Таблица 5 – Результаты динамического
расчета
, |
Pг, |
Pг, |
Pj, |
P, |
N, |
T, |
K, |
Мкр, |
Rшш, |
0 |
0,025 |
0,159 |
-17,932 |
-17,773 |
0,000 |
0,000 |
-17,773 |
0 |
29,296 |
30 |
-0,010 |
-0,064 |
-14,217 |
-14,280 |
-1,799 |
-8,698 |
-11,467 |
-409 |
24,581 |
60 |
-0,010 |
-0,064 |
-5,379 |
-5,443 |
-1,207 |
-5,317 |
-1,676 |
-250 |
14,230 |
90 |
-0,010 |
-0,064 |
3,586 |
3,523 |
0,910 |
3,523 |
-0,910 |
166 |
12,922 |
120 |
-0,010 |
-0,064 |
8,966 |
8,902 |
1,974 |
6,723 |
-6,161 |
316 |
18,919 |
150 |
-0,010 |
-0,064 |
10,630 |
10,567 |
1,331 |
4,130 |
-9,817 |
194 |
21,736 |
180 |
-0,010 |
-0,064 |
10,759 |
10,695 |
0,000 |
0,000 |
-10,695 |
0 |
22,219 |
210 |
0,096 |
0,612 |
10,630 |
11,242 |
-1,416 |
-4,394 |
-10,444 |
-207 |
22,402 |
240 |
0,120 |
0,764 |
8,966 |
9,730 |
-2,158 |
-7,347 |
-6,734 |
-345 |
19,680 |
270 |
0,186 |
1,182 |
3,586 |
4,768 |
-1,231 |
-4,768 |
-1,231 |
-224 |
13,617 |
300 |
0,399 |
2,532 |
-5,379 |
-2,848 |
0,632 |
2,782 |
-0,877 |
131 |
12,708 |
330 |
1,413 |
8,973 |
-14,217 |
-5,243 |
0,661 |
3,194 |
-4,211 |
150 |
16,055 |
360 |
5,612 |
35,636 |
-17,932 |
17,705 |
0,000 |
0,000 |
17,705 |
0 |
6,181 |
370 |
6,560 |
41,656 |
-17,497 |
24,159 |
1,050 |
5,229 |
23,609 |
246 |
13,169 |
390 |
4,678 |
29,703 |
-14,217 |
15,487 |
1,951 |
9,433 |
12,436 |
443 |
9,477 |
420 |
1,463 |
9,292 |
-5,379 |
3,913 |
0,868 |
3,822 |
1,205 |
180 |
11,004 |
450 |
0,727 |
4,617 |
3,586 |
8,203 |
2,118 |
8,203 |
-2,118 |
386 |
15,918 |
480 |
0,487 |
3,092 |
8,966 |
12,058 |
2,674 |
9,105 |
-8,345 |
428 |
21,855 |
510 |
0,397 |
2,521 |
10,630 |
13,151 |
1,657 |
5,141 |
-12,217 |
242 |
24,291 |
540 |
0,132 |
0,835 |
10,759 |
11,594 |
0,000 |
0,000 |
-11,594 |
0 |
23,117 |
570 |
0,025 |
0,159 |
10,630 |
10,789 |
-1,359 |
-4,217 |
-10,023 |
-198 |
21,955 |
600 |
0,025 |
0,159 |
8,966 |
9,125 |
-2,024 |
-6,890 |
-6,315 |
-324 |
19,123 |
630 |
0,025 |
0,159 |
3,586 |
3,745 |
-0,967 |
-3,745 |
-0,967 |
-176 |
13,040 |
660 |
0,025 |
0,159 |
-5,379 |
-5,221 |
1,158 |
5,100 |
-1,608 |
240 |
14,087 |
690 |
0,025 |
0,159 |
-14,217 |
-14,058 |
1,771 |
8,563 |
-11,289 |
402 |
24,366 |
720 |
0,025 |
0,159 |
-17,932 |
-17,773 |
0,000 |
0,000 |
-17,773 |
0 |
29,296 |
В общении автолюбителей часто встречаются такие слова, как механические потери в двигателе, соотношения диаметр поршня к ходу коленчатого вала, соотношения длины шатуна к ходу коленчатого вала, крутящий момент и силы инерции. К сожалению, подобные разговоры обычно дальше обмена звучными фразами не идут. И даже после трехчасовых дискуссий на эти темы ни у кого из собеседников не появляется чего-то нового в голове.
Сегодня мы окунемся в мир динамики кривошипно-шатунного механизма и уясним, как на деле все это работает. Немного вспомним векторы и обычную механику за 8 класс.
Итак, начнем с того, что же вращает двигатель, а именно:
1. Сила давления газов на поршень.
Эта та сила, которая лежит в основе работы любого ДВС, которая является «оживляющей» силой. Смесь сжалась, воспламенилась, началась химическая реакция и увеличились давление и температура в камере сгорания. Температура в динамике ДВС играет несущественную роль, но вот давление — наиважнейшую.
Итак, сила давления газов на поршень равна:
Fг = (Р — Рк) * п * D^2 / 4, где
Р — давление в цилиндре,
Рк — давление картерных газов,
D — диаметр поршня.
Какие выводы можно сделать?
— Чем больше диаметр цилиндра, тем больше сила давления газов при том же значении давления в цилиндре.
— Чем ниже давление картерных газов, тем больше сила давления газов при том же значении давления в цилиндре.
Каждый автолюбитель знает о сапуне, торчащем из головки блока цилиндров, но мало кто понимает его истинный смысл: снижение давления картерных газов за счет разряжения во впуске. Не раз встречал, как шланг выводили на улицу, а вход в коллектор глушили. Встречался, когда сапун пытались глушить, в итоге давление картерных газов становилось избыточным и мотор попросту глох. Особо серьезно к системе рециркуляции картерных газов относится Хонда, где имеется не только сапун с ГБЦ, есть клапана рециркуляции, шланги с блока, разряжение используется до и после дросселя и так далее — и все это не от нечего делать, а для повышения эффективности силовой установки.
2. Силы инерции движущихся масс.
Итак, мы рассмотрели силы, возникающие по причине изменения давления газов в цилиндре.Но в ДВС возникают и прочие силы, связанные с тем, что детали ШПГ имеют ненулевую массу, а именно: силы инерции.
Силы инерции делятся на два типа:
— Силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс
— Силы инерции вращающихся масс.
2.1. Сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс.
Данные силы порождаются движением поршня и шатуна. Но если с поршнем все понятно, то с шатуном не все так просто: шатун обычно представляют в виде гантели, представляющей собой две шейки с безмассовым стержнем. Тогда массы шеек гантели рассчитывают следующим образом:
Находится центр масс шатуна вывешиванием, т.е. шатун располагают горизонтально на некоторую ось таким образом. чтобы левая и правая часть шатуна были уравновешены. Это будет не середина шатуна, поэтому левое и правое плечо обозначим как lп и lк, где lп — плечо верхней головки шатуна, куда устанавливается поршневой палец, а lк — плечо нижней головки шатуна, соединяющаяся с шатунной шейкой коленчатого вала.
Тогда массы условной гантели равны:
Масса поршневой части шатуна:
mшп = mш * lк / l = mш * (l — lп) / l
Масса части шатуна, соединяющейся с коленчатым валом:
mшк = mш * lп / l
Таким образом, возвратно-поступательно движущиеся массы:
mвп = mп + mшп, где mп — масса поршня, mпш — масса поршневой части шатуна.
Так как сила есть произведение массы на ускорение,
сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс равна:
Fивп = — (mп + mшп) * а, где а — ускорение поршня.
Запишем в общем виде:
Fивп = — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)})
При е = 0:
Fивп = — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l }
Тут должен оговориться, что в массу поршня входят также масса пальца и поршневых колец.
2.2. Сила инерции вращающихся масс.
Одной из вращающихся масс является приведенная масса нижней шейки шатуна. найденная ранее:
mшк = mш * lп / l
Второй массой является сумма масс неуравновешенных частей коленчатого вала, а именно: шатунная шейка и щеки.
С шатунной шейкой проблем нет — это mшш, а вот массы щек необходимо привести к центру оси шатунной шейки для удобства:
mщк = mщ * (r — rшш) / r, где mщ — реальная масса щек коленчатого вала, а rшш — радиус шатунной шейки коленчатого вала.
Так как щеки у одного цилиндра две, масса неуравновешенный частей коленчатого вала равны:
mшш + 2*mщк
Полная сумма вращающихся масс равна сумме масс неуравновешенных частей коленчатого вала и приведенной массы нижней шейки шатуна:
mшк + mшш + 2*mщк
Силы инерции вращающихся масс равны:
Fив = — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2
Тут должен отметить, что в массу шатунной шейки входит также масса шатунных вкладышей.
3. Преобразования сил:
Сила давления газов на поршень и сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс в сумме дают силы, действующие на поршень по оси цилиндров. Тут важно отметить, что силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс имеют знак «минус», т.е. действуют нам во вред (должен оговориться: во вред — часть цикла, в некоторый момент сила меняет знак и работает с пользой).
Т.е.:
Fп = Fг + Fивп = (Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}),
или же при отсутствии ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fп = Fг + Fивп = (Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l }
Сила, действующая на поршень, в динамике делится на две составляющие силы:
— Сила, направленная по оси шатуна,
Fш = Fп / cosb, где b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
— Сила, перпендикулярная оси цилиндра и направленная в противоположную сторону силе по направлению шатуна,
N = Fп * tg b, где b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
Сумма векторов данных сил даст опять нам вектор Fп.
Эффективной действующей силой из этих двух является Fш.
3.1. Сила, направленная по оси шатуна.
Fш = Fп / cosb, где b — угол между осью цилиндра и осью шатуна,
Или же (подставив Fп):
Fш = (Fг + Fивп) / cosb
Или же:
Fш = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)})) / cosb
При отсутствии ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fш = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l }) / cosb
Как мы уяснили ранее, эта сила — остаток от силы, действующей на поршень, которая участвует в полезной работе ДВС.
Перенесем вектор Fш для удобства дальнейшего рассмотрения в центр шатунной шейки коленчатого вала. Теперь разложим и эту силу на две составляющие:
— Касательную силу, направленную по касательной к окружности вращения шатунной шейки:
Fкв = Fш * sin (ф + b), где ф — угол поворота коленчатого вала, b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
— Перпендикулярную силу, направленную от шатунной шейки к оси коленчатого вала:
Fпв = Fш * cos (ф + b), где ф — угол поворота коленчатого вала, b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
Здесь полезной силой является касательная сила.
3.2. Сила, направленная по касательной к окружности вращения шатунной шейки.
Fкв = Fш * sin (ф + b), где ф — угол поворота коленчатого вала, b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
Подставим выражение для Fш и получим выражение Fкв через Fп:
Fкв = Fп * sin (ф + b) / cosb
Или же:
Fкв = (Fг + Fивп) * sin (ф + b) / cosb
Или же:
Fкв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}))*sin (ф + b) / cosb
При отсутствии ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fкв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l })*sin (ф + b) / cosb
Крайне неудобно, когда функция выражена через два угла, особенно, когда один угол явно зависит от другого, не смотря на то, что в таком виде функция более читаема.
Произведем математическое преобразование угла b через функцию от угла ф:
По теореме синусов:
l / sinф = r / sin b, где:
l — длина шатуна,
r — радиус кривошипа.
выражаем b через ф:
b = arcsin (r/l * sinф).
Перепишем Fкв = Fп * sin (ф + b) / cosb, подставив выажение для b:
Fкв = Fп * sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф))
Или же более развернуто:
Fкв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}))*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф))
Ну, и если отсутствует ускорение коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fкв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l })*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф))
3.3. Силы, действующие на шатунную шейку коленчатого вала, или вращающая сила:
Суммарно вращающие силы можно представить в виде суммы силы, направленной по касательной к окружности вращения шатунной шейки, Fкв и силы инерции вращающихся масс Fив.
Опять же отмечу, что силы инерции вращающихся масс имеют знак минус, т.е. действуют нам во вред.
Итого, вращающая сила:
Fв = Fкв + Fив
Или же:
Fв = Fп * sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2
Или же более развернуто:
Fв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}))*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2
Если нет ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l })*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2
4. Крутящий момент.
Произведение вращающей силы и радиуса кривошипа носит знакомое всем понятие «крутящего момента», т.е.
Мкр = Fв * r
Или же:
Мкр = r* (Fкв + Fив)
Или же:
Мкр = r * [Fп * sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2]
Или же более развернуто:
Мкр = r * [((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}))*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2]
Если нет ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Мкр = r * [((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l })*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2]
Наряду с крутящим моментом существует реактивный момент двигателя, который стремится развернуть сам двигатель. Он противоположен по направлению крутящему моменту.
Итак, сегодня мы рассмотрели основные силы, возникающие в ШПГ работающего ДВС, выявили зависимости мгновенных значений сил и крутящего момента от давления газов, частоты вращения (в общем случае и ускорения) и угла поворота коленчатого вала. Но следует помнить, что помимо сил инерции и сил, порожденных давлением газов, существуют силы трения и силы сопротивления.
Не забываем поправлять, если заметили ошибку, писать пожелания и ставить лайки.
На сим все.
Продолжение следует;)
Давление газов на поршень определяется по индикаторной диаграмме, которая строится по результатам теплового расчёта либо снимается с двигателя внутреннего сгорания. Для этого индикаторную диаграмму p=f(α) лучше представить в развёрнутом виде [рис. 1]. Значения давления газов при этом снимаются через определённые угловые интервалы.
Рис. 1. Развёрнутая индикаторная диаграмма четырёхтактного двигателя p=f(α).
Сила давления газов на поршень определяется из выражения
Pr=Fп(pr-p0)H
* где Fп=(πD2)4 – площадь поршня (м2); pr – давление газов на поршень, определяемое по индикаторной диаграмме в данный момент (Па); p0 – давление газов под поршнем, то есть в картере двигателя (Па).
Из-за того, что давление газов в цилиндре двигателя является величиной переменной, сила давления газов на поршень — функция Pr=f(α) угла поворота коленчатого вала [рис. 2].
Рис. 2. Изменение силы давления газов Pr, силы инерции Pi и суммарной силы P в зависимости от угла поворота коленчатого вала.
17*