Как найти слова с двумя корнями

Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:

  1. золото, золотко, золотце, золотник, золотой;
  2. золотоносный, золотокудрый, золотокрылый, золотопромышленник;
  3. золотохлористоводородный.

Сложные слова это

Слова с двумя и более корнями в морфемном составе называются сложными. В большинстве сложных слов между корнями находятся соединительные гласные «о», «е» , или эти интерфиксы в морфемном составе слова могут отсутствовать.

Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».

Примеры сложных слов

Слова с двумя корнямиПравописание сложных слов

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

  • мусоропровод  
  • молоковоз  
  • музыковед  
  • хлебороб  
  • звездолёт  
  • тайнопись  
  • счетовод  
  • снегоход  
  • лесовоз  
  • машинопись  
  • верхолаз  
  • тихоход  
  • смолокур  

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

  • лесопромышленник  
  • мухоловка
  • золотоискатель  
  • соковарка
  • властолюби[йэ]
  • плодожорка
  • градоначальник  
  • медоварня
  • первокурсник  
  • маслобойня
  • плодороди[й’э]
  • плоскодонка

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

  • плодоягодный
  • смолоносный
  • черноволосый
  • мукомольный
  • счетоводный
  • шарообразный
  • планомерный
  • равноценный
  • розовощекий
  • сероглазый
  • пивоваренный

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

  • овцевод  
  • нефтепровод  
  • жизнелюб  
  • полевод  
  • лежебока
  • пищевод  
  • овощевод  
  • солнцепёк  
  • птицевод  
  • солнцеворот  
  • чаевод  
  • птицеед  
  • солнцецвет  
  • птицелов  

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

  • пламевидный
  • кораблестроительный
  • платёжеспособный
  • птицеводческий
  • мужеподобный
  • пальцевидный
  • овощеконсервный
  • жизнелюбивый
  • мореходный
  • солнцезащитный
  • пешеходный

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.

Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

  • плащпалатка
  • машинаавтомат  
  • платьехалат  
  • счёт  фактура
  • креслокровать  
  • автомобиль  цистерна
  • школаинтернат  
  • салон  ателье
  • плуг  сеялка
  • библиотекахранилище
  • каноэдвойка
  • кафересторан  
  • роман  эпопея
  • вакуум  камера
  • вышивкапанно
  • магазин  ателье
  • письмозаявка
  • кофемолка
  • мелодрама
  • кофемашина
  • кофеварка

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:

  • красивое кресло-кровать или красивая кресло-кровать;
  • уютное кафе-клуб или уютный кафе-клуб?

В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

1. по первой части, если изменяются обе части слова:

  • красивое кресло-кровать (ср. р.);
  • далекая школа-интернат (ж. р. );
  • стальной плуг-сеялка (м. р.);

2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:

  • уютный кафе-клуб (м. р.);
  • быстрая каноэ-двойка (ж. р.);
  • слабое альфа-излучение (ср. р.).

Видеоурок «Сложные слова»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 69

Приведем при­ме­ры слож­ных слов с дву­мя кор­ня­ми и соеди­ни­тель­ны­ми глас­ны­ми «о», «е» меж­ду ними и без соеди­ни­тель­ных глас­ных. Выясним, как опре­де­лить род слож­ных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это глав­ная мор­фе­ма в сло­ве. В нем заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. В сло­ве может быть не один корень, а два, и даже три, например:

  1. золото, золотко, золотце, золотник, золотой;
  2. золотоносный, золотокудрый, золотокрылый, золотопро­мышленник;
  3. золотохлористоводо­родный.

Слова с двумя корнями. Примеры

Слова с дву­мя и более кор­ня­ми в мор­фем­ном соста­ве назы­ва­ют­ся слож­ны­ми. В боль­шин­стве слож­ных слов меж­ду кор­ня­ми нахо­дят­ся соеди­ни­тель­ные глас­ные «о», «е» , или эти интер­фик­сы в мор­фем­ном соста­ве сло­ва могут отсутствовать.

Соединительная глас­ная «о» пишет­ся после твер­дых соглас­ных пер­вой осно­вы слож­но­го сло­ва, а глас­ная «е» — после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» и бук­вы «ц».

Примеры сложных слов

Слова с двумя корнями. Примеры

Слова с двумя корнями. Примеры

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

  • мусоропровод  
  • молоковоз  
  • музыковед  
  • хлебороб  
  • звездолёт  
  • тайнопись  
  • счетовод  
  • снегоход  
  • лесовоз  
  • машинопись  
  • верхолаз  
  • тихоход  
  • смолокур  

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

  • лесопро­мышленник  
  • мухоловка
  • золотоискатель  
  • соковарка
  • властолюби[йэ]
  • плодожорка
  • градоначальник  
  • медоварня
  • первокурсник  
  • маслобойня
  • плодороди[й’э]
  • плоскодонка

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

  • плодоягодный
  • смолоносный
  • черноволосый
  • мукомольный
  • счетоводный
  • шарообразный
  • планомерный
  • равноценный
  • розовощекий
  • сероглазый
  • пивоваренный

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

  • овцевод  
  • нефтепровод  
  • жизнелюб  
  • полевод  
  • лежебока
  • пищевод  
  • овощевод  
  • солнцепёк  
  • птицевод  
  • солнцеворот  
  • чаевод  
  • птицеед  
  • солнцецвет  
  • птицелов  

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

  • пламевидный
  • кораблестроительный
  • платёжеспо­собный
  • птицеводческий
  • мужеподобный
  • пальцевидный
  • овощекон­сервный
  • жизнелюбивый
  • мореходный
  • солнцезащитный
  • пешеходный

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В мор­фем­ном соста­ве слож­но­го сло­ва может не быть интер­фик­са. Такие лек­се­мы обра­зу­ют­ся спо­со­бом сло­же­ния без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Чаще это сло­ва, при­над­ле­жа­щие к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, или при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от них суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Приведем при­ме­ры слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Как пра­ви­ло, они пишут­ся с дефи­сом, кро­ме неко­то­рых слов, в соста­ве кото­рых пер­вая часть явля­ет­ся заим­ство­ван­ным неиз­ме­ня­е­мым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

  • плащпалатка
  • машинаавто­мат  
  • платьехалат  
  • счёт  фак­тура
  • креслокро­вать  
  • автомобиль  цистерна
  • школаинтер­нат  
  • салон  ате­лье
  • плуг  сеялка
  • биб­лиотекахранилище
  • каноэдвойка
  • кафересто­ран  
  • роман  эпо­пея
  • ваку­ум  камера
  • вышивкапан­но
  • мага­зин  ате­лье
  • письмозаявка
  • кофемолка
  • мелодрама
  • кофемашина
  • кофеварка

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При упо­треб­ле­нии в пись­мен­ной речи слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной все­гда вызы­ва­ет затруд­не­ние согла­со­ва­ние их с при­ла­га­тель­ны­ми. Какой вари­ант явля­ет­ся правильным:

  • кра­сивое кресло-кровать или кра­сивая кресло-кровать;
  • уютное кафе-клуб или уютный кафе-клуб?

В рус­ском язы­ке род неоду­шев­лен­ных слож­ных суще­стви­тель­ных, пишу­щих­ся через дефис, обыч­но определяется:

1. по пер­вой части, если изме­ня­ют­ся обе части слова:

  • кра­си­вое крес­ло-кро­вать (ср. р.);
  • дале­кая шко­ла-интер­нат (ж. р. );
  • сталь­ной плуг-сеял­ка (м. р.);

2. по изме­ня­е­мой части, если дру­гая явля­ет­ся неизменяемой:

  • уют­ный кафе-клуб (м. р.);
  • быст­рая каноэ-двой­ка (ж. р.);
  • сла­бое альфа-излу­че­ние (ср. р.).

Видеоурок «Сложные слова»

Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о, и. Список слов.Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова — сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход — это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка — это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после  нахождения значения слова. К примеру,  желтоватый — не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват — это суффикс. Или величайший — это не великий чай, а просто очень великий. 

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное  млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом. 

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос — то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог — животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал — машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем — это приставка.
Самокат — устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт — транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт — устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад,  водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар,  снегопад,  стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

кашЕвар (каша + варить)

птицЕлов (птица + ловить)

пешЕход (пеший + ходить)

дождЕмер (дождь + мерить)

пылЕсос (пыль + всасывать)

птицЕфабрика (птица + фабрика)

нефтЕпровод (нефть + проводить)

овощЕхранилище (овощ + хранить)

путЕшествие (путь + шествовать)

мышЕловка

морЕплаватель

грязЕлечение

сталЕвар

кораблЕкрушение

землЕмер

пулЕмет

свежЕмороженый

морЕход

вездЕход

вездЕсущий

солнцЕстояние

Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

вертОлёт (вертикально + летать)

стеклОрез (стекло + резать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

домОсед (дома + сидеть)

самОлет

фотОаппарат

автОколонна

рыбОлов

светОдиод

электрОпила

тестОмешалка

Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о, и

Телефотограф.

 Урок русского языка Как   делаются слова.

Сложные слова из двух корней с буквой 
соединительного  гласного.

(2 класс «Перспективная  начальная  школа»)

Цель  урока: освоение правописания слов, состоящих из двух
корней.

Задачи:

— обучающие:  

— закреплять  умения находить и образовывать сложные слова;

— анализировать, обобщать, систематизировать;

— развивать память, внимание, речь учащихся;

-развивающие:

 — совершенствование
устной и письменной речи,

— обогащение словарного  запаса  обучающихся;

-воспитательные:

привитие интереса к русскому языку;

 — воспитание культуры интеллектуального труда;  

 — создание эмоционально-ценностного отношения к предмету;

 — воспитание  доверительных отношений, чувство взаимопомощи, поддержки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

— формирование желания выполнять учебные действия;

—  использование фантазии, воображения при выполнении
учебных действий

Познавательные УУД

—  самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;

—  поиск и выделение необходимой информации;

—  выбор наиболее эффективных способов решения проблемы ;

— способность и умение учащихся производить простые
логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)

Коммуникативные УУД

—  планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

—  сотрудничество в поиске и сборе информации;

—  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли ;

— формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы,
отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

—  формирование умения работать в  малых группах.

Регулятивные УУД (типы учебных действий)

— 
целеполагание;

— 
планирование;

— 
прогнозирование;

— 
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном;

—  коррекция;

—  оценка

Планируемые
результаты:

   Предметные:

  Уметь находить и
записывать сложные слова.

  Знать правописание
соединительных гласных в сложных словах.

Личностные:
Уметь проводить
самооценку на основе критерия успешности
учебной деятельности.

Метапредметные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

— работать
по коллективно составленному плану;


оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки; 

планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей;

— вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

— уметь
оформлять свои мысли в устной форме;


слушать и
понимать речь других;

— совместно
договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные
УУД).

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке

(Познавательные
УУД).

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 3 часть автор
под редакцией М.Л.Каленчук. Москва. Академкнига/Учебник. 2012г., мультимедийное 
оборудование, карточки для  групповой и парной работы

Ход урока

1.     Организационный
момент.

А)
Создание позитивной мотивации.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова, 
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!

Б) Работа с интер. доской. Создание
проблемной ситуации

— Обратите внимание на доску.

Распределите слова на 2 группы.(
Пылесос
зверолов, холодильник, звездопад, лесоруб,
велосипед, компьютер, белоснежный ,снеговик, книжечка)

— Из каких слов состоит группа А?
(сложные слова)

— Что объединяет слова группы Б? (слова
– предметы)

— Какое слово лишнее в группе А? Почему?

(Белоснежный – признак, пылесос – соед. е)

— Когда мы пишем соединительный гласный
— О…-Е? (они соединяют части сложного слова, о – после твердого согласного, е –
после мягкого согласного и букв ш,ж,ц)

В)Минутка чистописания.

— Данные буквы мы будем прописывать в
минутке чистописания.

Запишите число…пропишите данные буквы

о е ое ео

Как образуются
сложные слова?

(Сложением двух
корней в сложных словах с помощью соед. гласных –о, -е )

2. Работа по теме
урока

В)Тренировка
в составлении  слов с двумя корнями (на доске)


Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначить корень в
словах и подчеркнуть соединительные гласные.

Ходит
пешком – пешеход     

Чистит
трубы — трубочист

Предмет
для ловли мышей — мышеловка

Лазит
по скалам —
  скалолаз

Этот
тот, кто любит читать –книголюб

Корабль,
который колет лед – ледокол

-Как
образовали новое слово? ( Два корня соединили гласными –О-,-Е-)

-Почему в одних
случаях в сложных словах пишется соединительный  гласный — О, а в других Е?

(Гласный О пишется после
твёрдого согласного, гласный Е – после мягкого согласного и согласных ж, ш, ц.)

Перечитайте
слова, на какое 2 группы их можно разделить и почему?

(Одушевленные
–кто? Неодушевленные предметы –Что?)


Кому было легко   образовывать сложные слова
?

  
Г)
Работа
по учебнику

с.
97, упр.107 (в соответствии с заданием)

Д) Физкультминутка.

— Давайте
сейчас немножко отдохнём.

— Встали. Закрыли
глазки. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный
водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте
себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится
по телу. Поднимите руки вверх, опустите. Белый свет течёт по вашей голове,
рукам, спине, ногам. Это позволяет
ощутить себя очень расслабленно и приятно. Вы чувствуете себя совершенно
спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими
силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность
отдохнуть.

 Е) Работа в парах.

На
столе у вас лежат карточки. Прочитайте текст, найдите и подчеркните сложные
слова.

 Самый высокий водопад в Росcии — Тальниковский водопад.
Он очень красивый. Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её. Только в
чистых водоёмах растёт растение, которая называется — водокрас. Чтобы охранять
подводный мир, водолазыизучают
его. И нам необходимо любить и охранять природу.

Проверка.

— Чему
учит нас этот текст? (Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её, нам
необходимо любить и охранять природу.)


Назовите, какие слова вы подчеркнули?

— Ребята,
что объединяет этих слова?

— Водопад
,водоём ,водокрас ,водолаз.

— От каких
слов они образованы. Мы понимаем, что они обозначают?

Водопад —
падающая вода.

Водоём —
водяная ёмкость, бывают водоёмы природные и искусственные, которые построили
люди.

Водолаз —
человек, который работает под водой. 

Водокрас —
это растение, которое растёт в воде. 

— Какой
соединительный гласный пишется в этих словах? Почему? 

(Буква о,
потому что д — твердый согласный)

— Какую
роль сложные слова играют в русском языке?

 (Они
нужны для краткости речи, их используют вместо словосочетаний)

Ж)
Работа в группах

Игра
«Пазлы»

«Соберите » сложные
слова.  

В составленных словах выделите 
корни и подчеркните соединительный гласный.

Назовите  профессию человека.

Пчёл разводит
– __________________

Лес рубит –
_______________________

Зверей ловит  –
____________________

Рыбу ловит –
_______________________

Коней разводить
— ___________________

«Соберите » сложные
слова.  

В составленных словах выделите 
корни и подчеркните соединительный гласный.

Назовите помощников по дому.

Сам варит –
______________________

Сок выжимает 
– ________________

Пыль сосёт –
____________________

Мясо рубит –
________________________

Овощи режет  –
______________________

«Соберите » сложные
слова.  

В составленных словах выделите 
корни и подчеркните соединительный гласный.

Назовите явления природы.

Камни падают –
____________________

Вода падает –
_________________________

Звезды падают —
________________________

Снег падает– __________________________

Листья падают –
_____________________

«Соберите » сложные
слова.  

В составленных словах выделите 
корни и подчеркните соединительный гласный.

Назовите  профессию человека.

Свиней пасёт 
– __________________

Море ходить – _____________________

Вода лазить —
________________________

Птиц ловить –
_________________________

Сад заводит
— ___________________________________

«Соберите » сложные
слова.  

В составленных словах выделите 
корни и подчеркните соединительный гласный.

Назовите представителей
животного мира.

Жук, который ест кору
–_________________

Утка и нос –_____________________

Овца + бык –________________________

Землю рой (мышь) –
_________________________

Толстый лоб (рыба)
-___________________________  

«Соберите » сложные
слова.  

В составленных словах выделите 
корни и подчеркните соединительный гласный.

Назовите вид транспорта

Сам летает —
________________________

Пар ходит —
_______________________

Везде ходит — ______________________

По снегу ходит —
_____________________

По Луне ходит —
___________________________

«Соберите » сложные
слова.  

В составленных словах выделите 
корни и подчеркните соединительный гласный.

Как зовут  сказочного героя?

Звезды считает —
_____________________

Синие глаза
-_________________________

Золотые волосы —
______________________

Белый снег —
_________________________

Белые руки —
__________________________

«Соберите » сложные слова.  

В составленных словах выделите 
корни и подчеркните соединительный гласный.

Назовите слова-
признаки  ( Слова должны отвечать на вопрос какой?)

Добрая душа
–__________________

Острый ум
–______________________

Голубые глаза
–___________________

Тёмные волосы –___________________

Белые зубы –
_____________________

Проверка
по ДОКУМЕНТ
– КАМЕРЕ

3.
Итог урока.

— Давайте оценим
свою работу на уроке.

Покажите карточку с
выбранным цветом:

Отлично – зелёный

Хорошо – жёлтый

Не очень хорошо –
красный.

-Чему
научились сегодня на уроке
? (Учились
находить и образовывать слова с двумя корнями)

-Как
можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных
–О-,  -Е-.)


Для чего нужны сложные слова ?( для краткости речи ,вместо словосочетаний)

Тест «Да и нет»

— Я произношу
утверждения, если вы согласны с ним – покажите карточку зелёного цвета, не
согласны – карточку красного цвета.

1. Сложные слова –
это все длинные слова.

2.Если первый корень
оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительный гласный -О-.

3. После букв -Ж- ,
-Ш-  и -Ц пишется -О-

4. Слова, у которых
два корня, называются сложными.

5. Если первый корень
оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительный гласный -Е-.

4. Рефлексия

— Закончи фразу:

Мне понравилось…

Было сложно…

Было интересно…

5.
Домашнее задание.

(дифференцированно
по выбору  учащихся )

А
домашнее задание вы выберите себе сами. У меня на столе  вы видите две
карточки: №1 и №2. На  карточке №2 задание более трудное, а на карточке №1 —
полегче. 

Кто желает, тот может выполнить оба задания.

КАРТОЧКА №2

Образуйте сложные
слова по образцу:

Красная грудка –
(какая?) красногрудая

Яркая голова —
_________________________

Длинные ноги — 
________________________

Короткий хвост —  
_____________________

Пёстрые крылья —  
_____________________

По воде плавает —  _________________

КАРТОЧКА №1

Из ряда слов выписать
сложные слова:

Ледокол, 
снеговик,  пешеход,  островок,  паровоз,  землекоп,  земляника,  самолёт, 
утконос,  стенгазета,  вездеход.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (к уроку)

«Корни
заблудились», восстанови слова

(Подсказка: сначала выдели корни слов, подчеркни соединительный гласный  и
поменяй корни  слов местами)

Носо
ход                                     

Море
лёт

Верто
рог                                   

Паро
лёт

Само
ед                                       

Птице ход

КАРТОЧКА №2

Образуйте сложные
слова по образцу:

Красная грудка –
(какая?) красногрудая

Яркая голова —
_________________________

Длинные ноги — 
________________________

Короткий хвост
—   _____________________

Пёстрые крылья
—   _____________________

По воде плавает
  _________________

КАРТОЧКА №1

Из ряда слов
выписать сложные слова:

Ледокол, 
снеговик,  пешеход,  островок,  паровоз,  землекоп,    самолёт,  утконос, 
стенгазета,  вездеход.

КАРТОЧКА №2

Образуйте сложные
слова по образцу:

Красная грудка –
(какая?) красногрудая

Яркая голова —
_________________________

Длинные ноги — 
________________________

Короткий хвост
—   _____________________

Пёстрые крылья
—   _____________________

По воде плавает
  _________________

КАРТОЧКА №1

Из ряда слов
выписать сложные слова:

Ледокол, 
снеговик,  пешеход,  островок,  паровоз,  землекоп,    самолёт,  утконос, 
стенгазета,  вездеход.

КАРТОЧКА №2

Образуйте сложные
слова по образцу:

Красная грудка –
(какая?) красногрудая

Яркая голова —
_________________________

Длинные ноги — 
________________________

Короткий хвост
—   _____________________

Пёстрые крылья
—   _____________________

По воде плавает
  _________________

КАРТОЧКА №1

Из ряда слов
выписать сложные слова:

Ледокол, 
снеговик,  пешеход,  островок,  паровоз,  землекоп,    самолёт,  утконос, 
стенгазета,  вездеход.

morphemeonline.ru

Словарь морфемных разборов:
разбор слов по составу

Слова с двумя корнями

Примеры слов разных частей речи с двумя корнями:

  • шестиклассник
  • широкоформатный
  • широкоэкранный
  • шумопоглощающий
  • частокол
  • черноморец
  • четырёхстопный
  • электровоз
  • электрокофемолка
  • телефон
  • треножник
  • треугольник
  • трёхдюймовый
  • трёхлетний
  • трёхэтажный
  • сверхготовность
  • сверхизысканный
  • сверхсложный
  • себялюбец
  • словосочетание
  • сталеварный
  • старшеклассники
  • стобалльник
  • стобалльный
  • пароходный
  • пароходство
  • пешеход
  • очевидец
  • килограмм
  • километр
  • книгоиздатель
  • книголюб
  • кукушка
  • единогласно
  • ежегодный
  • дальневосточный
  • двумястами
  • десятиэтажный
  • доброжелательность
  • древнерусский
  • газопровод
  • головоломка
  • городгерой
  • вездеход
  • водопой
  • водораздел
  • вполуха
  • второстепенный
  • белоснежный
  • библиограф
  • благовидный
  • большелобое
  • авиапочта
  • автоколонна
  • автомотоспорт
  • астролог
  • астрофизика
  • астрофизический
  • асфальтовоз
  • косоглазие
  • одноадресный
  • стихотворение
  • хладнокровный
  • хронометраж
  • худсовет
  • водонагреватель
  • авиалиния
  • авиаотряд
  • авианосец
  • языковед
  • яхтклубовец
  • ежедневный
  • эхолот
  • жаброногие
  • водогрейка
  • дурдом
  • четверокурсник
  • атомоход
  • арбовирусный
  • арбовирус
  • явнобрачный
  • явнозернистый
  • явнокристаллический
  • явнополюсный
  • ядозуб
  • ядоносный
  • ядохимикат
  • ядрореакторный
  • языковедение
  • языковедный

Смотрите примеры слов с разными морфемами:

  • приставка-корень-суффикс-окончание — — — — — — — — — — — — —
  • две приставки — — — — — — — xyz
  • три приставки — — — — — — — — — — xyz
  • два корня
  • три корня — — — — — — — — — — xyz
  • с нулевым окончанием — — — —    
  • сдвоенные согласные — -нн-, -лл-, -пп- и другие
  • неизменяемые слова — существительные без окончания

Или подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить бизнес план для шиномонтажной
  • Задания как найти подарок в квартире
  • Как найти длины сторон треугольника абс
  • Потерялась собака в деревне как найти
  • Как найти десперсия с в