Как найти симметрию в архитектуре

Осевая симметрия в архитектуре картинки

Определение понятия и виды

В Википедии о ней говорится как о фундаментальном природном принципе. В природе это явление может проявляться как в живых, так и в неживых формах. В неживой природе оно наиболее выражено в кристаллах. В растительном и животном мире — свойственно значительному числу организмов и проявляется в виде взаимного расположения одинаковых частей тела относительно его центральной оси.

Она не только обуславливает строение биологического тела, но и влияет на формирование определенных систем жизнедеятельности организма. Для многих живых форм наличие центральной оси тела отвечает за устойчивость в однородной среде и на поверхности, что объясняется, по-видимому, воздействием силы планетарного притяжения.

Симметрия виды

Эволюционное развитие жизни на планете Земля привело к возникновению такого вида существ, как Homo Sapiens — «Человек разумный», что предопределило появление социальной эволюции и таких закономерных понятий, как «культура», «цивилизация» и «социосистема».

На протяжении многих тысяч лет, в процессе наблюдения за природными объектами человеческими существами был сделан вывод о том, что наиболее жизнеспособными формами являются отвечающие основополагающему соответствию схожих частей друг другу относительно общего центра. Так родилось понимание принципа, который можно считать базовым для человеческой культуры как степени единства в организации жизнедеятельности людей.

Если рассматривать культуру как развернутую форму религиозного культа, представленную в виде философии, науки, архитектуры, искусства, то во всех этих проявлениях присутствует этот признак. Он наблюдается в символах мировых религий, поскольку в нем заключена духовная основа, являющаяся продуктом творческого преобразования духом первозданных сил природы.

Осевая симметрия в архитектуре

В древнегреческом языке слово «симметрия» соответствовало понятию «соразмерность», образованному сочетанием слов «совместно» и «мерю». Если рассматривать явление в архитектуре, то внимание следует уделить пропорциональному соотношению архитектурных деталей, их упорядоченности и красоте при взаимном расположении. Это формирует силуэт здания, воспринимаемый слева, справа, сверху и снизу, о чем в своем докладе, сделанном в Триеннале в 1951 г., упомянул выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье.

Анализ выдающихся произведений зодчества позволяет выделить основные виды симметрии в архитектуре, используемые при создании строительных объектов:

  • зеркальная;
  • осевая;
  • центральная;
  • переносная;
  • винтовая.

Прием отражения в архитектуре

Зеркальная симметрия — это наиболее распространенный прием, используемый в традиционной архитектуре. Суть его заключается в зеркальном копировании одной части здания относительно другой посредством центральной плоскости симметрии, вырождающейся в вертикальную прямую, проходящую обычно через центральный вход. Этот вид симметрии главным образом использовался при решении фасадов сооружений, подчеркивая их значимость.

Зеркальная симметрия в архитектуре

Гармония в природе и человеческом обществе была основной темой, которую олицетворяла собой зеркальная симметрия. Большая часть храмов и дворцов древних цивилизаций Египта, Месопотамии, античных Греции и Рима построена по этому принципу, что можно увидеть в архитектурной композиции сохранившихся зданий, а также на картинках, воссоздающих внешний облик безвозвратно утраченных. Среди них можно выделить:

  • Храм богини Изиды на острове Филе.
  • Ворота Иштар.
  • Древнегреческий храм Парфенон на афинском Акрополе.
  • Древнеримский храм Портуна на Бычьем форуме в Риме.

В I тысячелетии нашей эры были возведены величественные культовые сооружения в Южной Европе, Индии, Китае, Мезоамерике, где в композиции фасадов использовалась зеркальная симметрия:

  • Собор Святой Софии в Константинополе.
  • Индуистский храм Ранганатхи в Шрирангаме.
  • Дачаньдянь — Дворец Великих Свершений в Китае.
  • Храм Воинов в Чичен-Ице.

Центральная симметрия в архитектуре

В средневековой архитектуре Европы, Ближнего Востока, Средней Азии, Японии также применялся принцип зеркальной симметрии:

Виды симметрии в архитектуре

  • Пизанский собор.
  • Миланский собор.
  • Собор Парижской Богоматери.
  • Мечеть Масджид аль-Харам — Заповедная мечеть в Мекке.
  • Мечеть Калян в Бухаре.
  • Храм Феникса монастыря Бёдо-ин в Японии.

Эпоха Ренессанса, возродившая античные культурные традиции, оказала значимое влияние на развитие архитектуры эпох Просвещения и Нового времени. Здания этих исторических периодов построены с неизменным соблюдением общего правила зеркальной симметрии:

  • Собор Святого Петра (Рим).
  • Церковь Санта-Сусанна (Рим).
  • Собор Святого Павла (Лондон).
  • Исаакиевский кафедральный собор (Санкт-Петербург).

Осевая соразмерность

Осевая симметрия в архитектуре применялась в проектах культовых и дворцовых ансамблей, организации квартальной застройки городов, планировании парковых комплексов. При этом взаимное симметричное размещение архитектурных объемов соподчинялось срединной оси композиции, проходящей в виде прямой линии по центральной части главных улиц, транспортных магистралей и парадных аллей, которые могли служить путями продвижения торжественных процессий.

Можно сказать, что этот прием является характерным для объектов, расположенных на горизонтальной плоскости и занимающих значительные площади.

Симметрия в архитектуре примеры

В качестве примеров следует отметить:

  • Запретный город в центре Пекина.
  • Центральная часть Санкт-Петербурга.
  • Парковый комплекс в Версале.

Центрально-симметричные объекты

Центральная симметрия в архитектуре (второе название — поворотная) характерна для круглых сооружений: храмов, башен, парковых павильонов. Базовые архитектурные элементы, такие как колонны, также создавались по принципам центральной симметрии.

Пример симметрии в архитектуре

Для выполнения условий центральной симметрии объекту необходимо иметь центральную точку, через которую проходит вертикальная ось, вокруг которой равномерно размещаются архитектурные детали. В качестве примеров применения в архитектуре можно назвать:

  • Храм Весты (Рим).
  • Колонна Траяна (Рим).
  • Вандомская колонна (Париж).
  • Александровская колонна (Санкт-Петербург).
  • Останкинская телебашня (Москва).

Перенос элементов вдоль прямой

Переносная или трансляционная разновидность предусматривает использование однородных элементов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, образующих общую форму. При этом осуществляется ритмическое сообщение между всеми деталями композиции. Расстояние между элементами определяется как шаг.

Чаще всего такой вариант используется в рисунке декоративных орнаментов при оформлении фасадов и интерьеров зданий. Одним из примеров использования трансляционной разновидности можно считать меандр. Подобный геометрический орнамент можно часто встретить на фасадах и во внутреннем оформлении дворцов в городе Санкт-Петербурге.

Преобразование объектов по винтовой оси

Винтовая или спиральная симметрия обычно встречается в виде винтовых лестниц или пандусов, а также в виде витых колонн. Геометрия таких объектов подчиняется правилу, при котором форма преобразуется путем переноса и поворота объекта вокруг неподвижной оси. Яркими образчиками использования винтовой вариации в архитектуре представляются:

  • Минарет Большой мечети в Самарре.
  • Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
  • Небоскреб Мери-Экс в Лондоне.

Диссимметрия и асимметрия

Центральная симметрия в архитектуре примеры

Если смотреть на природу строгим взглядом математика, то можно отметить отсутствие идеальной симметрии. Это обусловлено процессом постоянного роста и деления клеток, а также влиянием факторов внешнего окружения. К примеру, основу живых организмов составляют киральные биомолекулы, чьи компоненты не обладают симметрией между своими правыми и левыми сторонами.

Диссимметрия является частичной несоразмерностью отдельных элементов композиции. Для диссимметрии характерно произвольное расположение частей в рамках симметричной системы.

Полное нарушение принципов симметрии обуславливается понятием «асимметрия», что в переводе с древнегреческого языка означает — «несоразмерность». С древнейших времен асимметричные элементы использовались в искусстве, а также в зодчестве. Особенность приема заключается в создании единого гармоничного образа, состоящего из разнородных частей, пребывающих в визуальном равновесии.

В традиционной архитектуре по принципам асимметрии были возведены средневековые замки Европы:

Замок герцогов Бретонских во Франции

  • Замок Гродно в Нижней Силезии.
  • Вентспилский замок в Латвии.
  • Замок герцогов Бретонских во Франции.

Ярким образцом архитектурной асимметрии можно назвать Храм Василия Блаженого в Москве.

Краткий период постмодерна обогатил архитектуру многообразием асимметричных форм. Вот примеры некоторых из них:

  • Музей Гуггенхайма в Бильбао.
  • Бизнес-центр «Доминион Тауэр» в Москве.
  • Центральная библиотека в Сиэтле.

С внедрением массового строительства симметрия в градостроительстве и архитектуре практически перестала применяться, уступив диссимметрии и асимметрии. Это объясняется усложнением производственных процессов и технологических схем в современном строительном деле. Примером подчинения этим условиям может служить планировка Челябинска и современной части Санкт-Петербурга.

>

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ  «СОШ №36№»

 

 

 

 

 

 

Исследовательская
работа по математике

 на
тему

«Симметрия
в архитектуре
»

 

Выполнила ученица 6 «В» класса

Кузьмина Надежда

Руководитель: Гусевская О.А.

Учитель математики

город Ангарск,

2014-2015 уч.год

Содержание:

1. Введение

2. Основная часть

  2.1. Теоретическая часть.

  2.2.  Симметрия вокруг нас

  2.3. Симметрия в архитектуре.

  2.4. Симметрия в архитектуре города Ангарска

3.Заключение

4. Приложения

5. Литература

1.     ВВЕДЕНИЕ

«…быть прекрасным значит быть

симметричным и соразмерным»

Платон

С давних времен математика считается одной из главных наук.
Математика  одна из древнейших и необходимых
для прогресса разных дисциплин
наука.

С симметрией мы встречаемся везде – в природе,
технике, искусстве, науке. Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и
кленовому листу, симметрию автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении
стихотворения и музыкальной фразы, симметрию орнаментов и бордюров, симметрию
атомной структуры молекул и кристаллов. Понятие симметрии проходит через всю
многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков
человеческого знания; его широко используют все без исключения направления
современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике,
химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и
музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной
явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Числа, формулы, геометрические фигуры в математике, внешне
холодные и сухие, но полные внутренней красоты.

«Можно
ли с помощью симметрии создать порядок, красоту и совершенство? Во всём ли в
жизни должна быть симметрия?»– эти вопросы я поставила перед собой уже
давно, и попробую ответить на них в этой работе.

Предметом данного исследования является симметрия как  одна из математических
основ за­конов красоты, взаимосвязи науки
математики с окружающими нас живы
ми
и неживыми объектами.

Актуальность проблемы
заключена в том, чтобы показать, что красота является внешним признаком
симметрии и, прежде всего, имеет математическую основу.

Цель работы — на
примерах найти и показать симметрию как основу красоты
в архитектуре.

Задачи работы:

Ø изучить
понятие «симметрии»;

Ø собрать
информацию по рассматриваемой теме;

Ø
выяснить:
во всех ли архитектурных сооружениях соблюдается симметрия?

Ø исследовать
архитектурные сооружения города Ангарска, сделать фотографии.

Гипотеза: Я думаю, что  архитектурные
строения были бы не так красивы, если бы они были построены без применения
симметрии.

  2.1.
Теоретическая часть.

         Симме́три́я
(др.-греч. συμμετρία — «соразмерность»), в широком смысле — неизменность при
каких-либо преобразованиях. Так, например, сферическая симметрия тела означает,
что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы
(сохраняя одну точку на месте). Двусторонняя симметрия означает, что правая и
левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково.

   Виды симметрии:

— центральная (относительно точки),

— осевая (относительно прямой),

— зеркальная (относительно плоскости).

          Центральная симметрия.

Фигура называется симметричной относительно точки О, если для
каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит
этой фигуре. Точка О называется центром симметрии фигуры. Говорят также, что
фигура обладает центральной симметрией.

Картинка 14 из 1444

          Осевая
симметрия.

Фигура называется
симметричной относительно прямой
 g,
если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой
 g, также принадлежит этой фигуре. Прямая g называется осью симметрии фигуры. Говорят также, что фигура
обладает осевой симметрией.

http://pandiaweb.ru/text/79/292/images/image005_94.gif

         Зеркальная симметрия.

Зеркальной симметрией (симметрией относительно плоскости)
называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка
 P переходит в симметричную ей относительно этой плоскости точку P‘.

Картинка 168 из 5099

2.2. Симметрия вокруг нас.

Симметрия в природе.

        
В отличие от искусства или техники, красота в природе не создаётся, а лишь фик­сируется,
выражается. Среди бесконечного разнообразия форм живой и неживой природы в
изобилии встречаются такие совершенные образы, чей вид неизменно привлекает
наше внимание. К числу таких образов относятся некоторые кри­сталлы, многие
растения.

       
Примеры трансляции подобия в
природных формах. Лист подчиняется принципу зеркальной симметрии с
одновременным уменьшением элементов (направленностью симметрии), цветок
отличается соединением радиальной и спиральной (в трех измерениях) симметрии.    Подобным
же образом строятся динамично-симметричные формы раковин, листьев папоротника
.
Приложение [1, 2, 3, 4].      

Каждая снежинка- это маленький кристалл замерзшей
воды. Форма снежи­нок может быть очень разнообразной, но все они обладают
симметрией — поворот­ной симметрией 6-го порядка и, кроме того, зеркальной
симметрией. Приложение [5,6]

В пространстве существуют тела, обладающие винтовой
сим­метрией, т.е. совмещаемые со своим первоначальным положением после поворота
на какой-либо угол вокруг оси, дополненного сдвигом вдоль той же оси. Если дан­ный
угол поделить на 360 градусов– рациональное число, то поворотная ось ока­зывается
также осью переноса. Приложение [7].

Симметрия в технике.

Большинство самых необходимых для нас предметов — от
книги, ложки, чайника и молотка до газовой плиты, холодильника и пылесоса обладает
либо осевой, либо зеркальной симметрией.

Большинство  транспортных средств,
от детской коляски до сверхзвукового реактивного воздушного лайнера,
предназначенных для движения по земной поверхности или параллельно ей  имеют
осевую симметрию.Например космическая ракета, устремляющаяся вверх, в небо
имеет и осевую, и центральную симметрию. Приложение [8]

         Симметрия в искусстве.

Различные фигуры, чаще
симметричные, используются для составления орнаментов в народном творчестве. Приложение
[9]

 В
искусстве существует математическая теория живописи. Это теория перспективы.
Так как
перспектива — это учение
о том, как передать на плоском листе бу­маги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающим мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении
нескольких законов. Законы перспективы заключаются в том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он
нам кажется меньше, со­всем нечетким, на нем меньше деталей, основание его
выше.
Приложение [10].

Если мы будем соблюдать все пра­вила, то картины будут
получаться гармоничными, они будут иметь ощуще­ние устойчивости, равновесия.
Если мы нарушим некоторые правила, то изображение сразу же станет оригинальным,
своеобразным и интересным, таким, например, как на данном рисунке:[11].

       Таким
образом, красота живописи обусловлена, в первую очередь, закона­ми математики.

 2.3. Симметрия в архитектуре.

Симметричность очень
приятна глазу. Я часто любовалась и любуюсь листьями, цветами, птицами, живот­
ными или
творениями человека: зданиями, техникой, — всем тем, что нас с
детства окружает, тем, что
стремится к красоте и гармонии.

Одним
из самых наглядных использований законов симметрии в жизни служат строения
архитектуры. Это то, что чаще всего мы можем увидеть. В архитектуре оси
симметрии используются как средства выражения архитектурного замысла.

Сколько живёт человек, столько он и
строит. Велика роль симметрии и пропорций в
архитек­туре. Человек всегда использовал симметрию
и про­порциональность
в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых
замков, современным
зданиям она придаёт гармоничность, законченность. Только неотступно следуя
законам геометрии, архитекторы древности могли создавать свои шедевры. Приложение
[12]

         Прошли века,
но роль симметрии не изменилась.

          Появляются
новые строительные материалы, но математические основы законов красоты в
архитектуре
остаются неизменными.
Одним из
художественных средств, которые он использует, является
композиция здания. От неё в первую очередь зависит впечатление, кото­рое оставляет архитектурное соору­жение. Элементы симметрии можно увидеть в  ар­хитектуре фасадов, в оформлении внутренних
помещений, колоннах, потолках и т.д. В большинстве слу­чаев они обладают осевой
симметрией.
В скульптуре    основу композиции и изображения фигур
составляет тоже теория пропорций. Использование симметрии в конструкции зданий, симметричных элементов в от­делке, расположенные       строения создают красоту и гармонию. На этих изображениях мы видим
средневековую архитектуру, в ней тоже присутствует симметрия. Приложение [13,14,15,16,17]

И даже в нашем 21 веке мы наблюдаем удивительный мир симметрии в
архитектурных строениях, где соблюдены все правила зеркальной, осевой и центральной
симметрии. Приложение [18].

 2.4. Симметрия в архитектурных сооружениях
города                                                       Ангарска.

Я предлагаю прогуляться по городу и
особенно обратить внимание на композиции зданий и сооружений, на их
симметричность.

Рассматривая симметрию в архитектуре,
особое внимание уделим геометрической симметрии – симметрии формы как
соразмерности частей целого.  Замечено, что при выполнении определенных
преобразований над геометрическими фигурами, их части, переместившись в новое
положение, вновь будут образовывать первоначальную фигуру.

Если
мы рассмотрим одно из старейших и известнейших зданий нашего города, то по
фасаду здания легко определить осевую симметрию. Приложение [19].

Следующее старейшее архитектурное строение
нашего города — Ангарские колонны.  Если мы мысленно проведем посередине дороги плоскость, то получим
две симметричные части, которые будут являться отражением друг друга. Тем самым
мы пронаблюдаем зеркальную симметрию. Приложение [20].

Самое для меня известное здание – это моя
школа, в которой я учусь. На данном примере очень легко увидеть пример осевой
симметрии – фасад здания (приложение [21]), а также зеркальной симметрии – при
рассмотрении плана школы. Т.е. если мы рассмотрим план эвакуации нашей школы и
проведем плоскость, то мы увидим – что правое крыло здания есть зеркальная симметрия
левого крыла.

В нашем городе есть очень красивые здания
и практически все фасады зданий обладают осевой симметрией, например стадион
«Ермак» (приложение [22]), гостиница «Саяны» (приложение [23]), Храм Пресвятой
Троицы и многие другие строения нашего города

3.
Заключение

«Принцип симметрии охватывает все новые области. Нет
сомнения, что его проявления мы найдем в еще более далеком от окружающих нас
комплексов мире электрона, и ему подчи­нены будут явления квантов», – это слова
академика В. И. Вернадского, занимавшегося изучением  принципов симметрии в
неживой природе.

Во всём мире не существует архитектуры без симметрии.
Симметрия придаёт зданиям эстетичность, устойчивость и завершённость
композиции.

Симметрия, проявляясь в самых различных объектах
материального мира, несо­мненно, отражает наиболее общие, наиболее
фундаментальные его свойства.
        Можно увидеть, что это кажущаяся простота уведет нас далеко в мир науки
и тех­ники и позволит время от времени подвергать испытанию способности нашего
мозга (так как именно он запрограммирован на симметрию). Природа создала
гармонию, симметрия – это гармония.

Вывод: моя гипотеза подтвердилась, архитектурные
здания не были бы так совершенны и красивы, если бы в них не соблюдались
пропорции и различные виды симметрии.

Приложение.

  1.   Симметрия         2. Симметрия  3. Симметрия

   4. Симметрия   5. Симметрия   6. Симметрия

7.Рис. 8. Фигура, обладающая винтовой симметрией, которая осуществляется переносом вдоль вертикальной оси, дополненным вращением вокруг неё на 90°.

сканирование

8.

9.

Рисунок24

10.

Рисунок36

11.

 12.   

13.         

    14.     

15.

16.
   

17.   

18.   

19.  

20.   

 21.       

22.       

23.   

                                           
5. Литература
: 

1. Тарасов Л. В. Этот удивительно симметричный мир. – М.:
Просвещение, 1982.

2. Гончарова С. Г., Кукин Г. П. Конструктор «В мире
симметрии» //Математика в

школе. – 1996. — № 3. – С. 60.

3. Кошелев А. И. Проявление симметрии в различных формах материи.

4. Иванова О. Этот симметричный мир. — Первое сентября. – 2006 №
6.

5. Гильде В. Зеркальный мир. — М.: Мир, 1982г.

6.Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии. — М.:
Мысль,

1974г.

7. Пидоу Дэн
Геометрия и искусство М.: Мир, 1979г.

8. Трофимов В.
Введение в геометрическом многообразии с симметриями

М.: МГУ 1989г.

СИММЕТРИЯ В АРХИТЕКТУРЕ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Дьячкова А.А. 1


1средняя школа г. Ижевска №69


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Симметрия — в широком или узком смысле в зависимости от того, как вы определите значение этого понятия, — является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

(Герман Вейль)

Симметрия устанавливает забавное и удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне никак не связанными: земным магнетизмом, женской вуалью, естественным отбором, теорией групп, рабочими привычками пчел в улье, строением пространства, рисунками ваз, лепестками цветов, романскими соборами, снежинками, музыкой. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Прекрасные образцы симметрии демонстрируют произведения архитектуры. Общие планы зданий, архитектура фасадов, оформление внутренних помещений, орнаменты, карнизы, колонки, потолки можно описать той или иной группой симметрии. В человеческой жизни визуальный эффект играет очень важную роль, а проявляется он полностью именно в архитектуре. Эта тема меня очень заинтересовала, так как мое увлечение живопись, а живопись и симметрия – это одно целое, дополняющее друг друга. Мне нравиться рисовать здания, сооружения, соборы и храмы, поэтому я решила провести исследовательскую работу, найти точки соприкосновения симметрии и архитектуры.

Цель моей работы: выявить, насколько обширно симметрия присутствует в архитектурных сооружениях.

Гипотеза: симметрия широко используется при проектировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий.

Для достижения цели исследования я поставила перед собой следующие задачи:

  • Определить, что называют симметрией;

  • Рассмотреть некоторые виды симметрии;

  • Узнать, что называют архитектурой;

  • Рассмотреть стили архитектуры;

  • Исследовать некоторые архитектурные сооружения своего города, при проектировании которых использовалась симметрия.

Рис.1 Герман Вейль

2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

2.1. Симметрия.

Понятие симметрии встречается как во многих областях человеческой жизни, культуры и искусства, так и в сфере научных знаний. Но что такое симметрия? В переводе с древнегреческого языка это – соразмерность, неизменность, соответствие. Говоря о симметрии, мы часто имеем в виду пропорциональность, упорядоченность, гармоничную красоту в расположении элементов некоей группы или составляющих какого-то предмета.

Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. В частности в физике симметрия в уравнениях, в химии расположении молекул, в биологии симметрией называются закономерно расположенные относительно центра или оси симметрии формы живого организма или одинаковые части тела. В математике симметрию и ее свойства описывает теория групп. Симметрией в геометрии является способность фигур к отображению, при сохранении свойств и формы.

Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрию орнаментов и бордюров, симметрию атомной структуры молекул и кристаллов. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки

Рис. 2 Симметрия в искусстве Рис.3 Симметрия в математике

Рис.4 Симметрия в природе Рис.5 Симметрия в музыке

Рис.6 Симметрия в технике Рис. 7 Симметрия в архитектуре

2.2. Виды симметрии

Центральная симметрия

Осевая симметрия

Зеркальная симметрия

Понятие «центральная симметрия» фигуры предполагает существование определенной точки – центра симметрии. По обе стороны от него располагаются точки, принадлежащие этой фигуре. Каждая из них имеет симметричную себе. Достаточно распространена центральная симметрия в природе. Среди многообразия форм в изобилии можно встретить самые совершенные образцы. К таким образцам, привлекающим взгляд, относятся различные виды растений, моллюсков, насекомых, многих животных. Человек любуется прелестью отдельных цветков, лепестков, его удивляет идеальное построение пчелиных сот, расположение на шапке подсолнечника семян, листьев на стебле растений. Центральная симметрия в жизни встречается повсеместно.

Рис. 8 Центральная симметрия

Осевая симметрия—это симметрия относительно прямой. Осевая симметрия имеет два определения:

• Отражательная симметрия.

В математике осевая симметрия — вид движения (зеркального отражения), при котором множеством неподвижных точек является прямая, называемая осью симметрии. Например, плоская фигура прямоугольник в пространстве осимметрична и имеет 3 оси симметрии, если это не квадрат.

• Вращательная симметрия.

В естественных науках под осевой симметрией понимают вращательную симметриею, относительно поворотов вокруг прямой. При этом тела называют осесимметричными, если они переходят в себя при любом повороте вокруг этой прямой. В этом случае, прямоугольник не будет осесимметричным телом, но конус будет.

Изображения на плоскости многих предметов окружающего нас мира имеют ось симметрии или центр симметрии. Многие листья деревьев и лепестки цветов симметричны относительно среднего стебля.

Рис. 9 Осевая симметрия

Зеркальная симметрия-это симметрия относительно плоскости.

Если преобразование симметрии относительно плоскости переводит фигуру (тело) в себя, то фигура называется симметричной относительно плоскости, а данная плоскость – плоскостью симметрии этой фигуры. В некоторых источниках, такую симметрию называют зеркальной. Зеркало не просто копирует объект, но и меняет местами (переставляет) передние и задние, по отношению к зеркалу, части объекта.

В сравнении с самим объектом, его зазеркальный двойник оказывается вывернутым вдоль направления, перпендикулярного плоскости зеркал.

Рис.10 Зеркальная симметрия

2.3. Архитектура

Архитектура как искусство зародилось много веков назад, поэтому историю ее возникновения и развития можно сравнить с только что историей самого человечества. Слово «архитектура» в переводе с латинского обозначает искусство создавать простые и самые необычные проекты домов и прочих зданий, а затем строить по ним различные сооружения. В результате чего человек создает для себя материально упорядоченную зону проживания, необходимую ему как для полновесной жизни, так и для трудовой деятельности. Зачастую архитектуру сравнивают с застывшей музыкой: подчиняясь своим законам она напоминает нотное письмо, где основными составляющими любого произведения являются идея и ее вещественное олицетворение. По достижению гармоничного слияния этих элементов, будь то деятельность архитектора или расчетная работа дизайнера на дому, результат их участия в зодческом деле будет действительно изящным и восхитительным.

Каждая человеческая цивилизация развивалась с характерным ей архитектурным стилем, который символизировал определенный исторический период, его характер, основные черты и политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской империи… Подобных примеров бесконечное множество.

Рис.11 Египетский сфинкс

История архитектуры является самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об этом можно узнать из следующей схемы:

История архитектурного искусства:

Архитектура Средневековья и эпохи Возрождения

  • Романский

стиль

  • Готический

стиль

  • Возрождение

Архитектура XVII- IXX века

  • Барокко

  • Рококо

  • Классицизм

  • Ампир

  • Эклектика

  • Сецессион

Архитектура XX века

• Конструктивизм

• Модернизм

• Постмодернизм

• Деконструктивизм

• Хай-тек

Эпоха бурного технического развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек и модерн. Им, в сравнении, например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов. Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.

Архитектура как искусство строительства, которое формирует условия жизненного пространства человека через совокупность конкретных зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:

  1. Архитектура объемных сооружений. Сюда включены жилые дома, общественные здания (магазины, школы, стадионы, театры и пр.), промышленные сооружения (электростанции, фабрики и заводы и пр.);

  2. Ландшафтная архитектура. Этот вид связан непосредственно с организацией садово-парковой зоны: улицы, бульвары, скверы и парки с наличием «малой» архитектуры в виде беседок, мостиков, фонтанов, лестниц;

  3. Градостроительство. Оно охватывает создание новых поселков и городов, а также реконструкцию старых городских районов.

Каждое отдельное здание или их комплексы и ансамбли, парки, проспекты, улицы и площади, целые города и даже небольшие поселки способны вызывать у нас конкретные чувства и настроения, заставить нас переживать непередаваемые эмоции. Это происходит посредством воздействия на них определенной идеи и смысловой информации, которую авторы вложили в свои архитектурные произведения. Любая постройка подчиняется конкретному назначению, чему должен соответствовать и ее внешний вид, что настраивает людей на установленный лад. Основа работы архитектора и заключается в поиске наиболее удачной композиции, которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные части и детали будущего здания, а также отделку поверхности создаваемого «шедевра» архитектуры. Главным художественным приемом эмоционального влияния на созерцателя является форма здания и его составляющих, которая может быть легкой или тяжелой, спокойной или динамичной, однотонной или цветной. Однако, обязательным условием здесь является согласование всех отдельных частей между собой и со всем зданием в целом, создавая неразделимое впечатление гармонии. Достигнуть этого творцам искусства архитектуры помогают различные художественные приемы:

  1.  
    • симметричная и асимметричная композиция;

    • горизонтальный и вертикальный ритм;

    • освещение и цвет.

Рис.12 Архитектура объемных сооружений

2.4 Симметрия в архитектуре

Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. На этот счёт хорошо высказался известный французский архитектор Ле Корбюзье, в своей книге «Архитектура XX века» он писал: «Человеку необходим порядок: без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимность. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек. Он делает умозрительные построения, основываясь на порядок, который продиктован ему потребностями его психики, это творческий процесс. Творчество есть акт упорядочения».

Строго симметрично строятся геометрические орнаменты. Симметрия — проявление завершенности, устойчивости и законченности формы. Симметрия является одним из действенных средств организации объемов и пространств

Рис.13 Примеры переносной симметрии

В архитектуре наиболее распространен простейший вид симметрии — зеркальная. На чертежах симметрию принято показывать с помощью линии. Это ось симметрии. Обычно она находится на уровне входа и делит его на две равные половины. Чтобы полюбоваться симметричными зданиями, непременно стоит посетить Рим или Грецию. Акрополь, древние храмы, термы, амфитеатры, базилики, триумфальные арки — все они построены по принципу зеркальной симметрии. В России идеальным примером является здание Большого театра в Москве или здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, построенное по карандашным набросками самого Петра Великого. Именно таким крупным и величественным зданиям симметрия помогает создать целостный образ. Чем меньше строение, тем больше симметрия будет его сковывать, создавать дискомфорт.

Рис.14 Зеркальная симметрия. Большой театр в г. Москва

В крупных зданиях со сложной функциональной схемой симметричное построение композиции трудноосуществимо. В этих случаях в архитектуре применяют асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету. Роль асимметрии в композиции архитектурных форм — в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия — два противоположных метода организации пространственной формы в архитектуре. В современной архитектуре чаще встречаются композиции со смешанной организацией построения, состоящие как из симметричных, так и несимметричных зданий, образующие асимметричный ансамбль. Выбор приема зависит от ряда причин — функциональных особенностей генерального плана или участка, окружающей среды, задач образной выразительности.

Центрально-осевая симметрия реже использовалась в истории архитектуры. Ей подчинены античные круглые храмы и построенные в подражание им парковые павильоны классицизма (один из прекраснейших — так называемый «Храм дружбы», созданный в Павловске по проекту Ч. Камерона в 1782 г.).

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Риме (1502 год, архитектор — Донато Браманте) отвечает законам центрально-осевой симметрии. Центрально-осевая симметрия определяет также форму некоторых архитектурных деталей, например, колонн и их капителей.

Рис.15 Асимметрия. Кривой дом в Сопоте.

Рис.16 Центрально-осевая симметрия

Архитектурные сооружения, созданные человеком, в большей своей части симметричны. Они приятны для глаза, их люди считают красивыми. Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит, внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота.

Прочие виды симметрии в архитектуре используются крайне редко, но и они могут обеспечить практическую и художественную целесообразность формы. Это показывают эксперименты К. Мельникова, одного из наиболее своеобразных и острых мастеров советской архитектуры. В проекте памятника Колумбу (1929) он подчинил основную форму осевой симметрии и вместе с тем сделал ее симметричной относительно горизонтальной плоскости.

Рис.17 Памятник Колумбумв Санто-Доминго

3.ИССЛЕДОВАНИЕ

3.1. Поиск симметрии

В своей работе я решила рассмотреть архитектурные сооружения своего города Ижевска. Выяснить какой вид симметрии чаще всего используется при строительстве зданий. Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий.

Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всём, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Давайте рассмотрим поподробнее архитектуру города Ижевска.

Свято-Михайловский собор.

Свято-Михайловский собор, расположенный в Центральном районе Ижевска, считается визитной карточкой города и символом возрождения духовной жизни Удмуртии и всей России.

Если мы мысленно проведем посередине постройки линию, то получим две симметричные части, которые будут являться отражением друг друга. Тем самым мы пронаблюдаем зеркальную симметрию. Если рассматривать этот собор сверху, то можно заметить наличие лучевой симметрии.

Рис.18 Свято-Михайловский собор

Рис.19 Свято-Михайловский собор (вид сверху)

Александро-Невский собор

Александро-Невский собор, построенный в стиле строго русского классицизма, эффектно выделяется на фоне традиционной архитектуры Ижевска. Этому зданию так же присуще зеркальная симметрия. Все элементы построек симметричны относительно плоскости, проходящей через входные ворота.

Рис.20-21 Александро — Невский собор.

Музей имени Кузебая Герда

Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, или ижевский Арсенал, — один из самых больших в Удмуртии музеев с богатой экспозицией. Рядом со зданием бывшего Арсенала находится множество достопримечательностей: мемориал «Вечный огонь», памятник удмуртскому поэту Кузебаю Герду. На фасаде здания можно наблюдать симметрию относительно прямой — осевую симметрию. Фасад здания также имеет ось симметрии.

Рис.22 Музей имени Кузебая Герда

Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова

В музее выставлена целая оружейная коллекция, начиная от самых первых пехотных образцов до современных экземпляров. Здесь есть не только творения рук знаменитого конструктора Калашникова, но и все модели стрелкового оружия, которые когда-либо выходили или продолжает выходить в свет с конвейера Рис.23 Музей имени Михаила Калашникова

Ижевского оружейного завода.

Использование симметрии в конструкции зданий, симметричных элементов в от­делке, расположенные строения создают красоту и гармонию. На этих изображениях мы видим архитектуру города Ижевска, где присутствует зеркальная и осевая симметрия.

Торговые центры

Рис.24 ТЦ «Эльгрин»

Рис.25 ТЦ «Аксион»

Рис.26 ТЦ «Столица»

При строительстве торгово-развлекательных центров чаще используют асимметрия, она создает зрительное равновесие всех частей. Применение асимметрии при строительстве торговых центров обусловливается желанием уйти от торжественной строгости и придать сооружению более живописный характер.

Жилые комплексы

Рис.27 ЖК «Колизей»

Рис.28 ЖК «Английский парк»

Рис.29 ЖК на ул. Кунгурцева

Также при строительстве жилых домов используется центрально — осевая симметрия: расположение квартир и комнат на этаже, расположение балконов и окон. Все это создает комфорт и удобство жителям современных построек.

Рис.30 МБОУ «СОШ № 69 с углубленным изучением отдельных предметов»

Самое для меня известное здание – это моя школа, в которой я учусь. На данном примере очень легко увидеть пример осевой симметрии – фасад здания, а также зеркальной симметрии – при рассмотрении плана школы. Т.е. если мы рассмотрим план эвакуации нашей школы и проведем плоскость, то мы увидим – что правое крыло здания есть зеркальная симметрия левого крыла.

Рис.31 План эвакуации южного крыла школы МБОУ СОШ № 69 ВЫВОД

В своей работе я рассмотрела понятии как симметрия и архитектура, изучила различные постройки своего города. Я выявила, что архитектура и симметрия это одно целое, как сказал великий немецкий поэт Фридрих Шеллинг «Архитектура-создание зданий и сооружений по законам красоты», а закон красоты-это симметрия.

Памятники архитектуры, которые получили обширную известность, становятся образцами пропорциональности и гармонии, они буквально пронизаны математикой, численными расчетами и геометрией. Симметрия создает парадную торжественность, благодаря чему часто использовалась архитекторами при строительстве мно­гих крупнейших объектов прошлого.

Симметрия – это противоположность хаосу. Она присутствует буквально во всем, она уже настолько проникла в нашу жизнь, что мы привыкли к ней и просто не замечаем.

Моя гипотеза подтвердилась, архитектурные здания не были бы так совершенны и красивы, если бы в них не соблюдались пропорции и различные виды симметрии

В дальнейшем, как бы не менялся и не развивался мир искусства, все равно во всех его творениях будут присутствовать элементы симметрии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (в 5 томах)- Год: 1977-1985 Автор: Виноградов И.М. (гл. ред.) Издательство: М.: Советская энциклопедия

2- Электронный ресурс URL: https://infourok.ru/ /issledovatelskaya_rabota_simmetriya_v_arhitekture-539150.htm

3- Электронный ресурс URL: http://nsportal.ru/ap/ /library/drugoe/2013/07/03/issledovatelskaya-rabota-po-matematike-na-temu-simmetriya-v-prirode-tekhnike

4- Электронный ресурс URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Симметрия

5- Электронный ресурс URL:http://tonkosti.ru/Достопримечательности_Ижевска

6- Электронный ресурс URL:http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_367.htm

7- Электронный ресурс URL: http://elhow.ru/ucheba/matematika/chto-takoe-simmetrija

8- Электронный ресурс URL: http://fb.ru/article/53692/chto-takoe-tsentralnaya-simmetriya

9- Электронный ресурс URL: http://studopedia.ru/13_87767_naydite-slovo-v-kotorom-napisanie-chereduyushcheysya-glasnoy-zavisit.html

10- Электронный ресурс URL: http://://www.metod-kopilka.ru/nauchno-issledovatelskaya_rabota_quotsimmetriya-carica_arhitekturnogo_sovershenstvaquot-13676.htm

Просмотров работы: 29822

Для придания постройке гармоничного вида используют визуальное равновесие с привязкой одинаковых элементов к центральной вертикали. Симметрия в архитектуре наивысшего расцвета достигла в эпоху классицизма. Такой способ организации пространства делает любое здание интуитивно понятным и визуально приятным.

Определения, понятия и виды

Симметрия – базовый принцип естественной структуры живых или неживых объектов. Зеркальное отображение частей сооружения, привязанных к центральной вертикали, в архитектуре обусловлено функциональным предназначением здания, стремлением к эстетике.

Симметрия в архитектуре

Такое свойство композиции влияет на ее восприятие, масштабность, детализацию отдельных конструкций. Принцип симметрии, означающей пространственное равновесие, воплощен в:

  • египетских пирамидах;
  • афинском Парфеноне;
  • римском Пантеоне;
  • вашингтонском Капитолии;
  • мемориале Джефферсона;
  • московском Кремле.

Симметричная планировка архитектурных комплексов содержит математические закономерности, которые заключаются в свойстве взаимопроникающих подобий. Такой способ формирования привлекательного, упорядоченного, эстетически безупречного силуэта здания предусматривает построение единой логичной концепции.

Разновидности архитектурной симметрии:

  • осевая;
  • отзеркаленная;
  • центрально-линейная;
  • трансляционная;
  • винтообразная.

Варианты создания равновесных объектов или площадных комплексов не ограничиваются приведенными выше. Каждый архитектор при создании собственных проектов ищет новые средства, формы и методы реализации концепции пространственной гармонии.

При симметричном строительстве все элементы имеют парных двойников, расположенных с противоположной стороны центральной оси. Пространственное равновесие проявляется в отдельных деталях:

  • конструкции фасадной поверхности;
  • орнаментах;
  • карнизах;
  • оконных проемах;
  • колоннах;
  • оформлении внутренних помещений.

Композиционную связь подкрепляют выверенные математические соотношения. Для создания непротиворечивых ассоциативных образов симметричных комплексов в архитектуре используют приемы художественной выразительности. К таковым относят:

  • пластику;
  • колористические сочетания;
  • пропорциональные соотношения;
  • аналогичное интервальное расположение одинаковых или чередующихся деталей.

Контурные линии с пропорциональным строем дополняют друг друга, объединяют в единую логичную, последовательную структуру архитектурный ансамбль. В каждом стиле применяют разные способы реализации пространственной симметрии.

Греческие храмы содержат однородные портики, фронтоны, колоннады. Готические сооружения отличают стрельчатые, арочные проемы, контрфорсы. Такие элементы составляют своеобразную оболочку симметричной архитектуры. Узнаваемые детали не оставляют сомнений в стилевой принадлежности сооружения.

Предлагаем вашему вниманию статью — Статика и динамика в композиции.

Прием отражения в архитектуре

При классическом способе возведения отдельных зданий, площадных комплексов, строительных ансамблей используют зеркальную симметрию. Такой прием создания гармоничной архитектурной композиции считается самым распространенным.

Зеркальная симметрия в архитектуре

Зеркальное копирование разделенных центрально-вертикальной осью симметрии частей наделяет ансамбль строгой эстетикой. Такой способ визуального представления применяют при оформлении:

  • дворцовых фасадов;
  • входных групп;
  • широких лестниц;
  • башенных элементов.

Зеркальное отражение предусматривает размещение одинаковых деталей или строительных конструкций с равными интервалами. Наглядные примеры такой архитектуры:

  • храм древнеегипетской богини Исиды на острове Филе;
  • ворота стен Вавилона Иштар;
  • культовые сооружения цивилизаций Месопотамии;
  • амфитеатры Римской империи;
  • античные комплексы Эллады.

Расположенные по обе стороны воображаемой центральной оси фрагменты расставляют художественно-смысловые акценты, подчеркивают значимость объекта. Из образцов более поздней архитектуры выделяются построенные в I тысячелетии н. э. монументальные сооружения:

  • южной Европы;
  • полуострова Индостан;
  • Китая;
  • центральной Америки.

С соблюдением принципа зеркальной симметрии возведены древнеримские храмовые комплексы. Выполненные в тетрастиле сооружения украшали квартетом симметричных колонн на главном фасаде.

Пространственное размещение однородных фрагментов относительно плоскости симметрии с проходящей через нее воображаемой центральной вертикалью отличает собор Айя-София в Стамбуле. Концептуальные примеры зеркальной композиции в архитектуре:

  • индуистские храмы;
  • японские пагоды;
  • культовые сооружения полуострова Юкатан, возведенные Майя;
  • среднеазиатские и ближневосточные мечети.

Такой тип симметрии воплощен в пизанском, миланском, кельнской соборах. Широко применяли зеркальное отображение архитекторы средневековой Европы, эпохи Ренессанса. Российский пример зеркального отображения – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Осевая соразмерность

Такой способ пространственного представления распространен в культовых, монументальных, дворцовых комплексах. Осевая симметрия в архитектуре используется при урбанистическом строительстве, создании парково-рекреационных зон в городской черте.

Осевая симметрия в архитектуре

Взаимное расположение объектов или частей композиции привязывают к воображаемой вертикали, пролегающей через центральный проспект или самую крупную транспортную магистраль.

Осевая симметрия свойственна площадным ансамблям горизонтального размещения. Показательными примерами такого типа организации пространства служат «Запретный город» в столице Китая, версальский парк, центральная часть Санкт-Петербурга.

Затейливое сочетание осевой симметрии с зеркальной прослеживается в архитектуре Казанского кафедрального собора. Такая тенденция воплощена в конструкции волгоградского планетария, историко-мемориального музея Сталинградской битвы.

Центрально-симметричные объекты

Выполненные с соблюдение этого архитектурно принципа сооружения содержат идентичные фрагменты на равном удалении от центральной точки. Такая симметрия характерна для:

  • округлых храмовых комплексов;
  • смотровых башен;
  • ротонд;
  • павильонов;
  • колоннад.

Наглядный пример – древнеримский Колизей. Центральная симметрия в архитектуре придает строению монументальную массивность. С соблюдением такого принципа возведены парковые павильоны классицизма, подражающие округлым античным храмам.

Собор Василия Блаженного

Законам центральной симметрии соответствуют:

  1. Храм дружбы в Павловске, сооруженный по проекту английского архитектора Ч. Камерона.
  2. Колонна Траяна, посвященная победе императора над даками.
  3. Триумфальная арка на Вандомской площади в Париже.
  4. Выполненный в стиле ампир памятник Александру I на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
  5. Телерадиовещательная башня в Останкино.

Размещенные на равном удалении от воображаемого центра композиции строительные детали характерны для капителей – венчающих колонну или пилястр декоративных элементов. Такой способ визуального представления архитектурного ансамбля реализован в конструкции римской церкви Сан-Пьетро.

Перенос элементов вдоль прямой

Этот тип формирования архитектурного облика здания распространен меньше предыдущих. Принцип переноса, называемый трансляционной конструкцией, предполагает размещение одинаковых элементов с равными интервалами по обе стороны от линии симметрии.

Идентичные детали образуют единую, логически завершенную, эстетически безупречную композицию. Одинаковые фрагменты располагают на воображаемой прямой, пересекающей центр архитектурного ансамбля.

Симметрия в архитектуре

Расстояние между близлежащими идентичными деталями называют шагом. Такой способ визуального представления сооружения применяют при оформлении фасадных поверхностей, интерьерных композиций, декорировании плоскостей.

Примеры переноса элементов вдоль прямой – меандровые орнаменты, типичные для этрусской, византийской, романской архитектуры. Такой узор встречается в оформлении фасадов, балюстрад, внутренних залов, парковых ансамблей дворцовых комплексов эпохи Возрождения.

Преобразование объектов по винтовой оси

Спиральные конструкции характерны для пандусов, витых колонн, башенных строений. Типичный пример такого принципа архитектуры – винтовая лестница. Спиральная конструкция отличает минареты среднеазиатских, ближневосточных, североафриканских мечетей.

Подобные комплексы возводят с соблюдением закона геометрии, согласно которому перенос с поворотом привязаны к плоскости неподвижной воображаемой вертикали. Из современных архитектурных сооружений, выполненных по спиральному принципу, выделяют лондонский небоскреб Мэри.

Диссимметрия и асимметрия

Намеренное искажение геометрических пропорций характеризуют расположенные в произвольном порядке отдельные элементы конструкции. Такой принцип используют при возведении технически сложных, многоуровневых зданий.

Нарушенные пропорции в пределах симметричной системы называют диссимметрией. С соблюдением этой тенденции архитектуры выполнены восьмигранные часовни, дворец Карла V в Гранаде, кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Креативность, художественную ценность, визуальную оригинальность зданию придает асимметрия. Принцип предусматривает намеренное и полное нарушение геометрических пропорций. Такие объекты состоят из разнородных фрагментов, объединенных в стройную систему в соответствии с замыслом архитектора.

Принцип асимметрии использовали при возведении средневековых фортификационных сооружений, монарших резиденций, замковых комплексов. Примеры такой архитектуры:

  • храм Василия Блаженного в Москве;
  • дворцы острова Крит;
  • афинский храм Эрехтейон;
  • замок герцогов Бретонских.

Единство асимметричной композиции достигается не тождественностью частей сооружения, а визуально-эстетическим равновесием системы. Логическая связь выстраивается на основе общей зрительной закономерности.

Асимметричными ансамблями обогатила архитектуру эпоха постмодернизма. Умышленно нарушенные геометрические пропорции отличают музей Гуггенхайма в Бильбао, центральную библиотеку Сиэтла.

Симметрия в архитектуре – распространенный прием визуального позиционирования объектов. Для массового строительства характерны дис- и асимметричные функциональные решения. Примером служат многоэтажные жилые комплексы, административные и офисные здания современных городов. 

А что вы думаете о симметрии в архитектуре? Поделитесь своим мнением. Напишите в комментариях. Сделайте репост статьи в социальных сетях. Сохраните страницу в закладках, чтобы не потерять интересную информацию.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Симметрия в архитектуре.

Виды симметрии — примеры.

В традиционном понимании «симметрия» являет собой преимущественно двустороннюю симметрию вокруг центральной оси, обнаруживаемую в официальной архитектуре всех цивилизаций и в национальных постройках. Она настолько универсальна и так глубоко укоренилась в нашем сознании, что её происхождение кажется биологическим.

Совершенство равновесия

Наша индивидуальность может зависеть от небольшой асимметрии лица – потому мы видим нечто потустороннее в симметрических изображениях лиц на иконах – но значительное отклонение симметрии тела обычно воспринимается как болезнь или уродство. Будучи не столько идеей, меняющей архитектуру, симметрию скорее можно описать как идею, в первую очередь определяющую её, сплавляющую воедино физический и космический символизм.

Само слово «симметрия» берёт своё происхождение от греческого слова symmetria, которое, в самом известном из сохранившихся древних трактатов по эстетике «Канон Поликлета», использовалось для обозначения «соразмерности» всех частей скульптуры относительно друг друга и целого. Эта идея прослеживается и во многих теориях Пифагора, и в философской системе Платона, и она также лежит в основе понимания симметрии в западной классической и мусульманской традициях.

Хотя двусторонняя симметрия вне всяких сомнений является наиболее распространённой формой в западной архитектуре, её более сильный противник – симметрия вокруг двух осей, пересекающихся под прямыми углами – часто использовалась при создании отдельных помещений в эпоху Возрождения, для выражения поиска идеальной формы. В мусульманском мире применялись более сложные формы математической симметрии, как в общей конструкции зданий, так и в образцах облицовки, демонстрировавшие сложные перемещения, вращения и отражения. Получавшиеся в результате квазикристаллические узоры были настолько сложны, что предвосхищали недавнюю математическую теорию симметрии и групп.

Симметрия – одно из наиболее эффективных средств подтверждения значимости такого архитектурного произведения, как церковь или иное общественное здание, позволяющее выделить его из окружающей среды и неопределённости городских строений – противоположность маскировки, асимметричные пятна которой используются для разбивки легко различимой формы. С другой стороны, симметрия – это такое средство создания помещений, которое, благодаря простоте понимания, может более эффективно привлекать внимание к артефактам или событиям, содержащимся в них, нежели к ним самим.

Первый вызов господству симметрии в официальной архитектуре был брошен в Великобритании в восемнадцатом веке приверженцами новой художественной категории «живописного». Моделью при этом вновь служила природа, на этот раз в форме пейзажа, а не живых существ: живописные сцены – и, само собой, — картины и здания – должны были быть наполнены различными пленительными подробностями и неровными структурами и демонстрировать отсутствие симметрии. Освобождение архитектурной композиции от предполагаемой тирании симметрии стало отличительной особенностью неоготического стиля, движения «Искусства и ремёсла» и международного стиля, где оно использовалось как средство достижения пространственной подвижности и формальных контрастов, рассматривавшихся как выражение динамичности современной жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Winmm dll windows 10 как исправить
  • Как алене найти работу
  • Как найти периметр плана комнаты
  • Как составить заявку на грузоперевозки
  • Как найти точку безубыточности в стоимостном выражении