Как найти счастье в боге

Каждый человек стремится к счастью. Но возможно ли его
достижение, если понимать счастье по-человечески? В чем и
как можно обрести абсолютное счастье? И может ли покаяние
быть счастьем? Отвечает протоиерей
Олег Стеняев.

Что такое счастье?
Счастье – это, прежде всего, выражение внутренней
благости, которую человек обнаруживает в себе. В Священном
Писании, в 1 Послании к Фессалоникийцам, апостол Павел
пишет: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16). И
радость есть, как и счастье, осознание внутренней
благости.

Любой человек стремится к счастью, но неизбежное
противоречие человеческого бытия заключается в том, что в
разные периоды своей жизни человек видит свое счастье и
благость и цель в чем-то определенном, но по прошествии
времени он теряет эту цель как счастье и не испытывает по
поводу ее достижения никакой радости. Например, молодой
человек считает, что для него главная цель и настоящее
счастье – получить хорошее образование. Он стремится
к хорошему образованию, употребляет усилия, старания, он
получает прекрасный диплом и… теряет эту цель как
цель и уже не видит счастье только в этом. Потом молодой
человек говорит себе: «Подлинная моя цель и
настоящее счастье – это хорошая профессия, когда
меня, такого образованного, возьмут на хорошую
должность». Он стремится к хорошей профессии как к
цели, он видит в этом источник счастья, достигает этого
– и теряет как цель и как благость, как счастье в
абсолютном понимании этого слова. Он говорит себе:
«Наверное, семья, которую
я должен создать, – это и есть та цель, то благо,
необходимое для меня, источник счастья, к которому я
должен стремиться». Он стремится к этому, достигает
этого – и теряет как цель и через какое-то время и
как благо: дети выросли, разъехались, красота супруги
померкла, и он уже не испытывает счастья.

И еще одно неизбежное противоречие человеческой жизни
заключается в том, что человек умирает – вот к этому
он точно не стремился, это точно не имел в виду как цель и
в этом не видел для себя никакого блага и никакого
счастья.

Теперь давайте посмотрим, как святые отцы оценивают
счастье в его человеческом, плотском понимании. Святитель
Григорий Богослов писал: «Таков человеческий род,
таково и человеческое счастье: оно подобно самым
неприметным следам корабля, которые прорезываются спереди
и исчезают сзади», то есть счастье как волны,
которые прорезываются спереди носом корабля бороздками в
воде, а затем исчезают сзади него. Человеческое счастье
слишком поспешно, преходяще. И оно перестает являться
целью, оно не несет в себе радости, то есть оно уже не
есть счастье в абсолютном смысле, ибо, достигая чего-либо,
человек вскоре всё это и теряет. Потому святитель Григорий
Богослов писал: «Не будь привязан к счастью, которое
разрушается временем. А что время строит, время же и
разрушает».

Бог не принимает такого служения Ему, которое не
совмещается со счастьем и весельем

Счастье в библейском понимании – это счастье,
которое, начавшись в этой жизни, сопровождает нас на
протяжении всего нашего земного пути и не покидает в самой
смерти. То есть истинное счастье – это некое
состояние души, которое никогда не прекращается. И в
Священном Писании, в книге Второзаконие Пятикнижия
Моисеева, мы находим очень интересные слова: «За то,
что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостию
сердца при изобилии всего, будешь служить врагу твоему,
которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и
наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою
железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор. 28:
47–48). Здесь говорится о том, что Бог не принимает
такого служения Ему, которое не совмещается со счастьем и
весельем. И если человек исполняет ту или иную заповедь
без радости и веселья, то Бог не принимает такого
исполнения Своего закона. И даже сказано, что человек
будет изгнан со своей собственной земли, потому что он не
оценил того, что имеет.


Когда мы стремимся к плотскому счастью, то, всякий раз
достигая этого «счастья», мы тут же его и
теряем как цель, как благо и как счастье. Совсем об ином
счастье говорится и в 1-м псалме царя Давида, который
начинается словами: «Блажен муж» –
«Ашрэ хаим» по-еврейски; слово
«ашрэ» означает «блаженство, которое,
возникнув, не прекращается», то есть которое не
зависит от нашего настроения – сегодня утром у меня
хорошее настроение, а к вечеру оно изменилось. Счастье,
которое обретется в жизни религиозного человека через дар
спасения, по благодати – это то счастье, которое,
начавшись в этом мире, не прекращается и в мире будущем.

Священномученик Киприан Карфагенский: «Первая
степень счастья – не согрешать. Вторая степень
счастья – сознавать согрешения»

А вот что говорит о счастье священномученик Киприан
Карфагенский – он пишет как бы о двух ступенях
счастья: «Первая степень счастья – не
согрешать». Конечно, мы бы хотели не согрешать, но
не для всех это доступно. И потому далее святой Киприан
Карфагенский пишет: «Вторая степень счастья –
сознавать согрешения». А как осознание согрешений
может оказаться для нас чем-то счастливым? Разве осознание
собственных согрешений не является источником
неудовольствия самим собою? Не ввергает ли нас в состояние
депрессии? Осознание собственной греховности сообщает
человеку покаянный настрой, и человек может положить
начатки покаяния, а если человек жив для покаяния, это
значит, что он жив для исправления. Это значит, что
осознающий свою греховность жив и для Божиего прощения. И,
напротив, нечувствие своих грехов, нечувствие своих
проблем – внутренних, духовных – есть путь
погибели. И царь Давид в 117-м псалме восклицает:
«Глас радости и спасения в жилищах праведников:
десница Господня творит силу» (Пс. 117: 15). Наша
праведность от веры в Иисуса Христа как в нашего Спасителя
– мы на Него имеем всецелое упование в деле
избавления от собственной греховности. И мы верим в то,
что невозможное для человека личное исправление возможно
для Бога и что чудом Божией благодати мы можем меняться.

В свое время, по-моему, Л.Н. Толстой использовал такой
пример: представьте себе, что человек стоит перед грудой
мраморных кусков и пытается собрать эти куски: ему
кажется, что это Пегас. Но вдруг по одному осколку он
понимает, что это никакой не Пегас, это совсем другая
статуя. И теперь, собирая другую статую, он с каждым
кусочком убеждается, что принял правильное решение. Так и
человеческий путь поиска счастья и путь духовный очень
разнятся. Когда человеку кажется, что счастье связано
только с плотскими наслаждениями, он все время будет
испытывать то, что он обманут в своих ожиданиях. Да,
образование – хорошая цель, но это еще не счастье в
абсолютном смысле. Да, хорошая профессия – это
хорошая цель, но это еще не счастье в абсолютном смысле.
Хорошая семья – да, но это еще не счастье в
абсолютном смысле. А вот примириться с Богом, избрать
стезю Евангелия, идти по этой стезе – здесь с каждым
шагом человек убеждается, что он принял очень важное
решение. И призыв апостола Павла: «Всегда
радуйтесь» опирается на его глубокое убеждение, что
спасение даруется нам в Иисусе Христе как проявление
Божественной милости. И подлинное счастье не теряется со
временем, не обесценивается, не девальвируется –
оно, начавшись в этой жизни, не прекращается и в вечной
жизни. Поэтому для того, чтобы быть подлинно счастливым,
надо выстроить правильную иерархию ценностей: что должно
быть на первом месте, что на втором, что на третьем, что
на четвертом. И если мы пойдем этим путем, то и наше
образование, и наша работа, и наша семейная жизнь принесут
нам утешение и благословение, если всё, что мы ни делаем,
мы будем делать, как пишет апостол Павел, во имя Иисуса
Христа. Как наши предки и говорили: «Без Бога не до
порога».

Я сказал: вы боги. Ин. 10, 34Пс. 81, 6

Прежде создания мира мы задуманы как полнота совершенства. Схиархимандрит Софроний

Прежде создания мира мы задуманы как полнота совершенства.

Вникай в себя. 1Тим. 4, 16

Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью?

Если под радостью понимать наиболее полное удовлетворение своих обычных житейских потребностей, то будет ли это совместимо с высоким предназначением человека и его идеальными запросами?

Мы знаем о семейных радостях, радостях и в искусстве, о радостях юной любви, радостях творчества, эстетических радостях, о радости научного постижения мироздания.

Все эти радости законны, но они несовершенны: беды, горести и болезни наполняют всякую жизнь, и время, занимаемое ими, обычно намного превосходит часы, исполненные земной радости.

Как пишет царь и пророк Давид: «дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89, 10).

А затем, в конце быстротекущей жизни, всех подстерегает смерть. Жизнь же есть только короткое мгновение перед величием вечности. Вот почему счастливейший с точки зрения мира и мудрейший из сынов человеческих царь Соломон пишет в конце своей жизни: «Суета сует, суета сует – все суета. Что пользы человеку от всех трудов его?..» (Еккл. 1, 2–3).

Таков законный пессимизм ветхозаветного человечества. Как должны быть счастливы мы, что живем уже в другое – новозаветное время, время царствования в мире Сына Божия – Богочеловека, Искупителя и Спасителя человечества Иисуса Христа.

Он «победил мир» (Ин. 16, 33) и победил смерть. Ему «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18), и с момента Его воскресения Им основано Царство вечной жизни, света и истины.

В это новое Царство Он зовет всех и готов принять в него даже самых тяжелых грешников, лишь бы только они проявили полноту раскаяния и смирения (Лк. 15, 1–32). Вспомним, что в это Царство Им первым был введен покаявшийся разбойник.

Своим «друзьям» (Ин. 15, 15) Он обещает уже не просто радость, а «совершенную радость» (Ин. 15, 11), при приобщении к которой человек «не будет жаждать вовек», которая уподобится «воде, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

Как найти к ней дорогу? На этот вопрос отвечают Евангелие и многовековой опыт Церкви Христовой.

Матрица личности

Однако многие, прочитав Евангелие, не пошли за Христом, так как вместе с истинной жизнью истинной Церкви – действительных учеников Христа – история человечества знает и позорные дела других людей, которые также называли себя христианами, но на деле они распинали Христа своими грехами и преступлениями против человечества и в корне извращали учение Христово.

Это затемняет понимание Христа и определение верного пути как к Нему, так и к «совершенной радости». Кроме того, всякое новое поколение имеет свои особенности жизни, свою новую историческую обстановку, переживает новые этапы в развитии мышления, языка и цивилизации, что также затрудняет понимание истины, так как все прежнее кажется многим устаревшим, отжившим и уже более не нужным.

Следует указать, что с течением времени видоизменился с внешней стороны и характер путей, ведущих в Царство Христово. Особый путь был у первой христианской Иерусалимской Церкви, у которой все «было общее» (Деян. 4, 32). Затем, для первых веков нашей эры характерен путь исповедания и мученичества за Христа.

Позднее наиболее верным и прямым путем явилось преимущественно поступление в монастыри и подвиги иноков.

Мы живем в особую эпоху – эпоху заката духовной культуры человечества, когда ясно обозначился период «отступления» (2Фес. 2, 3) и стало стушевываться значение монастырей. Отсюда возникает вопрос о современных путях в Царство Божие.

При этом надо говорить, опять-таки с внешней стороны, не о пути, а о путях, поскольку очевидно, что социальное, национальное положение, возраст и другие особенности положения каждого человека в миру, а также особые у каждого склонности и таланты диктуют для каждого и особенности его «пути спасения», понимая под этим церковным термином путь ко Христу и в Его Царство, который по существу один: «Я есмь путь…» – сказал Христос (Ин. 14, 6).

Раскрытие пути для каждого из современников, конечно, должно основываться также исключительно на указаниях Священного Писания, отцов Церкви и ее многовекового опыта.

Каждый человек строго индивидуален – ни один из бесчисленного множества людей всех веков не повторяет другого по душевному складу, развитию ума и способностей.

Поэтому и для каждого человека были бы нужны и особые сведения, советы и указания для руководства в духовной жизни (в дополнение к истинам Священного Писания). Отсюда и наилучший путь совершенствования – это индивидуальное, непосредственное ученичество у опытного, просветленного Духом старца.

Но лишь очень и очень немногим доступен этот путь. Отсюда же и большая трудность – в одном труде преподать нужные сведения для лиц с большим различием их умственного, душевного и духовного состояния.

Поэтому необходима наша оговорка: пусть каждый возьмет для себя из нижеприведенных сведений и указаний лишь те из них, которые он (по внутреннему голосу) сочтет относящимися к нему по степени его духовного возраста, развития способностей и природных склонностей.

Здесь нужно вспомнить следующий случай, описанный в одном из древних патериков.

В монастыре духовно преуспевали два молодых инока. Но подвиги и состояния их душ резко разнились.

Один инок горько оплакивал свои грехи и являл образ совершенного покаяния.

Другой же инок находился в светлом, радостном состоянии, и душа его изливалась в славословии и благодарении Бога.

Старцы монастыря стали молиться – да откроет им Бог: какой из этих двух путей более правилен и совершенен?

И им было открыто: оба пути правильны и совершенны и угодны Господу. Но для каждой души имеется свой путь по ее склонностям и обстоятельствам прожитой жизни.

Вместе с тем у каждого достижения есть свои степени и ступени. У тех, кто лишь начал подниматься по этой бесконечной лестнице совершенствования духа, может закружиться голова при взгляде наверх – на тех, кто поднялся на значительные высоты.

Достижения этих последних могут показаться им чрезмерными или даже невероятными. Отсюда могут проявиться в них уныние и мысли о безнадежности достижения для них высоких ступеней.

Все же нельзя не знать о высотах духа (святости) для всех идущих по пути спасения души.

Даже светские философы дают такой совет для всех, ищущих каких-либо достижений: «Поставьте себе идеал как можно выше и стремитесь к его достижению».

Всем же христианам необходимо постичь красоту наивысших достижений на путях ко Христу и знать о святости человеческих душ, чтобы вследствие этого в них зародилась та «нищета духа», которая положена Христом в основу заповедей блаженства (Мф. 5, 3).

Как пишет прп. Исаак Сириянин:

«Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их веры».

Поэтому является необходимым узнать из опыта Церкви Христовой не только те идеалы, которые достижимы в современности, но и все те величайшие достижения святых, которые, смиряя нас, поражали бы своим величием и красотой христианских подвигов и добродетелей.

Писать о пути спасения – очень ответственное дело. Плохо, если человек при этом будет надеяться только на себя и ограничиваться своими измышлениями.

Одна есть Истина на земле: эта Истина – Сам Христос (Ин. 18, 37). И только то можно утверждать, что возвещено в Евангелии и понимание чего разъяснено святыми отцами Православной Церкви и подтверждено многовековым опытом прославленных святых и подвижников благочестия

((Из творений и жизни подвижников благочестия нами были использованы преимущественно сочинения и жизнеописания: епископов Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Михаила Таврического, Аркадия (Лубенского); Оптинских старцев: о. Леонида, Макария, Амвросия и Варсонофия; о. Алексия Зосимовского, схиархимандрита Зосимы из Троице-Сергиевой Лавры, старца Силуана (из Старого Афона), архимандрита (а затем и Патриарха) Сергия; протоиереев о. Иоанна Сергиева, о. Алексия Мечева и о. Валентина Амфитеатрова.

Из сочинений богословов и духовных писателей: схиархимандрита Софрония, архиеп. Иоанна (Шаховского), священников о. Валентина Свенцицкого, о. Александра Ельчанинова и др. взяты выдержки, которые, нам казалось, были в полном согласии, со Священным Писанием и учением св. отцов Православной Церкви)).

Поэтому все важнейшие положения о пути спасения должны быть подтверждены текстами из Священного Писания, творениями святых отцов Православной Церкви и подвижников благочестия и примерами из их жизни. Подобному отношению к поучениям и наставлениям учат нас и св. отцы.

Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов), преподобный Нил Сорский никогда не давал наставления или совета прямо от себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов.

Когда же, как говорил преподобный в одном из своих писем, он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, когда находил наставление в Писании.

Этого метода придерживались также Петр Дамаскин, преподобный Григорий Синаит, святые Ксанфопулы и другие отцы, особенно позднейшие. Его держались и иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий. Память их была богато украшена мыслями святых. Никогда не давали они совета от себя: всегда представляли в совет изречения или Писания, или отцов.

Это давало их советам силу. Те, которые хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему свое умствование.

Такой образ действия содержит в величайшем смирении преподающего совет, как это явствует из слов прп. Нила Сорского:

«Преподающий преподает не свое, а Божие. Преподающий соделывается свидетелем, органом святой Истины, и в совести его является вопрос: с должным ли угождением Богу исполняет он свое ответственное служение?»

Да и как можно постигнуть нам истину в совершенстве без изучения писаний святых отцов? Не более ли мудро приобщиться к бесценной сокровищнице премудрости из духовного опыта Церкви Христовой?

Есть мнения, что все утверждения должны основываться на толковании Священного Писания лишь древних отцов Церкви.

Но это не так, и вот что пишет по этому поводу архимандрит (а ныне архиепископ) Иоанн (Шаховской):

«Учительство в Церкви никогда не прекратится, и во все века Церковь будет давать миру своих учителей, которые во все века будут иметь одного Духа Святого и говорить одну и ту же истину слова Божиего, но в разных психологических формах, каждый раз в форме, наиболее понятной данной эпохе, данному обществу и народу. В Церкви идет вечное, непрекращающееся благовествование… Литературные формы IV века мало способствуют усвоению святоотеческих мыслей в нашем веке. Нужны новые учителя Церкви. Они ничего не говорят нового, но обо всем они говорят по-новому».

Подобные мысли были даже и у самых великих святых. Вместе с тем, как пишет один из мудрейших отцов – прп. Исаак Сириянин: «Вследствие собственного своего опыта не сподобился я дознать и тысячную долю того, что написал своими руками, особенно же в этом сочинении, которое предложу для возбуждения и просвещения душ ваших и всех читающих его, в той надежде, что, может быть, воспрянут и, вожделев его, приступят к деланию».

О том же говорит и прп. Нил Сорский:

«О хорошем надлежит говорить и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдившись своих слов, начал и он делать».

Эти мысли и побудили нас составить настоящие очерки. Но, сознавая свою ограниченность и связанную с ней опасность привнесения от себя чего-либо, не находящегося в полном соответствии с Божественной Истиной Господа нашего Иисуса Христа, за основу всех положений мы берем Священное Писание и опыт св. отцов нашей Православной Церкви.

Мы глубоко убеждены, что только в ней вполне правильно освещен путь ко спасению христианской души.

Кто же не совсем убежден в этом, пусть ознакомится с превосходным трудом архимандрита (а впоследствии Патриарха) Сергия «Православное учение о спасении».

Православие среди христианских конфессий (как мы верим) – это Христово учение в полноте чистоты. Вот как пишет об этом архиепископ Иоанн:

«Небо и земля учат человека чистоте. В каждой чистой рубашке, в каждом новом предмете, убранной комнате есть поучение… И странно – все люди (кроме дефективных) любят чистоту, всем приятно одевать чистое, жить в чистом. Но не у всех это переходит в сферу духа. Православие есть именно это».

В своем изложении мы старались затрагивать лишь те самые важнейшие, основные вопросы жизни человеческой, от правильного разрешения которых зависят, как нам кажется, спасение души человека, просветление его разума истиной и озарение сердца той красотой образа, которая была задумана для каждого человека в предвечном плане мироздания Господом Богом. Для кого предназначается эта работа? Она не апологетического характера, и содержание ее не рассчитано на неверующих людей. Можно думать, что и не для всех верующих будет близко ее содержание.

Мы надеемся, что она будет интересна для тех христиан, которые причастны к «нищете духовной» (Мф. 5, 3) – видят в какой-то степени свои грехи, страсти, пристрастия и стремятся к самосовершенствованию; для тех, кто хотел бы для своей души осуществить в какой-то мере слова пророка Давида: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102, 5): «обновляется» – т. е. душа очищается от греха и страстей и одевается в светлые одежды безгрешной юности; для тех, кто любит Господа (каждый в своей мере), хочет угождать Ему, хочет работать для Него, хочет посвятить Ему свою земную жизнь. Вот для них и предназначалась эта работа. Будем надеяться на то, что они найдут в ней те мысли (взятые нами из неисчерпаемой сокровищницы духовной литературы), которые помогут им идти к Царству Небесному, которое, по словам Господа, «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

«Кто может вместить, да вместит», – говорит Господь.

Как пишет В. С. Соловьев:

«Человек, который довольствуется своей человеческой ограниченностью и не стремится выше, неизбежно тяготеет и ниспадает до уровня животности. Бог Святый соединяется только с человеком, ищущим святости и способным к деятельному нравственному подвигу. От народов и царств, как и от отдельных лиц, христианский дух прежде всего требует недовольства собой и стремления к совершенству».

Что такое счастье, по словам Иисуса?

Иисус заявляет, что счастье Это в том, что у него есть сердце, которое не оскорбляет Бога, которое подчиняется Ему, что в любви к нему, полученное прощение, повинуется ему во всем и что, как Господь их жизней, он теперь их проводник и подчиняется тому, что говорит Библия. (Псалом 51:10).

Чему Иисус учит нас о счастье?

Иисус, с их образом жизни, Н.У.К. показать путь к истине счастье, намечает путь своим ученикам. … Итак, чтобы добраться до счастье нужно жить Блаженством, подразумевающим выбор плохого образа жизни, который влечет за собой отречение даже от самого себя.

Что Бог просит нас для счастья?

Блаженны плачущие, ибо они получат утешение. Блаженны алчущие и жаждущие de справедливость, потому что они будут удовлетворены. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые de сердце, потому что они увидят Бог.

Как найти истинное счастье в Боге?

Поистине счастье он проявляется в следовании примеру Христа и развитии таких божественных качеств, как послушание, доброта, честность, благодарность, смирение, любовь, милосердие и прощение. Это приходит через служение и помощь другим в следовании за Иисусом Христом.

Что Библия говорит о счастье?

Salmo 5: 11

Но да радуются все, кто на тебя надеется; пусть они всегда кричат ​​от радости, потому что ты защищаешь их; пусть живут счастливый любящих имя Твое (Пс 5:11).

Что такое счастье согласно психологии?

Для психология, счастье Это положительное эмоциональное состояние, которого достигают люди, когда они удовлетворяют свои желания и цели, и измеряется способностями, которые существуют в каждом человеке. de предлагать решения для различных аспектов вашей повседневной жизни.

Каким образом Иисус учит нас?

Сервис — это камин чтобы добраться до Иисус и достичь счастья. … Таким образом Иисус указывает своим ученикам на служение как на камин путешествовать, чтобы жить верой в него и свидетельствовать о его любви. такой же Иисус он применил к себе образ Раба Божьего, использованный пророком Исайей.

  • В поисках утерянного счастья В. Духанин
  • От чего зависит счастье? А. Захаров, К. Вальков
  • Об истинном счастье св. Игнатий (Брянчанинов)
  • Значение Заповедей Блаженства А.Г. Долженко
  • «С новым счастьем!..» Беседы на Новый год прот. А. Шмеман
  • Счастье свт. Тихон Задонский
  • О семейном счастье и семейном несчастье прот. Сергий Николаев
  • Счастье веры и безумие неверия прот. Николай Депутатов
  • Истинное счастье не на земле, а на небе прот. Виктор Гурьев
  • В чем истинное счастье свящ. Ф.П. Преображенский
  • Счастье и блаженство в свете христианской антропологии М. Бахтин
  • Книга о счастье прот. Андрей Лоргус
  • Что есть счастье? архиеп. Нафанаил (Львов)
  • Путь к счастью свт. Нектарий Эгинский
  • Счастье – Сам Господь игумен Нектарий (Морозов)
  • Счастье и блаженство прот. Евгений Шогенов
  • Христианская религия как источник радостей и счастия человеческого на земле А.А. Царевский
  • Аудио. С чего начинается счастье?

Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы. В человеке изначально заложено стремление к Богу как к Источнику жизни и всяческих благ. Полноценное счастье обретается только с Богом, в Боге.

Можно ли стяжать счастье вне Бога и без Бога?

Стремление человека к Богу заложено в его естество при творении. Это значит, что вне Своего Создателя человек не сможет удовлетворить своим природным и личным стремлениям сполна. Именно Бог является неисчерпаемым Источником благ, Источником счастья, блаженства, и именно в Нём человек может обрести настоящее, вечное счастье.

Живя в отдалении от Бога человек, конечно же, может испытывать удовольствие, даже нечто похожее на высшее счастье, которое испытывают святые, например, в любви. Однако даже и в этом случае удовлетворение не будет исчерпывающим, а счастье полным (см.: Удовольствие).

Что касается удовлетворения материальными благами или чувственными удовольствиями, то они ещё менее походят на счастье святых.

Так, царь Соломон, обладавший, казалось бы всеми земными благами, о каких только мог мечтать человек его времени (славой, богатством, женами, уважением), тем не менее утверждал: суета сует, все суета (Еккл.12:8).

Вспомним, что во время Преображения Господа Иисуса Христа апостол Петр, ощутивший соприкосновение с Богом, тут же забыл о всех своих земных заботах и печалях, желая остаться на горе, со Своим Богом, что, собственно, и выразилось в словах: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). На Православных иконах общее состояние очевидцев Преображения выражается и в положениях тел (они часто пишутся расположенными вверх ногами, вниз головой), и в жестах, и в мимике.

Любое мирское удовольствие неполно (ущербно, не всеобъемлюще), кратковременно (быстро пресыщает), эгоистично, а нередко и пагубно. 

Путь к счастью

святитель Нектарий Эгинский

Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…

Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце и наблюдайте за его духовным состоянием. Может быть, утеряно дерзновение пред Господом? Может быть, совесть обличает за преступление Его заповедей? Может быть, она обличает вас за несправедливости, за ложь, за неисполнение наших обязанностей перед Богом и ближним? Испытывайте, может быть, зло и страсти заполнили ваше сердце; может быть, оно уклонилось на пути кривые и непроходимые…

К несчастью, тот, кто оставил без внимания свое сердце, лишился всех благ и впал во множество зол. Изгнал радость и исполнился горечи, печали и душевной тесноты. Изгнал мир и приобрел подавленность, беспокойство и ужас. Изгнал любовь и обрел ненависть. И, наконец, изгнал все дарования и плоды Святого Духа, которые приобрел при своем крещении, и сроднился со всеми злодеяниями, которые делают человека жалким и проклятым.

Братья и сестры! Всемилостивейший Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она нас очищала от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение.

У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Поспешим – и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством.

Цитаты о счастье

«Счастьем привыкли называть нечто внешнее…. Но оно не во вне, а в нас, в состоянии духа отрадном, радостном, благорастворенном».
«Если угодно Господу и не пагубно для человека, то дается и внешнее счастье».
свт. Феофан Затворник

«Таков человеческий род, таково и человеческое счастье: оно подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезываются спереди и исчезают сзади!».
«Любомудрие умеет и то и другое — и счастьем пользоваться умеренно, и в бедствиях соблюдать благоприличие».
свт. Григорий Богослов

«Возлюбленный христианин! Пусть люди процветают в счастье этого мира. Ты довольно счастлив будешь, когда внутри себя будешь иметь счастье. Это и есть истинное, недвижимое и неотъемлемое счастье!».
«Счастье для людей — иметь себе сильных людей защитниками и помощниками. Для христианина счастье — иметь себе Бога Защитником и Помощником.
«Блажен человек, которому защита — у Тебя, Боже!».
«Вот истинное счастье и подлинное блаженство, которого ни огонь, ни вода, ни тюрьма, ни ссылка, ни пленение, ни хитрость, ни злоба человеческая, ни смерть отнять не может.
«Если Бог за нас, кто против нас» (Рим.8:31)?
свт. Тихон Задонский

«Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим, предавшись всецело воле Божией, немедленно вступает всем существом своим в область святой Истины. Истина доставляет правильное настроение духу, жизни. Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине, получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. Эта свобода и это счастье не зависят от человеков и обстоятельств».
свт. Игнатий Брянчанинов

«Если одно созерцание (Божественной) славы (при Преображении Господнем) наполнило учеников (Иисуса) блаженством, то каково должно быть счастье человека, достигшего тесного и приискреннего единения с Богом в такой степени, что Господь обитает в нем, пронизывая все его существо лучами Своей немеркнущей славы, которая как бы струится из освященного и просветленного Его присутствием человека! В этом и состоит высшее счастье: в единении с Богом, делающем человека причастником Божественной славы».
еп. Василий Кинешемский

«Все культуры можно подразделить на сотериологические (от. греч – спасение) и гедонистическик (от. греч. удовольствие). Счастье обычно выбирается людьми на трёх восходящих уровнях: телесном наслаждении, душевном благополучии или причастности к высшему, Абсолюту.
Счастье – в любви к Богу и к человеку… Любовь – синоним счастья, а поскольку все мы стремимся к счастью, то мы должны стремиться воспитывать в себе любовь. Пока нас душит серость, унылость, одиночество, неприязнь, ненависть. Но Тот, Кто является Любовью, может нас научить».
прот. Александр Мень

«Корень слова счастье – «часть». С‑часть‑е. Счастливый человек – это человек, живущий с частью чего-то, имеющий какую-то часть. Часть какого-то Блага. Блага общего для всех. Всеобщего. Всемирного. Безмерного. Неиссякаемого Блага. И это Благо есть Бог! По настоящему счастливый – имеющий общую часть c Богом. Живущий в Боге. И чем ближе человек к Богу, тем он счастливее.
В православии вместо понятия счастья используется более определённое понятие блаженства. Через причастие и стяжание Духа Святого христианин становится причастным Богу: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15:4). Это и есть настоящее, вневременное, вечное счастье, которое начинается в этом мире, но в полноте бывает в Царствии Небесном. Оно не имеет ничего общего с обывательским понятием «счастья».
В Библии размышления о поиске счастья «под солнцем», т.е. в нашем мире, содержатся в книге Екклезиаста или Проповедника. См. подробнее».

«Господь ставит нам задачу: быть счастливыми. Счастливыми в этой жизни и в будущей. Каждому ясно, что нынешнее счастье – ничто, если оно не имеет продолжения. Спаситель открывает Свою Нагорную проповедь (Мф.5) «заповедями блаженства», «макаризмами»: каждый стих начинается со слова Блаженны, по-гречески макарии, что в точном переводе на русский как раз и значит счастливы.
Но что такое счастье? Продолжайте читать Нагорную проповедь, и вы убедитесь, что Христос опровергает привычные стереотипы. Счастливыми Он называет не гордых, но нищих духом, то есть смиренных, не удовлетворенных, но алчущих и жаждущих правды, не победителей, но миротворцев…
Счастье, разумеется, субъективно, то есть, в конечном итоге, зависит от того, что во мне, в моей душе. Однако мы хорошо понимаем, что «поиски счастья внутри себя» – дело абсолютно гнилое и погибельное: ведь душа-то наша не свободна от греха… Отсюда вывод очень простой и определенный: счастье возможно и достижимо только c Христом, на пути к Нему и за Ним».
иеромонах Макарий (Маркиш)

«Знаете, какая самая большая причина несчастья? Это постоянный поиск счастья. Счастье — это жизнь с Богом. Все остальное — как Бог даст. Потому что наша жизнь после грехопадения в этом грешном, пропитанном грехом мире не место отдыха, а место подвига».
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Узнайте вместе с нами о том, что такое счастье в библии, то есть быть счастливым в Господе. А также о том, что мы должны сделать, чтобы достичь этой радости и жить по воле Божией.

felicidad-en-la-biblia-2

Индекс

  • 1 счастье в библии
  • 2 Счастье в Библии — это благословение Бога
    • 2.1 Достичь блаженства Бога
      • 2.1.1 Отдай все, чтобы все последовало за Иисусом
      • 2.1.2 жаждать вечной жизни
      • 2.1.3 Быть подражателями Иисуса
  • 3 Счастье в Библии: можем ли мы быть счастливы без Бога?
  • 4 Как мы можем испытать счастье с Богом?
    • 4.1 переживание прощения
    • 4.2 Испытывать доверие к Богу

счастье в библии

Общее понятие счастья, встречающееся в словарях, определяет его как: Состояние удовлетворения или самодовольства, в котором человек, который им наслаждается, испытывает благополучие с самим собой и с другими людьми вокруг него.

Со своей стороны, словарь Королевской испанской академии определяет счастье как: Состояние приятного духовного и физического удовлетворения. А также отсутствие неудобств или неудач.

Счастье для человека, который живет христианской жизнью, окутанной аскетизмом и, следовательно, посвященной духовному развитию и росту; испытывают два типа или степени счастья. Одна, та, что живет настоящим, ощущая спокойствие на совести, довольная своими поступками и поступками.

А другая — это радость, которую он испытывает в ожидании окончательного и вечного счастья, обещанного Богом каждому, кто повинуется ему. Поэтому каждый верующий живет настоящей жизнью в счастье, оставаясь в надежде на загробную жизнь, даже проживая ее в скорбях, трудностях или невзгодах, как говорит нам опыт апостола Павла:

Филиппийцам 4:12 (PDT) Я знаю, как жить в бедности или в изобилии. Я знаю секрет счастья во все времена и при любых обстоятельствах: голодание или удовлетворение; иметь много или иметь мало.

Секрет в том, чтобы оставаться во Христе и в общении с Богом через непрестанную молитву, благодарить Бога всегда и за все.

1 Фессалоникийцам 5:17-18 (PDT): 17 Никогда не прекращайте молиться. 18 Всегда благодарите Бога за то, что это то, что он хочет для вас в Иисусе Христе.

Желание быть счастливым естественно для каждого христианина, но часто мы ошибаемся в его определении, счастье в Библии — это блаженство от обладания Божьим благословением.

felicidad-en-la-biblia-3

Счастье в Библии — это благословение Бога

Для мира счастье, описанное в Библии, может представлять собой противоречие или непоследовательность. Ибо, если спросить любого мирского или язычника, что ему нужно для счастья? Наверняка вашим ответом будет все, что связано с богатством, материальными благами, профессиональными достижениями или успехами в любви у вашего партнера.

Но если бы счастье было всем этим, то не все мы могли бы быть счастливы. И даже известно о многих людях, которые имеют большие состояния, успешны в своем деле, окружены семьей и при всем этом не могут претендовать на счастье.

Есть также люди, менее жадные до счастья, которые могут ответить, что для счастья им достаточно иметь семью и наслаждаться ею. Но что случилось бы с этим состоянием счастья в ситуации болезни, нужды, конфликта и т. д.?

Наверняка такой человек сказал бы: как я могу быть счастлив, если боль и отчаяние вторгаются в мою жизнь прямо сейчас? Христианин ответил бы этому человеку: да, ты можешь, если ты позволишь полноте Божьего блаженства обнять тебя, чтобы сопровождать тебя и укреплять тебя во все времена.

Достичь блаженства Бога

Многие люди ошибочно полагают, что Бог — суровый и карающий судья. Но это далеко не так, хотя Бог и выполняет свою роль судьи, Он делает это, чтобы исправлять и дисциплинировать.

Однако его дисциплина всегда будет основываться на огромной любви, которую он питает ко всему своему творению. Величайшим доказательством этой великой любви является то, что Он отдал Своего Сына Иисуса Христа на смерть за нас, очистив нас от всякого греха, чтобы впоследствии Он мог воскреснуть во славе.

Счастье Бога в том, что люди ищут Его от всего сердца, что они жаждут перестать быть Его творениями и стать Его детьми через веру во Христа Иисуса. Когда мы являемся детьми, ведущими жизнь послушания и святости, Бог гарантирует нам в Своем Царстве всевозможные духовные благословения.

Господь Иисус Христос сказал нам, что такое заповеди блаженства, и все они действительно важны перед Богом для того, чтобы мы были счастливы (Матфея 5 и Луки 6). Углубитесь в эту тему, зайдя сюда, The проповедь на горе: Чего вы не знали о заповедях блаженства.

Нагорная проповедь, содержащая блаженства Божии, считается конституцией, нормами или законами, регулирующими жизнь христианина. Поэтому каждый христианин должен знать об этом послании и применять его в своей жизни, в дополнение к знанию того, в чем состоит Божье счастье в Библии:

felicidad-en-la-biblia-4

Отдай все, чтобы все последовало за Иисусом

Бог вознаграждает детей, которые отдают все, будь то время, семья, усилия и т. д. следовать за Иисусом Христом и сделать Его приоритетом в своей жизни. Итак, будем стремиться накопить сокровища на небесах и быть счастливыми в настоящей жизни:

Марка 10:21 (NIV): Иисус посмотрел на него с любовью и сказал: — Тебе нужно сделать только одно. Иди и продай все, что имеешь, и раздай эти деньги бедным. А) Да, Бог даст вам великую награду на небесах. После этого приходите и становитесь одним из моих последователей.

Луки 17:33 (примечание): Тот, кто пытается сохранить свою жизнь, потеряет ее. Кто потеряет, тот сохранит.

Марка 10:29-30 (DHH): 29 Иисус ответил: «Уверяю вас, что всякий, кто ради Меня и для принятия Евангелия оставит дом, или братьев, или сестер, или мать, или отца, или детей, или земля, 30 получит теперь в настоящей жизни стократно больше в домах, братьях, сестрах, матерях, детях и земле, хотя и с гонениями; и в жизни грядущей вы получите жизнь вечную.

жаждать вечной жизни

В Иисусе Христе мы можем иметь полноту, основанную на вечной жизни, которой мы начинаем наслаждаться в настоящей жизни. Чтобы достичь этой полноты, мы должны только верить и быть послушными Богу:

Иоанна 3:36 (NLT): Верующие в Сына Божьего имеют жизнь вечную. Те, кто не повинуются Сыну, никогда не будут иметь вечной жизни, но останутся под гневом Божьего суда.

Иоанна 5:24 (NIV): — Уверяю вас, что каждый, кто обращает внимание на то, что я говорю, и верит в Бога, Который был тем, кто послал меня, будет иметь вечную жизнь. Хотя раньше он жил вдали от Бога, он уже не будет осужден, так как получит вечную жизнь.

В этом смысле мы хотим пригласить вас войти в статью: стихи о вечной жизни и спасение во Христе Иисусе. В Библии мы можем найти большое количество стихов, говорящих нам о вечной жизни.

Во всех этих словах заключено главное обетование Бога, которое есть спасение через Его Сына Иисуса Христа. Вот почему удобно, что вы знаете их и можете медитировать на них.

Быть подражателями Иисуса

Господь Иисус Христос во время своего хождения по земле дал нам пример того, что такое счастье – служить другим. Давайте усердно стремиться быть подражателями Иисуса, чтобы быть счастливыми:

Иоанна 13:15-17 (NASB): 15 Потому что Я дал вам пример, чтобы, как Я сделал вам, и вы могли сделать. 16 Истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 17 Если они это знают, они будут счастливы, если будут практиковать это.-.

Счастье в Библии: можем ли мы быть счастливы без Бога?

Священные писания говорят нам, насколько благословен и счастлив тот, кто уповает на Бога. Те, кто не обращают свой взор на вещи, людей или моменты, чтобы поместить их в свои сердца как идолов, чтобы чувствовать себя счастливыми.

Псалтирь 40:4 (ESV):Счастлив человек, который надеется на Господа и не ищет наглых и поклоняющихся ложным богам!

Библия говорит нам, что может быть много богов и форм идолопоклонства. Но это также учит нас тому, что ничто не может гарантировать счастья больше, чем единственный истинный Бог, наш Господь.

Псалмы 144:15 (NIV): Счастливы люди, у которых все это есть! ¡Счастлив народ, чей Бог — Господь!

Таким образом, в Библии счастье выражается в отношениях человека с Богом. Через веру во Христа Иисуса и настойчивость в соблюдении Божьих заповедей.

Исполняя все это в человеке, он заставляет его принять и заслужить те благословения, которые Бог дает всем его детям. Божьи благословения представляют истинное и полное счастье.

Хотя мы осознаем, что есть люди, которые наслаждаются радостями жизни, но это временное и эфемерное счастье. Так как эти удовольствия могут лишь на мгновение удовлетворить какие-то физические или эмоциональные потребности и не гарантируют полного счастья.

Но сегодня мы возвещаем благую весть, что есть добрый и праведный Бог, способный каждому воздать по заслугам его, по богатству его в славе, чтобы он ни в чем не имел недостатка:

Филиппийцам 4:19 (NIV): Поэтому, из своего чудного богатства Бог мой даст вам через Иисуса Христа все, что вам нужно.

Как мы можем испытать счастье с Богом?

Библия учит нас, как мы можем испытать счастье, которое исходит от Бога. Что также служит, если практиковать усердно, чтобы стать лучшими людьми во Христе Иисусе:

переживание прощения

Сердце, ожесточенное бременем греха, не может быть счастливым. Так как вина греха становится как бы тяжелым бременем на наших плечах, чтобы быть счастливыми, мы нуждаемся в Божьем прощении и очищаемся от всякого греха кровью Иисуса Христа.

Псалтирь 32:1-2 (DHH): 1 Счастлив человек, чьи ошибки и грехи полностью прощены. 2 Счастлив человек, у которого нет злых намерений и которого Господь не обвиняет ни в чем.

Счастье того, кто стремится очистить свое сердце, состоит в уверенности, что, делая это, он сможет увидеть Бога:

Матфея 5:8 (NIV): Бог благословляет тех, у кого чистое сердце, потому что они увидят Бога.

Испытывать доверие к Богу

Счастливая жизнь начинается, когда мы учимся доверять Богу, и оттуда мы начинаем видеть мир по-другому. С верой в Бога у нас есть уверенность, что все, что происходит, идет нам на пользу, потому что Он любит нас и желает нам добра:

Римлянам 8:28 (NIV): Мы знаем, что Бог все делает на благо любящих Его, которых Он призвал по Своему замыслу.

Псалтирь 2:12 (RSV): Преклонись к ногам Сына Его, чтобы Он не прогневался, и ты не погиб, ибо гнев Его внезапно вспыхнет. Блаженны те, кто уповают на него!

Притчи 16:20 (NASB): Внимающий слову найдет благо, и надеющийся на Господа блажен.

Исаия 30:18 (NKJV): Итак, Господь немного подождет и помилует вас, и поэтому Он будет превознесен за милость, которую будет иметь к вам. Несомненно, Господь справедливый Бог; блаженны все уповающие на него!

Наконец, мы можем достичь счастья, если в нашей жизни есть Бог. Если мы уверенно следуем его воле, которая добра, приятна и совершенна, мы можем смотреть в лицо реальности мира, в котором мы живем, со счастьем и радостью духа.

Хотя мы знаем, что живем в мире, полном страданий и несправедливости, особенно в последнее время. Наша вера учит нас, что все эти обстоятельства преходящи и что наша надежда на счастье заключается в вечных вещах, вложенных в обетования Бога для нас, во Христе Иисусе.

2 Коринфянам 4:17 (NIV): Наши трудности малы, и они не будут длиться вечно. Но благодаря им Бог наполнит нас вечной славой: славой великой и чудной.

Если есть что угодно Богу, так это когда это дается с радостью, это делает Бога счастливым, поэтому удобно узнавать о Щедрость в Библии: Значение, важность и многое другое. Узнайте в этой статье, что Библия говорит о щедрости.

Содержание статьи соответствует нашим принципам редакционная этика. Чтобы сообщить об ошибке, нажмите здесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти по фамилии свой налог
  • Как найти налог с оборота
  • Как исправить отправленное письмо в gmail
  • В приложении ком андроид систем произошла ошибка как исправить
  • Как найти автора статьи в газете