Как найти словообразовательную пару слов

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).

Чтобы понять, что такое словообразовательная пара, укажем, что нужно учитывать, чтобы назвать два слова этим термином. Из двух однокоренных лексем можно составить пару, если между ними существует словообразовательная мотивация.

Словообразовательная мотивация

Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:

  • стол
  • стена
  • зеленый
  • красный

Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:

красный — корень/окончание

Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:

  • пилить
  • сказать
  • хотеть
  • веять

В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:

настольный — это «находящийся на столе«;

лесник — это «человек, охраняющий лес«.

Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.

Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.

Основные способы словообразования Примеры

1. Приставочный

прилететь → лететь
пригород → город
доныне → ныне

2. Суффиксальный

темнота → темный
рыбный → рыба
боронить → борон
а

3. Приставочно-суффиксальный

безработица → работать
удочерить → дочь
оцепить → цепь

4. Бессуффиксный

переход → переходить

5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помощью соединительных гласных о, е
3) основ и присоединения суффикса
4) сокращенных частей слов
5) начальных букв или звуков

телефон-автомат → телефон, автомат
хлебозавод → хлеб, завод
черноморец → Чёрное море
зарплата → заработная плата
вуз → высшее учебное заведение

6. Слияние (образование слов из словосочетаний)

малопригодный → мало, пригодный

7. Переход из одной части речи в другую

больной (сущ.) → больной (ребенок),
детская (сущ.) → детская (комната)

Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.

Выяснив значение этих терминов, определим, что такое словообразовательная пара.

Какие слова составляют словообразовательную пару?

Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема:

Понаблюдав, как образуются однокоренные слова друг от друга, можно сделать вывод, что такое словообразовательная пара.


Определение

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим (мотивирующим), второе — производным (мотивированным) непосредственно от него.


Словообразовательная пара это

Как определить производящее слово?

Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.

Понаблюдаем:

  • слон → слонёнок;
  • бежать → убежать;
  • побелить → побелка;
  • снег → подснежник;
  • цвет → соцветие.

Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:

  • земля → земляной;
  • земля → земелька;
  • земля → приземлить;
  • земля → заземлить.

Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:

камень → каменеть → окаменеть → окаменелый → окаменелость

белый → белить → побелить → побелка

греть → подогреть → подогревать → подогреватель

При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.

К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:

Слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке укажем существительное «убыток»:

Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:

  • быть → убыть;
  • убыть →  убыток.

Значит, производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).

Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.

Закономерности словообразования

1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:

  • злой → злость;
  • синий → синь;

2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:

варить → варенье [эн’й’э]

3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:

  • болтун  → болтунья [й’а];
  • скрипач → скрипачка;
  • приёмщик → приёмщица;
  • художник → художница;

4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:

  • (что сделать?) повторить → (что делать?) повторять;
  • ответить → отвечать;

5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:

  • обезболить → обезболивать;
  • созреть → созревать .

6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -о/-е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:

  • блестящий ответ → ответил блестяще;
  • ветреный день → ветрено;
  • безветренный вечер → безветренно;
  • безошибочный вариант → безошибочно написать.

План словообразовательного разбора

План словообразовательного разбора

Поупражняемся, какая словообразовательная пара составлена правильно. Найдем ошибки в  словообразовательных цепочках.

Тест

А. Производящее и производное слово объединены правильно в парах:

  1. скорый — ускорить;
  2. номер — номерок;
  3. грязь — грязноватый;
  4. построить — постройка;
  5. светлый — светлеть;
  6. верхушка — верхушечный;
  7. фасовать — фасовочный;
  8. делать — недоделанный;
  9. трудный — затруднение;
  10. родной — родственный.

Б. Укажите номера слов, составляющих словообразовательную пару:

  1. гримировать — гримировочный;
  2. пять — впятером;
  3. стройка — перестройка;
  4. болтать — болтливый;
  5. зимовать — зимовка;
  6. шутить — шуточка;
  7. замарать — замарашка;
  8. глубокий — углубить;
  9. певун — певунья;
  10. черствый — почерстветь.

В. Какая словообразовательная пара составлена правильно?

  1. море — приморский;
  2. жестко — жестковатый;
  3. ежиха — ежонок;
  4. жизнь — жизненный;
  5. буксир — буксировка;
  6. семеро — всемером;
  7. знание — знаток;
  8. подготовить — подготовительный;
  9. заземлить — заземление;
  10. лечение — лечебный.

Г. Укажите номера рядов слов с правильно составленной словообразовательной цепочкой:

  1. говорить → говор → говорок;
  2. голос → голосование → голосовать;
  3. ходить → ход → выходить;
  4. играть → выиграть → выигрыш → выигрышный;
  5. сосенка → сосновый → сосняк;
  6. лист → листва → лиственный → лиственница;
  7. зима → зазимовать → зимовка;
  8. чары → очаровать → очаровательный;
  9. городить → перегородить → перегородка → перегородочный;
  10. стрелять → стрельба → стрельбище.

Определяем лексическое значение слов и разбиваем на пары

Валить в значении заставить упасть

Валять в значении перекатываться

Первая пара слов среди однокоренных слов

валить — валежник

отвалиться — вывалиться,

развалюха — развалиться

свалиться — перевалиться

валять — свалять

Основные способы словообразования, по примерам в схеме составляем словобразовательные пары.

Примеры словобразовательных пар

основным словом является слово без приставки и суффикса, может быть с окончанием или нулевым окончанием. Затем добавить приставку или суффикс и получить новое слово.

Впереди ставится то слово, в котором меньше частей

Словообразовательная пара – два слова, связанные отношениями словообразовательной мотивации. То есть это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим, а вто­рое про­из­вод­ным непо­сред­ствен­но от него с помо­щью сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мор­фе­мы (мор­фем).

Что такое словообразовательная пара

Чтобы понять, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара, ука­жем, что нуж­но учи­ты­вать, что­бы назвать два сло­ва этим тер­ми­ном. Из двух одно­ко­рен­ных лек­сем мож­но соста­вить пару, если меж­ду ними суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная моти­ва­ция. Приведем при­ме­ры сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Содержание

  1. Основные понятие словообразовательной пары
  2. Словообразовательная мотивация
  3. Какие слова составляют словообразовательную пару?
  4. Как определить производящее слово?
  5. Закономерности словообразования
  6. План словообразовательного разбора

Основные понятие словообразовательной пары

В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

  1. Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов. Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать.
  2. Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: ночь, стол. Например, стол — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное.

Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: брат, ночь, стен‑а, окн‑о.

Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс ‑а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь → ночной; читать → читатель.

Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь лет → сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ → нос-о-рог.

Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк‑а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к‑а — усекается глагольный суффикс ‑а-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

Например, в паре: берёз‑а → берез-няк — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса ‑ник не совпадают), а в паре: сосн‑а → сос-няк — конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности:

  • соль → солить → засолить → засолка; 
  • соль → соляной → солянка → соляночка; 
  • соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально.

Это интересно: Какие бывают стили текста — определение и примеры.

Словообразовательная мотивация

Большинство слов совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от дру­гих лек­сем. Слова могут быть сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но моти­ви­ро­ван­ны­ми (про­из­вод­ны­ми) и немо­ти­ви­ро­ван­ны­ми (непро­из­вод­ны­ми). Непроизводные сло­ва не обра­зо­ва­ны от дру­гих слов. Их невоз­мож­но опре­де­лить через посред­ни­че­ство дру­гих слов:

  • стол
  • сте­на
  • зеле­ный
  • крас­ный

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся про­сты­ми. Их осно­ва чаще все­го вклю­ча­ет толь­ко корень:

  • красный — корень/окончание;
  • стол   — корень/окончание.

Многие непро­из­вод­ные гла­го­лы име­ют более слож­ную осно­ву, состо­я­щую из кор­ня и суффикса:

  • пилить
  • сказать
  • хотеть
  • веять

В рус­ском язы­ке посто­ян­но про­ис­хо­дит обнов­ле­ние лек­си­че­ско­го соста­ва. От одно­ко­рен­ных слов обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы. Значение про­из­вод­но­го сло­ва мож­но объ­яс­нить с помо­щью производящего:

  •  стол → настольный

настоль­ный — это «нахо­дя­щий­ся на сто­ле»;

  • лес → лесник

лес­ник — это «чело­век, охра­ня­ю­щий лес».

Основа про­из­вод­но­го (моти­ви­ро­ван­но­го) сло­ва назы­ва­ет­ся про­из­вод­ной, а осно­ва про­из­во­дя­ще­го (моти­ви­ру­ю­ще­го) сло­ва явля­ет­ся про­из­во­дя­щей.

Таким обра­зом, про­из­вод­ные сло­ва в язы­ке явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Они обра­зу­ют­ся непо­сред­ствен­но от про­из­во­дя­щих основ одно­ко­рен­ных лек­сем с помо­щью раз­лич­ных сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных аффик­сов (при­ста­вок, суф­фик­сов, при­ста­вок и суф­фик­сов, пост­фик­сов и пр.) Учитываем, что в осно­ву не вхо­дят фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окончания.

Основные спо­со­бы словообразования Примеры

1. Приставочный

прилететь → лететь
пригород → город
доныне → ныне

2. Суффиксальный

темнота → темный
рыбный → рыба
боронить → борон
а

3. Приставочно-суффиксальный

безработица → работать
удочерить → дочь
оцепить → цепь

4. Бессуффиксный

пере­ход → переходить

5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных о, е
3) основ и при­со­еди­не­ния суффикса
4) сокра­щен­ных частей слов
5) началь­ных букв или звуков

телефон-автомат → теле­фон, автомат
хлебозавод → хлеб, завод
черноморец → Чёрное море
зар­пла­та → зара­бот­ная плата
вуз → выс­шее учеб­ное заведение

6. Слияние (обра­зо­ва­ние слов из словосочетаний)

мало­при­год­ный → мало, пригодный

7. Переход из одной части речи в другую

боль­ной (сущ.) → боль­ной (ребе­нок),
дет­ская (сущ.) → дет­ская (ком­на­та)

Между про­из­вод­ным и про­из­во­дя­щим сло­вом все­гда суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная мотивация.

Выяснив зна­че­ние этих тер­ми­нов, опре­де­лим, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

Это интересно: Разбор слова по составу, или морфемный разбор слов, — выделение частей, из которых слово состоит.

Какие слова составляют словообразовательную пару?

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет свою пару, кото­рую состав­ля­ет ему про­из­во­дя­щая (моти­ви­ру­ю­щая) лексема:

  • белый → беловатый;
  • запе­вать → запевала;
  • заря → зарница;
  • гром­кий → громко .

Понаблюдав, как обра­зу­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва друг от дру­га, мож­но сде­лать вывод, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим (моти­ви­ру­ю­щим), вто­рое — про­из­вод­ным (моти­ви­ро­ван­ным) непо­сред­ствен­но от него.

Как определить производящее слово?

Чтобы соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару, необ­хо­ди­мо к иссле­ду­е­мо­му про­из­вод­но­му сло­ву подо­брать моти­ви­ру­ю­щее сло­во. Этим сло­вом, как пра­ви­ло, явля­ет­ся одно­ко­рен­ная лек­се­ма, самая близ­кая еди­ни­ца язы­ка, кото­рая луч­ше все­го под­хо­дит к про­из­вод­но­му сло­ву по смыс­лу и по форме.

В этом поис­ке учи­ты­ва­ем, что про­из­вод­ное сло­во обыч­но явля­ет­ся более слож­ным по соста­ву и отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го одно­ко­рен­но­го сло­ва одной-двумя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми морфемами.

Понаблюдаем:

  • слон → слонёнок ;
  • бежать → убежать ;
  • побе­лить → побелка;
  • снег → подснежник ;
  • цвет → соцветие.

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет одно про­из­во­дя­щее сло­во. Производящее сло­во может состав­лять пару несколь­ким про­из­вод­ным словам:

  • зем­ля → земляной;
  • зем­ля → земелька;
  • зем­ля → приземлить;
  • зем­ля → заземлить.

Если рас­по­ло­жить по поряд­ку одно­ко­рен­ные сло­ва, учи­ты­вая их моти­ва­цию и посте­пен­ность обра­зо­ва­ния, полу­чим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку. Началом её слу­жит исход­ное, чаще все­го непро­из­вод­ное моти­ви­ру­ю­щее сло­во, кото­рое назы­ва­ют вер­ши­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го гнезда:

  • камень → каменеть → окаме­неть → ока­менелый → окаменелость;
  • белый → белить → побелить → побелка;
  • греть → подогреть → подо­гревать → подогреватель.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе часто оши­ба­ют­ся, невер­но выбрав про­из­во­дя­щее (моти­ви­ру­ю­щее) сло­во. Составляя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару неред­ко выби­ра­ют один из чле­нов цепоч­ки, игно­ри­руя посте­пен­ность словообразования.

К при­ме­ру, не явля­ют­ся чле­на­ми сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары лексемы:

убы­ток — быть

Слово «быть» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для гла­го­ла «убыть», а сле­ду­ю­щим в цепоч­ке ука­жем суще­стви­тель­ное «убы­ток»:

быть → убыть → убыток

Из этих слов мож­но соста­вить две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные пары:

  • быть → убыть ;
  • убыть →  убыток .

Значит, про­из­во­дя­щее сло­во может быть непро­из­вод­ным (быть) и про­из­вод­ным (убыть).

Чтобы не совер­шать оши­бок при состав­ле­нии сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар, учи­ты­ва­ем неко­то­рые зако­но­мер­но­сти обра­зо­ва­ния новых лексем.

Закономерности словообразования

1. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие ове­ществ­лен­ное каче­ство, отвле­чен­ный при­знак, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных имен прилагательных:

  • злой → злость ;
  • синий → синь ;

2. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие про­цесс, резуль­тат дей­ствия, обра­зу­ют­ся от соот­вет­ству­ю­щих бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов как с помо­щью мате­ри­аль­но обо­зна­чен­ных суф­фик­сов, так и с исполь­зо­ва­ни­ем нуле­во­го суффикса:

  •  вос­хи­тить → восхищение;
  • варить → варенье [эн’й’э];
  •  пла­тить → плат а;
  • ожи­дать → ожи­дание [й’э];
  • обме­нять → обмен ;
  • уко­лоть → укол ;

3. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие лиц жен­ско­го пола, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих лиц муж­ско­го пола, даже при рав­но­прав­ной мотивации:

  • бол­тун  → бол­ту­нья [й’а] ;
  •  скри­пач → скрипачка;
  •  при­ём­щик → приёмщица;
  •  худож­ник → художница;

4. бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем от бес­при­ста­воч­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) повторить → (что делать?) повторять;
  • ответить → отвечать;

5. при­ста­воч­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида:

  • обез­бо­лить → обезболивать;
  • созреть → созревать .

6. наре­чия и сло­ва кате­го­рии состо­я­ния с суф­фик­сом ‑о/-е обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных каче­ствен­ных прилагательных:

  • бле­стя­щий ответ → отве­тил блестяще ;
  • вет­ре­ный день → ветрено ;
  • без­вет­рен­ный вечер → безветренно ;
  • без­оши­боч­ный вари­ант → без­оши­бочно написать.

План словообразовательного разбора

Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями.

Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом.

Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).

Что такое словообразовательная пара

В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.

Например, в паре: агит-ирова-ть — агит-атор — основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное — производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).

Тема непростая, но если постараться, то вы легко будете находить словообразовательные пары.

Узнаем, что такое словообразовательная пара, определив, что её составляют производящее (мотивирующее) и производное слово. Приведем 30 примеров пар слов.
Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных слова, одно из которых является про­из­во­дя­щим, а вто­рое про­из­вод­ным от него с помощью словообразовательной мор­фе­мы (мор­фем).

Словообразовательная пара: понятие, примеры, ВИДЕОУРОК

Основные понятие словообразовательной пары

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

  1. Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов. Например: прилагательное НОЧНОЙ образовано от существительного НОЧЬ; существительное ЧИТАТЕЛЬ образовано от глагола ЧИТАТЬ.
  2. Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: НОЧЬ, СТОЛ. Например, СТОЛ — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное.

Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: БРАТ, НОЧЬ, СТЕН-А, ОКН-О.

Например, основа глагола ЧИТАТЬ (ЧИТА-) включает корень ЧИТ- и глагольный суффикс ‑А-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное НОЧЬ является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного НОЧНОЙ, глагол ЧИТАТЬ — производящее слово для существительного ЧИТАТЕЛЬ.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: НОЧЬ → НОЧНОЙ; ЧИТАТЬ → ЧИТАТЕЛЬ.

Сложные слова имеют две и более производящие основы: СЕМЬ ЛЕТСЕМ-И-ЛЕТ-Н-ИЙ; НОСО, РОГО → НОС-О-РОГ.

Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: ЗА-ЖИГ-А-ТЬ → ЗА-ЖИГ-А-ЛК-А), так и в усечённом виде (например: РЕЗ-А-ТЬ → РЕЗ-К-А — усекается глагольный суффикс ‑А-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

Например, в паре: БЕРЁЗ-А → БЕРЕЗ-НЯК — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса ‑ник не совпадают), а в паре: СОСН-А → СОС-НЯК — конечный согласный производящей основы Н (СОСН-) и начальный согласный суффикса Н (-НЯК) совпадают и накладываются друг на друга.

Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности:

  • СОЛЬ → СОЛИТЬ → ЗАСОЛИТЬ → ЗАСОЛКА;
  • СОЛЬ → СОЛЯНОЙ → СОЛЯНКА → СОЛЯНОЧКА;
  • СОЛЬ → СОЛИТЬ → ПЕРЕСОЛИТЬ → ПЕРЕСАЛИВАТЬ → ПЕРЕСАЛИВАНИЕ.

Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально.

Словообразовательная мотивация

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Большинство слов совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от дру­гих лек­сем. Слова могут быть сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но моти­ви­ро­ван­ны­ми (про­из­вод­ны­ми) и немо­ти­ви­ро­ван­ны­ми (непро­из­вод­ны­ми). Непроизводные сло­ва не обра­зо­ва­ны от дру­гих слов. Их невоз­мож­но опре­де­лить через посред­ни­че­ство дру­гих слов:

  • СТОЛ
  • СТЕНА
  • ЗЕЛЕНЫЙ
  • КРАСНЫЙ

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся про­сты­ми. Их осно­ва чаще все­го вклю­ча­ет толь­ко корень:

  • КРАСНЫЙ — корень/окончание;
  • СТОЛ   — корень/окончание.

Многие непро­из­вод­ные гла­го­лы име­ют более слож­ную осно­ву, состо­я­щую из кор­ня и суффикса:

  • ПИЛИТЬ
  • СКАЗАТЬ
  • ХОТЕТЬ
  • ВЕЯТЬ

В рус­ском язы­ке постоянно про­ис­хо­дит обнов­ле­ние лек­си­че­ско­го состава. От однокоренных слов образуются новые лек­се­мы. Значение про­из­вод­но­го слова мож­но объ­яс­нить с помощью производящего:

  •  СТОЛ → НАСТОЛЬНЫЙ

настоль­ный — это «находя­щий­ся на сто­ле«;

  • ЛЕС → ЛЕСНИК

лес­ник — это «чело­век, охра­ня­ю­щий лес«.

Основа про­из­вод­но­го (моти­ви­ро­ван­но­го) сло­ва назы­ва­ет­ся про­из­вод­ной, а осно­ва про­из­во­дя­ще­го (моти­ви­ру­ю­ще­го) сло­ва явля­ет­ся про­из­во­дя­щей.

Таким обра­зом, про­из­вод­ные сло­ва в язы­ке явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Они обра­зу­ют­ся непо­сред­ствен­но от про­из­во­дя­щих основ одно­ко­рен­ных лек­сем с помо­щью раз­лич­ных сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных аффик­сов (при­ста­вок, суф­фик­сов, при­ста­вок и суф­фик­сов, пост­фик­сов и пр.) Учитываем, что в осно­ву не вхо­дят фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окончания.

Словообразовательная пара: понятие, примеры, ВИДЕОУРОК

Основные способы словообразования Примеры
1. Приставочный ПРИЛЕТЕТЬ → ЛЕТЕТЬ
ПРИГОРОД → ГОРОД
ДОНЫНЕ → НЫНЕ
2. Суффиксальный ТЕМНОТА → ТЁМНЫЙ
РЫБНЫЙ → РЫБА
БОРОНИТЬ → БОРОНА
3. Приставочно-суффиксальный БЕЗРАБОТИЦА → РАБОТАТЬ
УДОЧЕРИТЬ → ДОЧЬ
ОЦЕПИТЬ → ЦЕПЬ
4. Бессуффиксный ПЕРЕХОД → ПЕРЕХОДИТЬ
5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных о, е
3) основ и при­со­еди­не­ния суффикса
4) сокра­щен­ных частей слов
5) началь­ных букв или звуков
ТЕЛЕФОН-АВТОМАТ → ТЕЛЕФОН, АВТОМАТ
ХЛЕБОЗАВОД → ХЛЕБ, ЗАВОД
ЧЕРНОМОРЕЦ → ЧЁРНОЕ МОРЕ
ЗАРПЛАТА→ ЗАРАБОТАННАЯ ПЛАТА
ВУЗ → ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
6. Слияние (обра­зо­ва­ние слов из словосочетаний) МАЛОПРИГОДНЫЙ → МАЛО, ПРИГОДНЫЙ
7. Переход из одной части речи в другую БОЛЬНОЙ (сущ.) → БОЛЬНОЙ (РЕБЕНОК),
ДЕТСКАЯ (сущ.) → ДЕТСКАЯ (КОМНАТА)

Между про­из­вод­ным и про­из­во­дя­щим словом всегда существует словообразовательная мотивация.

Как определить производящее слово?

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Чтобы соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару, необ­хо­ди­мо к иссле­ду­е­мо­му производному сло­ву подо­брать моти­ви­ру­ю­щее сло­во. Этим сло­вом, как пра­ви­ло, явля­ет­ся одно­ко­рен­ная лек­се­ма, самая близ­кая еди­ни­ца язы­ка, кото­рая луч­ше все­го под­хо­дит к про­из­вод­но­му сло­ву по смыс­лу и по фор­ме. В этом поис­ке учи­ты­ва­ем, что про­из­вод­ное сло­во обыч­но явля­ет­ся более слож­ным по соста­ву и отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го одно­ко­рен­но­го сло­ва одной-двумя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми морфемами.

Понаблюдаем:

  • СЛОН → СЛОНЁНОК;
  • БЕЖАТЬ → УБЕЖАТЬ;
  • ПОБЕЛИТЬ → ПОБЕЛКА;
  • СНЕГ → ПОДСНЕЖНИК;
  • ЦВЕТ → СОЦВЕТИЕ.

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет одно про­из­во­дя­щее сло­во. Производящее сло­во может состав­лять пару несколь­ким про­из­вод­ным словам:

  • ЗЕМЛЯ → ЗЕМЛЯНОЙ;
  • ЗЕМЛЯ → ЗЕМЕЛЬКА;
  • ЗЕМЛЯ → ПРИЗЕМЛИТЬ;
  • ЗЕМЛЯ → ЗАЗЕМЛИТЬ.

Если рас­по­ло­жить по поряд­ку одно­ко­рен­ные сло­ва, учи­ты­вая их моти­ва­цию и посте­пен­ность обра­зо­ва­ния, полу­чим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку. Началом её слу­жит исход­ное, чаще все­го непро­из­вод­ное моти­ви­ру­ю­щее сло­во, кото­рое назы­ва­ют вер­ши­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го гнезда:

  • КАМЕНЬ → КАМЕНЕТЬ → ОКАМЕНЕТЬ → ОКАМЕНЕЛЫЙ → ОКАМЕНЕЛОСТЬ;
  • БЕЛЫЙ → БЕЛИТЬ → ПОБЕЛИТЬ → ПОБЕЛКА;
  • ГРЕТЬ → ПОДОГРЕТЬ → ПОДОГРЕВАТЬ → ПОДОГРЕВАТЕЛЬ.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе часто оши­ба­ют­ся, невер­но выбрав про­из­во­дя­щее (моти­ви­ру­ю­щее) сло­во. Составляя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару неред­ко выби­ра­ют один из чле­нов цепоч­ки, игно­ри­руя посте­пен­ность словообразования.

К при­ме­ру, не являются чле­на­ми словообразовательной пары лексемы:

  • УБЫТОК — БЫТЬ

Слово «БЫТЬ» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для гла­го­ла «УБЫТЬ», а сле­ду­ю­щим в цепочке ука­жем суще­стви­тель­ное «УБЫТОК»:

  • БЫТЬ → УБЫТЬ → УБЫТОК

Из этих слов мож­но соста­вить две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные пары:

  • БЫТЬ → УБЫТЬ;
  • УБЫТЬ →  УБЫТОК.

Значит, про­из­во­дя­щее сло­во может быть непро­из­вод­ным (БЫТЬ) и про­из­вод­ным (УБЫТЬ).

Чтобы не совер­шать оши­бок при состав­ле­нии сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар, учи­ты­ва­ем неко­то­рые зако­но­мер­но­сти обра­зо­ва­ния новых лексем.

Закономерности словообразования

1. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие ове­ществ­лен­ное каче­ство, отвле­чен­ный при­знак, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных имен прилагательных:

  • ЗЛОЙ → ЗЛОСТЬ;
  • СИНИЙ → СИНЬ;

2. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие про­цесс, резуль­тат дей­ствия, обра­зу­ют­ся от соот­вет­ству­ю­щих бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов как с помо­щью мате­ри­аль­но обо­зна­чен­ных суф­фик­сов, так и с исполь­зо­ва­ни­ем нуле­во­го суф­фик­са:

  • ВОСХИТИТЬ → ВОСХИЩЕНИЕ;
  • ВАРИТЬ → ВАРЕНЬЕ [эн’й’э];
  • ПЛАТИТЬ → ПЛАТА;
  • ОЖИДАТЬ → ОЖИДАНИЕ [й’э];
  • ОБМЕНЯТЬ → ОБМЕН;
  • УКОЛОТЬ → УКОЛ;

3. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие лиц жен­ско­го пола, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих лиц муж­ско­го пола, даже при рав­но­прав­ной мотивации:

  • БОЛТУН  → БОЛТУНЬЯ [й’а] ;
  • СКРИПАЧ → СКРИПАЧКА;
  • ПРИЁМЩИК → ПРИЁМЩИЦА;
  • ХУДОЖНИК → ХУДОЖНИЦА;

4. бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем от бес­при­ста­воч­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) ПОВТОРИТЬ → (что делать?) ПОВТОРЯТЬ;
  • ОТВЕТИТЬ → ОТВЕЧАТЬ;

5. при­ста­воч­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида:

  • ОБЕЗБОЛИТЬ → ОБЕЗБОЛИВАТЬ;
  • СОЗРЕТЬ → СОЗРЕВАТЬ.

6. наре­чия и сло­ва кате­го­рии состо­я­ния с суф­фик­сом -О/-Е обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных каче­ствен­ных прилагательных:

  • БЛЕСТЯЩИЙ ОТВЕТ → ОТВЕТИЛ БЛЕСТЯЩЕ;
  • ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ → ВЕРЕТЕНО;
  • БЕЗВЕТРЕННЫЙ ВЕЧЕР → БЕЗВЕТРЕННО;
  • БЕЗОШИБОЧНЫЙ ВАРИАНТ → БЕЗОШИБОЧНО НАПИСАТЬ.

Словообразовательная пара: понятие, примеры, ВИДЕОУРОК

План словообразовательного разбора

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

1. Поставьте слово в начальную форму.
2. Укажите основу слова и определите является ли оно производным.
3. Для производного слова подберите словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
4. Укажите основу в производящем слове.
5. Укажите словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
6. Укажите способ образования слова.

Видеоурок по теме: Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка и гнездо

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Словообразовательная пара – два
слова, связанные отношениями
словообразовательной мотивации:

  • дрессировать
    → дрессировка
    ‘действие по глаголу дрессировать’;

  • цена
    → бесценный
    ‘не имеющий цены’;

  • холм
    → холмистый
    ‘имеющий холмы’.

Общая для производного и производящего
слова часть называется производящей
базой
:

  • слепнуть
    слеп
    (ой) + ну(ть);

  • синева
    син‘(ий)
    + ев(а).

Понятие производящая базашире
понятия производящая основа,
т.к. производящей базой могут быть не
только основы словоформ, но и

  • целые
    слова: цвести → от-цвести,

  • словосочетания:
    глубоко уважаемый → глубокоуважаемый,

  • сочетание
    нескольких основ: свобод-+о+люб-+-ив
    (ый)
    ,

  • сочетание
    основы и слова: сух-+о+фрукты,

  • сокращенные
    части слов: заведующий лабораторией
    → завлаб
    .

Производящая база в производном слове
часто сочетается со словообразовательным
формантом. Словообразовательный
формант
представляет собой наименьшее
в формальном и семантическом отношении
словообразовательное средство, которым
производное слово отличается от
производящего:

  • лисий
    лис-(а) + ий;
    словообр. формант –
    суффикс —
    ий +
    смена системы флексий
    сущ. на
    систему флексий
    притяжат. прилагат.;

  • заоблачный
    за-
    + облак- (о) + -н(ый)
    ;
    словообр. формант
    конфикс за-
    …-
    н-
    +
    сменапарадигмы.

Словообразовательный формант может
состоять из однойилинесколькихморфем. Он может быть непрерывным или
прерывным [Русская грамматика, с. 134,
СРЯШ, с. 64–66].

Словообразовательный формант выражает
словообразовательное значениеобобщенное значение ряда мотивированных
слов
с одним и тем же формантом,
отличающее все эти слова от их мотивирующих.

При установлении словообразовательного
значения отвлекаются от конкретных
лексических значений слов, ср.:

  • ‘производитель
    действия, названного основой’ (-тель),

  • ‘относящийся
    к тому, что названо производящей основой’
    (-н-, -ов-:
    лес-н-ой, парк-ов-ый
    ),

  • ‘невзрослость’
    (-онок)…[ЭРЯ, с. 501].

3.2. Словообразовательная цепочка

Словообразовательная цепочка
это ряд однокоренных слов, находящихся
в отношениях последовательной
мотивированности.

Напр., глагол учитьмотивирует
существительноеучитель, а оно в
свою очередь мотивирует словоучительница:

  • учить
    → учитель → учительница
    [ЭРЯ, с. 501].

Слова учитьиучительсвязаны
отношениями непосредственной
производности, аучить иучительница– опосредованной.

Начальным, исходным звеном цепочки
являетсянемотивированное слово.
Чем дальше от исходного слова цепочки
входящее в нее мотивированное слово,
тем вышеступень его мотивированности
(словопроизводства)
. Напр.,мотивированность– слово 3 ступени мотивированности:

  • мотив
    → мотивировать
    1
    мотивированный
    2
    мотивированность
    3.

3.3. Словообразовательная парадигма

Между однокоренными словами существуют
не только отношения последовательной
производности, но и отношения совместнойпроизводности (кодеривации).

Совокупность всех производных одного
производящего, находящихся на одной
ступени словопроизводства, представляет
собой словообразовательную парадигму.

Члены одной словообразовательной
парадигмы (кодериваты) противопоставлены
друг другу своимисловообразовательными
значениями
:

виноград-ин(а)– ‘единичность’

виноград → виноград-ник
‘место’

виноград-арь
– ‘лицо’

виноградн(ый)– ‘признак’.

В отличие от словообразовательной
цепочки, словообразовательная парадигма
не включаетслово, от которого
образованы все ее члены [СРЯ, с. 334;
СРЯШ, с. 84–85].

Соседние файлы в папке 4. Грамматика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кос 360
  • Как найти папку databases на iphone
  • Ошибка 0x0000004e windows 7 как исправить
  • Как найти заказчиков для перевозки груза
  • Как составить план занятия семинара