Как найти сложное предложение для 4 класса

Простое и сложное предложение


Простое и сложное предложение

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1035.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1035.

В данной статье, предназначенной для 4 класса, рассмотрим, что такое сложные и простые предложения, с чем связано данное деление предложений, как отличить простое предложение от сложного.

Простое предложение

Простое предложение – это предложение с одной грамматической основой.

В русском языке есть только термин «простые предложения», терминов «легкие предложения» и «обычные предложения» не существует.

Сложное предложение

Сложное предложение – это предложение с двумя и более грамматическими основами.

В состав сложного предложения входят простые предложения. Простые предложения, находящиеся в составе сложного предложения, связаны друг с другом по смыслу и интонационно.

Части сложного предложения дополняют друг друга, превращают разную информацию в одну, более полную.

Чаще всего между частями сложного предложения ставятся запятые.

Между частями сложного предложения могут стоять союзы, но они могут и отсутствовать. Если союзов между частями сложного предложения нет, то это бессоюзное сложное предложение; союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные (с сочинительными союзами) и сложноподчиненные (с подчинительными союзами).

Как отличить?

Предложение сложное и простое имеет тесную связь с количеством грамматических основ.

Чтобы понять, когда предложение простое, а когда сложное, нужно посчитать количество грамматических основ, что значит: те, кто говорит на русском языке, должны уметь правильно определять грамматические основы предложений. Без умения находить грамматическую основу предложения невозможно определить, простым или сложным является то или иное предложение.

Необходимо отличать самостоятельную грамматическую основу и однородные подлежащие или сказуемые. Также нужно понимать, что грамматической основой может быть и только подлежащее или только сказуемое.

Сравним простые предложения и сложные предложения.

Примеры простых предложения:

  • Мы катались на аттракционах (1 грамматическая основа: мы катались).
  • Я уехал к бабушке на каникулы (1 грамматическая основа: я уехал).
  • Он открыл дверь и увидел меня (1 грамматическая основа с однородными сказуемыми: он открыл и увидел).

Примеры сложных предложений:

  • Наступили холода, ребята надели теплые свитера (2 грамматические основы: холода наступили; ребята надели).
  • Я вышел из школы, но мама еще не подошла (2 грамматические основы: я вышел; мама не подошла).
  • Мой друг пришел, когда закончился дождь (2 грамматические основы: друг пришел; дождь закончился).

Заключение

Что мы узнали?

Простое предложение – предложение с одной грамматической основой Сложное предложение – предложение с двумя и более грамматическими основами. В состав сложного предложения входят простые предложения, которые связаны по смыслу и интонационно. Между частями сложных предложений могут стоять союзы. Разграничение простого предложения от сложного предложения происходит по количеству грамматических основ.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Мучкинова

    5/5

  • Martin Eden

    5/5

  • Максим Андреев

    5/5

  • Аскер Аташуков

    5/5

  • Татьяна Колпащикова

    5/5

  • Оля Сайфиддинова

    4/5

  • Мария Несговорова

    5/5

  • Хаджи Пулатов

    5/5

  • Наталья Осипова

    5/5

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1035.


А какая ваша оценка?

Русский язык, 4 класс

Урок № 10.

Тема:Предложения простые и сложные.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – узнать, что такое сложное предложение.

Задачи:

  1. Научиться различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
  2. Научиться составлять из двух простых предложений одно сложное и разделять запятой части сложного предложения.

Результаты:

  • Узнаем, что такое сложное предложение.
  • Научимся ставить знаки препинания внутри сложного предложения.
  • Потренируемся строить сложные предложения.

Тезаурус

Простые предложения состоят из одной грамматической основы.

Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений и представляют собой единое целое.

Союз соединяет части сложного предложения, но обычно не является членом предложения.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На прошлом уроке мы говорили, что составление предложений похоже на строительство домов. Представьте, что мы построили два дома рядом. Они стоят совсем близко и очень похожи. Почему бы нам не сделать из них один большой дом?

Если два предложения стоят рядом, близки по содержанию и выражают одну мысль, можно объединить их в одно. В этом нам помогут союзы: а, но, и, что, когда и многие другие. Такие предложения с двумя грамматическими основами называются сложными. А предложения с одной грамматической основой – простыми.

Как и простое, сложное предложение представляет собой единое целое. Предложения, которые выходят в его состав, связаны по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. Запятая ставится перед союзами, которые соединяют части сложного предложения.

  • Прочитайте предложения, обратите внимание на союзы.

У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.

Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.

У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.

Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.

  • Подумайте, для чего нам нужны союзы?

Составим схемы этих предложений:

У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.

[], и [].

Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.

[],

[потому что].

У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.

[], но [].

Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.

[],

[когда ].

Союзы нужны, чтобы показать связь между простыми предложениями в составе сложного.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Разбор сложных предложений по членам делается так же, как разбор простых. Откройте страницу 149 учебника и вспомните план разбора предложения по членам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Выберите сложное предложение.

  1. На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
  2. Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
  3. Пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.

Задание 2. Подберите схему к каждому предложению:

1. Как-то днём Винни — Пух прогуливался по лесу и ворчал  себе под нос новую песенку.

2. Винни – Пух вставал рано, по утрам  он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

1.

2.

3.

Задание 3. Выделите в предложениях главные члены.

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

Задание 4. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:

  1. Осень приближается небо часто хмурится.
  2. Дождь прошел и выглянуло солнце.

Задание 5. Впишите союзы и, а, но. Поставьте запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о далёких океанах. 

Задание 6. Из простых предложений составьте сложные, используя союзы поэтому и потому что:

  1. В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
  2. С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
  3. «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Задание 7. Составьте схемы предложений.

  1. Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.
  2. Сегодня я поеду к бабушке.
  3. Я не видел реки великолепнее Енисея.
  4. Наступили холода, и по утрам лужицы покрываются хрупким льдом.

Задание 8. Соотнесите первую часть предложения со второй.

  1. С утра он любил пить только воду,
  2. После дождя дети хотели пойти гулять,
  3. Миша любит футбол,
  4. поэтому отказался от сока
  5. но дождь не прекращался
  6. а Маша читать книги

Задание 9. Спишите предложение:

С утра он любил пить только воду, поэтому отказался от сока

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы.

1.В моро.. снег сухой. Нельзя л..пить сне..ки .

2. Б..льшой сла..кий арбу.. вырос на гря..ке

3. Я люблю свою лоша..ку, прич..шу ей шёрстку гла..ко.

4.Шура упал на сколь..кой доро..ке и поранил руку.

5. На руке у мальчика мя..кая повя..ка.

Задание 11. Вставьте пропущенные запятые в текст.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке.

Задание 12. Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.

послышался, птичий, вдруг, крик;

поднял, журавлей, увидел, гол…ву, и, я;

над, покружили, (В, в)олгой, горизонтом, за, скрылись, птицы.

Задание 13.

Составьте предложения по схемам:

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

Выберите неверное высказывание:

  1. В простом предложении одна грамматическая основа.
  2. Части сложного предложения могут соединяться интонацией.
  3. Перед союзом И в сложном.

2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:

1.Мама устает, потому что она тяжело работает.

2.Солнце восходит, начинается утро.

3. Подул сильный ветер, листья с берез полетел на землю.

3. Сколько простых предложений в тексте?

Пухлыми перинами полегли седые мхи, а по ним волнами переливаются зрелые ягоды красной клюквы. Вянет лес. Корни не подают больше сока, и солнце уже стало не нужно деревьям. Перекрашивается, желтеет зелень. От родимой ветки оторвался и полетел золотой лист.

1) одно 2) два 3) три

Вариант 2.

1. Выберите неверное высказывание:

  1. Части сложного предложения могут соединяться союзом.
  2. Перед союзом и в сложном предложении запятая не ставится.
  3. В простом предложении одна грамматическая основа.

2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:

1. Выглянуло солнце, и стало тепло.

2. Я устал, пойду лягу спать.

3. Мы с семьей ходили прыгать на батуте, потом ели мороженое.

3. Сколько простых предложений в тексте?

Я вышел на крыльцо. Целая семья ежей спокойно прогуливалась по утоптанной дорожке. Впереди шел старый большой Ёж, а за ним шла мама Ежиха. И маленькими комочками катились ежата.

  1. одно 2) два 3) три

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

2

Задание 2.

1-3

2-1

3-2

Задание 3.

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

Второе сложное.

Задание 4.

  1. Осень приближается, небо часто хмурится.
  2. Дождь прошел, и выглянуло солнце.

Задание 5.

Шарик в воду залезал, а дядя Фёдор его намыливал и шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил и грустил о далёких океанах. 

Задание 6.

  1. В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы, потому что знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
  2. С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка, потому что М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
  3. «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, поэтому мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Задание 7.

  1. [______ ______], [[______ ______, ______].
  2. [______ ______].
  3. [______ ______].
  4. [______ ______], и [[______ ______].

Задание 8.

1-1, 2-2, 3-3

Задание 10.

1.В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки.

2. Большой сладкий арбуз вырос на грядке

3. Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.

4.Шура упал на скользкой дорожке и поранил руку.

5. На руке у мальчика мягкая повязка.

Задание 11.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье, а потом в белой шубке.

Задание 12.

Вдруг послышался птичий крик. Я поднял голову и увидел журавлей. Птицы покружили над Волгой и скрылись за горизонтом.

Контрольный модуль

В-1

1. 3

2. 1

3. 3

В-2

1. 2

2. 1

3.2

Что такое сложное предложение

Пример сложного предложения:

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором — по смыслу.

Всего выделяют 3 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

Демо урок по русскому языкуПройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

  • Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.
  • Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.
  • То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.

Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

Если у частей сложного предложения есть общий второстепенный член или придаточное, но их соединяет повторяющийся союз, нужно ставить запятую.

В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

Виды связи в сложноподчиненном предложении

Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

Значения придаточных предложений в СПП

Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

  • Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
  • Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

Бесплатные занятия по английскому с носителемЗанимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.

Проверьте себя

Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

  • Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.
  • Я знал: это не может продолжаться слишком долго.
  • Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.
  • Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.
  • Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Что такое сложное предложениеПример сложного предложения:

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором — по смыслу. Всего выделяют 3 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

Сложносочиненное предложениеСложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

Знаки препинания в сложносочиненных предложенияхВ предложениях с союзами и, да, однако, либо и т. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях. Сложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным. Пример сложноподчиненного предложения:

Виды связи в сложноподчиненном предложенииОбычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

Значения придаточных предложений в СПППридаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье. Типы подчинения в сложноподчиненном предложенииИногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложенияхМежду главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

Проверьте себяОпределите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

Решить задачку по математике можно двумя способами: простым или посложнее. Так и в русском языке есть простые предложения, а есть сложные. Давайте разберемся, какое предложение называют простым и как его составить.

Понятие предложенияПредложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным. Три типа предложений по цели высказывания:

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое. Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа. Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основ. Демо урок по русскому языкуПройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому. Определение простого предложенияМы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа. Примеры простых предложений:

  • Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).
  • Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).
  • Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).

По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:

  • Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.
  • Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.

Односоставные конструкции делятся на:

  • Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.
  • Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.
  • Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.
  • Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.

Примеры односоставных предложений:

  • Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).
  • Его взяли на должность (неопределенно-личное).
  • Стало моросить (безличное).

Примеры двусоставных предложений:

  • Я пришла поздно с учебы.
  • Очень странная история произошла со мной сегодня утром.

Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие или орудие этого действия.
  • Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.
  • Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.

Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:

  • Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.
  • Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.

По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные. Характеристики полных предложений:

  • Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.
  • Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.

Примеры полных предложений:

  • Я не боюсь привидений.
  • Она не хочет в школу.

Характеристики неполных предложений:

  • Если для понимания предложения не хватает компонентов.
  • Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.

В неполном предложении могут отсутствовать некоторые главные или второстепенные члены. Примеры неполных предложений:

Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов. Проверьте себяОпределите вид простых предложений по наличию второстепенных членов и составу грамматической основы. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

  • Дедушка пошел в магазин.
  • Вернемся завтра вечером.

Простое предложение с осложненными фразамиПредложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:

  • обособленные определения, дополнения и обстоятельства;
  • вводные слова и обращения;

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом. Обычно имеют последовательную связь и раскрывают смысл выражения более детально.

Обособленные определения всегда выделены интонационно и пунктуационно, выступают в роли определения. Они поясняют слова, от которых зависят, уточняют место, положение, отношение к чему-либо.

Приложения — это определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Они показывают особенности грамматической основы.

Обособленные дополнения и обстоятельства примыкают к сказуемому и подлежащему, помогают выразить мысль более точно.

  • Дочитав книгу, я пошла готовить ужин.
  • Мне понравилась музыка этого музыканта, за исключением нескольких песен.

Вводные слова и обращения часто используются в диалогах:

Уточняющие члены предложения делают его яснее.

Составление простого предложенияЧтобы составить простое предложение, нужно:

  • Придумать основу — подлежащее и/или сказуемое.
  • Подлежащее — предмет или действующее лицо, отвечает на вопрос: кто? что?
  • Сказуемое — действие или состояние, отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

Например, грамматическая основа звучит так:При желании можно добавить к грамматической основе второстепенные члены. Например:

Чтобы найти в тексте простое предложение, нужно проанализировать предложение, подсчитать количество грамматических основ. Если основа одна (одно подлежащее и/или одно сказуемое) — перед вами простое предложение. Ответы на вопросы для самопроверки

Шпаргалки по русскому для родителейВсе правила по русскому языку под рукой

Простое и сложное предложение различаются количеством грамматических основ. Узнаем, что такое простое и сложное предложение в русском языке. С этими понятиями ребят начинают знакомить в 3 классе. Ученики 4 класса углубляют знания о простом и сложном предложении.

Простое предложение

Чтобы понять, что такое простое предложение, выясним, какую синтаксическую конструкцию называют предложением в русском языке.

Несколько слов по смыслу и интонацией можно объединить в одно высказывание, выражающее определенную мысль.

Из-за леса встает солнце.

Это предложение. Слова приняли необходимую грамматическую форму и с помощью повествовательной интонации выразили сообщение о том, что из-за леса встает солнце.


Определение

Предложение — это одно или несколько слов, которые интонационно и грамматически выражают законченную мысль.


Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. В этом предложении говорится о солнце:

(что?) солнце — это подлежащее. Подчеркнем его одной чертой.

Солнце (что делает?) встает. «Встает» — это сказуемое, которое подчеркнем двумя чертами.

Из-за леса встает яркое солнце.

В предложении используются главные и второстепенные члены. Основной смысл предложения выражают его главные члены «солнце встает». Это грамматическая основа предложения.


Определение

Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.


Как видим, рассматриваемое предложение имеет одну грамматическую основу. Такое предложение является простым.


Определение

Простое предложение — это предложение с одной грамматической основой.


Простое предложение это

Простое предложение может состоять  только из одного главного члена предложения — подлежащего или сказуемого.

Рассвет.

В этом предложении идет речь о рассвете. К слову «рассвет» поставим вопрос что?  Это подлежащее, которое выражает грамматическую основу этого простого предложения.

Темнеет.

К слову «темнеет» зададим вопрос что делает? Это сказуемое, которое выражает грамматическую основу этого простого предложения.

В русском языке по количеству грамматических основ различают простые и сложные предложения.

Сложное предложение

Если два простых предложения являются близкими по содержанию и выражают одну мысль, их можно объединить в одно высказывание. Понаблюдаем:

Пошел дождь.

По дороге побежали ручьи.

Из этих двух простых предложений, как из кубиков домик, построим одно сложное:

Пошел дождь, и по дороге побежали ручьи.

Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений.

В каждом простом предложении содержится по одной грамматической основе, а в сложном предложении их оказалось две. С этой точки зрения определим, что такое сложное предложение.


Определение

Сложное предложение — это предложение, в котором две и более грамматические основы.


Сложное предложение это

Шторм усилился, и корабли ушли из гавани в открытое море.

Составим схему этого сложного предложения:

Как отличить простое предложение от сложного?

Чтобы отличить простое предложение от сложного, необходимо предпринять следующие шаги:

  • определить главные члены предложения;
  • подчеркнуть их соответствующей линией;
  • посмотреть, сколько грамматических основ выявлено;
  • составить схему предложения;
  • сделать вывод: простое предложение или сложное.

Простое и сложное предложение

Простые предложения в составе сложного соединяются интонацией либо интонацией и союзами «и», «но», «да», «если», «как», «что» и пр. Перед союзом в сложном предложении ставится запятая.

Примеры

Приведем примеры сложных предложений с разными союзами.

Наступило утро, и дети пошли в лес за земляникой.

Рыбак давно сидит на берегу с удочкой, но он не поймал еще ни одной рыбы.

Дует порывистый ветер, да стучит дождь в окно.

Туристы зажгли костер, чтобы согреться.

Огромная туча закрыла солнце, из-за чего вокруг сразу потемнело.

Я не знаю, куда она спрятала ключ от дома.

Видео «Простые и сложные предложения (5 класс)»

Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 8

Работа
№ 1

1.
Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1)
Синей дымкой покрыты луга.

2)
На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3)
Ранним утром мы отправились за грибами.

2.
Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил
сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах
краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько
разных грибов появилось в лесу!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.
Замените сложное предложение простыми.

Идёт
мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа
№ 2

1.
Замените простые предложения одним сложным.

Наступила
золотая осень. На осинках поредела листва.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Спишите.Поставьте,
где нужно, запятые. В сложном предложении подчеркните грамматические основы.

Стояли
сильные морозы. Была вьюга дул яростный ветер. Ребята приносили птицам корм
хлеб семечки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.
Придумайте и запишите два простых предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа
№ 3

1.
Спишите. Устно разделите сложные предложения на простые. Подчеркните главные
члены предложения.

Стоят
суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки
спрятались в снегу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.
Составьте из данных предложений два сложных. Запишите, расставляя запятые.

Из-за
сопки показались ученики. Впереди шёл учитель. Они шли к парку. Там будет
праздник.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите сложное
предложение, состоящее из трёх сложных.

Работа
№ 4

1. Составьте из простых предложений
сложные с союзами  И, А, НО.

            Наступила весна. На пригорках
показались

 подснежники.   С утра шёл дождь. К вечеру
погода улучшилась.

  Ребята собирались в лес. Им помешал
дождь.   

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно,
запятые.

Ветер
согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в
дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

3.
Выпишите предложение с однородными членами.

Солнце
осветило поля и зелёные луга. Наступил вечер и в домах загорелись огни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа
№ 5

1.
Спишите. Союзы, которые соединяют однородные члены предложения, подчеркните
одной чертой, а союзы, которые соединяют части сложного предложения, двумя
чертами. Поставьте, где нужно, запятые.

Снег
переливался и на солнце горел огнём. Наступила осень и птицы стали готовиться к
отлёту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Продолжите предложение так, чтобы
получилось простое предложение с однородными членами.

На опушке леса пестрели колокольчики и
_________________________ .

3. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые.

По небу проплывали тёмные тучи и роняли
капли дождя. Дождь прошёл и выглянуло солнце.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа
№ 6

1. Прочитайте. Разделите сложные
предложения на простые. Запишите и подчеркните грамматическую основу.

Побелели поля и пригорки, тонким льдом
покрылась река. Тёмные тучи обложили небо, налетел ветер.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.
Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

По
дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей сидел на дереве.

Наступил
июль стояла сильная жара.

Наступила
осень и поредела на берёзках листва.

3.
Прочитайте. Выпишите сложное предложение.

Стоял
жаркий день, и дети пошли на речку.

Там
они купались, ныряли и играли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа
№ 7

1. Составьте и запишите из простых
предложений сложные.

В лесу лежит снег. Он блестит под лучами солнца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.
Прочитайте. Подчеркните в сложных предложениях грамматическую основу.

 Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали.
Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и
гроза разразилась.

3.
Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Завьюжила
зима  и закружила белыми хлопьями. Когда вьюга затихла, Никита достал лыжи и
пошёл гулять.

 ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа
№ 8

1. Разделите сложные предложения на
простые и запишите их.

Наступила поздняя осень, и целые дни дул
холодный ветер.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

За дачей тянулась роща, там часто
собирались дети.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.
Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

Настали тёплые дни и барсучиха вытащила из
норы малышей. Они рады солнцу и зелёной траве. Барсучки играют мать сидит рядом
и сторожит детей.

3.
Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Облака начинают закрывать солнце, оно
выглянуло в последний раз и скрылось. На лугах сушат, гребут и складывают в
копны душистое сено.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

1. Моршнева Л.Г. Русский язык. 4 класс.
Проверочные работы: В 2 ч. — Саратов: Лицей,  2011.

Источники иллюстраций

1. Подснежники:  detkam.e-papa.ru

2. Лыжник: www.raskraskin.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти валентность одного элемента
  • Как найти на компьютере что где находиться
  • Как найти сделанные проценты
  • Как найти процесс по имени windows
  • Пересоленная картошка как исправить жареная