Как найти синтаксические единицы

Синтаксис как раздел науки о языке. Предложение и словосочетание как единицы синтаксиса.
Тема «Единицы синтаксиса» изучается в 5,8 классе.

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, а также отношения между ними.

Синтаксис позволяет использовать язык как средство общения, ведь при общении мы обмениваемся не звуками, приставками или изолированными словами, а целостными высказываниями, построенными по законом того или иного языка.

Речь невозможна без соблюдения правил. Синтаксически правильно и последовательно организованную речь называют связной.

Любой носитель языка без труда распознает бессвязную речь, а отклонение от синтаксических норм расценивается как стилистическая ошибка:

Подумав, ему пришлось уехать. Она любит и заботится о нас. Мы восторгаемся перед нею. Меня поразил ответ брата: он был груб, неучтив. Нам говорили о недостатках и как с ними бороться. Почва охлаждается до три-пять градусов. Террористы учились управлять большие самолеты. Мы все заинтересованы тем, чтобы выборы прошли успешно.

Тот факт, что приведенные примеры осознаются нами как неприемлемые, означает, что мы обладаем представлением о предписанных законах соединения слов в высказывании, о единых для всех правилах построения русской фразы.

Такие правила и описываются в синтаксисе, и связная речь есть не что иное, как выполнение этих правил.

Основными синтаксическими единицами (согласно школьной программе по русскому языку) являются словосочетание (докоммуникативный уровень) и предложение (коммуникативный уровень).

языкознании выделяют также в качестве синтаксических единиц: словоформу, сложное синтаксическое целое и текст.

Синтаксические единицыТрадиционно выделяются синтаксические единицы докоммуникативного уровня — словоформу и словосочетание, являющиеся строительным материалом для предложения — простого и сложного, представляющего собой главную единицу коммуникации, а также единицы более высокого синтаксического уровня — сложное синтаксическое целое и текст.

Словоформа — это слово (знаменательная часть речи) в одной из его грамматических форм (или единственной форме — для неизменяемых слов), готовое к выполнению той или иной синтаксической роли.

Эта роль предопределена как его лексическим значением, так и местом в морфологической системе языка. По аналогии с такими единицами, как фонема, морфема, лексема, словоформа получила также наименование синтаксема. Как правило, словоформа обладает смысловой и грамматической валентностью — способностью присоединять к себе другие словоформы, причем строго или не слишком строго предопределенные системой языка.

Словосочетание — это основная единица синтаксиса, состоящая из двух и более словоформ, соединенных посредством грамматического подчинения.

Подчинительные связи предполагают, что от одного слова к другому можно задать смысловой вопрос (он же окажется и грамматическим). Только знаменательные, значимые части речи, обладающие лексическим значением, выступают в роли компонентов словосочетания.

Таким образом, словосочетание — не что иное, как распространенная словоформа, или соединение словоформ.

Если словоформу мы определили как минимальную синтаксическую единицу, то словосочетание можно охарактеризовать как минимальную единицу связной речи, состоящую из двух и более словоформ. В словосочетании уже появляется синтаксическая связь — подчинительная, что выводит словосочетание за пределы морфологии и лексики и превращает его в сугубо синтаксическую единицу.

Словосочетание, так же как слово, называет явление действительности, но более точно, более детально, чем слово. Тем самым словосочетание сужает называемое понятие.

Словосочетание отличается от предложения функцией. Объем здесь не важен. Предложение может состоять из одного слова, из двух и более слов. Важно только то, что предложение, в отличие от словоформы и словосочетания, становится единицей коммуникации, оно не просто называет явления действительности, а сообщает о фактах и событиях, содержит суждение о них.

Язык как средство общения начинается с предложения. 

Наиболее адекватное определение «предложения» можно дать с точки зрения его функций. Именно этот взгляд положен в основу определения, сформулированного В.В. Виноградовым: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, которая является средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Предложение — основная коммуникативная единица синтаксиса, грамматически оформленная и интонационно завершенная единица речи, состоящая из словоформ (иногда из одного слова), посредством которых формируется, выражается и сообщается мысль (сообщение, вопрос, побуждение к действию).

В пределах предложения мысль формируется, приобретает грамматически, структурно оформленный вид. 

Кажется отчасти странным иллюстрировать предложение как единицу языка и речи. Мы окружены фразами, они живут в нас, многие из них являются общеизвестными высказываниями:

Я мыслю, следовательно — существую.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Любви все возрасты покорны.
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было.
Бабушка надвое сказала.
Карету мне, карету!
Выше себя не прыгнешь.
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда.
А ларчик просто открывался.

Формируя мысль, мы пользуемся одной из готовых языковых структур и наполняем ее тем лексическим содержанием, которое обеспечивает выражение необходимого нам смысла. Предложение может содержать сообщение о событиях и фактах, волеизъявление, характеристику предметов и явлений, общее суждение, запрос информации, побуждение к действию и прочее.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ, или СФЕ) — это коммуникативная единица синтаксиса, минимальный фрагмент текста, состоящий из последовательности предложений, свя­занных между собой и объеди­ненных общей микротемой.

Если высказанную в предложении мысль развить, снабдить ее аргументами, примерами, то получится развернутый отрывок на ту же тему, но более подробный, чем отдельное предложение. Такой отрывок, посвященный одной теме и оформленный по законам данного языка, предписанным связной речи, получил название сложного синтаксического целого. В лингвистической литературе для обозначения такого единства используются также синонимы — сверхфразовое единство (СФЕ), прозаическая строфа, компонент текста и др.

Термины «сложное синтаксическое целое», «сверхфразовое единство» отражают сложноустроенность данной языковой единицы, выход за пределы предложения, связную упорядоченность высказываний по правилам синтаксиса и смысловую целостность, единство темы.

Как всякое «целое», данная единица речи структурирована и обладает ярко выраженным началом, серединой и концовкой.

Например, заметки фенолога в «Вечерней Москве» построены по схеме:

Сегодня утром крыши Москвы покрылись инеем (зачин). Этот первый «белый утренник» наступил на месяц позже среднего срока. Инеем покрылись поля и лесные поляны (развитие темы). В еловые и лиственничные чащи заморозок еще не проник (концовка). 

В коммуникативном плане сложное синтаксическое целое находится между предложением как отдельным высказыванием и текстом как завершенным речевым произведением. Чем объемнее произведение, тем больше оно нуждается в делении на смысловые части. Иногда эти отрывки регулируются жанром произведения и определяются автором. Тома, главы, части, рубрики, параграфы являются принадлежностью разных типов деловых, художественных, публицистических, учебных текстов. Но и при отсутствии специальной рубрикации читающий вольно или невольно фиксирует переход к новой теме, новому эпизоду, новому отрывку текста.

Текст  — самая крупная единица синтаксиса, произведение речевой деятельности, представляющее собой объединение единиц языка разных уровней, которые последовательно связаны между собой и отличаются смысловой законченностью, связностью и цельностью.

Протяженность текста определена его задачами, целями, коммуникативным намерением. Объем и структура текста заданы избранным жанром. Все речевые жанры: научный доклад, любовная записка, учебное пособие, роман-эпопея, информационная заметка, рекламная листовка — соответствуют своему коммуникативному предназначению в определенных стилевых и формальных рамках.

Объемные, сложно устроенные произведения Льва Толстого отвечают главному назначению художественного текста — образному отображению действительности (в отличие от нехудожественных текстов, которые, описывая, объясняя, анализируя окружающий мир, оперируют понятиями). Роман Льва Толстого «Анна Каренина» умещает свои два тома (в каждом из которых по четыре части, состоящие из 20–30 глав) между хрестоматийным началом (Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских) и малоизвестным высказыванием Левина (Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, которы я властен вложить в нее!).

Общей коммуникативной задачей, помимо сугубо эстетической, являлось для Толстого раскрытие смысла эпиграфа, взятого к этому произведению (Мне отмщение, и аз воздам), хотя сам автор утверждал, что, чтобы объяснить идеи романа, ему понадобится весь его текст без изъятий.

Есть тексты, которые по размеру совпадают со сложным синтаксическим целым. Чаще всего это малые газетные жанры. Например: Двухкомнатная квартира загорелась на первом этаже в доме номер 96, корпус 4, на Ленинградском проспекте. Когда приехали пожарные, одна из комнат уже полыхала вовсю. Виновницей пожара оказалась настольная лампа, которую зажгли в чулане, чтобы достать с верхних полок что-то нужное. Хозяйка, к счастью, оказалась жива, хотя и попала в больницу.

Текст имеет очень узкое коммуникативное назначение — проинформировать о случившемся. Без комментариев и авторской позиции. Такое содержание легко укладывается в заданную форму.

Текстом является и деловое письмо, которое, казалось бы, умещается в одно предложение: Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания с 5 по 12 октября по семейным обстоятельствам.

Однако и в таком документе присутствуют необходимые для данного жанра структурные элементы, как-то: кому, от кого, название документа (заявление), подпись, дата.

Автор статьи

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Синтаксис – это научная дисциплина в рамках грамматики (одного из разделов языкознания), которая занимается изучением соединения слов в целостные словосочетания и предложения.

На тему о том, что считать основными единицами синтаксиса, существуют различные точки зрения:

  • синтаксические грамматические формы;
  • синтаксические грамматические категории;
  • синтаксические единицы.

Синтаксические грамматические формы

Синтаксическая грамматическая форма имеет место быть наравне с морфологической грамматической формой и грамматической формой (в широком смысле слова).

Определение 2

Синтаксическая форма представляет собой сконструированную определенным образом модель построения синтаксических конструкций, к которым относятся словосочетания и предложения. При этом ее образование сопровождается абстрагированием от лексических свойств и значений их составных частей.

Таким образом, каждая новая синтаксическая конструкция, которая обладает собственным синтаксическим грамматическим значением, является отдельной синтаксической формой. Синтаксическим грамматическим значением называют отношения предикативного характера, существующие между элементами синтаксических конструкций (словами) как абстрактных грамматических единиц.

Многообразные разновидности синтаксических грамматических форм отличаются использованием определенных языковых средств. Например, в русском языке новые синтаксические формы образуются различными грамматическими формами слов, служебными словами, конкретным порядком слов и интонацией.

Синтаксические грамматические категории

Определение 3

Синтаксическая грамматическая категория представляет собой совокупность несколько противопоставленных друг другу рядов синтаксических единиц с синтаксическими грамматическими значениями, которые объединились в одно, общее значение.

«Основные единицы синтаксиса» 👇

То есть синтаксическая грамматическая категория характеризует внутреннее устройство значений компонентов синтаксических конструкций.

Выделяют такие синтаксические категории, как:

  • категория предложения (простые и сложные предложения; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; союзные и бессоюзные предложения; повествовательные, вопросительные и побудительные предложения и др.);
  • категория члена предложения (подлежащие, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство);
  • категория словосочетания (словосочетания с сочинительной связью и подчинительной связью типа управление, согласование и примыкание);
  • категория активности-пассивности («уборщица вымола пол» — «пол вымыт уборщицей»);
  • категория точности-приближенности («четыреста участников» — «участников четыреста»).

Кроме того, они могут подразделяться в зависимости от характера обозначающих их языковых единиц на синтаксические категории словесных конструкций (которые объединяют и отождествляют различные словосочетания) и синтаксические категории словесных позиций (которые объединяют и отождествляют слова, занимающие одну и ту же позицию в словосочетании).

Элементом синтаксической категории выступает синтаксическая граммема, которая получила название «синтаксема». Синтаксема представляет собой элементарную единицу синтаксического уровня языковой системы. Синтаксема играет такую же роль в синтаксисе, как фонема в фонетике, морфема в морфологии и т.п.

Синтаксические единицы

Определение 4

Синтаксическая единица представляет собой конструкцию, которая образована связью определенных словоформ.

Выделяют следующие синтаксические единицы:

  • словосочетание;
  • предложение;
  • текст.

Словосочетанием называют соединение нескольких (двух и более) знаменательных слов, которое характеризуется смысловой и грамматической связью. Эта связь может быть сочинительной, предикативной и подчинительной, в зависимости от которых выделяют такие словосочетания, как сочетание однородных членов предложения, сочетание подлежащего и сказуемого, сочетание главного и зависимого от него слова, соответственно.

В свою очередь подчинительная связь может быть выражена в форме управления, согласования и примыкания.

В зависимости от части речи главного слова различают глагольные, именные (в том числе, субстантивные (существительное), адъективные (прилагательное), количественные, местоименные) и наречные словосочетания.

В зависимости от того, что словосочетание обозначает, выделяют определительные, объектные и обстоятельственные словосочетания.

По своей структуре словосочетание может быть простым, сложным или комбинированным.

По общему правилу, словосочетания являются синтаксически свободными. Но при повышении степени слитности слов словосочетания превращаются в синтаксически несвободные, то есть во фразеологизмы.

Более крупной синтаксической единицей является предложение, которое представляет собой соединение слов, характеризующееся грамматической организованностью и смысловой и интонационной законченностью. Пунктуационно эта законченность оформляется в виде точки, многоточия, вопросительного или восклицательного знака.

Предложение состоит из своих членов. Выделяют пять членов предложения: подлежащие, сказуемые (считаются главными); дополнение, определение, обстоятельство (считаются второстепенными).

В соответствии с основной типологией предложений (характер выражения мысли) выделяют повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения.

Два и более предложения, которые в совокупности характеризуются логической связью и смысловом единством и целостностью, образуют текст. Как правило, любой текст можно озаглавить, обозначить в нем начало и конец.

Текст может быть сочинен в определенной стилистической манере (научной, разговорной, художественной, публицистической, официально-деловой), а также быть оформлен в виде повествования, описания или рассуждения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Синтакс

Что такое словосочетание

Словосочетанием называется языковая конструкция из двух или более слов (без учёта служебных частей речи), в которой нет связки подлежащего и сказуемого, зато присутствует смысловая завершённость.

Что такое словосочетание

Например, «жёлтые огни» или «бежать за поездом» — это словосочетания. Таковым не являются такие связки, как, например:

  • «идёт дождь» (так как сочетание подлежащего и сказуемого является предложением);
  • «тоже не приду» (здесь только одна знаменательная часть речи, остальные — служебные);
  • «буду учиться» (это аналитическая форма будущего времени глагола);
  • «книги и письма» (это однородные члены).

Словосочетания имеют свои особенности. Этим они отличаются от слов и предложений:

  • все элементы связаны между собой грамматически и по смысловому содержанию;
  • не выполняет коммуникативную функцию;
  • может быть составной частью предложения.

Словосочетания бывают простыми (где можно задать только один связывающий компоненты вопрос) и сложные (в которых их несколько).

Они также делятся по принципу отнесения главного слова к конкретной части речи. Выделяют:

  • именные («красное яблоко», «готов к защите»);
  • глагольные («говорить чётко», «бежал не оглядываясь»);
  • наречные («слишком грустно», «где-то в городе»).

Предложение и его признаки

Обязательно должно иметь грамматическую основу: подлежащее и сказуемое (или что-то одно из них). Оно может состоять только из неё, а может быть распространено с помощью второстепенных членов. Для предложения также характерны:

  • предикативность, то есть отношение сказанного к реальности, выраженное с помощью языковых средств;
  • логическая и интонационная законченность, то есть выражение одной мысли.

Предложения бывают простыми (с одной грамматической основой) и сложными (с двумя). Сложные, в свою очередь, подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые.

По цели высказывания они могут быть:

  • повествовательными (сообщение какой-либо информации);
  • вопросительными (говорящий о чём-то спрашивает собеседника);
  • побудительными (с их помощью один человек говорит другому что-то сделать, зачастую подразумевается повелительная интонация).

Есть также восклицательные и невосклицательные предложения — это характеристика по эмоциональной окраске.

Простые предложения также имеют ряд специфических характеристик:

  1. По составу: двусоставное или односоставное (имеется и подлежащее, и сказуемое или в наличии только что-то одно).
  2. По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое (есть слова кроме основы или их нет).
  3. Полное или неполное, то есть все члены находятся на своих местах или некоторые опущены (что часто встречается в разговорной речи).
  4. Осложнено или нет: то есть имеет ли обособленные члены, вводные слова, однородные конструкции, обращения, или таковые отсутствуют.

Синтаксические связи и их особенности

В любой словесной конструкции, имеющей определённый смысл, присутствуют синтаксические связи. Они бывают нескольких видов, основными из которых являются сочинение и подчинение.

Урок русского языка

  1. Сочинительная связь — объединение равноправных компонентов, которые можно поменять местами без существенного изменения смысла. В случае сложносочинённой конструкции возможно деление на составные равные части, каждая из которых содержит завершённую мысль. Такая связь используется при сочетании однородных членов словосочетания или однородных частей сложных предложений.
  2. Подчинительная — объединение синтаксически неравноправных элементов, где один является главным, а остальные зависимыми. Поменять их местами без утраты первоначального смысла можно не всегда. Этот тип характерен для связывания словоформ в составе словосочетаний и неравноправных частей сложноподчинённых предложений.

ССЦ и текст

Предложения, связанные друг с другом некоторым образом в относительно завершённом куске текста, формируют сложное синтаксическое целое (ССЦ). То есть это некоторое количество высказываний, объединённых единой мыслью, микротемой. Чаще всего текст делится на абзацы по принципу разделения микротем, поэтому в таком случае можно говорить, что конкретный абзац является сложной синтаксической единицей.

Но такое деление условно, один абзац может содержать несколько таких элементов, равно как и ССЦ может делиться на несколько абзацев.

ССЦ и текст

Текстом называется внутренне организованная и логически связанная речь, произнесённая устно или где-либо записанная. Он состоит из предложений, объединённых между собой одной темой, а также обладает смысловой завершённостью. Может делиться на абзацы, пункты, главы и другие микротемы, которые в совокупности составляют одно целое.

Текст — самая крупная единица синтаксиса, неограниченная в размерах. Это может быть маленькое объявление, состоящее из одного предложения, а может — целая книга, насчитывающая сотни страниц.

Иногда сложно различить понятия ССЦ и текста, потому что они очень близки. При этом первое имеет только одну конкретную мысль, является ограниченной подтемой, а второй может содержать различные размышления и выводы, состоит их сочетания нескольких подтем.

Изучение в школе

Изучение в школе

В школе синтаксические единицы изучаются на уроках русского языка в 9 классе. Ученики узнают определения понятий, находят отличительные признаки явлений, составляют систему языка, разбирают его код. Объектом изучения являются языковые компоненты разного уровней и объёма.

Для закрепления пройденного материала учитель может предложить ученикам подготовить доклад, где обязательно нужно назвать основные синтаксические объекты языка, указать правила их использования и проиллюстрировать каждое упоминаемое явление примерами.

Таким образом, словосочетание и предложение являются единицами синтаксиса. Предложение является главной единицей, а словосочетание представляет собой вспомогательную, т. к. является одним из компонентов предложения. Они относятся к единицам синтаксического уровня, в то время как слово — это номинативное явление.

Си́нтаксис
— раздел лингвистики, изучающий строение
предложений и словосочетаний.
Синтаксические
единицы

это конструкции, в которых их элементы
(компоненты) объединены синтаксическими
связями и отношениями. В составе
синтаксических единиц изменяемые слова
используются в одной из своих форм
(словоформ), которые в совокупности
образуют морфологическую парадигму
слова. Однако словоформы изучаются и в
морфологии, и в синтаксисе, но выглядят
по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на
сосновых ветвях (Кедрин). В предложении
– 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.
Сильная вечерняя роса должна была лечь
на траву.( А.Толстой ). В предложении –
8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.Таким
образом, словоформы являются строевыми
элементами синтаксических единиц:
словосочетания, простого предложения,
сложного предложения, сложного
синтаксического целого, которые являются
основными синтаксическими единицами.

37. Словосочетание.

Словосочета́ние
— это
соединение двух или нескольких
знаменательных слов, связанных по смыслу
и грамматически, служащее для расчленённого
обозначения единого понятия (предмета,
качества, действия и др.). Словосочетание
рассматривается как единица синтаксиса,
которая выполняет коммуникативную
функцию (входит в речь) только в составе
предложения.

В подчинительном
словосочетании одно слово главное, а
другое — зависимое (к нему можно задать
вопрос от главного слова).

Существует три
типа
связи
между словами в словосочетании:

1)Согласование
— вид связи, при котором зависимое слово
согласуется с главным в роде, числе,
падеже. Главное слово всегда существительное;
придаточное может являться: прилагательным,
причастием или местоимением. Примеры:
красивая шляпка, об интересном рассказе,
под тем же названием. 2)
Управление

— вид подчинительной связи, где зависимое
слово находится при главном в форме
косвенного падежа. Примеры: ненависть
к врагу, читать книгу, любовь к Родине.

3)Примыкание
— вид связи, при котором зависимость
слова выражается лексически, порядком
слов и интонацией, без применения
служебных слов или морфологического
изменения. Образуется наречиями,
инфинитивами и деепричастиями, а также
притяжательными местоимениями 3 лица,
простой формой сравнительной степени
прилагательного или наречия.

Примеры: петь
красиво, лежать спокойно, очень устал,
шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше.
Простые словосочетания, как правило,
состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми
волосами (= седоволосый человек).Сложные
словосочетания образуются на основе
простых словосочетаний. Примеры: весёлые
прогулки по вечерам, отдыхать летом на
юге.

38. Классификация предложений.

Подразделение
предложений на различные типы в
зависимости от положенного в основу
деления признака. Различаются предложения:

1) утвердительные
и отрицательные — по характеру выражаемого
в них отношения к действительности;2)
повествовательные, вопросительные и
побудительные — по цели высказывания;
каждое из предложений этих групп может
стать восклицательным при соответствующей
эмоциональной окраске, выражающейся в
особой восклицательной интонации;

3) односоставные и
двусоставные — в зависимости от наличия
одного или двух главных членов в качестве
организующих центров
предложения;4)распространенные и
нераспространенные — по наличию или
отсутствию второстепенных членов;5)полные,
если налицо все необходимые члены данной
структуры предложения, и неполные, если
один или несколько необходимых членов
данной структуры предложения опущены
по условиям контекста или обстановки;
6) нечленимые (слова-предложения) — при
отсутствии возможности членения
некоторых видов предложений, т. е.
выявления в их составе отдельных членов;
7) простые и сложные — в зависимости от
количества предикативных единиц (одной
или нескольких).

38.Классификация
предложений

подразделение предложений на раз
личные типы в зависимости от положенного
в основу деления признака. КП может
происходить по неск-м параметрам: *по
целевому назначению:

повествовате (Я пойду в школу),вопросительные(Ты
пойдешь в школу?) и побудительные(Иди в
школу); *по
фиксации отнош. к действитсти с точки
зрения бытия
:
утвердительные (Я пойду в школу) и
отрицательные (Я не пойду в школу); *по
тому, состоит предлож. из грамм-ски
членимых эл-ов
(-Ты
пойдешь в школу?–Еще бы.)или из грамм-ки
нечленимых Я пойду в школу)эл-ов;*по
наличию или отсутствию доп-й эмоц.окраски:
Я
пойду в школу или Я пойду в школу!;*по
кол-ву предикативных единиц:

простые(Я пойду в школу) и сложные(Я
пойду в школу, и там у меня появится
много друзей);*по
кол-ву гл. членов
:
односоставные(Открыли новую школу)и
двусоставные(Я хочу открыть свою
школу);*по
наличию или отсутствию второстепенных
членов
:
распространенные(Завтра я пойду в
школу)и нераспространенные(Я пойду);*по
полноте или неполноте вербального
выражения смысла
:
полные(Я пойду в школу)и неполные (Я-в
школу);*по
наличию или отсутствию осложняющих
предложение эл-ов
(вводных
слов, обращений и так далее);*по
хар-ру стр-ой схемы

(отражающей
грамм-е св-ва предложения): Я пойду в
школу;*по
актуаль ному членению:

Коля разбил окно, Коля разбил окно, Коля
разбил окно.

39.Односоставные
предложения —
такие
предлож, кот-е имеют один грам-й состав.
Предикативность в односоставных
предлож-х выражается в 1ом гл. члене,
кот-й явл. его единственным организующим
центром. Этот главный член не только
называет определённый предмет, явление
или действие, но и выражает отношение
к действительности. Второго состава в
таких предложениях или не может быть
вообще, или формально он мог бы быть, но
его отсутствие не создает неполноты, а
является структурной особенностью этих
предложений. Это предлож-я с 1м главным
членом только сказуемым или только
подлежащим: Тишина. Светает. На улице
никого нет. В односоставном предложении
только один главный член, и его нельзя
назвать ни подлежащим, ни сказуемым.
Это главный член предложения. Глагольное
односоставное предложение: их

оотличительная особенность-бессубъектность:
в них не представлен субъект действия,
поэтому действие рассматривается как
независимое. Такое односоставное
предложение включает в себя спрягаемую
форму глагола в качестве вспомогательного
глагола или глагола-связки, или является
только таким глаголом: Идешь домой?;За
окном поют; Его не проведешь; Ему было
весело; Здесь не пройти. Глагольные
односоставные предложения подразделяются
на
:*определенно-личные;*неопределенно-личные;*обобщенно-личные;
*безличные; Субстантивное
односоставное предложение
.
Главный член выражен формой существительного.
Субстантивные предложения являются не
просто безглагольными, в них действие
даже не предполагается. В зависимости
от смысла субстантивные предложения
разделяют на: *номинативные; *генитивные;
*назывные. Номинативные предложения
утверждают бытие предмета в настоящем
времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
(Блок А.А.). Генитивные предложения, кроме
бытийности и настоящего времени, имеют
значение избыточности, усиленное
эмоциональной окраской. Они м.б.
распространенными: злато, сколько через
тебя зла-то!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы, их различительные признаки. Синтаксические единицы как единицы речи языка. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/sintaksis/predmet-sintaksisa-sintaksicheskie-ediniczy-ix-razlichitelnye-priznaki-sintaksicheskie-ediniczy-kak-ediniczy-rechi-yazyka/ (дата обращения: 27.05.2023)

Предмет синтаксиса

Синтаксис изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой — те единства, в составе которых эти правила реализуются,— синтаксические единицы. Минимальные составляющие их — слово и форма слова. Таким образом, синтаксические единицы состоят из компонентов, которые материально представлены высшими морфологическими единицами. Это дает основание рассматривать синтаксис как грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим.

Разные научные концепции содержат разные перечни синтаксических объектов. В современном отечественном языковедении широко распространено учение о трех синтаксических единицах: словосочетании, простом предложении и сложном предложении. Объектами синтаксиса также являются, с одной стороны, слово (лексема) и форма слова, но не сами по себе и не во всех своих свойствах, а лишь со стороны их связей с другими формами слов и их функции в составе синтаксических единиц, в которые они входят как компоненты, а с другой стороны — единства большие, чем простое или сложное предложение (их называют сверхфразовыми единствами, сложными синтаксическими целыми или текстами); они изучаются в синтаксисе также лишь со стороны связей между входящими в них простыми и сложными предложениями. Так как и слово, и форма слова, и сверхфразовое единство проявляют себя в синтаксисе не во всех своих свойствах, эти объекты и не являются синтаксическими единицами.

  • Синтаксические единицы

Давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц — словосочетания и простого предложения.

В. В. Виноградов назвал и определил важнейшее грамматическое свойство простого предложения. Вслед за многими русскими языковедами он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого. Ср.: Тут солнце.— Только бы тут было солнце! — Пусть всегда будет солнце! — при почти полном тождестве грамматического строения и лексического наполнения эти предложения различаются тем, что содержание первого оформлено как сообщение о реальном факте, существующем одновременно с моментом речи, второго — как пожелание, третьего — как побуждение.

В речи каждое предложение имеет модально-временное значение: реального факта, отнесенного к тому или иному времени (а значит, соотнесено с речевым актом — «моментом речи» — как точкой отсчета времени), или определенного вида ирреальности, в частности (как это было в наших примерах) желательности или побудительности. Модальные значения тоже связаны с речевым актом, но не через «момент речи», а через позицию говорящего: они несут в себе значение, отражающее позицию говорящего при соотнесении им содержания предложения с действительностью (в нашем примере — желание, волю или констатирующую объективность позиции говорящего). Именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих, увидел Виноградов грамматическую сущность предложения Этот комплекс грамматических значений, всегда имеющий формальное выражение, он назвал предикативностью, использовав термин, который в истории науки наполнялся разным содержанием, но всегда связывался с предложением, отражая так или иначе понимаемую специфику предложения как синтаксической единицы.

Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами. Это различие коренное, фундаментальное. Все другие различия или производны от данного, или не всеобщи. Так, производным от признака предикативности ~ непредикативности является признак различия в функциях предложения и словосочетания, а именно: функция коммуникативной единицы у предложения и неспособность словосочетания выступать в этой функции.

Известно несколько существенных, но не всеобщих признаков, различающих предложение и словосочетание. Так, предложение может быть однокомпонентным: Пожар!; Светает; Уходи; Холодно; словосочетание же минимум двухкомпонентно. Однако этот различительный признак не обладает всеобщностью, и потому, опираясь на него, нельзя во всех случаях отличить словосочетание от предложения. Есть предложения, для которых двухкомпонентность совершенно обязательна, она необходимое условие построения предложения как предикативной единицы: Я студент; Курить — здоровью вредить; Погода хорошая и т. п.

Традиционное для русской науки понимание объектов синтаксиса характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и простым предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение.

В функциональном плане оно имеет много общего с простым предложением (что и дало основание сохранить в его наименовании слово «предложение»), но со стороны своей формальной организации сложное предложение является сочетанием предикативных единиц на основе определенной синтаксической связи. Его части обязательно обладают основным конституирующим признаком предложения — предикативностью. В большинстве случаев части отличаются от самостоятельных предложений только тем, что содержат показатели синтаксической связи — союзы и союзные слова: Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт (П.); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных (П.); И невозможное возможно, дорога дальняя легка, когда блеснёт в дали дорожной мгновенный взор из-под платка (Бл.).

  • Различительные признаки синтаксических единиц

Итак, в соответствии с общим направлением русской научной традиции и теми идеями, которые представлены в большинстве современных синтаксических теорий, прежде всего в концепции В. В. Виноградова, определим синтаксис как учение о словосочетании, простом предложении и сложном предложении.

Словосочетание — это непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью.

Простое предложение — это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова.

Сложное предложение — это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

Различия между синтаксическими единицами имеют чисто грамматический характер; по своему вещественному содержанию словосочетание, простое предложение и сложное предложение могут совпадать. Условием такого совпадения является тождество лексического состава (лексически значимых морфем). Ср.: вечернее рассказывание сказок бабушкой (словосочетание) — Вечером бабушка рассказывала сказки (простое предложение).— Когда наступил вечер, бабушка рассказывала сказки (сложное предложение). Три разные синтаксические единицы дают название одному и тому же событию и различаются лишь теми элементами смысла, которые определяются грамматическими различиями между ними. Словосочетание, являясь непредикативной единицей, представляет событие вне связи с ситуацией речи и оценивающей позицией говорящего. В простом предложении, являющемся предикативной единицей, называемое событие соотнесено с ситуацией речи; причем это соотношение таково, что событие сразу, все в целом оценивается говорящим как реальный факт прошлого. [Ср. тот же смысл, но иную модальную оценку и временную характеристику события говорящим в предложениях: Пусть вечером бабушка рассказывает сказки (побуждение, временной план будущего); Вот бы вечером бабушка рассказывала сказки (желательность, временной план будущего).] В сложном же предложении, каждая из частей которого обладает предикативностью, с ситуацией речи соотнесены порознь оба компонента сообщения о событии, содержащиеся в частях сложного предложения: указание на вечер и на рассказывание сказок бабушкой. При этом оценка говорящим этих составных частей события может и не быть тождественной, как в нашем примере, где в обеих частях значение реальности события и временной план прошлого. Ср.: Вот бы бабушка рассказывала сказки, когда наступит вечер; Пусть бабушка рассказывает сказки, когда наступит вечер — модальная оценка желательности и побудительности относится только к рассказыванию сказок, а наступление вечера оценивается как реальный факт.

Таким образом, различительными признаками синтаксических единиц являются: отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, оценки говорящего — непредикати вность (словосочетание); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания — монопредикативность (простое предложение); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям— полипредикативность (сложное предложение). Эти признаки составляют основные, конституирующие характеристики синтаксических единиц, определяют принципы их формальной организации и потому достаточны для того, чтобы, опираясь на них, можно было отличить одни синтаксические единицы от других. Но определения синтаксических единиц могут быть уточнены, развиты и дополнены при специальном рассмотрении каждой из них.

Синтаксические единицы — единицы речи и языка

Единицы синтаксиса представлены множеством речевых проявлений, однако они являются единицами не только речи, но и языка. За каждым конкретным словосочетанием, простым или сложным предложением стоит некая не собственно речевая, а языковая сущность. Например, словосочетание рисует берёзу, употребленное в предложении Сейчас художник рисует берёзу, представляет собой соединение двух словоформ: формы 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола рисовать (главный компонент) и формы винительного падежа существительного берёза (зависимый компонент). Но в этом соединении можно увидеть и иное синтаксическое устройство. Его определение предполагает обобщение конкретного речевого материала на основе анализа в парадигматическом аспекте (т. е. по ассоциации) и ведет нас от речи к языку. Анализ предполагает два этапа.

На первом этапе анализа обращение к другим потенциальным речевым соединениям с той же лексемой рисовать, но в иных ее формах (рисовать берёзу, рисуй берёзу, рисуя берёзу, рисующий берёзу и т. д.) и с той же лексемой берёза, но в другой возможной в данном сочетании форме (рисует берёзы — вин. п. мн. ч.), т. е. обращение к иным возможным без нарушения синтаксических правил соединения формам слов рисовать и берёза позволяет установить, что исходное словосочетание рисует берёзу построено по правилу, предполагающему, что словосочетание является соединением слова (лексемы) рисовать, которое может в составе этого соединения быть в любой из своих форм, и формы винительного падежа слова берёза. Форма числа зависимого существительного не участвует в синтаксической связи, она передает только номинативное значение единичности ~ множественности: рисовать берёзу (берёзы). Таким образом, за конкретным речевым сочетанием из двух словоформ стоит образец сочетания слова (рисовать) с определенной формой (вин. п.) другого слова (берёзу).

Если сравнить словосочетание рисовать берёзу (также на основе ассоциативных связей) с такими словосочетаниями, как рисовать лес (поле, ребёнка, прошлое), с одной стороны, и видеть берёзу (поле, ребёнка, прошлое), описать берёзу (поле, ребёнка, прошлое), вспоминать берёзу (поле, ребёнка, прошлое) и т. д.— с другой, то станет ясно, что данный образец словосочетания не специфичен для слов рисовать и берёза. По этому образцу могут быть построены словосочетания из многих слов. Конституирующим признаком таких словосочетаний является то, что главный их компонент — прямопереходный глагол, а зависимый — форма винительного падежа существительного с синтаксическим значением ближайшего объекта ‘. Строение таких словосочетаний может быть выражено формулой VlransN<s>.nt, где V — глагол, N — существительное, trans — переходный, 4 synt — винительный (четвертый) падеж с синтаксическим значением. Формула читается так: «переходный глагол и имя существительное в форме винительного падежа с синтаксическим значением».

Таким образом, на втором этапе анализа обнаруживается, что за словосочетанием с конкретным лексическим наполнением (рисовать -(- вин. п. существительного берёза) стоит отвлеченный образец, представленный выше в виде формулы, который является единицей языка и допускает широкие возможности лексического наполнения в речи: строить дом, делать дело, копать огород, пить чай, выполоть траву, узнавать новости, беречь время, любить родину, помнить добро, причинять неприятности, допустить неточности, испытывать радость и др.

Отвлеченные образцы стоят и за всеми простыми и сложными предложениями, употребляемыми в речи в составе текстов или как отдельные высказывания. Эти образцы и есть простые и сложные предложения, рассматриваемые как единицы языка. В современной науке они называются структурными схемами, моделями или формулами предложений. Понятие структурной схемы появилось недавно и не в равной мере применено ко всем синтаксическим единицам. Пока описаны в виде закрытого, т. е. исчерпывающего все разнообразие структурных схем, списка лишь простые предложения.

Принцип единства описания разных синтаксических единиц требует, чтобы в виде закрытых списков структурных схем были перечислены также отвлеченные образцы, по которым строятся словосочетания и сложные предложения. О применении понятия структурной схемы к словосочетанию мы уже говорили. Теперь покажем, что оно приложимо и к сложному предложению.

Так, сложное предложение Есть минуты, когда не тревожит роковая нас жизни гроза (Бл.) построено по структурной схеме, которая может быть записана формулой Pi с: (1М„.,пр-+- когда + Р2), где Р(, Р2 -— предикативные единицы, входящие в состав сложного предложения, N — существительное, temp — указание на обязательность темпоральной лексической семантики существительного; в скобки заключен сегмент сложного предложения, внутри которого обязателен данный порядок компонентов, хотя этот сегмент как целое может перемещаться в границах Р| (ср. другое предложение, построенное по данной схеме: День, когда началась война, я никогда не забуду). Формула читается так: «предикативная единица, в состав которой входит сегмент со следующим фиксированным порядком: существительное с темпоральным значением, когда и вторая предикативная единица».

27.01.2018, 17958 просмотров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти производителя по фото товара
  • Как найти все генераторы в фнаф 9
  • Как составить приложение к диплому
  • При звонке не работает интернет как исправить
  • Как найти фотографию большого размера