Как найти сцепляющие слова в тексте

Для начала давайте вспомним, что мы называем текстом.

Это как минимум два предложения ( или больше ), которые связаны по смыслу. У любого текста есть тема и, конечно же, основная мысль или идея.

Что же, кроме смысла, связывает предложения в тексте?

Это слова служебной части речи, которые называются союзами. Как известно, именно союзы связывают слова в предложении, части сложных синтаксических конструкций и эти синтаксические единицы в единое целое текста.

Также для связи могут служить наречия.

Обратимся к тесту, размещенному в пояснении к данному вопросу.

На мой взгляд, подчеркнуть следует слова:

вот, вдруг.

Слова-связки в русском языке

Понятие связки

Связка — часть речи, которая выражает дополнительные синтаксические отношения между главными членами предложений. В русской грамматике эту функцию выполняют разные части речи. Их выделяют в список:

  • это — местоимение в застывшей форме;
  • суть — застывшая форма существительного;
  • есть — глагол «быть» в застывшей форме (настоящее время, 3-е лицо, единственное или множественное число);
  • называться, означать, значить, являться — спрягаемые формы глаголов.

Примеры: «Лучший отдых для меня — это чтение книг», «Если он обратился ко мне, значит, есть надежда на примирение».

Слова-связки в русском языке

Словесной связкой в русском языке и литературе может выступать служебный глагол «быть», употребляемый в прошлом и будущем времени. В настоящем времени слово не используется, из-за чего возникает нулевая конструкция:

  1. Севастополь — город федерального значения.
  2. Тертый корень имбиря — лекарство от простуды.

В приведенных примерах связка опущена (подразумевается, но не пишется и не произносится). Однако не стоит путать временную форму глагола, образуемую от спрягаемой формы «быть» и связку, выражаемую им же. Для понимания отличий можно обратиться к строкам:

  1. Я буду долго гнать велосипед (глагол «гнать» употреблен в будущем времени).
  2. Я буду любой пирог (связка-глагол).
  3. Ира была беззаботной девочкой (глагол применен в прошедшем времени).
  4. Ира — моя племянница (нулевая связка).

Виды и примеры

Многие связки в предложениях лишены четкой временной привязки. Слова «речь» и «суть» имеют свою стилистическую окраску и употребляются в произведениях книжного, публицистического и делового уровня: «Путь есть скорость, умноженная на время». При этом связку «суть» чаще можно найти в устаревших литературных источниках: «Муж и жена суть одно». Некоторые связки способны передавать значение времени: «Моя собака являлась чистокровным представителем породы хаски», «Было время, когда любить означало боготворить и преклоняться». В русском языке также существуют связки, которые передают следующие значения:

Слова связки в письменной речи

  • местоименное, местоименно-наречное: таков, вот;
  • идентификации, отождествления: это не что иное, как; это и есть; это то же самое, что;
  • союзное: будто, точно, как, ровно;
  • указательное: вот это, вот таков;
  • сопоставительное: все равно, что (как);
  • толковательное: это называется/означает/значит.

Значение и использование

Служебное формообразование (связку) можно встретить в узком кругу двусоставных предложений. Она является той частью речи, изъятие которой не меняет смысл и структуру фраз. Однако умелое применение в устной и письменной речи делает поток взаимосвязанных слов плавным, помогает сцеплять одну мысль или идею с другой.

Связки могут употребляться в начале и конце предложений, направляя читателей и раскрывая логику развития мысли. Однако избыточное применение лексем может запутать и отвлечь от главного. Пример использования (в скобках показаны связующие слова, благодаря которым текст не выглядит сухим): «Вечер — (это) время для отдыха, спокойных игр и хобби, (хотя) некоторые люди после 18:00 еще работают, (а) многие общаются с друзьями, домочадцами, готовятся ко сну».

Значение и использование слов связки

Лингвисты любят сопоставлять подобные слова с локтевыми суставами в теле человека. Их работа в здоровом организме незаметна, при этом руки перемещаются плавно и делают необходимые движения. Также и в текстах умело подобранные слова помогут читателю двигаться вперед, логично и точно передадут главную информацию. При этом их никто не заметит, но все оценят.

Формирование предложений

При самостоятельном построении фраз, абзацев и текстов следует руководствоваться логикой и обычной манерой разговора. При малых переходах может потребоваться лишь одно слово (например, однако). Если нужно не только связывать и подводить итоги, но и направлять читателя дальше, тогда следует составить дополнительный абзац со связками.

Используя поворотные слова (наречия, предлоги, союзы в виде букв и местоимения), автор завершает предыдущую тему и переводит рассказ на новую. Лексем, которые выступают в связующей роли, в русском языке более 400. Наиболее распространенные из них:

Формирование предложений

  • добавки: и, также, другой, кроме того, первый, второй, третий, во-первых, или, слишком;
  • для обозначения причинно-следственной связи: поэтому, на счет, в результате чего, таким образом, учитывая;
  • взаимозаменяемые для уточнения: то есть, другими словами, иначе говоря;
  • для сравнения: аналогично, хотя, несмотря, еще, в то время как;
  • одинаковые по смыслу для заключения: наконец, в итоге;
  • для контраста: наоборот, напротив, несмотря, или, в отличие от;
  • для акцентирования: да, нет, без сомнения, действительно, несомненно;
  • для позиционирования в пространстве: выше, вне, напротив, где, неподалеку;
  • иллюстративные: подробно, специально, другими словами, в частности;
  • цели: с учетом этого, поэтому;
  • характеристика: почти, часто, вероятно, обычно;
  • для обозначения времени: наконец, ранее, после, сейчас, немедленно, одновременно;
  • для подведения итогов: в результате, в резюме, обобщая.

Оформление деловых текстов

Понимание того, как связываются слова в предложении, позволяет правильно оформлять квалификационные работы, вести деловую переписку. Композиция официальных писем состоит из вводной, основной и заключительной частей. Все речевые действия автора можно разделить на просьбы, сообщения, подтверждения. Аспектирование каждой просьбы или информационного абзаца позволяет адресату отреагировать так, как ждет от него автор.

В первой части делового письма приводится информация о фактах, которые уже произошли. Во второй части описываются предполагаемые или желаемые события. Весь текст представляет собой последовательность событий, оформленных в виде абзацев.

Оформление деловых текстов

С учетом контекста и речевой ситуации в теле письма можно использовать выражения со связками «в целях», «во избежание». Связать аспекты в нем помогают конструкции:

  • во-первых или прежде всего;
  • во-вторых (затем);
  • в третьих (в заключение);
  • переходя к следующему;
  • учитывая вышеизложенное;
  • в связи с необходимостью вернуться к вопросу.

При работе с текстом квалификационной работы, реферата, курсового проекта также используются глаголы-клише: дать понятие, выработать навыки, раскрыть сущность, разработать, перечислить виды, объяснить назначение.

В качестве связующих речевых конструкций в начале абзацев уместны фразы:

  • в самом деле;
  • в то время как;
  • если мы сопоставим;
  • говоря о;
  • как показано в одной из;
  • начнем с того, что;
  • лучшим примером;
  • отсюда следует;
  • очевидно;
  • особо следует выделить;
  • первоначально.

Употребление подобных слов и словосочетаний в лаконичном стиле позволит создать связный текст и раскрыть главную мысль автора. Реферативное изложение требует выводов, для оформления которых используются конструкции «в целом», «на мой взгляд», «приходится признать, что».

Самостоятельная разминка

Зная, для чего используются слова-связки и как их правильно использовать в предложениях, можно научиться писать грамотные и логически последовательные тексты. Помогут в этом упражнения для самостоятельной работы.

Задача 1. Определить значение, которое передают связки:

Самостоятельная разминка

  1. Спорт — вот естественный способ снять стресс.
  2. Мой пирог для мужа не то же самое, что пирог свекрови.
  3. Жизнь, будто сладкий сон.
  4. Вот каково это — подхватить простуду.
  5. Расслабиться на водном матрасе — это все равно, что побывать в невесомости.
  6. Он не позвонил в середине дня — значит, обиделся.

Ответы: 1— местоименное, 2 — идентификации, 3 — союзное, 4 — указательное, 5 — сопоставительное, 6 — толковательное.

Задача 2. Используя соединение помощью связок, составить текст на любимую тему.

Например: «Великая стена Слоуна — это сверхскопление галактик, образующих галактическую нить. Она простирается более чем на один миллиард световых лет и является третьей по размерам гигантской структурой во Вселенной. Изучить объект далекого космоса, открытый в 2003 году, землянам мешает расстояние. Однако уже известно, что в составе сверхскопления есть объекты разного возраста. Наблюдение за ним сулит немало открытий. Надежды возлагаются на телескоп „Джеймс Уэбб“, который будет запущен на околоземную орбиту в 2021 году».

Задача 3. Вспомнить и записать известные слова связки указательного, толковательного, местоименного значения. Дополнить список лексемами для аспектирования, уточнения, обозначения времени, контраста.

Связки между подлежащим и сказуемым, а также частями сложных предложений облегчают понимание текста. Их правильное применение позволит обогатить повседневную речь и успешно вести деловую переписку.

Цели урока: познакомить учащихся с видами
связей предложений в тексте; формировать у
школьников умение определять характер связи между
предложениями в тексте и анализировать текст с
позиций речеведения; развивать словарный
запас учащихся.

Ход урока

Организационный момент (слайд 1)

Проверка домашнего задания. «Разминка» (слайд
2)

Задание: определите, что за слова
«зашифрованы» в наборе букв.

Дайте определение этих понятий.

Язык — знаковая система.

Общение — взаимодействие посредством языка.

Речь — «язык в действии».

Текст — предложения, связанные по смыслу и
грамматически.

Лингвистика — наука о языке.

Актуализация знаний (слайд 3)

Вспомним развернутое определение текста.

Прием: незаконченное предложение.

Изучение новой темы (слайд 4)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о том, как
предложения в тексте связываются грамматически.

1) Цепная связь.

Объяснение на примере текста:

Вокруг города по низким холмам раскинулись
леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались
большие луговины и глухие озера с огромными
старыми соснами по берегам. Сосны все время
тихонько шумели. (Ю. Казаков).

Следует также отметить, что в качестве
сцепляющих слов могут выступать местоимения,
наречия, синонимы.

Первичное закрепление (слайд 5).

Задание: прочитайте тексты и спишите их.
Подчеркните сцепляющие слова.

За окошком зимний сад.
Там листочки в почках спят.
И листочки те во сне
Размечтались о весне.
И Токмакова

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Т. Белозеров

В первом тексте сцепляющие слова сад там,
листочки
листочки те. Во втором тексте:
кулек
он.

Тренировочное упражнение (слайд 6).

Задание: расставьте предложения в таком
порядке, чтобы получился текст. Укажите
сцепляющие слова.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна
на доски.

Ответ: ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна одно
бревно, рыжий зверек
белка, белка она.

2) Параллельная связь (слайд 7).

Объяснение на примере текста «Весна в лесу»:

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко
поют птицы. Звенят под деревьями весенние
ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Первичное закрепление (слайд 8).

Задание: найдите предложение, которое должно
быть первым в данном тексте. Спишите текст,
вставляя пропущенные буквы. Найдите ключевые
слова, которые образуют параллельную связь
предложений в тексте.

Ле…кий в…терок шев…лил ярко-зеленые лист…я
дерев…ев.

Белые обл…чка бр…дили в голубом небе.

Утро было свежее, чистое.

А ласковое со…нце д…рило т…nлоту и вселяло
надежду на будущее.

Анализ текста (слайд 9).

Задание: прочитайте. Докажите, что это текст.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В
пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва.
Цветным чистым ковром расстилаются под
деревьями опавшие листья. Там и тут видны под
ними красноватые шляпки поздних
грибов-подосиновиков. Еще цветут кое-где
запоздалые лесные цветы.

(И. Соколов-Микиmов).

Это текст, потому что предложения объединены
одной темой: лес осенью. Основная мысль текста:
как красив осиновый лес в осенние ясные дни.
Предложения связаны между собой грамматически,
тип связи
параллельная. Ключевые слова,
образующие текст: лес — листва —
листья — грибы
-подосиновики —
цветы.

Задание: выпишите однокоренные слова из
данного текста.

Цвет — цветным — цветут — цветы, листва — листья,
пурпурнокрасный — красноватый, поздние —
запоздалые, осиновый — подосиновиков, лес —
лесные.

Подведение итогов урока.

Задание: по опорным схемам определить, какой
тип связи предложений в тексте представлен.

Оценки за урок

Домашнее задание:

1 группа — словесная зарисовка на тему «Осень»
с использованием цепной связи предложений;

2 группа — словесная зарисовка на тему «Осень»
с использованием параллельной связи предложений
в тексте.

Приложение.

Средства связи предложений и частей текста.

Скачать материал

Скачать материал

  • Сейчас обучается 174 человека из 52 регионов

  • Сейчас обучается 416 человек из 65 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основные способы и средства связи предложений  в тексте

    3 слайд

    Основные способы и средства связи предложений в тексте

  • Что такое текст?Диалог
Разговор двух или нескольких лиц называется диалогом....

    4 слайд

    Что такое текст?
    Диалог
    Разговор двух или нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращённые к собеседнику.

  • Цепная связь предложений	В тексте предложения могут быть связаны по смыслу по...

    5 слайд

    Цепная связь предложений
    В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такую связь называют цепной.
    Схематически цепную связь предложений в тексте можно изобразить так:
    1
    2
    3
    .
    .
    .

  •                Ц  Е  П  Н  А   Я

  • Сцепляющие слова

  • Примеры В поле стоит берёзка. Она, точно живая, вся трепещет на ветру.
С малы...

    8 слайд

    Примеры
    В поле стоит берёзка. Она, точно живая, вся трепещет на ветру.
    С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.
    Человек, впервые встретивший павлина, был поражён его красотой. Грудка птицы горела на солнце, а хвост был расцвечен огромными «глазами».
    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

  • Сцепляющие слова

  • Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревья...

    11 слайд

    Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
    Весна в лесу

  • Параллельная связь предложений	Предложения в тексте могут связываться без сце...

    12 слайд

    Параллельная связь предложений
    Предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.
    Такая связь предложений в тексте называется параллельной.

  • Параллельная связь предложений1234	Схематически параллельную связь предложени...

    13 слайд

    Параллельная связь предложений
    1
    2
    3
    4
    Схематически параллельную связь предложений в тексте можно изобразить так:
    .
    .
    .
    .

  •         ПАРАЛ                   ЛЕЛЬНАЯ

  • Определи способ связи предложений в тексте1.Незнакомый полустанок,
     Поезд...

    15 слайд

    Определи способ связи предложений в тексте
    1.Незнакомый полустанок,
    Поезд из виду исчез,
    И полозья лёгких санок
    Мчат проезжих через лес.

    2.Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит;
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон ,без дверей…

  • 3.Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищник...

    16 слайд

    3.Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищника задними лапами.

    4.Быстро Владик и Толька перебегали дорожки…Вскоре они очутились высоко над берегом моря.

    5.Сначала это был пушистый комок с двумя весёлыми глазками. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце.

  • Чем сцепляются слова  в предложениях?6.На лесной полянке играют два мальчика....

    17 слайд

    Чем сцепляются слова в предложениях?
    6.На лесной полянке играют два мальчика. Около них бегают два козлика.
    а)повторяющимися словами;
    б) местоимением;
    в)однокоренными словами;
    г)близкими по смыслу словами.

  • Чем сцепляются слова  в предложениях?7.Там небеса и воды ясны!
   Там песни п...

    18 слайд

    Чем сцепляются слова в предложениях?
    7.Там небеса и воды ясны!
    Там песни птичек сладкогласны!
    а)повторяющимися словами;
    б) местоимением;
    в)однокоренными словами;
    г)близкими по смыслу словами.

  • Чем сцепляются слова  в предложениях?8.По утрам весь омут покрыт туманом. Тум...

    19 слайд

    Чем сцепляются слова в предложениях?
    8.По утрам весь омут покрыт туманом. Туманная завеса настолько плотная, что можно заблудиться .
    а)повторяющимися словами;
    б) местоимением;
    в)однокоренными словами;
    г)близкими по смыслу словами.

  • Чем сцепляются слова  в предложениях?9.Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро...

    20 слайд

    Чем сцепляются слова в предложениях?
    9.Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищника задними лапами
    а)повторяющимися словами;
    б) местоимением;
    в)однокоренными словами;
    г)близкими по смыслу словами.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 264 597 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский родной язык», Александрова О.М.

Другие материалы

  • 16.04.2020
  • 85
  • 0
  • 16.04.2020
  • 144
  • 0
  • 16.04.2020
  • 261
  • 1

«Русский язык в 2-х частях . Часть 2», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык в 2-х частях . Часть 2», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 16.04.2020
  • 2475
  • 12

«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Орлова Кристина Юрьевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Орлова Кристина Юрьевна

    • На сайте: 3 года и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 60152
    • Всего материалов:

      34

вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Дополнительная информация. Языковые связки и слова-сигналы

Дополнительная информация выполняет целый ряд существенных функций, являясь серьезным «подспорьем» для адекватного понимания учебно-научного текста, так как она конкретизирует, уточняет основную информацию, раскрывает ее содержание на конкретных примерах.
Основная информация находится в главной абзацной фразе, обычно располагающейся в начале смысловой части. В ней содержатся утверждающие что-либо  тезисы.
Дополняющая расширяет, углубляет основную информацию путем ее разъяснения, толкования рассматриваемых в ней явлений.
Иллюстрирующая подтверждает основную мысль текста (может содержать цитату). Слова, свидетельствующие о начале текста с иллюстрирующей инф.: так, например, такие как,  в особенности, иллюстрируя сказанное…

Связка является той частью речи, изъятие которой не меняет смысл и структуру фраз. Однако умелое применение в устной и письменной речи делает поток взаимосвязанных слов плавным, помогает сцеплять одну мысль или идею с другой. Связки могут употребляться в начале и конце предложений, направляя читателей и раскрывая логику развития мысли. Однако избыточное применение лексем может запутать и отвлечь от главного. Пример использования (в скобках показаны связующие слова, благодаря которым текст не выглядит сухим): «Вечер — (это) время для отдыха, спокойных игр и хобби, (хотя) некоторые люди после 18:00 еще работают, (а) многие общаются с друзьями, домочадцами, готовятся ко сну».

Условный пример, для лучшего усвоения:
Дефекты речи (неправильное произношение звуков) — это повод для обращения к логопеду. (основная информация)
Человек может не выговаривать определенные звуки или выговаривать их неправильно. (дополняющая инф.)
Чаще всего проблемы возникают с «р», «л», «ш», «щ» и «ч». (конкретизирующая инф.)
Например, вы не выговариваете звук «р» или шепелявите, но не знаете причин своей картавости или шепелявости, поэтому помочь вам исправить этот дефект речи может только логопед. (иллюстрирующая инф.)

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Средства связи предложений в тексте
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не выставлена счет фактура за прошлый период как исправить
  • Как найти бабушку травницу
  • Как найти cos зная синус
  • Как найти блютуз устройство если потерял
  • Как найти центр тяжести квадрата формула