ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ (А-В)
Аллéя, аллéи, ж. — дорога (в саду, парке и т. д.), по обеим сторонам которой посажены деревья или кустарники. Деревья в аллее посажены друг за другом стройным рядом. Дубовая аллея.
Аппарáт, аппарáта, м. — прибор, механическое приспособление для выполнения какой-либо работы. Летательный аппарат. Телефонный аппарат.
Архитéктор, архитéктора, м. — специалист в области проектирования и сооружения зданий.
Áстра, áстры, ж. — садовое растение с крупными цветами различной окраски из семейства сложноцветных. Цветы астры не имеют запаха, а бутоны напоминают звезду. Название цветка восходит к древнегреческому слову «astron», что в переводе означает «звезда».
Астронóм, астронóма, м. — специалист в области астрономии, учёный, изучающий космос.
Ательé, нескл., ср. — мастерская, где шьют одежду, изготавливают обувь, производят или чинят предметы домашнего обихода. Обувное ателье. Телевизионное ателье. Мебельное ателье.
Бáкенщик, бáкенщика, м. — сторож при бакене, человек, охраняющий бакен — водный буй на якоре, который указывает на речную мель или подводные камни. Старый бакенщик около мелей и перекатов расставляет по реке красные и белые бакены. Е. Чарушин.
Балагáнчик, балагáнчика, м. — уменьшительно-ласкательная форма к сущ. «балагáн».
Балагáн, балагáна, м. — 1. временная постройка из досок, используется для жилья или торговли. 2. Небольшая, лёгкая постройка для театральных представлений на ярмарках. Я увидел балаганы, ярмарочных скоморохов, карусели и горы. Ю. Юркун. 3. Смешное, несерьёзное, часто грубое зрелище или поведение, шутовство, кривлянье. Прекрати этот балаган!
Барс, бáрса, м. — то же самое, что леопард — крупное пятнистое животное из семейства кошачьих. Барс держался на передних ногах, смотрел на нас злобно и сильно рычал. А. Денисов.
Берéт, берéта, м. — мягкий головной убор без полей.
Бидóн, бидóна, м. — металлический или пластмассовый сосуд для хранения и перевозки жидкостей. Бидон с молоком. Двухлитровый бидон.
Борови́к, боровикá, м. — белый гриб.
Борови́на, борови́ны, ж.— боровая (лесная), хвойная, нехлебная почва.
Бри́джи, бри́джей, мн. — короткие спортивные штаны до колен.
Бу́дущность, бу́дущности, ж. — 1. события будущего времени, развитие дел в будущем. Мы в будущность глядим без грусти и тревоги. С. Надсон. 2. Судьба, участь. О! Вас ждёт прекрасная будущность. К. Паустовский.
Бульвáр, бульвáра, м. — широкая городская аллея; широкая улица, по обеим сторонам которой посажены деревья. Гоголевский бульвар.
Бурья́н, бурья́на, м. — высокая сорная трава. У меня в огороде бурьян растёт. В. Шукшин.
Вéшний — то же, что весенний (поэт.). Увяли вешние цветы, / Померкли розовые зори. К. Фофанов.
Вещáние, вещáния, ср. — 1. пророчество, предсказание. Кто она была и что за чудное вещание произнесла она и почему? Н. Гиляров-Платонов. 2. То же, что радио- или телевещание; передача на расстояние музыки, речи, видео, радио- и телепрограмм. Телеканал прекращает вещание и закрывается.
Вóбла, вóблы, ж. — морская рыба, употребляется в пищу в вяленом или копчёном виде.
Вóжжи, вожжéй, мн. (ед. вожжа́, вожжи́, ж.) — длинные ремни или веревки, которые используются для управления лошадью в упряжке. Натянуть вожжи. Отпустить вожжи.
Вóйлок, вóйлока, м. — плотный материал, изготавливается из шерсти путём валяния. Валенки из войлока.
Ворожбá, ворожбы́, ж. — гадание, колдовство. Время к новому году подвигалось, а по девичьему обряду в ту пору про женихов ворожат. Девчонки и затеяли такую ворожбу. П. Бажов.
Всепогóдный — действующий в любую погоду. Всепогодные самолёты.
Вы́пь, выпи, ж. — ночная птица, принадлежит к семейству цапель.
Вьюнóк, вьюнкá, м. — вьющееся сорное растение. Полевой вьюнок.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»
Урок русского языка
2 класс
Тема: «Орфографический словарь и приемы работы с ним»
Автор: Кайнова Татьяна Александровна,
1 квалификационная категория,
учитель начальных классов
2014 г.
Русский язык.
Тема: Орфографический словарь и приемы работы с ним.
Цель: Познакомить с назначением орфографического словаря и приемами работы с ним.
Задачи: 1.Установить последовательность действий при нахождении и списывании слова из орфографического словаря, ввести термин «орфографическое чтение».
2. Способствовать развитию мыслительных операций, развитию речи детей.
3. Содействовать воспитанию умения общаться друг с другом, интереса к предмету.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Оборудование: орфографический словарь, карточки с алфавитом, презентация к уроку, полоски зеленого, желтого, красного цвета для самооценки работы на уроке, учебник «Русский язык» для 2 класса, авторы: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова.
Организация пространства класса.
парная работа
УУД Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Л – личностные, К – коммуникативные,
П – познавательные, Р – регулятивные.
Учитель создаёт атмосферу доброжелательности (Л)
Успешное повторение пройденного материала побуждает детей к деятельности: записать слова с пропуском орфограмм слабых позиций (П). Правильная запись слова и сравнивание с записью соседа– так активизируется самостоятельность, создаётся ситуация успеха (Л).
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности
Мы сегодня пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно
Работаем старательно.
(Слайд 2)
— Прочитайте и найдите слова, называющие действия.
-Пришли учиться, не лениться, трудиться, слушаем, работаем.
— Они вам понравились?
-Да.
— Как же мы сегодня будем работать на уроке?
— Учиться, слушать внимательно, работать старательно, но не лениться.
— Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
(дети соглашаются).
— Какие секреты слов открыли на предыдущих уроках русского языка? -У звуков в словах есть сильные и слабые позиции.
-Для чего нам нужно знать сильные и слабые позиции звуков?
-Чтобы видеть слабые позиции при записи слова и не допускать ошибок.
-Давайте заполним таблицу.
(Слайд 3)
-Назовите сильные и слабые позиции гласных звуков?
-Назовите сильные позиции согласных звуков?
-Назовите слабые позиции согласных звуков?
Дети отвечают на вопросы учителя. На слайде в таблице появляются модели сильных и слабых позиций звуков.
— А теперь запишите слова с пропуском орфограмм слабых позиций (учитель диктует слова: ученик, портфель, тетрадь, секреты) Дети записывают под диктовку слова с пропуском орфограмм слабых позиций.
Учит-ль, п-р-фель, т-тра-ь, с-креты.
-Проверьте своего соседа, справился ли он с работой? (Слайд 4)
Дети обмениваются тетрадями. Если справился показывают знак +, если
нет — знак –
— Молодцы! У вас хорошо получается. Вы к этому привыкли, так и будем до конца 4 класса писать слова с пропусками? Нет, мы хотим писать как взрослые, без пропусков. Хотим быть грамотными.
— А чтобы быть грамотными, чему
должны учиться? -Учиться писать без пропусков, проверять орфограммы слабых позиций.
Создана проблемная ситуация. Умение детей анализировать, строить высказывания в устной форме, подвергать сомнению возможность решения задачи (П); умение долго сохранять учебную задачу (Р); готовы допустить существование других точек зрения, формулируют собственное мнение (К); дети мотивированы на процесс познания (Л).
Дети анализируют слова, высказываются в устной форме, выделяют главное, , формулируют вывод по результатам наблюдений, определяют последовательность действий (П); учитывают данные ориентиры, осуществляют пошаговый и итоговый контроль, выполняют учебные действия в уме (Р); умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра (К); ориентируются на понимание причин успеха в учении, формируют способность к самооценке (Л); Дети осуществляют поиск информации, строят рассуждения, находят пути использования полученных знаний (П)
II. Постановка учебной задачи и ее решение.
Цели:
1.Создание проблемной ситуации.
2.Раскрыть секреты орфографического словаря.
3.Показать работу нахождения слова по алгоритму.
— Напишите без пропусков слово СЕКРЕТЫ. (Слайд 5)
-А как, может быть СИкрет, а может быть СЕкрет?
-А как узнать?
— Может спросить у взрослого?
— А если его нет рядом? — Посмотреть в книге.
— А если в книге нет этого слова? — Посмотреть в словаре.
— В каком? Какие вы знаете словари?
(Слайд 6)
— Толковый, орфографический…
(дети перечисляют название словарей, которые они знают.)
— Какой же словарь нам поможет? — Орфографический, т.к он помогает проверить орфограммы слабых позиций.
(у детей на партах лежат орфографические словари)
— Откроем словарь, прочитаем первые десять слов.
(дети читают слова в орфографическом словаре по цепочке)
— Что заметили?
-Все слова на букву А.
— Есть ли среди них слово СЕКРЕТЫ? -Нет.
— Откроем конец словаря, прочитайте слова. (дети читают слова в орфографическом словаре по цепочке)
— Но и здесь нет слова СЕКРЕТЫ.
— Почему? Как расположены слова в орфографическом словаре?
— Слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
— Что нужно знать, чтобы найти слово в словаре? -Нужно знать алфавит.
(у детей на партах лежит листок с алфавитом)
— С какой буквы начинается слово СЕКРЕТ? — На букву С.
— Где находится буква С в алфавите? — После буквы Р, но перед Т.
(дети открывают словарь и находят слова на букву С)
-Какое слово будете искать СИКРЕТ или СЕКРЕТ? -Сначала ищем СИ – нет, СЕ — нашли СЕКРЕТ!
— Но нам нужно слово СЕКРЕТЫ. — СЕКРЕТ и СЕКРЕТЫ – это изменения одного и того же слова. Значит слово СЕКРЕТ нам подходит.
— Прочитаем слово как оно записано, а это значит прочитать орфографически. Дети хором читают слово
-Какую букву нужно запомнить? -Букву Е.
— Что еще интересного заметили?
— В словаре слова записаны только в единственном числе.
— Ребята, а если вам нужно будет найти слова, а у них первые буквы одинаковые?
— Если первые буквы одинаковые, мы сравниваем вторые, если вторые одинаковые, то третьи.
-Легко или трудно находить слова в словаре?
(ответы детей могут быть разные, кому-то легко, а кому-то трудно)
-А как мы с вами нашли слово СЕКРЕТ? (дети проговаривают шаги – алгоритм) (Слайд 7)
1.Посмотрели на первую букву.
2. Нашли место буквы С в алфавите.
3.В словаре нашли слова на букву С.
4. Нашли слово СЕКРЕТ.
— Только ли слово СЕКРЕТ живет в словаре? Кто хочет найти другие слова? (Дети поднимают руки).
-Но что нужно помнить? — Слова в словаре расположены в алфавитном порядке и встречаются только в единственном числе.
Игра «Найди слово!»
Учитель называет слова: КАЛИТКА, ДОРОГА, ЛОПАТА. Дети, пользуясь алгоритмом, (он на слайде) находят слова в словаре. Кто первый находит, сообщает страницу, дети открывают данную страницу и хором читают орфографически.
— Кто научился находить слова в словаре? А кому еще трудно? Кто может помочь?
Дети поднимают руки.
Физминутка «Делай как я»»
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.) Дети хором проговаривают слова и выполняют упражнения
Дети потирают руки и щечки и садятся за парты.
-Вы узнали как находить слово в словаре, а умеете ли вы списать из словаря нужное слово?
— Надо слово найти в словаре, прочитать и записать.
— Найдите в орфографическом словаре слово ТЕЛЕВИЗОР, прочитайте его, закройте словарь и запишите слово. Дети находят слово в словаре, записывают его в тетрадь, сверяются в парах.
-Как записали слово?
Дети выходят к доске и записывают
Тиливизор, телевизор, тилевизор,теливизор.
-Ну и у кого же правильно? Откройте словарь, прочитайте слово как записано Дети открывают словарь и читают орфографически.
-Почему допустили ошибки? — Были невнимательны, торопились. Нужно списывать по правилам списывания.
-Хотите научиться списывать слова из словаря? -Да
— Так над чем же мы сейчас будем работать?
-Будем списывать слова из словаря по правилам, чтобы не делать ошибок.
Организуется применение только что полученных знаний, опираясь на знания детей, приобретённые в процессе изучения нового материала. Дети осуществляют поиск информации, строят рассуждения, находят пути использования полученных знаний (П); осуществляют контроль, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью (К), договариваются, приходят к общему решению (при работе в паре); контролируют действия партнера: оценивают качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производят сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам» (К).
III. Анализ условий задачи.
Цели:
1.Создать условия для проверки орфограмм слабых позиций по словарю.
2. Проверить умение детей работать по алгоритму.
-Откройте учебник на странице 87, найдите упр.94. Поработаем над словом КАРТОФЕЛЬ.
Дети открывают нужную страницу и находят упражнение.
Учитель читает алгоритм.
(Слайд Дети выполняют действия
1.Прочитайте слово -Картофель
2.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.
-К- ртоф-ль
3. Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы.
Картофель
4. Прочитайте слово по слогам орфографически, т.е. выделите голосом слоги с орфограммами (читайте эти слоги так, как будто все звуки в сильной позиции)
Дети читаю слово орфографически
5.Не глядя в словарь, повторите слово орфографически.
Дети повторяют слово орфографически, не глядя в словарь
6. Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог.
Дети пишут и диктуют себе по слогам.
7.Проверьте, для этого читайте написанное слово по слогам и отмечайте дужкой каждый написанный слог.
Дети проверяют, отмечают дужкой каждый слог.
8. Подчеркните в написанном слове орфограммы.
Картофель
9.Сверьте орфограммы в слове с теми орфограммами, которые вы подчеркнули в словаре.
Дети выполняют сверку.
-Кто записал правильно, без ошибок.
Дети оценивают знаками + и —
-Кто хочет поработать со следующим словом?
Дети согласны и все поднимают руку.
-Как будете работать?
В парах.
-Как распределите работу?
— Один читает алгоритм, другой выполняет действия, потом наоборот.
Дети работают со словами: алфавит, платок.
-Что можете сказать о своей работе?
Дети говорят, что получилось, записали слова без ошибок, им понравилось.
-Кто хочет поработать самостоятельно?
Дети работаю самостоятельно со словом сосед
— Кто доволен своей работой? (Слайд 9) (слова – на слайде).
Дети оценивают себя знаками
+ и —
Дети еще раз прочитывают
слова, которые написали.
Умение строить рассуждения, находить пути использования полученных знаний (П); дети осуществляют контроль, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью (К); ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к материалу (Л). IV. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: Выявить знания детей, полученных на уроке.
-Чему учились на уроке?
— Как надо находить и списывать слова из орфографического словаря.
— Что нужно знать, чтобы правильно написать слово? — Правила списывания и орфографическое чтение.
-А для чего нам нужно уметь работать с орфографическим словарем?
— Орфографический словарь – это наш помощник. Он учит нас проверять орфограммы слабых позиций.
Формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности (Л), адекватно воспринимать оценку своей работы, контролировать и оценивать свои действия (Р); формулировать собственное мнение и позицию (К).
V. Самооценка.
Цель: Оценить собственную деятельность на уроке.
— Вернемся к нашему девизу.
— Кто на уроке старался, трудился, внимательно слушал?
Дети встают.
— Кто на уроке старался, трудился, внимательно слушал?
Дети встают.
— Кто хорошо научился работать с орфографическим словарем? Тот «встает» на зеленую дорожку?
— Кто не очень уверен в своих знаниях, тот «встает» на желтую дорожку?
— А кому еще трудно и требуется помощь, тот «встает» на красную дорожку?
На доске дорожки разного цвета: зеленая, желтая, красная.
Дети ставят магнитики на нужную дорожку по уверенности своих знаний.
(Если кто-то поставит магнитик на красную полоску)
— Ребята, посмотрите сколько у вас помощников (показываю на зеленую полоску).
— Молодцы, спасибо за урок!
( Слайд 10).
VI. Домашнее задание -Кто желает дома потрудиться и поработать с орфографическим словарем?
Поработайте с остальными словами из упр. 96, используя алгоритм. Дети поднимают руку и записывают задание в дневник.
Конспект
проведения урока русского языка во 2 «Б» классе МОУ Ветлужской школы №1
УМК «Начальная школа 21
века»
студентки 3 «В» группы
Золотарёвой Юлии
Алексеевны.
Тема:
«Слово в толковом словаре и тексте»
Тип
урока: открытие новых знаний.
Цель:
научить детей определять значение незнакомых слов с
помощью словаря учебника, словаря В.И.Даля и С.И.Ожегова.
Задачи:
Образовательные:
научить определять значение незнакомых слов; устанавливать значения с помощью
контекста и толкового словаря; закрепить знания о лексическом значении слова; познакомить
с наиболее известными толковыми словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова.
Воспитательные:
воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
Развивающие:
развивать навыки каллиграфического письма; развивать
орфографическую зоркость учащихся.
УУД:
Регулятивные:
умение
определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на
основе работы с материалом учебника; вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
умение
ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания: находить ответы
на вопросы, используя учебник; осуществлять синтез как состояние целого из
частей.
Коммуникативные: умение
оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь
других; учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию;
высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение
сверстников по обсуждаемой проблеме.
Личностные:
формировать
положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания; учить
самооценке своих действий.
Оборудование:
учебник.
Ход
урока:
I.
Организационный
момент
Минутка
чистописания
— Проверьте
посадку. Запишите в тетрадях число, классная работа.
Э Э Э Э Э
ЭЭ (доска)
Он исполнит ваш
каприз:
Поднимет вверх,
опустит вниз.
Он охотно каждый
раз
Прокатит на
ступеньках вас. (Эскалатор)
Ножка деревянная,
Рубашка
шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю.
(Эскимо)
эскалатор
эскимо экран
— Объясните значение
данных слов.
эскалатор – движущаяся лестница
эскимо – мороженое в шоколаде
экран – плоскость, на которой демонстрируют изображение в кинотеатре.
— На доске
предложение, спишите его.
Эдуард ест вкусное эскимо.
—
Определите части речи в этом предложении.
—
А можно есть мороженое в кино? А в театре? В музее? Почему?
II.
Сообщение
темы урока
Найдите урок 88.
Скажите, какую тему мы сегодня будем изучать? (Слово в толковом словаре и
тексте)
Работа с рубрикой
«Давай подумаем» (с.25 учебника)
Чтение
текста рубрики, наблюдение за словами, значение которых может быть неизвестно
ученикам.
В музее искусств
открылась новая экспозиция. К юбилею известного художника представлена
коллекция эскизов его картин.
— Попробуйте
объяснить значения выделенных слов.
— Если текст не
помог определить значения слов, как быть? Обратимся к рубрике «Тайны языка»
(с.25):
Лексическое
значение слова можно узнать в толковом словаре.
Самые известные
толковые словари составили Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.
Объяснение
лексического значения слова в словаре называют словарной статьёй.
Материал рубрики
читает хорошо читающий ученик. Учитель демонстрирует толковые словари В. И.
Даля и С. И. Ожегова.
— Давайте сравним
ваше толкование слов с объяснением их лексического значения в словаре С.И.
Ожегова.
Прочитать детям
словарную статью слова экспозиция.
— С лексическим
значением слова эскиз познакомимся, прочитав объяснение в учебнике
(читает хорошо читающий ученик).
— Так что же
называется словарной статьёй?
— Кто составил
самые известные словари русского языка?
Знакомство
с толковым словариком учебника.
— В вашем учебнике
тоже есть толковый словарь. Он маленький, поэтому его можно назвать словариком.
Если вы не знаете значения слова, обратитесь к нему за помощью. Особое внимание
обратите на то, что слова в словаре располагаются по алфавиту.
III.
Закрепление
полученных знаний
— Выполним упр.1
(с. 26). Вася читает задание
В толковом
словарике учебника найди слова коллекция, экспозиция, экспонат и
прочитай их лексическое значение.
Самостоятельно
найдите определение этих слов в словарике учебника, затем мы с вами проверим
Физкультминутка
— Выполним упр. 2
(с.26). Читаем задание, читаем текст.
Во многих городах
мира есть художественные музеи, которые известны всем. В Санкт-Петербурге – это
Эрмитаж, в Париже – Лувр, в Москве – Третьяковская галерея Галерея названа по
имени её основателя – Павла Михайловича Третьякова, который в XIX веке собирал
картины русских художников.
В собрании музея
есть портреты, натюрморты и пейзажи.
— Объясните
значение выделенных слов? (ответы детей)
— А теперь
обратимся к толковому словарику учебника и сравним правильность, точность и
полноту толкования, которое вы дали.
— А сейчас вам письменное
выполнение задания по вариантам: 1 ряд записывает значение слова портрет, 2 ряд
– слова натюрморт, 3 ряд – слова пейзаж.
У третьего
ряда возникает проблемная ситуация: в словарной статье два толкования слова пейзаж.
— Как быть? Что
выписывать?
— Это очень
интересное явление. Значит у слова пейзаж, несколько значений. Выписать нужно
то значение, в котором оно употреблено в тексте упражнения 2.
Дополнительное
задания для тех, кто уже написал значение слова.
Учитель: Запишите
в свою тетрадь предложение: Эрмитаж, Лувр, Третьяковская галерея – самые известные
картинные галереи мира.
IV.
Итог
урока, рефлексия
— Какое открытие
сегодня вы сделали на уроке?
— Что удивило? Что
хотелось бы ещё узнать?
— О чём бы вы могли
рассказать дома своим родителям после нашего урока?
V.
Домашнее
задание
Прочитать материал
на с. 27 учебника, выписать из словарика значение слова теплота, в котором оно
употреблено в тексте.
Дата: 07.11.2017 ФИО учителя: Трашкова Е.В.
Школа: 148 ФИО студента: Полякова К.Е., 46 гр.
Класс: 2б ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
Кабинет: 105
КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Тема: «Незаменимые помощники — словари»
Цели деятельности учителя: отрабатывать способ проверки орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю; развивать умение пользоваться словарями; повышать уровень самостоятельности и творческой активности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
отработают навык нахождения в словах орфограмм сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков.
Личностные:
принимают и осваивают социальную роль обучающегося; повышают уровень самостоятельности.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Оборудование: учебник системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, презентация, интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, орфографический словарь.
Этап урока Методы и приемы |
Хронометраж |
Содержание урока. Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Словесный: слово учителя, выразительное чтение стихотворения. |
1 мин |
Доброе утро, ребята! Меня зовут Ксения Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок развития речи. Покажите всем, что вы уже настоящие ученики. Вы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, А слушаем внимательно. Если хочешь отвечать — Руку не забудь поднять! Если спросят — Надо встать, громко, чётко отвечать! Улыбнитесь друг другу. Подарите свою улыбку мне. Пусть наш класс наполнится светом, счастьем и добром! Ведь мы все друзья! А раз мы друзья, мы будем работать вместе. Пожелайте всем хорошего настроения! |
Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. Воспринимать информацию учителя. Настраиваться на урок. |
Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II.Актуализация знаний и мотивация |
5 мин |
Проверьте по словарю орфограммы в словах (упр.96) |
Находят слова в словаре и проверяют орфограммы. |
К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: ответы на вопросы. |
2 мин |
Отгадайте загадку: Звуки друг друга нашли, Встали рядом и смысл обрели. Много их, аж кругом голова… Собираются звуки в… (слова) Да, действительно, речь идет о слове, о его огромном значении. Ребята! Вы не задумывались о том, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. А как вы думаете, где хранятся слова? (в словарях) Назовите тему нашего урока (работа со словарем) Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока – «Незаменимые помощники – словари». Какую цель мы можем поставить? (развивать умение находить слова в словаре по алфавиту, отрабатывать способ проверки орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю) |
Отгадывать загадку. Размышлять над темой урока и предстоящей деятельностью |
Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью. |
IV. Открытие нового знания Словесный: ответы на вопросы. Практический: упражнение. Практический: упражнение. Динамическая пауза Практический: выполнение физических упражнений. |
5 мин 3 мин 1 мин |
Ребята, а вы знаете, какие бывают словари? (орфографический, толковый, словарь иностранных слов…) Сегодня мы с вами будем работать с орфографическим словарем. Откройте учебник на стр.89 упражнение №97. Прочитайте ситуацию. Кто может ответить на вопрос, почему Петя не нашел эти слова в словаре? А можно ли сказать, не заглядывая в словарь, какая буква пишется в словах «ворона» и «воробей» после буквы В? Почему? (Учитель записывает на доске данные слова, пропуская орфограммы слабых позиций. Дети ищут эти слова в словаре и вставляют буквы, делают то же самое у себя в тетрадях за учителем.) Видеофрагмент |
Отвечать на вопросы. Анализировать ситуацию. Делать выводы. Записывать в тетради слова с пропуском орфограмм слабых позиций, искать эти слова в словаре и вставлять верные буквы. Повторять движения за учителем. |
К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата. П:подведение под понятие; строить логическую цепь рассуждений. Р: ориентир на ЗОЖ. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: выполнение упражнения. Словесный: слово учителя. |
3 мин |
Упражнение 98, стр.89 Как вы думаете, можно ли, не проверяя орфограммы по словарю, точно определить, какое слово записано в словаре раньше? (дев(а,о)чка или день, д(е,и)журный или день) Почему во втором случае до проверки орфограмм нельзя сказать, какое слово из двух помещено в словаре раньше? |
Отвечать на вопросы, выполнять упражнение. Делать выводы. |
Р: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VI. Вторичное закрепление Практический: выполнение упражнения. VII. Домашнее задание Словесный: слово учителя. VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. |
5 мин 1 мин 1 мин |
Сейчас вы будете работать в парах над упражнением 99. Вам нужно объяснить друг другу, как найти в словаре данные слова. Затем вы запишите эти слова в алфавитном порядке у себя в тетрадях. Следующее задание вы выполните самостоятельно. На слайде вы видите слова с пропуском орфограмм слабых позиций. Вы должны списать эти слова, найти их в словаре и вставить буквы. Стр.91, №101. Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Достигли ли мы цели урока? |
Выполнять задание в парах. Обсуждать, записывать. Записывать д/з. Слушать комментарий учителя. Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения |
Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Л: самооценка. |
В словари — за частями речи!
- Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.
Толковый словарь
1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?
Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
Смекалка — имя существительное.
2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.
Смекалистый
3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.
Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.
Орфографический словарь
Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина, ягода.
Овощи: капуста, морковь, щавель.
Фрукты: яблоко.
Словарь синонимов
1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.
Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.
2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?
Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.
3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.
Словарь антонимов
1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.
Встречать — провожать, хвалить — ругать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, радовать — огорчать.
2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.
Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать — создавать препятствия, помехи.
Одобрять — признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать — порицать, не соглашаться.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.
Орфоэпический словарь
1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.
Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.
2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.
3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Словарь однокоренных слов
1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.
сущ. прил. сущ. гл.
Зим/а, зим/ний, зим/овье, зим/овать.
2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.
Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.
- Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.
МОЙ ПРОЕКТ «В словари — за частями речи!»
Толковый словарь
1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Орфографический словарь
1. Найдите в словаре имена существительные — названия месяцев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.
2. В какие группы можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Словарь синонимов
1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-синонимов.
2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
Словарь антонимов
1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые пять пар прилагательных-антонимов.
2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагательных: грубый — вежливый, простой — сложный.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Орфоэпический словарь
1. Найдите слова-названия предметов одежды. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Словарь однокоренных слов
1. Выпишите слова с корнем -снег-. Выделите в них корень.
2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
3. Составьте текст с этими словами. Подчеркните главные члены в предложениях.