с научным руководителем.
Как поменять научного руководителя
Как правило, научных руководителей меняют аспиранты, магистранты и выпускники делают это реже. Так как в аспирантуру люди идут осознанно и с конкретной целью. А проблемы с научником мешают эту цель достичь.
Почему меняют научного руководителя
Самые популярные причины для смены научника — разногласия по поводу написания диссертации и выбранных методов, а также присвоение научным руководителем результатов исследования аспиранта. Вторая причина серьезнее и встречается редко.
На такой шаг могут пойти только научники, которые сами пишут докторские. Научник с кандидатской степенью и его подопечный-аспирант вместе пишут научную статью для журнала ВАК. А в самый ответственный момент появляется проблема с авторством.
Еще одна причина смены научника — его отстраненность от аспиранта. В этом случае научники просто не помогают подопечным, ссылаясь на занятость. А иногда у них просто нет необходимых компетенции, так как сфера научных интересов не совпадает с темой диссертации.
Еще одна популярная причина смены научного руководителя — конфликт между аспирантом и научником, например, если они не сошлись характерами и не могут найти компромисс.
Процедура смены научного руководителя
Перед тем, как менять научника, рекомендуется обратиться к заведующему кафедрой. Если он не поможет решить недопонимание, то выход один.
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Подробнее
Важно отметить, что смена научного руководителя не означает смену темы работы. Поменять тему для диссертации сложно, так как она уже указана во всех планах. И ее смена означает необходимость менять план и менять сроки защиты. Поэтому решив поменять научника, ищите другого по вашему научному профилю, чтобы можно было не менять тему работы.
Для смены научника, необходимо написать заявление, в котором обязательно указывается причина. И тут важно правильно сформулировать ее так, чтобы разногласия между вами и научным руководителем не переросли сначала в конфликт, а потом и в скандал.
Пример заявления на смену научного руководителя
Заявление должно быть подписано старым научником и новым научником (Скачать)
Последствия смены научного руководителя
Меняя руководителя, важно понимать, какие последствия могут быть у этого решения.
Во-первых, мстительный бывший научник, особенно, если у него есть авторитет на кафедре, может легко завалить вашу защиту. Выходом из этой ситуации может быть защита в другом диссертационном совете.
Во-вторых, проблема с темой работы. Если эта тема принадлежит бывшему научнику, и вы под его руководством уже проделали некую работу и исследование, то доказать свое авторство и забрать наработки с собой будет сложно.
В-третьих, могут возникнуть проблемы с поиском внутренних и внешних оппонентов, так как в научной среде все друг друга знают и никто не хочет участвовать в чужом конфликте.
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Подробнее
В-четвертых, новый научный руководитель по такой же теме — это, скорее всего, коллега вашего старого научника. Могут возникнуть проблемы с желающими взять под свое крыло строптивого аспиранта.
В-пятых, ВАК не любит диссертации, написанные при участии двух научных руководителей. Скрыть факт двух научников не удастся. Данные обоих научников будут указаны на титульном листе. Лояльно ВАК смотрит только на случаи, когда ФИО первого научника находится в траурной рамке.
Чтобы избежать всех этих проблем, с самого начала отнеситесь к выбору научника со всей ответственностью.
Видео, как выбрать научного руководителя
Вывод
Научный руководитель — ученый со степенью и авторитетом, который помогает студенту или аспиранту в работе над курсовой, дипломом, диссертацией. В его обязанности входит помощь с каждым этапом работы, оформлением сопровождающих документов, подготовкой к защите.
При выборе научника рекомендуется обращать внимание на его научные интересы, личные характеристики, репутацию.
Поменять научного руководителя можно, если по-другому невозможно решить возникший конфликт. Для этого необходимо написать заявление.