Как найти скульптуру по описанию

Если вы совершенно не разбираетесь в искусстве, но хотите иметь возможность быстро узнать, какая перед вами картина или скульптура, вам поможет приложение Artbit.

Приложение Artbit распознаёт любые предметы искусства, как Shazam — музыку

Лучшего описания, чем «Shazam в мире изобразительного искусства», для Artbit, пожалуй, и не придумаешь. Сервис работает по тем же принципам и правилам, позволяя определять предметы искусства, добавлять их в избранное, делиться и находить интересные мероприятия по теме.

IMG_1941

Всё, что нужно сделать для поиска, — это навести смартфон на полотно или скульптуру и подержать неподвижно несколько секунд. Artbit тут же покажет результат с репродукцией, указанием автора и детальной информацией. Прямо с этого экрана можно лайкнуть картину и поделиться ею через системное расширение любым удобным способом.

IMG_1946

Вспоминать интересную картину, которую вы видели неделю назад и «шазамили» через Artbit, не придётся: вся история поиска хранится в отдельном разделе. Там можно очистить её или поставить лайки нужным предметам искусства, после чего они появятся в соседней вкладке.

IMG_1948

Для тех, кто хочет расширить свой кругозор и искусствоведческие познания, предусмотрен специальный раздел с поиском музеев и выставок. Искать можно конкретные заведения и мероприятия в любом городе или интересные места поблизости. Каждая галерея снабжена кратким описанием, ссылкой на официальный сайт и возможностью проложить маршрут.

Приложение умеет распознавать не только картины и скульптуры, но также стрит-арт, видеоарт и инсталляции. Определение в Artbit работает на четвёрку, некоторые картины распознавались у меня не с первого раза. Хотя, возможно, это из-за того, что я не ходил в галерею, а тестировал приложение на выдаче Google. В любом случае Artbit бесплатно для iOS и Android. Загружайте и пробуйте!

appbox fallback https://apps.apple.com/ru/app/id899962148

appbox fallback https://play.google.com/store/apps/details?id=com.vstory.artbit&hl=ru&gl=ru

Скульптуры: фото и описание

Скульптуры мира: информация, фотографии, описания и расположение достопримечательностей на карте. Самые популярные достопримечательности: Скульптура «Йошкин кот», Скульптурная композиция «Скамья любви и верности», Скульптура «Древо жизни», Скульптура «Звездочет», Скульптура «Дама с собачкой», Парк современных скульптур. Рейтинг построен на основе ваших посещений.

Топ достопримечательностей (96)

В центре столицы республики Марий Эл 23 июня 2011 года установили скульптурную композицию фольклорного персонажа – Йошкиного кота. Бронзовая скульптура в 150 кг веса, отлитая в Казани, — результат трудов двух йошкар-олинских скульпторов Анатолия Ширнина и Сергея Яндубаева и москвича Алексея Шилов…

Одна из самых романтических достопримечательностей Марийского края является скульптурная композиция «Скамья любви и верности», установленная на бульваре Победы в Йошкар-Оле. Авторами памятника являются заслуженные художники республики Марий Эл и России – Сергей Яндубаев и Анатолий Ширин…

В ноябре 2008 года, в день республики Марий Эл, прошло торжественное открытие
скульптуры «Древо жизни» в йошкар-олинском Центральном парке культуры и отдыха.
Скульптурная композиция символизирует преемственность поколений марийского
народа. Высота трёхфигурной композиции из бронзы — более трёх…

Могилевский «Звездочет» – не только самые большие и самые оригинальные солнечные часы, но
и единственный в мире памятник Звездочету.
Есть в Могилеве замечательное место – площадь Звезд. Здесь зажигаются самые
родные и самые яркие звездочки города. Имена почетных граждан принято
увек…

Скульптура «Дама с собачкой» — это одна из достопримечательностей города Астрахань, расположенная в месте пересечения улицы Никольской и набережной. Этот памятник появился здесь благодаря реконструкции улицы. Скульптура была изготовлена в мастерской художников «Альтаир» в Москве. Эти мастера рабо…

Парк современных скульптур в Выборге был образован в центре города, в сквере
на углу Вокзальной улицы и Ленинградского шоссе, неподалеку от Красной площади и
автобусного и железнодорожного вокзалов.
В необычном парке можно увидеть девять творческих работ, выполненных из
гранита. Их создатели …

В сентябре 2012 года на Воскресенской набережной марийской столицы открылась
скульптурная композиция, символизирующая знание и мудрость. Известный по многим
достопримечательностям Йошкар-Олы скульптор Андрей Ковальчук изобразил
флорентийского государственного деятеля эпохи Возрождения сидящим …

Скульптура «Вобла-кормилица» — это один из памятников формата «мини» в городе Астрахань. Он отличается своим остроумием и уникальностью. Посвященная вобле скульптура располагается в центральной части города на улице Кирова, у рыболовного и охотничьего магазина. Памятник был установлен в 2008 г. к…

Скульптура «Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства,
символ советской эпохи. Замысел принадлежит архитектору Борису Йофану.
Скульптурный конкурс выиграла скульптура Веры Мухиной.
Монумент изготовили из нержавеющей хромированной стали. Высота монумента
примерно 25 метров, а в…

Одним из символов духовного возрождения в Марийской республике стал
фонтан-памятник «Архангел Гавриил» на площади Девы Марии.
Скульптура, находящаяся в центре большого фонтана, изображает Архангела
Гавриила, оповестившего Деву Марию об избрании её Матерью Божьей. Для
православных марийцев откр…

Категории

Это интересно

Скульптура появилась еще в эпоху палеолита. Человек делал фигуры из камня, глины, позже — металла. У пластического искусства были свои периоды расцвета, когда мастера создавали прекрасные шедевры. Скульптура часто перекликается с архитектурой, так как оба направления связаны с объемом и пространством. А статуи и монументы нередко являются главным украшением общественных мест.

  • 20 самых знаменитых скульптур

  • Характеристика

  • Классификация скульптур

  • Материалы

  • Сюжеты

  • Канон пропорций

  • Этапы создания скульптуры

  • История развития скульптуры

  • Скульптура в России

  • 10 знаменитых скульпторов

  • Где учатся на скульптора

20 самых знаменитых скульптур

Со времен античности было создано немало великих шедевров. Не все сохранились в первоначальном виде, но даже по найденным частям можно увидеть талант мастера.

Венера Виллендорфская

Это небольшая фигурка высотой 11 см, вырезанная из оолитового известняка. Была найдена при раскопках одного древнего захоронения в Австрии. Археологи считают, что это одно из древнейших произведений искусства, сохранившихся до наших дней.

Венера Виллендорфская

Венера Виллендорфская. Вид сбоку

Из-за выдающейся груди, округлых бедер и живота специалисты решили, что это изображение Богини Матери, олицетворяющую плодородие и охраняющую семейный очаг.

Бюст Нефертити

Бюст Нефертити

Бюст Нефертити

Это расписной бюст, сделанный из известняка, является портретом прекрасной Нефертити, жены фараона Эхнатона. Объект был найден в мастерской художника по имени Тутмос. В настоящее время его можно увидеть в Новом музее в Берлине.

Ника Самофракийская

Ника Самофракийская

Ника Самофракийская

Изваяние Ники, богини победы у древних греков, считается образцом античной скульптуры. Ее постамент изображал нос боевого корабля. Одежда плотно прилегает к телу богини, а полы туники развеваются под порывами ветра. За ее спиной крылья, и Ника устремлена вперед, ведя людей к победе.

Венера Милосская

Венера Милосская

Венера Милосская

Знаменитое изваяние богини любви и красоты Афродиты. Высота мраморной скульптуры составляет 2,02 м. Ее отличительная особенность — отсутствие обеих рук. Долгое время Венера Милосская служила источником вдохновения для скульпторов и художников.

Терракотовая армия

Статуи, изображающие воинов первого императора династии Цинь. Это образец погребального искусства, созданный для защиты Ши Хуан-Ди в загробной жизни. Терракотовые воины были найдены местными крестьянами в 1974 году. Теперь эти скульптуры — участники передвижных выставок.

«Наводить мосты»

Лоренцо Куинн - Наводить мосты. Вид днем

Лоренцо Куинн - Наводить мосты. Вид ночью

В Венеции 9 мая 2019 года состоялось открытие новой работы Лоренцо Куинна. Называется скульптура «Наводить мосты». Это шесть пар рук, соединенных между собой, высотой 15 м каждая. По задумке Куинна они символизируют человеческие ценности — веру, надежду, любовь, дружбу, мудрость и помощь.

«Давид», Донателло

Донателло - Давид

Давид
Донателло

Великий мастер сделал бронзовую статую библейского героя. Давид застыл в задумчивой позе после своей знаменитой победы. Донателло сделал постамент из головы Голиафа и меча героя. Юноша полностью обнажен, если не считать шляпы с широкими полями, украшенной лавровым венком, и сандалий.

«Давид», Микеланджело

Микеланджело - Давид

Давид
Микеланджело

Еще один великий мастер, вдохновившийся историей победы библейского героя над Голиафом. Его Давид также обнажен, через плечо перекинута праща. Юноша собран и спокоен — он ожидает поединка с Голиафом. Микеланджело с большим внимаем отнесся к деталям, что и сделало его работу одним из мировых шедевров скульптуры.

«Похищение Прозерпины», Дж. Бернини

Джованни Бернини - Похищение Прозерпины

Похищение Прозерпины
Джованни Бернини

Эта мраморная композиция изображает один из самых известных античных мифов. Аид, бог царства мертвых, похищает прекрасную Прозерпину, дочь богини земли Геи. Девушка пытается вырваться из его хватки, на ее лице читается отчаяние. Дж. Бернини удалось сделать так, чтобы мрамор походил на гибкую кожу.

«Мыслитель», Огюст Роден

Огюст Роден - Мыслитель

Мыслитель
Огюст Роден

Эта бронзовая скульптура, изображающая мужчину. Он сидит в задумчивой позе, поставив локоть на одно колено, и опустив на руку подбородок. Первоначальное название скульптуры было «Поэт», и по задумке Родена изваяние должно было стать частью композиции по мотивам «Божественной комедии» Данте.

«Писающий мальчик»

Жером Дюкенуа Старший - Писающий мальчик

Писающий мальчик
Жером Дюкенуа Старший

Это небольшая фигурка-фонтан, отлитая из бронзы — символ и одна из достопримечательностей Брюсселя. Ее высота составляет 61 см. Точно неизвестно время появления статуи. Некоторые полагают, что «Писающий мальчик» был установлен уже в XV веке.

«Русалочка», Эдвард Эриксен

Эдвард Эриксен Русалочка. Вид сбоку

Эдвард Эриксен - Русалочка

Бронзовое женское изваяние посвящено героине сказки Ганса Христиана Андерсена. Статуя — символ Копенгагена и главная его достопримечательность. Русалочка сидит на скале и ее взгляд устремлен в море. Скульптор изобразил очертания ног, но вместо стоп у нее плавники. Девушке удалось стать человеком, но в конце она все равно вернулась в море, став пеной.

Статуя Будды в Лэшане

Статуя Будды в Лэшане

Статуя Будды в Лэшане

Этот монумент находится в китайской провинции Сычуань. Высота — 71 м, что делает его одним из самых величественных памятников Будды в мире. Статуя высечена в скале в месте слияния двух рек. Возведение было начато во времена правления императора Хай Тонга. Строительство продолжалось 90 лет. Китайский правитель верил, что монумент Будды успокоит бурные воды.

«Медный всадник», Этьен Фальконе

Этьен Фальконе - Медный всадник. Памятник Петру I

Медный всадник. Памятник Петру I
Этьен Фальконе

Это памятник великому российскому монарху Петру I. Царь изображен верхом на коне, животное встало на дыбы. Но наездник уверенно держится в седле с поводьями в одной руке и вытянутой вперед другой. Статуя сделана из бронзы, а свое название получила в честь одноименной поэму А.С. Пушкина.

«Родина-мать зовет»

Родина-мать зовет

Родина-мать зовет

Этот монумент, находящийся в Волгограде, занимает центральное место в композиции величественного памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Скульптор изобразил женщину с поднятыми мечом, призывающую народ защитить свою Родину. В ночное время монумент освещают прожектора.

Мемориал Аврааму Линкольну

Мемориал Линкольну

Статуя Линкольна внутри мемориала

Композиция состоит из 36 колонн, символизирующих количество объединенных штатов на момент гибели президента. Центральное место занимает статуя Линкольна, сидящего с задумчивым лицом. Высота мемориала составляет 5,79 м. Также в помещении есть две плиты с выбитыми речами президента — на инаугурацию и Геттисбергской.

Большой сфинкс

Большой сфинкс

Большой сфинкс

Это одна из самых известных сохранившихся скульптур Египта. Находится монумент Сфинкса на плато Гиза, около Каира. Высота изваяния, высеченного из монолитной известковой скалы, составляет 20 м, а его длина — 70 м. Отличительная черта Большого Сфинкса — отсутствие носа.

Статуя Свободы

Статуя Свободы

Статуя Свободы

Это национальный символ США, олицетворяющий свободу, демократию, равенство. Статую подарили французы в честь 100-летия Американской революции. Высота монумента — 46 м, с постаментом — 93 м. Находится на одноименном острове неподалеку от Манхеттена.

Моаи

Группа монолитных статуй, вырезанных из вулканических пород. Более 900 изваяний находятся на острове Пасхи. Ученые не располагают точными данными, кто установил моаи и каким образом удалось это сделать. Самая распространенная гипотеза — их разместили полинезийские племена.

Статуя Христа-Искупителя

Статуя Христа-Искупителя. Вид спереди

Статуя Христа-Искупителя. Вид сзади

Это главный символ Рио-де-Жанейро и всей Бразилии. Иисус изображен с распростертыми руками. Он символизирует всепрощение и защиту всех людей. Статуя вошла в семерку Новых чудес света.

Характеристика

Скульптура — вид изобразительного искусства, в котором художники создают объемные фигуры. В работе они используют твердые или пластические материалы. Мастера изображают людей, животных, растения и другие предметы окружающего мира. Часто скульптура пересекается с архитектурой, потому что оба направления в искусстве связаны с объемом и пространством.

Место дуэли М. Ю. Лермонтова

Место дуэли М. Ю. Лермонтова

Главная задача — создание реалистичного или идеализированного образа человека. Животные и другие предметы природы занимают второстепенное место в их композициях.

Донателло - Статуя Святого Георгия в Орсанмикеле, Флоренция

Статуя Святого Георгия в Орсанмикеле, Флоренция
Донателло

По своему содержанию и функциям выделяют следующие виды скульптур:

  1. Монументально-декоративная. Отличается ярко выраженным общественным характером, ее размещают в людных местах — на площадях, в парках, на фасадах зданий. Главная функция — дополнение архитектуры, придание ей большей выразительности, украшение общественных мест. Монументально-декоративная форма проявляется в виде городских памятников, монументов и мемориалов. Обычно их создание приурочено к значимой дате или для прославления известного человека.
  2. Станковая. Не так тесно связана с архитектурой, как монументально-декоративная форма. Ее можно увидеть в выставочных залах, в интерьерах жилых помещений. Основная функция станковых объектов — раскрытие внутреннего мира человека.
  3. Скульптура малых форм. Перекликается с декоративно-прикладным искусством, потому что она украшает интерьер жилых помещений. Главное отличие от предыдущей — ее производство можно организовать в промышленном масштабе. Станковая форма носит более интимный характер. В этой группе выделяют два направления — массовое производство и искусство создания единичных экземпляров.

Памятник Минину (слева) и Пожарскому (справа)

Памятник Минину (слева) и Пожарскому (справа)

Главные отличительные особенности скульптуры:

  • телесность;
  • материальность;
  • лаконизм;
  • универсальность.

Донателло - Святой Иоанн Креститель

Святой Иоанн Креститель
Донателло

Первые две характеристики связаны с тем, что человек может тактильно почувствовать объем. Но высшим мастерством считается умение создать эффект «зрительного осязания». Человек может визуально почувствовать объем благодаря соотношению глубины и выпуклости поверхности. Материальность скульптуры проявляется в конкретности результата. Он приобретает форму и становится осязаемым носителем художественной идеи.

Портик храма Эрехтейон

Портик храма Эрехтейон

Лаконичность обусловлена тем, что скульптура почти лишена сюжетности. Легкость ее восприятия — иллюзорная. Мастер выражает абстрактные идеи в конкретном осязаемом объекте.

Микеланджело - Восставший раб

Восставший раб
Микеланджело

Скульптуру используют для:

  • украшения общественных мест и интерьеров жилых помещений;
  • дополнения к архитектуре, чтобы усилить ее художественную выразительность;
  • прославление исторического деятеля или события.

Донателло - Конная статуя Гаттамелаты

Конная статуя Гаттамелаты
Донателло

Скульптура — это искусство преображения пространства с помощью объема. В разные времена у мастеров было свое понимание о соотношении глубины и пространства. Ваятели, как еще называли скульпторов, создавали памятники в соответствии с общепринятыми канонами прекрасного.

Классификация скульптур

Этот вид искусства настолько входит в обыденную жизнь, что человек перестает замечать его. Все это говорит о многообразии скульптуры. С помощью выразительных средств и материалов мастер может создать величественный монумент или маленькую композицию. Но скульптура различается по видам и жанрам.

Триумфальная арка. Париж

Триумфальная арка. Париж

По признаку трехмерного объема выделяют:

  • круглую;
  • рельеф.

Надгробная стела Гегесо

Надгробная стела Гегесо

Круглые изваяния располагают на свободном пространстве, чтобы их можно было рассмотреть из любой точки. Поэтому удается воспринимать скульптуру каждый раз по-другому, что увеличивает ее эстетическую ценность. Есть четыре разновидности круглой пластики:

  • монументальная;
  • монументально-декоративная;
  • станковая;
  • малые формы.

Триумфальная арка Константина

Триумфальная арка Константина

Монументальные памятники — масштабные объекты, поражающие размахом художественной идеи. Они могут стать украшением ландшафта, площади или частью архитектурного ансамбля. Для их создания обычно используют металл или гранит. Выделяют несколько подвидов подобной скульптуры:

  • Монументальная статуя — объект нужно рассматривать с дальнего расстояния. Поэтому его размещают на возвышении или на главной площади (е.в. вучетич и н.в. никитин «родина-мать», фредерик огюст бартольди «статуя свободы»).
  • Монумент — памятник, приуроченный к важной исторической дате или посвященный известной личности, размещенный на постаменте (этьен морис фальконе «медный всадник», иван мартос «памятники минину и пожарскому»).
  • Стела — вертикальная плита, на которой выбита надпись или выпуклый рисунок («стела гегесо из керамика»).
  • Триумфальная арка — ее возведение приурочено к военной победе и другим значимым событиям («триумфальная арка в париже», «триумфальная арка константина»);
  • Обелиск — столб с 4 гранями, с вершиной напоминающей пирамиду («долгоруковский обелиск в симферополе», «обелиск на месте дуэли м.ю. лермонтова»).
  • Ростральная колонна — архитектурный объект со скульптурными изображениями носовой части корабля.
  • Статуя — произведение искусства, представленное одно или многофигурной композицией (эдвард эриксен «русалочка», огюст роден «мыслитель»).

Долгоруковский обелиск

Долгоруковский обелиск

Монументально-декоративная скульптура может быть элементов архитектурного оформления. Объекты становятся украшением ландшафта и зданий. Есть несколько видов такой скульптуры:

  • атлант — колонна в виде мужской фигуры, поддерживающей балконы и карнизы (А.И. Теребенев, «Атланты портика здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге», Л. Маттиелли «Атлант вестибюля Верхнего Бельведера в Вене»);
  • канефора — скульптурное изображение женщины с корзиной на голове. Чаще всего выполняет функцию колонн («Портик храма Эрехтейон»);
  • консоль — художественный объект, подпирающий выступ здания (консоли с изображениями слонов в Мадриде);
  • протома — изображение человеческой головы или животного («Иберская протома барана»);
  • акротерий — фигура, украшающая углы фронтона (акротерии на Афинской академии);
  • бига — колесница, украшающая арку или здание;
  • десюдепорт — украшение входной группы, напоминающее панно, и являющееся частью общего архитектурного оформления (Ф.Б. Растрелли, «Десюдепорт в зале Большого Екатерининского дворца»);
  • капитель — украшение верха колонны или пилястра;
  • маскарон — рельефное изображение маски или головы;
  • парус — лепнина, расположенная на вершине свода;
  • пилястр — выступ стены, условное изображение колонны;
  • портал — декоративная входная арка;
  • розетка — скульптурный орнаментальный мотив, напоминающий распустившийся цветок;
  • фриз — декоративная полоса, украшающая часть архитектурного сооружения;
  • фронтон — скульптурная композиция на треугольном фасаде, портике.

Станковое направление рассчитано на восприятие вблизи. Чаще всего объект делают в натуральную величину. Станковая скульптура отличается психологизмом, символизмом и метафоричностью. Существуют следующие ее разновидности:

  • бюст — изображение человека по плечи, грудь или пояс (бюст Нефертити, Джан Лоренцо Бернини «Портрет Людовика XIV»);
  • скульптурная группа — несколько людей, объединенных общим сюжетом (Огюст Роден «Граждане Кале», греческие ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор «Лакоон и его сыновья»);
  • статуя — изваяние, изображающее человека, зверей или другие предметы. Объект размещают на постаменте («Венера Милосская», Микеланджело «Давид»);
  • торс — Может быть обломком античной статуи или отдельной композицией.

Скульптура малых форм — небольшие фигуры и группы, украшающие интерьер:

  • настольные портреты;
  • игрушки;
  • статуэтки в определенном жанре.

Другая большая группа — рельеф, который рассчитан на фронтальное восприятие. Может быть отдельным объектом или элемент архитектурного оформления. Мастера изображали мифологические сюжеты, пейзажи, людей. Рельеф дает скульптору больше возможностей для творчества. Есть несколько типов:

  • барельеф — композиция выступает над плоскостью менее чем наполовину. Им украшали стены, постаменты, монеты. В эпоху Возрождения появилась его разновидность — живописный барельеф. Особенность — очертания фигур почти плоские, а фон представлен едва заметным контуром (ассирийский барельеф «Крылатый джинн»);
  • горельеф — изображение выступает над плоскостью более чем наполовину объема. Часто фигуры относят к круглой скульптуре (Франсуа Рюд «Марсельеза» на Триумфальной парижской арке);
  • контррельеф — очертания уходят вглубь плоскости;
  • койланаглиф — разновидность рельефа с вогнутым контуром и выпуклой моделировкой.

Ассирийский барельеф Крылатый джинн

Франсуа Рюд - Марсельеза

Искусствоведы выделяют такие жанры скульптуры — анималистика и фигуратив, который включает следующие направления:

  • мифологическое;
  • портретное;
  • символическое;
  • религиозное.

Границы между ними условны, поэтому нередко одну группу относят к нескольким жанрам.

Материалы

От него зависит внешний вид объекта и в какой технике будет работать мастер:

  1. Камень. Мрамор идеально подходит для создания тонких линий и деталей, плавных переходов. К его недостаткам относят впитывание влаги, что приводит к смене цвета. Гранит — тверже и плотнее, он не разрушается под воздействием влаги. Эта порода подходит для создания четких геометрических форм и линий. Работая с камнем, мастер выбирает технику резьбы.
  2. Металл. Бронза подходит для создания динамичной композиции, из стали делают монументальные скульптуры. Подобные объекты чаще всего размещают на открытых пространствах. Сначала мастер делает основу, а потом заливает в заготовку металл. Фигура может быть литой полностью или собранной по частям.
  3. Дерево. Объекты размещают только внутри помещений, потому что они быстро разрушаются на открытом пространстве. Характеристики пород древесины различаются, что позволяет мастеру создавать ажурные орнаменты, четкие линии. Мастер использует технику резьбы и высекания.
  4. Глина и гипс. Обладают высокой пластичностью, что позволяет сделать любой изгиб. Для создания скульптур из этих материалов мастер работает в техниках лепки и отливания.

Антонио Канова - Мария Магдалина

Мария Магдалина
Антонио Канова

Так же ваятели могут использовать золото, нефрит, кварц, но их редко применяют в современных работах. Из слоновой кости создавали изображения животных и других предметов окружающей среды.

Сюжеты

В портретном жанре автор старается передать характер героя, раскрыть его личностные особенности. Объект бывает статичным или динамичным. Работа может быть посвящена конкретному историческому лицу, изображать определенный момент его жизни. Или это портрет-символ, например, греческая статуя Немезиды — богини возмездия.

Немезида

Немезида

Скульпторы любили мифологические сюжеты. Это многофигурные группы, барельефы. Особенность таких композиций в том, что каждый участник играет определенную роль, но вместе с тем они взаимодействуют между собой. Примеры подобных сюжетов — работы Джованни Бернини «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна».

Джованни Лоренцо Бернини - Аполлон и Дафна

Аполлон и Дафна
Джованни Лоренцо Бернини

Воплощая исторический образ, мастер старается наделить его личностными чертами, присущими прототипу. Если это композиция, то передать общественные идеи. Обычно такие скульптуры не несут символического значения — ваятели старались точнее воссоздать историческую личность или событие.

Микеланджело - Ангел с канделябром

Ангел с канделябром
Микеланджело

Мастера черпали вдохновение и в религиозных сюжетах. Построение композиции зависит от принципов конкретного вероисповедания. Христианские образы символизируют смирение и всепрощение, буддизма — спокойствие и гармонию, конфуцианство — стойкость и решительность. Примеры — Микеланджело «Ангел», «Великий Будда Камакура».

Великий Будда. Камакура

Великий Будда. Камакура

Главный сюжет бытовых скульптур — изображение людей в обыденной обстановке. Такие композиции становились элементами архитектурно-паркового ансамбля. В современном искусстве мастера создают объекты, посвященные социальным проблемам. Их устанавливают в неожиданных местах, что привлекает к ним больше внимания.

Канон пропорций

Под этим понятием подразумевают идеальное соотношение фигуры человека и других элементов композиции. У разных народов были свои представления об идеальных пропорциях. У египтян — профильный канон, который зависел от размера руки.

Лоренцо Бернини - Милосердие. Гробница Урбана VIII

Лоренцо Бернини - Бюст Кардинала Сципиона Боргезе

В современной скульптуре придерживаются пропорций, выведенных Леонардо да Винчи в конце XV века. Модель должна быть гармонично сложена, а основная мера канона находится в голове.

Антонио Канова - Венера Италийская

Венера Италийская
Антонио Канова

Если рассчитывать по высоте, то это восьмая часть от всего тела, а лицо — десятая. Находясь в положении стоя, человек вытягивает руки. Получается правильный квадрат с линиями, проведенными через кончики пальцев. Горизонтальные проходят над головой и под ногами, а диагонали — через центр.

Антонио Канова - Персей с головой Медузы

Персей с головой Медузы
Антонио Канова

При их проведении через центральную точку получаются симметричные половины. Каждую делят еще на две равные части, рисуя параллельные линии через середину груди и колени. Голову делят на четыре симметричные доли.

Этапы создания скульптуры

Сначала мастер должен выбрать материал и в какой технике будет работать, определиться с видом объекта. Если это монументальная или монументально-декоративная, то как скульптура будет сочетаться с архитектурным оформлением. Все мастера придерживаются одной технологии:

  1. Разработка эскиза. Необходима для понимания общего вида композиции и вычисления правильных пропорций. Его делают в графике или с помощью компьютерной программы.
  2. Создание рабочей модели в нужном масштабе. Она понадобится, чтобы создать формы для художественного литья. Рабочую модель делают из глины или пластилина. На каркас мастер лепит глину. После этого он приступает к детальной проработке всех частей скульптуры.
  3. Снятие формы с рабочей модели для заготовки. При изготовлении скульптур почти всегда используют технику художественного литья. Ее особенности будут зависеть от выбранного мастером материала.
  4. Художественная обработка объекта, в которую входит шлифование, чеканка, патинирование.
  5. Изготовление постамента.
  6. Установка объекта на возвышение.

Антонио Канова - Венера и Адонис

Венера и Адонис
Антонио Канова

В процессе работы скульптор должен проконсультироваться с заказчиком, чтобы результат соответствовал его ожиданиям. Если мастер работает по своей инициативе, то ему следует четко сформулировать идею, чтобы в процессе не пришлось вносить существенные корректировки.

История развития скульптуры

Еще в древние времена человек занимался не только наскальной живописью, но и пластичным искусством. Для этого он использовал подручные материалы — камень, дерево. Позднее появляется гравюра: человек вырезает изображения на костях животных.

Глина тоже была распространенным материалом. Одни из ранних скульптур были найдены при раскопках в Египте, Китае, Индии и Ближнем Востоке. В этих государствах были созданы печи для обжига керамических изделий около 4 тыс. лет назад. Важным достижением в развитии пластического искусства стала возможность обработки металла.

Венера из Холе-Фельс

Венера из Холе-Фельс

В Древней Греции скульптура получила широкое распространение. Античные ваятели искали лучшее выражение красоты человеческого тела. В эпоху эллинизма появилась тенденция утрирования движения и эмоциональности.

Период этрусской скульптуры длился с IX до н.э. по I до н.э. Основой послужили творения древнегреческих мастеров. Но этруски добавили свои отличительные черты. Наиболее распространенной темой их композиций был загробный мир. Римская скульптура сформировалась под влиянием древнегреческой и этрусской культур.

Одним из древнейших изваяний времен палеолита является Венера из Холе-Фельс. К этой же группе можно отнести фигуру Человекольва, 32 или 40 тыс.лет. до н.э., и Венеру Виллендорфскую, 25 тыс.лет до н.э.

В романский период скульптура (XI-XIII) тесно переплетается с архитектурой. Самым популярным материалом была древесина. В готическую эпоху мастера черпают вдохновение в религии. Поэтому многие скульптуры делают по заказу священнослужителей для украшения соборов и храмов.

Человеколев

Человеколев

Расцветом пластического искусства считают эпоху Возрождения. Ваятели находили вдохновение в работах античных мастеров. Они прославляли идеалы красоты и романтизма. Характерной чертой этого периода является то, что скульптура была отделена от архитектуры. Мастера стали демонстрировать драматическую выразительность. Было создано много статуй на мифологическую и религиозную тему. Гениями скульптуры эпохи Возрождения считаются Донателло и Микеланджело.

В XIX веке средства массовой информации стали оказывать больше влияния на развитие пластического искусства. Появились новые направления — авангард, футуризм, кубизм. Мастера стали выражать в своих работах революционные идеи. А для их создания использовали новые материалы — бетон, железо, пластик.

С 1970-х годов на первый план выходят такие движения как минимализм, концептуализм, перфоманс, гиперреализм. Теперь мастера стараются привлечь внимание публики к социальным проблемам, и ставят на главное место выражение своей индивидуальности.

Скульптура в России

До правления Петра I пластическое искусство служило только религиозным целям. Согласно канонам православной церкви, изображение обнаженного человеческого тела было недопустимо. Поэтому на Древней Руси этот вид искусства был не так распространен.

Развитие скульптуры началось в период правления Петра I и Анны Иоановны. Главным мастером этой эпохи был К.Б. Растрелли, чьи работы стали украшением Санкт-Петербурга. Расцвет скульптурного искусства пришелся на XVIII век. При Екатерине II была основана Академия, где обучали будущих мастеров под руководством Н.Ф. Жилле, выписанным из Парижа.

К.Б. Растрелли - Бронзовый бюст Петра I

Бронзовый бюст Петра I
К.Б. Растрелли

Но отличительных черт у русской скульптуры не было. Несмотря на ряд одаренных мастеров, искусство развивалось под влиянием западных течений. В этот период было создано много работ, достойных называться мировыми шедеврами. Среди наиболее талантливых скульпторов в период царствования Екатерины Великой можно выделить Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского.

Во времена СССР пластическое искусство было отражением революционных идей. Главной целью стало возвышение образа «нового человека» — трудолюбивого, решительного, целеустремленного. После победы во Второй Мировой Войне появилось много работ, посвященных прославлению подвига советского народа.

К.Б. Растрелли - Анна Иоанновна с арапчонком

Анна Иоанновна с арапчонком
К.Б. Растрелли

С 1970-80-х гг. мастера продолжали творить по заказу властей, поэтому у них было не было возможности для проявления своей индивидуальности. После распада СССР скульпторы начали осваивать уже давно известные на Западе авангардные направления.

10 знаменитых скульпторов

Каждая эпоха подарила миру гениальных творцов, создавших шедевры в пластическом искусстве. Им удалось подчинить себе мрамор, глину, бронзу, чтобы воссоздать малейшие детали. Любуясь их красивыми скульптурами, каждый раз восхищаешься их талантом и мастерством.

Донателло

Выдающийся мастер раннего Возрождения, работал с различными материалами. До наших дней сохранились его творения из бронзы, камня, дерева. Донателло создавал скульптуры, вдохновившись работой античных мастеров. Но также, он лепил и реалистичные изваяния.

Микеланджело

Современники мастера сразу оценили его гений. Микеланджело был одним из первых европейских скульпторов, удостоенный чести написания биографии. Его работы на протяжении пяти столетий оставались эталонами изобразительного искусства. Кроме скульптуры, Микеланджело уделял много времени созданию фресок.

Лоренцо Бернини

Его называли мастером, подчинившем себе мрамор. Скульптуры Бернини поражают своей реалистичностью, выразительностью и вдохновляют других ваятелей. Лоренцо очень рано проявил свой талант, а его обучением занимался отец. Кроме скульптуры, Бернини интересовался графикой, и одним из первых начал писать шаржи.

Антонио Канова

Итальянский мастер, яркий представитель классицизма в скульптуре. На создание изваяний его вдохновляли работы античных мастеров. Канова пользовался авторитетом, несмотря на то, что критики обвиняли его в недостаточной выразительности.

Бартоломео Карло Растрелли

Бартоломео Карло Растрелли - Памятник Петру I у Михайловского замка

Памятник Петру I у Михайловского замка
Бартоломео Карло Растрелли

Итальянский скульптор, получивший признание в России. На родине Растрелли получил хорошее образование, позволившее ему реализовать себя в различных направлениях творчества. Мастер известен тем, что его работы сформировали облик Санкт-Петербурга. Растрелли создал великолепные скульптурные группы, монументы, барельефы, ставшие достоянием не только России, но и всего мира.

Фредерик Бартольди

В мире искусства есть случаи, когда скульптура становится известнее своего автора. Так получилось и с Фредерико Бартольди. Ведь он создал один из самых известных объектов в мире — Статую Свободы, главный символ США.

Огюст Роден

Его называют «отцом» современной скульптуры. Даже люди далекие от мира искусства, слышали и видели знаменитого «Мыслителя» Родена. Изначально его замысел был проще, но в процессе создания мастер усложнил его. А на презентации Роден и вовсе объявил, что свою скульптуру посвящает французским рабочим.

Степан Эрьзя

Степан Эрьзя - Лицо девушки. Материал - дерево

Степан Эрьзя - Статуя Бакинского рабочего (бронза) на мемориале 26-ти бакинским комиссарам в Баку

Его называли «русским Роденом». Он стал известен не только благодаря своим скульптурам, но и потому, что работал с интересным материалом — кебрачо. Проведя долгое время в Аргентине, Эрьзя решил, что будет использовать древесину только этой породы. Также он знаменит своими творческими экспериментами по превращению гор в памятники. Но реализовать эту смелую задумку ему не удалось.

Эрнст Неизвестный

Значимой фигурой в советском искусстве был этот мастер. Никита Хрущев дал нелестную оценку творчеству скульптора, назвав его работы «дегенеративными». Это высказывание осложнило творческий путь Эрнста Неизвестного. Но после смерти политика, мастер согласился создать надгробный памятник Хрущеву по просьбе его семьи.

Вера Мухина

Вера Мухина - Монумент Рабочий и колхозница

Вера Мухина - Скульптура Мир в Волгограде

Ученица французского мастера Бурделя, стала известной во всем мире благодаря своему творению «Рабочий и колхозница». В эпоху бытовых и реалистичных сюжетов Вера Мухина боролась за символичность образов в скульптуре. Талантливая женщина занималась не только пластичным искусством, но и декоративно-прикладной работой.

Где учатся на скульптора

Чтобы освоить эту профессию, нужно окончить высшее учебное заведение. Оно может быть гуманитарной направленности или специализироваться на подготовке художников, архитекторов, скульпторов, дизайнеров.

Скульпторы на протяжении всей истории придавали невероятные формы мрамору, бронзе, дереву и другим материалам. С древних времён скульптура была важным способом понимания культуры и общества, будь то портретные бюсты великих лидеров или символические изображения этических принципов.

Список известных исторических скульптур бесконечен. От безрукой красотки Венеры Милосской до огромной Терракотовой армии, построенной для защиты китайского императора. Мы в Zagge.ru решили познакомить вас с 18 наиболее известных исторических скульптур.

1. Венера Виллендорфская (ок. 30 000-25 000 до н.э.)

Венера Виллендорфская

Венера Виллендорфская — это фигурка высотой 11 см, вырезанная из оолитового известняка. Обнаружена в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии. Считается, что она была создана между 30 000 и 25 000 до н.э., что делает её одним из старейших известных произведений искусства в мире. Из-за выдающейся груди и округлых живота и бёдер некоторые специалисты пришли к выводу, что она является символом Богини Матери или Матери-Земли, символизируя плодородие и материнство.

2. Бюст Нефертити ( ок. 1350 до н. э.)

Бюст Нефертити

Этот расписной бюст из известняка представляет собой прекрасный скульптурный портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона, правившего в Древнем Египте приблизительно в 1351—1334 годах до нашей эры. Скульптура была найдена в мастерской художника по имени Тутмос и в настоящее время выставляется в Новом музее в Берлине.

3. Терракотовая армия (конец III века до н.э.)

Терракотовая армия

Терракотовые воины — это коллекция статуй в Сиане, Китай, изображающая армию первого императора династии Цинь — Ши Хуан-ди. Армия состоит из 8000 солдат, 130 колесниц и 670 лошадей. Эти фигуры — невероятный образец погребального искусства, созданный для защиты Императора в загробной жизни. Скульптуры были обнаружены в 1974 году местными крестьянами во время бурения артезианской скважины почти в 1,6 км от гробницы Императора.

Части коллекции часто являются участниками передвижных выставок по всему миру. В 1987 году на 11-й сессии ЮНЕСКО терракотовая армия была включена в список всемирного наследия как часть комплекса «гробницы первого императора династии Цинь».

4. Лаокоон и его сыновья (ок. 50 год до н. э.)

Лаокоон и его сыновья

С момента раскопок XVI века «Лаокоон и его сыновья» привлекали как археологов, так и любителей искусства. Скульптура изображает сцену с тремя мраморными фигурами, основанную на древнегреческом мифе. Согласно легенде, Лаокоон был жрецом бога Аполлона в городе Трои. На него и двоих его сыновей — Антифанта и Фимбрея — бог послал двух змей.

Скульптура установлена в ватиканском музее Пио-Клементино.

5. Ника Самофракийская (ок. 190 до н. э.)

Ника Самофракийская

Скульптура Ники, греческой богини победы, является культовым образцом эллинистической греческой скульптуры. Это одна из немногих сохранившихся эллинистических скульптур, которая является греческим оригиналом, а не более поздней римской копией.

Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. В одежде, прилегающей к телу, богиня торжествующе движется вперёд, ведя войска к победе. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого мрамора из села Лардос на Родосе, правое крыло — гипсовая реконструкция.

Скульптура была найдена на острове Самотраки на территории святилища Великих Богов в апреле 1863 года, и в настоящее время выставляется в Лувре.

6. Венера Милосская (ок. 130–100 до н. э.)

Венера Милосская

Венера Милосская, также известная как Афродита Милосская, изображает богиню любви Афродиту. Мраморная скульптура высотой 2,02 м известна отсутствием рук. Пропорции тела при перерасчёте на рост 164 см составляют 89-69-93. Работа долгое время оказывала влияние на художников, в том числе на Дали, который в 1936 году создал скульптуру «Венера Милосская с ящиками».

Всемирно известная скульптура была найдена в 1820 году на греческом острове Мило — одном из Кикладских островов в Эгейском море. В настоящее время выставляется в Лувре.

7. Давид Донателло (1430-1440)

Давид Донателло

Почти за 100 лет до Давида Микеланджело итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло создал культовую версию библейского героя. Бронзовый Давид Донателло моложе и задумчивее версии Микеланджело и он только что убил Голиафа. На самом деле Донателло ловко использует голову Голиафа и меч Давида в качестве опор для конструкции. В то время скульптура вызвала скандал, так как Давид абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Работа считалась настолько натуралистичной, что вызывала беспокойство.

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

8. Давид Микеланджело (1501-1504)

Давид Микеланджело

Первоначально скульптура была заказана для крыши собора Флоренции. Микеланджело было всего 26 лет, когда он получил эту работу. Одна из самых знаковых скульптур в истории, на которой огромный Давид спокоен и собран, с пращой, перекинутой через плечо, уверенно ждёт сражения с Голиафом. Мастерство Микеланджело проявляется в его внимании к деталям, от выпуклых вен на руке Давида до мастерства контрапоста в его позе.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств во Флоренции.

9. Похищение Прозерпины (1621-1622)

Похищение Прозерпины

Художнику в стиле барокко Джованни Бернини было всего 23 года, когда он создал эту мраморную скульптуру, но она до сих пор считается одним из его самых выдающихся произведений. Работа, основанная на древнегреческом мифе «Похищение Прозерпины», изображает бога Аида, схватившего дочь Зевса, Прозерпину (Персефону). Бернини вырезал две фигуры из каррарского мрамора, сделав камень в похожим на гибкую кожу.

«Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…» — писал Джованни Лоренцо Бернини.

10. Статуя Свободы (1876-1886)

Статуя Свободы

Статуя Свободы, известная как символ свободы в Соединенных Штатах, представляет собой медную статую римской богини Либертас, подаренную французским правительством. В руках она держит скрижаль с надписью, состоящей из английских букв и римских цифр («JULY IV MDCCLXXVI»), обозначающей «4 июля 1776 года» — дату принятия Декларации независимости США.

Идея подарка приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, президенту французского антирабовладельческого общества, в честь победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США. Автором статуи является французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, а проектировал её будущий создатель башни, ныне носящей его имя, Гюстав Эйфель.

11. Мыслитель (1880-1882)

Мыслитель

Этот шедевр французского скульптора Огюста Родена первоначально назывался «Поэт» и был частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии», изображая Данте, создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. В «Мыслителя» скульптура была переименована литейщиками, потому что посчитали её похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием. Знаменитая скульптура отливалась несколько раз. Было отлито 28 полных фигур, хотя многие из них были сделаны уже после смерти Родена.

Копии статуи разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены в Стэнфордском университете, у ворот филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета, а также представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

12. Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913)

Уникальные формы непрерывности в пространстве

Хотя итальянский художник Умберто Боччони и умер в 33 года, на мир искусства он оказал огромное влияние. Помогая формировать эстетику футуристического движения, он интересовался динамизмом формы и деконструированием твердых форм. Его «Уникальные формы непрерывности в пространстве», которые сейчас находятся в нью-йоркском музее современного искусства, являются вершиной его идей.

Это попытка сделать из твёрдого, неподвижного куска бронзы нечто, что течёт в пространстве и времени. Боччони достигает этого путем разбиения поверхностей человеческой фигуры. То есть, он лепит человека в нескольких моментах движения сразу. Скульптура не замораживается в моменте в скульптурной вечности, как более традиционные скульптуры. Вместо этого, она показывает нам, что форма никогда не заморожена, она всегда переходит от одного состояния к другому. Это суть мысли футуризма — весь акцент делается на динамизме, не обращая внимания на неподвижное состояние.

13. Фонтан (1917)

Фонтан

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

14. Мемориал Линкольну (1914-1922)

Мемориал Линкольну

Высота статуи шестнадцатого президента США Авраама Линкольна от головы до пят составляет 5,79 м) и весит 175 тонн. Сидящая статуя президента помещена внутри величественной структуры. По периметру стоят 36 колонн — именно столько штатов объединилось к моменту смерти Линкольна. Названия 48 штатов (а именно столько их было к 1922 году — моменту завершения строительства мемориала) выбиты вдоль внешней стены здания. Табличка с названием двух последних присоединившихся штатов — Аляски и Гавайев — установлена на подходах к мемориалу.

15. Птица в пространстве (1923)

Птица в пространстве

«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы. Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма.

Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.

В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.

16. Собака из воздушных шаров (1994-2000)

Собака из воздушных шаров, Джефф Кунс

Вы можете любить его или ненавидеть, но Джефф Кунс создал одно из самых запоминающихся произведений искусства 20 века. В 2013 году его оранжевая «Собака из воздушных шаров» из нержавеющей стали была продана на аукционе Christie’s за 58,4 миллиона долларов. Это был рекорд продаж для живого скульптора. Эта собака является частью серии работ, в которых нашло отражение его детское увлечение воздушными шарами, из которых можно создавать различные фигуры. Скульптор создал пять собак из блестящей полированной до зеркального блеска стали, покрытой краской разных цветов: синяя, малиновая, жёлтая, оранжевая, красная.

17. Мама (1999)

Мама, Луиза Буржуа

Монументальная скульптура Луизы Буржуа «Мама» высотой более метров представляет собой шедевр, сочетающий в себе физическую и психологическую силу. Мы видим огромного паука, защищающего свой мешок с 26 мраморными яйцами. Он одновременно вызывает чувство страха своими размерами, но, на контрасте, массивный рост, сбалансированный на тонких ногах, передает почти острую уязвимость. Впечатляющая своими размерами скульптура паука ассоциируется у художницы с её матерью.

«Это — ода моей матери. Она была мои лучшим другом. Подобно паукам она ткала. У моих родных было собственное дело: они занимались реставрацией гобеленов, и мать руководила мастерской. Как и пауки, моя мать была умна. Пауки дружелюбны и едят комаров. Мы знаем, что комары переносят болезни, за это их не любят. То есть, пауки полезны, они нас защищают. Такой была и моя мать»

Из скульптуры были сделаны шесть бронзовых отливок и приобретены художественными учреждениями по всему миру— Британская галерея Тейт, Музей Гуггенхейма в Бильбао, Эрмитаж, Художественный музей Мори, Samsung Museum of Art, Музей современного искусства Кемпера.

18. Клауд-Гейт (2004)

Клауд-Гейт, Аниш Капур

Скульптор Аниш Капур известен своими работами, которые часто вызывают шумные обсуждения. Одна из его самых известных работ — Клауд-Гейт, расположенная на площади AT&T Плаза в Миллениум-парке в Чикаго, США. Скульптура была навеяна видом капли ртути.

Скульптура пользуется популярностью у туристов как место для фотографий, из-за её уникальных отражающих свойств.




ЕГЭ по истории таит множество вопросов с неоднозначным ответом. Для того, чтобы верно ответить на часть из них, нужно узнать скульптуры по чёрно-белым фотографиям. А для этого нужно знать о достаточно большом количестве этих самых скульптур, проще говоря — памятников.

Скульптурные композиции к ЕГЭ по истории

Чтобы хорошо подготовиться к ЕГЭ по истории, готовиться нужно с начальной школы: составлять собственную таблицу памятников, делать к ним краткие подписи, указывая авторов, дату создания, эпоху к которой они относятся, правителя, а так же — зачем и по какому поводу их воздвигли. Приведём лишь часть скульптур, которые нужно точно знать к ЕГЭ по истории.

Царь-пушка

царь-пушка в москве

Внушительных размеров пушка находится в московском Кремле у собора Двенадцати апостолов на Ивановской площади. Это грозное оружие, отлитое во времена царя Фёдора Ивановича мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе в 1586 году, предназначалось для обороны Кремля, но не сделало ни одного выстрела. Её вес около 40 тонн, а вес ядра — около 800 килограммов. Фактически, у орудия даже нет отверстия для запала. Однако оно послужило Отечеству, так как была выставлена в Кремле и демонстрировалась всем дипломатам, устрашая их своим видом.

Самсон, раздирающий пасть льва

самсон

Центральная фигура фонтана у каскадной лестницы в Петергофе. Ещё Петр I хотел выстроить нечто в честь победы над Швецией, но не успел. Идею памятного фонтана подхватила Анна Иоановна в 1734 году в связи с подготовкой празднования 25-летия победы в Полтавской битве. Полтавская битва состоялась в день Сампсония странноприимца, отсюда — герой фонтана. А лев — символ побеждённой Швеции. Первый свинцовый «Самсон» был установлен в 1735 году. Над ним работал Растрелли. В 1801 году скульптура, в связи с тем что пришла в негодность, была заменена бронзовой, созданной великим Козловским. Во время Великой Отечественной войны скульптура была утрачена и её восстановили по архивным записям Козловского скульпторы Симонов и Михайлов.

Царь-колокол

царь колокол

Императрица Анна Иоановна в 1730 году приказала вылить колокол весом 10 000 пудов. Сделать это согласился Иван Моторин — русский мастер. Он и его сын Михаил занимались колоколом с 1733 до 1735 года. На металл использовали старый колокол периода Бориса Годунова. Современный химический анализ показал, что в составе колокола в основном медь (более 80%) и олово (около 13%), есть в нём сера — процент с четвертью, четверть процента серебра и 36 тысячных процента золота. Если в килограммах, то серебра в колоколе 525 кг, а золота — 72 кг. После отливки колокола, мастера прямо в яме занимались его чеканкой. В 1737 году был пожар в результате которого колокол упал и от него отломился кусок весом примерно 11 тонн. Поднять колокол на поверхность оказалось делом сложным — это смогли сделать лишь сто лет спустя — в 1836 году по проекту архитектора И.Л. Мироновского. Колокол находится на территории Московского Кремля, стоит на бронзовом пьедестале работы Огюста Монферрана. Интересно, что внутри пьедестала хранится язык от неизвестного колокола.

Медный всадник

медный всадник

Скульптура, изображающая Петра Первого в свободном одеянии верхом на коне. На голове Петра лавровый венок победителя, копыта коня топчут змею-образ врага. Постаментом является огромный шестнадцатитонный природный Гром-камень, найденный в окрестностях Петербурга и доставленный за два года с помощью простейших механизмов на Сенатскую площадь. Автором конной статуи (1768-1770) является Этьен Фальконе. Именно его выбрала Екатерина Вторая для исполнения своего грандиозного замысла, обсуждённого вместе с Вольтером и Дидро. Сама скульптура отлита из бронзы. Название «приросло» благодаря одноимённой поэме А.С. Пушкина. Памятник открыт в 1782 году. Является одним из символов С-Петербурга.

Памятник Суворову

памятник суворову

Это первый памятник некоронованной особе в России. Аллегорическое изображение генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, не имеющее визуального сходства с самим полководцем. Суворов предстаёт в образе Марса, с поднятым мечом и щитом, в античном одеянии. Скульптура отлита из бронзы по проекту М.И. Козловского (1799-1801 гг) по указанию императора Павла I. Именно при нём Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы за что получил звание князя Италийского. Памятник сначала был установлен на Мойке, однако Александр I в 1818 году приказал перенести его на Марсово поле. Там его можно увидеть и сейчас во время посещения Санкт-Петербурга.

Памятник Минину и Пожарскому

минин и пожарский

Скульптура изображает две фигуры: Новгородского гражданина Минина (стоит), который передаёт меч сидящему князю Пожарскому, призывая его выступить на защиту Москвы и избавить страну от поляков. Сам Кузьма Минин (Косма Минич Сухорукой) обязуется найти людей и оружие. А Дмитрию Михайловичу Пожарскому предстоит взять на себя руководство операцией по изгнанию поляков. Что в 1622 году и произошло — победа над Польшей была одержана. Скульптор композиции — Иван Мартос. Памятник установлен в Москве, на Красной Площади в 1818 году. В открытии участвовал Император Александр. Интересно, что скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге, а в Москву доставлена по воде. Это первый памятник в мире, отлитый из сплава меди и латуни в один приём.

Памятник «Тысячелетие России»

тысячелетие россии

Грандиозное сооружение, рассказывающее об истории России, возведено в Великом Новгороде в 1862 году, в память о призвании варягов на царство, когда править Россией стал род Рюриковичей. Гигантский шар держится на колоколообразном постаменте. Вокруг располагаются 128 фигур, поделённых на три яруса. В верхнем ярусе всего две фигуры: ангел с крестом олицетворяет Церковь и коленопреклонённая женщина — Русь. 
В среднем ярусе 17 фигур в шести группах, по числу исторических периодов на то время. В нижнем ярусе горельефы 109 исторических деятелей, список которых был утверждён после многих колебаний. Анонимный конкурс выиграл молодой скульптор Михаил Микешин. Помогал ему Иван Шредер. Архитектор проекта Михаил Гартман. Памятник установлен в 1862 году в присутствии Александра II и всей августейшей семьи. На время торжеств количество людей в городе удвоилось.

Нестор-летописец

нестор летописец

Марк Матвеевич Антокольский был седьмым (последним) по счёту ребёнком в семье бедного трактирщика-еврея. Тяга к рисованию у него проснулась рано, но не поощрялась в семье. Единственное, что отец для него сделал — отдал в ученики к резчику по дереву. Очень скоро талант молодого человека был замечен и его отправили учиться в Санкт-Петербург. Там он стал вмиг знаменит и богат после того, как создал скульптуру Ивана Грозного, сидящего в кресле, а Александр II приобрёл её для Эрмитажа. С этого момента скульптуры следовали одна за другой. С 1880 года Марка стали интересовать «тихие» образы. К которым относится и скульптура «Несто-летописец», которую Антокольский создал в 1889 году, впечатлившись Пименом А.С. Пушкина. Благообразный старик сидит за простым столом и, держа в руке перо, тщательно выписывает буквы. Взгляд его сосредоточен. Вся фигура выражает спокойствие и силу, причём силу духовную.

Александровская колонна

александровская колонна

Самая высокая колонна в мире (25,6 метров), созданная из цельного камня — гранита. Она располагается практически в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Возведена по указу царя Николая I в честь победы его старшего брата Александра I над Наполеоном. Автор проекта Огюст Монферран. В качестве фундамента под колонной вбито 1250 свай из толстых крепких сосен, на которых установлены гранитные камни. На них держится 400-тонный монолит гранита — постамент. И уже на нём — сама цельногранитная колонна. Колонну устанавливали с помощью сложных механизмов 2000 солдат и 400 рабочих. Затем на вершине колонны установили фигуру ангела, выполненную Борисом Орловским. Ангел имеет сходство чертами с Александром I и попирает крестом змея (войска Наполеона). В 1834 году состоялось торжественное открытие памятника. На нём присутствовал сам Государь с семейством и много народа.

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

памятник екатерине

Располагается на площади Островского в Санкт-Петербурге. Памятник установлен на гранитный постамент, при этом гранит использован четырёх сортов. Фигура Екатерины возвышается на 4 метра, её выполнил Михаил Чижов. Екатерина слегка улыбается, а впереди неё, у ног — корона Российской империи. Ниже располагаются фигуры приближённых, выполненные Александром Опекушиным. Среди них Суворов и Потёмкин, Румянцев-Задунайский и Державин, Безбородко и Бецкой, единственная женщина — подруга императрицы Дашкова. Памятник был заказан Александром II в честь столетия восхождения Екатерины II на трон (1762 году), начал строиться в 1862 году по проекту архитектора Михаила Микешина, был открыт в 1873 году.

Памятник Пушкину в Москве

пушкин

Памятник создан во время царствования Александра II, по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором так же учился и Александр Сергеевич. Выполнен по проекту Александра Михайловича Опекушина и установлен в 1880 году, в день рождения великого поэта. Александр Сергеевич представлен в полный рост, одет он в сюртук и длинный плащ. Правая рука спрятана в борт сюртука, в левой шляпа. Поэт склонил голову, размышляя о новых стихах. Интересно, что памятник был установлен в начала Тверской, а в 1950 году перенесён в конец той же улицы.

Храм-памятник героям Плевны

героям плевны

Плевна — город в Болгарии, который был под властью Турции. Во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг) под этим городом шли ожесточённые бои в которых погибло и стало калеками множество русских солдат — гренадёров. В память о них, по инициативе офицеров и солдат Гренадёрского корпуса и Московского археологического сообщества, на собранные деньги, в 1888 году была установлена часовня-памятник, созданная по проекту архитектора Владимира Иосифовича Шервуда. Александр II проект одобрил, но денег не дал. Александр III — тоже. Располагается памятник в Москве, в Ильинском сквере. Он представляет собой восьмигранный шатёр из чугуна с православным крестом наверху. На боковых поверхностях — горельефы со сценами из сражения и цитаты из Евангелия. С 1999 года в часовне возобновились заупокойные богослужения.

Памятник Затопленным кораблям в Севастополе

затопленным кораблям

В 23 метрах от набережной Приморского бульвара Севастополя возвышается девятиметровая скала из гранита. Из неё вырастает пьедестал с диоритовой колонной наверху которой виден двуглавый орёл в императорской короне держит в клювах венок с якорем. Грудь орла украшает щит со Святым Георгием Победоносцем. Скульптор памятника — Амандус Адамсон. Монумент был сооружён в 1905 году, чтобы увековечить одну удивительную историю, произошедшую 50 лет назад. В 1854 году Нахимов принимает решение затопить корабли и тем самым перекрыть вход в Севастополь. Сначала было затоплено несколько кораблей, а позже все. Англо-французский флот так и не смог попасть в Севастопольскую бухту.

Обелиск Кутузову

обелиск кутузову

Возле деревни Горки, в 115-и километрах от Москвы, на Бородинском поле стоит обелиск, выполненный из красного гранита. На его вершине большой металлический орёл. Он летит, сжимая в когтях позолоченный лавровый венок, тот самый, что символ славы и победы. На лицевой стороне обелиска меч остриём вверх, под ним — бронзовые изображения Кутузова  и генералов, и надпись: «Неприятель отражён во всех пунктах». На месте обелиска находился командный пункт Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова во время знаменитой Бородинской битвы 26.08.1812 года. Обелиск установлен во время правления Николая II по проекту П.А. Воронцова-Вельяминова к столетию этой битвы, в 1912 году.

Рабочий и колхозница

рабочий и колхозница

Гигантская металлическая конструкция, высотой 25 метров без постамента, представляет собой юношу и девушку — представителей рабочего класса и крестьянства. Они вместе делают порывистый шаг и поднимают ввысь символы советской власти: серп и молот. Скульптура была создана Верой Мухиной по замыслу Бориса Иофана в 1937 году специально для парижской выставки, точнее — для павильона, представлявшего молодую советскую страну. Эта скульптура, выполненная в стиле монументализма, стала символом СССР. В 2003 году памятник был разобран для реставрации и вернулся на своё место лишь в 2009 году. При этом высота постамента увеличилась.

Памятник Ломоносову

ломоносов

Бронзовая фигура учёного стоит на высоком постаменте цилиндрической формы. Она изображает Михайло Васильевича Ломоносова ещё молодым учёным. Он держит перо и бумагу — символы свода правил и принципов созданного им университета. Имя Ломоносова было присвоено МГУ в 1940 году, а в 1953 году перед зданием университета был установлен памятник работы скульптора Николая Васильевича Томского (Гришина) и архитектора Льва Владимировича Руднева. 

Фонтан Дружба народов

дружба народов

Установлен на ВДНХ в Москве в 1954 году. В основе фонтана восьмигранная чаша, естественно переходящая в сноп колосьев, подсолнухов и других видов сельскохозяйственных растений. По периферии фонтана установлены 16 фигур девушек в национальных костюмах. Девушек столько, сколько было союзных республик в СССР до 1956 года. В 1956 году Карело-финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, но из фонтана статуи не выкинешь, и вот они стоят в таком порядке: на главный павильон смотрит девушка с косой на голове, держащая в руках сноп колосьев — это Россия. Далее, по часовой стрелке:

  • Украинская ССР; 
  • Узбекская ССР; 
  • Грузинская ССР; 
  • Литовская ССР; 
  • Латвийская ССР; 
  • Таджикская ССР;
  • Туркменская ССР; 
  • Карело-Финская ССР; 
  • Эстонская ССР; 
  • Армянская ССР; 
  • Молдавская ССР; 
  • Киргизская ССР;
  • Азербайджанская ССР; 
  • Казахская ССР; 
  • Белорусская ССР. 

Над фонтаном работала большая группа специалистов, среди которых: архитектор-художник К.Т. Топуридзе, инженер В.И. Клявин. Интересно, что ночью подсветка фонтана меняется раз в час.

Памятник Юрию Долгорукому

юрий долгорукий

Памятник Юрию Долгорукому — основателю Москвы расположен на Тверской площади, напротив мэрии Москвы. Он был открыт в 1954 году. На богатырском коне восседает величественный богатырь. Кажется он сошёл с картины «Три богатыря». Лицо не имеет портретного сходства, так как никто не знает, как выглядел князь на самом деле., но прорисовано детально. Скульпторы памятника: Сергей Михайлович Орлов, Анатолий Петрович Антропов, Николай Львович Штамм. Архитектурное оформление памятника принадлежит Виктору Семёновичу Андрееву. Кстати, струя фонтана достигает 28 метров в высоту!

Памятник Чайковскому

чайковский

Бронзовый Чайковский, великий композитор, сидит в кресле в скверике перед входом в Большой зал консерватории в Москве. Перед Петром Ильичём стоит пюпитр и правая рука уже тянется записать пришедшие на ум ноты, а левая всё ещё отсчитывает ритм. Рядом тянется длинная скамья из красного мрамора по краям которой арфы, а спинка — нотный стан. Этот памятник — творение Веры Игнатьевны Мухиной. Памятник ей заказали в 1945 году. Однако тот проект, что она предложила был раскритикован, так же, как и последующий. В конце-концов, с большими поправками, проект был утверждён. Но только в 1954 году, уже после смерти скульптора, памятник был установлен и открыт.

Родина-мать зовёт

родина мать

Гигантская фигура женщины, решительно делающей шаг вперёд. Она подняла меч и кричит, призывая людей встать на защиту своей родины. Скульптура создана по проекту архитектора  Евгения Викторовича Вучетича и расчётам инженера Николая Васильевича Никитина. Высота скульптуры вместе с мечом 85 метров. Она отлита из бетона прямо на месте. Толщина стенок — 25-30 см. Внутри статуя полая, состоит из множества пустых отсеков и стальных канатов, которые поддерживают её в равновесии. Интересно, что фигура ничем не закреплена, она просто стоит на двухметровом постаменте, как шахматная фигура на клетке доски. Родина-мать зовёт — часть скульптурной композиции Мамаева кургана в Волгограде — главному памятнику, посвящённому Сталинградской битве Великой Отечественной войны. Стройка началась в 1958 году и закончилась спустя почти десять лет — в 1967.

Памятник Жукову в Москве

жуков

На подходе к Красной площади Москвы, у входа в Исторический музей возвышается скульптура маршала Георгия Константиновича Жукова. Запечатлён тот самый момент, когда он принимает Парад Победы 24.06.1945 г. Жуков на коне. Под копытами коня — штандарты побеждённой Германии. Авторами монумента стали: архитектор Ю.Г. Григорьев и скульптор В.М. Клыков. Сначала монумент хотели установить на самой Красной площади, но не получили разрешения ЮНЕСКО. Красная площадь — памятник мирового значения, изменять что-либо на ней запрещено. Поэтому маршал расположился на Манежной площади. В месте, может быть, не самом удобном, зато точно — массовом.
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Площадь клумбы прямоугольной формы как найти
  • Как найти игру вк рабство
  • Как найти внешний диаметр колеса
  • Как найти воду для водоема
  • Нашел старую монету как ее почистить