Как найти словообразование в тексте

В школьной практике словообразовательному разбору уделяется не так много времени. Например, без правильного словообразовательного разбора сложно усвоить тему «Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений» или «Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи». Очень важно и умение находить словообразовательную цепочку. Вообще для грамотного письма нужно многое уметь и знать – не только орфографию и пунктуацию, но и морфологию, словообразование и синтаксис.

Основные способы словообразования в современном русском литературном языке

Различают 6 способов (помимо лексического заимствования, межъязыкового или стилистического): суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и переход из одной части речи в другую.

Приведём примеры.

Суффиксальный: бежавший, сбегав, бегун.

Приставочный: немаленький, сбегать, колокольчик.

Приставочно-суффиксальный: подоконник, разбежаться, слева.

Бессуффиксный: бег, тишь.

Сложение (слов, основ, частей основ, первых букв или звуков двух или нескольких слов): генерал-майор, паровоз, главбух, МГУ, вуз.

Переход: столовая (существительное), благодаря (предлог).

Как делать словообразовательный разбор?

Во-первых, для словообразовательного разбора поставьте слово в начальную форму (если оно изменяется). У существительных это именительный падеж единственного числа. У прилагательных и причастий – именительный падеж единственного числа мужского рода. У глаголов – инфинитив (неопределённая форма).

Подберёзовиками – подберёзовик, заснувшими – заснувший, выбежал – выбежать.

Во-вторых, найдите и обозначьте основу разбираемого слова. У изменяемых слов это всё, что осталось без окончания. У неизменяемых это всё слово.

Рассмотреть – рассмотре

Вывернув – вывернув

Основа может быть прерывной: разгореться (разгоре ся), вызвавшийся (вызвавш ся).

Далее ищем слово или слова, от которых непосредственно образовано разбираемое слово. Тут необходимы и знание правил, и логика. Например, причастия и деепричастия образуются только от глаголов и только суффиксальным способом. Это правило. А вот прилагательное «пришкольный» образовано не от слова «школьный», а от существительного «школа»: пришкольный – «относящийся к школе, находящийся при школе, у школы, возле школы».

У слова, от которого образовано разбираемое, тоже находим основу. Сравниваем обе основы: что появилось, добавилось? Что исчезло, изменилось?

Слева – наречие. Следовательно, основа – всё слово, как и у всех неизменяемых слов. Наречие образовано от прилагательного «левый». Основа производного слова – «лев». В основе «слева» появились «с» и «а». С – приставка, а – суффикс. Способ словообразования приставочно-суффиксальный.

Образец записи:

Можно писать и так:

Перелётный (от перелетать): перелётн ← перелета + н (суфф. сп. словообр.).

Несколько советов

Бессуффиксным способом образуются, как правило, только существительные. В основном от глаголов. Ищите у других частей речи другие способы. Но помните, что существительные могут быть образованы тоже любым способом.

Примеры:

Взмах – взмахнуть (бессуффиксный); кораблик – корабль (суффиксальный); пригород – город (приставочный); подберёзовик – берёза (приставочно-суффиксальный); цементовоз – возить цемент (сложение); учительская (сущ.) – учительский (прил.).

Прилагательные чаще всего образуются либо от существительных (отымённые), либо от глаголов (отглагольные). В основном суффиксальным способом. Но много прилагательных образовано от других прилагательных, словосочетаний или наречий.

Примеры:

Торжественный – торжество (суфф.); горячий – гореть (суфф.); здешний – здесь (суфф.), неглубокий – глубокий (прист.); сине-зелёный – синий и зелёный (сложение).

Причастия и деепричастия образуются только от глаголов суффиксальным способом. Запомните суффиксы причастий и деепричастий!

Бегущий – бегать, бежавший – бежать, уносимый – уносить, построенный наскоро – построить, бегая – бегать, выбежав – выбежать.

Полные страдательные причастия прошедшего времени отличаются от отглагольных прилагательных наличием зависимых слов (ср. построенный наскоро и построенный). Впрочем, в некоторых учебных пособиях к причастиям относят и по другим формальным признакам: наличию приставки, совершенного вида у производного глагола, суффиксов ова-ева-ирова. В «пробниках» ОГЭ-ЕГЭ часто встречаются задания, где причастиями названы отглагольные прилагательные.

С помощью приставки НЕ очень часто образуются антонимы существительных, прилагательных и наречий на о-е. Это значит, что слово, от которого образовано существительное, прилагательное или наречие на о-е с помощью приставки НЕ, будет той же части речи, что и разбираемое.

Примеры:

Невнимательность – внимательность; неосторожный – осторожный; несильно – сильно.

Когда может пригодиться?

Словообразовательным разбором надо пользоваться всегда. Совсем не обязательно что-то записывать, обозначать. Главное – понимать, как и с помощью чего образовано слово. К примеру, без словообразовательного разбора невозможно применять правила написания Н-НН в суффиксах разных частей речи. Помните алгоритм? Определяем часть речи с Н-НН в суффиксе. Вспоминаем правила для этой части речи. Затем находим слово, от которого оно образовано. Вспоминаем, как нам это должно помочь.

Например, словосочетание «идти медле(н-нн)о». Медленно – наречие на о-е. В наречиях на о-е пишем столько же н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы. «Медленно» образовано от «медленный» с помощью суффикса «о». Медленный – словарное слово, исключение (образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида «медлить»).

Обратили внимание, что мы построили простейшую словообразовательную цепочку? Или не даже не заметили? Вот она: медленно – медленный – медлить. Иногда такую цепочку называют «матрёшкой», так как её принцип похож на тот же, что использован в игрушке, считающейся одним из символов России. Что, не знаете такой символ? А другие? Берёзку, например? Песню «Калинка»? Знаете? Молодцы!

Поняли что-нибудь? Запомнили? Если не всё получилось с первого раза, не отчаивайтесь: повторенье – мать ученья! Перечитайте, обдумайте. Займитесь чем-нибудь другим. Например, порисуйте или походите. Физические упражнения тоже отличный отдых от умственного труда. Правда, не забывайте про чувство меры. После серьёзной спортивной тренировки или подвижной игры вы вряд ли сразу сможете штурмовать бастионы знаний. Всему своё время.

Ну а наше подошло к концу. До новых встреч! Ждём ваших комментариев и вопросов. Учите русский язык и получайте от этого удовольствие!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.

Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.

В русском языке выделяются следующие способы словообразования:

  1. морфологический;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.

Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на

  • префиксы, или приставки;
  • суффиксы;
  • постфиксы;
  • интерфиксы, или соединительные гласные;
  • флексии, или окончания.

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:


2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:


3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:


4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:


5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:


6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:


7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.

переговорить → переговариваться


8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово

а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помощью интерфикса:

север  , восток   → северо-восток

сухие фрукты  → сухофрукты

птица, фабрика → птицефабрика

хранилище для овощей → овощехранилище


2) сложение усеченной основы и слова:

ветеринарный врач→ ветврач

туристический поход→ турпоход

медицинский пункт→ медпункт


3) сложение усеченных основ слов:

заместитель председателя → зампред

мотоцикл педальный → мопед

профсоюзный комитет → профком


4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:

длинная шерсть + -н- → длинношерстный

хлеб, резать + -к- → хлеборезка

черные брови +    → чернобровый


Таблица с примерами

Способы образования слов Примеры

1. Приставочный

текстподтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
домнадомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокращенных основ

4) начальных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:

  • вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшедший → сумасшедший.

При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.

Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот  час → то́тчас

В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:

  • высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
  • мало, изученный → малоизученный район;
  • слабо, видящий → слабовидящий человек;
  • низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
  • глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
  • выше указанный → вышеуказанный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.

Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.

Понаблюдаем:

  • мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
  • животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
  • набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
  • приёмная комната → приёмная директора;
  • рабочий человек →  квалифицированный рабочий.

Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:

  • любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
  • темной ночью — спать (когда?) ночью.
  • морозной зимой — родился (когда?) зимой.

Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:

мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:

  • титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
  • титан — большой металлический бак для кипячения воды;
  • титан — твердый металл.

Видео «Словообразование. Способы словообразования»

Тест

Как определить способ словообразования

Словообразование – это создание слова на базе другой однокоренной лексемы (или лексем) с помощью специальных средств, присущих языку. Также это раздел лингвистики, изучающий строение и средства образования новых слов. Он непосредственно связан с другим разделом русского языка – орфографией. Чтобы писать без ошибок, надо знать не только орфограммы, но и способы образования слов.

Как определить способ словообразования

Инструкция

Новые слова в русском языке составляются из морфем по известным словообразовательным моделям. При образовании используются приставки, суффиксы и сложение.

Способ образования нового слова определяется за счет разницы между производной и производящей основой.

Слова в русском языке образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным, сложением и переходом из одной части речи в другую способами.

Чтобы определить способ словообразования, установите лексическое значение данного слова и его производящую основу или слово, от которого оно произошло. Далее выясните с помощью каких морфем образовалось новое слово. Например: слово «ледяной» означает «покрытый льдом», оно образовалось от существительного «лед» при помощи суффикса «-ян-», т.е. суффиксальным способом.

При образовании приставочным способом слову: «дел-а-ть – пере-дел-а-ть», «гран-иц-а – за-гран-иц-а».

При помощи суффиксального способа образуются слова всех самостоятельных частей речи, когда к основе исходного слова прибавляется суффикс. Например: «нов-ый – нов-ость», «чит-а-ть – чит-а-тель».

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса: «локоть – под-локот-ник», «дом – на-дом-ник».

В бессуффиксальном способе, как правило, от исходного слова отбрасывается окончание («син-ий – синь»), либо одновременно отсекаются окончание с суффиксом («при-цеп-и-ть – при-цеп»).

Сложением образуются сложные слова, в которых соединяются в одной лексеме два корня: «лес» + «степь» = «лес-о-степь».

Сложносокращенные слова возникают при помощи аббревиации: «Московский государственный университет – МГУ», «Министерство обороны – Минобороны».

Новые слова могут образовывать путем слияния в одно целое двух слов словосочетания. Например: «быстро + растворимый = быстрорастворимый».

При переходе из одной части речи в другую, новые слова теряют ряд своих прежних грамматических признаков и приобретают иное значение: «премиальные», «столовая», «рабочий» — эти существительные раньше были прилагательными.

Во время словообразовательного анализа найдите производящую основу и определите, какую морфему к ней прибавили последней.

Слова образуются по цепочке при помощи последовательного присоединения морфем. К примеру: «да-ть – да-ва-ть – по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-тель – пре-по-да-ва-тель-ск-ий».

Видео по теме

Обратите внимание

При образовании новых слов может использоваться сочетание нескольких способов словообразования одновременно: «Черное море – черн-о-мор-ск-ий» (сложение и суффиксальный способы).

Омонимы: виды и примеры

Связанная статья

Омонимы: виды и примеры

Источники:

  • Мастер-класс: словообразование

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

11 класса МКОУ
«СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Возможные         трудности

 При
выборе     производящего слова

(при
имеющемся производном)

 При
определении способа словообразования

     Причины

Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки 

П

       Что
нужно знать?

  • В
    словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
    производящим является существительное мужского пола, производным
    -существительное женского рода:

      писатель → писательница  

      шахматист → шахматистка

  • В
    парах:  глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие,
    прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
    производящим является глагол или прилагательное, а существительное
    производным:

      лечить → лечение

      молодой→ молодость

  • Большинство
    возвратных глаголов образовано от невозвратных:

       защищать→ защищаться

       умыть→ умыться

  • При
    словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
    членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
    приставочный глагол  совершенного вида→ приставочный глагол  с новым
    суффиксом несовершенного вида:

      писать→ записать→записывать

         читать→прочитать→прочитывать

  • Наречия
    с суффиксом  -о, как правило, образованы от прилагательных:

      хороший → хорошо

      грустный→грустно

  • Приставочный
    способ

    – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
    это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
    Таким способом образуются имена   существительные, прилагательные,
    местоимения, глаголы, наречия:

      дедушка→ прадедушка

      вкус→ привкус

  • Суффиксальный
    способ

    – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом 
    образуются слова всех самостоятельных частей речи  и, как правило, новые
    производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
    слову.

дом → домишко

лифт→ лифтёр

В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

  • Приставочно-суффиксальный  способ
    – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
    слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

пограничник

разболеться

снова

  • Бессуффиксный
    способ

    – присоединение нулевого суффикса к  основе исходного слова. Этим
    способом образуются следующие группы слов:

существительные
от глаголов
путём отсечения  суффиксов инфинитива:

      рассказать→рассказ

      выходить→выход

существительные
от прилагательных
путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:

           
сухой→сушь

           
гнилой→гниль

  • Сложение
    способ,
    при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
    нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных  -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).

Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.

Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

  • Переход 
    это
    способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
    части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный  ученик – дежурный
по подъезду),

из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),

из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).

  • Сращение

    это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
    слияния, сращения слов в одно слово:

сей  час→ сейчас; сего дня→
сегодня.

Советы

Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.

Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:

-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например:
близорукость/

ср.:близорук(ий);

лесной,
здоровенный.

Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:

-выбери
слова с приставкой и суффиксом;

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то открой приставку и  закрой суффикс. Посмотри, на  то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

n определить 
какой частью речи является  исследуемое слово и поставить его  в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

n найти
производящее слово: истолковать значение производного
( это
можно сделать, используя  слово
(сочетание слов), от  которого
оно образовано
) или  подобрать слово, родственное производному (оно 
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.

n определить
способ образования  исследуемого слова.

n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»

n слово 
образовано приставочно-суффиксальным способом.

ГОТОВИМСЯ К
ЭКЗАМЕНАМ

Е.В. МУРАВЕНКО,
г. Москва


Словообразование

Компакт-тема № 4*

Словообразование – это раздел
языкознания, в котором изучаются способы
образования слов языка. Изучая словообразование,
можно понять средства обогащения языка в целом.
Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно
изменяется, все, что происходит в обществе,
получает отражение в языке через новые слова и
значения слов, а главный источник появления
новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной,
производящей основ

Основа слова, от которого образуется
новое слово, называется производящей.
Основа образованного слова называется производной,
и само слово с такой основой называется
производным. Основа же слова, которое ни от чего
не образовано (т.е. основа, равная корню),
называется непроизводной, само слово
также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа
непроизводная. Если мы хотим от этого слова
образовать существительное с уменьшительным
значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —>
домик
), тогда основа дом выступает как
производящая, а основа нового слова домик
производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на
производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка,
столик, кролик, листок, восток, синий, лисий,
синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать,
отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка,
столик, листок, лисий, синеватый, столовый,
отдать, давать, умыть
.

Непроизводные слова: пушка, лавка,
кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать
.

Пояснение:

стенка <— стен-а + -к-,
мушка <— мух-а + -к- (чередование х/ш),
стирка <— стир-а-ть + -к-,
столик <— стол + -ик-,
листок <— лист + -ок-,
лисий <— лис-а + -ий-,
синеватый <— син-ий + -еват-,
столовый <— стол + -ов-,
отдать <— от- + дать,
давать <— да-ть + -ва-,
умыть <— у- + мыть.

2. Подчеркните
производящую основу слов: необходимость,
переносчик, заявление, приходить, беззаботный,
интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ:

необходимость, переносчик, заявление,
приходить, беззаботный, интересно, прекращение,
охотничий, подорожник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ
словообразованияобразование слов
присоединением к производящему слову приставок.
Приставочным способом могут образовываться
разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл.,
нареч.), при этом производящее и производное
слова всегда относятся к одной и той же части
речи. Наиболее активно этот способ используется
в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

—>

соученик
производная основа

пре + большой
производящая основа

—>

пребольшой
производная основа

пере + бежать
производящая основа

—>

перебежать
производная основа

от + ныне
производящая основа

—>

отныне
производная основа

Суффиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением суффиксов к производящей основе.
Этим способом образуются слова разных частей
речи:

комната + -к-
производящая основа

—>

комнатка
производная основа

комната + -н-
производящая основа

—>

комнатный
производная основа

свет + -л-
производящая основа

—>

светлый
производная основа

светлый + -еньк-
производящая основа

—>

светленький
производная основа

светлый + -еть
производящая основа

—>

светлеть
производная основа

Приставочно-суффиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящей основе
одновременно приставки и суффикса:

не- + избежать + -н-
производящая основа

—>

неизбежный
производная основа

под- + слепой + -оват-
производящая основа

—>

подслеповатый
производная основа

Часто такие слова образуются на базе
сочетаний предлога с существительным. При этом
добавляется суффикс, а бывшие предлоги
становятся приставками:

на столе + -н—
производящая основа

—>

настольный
производная основа

при дороге + -н-
производящая основа

—>

придорожный
производная основа

под одеялом +
-ник-

производящая основа

—>

пододеяльник
производная основа

Упражнение

1. Даны слова: безработный,
бессмыслица, выключатель, высказать,
высказывать, высказывание, напевать, написать,
переводной, подставить, подставка, подстаканник,
попросить, по-старому, соавтор, собеседование,
содействовать, соотечественник, сопровождение
.

Распределите слова по трем группам по
способу образования.

Ответ:

  • Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить,
      попросить, соавтор, содействовать.

  • Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать,
      высказывание, переводной, подставка,
      сопровождение.

  • Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать,
      подстаканник, по-старому, собеседование,
      соотечественник.

Постфиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову постфикса.
Производное и производящее слова относятся к
одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся
образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить
—> учиться, сломать —> сломаться
), с помощью
постфиксов -то, -либо, -нибудь
неопределенные местоимения и местоименные
наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой
—> какой-нибудь, где —> где-то, когда —>
когда-либо, как —> как-нибудь
).

Бессуффиксный способ
словообразования – образование существительных
от глаголов и прилагательных без присоединения
каких-либо суффиксов. Для образования
существительных от глаголов (часто со значением
действия) и от прилагательных (часто со значением
признака), как правило, используется
суффиксальный способ: изучать – изучение,
рисовать – рисование, ходить – ходьба,
белый – белизна, темный – темнота, слабый
– слабость
. Однако нередко основа
существительных с подобным значением совпадает
с основой глагола или прилагательного (переносить –
перенос, выходить – выход, зеленый – зелень,
сухой – сушь)
. Тем не менее такие
существительные считаются производными от
соответствующих глаголов и прилагательных (а не
наоборот), поскольку значение действия является
первичным для глагола, а признака – для
прилагательного. Иногда от одной основы можно
образовать существительное и суффиксальным, и
бессуффиксным способом: переписать –
переписывание, перепись; синий – синева, синь
.
Способ словообразования, который в школьной
практике принято называть бессуффиксным,
лингвистами обычно рассматривается как
разновидность суффиксального способа, при
котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий)
+ -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.

Сложение – образование слов
соединением двух или более основ или слов. Слова,
образованные этим способом, называют сложными.
Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог,
пылесос, полуслепой.

В. Сложение сокращенных основ, в результате чего
получается сложносокращенное слово, или аббревиатура.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное
словосочетание. Этот способ в русском языке
характерен только для существительных. Наиболее
частые случаи – это сложение начальных букв слов
(МГУ, вуз)
, сложение слогов или частей слов
полного названия (продмаг, спецкор) и
сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета,
главврач, полдыни, пол-арбуза)
.
Сложение основ может сопровождаться
одновременным присоединением суффикса: земледелие,
пятиэтажный
.

Переход в другую часть речи
способ словообразования, при котором слово или
отдельная форма слова определенной части речи
начинает осмысляться как слово другой части
речи. При этом фонетический облик слова остается
прежним, но происходят изменения в
грамматических свойствах слова, сопровождающие
переход в другую часть речи. Примеры: больной
(прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная
(прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа
(дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в
форме тв. падежа) —> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:


подсчитать, столярничать, подняться,
желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный,
незначительный, подружка, собеседник, водолаз,
пятиугольник
.

Ответ:

  • Приставочный:

    • подсчитать, незначительный.

  • Суффиксальный:

    • столярничать, подружка.

  • Приставочно-суффиксальный:

    • предрассветный, собеседник.

  • Постфиксальный:

    • подняться, какой-нибудь.

  • Сложение:

    • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования
следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание,
мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный,
продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель,
шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

  • Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

  • Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

  • Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

  • Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

  • Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

  • Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным
в данных парах, первое или второе? Какой способ
образования производных слов здесь
используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать,
вход – входить, вынос – выносить.

Ответ: первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при
образовании слова пригорок?

Ответ: приставочный, от
существительного горка (отмечаем
чередование нуль звука /беглая гласная о.)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову
одновременно приставки и постфикса, например: думать
—> вдуматься, шутить —> отшутиться, зевать —>
зазеваться
.

Суффиксально-постфиксальный
способ словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову
одновременно суффикса и постфикса, например: гордый
—> гордиться, толпа —> толпиться
.

Приставочно-суффиксально-постфиксальный
способ словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову
одновременно приставки, суффикса и постфикса,
например: стрелять —> перестреливаться,
говорить —> переговариваться
.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ
позволяет узнать, от чего и с помощью чего
образовано данное производное слово, другими
словами, анализируемое производное слово
делится на две части: производящую основу и
словообразовательную морфему.

Порядок
словообразовательного анализа.

1. Поставить анализируемое слово в
начальную форму.
2. Подобрать к анализируемому слову производящее
слово; объяснить значение производного слова
через значение производящего; обозначить
производящую основу.
3. Указать словообразующую морфему.
4. Указать способ словообразования.
5. Указать процессы, сопровождающие
словообразование, если они есть (прежде всего
чередование гласных и согласных).

Проведем
словообразовательный анализ слов, содержащихся
в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели
и отправились за мороженым
.

Обеденный <— обед

1. Начальная форма – обеденный.
2. Производящее слово – обед. Обеденный
‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн-.
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <— перерывать

1. Начальная форма – перерыв.
2. Производящее слово – перерывать. Перерыв 
‘промежуток времени, на который
приостанавливается, «перерывается» какое-л.
действие’.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
5. При образовании существительного отсекается
гласный а, стоящий в конце глагольной
инфинитивной основы.

Сотрудники <— трудиться

1. Начальная форма – сотрудник.
2. Производящее слово – трудиться. Сотрудники
– ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и
суффикс —ник-.
4. Способ словообразования –
приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается
гласный и, стоящий в конце глагольной
инфинитивной основы, и постфикс -ся.

Поесть <— есть

1. Начальная форма – поесть.
2. Производящее слово – есть. Поесть
глагол совершенного вида, парный к глаголу есть.
3. Словообразующая приставка – по-.
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <— отправить

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить. Отправиться
– ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – —ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <— мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое.
2. Производящее слово – прич. мороженое в
форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую
часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых
особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть
омонимичными. Например, суффикс -к- может
образовывать существительные со значением лица
женского пола от названия лица мужского пола (студент
– студентка, москвич – москвичка)
,
уменьшительные существительные (репа – репка,
комната – комнатка)
, отглагольные
существительные со значением действия (стирать
– стирка, установить – установка)
и т.д. Иногда
омонимичные суффиксы добавляются к одной и той
же производящей основе, и тогда получаются два
слова-омонима. Поскольку возникновение таких
омонимов связано со словообразованием, их
называют словообразовательными омонимами,
например: дождевик (плащ) и дождевик
(гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище
(место после пожара), топорище (большой топор)
и топорище (рукоятка топора). Пожарище
(место) и топорище (рукоятка) –
существительные среднего рода: страшное
пожарище открылось нашему взору; у топора
удобное топорище
. А существительные с
увеличительным значением топорище и пожарище
– мужского рода (так же как сапожище, домище и
т.д.), так как при образовании уменьшительных или
увеличительных существительных род, как правило,
не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав.
Так, слово норка (зверь) непроизводное, а
слово норка (маленькая нора) образовано с
помощью уменьшительного суффикса -к- от слова
нора.

2. Наложение морфем.

Прилагательное розоватый
образовано от прилагательного розовый и
обозначает слабую степень проявления этого
признака. Значит, производящая основа розов-.
Остающийся суффикс -ат- встречается в
прилагательных, но он имеет значение обладания и
образует прилагательные от существительных (усатый,
бородатый, полосатый)
. А значение слабой
степени проявления признака имеет суффикс -оват-
(ср. красноватый, голубоватый). По правилу
должно было бы получиться слово розововатый.
Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов
– ов
. Они совместились друг с другом, и в
результате получилось слово розоватый. Это
явление называется наложением морфем. Другие
примеры: Смоленск + -ск- —> смоленский (ср. Суздаль
+ -ск- —> суздальский
), лермонтовед (ср. пушкиновед),
чествовать (ср. приветствовать).
По орфографическим правилам русского языка в
слове не могут соседствовать три одинаковые
согласные, даже если это и требуется составом
слова. Это частный случай наложения морфем: рас-
+ ссорить —> рассорить, колонн(а) + -н- —>
колонный, Одесса + -ск- —> одесский
.

3. Различие словообразовательного и
исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный
состав слова может измениться: производное
слово, ранее членившееся на морфемы, может
потерять членимость и стать непроизводным. Так,
например, слова льгота, польза и нельзя
были когда-то однокоренными словами. Но теперь,
после исчезновения из языка слова льга (льзя),
каждое из этих слов воспринимается как
непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик.
Это слово пришло к нам из голландского языка:
zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик
не выделялся суффикс, и значение его было ближе к
значению голландского слова. Вот как его
употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая
ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого
хозяина, который стоял в зеленом шалоновом
сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
над глазами, чтобы рассмотреть получше
подъезжавший экипаж
. С течением времени
произошли изменения не только в значении слова,
но и в его морфемном составе. Теперь мы
воспринимаем последнюю часть слова -ик как
уменьшительный суффикс и, отбрасывая его,
получаем слово зонт. Так что с исторической
точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик.
А словообразовательный анализ современного
русского слова показывает, что слово зонтик
образовано от слова зонт с помощью
уменьшительного суффикса -ик (ср. домик,
столик
).


* Компакт-темы № 1,2,3
опубликованы в № 39, 43, 47/2003 газеты
«Русский язык».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти изображение по оригиналу по таблице
  • Как найти пиксель серф в кс го
  • Фото наполовину серые как исправить
  • Как составить таблицу пифагора по дате рождения
  • Как правильно составить апелляционную жалобу по административному делу