Как найти слово в словаре 2 класс

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ (А-В)

Аллéя, аллéи, ж. — дорога (в саду, парке и т. д.), по обеим сторонам которой посажены деревья или кустарники. Деревья в аллее посажены друг за другом стройным рядом. Дубовая аллея.

 Аппарáт, аппарáта, м.  — прибор, механическое приспособление для выполнения какой-либо работы. Летательный аппарат. Телефонный аппарат.

 Архитéктор, архитéктора, м. — специалист в области проектирования и сооружения зданий.

 Áстра, áстры, ж. — садовое растение с крупными цветами различной окраски из семейства сложноцветных. Цветы астры не имеют запаха, а бутоны напоминают звезду. Название цветка восходит к древнегреческому слову «astron», что в переводе означает «звезда».

 Астронóм, астронóма, м. — специалист в области астрономии, учёный, изучающий космос.

 Ательé, нескл., ср. — мастерская, где шьют одежду, изготавливают обувь, производят или чинят предметы домашнего обихода. Обувное ателье. Телевизионное ателье. Мебельное ателье.

 Бáкенщик, бáкенщика, м. — сторож при бакене, человек, охраняющий бакен — водный буй на якоре, который указывает на речную мель или подводные камни. Старый бакенщик около мелей и перекатов расставляет по реке красные и белые бакены. Е. Чарушин.

 Балагáнчик, балагáнчика, м. — уменьшительно-ласкательная форма к сущ. «балагáн».

 Балагáн, балагáна, м. — 1. временная постройка из досок, используется для жилья или торговли. 2. Небольшая, лёгкая постройка для театральных представлений на ярмарках. Я увидел балаганы, ярмарочных скоморохов, карусели и горы. Ю. Юркун. 3. Смешное, несерьёзное, часто грубое зрелище или поведение, шутовство, кривлянье. Прекрати этот балаган!

 Барс, бáрса, м. — то же самое, что леопард — крупное пятнистое животное из семейства кошачьих. Барс держался на передних ногах, смотрел на нас злобно и сильно рычал. А. Денисов. 

Берéт, берéта, м. — мягкий головной убор без полей.

 Бидóн, бидóна, м. — металлический или пластмассовый сосуд для хранения и перевозки жидкостей. Бидон с молоком. Двухлитровый бидон.

 Борови́к, боровикá, м. — белый гриб.

 Борови́на, борови́ны, ж.— боровая (лесная), хвойная, нехлебная почва.

 Бри́джи, бри́джей, мн. — короткие спортивные штаны до колен.

 Бу́дущность, бу́дущности, ж. — 1. события будущего времени, развитие дел в будущем. Мы в будущность глядим без грусти и тревоги. С. Надсон. 2. Судьба, участь. О! Вас ждёт прекрасная будущность. К. Паустовский.

 Бульвáр, бульвáра, м. — широкая городская аллея; широкая улица, по обеим сторонам которой посажены деревья. Гоголевский бульвар.

 Бурья́н, бурья́на, м. — высокая сорная трава. У меня в огороде бурьян растёт. В. Шукшин.

 Вéшний — то же, что весенний (поэт.). Увяли вешние цветы, / Померкли розовые зори. К. Фофанов.

 Вещáние, вещáния, ср. — 1. пророчество, предсказание. Кто она была и что за чудное вещание произнесла она и почему? Н. Гиляров-Платонов. 2. То же, что радио- или телевещание; передача на расстояние музыки, речи, видео, радио- и телепрограмм. Телеканал прекращает вещание и закрывается.

 Вóбла, вóблы, ж. ­— морская рыба, употребляется в пищу в вяленом или копчёном виде.

 Вóжжи, вожжéй, мн. (ед. вожжа́, вожжи́, ж.) — длинные ремни или веревки, которые используются для управления лошадью в упряжке. Натянуть вожжи. Отпустить вожжи.

 Вóйлок, вóйлока, м. — плотный материал, изготавливается из шерсти путём валяния. Валенки из войлока.

 Ворожбá, ворожбы́, ж. — гадание, колдовство. Время к новому году подвигалось, а по девичьему обряду в ту пору про женихов ворожат. Девчонки и затеяли такую ворожбу. П. Бажов.

 Всепогóдный — действующий в любую погоду. Всепогодные самолёты.

 Вы́пь, выпи, ж. — ночная птица, принадлежит к семейству цапель.

 Вьюнóк, вьюнкá, м. — вьющееся сорное растение. Полевой вьюнок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»

Урок русского языка
2 класс
Тема: «Орфографический словарь и приемы работы с ним»
Автор: Кайнова Татьяна Александровна,
1 квалификационная категория,
учитель начальных классов

2014 г.

Русский язык.
Тема: Орфографический словарь и приемы работы с ним.

Цель: Познакомить с назначением орфографического словаря и приемами работы с ним.

Задачи: 1.Установить последовательность действий при нахождении и списывании слова из орфографического словаря, ввести термин «орфографическое чтение».
2. Способствовать развитию мыслительных операций, развитию речи детей.
3. Содействовать воспитанию умения общаться друг с другом, интереса к предмету.

Тип урока: постановка учебной задачи.
Оборудование: орфографический словарь, карточки с алфавитом, презентация к уроку, полоски зеленого, желтого, красного цвета для самооценки работы на уроке, учебник «Русский язык» для 2 класса, авторы: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова.

Организация пространства класса.

парная работа

УУД Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Л – личностные, К – коммуникативные,
П – познавательные, Р – регулятивные.

Учитель создаёт атмосферу доброжелательности (Л)
Успешное повторение пройденного материала побуждает детей к деятельности: записать слова с пропуском орфограмм слабых позиций (П). Правильная запись слова и сравнивание с записью соседа– так активизируется самостоятельность, создаётся ситуация успеха (Л).
I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности

Мы сегодня пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно
Работаем старательно.
(Слайд 2)

— Прочитайте и найдите слова, называющие действия.
-Пришли учиться, не лениться, трудиться, слушаем, работаем.
— Они вам понравились?
-Да.
— Как же мы сегодня будем работать на уроке?
— Учиться, слушать внимательно, работать старательно, но не лениться.
— Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
(дети соглашаются).

— Какие секреты слов открыли на предыдущих уроках русского языка? -У звуков в словах есть сильные и слабые позиции.

-Для чего нам нужно знать сильные и слабые позиции звуков?
-Чтобы видеть слабые позиции при записи слова и не допускать ошибок.
-Давайте заполним таблицу.
(Слайд 3)
-Назовите сильные и слабые позиции гласных звуков?
-Назовите сильные позиции согласных звуков?
-Назовите слабые позиции согласных звуков?
Дети отвечают на вопросы учителя. На слайде в таблице появляются модели сильных и слабых позиций звуков.

— А теперь запишите слова с пропуском орфограмм слабых позиций (учитель диктует слова: ученик, портфель, тетрадь, секреты) Дети записывают под диктовку слова с пропуском орфограмм слабых позиций.
Учит-ль, п-р-фель, т-тра-ь, с-креты.

-Проверьте своего соседа, справился ли он с работой? (Слайд 4)
Дети обмениваются тетрадями. Если справился показывают знак +, если
нет — знак –
— Молодцы! У вас хорошо получается. Вы к этому привыкли, так и будем до конца 4 класса писать слова с пропусками? Нет, мы хотим писать как взрослые, без пропусков. Хотим быть грамотными.

— А чтобы быть грамотными, чему
должны учиться? -Учиться писать без пропусков, проверять орфограммы слабых позиций.
Создана проблемная ситуация. Умение детей анализировать, строить высказывания в устной форме, подвергать сомнению возможность решения задачи (П); умение долго сохранять учебную задачу (Р); готовы допустить существование других точек зрения, формулируют собственное мнение (К); дети мотивированы на процесс познания (Л).

Дети анализируют слова, высказываются в устной форме, выделяют главное, , формулируют вывод по результатам наблюдений, определяют последовательность действий (П); учитывают данные ориентиры, осуществляют пошаговый и итоговый контроль, выполняют учебные действия в уме (Р); умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра (К); ориентируются на понимание причин успеха в учении, формируют способность к самооценке (Л); Дети осуществляют поиск информации, строят рассуждения, находят пути использования полученных знаний (П)

II. Постановка учебной задачи и ее решение.

Цели:
1.Создание проблемной ситуации.

2.Раскрыть секреты орфографического словаря.
3.Показать работу нахождения слова по алгоритму.
— Напишите без пропусков слово СЕКРЕТЫ. (Слайд 5)
-А как, может быть СИкрет, а может быть СЕкрет?
-А как узнать?
— Может спросить у взрослого?
— А если его нет рядом? — Посмотреть в книге.
— А если в книге нет этого слова? — Посмотреть в словаре.

— В каком? Какие вы знаете словари?
(Слайд 6)
— Толковый, орфографический…
(дети перечисляют название словарей, которые они знают.)
— Какой же словарь нам поможет? — Орфографический, т.к он помогает проверить орфограммы слабых позиций.
(у детей на партах лежат орфографические словари)
— Откроем словарь, прочитаем первые десять слов.
(дети читают слова в орфографическом словаре по цепочке)
— Что заметили?
-Все слова на букву А.
— Есть ли среди них слово СЕКРЕТЫ? -Нет.

— Откроем конец словаря, прочитайте слова. (дети читают слова в орфографическом словаре по цепочке)
— Но и здесь нет слова СЕКРЕТЫ.
— Почему? Как расположены слова в орфографическом словаре?
— Слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
— Что нужно знать, чтобы найти слово в словаре? -Нужно знать алфавит.
(у детей на партах лежит листок с алфавитом)
— С какой буквы начинается слово СЕКРЕТ? — На букву С.

— Где находится буква С в алфавите? — После буквы Р, но перед Т.
(дети открывают словарь и находят слова на букву С)

-Какое слово будете искать СИКРЕТ или СЕКРЕТ? -Сначала ищем СИ – нет, СЕ — нашли СЕКРЕТ!

— Но нам нужно слово СЕКРЕТЫ. — СЕКРЕТ и СЕКРЕТЫ – это изменения одного и того же слова. Значит слово СЕКРЕТ нам подходит.
— Прочитаем слово как оно записано, а это значит прочитать орфографически. Дети хором читают слово

-Какую букву нужно запомнить? -Букву Е.

— Что еще интересного заметили?
— В словаре слова записаны только в единственном числе.
— Ребята, а если вам нужно будет найти слова, а у них первые буквы одинаковые?
— Если первые буквы одинаковые, мы сравниваем вторые, если вторые одинаковые, то третьи.
-Легко или трудно находить слова в словаре?
(ответы детей могут быть разные, кому-то легко, а кому-то трудно)
-А как мы с вами нашли слово СЕКРЕТ? (дети проговаривают шаги – алгоритм) (Слайд 7)
1.Посмотрели на первую букву.
2. Нашли место буквы С в алфавите.
3.В словаре нашли слова на букву С.
4. Нашли слово СЕКРЕТ.
— Только ли слово СЕКРЕТ живет в словаре? Кто хочет найти другие слова? (Дети поднимают руки).

-Но что нужно помнить? — Слова в словаре расположены в алфавитном порядке и встречаются только в единственном числе.
Игра «Найди слово!»
Учитель называет слова: КАЛИТКА, ДОРОГА, ЛОПАТА. Дети, пользуясь алгоритмом, (он на слайде) находят слова в словаре. Кто первый находит, сообщает страницу, дети открывают данную страницу и хором читают орфографически.
— Кто научился находить слова в словаре? А кому еще трудно? Кто может помочь?
Дети поднимают руки.

Физминутка «Делай как я»»
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.) Дети хором проговаривают слова и выполняют упражнения

Дети потирают руки и щечки и садятся за парты.
-Вы узнали как находить слово в словаре, а умеете ли вы списать из словаря нужное слово?
— Надо слово найти в словаре, прочитать и записать.

— Найдите в орфографическом словаре слово ТЕЛЕВИЗОР, прочитайте его, закройте словарь и запишите слово. Дети находят слово в словаре, записывают его в тетрадь, сверяются в парах.

-Как записали слово?
Дети выходят к доске и записывают
Тиливизор, телевизор, тилевизор,теливизор.
-Ну и у кого же правильно? Откройте словарь, прочитайте слово как записано Дети открывают словарь и читают орфографически.

-Почему допустили ошибки? — Были невнимательны, торопились. Нужно списывать по правилам списывания.
-Хотите научиться списывать слова из словаря? -Да

— Так над чем же мы сейчас будем работать?
-Будем списывать слова из словаря по правилам, чтобы не делать ошибок.
Организуется применение только что полученных знаний, опираясь на знания детей, приобретённые в процессе изучения нового материала. Дети осуществляют поиск информации, строят рассуждения, находят пути использования полученных знаний (П); осуществляют контроль, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью (К), договариваются, приходят к общему решению (при работе в паре); контролируют действия партнера: оценивают качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производят сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам» (К).

III. Анализ условий задачи.

Цели:
1.Создать условия для проверки орфограмм слабых позиций по словарю.
2. Проверить умение детей работать по алгоритму.

-Откройте учебник на странице 87, найдите упр.94. Поработаем над словом КАРТОФЕЛЬ.
Дети открывают нужную страницу и находят упражнение.

Учитель читает алгоритм.
(Слайд 8) Дети выполняют действия
1.Прочитайте слово -Картофель

2.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.
-К- ртоф-ль

3. Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы.
Картофель

4. Прочитайте слово по слогам орфографически, т.е. выделите голосом слоги с орфограммами (читайте эти слоги так, как будто все звуки в сильной позиции)
Дети читаю слово орфографически

5.Не глядя в словарь, повторите слово орфографически.
Дети повторяют слово орфографически, не глядя в словарь

6. Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог.
Дети пишут и диктуют себе по слогам.

7.Проверьте, для этого читайте написанное слово по слогам и отмечайте дужкой каждый написанный слог.
Дети проверяют, отмечают дужкой каждый слог.

8. Подчеркните в написанном слове орфограммы.
Картофель
9.Сверьте орфограммы в слове с теми орфограммами, которые вы подчеркнули в словаре.
Дети выполняют сверку.

-Кто записал правильно, без ошибок.
Дети оценивают знаками + и —

-Кто хочет поработать со следующим словом?
Дети согласны и все поднимают руку.

-Как будете работать?
В парах.

-Как распределите работу?
— Один читает алгоритм, другой выполняет действия, потом наоборот.
Дети работают со словами: алфавит, платок.

-Что можете сказать о своей работе?
Дети говорят, что получилось, записали слова без ошибок, им понравилось.

-Кто хочет поработать самостоятельно?
Дети работаю самостоятельно со словом сосед
— Кто доволен своей работой? (Слайд 9) (слова – на слайде).
Дети оценивают себя знаками
+ и —
Дети еще раз прочитывают
слова, которые написали.

Умение строить рассуждения, находить пути использования полученных знаний (П); дети осуществляют контроль, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью (К); ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к материалу (Л). IV. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Выявить знания детей, полученных на уроке.

-Чему учились на уроке?
— Как надо находить и списывать слова из орфографического словаря.

— Что нужно знать, чтобы правильно написать слово? — Правила списывания и орфографическое чтение.

-А для чего нам нужно уметь работать с орфографическим словарем?
— Орфографический словарь – это наш помощник. Он учит нас проверять орфограммы слабых позиций.

Формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности (Л), адекватно воспринимать оценку своей работы, контролировать и оценивать свои действия (Р); формулировать собственное мнение и позицию (К).
V. Самооценка.

Цель: Оценить собственную деятельность на уроке.

— Вернемся к нашему девизу.
— Кто на уроке старался, трудился, внимательно слушал?
Дети встают.

— Кто на уроке старался, трудился, внимательно слушал?
Дети встают.
— Кто хорошо научился работать с орфографическим словарем? Тот «встает» на зеленую дорожку?
— Кто не очень уверен в своих знаниях, тот «встает» на желтую дорожку?
— А кому еще трудно и требуется помощь, тот «встает» на красную дорожку?
На доске дорожки разного цвета: зеленая, желтая, красная.

Дети ставят магнитики на нужную дорожку по уверенности своих знаний.

(Если кто-то поставит магнитик на красную полоску)
— Ребята, посмотрите сколько у вас помощников (показываю на зеленую полоску).

— Молодцы, спасибо за урок!
( Слайд 10).

VI. Домашнее задание -Кто желает дома потрудиться и поработать с орфографическим словарем?
Поработайте с остальными словами из упр. 96, используя алгоритм. Дети поднимают руку и записывают задание в дневник.

Конспект
проведения урока русского языка во 2 «Б» классе МОУ Ветлужской школы №1

УМК «Начальная школа 21
века»

студентки 3 «В» группы

Золотарёвой Юлии
Алексеевны.

Тема:
«Слово в толковом словаре и тексте»

Тип
урока:
открытие новых знаний.

Цель:
научить детей определять значение незнакомых слов с
помощью словаря учебника, словаря В.И.Даля и С.И.Ожегова.

Задачи:

Образовательные:
 научить определять значение незнакомых слов; устанавливать значения с помощью
контекста и толкового словаря; закрепить знания о лексическом значении слова; познакомить
с наиболее известными толковыми словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова.

Воспитательные:
воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Развивающие:
развивать навыки каллиграфического письма; развивать
орфографическую зоркость учащихся.

УУД:

Регулятивные:
 умение
определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на
основе работы с материалом учебника; вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:
 умение
ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания: находить ответы
на вопросы, используя учебник; осуществлять синтез как состояние целого из
частей.

 Коммуникативные: умение
оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь
других; учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию;
высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение
сверстников по обсуждаемой проблеме.

Личностные:
формировать
положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания; учить
самооценке своих действий.
 

Оборудование:
учебник.

Ход
урока:

      I.           
Организационный
момент

Минутка
чистописания

— Проверьте
посадку. Запишите в тетрадях число, классная работа.

Э Э Э Э Э
ЭЭ
 (доска)

Он исполнит ваш
каприз:

Поднимет вверх,
опустит вниз.

Он охотно каждый
раз

Прокатит на
ступеньках вас.
 (Эскалатор)

Ножка деревянная,

Рубашка
шоколадная.

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю.
(Эскимо)

эскалатор
эскимо экран

— Объясните значение
данных слов.
эскалатор – движущаяся лестница
эскимо – мороженое в шоколаде
экран – плоскость, на которой демонстрируют изображение в кинотеатре.

— На доске
предложение, спишите его.
Эдуард ест вкусное эскимо.
 

Определите части речи в этом предложении.
 

А можно есть мороженое в кино? А в театре? В музее?
Почему? 

   II.           
Сообщение
темы урока

Найдите урок 88.
Скажите, какую тему мы сегодня будем изучать?  (Слово в толковом словаре и
тексте)

Работа с рубрикой
«Давай подумаем» (с.25 учебника)

Чтение
текста рубрики, наблюдение за словами, значение которых может быть неизвестно
ученикам.

В музее искусств
открылась новая экспозиция. К юбилею известного художника представлена
коллекция эскизов его картин.

— Попробуйте
объяснить значения выделенных слов.

— Если текст не
помог определить значения слов, как быть? Обратимся к рубрике «Тайны языка»
(с.25):

Лексическое
значение слова можно узнать в толковом словаре.

Самые известные
толковые словари составили Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.

Объяснение
лексического значения слова в словаре называют словарной статьёй.

Материал рубрики
читает хорошо читающий ученик. Учитель демонстрирует толковые словари В. И.
Даля и С. И. Ожегова.

— Давайте сравним
ваше толкование слов с объяснением их лексического значения в словаре С.И.
Ожегова.

Прочитать детям
словарную статью слова экспозиция.

— С лексическим 
значением  слова эскиз познакомимся, прочитав объяснение в учебнике
(читает хорошо читающий ученик).

— Так что же
называется словарной статьёй?

— Кто составил
самые известные словари русского языка?

 Знакомство
с толковым словариком учебника.

— В вашем учебнике
тоже есть толковый словарь. Он маленький, поэтому его можно назвать словариком.
Если вы не знаете значения слова, обратитесь к нему за помощью. Особое внимание
обратите на то, что слова в словаре располагаются по алфавиту.

III.           
Закрепление
полученных знаний

— Выполним упр.1
(с. 26). Вася читает задание

В толковом
словарике учебника найди слова коллекция, экспозиция, экспонат и
прочитай их лексическое значение.

Самостоятельно
найдите определение этих слов в словарике учебника, затем мы с вами проверим

Физкультминутка

— Выполним упр. 2
(с.26). Читаем задание, читаем текст.

Во многих городах
мира есть художественные музеи, которые известны всем. В Санкт-Петербурге – это
Эрмитаж, в Париже – Лувр, в Москве – Третьяковская галерея Галерея названа по
имени её основателя – Павла Михайловича Третьякова, который в XIX веке собирал
картины русских художников.

В собрании музея
есть портреты, натюрморты и пейзажи.

— Объясните
значение выделенных слов? (ответы детей)

— А теперь
обратимся к толковому словарику учебника и сравним правильность, точность и
полноту толкования, которое вы дали.

— А сейчас вам письменное
выполнение задания по вариантам: 1 ряд записывает значение слова портрет, 2 ряд
– слова натюрморт, 3 ряд – слова пейзаж.

У третьего
ряда возникает проблемная ситуация: в словарной статье два толкования слова пейзаж.

— Как быть? Что
выписывать?

— Это очень
интересное явление. Значит у слова пейзаж, несколько значений. Выписать нужно
то значение, в котором оно употреблено в тексте упражнения 2.

Дополнительное
задания для тех, кто уже написал значение слова.

Учитель: Запишите
в свою тетрадь предложение: Эрмитаж, Лувр, Третьяковская галерея – самые известные
картинные галереи  мира.

IV.           
Итог
урока, рефлексия

— Какое открытие
сегодня вы сделали на уроке?

— Что удивило? Что
хотелось бы ещё узнать?

— О чём бы вы могли
рассказать дома своим родителям после нашего урока?

   V.           
Домашнее
задание

Прочитать материал
на с. 27 учебника, выписать из словарика значение слова теплота, в котором оно
употреблено в тексте.

Дата: 07.11.2017                                                                                                 ФИО учителя: Трашкова Е.В.

Школа: 148                                                                                                                        ФИО студента: Полякова К.Е., 46 гр.

Класс: 2б                                                                                                         ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 105

           КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

      Тема: «Незаменимые помощники — словари»

Цели деятельности учителя: отрабатывать способ проверки орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю; развивать умение пользоваться словарями; повышать уровень самостоятельности и творческой активности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

отработают навык нахождения в словах орфограмм сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков.

Личностные:

принимают и осваивают социальную роль обучающегося; повышают уровень самостоятельности.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Оборудование:  учебник системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, презентация, интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, орфографический словарь.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя, выразительное чтение стихотворения.

1 мин

Доброе утро, ребята! Меня зовут Ксения Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок развития речи. Покажите всем, что вы уже настоящие ученики.

Вы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно.

Если хочешь отвечать —

Руку не забудь поднять!

Если спросят —

Надо встать, громко, чётко отвечать!

Улыбнитесь друг другу. Подарите свою улыбку мне. Пусть наш класс наполнится светом, счастьем и добром! Ведь мы все друзья!

 А раз мы друзья, мы будем работать вместе.

Пожелайте всем хорошего настроения!

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.
Садиться на места.

Воспринимать информацию учителя.

Настраиваться на урок.

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II.Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Проверьте по словарю орфограммы в словах (упр.96)

Находят слова в словаре и проверяют орфограммы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

2 мин

Отгадайте загадку:

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова…

Собираются звуки в…  (слова)

Да, действительно, речь идет о слове, о его огромном значении.

Ребята! Вы не задумывались о том, сколько слов в русском языке?

В русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все.

А как вы думаете, где хранятся слова? (в словарях)

Назовите тему нашего урока (работа со словарем)

Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока – «Незаменимые помощники – словари».

Какую цель мы можем поставить? (развивать умение находить слова в словаре по алфавиту, отрабатывать способ проверки орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю)

Отгадывать загадку.

Размышлять над темой урока и предстоящей деятельностью

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: упражнение.

Практический: упражнение.

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений.

5 мин

3 мин

1 мин

Ребята, а вы знаете, какие бывают словари? (орфографический, толковый, словарь иностранных слов…) Сегодня мы с вами будем работать с орфографическим словарем.

Откройте учебник на стр.89 упражнение №97.  Прочитайте ситуацию. Кто может ответить на вопрос, почему Петя не нашел эти слова в словаре?

А можно ли сказать, не заглядывая в словарь, какая буква пишется в словах «ворона» и «воробей» после буквы В? Почему?

(Учитель записывает на доске данные слова, пропуская орфограммы слабых позиций. Дети ищут эти слова в словаре и вставляют буквы, делают то же самое у себя в тетрадях за учителем.)

Видеофрагмент

Отвечать на вопросы. Анализировать ситуацию. Делать выводы.

Записывать в тетради слова с пропуском орфограмм слабых позиций, искать эти слова в словаре и вставлять верные буквы.

Повторять движения за учителем.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

П:подведение под понятие; строить логическую цепь рассуждений.

Р: ориентир на ЗОЖ.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: выполнение упражнения.

Словесный: слово учителя.

3 мин

Упражнение 98, стр.89

Как вы думаете, можно ли, не проверяя орфограммы по словарю, точно определить, какое слово записано в словаре раньше? (дев(а,о)чка или день, д(е,и)журный или день)

Почему во втором случае до проверки орфограмм нельзя сказать, какое слово из двух помещено в словаре раньше?

Отвечать на вопросы, выполнять упражнение. Делать выводы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Вторичное закрепление

Практический: выполнение упражнения.

VII. Домашнее задание

Словесный: слово учителя.

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

5 мин

1 мин

1 мин

Сейчас вы будете работать в парах над упражнением 99. Вам нужно объяснить друг другу, как найти в словаре данные слова. Затем вы запишите эти слова в алфавитном порядке у себя в тетрадях.

Следующее задание вы выполните самостоятельно. На слайде вы видите слова с пропуском орфограмм слабых позиций. Вы должны списать эти слова, найти их в словаре и вставить буквы.

Стр.91, №101.

Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Достигли ли мы цели урока?

Выполнять задание в парах.

Обсуждать, записывать.

Записывать д/з. Слушать комментарий учителя.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Л: самооценка.

В словари — за частями речи!

  • Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?

Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
Смекалка — имя существительное.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.

Смекалистый

3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина, ягода.
Овощи: капуста, морковь, щавель.
Фрукты: яблоко.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.

Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.

Встречать — провожать, хвалить — ругать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, радовать — огорчать.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.

Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать — создавать препятствия, помехи.
Одобрять — признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать — порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.

Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.

сущ. прил. сущ. гл.
Зим/а, зим/ний, зим/овье, зим/овать.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.

Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.

  • Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.

МОЙ ПРОЕКТ «В словари — за частями речи!»

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные — названия месяцев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-синонимов.

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые пять пар прилагательных-антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагательных: грубый — вежливый, простой — сложный.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия предметов одежды. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -снег-. Выделите в них корень.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте текст с этими словами. Подчеркните главные члены в предложениях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найди диаметр окружности формула
  • Red dead redemption 2 как найти бизона
  • Как на клавиатуре найти мышку
  • Как найти величину силы физика
  • Как найти период колебаний формула через амплитуду