Как найти смерть с косой

Почему смерть изображается с косой?

Символика смерти в разных культурах неоднозначна. Нередко за переход человека в потусторонний мир отвечали и боги, и демоны. Их образы, даже в одной и той же религии, были многоликими. В силу того, что люди страшились ухода из жизни, облик смерти рисовали преимущественно устрашающим и безобразным. Образ костлявой женщины с косой зародился в глубокой древности.

Вначале смерть ассоциировали со скелетом в черном плаще. Зловещий призрак приходил за теми, чьи жизненные часы достигли последней черты. В Древней Греции Бога Смерти Танатоса изображали с мечом. Он проводил последний ритуал, срезая с умирающего прядь волос, после чего душа уносилась с ним в Царство Мертвых.

Откуда взялся образ смерти с косой

Есть версия, что смерть с косой приходит к беднякам. К знатным особам стучится смерть с мечом. По другой версии, причина кроется в том, что в древней мифологии боги, отвечающие за переправу душ в загробный мир, одновременно были богами плодородия. Возможно, поэтому в сознании людей предание человека земле ассоциировалось с аграрной атрибутикой.

Осирис — царь загробного мира у древних египтян

Морена (Мара) — богиня зимы и смерти у славян

Нередко костлявую изображают не с косой, а с серпом. Бог Египта Осирис, который отвечал за плодородный урожай в долине Нила, одновременно выступал правителем Царства Мертвых, при этом всегда изображался с серпом.

Позже образ смерти изображал старик — в своих руках он держал серп и песочные часы. Легенда гласит, что это древнегреческий Бог Харон, который переправлял души в мир иной и за это брал монетку. Отсюда пошла традиция класть монету покойному под язык. Если монетки не оказывалось, Харон отсекал серпом голову.

Серп присутствовал в символике славянской женщины по имени Морена. Этим орудием она отрезала умирающему невидимые жизненные нити. При этом она была сестрой Живы, в чьи задачи входило возрождение природы и хороший урожай.

Постепенно серп заменялся косой, которая тоже является атрибутом для земледельческих работ. К тому же серп выглядит, как молодой месяц, который, словно человек, рождается, живет какое-то время, стареет и умирает.

Откуда появилась коса?

Серповидные клинки были популярны у воинов, которые часто погибали на полях сражений и принимали смерть. А вот, у крестьян часто присутствовал модифицированный серп — новаторское орудие на длинной ручке и с удлиненным клинком. Таким орудием легче было захватывать колоски, да и вражеские головы косить было намного быстрее.

В 14 веке, во время легочной чумы, которая косила всех подряд, в Европе стал появляться персонифицированный образ смерти в виде жнеца с косой. Мрачный скелет в черном развивающемся балахоне держал в руке косу, чем приводил в ужас одним только своим видом. Иногда его изображали восседающим на коне, подчеркивая масштабность трагедии.

Как смерть предстала в облике женщины?

Так сложилось, что постепенно страшный, иссохший жнец с косой стал заменяться женским обликом. Возможно, в народных представлениях женский образ больше подходил на такую роль.

В древней Элладе с богиней Деметрой был связан ритуал, который проводился каждую весну. Чтобы получить хороший урожай, жнецы выбирали жертву, убивали ее, а тело закапывали в землю. После этого обряда приступали к засеванию поля. Кровавый ритуал объяснялся тем, что смерть являет собой продолжение жизни. Как незрелое зерно кладут в землю, чтобы в будущем оно проросло и дало урожай, так и жертву убивали и зарывали в землю, которую называли Матерью Земли, чтобы она дала начало новым живым сущностям.

Преимущественно у русских людей смерть стала изображаться в виде костлявой старухи. Причем сначала ее представляли в облике высокой женской фигуры с длинными, растрепанными волосами и скорбящим лицом. Постепенно образ принимал зловещие очертания, и в конечном итоге облик смерти предстает в том виде, в котором дошел до наших дней.

Белорусы представляли смерть аналогично — в виде зубастой старухи с острой косой. Исключение составлял наряд — это был белый саван.

Почему у смерти женское лицо?

Как мы видим, облик смерти в разных религиях и культурах претерпевал изменения с течением времени. В своем большинстве смерть рисовали в образах: жнеца, скелета, ведьмы, кикиморы.

В руках у них были мечи, серпы, косы, песочные часы, как символ уходящей жизни. В конечном итоге, предвестницей кончины стал женский образ. Возможно, это связано с тем, что женщина ассоциируется с этапами жизни. Она дарит новую жизнь, вынашивая ребенка, она же вправе быть причастной к таинству смерти. Логику рассуждений подтверждает религиозная мифология многих народов, где смерть выступает лишь как новый этап, переход в другое состояние и вечную жизнь.

Читайте также:

  • Летучая мышь — символизм, значение
  • «Мертвая голова» древняя символика
  • Символика смерти в древности
  • Смерть в живописи и искусстве

Самый распространённый, можно сказать, шаблонный образ смерти в современном массовом сознании — это некто в просторном чёрном балахоне с капюшоном, скрывающим лицо, и с острой косой в руке. Подобной символической фигуре уже не одна сотня лет, однако она, как и её вооружение, имеет ещё более древних предшественников.

Смерть как вечная спутница посева и жатвы

К первым земледельцам неолита восходит представление о том, что сев — это «похороны» зерна, словно бы мёртвого, не подающего внешних признаков жизни. Благодаря чуду и магии плодородной земли оно прорастало, колосилось, зрело и снова «погибало» при сборе урожая. Таким образом замыкался цикл рождения и смерти, сходный с жизненным циклом человека.

В Древнем Египте божеством, согласно преданию, расчленённым и чудесно воскрешённым, был Осирис. На празднике, посвящённом его смерти и оживлению, в землю с погребальными обрядами зарывали изображение бога, изготовленное из глины и зерна. Делалось это для того, чтобы, погибнув, Осирис мог с новым урожаем возродиться к жизни.

Обряды, направленные на обеспечение плодородия ценой чьей-то смерти и похорон, далеко не всегда были символическими. Известно, в частности, что тело утонувшего норвежского короля Гальфдана Чёрного, «благословенного изобилием», было расчленено и захоронено в разных частях его королевства с тем, чтобы обеспечить богатые урожаи на этих землях.

Смерть в переносном и прямом смысле сопровождала круг земледельческих работ в течение многих веков, тесно соотносилась со временем сева и сбора урожая.

Кто такая смерть: мнение человечества…

С биологической точки зрения смерть – это прекращение функционирования человеческого организма, остановка сердца и кровообращения. Под термином смерть подразумевают отход человека в иной мир, во время которого его душа покидает бездыханное тело.

Но такого объяснения для человечества всегда было «мало», и люди стремились придать образ тому, что важно, и что в большой мере остается загадкой. В этом отношении смерть – пожалуй, самое неизведанное в жизни человека.

Никто ведь не знает, что ждет его после смерти, и ждет ли вообще. Смерть для каждого означает нечто свое, что-то такое, от чего нет лекарства и пути назад.

Именно поэтому люди создали некий образ смерти, сделав смерть не явлением или процессом, а человекоподобным созданием, которое, согласно поверьям, и должно отправить душу в дальнейшее странствие.

Но такая трактовка вопроса не совсем правильная. Ученые полагают, что смерть – это скорее рубеж мирской жизни, определенная грань, которая разделяет известный и неизвестный миры. Это вряд ли человек, и наверняка, даже не проводник.

Тем не менее, образы смерти появились давно, и раньше они были разными, так как люди имели множественные религии, а то и вовсе были язычниками. Наиболее распространённый из них – это высокий статный мужчина или женщина, а точнее скорее скелет человека, который одет во все черное. В руках у него неизменно коса и часы.

Если понять, для чего смерти часы, можно, логично поразмыслив, то для чего необходима коса, представить сложнее. И все-таки, почему коса?

Серп и коса как орудие и оружие

Орудие в форме полумесяца с внутренним острым краем, насаженное на удобную рукоять, было в ходу уже в каменном веке. При этом использовались кремнёвые вставки с заострённой кромкой. На смену таким орудиям жатвы пришли бронзовые, затем железные серпы. На любой технологической стадии они могли становиться действенным и смертоносным оружием.

В древнем Шумере серп трансформировался в копис — оружие с рукоятью сабельного типа и лезвием, заточенным только с внутренней стороны.

На Окинаве, после того как там было запрещено традиционное холодное оружие, появились модифицированные серпы для уборки риса — кама. Они были особенно эффективны в ближнем бою, но использовались и как метательное оружие.

Когда же рукоять серпа удлинили, увеличили режущее лезвие, как и прежде, заточенное только с внутренней стороны, появилось новое сельскохозяйственное орудие — коса. Она срезала стебли трав и злаков ещё эффективнее, а во времена крестьянских восстаний становилась грозным оружием.

Кто она: старуха или старик?

В Древнегреческой и древнеримской мифологии смерть предстает в виде мужчины с неопределенным возрастом. Однако существуют мнения что она имеет женское лицо. Такая теория основана на предположении, что весь этот образ создан в противоположность жизни:

  1. Жизнь – символ плодородия, а смерть – образный сбор урожая;
  2. Живой человек всегда свежий и цветущий, а смерть изображают в виде скелета, лишенного жизненной энергии;
  3. Смерть предает перед нами старой, так как именно это состояние увядания наиболее близко для нее;
  4. Символ жизни – это Бог, а в противовес этому символом смерти является женщина.

Существует еще одна версия женской сущности мифического героя. Она исходит из того, что только женщина способна дать жизнь человеку и только она имеет право ее забрать.

Больше похожа на старуху

Таким образом, о том почему смерть изображают с косой можно размышлять с разных точек зрения. Возможно этот образ имеет божественное происхождение, а возможно этот атрибут ей приписали крестьяне от отсутствия выбора. Так или иначе, этот колоритный образ и в наше время наводит страх на людей и заставляет задуматься о скоротечности жизни.

Мрачный Жнец зачумлённой Европы

Во время эпидемии чумы XIV века «Чёрная Смерть» опустошала Европу, словно выкашивая население. Тогда и возник образ Мрачного Жнеца (англ. Grim Reaper) в чёрном траурном одеянии с острой косой — инструментом жатвы душ, отходящих в мир иной. Он, как в древних земледельческих культах, отрешал жизнь от её корней, пользовался орудием-атрибутом, подобно Сатурну, и превращал его в смертоносное оружие, как веками приходилось делать многим и многим земледельцам.

Вместе с тем, в Библии жатва неоднократно используется как символ воздаяния за грехи людские: «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий» (Откр. 14: 18 – 20).

Мрачный Жнец с острой косой стал ёмким олицетворением смерти, соединившим в себе отголоски древних культов, исторических событий и библейских откровений. Как наглядная метафора конца земной жизни, эта тёмная фигура, в том числе в женской ипостаси, бытует до нашего времени.

Распространилась она и в Беларуси, где изначально считалось, что смертью распоряжается Мара. Эта богиня одновременно управляла рождением и плодовитостью, то есть, связывала мир живых и царство мёртвых в тугой узел, объединяющий всех людей от начала времён.

Притча о том, откуда у смерти появилась необходимость носить с собой косу

Расскажу вам краткую народную историю, повествующую о том, для чего смерть носит с собой косу.
Давным-давно к местному кузнецу обратилась смерть с крайне необычной просьбой – исправить и подточить косу. Кузнец не сразу обернулся, услышав женский голос, и хотел даже отказать в просьбе человеку. Но обернувшись, желание перечить у него пропало.

Кузнец подумал, что смерть пришла непосредственно за ним, он даже предположил, что уже мертв. Однако смерть успокоила мужчину, сказав, что пришла лишь немного подправить свой инструмент.

Пока кузнец точил и исправлял косу, смерть тихонечко ждала в углу комнаты. Затем кузнец не удержался и задал волнующий его вопрос. Он поинтересовался, скольких людей лишил жизни инструмент, который он держал в руках. Смерть ожидала вопроса, но он явно ее возмутил.

Она объяснила, что уже давно потеряла надобность убивать, а впрочем, и надобности такой у нее не было. Ее задача прежде состояла в том, чтобы встретить человека и сопроводить его в иной мир. В то время она была красивой молодой девушкой, которая проводила души покойных в мир покоя.

Но затем она поведала другие, очень жестокие вещи. Смерть не единожды видела, как люди сами убивали друг друга – от злости или жадности. Она видела войны, ссоры и склоки. Ей уже не приходилось сопровождать людей, пришедших с миром. Теперь ее новыми посетителями стали кровожадно убитые люди, и от этого ей пришлось сменить свои одежды на черные наряды, на которых не было бы видно пятен крови и следов человеческих мучений.

Из красивой девушки она превратилась в ужасную старуху, которая давно забыла, каково это – сопровождать в рай тех, чье время уже пришло.

Напоследок она ответила и на главный вопрос кузнеца. Она сказала, что коса – вовсе не орудие убийства, а лишь возможность найти дорогу в рай, которая давно заросла травой.

Такая версия появления у смерти косы возникла не так давно – к ней в большинстве склоняются современные христиане.

Вопрос и ответ

Есть ли какие-то объяснения одеянию Смерти в традиционном представлении?
Изначально это мог быть белый саван, так что образ Смерти являл собой восставший из могилы скелет в погребальном одеянии, персонаж средневековых «плясок смерти». Затем саван стан чёрным балахоном, который, как говорили, позволял Смерти присутствовать в мире живых и оставаться незамеченной.

Всегда ли египетский культ Осириса обходился только символическими, бескровными жертвами?

Отнюдь не всегда. Древнеегипетский жрец Манефон свидетельствует, что для улучшения плодородия почв там приносили в жертву рыжих быков и рыжеволосых людей. Тела их сжигали, а пепел развеивали с алтаря Осириса.

Какие атрибуты, кроме косы, сопутствовали традиционному европейскому образу Смерти?

Песочные часы, как символ истечения времени жизни, а также меч вместо косы для визитов к знатным господам.

Другие прообразы смерти: есть ли между ними нечто общее?

Привычный для нас образ смерти в виде старухи в черном балахоне и с косой в руках – не единственный.
Прежде существовало множество богов или повелителей тьмы, образы которых также немало повлияли на современное представление о смерти.

Перечислю наиболее известные из них:

  • Морена – славянская богиня смерти, которая в руках всегда имела серп.
  • Анубис – бог смерти древнего Египта. Его изображали как человека с головой шакала, который при себе всегда имел весы.
  • Танатос – олицетворение смерти у древних греков. При себе также имел серп. Им он срезал пучки волос людей, которые должны были покинуть этот мир. Также в греческой мифологии был еще один человек, связанный со смертью – Аид. Его задача была сопроводить мертвых по реке в свое царство – царство усопших.

О том, как же выглядит смерть на самом деле, и для чего ей нужна коса можно судить очень долго. Однако ясно одно: повлиять на исход нашей жизни можем только мы сами и написанная для нас судьба. Поэтому не будем терять надежду на лучшее, постараемся прожить максимально долгую и счастливую жизнь.

Есть ли жизнь после смерти?

Версии, зачем смерти коса:

Игра со смертью[править]

Примерно с XV века в европейской культуре стал распространяться сюжет об игре человека с пришедшей за ним Смертью. Обычно игра велась в шахматы, ставшие к тому моменту весьма популярными во многих слоях общества и часто используемые в качестве аллегории человеческой жизни и устройства общества.

Образ Смерти-шахматистки запечатлен на множестве картин, фресок и гравюр. Не совсем понятно, правда, зачем Смерти играть с тем, кого она пришла забрать — но, видимо, тут оказал влияние более старый сюжет об игре грешника с Дьяволом, где на кону стояла душа. Также в некоторых вариантах сюжета в шахматы со Смертью играет не сам умирающий, а кто-то другой, пытающийся отыграть его жизнь. К примеру, на картине французского художника Р.-Ф. Дескарена в шахматы со Смертью играет доктор за жизнь больного — и побеждает.

На каком участке тела набивать тату

Такие мистические татуировки лучше разместить на закрытых участках тела. Особенно это актуально для девушек. Особой красоты в них нет. Тем более можно не вписаться в дресс-код.

Правда ещё нужно учитывать размеры рисунка. Если выбран эскиз тату коса смерти в миниатюрном варианте, без проблем можно наколоть на запястьях, щиколотках, даже пальцах.

Большеразмерные наколки предпочтительнее размещать на спине, плече или бёдрах. Особенно если рисунок детальный. Скрытые одеждой картинки не вызовут нежелательных вопросов.

Для обоих полов будет уместно наколоть тату коса на руке.

Мужчины чаще выбирают объемные картины. Наколку делают на больших участках тела. Например, на спине, плече, бедре. Чуть реже в области шеи или лопатки. В этом случае не вся композиция целиком, а части. Может быть набита только тату с косой или лицо под маской. По опыту тату-мастеров, девушки реже рискуют набивать татуировку коса на видных участках, выбирают живот, бока либо участок выше колен.

Смертельная жатва

Современный человек до сих пор не может постигнуть все тайны смерти. Что уж говорить про тех людей, что жили тысячу или более лет назад. Весь их быт сводился к аграрному циклу: весной семя сажалось в землю, летом колосилось, а осенью убиралось серпом и складывалось в овин. Неизменное повторение данного цикла натолкнуло наших предков на соответствующую аналогию. Как пшеница срезается серпом (или косой), так и человеческие жизни обрезаются Вестником Смерти с помощью серпа.

Здесь следует отметить и второе предназначение сельскохозяйственных орудий – защитное. Когда кочевники совершали набеги на поля крестьян, то им ничего не оставалось больше, как взяться за привычные инструменты – косы и серпы – чтобы отстоять свои дома, своё поселение. Ведь если урожай свой не защитить, то зимой весь род вымрет от голода.

Важно! Смерть с косой приходила именно к землепашцам. Знатные люди считали, что уж к ним Ангел из Царства Мёртвых явится с мечом и в доспехах.

Древние божества с серпом

В языческих религиях боги смерти также наделялись аграрными орудиями труда для сокращения человеческой жизни.

Древний Египет. Изначально Осирис был богом плодородия и в его арсенале был цеп с серпом. Уже после того, как он сразился с Сетом, был убит и воскрес с помощью своей жены Изиды, его специализация несколько изменилась – он стал верховодить в Царстве Мёртвых. Однако прежние божественные атрибуты с ним остались.

Древняя Греция. Всем нам известно, что перевозчик душ Харон за свою работу брал самую мелкую монету – обол. Её вкладывали мёртвому под язык, чтобы было чем расплатиться со служителем богов. И горе тому, у кого не находилось медного гроша! Таких Харон безжалостно лишал головы с помощью серпа и сбрасывал в Лету.

Древний Рим. В отличие от древнегреческого Кроноса, его древнеримский прототип Сатурн имел возможность сократить срок человеческой жизни по своему желанию. Делал он это обрезая серпом жизненную нить смертного. При этом на Земле оставалось тело, бренная оболочка, а душа устремлялась в Подземное Царство Плутона.

Древние славяне. Наши предки также имели в своём пантеоне богов Жрицу Смерти. Её звали Мораной, Мореной, Моржаной или другим именем со сходным звучанием. Помимо главенства в Царстве мёртвых она также считалась Богиней Луны и отвечала за фазы ночного светила. Именно форма полумесяца в 1- и 3-й фазах определила наличие серпа, как атрибута грозной Мораны.

Мрачная фигура в черном балахоне, с косой и песочными часами — вот распространенное изображение Смерти. Но какие глубинные корни имеют эти символы? На самом деле я совсем был не в курсе, что «классическая» СМЕРТЬ ходит кроме косы еще и с часами. Но погуглив внимательней увидел, что это действительно так.

Итак, зачем СМЕРТИ коса? Что она ей косит? Человеческие жизни?

Сейчас узнаем некоторые подробности …


Cronus

Песочные часы Смерть получил от самого Хроноса, олицетворения Времени, от божества, почти такого же древнего, как первоначальный Хаос. Он появился сразу после появления мира и создал воду, огонь и воздух. Песочные часы — самый ясный и известный символ времени в течение многих веков, даже сейчас, когда такими часами практически никто не пользуется.

Свою косу (иногда — серп) Мрачный Жнец получил от титана Кроноса. Тот был сыном бога Урана(он же Сатурн) и Геи, богини земли. Своих детей добрый папаша сжирал, зная, что будет убит от руки одного из них. Но последнего, младшенького Кроноса, Гея сумела спрятать и вырастить.

Она дала ему серп, которым Кронос, пардон, оскопил своего отца. Из капель крови, упавших при этом на землю, появились злобные фурии. Из крови и семени, смешавшихся с морской пеной, появилась прекрасная богиня Афродита. Во многих книгах по мифологии, кстати, эту составляющую будущей богини красоты и любви скромно замалчивают.

Таким образом, серп Мрачного Жнеца первоначально резал не совсем, хм, человеческие жизни…

Сам же бог смерти, Танатос, благополучно забытый христианами, использовал вовсе не серп, а меч. Этот крылатый юноша перелетал от одного ложа умирающего к другому, срезая у них по пряди волос и забирая душу. Крылья и черный плащ от Танатоса достались Мрачному Жнецу.

Вот поэтому теперь, закутавшись в плащ одного бога, с часами другого бога в одной руке и с оружием титана в другой, летает над землей на чужих крыльях Смерть и срезает жизни. И, в общем-то, какая разница тем, чью жизнь срезают, чем это делают?

Иногда упоминают, что коса — только для простых людей; когда же Смерть приходит за душой человека королевских кровей, в ее руке меч. Зачастую у нее с собой песочные часы, символизирующие истекающее время несчастной жертвы.

По другой версии все эти аттрибуты, появились у Смерти от древнеримского бога времени Сатурна. Он изображался жнецом с серпом или косой в одной руке и с пучком пшеницы в другой. Отсюда и имя Смерти в западной культуре — Grim Reaper — зловещий жнец.

У кого есть еще какие версии?

Есть много красивых притч о смерти. Вот одна их них автора cheshirrrko

— Вы — кузнец?

Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.

— А стучаться не пробовали? — грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.

— Стучаться? Хм… Не пробовала, — ответил голос.

Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.

— Вы не могли бы выправить мне косу? — женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.

— Всё, да? Конец? — отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.

— Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, — ответила Смерть.

— Логично, — согласился Василий, — не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?

— Выправить косу, — терпеливо повторила Смерть.

— А потом?

— А потом наточить, если это возможно.

Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.

— Это понятно, — кивнул он, — а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать…

— А-а-а… Вы об этом, — плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, — нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?

— Так я не умер? — незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.

— Вам виднее. Как вы себя чувствуете?

— Да вроде нормально.

— Нет тошноты, головокружения, болей?

— Н-н-нет, — прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.

— В таком случае, вам не о чем беспокоиться, — ответила Смерть и протянула ему косу.

Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.

Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.

— Вы это… Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! — вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.

Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.

Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.

— Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.

Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.

— Что вы сказали? — тихо произнесла она.

— Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое…

— Оружие? Вы сказали оружие?

— Может я не так выразился, просто…

Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.

— Как ты думаешь, сколько человек я убила? — прошипела она сквозь зубы.

— Я… Я не знаю, — опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.

— Отвечай! — Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, — сколько?

— Н-не знаю…

— Сколько? — выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.

— Да откуда я знаю сколько их было? — пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.

Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.

— Значит ты не знаешь, сколько их было? — тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила, — а что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?

— Но… А как же?…

— Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, — она ненадолго замолчала, — ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало!

Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.

Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.

— Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? — она сделала шаг в сторону Василия.

— Нет, — сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.

— Конечно не знаешь, — ухмыльнулась она, — это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса…

Глаза Смерти заблестели.

— Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто… — она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, — я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак!

Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.

— Можно один вопрос? — послышалось сзади.

— Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? — остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.

— Да.

— Дорога в рай… Она уже давно заросла травой.

А вот тут лики СМЕРТИ и впечатлительным по ссылкам лучше не заходить. Вот тут СМЕРТЬ и тут СМЕРТЬ и тут ТОЖЕ СМЕРТЬ

Почему смерть изображается с косой?

Какой мы привыкли видеть смерть в мировой культуре? Внушительных размеров силуэт в некоем тёмном одеянии, лицо скрыто капюшоном, держащий косу в руке. Такой образ знаком практически всем, так как широко представлен в произведениях искусства. Смерть в балахоне и с косой приходит за теми, чей срок на земле окончен. Но почему смерть изображают именно так? И зачем ей коса?

Существует несколько версий того, как у смерти в руках появилась коса как неотъемлемый атрибут этого образа. Древнегреческий бог смерти Танатос изображался, облачённый в плащ, держа в руке меч, которым он отрезал прядь волос у умирающего, после чего уносил его душу в своё царство. Есть легенда о том, что коса в руках смерти появляется только тогда, когда она приходит за простыми смертными. За представителями высших сословий она приходит с мечом в руках.

Кроме меча смерть изображается иногда и с серпом. Это связано с тем, что в древности боги сочетали должности бога плодородия и бога загробного мира. Таким был египетский Осирис или римский Сатурн. Их изображали с серпом в руках. У древних славян также была богиня смерти Морена (Морана), которая носила с собой серп — им она отрезала жизненную нить человека. Символом богини также был серп луны: Луна — символ смерти, тогда как Солнце — символ жизни.

Также существует версия, по которой так называемый «мрачный жнец» появился во времена Средневековья, в разгар эпидемии чумы. Тогда смерть представлялась с косой в руке, так как «косит» всех, не разбирая, кто есть кто.

К слову, тёмный плащ-балахон с капюшоном, в который облачена смерть, позволяет ей скрываться и оставаться незамеченной среди живых людей. Есть версия, что это не плащ, а погребальный саван, в который укутывают умерших людей во многих культурах.

Под балахоном смерть часто изображается в виде скелета, из-за чего получила название «костлявой». Иногда это некая тёмная субстанция, не имеющая материального воплощения. Это связано с тем, что смерть во многих культурах и верованиях в первую очередь — дух.

Ритуальные услуги — «Покой»

Если мы так мало знаем о жизни, что мы можем знать о смерти? (Конфуций)

Смерть. Неизбежный конец всего живого.
Так почему же смерть чаще всего изображается в виде фигуры в темном балахоне и с косой? Иногда это старуха, чаще скелет. Бывает, что балахон полностью скрывает темного вестника. Так почему этот образ?

итак, рассмотрим парочку теорий.

0. В древние времена, задолго до инквизиции и средневекового мракобесия, смерть изображали в виде костлявой старухи в черном плаще и с косой, которой она убивает свои жертвы. Стойкость этого образа, сохранившегося практически без изменений до наших дней, некоторые исследователи вопроса склонны объяснять тем, что образ этот по сути своей не сказочный и не фольклорный, а факт видений умирающих людей. Смерть на античных фресках и Смерть на гравюрах Дюрера поразительно похожи. Бытует мнение, что художникам разных эпох позировал один и тот же персонаж. Во всяком случае даже, если художники и не видели сами Смерти, то представляли Ее по рассказам своих современников, встречавшихся с Нею. И образ Ее удивительно неизменчив – и две тысячи, и тысячу лет назад и сегодня она выглядит так же. Единственное изменение образа (зафиксированное историей) внесла ужасная эпидемия чумы в средневековой Европе (каждый четвертый житель континента погиб тогда от болезни, а многие города вымерли начисто и не осталось даже памяти о них). В это жуткое время Смерть получила драконьи крылья и чудовищно толстый змеиный хвост – именно так ее изображали в церковных книгах и летописях. Следует уточнить, что это был образ не просто смерти, а ее самого страшного для того времени воплощения – легочной чумы, заболевания, ужасней которого не бывало на Земле, и которое, будем надеяться, кануло в Лету. Весь ужас тех лет запечатлен на выцветших картинах из ветхих средневековых книг – крылатая Чума с глумливой улыбкой и кровавой косой лихо скачет по мрачным и узким улицам, оставляя за спиной груды трупов… Возможно для того времени и нельзя было иначе выразить так правдиво и ясно кошмар, пережитый нашими предками. Когда болезнь ушла, Смерть на картинах потеряла крылья. Похоже, она обретает их только во времена страшных бедствий (по нашим земным понятиям – без крыльев трудно повсюду успеть).

1. Из человеческих образов смерть у предка носила образ женщины, на что указывает род слова «смерть». Обыкновенно ее предок представлял себе отвратитель ной старухой. Так, на юге и по сие время смерть представляется старухой с большими зубами, костлявыми руками и ногами, с косой и заступом. Бело русы представляют смерть женщиной-старухой, блед ной и исхудалой, облаченной в белое покрывало. Великорусы — старухой с факелом в левой руке и косой в правойили отвратительной захудалой старухой в белом саване с косой и граблями.

Кроме указанных представлений у предка было еще представление о смерти как сухом, костлявом че ловеческом скелете с оскаленными зубами и прова лившимся носом. «Это представление существовало, — говорит Афанасьев, — у всех индо-европейских наро дов», на Руси же его мы встречаем не только на лубочных картинах и в старинных рукописях, но и в представлениях современного простолюдина. Так, на лубочной картине, изображающей встречу Аники- воина со Смертью, смерть представлена человеческим скелетом с косой в правой руке, за спиной имеющей корзину с серпом, опором, граблями и стрелами. Подобное же изображение смерти мы находим и в рисунке рукописи конца XVII, а также в иллюстрации древнего раскольнического стиха «о умилении» В «Житии Василия Новаго» о смерти говорится, что она пришла к Феодоре, «как лев рыкая, образом зело страшна, подобия аки бы че- ловеческаго, но тела отнюдь не имуща, от единых то- чию костей человеческих составлена. Ношаше же различная орудия к мучению: мечи, стрелы, копия, бар ды, косы, серпы, рожны, пилы, секиры, теслы, оскорды и удицы и иная некая незнаемая. Описание смерти как скелета находим и в «Унивар- сыий рукопис» ( XVIII в.), где говорится: «Показа ар хангел Михаил Аврааму смерть, сотвори ю страшную, сухую, зубатую, ребрату, голенатую и с кривою, ост рою косою и с граблями и с метлою».

Из народных же представлений о смерти как о скелете, являющихся пережитком старины, можно при вести представления белорусов. Смерть белорус и по ныне представляет человеческим скелетом, одетым в белый саван и имеющим в руках длинную и острую косу.

В представлениях смерти скелетом замечательно то обстоятельство, что народная фантазия к скелету присоединяла атрибуты, заимствованные из своего быта, которыми легко могла быть уничтожаема жизнь. Так, в быт земледельческий смерть-скелет народ наделил: косой, серпом, граблями, заступом; в охотничий быт у скелета появляются стрелы и бердыши и, наконец, в позднейший воинский быт — меч и копье.

2. Есть мнение, что раньше смерть изображали со стрелой. Когда человечество начало страдать от эпидейми чумы, в умах людей совершенно логично появился образ темного жнеца, косившего людей без разбору.

В славянской мифологии Смерть была персонифицирована, и носила имя Маара. Она изображалась как высокая женщина, сгорбленная старуха, или как красивая девушка в белом. Древние авторы, говорящие о божествах славян, упоминали о Морене как Богине вроде Гекаты и Деметры (смерти и плодородия одновременно). Мара — начало и конец бытия, сущность, наделенная универсальной властью, держащая в руках судьбы людей.

Создается впечатление, что западная культура предлагает нам образ смерти, который не имеет ничего общего с настоящей смертью. Но почему? Ответ на этот вопрос стоит искать в средневековье. Тогда, во время эпидемий чумы, смерть буквально выкосила пол-Европы. До прихода чумы смерть, как и любовь, изображали со стрелой — это образ избирательной, естественной, не случайной смерти. После эпидемий чумы, когда смерть косила всех без разбору, ее стали изображать с косой. Последующие войны и революции с миллионами насильственных смертей, только усилили этот образ, который и дошел до наших дней.

3. Коса и серп – атрибуты Смерти и времени. Серп – символ луны, ночи, старения и смерти. Коса – напоминание о скоротечности человеческого бытия и неизбежности смерти.

4. Более непосредственные символы смерти — скелет и череп (это также знаки шестого дня ацтекского календаря). Кости могли быть и символами будущего воскресения: «Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас, и оживете… И вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею… И вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез 37:5,7,10). Фигуры «оживших» скелетов в позднее средневековье изображались зачастую в сценах плясок смерти, которые символизировали справедливое уравнивание судеб в смерти. Старинным символом корабля смерти является «корабль церкви» с якорем и крестом (в качестве мачты), над которым, словно над Ноевым ковчегом, парит голубь (который должен вести в рай). Встречается также оливковая ветвь как символ мира, и указывающие на воскресение символические животные — улитка (которая спит в доме-«могиле») и бабочка; венок символизирует плату за блаженную жизнь на небе. В качестве «обрезающей жизни» изображается коса {серп) смерти, иногда она носит также лук и стрелы как смертельное оружие или песочные часы (см. Хронос) как указание на ограниченный срок человеческой жизни. В романтизме встречается изображение плакучей ивы. В Европе символическим цветом смерти является черный, в Восточной Азии — белый (см. Лилия). В исламской мифологии смерть человека символизирует ангел смерти Израил (Азраил), который стоит рядом с троном Аллаха и указывает на древе жизни листья с написанными на них именами л юдей, которых Аллах обрекает на смерть (поэтому соответствующие листья падают вниз). После этого ангел смерти посещает каждого человека и объявляет его умершим, принимая при этом различные образы: «Адаму он явился в образе козла, Аврааму в образе дряхлого старца, Моисею в образе бодрого мужчины» (Бельтц, 1980). Ангел смерти Израил, не упоминаемый в Коране по имени, является тем, кто при создании человека доставляет необходимые для этого семь разноцветных видов земли, а сама земля при этом получает обещание со стороны Аллаха, что после смерти человека ей будет возвращена его плоть. На XIII карте «Большой Арканы» в игре тарот изображается смерть в виде скелета с косой или луком и стрелами, часто в черном одеянии с капюшоном или в качестве «апокалипсического всадника». Предсказательное толкование этой карть — смерть, утрата, изменение, устранение старого новым и т. п. Смерти символы: Могильщик и труп в пеленах. Граффити в римских катакомбах Коммодилла. Раннехристианское искусство Смерти символы: Урна и плакучая ива. А. Андерсон (1775- 1870) Смерти символы: Масон екая эмблема с циркулем и угольни1М .
возрождение

5. Русская культура.
Центральной фигурой в мире мифологических существ является персонифицированный образ Смерти, предстающей человеку в последние минуты жизни в облике высокой женщины в белом одеянии. Недвижная и безмолвная белая женщина как некий статичный символ, явленный знак беды, несчастья, а русской мифологии отличается от персонифицированного античного образа Смерти, отразившегося в русской культурной традиции — особенно XVIII-XIX вв. Здесь алчная, лютая, безжалостная смерть предстает в облике женщины с косой или серпом, активно уничтожающей жизнь. Зыбкость и условность грани между миром реальным и потусторонним подтверждается наличием множественных персонифицированных ликов смерти, окружавших живых. Это упыри, лешие, водяные, вампиры, клохтуны, еретики и другие низшие мифологические существа, сохраняющие гипертрофированное человеческое обличье и сливающиеся с природой. «Вредящие» мертвецы не покоятся недвижно в могиле, но продолжают жить после смерти активной разрушительной жизнью, символизируя устойчивое в массовом сознании представлении о смерти как об угрозе физического уничтожения.

6. Из Dance Macabre, жанр возник в Германии во время Черной Смерти, первый текст, но до него были эмблемы, соответственно, первый связный текст именно из этих подписей к изображениям и возник. У М. Реутина есть маленькая монография об этом прекрасном жанре. У Хейзинги очень красивое объяснение слова Макабр в «Осени Средневековья», в главе о представлениях о смерти, но уж очень художественное… Из Германии распространился сначала во Францию, там были знаменитые росписи кладбища Невинно-убиенных младенцев (не сохранились, разрушены во время Вел. Франц. революции). Но их скопировал в конце столетней войны заезжий внглийский монах, и текст перевел. Потом в Испании распространились. Основные тексты: немецкий (латинский), на верхненемецком, на нижненемецком, английский перевод с французского, некоторое кол-во испанских Среди русских текстов у «Прение живота и смерти» явно ноги оттуда растут.

Образ смерти

смерть в качестве вымышленного образа встречается в мифах и легендах всех мировых культур начиная с незапамятных времён. Так как изначально человек не мог объяснить причину смерти живого существа, то представления о смерти были как о реальном существе. В западной культуре смерть обычно выступает в виде скелета с косой, облачённого в чёрный балахон с капюшоном.

Во многих цивилизациях функции смерти выполняли отдельные божества.
Анубис или Осирис (Древний Египет)

— божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека. Покровитель умерших. В Старом царстве являлся богом Дуата. В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь. Изображался в образе шакала или человека с головой шакала. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса.

Танатос (Древняя Греция)

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом [4]. Ему посвящен LXXXVII орфический гимн.

В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека. Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии «Алкестида» (в переводе Анненского «Демон Смерти»), где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Морриган – Кельтская Богиня-Воительница Смерти и разрушения и мать всех ирландских богов. Говорят, что она появляется в образе вороны (птица дурного предзнаменования в традиции Кельтов) перед началом и во время битв. Она известна как Королева Призраков
и Великая Королева Морриган. В божественной троице ее назвали Маха, когда она творила колдовство с кровью slain; Бадб, когда она появилась в образе великанши в начале войны, чтобы предупредить воинов об их судьбах; и Неман (Нимэн), когда она появилась в образе
самоизменяющейся старухи. Ее цвета черный и рубиновый.

Хель (Германо-скандинавская мифология)

повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной). Одна из трёх хтонических чудовищ.

Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.

Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.

Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной. Её лицо и тело — живой женщины, а бедра и ноги — как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Грох (Армянская мифология)

Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде.

Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.

В Библии смерть представляет собой ангела, посланного Богом и наделенного большой силой.

русские памятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, потому народ и называет ее курносою. Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сближается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). «…Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается… Смерть (это была она) и говорит: «Я послана господом взять у тебя душу!» (сб. Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»).

Какие у кого есть мысли по этому поводу? ;)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сертификат на медицинское изделие
  • Как найти фулл арта
  • Как найти график линейной функции по рисунку
  • Победа ошибка в билете как исправить
  • Как найти экземпляр книги королева волчица