Как найти школу будущему первокласснику

Скоро в школу: как найти свою? Советы родителям будущих первоклашек

1 апреля начинается запись в первые классы. В этом году документы принимают по новым правилам: приёмная кампания начинается позже и продлится до 30 июня. В первую очередь, запись откроют для льготников и тех, кто хочет отдать детей в школы по месту жительства. Родители, которые планируют записать ребенка в учебное заведение, расположенное в другом районе, смогут подать заявление с 6 июля по 5 сентября. Их рассмотрят, если будут свободные места. 

Какую школу лучше выбрать: ту, что рядом с домом или ту, у которой хорошая репутация? Надо ли заранее знакомиться с учителем? Разберем вместе с психологом и детским педагогом Дарьей Дугенцовой, что имеет значение при поступлении в первый класс.

Определяем запросы

При выборе школы важно определиться, какие у вас личные запросы: нуждается ли ваш ребенок в углубленном изучении определенных предметов, важен ли вам особый подход в обучении, какие перспективы поступления в престижный вуз. Есть школы, которые специализируются на точных науках или имеют гуманитарную направленность, являются базовыми для институтов.

Но главное, надо ответить на вопрос, готов ли ваш ребенок к школе, справится ли он со сложной или нестандартной учебной программой. 

Психологическая готовность является одним из самых важных показателей готовности к школе в целом. Однако большинство родителей об этом не знают. Если у первоклассника сформированы: волевая, мотивационная, эмоционально-коммуникативная и познавательно-интеллектуальная готовность, то адаптация к любой школе пройдет быстро и легко. Конечно, каждый родитель хочет дать лучшее образование своим детям, но прежде, чем отдавать ребенка в образовательное учреждение с повышенными требованиями, я рекомендую обратиться к детскому психологу, чтобы определить, готов ли именно ваш малыш к подобной нагрузке».

Выбираем учебную программу

Для начальной школы утверждено семь учебных программ. Самая распространенная  «Школа России». Все предметы этой программы работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира. «Школа России» направлена на духовно-нравственное развитие ребенка. Создатели учебной программы заявляют, что нужно воспитывать в школьниках чувство патриотизма,  прививать уважение к своему народу, традициям и культуре.

«Перспектива» учебный комплекс, направленный на то, чтобы дать ребенку универсальные навыки, которые пригодятся не только в обучении, но и в реальной жизни. Главная миссия – всесторонне раскрыть личность ребёнка, научить учиться. 

Часто начальные классы занимаются и по программе «Школа 21 века». Её особенность: введение педагогической диагностики. На протяжении четырех лет учитель анализирует способности школьников. Это позволяет увидеть динамику развития детей в учебе, вовремя реагировать на проблемы и помогать, при необходимости. 

Узнайте, по какой программе занимаются начальные классы вашей школы. Можно заранее посмотреть содержание учебников, поискать на форумах отзывы родителей, составить собственное мнение.

Смотрим на расположение школы

Месторасположение еще один критерий при выборе учебного заведения. Многие родители принимают решение возить ребенка куда-то в другой район, где школа лучше, престижнее. Но, по мнению, экспертов, это не всегда оправдано.

Если мы говорим о младших школьниках, то важно, чтобы школа находилась неподалеку от дома. Ведь дети иначе воспринимают время, не как взрослые. Время, потраченное на дорогу в школу/из школы, ваш ребенок мог бы посвятить игре, отдыху или выполнению домашнего задания. При выборе учебного заведения родители не должны забывать о том, что их чадо подрастет и вскоре будет добираться от дома до школы самостоятельно. Если вы выбрали школу, которая находится вдалеке от дома, позаботьтесь заранее о маршруте, который ваш ребенок будет проделывать в будущем самостоятельно.

Читаем отзывы

«Школа имеет очень сильное начальное образование, компетентных педагогов, отзывчивое руководство и отличного директора. Здесь даже по выходным идёт работа, работают различные кружки, это говорит о высоком уровне работоспособности сотрудников!», делится своим мнением об районной московской школе, отец одного из учеников Андрей. 

Мнение родителей, чьи дети уже учатся в школе — имеет большое значение. Отзывы можно найти не только на форумах, но и даже на Google-картах. Если ваш ребенок ходит в детский сад, можно пообщаться с родителями дошкольников: у кого-то есть старшие дети, наверняка папы и мамы оставят пару отзывов об учебных заведениях в вашем районе.

Знакомимся с учителем

Многие школы учитывают пожелания родителей и в заявлении можно указать — к какому именно учителю вы хотите отдать ребенка. Учебные заявления проводят дни открытых дверей. Стоит посещать такие мероприятия,  чтобы познакомиться с коллективом, посмотреть как оборудованы классы, сделать свои выводы.

Обратите внимание на педагогический состав, посмотрите, как учителя обращаются с детьми в школьных коридорах и на прогулке, как старшеклассники обращаются с младшими школьниками. Это хороший показатель общего уровня воспитательной работы. Узнайте о внеклассных занятиях, которые предлагаются. Какая внеурочная деятельность существует внутри выбранного вами заведения. Есть ли кружки и секции по интересам, театральная студия, дополнительные занятия и так далее. Посмотрите на то, что сделано для детей в школе, например, как низко расположены стенды.

Приступаем к учёбе

Часто в престижные школы, в первый класс очень сложно попасть, много желающих, мест на всех не хватает. Но можно попробовать сделать это уже в среднем звене: ребенок постарше, более самостоятельный и удалённость от дома не так критична. 

Не забывайте поддерживать своего ребенка. Настраивать на положительные эмоции и в первое время давать как можно больше отдыха от учебы, чтобы адаптация прошла легко

Партнерский материал

Выбрать хорошую школу важно, особенно если речь идет о начальной. Ведь в первых классах с особым вниманием сохраняют детское любопытство и поддерживают желание получать знания. Чтобы не прогадать, мы собрали все критерии, которые необходимо учитывать для выбора лучшей для вашего ребенка школы. Советы подойдут не только родителям будущих первоклассников, но и для учеников постарше. 

Когда нужно начинать выбирать школу

В начальную школу поступают дети от 6,5 до 8 лет. Однако лучше начинать подбор школы заранее – когда ребенку около 5 лет. Способности к обучению и адаптации у детей разные, и это нужно учитывать. Если планируете отдать ребенка на подготовительные курсы, следует заложить время еще и на них.

Конечно, прекрасно, когда школа подходит ребенку вплоть до 11 класса. Но так бывает не всегда. Это нормально – перевестись в старших классах, когда учебная программа больше не устраивает или проявился интерес к каким-то профильным предметам, по которым лучше подготовят в другом месте.

Полезные факты о выборе школы в России

Зачисление в первый класс проходит в две волны Первая волна: с 1 апреля по 30 июня. Заявление подается в школу по месту регистрации. Дата подачи заявления не имеет значения. Вторая волна: с 6 июля по 5 сентября. Заявление подается в любую школу. Ребенка зачисляют, если есть свободные места (информацию об этом школы публикуют до 5 июля). Дата заявления важна, так как принимают в порядке очереди.
Кроме основных документов при приеме в школу могут потребоваться дополнительные Свидетельство о рождении сестры/брата, если они уже учатся в выбранной школе; документ, подтверждающий право ребенка находиться в России (например, вид на жительство — для иностранцев); разрешение комиссии местного органа управления образованием (если первокласснику меньше 6,5 или больше 8 лет);  заключение психолого-медико-педагогической комиссии (если ребенок с ОВЗ).
Заявление могут рассмотреть в приоритетном порядке Для детей, чьи старшие сестры или братья уже учатся в выбранной школе; детей военнослужащих, сотрудников полиции и органов внутренних дел, ФСИН, ФССП, ФТС, противопожарной службы, судей; детей, проживающих на закрепленной за школой территории.

Порядок приема в школы прописан в Приказе Минпросвещения №458 от 2 сентября 2020 года1

Пошаговая инструкция, как выбрать школу

Чтобы выбрать школу, которая не разочарует после первого учебного дня и в которую ребенок будет ходить с удовольствием, стоит обратить внимание на следующие критерии.

Рейтинги, отзывы и советы родителей

Рейтинги и отзывы игнорировать не стоит. Однако не забывайте, что в них школы не сортируются на хорошие и плохие. Школа может быть крупной и престижной, но там будут жесткие требования к детям и их успеваемости. А такой напор сможет выдержать не каждый. Опирайтесь на отзывы аккуратно, понимая, что любая оценка субъективна. Ведь требования у родителей и учителей и способности детей разные.

По возможности пообщайтесь с родителями, чьи дети учатся или недавно окончили выбранную школу. Если выбираете учебное заведение для будущего первоклассника, лучше спросить совета у родителей учеников четвертого класса. Именно их учителя будут на следующий учебный год набирать первоклашек.

Как записать ребенка в первый класс

Какие документы и в какие сроки нужно подать в школу

подробнее

Подготовительные курсы

Запишите будущего первоклассника на курсы подготовки к школе при выбранном учебном заведении. Записав ребенка на курсы, шанс поступить в ту же школу выше. Да и адаптация пройдет проще. Присмотритесь к учителям, рассчитаете нагрузку. Если не понравится – попробуете такие занятия в другой школе.

Отдаленность школы и дорога к ней

Здоровье и время детей – самое важное, за чем нужно следить не только выбирая школу, но и в целом. 

Если ежедневно тратить на дорогу час-два, ребенок будет уставать физически и психологически, и сил на учебу будет меньше. Но если школы, находящиеся неподалеку, не внушают доверия, лучше, конечно, выбрать хорошее учебное заведение, даже если оно расположено дальше.

Спланируйте разные маршруты до выбранной школы. «Отрепетируйте» путь. Засеките, сколько времени занимает дорога на машине, общественном транспорте, пешком. Насколько путь безопасный.

– Удобство «логистики» – фактор, которым не стоит пренебрегать. Если ребенок может сам дойти до школы, то, помимо экономии времени и других выгод, он привыкает к самостоятельности, – говорит педагог и психолог Сергий Кожаев.

Прилегающая территория и безопасность

Не только маршрут «дом-школа» должен быть безопасным, но и школьная территория. Важно, чтобы на территорию и в задние школы не мог попасть кто угодно, а пространство вокруг было оборудовано всем необходимым для безопасного пребывания.

Есть ли в учебном заведении охранник, работают ли камеры, существует ли пропускная система, звонят ли родителям, если ученик не появился на уроке, – это все обязательно нужно выяснить заранее.

День открытых дверей

Это отличная возможность познакомиться с каждой из потенциально подходящих школ поближе. В рамках мероприятия проводятся открытые уроки и другие внеклассные занятия, встречи с преподавателями, психологами и другими специалистами, экскурсии.

На дне открытых дверей можно и даже нужно задать директору или классному руководителю такие вопросы:

  • есть ли в школе детское самоуправление;
  • есть ли родительский совет;
  • принимают ли родители участие в учебном процессе;
  • есть ли у школы научный руководитель;
  • как часто происходит обучение педагогов;
  • как поощряется творческая и исследовательская активность учеников;
  • какой вид физической активности разрешен детям на переменах;
  • как решаются школьные конфликты.

Преподавательский состав

Информацию и отзывы об учителях можно узнать от родителей учеников, но еще лучше пообщаться с коллективом самостоятельно. Учитель должен быть умным и справедливым, но в то же время добрым, внимательным и заботливым. Если человек увлечен своим делом – это сразу видно. 

Обратите внимание, как проводятся уроки и как относятся к детям, есть ли индивидуальный подход и нет ли сравнения детей друг с другом, не зависит ли отношение учителя к ребенку от его успеваемости и поведения, строится ли общение в классе на взаимовыручке и помощи, а не на конкуренции.

Если эти принципы соблюдаются, ребенок будет с удовольствием ходить в школу, где его ждут не только новые знания, но и добрые друзья.

Подготовка первоклассника к школе

Как помочь ребенку адаптироваться в первом классе

подробнее

Количество учеников

Хорошо, если класс будет небольшим. Когда в нем меньше двадцати человек, создать комфортную обстановку для каждого проще. В таких условиях поддерживается контакт с каждым ребенком. Это особенно важно для первоклашек, которым предстоит долгий и сложный период адаптации.

– Важным может оказаться тот фактор, что в эту школу идут ребята из вашей группы детского сада, – считает Сергий Кожаев. – Сохранение части коллектива уменьшает стресс обновления. Помните: в больших школах процесс социализации проходит в основном за глазами учителей. Поэтому, при прочих равных, предпочтение лучше отдавать школам с меньшей численностью учеников.

Особенно это важно, если ребенок тихий и стеснительный, плохо переносит суету и шум, тяжело вливается в большие компании.

Учебная программа

Выбрать школу – это полдела. Нужно еще узнать, по какой программе будут учить ребенка. У каждой системы свои особенности, но в целом они делятся на традиционные и авторские. Большинство школ выбирает первые, среди них:

  • «Школа России»,
  • «Начальная школа XXI века»,
  • «Гармония»,
  • «Классическая начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • «Перспектива» и другие.

Могут предложить учиться и по экспериментальным программам Занкова или Эльконина-Давыдова.

Некоторые программы предусматривают дополнительную подготовку еще до поступления в первый класс. А в других ребенку самому предлагается выбрать, что ему наиболее интересно.

Каждая школа может создать свою программу или выбрать одну из тех, что уже есть. Выбор делает педагогический коллектив и администрация школы, но мнение родителей может также учитываться. Согласно статье 12 закона «Об образовании в Российской Федерации»2, школы сами разрабатывают и утверждают программы обучения. Однако учебные заведения с государственной аккредитацией при составлении программ должны равняться на ФГОС.

Группы продленного дня 

Группы продленного дня (ГПД), или «продленки» есть не во всех школах. Как правило, их организует администрация крупных учебных заведений, где много учащихся. Так формируется сразу несколько групп разных возрастов. Поэтому стоит сразу уточнить, есть ли в выбранной школе такая опция.

В ГПД дети гуляют, играют и общаются между собой, выполняют домашние задания вместе с учителем и в целом учатся самостоятельности. Родители, работающие до вечера, могут не беспокоиться за ребенка, ведь в школе его накормят и даже уложат спать (да, в некоторых группах бывает и послеобеденный сон). То, как именно будут проходить продленки, обсуждается на дне открытых дверей.

Дополнительные занятия

Узнайте, какие кружки и секции есть в школе. Где-то их совсем немного, а где-то есть и своя сильная спортивная команда, и свой театр. Это может быть важно, если ребенок увлекается спортом, творчеством или другим видом деятельности.

Многие сильные школы с высоким рейтингом имеют дополнительные факультативные часы, например по математике или иностранному языку. Они помогут обойтись без репетитора.

Учебная нагрузка школьников

Сколько уроков в день допустимо в каждом классе

подробнее

Дисциплина

Еще одна деталь, которая должна присутствовать в школе, – правила поведения и дисциплина. Если старшеклассник может сам себя защитить, то малыши могут испугаться и не знать, как действовать в случае конфликта. Место, где ученики носятся по коридорам и кидают друг в друга чем попало, и за этим никто не следит, может оказаться опасным для маленького ученика как физически, так и психологически.

Традиции

Хорошо, если в школе будут какие-то свои традиции: встречи выпускников, выставки, концерты, праздники, спектакли или даже собственная газета. Дополнительная организация досуга говорит о том, что в школе заботятся о целостном развитии личности, а не только об успеваемости. А это важно для каждого – будь то первоклассник или уже выпускник.

Быт

Походите по классам, оцените, как они оборудованы. Загляните в туалеты, посмотрите, достаточно ли они чистые. Не стесняйтесь задавать каверзные вопросы о соблюдении санитарных норм.

Обязательно узнайте, есть ли в школе столовая (а не просто буфет с булками), где готовят полноценное питание. Могут ли прислушаться к вашим пожеланиям и убрать какой-то продукт из меню (например, если у ребенка аллергия).

Важный момент – расписание уроков в коридоре. Если оно висит на уровне взгляда ребенка – значит в школе думают о детях. Ведь расписание предназначается для ученика, а не для учителей.

Стоимость

Кроме решения, какое будет обучение: платное или бесплатное, необходимо выяснить, сколько денег ежегодно требуется сдавать на школьные нужды и детский досуг. Где-то на экскурсии ездят на общественном транспорте, а где-то на специальном автобусе. Где-то берут учебники в библиотеке, а где-то каждый год требуется покупать новые – выясните все это «на берегу», чтобы потом не было неожиданных сюрпризов и непредвиденных трат.

Поддержка ребенка

Какой бы ни была школа, для успешной учебы важна мотивация и поддержка родителей. Особенно если адаптация к новому месту и коллективу проходит тяжело или учеба вызывает сложности. Создавайте дома комфортную обстановку. Не только помогайте с домашним заданием, но больше играйте, позволяйте ребенку отдыхать, бездельничать. Конечно, в пределах разумного.

И самое главное – разговаривайте с ребенком, обсуждайте не только учебу, но и школьную жизнь, друзей, события. И никогда не сравнивайте его с другими детьми.

Советы экспертов

Айгуль Гранд, психолог:

Выбирая школу, в первую очередь обращайте внимание на психологический климат, а не на количество наград, медалей у учеников и заслуги педагогического состава. Обойдите несколько учебных заведений и в каждом из них пообщайтесь с персоналом разного уровня – от охранника, работников в столовой до учителей и директора или завуча. Помните, что рыба гниет с головы. Поэтому очень важно, чтобы управление школой осуществлял не просто профессионал, но и человек высоких моральных качеств и совпадающих с вашими взглядов на жизнь.

Не гонитесь за возможностью отдать ребенка в элитную школу, если не обладаете соответствующим уровнем дохода. Все мы наслышаны о проблемах подобных учебных заведений. В кругу детей, воспринимающих дорогие смартфоны и поездки на роскошные курорты как данность, ребенок из обычной семьи со средним или ниже среднего доходом будет чувствовать себя белой вороной, ущемленным и обездоленным.

То же самое касается лицеев и гимназий, особенно профильных, если ваши сын или дочь не обладают выдающимися способностями. Школьная программа должна заставлять подтягиваться по уровню знаний, но настолько, чтобы это не вызывало ощущения собственной бездарности. Чуть больше позаниматься – да, проводить все свободное время у репетиторов, только ради того, чтобы удержаться на уровне троечников в школе для одаренных детей, – нет.

Сергий Кожаев:

В первую очередь, нужно четко понимать, что для психофизического здоровья и полноценного развития ребенка важна атмосфера. То есть среда и люди, которые будут его окружать. Поэтому большое внимание уделите изучению личности классного руководителя – от анализа соцсетей до общения с родителями бывших учеников, и, конечно же, личного контакта. Обаяние, опыт, требовательность, доброта, знание профессии, энергетика – все эти аспекты помогут вам самостоятельно принять решение по оценке вашего будущего учителя. Продолжая изучать возможную атмосферу будущего класса, не лишним будет ознакомиться с предполагаемыми одноклассниками. Возможно, уже кто-то записался и учитель, как правило, делится своими наблюдениями по поводу будущих учеников класса.

Далее ознакомьтесь со статистикой успехов школы, ее учителей, учеников и выпускников. Подобная информация есть в открытом доступе (рейтинги школ, результаты ЕГЭ, олимпиады, образовательный уровень педсостава и прочее). Техническое оснащение школы – это элемент, который является важным фактором для развития у ученика интереса к учебе.

В уставах некоторых школ значится приоритет воспитания над образованием. Это ни в коем случае не ущемляет качество получения знаний, но там много внимания уделяют внутренним взаимоотношениям участников образовательного процесса. Это, на мой взгляд, очень важно.

Основой моей рекомендации является трезвый подход к выбору школы. В гонке за успехом не забудьте про ребенка. Его душевное равновесие позволит ему овладевать знаниями гораздо эффективнее.

Популярные вопросы и ответы

Какую школу выбрать: государственную или частную?

Айгуль Гранд:

При наличии возможности я рекомендую отдать предпочтение частным заведениям. В негосударственных школах, как правило, внедряются передовые методики, педагоги не так загружены, да и сам преподавательский состав – это профессионалы, а не вчерашние студенты или уже выгоревшие пенсионеры, которые ненавидят свою работу и детей.

Дарья Дейген, преподаватель математики, эксперт ЕГЭ по математике:

Чтобы определиться с выбором школы, необходимо понять для себя, каких целей вы хотите достичь, что для вас важнее, а что менее приоритетно. Например, для вас критически важны сильные академические результаты, изучение предметов на высоком уровне, подготовка и участие в олимпиадах. В таком случае лучше выбирать сильные гимназии и лицеи, а также школы при университетах, которые зачастую предлагают интернатную форму обучения, то есть ребенок и учится, и живет в школе.

Если же для вас в приоритете комфорт обучения, индивидуальный подход, малые группы, то скорее стоит обратить внимание на частные школы, где такой запрос реализовать легче.

Я бы советовала отталкиваться не от критерия «частная» или «государственная», а от собственных целей, факторов выбора и условий, в которых вы хотите, чтобы учился ваш ребенок. Есть как очень хорошие современные оборудованные государственные школы, так и слабенькие частные в старых помещениях. В обратную сторону ситуация также возможна.

Как выбрать лучшую онлайн-школу?

Айгуль Гранд:

К онлайн-образованию мы начали приобщаться в период пандемии. Тут все зависит от возраста и готовности ребенка. В Нидерландах были проведены исследования, которые продемонстрировали, что для младших школьников такая система обучения не подходит. На тестовых заданиях они показывают снижение уровня знаний на несколько процентов. Начиная с возраста 10-11 лет можно рассмотреть онлайн-школу. Для этого ориентируйтесь на отзывы, соберите рекомендации, пообщайтесь с детьми и родителями, которые уже учатся дистанционно.

Дарья Дейген:

Для каждого лучшая онлайн-школа будет своя. Я советую смотреть на следующие аспекты:

• педагогический состав,
• численность учеников в классе,
• возможность построить индивидуальный образовательный план,
• как устроена сдача аттестаций, а также ОГЭ и ЕГЭ.

Чтобы учиться самостоятельно или индивидуально с преподавателями, лучше выбирать онлайн-школу с минимальной нагрузкой. А можно выбрать действительно полноценную школу, тогда все пункты выше становятся очень важны. Обратите внимание на наличие у онлайн-школы лицензии и аккредитации.

Можно ли выбрать школу в другом районе города?

Дарья Дейген:

Школу можно выбрать не только в другом районе города, но и в другом городе. Главное – поступить. В начале года (январь-март) школы обычно публикуют информацию о доборе в классы на следующий год и алгоритм поступления. Все это можно найти на сайте школы либо позвонив в школу. Обычно необходимо сдать математику, русский и один-два профильных предмета. На сайте школы также приводятся демоверсии переводных работ и список учебников, по которым занимается класс. Это нужно для гимназий, лицеев, сильных школ. Перевод из средней общеобразовательной школы в другую общеобразовательную возможен при наличии свободных мест без дополнительных экзаменов.

Какие есть особенности выбора школы для первоклассника?

Айгуль Гранд:

Если вы подбираете школу для будущего первоклассника, особое внимание нужно уделить выбору учителя. Выясните, у кого из педагогов набираются первые классы, и пообщайтесь с ним. Для малыша первый учитель – наиболее важная фигура, от компетенции которой зависит весь школьный период в будущем. Будет ли ваш сын или дочь любить читать, как легко наладит контакт со сверстниками, полюбит ли процесс обучения – все это напрямую зависит от первого учителя.

Дарья Дейген:

Поддержу популярное мнение, что в случае выбора начальной школы самое важное понимать, какой учитель берет класс и сходитесь ли вы с ним во взглядах на обучение.

Во многих школах весной перед первым классом можно прийти на знакомство с учителем и задать важные для вас вопросы. Также важным фактором является формат обучения: есть ли домашние работы, выполняют ли их вместе с ребенком в школе после уроков или делать надо обязательно дома, в расписании только базовые предметы или еще есть уроки для развития гибких навыков и творчества. На этом этапе уже хорошо бы понимать: вы хотите выдающихся академических результатов или вам важнее гармоничное развитие ребенка по всем направлениям.

По предметам я бы отдельно посмотрела, какая будет программа по математике и английскому – насколько сильная и современная. И наличие дополнительных активностей после уроков, каких-то внеурочных мероприятий. Можно даже составить себе таблицу с пунктами, которые важны в выборе школы, и школами, чтобы отмечать, что где есть и в каком количестве, а на основе полученной таблицы сделать выбор.

В чем есть отличия между музыкальными школами?

Галина Гребенникова, арт-директор и методист высшей категории музыкальной школы «Виртуозы»:

При выборе музыкальной школы необходимо опираться на следующие критерии.

Преподавательский состав

Важны эмоциональный контакт, опыт преподавания, знание различных методик, умение вдохновлять и желание вкладываться в ученика.

Мифы: чем старше преподаватель, тем он лучше учит или что педагог должен быть концертирующим и играть или петь как звезда.
Быть хорошим педагогом – уметь донести знания, а отличным исполнителем — регулярная тренировка. Это как спортивная практика и тренерская. Это разные компетенции, и они не всегда могут встречаться в одном человеке.

Расположение школы в городе

Необходимо учитывать удобство и мобильность. Это упростит жизнь и вам, и вашему ребенку. Бесплатная парковка на ближайшей территории станет приятным плюсом в выборе школы.

Разнообразие направлений обучения

Сейчас встречаются школы с одним направлением: вокал, гитара, ударные и так далее. Но часто в процессе люди понимают, что хотят учиться комплексно, глубже погружаясь в мир музыки. Поэтому старайтесь сразу смотреть на многопрофильные школы.

Разные жанры музыкальных направлений

Музыка весьма разнообразна в своих жанрах. Поэтому и музыкальный вкус у людей разный. Кому-то нравится классика, а кому-то электро-поп. Исходя из предпочтений, выбирают и школу. Обратите внимание на состав преподавателей, план мероприятий и концертов. Убедитесь, что в школе играют ту музыку, которая вашему ребенку по душе.

Атмосфера в школе

Музыка – это творчество. Поэтому, несмотря на обучение, обстановка в школе должна быть легкой и непринужденной. Это должно быть такое место, в которое хочется идти после школы. В соответствии с особенностями ребенка обратите внимание, есть ли возможность заниматься индивидуально или в коллективах.

Оборудование школы

Помимо музыкального инструмента и желания очень важно, чтобы в школе присутствовали все техническое обеспечение. Хорошие колонки, микшеры, ноутбуки и так далее. Все это обеспечит полноценное и беспрепятственное погружение в мир музыки.

Возраст и исходные музыкальные данные не имеют значения

В хорошей школе не отказывают по этим критериям в обучении. В одном коллективе могут музицировать как школьники, так и пенсионеры. Как показывает практика, это не мешает посещать занятия с удовольствием и даже укрепляет социальные навыки и расширяет круг новых знакомств.

Стоит ли отправлять ребенка обучаться в школу английского языка?

Дарья Дейген:

Я считаю, что вкладываться в изучение иностранных языков необходимо с самого детства. И английский, и китайский, и другие языки будут полезны ребенку в будущем, а также существенно расширят кругозор. Вижу, как сейчас во взрослом возрасте многим не хватает знания языка для свободного общения не только в путешествиях за границей, но и для работы. И выучить язык в детстве, а потом поддерживать его на хорошем уровне – очень выигрышная стратегия.

Если в школе нет сильного языка, то необходимо заниматься дополнительно: с частным преподавателем или на курсах, но это те вложения, которые окупятся многократно в будущем. Главное – подобрать подходящий формат. Многим детям подходит формат мини-групп и игрового обучения на этапе детского сада и начальной школы. Дальше, возможно, удобнее перейти на индивидуальные занятия с преподавателем, чтобы была возможность более гибкого графика.

Источники

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110040 
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

Для родителей школьников май — это время, предшествующее каникулам. А вот для тех, кто только собирается отправить детей в школу, это самая горячая пора: ведь документы уже начали принимать, а значит, пора выбирать учебные заведения для будущих первоклашек.

Вместе с Анастасией Этко, психологом начальных классов в Филипповской школе, разбираемся, когда начинать поиски школы и на что обращать внимание.

Конечно, заняться этим вопросом можно и в самый последний момент, к примеру, в августе. Но никаких гарантий того, что в желаемой школе к тому времени останутся свободные места, нет. Поэтому правильно будет озаботиться поиском школы заранее, а лучше сделать это еще в то время, когда ребенок посещает детский сад, то есть в возрасте четырех-пяти лет.

Подбор школы — дело само по себе небыстрое, ведь в крупном городе их могут быть сотни. Важно лично посмотреть заинтересовавшую вас школу, и на это в том числе требуется время, ведь не везде есть дни открытых дверей. К примеру, о посещении частной школы совершенно точно нужно договариваться заранее. Намного удобнее иметь некоторый запас времени и до поступления. Иногда для того, чтобы ребенок учился в выбранной школе, требуется переезд: какой бы замечательной школа ни была, дорога до нее не должна быть трудной для ребенка. К подобным переменам явно лучше готовиться заблаговременно.

Интересное по теме

«Умеет читать и писать, но в первый класс я ее не поведу»: почему я не спешу отдавать ребенка в школу?

Рейтинги могут строиться по разным признакам, например, по результатам ЕГЭ. В таком случае выбор школы по рейтингу может быть полезен старшекласснику. Но даже если школа находится в первой десятке рейтинга, какова вероятность, что именно ее вклад повлиял на успех детей во время сдачи экзаменов? Возможно, у каждого ребенка в классе был сильный репетитор, который помог с подготовкой. Поэтому говорить о том, что место в рейтинге — показатель качества образования, не совсем правильно.

Что же касается отзывов, то ориентироваться на те, что есть в интернете, не стоит. А вот к рекомендациям друзей и знакомых, которые разделяют ваши ценности, можно прислушаться. Особенно если эти рекомендации касаются педагогов. Однако опыт может все равно сильно разниться, и это абсолютно нормально, поэтому старайтесь узнавать всю необходимую информацию самостоятельно, чтобы принять решение.

Интересное по теме

Энциклопедия о вашем ребенке.

Все о том, как устроены современные дети

Это не так уж просто, потому что декларации не всегда соответствуют действительности. О ценностях нужно узнавать в диалоге — не стесняйтесь задавать вопросы, пока вам не станет понятно. Главное, чтобы школа говорила о себе честно и делилась не только хорошими кейсами, но и трудностями, с которыми могут столкнуться дети. Это показатель того, что школа заинтересована в сотрудничестве.

Интересное по теме

«Школа должна подстраиваться под ребенка, а не ребенок — под школу»: история «Саммерхилла»

  • Организация класса. Лучше смотреть не на техническое оснащение, а на то, как устроен сам класс: висят ли в нем рисунки, есть ли поделки, проекты. У ребенка должно быть пространство для творчества.
  • Количество детей. Оптимальное количество детей в классе — до 20, однако не всегда есть возможность соблюсти этот порог. И это может плохо сказаться на коммуникации детей с педагогом, так как ему просто не будет хватать времени и сил на работу с каждым ребенком.
  • Внеклассная жизнь. Обратите внимание на то, какие возможности дополнительного образования предоставляет школа и насколько они подходят вашему ребенку. Если школа фокусируется на спортивных секциях, а ваш ребенок склонен к творческим дисциплинам, то, скорее всего, школа вам не подойдет.
  • Школьный двор. Это то место, где дети будут проводить свое время после уроков и в перерывах между ними, поэтому будет полезно проверить его оснащение. К сожалению, далеко не в каждой школе он вообще есть — особенно это касается частных.
  • Устройство гардероба и столовой. На основе того, как устроен быт, можно многое сказать о том, как школа относится к детям. Не все школы могут похвастаться роскошными пространствами, но любые помещения можно организовать с умом и заботой.

Интересное по теме

Туалетная тема: колонка о школьных уборных и унижении

Не каждому ребенку будет интересно знакомиться с сайтами десятков школ и читать о том, как в них устроен учебный процесс. Поэтому поиском и подбором лучше заняться родителю. И в случае, когда у вас на примете осталась пара школ, можно посоветоваться с ребенком о том, какая ему нравится больше.

Например, когда вы приходите с ребенком на тестирование, для него это также повод познакомиться с местом учебы. Узнайте, понравилась ли ему школа? Было ли тестирование интересным? Дали ли ему возможность попить или перекусить, если тестирование было долгим? Если он успел увидеть кого-то из учеников школы, понравились ли они ему? Возможно, мотивация ребенка к учебе даже окажется выше, если у него будет возможность высказать свое мнение о школе и немного повлиять на ее выбор.

В первые месяцы учебы очень сложно определить это наверняка, ведь у ребенка происходит адаптация, в ходе которой ему нужно быть готовыми к проявлениям слабости, пониженного эмоционального фона и острым реакциям. Все тревожащие вас моменты проговаривайте с учителем, так как дети в школе и дома ведут себя по-разному.

Показатель хорошей школы — забота о детях, их безопасности, базовых потребностях, интересах, отдыхе на переменах. Даже если программа в такой школе слабее, чем в соседней, в заботе ребенок все равно будет развиваться и проявлять свои таланты. Недружелюбная обстановка в школе, к сожалению, с большим трудом выдерживается детьми, и даже при самой современной программе ребенок не сможет достичь желаемых результатов в учебе.

Если спустя время вы поняли, что неудачно выбрали место учебы,  — это не фатально. Благодаря опыту вы сможете наверняка понять, что требуется вашему ребенку и выбрать ту школу, в которой ему будет комфортно.

Как выбрать школу будущему первокласснику

Для всех родителей будущих первоклассников встает вопрос о выборе школы. На что обращать внимание? Какие критерии взять за ориентир? И хотя до начала записи в 1 класс еще далеко, но внести ясность в этот вопрос желательно заранее.

Мы будем исходить из реального положения дел.

То есть мы понимаем, что идеальное сочетание всех желаемых моментов мы вряд ли получим, но давайте все же определим некий идеальный первый класс:


1. Бытовые условия обучения.

Это опрятный вид школы, работа столовой, состояние туалетов, гардероб… Как определяем? Визуально. Идем в школу, объясняем охраннику что нам нужен завуч начальной школы (походу смотрим: бдительная ли охрана или может войти кто угодно), задайте завучу вопросы из п.2.

но вы должны понимать, что прямой зависимости качества обучения от бытовых условий нет, то есть наличие или отсутствие одного не предполагает автоматически наличие или отсутствие другого

2. Программа обучения.

Знакомство со школой начинается не с кабинета директора, как многие полагают, а завуча начальных классов. По крайней мере, так должно быть.  Договоритесь о времени заранее или идите наудачу (завуч может быть на уроках, в районе… )

Завуч должна ответить на вопрос о программах, об изучаемых языках, о дополнительных услугах — бассейн, компьютеры, кружки… Есть ли ГПД (группа продленного дня) и для каких классов.

всю инфу делите на 2, не потому что вас хотят обмануть, а потому что точный расклад часов основной программы и дополнительных услуг школа узнает хорошо если к июню, а не к середине августа.

3. Дополнительную информацию о школе и учителях можно получить

— из интернет:
1) сайт школы (показуха? может быть, но даже показуху нужно еще организовать),
2) группа вконтакте (прикиньтесь выпускником и подайте заявку, потом выйти не проблема, зато посмотрите альбомы, почитаете отзывы, зададите свой вопрос об учителе),

— «сарафанное радио»:  узнайте, когда заканчиваются уроки (желательно у 4-классников) и поговорите со встречающими бабушками. Большая вероятность, что выпустив 4 класс этот же учитель возьмет 1 (хотя тут пальцем в небо гадаем, но все же…)

— Достижения старшеклассников, уровень сдачи ЕГЭ, я бы лично в расчет не брала. Все-таки разница в 10 лет, за это время сменились учителя, программы, принцип набора классов…. Так, для общего представления можете ознакомиться.

4. Удаленность школы.

Близость школы от дома очень важна. Не выматывайте 7-летнего ребенка дорогой, все равно вся специализация идет с 5-7 классов, ну кроме языков пожалуй…

5. Учитель.

Вот этот пункт я бы обвела в рамочку, поставила вперед всех, и повторяю всегда и везде: не идите в хорошую школу, не идите на такую или сякую программу, — идите к хорошему педагогу. Для начальной школы грамотный, психически устойчивый, жизнерадостный учитель — это все, что нужно. Самую бездарную программу такой учитель преподнесет с интересом и пользой, и наоборот — уставший, злой педагог загубит самую сильную да распрекрасную программу.

И пара слов о программах: 

Добавить бы к Наташкиной фигуре
Да Ленкин бы характер золотой,
Да чтоб,  как Ирочка, была б не дура,
Гуляла б не со Стасом, а со мной!…

…думаете, я отвлеклась? нет, я песенку вспомнила  🙂  Так и программы — что-то хорошо, что-то не очень.  Хочется взять математику из одной, русский с другой… ну и т.д.

Почитайте отзывы о программе «Школа XXI век», свое мнение я тоже как-нибудь сформулирую и напишу.  Но не забывайте о п.5 !!!  в конце концов, с 5 класса можно выбрать другую школу, когда склонности к определенным наукам проявят себя более явно.

  • Печать

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РЕБЕНОК – БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК. КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ.

Выбор школы для будущего первоклассника – дело ответственное. Для успешного обучения важно учитывать три фактора: индивидуальные особенности ребенка, особенности школы и программу обучения. Школа должна отвечать интеллектуальным, физическим и психологическим возможностям ребенка.

Выбирать школу нужно по расположению, программу – по уровню готовности ребенка, учителя – по отзывам. Рассмотрим все по порядку.

Учет психофизиологических особенностей ребенка

При выборе школы обращайте внимание на личностные особенности ребенка. В зависимости от этого выбирайте класс, в который его лучше отдать. Например, многое зависит от личности первого учителя, от совместимости с темпераментом ребенка.

Если ребенок – неспешный меланхолик, а учитель – очень активный человек, с быстрой речью, порывистой походкой, инициативный, то он вряд ли сможет уделить ребенку необходимое внимание. А шустрому ребенку может не подойти спокойная учительница.

Важно! В первую очередь школы принимают детей, которые живут на закрепленной за школой территории, согласно статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Домашний ребенок. Ребенку, который рос в домашней обстановке, будет комфортнее в классе с меньшим количеством учеников. Небольшие классы подходят детям, которым нужен индивидуальный подход, которые привыкли, что взрослые им объясняют все персонально.

Ребенок, который плохо говорит по-русски. Детей-мигрантов, которые плохо говорят на русском языке, не следует отдавать в школу, где иностранный язык учат с первого класса. Даже если ребенок будет успевающим, у него возникнут проблемы билингвизма, когда начинает путаться родная речь и изучаемый иностранный язык. Это скажется на мышлении, а значит, на усвоении других предметов. По этой же причине в такую школу лучше не отдавать детей с нарушениями речи.

Ребенок со слабым здоровьем. Если нервная система ребенка быстро истощается, ему противопоказано углубленное изучение предметов, которые требуют большого количества времени. В первую очередь это касается изучения иностранных языков. В такую школу ребенка лучше не отдавать. Если ребенок будет вынужден заниматься дома по времени больше, чем в школе, эта школа не для него. В первом классе домашних заданий нет, во втором и третьем классах на домашнее задание должно уходить полтора часа (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Учесть особенности школы

Школу, в которую родители планируют отдать ребенка, желательно посетить лично. Если таких школ несколько, то нужно посетить их все и только после этого делать окончательный выбор.

Расстояние от дома. Дорога не должна утомлять, отвлекать и быть опасной: грязной, проходить по безлюдным местам, изобиловать нерегулируемыми перекрестками без пешеходных переходов, занимать много времени. Важно, чтобы дома у ребенка оставалось достаточно времени на игру.

Информация о школе на стендах в вестибюле. Обычно, кроме расписания уроков, там содержатся сведения, которые могут быть полезны и детям, и родителям: о работе кружков, экскурсиях, предстоящих праздниках, а также инструкции, распоряжения и приказы директора. Это поможет составить представление о школьной жизни.

Посмотрите, какое место школа занимает в ряду других школ, какие результаты у учеников в районных и городских олимпиадах.

Дисциплина. Обратите внимание, как ведут себя дети на переменах, как они одеты, какую форму принято носить. Посмотрите, играют ли они в подвижные игры или сидят в классе. Движение на перемене важно для развития детей.

Социальный статус родителей. Присмотритесь к родителям будущих первоклассников. Если родители невоспитанные, грубые или, наоборот, заносчивые, более обеспеченные, чем ваша семья, такими же будут их дети. Если вам будет трудно найти общий язык с родителями будущих одноклассников ребенка, то и ему сдружиться в классе будет труднее.

Педагогический состав. На атмосферу в школе и уровень образования влияет квалификация педагогов и внутришкольные традиции. Обращайте внимание на то, как давно педагоги работают именно в этой школе, какую учебную атмосферу создают.

Важно, чтобы первый учитель ребенка был профессионалом своего дела. Это один из самых существенных факторов, ради которого можно поступиться некоторыми другими. В начальных классах лучше отдать ребенка в руки немного несовременного, но опытного педагога-консерватора. Первый учитель должен быть наставником: и учителем, и воспитателем одновременно. Он должен научить детей правильно вести себя на уроке и на перемене, избегать карательных мер, принуждения.

Стабильность состава школьников. Учитывайте, что текучесть среди учеников – настораживающий признак. Бывает так, что родители переводят детей в другие школы либо школа избавляется от «нарушителей дисциплины» и «неуспевающих». В этой ситуации уточните, не развита ли в школе травля между детьми или даже со стороны педагогов.

Кружки и секции. Важно, чтобы ребенок был связан со школой не только на уроках. Даже спортивная секция при школе повышает успеваемость, так как школа становится для ребенка частью досуга. Узнайте, как проводятся праздники, есть ли школьный театр, как часто бывают поездки на экскурсии, конкурсы и др.

Оценить программу обучения

Различайте образовательные программы и педагогические системы. Педагогических систем две: традиционная, которая осталась от советской системы образования, и развивающая. К развивающей системе относятся, например, система Монтессори, система Эльконина – Давыдова, вальдорфская педагогическая система и др. Разница между педагогическими системами в том, на какой способ восприятия информации они рассчитаны. Внутри каждой системы есть свои программы обучения. По программам создаются учебники и учебно-методические комплекты.

Учитывайте, что все эти системы имеют недостатки, которые в чем-то перекрывают их достоинства. Главный недостаток развивающих систем состоит в том, что они разработаны только для начальных классов. Затем ребенку придется переходить на незнакомую ему традиционную систему обучения. Это потребует дополнительных усилий и даже перестройки мышления.

Попросите у учителя список учебников. Посмотрите, какие учебники этот учитель будет использовать для учеников первого класса.

Учитель может проводить уроки не по всем учебникам, а только по утвержденным, то есть тем, которые входят в федеральный перечень учебников и соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Этот перечень может меняться, так как список учебников Минпросвещения утверждает каждый год заново. Школа определяет сама, по каким программам и учебникам из утвержденного списка она будет работать. В один год это могут быть одни учебники, в другой год – другие.

Посоветуйтесь со специалистами детского сада. Чтобы понять, что лучше подходит именно для вашего ребенка, поговорите с воспитателями и педагогом-психологом детского сада, чтобы выбрать наиболее подходящий ребенку вариант обучения. Можно прийти к ним за рекомендациями уже после того, как вы посетили близлежащие школы и ознакомились с их программами и бытовыми условиями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека если забыл его номер
  • Как найти в туле уролога
  • Чарт вконтакте как найти
  • Как телеграмме найти группу или канал
  • Как найти песню битлз