Как найти силу рывками

29 октября 2020

Фактор рывка и сила рывка: теория

Фактор рывка и сила рывка – это два важнейших понятия в скалолазании. Чтобы понять, что происходит во время срыва, нужно вспомнить один из базовых законов физики: когда объект падает, он накапливает кинетическую энергию.

Что такое фактор рывка и сила рывка в скалолазании

ВНИМАНИЕ!

  • Внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации к изделиям, упомянутым в этой статье, прежде чем использовать описанные советы. Чтобы правильно понять указанную информацию вы уже должны знать все, что написано в инструкции.
  • Освоение данных методов требует специальной подготовки. Проконсультируйтесь с профессионалом, чтобы убедиться, что вы можете использовать данные техники самостоятельно и без присмотра.
  • Мы приводим примеры использования техник, связанные с определенным видом деятельности. Могут существовать и другие техники.

Сила рывка

На всех динамических веревках указан показатель «Max. impact force», или максимальная сила рывка. Разберемся, как его измеряют.

Во-первых, нужно понимать, что эта цифра не соответствуют реальным силам, возникающим при падении. Испытания, в результате которых получено данное значение, являются экстремальными, так как при испытаниях имитируют падение с фактором рывка 1.77 и веревкой, жестко закрепленной на точке.

На практике эти силы меньше из-за множества факторов. Энергия частично поглощается телом страхующего и скалолаза, веревка проскальзывает в страховочном устройстве, страхующий перемещается…

Пример характеристик, которые могут быть указаны на динамической веревке:

Тип веревки   Масса груза Макс.сила рывка Количество срывов
Одинарная 80 кг 12 кН 5
Сдвоенная 80 кг 12 кН 12
Двойная 55 кг 8 кН 5

Первая строчка, например, означает, что при проведении испытаний одинарная веревка должна успешно выдержать 5 срывов и максимальная сила рывка не должна превышать 12 кН.

Теоретический фактор рывка

Фактор рывка часто используется для количественной оценки тяжести срыва. В скалолазании это значение может варьироваться от 0 до 2.

Теоретический фактор рывка

Фактор рывка = Глубина падения / Длина веревки. Глубина падения в данном случае – это расстояние, которое пролетел скалолаз. Длина веревки – общая длина веревки между скалолазом и страхующим.

Сравним две различных ситуации:

Падения с различными факторами рывка

В обоих случаях глубина падения – 4 метра, но длина веревки, которая находится между скалолазом и страхующим значительно отличается. Во втором случае (правая картинка) срыв будет довольно жестким, фактор рывка = 4м/2м = 2.

Таким образом, в теории, чем выше фактор рывка, тем серьезнее срыв. Чем длиннее веревка, тем больше энергии поглощаются и тем меньше фактор рывка. Однако само понятие фактора рывка довольно упрощенное. Оно не учитывает такие важные факторы, как трение веревки в промежуточных точках, проскальзывание веревки в страховочном устройстве, перемещение страхующего…

Реальный фактор рывка

Теоретический фактор рывка не берет в расчет трение веревки в оттяжках и о скалы. Это трение мешает веревке растягиваться и амортизировать рывок по всей длине. Только часть веревки будет участвовать в амортизации срыва. Это называют «эффективной длиной веревки». В примере ниже реальный фактор рывка будет примерно равен 1. Эта иллюстрация хорошо объясняет, почему важно следить за маршрутом и расположением оттяжек на нем.

Реальный фактор рывка

Фактор рывка = Глубина падения / Эффективная длина веревки

Срыв и падение

При срыве страховочная система прерывает полёт и останавливает вас. Силы, действующие на ваше тело, точки страховки, страхующего, зависят от многих параметров.

Каждый срыв освобождает огромное количество энергии. Масса человека большая. Вся сила рывка передаётся через страховочную систему и почти удваивается на крюке. И если каждый элемент в цепи страховки выдержит, вы отделаетесь только царапинами.

Сила рывка зависит от трёх параметров:

  1. свойства верёвки,
  2. фолл-фактора (фактора рывка),
  3. и веса падающего объекта.

Никогда не оставляйте верёвку между ног: при срыве вас перевернёт и ударит головой о рельеф.

1) Ваша жизнь зависит от растяжения веревки.

Очевидно, что уменьшить силу рывка может только растягивание динамической верёвки. Так система безопасности в скалолазании строится вокруг свойства динамической верёвки поглощать ударные нагрузки. Она смягчает падение, уменьшает силу удара и вероятность разрыва системы. Фактически, динамическая верёвка единственное данное во всей системе. Она разработана для ограничения силы на скалолаза (80 кг) в самом плохом случае (фолл-фактор 2) до 12 кН. Значит, все остальные части страховочной системы должны быть расчитаны на эту максимальную ударную силу.

Чем длиннее верёвка, тем больше она поглощает энергию рывка. Этим объясняется почему фолл-фактор 2 при падении с 4 метров развивает такую же силу рывка в 9 кН, как падение с 20 метров, при соответствии динамической верёвки стандартам УИИА. Возросшая глубина падения компенсируется большей длиной динамической верёвки, поглощающей энергию падения.

Статическая верёвка недостаточно растягивается…

Статическая верёвка традиционно используется в спелеологии и при спас-работах, и даже на соревнованиях и при лазании. Она разработана для минимального растяжения под нагрузкой. Т.е. её поглощающие свойтва минимальны, особенно на коротком участке. Хуже то, что промышленная маркировка статических верёвок не классифицирована, и их способность растягиваться зависит от производителя и страны. Они часто дубовые настолько, что передают почти весь рывок на страховочную систему и тело человека. В скалолазании очень неглубокое падение может развить критическую силу рывка.

Усы и петли самостраховки подобны статической верёвке…

Использование точек без динамической верёвки, также опасно. Как показано на рисунке, фолл-фактор 2 развивает достаточную силу для разрыва обвязки, крюка, карабинов, не говоря уж о скелете человека.

Повторим опять:

Падение на 1 метр на статической верёвке может развить достаточную силу для повреждения или несчастного случая.

Надо помнить, что человеческое тело может выдержать силу рывка 12 кН без риска серьёзного повреждения, и никак не больше 18 кН. Эта величина силы 18 кН заложена УИИА в нижнее ограничение для всех элементов страховочной системы.

Для сравнения приведем ограничения УИИА:

  • Крюки: 25 кН
  • Карабины: 20 кН
  • Оттяжки: 22 кН
  • Обвязки: 15 кН

2) Фолл фактор.

Понимание физических процессов, действующих при падении, представляет собой один из интересных аспектов в вертикальных видах спорта. Для новичка в таких объяснениях часто не хватает ясности. Как объяснить кому-либо, что безопаснее пролететь 10 метров на динамической веревке, чем 1 метр на оттяжке из статической стропы. Это то, что требует не только обдумывания, но и наглядной демонстрации.

В вертикальных видах спорта определяющим фактором является не длина падения, а соотношение высоты падения, к длине работающей веревки. Это соотношение, известное как фактор падения (fall factor), стоит обсудить более детально.

Фолл фактор =

Высота полёта
__________

Длина работающей верёвки

В альпинизме этот фактор не может превышать значения 2. Т.к. высота падения не может быть больше удвоенной длины верёвки. Это основополагающее значение, с учетом которого создаются и все компоненты страховочной цепи

Что совсем не учитывается или слабо учитывается этой величиной, так это энергия, которая рапределяется между скалолазом, страхующим и различными компонентами страховочной цепи.
Важно ограничить силу рывка и для страхуемого, и для страхующего, и для точек страховки. Каждый раз надо учитывать всю систему страховки.
На страховке, как только лидер вышел на маршрут, важно установить первый промежуточный крюк как можно скорее, особенно в свободном лазаньи. Создайте дополнительные точки страховки как можно быстрее, чтобы уменьшить фактор падения и нагрузку на верхний крюк.

Поглощение энергии падения

Каждый раз надо учитывать всю систему страховки.
На страховке, как только лидер вышел на маршрут, важно установить первый промежуточный крюк как можно скорее, особенно при свободном лазанье. Создайте дополнительные точки страховки как можно быстрее, чтобы уменьшить фактор падения и нагрузку на верхний крюк.

Сведите к минимуму зигзаги верёвки. Используйте длинные оттяжки. Так чтобы вся длина верёвки работала на поглощение энергии рывка.

В поглощении энергии рывка играют следующие факторы:

  1. Эластичность верёвки. Работающая длина верёвки зависит от трения о рельеф и трения в промежуточных точках
  2. Блокирующий узел
  3. Деформация обвязки и тела скалолаза
  4. Протравливание верёвки в страховочной системе:
    • Протравливание страхующим. Это требует определённого умения.
    • Непроизвольное протравливание, когда сила рывка превышает возможности страхующего. Обычно страхующий удерживает руками до 3 кН с обычным устройством. Это протравливание поглощает огромное количество энергии, но в отсутствие перчаток грозит ожогом рук страхующего и потерей страховки. Одевайте перчатки при страховке.

В некоторых ситуациях слишком сильное протравливание верёвки приведёт к удару страхуемого о рельеф.

Нагрузка на крюк

Физика играет против нас при срыве. Тот механизм что помогает нам в полиспасте развить большую полезную силу, работает против нас при падении. На изгибе верёвки (обычно в карабине точки страховки), сила рывка на точку страховки увеличивается на 2/3 (она бы удваивалась, если не было трения о карабин)

Для примера возьмём один из худших случаев — падение на 10 м при длине верёвки 5.2 м. Фолл фактор равен 1.9, сила рывка на человека 9 кН на динамической верёвке, тогда сила рывка на точку страховки становится 15 кН. Это много. Один скальный крюк не держит больше 5 кН. Нужно сдваивать крюки.

Теперь рассмотрим аналогичную ситуацию со статической верёвкой. Фолл фактор 1.9 с силой рывка на человека 18 кН вызовет рывок на крюк в 30 кН (умножая 18 кН на 1.66). В этом случае надеяться не на что. И даже если точка страховки выдержит, оборвётся что-то другое.

Это перевод статьи Forces at work in real fall с petzl.com.

Чтобы понять, какие нагрузки возникают при срыве, мы провели серию тестов с людьми на скалодроме. Тестировали ситуации с фактором рывка от 0,3 до 1.

Результаты тестов нельзя обобщить для всех ситуаций. При этом они дают представление о силах, действующих на упавшего лидера, страхующего и верхнюю точку в страховочной цепи. Чтобы удостовериться в воспроизводимости данных, мы повторили каждый тест минимум три раза.

Мы постарались сделать наблюдения максимально точными, однако показатели прыгают в диапазоне ± 0,3 кН. Для простоты округлили их до 0,5 кН.

Мы измеряли нагрузку на лидере, страхующем и верхней точке страховочной цепи. Однако, сила рывка не единственное значение, влияющее на серьёзность срыва. Также стоит учитывать время, за которое нагрузка достигла максимума и направление рывка. Эти факторы мы разберём в следующих исследованиях.

Тесты проводились с такими условиями:
Вес лидера — 80 кг
Вес страхующего — 80 кг
Диаметр верёвки — 9,2 мм
Страховочное устройство — Григри2


Фактор рывка 0,3

Фактор рывка 0,3

Длина верёвки в системе — 6,9 м
Предполагаемая глубина падения — 2 м

Лидер всегда срывался с одного места, страхующий страховал как обычно, не пытаясь экстренно протравить верёвку. Для этого теста мы не простегнули верёвку в первую оттяжку, чтобы не ограничивать движение страхующего.

Результат

Нагрузка на лидера — 2,5 кН. Остановился после срыва довольно мягко.
Нагрузка на страхующего — 1,5 кН, он легко удержал срыв
Нагрузка на точку — 4 кН

Примечание

Обратите внимание на глубину падения. Несмотря на запас верёвки всего метр, лидер почти долетел до пола. Так получилось потому что:
Верёвка проходит сквозь оттяжки без изгибов и трения
Лидер не простегнул первую оттяжку, страхующего подбросило в воздух.

Совет

Простёгивайте верёвку сквозь первую оттяжку. Так страхующего меньше подбросит, а у лидера меньше шансов долететь до пола.


Фактор рывка 0,7

Фактор рывка 0,7

Тут мы сымитировали срыв на мультипитче, когда лидер начал лезть, встегнул одну оттяжку выше станции и сорвался.

Дополнительные условия:
Длина верёвки: 3 м
Предполагаемая глубина падения: 2 м

Страхующий пристёгнут к станции самостраховкой, длиной 80 см. Такую длину выбрали, чтобы страхующего не подбросило слишком далеко. В нашем случае станция не двигается. Мы сделали это, чтобы точно повторить испытание несколько раз подряд. Обычно мастер-карабин висит на петле или репшнуре, блокирующем точки. Это даёт ещё немного места для подлёта страхующего. Пока он летит вверх, нагрузка на него и упавшего лидера снижается. Чем больше летит, тем меньше нагрузка.

Результат

Нагрузка на лидера — 3 кН. Срыв неприятный, но не болезненный.
Нагрузка на страхующего — 2 кН. Усилие не очень большое, но страхующего сильно дёрнуло, когда натянулась самостраховка. Если срыв внезапный, страхующий может не успеть среагировать.
Нагрузка на верхнюю точку страховки — 5 кН

Примечание

Сначала мы провели серию испытаний без направляющей точки. Поскольку точка, на которой сорвался лидер, находится в стороне от станции, страхующего сильно дёрнуло в сторону и резко остановился, когда самостраховка натянулась. Выдержать такой рывок и при этом поймать напарника может быть непросто.

Совет

Направляющая точка над станцией или на станции (если она на шлямбурах) поможет страхующему остаться на месте и с большей долей вероятности остановить срыв.


Фактор рывка 1

Фактор рывка 1

Тут разбираем ситуацию, когда лидер сорвался рядом со станцией.

Дополнительные условия:
Длина верёвки: 3,6 м
Глубина падения: 3,6 м

Результат

Нагрузка на лидера — 4 кН. Срыв неприятный, может быть опасным, если ниже есть полки.
Нагрузка на страхующего — 2 кН. Как и в случае с фактором рывка 0,7 страхующего сильно дёрнуло на самостраховке. Удержать напарника в такой ситуации может быть трудно.
Нагрузка на верхнюю точку — 6 кН.

Примечанине

На точку пришлась большая нагрузка — 6 кН. Её без проблем выдержат сблокированные точки или одна надёжная, но плохо забитый крюк вылетит, а мелкая закладка и вовсе порвётся.

Совет

Движение страхующего вверх помогает снизить нагрузку. Поэтому страхующему лучше стоять на длинной самостраховке. Главное, чтобы при этом она не болталась где-то под коленками. В случае если страхующий упадёт на такую самостраховку, он сам создаст опасную ситуацию.


Нагрузки при срыве

Нагрузки при срыве

Перевёл Кирилл Белоцерковский,
инструктор альплагеря Туюк-Су

Это моя первая статья, поэтому конструктивная критика не только принимается, но и приветствуется. Так же стоит заметить, что большая часть этого текста — моё личное мнение, подкреплённое, в основном, обширным практическим опытом в разных областях работы с верёвкой.

Хотелось бы в этой статье рассмотреть вопрос достаточно подробно, так как в своей практике сталкивался с задачами, которые несколько выходили за рамки стандартных, предложенных на курсах ситуаций.

Считаю, что грамотный специалист должен не только знать и понимать правила и рекомендации, но так же и понимать, когда и как их можно слегка нарушить, не снизив при этом общего уровня безопасности. Достичь этого можно только через глубокое понимание механизмов, рассмотренных в этой статье.
Не стоит воспринимать это за пропаганду небезопасных методов работы.

Поэтому я постараюсь объяснить все буквально на пальцах, так как такие вещи должны быть абсолютно ясны ясны абсолютно каждому.

2. Фактор падения

Начать стоит с самого важного, скажем так, основополагающего понятия в этой теме — фактора падения. Фактор падения, он же фактор рывка, он же fall factor. Fall factor используется для измерения жесткости рывка от остановки падения. Суть этого явления многими не понимается или же толкуется весьма превратно. Фолл-фактор считать необходимо для подбора снаряжения и выбора метода работы.

Определяется он таким образом:

Length of potential fall divided by the length of rope or lanyard available to arrest it — Длина потенциального падения поделенная на длину верёвки или уса, участвующих в остановке падения (1)

Моё определение несколько отличается от общепринятого и звучит так: Фактор падения — это соотношение глубины падения к длине цепи, поглощающей энергию падения.

Сейчас я попытаюсь объяснить, почему я формулирую именно так и почему меня не устраивает классическое определение.

Итак, что же считать глубиной падения?

Глубина падения — это длина пути проделанного телом до задержания рывка и полной остановки. Измеряется в метрах. Если в траектории тела присутствует маятник, то считаем только вертикальную составляющую. На практике я считаю «телом» точку закрепления страховочной цепи на человеке — точка A или D на нашей системе.

… И что считать длиной цепи?

Длиной цепи, поглощающей энергию падения я предлагаю считать совокупность длин всех элементов, поглощающих энергию. Измеряется так же в метрах.

Главное здесь — эти элементы должны поглощать рывок, а не просто присутствовать в страховочной цепи. Это очень распространённая ошибка.

Так, в нашем деле поглощать энергию умеют: полустатические и динамические веревки, амортизаторы рывка, узлы на веревках. Страховочные системы, анкерные точки, текстильные и, особенно, стальные слинги не не обладают нужным потенциалом и поэтому в расчет приниматься не должны.

Поделив полученную нами глубину падения на длину цепи мы и получим искомый фактор. Пролетев с усом длиной в 1 метр расстояние в 1 метр, получим фактор 1. Пролетев 2, получим фактор два.

Теоретически, в используемых нами методах работы фактор падения может достигнуть 2, что, вообще, весьма неприятно скажется на нашем организме. Однако, неоднократно замечено на практике, что ввиду непонимания этих вещей или просто низкого уровня интеллекта люди добровольно создают ситуации, когда значение фактора значительно превышает 2.

Рассмотрим несколько практических примеров, для понимания вопроса.

Для начала, возьмём цепь «страховочная система — ус из динамической верёвки в точке D, длиной 1 метр — карабин — стальной строп — стальная балка». Распространенная ситуация, каждый сталкивался.

Поглощать рывок способна только динамическая веревка и эта её способность несколько улучшена двумя узлами. Соответственно, длина поглощающей цепи равна длине уса — 1 метр. А вот длина страховочной цепи отличается значительно и составляет длину уса, карабина и стального стропа, условно подсчитаем все это за 1.5 метра.

Соответвенно, когда техник находится на натянутом усе, его потенциальное значение фактора падения равно 0. Когда точка закрепления (не ноги или голова!) по высоте равна карабину на втором конце уса, то 1. Если техник начнёт заниматься глупостями и полезет чуть повыше, то ус натянется, и значение фактора рывка достигнет двух.

Это прекрасно иллюстрируется стандартной картинкой из любой инструкции к снаряжению. А как добиться большего? Надо провернуть слинг и стать на балку ногами. Думаю, многие видели подобное. Если мы подсчитаем за глубину падения длину страховочной цепи, умноженную на 2, (ведь слинг провернется обратно), то получится 3 метра в данном примере. 3 (глубина падения) ÷ 1 (длина уса, который реально поглотит энергию) = фактор 3. Многие в данной ситуации считают, что будет 2, поделив глубину падения на длину всей страховочной цепи. Это фундаментальная ошибка!

Есть ещё несколько ситуаций, когда значение фактора падения может значительно превысить 2, но если человек понял, как это вычислить, нет нужды их перечислять и разбирать. Главное запомнить, что считаем только то, что реально ПОГЛОЩАЕТ рывок.

Между делом стоит упомянуть модный в наших краях термин «локальный фактор падения». Имеется ввиду ситуация, когда техник прикреплен к малорастяжимой веревке посредством уса со страховочным устройством. В данной ситуации предлагается считать фактор падения, приняв страховочное устройство за конец страховочной цепи. Исходя из нашей формулировки фактора падения, это весьма некорректно, так как малорастяжимая веревка так же поглотит часть рывка. Так как зачастую её довольно большое количество, это значительно меняет картину. Ввиду этого обстоятельства предлагаю данный термин забыть.

3. Перейдём к нагрузкам

Разобравшись с тем, как подсчитать значения фактора, перейдём непосредственно к ударным нагрузкам. Остановка падения вызовет рывок, который распределится на все элементы страховочной цепи, включая наше тело и анкерные точки. Этот рывок измеряется в килоНьютонах (kN), и зависит от фактора падения, способности элементов цепи к поглощению энергии и массы тела.

Исторически сложилось так, что многие термины, в том числе и «fall factor», пришли в верёвочный доступ из альпинизма. Основной способ страховки в альпинизме — динамическая веревка, удерживающая срыв.

Каждый метр веревки способен поглотить определённое количество энергии. Чем больше глубина падения, тем больше верёвки поглотит этот рывок. Таким образом, нагрузка на тело и анкерные точки остается неизменной при равном соотношении глубины падения и длины веревки, его поглощающей. Именно поэтому мы обращаем внимание на фактор падения, а не на его глубину. Естественно, глубокое падение может привести к удару о конструкции или другие препятствия, но это уже отдельная тема.

Наше тело способно выдержать определённой силы рывок без вреда для себя. Согласно стандартам UIAA, рывок на тело не должен превышать 12 kN, согласно BS 7985 — 6 kN. То же значение мы принимаем за максимум, работая по стандартам IRATA. Такая значительная разница в максимуме вызвана тем, что риски, допустимые на работе, значительно меньше рисков, допустимых для подготовленных спортсменов. Вероятно, наличие сидушки так же повлияло на установление этого значения. (2)

Задача сводится к тому, чтоб подобрать верные методы работы и элементы снаряжения, чтоб в самом жёстком случае сила рывка на техника не превысила 6 kN.

4. Поглощающая способность элементов снаряжения

Самый распространенный в нашей работе поглотитель энергии — слаборастяжимая верёвка, знакомая каждому, кому приходится работать на высоте. В СНГ часто именуется статической веревкой. Новая веревка, соответствующая стандарту EN 1891 A, тестируется на динамические нагрузки. При тестовом грузе в 100 кг и фактора падения 0,3 сила рывка должна составить <6 kN. Кроме этого, она обязана выдержать 5 рывков с фактором 1 и тем же грузом.

Как видно из этих тестов, такая веревка мало приспособлена для поглощения рывка, но в работе это зачастую компенсируется её длиной, что даёт мизерные значения фактора падения. Так же видно, что распространенная в странах СНГ привычка вязать страховочные усы из неё не выдерживает никакой разумной критики.

Динамическая веревка (EN 892) специально разработанна для поглощения энергии рывка посредством растяжения. Растягиваясь, эффективно уменьшает ударную нагрузку. В работе мы используем веревку, сертифицированную как одинарная динамическая веревка. Она отмечается единичкой в кружочке на упаковке или маркировке.

Поглощающая способность конкретной модели слегка веревки можно посмотреть в её документации. Веревка маркируется нагрузкой, которая придётся на тело при фактора падения 1.77 с этой веревкой. Там же указано и количество рывков, которое данная модель выдержала в процессе сертификации. Кому интересно, может посмотреть полную процедуру тестирования в сети, нас же интересует, что такие верёвки дают нагрузку до 6 kN при FF (fall factor) до 1. То есть, при работе или лазании, мы смело используем усы из динамической веревки, если наш метод работы предполагает максимальный FF<1. За этим нужно строго следить.

Если фактор таки может превысить единицу, необходимо ввести в страховочную цепь амортизатор рывка. При ИТО или лазании по конструкции это может быть, например, ус со встроенным амортизатором, сертифицированный по EN355. Эти устройства способны обеспечить безопасное удержание рывка при FF <2. Нагрузка, приходящаяся на тело при срабатывании амортизатора — 2.5-3.5 kN. Есть так же спортивные амортизаторы, способные на большее, но это уже другая история и нас не интересует. Кстати говоря, используя амортизаторы, стоит учитывать увеличение его длины в случае срабатывания, иначе остановка падения может произойти с помощью пола или других твёрдых тупых предметов…

Так же при выборе снаряжения и метода работ стоит учесть поглощающую способность разных узлов. Согласно исследованию, проведенному компанией Lyon Equipment по заказу Health and Safety Executive, наилучшая способность поглощать энергию у узла barrel, за ним идёт восьмерка и в конце плетется проводник. Они не тестировали бабочку, так что трудно сказать, как она себя ведёт в данной ситуации. Фирменные сшитые усы, даже из динамической веревки превысили дали показания >10 kN даже при FF=1. Так что таких усов стоит избегать в работе, где возможны какие-либо рывки! Это же касается усов из стропы (которые могут попросту оборваться) и из малорастяжимой веревки, что уже упоминалось выше.

5. Последствия, или Что нужно помнить всегда.

Самое важное, что стоит учитывать в первую очередь — встреча с поверхностью или другими твердыми предметами в процессе падения. Совершенно неважно, какая сила рывка придётся на Вашего техника, если он по дороге посчитает лицом пять стальных балок. Поэтому оценивать глубину потенциального падения стоит всегда, особенно при работе с амортизаторами или на длинных веревках, которые имеют тенденцию растягиваться. Хороший маятник тоже мало чем отличается от вертикального падения в плане последствий для организма. Определив глубину падения нужно её ограничить, используя слинги другой длины, регулируемые усы, другой метод доступа, и тд.

Перейдем теперь к нагрузкам. Как мы уже выяснили, в области веревочного доступа, по европейским стандартам, нагрузка на техника не должна превышать 6 kN. Мы все это знаем, но не знаем, как была рассчитана эта цифра. В дремучем 1983 году джентльмен по имени Maurice Amphoux провёл исследования, изложив их результаты в докладе, названном им «Exposure of human body in falling accident».

Отправной точкой он взял нагрузки, испытываемые при раскрытии парашюта — 12 kN. Сравнив результаты лабораторных тестов с этим значением, он учел несколько факторов — парашютисты, в большинстве случаев, молоды, подготовлены физически, прошли обучение и сгруппированы в ожидании рывка. Все это отличало спортсменов от простых рабочих. Ввиду того, что точно измерить способность организма переносить неожиданные нагрузки в неожиданном положении практически невозможна, он предложил ввести 6 kN как стандарт, используя амортизаторы для ограничения нагрузки (речь шла о fall arrest, просто система и ус).

Так же он предложил использовать цельную систему, для лучшего распределения нагрузки, и как можно более высокую точку закрепления, для улучшения положения тела и уменьшения возможных «хлыстовых» нагрузок на шейный отдел позвоночника. Точка закрепления амортизатора на поясе была признана совершенно неприемлемой ввиду огромной поперечной нагрузки на позвоночник.

В то же время, американские и канадские стандарты говорят, что безопасный максимум — 8 kN. Имея не меньшую историю и объём рабочих часов, чем британская ассоциация, они используют это это значение с 1979 года, так и не имея прецедентов получения серьёзных травм при срывах. При этом тестовый груз у американцев — 136 кг, а у канадцев и европейцев — 100. Так что лично я склонен думать что вполне возможно учитывать именно эту цифру как действительно максимально допустимую в случае остановки падения, если отойти от требований IRATA.

При значении большем, чем 8 kN, уже возможны травмы разной тяжести — растяжения, вывихи и ушибы мышц спины, корпуса и шеи.

Хочу так же рассказать о том, что будет если встегнуть амортизатор в точку D, что так же является частой ошибкой, особенно, среди тех, кто много работал с Shunt-ом. Исследования Helmut-а Mangelfrau в 1989 году выявили, что даже при нагрузке в 4 kN, пришедшей только на пояс системы, велика вероятность перелома позвоночника, ведущая к параличу или смерти. Так что амортизатор только в точку А и систему плотненько затягивать.

Были проведены и другие исследования, где люди испытывали боковые нагрузки в области таза, примерно — боковое кольцо на системе. Удивительно, но ДОБРОВОЛЬЦЫ выдержали нагрузки, аналогичные 6 kN без травм и до 8 kN с незначительными жалобами. Это совсем не значит, что так можно делать. Просто для информации.

Если у кого-то есть вопросы или мнения, пишите обязательно. Потому что только при правильном снаряжении, плане работ и аккуратном выполнении этого плана работ, все будет хорошо.

Примечания

1. IRATA Code of Practice, перевод мой

2. Было заслано письмо в Petzl с вопросом о том, отягощает ли ношение сидушки последствия рывка. Их мнение — не влияет никак при условии, что нагрузки при рывке не превышают 6 kN

Расчет силы рывка (Задачка для физиков-альпинистов)

Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Расчет силы рывка (Задачка для физиков-альпинистов)

Кто владеет математикой настолько, что может решить приведенную ниже задачу? Имеет практическую пользу :)

Условие:
Промышленный альпинист весом m кг работает, используя ненагруженную страховку. Происходит ЧП — мгновенное отрезание рабочей веревки. Нагрузка перемещается на страховочную веревку, которая удлиняется в соответствии с ее коэфф. удлинения на длину L.
Составить формулу (а лучше калькулятор еxсel типа http://promalp.baikal.ru/tmp/work/rope-calc.xls), в которую нужно подставить
m — вес альпиниста
se — коэффициент удлинения веревки (паспортный)
L — длина веревки от точки срабатывания страховочного зажима (узла) до точки ее закрепления к опоре
S — расстояние, на которое сместится альпинист от момента срабатывания зажима .
Найти: скорость движения альпиниста в точке Y.

Последний раз редактировалось Pavel T 11 апр 2008, 16:50, всего редактировалось 2 раза.


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 11 апр 2008, 16:39

Суть такая. Висит Вася на 100-метровом отвесе, на ВСС с коэфф. удлинения 5% под весом 80 кг. Если он сорвется на высоте 5 метров над землей, то за счет удлинения веревки он долетит до земли. Но скорость его будет равна 0 м/с. Т.е. просто коснется. А если он сорвется с высоты 3 метра над землей, какая будет скорость приземления? Не сломает Василий себе пятки? Видимо, нет, но… А если 130 метров отвес и с 4 метров?


Аватара пользователя

McS

Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 15 мар 2005, 00:51
Город: М-ква

Сообщение McS » 11 апр 2008, 18:27

ИзображениеСразу так посчитать сложно — пробовать надо : disabled :


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 12 апр 2008, 00:57

Рассматриваем только первую половину цикла затухающей синусоиды, поскольку она имеет максимальную амплитуду и, соответственно, возможные повреждения падающего Васи. :sm:

По моим полуночным прикидкам получается такая формула:

V = sqrt(2gY(1-40Y/seLm))

Все это справедливо в пределах применимости закона Гука.

Завтра на свежую голову проверю, мож чего не так насокращал. :roll:

Последний раз редактировалось WhiteEagle 12 апр 2008, 01:23, всего редактировалось 1 раз.


Аватара пользователя

Tuk

Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 24 фев 2006, 00:44
Город: Тель-Авив

Сообщение Tuk » 12 апр 2008, 01:56

Я это запостил в тему АСАП, там об этом речь шла, но повторю и сюда:

Насколько я помню сопромат, динамическое нагружение с высоты 0 дает эквивалентную нагрузку х2. Так что, считать надо не на 80, а на 160 кг. Да и веревку нельзя рассчитывать как стальную пружину- там имеется значительное демпфирование и степень его неизвестна. Так что не получается здесь простой формулы. Обычно такие вещи проще определить экспериментальным путем.


Аватара пользователя

домовой

Сообщения: 766
Зарегистрирован: 03 мар 2006, 16:21
Город: Лыткарино
Контактная информация:

Сообщение домовой » 12 апр 2008, 02:09

130 метров отвес , все спать пора


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 12 апр 2008, 06:20

WhiteEagle писал(а):V = sqrt(2gY(1-40Y/seLm))

Игорь, Y — это «координата» точки замера скорости в метрах? (предположим, 100 метров отвес, срыв с 5 м, Y может быть 97, например?)

se — 0,05? В такой форме коэфиициент вводим?

Просто у меня корень из отрицательной величины получается. Либо ты коэффициент удлинения вводишь подругому?


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 12 апр 2008, 07:12

Tuk писал(а):Насколько я помню сопромат, динамическое нагружение с высоты 0 дает эквивалентную нагрузку х2. Так что, считать надо не на 80, а на 160 кг.

Поясни примером «на пальцах», пожалуйста. Я правильно понял, что ты ведешь к тому, что удлинение будет зависеть от скорости приложения нагрузки так же как и от ее величины? Насколько я понимаю суть процесса, это не так в грубом приближении.


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 12 апр 2008, 08:58

Насколько я помню сопромат, динамическое нагружение с высоты 0 дает эквивалентную нагрузку х2. Так что, считать надо не на 80, а на 160 кг. Да и веревку нельзя рассчитывать как стальную пружину- там имеется значительное демпфирование и степень его неизвестна. Так что не получается здесь простой формулы. Обычно такие вещи проще определить экспериментальным путем.

Тук имеет в виду, что если аккратно и плавно подвесить Васю, то удлинение Х м, а если он динамически нагружает веревку, то максимальный пролет его будет 2Х м.

У меня это тоже получилось.

Веревка рассматривается именно как однородная пружина. Может быть это и неправильно. :roll:

Pavel T писал(а):Игорь, Y — это «координата» точки замера скорости в метрах? (предположим, 100 метров отвес, срыв с 5 м, Y может быть 97, например?)
se — 0,05? В такой форме коэфиициент вводим?
Просто у меня корень из отрицательной величины получается. Либо ты коэффициент удлинения вводишь подругому?

В моей формуле:

Y — это сколько пролетел Вася в метрах от точки обрыва рапели, в метрах. Да, это координата, причем точка «0» находится в месте обрыва рапели.

L — длина ненагруженной веревки, в метрах.

se = Y/L :arrow: если ты хочешь для 5%-ной веревки считать, значит подставляешь в формулу 0.05

Всегда из отрицательной? Или когда?

Формулы то наши хоть похожи?


Аватара пользователя

Tuk

Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 24 фев 2006, 00:44
Город: Тель-Авив

Сообщение Tuk » 12 апр 2008, 18:36

Примерно так: Стоит Вася на возвышенной платформе, привязанный к веревке, идущей сверху. Если бесконечно медленно опустить платформу, веревка растянется согласно паспорту, а если Вася с нее спрыгнет, то ровно вдвое больше.

Считать эту муть надо как пружину в вязкой среде или деформирующуюся с трением. Только ни вязкость ни сила трения не определены. Допускаю даже, что именно этот фактор вполне может свести даже максимальную скорость к довольно безопасным на практике величинам. Проще всего проверить экспериментально.


Мурз

Сообщения: 1290
Зарегистрирован: 10 май 2006, 22:38
Город: Новосибирск

Сообщение Мурз » 12 апр 2008, 20:03

Павел Т. писал(а):L — длина веревки от точки срабатывания страховочного зажима (узла) до точки ее закрепления к опоре

Тук писал(а):Считать эту муть надо как пружину в вязкой среде или деформирующуюся с трением. Только ни вязкость ни сила трения не определены.

:???: Хм. Трение-трение. Надо полагать, что перегибов не было вообще, считалась только вертикальная струна закреплённая абсолютно жёстко вверху? — ну скажем швеллер какой или тюбинг, внешним трением в узлах и потерями — пренебрегалось. К Васе тоже всё закреплено жёстко — припаяна верёвка. Его тело — абсжёсткчурка. А второе граничное условие — место срыва — переменная величина. А внутреннее трение в верёвке — уже содержится в коэффициенте растяжения? Я не в курсе. Да и этот коэффициент — усреднённая величина, даже для конкретной модели верёвки. А химические процессы? Вася сорвался сразу, как верёвка сошла с конвейра? А износ, старение? Тут тер вер подключать надо, распределения и доверительные интервалы. Всё равно модель будет плюс-минус километр. Короче проще экспериментально. Много раз. Чем больше — тем точнее.


Аватара пользователя

англичанин

Сообщения: 4926
Зарегистрирован: 07 июл 2007, 12:52
Город: Минск
Контактная информация:

Сообщение англичанин » 12 апр 2008, 21:36

:cry: бедный Вася :cry:

Теперь задума где взять маникен… эдакого «Гошу»


TenneT

Сообщения: 594
Зарегистрирован: 28 окт 2007, 21:05
Город: Питер
Контактная информация:

Сообщение TenneT » 12 апр 2008, 21:48

Разобьём задачка на 4 этапа но сначала введём уточнение

1)Необходимо найти скорость (скорее силу которую испытает Васёк при соприкосновении с землёй)

2)Нас интересует максимальное удлинение верёвки. Оно произойдёт когда Василий нагрузит верёвку массой «m», и пролетит расстояние на которое удлинится верёвка т.е. БУДЕТ рывок(этот рывок и вызовет доп удлиннение)(а удлинение от рывка ищё рывок но меньший и тот в свою очередь ещё…….Но я рассматриваю только 1 мах рывок тк последующие будут значительно меньше)

Уточнение внесены, если они верны преступлю к расчёту.

Алгоритм

1) Найду растояние на которое опустится Вася вследствии удлинения.

2)Сравню с тем что до земли.

3)Если удлинение больше расстояния до поверхности. То вычту одно из другого.

4)Найду силу с которой ноги встретятся с землёй


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 12 апр 2008, 22:17

Tuk писал(а):Если бесконечно медленно опустить платформу, веревка растянется согласно паспорту, а если Вася с нее спрыгнет, то ровно вдвое больше.

Абсолютно верно.

Сопротивлением воздуха и нагревом веревки я разумеется пренебрег.


Аватара пользователя

Tuk

Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 24 фев 2006, 00:44
Город: Тель-Авив

Сообщение Tuk » 12 апр 2008, 23:07

А внутреннее трение в верёвке — уже содержится в коэффициенте растяжения?

Нет. И как раз о нем я и говорю. Оно неизвестно и его величина может свести на нет результат расчета по чистой пружине.

Это как пружина и рессора в пакете. Деформация одинаковая, а скорость деформации различная и определяется трением пластин в пакете. А нам интересна как раз скорость и главного параметра у нас нет.

Можно, конечно, расет по чистой пружине принять как теоретически максимально возможную скорость, только боюсь реальная цифра может отличаться в разы. Может и нет, конечно, это я так, по субъективному чутью материала.


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 14 апр 2008, 06:26

WhiteEagle писал(а):Y — это сколько пролетел Вася в метрах от точки обрыва рапели, в метрах. Да, это координата, причем точка «0» находится в месте обрыва рапели.

Ясно, я просто за точку «0» брал точку закрепления страховочной веревки.

WhiteEagle писал(а):Всегда из отрицательной? Или когда?
Формулы то наши хоть похожи?

Теперь нормально, все получается. Играюсь. У меня своей формулы нет. Биолог я. :oops: В твою цифры подставляю и смотрю :D

V = sqrt(2gY(1-40Y/seLm)) Кг из знаменателя куда деваются? Единицы измерения скорости какие получились?

Последний раз редактировалось Pavel T 14 апр 2008, 07:32, всего редактировалось 1 раз.


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 14 апр 2008, 07:30

Pavel T писал(а):Теперь нормально, все получается. Играюсь…. В твою цифры подставляю и смотрю :D

Дык, чего нормально? Чего получается то? :D

Меня б проверил кто… А то мож я фигни нагородил… :oops:


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 14 апр 2008, 07:34

Нормально — это цифры положительные :sm: и изменяются логично, по моим понятиям. Зарядил еще товарища на проверку, посмотрим.


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 14 апр 2008, 08:36

По твоей формуле получается, что если Васо резанет об перегиб рабочую веревку на отметке 90 метров (10 метров до земли), то его максимальная скорость во всем диапазоне удлинения веревки не превысит 24 км/ч, и будет это примерно в диапазоне от 4 до 6 метров до земли. На отметке 1 метр от земли — 0. Правильно я посчитал?

Только с единицами измерения что-то не так, однако. Или все так, и я туплю?


Аватара пользователя

udjin-kos

Сообщения: 1395
Зарегистрирован: 14 дек 2006, 12:23
Город: Кострома
Контактная информация:

Сообщение udjin-kos » 14 апр 2008, 11:16

Формула должна определять S-перемещение, а скорость определяется как производная по времени.

Если принять верёвку как упругое тело в пределах закона Гука, есть готовое решение

http://mysopromat.ru/uchebnye_kursy/sop … ih_sistem/

свободные колебания с линейным затуханием (только график должен круто идти вниз)

Необходимо определить некоторые значения в формуле для z(S) , в тексте статьи их не нашёл :?:

Однако какая практическая польза (особенно от скорости)?-зарядка для мозгов ::crazy: :sm:


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 14 апр 2008, 18:14

udjin-kos писал(а):Однако какая практическая польза (особенно от скорости)?

Интересно было бы для начала теоретические определить пороги опасных высот для применения верхней ненагруженной страховки. Скорость нужна для того, чтобы определить силу удара при приземлении. Собирался сравнивать скорость приземления с парашютным спортом, чтобы представить опасность или безопасность величин. Просто данные в ньютонах мне, например, мало что скажут. Да и просто интересно, с какой максимальной скоростью будет перемещаться Вася.


Аватара пользователя

Tuk

Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 24 фев 2006, 00:44
Город: Тель-Авив

Сообщение Tuk » 15 апр 2008, 00:21

Меня б проверил кто…

Некогда думать.. Но у меня ощущение, что в формуле должен быть синус.


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 15 апр 2008, 00:40

Tuk писал(а):

Меня б проверил кто…

Некогда думать.. Но у меня ощущение, что в формуле должен быть синус.

Синус да… если описывать весь цикл с учетом затухания колебаний. Я постарался описать первый этап (с максимальной амплитудой, что собственно и интересно), без учета потерь энергии наружу.

Надеюсь, не соврал. Но гордо пяткой в грудь бить не буду. Деградация извилин необратима… :???:


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 15 апр 2008, 08:24

WhiteEagle писал(а):Надеюсь, не соврал.

Единицы измерения получаются какие?


Аватара пользователя

Tuk

Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 24 фев 2006, 00:44
Город: Тель-Авив

Сообщение Tuk » 15 апр 2008, 22:36

Я постарался описать первый этап

Да, это понятно, только и без учета второй половины и всего такого должен быть.

У тебя V=f(Y) описывается какой-то квадратичной зависимостью, а даже до максимума будет кусок синусоиды. Исходная скорость и конечная равны нулю. Максимум скорости по центру. Так это будет кусок синуса от 0 до п/4. Но синуса, а не параболы.


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 16 апр 2008, 00:20

Pavel T писал(а):

WhiteEagle писал(а):Надеюсь, не соврал.

Единицы измерения получаются какие?

Что значит «какие»? Подставишь в СИ, их же на выходе и получишь.


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 16 апр 2008, 07:39

Подставляю, как минимум кг в знаменателе не сокращаются.


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 16 апр 2008, 08:18

Ничего не понял! Какие кг?! :vr: Откуда ты их вообще взял?

Размерность определяется произведением gY — м2/с2. Из всего этого берется квадратный корень, получаются м/с, как и положено в системе СИ для измерения скорости. :naug:


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 16 апр 2008, 10:33

А (1-40Y/seLm) что, не при делах? Никак на размерности не отразится? m же в кг вроде…. Ты только сильно не суди и не смейся, признаю свою неграмотность в этом вопросе :D

Последний раз редактировалось Pavel T 16 апр 2008, 11:45, всего редактировалось 1 раз.


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 16 апр 2008, 10:46

Не при делах. Васёк твой ведь 80 кг весил? :wink:

Так вот-с… 40 это 80 кг/2, они делятся на m, которая тоже в килограммах. Сокращаются! :naug:

Равно как сокращаются и Y/L, которые в метрах.

И вообще было бы нонсенсом, если из единицы (безразмерная величина) вычиталась размерная 40Y/seLm. Так не бывает. Помидоры с апельсинами на складывают! :D


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 16 апр 2008, 11:44

Дык это только одному Богу да тебе известно, что за скромной цифирью 40 стоит полВаська в килограммах :D !! А про (1- «апельсин») я тоже озадачился, но как-то неудобно спросить было, думаю — вдруг в лужу наступлю :oops: Я вот издалека и начал — думаю, сначала с дробью раберусь, что там за фигня…

Интересно, что максимальные скорости получаются небольшие.

Последний раз редактировалось Pavel T 16 апр 2008, 11:49, всего редактировалось 1 раз.


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 16 апр 2008, 11:47

Tuk писал(а):

Я постарался описать первый этап

Да, это понятно, только и без учета второй половины и всего такого должен быть.
У тебя V=f(Y) описывается какой-то квадратичной зависимостью, а даже до максимума будет кусок синусоиды. Исходная скорость и конечная равны нулю. Максимум скорости по центру. Так это будет кусок синуса от 0 до п/4. Но синуса, а не параболы.

Теперь для бАтаников, пожалуйста :D . Как в твоем видении будет выглядеть формула?


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 16 апр 2008, 12:06

Pavel T писал(а):Дык это только одному Богу да тебе известно, что за скромной цифирью 40 стоит полВаська в килограммах :D !!

Извини, надо было мне это подчеркнуть. :oops:
Просто у меня в любых расчетах всегда подразумевается СИ.

Pavel T писал(а):А про (1- «апельсин») я тоже озадачился, но как-то неудобно спросить было

Да все просто — 1 образовалась при вынесении общего множителя за скобки.

Pavel T писал(а):Интересно, что максимальные скорости получаются небольшие.

Ну значит на первых порах тело Васька просто не упевает разогнаться, а потом уже веревка амортизирует.

А может и ошибся я с «умными» формУлами… :roll:

Вот Тук сейчас свою синусоиду напишет :wink: , сравним. Если не общий вид, то хотя бы числовые значения скоростей.

Если сильно не совпадут — выберем Васька из наименее ценных членов экипажа и будем ему рапели резать. :sm:


Аватара пользователя

Pavel T

Сообщения: 3419
Зарегистрирован: 16 июл 2006, 19:11
Город: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Pavel T » 16 апр 2008, 12:33

И я вот о том же. Сначала максимально просчитать теорию, потом пойти кидать Васька. Как представитель вида спорта, где каждый — по сути Васо, буду прыгать:)

WhiteEagle писал(а):Извини, надо было мне это подчеркнуть. :oops:
Просто у меня в любых расчетах всегда подразумевается СИ.

Дык все считают в СИ, просто я увидел 40 — ну, думаю, коэффициент какой-нибудь физический приключился в результате вычислений, не мое крестьянское дело. Давай все в кучу сводить, не получаются м/с никак…

Кстати, зря ты так сделал, однако. Потому что в той же формуле у тебя еще и m присутствует. И она переменная, можно и 100 кг подставить. Тогда это не будет бить в формуле с постоянной величиной 40. Или я неправ?


WhiteEagle

Сообщения: 38124
Зарегистрирован: 15 окт 2004, 00:48
Город: Москва

Сообщение WhiteEagle » 16 апр 2008, 21:47

Pavel T писал(а):Потому что в той же формуле у тебя еще и m присутствует. И она переменная, можно и 100 кг подставить. Тогда это не будет бить в формуле с постоянной величиной 40. Или я неправ?

Правильно, m — переменная, а вот Вася постоянный. :sm:

40 относится к Васе.

А m относится к произвольному индивиду, забывшему завязать узел на конце не доходящей до земли рапели. :yaz:

Что означает «это не будет бить«, право, не понял. :roll:


Аватара пользователя

Tuk

Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 24 фев 2006, 00:44
Город: Тель-Авив

Сообщение Tuk » 16 апр 2008, 22:17

Вот Тук сейчас свою синусоиду напишет

Прошу прощенья, не напишу. Даже на пяток писем ответить не успеваю. Так уж текучка заела.

Теперь для бАтаников, пожалуйста

Про мое видение см. выше. А в цифровом выражении это скорее всего, не особо отличается. Но продолжаю утверждать, что лучший метод — экспериментальный. Реальные цифры должны быть ощутимо ниже расчетных по любому методу.


Мурз

Сообщения: 1290
Зарегистрирован: 10 май 2006, 22:38
Город: Новосибирск

Сообщение Мурз » 16 апр 2008, 23:34

Игл писал(а):Сопротивлением воздуха и нагревом веревки я разумеется пренебрег.

А ещё бог знает чем. У вас же чистая ньютонова динамика. И всё. А тело Васи? а чем он за верёвку цепляется? А разные нагрузки на внешние-внутренние нити на перегибах-узлах? Он же не приварен к верёвке. А смещение оплётки, относительные смещения (трения и химия и до фига всего) внутренних внешних нитей — вследствие поэтапного нагружения (зависит от типа зажима, типа верёвки, её износа, грязи, сырости и т.д.). Ну не верю я, что в коэффициенте любого производителя для новой верёвки всё учтено. Это усреднённо многим пренебрежено. А сильные взаимодействия, а нейтринные? Шутка. Это бесконечно мало влияет. Ну не построите вы реальности никогда. Бездну факторов не учтёте. Будут всего лишь модели. А неучтённости надо учитывать тервером. И получится не реальное лицо, а куцая квадратно отёсаная башка. Это удел любой модели. Жизнь сложна. Даже в таких простых вещах.

Игл, Павел, Тук. Всё через… чё-то меж собой бормочат. Бесселевы функции из спецглав не пробовали :wink: Может поможет. Серьёзно. Вас чему в школах учили? В высших :sm: Что физика-математика — это слова? :sm: :clap: Одни слова, несколько значков и опятть в оснвном слова. Гуманитарии, блин. Где физика-математика? Сложно в Маткаде набросать и выложить? Тогда проще сфотать свою рукопись на несколько страниц, схемки, выкладки, выложить и дать на неё ссылку. Несколько фото, чтоб мелко не было. Тогда понимание коллеги возрастёт резко. Воду толкёте :!: Половина темы друг друга не понимали, потом чё-то немного начало. И будете ещё долго к согласию приходить с такой методой. Чтоб вас понять надо с вами параллельно сидеть. И не факт, что поймёшь другого. За нитью «беседы» сложно следить. Выкладки давай, полностью (ну хотя б опорные, не обязательно разжёвывать), а не голые результаты и комментами :!:

Tuk писал(а):Но продолжаю утверждать, что лучший метод — экспериментальный. Реальные цифры должны быть ощутимо ниже расчетных по любому методу.

+1Особенно второе.


Аватара пользователя

Mamamushi

Сообщения: 2067
Зарегистрирован: 06 июл 2007, 20:57
Город: из народа

Сообщение Mamamushi » 18 апр 2008, 23:45

Утром

Тихонько упал на землю

С дерева лист.

:doh:

Может спросить спецов по флайнг-роупу или банджи-джампингу?

Или физиков практикующих?

Последний раз редактировалось Mamamushi 22 апр 2008, 20:16, всего редактировалось 2 раза.


Аватара пользователя

Владимир Мусин

Сообщения: 139
Зарегистрирован: 29 май 2004, 19:19
Город: Барнаул
Контактная информация:

Новый вопрос

Сообщение Владимир Мусин » 19 апр 2008, 19:51

На сколько отлетает краска при окраски трубы на высоте 70 м и скорости ветра 6 м/сек. т.е. на сколько надо отгонять личные автомобили внизу трубы? Владимир Мусин


Мурз

Сообщения: 1290
Зарегистрирован: 10 май 2006, 22:38
Город: Новосибирск

Сообщение Мурз » 20 апр 2008, 20:32

Pavel T писал(а):Скорость нужна для того, чтобы определить силу удара при приземлении. Собирался сравнивать скорость приземления с парашютным спортом, чтобы представить опасность или безопасность величин.

Будешь прыгать, не забудь, что Вася в отличие от тебя не ожидает падения. И на такой высоте чаще всего не успеет сообразить и принять удар. Сам падал на верёвках с 5 м. Внезапно. Осознал, что уже лежу на боку. Оказалось сломано запястье. Но то максимальная скорость. Тут верёвка после половины полёта начнёт сильней врабатываться в задержание и встреча с землёй будет приятней. :wink:



Вернуться в «Безопасность»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти дисперсию python
  • Ноты песни как найти слова
  • Как найти фильм по описанию сюжета иностранный
  • Как составить отчисление авансовых платежей по
  • Сталкер лост альфа ошибка конфигуратора как исправить