Как найти школу для ребенка с зпр

Куда отдать ребенка с зпр

В какой школе учиться с ЗПРР и АЧ?

Ребенок 5л 3 мес, в школу нам через 2 года получается (ну если все только совсем плохо не будет и еще на год позже врачи не отодвинут..)

ЗПРР, АЧ, ОНР-3, от сверстников отстаем года на полтора- два по развитию в целом сейчас. Разумеется лечимся, занимаемся, прогресс есть, но не такой быстрый, как хотелось бы.

К школе, т. е через 2 года, мне кажется, до нормы не дотянем все равно..((( Что ждет тогда ребенка, какая школа, если останутся у нас эти диагнозы: ЗПРР, Аутичные черты, ОНР-4 ?

Обычная школа с обычным классом, где можно учиться по индивидуальной программе? (обычную программу вряд ли вытянем. ) Или обычная школа с коррекционным классом, таких много вообще? ( мы в подмосковье, люберцы) Или школа ” энного” вида, т.е спецшкола, я так понимаю.

Какие будут варианты для особенного ребенка? и буду ли я иметь право выбирать и настаивать на своем варианте или с подобными диагнозами только куда возьмут. Заранее всем спасибо за ответы

Комментарии

1 надомное обучение”семейная школа”. учите сами сдаете экзамены со всеми. цпмпк не нужно.
2. надомное обучение через цпмпк с учителями
3. в обычной школе по адаптивной программе через цпмпк-в Люберцах это есть учится один мальчик, правда что это за школа я не знаю
4. в коррекционном классе обычной школы, тоже знаю мальчика в этом году идёт в школу
Ни о какой КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ не должно быть и речи.

ещё на год позже можно но это тоже и через цпмпк

Дочь отучилась в первом классе. Мы даже ПМПК перед этим не проходили — психолог отметила, что ребенок готов к школе и хочет получать знания.

Дочь действительно любит узнавать новое и всей душой ненавидит рутину. Про новое окружение даже не думали, а оказалось дочь не может быть в таком большом коллективе. Сейчас получили решение ПМПК о смене программы на 7.1, чтобы были логопед и дефектолог. У дочери вылезли нарушение школьных навыков (диграфия и дислексия), она за год заработала себе классический школьный невроз, усилилась самостимуляция и вылезла самоарессия, стала вокализировать и ходить по классу. Учительницу переставала слышать. Так что переводимся на домашнее (по мед показаниям) и будем ходить в школу только на индивидуальные занятия плюс коррекцию. Сейчас Москва и МО должны давать не менее 20 часов в неделю занятий + не менее 7 часов коррекции по программе 7.

Мой с ЗПР+ Онр 4 ст, тогда 3. Учится в школе 7 вида. У ребенка сохранён интеллект но на момент поступления в школу не умели читать, долго соображал в остальном, ещё было ММД. Говорил не как нормальный ребенок. В общем мы решили отдать туда, хотя были и те кому рекомендовали туда но пошли они в общеобразовательную. В 1 классе моему очень трудно было из за того что не читает и говорит плохо. Но с каждым годом становилось всё лучше. Сейчас закончили 4 класс без троек за год, но сейчас будут добавляться новые предметы и нагрузка на мозг будет больше. Лишь бы не съехал. Не пожалели что отдали туда т к в классе мало детей и каждому объясняют. Читать мой стал только в конце второй четверти 7 слов в минуту, в общеобразовательной его бы ждать не стали. Ну а вообще программа школа России у них, после 9 класса дают аттестат.

Все в ваших руках, я в прошлом году тоже сомневалась… Но за этот год у моего произошёл хороший скачок и в речи и в поведении. Логогруппа приносит плоды?

В общем, я сейчас не сомневаюсь что пойдем в оьычную школу) хотя нам ещё год.

вам бы поискать у себя там мам с подобными детьми и поговорить, как и что на практике.

индивидуальный подход в обычном классе малореализуем, чисто по знакомым сужу. у меня сын без отставания, но с сдвг, и по идее ему тоже в некоторых моментах нужен индивидуальный подход, даеже не особо напряжный — но нет его.

Куда отдать ребенка с зпр

Перед родителями детей с ЗПР всегда возникает вопрос о том, как организовывать образование ребенка с ЗПР и как подготовить его к школе. Есть несколько вариантов, таких как индивидуальное обучение со специалистами или родителями на дому. Можно пойти в специальные заведения, или же выбрать обычную школу. В основном, самым оптимальным вариантом кажется специальные учреждения и общеобразовательные школы, где есть классы для детей с ЗПР. Однако у многих все равно возникает вопрос о том, так ли необходимы отдельные школы для детей с задержкой психического развития, и как к ним готовиться.

Нужны ли детям с ЗПР специальные учебные заведения

Прежде всего, важно понимать, что в ситуации выбора учебного заведения трудно всем – и родителям, и ребенку. Взрослые не знают, на что ориентироваться, у них есть сомнения по поводу способа обучения. Но и будущему ученику тяжело пережить этот период, ведь часто родители начинают завышать к нему требования, давать задачи не по способностям и умениям. В том случае, если будет выбрана обычная школа, не избежать ситуации, в которой учитель будет недоволен успехами ученика с ЗПР, также как и родители, которые могут к тому же и ругать за неудачи.

Поэтому важно понимать особенности будущего школьника при выборе учебного заведения, как обычного, так и для детей с ЗПР.

Это заболевание приводит к тому, что у детей формируется индивидуальный ритм усвоения материала, поэтому обычный темп урока им не подходит. Такие школьники прекрасно осознают свои успехи и неудачи и сравнивают себя с другими учениками. Видя свое отставание, ребенок будет пытаться привлечь к себе внимание. Поэтому в классе может начаться плач, ученик будет проявлять агрессию, отказываться выполнять требования учителя.

Из-за трудностей в усвоении материала, а также нежелания взрослых уделять большое количество времени на совместный разбор тем, капризы начинаются и дома. Это заставляет взрослых задуматься о том, что пора переходит в класс для детей с ЗПР. Это будет правильное решение, если у родителей нет навыков и времени самим справиться с обучением.

Неважно, какое название у школы, главное подход учителей к обучению. Важно найти педагога, который сможет следовать нескольким правилам, и индивидуальный ритм восприятия только одно из них. Нельзя завышать требования к ребенку с ЗПР, так как его возможности не увеличатся от необходимости выполнить программу.

Чтобы не очутиться в такой ситуации, перед выбором школы необходимо протестировать возможности и не превышать их. Для этого заранее просматриваются программы учебных заведений, которые обычно доступны на сайте.

Но забрасывать на устоявшемся уровне развитие знаний и навыков нельзя. Наряду с обучением проводиться коррекция недостатков по специальному плану и процедуры для общего улучшения здоровья. Подобное внимание можно оказать только в специализированных заведениях, что является их преимуществом.

Есть несколько других отличительных черт, которые показывают, что ребенку с ЗПР действительно нужна специальная школа.

Во-первых, это маленькие классы. Это позволяет поддерживать контакт со сверстниками, но все равно получать достаточно внимания от учителя.

Во-вторых, такие классы предлагают идти по специальной адаптивной программе и дома, что приводит к успешным результатам обучения и коррекции. После того, как школьник догонит сверстников без задержки, он может перевестись в обычную школу. Но на начальных этапах все-таки стоит обратиться к специалистам и школам для детей с ЗПР.

Как подготовиться ребенку с ЗПР к обучению в школе

Прежде всего, необходимо четко следовать предписаниям, которые были получены от педагогов из дошкольного учебного заведения, которые уже занимались с ребенком. Также должны быть наработки от узкопрофильных специалистов, таких как логопед, дефектолог и детский психолог.

Далее, учителя и родители должны согласовать план по поводу адаптационного периода. В это время происходит привыкание к новой среде, и у пациента с ЗРП он гораздо дольше. Следует продумать то, как он будет привыкать к правилам, к расписанию, к людям и к занятиям. Надо быть готовым к тому, что он будет сопротивляться переменам, капризничать на уроках и отказываться идти на контакт. В таком случае необходимо добавить в учебный процесс игровых моментов, возможно, использовать те методики и упражнения, которые уже знакомы школьнику.

Если программа, которую учитель пытается донести, оказывается не по силам ученика, надо начать с повторения изученного, а новый материал упростить или изменить подачу. В некоторых случаях может понадобиться сопровождение детей с ЗПР в школе для стабилизации дисциплины. Это может быть как логопедическое сопровождение, так и дефектологическое сопровождение в школе. Это означает, что вместе с учеником на занятиях будет присутствовать логопед и дефектолог, помогающий на уроках.

Перед тем, как начнется новый учебный год, родители должны провести подготовку к школе. Во-первых, объяснить, что такое уроки, и что от детей там будут требовать. Далее подготовить к расписанию, возможно, попробовать позаниматься в школьном режиме дома. Заниматься дополнительно нет необходимости в том случае, если сохраняется регулярный режим коррекционных домашних упражнений.

Что касается покупки школьных принадлежностей, то тут необходимо ориентироваться как на стандартный список, так и на дополнительные требования учителя, которые вызваны индивидуальным подходом к обучению.

В чем разница между обычной школой и ЗПР?

В стандартной школе у учителей есть программа и время, за которое ее надо пройти. Каждая тема укладывается в отпущенные занятия, задержки невозможны, а тема заканчивается контрольной работой.

В классах для детей с ЗПР график более свободный, а программа легче. Преподаватель, даже в группах, а не на индивидуальных занятиях, прислушивается к детям и придерживается того темпа, который комфортен всем учащимся.

В обычных классах детей может быть более 30 человек, а в специальных группах не больше десяти. В результате получается уделить всем внимание. Это сказывается не только на качестве преподавания, но и на эмоциональном фоне ученика, который чувствует себя комфортно и спокойно.

В классе обычной школе ученика с ЗПР будут окружать дети, которые будут опережать его в учебе и в жизни класса, группы. В ЗПР-заведениях такого неравенства не будет, поэтому школьник не будет сравнивать себя с окружающими и чувствовать неудобство.

Как выбрать школу с ЗПР-классом

В Сети можно встретить довольно много жалоб, что в школах закрываются классы для детей с особенностями в психическом развитии. Это соответствует реальной ситуации, и родители могут столкнуться с тем, что ни в городе, ни в области такой школы не будет. В таком случае можно попытаться пройти в обычный класс, но сейчас в большинстве школ перед первым классом проводят вступительное тестирование.

Можно попробовать подыскать частное заведение. Приватные коррекционные организации для детей с ЗПР создаются не только как кружки, но и как садики и даже школы. При выборе такого заведение необходимо посмотреть на репутацию и отзывы на сайте и в Сети. Можно попросить программу, по которой занимаются, и посоветоваться со специалистами в том, насколько она эффективна.

Вот что говорят об обучении детей с ЗПР в разных школах родители:

Специальные школы Образовательные школы
Плюсы
Есть реальные примеры того, как дети выравнивались в таких заведениях и очень скоро переходили в обычные школы Строгое расписание хорошо дисциплинирует
Детям подходит индивидуальная размеренная программа обучения Вокруг другие школьники, что заставляет усерднее трудиться, чтобы быстрее догнать одноклассников
Хорошо стимулирует к учебе отсутствие «нагоняев» со стороны учителей – в ЗПР-классах учителя понимают, что такой подход не действует на их школьников.
Маленькие группы – за детьми хорошо следят
Минусы
Специальные классы очень тяжело найти Жестокость детей
Некоторые педагоги выбирают слишком мягкие методики и потакают капризам, Нет индивидуального подхода – школьник ничего не запоминает из-за быстрого темпа занятий

Выводы

Решение о выборе места учебы родители принимают самостоятельно, основываясь на способностях школьника и предписаниях специалистов. Рекомендуется выбирать специальные заведения, так как они построены таким образом, чтобы максимально комфортно влить детей с ЗПР в школьную среду. Занятия ориентированы не на простое прохождение программы, а на освоение навыков и коррекцию особенностях при задержке в развитии.

Обычные школы не считаются самым плохим вариантом, так как учителя все равно будут стараться подстроиться под всех своих учеников. Необходимо понимать, что на пятерки школьник с ЗПР учиться не будет, но углубит свои знания в кругу других детей.

Где учатся дети с ЗПР

Когда ребенок заканчивает детский сад и поступает в школу, нередко возникает ситуация, что маленький ученик с учебой не справляется, ведет себя довольно агрессивно, не может высидеть на одном месте и двадцати минут. Спустя какое-то время ребенка направляют к психологу и неврологу, и тут выясняется, что его психическое развитие отстает, у него – ЗПР.

Ситуация – ребенок с ЗПР в обычной школе

Таким детям сложно учиться в школе с обычной программой, они не могут усвоить материал, доступный их сверстникам, не отягощенным ЗПР. Для них предусмотрены специальные коррекционные школы, где учитываются особенности развития их психики, и разработаны адаптированные программы обучения.

Родители детей с ЗПР, еще до наступления школьного возраста знающие об отклонении, заранее готовят своего ребенка к обучению в коррекционной школе. Зачастую, еще за несколько лет до начала предполагаемого обучения, взрослые подыскивают оптимальное заведение, советуются со специалистами по адаптации.

Однако не редки и обратные ситуации: для родителей ребенка с ЗПР только их ребенок – образец и эталон. Они не принимают факт наличия отклонения, установленный врачебным специалистом. То, что ребенок бьет других детей в школе, не дает им спокойно слушать учителя и т.п., это проблема, по мнению таких родителей, самих других детей, в скандалах виноваты сами сверстники.

Такая ситуация не может длиться долго, от конфликта к конфликту терпение обычных учеников и их родителей слабеет, они обращаются к руководству школы, ставя вопрос о переводе возмутителя спокойствия в другое учебное заведение. Параллельно и учителя начинают быть тревогу, невольно становясь свидетелями избиения или унижения детей.

Выход есть – коррекционная школа

Директор школы в таком случае порекомендует родителям пройти Психолого-Медико-Педагогическую Комиссию (ПМПК), в ходе которой специалисты выдадут объективное заключение о состоянии развития психики ребенка. Далее, основываясь на заключении ПМПК и ее рекомендациях, ребенку подбирают необходимую форму и программу обучения.

Однако, если родители не дадут письменное согласие на такое обследование, проводить его не имеют права.

Резюмируя, детям с ЗПР оптимально учиться в коррекционных школах, специально адаптированных под их особенности. Там слабое внимание, недостаточный темп процессов психики, повышенная утомляемость и неустойчивость эмоций могут быть скорректированы специальной учебной программой и индивидуальным подходом. Нередко дети переходят на обучение в обычные школы и успешно учатся там наравне со сверстниками.

Загрузка…

Нельзя переоценить важность грамотного выбора учебного заведения для ребенка с задержкой психического развития. На школьное время припадает тот период, когда детей можно вытянуть, обучить, скорректировать отставание и социализировать.

инклюзивное образование

Многие эти функции должны выполнять не только родители, но и подготовленные специалисты в рамках учебного процесса. Осуществить это можно в специальных школах для детей с ЗПР. Они относятся к коррекционным заведениям, которых бывает всего 8 видов.

Заведения для младших школьников

Для обучения и коррекции детей с ЗПР созданы детские сады, которые охватывают и несколько школьных классов. Цель такого заведения в том, чтобы ученик дольше находился в кругу знакомых педагогов, с которыми уже налажен контакт. Дополнительное время отводится для того, чтобы успеть преодолеть трудности, связанные со здоровьем и закрепить базовые навыки. Параллельно с этой работой осваивается школьная программа, поэтому ученик будет полностью подготовлен, когда родители решат перевести его во второй или третий класс. Делается переход без резких стрессов, что положительно сказывается на эмоциональном фоне.

Статья в тему: Подготовка к школе детей с ЗПР. Выбор школы

Коррекционные школы разных видов

Даже если рассматривать только задержку в психическом развитии, можно увидеть, что нет четких границ, показывающих заболевание. Симптомы могут проявляться сильнее или слабее, а то и вовсе не быть симптомами. Помимо этого есть множество заболеваний похожего типа, требующих специальных учебных заведений.

Дети с ЗПР идут на обучение в 7-ой вид школ. Здесь занимаются восстановлением высших психических функций, обучают читать и говорить, борются с дислексией и алексией. В 8 виде школ обучаются умственно-отсталые дети, где заодно получают навыки  какой-либо профессии, так как они не могут обучаться в высшем учебном заведении.

зпр классы

В целом, коррекционные школы России не выглядят так плохо, потому что ориентированы на детей с проблемами. Но в обществе есть устоявшийся стереотип о закрытых интернатах, где дети только получают вред от такого обучения и времяпровождения.

При принятии решения о месте обучения необходимо учитывать индивидуальные параметры. Например, ученик может быть необучаем, а может просто плохо говорить из-за дефектов речи, но быть очень смышленым. Помочь в выборе могут логопеды, дефектологи, педиатры и родители детей с аналогичными проблемами, которые через это уже проходили. Совместное решение, к которому в итоге придут родители и врачи, покажет, насколько будущему школьнику необходимо общество детей с болезнями и готов ли он к социальной адаптации, школьной рутине и другим сложностям.

Не следует пренебрегать помощью ПМПК – психико-медико-педагогической комиссии. Ее назначают врачи, и именно там подыскивается ближайшее подходящее учебное заведение.

После того как на руках будет список школ, необходимо выполнить ряд действий, прежде чем подавать документы. Необходимую информацию о подготовке школы к обучению особенных детей можно узнать, позвонив администрации. Далее рекомендуется почитать отзывы в интернете и узнать мнение других родителей на соответствующих форумах.
классы зпр россия

Необходимо узнать качество образования, подход учителей, успехи детей и отношение других школьников. Обязательно личное знакомство с классным руководителем и одноклассниками. От окружения многое зависит. Личное посещение даст представление о школе в целом. Это чистота коридоров, классов, столовой и других помещений, порядок и дисциплина на перерывах.

В России достаточно школ для детей с ЗПР, то есть школ 7-го типа. Гораздо реже можно встретить другие коррекционные заведения. Однако тем, кто живет не в крупных городах, а в провинции, может не повезти. В таком случае остается только переезд и съем квартиры в другом городе.

Несмотря на трудности, любой человек в итоге может получить образование. Это подтверждается рядом законов РФ, в частности, Конституцией. В ней сказано, что каждый имеет право на образование, вне зависимости от диагноза. Поэтому государство должно обеспечить общедоступность и адаптивность системы образования.

После того как будет выбрана организация, необходимо собрать пакет документов. Родители оставляют за собой право не сообщать о диагнозе ученика.

Список школ, подходящих для детей с ЗПР

Город Название Координатор по инклюзии Адрес Контактный телефон

Москва

Средняя образовательная «Школа здоровья» №50 Самокиш Татьяна Хасановна Кропоткинский переулок, д.10 (499) 246-43-13
Средняя образовательная школа № 59 им. Н.В. Гоголя Борисевич Надежда Анатольевна Староконюшенный пер., д. 18 (499) 241-56-62
Центр образования № 2030 Колодяжная Нина Афанасьевна 2-ая Звенигородская ул., д. 8 (499) 795-19-20
Средняя образовательная школа №1060 Алхазова Анна Андреевна Стремянный переулок, д. 33/35 (499) 236-52-14
Средняя образовательная школа №661 Потапова Таисия Николаевна Ул. Покровка, д. 10 (495) 624-98-27

Новосибирск

Коррекционная школа-интернат №12 _ Искитим, Центральный микрорайон, 17а +7 (38343) 2‒49‒05
Специальная (коррекционная) школа-интернат №116 _ Новосибирск, Александра Невского, 40 +7 (383) 271‒35‒22
+7 (383) 271‒35‒55
+7 (383) 271‒35‒53
Специальная (коррекционная) школа-интернат №37 _ Прибрежная, 2 +7 (383) 209‒39‒51
Ростов-на-Дону Коррекционная школа-интернат №41 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья _ Днепровский переулок, 119 +7 (863) 223‒42‒55
Ростовская специальная школа-интернат №42 _ Леваневского, 34 +7 (863) 252‒97‒56
+7 (863) 254‒89‒33
Санкт-Петербург Школа-интернат №28 _ Герасимовская, 5 — 1-4 этаж +7 (812) 417‒53‒18
+7 (812) 543‒50‒26
Школа-интернат №9 _ Старцева, 7 +7 (812) 417‒64‒71
Омск Адаптивная школа-детский сад №76 _ 50 лет ВЛКСМ, 4г +7 (3812) 55‒33‒15
Адаптивная школа-интернат №7 _ Амурская 18-я, 1 +7 (3812) 61‒12‒07
+7 (3812) 61‒30‒81

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Статья в тему: Школы для детей с ЗПР в Украине

Выводы

Каждый гражданин России имеет право получить образование, и любой диагноз этому не проблема. Есть несколько вариантов мест обучения, которые зависят от типа школы. Также доступно домашнее обучение, однако оно противопоказано в тех случаях, когда дети в состоянии посещать школу. Это связано с тем, что обучение на дому влечет за собой социальную изоляцию. В это же время работа с педагогами и контакт с другими детьми может помочь как можно быстрее избавиться от симптомов задержки психического развития.

Загрузка…

Обновлено: 26.05.2023

Девочки здравствуйте, сыну в марте 7 лет, в этом году в школу, очень плохо говорит, устает при занятиях(занимаемся дома и частный логопед), психует, все время отвлекается, невролог поставил зпр, онр2 уровня, мпдикаментозное лечение что назначает все полностью соблюдаем, но результатов нет, считает, решает примеры, читает по слогам, но буквы часто путает, как пойдем в школу незнаю, переживаю что дети будут смеяться, он итак очень чувствительный, пмпк проходили 2 года назад, вот в ближайшие время возьмем и снова поедем, Как со школой было у вас? Подскажите пожалуйста, очень переживаю,у кого похожее было, в какую школу пошли, и по какой программе учились, спасибо за ответы

Зачем он решает примеры и читает по слогам? Вы уверены, что это обязательно до школы? У нас в школе рядом говорят не учите, всему научим в 1 классе.

У вас в городе есть речевые школы ? это 5 вида. Именно речевые , для детей с сохраненным интеллектом ?

Я конечно не знаю, у меня ребёнок ходил в логопедическую группу, но к школе так и не выговаривал несколько звуков. Диагнозов у нас нет. Не умел ни считать ни читать. Пошли в гимназию с лингвистическим уклоном. Просто тупо по прописке. Учительница попалась очень хорошая, всему научила, ходили к ней же на дополнительные каждый день по часу. Научился всему. Сейчас всё норм. Но выявили дисграфию, вот готовимся к комиссии. С остальными предметами всё ок. Сейчас в 3 классе, продолжаем заниматься с нашей учительницей, но уже 3 раза в неделю.

У меня дочь. В 5лет по комиссии диагноз алалия, речи не было. Лого сад не дали, т.к. исправлять было нечего, речи не было. Но попали на обследование в областную больницу, потом несколько раз лежали, лечились, появились слова. И начались мучения с дефектологом. В школу пошла в обычную, но по спец программе, не читала даже по слогам, но писала без проблем на слух, считала плохо. Во втором классе пмпк поставила дислексию (проблемы с чтением). Читать начала в начале третьего класса, причем сразу очень прилично, по слогам не читала. Но все эти годы с 5 до 10лет были регулярные занятия с дефектологом, параллельно проходили медикаментозное лечение у невролога.
Школа обычная, т.к. у нас в городе речевых нет, но класс я выбирала самый слабый. Сейчас учится нормально, заканчивает 4й класс. Но я все эти годы занимаюсь регулярно — сначала ставили речь, потом учили слышать звуки, читать, пересказывать, составлять описания. Работа с ребенком нужна постоянно. В этом году добавили репетитора по английскому, т.к. в школе уже сменилось 7преподов и в этом году занятия есть через раз и постоянного учителя нет. Логопед уже год не требуется. Если интеллект сохранен, то научить сложно, но можно.

У меня дочь. В 5лет по комиссии диагноз алалия, речи не было. Лого сад не дали, т.к. исправлять было нечего, речи не было. Но попали на обследование в областную больницу, потом несколько раз лежали, лечились, появились слова. И начались мучения с дефектологом. В школу пошла в обычную, но по спец программе, не читала даже по слогам, но писала без проблем на слух, считала плохо. Во втором классе пмпк поставила дислексию (проблемы с чтением). Читать начала в начале третьего класса, причем сразу очень прилично, по слогам не читала. Но все эти годы с 5 до 10лет были регулярные занятия с дефектологом, параллельно проходили медикаментозное лечение у невролога.
Школа обычная, т.к. у нас в городе речевых нет, но класс я выбирала самый слабый. Сейчас учится нормально, заканчивает 4й класс. Но я все эти годы занимаюсь регулярно — сначала ставили речь, потом учили слышать звуки, читать, пересказывать, составлять описания. Работа с ребенком нужна постоянно. В этом году добавили репетитора по английскому, т.к. в школе уже сменилось 7преподов и в этом году занятия есть через раз и постоянного учителя нет. Логопед уже год не требуется. Если интеллект сохранен, то научить сложно, но можно.

ЗПРР, АЧ, ОНР-3, от сверстников отстаем года на полтора- два по развитию в целом сейчас. Разумеется лечимся, занимаемся, прогресс есть, но не такой быстрый, как хотелось бы.

К школе, т. е через 2 года, мне кажется, до нормы не дотянем все равно..((( Что ждет тогда ребенка, какая школа, если останутся у нас эти диагнозы: ЗПРР, Аутичные черты, ОНР-4 ?

Какие будут варианты для особенного ребенка? и буду ли я иметь право выбирать и настаивать на своем варианте или с подобными диагнозами только куда возьмут. Заранее всем спасибо за ответы

Комментарии

ещё на год позже можно но это тоже и через цпмпк

Дочь отучилась в первом классе. Мы даже ПМПК перед этим не проходили — психолог отметила, что ребенок готов к школе и хочет получать знания.

Дочь действительно любит узнавать новое и всей душой ненавидит рутину. Про новое окружение даже не думали, а оказалось дочь не может быть в таком большом коллективе. Сейчас получили решение ПМПК о смене программы на 7.1, чтобы были логопед и дефектолог. У дочери вылезли нарушение школьных навыков (диграфия и дислексия), она за год заработала себе классический школьный невроз, усилилась самостимуляция и вылезла самоарессия, стала вокализировать и ходить по классу. Учительницу переставала слышать. Так что переводимся на домашнее (по мед показаниям) и будем ходить в школу только на индивидуальные занятия плюс коррекцию. Сейчас Москва и МО должны давать не менее 20 часов в неделю занятий + не менее 7 часов коррекции по программе 7.

Мой с ЗПР+ Онр 4 ст, тогда 3. Учится в школе 7 вида. У ребенка сохранён интеллект но на момент поступления в школу не умели читать, долго соображал в остальном, ещё было ММД. Говорил не как нормальный ребенок. В общем мы решили отдать туда, хотя были и те кому рекомендовали туда но пошли они в общеобразовательную. В 1 классе моему очень трудно было из за того что не читает и говорит плохо. Но с каждым годом становилось всё лучше. Сейчас закончили 4 класс без троек за год, но сейчас будут добавляться новые предметы и нагрузка на мозг будет больше. Лишь бы не съехал. Не пожалели что отдали туда т к в классе мало детей и каждому объясняют. Читать мой стал только в конце второй четверти 7 слов в минуту, в общеобразовательной его бы ждать не стали. Ну а вообще программа школа России у них, после 9 класса дают аттестат.

Все в ваших руках, я в прошлом году тоже сомневалась… Но за этот год у моего произошёл хороший скачок и в речи и в поведении. Логогруппа приносит плоды?

В общем, я сейчас не сомневаюсь что пойдем в оьычную школу) хотя нам ещё год.

вам бы поискать у себя там мам с подобными детьми и поговорить, как и что на практике.

индивидуальный подход в обычном классе малореализуем, чисто по знакомым сужу. у меня сын без отставания, но с сдвг, и по идее ему тоже в некоторых моментах нужен индивидуальный подход, даеже не особо напряжный — но нет его.

Куда отдать ребенка с зпр

Перед родителями детей с ЗПР всегда возникает вопрос о том, как организовывать образование ребенка с ЗПР и как подготовить его к школе. Есть несколько вариантов, таких как индивидуальное обучение со специалистами или родителями на дому. Можно пойти в специальные заведения, или же выбрать обычную школу. В основном, самым оптимальным вариантом кажется специальные учреждения и общеобразовательные школы, где есть классы для детей с ЗПР. Однако у многих все равно возникает вопрос о том, так ли необходимы отдельные школы для детей с задержкой психического развития, и как к ним готовиться.

Нужны ли детям с ЗПР специальные учебные заведения

Прежде всего, важно понимать, что в ситуации выбора учебного заведения трудно всем – и родителям, и ребенку. Взрослые не знают, на что ориентироваться, у них есть сомнения по поводу способа обучения. Но и будущему ученику тяжело пережить этот период, ведь часто родители начинают завышать к нему требования, давать задачи не по способностям и умениям. В том случае, если будет выбрана обычная школа, не избежать ситуации, в которой учитель будет недоволен успехами ученика с ЗПР, также как и родители, которые могут к тому же и ругать за неудачи.

Поэтому важно понимать особенности будущего школьника при выборе учебного заведения, как обычного, так и для детей с ЗПР.

Это заболевание приводит к тому, что у детей формируется индивидуальный ритм усвоения материала, поэтому обычный темп урока им не подходит. Такие школьники прекрасно осознают свои успехи и неудачи и сравнивают себя с другими учениками. Видя свое отставание, ребенок будет пытаться привлечь к себе внимание. Поэтому в классе может начаться плач, ученик будет проявлять агрессию, отказываться выполнять требования учителя.

Неважно, какое название у школы, главное подход учителей к обучению. Важно найти педагога, который сможет следовать нескольким правилам, и индивидуальный ритм восприятия только одно из них. Нельзя завышать требования к ребенку с ЗПР, так как его возможности не увеличатся от необходимости выполнить программу.

Чтобы не очутиться в такой ситуации, перед выбором школы необходимо протестировать возможности и не превышать их. Для этого заранее просматриваются программы учебных заведений, которые обычно доступны на сайте.

Но забрасывать на устоявшемся уровне развитие знаний и навыков нельзя. Наряду с обучением проводиться коррекция недостатков по специальному плану и процедуры для общего улучшения здоровья. Подобное внимание можно оказать только в специализированных заведениях, что является их преимуществом.

Есть несколько других отличительных черт, которые показывают, что ребенку с ЗПР действительно нужна специальная школа.

Во-первых, это маленькие классы. Это позволяет поддерживать контакт со сверстниками, но все равно получать достаточно внимания от учителя.

Во-вторых, такие классы предлагают идти по специальной адаптивной программе и дома, что приводит к успешным результатам обучения и коррекции. После того, как школьник догонит сверстников без задержки, он может перевестись в обычную школу. Но на начальных этапах все-таки стоит обратиться к специалистам и школам для детей с ЗПР.

Как подготовиться ребенку с ЗПР к обучению в школе

Прежде всего, необходимо четко следовать предписаниям, которые были получены от педагогов из дошкольного учебного заведения, которые уже занимались с ребенком. Также должны быть наработки от узкопрофильных специалистов, таких как логопед, дефектолог и детский психолог.

Далее, учителя и родители должны согласовать план по поводу адаптационного периода. В это время происходит привыкание к новой среде, и у пациента с ЗРП он гораздо дольше. Следует продумать то, как он будет привыкать к правилам, к расписанию, к людям и к занятиям. Надо быть готовым к тому, что он будет сопротивляться переменам, капризничать на уроках и отказываться идти на контакт. В таком случае необходимо добавить в учебный процесс игровых моментов, возможно, использовать те методики и упражнения, которые уже знакомы школьнику.

Если программа, которую учитель пытается донести, оказывается не по силам ученика, надо начать с повторения изученного, а новый материал упростить или изменить подачу. В некоторых случаях может понадобиться сопровождение детей с ЗПР в школе для стабилизации дисциплины. Это может быть как логопедическое сопровождение, так и дефектологическое сопровождение в школе. Это означает, что вместе с учеником на занятиях будет присутствовать логопед и дефектолог, помогающий на уроках.

Перед тем, как начнется новый учебный год, родители должны провести подготовку к школе. Во-первых, объяснить, что такое уроки, и что от детей там будут требовать. Далее подготовить к расписанию, возможно, попробовать позаниматься в школьном режиме дома. Заниматься дополнительно нет необходимости в том случае, если сохраняется регулярный режим коррекционных домашних упражнений.

Что касается покупки школьных принадлежностей, то тут необходимо ориентироваться как на стандартный список, так и на дополнительные требования учителя, которые вызваны индивидуальным подходом к обучению.

В чем разница между обычной школой и ЗПР?

В стандартной школе у учителей есть программа и время, за которое ее надо пройти. Каждая тема укладывается в отпущенные занятия, задержки невозможны, а тема заканчивается контрольной работой.

В классах для детей с ЗПР график более свободный, а программа легче. Преподаватель, даже в группах, а не на индивидуальных занятиях, прислушивается к детям и придерживается того темпа, который комфортен всем учащимся.

В обычных классах детей может быть более 30 человек, а в специальных группах не больше десяти. В результате получается уделить всем внимание. Это сказывается не только на качестве преподавания, но и на эмоциональном фоне ученика, который чувствует себя комфортно и спокойно.

В классе обычной школе ученика с ЗПР будут окружать дети, которые будут опережать его в учебе и в жизни класса, группы. В ЗПР-заведениях такого неравенства не будет, поэтому школьник не будет сравнивать себя с окружающими и чувствовать неудобство.

Как выбрать школу с ЗПР-классом

В Сети можно встретить довольно много жалоб, что в школах закрываются классы для детей с особенностями в психическом развитии. Это соответствует реальной ситуации, и родители могут столкнуться с тем, что ни в городе, ни в области такой школы не будет. В таком случае можно попытаться пройти в обычный класс, но сейчас в большинстве школ перед первым классом проводят вступительное тестирование.

Можно попробовать подыскать частное заведение. Приватные коррекционные организации для детей с ЗПР создаются не только как кружки, но и как садики и даже школы. При выборе такого заведение необходимо посмотреть на репутацию и отзывы на сайте и в Сети. Можно попросить программу, по которой занимаются, и посоветоваться со специалистами в том, насколько она эффективна.

Вот что говорят об обучении детей с ЗПР в разных школах родители:

Выводы

Решение о выборе места учебы родители принимают самостоятельно, основываясь на способностях школьника и предписаниях специалистов. Рекомендуется выбирать специальные заведения, так как они построены таким образом, чтобы максимально комфортно влить детей с ЗПР в школьную среду. Занятия ориентированы не на простое прохождение программы, а на освоение навыков и коррекцию особенностях при задержке в развитии.

Обычные школы не считаются самым плохим вариантом, так как учителя все равно будут стараться подстроиться под всех своих учеников. Необходимо понимать, что на пятерки школьник с ЗПР учиться не будет, но углубит свои знания в кругу других детей.

Где учатся дети с ЗПР

Когда ребенок заканчивает детский сад и поступает в школу, нередко возникает ситуация, что маленький ученик с учебой не справляется, ведет себя довольно агрессивно, не может высидеть на одном месте и двадцати минут. Спустя какое-то время ребенка направляют к психологу и неврологу, и тут выясняется, что его психическое развитие отстает, у него — ЗПР.

Ситуация — ребенок с ЗПР в обычной школе

Таким детям сложно учиться в школе с обычной программой, они не могут усвоить материал, доступный их сверстникам, не отягощенным ЗПР. Для них предусмотрены специальные коррекционные школы, где учитываются особенности развития их психики, и разработаны адаптированные программы обучения.

Родители детей с ЗПР, еще до наступления школьного возраста знающие об отклонении, заранее готовят своего ребенка к обучению в коррекционной школе. Зачастую, еще за несколько лет до начала предполагаемого обучения, взрослые подыскивают оптимальное заведение, советуются со специалистами по адаптации.

Однако не редки и обратные ситуации: для родителей ребенка с ЗПР только их ребенок – образец и эталон. Они не принимают факт наличия отклонения, установленный врачебным специалистом. То, что ребенок бьет других детей в школе, не дает им спокойно слушать учителя и т.п., это проблема, по мнению таких родителей, самих других детей, в скандалах виноваты сами сверстники.

Такая ситуация не может длиться долго, от конфликта к конфликту терпение обычных учеников и их родителей слабеет, они обращаются к руководству школы, ставя вопрос о переводе возмутителя спокойствия в другое учебное заведение. Параллельно и учителя начинают быть тревогу, невольно становясь свидетелями избиения или унижения детей.

Выход есть — коррекционная школа

Директор школы в таком случае порекомендует родителям пройти Психолого-Медико-Педагогическую Комиссию (ПМПК), в ходе которой специалисты выдадут объективное заключение о состоянии развития психики ребенка. Далее, основываясь на заключении ПМПК и ее рекомендациях, ребенку подбирают необходимую форму и программу обучения.

Однако, если родители не дадут письменное согласие на такое обследование, проводить его не имеют права.

Резюмируя, детям с ЗПР оптимально учиться в коррекционных школах, специально адаптированных под их особенности. Там слабое внимание, недостаточный темп процессов психики, повышенная утомляемость и неустойчивость эмоций могут быть скорректированы специальной учебной программой и индивидуальным подходом. Нередко дети переходят на обучение в обычные школы и успешно учатся там наравне со сверстниками.

Ситуация след: ребенку в апреле будет 7 лет. Ходит в группу для детей с ЗПР. У психиатора стоит диагнозы F84.6/F83 — в общем ЗПР одним словом. Занимаются они там в группе по учебникам серии » школа 2100″ ( . ). Логопед говорит, что слабая группа — в прошлом году они еще по какому-то более крутому учебнику занимались. В группе есть дефектолог и логопед. У логопеда есть претензии к ребенку ( ну не хочет ребенок почему то с ней заниматься + моторика слабовата ). У дефектолога кроме моторики особых претензий к развитию нет. Месяц назад логопед начал недвусмысленно намекать на то чтоб они будут рекомендовать на комиссию «коррекционную школу N 13 ( ну это как раз VIII вид — ну само собой они это прямо не говорят ), т к ребенок «коррекционный» и не потянет массовую школу после 5 класса — можете и не пытаться. «. Одновременно наблюдаемся у психиатора, пьем весь набор ( сонопакс, тиралиджен и т п ) — на последнем приеме — сказали что у ребенка виден прогресс, есть конечно ЗПР ( не норма это точно ) но не из «70-серии». Наблюдающий психиатр одновременно является председателем ПМПК местной городской. Я посмотрел «карту-схему» данного садика — там вообще написано, что обязанности консультировать родителей по поводу развития ребенка лежит на дефектологе, а не логопеде ( там в обязанностях логопеда — только звуки ставить + речь корректировать ).
Что касается ребенка то при классе 35 человек он действительно вряд ли потянет программу, но при индивидуальном подходе — потянет и нам никак не хочется сразу идти в VIII вид ( хочется все таки побарахтаться пару лет ). Школы VII вида в районе практически нет ( точнее есть но там помоему все забито на 10 лет вперед и видимо поэтому этот садик особно туда не стремится отправлять детей ( хотя опять же в уставе написано — что всех отправляют :) ) ). В связи с этим вопрос: как грамотно поступить в данной ситуации ? Диагноз УО должен ставить психиатр ( а он его слава богу пока не ставит ). И какое заключение может написать логопед в данном случае ( он же не напишет — рекомендуется обучение по такому-то виду — ведь это обязанность опять же психиатора ? Ну напишут — моторика слабая — но это опять же не диагноз УО ? ). Или логопед ждет чтобы мы сами признали этот диагноз ? И вообще как такого «пограничного» ребенка учить ?

Вы на пмпк были? Рекомендации по виду обучения они дают, а логопед может просто написать в обходном листе свое заключение. Все равно на комиссии свой логопед, он будет смотреть. И читать заключение не только логопеда, но и психиатра, и невропатолога.
Что вы заранее переживаете? Никто ребенка в 8 вид просто так не отправит, да и последнее слово все равно за родителями.

только ПМПК рекомендует в какого виду школе обучаться! Во многих школах есть классы седьмого вида.
А район у вас какой? И город?

Может, подскажете, в каких школах есть такие классы? В Управлении образования сказали, что в этом учебном году таких классов в нашем районе нет. В других — сказали — тоже.

Чкаловский район. Родители при подаче документов в 1 класс должны отметить, что им нужен класс ЗПР. Если таких родителей, например, 10 человек — то, конечно, класс ЗПР никто не откроет. Вот и все.

Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.

Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова «нарушение», «коррекционный» применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.

Виды особых и коррекционных школ

По закону. Виды коррекционных школ

Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.

Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые «условия». И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.

А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.

Школы особого вида

  • 1 вида — для глухих
  • 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
  • 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
  • 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
  • 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 7 вида — для детей с задержкой психического развития
  • 8 вида — для детей с умственной отсталостью

Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в «обыкновенное» учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Это учителя не умеют его учить» (и они зачастую действительно не умеют). «С ним надо больше заниматься» (да — если знать, как именно). «Надо просто построже спрашивать» (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в «отстающие» не хочется. Да и страшно — вдруг «слабый» старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с «проблемными» детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.

Каких детей обучают в коррекционных школах

Что же на другой чаше весов?

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа. Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо «класса для дураков». Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения («За кем он будет тянуться?» — спрашивают родители). Наконец — «Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития». Для многих — невыносимо.

Доктор, дай лапу!

Все вместе: инклюзивные школы

Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.

Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.

Казнить нельзя помиловать

Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.

Прямая речь

Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):

«Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое».

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Читайте также:

      

  • Кукурузная каша как в детском саду
  •   

  • Чем прославилась княгиня ольга кратко
  •   

  • Основы психолого педагогического сопровождения детско родительских отношений в начальной школе
  •   

  • Что следует понимать под социальной средой кратко
  •   

  • Что такое тайга определение кратко

Данный материал не является рекламой, носит информационный характер и отражает оценочное мнение автора. Все позиции рейтинга подобраны, исходя из разработанных критериев отбора. Перед совершением покупки необходима консультация специалиста.

Детям, у которых на момент поступления в школу диагностированы нарушения в физическом, речевом, психическом развитии, рекомендовано обучение в специальных общеобразовательных учреждениях. Их задача — обеспечить благоприятные условия для минимально необходимого образования, социально-бытовой подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья. Представляем рейтинг лучших коррекционных школ в Москве в 2023 году с описанием достоинств и недостатков.

Содержание

  • 1 Коррекционная школа: плюсы и минусы
  • 2 Виды
  • 3 Как выбрать коррекционную школу
    • 3.1 Критерии выбора
    • 3.2 Советы ПМПК
    • 3.3 Личное посещение
  • 4 Рейтинг коррекционных школ в Москве в 2023 году
    • 4.1
      СКОШИ №17 VI вида

    • 4.2
      СКШ №991 VIII вида

    • 4.3
      СКШ №567 VIII вида

    • 4.4
      СКОШИ №1 III — IV вида

    • 4.5
      СКОШИ №2 IV вида

    • 4.6
      СКШ №532 VIII вида

    • 4.7
      СКШИ №108 VIII вида

    • 4.8
      Школа-интернат №626 им.Н.И.Сац (корпус №5) V вида

Коррекционная школа: плюсы и минусы

Некоторые родители впадают в отчаянье, получив направление ПМПК в коррекционную школу. Так ли это страшно, рассмотрим ниже.

Ребенку необходима полноценная социализация в коллективе сверстников, он не должен чувствовать себя «белой вороной», плакать от бессилия, выполняя задание, которое у остальных учеников не вызывает никаких затруднений. Составим перечень плюсов и минусов таких учреждений.

Достоинства:

  • благоприятные условия обучения;
  • адаптированная образовательная программа;
  • малая наполняемость классов;
  • посильные требования;
  • наставники со специальным образованием;
  • подход к каждому воспитаннику;
  • всесторонняя коррекция недуга;
  • методическая и консультационная помощь родителям;
  • медицинское и психологическое сопровождение;
  • акцент на профориентационной помощи;
  • нет лишних учебных предметов и знаний;
  • овладение рабочей профессией.

Недостатки:

  • негативное общественное мнение;
  • нет примера для подражания в лице успешных учеников.

Виды

Рассмотрим, какие бывают коррекционные школы:

  • I вида — для глухих: компенсация слуха проводится посредством использования исправления произношения, социально-бытовой ориентировки, специальной аппаратуры;
  • II вида — для слабослышащих, позднооглохших: восстановление слуховых способностей, речевая практика;
  • III вида — для слепых: компенсация слепоты, сложных расстройств, приводящих к потере зрения;
  • IV вида — для слабовидящих: частичное или полное восстановление остроты зрения с помощью тифлооборудования;
  • V вида — с тяжелыми речевыми патологиями, недоразвитием речи: интенсивная коррекция дефекта;
  • VI вида — с нарушением опорно-двигательного аппарата: детский церебральный паралич (ДЦП) разных форм и степени тяжести, спинно- и черепно-мозговые травмы с частичной или полной потерей двигательных функций, на восстановление и компенсацию которых направлена работа;
  • VII вида — с ЗПР с положительной перспективой: в результате правильной коррекции возможен перевод в массовую школу;
  • VIII вида — с умственной отсталостью (олигофрения, аутизм): общественная адаптация, углубленная трудовая подготовка. За девять лет учащиеся проходят материал начальной школы, получают профессию по рабочей специальности.

Как выбрать коррекционную школу

Принимаются дети школьного возраста при наличии письменного согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В Москве и МО таких школ огромное количество, расположенных по разным районам и округам столицы.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.

Советы ПМПК

Обычно после прохождения ПМПК специалисты дают родителям советы, в какое именно коррекционное заведение лучше отдать ребенка, исходя из степени тяжести и характеристики нарушения здоровья, чтобы максимально развить способности, компенсировать психические и физические недостатки.

Личное посещение

Личное посещение и знакомство с руководством и педагогами необходимо, чтобы убедиться в дисциплине, чистоте, заботе о детях.

Важные моменты при посещении:

  • являются ли логопед, психолог, дефектолог приходящими или штатными;
  • место в рейтинге общеобразовательных учреждений данного вида в городе;
  • есть ли группа продленного дня;
  • какова наполняемость классов;
  • какое общее впечатление.

Рейтинг коррекционных школ в Москве в 2023 году

Предлагаем список самых хороших, по мнению родителей и учащихся, популярных коррекционных школ в столице по округам, с указанием контактов, расположения, обзором особенностей каждой.

СКОШИ №17 VI вида

Административный округ: Юго-Западный
Адрес: ул.Профсоюзная, 62
☎+7 (499) 128-7612
График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием
Режим работы: пон.07.30 -пят. 18.00
Директор: Сяфуков Марат Рафикович
Год основания: 2015

Учебное заведение находится в Обручевском районе, рядом со станцией метро Новые Черемушки. Здесь двенадцатилетнее обучение, общеобразовательные, коррекционные классы, практикуется углубленное изучение отдельных предметов с 6 по 11 классы. Принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП с сохранным интеллектом. Предоставляется бесплатное проживание с пяти-разовым питанием. Собственный бассейн. Для вовлечения каждого воспитанника во внеклассную деятельность проводятся секции и кружки:

  • рисунок на компьютере;
  • журналистика;
  • макраме;
  • роспись по дереву;
  • переплетное дело;
  • поэтический клуб;
  • музыкальная студия;
  • клуб радиолюбителей;
  • ритмика;
  • студия ИЗО.

Возможна заочная форма обучения с проживанием дома. Школьники постоянно участвуют в спартакиаде «Надежда», Всероссийской олимпиаде, занимая призовые места. Для всех желающих поступить в престижные московские вузы создан проект «Кружок от чемпионов» Ассоциации победителей олимпиад.
Ежегодно проводится фестиваль «Наши общие возможности — наши общие результаты» от Межрайонного Совета Директоров. Увлекательные познавательные мероприятия на пяти площадках:

  1. инженерная;
  2. медицинская;
  3. социально-гуманитарная;
  4. спортивно-интеллектуальная;
  5. экономическая.

У большинства выпускников остаются самые приятные воспоминания, положительные отзывы о заведении. Здесь работают неравнодушные к судьбам воспитанников люди, администрация тщательно подходит к подбору кадров.

В оздоровительные мероприятия входят:

  • бассейн;
  • массаж;
  • физиотерапия;
  • иглоукалывание;
  • ЛФК.

Достоинства:

  • забота, внимание;
  • высокий уровень коррекционно-образовательной работы;
  • профессиональные сотрудники;
  • чистота, уют;
  • активное участие в городских и всероссийских мероприятиях;
  • проведение фестиваля;
  • большой выбор кружков;
  • система оздоровления;
  • собственный бассейн;
  • пяти-разовое питание.

Недостатки:

  • здание требует ремонта.

СКШ №991 VIII вида

Административный округ: Южный
Адрес: ул.Шипиловская, 59 корпус 2
☎+7 (495) 395-1212
График работы: пятидневная учебная неделя в одну смену
Режим работы: пон.-пят. 08.00 — 18.00
Директор: Маркова Татьяна Владимировна
Год основания: 1988

Одна из самых известных столичных коррекционных школ VIII вида с двумя рабочими адаптированными образовательными программами в зависимости от степени умственной отсталости. Расположена за МКАД в шаговой доступности от станции метро Шипиловская.

Заведение рассчитано на 200 школьников, по окончании выдается справка о прослушанном базовом курсе школьной программы.

Много внимания уделяется кружковой работе по трем направлениям:

  1. художественное;
  2. социально-педагогическое;
  3. физкультурно-оздоровительное.

Платные услуги не оказываются, финансирование осуществляется полностью за счет бюджета округа. Работают:

  • дефектологи;
  • психолог;
  • логопед;
  • социальный педагог.

Ежедневно в медпункте принимает медсестра, один раз в неделю работает врач-педиатр.
Имеется спортзал, библиотека, компьютерный, актовый залы, пять оборудованных мастерских для практических занятий:

  • две швейные;
  • две столярные;
  • одна переплетная.

Учебные кабинеты оснащены компьютерной техникой, аудио-, видеоаппаратурой. Предоставляется бесплатное двухразовое питание в столовой на 120 мест.

Достоинства:

  • хороший ремонт и оснащение;
  • акцент на будущую трудовую деятельность;
  • программы кружковой работы;
  • штатные специалисты;
  • опытные преподаватели.

Недостатки:

  • не выявлены.

СКШ №567 VIII вида

Административный округ: Южный
Адрес: Черноморский б-р, 8
☎+7 (499) 610-1930
График работы: пятидневная учебная неделя
Режим работы: пон.-пят. 08.00 — 17.40
Директор: Мухина Ирина Федоровна
Год основания: 1973

Учреждение для обучения умственно отсталых расположено в Нагорном районе столицы, недалеко от станций метро Чертановская, Варшавская. Основные задачи:

  • подход к каждому;
  • компенсация дефектов;
  • исправление поведения;
  • трудовая подготовка;
  • социальная адаптация.

Школьники с умственными отклонениями изучают специальные программы, занимаются в кружках и секциях. Школа работает в одну смену, полный день, в режиме пятидневной учебной недели. Налажено горячее питание, дважды в день организованные прогулки. Возможно домашнее обучение для тех, кто не имеет возможности посещать школу.
Все кабинеты оснащены современным оборудованием, интерактивными досками, компьютерами, подключен интернет, есть несколько мастерских для уроков труда. Выпускники получают профессию по одной из рабочих специальностей:

  • швея;
  • слесарь;
  • столяр;
  • переплетчик.

Со школой сотрудничает трамвайное депо и ОАО «Упаковка», трудоустраивая выпускников, предоставляя возможность прохождения практических занятий старшеклассников.

Достоинства:

  • овладение рабочей специальностью;
  • сотрудничество с предприятиями города;
  • трудоустройство выпускников;
  • хорошая материально-техническая база;
  • отзывчивые учителя;
  • индивидуальный подход;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • вкусное горячее питание;
  • высококлассные дефектологи, логопеды.

Недостатки:

  • неудобное расположение.

СКОШИ №1 III — IV вида

Административный округ:
Адрес: ул.3-я Мытищинская, 5
☎+7 (495) 687-5501
График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием
Режим работы: пон.07.30 -пят. 20.00
Директор: Вишнивецкий Иван Владимирович
Год основания: 1882

Единственное в городе учреждение для обучения и реабилитации детей-инвалидов по зрению:

  • полностью слепых;
  • с глубокими нарушениями зрения;
  • слабовидящих.

Старейшая в городе коррекционная школа расположена в четырехэтажном здании в Алексеевском районе рядом со станцией метро Алексеевская. Двенадцатилетнее обучение ведется по основным образовательным программам, углубленных и профильных классов нет. Из 300 учащихся доля тотально слепых составляет 80%. В учреждении есть кабинеты, спальни, актовый, спортивный залы, медицинские кабинеты, кухня, столовая, учебно-производственные мастерские. На территории, помимо спортивных и игровых, обустроены сенсорные площадки для ориентировки в пространстве.

Здесь осваивают:

  • компьютерные навыки;
  • ручное и машинное вязание;
  • макраме;
  • пространственную ориентировку;
  • владение тростью;
  • мимику, пантомимику;
  • осязательное восприятие окружающего мира.

Формирование навыков чтения и письма осуществляется с применением системы Брайля. Работает кружок пластилиновой живописи, музыкально-вокальная студия.

Заведение функционирует в режиме пятидневки, с уходом на выходные домой. Подъем в 7.00, отбой в 22.00. Организовано пяти-разовое горячее питание, подготовка домашнего задания. Уроки проводятся с 8.30 до 15.10 по 45 минут. В общеобразовательных классах обучается по 8 человек, в коррекционных — от 3 до 5. Большинство воспитанников ежедневно приезжают на уроки и возвращаются домой после занятий. Для родителей открыт клуб «Мир открытий и взаимодействия». Стоимость кружков — 800 рублей в месяц. Интернат является научно-методическим центром страны в области тифлопедагогики.

Достоинства:

  • возможность круглосуточного пребывания;
  • малая комплектация классов;
  • высокий профессионализм педколлектива;
  • научно-методические разработки;
  • большой спектр осваиваемых навыков;
  • хорошая социальная адаптация;
  • акцент на трудовую деятельность;
  • клуб для родителей;
  • хорошее оснащение;
  • удобное расположение.

Недостатки:

  • не выявлены.

СКОШИ №2 IV вида

Административный округ: Северный
Адрес: Большой Коптевский пр., 5
☎+7 (499) 152-7266
График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным проживанием
Режим работы: пон.08.00 — пят. 22.00
Директор: Суворов Павел Андреевич
Год основания: 1963

Школа для детей с нарушениями зрения находится в районе Аэропорт, рядом со станцией метро Аэропорт, ежегодно обучает около 300 человек по специальной программе для слабовидящих, растянутой на 12 лет. Для каждого составляется индивидуальный учебно-коррекционный план. В классах не более 10 человек. Домой можно уйти сразу по окончании уроков или после продленки в 19.00. Есть школьники, остающиеся на пятидневку, в основном это жители Подмосковья и дальних районов города.

Осуществляется внеклассная работа по направлениям:

  • техническое;
  • физкультурно-спортивное;
  • естественнонаучное;
  • социально-педагогическое;
  • туристическо-краеведческое;
  • художественное.

Все занятия проводятся бесплатно.
Систему оздоровительных мероприятий осуществляют:

  • тифлопсихолог;
  • логопед;
  • офтальмолог;
  • педиатр;
  • психолог;
  • дефектолог.

У заведения благоустроенная территория с отличным озеленением, на которой расположены спортивные площадки, детский игровой городок.

Достоинства:

  • качественное образование;
  • хорошая коррекционная работа;
  • высококвалифицированные тифлопедагоги, воспитатели, учителя;
  • разнообразие оздоровления;
  • бесплатные секции, кружки;
  • удобное расположение;
  • малая наполняемость классов;
  • группа продленного дня;
  • возможность круглосуточного проживания.

Недостатки:

  • не выявлены.

СКШ №532 VIII вида

Административный округ: Центральный
Адрес: ул.Пятницкая, 46 стр.3
☎+7 (495) 953-5832
График работы: пятидневная учебная неделя
Режим работы: пон.-пят. 09.00 — 14.10
Директор: Кремнева Светлана Николаевна
Год основания: 1973

Образовательное учреждение компенсирующего типа для детей с дефектами интеллекта находится в районе Замоскворечье рядом со станциями метро Третьяковская, Новокузнецкая. Педколлектив прилагает все усилия для того, чтобы дети с нарушениями интеллекта могли интегрироваться в обществе, развивали способности, чувствовали заботу и любовь. Система воспитательной и коррекционной работы включает в себя:

  • уроки обще-соматического развития;
  • краеведческую деятельность;
  • занятия по адаптации в социуме.

Огромное внимание уделяется урокам труда, начиная с подготовительного этапа в 5 классе, заканчивая профильным в 9-ом. Образовательный маршрут продолжается после окончания школы в колледжах Москвы и МО по направлениям:

  • легкой промышленности;
  • ландшафтного дизайна;
  • технологических;
  • строительных;
  • полиграфических;
  • сферы услуг.

Достоинства:

  • хорошая подготовка к самостоятельной жизни;
  • отзывчивые квалифицированные педагоги;
  • современное оборудование;
  • малая наполняемость классов;
  • оснащенные мастерские;
  • гарантия трудоустройства, поступления в колледж.

Недостатки:

  • не выявлены.

СКШИ №108 VIII вида

Административный округ: Юго-Западный
Адрес: Ленинский пр-т, 97 корп.2
☎+7 (499) 132-5538
График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием
Режим работы: пон. 7.30 — пят. 21.00
Директор: Бажанова Галина Павловна
Год основания: 2014

В школу принимаются дети с нарушением интеллекта в возрасте шести с половиной лет. За девять лет обучения усваивается программа начальной школы, профильные трудовые навыки. Здесь работают неравнодушные люди, которые с добротой и пониманием относятся к каждому из 400 учащихся. Уроки проводятся в классах наполняемостью не более 17 человек.

В коррекционные занятия включаются обязательные элементы:

  • ЛФК;
  • развитие сенсорных процессов;
  • психомоторика;
  • логопедия.

Многие затем поступают в колледжи города для овладения рабочими специальностями. Самыми популярными у ребят являются:

  • швея;
  • столяр;
  • рабочий по озеленению;
  • штукатур-маляр.

Достоинства:

  • индивидуальный образовательный маршрут;
  • внимание и деликатность в общении с детьми;
  • богатая материально-техническая база;
  • бесплатные кружки;
  • хорошая практическая подготовка по рабочим специальностям;
  • всесторонняя компенсация дефектов умственного развития.

Недостатки:

  • однообразное питание.

Школа-интернат №626 им.Н.И.Сац (корпус №5) V вида

Административный округ: Юго-Западный
Адрес: ул.Нагорная, 22
☎+7 (499) 127-4614
График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием
Режим работы: пон. 07.00 — пят. 21.00
Директор: Тырсин Денис Геннадьевич
Год основания: 1967

Образовательное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи работает в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. Обустроены оснащенные кабинеты, просторные спальни, кухня и столовая с пяти-разовым горячим питанием. Также спортивный и актовый залы, библиотека, медицинский кабинет, комнаты логопеда, психолога. Опытные преподаватели работают над качественной подачей программного материала, проведением эффективных компенсирующих занятий, полноценной интеграции в социуме. Много внимания уделяется внеклассным делам и трудовому обучению. Это помогает полностью развить личностные качества, творческие способности, подготовить к будущему самостоятельному труду.

Пришкольная территория систематически благоустраивается путем покоса газонной травы, промывки асфальтированных участков, обрезки кустарников. Установлены новые карусели на игровой площадке. По желанию воспитанники круглосуточно пребывают в интернате либо уходят после продленки домой. Плата за присмотр в группе продленного дня составляет 3100 рублей в месяц. Родители оплачивают кружки и секции, от 2500 до 5000 рублей в месяц:

  • танцевальные студии;
  • кружок английского языка;
  • кружок китайского языка;
  • секция по баскетболу;
  • секция по дзюдо;
  • художественная гимнастика;
  • шахматный клуб;
  • рисование нетрадиционными методами;
  • кружок мягкой игрушки.

При проведении логопедических занятий используются развивающие методики, что позволяет компенсировать и исправлять даже сложные расстройства речи.

Достоинства:

  • сильный преподавательский состав;
  • опытные логопеды;
  • методики работы при ТНР;
  • условия для круглосуточного пребывания;
  • современное оборудование;
  • заботливые воспитатели в интернате;
  • спектр дополнительного образования;
  • чистота в здании, на территории.

Недостатки:

  • высокие цены на некоторые кружки.


Какую коррекционную школу лучше выбрать, каждый родитель решает сам. Приведенный рейтинг популярных в Москве и Подмосковье заведений призван помочь сделать верный выбор места, где ребенку с ограниченными возможностями здоровья помогут получить среднее образование, стать полноценным членом общества, найти призвание.

Обучение детей с ЗПР

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 21 августа, 2019

Обновлено: 6 февраля, 2023

Девочка с ЗПР держит чистую книгу

С каждым годом, детей с ЗПР становится все больше, им требуется обучение, учитывающее их особенности, специфику взросления. И позволяющее интегрироваться в общество, максимально развить свои способности.

Современные педагоги и психологи считают ребят с таким диагнозом обучаемыми, способными освоить необходимые навыки для жизни в социуме. Однако, чтобы дать необходимое образование детям с ЗПР, взрослым необходимо обладать специальными знаниями и квалификацией.

Содержание статьи:

  • 1 Особенности обучения
  • 2 Варианты обучения детей с ЗПР
    • 2.1 Специализированное обучение
  • 3 Список использованной литературы

Особенности обучения

Диагноз «задержка психического развития» ставится ребенку до начала полового созревания. Он означает, что какие-то из психических функций мозга развиваются медленнее, чем у сверстников, из-за чего возникают некоторые трудности в развитии. Как правило, у детей с ЗПР страдает обучаемость.

Фактически, при начатой вовремя коррекционной работе, к периоду полового созревания подростки выравниваются со сверстниками и в дальнейшем ведут общепринятую жизнь. Практически ничем не выделяясь на фоне одногодок.

Если после 13-14 лет ребенок все еще выказывает признаки ЗПР, его диагноз пересматривается.

Речь может идти об инфантилизме и умственной отсталости.

Мальчик не может решить прстой пример

Часто задержку психического развития выявляют уже к 3 годам, что позволяет начать коррекционные мероприятия с самого младшего возраста. Подготавливать к обучению такого ребенка начинают раньше, чем его сверстников. Ему сложнее освоить даже простые навыки, научиться учиться.

Работа с особенными малышами требует от педагогов и родителей терпения и специальных навыков. Потому что даже несложное для сверстника задание, будет представлять для ребенка с ЗПР серьезные затруднения.

Условия результативного обучения:

  • Учитывает уровень и специфику конкретного ребенка.
  • Работа только в небольших группах с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.

Мама читает ребенку с ЗПР книгу

  • Вовлеченность родителей, родственников. Обучаемость детей с ЗПР зависит еще и от желания и умения работать с ними не только педагогов в специальных учреждениях, но и родителей. Ведь времени на освоение даже простейших навыков, деткам необходимо больше.
  • Контроль динамики показателей. Постоянно проводятся специальные тесты, отслеживающие развитость основных психических функций.
  • Многозадачность процесса. Одно упражнение направленно на развитие нескольких способностей одновременно.

Перед тем, как определить школу, в которой будет проводиться обучение детей с ЗПР, устанавливают разновидность диагноза. Каждая из них имеет особенности, определяющие, где обучаются дети с ЗПР:

  • Церебрально-органическая считается сложной с педагогической точки зрения, так как дети безразлично относятся к окружающему, страдают инертностью мышления. Педагогические мероприятия основываются на работе по коррекции проявлений патологии ЦНС.
  • Психогенная. Возникает вследствие психологических травм, поэтому работа прежде всего нацелена на устранение их последствий.
  • Конституциональная. Ребята с этим типом инфантильны и легко внушаемы, невнимательны. Задача педагога в данном случае – развить внимательность, научить концентрироваться на одной задаче.
  • Соматогенная. Задержка психофизического развития. Пациенты часто испытывают неконтролируемый подсознательный страх перед обучением, возможной ситуацией неудачи. Специалисты создают атмосферу регулярных маленьких побед, поощрений, чтобы обучающийся чувствовал себя более комфортно. Одновременно проводятся занятия по физическому развитию.

Поощрение ребенка с ЗПР за успех

Варианты обучения детей с ЗПР

При определении места будущего обучения учитываются возможности у детей с ЗПР. Исходя из них создаются малочисленные группы в специализированных или рядовых учебных заведениях.

Необходимы дополнительные занятия со специалистами, направленные на развитие навыков и способностей деток, позволяющих полностью интегрироваться в общество. Чем раньше начинается работа профессионалов, тем быстрее достигается результат.

Согласно законодательству Российской Федерации, для обучающихся с ЗПР созданы специальные заведения, отдельные классы на базе классических общеобразовательных школ, детских садов.

Такие организации относятся к образовательным учреждениям 7 типа. В них дается дошкольное и школьное образование 1, 2 ступени (начальное, базовое общее образование). Поступить в класс возможно после подтверждения диагноза медицинской комиссией и при желании родителей.

В подготовительный класс спецшколы ребята идут с 6 лет, а в 7 лет становятся первоклассниками, как и их сверстники.

Занятия с детьми с ЗПР

Обучение проводится по тем же учебникам, что и в рядовых классах, но материал сокращается для лучшего усвоения. Уроки проводятся не дольше 20 минут. Потому что детки с задержкой психического развития не могут сохранять внимательность, заинтересованность процессом обучения дольше.

Методы обучения отличаются разнообразием, многонаправленностью используемых упражнений.

Обязательно предусматриваются академические часы для работы с иллюстративным, дидактическим материалом.

Достигнув определенного возраста после прохождения медицинской комиссии с ребенка может быть снят диагноз, тогда он переводится в стандартную школу и продолжает образование по стандартной программе.

Специализированное обучение

Организация обучения детей с ЗПР, достигших возраста школьников, – серьезная задача государства. Для этого созданы все условия: отдельные группы в детских садах, специализированные коррекционные школы и классы на базе общеобразовательных школ.

После внедрения ФГОС НОО, ребята с задержкой психического развития обучаются в рядовых классах общеобразовательной школы со сверстниками. Однако в таком случае им предоставляется на уроке помощь тьютора, помогающего освоить максимум изучаемого материала.

Помимо уроков, врачи, педагоги проводят дополнительные занятия и исследования, чтобы отследить динамику развития каждого обучающегося, выявить причины заболевания и скорректировать их.

Коррекционное образование имеет несколько ведущих направлений:

  • диагностическое;
  • лечебно-профилактическое;
  • корректирующее;
  • консультативное;
  • развивающее;
  • социально-трудовое.

В случае успешной коррекционной работы, учащиеся прекращают обучение в специализированном классе и переходят в общеобразовательный. Где продолжают обучение наравне со сверстниками.

Разностороннее обучение ребенка с ЗПР

Список использованной литературы

  1. The neural basis of nonword repetition in childrenwith developmental speech or language disorder: An fMRI study. Pigdon L, Willmott C, Reilly S, Conti-Ramsden G, Liegeois F, Connelly A, Morgan AT. 2020 Feb 17;138:107312. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2019.107312.
  2. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии. [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М.: Роспедагентство, 2000. – 351 с.
  3. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегративного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 79.
  4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
  5. Management of developmental speechand language disorders: Part 1.O’Hare A et al. Arch Dis Child. (2016)

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Записаться к специалисту

×

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить волнистые ногти на руках
  • Как найти кратность объектива
  • Readtimeoutexception null как исправить
  • Как найти трудные для написания слова
  • Яндекс как найти свою почту на яндексе