Как найти скрытую информацию текста

УДК 343.98

Татьяна Ивановна ГОЛОЩАПОВА,

начальник 7 отдела Экспертно-криминалистического управления 9 Департамента ФСКН России (г. Москва), кандидат филологических наук

Ольга Владимировна ВОРОПАЕВА,

ведущий эксперт 7 отдела Экспертно-криминалистического управления 9 Департамента ФСКН России (г. Москва)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ

В ТЕКСТЕ

THE METHODS AND WAYS OF RECOGNITION OF UNDERLYING

MEANINGS IN A TEXT

В статье рассматриваются приемы сокрытия истинной информации в спонтанной диалогической речи дикторов, говорящих на русском языке. Основная цель данной статьи — выявить закономерности устройства высказывания в ситуации, когда коммуникантами намеренно искажается первичный смысл, рассмотреть выражаемые посредством языка типологически общие особенности оформления зашифрованного высказывания.

This article deals with the ways of concealment of the true information during spontaneous dialogs of the Russian speakers. The main object of the article is to reveal the regular patterns of utterances in the situations when the speakers are intended to distort the essential meaning of the text and to consider the typologically common features of the codified utterances by means of the language.

Ключевые слова: телефонный разговор (дискурс), фоновые знания, скрытый смысл, умолчание (пресуппозиция), замены, разовые коды.

Keywords: telephone conversation (discourse), background knowledge, underlying meaning, presupposition, substitutions, one-time codes.

Объектом фоноскопической экспертизы, как правило, является спорная фонограмма — результат проведения оперативно-розыскного мероприятия «Прослушивание телефонных переговоров», часто выступающая в качестве единственного доказательства вины подозреваемого. Спорная фонограмма — запись телефонного разговора, осуществляемого членами преступного сообщества в целях поиска покупателей и связи с ними, продажи наркотических средств и т.п.

Прежде всего рассмотрим понятие «разговорная речь», с помощью которой, собственно говоря, и осуществляется коммуникация. Она представляет собой функциональную разновидность литературного языка с особой сферой применения — неформальное бытовое общение. Форм реализации разговорной речи много: ими служат беседа, спор, телефонный разговор и т.п.

Важно отметить, что особую роль в разговорном общении играют так называемые

Теория и практика правоохранительной деятельности

фоновые знания — некий запас знаний, объединяющих людей, находящихся в одной коммуникативной ситуации. Именно фоновые знания позволяют участникам разговора достигать коммуникативной цели общения, оставаться собеседникам понятными друг другу.

Спорная фонограмма представляет собой запись телефонного разговора, обладающего рядом черт:

— тематической связностью;

— ситуативной обусловленностью (реализуется в конкретной коммуникативной ситуации);

— недискретностью (неопределенностью границ).

Особенности любого телефонного разговора определяются, во-первых, дистантным расположением собеседников; во-вторых, запланированностью речи (телефонная коммуникация реализуется с целью получить или передать некую информацию) и, наконец, отсутствием визуального канала связи, что находит отражение в невозможности использования невербальных средств коммуникации. Кроме того, в телефонную речь могут вносить характерные изменения присутствие посторонних лиц, плохая слышимость и другие внешние факторы, что отражается в более тщательном отборе языковых средств при передаче информации. Отдельное внимание обратим на коммуникационную систему Skype, поскольку данная программа позволяет вести общение как по телефонному каналу и через переписку (быстрый обмен сообщениями), так и проводить видеоконференции (одновременно видеть и слышать собеседника). Таким образом, отличие от привычного телефонного дискурса, а следовательно, и некоторые особенности ведения разговора по Skype определяются возможностью визуализации коммуникантов.

Нами были выделены групповые особенности телефонного дискурса, которые отражают общие, постоянные признаки ведения этого жанра коммуникации.

1. Наличие контакто-установительных слов:

«Слушай, еще тогда один вопрос», «У меня вот сейчас, понимаете, с документами проблемы»,

«А вот, смотрите, вот нас когда задерживали»,

«Знаете, вот я точно помню, почему ещё помню?»,

«Понятно, слушай, Володя, смотри», «Хорошо, слушай, давай с тобой договоримся»,

«Ну видишь, они говорят: не можем», «Под твое … , под твое слово выкупили, понимаешь?»,

«Слушай, а мы их сами не можем никак сделать, не знаешь?».

2. Использование альтернативных вопросов:

«Хоть в двух словах ты мне там, понимаешь о чём я тебе говорю, да?», «Ничего не пришло тебе, да?», «Ну я и говорю, если ты дашь мне там ну двушку хотя бы, да?», «Валом, да?», «Диск ты проверял, нет?», «Двое суток его на квартире нет, это нормально? Л?».

3. Наличие апелляторов — обращений с номинативной, апеллятивной, оценочной функцией:

«А ты получил хотя бы его, договор-то, Ари ?»,

«Сань, слышишь, чего тебе говорю?», «Да, а чё ты хотел, дружище?», «Братух, ну выручи», «Здорово, Сань, ты?», «Юра, я пока не могу сказать тебе ничего»,

«Братан, а у меня действующий», «Брат, блин, послушай, короче». Стоит отметить, что при коммуникации через Skype частотность употребления подобных средств заметно сокращается, поскольку собеседники постоянно видят друг друга.

4. Употребление маркеров возвращения к теме и подведения итога:

«Подожди, ты хотел что-то сказать», «Ну, я это, я, короче, согласен, вот», «Значит, ты уже знаешь, что оно косячное?»,

«Всё-таки надо с ними разобраться, понимаешь?»,

«Ну, по ходу он слабо концентрированный, поэтому … не запрещенный. Вот что».

5. Наличие оценочных маркеров — выражений, содержащих оценку темы обсуждения:

«Хорошо, давай, это я не знаю, уже тоже тут всё пробили, что можно»,

«Ну, я понял, ну, короче, это, сегодня наверно, завтра встретимся с ним по-любому»,

«Хорошо, о-кей. Я тебе сегодня письмо тоже напишу», «Помогу, ладно»,

«Ну, здорово, но сначала надо с этим заканчивать»,

«Хорошо, Санька, давай», «Ну, ясно. Тогда если ты мне дашь, если там, пару косарей дашь, тогда два листа можно еще взять».

6. Увеличение интенсивности произнесения значимых для коммуникантов слов, растягивание слогов, слов, повторы значимых слов:

«Как быть, я говорю?», «Где-е он ездиет?»,

«Мне эти рога не нужны. Не нужны», «Ты меня понял, я говорю, понял?».

7. Переспрос собеседника, который связан с потерями аудио- или видеосигнала (из-за технических помех), а также с подготовкой к ответу на вопрос, основанному на подтверждении слов адресанта, на выражении модальной оценки и др.:

М 1: «Там в литре содержится сто грамм, сто двадцать грамм. Вот какая беда»,

М 2: «В смысле? А что так мало?», М 1: «Да чё, хрен его знает, ты там зачем остался?!»,

М 2: «В смысле? Он сейчас по отправкам ездиет»,

М 1: «Вот масло, надо с ним что-то сделать»,

М 2: «Л что? Разберемся».

8. Замена знаменательных слов, называющих объект разговора, различными эквивалентами — местоимениями, указательными словами:

М 1: «Ну ты тоже тогда, это самое, цену скинь мне»,

М 2: «На полтинник ещё, да?», М 1: «Нет, давай на сотку, … он вообще легкий»,

«Вы просто пока их, ну как бы не пакуйте, давай как бы ну, э-э я уеду»,

«Братан, ну чего нужно заказывать, нам она уже нужна»,

«Эти куда делись?». Однако Skype как программа, позволяющая видеть собеседника, открывает больше возможностей для построения эллиптических конструкций, ведь в такой ситуации собеседники не ограничены выбором средств только из вербальной сферы коммуникации.

Члены преступных сообществ ведут телефонные переговоры в условиях конспирации, поэтому, обладая фоновыми знаниями, они изначально имеют преимущества в выборе из множества способов сокрытия истинного смысла дискурса единственно верного и надежного. Информация, передаваемая преступниками, так или иначе зашифрована.

Установление факта преднамеренного искажения речи является трудноразрешимой задачей. Однако попробуем отметить основные методы и приемы маскировки. Ими обычно служат пресуппозиция (умолчание) и различного рода замены.

Умолчание — прием, основанный на пропуске знаменательных элементов разговора, что может быть обусловлено как элементарным прагматическим фактором, так и намеренным желанием коммуникантов скрыть определенную информацию. Пресуппозиция предшествует высказыванию, это предположение о знаниях собеседников. В качестве примеров умолчания выступают

1) эллиптивные конструкции:

«Ага. Я понял, я понял, только по телефону не надо»,

«Да, даже если чего у меня если будет возможность, я, может, его сюда к нам ближе»;

2) пропуски слов и частей фраз:

М 1: «Это может пролежать и долго ещё, поэтому»,

Теория и практика правоохранительной деятельности

М 2: «Короче, посмотрим. А с маслом что?»,

М 1: «А с маслом за выходные сейчас».

Особый интерес представляют различного рода замены, помогающие скрыть истинный смысл высказывания. Замена бывает нескольких видов:

1 ) замена коммуникативно значимых элементов дискурса описательными конструкциями:

«Ну вот да по именно по тем вот. Те-то есть, в Питере лежат, а вот, вот эти на, вот которые два не хватает, их вот написал»,

М: «Ясно. Вон им место мы должны, завтра чё будем отдавать, нет?»,

Ж: «Не поняла»,

М: «Которые хотели место взять»;

2) замена знаменательных слов разговора различными незнаменательными:

М 1: «Давай главное закажем, я тут нашел все остальное чего надо»,

М 2: «Ну а он что? Уже не нужен?»,

М 2: «Ага. Я понял, я понял, по телефону не надо это самое»;

3) замена общеупотребительной лексики сленговой, жаргонной:

«Там та же еда, по-моему. То же самое» (еда — обозначение наркотического средства),

« Блин, шляпа получится, лучше не мешай, так отдадим» (о наркотике низкого качества);

4) замена зашифрованной информации окказиональными словами, оборотами, выражениями:

«Вот фрукты — самое о-оно было, ну там пепсины какие-нибудь»,

«Там фигольца всякие, написано выдерживает сто двадцать килограмм»;

5) замены так называемыми «разовыми кодами». Разовый код представляет собой особую разновидность, подсистему некоего общего кода, коммуникативное средство меньшего объема, более узкой сферы использования и меньшего количества функций, со своим набором лексических, фра-

зеологических, синтаксических средств (по аналогии с кодом в традиционной лингвистике: арго по отношению к национальному языку). Это наиболее сложный для распознавания метод маскировки, поскольку он предполагает появление у стилистически и семантически нейтральных слов неких понятных только определенному кругу людей смыслов и значений, а также непродолжительность существования по времени (что объясняется постоянным поиском новых путей конспирации среди членов преступных групп). Во 2-м издании словаря арготизмов наркобизнеса, изданном ЭКУ 9 Департамента ФСКН России в 2011 г., приведены примеры подобного использования русской лексики. Вот некоторые из них:

«У тебя будет ещё пятнадцать дисков, лицензионных?» (диск — доза наркотического вещества, лицензионный — высокого качества),

М 1: «Один Вольво там, да?», М 2 «Ну тут два БМВ и один просто белый» (Вольво и БМВ — обозначения наркотических средств).

Таким образом, в правоохранительной практике актуальны задачи установления личности говорящего по звукозаписям речи, решаемые фоноскопической экспертизой. Для выявления индивидуальных и групповых свойств личности исследуются спонтанные, неподготовленные устные тексты, в которых наиболее полно и системно проявляются речевые навыки и привычки говорящего. Кроме того, информация, представляющая оперативный интерес, зачастую поступает на криминалистическое исследование с намеренными искажениями речи, признаками маскировки. В связи с этим эксперту, проводящему анализ, необходимо искать новые пути установления фактов преднамеренного искажения речи, что поможет при расследовании уголовных дел, совершаемых членами преступных сообществ.

Библиографический список

1. Борисова, И.А. Дискурсивные слова в дистантном опосредованном устно-речевом дискурсе / И.А. Борисова // Вестник МГЛУ. Языкознание. Выпуск 575. Концептуальный спектр изысканий в современном речеведении. — М.: МГЛУ, 2009.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. — 2-е изд., доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

3. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. — М.: ИТДГК «Гнозис»,

4. Потапова, Р.К. Семантическое поле «Наркотики». Дискурс как объект прикладной лингвистики / Р.К. Потапова, В.В. Потапов. — М.: Едиториал УРСС, 2004.

5. Словарь арготизмов наркобизнеса / Авт.-сост.: Т.И. Голощапова и др. ; под ред. С.В. Сыромятникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЭКУ 9 Департамента ФСКН России, 2011.

6. Хитина, М.В. Устно-речевой дискурс: основные характеристики / М.В. Хитина // Вестник МГЛУ. Языкознание. — М.: МГЛУ, 2010. — Вып. 1(580). Фонетика и фонология дискурса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003.

Технологическая
карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация», 9 класс

Задачи этапа

Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Технология, метод обучения

Контроль

Время

1.       Организационный момент.

Настроить
на общение

Включиться
в общение.

1

2.       Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися
практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели
урока

Установка на вхождение в учебную деятельность

Формулировать учебную задачу

Вступительное слово. Мотивация.

Мы научились разным видам чтения.

¾      Напомните, каким? (просмотровое, ознакомительное и изучающее)

¾      Научились находить главную и второстепенную информацию.

¾      Давайте проверим, так ли это. Вот небольшой текст (выводится на
экран)

1.
Основной источник загрязнения атмосферного слоя планеты Земля – выброс
отравляющих веществ. 2. Их губительное воздействие на окружающую среду
происходит из-за химических изменений в самой атмосфере в результате синтетического
взаимодействия с другими компонентами. 3. Плачевным последствием становится
отрицательное влияние на человека, представителей растительного и животного
мира, водоемы и климат.

Вы
правильно указали главную и второстепенную информацию
.

Но,
кроме главной и второстепенной информации, бывают и другие виды информации.
Например, явная и срытая, достаточная и избыточная, истинная и ложная.

Активизация знаний.

Включение в работу.

Выполнение задания по определению темы занятия.

Читают текст № 1.

Выбирают ключевые слова, определяют тему. Кратко пересказывают:
«Отравляющие вещества отрицательно воздействуют на атмосферу Земли, вызывая в
ней химические изменения. Все это сказывается на состоянии климата, водных
ресурсов, природы и жизнедеятельности человека».

Технология смыслового чтения, проблемный метод

самоконтроль, внешний

5

3.       Осмысление содержания и последовательности применения
практических действий при выполнении предстоящих заданий

Подготовка учащихся к усвоению нового знания

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, адекватно
использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;

Постановка цели урока.

¾     
Как вы думаете, какие виды  информации содержатся в тексте №2

Текст № 2.

Брайан Ньюэлл

Чего хочет дьявол (выдвижение гипотез,
формирование ожиданий по поводу названия рассказа)

Два мальчика стояли и смотрели, как сатана медленно уходит
прочь. Блеск его гипнотических глаз все еще туманил их головы.

— Слушай, чего он от тебя хотел?

— Мою душу. А от тебя?

— Монетку для телефона-автомата. Ему срочно надо было позвонить.

— Хочешь, пойдём поедим?

-Хочу, но у меня теперь совсем нет денег.

— Ничего страшного. У меня полно.

Определяют задачи занятия.

Чтение текста № 2 выразительно одним учеником. Выделение
ключевых слов карандашом.

ТРКМ,

проблемный метод

внешний

10

Смена деятельности

Удерживать поставленную задачу

Попробуйте закрыть глаза и нарисовать мысленно портреты двух
мальчиков.

1.Как они выглядят. 2. Отличается ли один мальчик от другого?
(один расстался с монеткой , а второй?…)

3. Как бы вы поступили на месте героев?

 4.Какая  информация является скрытой? А какая  явной?

5. Что такое скрытая информация?

Подтекстовая (скрытая) информация
не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает
благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших
отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

Отвечают на вопросы.

Придумывают свои, например, «Откуда у мальчика появились деньги?»,
«Если тот, у которого полно денег, не жадничает и хочет угостить товарища,
значит, с ним не так уж всё плохо? И душа на месте?»

6

4.       Самостоятельное выполнение учащимися заданий

Выявление места и причины затруднения; определение способов
действий, которые вызывают затруднения

Читать текст с детальным пониманием; извлекать, анализировать и
сравнивать информацию из текстов

Прочитайте текст и найдите в нем явную скрытую
информацию

Чтение текста № 3.

Джей
Рип

Судьба

Был
только один выход, ибо наши жизни сплелись в слишком запутанный узел гнева и
блаженства, чтобы решить все как-нибудь иначе. Доверимся жребию: орел – и мы
поженимся, решка – и мы расстанемся навсегда.

Монетка
была подброшена. Она звякнула, завертелась и остановилась. Орел.

Мы
уставились на нее с недоумением.

Затем,
в один голос, мы сказали: “Может, еще разок?”


Итак, находим явную и скрытую информацию. (Явная информация: молодые люди
путём жребия хотят выяснить дальнейшее развитие своих отношений: жениться или
не жениться. Скрытая информация:  каждый уже решил про себя, что пора
расстаться, но не может это озвучить)

 Читают текст самостоятельно. Записывают вопросы  для
определения явной и скрытой информации, например, «Каков прогноз дальнейшего
развития  отношений пары?» Дают ответы на вопросы.

ТРКМ,

поисковый метод

самоконтроль

15

5.       Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий

Выявление границ применимости нового знания

Уметь высказываться по теме по образцу; осознанно и произвольно
строить речевое высказывание; выражать свои мысли с достаточной полнотой и
точностью;

Третий глаз – это что-то, что дает нам возможности для понимания
за

гранью очевидности. Двумя глазами мы пользуемся, чтобы читать,
третий глаз (условно)– это способность видеть скрытую информацию в

написанном видимом тексте.

Как- то Марина Цветаева сказала: «Что есть чтение – как не
разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками,
пределами слов…»

Сделайте обобщение изученного на уроке материала, опираясь на
цитату М.Цветаевой.

Составляют свой ответ на основе цитаты М.Цветаевой.

 (стад Технология смыслового чтения;

частично-поисковый метод

самоконтроль;

взаимоконтроль;

внешний контроль

9

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока

Самооценка на основе критериев успешности

 Чем для вас были интересны тексты. Что нового вы узнали на
уроке.

Д.з.: Напишите небольшое сочинение – рассуждение «Тайное
становится явным для избранных»

Участвуют в обсуждении сформированных умений.

Аналитический метод

ТРКМ (Стадия рефлексии:

самоанализ

1

Подтекст – это скрытый смысл текста. В теории литературы под этим лингвистическим термином называется мысль, которая подразумевается, но не высказывается вслух.

Что такое подтекст

Подтекст – это истина, которую предстоит разгадать читателю. По утверждению Эрнеста Хемингуэя, литературное произведение очень напоминает айсберг. По мнению писателя, на поверхности находится лишь одна седьмая часть истории. Это значит, что всё остальное содержание разнообразных категорий текста остаётся скрытым между строк. Поэтому автору порой приходится «намекать» на ту или иную ситуацию, событие. Такие хитроумные уловки носят название подтекстов.

Это прием художественного намека может быть разных видов:

внутренним. Он представляет собой отсылку к информации, содержащейся в тексте самого произведения. В таком случае достаточно незначительной художественной детали, небольшого намёка, чтобы читатель догадался, о чём идёт речь в тексте;

внешним. Подобные ассоциации тесно связаны со знаниями, опытом читателя. Чтобы активно использовать эту разновидность подтекста в своём творчестве, надо отлично знать собственную аудиторию. Есть намёки, которые поймут преимущественно студенты, военные, женщины и т. д.

Как авторы могут использовать подтекст в произведениях

Порой с подтекстом путают реминисценцию, аллюзии. Конечно же, эти стилистические фигуры не имеют к нему ни малейшего отношения.

Скрытый смысл текста нужен автору для того, чтобы более ёмко выразить мысль, которую он не желает высказывать прямо. Это своеобразное средство иносказания. При этом мысль, которая подразумевается писателем, неизменно оказывается более глубокой, чем слова, высказанные героем вслух. Подтекст в литературе обычно используется в тех ситуациях, когда необходимо изобразить сложное психологическое состояние персонажа художественного произведения.

Обратите внимание! Иносказание может содержаться как в одной фразе, так и в объёмном текстовом фрагменте романа, повести или пьесы.

Подтекст произведения выполняет сразу несколько функций:

сокращение объёма текста. Использование иносказания – простая и действенная возможность ограничиться намёками, а не описывать ситуацию детально;

скрытый смысл текста помогает передать эмоциональную окраску эпизода. К примеру, красавиц на балу можно описывать и с восхищением, и с нотками сарказма;

развитие ассоциативного мышления читателя. Порой он додумывается до такого, о чём не подозревал сам автор при написании текста;

более глубокое понимание характеров героев.

Подтекст работает, если читатель способен понять, на что намекает автор. Смысловая многослойность может сослужить писателю плохую службу. Текст, который перегружен художественными приемами, напоминает литературный ребус. Такие произведения, как «Игра в классики» Хулио Кортасара, «Уллис» Джойса, придутся по вкусу преимущественно любителям смысловых игр. Рядовой читатель может потерять всякий интерес к такому «зашифрованному» тексту уже на первых страницах книги. Поэтому использование скрытого смысла текста непременно должно быть оправдано (с сюжетной и стилистической точки зрения).

Попытки создать из произведения настоящий ребус (да ещё и многослойный) особенно характерны для произведений в стиле постмодернизма. Такие сложные для понимания книги принято называть художественной литературой для избранных.

Скрытый смысл выражений особенно востребован в Японии. Там намёк или недосказанность воспринимаются в качестве особой художественной меры. В Японии подтекст возможен как в произведениях литературы, так и в других областях искусства. Эта категория описания потайного смысла какого-либо явления, события в полной мере отражает менталитет жителей Страны восходящего солнца. Там принято видеть за зримым незримое.

Виды подтекста

Существуют разнообразные виды подтекстов. Самый распространённый из них – выражение психологического отношения к тому или иному лицу или явлению. Оно придаёт языку повествования живость и правдоподобность.

Логическое уточнение текста

Другая разновидность подтекстов – логическое уточнение текста или описанной в нём ситуации. В третьей речи Чацкого из 7-го явления первого действия произведения «Горе от ума» присутствуют такие заключительные слова:

Или ваш батюшка с мадамой за пикетом;
Мы в тёмном уголке, и кажется, что в этом,
Вы помните? ..

Во второй строчке приведённого выше фрагмента содержится явное разночтение. Возможно, оглядевший комнату Чацкий останавливает взгляд на неком реальном уголке, в котором он когда-то весело проводил время с Софьей. Или, напротив, герой «Горя от ума» уходит в себя и вспоминает о событиях детских лет с грустной улыбкой. Следовательно, внимательный читатель самостоятельно определяет подтекст этих строк.

Выражение отношения к лицу или явлению

В качестве примера психологического отношения к действующему лицу произведения приведём строки из речи Чацкого, размещённые в комедии Грибоедова «Горе от ума»:

Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног!
Ну, поцелуйте же, не ждали? Говорите!
Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите!
Удивлены? И только? Вот приём!

Не стоит читать эти фразы, доверяясь лишь буквальному смыслу слов. Чтобы дать точную характеристику высказыванию, стоит учесть настроение Чацкого. В таком случае эти слова прозвучат ярко, взволнованно:

  • «И я у ваших ног». Скрытый смысл этих слов – трепетное ощущение присутствия близкого человека, наконец-то находящегося рядом;

  • «Ну, поцелуйте же». Здесь подтекст раскрывается в форме капризной, чуть шаловливой просьбы.

Попытка прикрыть одно явление другим

Особая категория подтекстов – слова, в котором содержится скрытое намерение прикрыть одно явление другим. Это стремление полностью отражает невысказанные прямо мысли автора.

Подобными иносказаниями насыщены произведения Салтыкова-Щедрина. Его можно встретить также в пушкинском стихотворении «Арион». В условиях царствования Николая I автор данного произведения никак не мог прямо высказать истинного отношения к томившимся в сибирских подземельях друзьям. Поэтому высказывания А. С. Пушкина оказались «прикрытыми» древнегреческим мифом.

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Примеры подтекста в литературе

Подтекст стихотворения Анны Ахматовой «Песня последней встречи» довольно глубок. В этом произведении содержится фраза: «Я на правую руку надела, Перчатку с левой руки». После её прочтения читателю становится ясно, в каком сильном напряжении находится главная героиня, проявляющая явную рассеянность.

Есть и другие примеры подтекста в литературе. Вот цитата из произведения «Анна Каренина» Л. Н. Толстого: «Впереди плачевно и мрачно заревел свисток паровоза (…) ужас метели стал прекрасным теперь». При прочтении этих строк читателю начинает передаваться душевное смятение главной героини перед гибелью. Такой подтекст создается автором для того, чтобы показать, что ужасная метель кажется Анне прекрасной из-за страха «плачевно и мрачно» приближающейся смерти.

Глубокий подтекст раскрывается и в таких строках А. П. Чехова: «Молчаливое, покорное, непонятное существо, обезличенное своей покорностью, бесхарактерное, слабое от лишней доброты, тихо страдало на диване и не жаловалось». Таким образом автор стремится показать слабость Дымова – человека, находящегося при смерти.

Отдельного внимания заслуживает и подтекст рассказа «Allez». Это художественное произведение относится к киевскому периоду творчества автора. Рассказ Куприна создан в традициях реализма. Его отличительные особенности – тонкий психологизм в изображении главных героев, лаконичность.

В произведении «Allez» достигает высокого трагедийного накала столкновение духовной красоты и грубого, животного начала (воплощённого в образе заезжего клоуна Менотти). В своём художественном тексте Куприн поднимает сложные философские вопросы. Автор размышляет о слабости и силе характера личности, воле к жизни и отчаянии, одиночестве человека среди других людей.

Слово «Allez» выполняет важную композиционную роль. Его значение в произведении довольно велико. Именно словом «Allez» начинается и заканчивается произведения. Оно придаёт рассказу целостность и замкнутость. Холодное, короткое слово созвучно миру равнодушия и жестокости, в котором приходится жить главной героине Норе.

Показателен и диалог из произведения «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. В этом эпизоде для описания подтекста использована беседа двое мужчин:

  • поручик. Именно к нему сбежала жена торговца.

В романе «Похождения бравого солдата Швейка» муж приехал, чтобы забрать свою жену из дома любовника. Обманутый супруг – интеллигентный человек. Поэтому он старается соблюдать рамки приличия в беседе. Поручик, в свою очередь, сам бы рад вернуть любовницу в лоно семьи. Муж, переживший измену супруги, вовсе не собирается устраивать сцену. Вместе с тем ярость и возмущение торговца хмелем готовы вырваться наружу. Поэтому поручик, старающийся отвлечь внимание мужчины от неприятной темы, заводит разговор о военно-политической ситуации в стране.

«- Из-за войны наш хмель лишился сбыта за границей. Франция, Англия, Россия и Балканы для нашего хмеля сегодня потеряны. Мы пока еще отправляем его в Италию, но опасаюсь, что и Италия вмешается в это дело. Однако после нашей победы диктовать цены на товары будем мы!
— Италия сохранит строгий нейтралитет, — утешал его поручик. — Это совершенно…
— Но почему Италия не желает признавать, что он связана тройственным союзом с Австро-Венгрией и Германией? — внезапно рассвирепел торговец хмелем, которому все сразу ударило в голову: и хмель, и жена, и война».

Средства воплощения писательского замысла

Пейзаж в художественном произведении – это не просто зарисовки природы. Описание вида за окном может таить в себе глубокий подтекст. Картины природы способны ещё больше усилить впечатление от трагичности того или иного эпизода книги. Предгрозовое мрачное небо нагнетает тревожную атмосферу страха.

Эффективным средством создания подтекста служит и метафора. В этом легко убедиться, прочитав следующие строки: «Молодой человек был высокий, стройный и какой-то полупрозрачный, словно стебель одуванчика». Благодаря этой фразе в воображении читателя возникает образ хиленького, тонкого стебелька, лёгкие «пушинки» которого быстро разлетаются при дуновении ветра.

Подтекст как смысл предусматривает и использование разнообразных синтактических средств:

парцелляция. Это понятие означает разбивку предложения точками;

инверсия. Под этим определением принято понимать изменение порядка слов в предложении. Оно даёт писателю возможность выделить какую-то фразу в своей художественной работе, сместить акценты. В качестве примера можно привести предложения «Я не слуга тебе» и «Я тебе не слуга». Несмотря на внешнюю схожесть, они явно отличаются смысловым акцентом;

эллипсис. Так называют пропуск в предложении легко угадывающегося по смыслу слова.

Услуги редактора для начинающих авторов

Сотрудничество с редактором платформы «ЛитРес. Самиздат» увеличивает шансы на успех вашего произведения. Оно обеспечивает объективный взгляд со стороны, что очень важно в начале творческого пути.

Книга проходит несколько этапов редактирования. В частности, стилистическая правка подразумевает приведение текста рукописи к единому стилю.

В заключение стоит отметить, что у иносказания мощный эффект воздействия. Скрытый смысл (или по-другому подтекст) – важный художественный приём, позволяющий расширить изобразительные возможности произведения. С его помощью удаётся создать особую картину реальности. Подтекст – это ёмкое высказывание, обнажающее правду, наделяющее отдельный фрагмент произведения более глубоким смыслом.

Другие статьи в нашем блоге:

Удалить скрытые символы в курсовой, диссертации, дипломной.

Выявить и удалить скрытые символы в курсовой, дипломной работе, диссертации ? Это возможно!

Заказали магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую, но она ее не принимают в ВУЗе из-за скрытых символов?

Сегодня мы публикуем несколько несложных советов по выявлению наличия скрытых символов в тексте.

В первую очередь обращайте внимание на время загрузки файла с магистерской диссертацией, дипломной или курсовой. Если время загрузки файла в редактор Word превышает обычное для других файлов word — данный файл может содержать скрытые символы.

Обратите внимание на объем файла, содержащего текст магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы. Если объем магистерской диссертации или дипломной работы, не содержащей графического материала (диаграммы, рисунки, фотографии), при объеме порядка 100 листов превышает 300-400 килобайт — наличие скрытых символов является весьма и весьма вероятным.

Проверьте количество символов в работе и соотнесите его с количеством страниц в работе. Проверить количество символов можно в разделе меню Word Файл, пункт Свойства, вкладка Статистика, где следует найти число в строке Символов и пробелов. Соотнесите это число символов и пробелов с числом страниц в работе. На одну стандартную страницу учебной работы, как известно, приходится в среднем 1800 символов, включая пробелы. Поэтому, например, если в курсовой работе объемом 25 страниц количество символов, включая пробелы, будет значимо превышать 25*1800 = 45 тысяч — в работе определенно имеются скрытые символы.

Достаточно часто используется следующий трюк — многократная вставка в тексте после каждой буквы различных символов в других кодировках.

Простейший способ обнаружить подобную уловку за 2-3 секунды (а заодно и символы, скрытые иными способами), можно, выбрав в меню Word раздел Файл — пункт Сохранить как — указать Тип файла — Обычный текст. Если символы в других кодировках присутствуют в тексте, они будут подсвечены в тексте в открывшемся окне, а также будет показано предупреждение — «Текст, выделенный красным, невозможно правильно сохранить в выбранной кодировке».

Кроме того, нередко после проведения указанной процедуры в каком-либо месте в тексте магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы обнаруживается объемный фрагмент текста, не имеющего отношение к теме работы, но опознаваемый системой антиплагиата как оригинальный. Либо же может выясниться, что какой-либо оригинальный абзац в вашей работе продублирован несколько десятков (сотен) раз.

Данный способ имеет один недостаток — он позволяет выявить скрытые символы и текст, но связан с полным удалением всего оформления (оформление заголовков другим шрифтом, поля, отступы, и прочее оформление).

Наиболее простые способы, с использованием которых символы скрываются в тексте — уменьшение шрифта (размера шрифта, его масштаба, интервала между буквами), изменение цвета шрифта, уменьшение межстрочного интервала в абзаце. Также эти способы могут комбинироваться с добавлением скрытых символов на других языках (не путать с заменой русских букв на буквы из других языков), добавлением символов в других кодировках.

Если вас чем-либо не устраивает процедура моментального выявления скрытых символов, указанная в пункте 4, все постороннее, что скрыто в тексте, можно обнаружить следующим образом.

В первую очередь необходимо проверить язык документа. В меню Word в разделе Сервис, пункты Язык — Выбрать язык, установить язык Русский. Снять галочки (если они стоят) в полях Не проверять орфографию и Определять язык автоматически. Галочек в этих полях стоять не должно. Нажать ОК.

Необходимо выделить весь текст работы (нажать Ctrl+A), и далее:

  • — в панели значков Word, расположенным под главным меню Word в верхней строке экрана, необходимо найти значок ¶ и нажать его — таким образом будут отображены непечатаемые символы,
  • — установить размер шрифта во всем тексте равным 16 или больше,
  • — в меню Word в разделе Формат, пункт Шрифт, изменить цвет всего текста на черный, и там же на вкладке Интервал, увеличить масштаб текста до 100%, и изменить Интервал на Обычный (межбуквенный интервал может быть сжатым, что также позволяет скрывать текст)
  • — в меню Word в разделе Формат, пункт Абзац, выбрать пункт Междустрочный интервал, и далее выбрать, соответственно, одинарный либо полуторный интервал.

Важно ! Проделывать указанные операции необходимо над всем текстом, т.е. нажатием Ctrl+A выделять весь текст перед выполнением каждого пункта.

Скрытые символы могут быть вставлены в надписи вне зоны текста. Зачастую скрытые символы размещаются в подстрочных сносках и в колонтитулах. Поэтому для выявления скрытых символов можно порекомендовать проделать указанные выше действия, выделив предварительно весь текст имеющихся в работе подстрочных сносок.

Символы и текст в других кодировках, а также символы и текст, скрытые за счет уменьшения шрифта, масштаба и интервала, в итоге станут видимыми. При этом иное оформление (жирный шрифт в заголовках, курсив по тексту, поля, отступы и др.) будут сохранены.

Способы, с использованием которых скрытые символы размещаются в тексте, весьма многочисленны.

Помимо указанных выше существуют и иные способы.

Все они отлично известны преподавателям, и не требуют сложностей в выявлении. Однако удаление скрытых символов из текста, в отличие от их обнаружения, зачастую представляет серьезную сложность для неспециалиста.

Кроме того, помимо непосредственно скрытых символов могут использоваться и другие способы «обхода» антиплагиата — техкодирование (накрутка оригинальности) и др.

Проверка наличия символов из другой раскладки

Kora-antica

Элитный Вышибатель Мозгов сверлил меня своими заплывшими патиной глазками. Страшен. Не зря его прозвали ЭВМ. Ещё и огромен, как шкаф.

– Итак, Спонтанный, Вы утверждаете, что не убивали себя?

– Как я мог, по-вашему? Хотя и хотел, но моя подруга в отпуске.

– Она утверждает, что вела себя по отношению к обществу жестоко, отчего Вы испытывали к ней ненависть.

Конкурс невероятных и феноменальных историй открыт!

Напишите самый абсурдный рассказ, чтобы выиграть приз более 50 000 рублей!

Прием работ — до 5 июня 2022 года включительно.

Авторы всех пожеланий в чате получат специальную марку «Меценат конкурса»

lucky_bee

DanilaKalashnikov5

Всем удачи. Работ много, интересно прочитать. PS Аdvego Спасибо! . Всем удачи. Работ много, интересно прочитать.

PS Аdvego Спасибо! / 100 руб.

prepod100500

rin8351

AleksejDmitriev97

Anastasia112

Kyzmakor

livv

Ekaterina916

MihailShevchenko

Наш бесплатный сервис позволит легко проверить ваш текст на наличие символов из другой раскладки. Удобная форма проверки русских букв в английском тексте, не только покажет такие символы, но и автоматически заменит их на правильные. Найдем в вашем тексте: — английские буквы в русской раскладке; — латиницу в русском тексте; — подстановку латинских букв в русские слова. Для получения результата достаточно скопировать исходный текст в поле формы и выбрать в нужный язык.

Как убрать скрытый текст в Word

Непечатные или скрытые символы в Word — это условные знаки, которые показывают применение элементов форматирования текста, в части его распределения на листе.

К невидимым символам также относится скрытый текст и привязка объектов. Они имеют служебное назначение, не видимы в обычном режиме просмотра, не выводятся на печать.

  • Скрытые символы форматирования в Word их назначение;
  • Как отобразить все знаки в Word;
  • Настройка отображения скрытых символов;
  • Непечатные символы форматирования:
    • Знаки табуляции » → «;
    • Символ пробела » • «;
    • Знак абзаца » ¶ «;
    • Перевод строки » ⤶ «;
    • Скрытый текст;
    • Привязка объектов » ⚓ «;
    • Конец ячейки в таблице » ¤ «.

    Скрытые символы форматирования в Word их назначение

    В программе Word для обозначения того, что при создании текста была применена та или иная функция форматирования текста, существуют свои условные обозначения.

    Скрытые (невидимые) знаки форматирования — это служебные параметры самой программы, которые указывают, что в данном конкретном месте использована та или иная функция форматирования.

    Позволяют различать одинаковые по внешнему виду в тексте и совершенно разные по своему функционалу элементы форматирования.

    Скрытым может быть текст, который создал автор документа. Он не виден другим пользователям в режиме обычного просмотра. Такой текст можно создавать, редактировать и удалять.

    Как отобразить все знаки в Word

    Скрытые знаки в процессе работы над документом не видны в тексте. Для того чтобы проверить все элементы форматирования или найти скрытый текст, необходимо выполнить следующие шаги.

    В Word 2003 года инструмент «Скрытые знаки» расположен на панели инструментов и при нажатии на него, в документе будут видны все условные обозначения невидимых символов.

    В версии 2007 года и выше, инструмент находится в закладке «Главная» в группе «Абзац».

    Отобразить все знаки

    Настройка отображения скрытых символов

    Непечатных знаков очень много, поэтому если включить отображение их всех одновременно, из-за обилия символов, трудно проконтролировать нужные.

    Существует возможность отображения выборочных символов, что значительно облегчает проверку.

    • выполнить цепочку: «Сервис» → «Параметры»;
    • в открывшемся окне в блоке «Знаки форматирования» выбрать галками отображение требуемых символов в тексте;
    • нажать ОК для подтверждения выполненного действия.

    Как отобразить спрятать непечатаемые знаки

    В более поздних:

    • выполнить цепочку «Файл» → «Параметры» → «Экран»;
    • в отрывшемся окне необходимо поставить галки напротив тех символов; форматирования, которые нужно отображать в тексте;
    • нажать ОК для подтверждения выполненного действия.

    Отображение непечатных символов в Word 2010, 2013, 2016

    Непечатные символы форматирования

    Как включить непечатные символы, было показано выше, убрать их можно новым нажатием на кнопке «Отобразить все значки» » ¶ «, с этим вопросов не должно возникнуть. В этом разделе, узнаем что они означают и как обозначаются.

    Для того чтобы уметь читать (понимать) текст с условными знаками форматирования и скрытым текстом, надо знать внешний вид и функции каждого из них.

    Ниже приведены условные обозначения, принцип работы и функционал символов:

    Знаки табуляции » → «

    Непечатаемый знак табуляции изображает стрелочку вправо » → » и служит для одновременного создания отступа и выравнивания текста в строке. Для ввода используется клавиша «Tab».

    Cкрытый символ табуляции (TAB) в Word

    На линейке также есть возможность корректировать табуляцию (в тексте, где есть отступы), передвигая значок в виде перевернутых букв «г» или «т».

    Скрытые знаки форматирования в Word

    Символ пробела » • «

    Символ пробела » • » располагается между словами, где одна точка означает один пробел, две точки, два пробела и тд.

    Используется для разделения слов или других объектов. Появляется при нажатии клавиши «Space» или в просторечии самая длинная клавиша на клавиатуре.

    Ввиду того, что при выравнивании текста по ширине, расстояния между словами увеличиваются, чтобы не перепутать с двойным пробелом (который нежелательно использовать в тексте), применяется проверка включения символов.

    Cкрытый символ пробела в Word

    Знак абзаца » ¶ «

    Знак абзаца » ¶ «, используется для отделения одного связного текста, от другого. Выполняется клавишей „Enter“. В обычном режиме просмотра, абзац можно перепутать с переводом текста на другую строку.

    Скрытый символ абзаца в word

    Перевод строки » ⤶ «

    Выполняется в том случае, если необходимо перейти на другую строку без создания нового абзаца. Помогает выровнять текст в тех строках, которые заполнены не полностью или для оформления стихов.

    Выполняется нажатием клавиш Shift+Enter.

    Показан скрытый знак «Перенос строки» в Ворде

    Скрытый текст

    Выполняется набором текста и включением функции «скрытый текст» в меню программы «Шрифт». Служит для скрытия определенного текста при печати, скрывает текст, который нарушает структуру либо затрудняет его восприятие.

    Символ форматирования скрытого текста в Word

    Привязка объектов » ⚓ «

    Служит для закрепления (привязки) графических объектов к тексту документа, с целью сохранения его композиции. Если изменять текст, будет передвигаться графический объект и наоборот.

    Настройка выполняется использованием команд группы «Упорядочить» в закладке «Разметка страницы».

    Скрытый знак привязки объекта в Ворде

    Конец ячейки в таблице » ¤ «

    Применяется в таблицах для Word. Определяет конец введенного текста в ячейке. Отражает ее форматирование. Выполняется при вставке таблицы в документ, после этого знака ввод текста невозможен.

    Скрытый символ конца строки в таблице Word

    Как убрать скрытые символы

    Как включить непечатные символы, уже разобрались. Осталось понять, как их убрать.

    И хотя вы скорее всего знаете, что «непечатные символы» потому и «непечатные», что они не печатаются во время распечатки документа, все же бывает желание убрать скрытые символы, чтобы, как говориться, глаза не мозолили.

    Убрать из текста скрытые символы очень просто. Достаточно выбрать вкладку «Главная» и в блоке «Абзац», нажать на кнопку «Отобразить все знаки» » ¶ «.

    Документ примет вид, обычной страницы с текстом, без скрытых символов.

    Убираем из текста скрытые, непечатные символы в Word

    Таким образом, была разобрана одна из самых важных тем как отобразить и спрятать непечатаемые символы в Ворде, которая поможет правильно отформатировать документ.

Объяснение:

1. Открытая вербальная (словесная) информация, когда сведения даны в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных высказываний, причем новая информация дана в предикативной части высказывания (является предикатом, логическим сказуемым). Например: (Вор) у вора дубинку украл.

Этот вид информации имеет и другое название – фактуальная информация, содержательно-фактуальная информация.Фактуальная информация сообщает о реальных событиях, процессах, фактах. Она всегда словесно,явно выражена.Лексическое значение слов обычно прямое, номинативное. Термин «содержательно-фактуальная информация» использует И. Р. Гальперин. Он отмечает, что данная информация позволяет читате­лю получитьосновные фактические знания о конкретном субъекте или объекте, их действиях, реальных отношениях к другим объектам и т. д.

Этот тип информации не требует расшифровки. И. Р. Гальперин пи­шет: «Содержателъно-фактуальная информация эксплицитна по своей природе, т. е. всегда выражена вербально. Единицы языка [в данной ин­формации] обычно употребляются в… предметно-логических, словарных значениях, закреплённых за этими единицами социально-обусловленным опытом».

2. Скрытая вербальная информация, когда сведения выражены словесно, но как бы спрятаны, не бросаются в глаза и даются — как что-то уже известное — в группе подлежащего. Например, только что приведенное высказывание содержит не только информацию о краже дубинки у вора, но и информацию о том, что сделавший это — вор!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека в камеруне
  • Как найти папку с музыкой на андроид
  • Как исправить абракадабру в ворде
  • Как найти удк для своей статьи
  • Как найти табло в яндекс браузере