Как найти сценический образ


Версия для печати

12.04.2016

СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА: 5 ШАГОВ

Сценический образ – это не только то, что на вас надето. Это совокупность внешнего вида, эмоций, которые вы транслируете, движений, которые вы делаете, слов, которые вы говорите. И если вам кажется, что на сцене нужно вести себя так же, как и в любое другое время – это в корне неправильно. Что ж, кому-то это удается. Кому-то не нужно ничего придумывать, потому что они уже были рождены «персонажами». Но это дано единицам. И если вы проводите больше времени на сцене, чем в любых других местах, то наверняка знаете, сколько энергии отнимает этот процесс. При том, энергии не только физической.

У неподготовленного артиста, не делающего различия между своими сценическим и обычным существованием, энергии уходит еще больше. Почему это происходит? Куда деваются силы? Дело в том, что сценический образ нужно создавать, учиться перевоплощаться и выходить из него по окончанию выступления. Наверняка вы все слышали истории про таких исполнителей, которые на сцене рвут и мечут, а вернувшись домой, надевают уютный халат и готовят суп? Почему бы и нет? Врут ли они сами себе и окружающим? Вряд ли. Они просто проводят черту между жизнью на сцене и обычной жизнью. Так как же найти свой образ и что для этого нужно делать? Попробуем разобраться.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Для начала разберитесь со своим отношением к необходимости наличия сценического образа. Поймите, что в этом нет притворства. Вы – артист, который должен увлечь публику. И если у вас в жизни не происходит ничего особенного, кому это будет интересно? Но если у вас в голове целый психоделический мир, который нуждается в трансляции, то нет ничего постыдного в том, чтобы найти для него приемлемую форму (помимо, непосредственно, музыкальной). Возьмем Тома Йорка, который на сцене выглядит, как юродивый, которого в прошлые века наверняка бы назвали святым. А теперь почитаем его интервью, где он не стесняется в выражениях, довольно дерзок и порой груб. Даже у него, который, казалось бы, в чем за кофе утром сбегал, в том и вышел на сцену, есть сценический образ.

Не нужно примерять случайные образы, которые идут вразрез с вашим мироощущением. Руководствуясь только тем, что то или иное «круто» или «некруто», едва ли можно прийти к какому-то хорошему решению. Создание образа у некоторых занимает годы. Из поп-музыки вспомним ту же противоречивую фигуру Майли Сайрус – еще несколько лет назад она была одной из многих девчушек поп-музыки, и сейчас мы видим сильно отличающуюся ото всех остальных яркую фигуру мировой сцены. Относиться к ней можно как угодно, и мы далеко не утверждаем, что это пример для подражания. Однако кое-какие уроки из ее опыта извлечь можно. Сейчас она имеет вполне законченный образ, включая поведение на сцене, публичных выступлений и интервью.

Сценический образ – это, в том числе, и хорошая психологическая защита для любого артиста. Проработав его, вы учитесь существовать внутри и вне его. Даже если вы перманентно переживаете все то, что происходит в ваших песнях, установление условной границы между двумя мирами помогает найти нужную интонацию, сделать выступление ярче и обезопасить себя в не-сценическом мире. Это касается особо чувствительных натур. Что касается тех, кто пишет песни о воображаемом и желаемом, образ помогает довести на сцене эти фантазии до предела.

2. КАК СОЗДАТЬ ПЕРСОНАЖА?

Прямо сейчас, когда вы не находитесь на сцене, попробуйте проанализировать свою сценическую жизнь. Что вам нравится в процессе выступлений? Это важно, потому как некоторым музыкантам совершенно не нравится выступать, и им больше по душе сочинение и запись материала – очень важно распознать это, чтобы в будущем не насиловать себя бесконечными выступлениями из чувства долга товарищам по коллективу. Какие песни публика воспринимает лучше всего? Как вы себя ощущаете, стоя на возвышении перед публикой, когда вам в глаза бьют софиты? И в то же время подумайте, что вам не нравится, и над чем вы бы могли поработать?

Составьте список своих любимых исполнителей, именно по критерию поведения на сцене. Составьте список этих отличительных черт, движений, слов, появлений на сцене и т.д. Можете ли вы примерить на себя какие-то из них? Конечно, некоторые группы обладали каноническим стилем, и, позаимствовав его полностью, вы не избежите сравнений. Клоны Ramones, Guns N’Roses, Joy Division и других никому больше не интересны. Но заимствовать можно с умом, смешивая совершенно разные вещи. Не стесняйтесь дрыгаться в комнате перед зеркалом. Помните знаменитых пин-ап девушек? Все их узнаваемые позы, которые выглядят так естественно и забавно, на деле, в жизни, совсем не естественны – никто не задирает ноги, убираясь на кухне, и не приставляет без причины руку к щеке. Все это продукт тренировок.

Составив эти списки, не спешите проводить экспертизу, насколько это «вы» или «не вы». Сначала стоит попробовать. Вы никогда не выступали с макияжем, в то время, как он отлично подходит к вашей музыке. Никогда не размахивали красной тряпкой на сцене? Это же глупо! Да, это глупо в обычной жизни. Но на сцене, а потом на фотографиях и видео с концерта, все эти простые «аттракционные» вещи выглядят очень эффектно.

3. УЧИТЕСЬ У БЛИЖНИХ

Можно часами застревать, просматривая концерты любимых исполнителей и наблюдая за их поведением (и, конечно, это нужно делать). Законченные образы вдохновляют, но в то же время могут наоборот охладить ваш кураж – из раздела «ну, куда мне до них…». Как мы уже много раз писали, старайтесь посещать как можно больше местных концертов. Молодые музыканты точно так же находятся в поиске, как и вы. И наблюдение за «незавершенными» образами может дать благодатную почву для размышлений. Что не хватает тем или иным музыкантам? Что бы вы делали на их месте? То, что вы бы им посоветовали – подходит ли это вам?

Наверняка все из вас замечали подобную ситуацию – ты знакомишься с кем-то, у кого есть несколько коронных фраз или слов, которые они постоянно используют. Если вам этот человек приятен, и ты начинаешь общаться с ним много, то перенимаешь его интонации и эти самые слова. Со временем, если привычка не пропадает, то они становятся и частью вашего образа, только с изменениями, привнесенными вашими собственными качествами. Также и со сценой – наблюдая за людьми из окружения, можно перенять что-то хорошее и обладающее шармом, только на этот раз осознанно.

4. КАК НАЧИНАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБРАЗОМ?

Вы нашли идеальное сочетание – обновили гардероб, оттренировали новые классные движения, придумали слова для пауз между песнями. Что делать теперь? Во-первых, если у вас уже есть некоторое количество поклонников, ходящих на концерты из раза в раз, не спешите их шокировать резко. Не надо выходить на сцену в кожаных трусах в то время, как у поклонников еще свежи воспоминания о вашем концерте недельной давности, где вы скромно стояли в уголке сцены в своей любимой клетчатой рубашке. Трансформируйтесь плавно, меняйте мелочи. Вы привыкли молчать между песнями, сгорая от ожидания, пока все остальные перестроят инструменты? На следующем концерте необязательно превращаться в неуемного болтуна, но постарайтесь начать хотя бы с пары фраз, в которых вы будете уверены. Вы скромничаете и не особо много пишете в личных аккаунтах в соцсетях о предстоящих событиях, связанных с вашей музыкальной деятельностью, ограничиваясь сухими перепостами? Пишите больше, выкладывайте фото того, как вы готовитесь и т.д.

Постепенно учась пользоваться образом, вы устанавливаете эту важную границу, о которой мы говорили раньше, и делаете это более чем осмысленно, понимая зачем она нужна и чем действительно помогает жить артисту.

5. КАК ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО?

Во-первых, см. предыдущий пункт. Во-вторых – избавьтесь от ожидания того, что перемена (или усиление) образа моментально привлечет к вам новых поклонников. Вы не должны обременять себя ответственностью за то, чтобы каждому, кто находится в зале, было очень хорошо. Конечно, как артист, вы должны развлекать публику, но попробуйте сконцентрироваться на проверенных поклонниках, а не сразу бросаться в охоту за новыми. Даже если это происходит, и вы уже немного натренировали свою сценическую «личность», то пусть эта ответственность лежит на ней. Сходя со сцены, покидая место концерта, вы уже не должны думать о том, понравились вы кому-то или нет. Это было ее, этой самой сценической личности, дело.

Все наши внутренние и внешние ресурсы задействованы на сцене по полной программе, и иногда просто нет времени на то, чтобы думать об образе. Старайтесь тренироваться на небольших шоу, где много ваших друзей и все вас знают. Отвлекитесь от того, чтобы следить за всеми остальными участниками группы. Попробуйте следующее упражнение – выйдите на сцену, будучи «собой», оставив придуманный образ вне сцены. Понаблюдайте за реакцией публики. Если вы увидите, что теряете аудиторию, быстро обратитесь за помощью к образу. Что это «я» должно делать на сцене? Оно может быть лучше, подвижнее, веселее и громче. Это довольно сложно понять головой, читая указания, но если вы просто дадите себе подобную установку, то заметите, насколько полезным может быть это упражнение, и как с помощью него можно научиться сосуществовать с образом и уметь им пользоваться.

Как придумать себе образ артиста

На примере известных артистов

Формирование уникальности в стиле по архетипам

Этот урок посвящен формированию уникального стиля артистов. Способов придумать или найти свою уникальность много. Мы предлагаем своим артистам делать это через такое понятие как архетип личности.

Архетип – это врожденная тенденция, которая влияет на поведение человека.

Люди могут соответствовать сразу нескольким архетипам, но как правило, в человеке доминирует один, самый яркий и сильный. Именно его можно определить, разглядывая фото с луками артистов, чем мы сейчас с вами и займемся!

У мудреца нет желания понравиться всем, имеют значение только верность себе и предельная честность.

Мысли Мудреца ясны, он четко понимает себя и природу своих чувств.

Пример — Скриптонит

Элементы стиля:

  • Уличный стиль с базовыми спортивками и футболками оверсайз
  • Пастельные тона и свободная одежда
  • Головные уборы. Кепка и панама – атрибуты Скриптонита
  • Дорогая обувь

Правителю свойственно устанавливать свои правила на любой территории и распространять свой стиль быстрее, чем вирус.

Склонность к крайностям – черта Правителя. У него нет меры, он делает все, на что хватает фантазии. Эпатировать, нарушать привычные законы – его стиль.

Пример — Kanye West

Элементы стиля:

  • Любовь к крайностям

Сегодня это оверсайз с огромными аксессуарами вроде цепей или целых ювелирных игрушек, а завтра кипельно-белый костюм.

Самый сильный женский архетип – это Любовница. Истинная обольстительница, способная быть созидательной и разрушительной, дарить и отнимать, быть нежной и сильной одновременно.

Здесь сексуальность граничит со строгостью, архетипическая женская манкость и раскрепощенность – с недоступностью.

Любовница – абсолютная анима, противоречивая и загадочная женщина.

Пример — FKA Twigs

Элементы стиля:

  • Разнообразие материалов и текстур
  • Боди
  • Полуоткрытые руки
  • Каблуки – такие, чтобы голова была в облаках

Twigs создала себе имидж, который рассказывает о ее внутреннем мире. Она хороша в пулдэнсе, и эта ее страсть отражается в нарядах. Многие элементы стиля она перенимает из танцевальной культуры.

Амазонка – завоевательница, которая находится в гармонии с собой, своими корнями и природой.

Пример — Kristina Si

Элементы стиля:

  • Корсеты хэнд-мейд
  • Пэтч-ворк детали
  • Короткие вязаные топы
  • Дурэг и многослойность
  • Отсылки к этнической идентичности, которые технично сохраняют пропорции

На Кристине многие детали, даже отыгравшие себя пару лет назад, смотрятся уникально и органично, вне времени.

Стоит отметить, что стиль Кристине Си помогает создавать грамотный стилист, который чувствует натуру певицы.

Толковый специалист не только создает образ, он помогает артисту наладить связь с собой – и это тот самый мэтч, к которому пришла Кристина.

Герой – мужское воплощение архетипа Амазонки. Среди современных артистов сложно найти представителей такого типа, поэтому мы обратимся к образу Майкла Джексона.

Герою присуще подсвечивать маскулинность или феминность, часто в своем образе он имитирует черты классических героев, с которыми себя ассоциирует.

Пример — Майкл Джексон

Элементы стиля:

  • Доминанта – классические костюмы с жилетами и галстуками

Они появлялись в гардеробе Майкла не сразу, но именно в них музыкант нам запомнился.

  • Обилие страз и камней.

Золотые и сияющие детали – это бессознательная имитация доспехов рыцаря или атрибутов принца.

  • Ремни, рюши, кожаные вещи, перчатки

Все это навеяно эстетикой неуязвимого героя прошедших эпох.

Аксессуары Героя должны напоминать об образах монархов и герцогов, но читаться по-новому.

Творец – это новатор. Многогранная и неоднозначная личность. У него есть потребность всегда быть разным, и он дает ей выход!

Он пользуется и трендами, и собственным вкусом. Любые его эксперименты проходят удачно, потому что его не подводит природное чутье. Он умело сочетает буквально все, но формирует в каждом луке индивидуальность.

Весь его образ сигналит о том, что перед нами оригинальный человек, у которого есть четкая задумка.

Пример — A$AP Rocky

Элементы стиля:

  • Многослойность
  • Яркие цвета и маникюр
  • Много аксессуаров
  • Платки «Бабушка бой»
  • Гриллзы
  • Сияющие аксессуары

Асап пришел на Met Gala в одеяле, которое купил на eBay у неизвестной старушки. Это творчество в чистом виде!

Сумасшедший концепт помогает Роки превращать в нечто большее даже монохромную классику.

Он подбирает пиджаки интересного формата, классные длинные пальто или шубы. Асап – трендсеттер. За его образами всегда стоит идея, хотя иногда кажется, что ему просто все идет.

Архетип, который всегда невольно идет по пути новых открытий и генерирует нестандартные решения, – это Исследователь. Такой прообраз сквозит во внешнем виде Халида и Джейдена Смита.

Их образы – сплошь концепты, творчество и интеллектуальные игры. За ними хочется повторить!

Практический лайфхак на примере Халида:

Оранжевая рубашка – основной акцент, но брюки не однотонной расцветки, а с абстрактным принтом, где есть оранжевый цвет в том же оттенке. Он заметен, только если присмотреться.

Пример — Khalid и Jaden Smith

Элементы стиля:

  • Обыгрывание классики
  • Разнообразные принты
  • Сложные цветовые композиции, перекликания разных цветов в одном луке
  • Бесконечная игра с формами и комбинированием

На фото костюм Джейдена дополнен заметным принтом. Это не штамповка, а кропотливая и вдумчивая работа, единственная, которая приемлема для Исследователя.

Маг драматично реализуется в стиле. Для него внутренние процессы важнее внешних. Ему интересно показаться некрасивым, чтобы доказать – он умеет удерживать аудиторию будучи мрачным и непривлекательным.

Пример — Гостмэйн

Элементы стиля:

  • Пугающие линзы, клыки, синяки и бледность

Инструменты, с помощью которых маг намеренно делает себя страшнее.

  • Тотал-блэк
  • Часто голый верх, заполненный татуировками
  • Цепи
  • Портупеи
  • Разорванные штаны и футболки

В имидже Гостмэйна надрыва больше, чем в его музыке.

Посмотрите, кепка не обычная, а грубая, потрепанная. Это такая амбивалентность: кажется вещь полумертвая, но то же значит, что она успела «пожить», и за ней кроется целая история.

В таких деталях заключается философия Мага.

Архетип ребенка – это не полная самостоятельность, а принадлежность к субкультуре, стремление быть вместе с другими, дружить.

Пример — Даня Милохин

Элементы стиля:

  • Наивность в образе
  • Пастельные тона
  • Свободный крой вещей

Даня Милохин воплощает в своем имидже собирательный образ всех юных ТикТокеров. Нашумевший костюм-платье словно вышел из этой соцсети, где часто обсуждаются гендерные вопросы.

Важно понимать, что Даня одевается для своей аудитории, а вовсе не ради хайпа.

Бунтарь – это архетип, который ярко транслируется через стиль музыкантов. Вы заметите его сразу. Образ нацелен на нарушение правил, раскачку мира в сторону своего видения. Архетип Бунтаря четко транслирует Дамьяно, солист Maneskin.

Бунтарь всегда ходит по грани между мужским и женским, для него не существует дуальности. Он стремится воплощать в себе оба начала, создавая новый унисекс.

Элементы стиля:

  • Тотал-кожаные луки
  • Кроп-пиджаки
  • Розовые шорты
  • Шипы
  • Виниловые перчатки
  • Множество аксессуаров

Дамьяно часто выбирает винтажные серьги Вивьен Вествуд и всегда появляется с ярко подведенными глазами.

Кожа, сетка, бархат – это чрезвычайно тактильные и волнующие материалы. Они незаменимы для такого образа.

Опекун призван хранить традиции и делать акцент на музыке, а не на внешнем виде. Он не ставит задачи шокировать или впечатлить публику.

Подбирая образ для Опекуна, важно транслировать интеллект. Все должно быть четко и понятно.

Пример — Dr. Dre

Элементы стиля:

  • Монохромная цветовая гамма
  • Практичные и технологичные ткани
  • Крой по фигуре
  • Отсутствие кричащих аксессуаров

На мероприятиях Dr. Dre появляется в классических костюмах, а на перформансах – в стандартных футболках, брюках или джинсах. У него сдержанная мимика и строгая прическа.

Dr. Dre уже не молод, но сохраняет спортивную форму, что важно для образа Опекуна.

На фоне других архетипов стиль Обывателя кажется немного скучным. Здесь есть конформность, ориентация на среднего слушателя, транслирование равнодушия к моде и любви к комфорту.

Важна нарочитая простота.

Тима Белорусских носит то, что каждый может без труда найти в ближайшем торговом центре. Его стиль похож на подростковый, но он далек от архетипа Ребенка, который в создании образа стремится к игре.

Пример — Тима Белорусских

Элементы стиля:

  • Флуоресцентные худи прямого кроя
  • Кепки с надписями
  • Скромные аксессуары или их отсутствие
  • Футболки с простыми принтами
  • Зауженные джинсы
  • Безликие куртки с капюшоном

Обывателю важно подстроиться под образ среднего слушателя своей возрастной категории, которая вобрала в себя черты разных стилей за последние 5-10 лет. Кстати, прическа Тимы пришла к нам из 2013 года.

Шут или Трикстер – самый яркий архетип.
Его предназначение – создать гротеск, стать карикатурой на массы.
Этот архетип точно отражает имидж Моргенштерна. Все самое комичное усилено в его луках в десять раз.

Толпа любит песни про деньги? Значит, Моргенштерн надевает огромный серебряный доллар со своим изображением. Отсюда же идея обклеиться купюрами и позировать с пачками банкнот.

Элементы стиля:

  • Отсылки к поп-культуре

Референс – Джеффри Лебовски, персонаж комедии «Большой Лебовски» – развязный герой, который ходит в магазин в халате и тапках. Заменим «обычное» на что-то дорогое и броское – и лук Трикстера готов.

  • Дорогие бренды
  • Безвкусные вещи

На фотографии Моргенштерн в халате Версаче с золотыми вставками и тапках Гуччи. Ну еще бы. Трикстер всегда надевает что-то дорогое и безвкусное, это хвастовство, чистейший китч.

Его образ – плод массовой культуры, но он далек от искусства.

Артисты неизбежно олицетворяют коллективное бессознательное. Они заводят толпу и выражают те мысли и чувства, которые близки их аудитории.

Невозможно найти свой стиль, если вы нечестны с собой.

Чтобы ваш образ был сильным, дополнял ваше творчество, делал вас свободными и помогал доносить ваши идеи – важно обратить взгляд внутрь себя.

Ответьте на вопрос – кто вы? И только получив ответ, приступайте к формированию своего стиля и образа.

Встречают по одёжке — тем более артиста

Чтобы перейти к следующему материалу — щелкните по оранжевому квадрату слева вверху

Получить консультацию

Остались вопросы? Запишитесь на консультацию от кураторов курса по своему музыкального проекту

Нажимая кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Меню

ИП Семенов Евгений Олегович
ОГРНИП 320470400004778
тел.: +7 (495) 109-37-46

Создание сценического образа через музыку, оформление дисков, внешний вид и поведение.

Большинство людей, слушающих музыку, не окажутся с тобой в одной комнате. Как минимум 70% людей увидят твою группу лишь один раз.

Поэтому слушатель, даже если он не относится к целевой аудитории музыкального продукта, должен иметь представление, кого он слушает. Нужно сделать все, чтобы в сознании человека музыка была неразрывно связана с некой «картинкой».

Смотрите сами: достаточно услышать первые ноты ‘The Show Must Go On’, чтобы в голове возник образ Фредди Меркьюри с пылесосом в руках или в желтой куртке на сцене. Не важно, что в первый раз Меркьюри появился в образе домработницы в клипе на другую песню — этот образ запомнился слушателем, этот образ ассоциируется с Queen. То же говорят и о Майкле Джексоне, чей костюм, шляпа и лунная походка моментально всплывают в памяти при малейшем упоминании Короля поп-музыки.

Майкл Джексон создал образ, который знает практически каждый. И это пример отличного сценического образа.

Майкл Джексон создал образ, который знаком даже бабушкам. И это пример отличного сценического образа.

Помимо вкладывания сил и времени в музыкальную составляющую группы, требуется такое же вложение и в сценический образ коллектива. Причем озаботиться созданием собственного сценического образа лучше до того, как творчество группы появится на просторах интернета.

Что ж, давайте поговорим о том, как создать сценический образ и что он собой представляет.

Что такое сценический образ?

Впечатление слушателей о коллективе складывается из качественного материала и всего, с чем ассоциируется группа: отношения с фанатами, поведение на сцене, шрифты в логотипе, фотографии на сайте, используемые цвета, аккаунты в социальных сетях, тексты песен, манера пения и т.д. Конечному слушателю важен каждый из этих пунктов, так что не стоит упускать из виду даже малейшие детали.

Существует понятие «личностный брендинг» или «личный бренд». Человек любой профессии (не обязательно творческой, можно быть и алкоголиком-тунеядцем) создает бренд из самого себя, что повышает ценность и привлекательность в глазах других людей, способствует росту заинтересованности публики. Так «на свет» появились многие интернет-герои и медийные звезды, не сделавшие ничего полезного.

Сценический образ — такой же бренд имени музыкального коллектива, который неразрывно связан с имиджем группы. Слушатели не относящиеся к целевой аудитории хотят рисовать образ коллектива в своей голове. В противном случае образ они придумают самостоятельно, и далеко не всегда он будет таким, каким бы хотелось.

Внешняя сторона жизни коллектива работает как единый слаженный механизм и придерживается некого ориентира. В конце концов созданный образ, в случае успеха, появится на мерче, в прессе и социальных сетях.

Из чего состоит сценический образ?

Как уже было сказано выше, сценический образ — это внешние факторы, характеризующие исполнителя или группу, помогающие видеть некую картинку перед глазами при упоминании названия коллектива.

Если структурировать из чего состоит сценический образ, то получится вот такой список:

  • Творчество коллектива (музыка, тексты, аранжировки)
  • Название
  • Описание музыки
  • Логотип
  • Шрифты
  • Цветовая гамма
  • Внешний вид
  • Манера поведения
  • Фотографии и видеозаписи
  • Авторский почерк

Творчество

Музыкальный материал — сердце всего, что вы делаете. Творчество помогает распознать одну группу среди десятков тысяч других музыкантов и коллективов.

Сделайте так, чтобы музыка проекта сочеталась с образом каждого участника и всей группы. Если музыкальный материал мрачный и угрюмый, стоит двигаться в этом же направлении при планировании остальных элементов сценического образа.

Стоит отметить такой важный момент, как «фишка» музыкального материала. У каждого известного коллектива есть некий «секретный элемент», который помогает отличать творчество одних групп от других. Узнать ‘Scorpions’ можно по голосу Клауса Майне, определить ‘System of a Down’ можно по характерному подходу к аранжировкам и собственному запоминающемуся звучанию группы, а испанские панки ‘Ska-P’ умело смешивают ска-панк с колоритом латинской музыки.

Название

Если вы еще не выбрали название проекту, тогда дадим совет начинающим музыкантам. Название группы должно сочетаться с музыкальным материалом, отражать «политику партии». При этом, стоит избегать уже занятых названий (даже на другом конце планеты) и понимать, что имя коллектива не должно быть труднопроизносимым.

Нельзя забывать о некоторых закономерностях и ограничениях, которые накладываются стилем музыки на ожидаемое наименование музыкальной группы. Никто не воспримет всерьез группу, исполняющую симфоник-блэк-метал, под названием «Одуванчиковый экстаз».

Описание музыки

Охарактеризуйте собственное творчество в нескольких словах. Эта мелочь поможет в дальнейшем при оформлении логотипа, мерча, собственного внешнего вида и других элементов сценического образа.

Не так давно я натолкнулся на группу ‘Friend W/O Benefits‘, участники которой описывают собственное творчество не иначе, как скейт-панк-диско. Три слова дают представление о деятельности коллектива, да и попросту вызывают интерес у публики.

Другой яркий пример — группа Gogol Bordello. Музыканты характеризуют музыку емким словосочетанием ‘Gipsy Punk’, что сочетается с их творчеством. Даже слушать не надо.

Логотип

Логотип музыкальной группы используется в повседневной жизни и в онлайне. Лого — ключевой элемент мерча. Изображение стоит сделать таким, чтобы вне зависимости от размера оно сохраняло читаемость.

Пример отличного логотипа музыкальной группы. Логотип Queen запоминается сразу и надолго.

Пример отличного логотипа музыкальной группы. Логотип Queen запоминается сразу и надолго.

Не имеет значения, где нанесен логотип: на обложке альбома, на странице в SoundCloud или на пластике бас-бочки. Слушатели без труда запомнят картинку и выделят ее на фоне других логотипов.

Шрифты

Стоит поэкспериментировать с шрифтовыми решениями, коих в наше время превеликое множество.

Пожалуй, почти каждый любитель музыки знает, как выглядит шрифт, которым набрано название Pink Floyd.

Пожалуй, почти каждый любитель музыки знает, как выглядит шрифт, которым набрано название Pink Floyd.

На первый взгляд шрифт не значит ничего, но он, как и логотип проекта, ассоциируется с группой. Людям запоминается не столько сам логотип, сколько используемый шрифт. Вспомнить Pink Floyd — буквы, которыми набрано название коллектива, узнаются среди миллиона других шрифтов.

Не ограничивайтесь стандартными шрифтами, поставляемыми в комплекте с популярными операционными системами. Бейте себя по щекам за Arial и Times New Roman. Бейте себя сильнее, если взор пал на Tahoma и Verdana.

Цветовая гамма

Цвет — еще один способ передачи настроения, донесения визуальной информации. Не забывайте о нем во время работы по созданию сценического образа.

Если AC/DC, то только в красном цвете.

Если AC/DC, то только в красном цвете.

Используемые цвета должны сочетаться с настроением музыки. Представьте, как странно бы выглядел логотип AC/DC в пурпурном, бирюзовом или пастельно бежевом цвете. Какая музыка — такая и цветовая гамма.

Если цветов несколько, то они подумайте об их сочетаемости между собой. При этом предпочтение стоит отдавать таким цветам, которые одинаково хорошо смотрятся на любой поверхности (ткань, пластик, металл). Кстати говоря, существует список «безопасных» цветов, которые не искажаются при переносе с дисплеев устройств на осязаемые объекты.

Внешний вид и манера поведения

Как создать сценический образ без внешнего вида? Ответ прост — никак.

Артисты, завоевавшие внимание и любовь публики, серьезно относятся не только к собственному логотипу, цветовыми решениям и шрифтам. Они упорно разрабатывают внешний образ, ту самую «картинку», которая предстанет перед глазами слушателей.

Речь идет о манере одеваться, поведении на публике и на сцене. Одни прибегают к невзрачным и простым образам, другие используют костюмы и маски, третьи исполнители и вовсе нарисованные.

Rammstein в 1995 году.

Rammstein в 1995 году.

Стиль музыки влияет на манеру одеваться, и ассоциируется с определенным типажом в сознании людей. Говорим о глэм-рок коллективе, и в голове сразу возникают образы товарищей с лакированными начесами, яркими лосинами и налетом нетрадиционности в половой принадлежности.

Внешний вид меняется на протяжении жизни музыкального коллектива. Изменения в творчестве, во взглядах и мыслях подчеркиваются при помощи одежды. В качестве иллюстрации изменений сценического образа коллектива можно выбрать немцев из Rammstein. Обратите внимание, как изменились музыканты за прошедшие 20 лет.

Rammstein в 2015 году

Rammstein в 2015 году

Для своего коллектива самым простым решением проблемы является использование оригинального, пусть и прямолинейного образа.

Фотографии и видеозаписи

Фотографии и видеоролики важны не меньше, чем остальные компоненты. Удостоверьтесь, что снимки и видео вписываются в концепцию музыкального образа.

И главное: не стоит публиковать фотографии с пьянок и шашлыка, мы же не какие-то говнари.

Авторский почерк

Авторский почерк — широкое понятие, касающееся не только написания песен. Подача информации в социальных сетях и медийных ресурсах — это такой же инструмент повествования, рассказывающий о коллективе.

Манера писать и излагать собственные мысли должна сочетаться с музыкой и создаваемым образом, производить необходимое впечатление на публику. Одним коллективам подойдет слегка наглая и дерзкая манера общения, другим — что-то более простое и приземленное.

Обратите внимание на манеру общения группы «ЧайФ». Владимир Шахрин относится к своим поклонникам так, будто бы они родственники или члены семьи. Каждый концерт Шахрин и компания начинает с фразы «Здравствуйте, родные!», что производит положительное впечатление на публику и сближает исполнителя со слушателем.

Что делать со сценическим образом?

После окончания работ по формированию собственного сценического образа, представьте результаты друзьям и близким. Главный вопрос, на который нужно получить ответ: «Какой эффект от сценического образа?». Когда результат станет удовлетворительным, внедряйте результаты работы во все аспекты жизни музыкального проекта.

Нельзя забывать, что образ — динамическая вещь. Здесь нет статики, а есть постоянное движение вперед, постоянные изменения с течением времени. В конце концов сценический образ напрямую связан с творчеством музыкального коллектива, а оно меняется по ходу развития группы.

Удачи в поиске себя!

Сценический образ — это образ, созданный артистом или персонажем на сцене, который включает в себя внешний вид, поведение, эмоции и манеру речи. Он помогает передать характер и настроение персонажа или артиста и заставляет зрителей или слушателей вовлекаться в произведение.

В целом, сценический образ — это средство передачи мыслей, эмоций и идей, которое помогает артисту выразить свою индивидуальность и уникальность на сцене.

Создание сценического образа является важной частью исполнительского искусства, поскольку он может помочь артисту передать свои мысли и эмоции зрителям. Сценический образ может быть создан с помощью различных элементов, таких как костюмы, прически, макияж, аксессуары, освещение, звуковые эффекты и т.д.

Сценические образы бывают разными и могут быть созданы в зависимости от многих факторов, таких как жанр, тип произведения, характер персонажа, настроение и эмоции, которые необходимо передать. Вот несколько примеров сценических образов:

Рок-звезда: яркий образ, который включает в себя кожаные куртки, обтягивающие брюки, высокие сапоги и кучу аксессуаров, таких как кольца, браслеты и цепи. Важно, чтобы грим и прическа соответствовали этому образу, например, длинные волосы, кожаные браслеты и черный макияж.

— Балерина: классический и изящный образ, который включает в себя трикотажное платье, туфли на шпильке и аккуратную прическу. Грим обычно легкий, чтобы подчеркнуть естественную красоту лица, а движения должны быть плавными и изящными, чтобы передать легкость и грацию.

— Драматический актер: образ, который включает в себя темные цвета, например, черный или темно-серый костюм, жесткие линии, грубые ткани и длинную бороду. Грим также должен быть более ярким, чтобы подчеркнуть выразительность лица, а движения должны быть энергичными и сильными, чтобы передать силу и эмоциональность персонажа.

— Клоун: яркий, красочный образ, который включает в себя яркую одежду, красочный макияж и обувь с длинными носами. Передвижения должны быть живыми и шутливыми, а манера речи — легкой и смешной.

— Готический образ: образ, который включает в себя черную одежду, кружева, корсеты, жесткие материалы и темный макияж. Передвижения должны быть медленными и грациозными, а манера речи — утонченной и загадочной.

Практически все молодые актеры лихорадочно читают статьи об актерских типажах и сценических образах. Как выбрать, какой подойдет лучше, ка не ошибиться, а можно ли потом его поменять?

Про актерские типажи вы можете почитать на нашем сайте, а вот про сценический образ и как его подобрать мы поговорим сейчас.

Чтобы понять, какой же именно сценический образ вам подходит, вам нужно учитывать множество факторов, таких как жанр, тип произведения, персонаж, который вы играете, ваш личный стиль и предпочтения, а также ограничения, если они есть, например, связанные с бюджетом или доступностью костюмов.

Вот несколько вопросов, которые могут помочь определить, какой сценический образ может подойти вам:

— Какой жанр произведения? Какие сценические образы обычно ассоциируются с этим жанром?

— Какой тип персонажа вы играете? Какой сценический образ может помочь вам передать характер и личность вашего персонажа?

— Какой ваш личный стиль? Что вы обычно носите в повседневной жизни, и какой сценический образ может наилучшим образом соответствовать вашим личным предпочтениям?

— Какие ограничения у вас есть? Например, если у организации ограниченный бюджет, вам может потребоваться выбрать более простой или минималистический сценический образ. 

— Какой настроение или эмоции нужно передать? Например, если вы играете роль печального персонажа, то яркий и красочный сценический образ может не быть подходящим.

СОВЕТ! 

Когда вы уже определились с макияжем, одеждой и аксессурами, не забудьте потренироваться. Обязательно возьмите зеркало и телефон, чтобы потом посмотреть на себя со стороны. Помните, сценический образ — это не только про одежду. Это еще и манера, манерность (да-да, тут два разных понятия), голос, интонации, движение, поведение.

Вводим еще одно понятие.

Сценическая культура — это совокупность искусств, связанных с выступлениями на сцене, таких как театр, музыка, танец и цирк. Она является важной частью культуры общества, так как способствует расширению кругозора, развитию эмпатии, эстетическому восприятию и общей культурной грамотности. Сценическая культура представляет собой форму искусства, которая соединяет в себе несколько аспектов, таких как актерское мастерство, режиссура, драматургия, музыкальное и хореографическое искусство, создание костюмов и декораций. Вместе эти аспекты создают уникальную атмосферу, позволяющую зрителям пережить события на сцене и почувствовать себя частью происходящего.

Сценическая культура имеет большое значение для развития молодежи и детей, так как помогает развивать у них творческие способности, эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки. Кроме того, она является важным фактором в развитии туризма, так как привлекает туристов со всего мира на самые известные сцены и фестивали.

В целом, сценическая культура имеет большое значение для культурной жизни общества и помогает сохранить и передать искусство и традиции поколениям.

thumb 1569402250 seksualnaja djevid boui 78

А теперь я хочу вспомнить самые яркие сценические образы, которые оставили свой след в культуре, в театре, кино и музыке.

Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста — икона глэм-рока с высокими платформами, яркими красками и необычным голосом. Этот образ стал символом глэм-рока и совершенно изменил взгляд на музыкальную индустрию. Кстати, по поводу его образа есть шутка, типа «У каждого ребенка 90-х была тетя Лариса из Владивостока, макияж которой был похож на стиль Дэвида Боуи».

— Майкл Джексон в образе Билли Джина — в главной роли в музыкальном клипе «Thriller», где он надел красную куртку, черные брюки и косички, создав неповторимый стиль.

Kiss в своих ярких костюмах и гриме — группа известна своим уникальным образом, включая яркие костюмы, грим и лезвия, которые они носят на своих руках.

— Мэрилин Монро в белом платье — в фильме «Бешеные псы» она взобралась на вентиляционный люк в знаменитом белом платье, которое стало ее символом. Этот образ считается одним из самых популярных косплеев.

— Леди Гага в разных образах — она известна своими эксцентричными и запоминающимися образами, включая платье из мяса, рога, паутину и т.д.

— Фредди Меркьюри — он был не только вокалистом легендарной группы Queen, но и известен своими костюмами на сцене, включая яркие комбинезоны, крылья и плащи.

— Элтона Джон в образе ковбоя — в период расцвета своей карьеры, он носил на сцене множество ярких и красочных костюмов, в том числе ковбойский образ с большими очками в форме сердца.

К сожалению, даже известные артисты иногда выбирают неудачные сценические образы, которые вызывают насмешки или недоумение у публики. Некоторые из наиболее известных неудачных сценических образов включают в себя:

— Бритни Спирс в образе «запертой девушки» — в ее концерте «The Onyx Hotel Tour» она выходила на сцену в наручниках и привязанной к креслу, что вызвало критику и негативную реакцию публики.

Майли Сайрус в образе «шокирующей» художницы — на своих концертах она выступала в костюмах с яркими цветами и узорами, которые некоторые считали неприличными и провокационными.

— Леди Гага в образе мяса — в своем выступлении на церемонии MTV Video Music Awards 2009 года она появилась на сцене в костюме из мяса, что вызвало негодование животноводов и защитников животных.

Джастин Тимберлейк в образе морковки — в его клипе «What Goes Around… Comes Around» он был в костюме в форме морковки, который многие посчитали нелепым и глупым.

— Рианна в образе «цирковой лошади» — на своем концерте «Loud Tour» она появилась на сцене в костюме лошади, что вызвало множество насмешек и шуток в социальных сетях.

— Кэти Перри в образе «солнечного цветка» — в ее выступлении на церемонии MTV Video Music Awards 2013 года она надела костюм в форме солнечного цветка, который некоторые считали слишком эксцентричным и нелепым.

— Ники Минаж в образе «непонятного существа» — в ее клипе «Stupid Hoe» она носила костюм, который некоторые считали нелепым и непонятным.

А закончить эту статью хочу еще одним поистине легендарным сценическим образом, который не оставил равнодушным никого. Думаю, ни одна девочка со мной не может не согласиться, ведь образ Джека Воробья.. кхм-кхм.. Капитана Джека Воробья настолько глубоко осел в наших сердцах, что не обязательно было смотреть остальные части после первой — красавчик Джек восхитителен и обаятелен. Поистине культовый образ…

Актерское мастерство — очень тонкая наука. Талант дан единицам, и проявить его (а зрителю — рассмотреть) можно только на сцене. Если артист играет в реальном времени, а не перед камерой, если в этот момент у зрителя затаивается дыхание, он не может оторваться от спектакля, значит, есть искра, есть талант. Между собой актеры называют его несколько иначе — сценический образ. Это часть личности артиста, его театральное воплощение, но это не характер человека и не его стиль жизни.

Трактовка термина

Даже из самого названия понятно, что сценический образ — это некое амплуа, которое «надевает» на себя артист для того, чтобы сыграть ту или иную роль. Оно должно в точности соответствовать тому характеру, который описан в сценарии, и при этом быть «живым». Далее нам становится понятно, что каждая отдельная роль, которую исполняет актер, индивидуальна. Где-то нужно сыграть комически, в другом спектакле потребуется показать грусть, боль, страдание, в третьем — стать подлецом, злодеем. Можно подумать, что сценических образов много, и их второе, более понятное название — роли. Но все не так просто. Хорошего актера можно узнать по его «почерку», то есть стилю исполнения. Это и есть тот самый сценический образ, который присущ ему. Какую бы роль ни играл актер — драматическую, комическую или трагическую, она будет наделена уникальными эмоциями, чертами и особенностями, которые проявляет конкретный человек. Именно поэтому мы так любим конкретных артистов, насколько бы разноплановые амплуа у них ни были.

Постановка старинной пьесы

Тонкости ремесла

Актеры — люди, которые носят много масок, и это высказывание было придумано вовсе не для того, чтобы обидеть их. Увы, таковы тонкости профессии, и именно благодаря им мы видим столь потрясающую игру. Но мы зайдем немного издалека. Сцена — это такая система, которая отнимает уйму энергии, и физической, и моральной. Работая с публикой, артист буквально раздает себя, тратит весь свой жизненный потенциал. Если он будет, как говорится, на сцене самим собой, то все его жизненные запасы исчерпаются моментально, и у него попросту не остается сил. Для того чтобы продолжать творить, играть и работать, стоит тщательно обдумать, как создать сценический образ, который можно будет надевать на себя каждый раз, выходя на сцену. Это так называемая публичная маска, это также стиль и почерк, по которому актера узнают. Поверх него уже будет накладываться вторая маска — роль в конкретном спектакле.

Амплуа и сценический образ

Психология и актерское мастерство

Перед созданием сценического образа для конкретной постановки актер должен иметь свое собственное амплуа. Мы выше уже упомянули о том, что оно является частью реального образа человека, но не его целостной сущностью. Со многими актерами работают психологи для того, чтобы их сценический образ был максимально гармоничным и подходящим им самим. Вкратце можно сказать, что для его создания будто отбираются сильные стороны характера человека, его особенности и изюминки, и они утрируются, усиливаются, делаются более яркими. В результате мы получаем как бы идеальную личность, у которой свой характер, свои вкусы и взгляды — все индивидуальное, но при этом нет темных сторон, нет погрешностей. Это и есть сценический образ актера, базируясь на котором, он примеряет на себя все свои роли, которые ему нужно сыграть на сцене.

Игра актеров на сцене

Эмоции — основа успеха

Основой и фундаментом при создании сценического образа актера являются его собственные эмоции. Если ваше амплуа будет надуманным, неестественным для вас, или вы будете стараться «загнать» его в модные рамки, то все последующие роли будут играться пресно, ненатурально, наигранно. Крайне важно в такой работе черпать силы из эмоций, брать начало в своей собственной натуре. Так у вас получится без обмана демонстрировать зрителями того или иного персонажа, входить в него, передавать его эмоции и переживания. Он оживет благодаря такой игре и станет отдельным человеком.

Комфорт не значит натуральность

Конечно же, ваш сценический образ должен быть полностью сотканным из ваших личных эмоций и переживаний, из опыта и наработок. Но мы уже говорили выше, что в нем не должно быть негатива и отрицательных черт, которые вам присущи в реальной жизни. И это есть тот самый первый камень преткновения, который лишает вас ощущения комфорта. Вы не имеете права показывать свои недостатки: важно держать марку, быть тем, кем вы являетесь для публики, а не на самом деле. То же самое касается и всех движений, поз, мимики, интонации и т.д. Эти моменты тщательно прорабатываются, репетируются, оттачиваются до автоматизма, но имейте в виду, что, играя на сцене или же общаясь с публикой, вы будете в постоянном напряжении, так как все эти наработки нужно будет выдержать беспрекословно.

Сравнить данную технику можно с позированием перед камерой. Чтобы кадр получился крайне удачным и при этом натуральным, модель замирает в очень некомфортной позе. Например, знаменитые фотокарточки пин-ап, где женщины выполняют домашнюю работу, становясь в соблазнительные позы. А ведь в реальности в таком положении уборка не получится.

Игра в спектакле

Для конкретных ролей

После того как вы научились вести себя, говорить, двигаться в соответствии с поставленной задачей, можно переходить к репетиции конкретной роли. Для того чтобы она получилась натуральной и живой, действуют все те же правила, которые мы описали выше. Единственная поправка: вам нужно совместить свой личный сценический образ с тем характером, который вы намереваетесь воплотить. Иными словами, роль, описанная в сценарии, — это пустой сосуд, который вы наполняете своими эмоциями, своей мимикой, своей внешностью. Если у вас не будет личного постоянного образа для работы на сцене, то ни одна роль, исполненная вами, не станет живой и настоящей. Вы сможете плакать или смеяться от имени героя, танцевать, радоваться или бушевать. Но все это будет напрасно: нет содержания. Это и есть то самое понятие роли, понятие персонажа. Он оживает только под руководством артиста, только от его личного опыта и от его личного характера.

Современные амплуа в современном спектакле

Работа с труппой

Мы не будем сейчас говорить глупости из разряда «хороший актер с любой ролью справится». Это не так, и в этом нет ничего зазорного. А все дело в том, что даже самый талантливый, самый одаренный артист имеет свой особенный образ, свой голос, свою индивидуальную внешность, возраст, в конце концов, и эти факторы либо позволяют исполнить конкретную роль, либо запрещают. Хороший сценарист всегда видит того или иного актера в конкретной роли. Он может сопоставить сценический образ артиста и амплуа, которое на него нужно будет «надеть». Дополнительную коррекцию данного процесса производят сами актеры. Они либо соглашаются на роли, если видят, что они им подходят, либо отказываются, если что-то не устраивает.

Игра на сцене

Составляющие образа

Если мы говорим про сценический образ, который актер создает лично для себя, то строгих ограничений в одежде, в макияже быть не может. Эти моменты просто корректируются рамками определенного стиля. Но если речь идет о том образе, который уже получается в результате слияния таланта актера и того характера, который описан в сценарии, то важно отметить несколько составляющих. К ним относятся:

  • Поведение и внешний вид.
  • Грим.
  • Сценический образ костюма, то есть то одеяние, которое прописано в сценарии. Здесь есть небольшая оговорка. Если спектакль ставится по пьесе, и в произведении четко сказано, что на герое надето, важно следовать этому. Если же таких описаний нет, костюм подбирается в соответствии с характером персонажа.
  • Динамика тела и пластика.
  • Жесты.
  • Мимика.
  • Изюминка. Тут у нас снова оговорочка. Бывает, что в пьесе персонаж описан пресно, в нем нет ничего особенного. Быть может, так было задумано, или же автор не сумел придать конкретному герою те или иные черты. В таких случаях тот самый сценический образ, который актер носит с собой всегда, и необходим. Он заполняет собой ту пустоту, которая имеется в герое, делает его более объемным и многогранным, запоминающимся и уникальным.

Постановка пьесы

Заключение

Создание сценического образа — дело очень тонкое. Именно поэтому у нас так мало действительно талантливых актеров, и мало кто способен красиво, ярко и с чувством сыграть ту или иную роль. Тщательно продумывайте свой образ, используйте его, заставляйте раскрываться, и тогда все роли будут получаться живыми, многогранными и запоминающимися.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти активную мощность задачи
  • Как найти стальной слиток в скайриме
  • Как найти свои подарки вконтакте
  • Как найти хьерим в скайриме
  • Ошибка 404 роблокс как исправить