Как найти шапку мономаха

На чтение 5 мин Просмотров 1.8к. Опубликовано 19.11.2018

Содержание

  1. Легенда и история
  2. Описание
  3. Инвентарь использованных драгоценностей
  4. Где находится

Шапка Мономаха — одна из главных регалий русских великих князей и царей. Символ самодержавия на Руси. Шапка имела особый статус и функцию. Со времён первой церемонии венчания на престол Дмитрия, состоявшейся в девяносто восьмом году пятнадцатого века, регалия использовалась в ритуале венчания московских государей.

Легенда и история

Происхождение этой реликвии вызывает множество споров. Всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха.

Первая версия считается официальной и в корне отличается от второй. Она возникла буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентировалось с Золотой Орды на Византию.

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин Девятый Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии. Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина Владимиру было всего лишь два года.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами как дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в тринадцатом веке, а окончательный вариант шапки появился в двадцатых годах шестнадцатого века. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха

В двадцать восьмом году четырнадцатого века русские летописи впервые упоминают о ней в завещании Ивана Калиты. В нем в перечислении сокровищ названа «шапка золотая», и некоторые исследователи посчитали, что речь идет именно о шапке Мономаха.

Каждый день великие князья в ней не ходили. Украшение было ритуальным и использовалось только один раз, в день восшествия на престол. С окончанием торжеств, в соответствии со всеми необходимыми правилами, шапка Мономаха пряталась до следующего подобающего случая. В обычные дни царь пользовался ежедневным венцом. В восемьдесят втором году семнадцатого века шапка по назначению использовалась в последний раз – при восхождении на престол Ивана Пятого. Здесь имелся один нюанс.

Вместе с Иваном Пятым на престол возводился и его младший брат Петр Алексеевич, который в дальнейшем стал императором Петром Первым Великим.  Для второго царя была изготовлена шапка-дубликат, или, как ее назвали, шапка второго наряда. Сегодня эта шапка и шапка Мономаха хранятся в Оружейной палате в Кремле.

Описание

Каждый помнит описание этого символа власти по школьным учебникам. Среднестатистический человек помнит, что она представляет собой главный символ власти царя в стране. Саму шапку можно видеть на портретах царей, запечатлевших коронацию.

Знаменитый символ власти весит около килограмма.

До наших дней дошло мало описаний Шапки Мономаха. Шапка Мономаха – уникальное ювелирное произведение конца тринадцатого – начала четырнадцатого веков. Тулья её составлена из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки, шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена золотыми ленточками с зернью, часть имеет сверху косую насечку, которая создаёт иллюзию тонкой кручёной проволочки.

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха

Первоначально на шапке имелись жемчужные и золотые подвески, позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотым полусферическим гравированным навершием с крестом. А позднее ещё добавили драгоценные камни – рубины, изумруды, сапфиры, турмалины и крупный жемчуг.

Инвентарь использованных драгоценностей

Украшенная драгоценными камнями Шапка Мономаха состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых тканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок ткани представляет из себя широко распространенный характер греческих завитков, однако каждый из них в деталях различен: к примеру, на одном – абсолютно особенный узор, на трех других – несколько сходный с первым, а на четырех остальных – не похожий на другие. Рисунок каждой из дощечек снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов – боковыми рамками.

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканно. На нем стоит гладкий крест из золота, а по концам и в подножие его вставлены четыре жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые – круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупней прочих.

На золотом венце расположено одиннадцать драгоценных камней нескольких видов: сапфиры синий с желтым на «яблоке», три красных шпинели, два рубина и четыре изумруда на тулье. Так-же в украшении имеется тридцать две жемчужины: по четыре на кресте и в его основании, три на яблоке, по три жемчужины на семи золотых пластинах. На передней восьмой пластине имеется четыре жемчужины, которые выложены в форме ромба.

Изначально шапку Мономаха украшали жемчужные и золотые подвески, позднее ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным крестом.

Где находится

Так как цари не носили этот символ власти на постоянной основе, шапка хранилась в королевской сокровищнице. Сейчас Этот символ власти находится в оружейной палате и его может увидеть любой посетитель музея.

Оружейная палата шапка Мономаха

Оружейная палата шапка Мономаха

Сегодня поговорим о наидревнейшей регалии князей русских и высшем символе самодержавной власти — Шапке Мономаха. Все ли помнят ее историю? Как этот атрибут попал на землю русскую? Где хранится Шапка Мономаха сегодня?

Каждый из нас помнит о знаменитом головном уборе еще из уроков истории Древней Руси. Она символизирует самодержавие и власть царя. Получили ее государи в дар от византийского императора. Ее можно увидеть на портретах царей России. Оказывается, на этом история Шапки не заканчивается. Вокруг нее ходит множество легенд. Многие пытаются разобраться, где правда, а где вымысел.

Владимир Мономах

Описание царской регалии

Впервые реликвия упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Князь Московский говорил о неком «золотом головном уборе» в 1328 году. Современные историки убеждены, что речь шла именно о Шапке Мономаха. Где хранится атрибут власти, рассмотрим позже.

Легендарная царская регалия весит немного меньше 1 кг. Ее описывали как предмет, изготовленный из дерева и обклеенный изнутри бархатной тканью. Внешняя сторона Шапки украшена золотыми пластинами, выполненными в технике филигрань. Она также декорирована натуральным соболиным мехом, жемчугами, сапфирами, рубинами и изумрудами. Всего на ней было 43 драгоценных камня. Примечательно, что убор никогда не был оценен в денежном эквиваленте. Даже сегодня нигде нельзя найти подобной информации.

Роль и статус реликвии

Именно этой регалией венчали на правление государей, правивших с 1546 до 1682 годы. Каждому царю (от Ивана Грозного до Ивана Пятого) доводилось надевать Шапку, но лишь один раз в жизни. На глаза у всех ее возлагали на голову новоиспеченного государя во время проведения торжественной церемонии. После празднования убор уносили в сокровищницу.

Иван Грозный

При Петре Первом эта традиция была нарушена. Императоров теперь стали короновать венцом.

Где хранится Шапка Мономаха сегодня?

Этот вопрос интересует многих. Любопытным является факт, что в Оружейной палате Московского кремля сегодня находится не одна, а две Шапки Мономаха. Второй атрибут копирует регалию, но уступает ей по красоте убранства.

Для кого же была создана копия? Оказывается, что она была сделана для церемонии венчания Петра Алексеевича. Он был соправителем Ивана Пятого. Так, на престол всходили два государя, поэтому и коронационных регалий нужно было две.

Оружейная палата

В Оружейной палате, где хранится шапка Мономаха, регулярно проходят экскурсии. Поэтому каждый желающий может лично посмотреть на легендарный головной убор.

Главная версия

Историю появления на Руси Шапки Мономаха связывают с Владимиром Всеволодовичем. Некоторые современники оспаривают родство русского князя с византийским родом Мономахов. Они убеждены, что его мать не являлась дочерью императора, а была ему какой-то родственницей.

Согласно легенде, после того как Владимир Всеволодович завоевал Дунайские земли и Фракцию, византийские власти поспешили установить с русским правителем мир. Тогда они прислали своих представителей с богатыми дарами. Среди драгоценностей была знаменитая Шапка Мономаха (где хранится она, вы уже знаете). Через время она перешла к владимирским, а затем — к московским князьям.

Еще одна легенда

По другой версии Шапку преподнесли в дар Владимиру Всеволодовичу в качестве знака преемственности власти византийских императоров княжествам Руси. Некоторые историки убеждены, что головной убор был собственностью рода Мономаха. К византийским же императорам Шапка попала от самого царя Навуходоносора, который правил в VII-VIII в. до н. э.

Удивительным остается факт, что легенды эти появляются в летописях лишь после 1518 года. Многих сегодня интересует не только вопрос, где в Москве хранится Шапка Мономаха, но и то, кто же написал легенды и откуда появился головной убор?

Кто переписал историю?

Красивые легенды были написаны во времена правления Василия Третьего Ивановича (1140-1505). Политика государя была ориентирована на Византийскую империю, поэтому родственные связи с Владимиром Мономахом были на руку русскому правителю.

Князь Иван Калита

Согласно этой версии, знаменитая Шапка Мономаха (где хранится она, мы рассмотрели ранее) была подарена ханом Орды Узбеком князю Ивану Калите за верную службу. В начале XIV века русские земли были раздроблены и пребывали под властью монголо-татар. Калите удалось войти в доверие хану, который и одарил его золотой тюбетейкой со своего плеча. Московский князь приказал украсить ее шикарным крестом и мехом, а затем передал убор своим потомкам.

Эту версию подтверждают некоторые летописи и азиатский орнамент на реликвии. Так, если поверить правдивости этой истории, шапку правильнее будет называть Ивана Калиты, а не Мономаха.

Сегодня поговорим о наидревнейшей регалии князей русских и высшем символе самодержавной власти — Шапке Мономаха. Все ли помнят ее историю? Как этот атрибут попал на землю русскую? Где хранится Шапка Мономаха сегодня?

Каждый из нас помнит о знаменитом головном уборе еще из уроков истории Древней Руси. Она символизирует самодержавие и власть царя. Получили ее государи в дар от византийского императора. Ее можно увидеть на портретах царей России. Оказывается, на этом история Шапки не заканчивается. Вокруг нее ходит множество легенд. Многие пытаются разобраться, где правда, а где вымысел.

Языки культуры - это... Понятие, виды и классификацияВам будет интересно:Языки культуры — это… Понятие, виды и классификация

Владимир Мономах

Описание царской регалии

Впервые реликвия упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Князь Московский говорил о неком «золотом головном уборе» в 1328 году. Современные историки убеждены, что речь шла именно о Шапке Мономаха. Где хранится атрибут власти, рассмотрим позже.

Легендарная царская регалия весит немного меньше 1 кг. Ее описывали как предмет, изготовленный из дерева и обклеенный изнутри бархатной тканью. Внешняя сторона Шапки украшена золотыми пластинами, выполненными в технике филигрань. Она также декорирована натуральным соболиным мехом, жемчугами, сапфирами, рубинами и изумрудами. Всего на ней было 43 драгоценных камня. Примечательно, что убор никогда не был оценен в денежном эквиваленте. Даже сегодня нигде нельзя найти подобной информации.

Роль и статус реликвии

Именно этой регалией венчали на правление государей, правивших с 1546 до 1682 годы. Каждому царю (от Ивана Грозного до Ивана Пятого) доводилось надевать Шапку, но лишь один раз в жизни. На глаза у всех ее возлагали на голову новоиспеченного государя во время проведения торжественной церемонии. После празднования убор уносили в сокровищницу.

Иван Грозный

При Петре Первом эта традиция была нарушена. Императоров теперь стали короновать венцом.

Где хранится Шапка Мономаха сегодня?

Этот вопрос интересует многих. Любопытным является факт, что в Оружейной палате Московского кремля сегодня находится не одна, а две Шапки Мономаха. Второй атрибут копирует регалию, но уступает ей по красоте убранства.

Для кого же была создана копия? Оказывается, что она была сделана для церемонии венчания Петра Алексеевича. Он был соправителем Ивана Пятого. Так, на престол всходили два государя, поэтому и коронационных регалий нужно было две.

Оружейная палата

В Оружейной палате, где хранится шапка Мономаха, регулярно проходят экскурсии. Поэтому каждый желающий может лично посмотреть на легендарный головной убор.

Главная версия

Историю появления на Руси Шапки Мономаха связывают с Владимиром Всеволодовичем. Некоторые современники оспаривают родство русского князя с византийским родом Мономахов. Они убеждены, что его мать не являлась дочерью императора, а была ему какой-то родственницей.

Согласно легенде, после того как Владимир Всеволодович завоевал Дунайские земли и Фракцию, византийские власти поспешили установить с русским правителем мир. Тогда они прислали своих представителей с богатыми дарами. Среди драгоценностей была знаменитая Шапка Мономаха (где хранится она, вы уже знаете). Через время она перешла к владимирским, а затем — к московским князьям.

Еще одна легенда

По другой версии Шапку преподнесли в дар Владимиру Всеволодовичу в качестве знака преемственности власти византийских императоров княжествам Руси. Некоторые историки убеждены, что головной убор был собственностью рода Мономаха. К византийским же императорам Шапка попала от самого царя Навуходоносора, который правил в VII-VIII в. до н. э.

Удивительным остается факт, что легенды эти появляются в летописях лишь после 1518 года. Многих сегодня интересует не только вопрос, где в Москве хранится Шапка Мономаха, но и то, кто же написал легенды и откуда появился головной убор?

Кто переписал историю?

Красивые легенды были написаны во времена правления Василия Третьего Ивановича (1140-1505). Политика государя была ориентирована на Византийскую империю, поэтому родственные связи с Владимиром Мономахом были на руку русскому правителю.

Князь Иван Калита

Согласно этой версии, знаменитая Шапка Мономаха (где хранится она, мы рассмотрели ранее) была подарена ханом Орды Узбеком князю Ивану Калите за верную службу. В начале XIV века русские земли были раздроблены и пребывали под властью монголо-татар. Калите удалось войти в доверие хану, который и одарил его золотой тюбетейкой со своего плеча. Московский князь приказал украсить ее шикарным крестом и мехом, а затем передал убор своим потомкам.

Эту версию подтверждают некоторые летописи и азиатский орнамент на реликвии. Так, если поверить правдивости этой истории, шапку правильнее будет называть Ивана Калиты, а не Мономаха.

Евдоким Родионов

Жду ваши вопросы и мнения в комментариях

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего…
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. <…> А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

В детстве моя бабушка, которая жила в Кинешме, рассказала мне, что такое настоящая шапка Мономаха и о том, что наши предки из рода Турунтай передавали из поколения в поколение несколько древних артефактов, среди которых был и древний шлем.
А на днях, публикуя пост в фейсбук о Галиче и его гербе, я обратил внимание на отсутствие Шлема на нем, но в Малахитовой палате Кремля на настенная скульптурная композиция с гербом Галича и шлем на ней присутствует!

Герб Галича (Мерского)  - шапка Мономаха отсутствует

Герб Галича (Мерского)

Герб Галича (Мерского)

В Малахитовой палате Кремля

В Малахитовой палате Кремля

В Малахитовой палате Кремля

Элементы декора Павловского дворца (пригород Санкт-Петербурга)

Элементы декора Павловского дворца (пригород Санкт-Петербурга)

Элементы декора Павловского дворца (пригород Санкт-Петербурга)

Настоящая шапка МономахаГерб Галича утвержден 29 марта 1779 года

Герб Галича утвержден 29 марта 1779 года

Герб Галича всегда рисуется на красном, «червленом» фоне. А «червленый» цвет, как говорит геральдика, — символ храбрости, мужества, неустрашимости. Галичский герб представляет собою изображение воинской арматуры. В центре – старинное защитное вооружение – панцирь. По сторонам его – десять боевых знамен (по пять с каждой стороны) и древнее оружье рукопашного боя – секира. В нижней части герба – боевые барабаны и барабанные палки. Воинская арматура, как и «червленый» цвет фона, на котором она изображена, символизируют военную славу Галича «

Похоже, что эта символика обозначает гораздо большее и особенно шлем.

Настоящая шапка Мономаха

Я решил поискать информацию о нем …..и нашел.

Этот шлем ранее так и назывался — булатная Шапка Мономаха (Шапка Ерихонская, то есть ГЛАВНАЯ) и был утерян во времена Смуты.

Настоящая шапка Мономаха

Романовы решили восстановить его подобие.

Когда в 1613 году на престол взошел Михаил Романов, были приглашены многие искусные кузнецы из разных городов, в том числе и муромский мастер Никита Давыдов. Именно этому кузнецу было поручено изготовить царский шлем, по роскоши не уступающий легендарной Шапке Мономаха. Сложно сказать, что руководило Никитой Давыдовым, когда для исполнения царского заказа он решил делать не новый шлем, а доработать уже имеющийся у государя шлем восточной работы из булатной стали. но угадать в Ерихонской шапке прежний шлем государя можно было лишь по выгравированной еще восточными мастерами надписи из Корана: Обрадуй правоверных обещаниями помощи от Бога и скорой победы.

В итоге получилась самая настоящая корона-шлем. Всего на Ерихонской шапке 95 алмазов, 230 рубинов и 10 изумрудов. Первоначально, ее, как и шапку Мономаха, украшал золотой крест на макушке, однако до сегодняшнего дня он не сохранился. Михаил Федорович остался очень доволен работой и щедро одарил мастера подарками.
В середине ХIХ века появилась легенда, будто шапка Ерихонская появилась не в XVII веке, а гораздо раньше, и ее настоящим владельцем являлся Александр Невский. Легенда получила столь широкое распространение, что в 1856 году на Большом гербе Российской Империи появилась та самая Ерихонская шапка кузнеца Давыдова. но уже в качестве шлема Александра Невского.

настоящая шапка Мономаха в центре композиции

настоящая шапка Мономаха в центре композиции

Венчание на царство и шапка Мономаха

Именно этот шлем использовался во время ритуала венчание на царство.

Шапка Мономаха много веков представляет собой одну из первых регалий великих русских князей и монархов и символ самодержавия Руси. Этой короной венчались монархи с 1498 года, но в качестве повседневного убора она не использовалась. Эта корона вспоминается в княжеских завещаниях ещё со времен Ивана I Калиты. Шапку использовали с первого венчания на престол внука Ивана III Дмитрия в 15 веке. Ею же венчали на царство в 1546-м и Ивана Грозного. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.

Византийского императора величали «цезарем», что на русский язык переводится как «царь». А великие князья хотели быть преемниками Византии. Подробнее о венчании на царство

Во время венчания на царя были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха.

Причём каждый монарх надевал эту реликвию лишь раз в ходе торжественной церемонии, а после празднества шапка пряталась в сокровищницу. Но во времена Смуты, после свержения царской Династии Шапка Мономаха была утеряна, а точнее спрятана недалеко от царской резиденции Святый Олександр на реке Мера. Несколько фактов об этом:

Согласно записям архиепископа Элассонского Арсения, присутствовавшего в Кремле на церемонии 31 июля 1605 года. свидетельствует, что вопреки обычаю Самозванец венчался двумя «венцами» и в двух соборах, причем сначала, как и его предшественники, в Успенском, но не «шапкой Мономаха», согласно традиции, а «короною своего отца Ивана Васильевича», присланной, как сообщает архиепископ Арсений, Ивану Грозному «от кесаря, великого царя Алемании», то есть императора Священной Римской империи. «Корона» же «благочестивейшего» князя Владимира Мономаха была возложена на нового монарха позднее, в Архангельском соборе, куда переместилась процессия.
Об использовании наряду с «шапкой Мономаха» некоей «короны» в придворных церемониях при Самозванце сообщают и другие современники. Если во время приема посольства Н. Олесницкого и А. Гонсевского в Грановитой палате в мае 1606 года Лжедмитрий «сидел на троне в высокой короне», то по завершении встречи, когда «царь» отправился в церковь, «принесли маленькую царскую корону». Под последней, несомненно, надо понимать «Мономахов венец», первая же должна была отличаться от нее размерами, на что и обратили внимание дипломаты. «Императорской короной» называет Г. Паерле «шапку» Самозванца, виденную им во время встречи Лжедмитрия в Кремле с будущим тестем, воеводой Юрием Мнишком.
Предпочтение и первенство, отданные «императорской короне», справедливо связываются с претензиями Лжедмитрия на императорский титул — в переписке с краковским двором уже осенью 1605 года новый московский правитель сообщает, что он венчан в сан императора. Что же касается самой «короны», то существует традиция, согласно которой у Грозного был «венец» «цысарской» работы, пропавший в Смутное время наряду с большинством сокровищ царской казны.

Я так же знаю, что несколько «корон» было спрятано в Городище, но и они были позднее проданы.
Одна из них, “corona moscoviae” сохранилась у польских королей. Инсигния обнаружилась в Речи Посполитой в эпоху Смутного времени в Русском царстве, ранее находилась в царской казне Кремля, затем была похищена в 1606 г. сторонниками Лжедмитрия I и, в конце концов, оказалась в распоряжении польского короля Сигизмунда III Ваза и его наследников. Судя по имеющимся историческим источникам, “московитская корона” была изготовлена в Англии для царя Ивана IѴ Грозного и они решили восстановить ее подобие.

Романовы и Шапка Мономаха

Захарьиным — Кошкиным, которых позднее назовут Романовы (Roma Nova) шапка Мономаха была очень нужна для легитимности восхождения на царский престол.
Все короны, хранящиеся в казне были расхищены во времена Смуты. На коронацию Миши Романова Новгородский Мастер делал Новую корону ныне известную, как Астраханская. И только позднее, в 1628 году греческим мастерам Константинополя, преемницей которого считала себя Москва, для царя Михаила Федоровича была заказана «корона золота… в прежних греческих царей образца», а в 1662 году, очевидно, в дополнение к этому заказу, там же изготовили «диадиму и державу цареградской работы… против обрасца благочестивого греческого царя Константина».

Когда в 1613 году на престол взошел Михаил Романов, были приглашены многие искусные кузнецы из разных городов, в том числе и Новгородский мастер Никита Давыдов. Именно этому кузнецу было поручено изготовить царский шлем, по роскоши не уступающий легендарной Шапке Мономаха. Сложно сказать, что руководило Никитой Давыдовым, когда для исполнения царского заказа он решил делать не новый шлем, а доработать уже имеющийся у государя шлем восточной работы из булатной стали. но угадать в Ерихонской шапке прежний шлем государя можно было лишь по выгравированной еще восточными мастерами надписи из Корана.

Арабская надпись на шлеме гласит:

« Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы[3] (13-й аят 61-й суры Корана) »

В итоге получилась самая настоящая корона-шлем. Всего на Ерихонской шапке 95 алмазов, 230 рубинов и 10 изумрудов. Первоначально, ее, как и шапку Мономаха, украшал золотой крест на макушке, однако до сегодняшнего дня он не сохранился. Михаил Федорович остался очень доволен работой и щедро одарил мастера подарками.
В середине ХIХ века появилась легенда, будто шапка Ерихонская появилась не в XVII веке, а гораздо раньше, и ее настоящим владельцем являлся Александр Невский. Легенда получила столь широкое распространение, что в 1856 году на Большом гербе Российской Империи появилась та самая Ерихонская шапка кузнеца Давыдова. но уже в качестве шлема Александра Невского.

настоящая шапка Мономаха в центре композиции

настоящая шапка Мономаха в центре композиции

Из Википедии:

«Большая ерихонка», шлем Александра Невского. Судя по документам, сделана в 1621 году мастером Никитой Давыдовым.

«Среди царских ерихонских шапок шлем работы Давыдова занимал особое место. В Росписи Походной казны 1654 года он назван „большой ерихонкой“, а в Переписной книге Оружейной казны 1687 года был оценен в огромную сумму — 1175 рублей (это чуть меньше, чем общая цена пяти следующих за ним ерихонских шапок)»[1].

Помещена на герб Российской империи.

Новый факт, в подтверждение моих поисков

«Шапка ерихонская царя Михаила Фёдоровича, ранее Шлем святого великого князя Александра Невского — булатный шлем типа ерихонка, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля. Главный из парадных царских шлемов этого типа. Ранее ошибочно приписывался Александру Невскому, благодаря чему в числе других русских «шапок» попал на герб Российской империи.»Источник: https://ru.wikipedia.org/…/%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D0%

BA%D0…

Главная Иерихонка, она же шапка Мономаха, была спрятана после падения Царской династии Рюриковичей и сохранялась в руках одного Рода. Место ее сохранения рядом с р. Мера, где раньше был Святый Олександр, или Александровская Слобода , ныне Александровское. Её не передали Захарьиным-Кошкиным при их венчании на царство, как и другие REX-Галлии (царские регалии).

Шапка мономаха и предсказание шамана из Перу

Разместив в ФБ пост о шапке я получил сообщение от подписчика из Южной Америки о видении шамана, которое он зарисовал.

Рисунок любезно предоставлен Amon KA Bere Priet

А теперь перейдем к мистическим совпадениям.

На картинке вы видите видения шамана из Перу, сделанные 1 год назад. Обратите внимание на головной убор (ШЛЕМ) преклоненного перед крестом, рядом с которым стоит Понтифик (три короны и медвежья шкура?)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти котангенс конуса
  • Как составить плейлист для ресторана
  • Как найти самсунг по имени
  • Как найти загрузки в телефоне андроид хуавей
  • Как найти в какой программе вирус