Как найти сквозное действие в пьесе

  1. Сквозное действие и контрдействие

О
сквозном действии К.С. Станиславский
пишет так:
«Действенное, внутреннее стремление
через всю пьесу двигателей психической
жизни артисто-роли мы называем на нашем
языке — «сквозное действие артисто-роли» […]
Линия сквозного действия соединяет
воедино, пронизывает, точно нить
разрозненные бусы, все элементы и
направляет их к общей сверхзадаче».

Итак,
единое
действие, направленное к сверхзадаче,
К.С.Станиславский называет
сквозным
действием.

Сквозное
действие в спектакле возникает на наших
глазах. Это то, зачем должен следить
зритель. Это реализация конфликта пьесы
через событийно действенный ряд. В
определение сквозного действия
произведения всегда присутствует слово
«борьба» за что-то, ради чего-то. Для
актера верно найденное сквозное действие
рождает верное самочувствие. Не будь
сквозного действия, все куски и задачи
пьесы, все предлагаемые обстоятельства,
общение, приспособления, моменты правды
и веры и прочее прозябали бы порознь
друг от друга, без всякой надежды ожить.

Сверхзадача – хотение. Сквозное действие
– стремление. Выполнение его – действие.

Сквозное действие спектакля –
Вызволить Снегурочку из плена, что бы
для всех наступил Новый год.

Контрдействие 
психофизическая реакция на враждебное
или неприязненное отношение к действующему
лицу, которое в системе развития сюжета
представляет одну из противоборствующих
сторон.

Каждое сквозное действие в органическом
художественном произведении имеет свое
контрдействие, которое усиливает
сквозное действие.

Станиславский пишет: «Если бы в пьесе
не было бы никакого контрсквозного
действия и все устраивалось само собой,
то исполнителям и тем лицам, кого они
изображают, нечего было бы делать на
подмостках, а сама пьеса стала бы
бездейственной и потому несценичной».

Контрдействие в спектакле – Помешать
освободить Снегурочку, тем самым сорвать
праздник.

  1. Трактовка основных образов пьесы и их столкновение в основном конфликте

Действующее
лицо

– это персонаж в произведении, пьесе,
который участвует в развитии сюжет и
раскрывает
свой
 характер непосредственно
в действии психофизическом и словесном.

В
спектакле «Маша и Витя против «Диких
гитар» двенадцать основных персонажей:
самая обыкновенная Волшебница, ученики
младших классов Маша и Витя, добрый
волшебник Дед Мороз и его внучка
Снегурочка. Жители сказочного леса –
Старичок-лесовичок, печка, яблоня. А
также, держащая весь лес в страхе,
рок-группа «Дикие гитары» в составе:
хитрая и лицемерная Баба-Яга, очень
Дикий Кот Матвей, простодушный и
глуповатый Леший. Венчает список нечисти
– самый главный злодей – Кощей.

Маша
– 10 лет, ученица младших классов. Добрая,
отзывчивая девочка, которая верит в
сказки, в то же время в начале сказки
хамоватая, самоуверенная. После спора
с Витей, в доказательство, что сказки и
волшебство существуют, оживляет
игрушечного Деда Мороза. Оказавшись в
сказочном лесу, протягивает руку помощи
«всем, кто ждет подмоги». Ее задача
доказать Вите, что дружба и доброта
творят чудеса, и конечно, спасти
Снегурочку. «Это тебе потому все помогали,
что ты добрая и отзывчивая. Так и надо».

Витя

10 лет, ученик младших классов.
Последовательный, рассудительный и
осторожный мальчик. «С детства интересуется
наукой и техникой». Считает сказки
выдумкой, на которые не стоит тратить
время. Но как человек с пытливым умом,
отправляется в сказку с Машей, что бы
быть не только ее защитником, но и
провести исследование – есть ли
волшебство на свете. Встречая на пути
различные трудности, преодолевает их
с помощью «гаджетов», которые мастерит
прямо на месте.

Дед
Мороз

Добрый сказочный персонаж. Добрый, но
хитрый. Отправляет школьников в сказочный
лес, где находится Царство Кощея. Там в
плену томится Снегурочка. Дед Мороз
уверен в победе ребят, ведь для этого у
них все есть – смелость, доброта,
смекалка.

Снегурочка
– внучка Деда Мороза. Похищена Кощеем
для празднования Нового года с лесной
нечистью. И вот какая беда получается:
без нее Новый год никогда не придет к
ребятам.

Волшебница
– самая обыкновенная волшебница. Творит
сказки, а потом их рассказывает. И до
того у нее волшебно получается, что
самой не верится. Знакомит нас с главными
героями сказки, определяет их конфликт.
Но чем закончится сказка не знает даже
она…

Баба-Яга,
Леший, Дикий Кот Матвей

– нечистая сила сказочного леса.
Творческие ребята. Организовали
рок-группу «Дикие гитары». Узнав, что
Кощей похитил Снегурочку, и затевает
встречу Нового года, готовятся выступить
с песнями на празднике. Однако их планам
мешают школьники. Нечистая сила по
очереди пытается одолеть друзей, но
терпят поражение.

Баба-Яга
– хитрая, лживая интриганка.

Леший
– слабохарактерный, заторможенный,
«обиженный судьбой» тюфяк.

Дикий
Кот Матвей

— самоуверенный, «вечно голодный»
хулиган.

Кощей
Бессмертный

– главный злодей сказочного леса.
Лукавый интриган, почище Бабы-Яги,
«хозяин жизни». Хитростью заманил
Снегурочку в свое Царство. Готов драться
до последнего — он уверен в своей победе,
хотя поединщиков у него давно не было.

Печка,
Яблоня, Старичок-Лесовичок

– жители сказочного леса. Очень доверчивые
и добрые персонажи. За добро платят
добром – помогают школьникам найти
дорогу в Царство Кощея.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Когда актер понял сверхзадачу пьесы, он должен стремиться к тому, чтобы все мысли, чувства изображаемого им лица и все вытекающие из этих мыслей и чувств действия осуществляли бы сверхзадачу пьесы.

Возьмем пример из «Горя от ума». Если сверхзадачу Чацкого, который является главным выразителем идеи пьесы, мы можем определить словами «хочу стремиться к свободе», то вся психологическая жизнь героя и все его действия должны быть направлены к осуществлению намеченной сверхзадачи. Отсюда беспощадное осуждение всего и всех, кто мешает его стремлению к свободе, стремлению разоблачить и бороться со всеми фамусовыми, молчалиными, скалозубами.

Вот такое единое действие, направленное к сверхзадаче, Станиславский называет сквозным действием.

Константин Сергеевич говорит, что «линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».

Нас могут спросить: а какую же роль во всем этом играет неудавшаяся любовь к Софье? А это только одна из сторон борьбы Чацкого. Ненавистное ему фамусовское общество стремится отнять у него и любимую девушку. Борьба за личное счастье вливается в сквозное действие борьбы за свободу и усиливает сверхзадачу.

Если актер не будет все свои поступки нанизывать на единый стержень сквозного действия, которое ведет его к сверхзадаче, то роль никогда не будет сыграна так, чтобы мы могли бы об этом говорить как о серьезной художественной победе.

Чаще всего творческое поражение ожидает актера, когда он заменяет сквозное действие более мелкими, несущественными действиями.

Представим себе, что актер, играющий Чацкого, скажет себе: — У меня много стремлений. Я стремлюсь отдохнуть на родине после скитаний, я стремлюсь повеселиться над всякими чудаками, я стремлюсь жениться на Софье, я стремлюсь вырвать моего старого друга Платона Михайловича из-под влияния его жены и т.д. и т.д.

Что же получится? Роль разобьется на отдельные маленькие действия, и, как бы хорошо они ни были сыграны, от сверхзадачи, вложенной автором в свое произведение, ничего не останется.

Борясь с таким, довольно частым явлением в театре, Станиславский писал: «Вот почему прекрасные в отдельности куски вашей роли не производят впечатления и не дают удовлетворения в целом. Разбейте статую Аполлона на мелкие куски и показывайте каждый из них в отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего».

А вот попробуем взять пример из русской живописи. Все, конечно, хорошо знают картину Сурикова «Боярыня Морозова». В этой картине изображен героизм русской женщины, готовой перенести любые муки и принять смерть за свою правду. Это широкое содержание до сих пор волнует зрителя, невзирая на давно отжившую фабулу.

Брошенная на солому, закованная в цепи, увозимая на страшные мучения, боярыня Морозова не смирилась, не подчинилась. Глаза ее сверкают, бледное лицо выражает порыв и вдохновение, высоко поднята рука, пальцы которой сложены для двуперстного крестного знамения. Все ее движения, весь порыв сводятся к одному сквозному действию: утверждаю свою веру, хочу убедить в ней народ.

И гениальный художник выразил это сквозное действие с удивительной экспрессией.

А теперь представим себе, что названное сквозное действие заменено другим. Например: еду на муки и хочу проститься с Москвой и с народом, или: хочу увидеть врага своего — царя Алексея Михайловича, который высматривает из решетчатого оконца церкви, или… Можно вообразить еще много действий, но ни одно из них не заменило бы сквозного действия, так глубоко и точно найденного Суриковым.

И я думаю, что самый неискушенный зритель поймет, что, как бы ни были замечательно написаны и люди, и Москва XVII века, и снег, все равно картина не производила бы такого сильного впечатления, если б ее сверхзадача была нарушена.

Каждое сквозное действие в органическом художественном произведении имеет свое контрдействие, которое усиливает сквозное действие.

Не отрываясь от приведенного примера в живописи, напомним смеющегося дьячка, который стоит в левой группе народа и издевается над Морозовой. Он и окружающие его лица являются носителями контрдействия.

Или Фамусов, Скалозуб, Молчалин, все гости в доме Фамусова, мифическая княгиня Марья Алексеевна представляют собою противодействие, враждебное сквозному действию Чацкого, и тем еще усиливают последнее.

Станиславский говорит: «Если бы в пьесе не было бы никакого контрсквозного действия и все устраивалось само собой, то исполнителям и тем лицам, кого они изображают, нечего было бы делать на подмостках, а сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯСуровая скалистая местность, частично покрытая деревьями; по обе стороны сцены холмы. Виден новый храм. В глубине ущелье. Тамино стремительно спускается с одной из скал с луком, но без стрел. Он преследуем Змеем.ТАМИНОПомогите! Помогите или я

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯПальмовая роща. На серебристых деревьях золотистые ветви. С каждой стороны находится по девять пирамид; в каждой из них высечен выступ, на котором стоит большой чёрный горн, отделанный золотом. Посредине возвышается самая большая пирамида.

Действие вершат «колобки»

Действие вершат «колобки»
Многими своими чертами Карлсон напоминает другого мультипликационного героя, появившегося почти одновременно с ним: Винни-Пуха Федора Хитрука. Оба персонажа — толстые и круглые, нелепо и хаотически двигаются, любят поесть и, будучи не в силах

7. Действие

7. Действие
Действие у Эсхила просто, бесхитростно, но величественно по своей значимости и тому впечатлению, которое оно оказывало на публику, очевидно, готовую к «спецэффектам», которые у этого автора порой сводятся лишь к напряженному молчанию. Другая важная

Действие первое

Действие первое
Картина перваяДействие разыгрывается на сцене с чуть размытыми, словно выходящими из тумана декорациями. Полумрак по нашему замыслу даст ощущение удаленности событий во времени, события как бы проступают из пласта веков, они нечеткие, «присыпаны»

Действие второе

Действие второе
Картина перваяПоходная ставка знаменитого тюркского вельможи, хана Айдына, близкого родственника Аттилы и его доверенного лица. Сюда прибывает Аппий. Стража останавливает его на подходе. После необходимых формальностей Аппия провожают в шатер Айдына.

Действие грамоты Дионисия

Действие грамоты Дионисия
Когда грамота Дионисия дошла до Нижнего Новгорода, воевода Алябьев созвал старейшин города. Пришли архимандрит Печерского монастыря Федор, протопоп Савва, попы, дьяконы, дети боярские и посадские старосты. Говядарь[186] Кузьма Захарьевич

Глава шестая. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

Глава шестая. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
Мы установили, что действие, будучи материалом актерского искусства, является носителем всего, что составляет актерскую игру, ибо в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное,

СЛОВО — ЭТО ДЕЙСТВИЕ

СЛОВО — ЭТО ДЕЙСТВИЕ
Проблема слова занимает видное место в творческой практике русского театра.Не было, кажется, ни одного крупного деятеля в истории русского театра, который не задумывался бы над великой силой воздействия слова, не искал бы средств к тому, чтобы слово

Революционное действие: джазовое эхо

Революционное действие: джазовое эхо
Зрелость расового негритянского самосознания, ощутившего и свое отчуждение, и свою связь с африканской культурой, и свое новое историческое предназначение, обусловила переход негритянского освободительного движения к прямому

Восприятие и действие

Восприятие и действие
«Чистого» восприятия не бывает. Восприятие всегда порождает реакцию. И наше дело — дать ход реакции или затормозить ее. Эта неразрывность, органическая связь восприятия и реакции является одним из основных законов творческого состояния актера.И

ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
1. Что на же самом деле может считаться достаточной характеристикой человеческого поведения, – самостоятельной и полностью независимой от всякого контекста, существующей и до начала собственно действий, и после их завершения? Что можно было

Сверхзадача и сквозное действие по К.С. Станиславскому

В 1912-1913 годах К.С. Станиславский понимает, что при дроблении пьесы и роли на «куски» и «задачи», большое значение приобретает «лейтмотив», то есть, «сквозное действие» пьесы.

В первых спектаклях МХТ наиболее близкими к этому определению были вопросы: «куда направлен темперамент?», «чем живёт артист или персонаж?».

И К.С. Станиславский создаёт учение о сквозном действии:

«Действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли мы называем на нашем языке… «сквозное действие артисто-роли» […] Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга без всякой» надежды ожить. Но линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».

Станиславский К. С.,  Работа актёра над собой. Часть 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика, Том 2 / Собрание сочинений в 8-ми томах, М., «Искусство», 1954 г., с. 338.

«Если вы играете без сквозного действия, значит, вы не действуете на сцене, в предлагаемых обстоятельствах и с магическим «если бы». […] Всё, что существует в «системе», нужно, в первую очередь, для сквозного действия и для сверхзадачи. […] В каждой хорошей пьесе её сверхзадача и сквозное действие органически вытекают из самой природы произведения. Этого нельзя нарушать безнаказанно, не убив самого произведения».

Станиславский К. С.,  Работа актёра над собой. Часть 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика, Том 2 / Собрание сочинений в 8-ми томах, М., «Искусство», 1954 г., с. 339-343.

«…Когда внимание артиста целиком захвачено сверхзадачей, то большие задачи. […] выполняются в большой мере подсознательно. […] Сквозное действие… создается из длинного ряда больших задач. В каждой из них огромное количество маленьких задач, выполняемых подсознательно. […] Сквозное действие является могущественным возбудительным средством […] для воздействия на подсознание […] Но сквозное действие создается не само по себе. Сила его творческого стремления находится в непосредственной зависимости от увлекательности сверхзадачи».

Станиславский К. С.,  Работа актёра над собой. Часть 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика, Том 2 / Собрание сочинений в 8-ми томах, М., «Искусство», 1954 г., с. 363.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти удельную массу стали
  • Найти как рисовать волка
  • Как в excel найти арифметическую прогрессию
  • Как найти свой телефон через другое устройство
  • Реклама как составить рекламу услуг