Как найти сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Придаточное определительное предложение — это зависимая часть сложноподчинённого предложения, которая поясняет слово с предметным значением в главном предложении и отвечает на вопросы какой? чей?

Узнаем, что такое определительное придаточное предложение, какие имеет грамматические особенности в составе сложноподчиненного предложения. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из произведений художественной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Определительное придаточное предложение относится в главном предложении к существительному, местоимению или слову другой части речи в роли существительного, давая ему характеристику или раскрывая более детально его признак. Эта зависимая часть сложноподчиненного предложения находится непосредственно за определяемым словом или отделяется от него несколькими словами.

От определяемого слова в главном предложении к придаточному определительному задаются вопросы какой? чей?

Мы шли лугом (каким?), который пестрел множеством цветов.

Небо отражалось в глазах (чьих?), что были у неё пронзительно синими.

Придаточное определительное

Придаточное определительное присоединяется к определяемому слову в главном предложении с помощью только союзных слов — относительных местоимений и наречий:

  • кто
  • что
  • какой
  • который
  • где
  • куда
  • откуда.

Это был сильный стук, какой заставил всех вздрогнуть.

Коридор, что вёл в гостиную, был заставлен старой мебелью.

Со стороны дома, откуда послышался громкий стук захлопнувшейся двери, нам навстречу шёл человек в низко надвинутой шляпе.

Придаточное определительное, относящееся к слову с предметным значением, всегда находится после главного предложения или внутри его и отделяется запятой или выделяется запятыми с обеих сторон.

А бывают случаи (какие?), когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние (С. Маршак).

Дети побежали к реке, которая приветливо манила их своей прохладой, и с разбегу бросились в воду.

Обратим внимание, что в качестве союзных слов в придаточной определительной часто могут выступать относительные местоименные наречия «когда», «где», «куда», «откуда», которые употребляются в значении «который». Помним, что от существительного (местоимения) в главном предложении, невзирая на такое, казалось бы «обстоятельственное» союзное слово, к придаточной части все равно задаем вопрос определения какой?

Он выхватил добычу и, прижимая её к груди, побежал как раз в ту сторону (какую сторону?), откуда ехал доктор (Ю. Олеша).

Как видно из этого примера, существительное в главной части, к которому относится определительное придаточное, может иметь при себе указательное слово (тот, такой, этот и пр.).

Это был как раз тот поворот, за которым стоял дом бабушки.

К придаточным определительным отнесем предложения, поясняющие местоимения «то», «всё», «тот», «таков» в главном предложении. Они отвечают на вопросы какой? каков? Их называют местоименно-определительными предложениями, например:

Кто с пользой отечеству трудится, тот с ним легко не разлучится (И. Крылов).

Каков поп, таков приход.

Какова ботвинья, такова и Аксинья.

Тот, кто ищет, всегда найдет.

Видеоурок

Примеры предложений

Андрей поднял глаза и увидал стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду (Н. Гоголь).

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу (И. Тургенев).

Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи (А. Грибоедов).

Он с большой веселостью описывал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба (А. Пушкин).

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек (В. Лебедев-Кумач).

Мы поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете мой Онегин поскакал (А. Пушкин).

Тяжелые, частые шаги послышались в лозняке, с той стороны, откуда недавно пришли Бусыга с Акимом (А. Куприн).

Это было в том месте, где говорилось о его дознании (А. Куприн).

Тогда человек десять побежали в ту сторону, где от площади начинались три узенькие улочки (Ю. Олеша).

Есть минуты в жизни, когда человек не может думать о страшном и не верит в существование зла (Ю. Казаков).

Не было теперь у реки луга, опушенного лозняком и ракитами, луга, где на моей памяти мальчишки пасли лошадей (И. Кузнецов).

Я не слыхала звонов тех, что плавали в лазури чистой … (А. Ахматова).

Поле и пройти-то было всего шесть километров до Судовиков, откуда лесная наезженная дорога прямиком выводила на тракт (Л.М. Леонов).

Видео «Виды придаточных. Определительные придаточные»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 72

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

 Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении — к имени существительному (иногда к словосочетанию «существительное + указательное слово»); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. 

Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно — через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово который является подлежащим.

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Например: Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок… (А. Пушкин) — [существительное, (где),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) — [существительное (что).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла… (Ф. Тютчев) — [существительное], (когда).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой...

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)

Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.

Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома.

Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома.

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. (К. Паустовский.)

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой, например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который.

Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть — средство связи — союзное слово каким, являющееся определением.

Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) — средство связи — союзное слова что, являющееся подлежащим.

Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова — кто и что).

Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который),   ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто),   ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом.

Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей … (А. Пушкин) — (Кто), [местоимение   ].
 

Придаточная определительная часть

1. Поясняет (определяет) слово в главной части (обычно существительное или сочетание прил. (+) сущ.) и стоит после него;

2. Отвечает на вопрос «Какой?»;

3. Присоединяется к главной части союзными словами который, чей, какой, что, кто, когда, где, куда, откуда и др.

Пример:

«За тополями, (куда зашло за ночь солнце}, небо цвело шиповником]» (М. Шолохов).

В главной части может быть указательное слово. Оно выделяет существительное, к которому относится придаточная часть.

Пример:

[Не ошибается тот человек], (который ничего не делает).

В школьной грамматике к придаточным определительным относятся и местоименно-определительные придаточные. Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь, любой, такой, таков, всякий и др.), употреблённому в значении существительного.

Пример:

[Всего, (что знал ещё Евгений), пересказать мне не­досуг] (А. Пушкин); [Тот, (кто приходил вчера), сегодня не появлялся].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом.

Пример:

(Кто жил и мыслил), [тот не может в душе не пре­зирать людей]… (А. Пушкин).

Тема: СПП с придаточными определительными

Цели урока:

образовательные: 

— познакомиться со структурой сложноподчинённого
предложения с придаточным определительным;

— формировать умение определять и характеризовать
сложноподчинённые предложения с придаточным определительным;

— закрепить навык постановки знаков препинания в
сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;

— закрепить навык правильного словоупотребления,
исправления речевых ошибок;

развивающие: 

— развить у учащихся  потребность в учебной
деятельности, в самовыражении,              
 самоактуализации через различные виды работы ;

воспитательные: 

— поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка
через нетрадиционную форму урока;

— воспитывать чувства уважительного, бережного и нежного
 отношения к матери, чувства патриотизма.

Тип урока: урок  «открытия» нового знания  

Виды деятельности: учебно-познавательная

Дидактический материал: раздаточный материал (текст),
блок-схема.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

 II. Актуализация знаний

   1.  Лингвистическая разминка.

 В данных предложениях расставьте знаки препинания и
вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье  лишнее” в зависимости от вида
сложного предложения, спишите его, сделать схему СПП.

Она гл_дит и сер_це (в)ней забилось чаще и с_льней.

Землю по_сушил мороз и запорошило первым нежным
снегом.

Прош_л месяц (в)течении_  которого он ни разу
(не)был у нас.

 (Она глядит, и сердце в ней забилось чаще и сильней.
– ССП.

 Землю подсушил мороз,  и запорошило первым
нежным снегом. – ССП.

 Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у
нас. – СПП.)

 Третьим лишним здесь является СПП.  Запишите его
и постройте схему.

   2. Дайте определение СПП. Выберите правильный ответ

        1. СПП состоят: 

          а) только из
придаточных предложений;

         б) из 2 независимых
предложений;

         в) из главного и придаточного
или из главного и нескольких придаточных.

        2. Придаточное может стоять: 

            а) только после
главного;

           б) только перед
главным;

            в) перед главным, в
середине главного и после главного предложения.

IIIПостановка учебной задачи.

Учитель:
Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы:
придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

 — Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточных
определительных.

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными
определительными».

— Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Мы должны научиться:

1) находить придаточные определительные в составе
сложноподчиненного предложения;

2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо
и возможно;

3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные
запятыми);

IV. «Открытие»  нового
знания.

1. Анализ предложений.

— Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые
или сложные?

Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал
кот-рыболов.

Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал
кот-рыболов.

Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к
мосткам.

(Ученики рисуют схемы предложений и под руководством
учителя делают выводы)

— К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в
главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к
существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.)

— Каким способом придаточные предложения прикрепляются к
главному? (С помощью союзного слова который…)

— На какой второстепенный член предложения похожи эти
придаточные?

Придаточные в данных предложениях похожи на
определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными.
Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда
стоят после него(совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).

— Обратите внимание на предложения, что можете сказать об
 их значении?  Как называются слова близкие по лексическому значению?

( Предложения на доске – грамматические синонимы, которые
различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета)

— Прочитайте высказывание  А.С. Пушкина: «Причастия
обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту,
слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя
краткость причастия вялым оборотом”.

— Для какой речи характерно употребление причастного
оборота и придаточных определительных?

( Причастный
оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные
определительные предложения – в разговорной)

V. Первичное закрепление. В ходе работы  заполняется
блок-схема.

     1. Вопросы для закрепления. 

 — На какие вопросы отвечают придаточные
определительные?

 — Как вы думаете можно ли начать сложное предложение
этого типа с придаточного?

 — Можно ли поменять местами главное и придаточное
предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

     2. Анализ  предложений.

        б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)

        в) Тот лед на рекепо которому 
ходила лисица
,
стал казаться узкой полоской на широкой       реке.

       Начертите схемы предложений.

   — Какие союзные слова могут присоединять
придаточное определительное к главному?

Вывод  учащиеся делают самостоятельно, и
записывают в блок схему:

– Придаточные определительные могут присоединяться к
главному не только при помощи союзного слова 
который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

Вывод: Сложноподчиненным предложением с придаточной
определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная
часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило,
существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос 
какой, чей и присоединяется при помощи
союзного слова.

 VI. Самостоятельная работа

Учитель: Ребята, наш урок проходит в канун замечательного праздника
Дня матери, и мне бы хотелось часть урока посвятить этой теме – теме матери.

(Слайд 8)  — Перед вами портрет Епистинии
Фёдоровны Степановой, которая потеряла в гражданской и Отечественной войнах
девятерых сыновей. Все они отдали свои жизни за Родину, подвиг их велик. Но не
менее велик и материнский подвиг простой женщины, родившей и воспитавшей их
такими, стойко перенёсшей горькие муки безмерных утрат.

Матерям воздвигнуты памятники, посвящены книги. Вот надпись
на первой странице одной из книг: “Пусть будет вечной и пламенной человеческая
благодарность женщине-матери, которая, в муках рождая и со всей силой любви
взращивая своих детей, не колеблясь,  посылает их на смертный бой за
свободу Отечества!”

— Начертите схему данного предложения, определите тип
придаточного.

СПП с
 
придаточным
 определительным.

 Перед
вами репродукция картины Ханты-мансийский художника, заслуженного художника
 РСФСР. 
 В. Игошева “Она всё сына ждёт”.
Какая, на ваш взгляд, самая выразительная деталь в портрете матери? (Руки). А
вот как описывает руки мамы в романе “Молодая гвардия” А.Фадеев. (тексты
распечатаны для каждого учащегося). Звучит музыка Шуберта «Аve Maria».

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как
я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не
отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках.
А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в
жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо
в тёмные жилочки.

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как
нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как
они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.
И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в
комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся
тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>

Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только
ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и
прости…

— Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте? (Проблема
сыновней любви.)

— Определите основную мысль текста.
— Определите авторскую позицию. (Автор показывает своё
отношение к матери)

— Какие средства художественной выразительности использует
А.Фадеев? (эпитеты —  чистые, святые руки; метафора – запавшие очи,
сравнения – тихая и светлая, будто в ризах)

— Проведите лингвистический эксперимент: найдите антонимы,
которые в тексте являются контекстуальными синонимами? (Нежные —
шершавые.)

— Найдите среди предложений 1- 4 СПП с придаточным
определительным, запишите его.

Я помню руки твои с того мгновения, как я стал
сознавать себя на свете.

Завершить мне хотелось бы словами З.Воскресенской: “Самое
прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек,
и звучит оно на всех языках одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет —
пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше
твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь”.

VII. Рефлексия

Компетентностно-ориентированное
задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и
компетентности разрешения проблем

Форма деятельности:  Индивидуальная работа

Стимул:

Представьте, что вы на экзамене по русскому  языку.
Вам достался вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными
определительными. О чём бы вы рассказали?

Задание:  Составьте план рассказа.

Информация, необходимая для решения данной задачи:
блок-схема.

Домашнее задание. 

1. Выучить § 11 – стр. 70 или блок-схему

2. Задание по выбору:

 1.  Из худ. литературы выписать 5 примеров
предложений с СПП с придаточными определительными.

2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с
придаточным определительным. (приложение 3)

      1)Заповедник, основанный в середине
прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого
низинного леса.

    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в
полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.

    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят
в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с
образом Катерины

      4) Характерная   примета  
художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в
переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший
 в гул.

вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»

Мы учились в школе, которая была лучшей в городе. [… сущ. ], (союзное слово которая…); [- = -.-], (которая =)

Школа, где мы учились, была лучшей в городе. [… сущ. ], (союзное слово где…); [- = -.-], (где =)

Мы учились в той школе, что была лучшей в городе. [… сущ. ], (союзное слово что…); [- = -.-], (что =)

Школа, куда мы пришли в первый класс, была лучшей в городе. [… сущ. ], (союзное слово куда…); [- = -.-], (куда =)

В СПП с придаточным определительным от одного слова в главном предложении задается вопрос какой? который? где? что? куда?

  1. Соотнесенность частей Придаточная часть распространяет в главной имя существительное (с указательными местоимениями ТОТ, ТАКОЙ или без них)
  2. Средства связи. Союзные слова: КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КАКОЙ, КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА
  3. Отношения. Определительные (атрибутивные). Придаточная часть отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?
  4. Структурно-семантические разновидности: а) атрибутивно-выделительные: (придаточная часть называет различительный признак, который выделяет предмет среди других предметов данного класса); б) атрибутивно-распространительные
  5. Структурные схемы. [указ. слово + сущ.], (союзное слово)* Наличие указательного слова в главной части не является обязательным; достаточным признаком оказывается наличие в главном предложении опорного существительного, нуждающегося в определении. [сущ.], (союзное слово)
  6. Порядок следования частей. Постпозиция или интерпозиция придаточной части по отношению к главной.

Квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми – придаточная часть. Союзное слово входит в состав придаточного предложения, союз – нет (выносится за скобки).

К определительному придаточному вопрос ставится от существительного с указательным местоимением (если оно есть) в главной части. Средством связи в СПП с придаточным определительным – союзное слово:

[указ. слово + сущ.], (союзное слово) или [сущ.], (союзное слово). Придаточная часть находится после или внутри главной части: В том городе (каком?), где мы отдыхали, много исторических памятников.

Придаточное определительной можно переделать  определительный оборот, выраженный причастным оборотом: Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить. Любовь к детям, окрылявшая старую женщину, давала ей силу жить. Но такая замена возможна не всегда.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему СПП с придаточным определительным

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти владельца бота в телеграмме
  • Как исправить ошибку в российском паспорте
  • Как найти точки линии пересечения двух плоскостей
  • Как составить опись переданных документов образец
  • Как найти хорошие подкасты