Как найти скрип в машине

Даже самый уравновешенный водитель выйдет из себя, если в салоне постоянно раздаются скрипы. Мириться с назойливыми «сверчками» вовсе не обязательно, ведь их можно легко устранить. Главное – найти источник звука, а на это может уйти немало времени и сил.

На фото – водитель ищет «сверчка» в салоне автомобиля

«Сверчок где-то здесь!»

Что такое «сверчок» в автомобиле

Чаще всего «сверчок» возникает, когда пластиковая деталь трется о пластиковую, металлическую, стеклянную поверхность. Проблема усугубляется зимой, ведь холодный материал становится менее упругим. Скрипы неизменно появляются в салоне автомобиля, как только его возраст превышает 5–6 лет, особенно если авто эксплуатируется на разбитых дорогах.

Отвлекающий маневр с громкой музыкой – не выход. Предстоит скрупулезно осмотреть все участки автомобиля, найти подвижные элементы, расшатанную отделку, затянуть винты и саморезы. Проблему часто можно устранить с помощью уплотнительного материала «Антискрип» на основе пенополиуретана. Возможно, понадобится просто обклеить все поверхности и изолировать контактирующие детали. Но иногда не обойтись без серьезного ремонта.

5 потенциальных источников скрипа

1. Приборная панель.

Чаще всего «сверчки» селятся в панели приборов, поэтому ее нужно разобрать и обклеить противоскрипным материалом. Аналогичные действия проводят и с навесными элементами – бардачком, пепельницей. Даже если источник досадного звука не в торпедо, профилактика не помешает.

2. Двери.

Когда обивка салона и крепежные клипсы трутся о металл или дверную карту, возникает скрип. Проблема решается также с помощью ленты «Антискрип», но этого недостаточно. Необходимо зафиксировать клипсы резиновыми шайбами и подтянуть болты крепления в механизме стеклоподъемника.

В качестве профилактических мер не помешает обработать силиконовой смазкой дверные уплотнители (предварительно прикрыв бумагой стекло) и замки. Удалите частицы грязи из-под оконного уплотнителя бумажной салфеткой – и он также больше не будет издавать противного скрежета.

Если неприятные звуки остались, «сверчок» спрятан внутри. Запланируйте на теплое время года демонтаж обивки, дверных карт и установку виброизоляции, ведь на морозе хрупкий пластик может треснуть. В качестве виброизолятора оптимально подходят слоеные листы «Липлент Мф Вибролент», дублированные алюминиевой фольгой.

На фото – «Липлент Мф Вибролент»

«Липлент Мф Вибролент» эффективно устраняет «сверчков» в дверцах автомобиля

3. Кресла.

Если неприятные скрипы исходят от кресла, его демонтируют и смазывают возможные участки трения силиконовой смазкой. Особое внимание уделяют потертостям и местам с содранной краской, ведь они подвергаются самой высокой нагрузке. Чтобы средство проникло внутрь механизма подъема сидения, перемещайте микролифт при обработке.

Иногда скрипящий звук возникает в замке крепления ремня безопасности. Придержите замок рукой во время езды и прислушайтесь. Если «сверчок» исчез, источник найден! Достаточно обработать смазкой место соединения пластины с основанием кресла.

На фото – водитель в автомобиле

Иногда достаточно сдвинуть кресло на несколько сантиметров – и скрипы прекратятся

4. Дворники.

Если щетки плотно прилегают к стеклу, крепления защелкнуты, резинки безупречно чистые, но дворники настойчиво скрипят, возможно, пришло время заменить их на новые. Проверять работоспособность деталей необходимо на влажном стекле: на сухой поверхности они всегда издают скрип. Убедитесь также, что на лобовом стекле нет микротрещин: скопившаяся в них грязь соприкасается со щетками и скрипит.

5. Тормоза.

Раздражающий скрип при торможении может быть вызван износом тормозных колодок: потертая металлическая пластина трется о тормозной диск. Если колодки новые, возможно, они неправильно установлены, фрикционное покрытие не совместимо с тормозным диском или комплектующая – низкого качества. Если тормоза издают визг во время езды, проверьте поршни, суппорт и другие детали тормозного механизма на предмет износа, а лучше – обратитесь в техсервис.

На фото – чистка тормозных колодок

Иногда, чтобы избавиться от скрипа, достаточно почистить тормозные колодки от грязи и песка

Если справиться с неприятным скрипом самостоятельно не удалось, возможно, речь идет о серьезной поломке, например, в подвеске или рулевом управлении. Проблему решит профессиональная диагностика и замена комплектующих.

«Сверчки» в автомобиле – не приговор. Запаситесь терпением, критично осмотрите салон, закрепите открутившиеся шурупы, болты, клипсы, достаньте из бардачка, карманов, багажника мелкие предметы, которые могут шуметь во время движения. В целях профилактики никогда не помешает сделать комплексную шумоизоляцию автомобиля и заранее обезопасить себя от этой неприятной ситуации.

Топ-5 лучших статьи

Как рассчитать количество материалов для шумоизоляции квартиры

Итак, вы приняли решение сделать в квартире шумоизоляцию. Сколько это стоит? Зная площадь помещения, можно с высокой точностью рассчитать количество материалов, а затем и бюджет. Рассмотрим базовые принципы расчета на примере стандартной комнаты.

Подробнее…

Сколько стоит звукоизоляция спальни 12 м2/детской 15 м2/кабинета 8 м2?

Вечеринки, громкие разговоры и смех хороши до поры до времени. Рано или поздно хочется уединиться в тишине, в собственной комнате.

Подробнее…

Как звукоизолировать студию звукозаписи

Уровень децибелов в студиях звукозаписи порой зашкаливает. Репетиции, запись, сведение, озвучивание, дубляж – все это доставляет немалые неудобства соседям, если звук просачивается через стены, пол или потолок.

Подробнее…

Что такое бутиловая лента

Бутиловая лента – это современный герметизирующий материал, который широко используется в частном и коммерческом строительстве.

Подробнее…

Что нужно знать про индекс звукоизоляции, когда делаешь шумоизоляцию

В системы звукоизоляции включают звукоизолирующие и шумопоглощающие материалы, которые действуют по-разному. Определить эффективность звукозащитной конструкции помогают общепринятые показатели – индекс звукоизоляции и коэффициент шумопоглощения.

Подробнее…

Сколько и какие материалы нужны для шумоизоляции дверей

23.05.2023

Сколько и какие материалы нужны для шумоизоляции дверей

Шумоизоляция входных дверей нередко становится насущной необходимостью, идет ли речь о частном доме или о городской квартире. Жильцам многоквартирного дома могут докучать постоянные шаги на лестнице или громкие разговоры в подъезде, звуки от дверей лифта и прочие раздражающие факторы.

Как работает шумоизоляция

22.05.2023

Как работает шумоизоляция

В бытовом понимании шумоизоляция – это ряд мер и решений, которые позволяют снизить интенсивность шума в том или ином помещении. Такая потребность возникает в случаях, когда шумовая нагрузка в жилой комнате или офисе не гарантирует комфортного пребывания.

Звукоизоляция бильярдной

19.05.2023

Звукоизоляция бильярдной

При обустройстве бильярдной комнаты одним из обязательных условий является организация качественной звукоизоляции. Причем такая защита должна работать в обе стороны. Требуется не допустить проникновения в помещение посторонних звуков и шумов для создания благоприятной расслабляющей атмосферы, а также исключить возможность распространения звуков из комнаты для игры в бильярд на соседние помещения.

Скрип – один из самых неприятных звуков для человеческого уха, а уж для автомобилиста тем более. Он и сам по себе раздражает и сигнализирует о неполадках с матчастью и предвещает сложный поиск причин.

Содержание статьи:

  • 1 Места появления скрипа в автомобиле
    • 1.1 Тормозная система
    • 1.2 Подвеска
    • 1.3 Дворники
    • 1.4 Салон и кузов
  • 2 Как не допустить появление скрипа в будущем
  • 3 Ответы на частые вопросы автовладельцев
    • 3.1 Как убрать скрип дворников по стеклу
    • 3.2 Чем смазать петли дверей

Но при системном подходе и понимании сути появления этого звука добиться устранения, как правило, оказывается проще, чем воя, свиста, гудения, стука и прочих акустических проявлений заботы автомобиля о тонусе владельца.

Места появления скрипа в автомобиле

Скрип порождается из-за колебательного процесса во время трения лишённых смазки поверхностей. Материал детали или панели напрягается от взаимного смещения, затем скачком сдвигается и далее процесс повторяется сотни раз в секунду.

По теме: Почему гудит редуктор заднего моста и что с этим делать

На слух это воспринимается как скрип или скрежет. Частота звука не самая лучшая для восприятия, а тембровая окраска вообще никуда не годится, присутствует масса отвратительно громких нечётных гармоник.

Источником основной массы скрипов считается салон, но это совсем не обязательно. В автомобиле хватает других деталей, перемещающихся относительно друг друга не бесшумно по разным причинам:

  • материалы, из которых изготовлены детали, со временем изменяют свои характеристики;
  • ослабевает крепёж и элементы приобретают относительную подвижность;
  • вырабатывается или меняет свойства заложенная смазка;
  • смазку должны были заложить, но по разным причинам это не было сделано;
  • изменяются резонансные характеристики узлов, в результате чего звук излучается в слышимом диапазоне;
  • развивается поверхностная коррозия.

Стать источником скрипа может любой узел, но многие из них делают это чаще и раньше других, становясь самыми популярными для поиска зарождающейся неисправности.

Тормозная система

В тормозах чаще всего звук излучают фрикционные накладки тормозных колодок. Проблема настолько распространённая, что её не могут решить даже ведущие производители механизмов.

Используется смазка направляющих и обратной стороны колодок, противоскрипные пружины и грузики, меняется состав материала накладок, и без того чрезвычайно сложный, нарезаются фаски и борозды в накладках. Помогает, но не радикально.

Часто владельцам приходится самим решать эту задачу, перебирая колодки от разных производителей. В конце концов находится подходящий вариант, после чего все прочие получают репутацию некачественных производителей.

Причём вне зависимости от рыночных и технологических заслуг, цены товара и выдающихся рабочих характеристик. Однако на других автомобилях этот выстраданный выбор не срабатывает.

Колодки другой компании работают бесшумно, а бывает, что скрип появляется и пропадает без видимых причин, просто по мере износа меняется конфигурация суппорта.

В общем случае можно сказать, что меньше будут скрипеть более мягкие колодки. За это придётся заплатить более частой их заменой, зато диски прослужат дольше.

Но от торможений с большой скорости, да ещё и последовательных, например, в горных условиях, придётся отказаться. Если накладки «вскипят», тормоза откажут.

Подвеска

В ходовой части скрип появляется в шарнирах. Бывают они шаровые, жёсткие, или резинометаллические, эластичные (сайлентблоки). Последние могут быть и гибридными, включать в себя шаровое соединение (сайлентблок плавающего типа).

Это интересно: Причины стука в передней и задней подвеске

В шаровом шарнире сферический наконечник работает по металлу корпуса и капрону вкладыша. При наличии смазки всё происходит бесшумно.

Однако, как только смазку вымоет из-за порвавшегося резинового чехла, или она потеряет свои свойства по причине низкого качества, большого срока службы и высоких температур – скрип неизбежен.

Не скрипят только сильно изношенные шарниры, но они стучат или просто разваливаются. Проверка на наличие люфта даёт отрицательный результат, а на скрип проверить не всегда получается.

Но если отсоединить палец, то всё становится понятно, опора или наконечник производит впечатление подклинивающей.

Сайлентблок начнёт скрипеть после того, как превратится просто в резиновую втулку.

В нормальной ситуации не должно быть смещения резины по металлу, все повороты происходят внутри эластичного материала. Но если исчезло его клеевое или вулканизированное соединение с обоймами – скрип неизбежен.

Дворники

Тут всё просто, со временем изменяются свойства резины щёток. Начинается «дробление» по стеклу или высокочастотный скрип.

Производители с этим сражаются, добавляя скользкие вещества в состав смеси – силикон или графит, но условия работы таковы, что просто надо считать щётки расходниками и почаще их менять.

Заодно и качество очистки улучшится. А стекло не будет царапаться засевшими в резине абразивными частицами.

Салон и кузов

С поиском источников в отделке салона, или ещё хуже – в металле структуры кузова дело обстоит гораздо сложнее. Обилие пластика, «нежный» крепёж крупных панелей, дешёвые материалы в бюджетных автомобилях. Всё это подкрепляется относительно слабым на кручение несущим кузовом.

Со временем конструкция расшатывается, детали начинают с силой тереться между собой, издавая скрип. Спасает разборка салона и проклейка стыков между панелями специальными материалами с двойным клеящим слоем.

Или как временная мера – смазка зон контакта силиконовыми составами. Трение никуда не денется, но скрип пропадёт.

То же можно сделать с дверными проёмами. Поможет регулировка замков и смазка потенциальных источников звука. К сожалению, на изношенных кузовах это превращается в регулярную процедуру.

Как не допустить появление скрипа в будущем

Конкретных советов может быть масса, но все они сводятся к простым правилам, изложенным в любой ремонтной инструкции. Операции монтажа и демонтажа надо производить с соблюдением технологии и не использовать дешёвых некачественных запчастей.

При сборке в предусмотренные для этого зоны закладывается смазка, которая тоже должна соответствовать вполне определённым требованиям.

Это надо знать: Что делать если при трогании с места слышен стук

Надежда на сервис тут довольно слабая. Мастера, которые реально способны помочь и на этом специализируются, стоят дорого и попадаются редко, а все прочие больше ориентированы на реальный ремонт, и поиск глубоко запрятанного «сверчка» им неинтересен. Поэтому лучше настраиваться на решение квеста своими силами.

Ответы на частые вопросы автовладельцев

Иногда самые простые вопросы оказываются наиболее популярными. Чаще всего речь идёт про колодки, что было освещено выше. Но и пару других проблем затрагивают постоянно.

Как убрать скрип дворников по стеклу

Не надо никакого колдовства. Способ один, и он самый верный и радикальный – щётки надо заменить на изделия известного производителя, подойдёт мягкий бескаркасный вариант, причём обязательно ориентированный на конкретный сезон. Ту полная аналогия с зимней и летней резиной.

Чем смазать петли дверей

Петли ничем не защищены, поэтому смазывать их надо регулярно, начиная с покупки нового автомобиля. И даже скрип тут не самое страшное, изношенные детали изменят жёсткость всего кузова, уйдут зазоры, перестанут нормально работать уплотнители, а менять их в большинстве случаев очень сложно.

Применять надо именно для дверных петель предназначенные смазки. Их отличие состоит в характеристиках удерживания на открытых нагруженных поверхностях, отталкивания воды и грязи, а также оптимальной консистенции и стойкости к атмосфере.

Всевозможные универсальные проникающие составы для петель не годятся, если конечно не применять их ежедневно. Многие ведущие производители предлагают нужные специализированные продукты, например, Liqui Moly Wartungs-Spray Weiss и ему подобные, необязательно именно этой фирмы.

Обработку «правильным» составом достаточно проводить 2 раза в год, предварительно промыв петли аэрозольным очистителем.

  • Главная

  • Секреты автомобилей


  • Скрипы в автомобиле: как найти и устранить

Скрипы в автомобиле: как найти и устранить

11 ноября 2019 Категория: Секреты автомобилей.

mainwtie

Автомобильные «сверчки» обычно «живут» в салоне и багажнике, также неприятный скрип может доноситься со стороны ходовой части и «дворников». Избавиться от писка предлагают многие автосервисы, но проще и дешевле сделать это самостоятельно.

Причины появления неприятных звуков — заводской брак (некорректная установка пластиковых панелей салона), низкое качество или чрезмерный износ деталей, неправильный уход (например, когда для чистки салона используются неподходящие химические средства).

Чтобы избежать скрипов в автомобиле рекомендуем внимательно выбирать автомобиль. Как это сделать и на что обращать внимание, можно прочитать здесь.

Почему скрипит ходовая часть?

Чаще всего источником характерного писка являются колесные тормозные механизмы. На изношенной колодке обнажается индикатор износа, который «пищит» при контакте с тормозным диском или барабаном.

1

Другая причина — некачественные фрикционные накладки. В любом случае проблема решается заменой тормозных колодок, иногда вместе с дисками. Однако писк может исчезнуть и после обработки рабочих поверхностей чистящим средством типа Brake Cleaner либо Schnell-Reiniger.

В подвеске часто скрипят шарнирные соединения: шаровые опоры, тяги, стойка стабилизатора, рулевые наконечники. Основная причина — высохшая или вымытая смазка, в том числе из-за порванного пыльника. Скрип не всегда свидетельствует об износе детали, и часто исчезает после обильной смазки с установкой нового пыльника.

Скрипящие «дворники»

Даже сравнительно новые щетки способны издавать неприятный, раздражающий шум, это зависит от их качества и состояния.

2

Эластичные накладки ремонту не подлежат, их меняют. Иногда проблему решает добавление моющего средства или шампуня в омывающую жидкость. Альтернативный вариант — покупка стеклоочистителей со специальными «ресничками», сделанными с добавлением графита или силикона: они снизят коэффициент трения между «дворником» и стеклом.

«Сверчки» в салоне

Крепления пластиковых панелей со временем расшатываются и ослабляются. Детали начинают соприкасаться и тереться кромками, что приводит к раздражающему скрипу. Чаще всего это касается следующих компонентов:

  • Передняя панель (торпеда), особенно в зимнее время, поскольку при низких температурах пластик утрачивает эластичность, иногда меняет объем. Устранить шум помогут специальные средства типа ленты «антискрип», звукопоглощающего материала «Битопласт» или смазки «Моделин».
  • Навесные элементы: крышка «бардачка», противосолнечные козырьки. Проблема решается так же, как и с передней панелью.
  • Двери. В данном случае скрип имеет характерный металлический оттенок. Нужно проверить/подтянуть болты, смазать петли, обработать внутреннюю поверхность двери шумопоглощающим материалом.
  • Сиденья. Обычно скрипят изношенные крепления, для решения проблемы места соединений обматывают изолентой, а болты обрабатывают средством WD-40.
  • Багажник. Скрип особенно ощущается в машинах, где багажный отсек объединен с салоном (универсалах, хэтчбеках, кроссоверах, минивэнах). Основная причина — износ креплений и петель, проблема решается их заменой или обработкой силиконовой смазкой.

three

Чтобы не допустить появления «сверчков» в салоне, хотя бы раз в год обрабатывайте места соединений пластиковых деталей специальными смазками (лучше всего — на основе силикона). Проблемные участки проклейте уплотнителями и шумопоглощающими лентами. Следите за тем, чтобы в места стыков и соединений не попадала влага.

Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка

Перейти к поиску 

Метки: Обслуживание

Содержание

  1. Установлены диски большего размера
  2. Источник скрипа в колесе во время движения может крыться в колодках тормозов
  3. Нарушения в работе ступичного подшипника как возможная основание скрипа в колесе
  4. Деформирование металлического щитка в транспортном средстве
  5. Изнашивание шаровых опор как источник скрипа в колесе во время движения
  6. Использование зимней резины, а также шипованных покрышек тоже может приводить к появлению скрипа в колесе при движении
  7. Перекаченные шины могут приводить к появлению скрипа в колесе при движении
  8. Появление скрипа при движении может быть вызвано тем, что были установлены новые протекторы
  9. Скрипучие звуки в задних колесах на Лада Гранта
  10. Поскрипывание в колесах при эксплуатации Kia Rio 

Автомобиль представляет собой непростое с технической точки зрения средство передвижения. Когда машина используется, то при ее эксплуатации возникают посторонние звуки, такие как шум, скрежет, стук, хлопки, а также скрип. Одни из них могут свидетельствовать о неисправности различных агрегатов и узлов, другие могут и не влиять в целом на функционирование, но доставлять дискомфорт автолюбителям и их пассажирам. К подобной неисправности можно отнести скрипение колеса во время передвижения.

Скрип колеса во время движения автомобиля: почему появляется и как устранить

Существует несколько возможных оснований для появления скрипа в колесе во время движения. Рассмотрим подробнее эти причины.

от 3 000 до 5 000 руб.

30.8%

от 5 000 до 8 000 руб.

24.62%

от 8 000 до 13 000 руб.

14.67%

от 13 000 до 20 000 руб.

7.84%

Проголосовало: 2932

Установлены диски большего размера

Отдельные автолюбители устанавливают диски колес с диаметром, который превышает рекомендуемый производителями. Делается это с целью повышения клиренса (дорожного просвета), а также под влиянием модных идей. Если машина неподвижна, то колеса большего диаметра выглядят хорошо и не приводят к появлению посторонних звуков. Но когда автомобиль начинает двигаться и работают амортизаторы, то колеса увеличенного диаметра задевают защитные подкрылки машины. Становится слышно поскрипывание, которое усиливается при движении по извилистому дорожному полотну, а также на поворотах. 

Скрип колеса во время движения автомобиля: почему появляется и как устранить

С целью понимания, что причина посторонних звуков в колесах с большим диаметром, следует посмотреть подкрылки в арках колес. На защитных деталях будут видны следы изношенности от вращающегося колеса, потому что появляется трение при движении. Чтобы устранить проблему соприкосновения между собой шин и подкрылков, нужно переустановить колеса с диаметром, который рекомендует автопроизводитель для той или иной модели автомобиля.

Источник скрипа в колесе во время движения может крыться в колодках тормозов

Попадание грязи или существенная изношенность тормозных колодок способствует возникновению поскрипывания, лязга, дребезжания при движении. Слышны странные звуки в период притормаживания в районе передних колес (правого и левого) во время срабатывания тормозов. Если скрип появился при наличии свежих колодок, то это свидетельствует о том, что у них имеется неровная поверхность.

Читайте также: Как правильно установить резину на шины

 Колодки тормозов относят к расходному материалу, который состоит из фрикционной накладки и металлической основы. По мере увеличения пробега фрикционные накладки стираются, поэтому металлическая основа принимается тереться о диск (барабан). 

Как же определить, что первоисточник поскрипывания в колесе точно в изношенности тормозных колодок? В данном случае следует посмотреть и провести анализ состояния тормозного диска и внешней накладки с той стороны, откуда доносится странный звук в виде скрипа. Сначала необходимо снять колесо, можно поднять суппорт и осмотреть визуально размер колодок.

В процессе осматривания тормозного диска мы можем заметить на нем темные следы, круговые борозды или царапины.  Их появление свидетельствует об усиленной изношенности колодок. Если борозды слишком глубокие, тормозной диск подлежит замене, но возможно и реставрация в качественном автомобильном сервисе.

При осматривании можно найти дымчатый налет на тормозных накладках или на колесах. Это свидетельствует об истирании накладки. Но система торможения еще может работать исправно. При обнаружении в сероватом налете металлических частиц нужно немедленно заменить колодки, потому что возник этап истачивания их металла.

Если на автомобиле установлены легкосплавные диски, у которых большие отверстия, то ничего разбирать не надо. При осматривании колодок спереди и поршней нужно выставить отверстие диска противоположно тормозным механизмам. Обхвату фрикционного слоя следует быть в районе пяти — десяти миллиметров.

При наличии стальных дисков колеса придется снимать. Для снятия тормозных колодок следует ослабить болты тормозного суппорта. При толщине накладок передних тормозных колодок менее трех миллиметров рекомендована срочная замена. При толщине от трех до пяти миллиметров допускается пробег не более, чем в две тысячи километров.


Опустили цены ниже нижнего


Получите дополнительную скидку 3%
по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу

При обследовании задних тормозных колодок учитывается, какие они — дисковые или барабанные. В случае дисковых, осмотр аналогичен как с передними колодками. Барабанные тормозные колодки придется разбирать. Сначала снимем колесо, отпускаем ручной тормоз, откручиваем барабан и снимаем со ступицы. Задние колодки меняются в случае, если их толщина составляет от полутора до двух миллиметров.

 Автолюбителям лучше планировать проверку работоспособности тормозных колодок каждые две — три тысячи километров.

Следует учитывать, что плавное торможение достигается благодаря синхронному срабатыванию системы тормозов на передних и задних колесах. Поэтому лучше поставить комплект новых колодок на переднюю или заднюю ось вместе. Задние колодки меняются в три раза реже, потому что меньше изнашиваются.

Покупая тормозные колодки, надлежит учитывать рекомендации производителя и приобретать подходящие для определенной модели автомобиля. Поскрипывание в колесе во время движения также может быть связано с некорректной установкой тормозных колодок, поэтому стоит обращаться за услугой к проверенному мастеру и в сертифицированный сервисный центр. 

Иногда скрип и свист в период притормаживания не связан непосредственно с проблемой самих тормозных колодок, а зависит от внешних условий погоды. При наличие на улице повышенной влажности и низкой температуре воздуха оказывается влияние  на материал, из которого изготовлены фрикционные пластины. При торможении можно услышать определенный скрип и попискивание, которые исчезают при изменении условий погоды. Можно устранить подобные звуки путем резкого торможения несколько раз (просушить тормоза). Интересно, что и жаркая погода также способствует появлению посторонних звуков при движении. Особенно это проявляется в городских условиях с частыми разгонами и остановками на светофорах. Такое явление характерно для тормозных дисков, не снабженных системой вентиляции.

Если скрип появился при наличии новых тормозных колодок, можно снять колесо и нанести смазку против скрипа на тыльную сторону колодок так, чтобы паста не оказалась на фрикционной части. Другой вариант — использование специальных пластин. Это очень прочные вкладыши из металла, надевающиеся на заднюю стенку тормозной колодки и выравнивающую ее. Потому что дешевые колодки слабо прилегают к поршню вследствие кривизны, что способствует возникновению поскрипывания в колесе при работе тормозов. 

Нарушения в работе ступичного подшипника как возможная основание скрипа в колесе

Подшипник ступицы можно назвать одним из центральных элементов ходовой части. С ним связана и работоспособность железного коня, и сохранность автолюбителя и людей, которых он перевозит. Благодаря ступичному подшипнику колеса вращаются равномерно и плавно, без отклонений в вертикальной плоскости. Во время передвижения он испытывает колоссальные нагрузки. Когда скрип проявляется во время поездки при скорости в пределах шестидесяти километров в час (переднее колесо слева начинает скрипеть в процессе прохождения поворота, а правое с началом движения), который исчезает или усиливается при повороте, а затем гул и вибрация машины, это может быть симптомом повреждения или старения подшипника. Шум будет пропадать во время разгона, но в процессе торможения его характеристики не изменяются. Также можно почувствовать, как транспортное средство утаскивает в сторону, когда оно движется.

Читайте также: Тестирование вакуумника. Полный обзор основных вариантов проверки

Выявить, что корень проблемы поскрипывания при движении именно в ступичном подшипнике затруднительно, потому что следует приподнимать часть машины для обеспечения свободного вращения колеса. Без подъема можно определить проблему в подшипнике ступицы по косвенным признакам. Один из способов тестирования следующий: поставить машину на ровную асфальтированную поверхность около дома или гаража. Взяться рукой за предполагаемое проблемное колесо в верхней точке и попытаться его раскачать на себя и от себя. При появлении металлических щелчков можно предположить, что ступичный подшипник отработал свое время, требуется его срочная замена.  

Есть еще одна автомобильная уловка, связанная с проверкой ступичного подшипника. Во время поездки перед поворотом нужно сбросить газ и прислушаться к звукам, исходящим в районе предполагаемого проблемного колеса. Если гул подшипника увеличивается, когда совершается поворот направо, то неисправность следует искать в левом ступичном подшипнике.  

Однако лучше всего проверить свои предположения о неисправности подшипника путем поддомкрачивания. Используем домкрат со стороны проблемного колеса. Затем руками вращаем колесо. Помимо скрипа при неисправном ступичном подшипнике создается впечатление, что есть люфт. Такой метод подойдет и для передних, и для задних подшипников ступицы. Замена и ремонт подшипника довольно трудный процесс, поскольку вынуть подшипник из ступицы не так-то просто. Лучше транспортировать автомобиль в мастерскую.

Обычно проблемы со ступичными подшипниками начинаются в среднем после ста тысяч километров пробега. Только очень качественные подшипники способны пройти двести тысяч километров. Основная причина потери работоспособности ступичного подшипника — это большой пробег. Но этому может способствовать и неаккуратное передвижение по дорожному полотну с ямами, в которые периодически попадают колеса, что способствует разрыву защитных пластиковых или резиновых кожухов.

Диск тормоза препятствует проникновению посторонних предметов и грязных фракций щиток из металла, толщина которого достигает 0,3 миллиметра. Если автолюбитель нередко пользуется плохими дорогами, а также ему приходится ездить по гравийному покрытию, то вследствие механического воздействия защитный щиток деформируется. В подобных случаях металлический щиток начинает задевать диск или тормозной суппорт, и автолюбитель вероятно услышит поскрипывание и скрежетание в переднем колесе во время поездки. Для устранения подобного шума сначала снимается колесо, проверяется и осматривается металлическая защита. Если кожух деформирован, то его можно распрямить, используя отвертку, а также плоскогубцы.

«Виновником» скрипучего звука может стать часть ветки от дерева, проволока, камень. В данном случае лишние и ненужные предметы стоит попробовать убрать следующим образом: посторонний предмет может самоликвидироваться естественным образом при движении автомобиля. Для этого надо проехать на нем взад-вперед с параллельным выкручиванием рулевого колеса в противоположные стороны. Для того чтобы поскрипывание в колесе исчезло, нужно проделать это не один раз, а несколько. Если неуместный шум остается, то придется снимать колесо и руками извлекать попавший между щитом из металла и диском предмет.

Изнашивание шаровых опор как источник скрипа в колесе во время движения

Во время поездки на машине можно уловить скрип при повороте рулевого колеса, постукивание в подвеске при движении по неровной дороге, добавляется неравномерная деградация покрышек, то это свидетельствует о расшатывании рычагов и износе шаровых опор. 

Шаровая опора представляет собой шарнир, используемых в различных узловых агрегатах автомобиля. В частности, опоры присутствуют как соединяющая деталь части рычага подвески и ступицы в управляемом колесе. Опоры несут ответственность за крепление колес, поэтому их изношенность и обрыв способен привести к тяжелым и неприятным последствиям, например, к перевороту машины. 

Читайте также: Не крутятся колеса. Приехали!

Чтобы подтвердить или опровергнуть предположение, что причина поскрипывания заключается в изношенности шаровой опоры, можно провести диагностику своего автомобиля. С этой целью выбираем ровную поверхность, яму для осматривания или эстакаду. Подъемник лучше не использовать, потому что на нем при подъеме машины подвеска будет нагруженной и сложно найти неисправность в шаровых. Приподняв автомобиль с помощью домкрата, нужно вывесить колесо, взяться за него сверху и снизу руками и покачать в вертикальной плоскости несколько раз, при этом руль нужно крутить, используя разные углы. При обнаружении люфта шаровую опору обязательно заменить. Специалисты рекомендую заменять шаровые парами, после сделать сход/развал колес.  

Срок эксплуатации шаровых опор строго индивидуален и зависит как от производителя, так и от условий эксплуатации автомобиля. Важно после каждой поездки по плохой дороге проводить осмотр шаровых для выявления люфта. Лучше всего это делать у квалифицированных специалистов.

Использование зимней резины, а также шипованных покрышек тоже может приводить к появлению скрипа в колесе при движении

При интенсивном передвижении, особенно по твердой поверхности, зимняя и шипованная резина стучит по ней, что и приводит к появлению и усилению шума. Причем чем выше скоростной режим, тем сильнее посторонний шум в салоне. Это же касается и так называемой «липучки», которая при движении по асфальтированной поверхности приводит к появлению хлюпающих звуков и появлению скрипа в передних колесах.

Перекаченные шины могут приводить к появлению скрипа в колесе при движении

Рекомендованным давлением в шинах для большинства автомобилей колеблется в пределах от двух до двух с половиной атмосфер. При превышении данных значений, например, давление 2,7 атмосферы, приводит к скрипу в движении при трении поверхности об асфальтированное полотно, звук усиливается при поворотах. 

На некоторых видах покрышек ставят отметку о давлении в колесе, которая означает максимально допустимое значение. Однако при накачке шин даже до максимально допустимого значения может быть повышенный износ протектора и ухудшится управляемость.

Перекачать шины можно, если не обратить внимание на рекомендуемые параметры давления. А также некоторые автолюбители считают, что немного перекаченные шины помогут снизить расход в топливном баке из-за меньшей деформации при движении и отсутствию дополнительного сопротивления вращению колес. Но экономия топлива ничтожно мала в таких случаях, а возникающих проблем становится гораздо больше: уменьшение площади сцепления протектора с дорогой, ухудшение управляемости на высоких скоростях, повышение износа шин.

Не стоит перекачивать шины в зависимости от времени года. Производители автомобилей рекомендуют поддерживать определенное давление в протекторах на протяжении всего года. В противном случае помимо скрипа можно столкнуться с ухудшением управляемости машины.

Читайте также: Можно ли ехать на спущенном колесе и чем это грозит

Диагностировать давление в протекторах нужно один раз в месяц. Но все замеры необходимо делать только после того, как машина постоит и остынет. Потому что во время движения шины нагреваются под действием силы трения. Воздух внутри протекторов тоже нагревается, расширяется, что приводит к повышению давления внутри колеса. Важно дополнительно замерять давление перед и после длительной поездки, при смене температуры воздуха, в начале заморозков или потепления, после замены шин или путешествия с большим грузом.

Появление скрипа при движении может быть вызвано тем, что были установлены новые протекторы

Они в начале эксплуатации покрыты тонким слоем смазочного материала. Когда автомобиль передвигается по хорошей ровной асфальтированной дороге или полимерному покрытию парковочной зоны, то можно услышать характерный скрип в колесе. Данный звук обычно исчезает в районе двухсот километров пробега.

Скрипучие звуки в задних колесах на Лада Гранта

Одной из предпочитаемых и покупаемых марок в нашей стране можно назвать Ладу Гранта. Российские автопроизводители стремятся к качественному прорыву в производстве отечественных машин. Но естественное стремление максимально снизить финансовые затраты приводят к ненадлежащему изменению различных деталей и конструкций машины. 

Зачастую владельцы Лада Гранта сетуют на появление скрипучих звуков в задних колесах. Почему они появляются? Можно указать несколько причин:

  1. Стойка амортизатора нуждается в замене.
  2. В тормозной системе детали трутся друг о друга. стоит осмотреть сами колодки и тормозной диск. Скрипучие звуки в заднем колесе Гранты во многих случаях от окисления тормозного поршня, не позволяющего колодкам вернуться в изначальное положение. По мере оседания грязи на тормозном диске нужно продуть с помощью сжатого воздуха тормозную систему.
  3. Зачастую пружина суппорта, которая прижимает колодки к диску и позволяет вернуться к изначальному положению, заедает и даже совсем блокируется. В таком случае тормозные колодки не трогаем, а просто меняем пружину.
  4. В случае разъедания металла, а также неудовлетворительной смазки, разбираем всю систему и тщательно обрабатываем каждую часть и деталь.
  5. Нарушения в работе ступичного подшипника требуют скорейших действий по его замене.

Поскрипывание в колесах при эксплуатации Kia Rio 

Модель Kia Rio достаточно популярна у российских автолюбителей, потому что позволяет вписаться даже в скромный бюджет среднестатистической семьи.

Скрип колеса во время движения автомобиля: почему появляется и как устранить

Как бюджетный автомобиль данная иностранная марка не лишена определенных нюансов в процессе использования. К ним относится появление посторонних звуков в процессе передвижения по дорогам. Скрип при движении — частая «болезнь» Kia Rio. Почему он возникает?

Читайте также: Конструкция шины – простота снаружи, заданный результат внутри

  1. Посредственная работа антиблокировочной системы (АBS). Ее недорогие элементы не способствуют поглощению шума, который неизбежно сопровождает нас при движении машины. Поскрипывание и скрежетание металлических частей иногда слышны в процессе притормаживания Kia Rio. Противный скрип идет от механизма, не очень хорошо прижимающего колодки тормозов к диску. При отпускании тормозной педали звук исчезает. Если фрикционные накладки отработали свой срок, звук будет усиливаться, поэтому их лучше заменить.
  2. Проблемные места в Kia Rio, отмечаемые владельцами, — это стабилизаторные втулки и сайлентблоки. Последние достаточно быстро изнашиваются в задней подвеске. Их резина по прошествии небольшого периода времени начинает трескаться, может порваться. Это может произойти и на небольшом сроке пробега (до пятидесяти тысяч километров). Скрип из-за сайлентблоков может исчезать под определенной нагрузкой и в дождливую погоду. Стоит заменить данные детали, потому что управлять машиной становится сложнее и опаснее, а задняя ось начинает функционировать по-особенному. Если поскрипывание только появилось, можно смазать резинометаллические детали силиконовой смазкой, но со временем обязательно их заменить.
  3. Распространенные причины появления скрипа: нарушения в работе подшипника ступицы, изъяны в суппортах, изнашиваемость тормозных колодок, коррозии — устраняются перечисленными способами.

Появление скрипа в процессе поездки на автомобиле не является приговором для работоспособности машины. Но требует внимания. Для правильного распознавания причин лучше обращаться в специализированные технические центры, особенно это касается новичков за рулем.  

Почему скрипят колеса моего автомобиля, когда я еду по неровной дороге?

Скрип колес может возникать при езде по неровной дороге из-за сильных нагрузок на подвеску и колеса, что приводит к трению и износу элементов тормозной системы и подвески.

Какие причины скрипа колес могут указывать на проблемы с тормозной системой автомобиля?

Причины скрипа колес могут быть разными, в том числе проблемы с тормозными колодками, ржавчиной на тормозных дисках, износом колодок и дисков, недостаточным количеством смазки на элементах подвески и тормозной системы, а также наличием посторонних предметов в районе колес.

Я слышу скрип колес на холостых оборотах. Что это может значить?

Если скрип колеса слышен только на холостых оборотах, то это может означать проблемы с тормозными колодками или другими элементами тормозной системы.

Может ли скрип колес указывать на проблемы с подвеской автомобиля?

Да, скрип колес может указывать на проблемы с подвеской, например, на износ элементов подвески, рычагов или амортизаторов.

Какие методы можно использовать для устранения скрипа колес моего автомобиля?

Методы устранения скрипа колес могут варьироваться в зависимости от причины его появления. Например, для устранения проблем с тормозной системой могут потребоваться замена колодок и дисков, а для устранения проблем с подвеской — замена изношенных элементов подвески.

Как часто следует проверять колеса на наличие износа, чтобы избежать появления скрипа?

Рекомендуется проверять колеса и элементы подвески на наличие износа в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля и/или регулярно проводить технический осмотр автомобиля.

Какую роль в появлении скрипа колес может играть давление в шинах?

Давление в шинах может повлиять на появление скрипа колес, например, из-за неодинакового давления в шинах может возникнуть неравномерный износ и трение, что может привести к скрипу колес.

Как можно узнать, какое колесо именно скрипит при движении автомобиля?

Для определения того, какое колесо скрипит, можно использовать специальные инструменты или просто обращаться к профессионалам, которые смогут провести диагностику и устранить проблему.

Какие проблемы могут возникнуть, если не устранять скрип колес?


Если не устранять скрип колес, то это может привести к увеличению износа элементов тормозной системы и подвески, а также к возникновению других проблем, которые могут негативно повлиять на управляемость и безопасность автомобиля. Например, изношенные элементы подвески могут привести к неравномерному износу шин, что может повлечь за собой необходимость замены шин. Повышенный износ элементов тормозной системы может привести к ухудшению тормозных характеристик автомобиля, что может повысить риск аварии. Поэтому в случае появления скрипа колес необходимо как можно скорее обращаться к профессионалам для диагностики и устранения проблемы.

Какие меры безопасности следует принимать, если я слышу скрип колес при движении автомобиля?

Если вы услышали скрип колес при движении автомобиля, то необходимо снизить скорость движения, чтобы уменьшить риск возникновения аварийной ситуации, проверить уровень тормозной жидкости и убедиться, что он находится в норме. Если уровень тормозной жидкости низкий, то это может быть причиной появления скрипа колес, проверить уровень износа тормозных колодок и дисков. Если они сильно изношены, то нужно немедленно заменить, обратиться к автосервису для проведения диагностики и устранения проблемы.

Качество дорожного покрытия во многих местах России оставляет желать лучшего. В связи с этим, к подвеске следует относиться практически как к “расходнику”. Оперативная реакция на возникшие посторонние шумы в подвеске позволит избежать дорогостоящего ремонта, ДТП, ухудшения ездовых характеристик, своевременно выявив причину неисправности. Появление скрипа в подвеске в большинстве случае предвещает скорый ремонт.

Подвеска автомобиля

Подвеска автомобиля

Когда может появиться скрип в подвеске?

Исправная и правильно настроенная ходовая часть не издает посторонних звуков. В группе риска, в основном, находятся автомобили с пробегом от 100-150 тысяч километров. В зависимости от марки и модели, неприятные звуки могут возникнуть и раньше. Скрип может возникать в любых условиях – при повороте руля, езде по неровной поверхности, проезде лежачих полицейских, движении с определенной скоростью и т.д.

Из-за чего может появиться скрип:

• Качество дорожного покрытия, на котором эксплуатируется автомобиль;

• Стиль езды водителя;

• Попадание песка, грязи, и воды в подвижные соединения, что снижает срок службы элементов;

• Пробег и возраст авто;

• Качество деталей (если уже производилась замена элементов подвески).

По статистике, чаще всего скрипы возникают в передней подвеске. В этой части авто расположено большое количество узлов и соединений – рулевая рейка, тяги, наконечники и т.д. Спереди расположен силовой агрегат и другие необходимые узлы и агрегаты, что увеличивает нагрузку на переднюю подвеску. Из-за чего её ресурс зачастую меньше, чем у задней части.

Передняя подвеска

Передняя подвеска

Сайлентблоки и втулки стабилизатора

Претенденты на источник скрипа №1. Резиновые элементы объедены с металлическими, при их взаимном перемещении возникает трение. Это вызывает неприятный и раздражающий звук.

Слева - втулки стабилизатора, справа - сайлентблоки

Слева — втулки стабилизатора, справа — сайлентблоки

Основные причины скрипа сайлентблоков:

• Износ. Трещины, наличие люфта и другие механические повреждения свидетельствуют о необходимости замены элемента. Выработанная “резинка” перестает гасить нагрузку. Эта роль переходит на рычаг, из-за чего страдает управляемость и повышается нагрузка на другие элементы ходовой части.

Неисправный сайлентблок

Неисправный сайлентблок

• Неправильный монтаж. Затягивание сайлентблока на подвешенном авто может привести к неприятным звукам. В некоторых случаях помогает смазывание специальными пролонгированными смазками.

• Особенность конструкции. Подвеска некоторых бюджетных моделей может издавать скрипы в дождливую или холодную погоду. А иногда и просто так. Яркий пример – Lada Vesta, у которой с завода скрипят задние втулки стабилизатора. Помогает смазка или замена на аналоги с более мягкой резиной.

Втулки стабилизатора Лада Веста

Втулки стабилизатора Лада Веста

Конструкция некоторых автомобилей не предполагает возможность замены сайлентблоков по отдельности на некоторых или всех рычагах. В таком случае придется потратиться на новый рычаг.

Скрип втулок появляется от естественного износа, когда пространство между резинкой и металлической частью увеличивается, появляется люфт. Несвоевременная замена грозит износом стабилизатора. В некоторых случаях это особенность конструкции, решить которую помогает смазка или замена на более мягкую резинку.

Втулки стабилизатора

Втулки стабилизатора

Наличие в конструкции полиуретановых сайлентблоках, особенно там, где они не предусмотрены может давать скрип из-за жесткости резинки. Старайтесь избегать приобретения сайлентблоков и втулок с низкокачественной резиной. Даже при обильном смазывании вероятность появления скрипа присутствует.

Шаровые опоры

Появление противного скрипа при повороте руля или в движении указывает на износ шаровой опоры. Срок эксплуатации данного узла составляет от 30 до 150 тысяч, в зависимости от дорожного покрытия, манеры езды и качества детали. Провести замену рекомендуется как можно быстрее, так как велика вероятность “потерять” колесо на скорости или при резком повороте руля. В лучшем случае пострадает арка, в худшем – траектория полета покрышки может быть какой угодно.

Шаровые опоры Ford Focus II

Шаровые опоры Ford Focus II

Чтобы продлить срок эксплуатации шаровой опоры, рекомендуется наблюдать за резиновым защитным кожухом – пыльником. Он предотвращает попадание грязи, пыли и прочего мусора внутрь элемента. Если пренебречь пыльником, то срок службы шаровой опоры значительно сократиться.

Наружные ШРУСы

Проверить износ наружной “гранаты” не сложно. Достаточно вывернуть на месте руль в одну, а потом в другую сторону. При наличии неисправности подобные манипуляции будут сопровождаться скрипом и хрустом.

Порван пыльник Шруса Hyundai Accent

Порван пыльник Шруса Hyundai Accent

Главная причина износа – порванные пыльники, из-за чего в конструкцию попадает пыль, вода и грязь. При таких условиях деталь может выйти из строя за считанные дни. Как правило, рекомендуется менять их в паре.

Новый Шрус

Новый Шрус

Амортизаторы и пружины

Плохое дорожное покрытие, неаккуратный проезд неровностей, ям, лежачих полицейских ведет к поломке этих элементов подвески.

• Неисправный амортизатор можно определить визуально – по подтекам маслам. Из-за трения штока об уплотняющий элемент происходит неприятный скрип. Еще одна причина – отсутствие гашения колебаний. Достаточно попробовать вручную покачать машину и посмотреть, как быстро кузов перестает качаться. При сильном раскачивании вердикт один – под замену.

Амортизатор

Амортизатор

• Пружины. Возникновения скрипа при езде по плохому покрытию или проезде лежачих полицейских и других неровностей может быть причиной изношенных пружин. Из-за износа и старения металла ломается один виток, что приводит к неприятным звукам. Не стоит тянуть с заменой, так как острый край может разрушить пластиковую или резиновую опоры пружины.

Рулевые тяги и наконечники

Износ рулевых тяг можно определить по отчетливому скрипу при повороте рулевого колеса на месте. Выход из строя происходит из-за порванных пыльников. Внутрь попадает грязь и мусор, что приводит к быстрой поломке. Менять наконечники рулевой тяги рекомендуется в паре. Если в ходе диагностики подвески заметили порванный пыльник, его следует заменить и проверить наконечник на работоспособность.

Сверху - рулевая тяга, снизу - наконечник

Сверху — рулевая тяга, снизу — наконечник

Подшипники

В момент вращения руля может доноситься скрип из области поворотного кулака. Появление неприятного звука связано с попаданием мусора внутрь или малым количеством смазки. Решается качественной очисткой с последующей обильной смазкой. Или заменой на оригинал или качественный аналог.

Подшипники в поворотном кулаке Nissan Primera

Подшипники в поворотном кулаке Nissan Primera

Рулевая колонка и рейка

Скрип при поворотах руля и маневрировании может возникать из-за неисправной рулевой рейки или колонки. Причин целое множество – поврежденные пыльники (попали грязь и мусор), износ основных элементов, потекшие сальники и многое другое. Рулевой механизм – сложная вещь, особенно в современных авто. Поэтому провести самостоятельную диагностику попросту не получится ввиду отсутствия технической возможности.

Места, которые нужно было смазать. Рулевая колонка Toyota Corona 1994 года

Места, которые нужно было смазать. Рулевая колонка Toyota Corona 1994 года

Как действовать при обнаружении скрипа?

Следует заехать на диагностику, чтобы мастер начал поиск источника неприятного скрипа. В некоторых случаях найти раздражающий звук может стать целым квестом. Хорошим решением станет использование вибростенда. Он позволяет создать нагрузку, которую испытывает автомобиль при езде по дороге. Тем самым отчетливо послушать все инородные звуки в ходовой части.

Проверка на вибростенде

Проверка на вибростенде

Не стоит забывать, что помимо элементов подвески издавать скрип могут и другие составляющие:

• Тормозные колодки. Издают крайне неприятный звук при торможении. Причин достаточно много – попадание грязи, износ, неправильная установка, низкое качество материалов.

Тормозная колодка с нанесенной смазкой против скрипа

Тормозная колодка с нанесенной смазкой против скрипа

• Крепление глушителя. Крепление банки осуществляется с помощью резиновых элемент, которые со временем могут изнашиваться. Образовавшийся люфт может издавать скрипящие звуки.

Соединения выхлопной системы

Соединения выхлопной системы

Чтобы найти причину, следует тщательно проверить резиновые элементы ходовой части на целостность.

Что делать: элементы подвески в рабочем состоянии, но есть скрип?

Если в ходе диагностики не было выявлено поломок вышеперечисленных элементов, то следует искать источник шума в другом месте. Например, издавать неприятный звук могут трущиеся о колесную арку покрышки, задевая подкрылки. Подобная ситуация возникает из-за превышения размеров, установленных производителем. Негативно влияет на износ шин и арок.

Еще одной причиной может стать избыточное давление внутри колеса. Тем самым на поворотах может быть слышен скрип. Кроме того, могут скрипеть и сами шины. Неприятными звуками “грешат” бюджетные модели “липучки”. А некоторые производители покрывают новую резину тонким слоем масла, который тоже может издавать скрип. Но, как правило, через 100-200 км он исчезает.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти силу трения воздуха
  • Как составить дистанционный урок по русскому языку
  • Как найти оси симметрии у каждой фигуры
  • Как составить профессиограмму должности
  • Как найти диспетчера для грузоперевозок в москве