Как найти синий кит в контакте

Синий кит – задания, которые убивают, возникли в соцсетях в виде квеста реальной жизни. «Синий кит» – это суицидальная игра, неведомая ранее смертельная новинка, поразившая интернет и расползающаяся в социальных сетях из-за популярности среди молодежи «ВКонтакте». Правила игры «Синий кит» следующие – ребенку предлагается выполнить 50 опасных заданий, например, лезвием нарисовать на руке синего кита, при этом не вскрыв себе вены. А вот итоговым заданием всегда выступает суицид. Если подросток не лишит себя жизни, то организаторы смертельной игры грозятся уничтожить его близких людей.

Синий кит, что это такое?

Суицидальные игры, как «группы смерти» расползлись по сети интернета с различными названиями. В названиях встречаются такие слова «разбуди меня в 4.20», «киты плывут вверх», «#тихий дом», «ня.пока», «50 дней до моего…», «рина» и прочее. Чтобы вступить в суицидальную игру, необходимо отослать в смертельные группы их отличительные хештеги или определенные фразы, картинки, изображающие китов.

Призыв «разбуди меня в 4:20», «тихий дом», «подпишись на «синего кита»» – сегодня эти ссылки, понятны уже каждому подростку. Эти ссылки перекидывают любознательных детских личностей на паблик с розовыми лошадками и китами. Такая игра продолжается на протяжении 50 дней. Каждый день подросткам скидывают новое задание, а финальным завершением такого «развлечения» выступает задание, которое убивает. «Синий кит» ее аналог «#тихийдом» и другие игры насчитывают уже более 90 жертв. Психологи и правоохранительные органы бьют тревогу, поскольку количество жертв увеличивается с каждым днем.

В настоящий момент ученые так и не смогли выяснить, почему киты выбрасываются на берег. Зато создатели смертельной группы «Синий кит» сумели превратить эту загадку в ужасающий конвейер самоубийц, состоящий из подростков. Счет детским смертям пока не останавливается.

В игру «Синий кит» вовлечены дети из России, Киргизии, Казахстана, Украины. Психологи считают, группы смерти приобрели такую популярность, потому что подростки большую часть времени предоставлены сами себе. Не каждая семья способна оплатить секции или кружки, ведь все платно. Детским личностям необходимо где-то проживать свои эмоции, которые они не знают, где деть в реальной жизни, как следствие они увлекаются виртуальными играми, представляющими угрозу для их жизни. Поэтому очень важно, чтобы подростки были чем-то постоянно заняты, и им не было скучно или тоскливо.

Синий кит – задания, правила игры

Как родителям понять, что ребенок играет в суицидальную игру?

Чтобы быть принятым в игру «Синий кит» или получить первое задание, подростки в одну из групп смерти отправляют сообщение с хештегами «#разбуди меня в 4.20» или «#хочу в игру», гораздо реже «#жду инструкцию». Именно эти теги на странице в соцсетях могут помочь взрослым понять, что его чадо вступило на «опасную дорожку».

Игра «Синий кит» включает в себя задания от 1 до 50. Под руководством невидимого куратора отправляется череда заданий. Первые задания у подростков вызывают интерес и любопытство. Казалось бы, вначале игры – это безобидная картинка на руке, тогда как в конце – последний в жизни шаг. Мотивы организаторов смертельных групп и заданий, которые убивают, пока не выяснены, но однозначно, это преступники. Организаторы-преступники постоянно придумывают новые ухищрения, чтобы заманить к себе подростков.

Как выйти из игры «Синий кит»? Секрет успеха игры «Синий кит» полностью раскрыт. Подростки боялись выйти из игры, поскольку их запугивали, что умрут их близкие вместо них. Не имея жизненного опыта, дети в это верили. Наставник или куратор убеждал, что он всемогущ, хотя на самом деле узнать адрес проживания конкретного подростка можно по IP-адресу компьютера. Эти «всемогущие» очень боятся полиции, это необходимо объяснить всем детям и внушить, что можно без страха выходить из игры «Синий кит».

Участвовать в игре подобного плана, подростковую личность толкает одиночество и плохие взаимоотношения с близкими, но ни один ребенок не желает смерти своему родителю, поэтому боится выйти самостоятельно из игры «Синий кит».

Озвученная в СМИ статистика о феномене «Синего кита» свидетельствует о том, что ажиотаж вокруг «групп смерти» несколько преувеличен. Ведь детские суициды были еще задолго до появления смертельных игр. Из 230 тыс. случаев официально зарегистрированных публикаций тематических хэштегов о китах приблизительно 0,1% игроков выполнили финальное задание. Безусловно, игры несут смертельную опасность, но нельзя снимать и с взрослых ответственность, которые наносят урон детской личности своим равнодушием и нежеланием ее понимать. Ведь именно в этом возрасте опасны психические изменения, которые выражаются в боязни показаться смешным, в поиске подтверждений своей физической нормальности, в сомнениях правильности своего развития, непрерывном внимании к восприятию себя другими.

Психологи утверждают, что переход от детства к зрелости отмечается отсутствием гармонии: преобразованием гормональной системы организма, расхождением в темпах внутреннего, физического развития и степенью самостоятельности, а также социальной зрелости подростка. Поэтому нельзя родителям перекладывать всю ответственность на интернет-игры, обвиняя в том, что ребенок стал неуправляемым, а стоит понять, что они своим личным неучастием в воспитании ребенка толкают его к данному времяпрепровождению.

Синий кит – группа смерти

Участники смертельных групп усиленно проводят ликбезы в области решения любых проблем посредством лишения себя жизни и обретения вечного покоя. Это настоящее «промывание мозгов» и манипулирование сознанием, на которое ведутся неокрепшие детские личности.

Если раньше причиной суицидов выступали психические и соматические заболевания, хронические, а также острые психотравмирующие ситуации, потребность сохранить честь, самообвинение, страх осуждения или подражание кумиру, то в случае с группами смерти – это чужое волеизъявление, которому покорно подчиняются запуганные и неокрепшие психически молодые люди.

Практически все суицидальные группы в своем названии имеют аббревиатуры #f46, #f57, #f58, #няпока, , #тихийдом, #морекитов, #ринапаленкова. Рина Поленкова у «китов» является неким идолом. Эта девушка из Уссурийска в 2015 году легла под поезд.

Фанаты данных групп сравнивают себя с китами. Эти животные ассоциируются у них со свободой. Данный вид млекопитающих – это один из немногих, который добровольно сводит счеты с жизнью и именно поэтому у всех сторонников «тихих домов» и «моря китов» в личных страницах можно увидеть видео с летающими китами под зомбирующие звуки.

В закрытых «группах смерти» ведется открытая пропаганда суицидов, облеченная в некую форму квеста, что и сделало привлекательными эти опасные паблики для детей. Напомним, что такое квест. В квестах предлагается задание, в котором требуется что-то разыскать – подсказку, предмет, сообщение для того, чтобы двигаться дальше. Слово квест имеет перевод на русский язык как «поиск».

Интерес к таким играм подогревается еще тем, что достаточно сложно вступить в смертельную группу. Необходимо свое желание доказать конкретным действием, например, причинить себе изобретательно легкие телесные повреждения.

Далее от администратора смертельной группы «Синий кит» ребенок методично получает в течение 50 дней 50 различных заданий, которые требуется выполнить. После попадания в такую группу ребенок идет по пути потенциального самоубийцы, и остановить суицидальную игру он не может из-за получаемых угроз уничтожить его родителей. За отказ выполнить очередное задание ему приходит на страницу предупреждение и таким образом, психологически подросток становится заложником игры и загнанным в угол от безысходности ситуации.

«Вербовщики» в социальных сетях приостановили свои преступные действия после того, как их странички попали под контроль внимательных родителей и правоохранительных органов. Но это не означает, что можно родителям расслабиться и перестать контролировать своих детей, то, чем они занимаются и как проводят досуг. Администраторы групп смерти затаились и риск, что они начнут заманивать детей через фотографии Instagram, предлагая поиграть, продолжает существовать.

Синий кит — как уберечь детей?

«Синие киты», «беги или умри», «тихий дом» – это одни из популярных, но не единственных игр со смертью. Отгородить от них подростка, который пребывает и учится в большом коллективе, подверженном популярным, определенным тенденциям, не удастся. Поэтому в настоящее время актуальным остается вопрос, как уберечь ребенка от негативного влияния интернета, в частности игр со смертельным исходом. Такая возможность в настоящий момент имеется благодаря научному подходу к проблеме пубертатного периода в школах и психологических центрах. И именно психологи и социальные педагоги могут помочь подросткам преодолеть негативные последствия формирования личности в пубертатном периоде.

Психологи убеждены, что причиной участия молодежи в суицидальных интернет-играх является совокупность некоторых проблем, к которым относят:

– отсутствие родительской любви;

– дефицит социализации подростка в обществе;

– недостаток внимания со стороны близких.

При всем притом, что родители относительно детей выполняют все функциональные обязанности: одевают, кормят и т.д., они забывают о том, что детская личность является существом социальным и ей необходимо общение, моральная поддержка со стороны значимого взрослого. Если этого нет, то подростки принимаются искать необходимую поддержку вне семьи. Ранее поддержкой выступала улица, сейчас это интернет.

Причины, по которым тянет подростка в суицидальную игру «Синий кит», выступает также – азарт, любопытство, личная самоуверенность, что в любой момент существует возможность прекратить игру.

Также психологи отмечают, что причиной попадания детских личностей в смертельную игру «Синий кит» является нахождение в тяжелом кризисном периоде. Особенно тяжелым критическим, переломным возрастом выступает 12-14 лет. Но это не значит, что преодолев этот возрастной рубеж, психоэмоциональные проблемы не коснутся больше подростков в будущем или их можно благополучно избежать. Без помощи взрослых с кризисными моментами взрослеющим личностям самостоятельно не справиться, поэтому важно родителю своевременно распознать у ребенка «острые» черты характера и не допустить их трансформации в патологическую, необратимую форму.

Подростковый возраст рассматривают как переходный между детством и взрослостью. Хронологические границы данного возраста не имеют строгую определенность, зачастую его помещают между 11 – 12 и 16 – 17 годами. Поэтому родители должны знать, что у подрастающих личностей подростковый возраст начинается не одинаково, у одних – раньше, у других – позже. Это зависит от многих факторов, отсюда следует, что к своим детям необходимо быть внимательными на протяжении всего периода взросления.

Период пубертата начинается с кризиса и зачастую является трудным, как для подростка, так и для близких ему людей. Именно по этой причине подростковый период нередко называют затянувшимся кризисом.

Чтобы уберечь детей от игры «Синий кит» родители должны понимать, что для подросткового периода характерно падение родительского авторитета, появление новых кумиров, возникновение психологических проблем, связанных с неразделенной любовью. Зная это, необходимо эмоционально всегда поддерживать подростка и принимать его таким, какой он есть. Именно подростки с нестабильной психикой становятся жертвой влияния манипуляторов в интернете. Организаторам легко заманить в игру «Синий кит» ребенка, поскольку присущая данному возрасту бодрость, многокрасочные планы, азарт быстро сменяются чувством грусти, разбитости и полной пассивности. Эмоционально неровный, нестабильный фон выступает причиной, по которой дети проявляют любопытство к смертельной игре до конца, не осознавая, почему их она так заинтересовала.

Родителям следует также знать, что время пубертатного периода отмечается мощными психологическими трансформациями в личности подростка.

В этот период взрослеющий подросток решает для себя следующие личностные задачи: индивидуация (саморазвитие); личностное самоопределение; нахождение референтной (значимой) для него группы.

Сложности подросткового возраста выражаются:

– в интеллектуализации, под которой понимают психологический процесс, относящийся к механизмам психологической защиты, выражающейся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств. Интеллектуализация искажает восприятие реальности. Интеллектуализирующий подросток склонен недооценивать значение и силу своих эмоций. Применяя эту защиту, ребенок утрачивает возможность полноценного переживания. Если подросток имеет склонность повсеместно использовать эту защиту во всех насыщенных эмоционально ситуациях, то у него возникают проблемы в межличностном близком взаимодействии. Это проявляется, когда он блокирует проявления нежности, симпатии, любви, не может обсудить свои страхи, разочарования, обиды;

– в негативизме, под которым понимается немотивированное психологически противодействие, выражающееся в стремлении все делать наоборот;

– в склонности все анализировать;

– в проблемах с восприятием физического образа. Особенно остро девочками переживаются все дефекты внешности. Повышенный интерес к телу, своей внешности, эстетические критерии выходят на первый план, формируя новый образ физического «Я». Особенное влияние на психику взрослеющей личности оказывают социокультурные установки (бодибилдинг, топ-модели, эталоны красоты и прочее). Вследствие этого формируется инструментальное отношение к своему телу, а последствием этого выступает риск нарушения пищевого поведения в виде нервной булимии и нервной анорексии. В этот период половая идентификация достигает нового уровня, определяются образцы мужественности или женственности;

– подростковой депрессией, для которой характерна депрессивная триада (постоянно пониженное настроение с наличием негативных взглядов на жизнь и все происходящее вокруг, двигательная заторможенность и утрата способности испытывать радость – ангедония).

Как уберечь ребенка от групп смерти?

Уберечь детей от игры «Синий кит» помогут знания особенностей детской психологии в пубертатный период. Ведь одним из распространенных признаков пубертатного кризиса является подростковое суицидальное поведение. Именно в этот период оно отличается разнообразием: это суицидальные намерения и мысли, угрозы и высказывания, попытки. Зная эту психоэмоциональную особенность подростков, организаторы смертельных игр умело этим пользуются, осознанно подводя детей к уходу из жизни. Утверждать это можно, ссылаясь на многочисленные переписки, которые кураторы ведут с детьми. В своих ликбезах они умело оперируют детским сознанием и «вкладывают» в детские головы информацию о том, что только смерть избавит от всех существующих проблем в жизни, ведь после смерти ничего нет, и наступит желанная свобода. Эти люди, пытаясь управлять сознанием, заставляют неокрепшую детскую психику поверить в ложную свободу через уход из жизни.

Организаторы «групп смерти» лишают подростков возможности самостоятельно победить депрессию, боль, отверженность. Находясь в угнетенном состоянии, детские личности не могут дать отпор кураторам, которые их одолевают, они не способны сами распорядиться своей жизнью и прекратить играть на их детских слабостях, толкая при этом их в ад, где уже ничего нельзя исправить. Подросткам практически невозможно противостоять заданиям игры «Синий кит», которые их убивают.

Самое ужасное, что дети перестают верить, что живут не напрасно. Они не верят, что существует любовь, не верят, что смогут победить боль. Боясь за своих родных и при этом, не имея возможности им открыться, они остаются в игре, выбирая смерть.

Как уберечь ребенка от «групп смерти»? Каждый родитель должен знать, что подросток, пребывающий в пубертатном кризисе, выражает характерные амбивалентные черты. Задача взрослых в этот момент заключается в том, что бы быть рядом, когда дети принимают неправильное решение и не препятствовать им учиться на собственных ошибках.

Если взрослый обнаружил, что подросток проявляет интерес к игре «Синий кит», то ему важно осознать, что мера запрета не является в данном случае основной. Эффективнее будет поговорить с чадом на равных, а не с позиции – свысока. Следует дать понять подростку, что его любят и принимают таким, какой он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

Как уберечь ребенка от игры «Синий кит»? Необходимо объяснить подростку, что все великие люди проходили через депрессию, боль, разочарование, но это их не убивало, а делало сильнее. Никто не вправе распоряжаться чужой судьбой, только сам человек является хозяином и сценаристом своей жизни. Следует помочь ребенку поверить, что он живет не напрасно, а боль и разочарования – это всего лишь временные явления в жизни. И никто не вправе играть на человеческих слабостях, толкая человека в ад, где уже ничего нельзя исправить.

Как уберечь ребенка от групп смерти – советы родителям

Задайте ребенку нейтральный вопрос, слышал ли он, что существует такая игра «Синий кит»? Внимательно выслушайте, что ребенок расскажет. Если в рассказе окажется много деталей, о которых еще не пишут в сети, то существует риск, что ребенок уже в игре. Также взрослого должен насторожить тот факт, если подросток рассказывает о своем друге, участвующим в игре, поскольку существует вероятность, что ребенок врет и сам играет, таким образом, рассказывая о себе.

Если взрослый заподозрил, что сын или дочка пребывает в опасном сообществе «Синий кит», то забирать телефон, отключать интернет не нужно. Поскольку ребенок при желании всегда найдет возможность найти гаджет и выйти в сеть. Чем больше ограничений, тем больше возникает желания обойти эти запреты. Целесообразнее будет просматривать страницы в соцсетях и телефоны, но так, чтобы подросток не знал об этом. Смертельные игры – это тот случай, при котором оправдано вторжение в частную жизнь.

Если между ребенком и родителями нет взаимного понимания, если подросток заинтересовался темой суицида, начал общаться в группе смерти, то в данном случае будет лучше обратиться к профессионалу – психологу, который объяснит и научит, как слушать и понимать своего ребенка. Как взрослому в будущем избегать ошибок в общении с чадом, ведь для ребенка важно быть понятым именно его родителем. Ему умирать вовсе не хочется, он хочет осознавать, что ценен, как личность.

В заключении хочется добавить, что подросток, пребывая в пубертатном периоде, проходит неравномерно психологическое развитие, испытывая сложнейшую трансформацию, которая выражается в амбивалентных проявлениях и сложностях при решении личностных задач. Трудности этого кризиса могут прослеживаться в негативных, различных психических проявлениях, а также в суицидальном поведении. Чтобы этого не произошло, следует родителю при здоровом взаимодействии с взрослеющим ребенком, помогать преодолевать житейские и психологические трудности, не усугубляя их при этом, а показывая верное направление для их разрешения. Именно в этот период подросток совершает нередко необъяснимые поступки, поскольку его психика наделена эмоциональной неустойчивостью и особой ранимостью.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Я имею в виду группы вконтакте. Они же в основном все закрытые и попасть туда не так то просто. Как избежать того чтобы ребёнок попал в такую группу?

Эх.. Сам бывал там если честно, попадают так: Сначала пишут у себя на стене что-то типа этого:

«Мне все это надоело! Я хочу уйти к вам, я в игре! #f57,#тихийдом,#морекитов»

Это означает что подросток готов сыграть в их игру! (сделать суицид) Потом они идут в группу смерти и подают заявку! Администрация группы заходит к нему на станицу вк, если там есть такая запись, они его принимают! Если нет, то отклоняют заявку на вступление группы! После того как подросток вступил в группу, он увидит в той группе очень много смерти, к примеру там делают записи заданий, которые выполнили их! К Примеру просится под поезд, это все либо записывается, либо после всего делается фото! И отправляется в группу! Значит задание выполнено и игру подросток прошел! Примерно так там все происходит, как от этого спасти ребенка? А вот как, надо меньше кричать на него, прислушиваться к нему, делать все возможное чтобы он был счастлив, такие подростки вступают туда из-за проблем в личной жизни, семьей и т.п!

Я советую вам поторопится, если он думает вступить в такие группы, значит он думает о суициде!

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Читала статью недавно, как мама одной девочки, покончившей с собой, желая выяснить как дочь попала в эти сети, зарегистрировалась в контакте под видом школьницы. И попасть в эти группы ей не удалось. Так как группы закрытые и ее в них не приглашали, из-за того, что аккаунт был создан недавно.

Потом она рассказала, как взяла старый аккаунт, притворилась школьницей, разместила там пару статусов о том, что ей грустно и никто ее не понимает, и ей посыпались разные приглашения и сообщения. Подробнее читайте тут.

Так что люди, которые доводят детей до суицида, изначально нацелены на подростков с проблемами. А у многих детей подросткового возраста есть проблемы, это и неудачная влюбленность и разногласия с родителями, трудности в школе. Сначала их приглашают в группу единомышленников, которым грустно и одиноко, а потом из этой группы приглашают в группу, где помогают все изменить и далее уже могут пригласить в группу смерти.

Как нам родителям не допустить, чтобы наши дети не попали в такие группы? Нужно быть другом своему ребенку, чаще общаться с ним на разные темы, обсудить с ним тему смерти и суицида, рассказать о ценности жизни, чаще говорить своему ребенку, что вы его любите, постараться научить своего ребенка мыслить позитивно — что любые проблемы решаемы, и что если он сам не справляется с чем то, то вы придете на помощь (не будете ругать или наказывать, а выслушаете и поможете!!!) Ребенок должен знать, что вам можно доверять и рассказать практически все, и получить дельный совет, а не крики и наказание.

Я далеко не подросток, но только что обнаружила, что состояла в группе ВК Синий кит. Подписана на множество групп, но их активность не отслеживаю, прошлась в конец списка и увидела «это», хорошо хоть группу закрыли уже. Какое у неё название было прежде, не в курсе, скорее что-то из психологии+мизантропия. Вот вам и способ попадания. А детки-подростки часто максималисты, вначале сманили их красивыми фразочками, цитатками, а потом что называется, сменили курс. А может быть, кто-то просто купил группу вместе со всеми подписчиками, потому что там как раз была целевая аудитория.700 тысяч участников, нехило, да? В здравом уме люди такими толпами на такие темы не подписываются, а у подростков тоже есть голова на плечах.

Елена Солов­ьева
[9.2K]

6 лет назад 

Нужно общаться с ребенком на любые темы обо всем с ним говорить и думаю эта тема отпадет сама собой Дети они наивные но они же и умные тоже Так что только доверие дружба любовь с вашей стороны смогут их уберечь от всяких веяний и групп в соцсетях Кто то образуя такие группы очень желает кем то манипулировать и управлять порой доводя детишек до смертельного исхода всякого рода самоубийства Нужно прививать детям любовь к Богу ценить свою жизнь и делится своими печалями со взрослыми они всегда помогут выйти из любых сложных ситуаций

Попадают иногда и случайно … потому что группа могла иметь сначала совершенно другую тематику, а потом «резко сменила курс», вместе со сменой администрации (например(. А могут попадать и целенаправленно, разместив определённые хэштеги у себя на странице, после чего подав заявку на вступление в закрытую группу. Администратор тогда заходит на страниц ребёнка, исследует и … принимает(. Вот ужас(. Хорошо, что эти группы сейчас закрывают массово(.

Знаете ответ?

Давайте сразу к делу. «Синий кит» или «Тихий дом» – смертельно опасные игры, в финале которых дети совершают реальное самоубийство.

Что нужно об этом знать?

В России с ноября 2015-го по апрель 2016 года случилось более 100 детских суицидов – почти все погибшие были членами одних и тех же групп в интернете.

Этот материал должны прочесть все родители, чтобы защитить своих детей от рокового шага, чтобы научиться распознавать малейшие симптомы надвигающейся трагедии, чтобы подсказать другим родителям и педагогам в школе.

Игра стала настолько популярной среди российских подростков, что приобрела масштаб эпидемии. Бьют тревогу и родители Казахстана, где тоже прокатилась волна детских суицидов, вызванных вступлением в смертельную игру. И если раньше группы смерти были распространены ВКонтакте, то теперь они перекочевали в Инстаграм.

Суть и правила «Синего кита» до ужаса просты 

Игра длится 50 дней. Именно столько времени модераторы отводят участникам на то, чтобы покончить со своей жизнью. Начав играть, подросток регулярно получает различные задания. Первое из них – нацарапать на руке острым предметом кита или надпись «синий кит» и прислать кровавое фото в качестве доказательства прохождения этапа. Далее модераторы дают более сложные задания, и при этом всегда требуют фотоотчёта, чтобы убедиться, что подросток целенаправленно движется навстречу своей смерти.

С каждым днём задания, которые получает ребёнок от администратора суицидального паблика, носят всё более депрессивно-ориентированный и суицидальный характер. Последним указанием в игре будет самоубийство.

Как подростки находят группы смерти и вступают в этот кошмар?

Очень просто – достаточно лишь проставить соответствующие хештеги «синий кит», «море китов», «тихий дом»,  «киты плывут вверх», разбуди меня в 4.20», «я в игре», «рина», «f57», «f58», «f53», «ня пока», «50 дней до моего…». После этого с ними связываются организаторы сообщества.

Многих родителей, которые обеспокоены распространением групп смерти в социальных сетях, интересует, можно ли выйти из этой смертельно опасной игры. Как показывает практика, это возможно только на начальном этапе. Если подросток не решается выполнить первое задание и предъявить фотоотчёт, его банят. А если он уже в игре, то должен дойти до конца, обратного пути нет. Участников начинают шантажировать тем, что вычислили их IP-адреса и личные данные, и угрожать неминуемой смертью родных и близких в случае отказа от самоубийства.

Кто выполняет роль «ведущих», подстрекающих к смерти?  

Детьми в социальных сетях манипулируют взрослые. Системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Что ими движет – вопрос второстепенный. Главное – они почти всегда достигают своей страшной цели.

Как уберечь ребёнка от групп смерти

Психологи советуют родителям более внимательно относиться к своим детям. В идеале ребёнок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным, замыкаться на своих порой гиперболизированных проблемах и комплексах. Он должен доверять родным и искать защиту у них, а не бродить по сети в поисках различных подозрительных групп и ответов на свои вопросы. Специалисты отмечают, что в игру «Синий кит» ввязываются те дети, которые переживают на данный момент какие-то душевные муки. Но, если откровенно, это особенность возраста, таким страданиям подвержен практически каждый подросток. Не застрахован никто.

Вы можете быть очень даже принимающим и всё понимающим родителем, но ваш ребёнок, не умеющий анализировать, впечатлительный, с гибкой психикой, каждый день получает свою дозу интоксикации от интернетовских свалок. У него в руках гаджет, в ушах наушники. Он не расскажет теперь о том, что происходит: ему это строго настрого запретили, – это тоже одно из условий для приёма на третий уровень интерактивной игры в закрытых группах. А ещё запретили не отмечаться в группе на протяжении 48 часов – под страхом изгнания. Знаете почему? Через 48 часов то, что в человека планомерно и продуманно впихивали, может отойти, как наркоз. Подросток станет восприимчив к другой информации, у него может включиться критический разум. Это – методы сект.

Наблюдайте за своими детьми. Контролируйте их пребывание в социальных сетях и проверяйте их мобильные телефоны и компьютеры. Следите за пробуждениями и общением в чатах ранним утром, когда все спят. Вас должны насторожить рисунки китов, бабочек, единорогов, повреждения на коже. Попросите дать послушать песни, которые звучат сейчас в наушниках вашего ребёнка. Композиции типа: «…мы ушли в открытый космос, в этом мире больше нечего ловить» должны заставить вас задуматься.

В рубрике «Мнение читателей» публикуются материалы от читателей.

В начале недели «Известия» писали о том, что в соцсетях произошел резкий всплеск активности подростков, подающих сигнал готовности к суициду. Почему дети так легко включаются в смертельную игру, почему у них не срабатывает инстинкт самосохранения и на какие странности в их поведении надо обратить внимание родителям, корреспонденту «Известий» Андрею Филатову рассказал доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт и психиатр Михаил Барышев.

— Одна из девочек, которая общалась с куратором «группы смерти», передала нам список заданий на 50 дней, после выполнения которых ей предстояло убить себя. Каким образом эти задания влияют на психику подростков? Начнем с этого: «Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео».

— Это депривация сна (деприва́ция сна — недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности в сне. Может возникнуть как результат расстройств сна, осознанного выбора или принудительно, при пытках и допросах. — «Известия»). Ребенок не выспался, смотрит страшные ролики, это пугает, стресс физиологический накладывается на стресс от увиденного, подавляется защита. Американцы активно используют эту пытку — заключенному не дают спать до 180 часов, разрушая его психику. Здесь же подростка будят в самую глубокую фазу сна и затем велят смотреть страшный контент — это ломает механизмы защиты психики.

— В других заданиях требуют нанести себе порезы или сделать рисунок кита. На первый взгляд в рисунке кита ведь нет ничего опасного?

— Это акт принятия в сообщество и обет послушания жертвы. Если ребенок этого не сделает, то его отвергнут. Он уже отвержен родителями, как ему кажется, и он боится снова оказаться ненужным. Жертва должна доказать свою покорность, куратор отбраковывает ненужных. Социальный инстинкт заставляет ребенка соответствовать критериям сообщества.

— «Пойти на крышу и стоять на краю». Это делается, чтобы ребенок поборол страх смерти?

— Нет, это не борьба со страхом, как говорит куратор, манипулируя смыслами. Это демонстрация покорности ему.

— А «весь день смотреть страшные видео»?

— Кураторы снижают чувствительность к неприятным картинкам и снимают барьеры восприятия.

— Еще одно задание вообще выглядит безобидно  слушать присылаемую куратором музыку.

— Музыка «медитативная» — тут и ореол тайны, и продолжение подчинения воле куратора. Происходит отъем индивидуальности, подавление воли ребенка. Причинение боли, вопросы интимного характера, шантаж — это тоже проверка на доверие, то есть манипуляция и подавление. Итог — дата смерти и смирение с ней. Ребенок уже готов. Все задания повторяются по многу раз и дублируются. Повторение и повторение — вот что нужно манипулятору. И все задания обязательно с нарушением сна.

— Неужели кураторы сами придумывают такие задания? Ведь тут явно нужны знания подростковой психологии. Хотя бы азы. 

— Нет, эта система разработана не ими, она разработана людьми посерьезней. Кураторы — это пешки, которые оттачивают методику работы с населением. Кто-то заготовил для них эти методички и шаблоны по обработке сознания. Массив вовлекаемых детей за одну сессию — 800–850 человек, и если они доведут до конца хотя бы 10%, то это огромная трагедия, которую будут использовать и в политических целях. Это уже угроза для национальной безопасности. Выжившие дети будут заражены недоверием к людям, к стране. Потом техника воздействия будет применена и для кодирования людей на те или иные программы поведения.

— Что движет жертвой? Почему она ищет контакта с куратором?

— Жертва не ощущает себя жертвой. Как правило, в эти смертельные игры играют подростки от 11 лет и старше. Что это за дети? Как правило, брошенные, они родителям неинтересны. И не имеет значения ни социальное положение, ни доход семьи. В силу своей работы я нередко сталкиваюсь с обеспеченными и успешными семьями, в которых дети — брошенные. А ребенок ищет внимания к себе, ищет любви. Что делают родители, если нет времени на воспитание? Они откупаются от ребенка. Нужен новый телефон? На. Машина? На. Вариантов много. Но нельзя купить любовь, можно только избаловать.

— И чаще брошенными оказываются именно подростки?

— В нашей стране почему-то так происходит: ребенок опекаем родителями до 6–7 лет очень тщательно, но в подростковый период и после родители считают, что он уже вырос и о нем заботиться не надо. От него начинают откупаться.

А подросток осознает себя как личность, он хочет понимания. Любви как к личности со стороны значимых для него людей. Если любви нет, то он трактует это иначе, чем мы, взрослые. Он делает вывод — я плохой. Он не может понять, что родители заняты и им не до него. Он не нужен — значит плохой. Что-то в нем не так.

— И ищет понимания на стороне?

— Да. Ребенок начинает искать кого-то, кто его поймет. Если в этот момент он найдет «группу смерти», где его примут, а еще и посвятят в тайну… А ведь самая большая тайна — это смерть. Никто подростку сразу не будет говорить о суициде, даже «попытаются отговорить», если он сам заведет об этом разговор.

— Понимает ли ребенок, вступающий в такие игры, что это путь в один конец? Что возврата не будет?

— Нет. Поэтому мы и говорим — ребенок! Это человек, который не способен оценивать свои поступки и нести за них ответственность. Ребенок не понимает этой игры, его легко обмануть. Ему достаточно «дать согласие», а дальше идет отбор. От куратора зависит, доведет ли он подростка до конца. А «группа смерти» создаст «ореол героя», дошедшего до конца и не струсившего.

— Кто такие эти кураторы? И что ими движет?

— Здесь похожий принцип — как выбирают детей, так отбирают и кураторов. Кто-то сам начинал играть в эти игры, а кто-то уже был приглашен. Я полагаю, это люди до 30 лет, разбираются в интернете, имеют некие заготовки для фактического подкрепления своих слов. Схематичный психологический портрет куратора мне представляется следующим. Это молодой человек, неуверенный в себе в «офлайне». Он не имеет каких-либо значимых успехов на социальном поприще. Не востребован, никому не нужен. У него была некая личностная трагедия. Либо он неинтересен девушкам, либо был брошен любимой.

Кураторы — это люди, находящиеся в состоянии психического нездоровья, хотят отмстить миру за свою ущербность, они хотят наказать общество, продемонстрировать свою значимость, свою силу, власть. Они хотят известности в своем кругу, им нужно признание. Они боятся ответственности и пока это их тайная власть. Они упиваются ею. Им нравится полученная абсолютная власть над ребенком.

— То есть это не способ заработка?

— Для куратора денежный вопрос вторичен, первично желание власти и признания. Даже те, кого арестовали и показали по ТВ, — это люди скромного достатка, но очень тщеславные. И свою минуту славы они получили. А денег здесь заработать нельзя. Кураторы могут только получить оплату своих услуг. Те, кто создает или оплачивает подобные «сети кураторов», не заинтересованы в финансовой отдаче. Рентабельность для них не в денежных знаках, тут дивиденды иного характера. Взять, к примеру, двух граждан Украины, которые были выявлены и изобличены в доведении в 2015 году детей России до самоубийства, — вот у них четко прослеживается цель не заработать, а убить детей врага.

— Могут ли родители оградить своих детей от такой системной работы?

— Если родители не занимаются своим ребенком, то они не смогут ему помочь. Необходимо совместное времяпрепровождение, знание интересов ребенка. У него не должно быть свободного времени. Мозг ребенка умеет только учиться, и задача родителей — учить. Я не слышал и не видел случаев общения с кураторами детей из спортивных спецшкол. И причина проста — ребенок живет по определенному расписанию и ему о глупостях думать некогда. Он живет полноценной жизнью. Но на это нужны деньги, так как бесплатных спортивных секций почти не осталось.

— А как заметить симптомы?

— Достаточно просто: ребенок встает в нестандартное время, врет, замыкается, на теле имеются порезы, изменяются поведенческие реакции, наблюдается заторможенность, смена интересов. Если заметили, что-то из перечисленного — надо срочно выключить компьютер, отобрать смартфон, обратиться в правоохранительные органы, общественные организации и к психологам.

— А государство и общество должны как-то вмешаться?

— Да, всё вешать на родителей — это неправильно. Мы видим, что «группы смерти» — это система, направленная на подрыв устоев общества. А это уже вопрос безопасности. Здесь и само общество должно идти навстречу безопасности детей. До недавнего времени представитель одной из российских соцсетей весьма высокомерно заявлял, что это не их задача. Потому что у них нет денег мониторить подобную деятельность. Но западные социальные сети моментально блокируют подобную активность. На руку преступникам и наша традиция не сотрудничать с государством. А ведь действие куратора — это сознательная работа, это киберпреступление.

Если государство и общество не объединятся по этому вопросу, то количество жертв будет расти. Трудности в экономике, безработица — всё это будет выталкивать людей из нормальной жизни и подвергать детей риску столкнуться с куратором из «смертельной группы». Проблема отработки подобных технологий с населением — это метод гибридной войны. Это «война», где фронта нет и задействованы все. Надо понять, что это системный процесс и необходим системный ответ на эту угрозу.

В её «подчинении» была добрая сотня подростков, желавших расстаться с жизнью. Девушка администрировала около десятка групп. Её взяли за организацию «групп смерти». На суде хоть и не доказали, что Кира довела кого-то до смерти, но попытки покончить с собой у её подопечных были. Девушка отсидела срок в спецучреждении для несовершеннолетних и больше не считает суицид решением всех проблем. В интервью Лайфу бывший куратор групп смерти рассказала, что собирается делать в будущем и кто подтолкнул её к смертельной игре.

Кира

Обшарпанная многоэтажка в центре Екатеринбурга. Год назад на её крыше стояла куратор «групп смерти» Кира Свобода и размышляла, прыгать самой или нет.

— Мне было приятно, когда игроки вырезали у себя на животе «Кира, прости». На животе — потому что там больнее всего. Странное ощущение, когда человек ради тебя готов наносить себе увечья, — девушка стоит на том самом балконе и задумчиво глядит вдаль, где вырисовываются очертания «Екатеринбург-арены». — Нужны были именно глубокие порезы, которые оставляют шрамы. Царапины как извинения не принимались.

Они — это участники игры «Синий кит». 16-летняя Кира, которую на самом деле зовут Лера Ф., руководила суицидальными пабликами во «ВКонтакте». Участники используют образ китов как единственных животных, которые совершают суициды.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

Псевдоним Кира Свобода так и родился.

— Я считала, что самоубийство даёт свободу, а имя Кира взяла, потому что мне не нравится собственное, — объясняет девочка. — В иерархии кураторов я стояла на второй ступени, старшие нас шутливо называли «школоло-кураторы».

Она смотрит вниз, где в зелени утопает двор, и дальше — на тротуар, где мелькают красные кепки. Это перуанские болельщики в цветах сборной приехали поддержать своих на матче с Францией.

Кире плевать и на чемпионат, и на перуанцев. Четыре дня назад она освободилась из режимного интерната для несовершеннолетних. В интернат её отправили по решению суда. Киру обвиняли по 110-й статье УК — за доведение людей до суицида. Но потом сняли обвинения — по малолетству.

— Когда началось следствие, мне было только 14. В суде уголовное дело закрыли, потому что я не достигла… как это… возраста привлечения к ответственности, — мы спускаемся по пожарной лестнице, пока Кира вспоминает формулировки протокола. — Ну и они не доказали, что из-за меня кто-то покончил с собой. Попытки самоубийства у людей были, да. Но всё равно судья отправил меня в интернат на полгода. А прокурор просил три. Как он говорил, «чтобы обезопасить меня и предотвратить повторные попытки суицида».

«Куратор» с повадками «игрока»

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

Волноваться прокурору было о чём. За плечами у куратора Киры — две попытки убить себя, закончившиеся реанимацией. Девочка показывает многочисленные шрамы на руках — следы самоистязания.

— Вот тут, видите, шрам в виде буквы М. Это символ «китов», — объясняет она.

Впервые Свобода попыталась покончить с собой в прошлом году.

— Мы целый день гуляли с подругой. Веселились, пили кофе на площади. А потом разошлись, и я отправилась просто бродить по городу. Набрела на этот дом, он мне чем-то понравился. Зашла в подъезд, поднялась на последний этаж и прошла на пожарную лестницу. Я уже к тому моменту решила покончить с собой, — вспоминает девушка.

У Киры с собой был пузырёк с препаратом для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Вообще-то его не продают без рецепта, но Кира соврала, что пузырёк нужен бабушке. Пузырёк она купила на случай, если не решится прыгнуть.

Так оно и вышло.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

— Я долго стояла и смотрела, как внизу ходят люди. Такие маленькие отсюда. Игрушечный город, игрушечные люди. Ты стоишь над ними над всеми… Как куратор в группах. На тот момент у меня уже десять групп было. Почти сто игроков… По двору катался маленький мальчик на велосипеде. Увидел меня, поднялся сюда. Спросил, хочу ли я кушать, и принёс мне огурец! Мы болтали с полчаса. Потом ушёл, сказав, что его ждут родители. А я продолжила смотреть на город. Вглядывалась в прохожих — и поняла, что никому нет дела до меня: каждый идёт по своим делам, кто-то разговаривает по телефону, и никто меня не видит.

Мне стало жалко саму себя. Я так и не стала прыгать. Решила просто привлечь внимание к себе, что ли… Выпила пузырёк и поехала вниз на лифте. Плохо помню, как шла по подъезду, потому что лекарство уже начало действовать. Дошла до соседнего дома, села на какую-то приступочку, прислонилась к стене. Стало плохо, всё как в тумане. Какие-то два парня подбежали, попытались привести в чувство, сразу вызвали скорую… — вспоминает она. — Когда вышла из реанимации, меня сразу вызвали в инспекцию по делам несовершеннолетних. Спрашивали, имею ли я отношение к группам смерти. Соврала, конечно, что нет.

Пару месяцев спустя была вторая попытка — на этот раз с другими, более безобидными таблетками. Это уже написано в материалах следствия.

— Вызвали скорую, сделали промывание, — говорит одна из учительниц в свердловской школе.

Сама Кира отрицает, что это вообще была попытка самоубийства.

— Неправда. Просто после первого случая организм стал хуже воспринимать таблетки, и мне стало плохо даже от малого их количества, — утверждает она.

Школа суицида

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

Причиной первой попытки, по её словам, стала травля со стороны учителей и занижение оценок. А поскольку мама всегда сурово спрашивала за плохие отметки, ситуация усугубилась.

— К примеру, мне поставили три пятёрки по геометрии, но при выставлении оценки в четверти учитель сказала, что выставила их мне «ошибочно». Первая попытка была из-за того, что меня отказывались переводить в девятый класс, — рассказывает Кира. — Целый год пугали, что я не сдам экзамены, что меня не переведут.

Девушка за восемь классов сменила пять школ.

— Лера родилась в Узбекистане, и, чтобы получить прописку в России, нам пришлось помотаться по городам, где жили друзья и родственники, — говорит мама Юлия Геннадьевна.

Переезды, съёмные квартиры, жизнь без отца — всё это повлияло на подростка.

«Девочка своенравна, критику в свой адрес не принимает. С учителями общается как со сверстниками. Никогда не признаёт своей вины», — написано в характеристике, которую школа дала суду.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

Её школа находится в селе Свердлово, что в 200 километрах от Екатеринбурга. Сюда Кира перевелась в 2016-м в связи с очередным переездом. Мама впервые за долгое время смогла позволить себе купить дом, и жизнь на съёмных квартирах для их семьи закончилась. Они обосновались в соседнем селе Андрейково, откуда Кира ездила в школу на автобусе. За окнами их деревенского дома — предгорья Урала, затянутые туманом.

— Все мои друзья остались в Екатеринбурге, а с новыми одноклассниками отношения не сложились. Я тяжело переживала переезд, а тут ещё этот эпизод с физруком… — рассказывает она. — На очередном уроке он при всех назвал меня толстой и оскорбил ещё несколькими словами.

Девочка перестала ходить в столовую, замкнулась. Искала отдушину в сетевом общении.

— Она допоздна сидела в телефоне, в ноутбуке, порой выбегала куда-то во двор: «Мама, у меня голосовая почта», — рассказывает Юлия Геннадьевна. Уже потом выяснилось: девочка по ночам отправляла задания своим «игрокам».

«Мне надо было куда-то девать свою злость»

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

— Я заинтересовалась суицидальной тематикой. Это стало моей отдушиной. Я стала читать классику, в основном где лейтмотивом шла тема самоубийств: «Анна Каренина», «Бедная Лиза»… Изучала сайты, посвящённые «Синим китам», в том числе в Даркнете.

Киру пригласили в групповой чат во «ВКонтакте», где несколько десятков людей обсуждали психологические проблемы. Многие утверждали, что находятся в депрессии, а некоторые — что готовы совершить самоубийство. Столь пессимистичный настрой вполне отражал собственное состояние Киры, и она быстро стала ключевым участником.

— Впервые я услышала о суицидальных играх примерно в конце 2015 года. Одна из первых бесед-игр, куда я попала, была в группе «Молодые люди». Так называемый проект «D333», который создала куратор Аделина Морева. Это, разумеется, не настоящее имя. Настоящего не знаю, но в курсе, что Морева живёт на Украине. Аделина называла себя близкой помощницей Филиппа Лиса, которой Лис давал напутствия перед своим арестом. (Филипп Лис, настоящее имя Филипп Будейкин, считается одним из ключевых «кураторов» в России, был задержан в 2017 году по подозрению в доведении до самоубийства. — Прим. Лайфа). Игра захватила меня, но не как игрока, а как того, кому нравится управлять и воздействовать на других. В проекте «D333» я в основном ассистировала Моревой. Создавала в чате депрессивную атмосферу, а сама Аделина склоняла «избранных» участников к суициду. Из всех кураторов, которых я знаю, Морева, пожалуй, была самой опасной. И у неё, похоже, были реальные «результаты» — самоубийства.

Первые мысли о возможности психологического контроля над людьми стали появляться в начале 2016-го.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

— Я поняла, что люди охотно воспринимают мои советы и я могу в определённой степени манипулировать ими. А после того как в школе меня начали гнобить, я ещё плотнее углубилась в эту тему. Стала придумывать собственные игры и задания, основываясь на опыте Моревой и других кураторов. Потому что мне надо было куда-то свою злость деть, — Кира задумчиво смотрит на памятник Ленину, стоящий на её любимой площади в Екатеринбурге.

Первый успешный опыт воздействия на виртуального собеседника прошёл в 2016-м. Ей понравилось это ощущение контроля. Кира набирала всё большую популярность у других участников, и те сами стали писать ей — кто за советом, кто просто излить душу.

— Тогда я решила создать свой проект — группу во «ВКонтакте», где люди бы делились своими переживаниями, раскрывались мне, — рассказывает девушка следователям. — Постепенно некоторым участникам наскучил такой формат общения, и я придумала давать детям задания. Поначалу это были безобидные просьбы: сходить в лес, сфотографироваться на фоне определённого здания, рассказать о своём любимом месте в городе.

Кира зарегистрировала несколько «левых» страничек во «ВКонтакте». Создала около десятка пабликов на суицидальную тему. Туда перекочевал народ из группового чата, наиболее близко общавшийся с ней. Примерно тогда же девочка стала давать своим игрокам задания, связанные с самоистязанием.

— Я их придумывала сама. Просила, например, вырезать на ладони крест, сделать три пореза или царапины. Ещё было задание порезать подушечки пальцев и снять это на видео. Некоторые публиковали фото у себя на страницах в открытом доступе, — вспоминает Кира. — Порезы, ожоги, выжигания на теле. Со временем это проверялось шрамами. Я же не говорила им царапать себя, а именно резать. А после порезов оставались шрамы. И со временем это проверялось. Потому что я всегда говорила: если есть задание на порез, режься около старого шрама. Чтобы я знала, выполняешь ты реально задания или просто рисуешь. Потому что кровь можно подделать.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

Почему она так поступала? Кира отвечает просто:

— Мне тогда казалось, что если человек попал в трудную жизненную ситуацию, помочь ему расстаться с жизнью — благо. Я считала, что помогаю им. Чувствовала ответственность за них, — констатирует Свобода. — И да, мне нравилось ощущать над ними контроль. Я знаю, что у нескольких были попытки суицида. Одна девочка якобы даже покончила с собой, но мне кажется, она сымитировала свою смерть. При этом я стала для них не просто куратором. Не просто давала задания. Мы старались сначала решать какие-то проблемы и разговаривать с ними. Я помню, что для того чтобы просто поговорить с человеком, когда ему плохо, я могла всю ночь не спать. Вообще-то игроки должны ночь не спать, а кураторы в это время спят. Игроки должны были отправлять ночью каждые полчаса фотографии, истории из жизни. Если игроки засыпали и не отправляли сообщений — наказание. Бессонница была важным элементом. Она подавляет волю. Человек, который долго не спит, плохо способен принимать решения. Бессонница делает из человека животное. Плюс грустная музыка ночью. Кстати, по-настоящему грустную музыку было подбирать тяжело. Потому что сейчас в основном музыка такая: вроде грустная — а слушаешь её и даже улыбаешься. И поэтому я давала стихи людям читать. «Чёрного человека» Есенина, например. При этом мои друзья-кураторы спали, а их игроки бодрствовали. Но я со своими не спала, сидела до семи утра в беседе, для того чтобы просто не оставлять их одних.

— За просрочку или невыполнение заданий следовали наказания. Я помню, что когда я в первый раз попросила человека наказать себя, я не ожидала, что меня послушаются. Мне было приятно, потому что человек слушался меня. Ради меня на животе резал «Кира, прости меня». Странное ощущение. Доминанта.

Воспитание и наказание

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

Поскольку инспекторы ПДН уже держали её на карандаше, она стала менять страницы, создавать новые группы — словом, размывать аудиторию. Пока однажды к ней не нагрянули оперативники свердловского управления «К» МВД.

— Я так понимаю, они отслеживали мои страницы, потому что у них сразу были все материалы, — рассуждает Кира.

Как рассказал Лайфу один из участников расследования, Леонид Армер, в чате Киры постоянно присутствовали агенты, выдававшие себя за потенциальных самоубийц.

— Когда Кира узнала, что за ней начали следить, то сама решила выйти на тех, кто борется с нею. Как она писала в своём чате: «Я же рисковая баба, пойду с ними пообщаюсь», — отметил Леонид. Он руководит общественной организацией «Молодёжная служба безопасности», которая борется с «китами». — Она пришла к нам с фейкового аккаунта. Общаться она начала с того, что поинтересовалась, кто такая куратор Кира Свобода, и попыталась узнать, что нам о ней известно.

— Полицейские опросили меня и собрались возбуждать уголовное дело, — продолжает Кира, пока мы идём по набережной — Но когда узнали, что мне нет шестнадцати, дело пришлось прекратить. Следствие шло полгода. Они вызывали меня ещё несколько раз. Полиция передала дело в Следственный комитет. Я написала чистосердечное признание и рассказала всё, что знала о судьбе моих игроков, других кураторах и проектах. Потом был суд.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

Суд определил, что девочка должна продолжить обучение в специализированном закрытом интернате. Когда наказание было назначено, об этом мигом узнала вся школа.

— В последние дни в школе я могла и расплакаться посреди урока. Мне в школе сказали, мол, лучше бы ты умерла, — комментирует Кира позицию педагогов.— Подливали масло в огонь.

К тому времени вокруг Киры сформировалась прослойка из самых преданных игроков.

— Даже когда я сказала, что за мной скоро приедут из полиции и повезут в суд, со мной до конца осталось несколько самых верных участников. Несмотря на то что я предупреждала: игра закончена, уходите все. Я спрашивала: «Почему остаётесь?» Кто-то говорил, что привык ко мне, не может без меня. У других силы воли не было [чтобы выйти из игры]. У многих игроков так происходит. Когда нормальному человеку скажешь: «Иди порежься!» — он пошлёт тебя. Если человек нормальный, он не пойдёт играть туда. Мы, кураторы, не зарождаем в человеке мысль о суициде. Он к нам приходит уже с этой мыслью.

Ишимбайское СУВУ, где училась Кира.

Специализированное учебно-воспитательное учреждение (СУВУ), куда отправили Леру, находится в Башкирии, в Ишимбае. Тамошние порядки сразу многое изменили в мироощущении девочки.

— Первую ночь я там не могла уснуть, всё думала, как меня примут девочки. Мне говорили, что это обычная школа. Но чем дольше находишься там, тем тяжелее. Мне кажется, она больше не лечит, а калечит. У нас там было всё по группам. Нам было запрещено рассказывать о том, за что мы там оказались, и общаться с соседними группами. Да и вообще, нашу группу чуть не расформировали из-за того, что одна девочка задумала устроить побег. Но мы узнали о её планах и рассказали воспитателям. Порядки были достаточно суровые. Мылись в холодной воде одно время. Шили одежду, которая потом шла на продажу, работали на огороде — сажали овощи.

Теперь Лера заново привыкает к гражданской жизни. Получается пока не очень: в глазах её плещется тоска, оставшаяся после спецшколы и суицидальных опытов.

— Я боюсь, меня опять затянет эта тема, — безжизненным голосом сообщает она.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

Когда девочка начинает говорить про планы на будущее, голос оживает. По её словам, она многое переосмыслила в специнтернате. Там же Лера успешно сдала экзамены и окончила девятый класс. Теперь она хочет стать психологом — чтобы пользоваться своим умением убеждать уже во благо.

— Сейчас буду подавать документы в питерский медицинский колледж и в екатеринбургский. Я в детстве хотела стать фотографом или журналистом, но теперь понимаю, что это не мое. Я хочу выучиться на психолога, так как убедилась, что у меня хорошо получается управлять настроением и мыслями людей.

Лера попросила у мамы купить ей Уголовный кодекс и Трудовой, чтобы дополнительно их изучать. Вообще, сам процесс учёбы, узнавания чего-то нового ей нравится. Один из проектов Леры, за который она взялась сразу после выхода из СУВУ, — создание благотворительной организации, которая будет помогать тем, кто собрался покончить с собой.

— Я верю, что у неё всё получится, — мама Леры прислонилась к дверному косяку. Смотрит на дочь.

В посёлок, куда мы приехали к семье, медленно сползает туман с окрестных холмов. Кира с мамой, дедушкой и тремя братьями провожает нас у порога.

— Я так поняла для себя: чтобы я ещё умирала из-за вас?! Чтобы из-за кого-то я вешалась или прыгала?!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти гармонию с космосом
  • Как на авито найти квартиру по улице
  • Как найти точки пересечения графиков функций алгебра
  • Как найти метро аннино
  • Как найти середину прямой в пространстве