Чувствуете себя менее мотивированным, чем обычно? Более измученным и раздраженным? Учеба вызывает все меньше вдохновения и все больше желания «бросить все»? У вас может быть академическое выгорание, которое является вполне реальным заболеванием, а значит, поддается диагностике и лечению, если все делать правильно. Разбираемся в симптомах и причинах и рассказываем, что делать, чтобы не перегореть на учебе.
Академическое выгорание можно определить как негативную эмоциональную, физическую и умственную реакцию на длительное обучение, которая приводит к истощению, разочарованию, отсутствию мотивации и снижению результатов. Это своего рода отрицательная кульминация многих недель или месяцев изучения одного и того же материала, или работы над одним и тем же проектом, или непрерывных лет обучения. Его не следует путать с однократным упадком сил, когда вы занимаетесь часами напролет, или с усталостью от бессонницы.
Академическое выгорание — это хроническое заболевание, явление, когда человек не может сосредоточиться на учебе, постоянно отвлекается и не интересуется своими задачами. Для более глубокого объяснения феномена выгорания исследователи разделили его на три характерных состояния —- постоянные и безрезультатные попытки сконцентрироваться, отчуждение от учебы и, наконец, полная невозможность изучить тему или выполнить поставленную задачу.
Симптомы академического выгорания проявляются не только в усталости и ощущении, что вы не можете заставить себя пойти на очередное занятие — выгорание может вызвать настоящие психосоматические проблемы, такие как головные боли, бессонница и депрессия, поэтому, как только вы распознаете симптомы, важно тут же начинать принимать меры, чтобы обратить состояние вспять. К симптомам академического выгорания относятся:
-
чувство истощения независимо от того, сколько вы спите, что приводит к усталости и бессоннице;
-
отсутствие мотивации посещать занятия или начинать выполнение заданий;
-
повышенная раздражительность;
-
утрата уверенности в своих академических способностях;
-
неспособность уложиться в важные сроки;
-
напряжение в теле, которое может проявляться в виде головных болей, болезненных ощущений в мышцах или напряжении челюсти;
-
более высокая частота заболеваний из-за непроходящего стресса и истощения;
-
увеличение количества вредных привычек, таких как переедание, слишком поздний отход ко сну, кусание ногтей или любых других привычек, которые вы склонны приобретать, когда испытываете стресс или не заботитесь о себе;
-
неспособность сосредоточиться на учебной работе;
-
чувство скуки или отсутствие интереса к тем аспектам учебы или досуга, которые вам раньше нравились;
-
тревожность или депрессия.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Как предотвратить академическое выгорание
Если вы начнете замечать некоторые из вышеперечисленных симптомов, самое время что-то изменить.
Насладитесь перерывом
По возможности сделайте настоящий перерыв в работе и учебе, постарайтесь изменить свое расписание, чтобы каждую неделю выделять себе хотя бы один выходной.
Найдите время для приятных занятий
И не только в выходные! Наполните свой календарь делами, которые вы любите делать в течение недели, и вы почувствуете, что у вас появится больше мотивации в дни, требующие максимум вашего внимания на учебных задачах.
Делайте физические упражнения
Старайтесь заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю, не допускайте обезвоживания и ешьте здоровую пищу, чтобы поддерживать активность и здоровье своего тела и ума.
Гуляйте
Исследования показали, что время, проведенное на природе, снижает уровень стресса, поэтому проводите свободное время на улице.
Найдите время для социальной активности
Позитивную систему поддержки обеспечивают не только друзья и семья, но и время, проведенное в веселой социальной среде: оно сделает вас счастливее и даст вашему разуму отдохнуть.
Ставьте разумные цели
И придерживайтесь их — используйте календарь и ежедневные напоминания, чтобы сохранять мотивацию для выполнения дедлайнов.
Избегайте откладывания на потом
Когда вы чувствуете стресс, очень хочется отложить задания и проекты в сторону, но в конечном итоге это приведет к недосыпанию, разочарованию и к еще большему стрессу.
Сделайте шаг назад
Взгляните на вашу образовательную ситуацию в целом. Спросите себя, правильно ли вы выбрали направление, курс или программу? Есть ли другое направление, в котором вы могли бы двигаться, чтобы это лучше соответствовало вашей карьере или интересам? Может быть, просто нужно сменить обстановку?
Как оправиться от академического выгорания
Помните, что обычно на развитие академического выгорания уходят месяцы или годы, поэтому полное восстановление также потребует времени и усилий. Если ситуация усугубилась и выгорание от учебы стало постоянным спутником вашей жизни, вот что вы можете сделать:
Обратитесь за помощью
Возможно, вам понадобится помощь профессионала — поговорите с психологом, учебным консультантом, наставником или другим специалистом, который может помочь преодолеть выгорание. Также можно заручиться помощью друзей, семьи и учителей.
Распознайте симптомы и не игнорируйте их
Запомните ключевые симптомы академического выгорания и не игнорируйте сигналы своего разума и тела. Выгорание только усугубится, если вы будете продолжать двигаться вперед, не получая надлежащую помощь.
Управляйте стрессом и внесите важные изменения в жизнь
Выделите время для себя, чтобы расслабиться и уменьшить стресс. Практикуйте осознанное дыхание, здоровое питание, больше общайтесь. Попробуйте также делать перерывы на медитацию в течение дня. Измените свое расписание, чтобы сформировать лучший баланс между разными аспектами вашей жизни.
Как усердно учиться, не перегорая
Типичный подход к приближающемуся учебному дедлайну выглядит примерно так: человек заставляет себя проводить все свободное время за учебными материалами, исключает все социальные мероприятия и развлечения и ругает себя за то, что теряет время или отвлекается. Это распространенный образец, потому что он представляет собой укрепляющий цикл. Вы начинаете отвлекаться, поэтому заставляете себя сдерживаться и тратить больше времени на обучение, что истощает вас еще больше, отвлекаться становится еще легче, что, в свою очередь заставляет проводить еще больше времени в учебной изоляции. Как правило, это продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет очень низкого уровня эффективности, не выдохнется и не сдастся.
Однако все же можно узнать больше, тратя при этом меньше времени на обучение и избегая растущей вероятности заполучить академическое выгорание: просто ограничьте учебные часы, но сделайте их более качественными.
Конкретные часы занятий с достаточным временем отдыха
Главная ошибка — это вера в то, что можно учиться без перерыва, и чем ближе экзамен или дедлайн, тем легче попасть в эту ловушку. Конечно, если вы хотите многому научиться, вам придется много работать, но об этом процессе нужно думать как о беге: когда вы придерживаетесь жесткого темпа, а ваша скорость неизменна и слишком высока, рано или поздно у вас начнет заканчиваться воздух.
Самый простой способ решить эту проблему — установить конкретные часы, которые позволят отдохнуть. Не нужно жертвовать встречами с друзьями, занятиями спортом или чем-то еще, чем вы занимаетесь для развлечения. Если вы сейчас усердно учитесь, чувствуете себя измотанным и пытаетесь сменить стратегию обучения, ваша рабочая нагрузка на переходный период должна быть еще меньше. Если вы задыхаетесь во время бега, вам нужно на некоторое время вернуться к более медленному темпу, пока не станет лучше и вы не сможете продолжить бег в своем стандартном темпе.
Переключите задачи обучения с пассивных на активные
Когда ваше внимание нарушено, скорость обучения значительно снижается, но вы по-прежнему тратите слишком много сил — это означает, что вы можете прилагать те же усилия, что и человек, придерживающийся конкретного графика, но запоминать при этом в разы меньше. Шагом в борьбе с этой проблемой является переключение ваших задач с пассивных на активные: преимущество активных заданий в том, что они заставляют двигаться в более эффективном направлении за то же количество времени.
Самотестирование — задача активная, перечитывание заметок — пассивное занятие, техника Фейнмана❓Ментальная модель, основанная на предыдущем опыте понимания, для передачи информации с помощью лаконичных мыслей и простого языка. — активное. Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что если в процессе обучения вы занимаетесь чем-то, что не позволяет вам обнаружить, что вы ошибаетесь (как чтение конспекта), значит, это пассивная задача.
Создайте комфортную рабочую среду без отвлекающих факторов
Этот шаг очевиден: если вы работаете там, где вас что-то отвлекает, вы точно отвлечетесь. Если вам нужно использовать интернет для обучения, используйте такое приложение, как SelfControl, для выборочной блокировки всех сайтов, которые не связаны с работой и будут вас отвлекать. Если можно вообще обойтись без интернета, даже лучше. Переведите телефон в беззвучный режим или не берите его с собой, когда учитесь.
Сходите куда-нибудь, где нет ваших друзей, если вы не хотите, чтобы вас отвлекали, не беспокойтесь о перерывах. В идеале следует создать среду, в которой перерывы будут скучными, но все же расслабляющими, чтобы у вас не возникло соблазна забросить учебу. Заранее выбрав занятия для перерыва, соответствующие этим критериям, вы сможете сосредоточиться на работе в течение всего дня. Зависание в соцсетях, общение с друзьями или телефонные игры не лучший отдых.
Не пытайтесь заполнить каждый день слишком большим количеством дел, которые требуют умственных усилий. Иногда вы можете попасть в график учебы, который приведет к выгоранию, но не распознать его таким, какой он есть. Такое может произойти, когда вы недостаточно продвигаетесь в своей цели или слишком часто откладываете на потом и начинаете чувствовать, что должны работать больше, а не меньше. В этих случаях иногда бывает трудно понять, что ваша неспособность сохранять сосредоточенность — это симптом неправильно организованного рабочего времени, а не лени. Чтобы узнать наверняка, сделайте паузу, проанализируйте свое состояние и график работы и измените привычки обучения исходя из полученных результатов.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Занимайтесь в одно и то же время, разбивайте задачи на мелкие шаги и награждайте себя за проделанную работу.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Мотивируйте себя
1. Составьте список причин, по которым вы учитесь
Запишите их на листке бумаги и держите перед глазами. Когда захочется пропустить учёбу, перечитайте их. Так вы напомните себе, для чего вам нужно стараться. Например, чтобы поступить в хороший университет, получить стипендию или сменить работу. Записывайте как можно больше причин — и весомых, и маленьких.
Иногда у вас совсем не будет мотивации, это естественно. В такие дни вам понадобится немного самодисциплины и этот список как раз придёт на помощь.
2. Находите что‑то интересное во всём
Подумайте, как изучаемый материал соотносится с вашей жизнью. Например, вам скучно читать книгу, которую задали по литературе, — попробуйте найти что‑то общее с героями. Не хочется учить биологию — представьте, сколько всего вы узнаете о самом себе и других живых существах.
Конечно, все предметы не могут интересовать одинаково. Но постарайтесь увидеть, как можно приложить полученные знания к собственной жизни. Это поможет не забросить занятия.
3. Ставьте таймер
Выделяйте по 30–50 минут на занятия, а потом делайте небольшой перерыв. Как только он закончится, возвращайтесь к учёбе. Или попробуйте интервальную технику Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и начните заниматься. Когда раздастся сигнал, отдохните 5 минут, а затем поработайте ещё 25. После того как повторите четыре интервала, сделайте более длинный перерыв.
Поставьте отдельный таймер на время завершения занятий. Например, если вы начали в обед, заканчивайте к ужину. Если позднее — как минимум за 30 минут до сна, чтобы было время расслабиться.
4. Регулярно поощряйте себя
После занятия достаточно чего‑то небольшого: съешьте любимую еду, поиграйте с домашним питомцем, посмотрите смешное видео или полежите в горячей ванне. А после экзамена радуйте себя чем‑нибудь более значительным. Например, выпейте кофе с друзьями или купите то, что давно хотели.
5. Учитесь вместе с кем‑то
Необязательно сидеть вместе в одной комнате. Но важно, чтобы был человек, с которым можно поделиться проблемами и рассказать о своём прогрессе. Договоритесь отчитываться друг другу о проделанной работе раз в несколько дней — так будет легче двигаться к цели и не терять время.
Составьте график занятий
1. Приступайте к учёбе каждый день в одно и то же время, чтобы это стало привычкой
Если вы жаворонок, попробуйте вставать пораньше и заниматься по утрам. Если сова — выделяйте несколько часов на учёбу вечером. Если вам нравится сразу расправиться с делами, чтобы потом отдыхать, выполняйте задания, как только придёте домой. Фиксируйте выбранное время в календаре, чтобы не было соблазна занять его чем‑то другим.
2. Распланируйте подготовку к экзаменам
Как только узнали дату теста или зачёта, внесите её в календарь. Поставьте напоминание за несколько дней или недель до этого, чтобы начать готовиться. Пусть у вас будет достаточно времени, чтобы всё выучить и повторить.
3. Разделите материал на части
Когда нужно усвоить большой объём информации, мы чувствуем себя подавленными и не знаем, с чего начать. Чтобы такого не было, разбивайте крупные задачи на более мелкие. Запишите каждый шаг на бумаге и постепенно выполняйте их один за другим, а рядом с выполненными ставьте галочку. Так вы будете видеть свой прогресс и чувствовать, что ситуация у вас под контролем.
4. Запланируйте время на отдых и расслабление
Не занимайтесь несколько часов подряд — давайте мозгу отдых. Делайте короткие паузы каждые 30–50 минут. На перерыве встаньте и немного пройдитесь, подышите воздухом, перекусите или просто дайте отдохнуть глазам.
Не забывайте выделять время на расслабление, особенно в период подготовки к экзаменам. Когда неделями напряжённо учите что‑то, обязательно нужно устраивать дни полного отдыха — так вы защитите себя от перегрузки.
Устраните отвлекающие факторы
1. Перед занятиями перекусите чем‑то полезным и выпейте воды
Голод и жажда могут сильно отвлекать от умственных занятий, так что устраните их заранее. Не ешьте сладкое: от него вы только быстрее снова проголодаетесь. Перекусите чем‑то полезным, например овощами, фруктами, орехами, сыром, йогуртом или хумусом. Если захотелось напитка с кофеином, ограничьтесь одной‑двумя чашками или одной банкой газировки, чтобы не перевозбудить нервную систему.
2. Повысьте концентрацию с помощью физической активности
За 10–15 минут упражнений или ходьбы вы избавитесь от стресса и повысите уровень эндорфинов в организме. После этого легче будет сосредоточиться и запоминать информацию. Можете даже попробовать совместить тренировки и учёбу. Захватите свои записи в спортзал и читайте их, пока занимаетесь на беговой дорожке. И мозг, и тело будут вам благодарны.
3. Найдите место, где вас ничто не будет отвлекать
Если дома вы постоянно переключаетесь на другие дела, поищите новое место для занятий. Например, в библиотеке или кафе. Если вы готовитесь к экзаменам с друзьями, но они не дают сосредоточиться, договоритесь о правилах совместных занятий. В идеале нужно, чтобы не было отвлекающих звуковых и зрительных стимулов.
Также держите под рукой чистый листок бумаги. Когда в голову приходят мысли о каких‑то делах, не связанных с учёбой, записывайте их и возвращайтесь к заданию.
4. Отключите все электронные устройства, которые не нужны для учёбы
Не включайте телевизор как фон. Оставьте смартфон в другой комнате или в сумке. Если используете его в качестве таймера, установите режим полёта, чтобы не отвлекаться на уведомления. Или применяйте специальные приложения, которые ограничивают доступ в интернет. Например, Freedom, AppDetox. С их помощью можно на время заблокировать доступ к выбранным сайтам и приложениям.
5. Занимайтесь с музыкой
Особенно если вы в общественном месте. Музыка в наушниках поможет заглушить окружающие звуки и сосредоточиться. Для этого лучше всего подходят инструментальные композиции. Если музыка вас отвлекает, попробуйте включить звуки природы или белый шум.
Уровень сложности
Средний
Время на прочтение
9 мин
Количество просмотров 18K
Занимаетесь две минуты. Проверяете Instagram. Занимаетесь две минуты. Смотрите телевизор. Занимаетесь две минуты. Проверяете электронную почту. Занимаетесь еще две минуты. Зависаете в TikTok на неопределенное время…
Если это напоминает вашу типичную учебу, вы в этом не одиноки, но вам нужна помощь с мотивацией, особенно если скоро экзамен. Возможно, посещение этого сайта — очередная форма откладывания учебы. Если это так, то, по крайней мере, вы на правильном пути.
Не все способы мотивации к учебе подходят всем, но есть те, которые подойдут именно вам. На основании публикации и исследований учебного центра мы составили список идей мотивации, которые вы можете попробовать, если вам необходимо взять себя в руки и добиться результата.
Просмотрите приведенные ниже способы мотивации и попробуйте воспользоваться несколькими из них. Некоторые хорошо работают по отдельности, некоторые — в сочетании друг с другом, некоторые могут подойти вам сегодня, но не подойти завтра. В любом случае, это хороший способ отдохнуть от занятий, и, возможно, вы найдете то, что действительно поможет вам в учебе.
1. Блокировка сайтов и приложений
Это классический инструмент мотивации к учебе, поскольку он буквально убирает все, что вас отвлекает, при условии, что отвлекающий фактор — это компьютер или смартфон. Если вам нужна небольшая помощь в самоконтроле, этот способ — для вас. Существует множество блокировщиков приложений для телефона и компьютера.
Все они работают одинаково: они блокируют любые сайты или приложения, которые вы хотите заблокировать, на тот срок, на который вы хотите. Это может отлично сработать, если вы похожи на человека, описанного в начале статьи. Потратьте немного времени и подумайте, какие сайты или приложения отнимают у вас больше всего времени, и заблокируйте их на время учебы.
2. Техника Помодоро
В своей основе техника Pomodoro очень проста:
-
Занимайтесь 25 минут
-
Сделайте перерыв на 5-10 минут
-
Повторите этот цикл 4 раза
-
Сделайте более длительный перерыв
Существуют и другие вариации этой техники: вы можете понять, что для вас удобнее более короткий перерыв между занятиями, или вы можете повторить цикл всего три раза, пока вам не понадобится более продолжительный перерыв. Как бы вы ни подстраивали эту технику под себя, когда вы понимаете, что скоро наступит перерыв, вам будет легче заниматься в течение более продолжительного времени.
Чтобы следить за временем и не смотреть постоянно на часы, установите таймер как для занятий, так и для перерыва. Вы можете использовать перерывы с пользой, вставая и делая физические упражнения, которые стимулируют кровообращение. Если вы используете перерывы для десятиминутного просмотра телевизора, то, скорее всего, вам сложнее будет вернуться к занятиям.
Техника Помодоро отлично работает в сочетании с блокировщиками сайтов и приложений. Блокировщик сайтов FocusMe позволяет легко применять его вместе с этой техникой.
3. Придумайте систему поощрения
Выберите то, чего вы действительно хотите: коробку конфет, возможность сделать перерыв на пробежку, поход в кино и т.д. Что бы это ни было, используйте это в качестве награды за выполнение задания. Может быть, вы купите шоколадку, но позволите себе съесть ее только после того, как позанимаетесь в течение часа. Может вы решите посмотреть новый фильм, но сможете это сделать только после того, как позанимаетесь три часа или освоите 20 теорем. Может быть, вы берете конфету и кладете ее в рот каждый раз, когда правильно отвечаете на вопрос или решаете практическую задачу. Может вы приготовите свое любимое блюдо, но решите, что с этого момента и до экзамена вы можете его есть только во время учебы.
Поначалу, если вам действительно трудно сосредоточиться, лучше использовать более короткие интервалы перед поощрением, как в примере с конфетами после каждого вопроса. Когда вы втянетесь в процесс или обретете немного больше мотивации, вы можете использовать более длительные промежутки времени перед получением поощрения.
Чтобы действительно повысить мотивацию и стимулировать себя к эффективной учебе, попробуйте придумать для себя награду, которую вы сможете получить только в том случае, если хорошо сдадите экзамен или все экзамены. В этом могут помочь и ваши родители. Возможно родители пригласят вас в ваш любимый ресторан, если вы получите пятерку на экзамене, а может вы отправитесь в парк развлечений, если получите четверку по предмету.
Важный момент: для того чтобы система поощрений была эффективной, она должна подстраиваться под вас. Не стоит назначать награду за получение пятерки, если вы знаете, что получить пятерку практически невозможно. Точно так же не стоит поощрять себя походом в торговый центр, если вы не любите ходить по магазинам или если трата денег вызывает у вас дискомфорт.
4. Планируйте свой день
Когда я учился в средней школе, у меня всегда было больше мотивации делать домашние задания и заниматься в те дни, когда у меня была тренировка или соревнования. В дни, когда у меня ничего не было после школы, казалось, что у меня есть бесконечное количество времени на домашнее задание, поэтому было легче отложить его на потом.
Возможно вы замечали что, чем больше у вас свободного времени, тем легче потратить его впустую. Когда у вас много дел и вы понимаете, что на учебу останется мало времени, это заставляет вас сосредоточиться. Запланируйте определенное время в своем распорядке дня для учебы. Сделав это, вы с меньшей вероятностью будете откладывать обучение, потому что это станет определенной задачей, которая должна быть выполнена в определенное время.
5. Организованное откладывание
Хотите верьте, хотите нет, но вы можете использовать откладывание в своих интересах. Впервые идея использования откладывания была предложена и обоснована профессором Стэнфордского университета Джоном Перри.
Если вы склонны откладывать дела, то, скорее всего, вы будете выполнять легкие или простые задачи, откладывая более сложные, объемные дела. «Человека, откладывающего работу, можно мотивировать на выполнение трудных, срочных и важных задач, если эти задачи позволяют не делать что-то более серьезное», — объясняет Перри. Чтобы эта техника работала, вам нужно подумать о задачах, которые важнее или сложнее учебы, и поставить их на первое место в списке дел. Тогда учеба — задача, которая также важна, — станет более легкой задачей, и вы с большей охотой будете выполнять ее, чтобы не делать более сложную работу.
6. Найдите идеальное место для занятий
В университете я часто занимался в удобном кресле в фойе редко используемого здания. Мне было удобно, отвлекающих факторов было минимум, и я находился в месте, которое стимулировало меня к работе. В старших классах я любил заниматься на улице во дворе нашего дома. Мне нравилось, что я мог выйти на улицу и подышать свежим воздухом после долгого пребывания в школе.
Выберите место, которое вам нравится. Это может быть любимое кресло или гамак. Может вы даже создадите уютный уголок в уголке своей спальни. Что бы это ни было, сделайте это место предназначенным для учебы и используйте его только для учебы. Чем больше вам нравится там находиться, тем лучше; вы будете мотивированы заниматься, чтобы иметь возможность пойти в свое любимое место!
7. Просто начните
Никаких отговорок. Просто сядьте и начните заниматься. Часто самое трудное — это начать, поэтому если вы просто сядете и приступите, вы сможете настроиться на нужный лад. Если вы считаете, что этот совет может вам помочь, тогда идите учиться. Прямо сейчас — прекратите читать эту статью и идите заниматься!
8. Организуйте учебную группу
Если вы общительный человек, учеба может быть сложной, потому что вам не нравится одиночество и тишина. Возможность заниматься вместе с кем-то из друзей может быть очень мотивирующей. Ваша группа может состоять даже из ваших родителей или друзей, которые учатся в другом классе — они могут помочь вам с контрольной работой и просто составить компанию во время учебы, если вам не нравится тишина и одиночество.
Вы можете также привлечь к этому делу своего учителя или другого преподавателя. Педагоги всегда хотят помочь, поэтому они вряд ли откажут, кода вы попросите их о помощи. Спросите, можете ли вы и несколько других учеников прийти пораньше, остаться подольше или проводить время в классе, чтобы позаниматься. Присутствие преподавателя поможет вам настроиться на реальную учебу, кроме того, у вас будет дополнительный бонус в виде эксперта в аудитории, который может помочь. Если вы откладываете учебу, из-за сложности и чрезмерной запутанности материала, эта тактика вам обязательно поможет.
Когда я работал учителем, я никогда не отказывал ученикам, которые просили о дополнительной помощи или хотели заниматься в аудитории. Когда ученики объединялись в учебные группы в моем классе, я был рядом, чтобы ответить на любые вопросы и сделать их занятия более продуктивными. Я часто давал дополнительные советы или пояснения, которых не было на уроках.
9. Пойдите в библиотеку или кафе
Когда вы садитесь за учебу и заходите в социальные сети, легко начать завидовать всем, кто весело проводит время. Также легко начать думать, что вы единственный человек в мире, который в данный момент учится. В кафе или библиотеке вы увидите множество других людей, которые тоже читают, учатся и спокойно работают. Увидеть, как кто-то другой показывает правильный пример, очень вдохновляет.
В университете библиотека была моим любимым местом для занятий, когда я просто не мог найти в себе силы учиться. Приходя туда и видя, как все остальные усердно работают, я понимал, что если не буду тихо сидеть и заниматься, то буду отвлекать других или буду чувствовать себя не в своей тарелке.
10. Погрузитесь в музыку
Включите свою любимую музыку (или классику, если вас отвлекают слова) и позвольте ритму музыки способствовать вашей учебе. Надев наушники, вы сможете погрузиться в музыку и свой собственный мир.
Меня легко отвлечь во время учебы или работы, поэтому если я слышу разговор или телевизор, мне очень сложно сосредоточиться. Когда я надеваю наушники, я быстро забываю обо всех отвлекающих факторах и могу сконцентрироваться на том, что мне нужно сделать.
11. Разместите несколько цитат, мотивирующих на учебу
Найдите несколько цитат, которые мотивируют вас к учебе (или придумайте свои собственные), и повесьте их в своей комнате, на рабочем столе, на своем учебном месте. Вот примеры цитат, которые могут вас мотивировать:
-
«Усердно работайте в тишине. Пусть ваш успех будет вашим шумом«. — Фрэнк Оушен
-
«Не жалуйтесь, просто работайте больше«. — Рэнди Пауш
-
«Спросите себя, приближает ли то, что вы делаете сегодня, к тому, что вы хотите получить завтра«.
-
«Неважно, думаете ли вы, что способны, или думаете, что не способны, вы все равно правы«. — Генри Форд
-
«Секрет движения вперед заключается в том, чтобы начать«.
-
«Не говорите, что у вас мало времени. У вас ровно столько же часов в сутках, сколько было у Хелен Келлер, Пастера, Микеланджело, матери Терезы, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона и Альберта Эйнштейна«. — Х. Джексон Браун мл.
12. Создайте чистое рабочее пространство
Чистое и организованное пространство помогает вашему сознанию быть ясным и упорядоченным. Это может показаться странным или глупым, но вы можете заметить, что способны мыслить более ясно, когда наводите порядок. Если вам нужно сделать перерыв или вы хотите потянуть время еще несколько минут, наведите порядок на своем рабочем месте. Когда ваше пространство захламлено, ваш мозг подсознательно думает о необходимости навести порядок. Иногда я не замечаю, насколько захламлено мое рабочее место, пока не наведу там порядок и вдруг не смогу мыслить более ясно.
Приведение рабочего пространства в порядок может означать и приведение в порядок ваших заметок. Если вы делали заметки небрежно, все написано беспорядочно и трудночитаемо, вам вряд ли захочется садиться за стол и расшифровывать написанное. Это заставит ваш мозг проделать большую работу еще до того, как он приступит к изучению материала. Потратьте немного времени на то, чтобы напечатать или переписать свои заметки, и тогда учеба не будет казаться такой непосильной задачей.
Вот несколько способов упорядочить свои заметки:
-
Используйте скоросшиватель для сортировки и систематизации листов
-
Сделайте карточки
-
Упорядочьте свои заметки с помощью наглядного органайзера
-
Выделите свои записи цветом с помощью фломастеров или ярких маркеров
13. Начните с чего-то простого
Учиться трудно. А еще это скучно. Именно поэтому вы не хотите ничего делать. Начните с повторения терминов, которые вы уже хорошо знаете, или с выполнения легкого или не требующего особых усилий задания, например, упорядочивания карточек с записями. Эти более простые задачи могут дать вам импульс, необходимый для продолжения работы. Это также придаст вам чувство уверенности, если вы откладываете учебу, считая, что ничего не знаете.
14. Вспомните, зачем вам это нужно
Задумайтесь о том, зачем вам нужно учиться и почему вы хотите добиться хороших результатов в учебе. Вам нужно сдать экзамен, чтобы закончить школу? Этот предмет относится к специальности, на которую вы хотите поступить? Нравится ли вам материал, даже если он сложный? Вы хотите, чтобы ваша семья гордилась вами? Вы хотите доказать себе, что вы можете это сделать?
Каким бы ни было ваше «зачем», возвращайтесь к нему каждый раз, когда вам не хочется учиться. Не помешает повесить это где-нибудь на виду.
15. Разделите задачу на части
Мысль о необходимости сделать все и сразу является отталкивающей, и это может вызвать у вас ощущение, что нужно сделать слишком много, и вы не знаете, с чего начать. Подумайте обо всем, что вам нужно сделать во время учебы, и запишите каждый пункт. Затем разделите их на небольшие части, которые вы сможете выполнять по отдельности. Не концентрируйтесь на изучении всего прямо сейчас, просто думайте о том, что вы можете сделать в данный момент.
По мере выполнения каждой части задачи, на которые вы разбили свою работу, отмечайте ее в списке или вычеркивайте. Когда вы видите, как ваш список становится все меньше и меньше, это очень мотивирует.
16. Многозадачность
Многозадачность не всегда работает, но она может сработать, если вы совмещаете занятия, не требующие концентрации внимания, с учебой. Если вы не хотите сидеть спокойно в тихой комнате, попробуйте прогуляться, просматривая карточки, или прокатиться на велотренажере, читая учебник. Вы даже можете позвать на помощь друга или родителей — например, побросать мяч в кольцо, но попросить их задавать вам вопрос между каждым броском.
Иногда я сходил с ума, когда мне предстояло много контрольных или экзаменов, поэтому я брал свои записи в спортзал и просматривал их, находясь на беговой дорожке или велотренажере. Это делало учебу менее скучной и экономило время.
Попробуйте несколько методик
Среди множества различных методик и советов обязательно найдется хотя бы один, который подойдет именно вам. Попробуйте несколько из них и посмотрите, есть ли от них толк. Помните, что некоторые из этих советов хорошо работают вместе.
Учеба — это тяжелый труд, который часто не приносит удовольствия. Приведенные приемы мотивации к учебе могут помочь вам настроиться на учебу и даже сделать ее более приятной.
Всем нам знакомо чувство, когда что-то делать нужно, но лень. В статье расскажем, почему возникает лень и поделимся лайфхаками, как с ней бороться.
Почему возникает лень
Мы привыкли думать, что лень — это что-то негативное. Когда мы ленимся заниматься учебой, мы ругаем себя и ищем способы избавиться от лени.
Для того, чтобы понять, как бороться с этим чувством, необходимо разобраться, в чем причина нежелания учиться.
Таких причин может быть множество. Рассмотрим основные из них.
1) Недостаточная мотивация или ее отсутствие
Приведу несколько примеров.
Пример 1. В вашей компании проводят бесплатные уроки по изучению иностранного языка. Начальник направляет вас пройти обучение, просто потому что «всем надо». Однако, ваша профессиональная деятельность никак не связана с языками и освоение нового не прибавит вам экспертности в работе, то есть и никаких повышений ждать не приходится.
В этом случае: нет мотивации учиться, и возникает лень.
Пример 2. Вам перестала нравиться работа, и вы решили полностью поменять сферу деятельности: освоить более интересную профессию, к тому же и более высокооплачиваемую. Вы нашли онлайн-курс, пройдя который, вы сможете получить новую профессию.
В этом случае:
- есть мотивация — больше зарабатывать в дальнейшем
- есть интерес к изучению новой профессии
- есть желание учиться, чтобы достигнуть цели.
И лень не возникает.
Еще по теме: Как помочь студенту дойти до конца онлайн-курса?
Почему так происходит?
У нас есть силы на любое действие, в том числе на обучение, лишь тогда, когда понимаем, для чего конкретно нам это нужно и какой результат мы получим. Организм не хочет выполнять работу, которая ему не интересна, а результат которой нужен кому-то другому.
Если мы заставляем себя действовать, смотреть очередной скучный урок или выполнять домашнее задание, неосознанно возникает внутреннее сопротивление. Появляется лень. Это совершенно нормальная реакция на задачи, которые кажутся нам бессмысленными.
2) Психологическая и физическая усталость
Бывает так, что вы пришли с работы, накормили семью, погуляли с собакой, сделали все домашние дела, и осталось только выполнить домашнее задание по учебе.
Вроде бы и интерес к учебе есть, и мощная мотивация есть, но все равно возникает знакомое чувство — лень.
Почему так происходит?
Когда мы пытаемся успевать везде: быть хорошим сотрудником на работе, справляться с заданиями по учебе, заниматься любимым хобби и проводить время с семьей и друзьями, наш организм рано или поздно устает, отказывается подчиняться, начинает бунтовать и требовать передышки.
Если в этом случае учиться через силу, несмотря на изнеможение, включается защитная реакция — лень.
Так лень снова приходит на помощь и охраняет нас от чрезмерных нагрузок.
3) Страх
А бывает, что вы записались на курс и начали проходить обучение. Но что-то вас тормозит, не дает идти дальше. Мешают страхи.
- Страх неудачи. У вас пока нет опыта в изучаемом предмете и вы боитесь, что ничего не получится.
- Страх не достичь нужного результата. Вы привыкли добиваться лучшего, и справляться «кое-как» вас не устраивает. Вы боитесь ошибиться и сделать все неправильно.
- Страх, что сейчас вы потратите энергию, деньги и время на обучение, а в результате не получите того результата, на который рассчитывали: не найдете работу, где сможете применить полученные навыки, или уровень зарплаты будет не такой, о каком вы мечтали.
Эти страхи мы можем и не осознавать, нам просто становится лень продолжать учиться.
Почему так происходит?
Лень защищает нас от действий, которые вызывают страхи и доставляют дискомфорт.
Еще по теме: Как учиться, когда стресс?
Как найти силы на обучение
В зависимости от длительности и интенсивности обучения справиться с ленью и закончить начатое может быть проще или сложнее.
Если вы выбрали интенсивный курс, рассчитанный на короткое время, вам просто понадобится немного самодисциплины и терпения.
С длительными курсами сложнее. Тяжело сохранять мотивацию и настрой на учебу на протяжении долгого времени. Вот несколько лайфхаков, как найти силы на обучение, в том числе и длительное.
1) Мотивируйте себя
Попробуйте составить список причин, по которым вы начали учиться. Это может быть смена профессии, повышение уровня дохода, переезд в другую страну или просто саморазвитие. Запишите их на листке бумаги и перечитывайте, когда захочется пропустить учебу.
Если на курсе, который вы проходите, есть учебные чаты, не забудьте в них вступить. Скорее всего, вы найдете там поддержку, сможете познакомиться с сокурсниками, узнаете истории других выпускников и вдохновитесь ими.
Не забывайте поощрять себя. Придумайте небольшие «призы» за то, что вы сдадите задание вовремя, посмотрите урок, не откладывая, или за другие небольшие достижения.
2) Учитесь регулярно, но понемножку
Начните с 10 минут в день. Довольно просто убедить себя потратить на занятие 10 минут, а не несколько часов. Скорее всего, после 10 минут вы увидите, что вы уже «втянулись» в обучение и не хотите останавливаться. Но даже если этого не произойдет, 10 минут в день — лучше, чем ничего.
3) Дробите сложные задачи на более простые
Вам не будет страшно приступать к заданию, если разбить одну большую сложную задачу на несколько небольших дел. Выполняйте по маленькому кусочку ежедневно, и вам не придется осваивать большой объем материала в короткий срок.
4) Устанавливайте дедлайны
Если обучение на курсе не предполагает строгих дедлайнов, установите их сами. Важно создавать ощущение срочности, иначе выполнение заданий можно откладывать на бесконечно долгий период, или вообще никогда к ним не приступить.
5) Не забывайте отдыхать
Не стоит заниматься несколько часов подряд. Мозгу необходимо отдыхать. Ставьте таймер и делайте короткие паузы каждые 30–50 минут. Во время перерывов лучше совсем отойти от компьютера, выйти на улицу или попить чаю.
Кроме того, оставляйте хотя бы один день в неделю для полного отдыха. В этот день не притрагивайтесь к учебным материалам совсем. Так вы защитите свой организм от переутомления и усталости.
6) Найдите партнера по учебе
Проще заставить себя выполнить часть задания, когда вашу работу кто-то контролирует. Договоритесь с другом или родственником вместе проходить обучение и регулярно отчитываться друг перед другом о проделанной работе и своем прогрессе.
7) Устраните отвлекающие факторы
Избавьтесь от всех отвлекающих факторов на время учебы. Установите себе временной интервал, в течение которого вы занимаетесь только учебой и не отвлекаетесь на посторонние вещи: на телевизор, телефон, разговоры с членами семьи. Лучше, если вы выделите для занятий отдельную комнату. Так вам будет проще сосредоточиться на задачах и быстрее с ними справиться.
Не фокусируйтесь на результатах
Не стремитесь все делать идеально, на высшую оценку. Главное не то, какую отметку вы получите, а то, какие навыки приобретете в процессе обучения.
Надеемся, наши советы помогут вам справиться с приступами лени и получить от обучения не только пользу, но и удовольствие.
#статьи
- 17 июн 2022
-
0
Как найти мотивацию для учёбы
Простые советы, которые помогут учиться не из‑под палки, а по зову сердца.
Фото: Sean De Burca / Getty Images
Автор и редактор. Любит рассказывать истории о предпринимателях, образовании и культуре. Сам учится в Skillbox.
Наш мозг ленивый. Он хочет тратить как можно меньше энергии и получать как можно больше удовольствия. С помощью нейромедиатора дофамина мозг постоянно оценивает наши действия.
Делаем что-то приятное — дофамина много. Мы довольны и хотим повторить. Делаем что-то трудное и не особо приносящее удовольствие — дофамина мало, желание этим заниматься пропадает.
Поэтому между сериалом и обучением мы часто выбираем первое — сериалы приносят лёгкое и быстрое удовольствие. Образование же — сложная работа, от которой редко получается получить быстрый приток дофамина. Но, к счастью, способ полюбить учёбу есть.
На онлайн-конференции Skillbox Holding Limited директор Высшей школы психологического консультирования Елена Мартынова рассказала:
- что такое мотивация с точки зрения психологии;
- работает ли метод поощрения и наказания;
- стоит ли сравнивать себя с другими.
А Сергей Попков, программный директор Skillbox, и Наталья Влодавская, директор по сервису Skillbox, дали советы, как организовать обучение, чтобы оно не наскучило.
Психологи выделяют два вида мотивации:
- Внешняя мотивация — когда человек делает что-то в большей степени из-за обстоятельств, в которые попал, а не по своему желанию. Например, заканчивает университет, чтобы не расстраивать родителей, или ходит на работу, потому что нужно платить по кредиту.
- Внутренняя мотивация — она рождается внутри человека и основывается на его ценностях и интересах. Например, вы с детства мечтали помогать животным и поэтому стали ветеринаром.
Именно внутренняя мотивация обычно становится надёжным подспорьем в обучении. Она помогает не бросить и не отступить, когда трудно.
Чтобы отыскать внутреннюю мотивацию, нужно понять — зачем вы учитесь? Когда ясна цель, можно заключить договор с самим собой: да, предстоит долгое и непростое обучение, но я точно знаю, для чего мне это и что я получу в результате.
Поиск цели начинается с беседы с самим собой. Такая беседа может длиться несколько дней, но её результаты лучше зафиксировать на бумаге: так получится более основательный анализ мотивов, а в минуты трудностей вы сможете заглянуть в этот документ и вспомнить, ради чего всё это. Самый простой опросник выглядит так:
- Зачем мне учиться?
- Как изменится моя жизнь, если я пройду обучение? Ответ на этот вопрос распишите максимально буквально, и можно даже указать дедлайны. Возможно, обучение поможет вам через полгода сменить профессию, а через год переехать в город или страну вашей мечты.
- Как изменится моё отношение к себе? Представьте, как через 10–20 лет вы будете благодарны себе за то, что преодолели этот сложный путь и живёте свою лучшую жизнь. Подробно опишите это состояние.
Кроме осознания цели, есть ещё один довольно действенный способ поддержать себя во время долгой учёбы, который описывает теория воспитания, — метод поощрения и наказания.
Поощрение может быть материальным — допустим, за то, что успешно прошли модуль и сдали домашку, порадуйте себя обновкой или ужином в ресторане. Если не хотите тратить деньги, внесите в обучение элемент геймификации — например, начисляйте себе баллы (или как в детстве — клейте звёздочки в блокнот) за пройденные уроки. Это сделает обучение увлекательнее.
С наказанием нужно быть аккуратнее, оно запросто может демотивировать.
директор Высшей школы психологического консультирования
Не наказывайте себя в прямом смысле слова, а старайтесь возбудить здоровую злость. Это такое отношение к себе, при помощи которого я себя подгоняю. Я могу сказать себе: «Почему это я не могу? Я всё могу и сделаю это!» Поддержка себя через здоровую злость — работающий метод, который подходит очень многим.
Психологи не советуют сравнивать себя с представителями «успешного успеха» из соцсетей. А вот составить образ «идеального Я» и стремиться к нему — можно. Постройте его из черт знакомых людей, из кусочков личности тех, кем восхищаетесь, или из образов литературных героев.
Когда такой идеал отдалён в пространстве и времени, ему трудно завидовать. Но он может поддерживать и подталкивать нас вперёд — это важный момент в сохранении внутренней мотивации.
Главный плюс онлайн-обучения — можно учиться в удобное для вас время. Но есть и минусы: если нет дедлайнов и учителя с указкой, то легко забуксовать и бросить.
сооснователь и программный директор Skillbox
Я считаю важным завести расписание. Выделите себе один-два часа в неделю на просмотр видеоуроков и домашку. Найдите удобный календарь или приучите себя вести список дел в заметках, и подумайте, как вы будете распределять время на учёбу между пятью днями недели. Может быть, с утра за завтраком, в обед или вечером, когда вас никто не будет отвлекать. И каждый день ставьте галочку, что посвятили время обучению.
Долгая учёба похожа на абонемент в фитнес: ты покупаешь его на полгода, а через два месяца находишь кучу причин не ходить на тренировки. Лень — страшная штука. Но мне кажется, что тут есть и здравое зерно: учиться и работать без перерыва невозможно. Есть фаза, когда ничего не хочется делать. И это нормально. Главное — возвращаться к обучению.
Мотиватором или демотиватором может стать «архитектура» курса. Поэтому обращайте внимание на то, как он построен и кто на нём преподаёт. Если в описании преподавателя не указано, где и над какими проектами он работал, на такой курс идти не стоит.
Также важно понять, подойдёт ли вам формат уроков.
- Бывает синхронное обучение, когда уроки проходят в прямом эфире, у них есть чёткое расписание и, как правило, жёсткие дедлайны для выполнения домашней работы. С одной стороны, вы всё время будете в тонусе (ведь уроки пропускать нельзя), с другой — если вы пропустите несколько уроков, вам придётся спешно нагонять программу, что довольно сложно, и мотивация может пропасть.
- А бывает асинхронный формат, когда уроки записаны заранее и вы сами выбираете, когда заниматься и делать домашку. Здесь опасность в том, что вам самим придётся организовывать расписание и никто вас подгонять не будет.
Подумайте, какой вид обучения для вас комфортнее (или попробуйте и то, и другое, а потом выберите). Возможно, вам вообще будет удобнее заниматься на курсе, где нет видео, а есть только текстовые уроки (да, такое тоже бывает!).
Поддерживать мотивацию помогает грамотно составленная образовательная среда. В неё входит:
- Практика — лучше, если обучение не будет абстрактным. Найдите способ сразу же применять полученные знания. Например, если вы изучаете веб-дизайн или программирование, придумайте себе реальный проект, который вы сможете потом положить в портфолио. Такие проекты можно искать на бирже фрилансеров или у знакомых предпринимателей.
- Нетворкинг — найдите единомышленников. Если на вашем курсе нет чата со студентами, где можно общаться и обмениваться успехами и трудностями в обучении, поищите такую поддерживающую среду вне курса. Посещайте онлайн- или офлайн-конференции, участники которых, как правило, тоже собираются в чаты. Или найдите стажировку.
- Менторство — любой уважающий себя онлайн-курс организует для учеников обратную связь от преподавателей или кураторов, которые всегда готовы ответить на вопросы или дать совет. Если в вашей программе такого нет, поищите ментора на стороне. Например, среди опытных программистов довольно распространённая практика — менторить обучение начинающих разработчиков (не учить с нуля, а именно менторить — делиться опытом, помогать литературой или советом). Многие делают это бесплатно, чтобы самим прокачать навык лидерства. Искать таких добровольцев можно в блогосфере, на работных сайтах или в телеграм-каналах с вакансиями и стажировкой.
- Вызовы — об этом мы говорили в разделе про поощрение (покупка за успешно сданную домашку — это своего рода вызов :). Но стоит ещё раз сказать, что вызовы могут быть разные. Например, бросьте себе вызов — ходить на собеседования. Да, это может быть неприятно, но зато вы узнаете, какие вопросы задают работодатели, и сможете скорректировать свою программу обучения. А когда спустя некоторое время вы начнёте уверенно отвечать на вопросы самых требовательных эйчаров, то увидите свой прогресс, и это откроет второе дыхание!
директор по сервису Skillbox
Конечно, не существует универсального рецепта успеха. На курсах Skillbox мы используем все возможные способы вовлечения учеников в обучение, но все они вольны выбирать только те активности, которые для них комфортны. Если человеку не хочется работать над командным проектом, а привычнее работать одному, то мы ему не навязываем этот формат. Пробуйте разные методы, чтобы понять, какой подходит именно вам.
директор Высшей школы психологического консультирования
Аппетит приходит во время еды. Мы начинаем получать удовольствие, когда удаётся оседлать и освоить процесс обучения. Мотивация из внешней переходит во внутреннюю, когда мы начинаем понимать нечто сложное, решаем трудные задачи и наши навыки растут. Мы приближаемся к состоянию потока, о котором все мечтают. И в нём достигаем наивысшего уровня развития своей личности.
Научитесь: Soft Skills for Hard Times
Узнать больше