Придаточное определительное предложение — это зависимая часть сложноподчинённого предложения, которая поясняет слово с предметным значением в главном предложении и отвечает на вопросы какой? чей?
Узнаем, что такое определительное придаточное предложение, какие имеет грамматические особенности в составе сложноподчиненного предложения. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из произведений художественной литературы.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Определительное придаточное предложение относится в главном предложении к существительному, местоимению или слову другой части речи в роли существительного, давая ему характеристику или раскрывая более детально его признак. Эта зависимая часть сложноподчиненного предложения находится непосредственно за определяемым словом или отделяется от него несколькими словами.
От определяемого слова в главном предложении к придаточному определительному задаются вопросы какой? чей?
Мы шли лугом (каким?), который пестрел множеством цветов.
Небо отражалось в глазах (чьих?), что были у неё пронзительно синими.
Придаточное определительное присоединяется к определяемому слову в главном предложении с помощью только союзных слов — относительных местоимений и наречий:
- кто
- что
- какой
- который
- где
- куда
- откуда.
Это был сильный стук, какой заставил всех вздрогнуть.
Коридор, что вёл в гостиную, был заставлен старой мебелью.
Со стороны дома, откуда послышался громкий стук захлопнувшейся двери, нам навстречу шёл человек в низко надвинутой шляпе.
Придаточное определительное, относящееся к слову с предметным значением, всегда находится после главного предложения или внутри его и отделяется запятой или выделяется запятыми с обеих сторон.
А бывают случаи (какие?), когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние (С. Маршак).
Дети побежали к реке, которая приветливо манила их своей прохладой, и с разбегу бросились в воду.
Обратим внимание, что в качестве союзных слов в придаточной определительной часто могут выступать относительные местоименные наречия «когда», «где», «куда», «откуда», которые употребляются в значении «который». Помним, что от существительного (местоимения) в главном предложении, невзирая на такое, казалось бы «обстоятельственное» союзное слово, к придаточной части все равно задаем вопрос определения какой?
Он выхватил добычу и, прижимая её к груди, побежал как раз в ту сторону (какую сторону?), откуда ехал доктор (Ю. Олеша).
Как видно из этого примера, существительное в главной части, к которому относится определительное придаточное, может иметь при себе указательное слово (тот, такой, этот и пр.).
Это был как раз тот поворот, за которым стоял дом бабушки.
К придаточным определительным отнесем предложения, поясняющие местоимения «то», «всё», «тот», «таков» в главном предложении. Они отвечают на вопросы какой? каков? Их называют местоименно-определительными предложениями, например:
Кто с пользой отечеству трудится, тот с ним легко не разлучится (И. Крылов).
Каков поп, таков приход.
Какова ботвинья, такова и Аксинья.
Тот, кто ищет, всегда найдет.
Видеоурок
Примеры предложений
Андрей поднял глаза и увидал стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду (Н. Гоголь).
Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу (И. Тургенев).
Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи (А. Грибоедов).
Он с большой веселостью описывал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба (А. Пушкин).
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек (В. Лебедев-Кумач).
Мы поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете мой Онегин поскакал (А. Пушкин).
Тяжелые, частые шаги послышались в лозняке, с той стороны, откуда недавно пришли Бусыга с Акимом (А. Куприн).
Это было в том месте, где говорилось о его дознании (А. Куприн).
Тогда человек десять побежали в ту сторону, где от площади начинались три узенькие улочки (Ю. Олеша).
Есть минуты в жизни, когда человек не может думать о страшном и не верит в существование зла (Ю. Казаков).
Не было теперь у реки луга, опушенного лозняком и ракитами, луга, где на моей памяти мальчишки пасли лошадей (И. Кузнецов).
Я не слыхала звонов тех, что плавали в лазури чистой … (А. Ахматова).
Поле и пройти-то было всего шесть километров до Судовиков, откуда лесная наезженная дорога прямиком выводила на тракт (Л.М. Леонов).
Видео «Виды придаточных. Определительные придаточные»
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 72
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении — к имени существительному (иногда к словосочетанию «существительное + указательное слово»); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др.
Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).
Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно — через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.
Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.
Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово который является подлежащим.
Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).
Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).
Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.
Например: Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок… (А. Пушкин) — [существительное, (где),].
Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) — [существительное (что).
Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла… (Ф. Тютчев) — [существительное], (когда).
Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.
Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.
Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой...
Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.
Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)
Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.
Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома.
Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома.
Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.
Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. (К. Паустовский.)
Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой, например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.
Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который.
Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.
Он не такой, каким мы хотели его видеть — средство связи — союзное слово каким, являющееся определением.
Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) — средство связи — союзное слова что, являющееся подлежащим.
Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова — кто и что).
Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который), ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто), ].
В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом.
Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей … (А. Пушкин) — (Кто), [местоимение ].
Придаточная определительная часть
1. Поясняет (определяет) слово в главной части (обычно существительное или сочетание прил. (+) сущ.) и стоит после него;
2. Отвечает на вопрос «Какой?»;
3. Присоединяется к главной части союзными словами который, чей, какой, что, кто, когда, где, куда, откуда и др.
Пример:
«За тополями, (куда зашло за ночь солнце}, небо цвело шиповником]» (М. Шолохов).
В главной части может быть указательное слово. Оно выделяет существительное, к которому относится придаточная часть.
Пример:
[Не ошибается тот человек], (который ничего не делает).
В школьной грамматике к придаточным определительным относятся и местоименно-определительные придаточные. Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь, любой, такой, таков, всякий и др.), употреблённому в значении существительного.
Пример:
[Всего, (что знал ещё Евгений), пересказать мне недосуг] (А. Пушкин); [Тот, (кто приходил вчера), сегодня не появлялся].
В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом.
Пример:
(Кто жил и мыслил), [тот не может в душе не презирать людей]… (А. Пушкин).
Тема: СПП с придаточными определительными
Цели урока:
образовательные:
— познакомиться со структурой сложноподчинённого
предложения с придаточным определительным;
— формировать умение определять и характеризовать
сложноподчинённые предложения с придаточным определительным;
— закрепить навык постановки знаков препинания в
сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;
— закрепить навык правильного словоупотребления,
исправления речевых ошибок;
развивающие:
— развить у учащихся потребность в учебной
деятельности, в самовыражении,
самоактуализации через различные виды работы ;
воспитательные:
— поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка
через нетрадиционную форму урока;
— воспитывать чувства уважительного, бережного и нежного
отношения к матери, чувства патриотизма.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Виды деятельности: учебно-познавательная
Дидактический материал: раздаточный материал (текст),
блок-схема.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка.
В данных предложениях расставьте знаки препинания и
вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье лишнее” в зависимости от вида
сложного предложения, спишите его, сделать схему СПП.
Она гл_дит и сер_це (в)ней забилось чаще и с_льней.
Землю по_сушил мороз и запорошило первым нежным
снегом.
Прош_л месяц (в)течении_ которого он ни разу
(не)был у нас.
(Она глядит, и сердце в ней забилось чаще и сильней.
– ССП.
Землю подсушил мороз, и запорошило первым
нежным снегом. – ССП.
Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у
нас. – СПП.)
Третьим лишним здесь является СПП. Запишите его
и постройте схему.
2. Дайте определение СПП. Выберите правильный ответ
1. СПП состоят:
а) только из
придаточных предложений;
б) из 2 независимых
предложений;
в) из главного и придаточного
или из главного и нескольких придаточных.
2. Придаточное может стоять:
а) только после
главного;
б) только перед
главным;
в) перед главным, в
середине главного и после главного предложения.
III. Постановка учебной задачи.
Учитель:
Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы:
придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные.
— Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточных
определительных.
Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными
определительными».
— Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?
Мы должны научиться:
1) находить придаточные определительные в составе
сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо
и возможно;
3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные
запятыми);
IV. «Открытие» нового
знания.
1. Анализ предложений.
— Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые
или сложные?
Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал
кот-рыболов.
Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал
кот-рыболов.
Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к
мосткам.
(Ученики рисуют схемы предложений и под руководством
учителя делают выводы)
— К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в
главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к
существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.)
— Каким способом придаточные предложения прикрепляются к
главному? (С помощью союзного слова который…)
— На какой второстепенный член предложения похожи эти
придаточные?
( Придаточные в данных предложениях похожи на
определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными.
Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда
стоят после него(совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).
— Обратите внимание на предложения, что можете сказать об
их значении? Как называются слова близкие по лексическому значению?
( Предложения на доске – грамматические синонимы, которые
различаются оттенками:
глагол усиливает значение действия;
причастный оборот подчеркивает признак предмета)
— Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: «Причастия
обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту,
слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя
краткость причастия вялым оборотом”.
— Для какой речи характерно употребление причастного
оборота и придаточных определительных?
( Причастный
оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные
определительные предложения – в разговорной)
V. Первичное закрепление. В ходе работы заполняется
блок-схема.
1. Вопросы для закрепления.
— На какие вопросы отвечают придаточные
определительные?
— Как вы думаете можно ли начать сложное предложение
этого типа с придаточного?
— Можно ли поменять местами главное и придаточное
предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?
2. Анализ предложений.
б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)
в) Тот лед на реке, по которому
ходила лисица,
стал казаться узкой полоской на широкой реке.
Начертите схемы предложений.
— Какие союзные слова могут присоединять
придаточное определительное к главному?
Вывод учащиеся делают самостоятельно, и
записывают в блок схему:
– Придаточные определительные могут присоединяться к
главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).
Вывод: Сложноподчиненным предложением с придаточной
определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная
часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило,
существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи
союзного слова.
VI. Самостоятельная работа
Учитель: Ребята, наш урок проходит в канун замечательного праздника
Дня матери, и мне бы хотелось часть урока посвятить этой теме – теме матери.
(Слайд — Перед вами портрет Епистинии
Фёдоровны Степановой, которая потеряла в гражданской и Отечественной войнах
девятерых сыновей. Все они отдали свои жизни за Родину, подвиг их велик. Но не
менее велик и материнский подвиг простой женщины, родившей и воспитавшей их
такими, стойко перенёсшей горькие муки безмерных утрат.
Матерям воздвигнуты памятники, посвящены книги. Вот надпись
на первой странице одной из книг: “Пусть будет вечной и пламенной человеческая
благодарность женщине-матери, которая, в муках рождая и со всей силой любви
взращивая своих детей, не колеблясь, посылает их на смертный бой за
свободу Отечества!”
— Начертите схему данного предложения, определите тип
придаточного.
СПП с
придаточным
определительным.
Перед
вами репродукция картины Ханты-мансийский художника, заслуженного художника
РСФСР. В. Игошева “Она всё сына ждёт”.
Какая, на ваш взгляд, самая выразительная деталь в портрете матери? (Руки). А
вот как описывает руки мамы в романе “Молодая гвардия” А.Фадеев. (тексты
распечатаны для каждого учащегося). Звучит музыка Шуберта «Аve Maria».
Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как
я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не
отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках.
А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в
жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо
в тёмные жилочки.
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как
нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как
они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.
И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в
комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся
тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>
Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только
ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и
прости…
— Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте? (Проблема
сыновней любви.)
— Определите основную мысль текста.
— Определите авторскую позицию. (Автор показывает своё
отношение к матери)
— Какие средства художественной выразительности использует
А.Фадеев? (эпитеты — чистые, святые руки; метафора – запавшие очи,
сравнения – тихая и светлая, будто в ризах)
— Проведите лингвистический эксперимент: найдите антонимы,
которые в тексте являются контекстуальными синонимами? (Нежные —
шершавые.)
— Найдите среди предложений 1- 4 СПП с придаточным
определительным, запишите его.
Я помню руки твои с того мгновения, как я стал
сознавать себя на свете.
Завершить мне хотелось бы словами З.Воскресенской: “Самое
прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек,
и звучит оно на всех языках одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет —
пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше
твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь”.
VII. Рефлексия
Компетентностно-ориентированное
задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и
компетентности разрешения проблем
Форма деятельности: Индивидуальная работа
Стимул:
Представьте, что вы на экзамене по русскому языку.
Вам достался вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными
определительными. О чём бы вы рассказали?
Задание: Составьте план рассказа.
Информация, необходимая для решения данной задачи:
блок-схема.
Домашнее задание.
1. Выучить § 11 – стр. 70 или блок-схему
2. Задание по выбору:
1. Из худ. литературы выписать 5 примеров
предложений с СПП с придаточными определительными.
2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с
придаточным определительным. (приложение 3)
1)Заповедник, основанный в середине
прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого
низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в
полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят
в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с
образом Катерины
4) Характерная примета
художественного стиля — множество слов, употребленных в
переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший
в гул.
вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»
Мы учились в школе, которая была лучшей в городе. [… сущ. ], (союзное слово которая…); [- = -.-], (которая =)
Школа, где мы учились, была лучшей в городе. [… сущ. ], (союзное слово где…); [- = -.-], (где =)
Мы учились в той школе, что была лучшей в городе. [… сущ. ], (союзное слово что…); [- = -.-], (что =)
Школа, куда мы пришли в первый класс, была лучшей в городе. [… сущ. ], (союзное слово куда…); [- = -.-], (куда =)
В СПП с придаточным определительным от одного слова в главном предложении задается вопрос какой? который? где? что? куда?
- Соотнесенность частей Придаточная часть распространяет в главной имя существительное (с указательными местоимениями ТОТ, ТАКОЙ или без них)
- Средства связи. Союзные слова: КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КАКОЙ, КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА
- Отношения. Определительные (атрибутивные). Придаточная часть отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?
- Структурно-семантические разновидности: а) атрибутивно-выделительные: (придаточная часть называет различительный признак, который выделяет предмет среди других предметов данного класса); б) атрибутивно-распространительные
- Структурные схемы. [указ. слово + сущ.], (союзное слово)* Наличие указательного слова в главной части не является обязательным; достаточным признаком оказывается наличие в главном предложении опорного существительного, нуждающегося в определении. [сущ.], (союзное слово)
- Порядок следования частей. Постпозиция или интерпозиция придаточной части по отношению к главной.
* Квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми – придаточная часть. Союзное слово входит в состав придаточного предложения, союз – нет (выносится за скобки).
К определительному придаточному вопрос ставится от существительного с указательным местоимением (если оно есть) в главной части. Средством связи в СПП с придаточным определительным – союзное слово:
[указ. слово + сущ.], (союзное слово) или [сущ.], (союзное слово). Придаточная часть находится после или внутри главной части: В том городе (каком?), где мы отдыхали, много исторических памятников.
Придаточное определительной можно переделать определительный оборот, выраженный причастным оборотом: Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить. Любовь к детям, окрылявшая старую женщину, давала ей силу жить. Но такая замена возможна не всегда.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему СПП с придаточным определительным
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«