Как найти смысл абзаца

Выделение основной мысли абзаца

В каждом абзаце любого текста среди всех существенных мыслей есть одна самая важная мысль. То же самое можно сказать и о частях устной речи, выделяемых интонацией. Эта самая важная мысль абзаца объединяет по смыслу все остальные мысли абзаца. Все остальные мысли абзаца могут подчиняться ей или следовать из нее. Эту важную мысль будем называть основной мыслью и обозначать ОМ. Все остальные существенные мысли абзаца следует считать второстепенными. Мы их будем обозначать ВМ.

Читателю или слушателю, плохо разбирающемуся в каком-нибудь запоминаемом тексте, может показаться, что в некоторых абзацах содержится не одна основная мысль, а две или даже три. Если же содержание текста оказывается слишком простым или полностью знакомым, то все мысли абзаца могут показаться второстепенными или даже вовсе не существенными. Запоминающему текст читателю или слушателю не следует опираться на субъективное мнение. Необходимо найти позицию автора. Ведь он почему-то объединил несколько конкретных мыслей в один абзац и подчинил их одной основной мысли. Если Вы правильно поймете именно позицию автора, то лучше запомните текст. О позиции автора можно судить, например, по названию текста.

Основная мысль абзаца может быть выражена либо явным образом, либо неявным. При явном выражении ОМ абзаца автор выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (иногда неоднократно): выделяет в тексте графически (жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т. п.), заключает в рамочки, использует словесные формы (итак, в результате, следовательно и т. п.). В текстах в основном встречаются явно выраженные основные мысли.

Неявно выраженная основная мысль абзаца не записывается автором с помощью слов. Неявно выраженную основную мысль абзаца, как говорят, следует искать «между строк». Неявно выраженная основная мысль автора преподносится через числовые выражения, формулы, короткие умозаключения или через намеки. Выражение основной мысли неявным образом нередко используется автором как прием активизации мышления читателя или слушателя, если он хочет заставить читателя или слушателя напряженно думать.

Выявленные в тексте или в устной речи основные мысли нужно уметь мысленно формулировать. Лучше всего научиться формулировать основные мысли абзацев своими словами, а не словами автора. Вероятность воспроизведения такого текста будет выше.

УПРАЖНЕНИЕ 11. Приготовьте абзац напечатанного текста. Выявите основную мысль абзаца. Письменно или вслух сформулируйте выявленную ОМ своими словами.

Проверьте точность выполнения упражнения: найдите другие мысли абзаца и, путем рассуждений, попытайтесь доказать самому себе, что остальные мысли абзаца являются второстепенными, т. е. они подчиняются основной мысли, либо подкрепляют ее значимость, либо раскрывают ее суть, подтверждают примерами, либо Доказывают достоверность основной мысли.

Рассмотрим пример выявления основной мысли абзаца:

32-летний индиец Раджа и Маха-Деван, человек с феноменальной памятью, стал объектом исследования американских ученых. Еще в детстве Раджан поражал окружающих своими способностями. Сейчас он проживает в штате Канзас, и для изучения его мозга выделено 157 тысяч долларов. Раджан почти не запоминает лица окружающих и обычно долго ищет ключи от своей квартиры, намного дольше по сравнению со средним индийцем или американцем. Зато всегда помнит то, что состоит из цифр. Десять лет назад он отправил письмо составителям Книги рекордов Гиннесса. Они предложили ему продемонстрировать свои способности на числе «к». Раджан перечислил на память 31 811 цифр этого бесконечно иррационального числа, и его имя появилось на страницах Книги рекордов.

Вот все мысли абзаца:

  1. Сейчас (т. е. на момент написания статьи) индийцу 32 года.
  2. Индийца зовут Раджан Махаде-ван.
  3. Этот индиец (тот, которому 32 года и которого зовут Раджан Маха-деван) обладает феноменальной памятью.
  4. Этот индиец стал объектом исследования американских ученых.
  5. Этот индиец поражал всех своей памятью еще в детстве.
  6. Он сейчас проживает в штате Канзас.
  7. Для исследования его памяти выделено 157 тысяч долларов (здесь написано «памяти», а не «мозга», как было написано в статье, так как уже известно, что в мозге ученых интересует память).
  8. Этот индиец почти не запоминает лица тех, кого видит.
  9. Он плохо вспоминает место, куда кладет ключи.
  10. Он хорошо запоминает числовую информацию.
  11. В 22 года он подал заявку в Книгу рекордов Гиннесса.
  12. Сотрудники Книги рекордов предложили индийцу запомнить цифры в числе «л».
  13. Он смог запомнить 31 811 цифр одного числа.
  14.  Факт запоминания зафиксирован в Книге рекордов.

Среди этих 14 мыслей некоторые являются несущественными, т. е. без некоторых мыслей в тексте можно было бы обойтись, и при этом текст не потерял бы смысла. Так, без ущерба можно было бы убрать следующие предложения:

  • №2 — Имя индийца не имеет значения. Конечно, возможны случаи, когда читателю или слушателю подобного текста имя феномена понадобится (например, читатель или слушатель часто общается с индусами и при случае он собирается рассказать этот факт, тогда для проявления своей осведомленности и уважения, возможно, нужно назвать имя индуса).
  • №6 — Исследования можно было бы провести где угодно, ведь американские исследователи могли сами поехать в Индию.
  • №8 — Ну и что, что он не запоминает лица, особенно если эти лица — лица ненужных прохожих. Среди обычных людей очень многие тоже плохо запоминают лица людей, хотя прекрасно помнят огромные объемы информации по своей специальности.
  • №11 — Неважно то, что он пытался зафиксировать свои достижения в 22 года, ведь в тексте говорится, что и в детстве он обладал прекрасной памятью, и через много лет после 22-летия он тоже обладал хорошей памятью.
  • №12 — Неважно, что цифры для запоминания были даны из числа «к». Можно было бы использовать произвольное число.

В итоге «забраковано» 5 мыслей из 14. Попробуем в числе оставшихся 9 мыслей выявить основную мысль. Для этого можно продумать, какие мысли подчиняются каким, и построить логику взаимного подчинения:

alt

Возможно, основной мыслью абзаца является мысль №3, как Вы думаете?

Хорошо было бы, если бы Вы время от времени выявляли основные мысли абзацев таким же тщательным образом. Но на это требуется много времени. Поэтому рассмотрим еще один вариант упрощенного выявления основной мысли абзаца:

Интересные сведения удалось разыскать итальянскому историку

Нино Перелли в архивах библиотеки 0 Парме. Оказывается, в 1561 году был проведен необычный конкурс. Студент философии Джулио Джуди демонстрировал публике свою необычайную память. Вначале он в течение шести часов читал вслух книгу, а затем повторил содержащиеся в ней 36 тысяч слов в произвольном порядке. Мало того, он мог повторить сказанное слово в слово, затем — пропуская каждое третье слово, потом — снова в произвольном наборе. За необычные способности современники прозвали Джулио человеком — Великая Память.

В этом тексте первой существенной мыслью является:

1.    Существует официальный документ о том, что человек способен запоминать огромные тексты.

Пока не известно, является данная мысль основной в абзаце, ведь нам не с чем ее сравнить. Поэтому выявляется вторая мысль:

2.    Человек способен запоминать тексты объемом около 40 ООО слов (это около 100 страниц).

Теперь видно, что первая мысль лишь ДОКАЗЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ второй мысли, т. е. из двух мыслей вторая является более важной.

В тексте есть еще одна существенная мысль:

3.    Человек может запоминать большие тексты так, что способен вспоминать их дословно и даже вспоминая слова в любом порядке.

Понятно, что третья мысль подчиняется второй, так как третья мысль всего лишь РАСКРЫВАЕТ СУТЬ второй мысли, уточняет, насколько хорошо могут запоминаться большие тексты. В итоге, по схеме можно утверждать, что основной мыслью абзаца является вторая мысль.

alt

УПРАЖНЕНИЕ 12. Прослушайте один абзац устного текста по радио, ТВ или из предварительно записанной Вами на магнитофон речи. Выявите основную мысль абзаца. Мысленно сформулируйте выявленную ОМ своими словами. Перейдите к следующему абзацу.

Вот Вы и изучили весь первый путь развития навыков осмысления СОДЕРЖАНИЯ текстов (следует напомнить, что второй путь — отработка навыков восприятия ФОРМЫ изложения текстов). Вы научились осмысливать СОДЕРЖАНИЕ текста в процессе запоминания. Теперь Вам предстоит в течение целой недели отработанные умения превратить в устойчивые навыки.

Для того чтобы в ходе недельной практики Вы не совершали ошибок, попробуйте оценить, все ли Вы делаете правильно. Для этого мы вместе тщательно проработаем текст о жу-ках-оленях, который Вы читали в качестве тестового задания. Заодно Вы сможете оценить, как бы Вы запомнили этот текст, если бы умели профессионально осмысливать его содержание.

Вернитесь к началу учебника, найдите тест 1 и просмотрите текст еще раз. Текст состоит из пяти абзацев. В начале из всего текста выделим все понятия, т. е. выпишем ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?». Затем выделим из текста все существенные мысли, т. е. выпишем ответы на вопрос «Что говорится в тексте?». В заключение среди всех существенных мыслей каждого абзаца выделим основную мысль (ОМ).

В первом абзаце «На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень. У них прямо-таки оленьи рога!» говорится:

о юге нашей страны; о большом и рогатом жуке-олене; еще раз о жуке (написано «у них»); об оленьих рогах (точнее, о рогах, похожих на оленьи рога).

Теперь Вы самостоятельно напишите все понятия из 2-го абзаца: «У этого жука склонность к дубовому соку. Там, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки на «водопой». Прилетают десятками».

alt

Сверьте со списком понятий:

  1. этот жук (жук-олень)
  2. склонность к дубовому соку
  3. место на дубе, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок
  4. жуки (множество жуков)
  5. «водопой»
  6. десятки жуков (количество прилетающих жуков)

Совпали понятия? Возможно, в некоторых случаях Вы использовали синонимы, но по значению должны были написать именно эти слова и словосочетания.

Возможен вариант деления сложного выражения «место на дубе, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок» на маленькие фрагменты: «место на дубе», «кора древесных суков», «сок».

Теперь выделите понятия из третьего абзаца:

«Напившись бодрого напитка, жуки дерутся и, как олени, «бодаются». Стараются, поддев других рогами, сбросить с сука. Челюстями кусаются. А челюсти у них очень мощные».

alt

Из четвертого абзаца:

«В финале такого сражения обычно лишь самый сильный жук остается у сладкого источника. Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве, так как скоро претенденты возвращаются, и победитель снова вступает в борьбу».

alt

И из пятого абзаца:

Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к соку у жуков вполне понятная. Хотя все еще остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются, а дубовый сок является только «хмельным питием».

alt

Написали?

А теперь сверьте выписанные Вами понятия.

Понятия третьего абзаца:

1)    бодрый напиток

2)    жуки

3)    олени

4)    другие жуки

5)    рога

6)    сук

7)    челюсти

8)    челюсти

9)    качество челюстей (мощные)

Понятия четвертого абзаца:

1)    финал сражения

2)    самый сильный жук

3)    сладкий источник

4)    длительность (не долго)

5)    он (жук)

6)    питье в одиночестве

7)    длительность (скоро)

8)    претенденты

9)    победитель

10)    борьба

Понятия пятого абзаца:

1)    дубовый сок для рогачей

2)    бодрящий напиток

3)    пропитание

4)    склонность к соку у жуков

5)    известность информации (понятная)

6)    настоящее время (все еще)

7)    сомнения в объяснении необходимости сока как пищи

8)    некоторые энтомологи

9)    взрослые жуки-олени

10)    подобная пища

11)    дубовый сок

12)    «хмельное питие»

Теперь выпишите из всех абзацев все существенные мысли, отвечающие на вопрос «Что говорится в тексте?», и сверьте со следующими:

первый абзац:

На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень.

У жуков-оленей есть рога, похожие на оленьи рога!

второй абзац:

У жука-оленя имеется склонность к дубовому соку.

На месте, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки.

Жуки собираются на «водопой».

На «водопой» прилетают десятками.

третий абзац:

Жуки напиваются бодрого напитка.

Жуки (напившиеся) дерутся с жуками.

Жуки (напившиеся) «бодаются», как олени.

Жуки (напившиеся) стараются сбросить с сука другого.

Жуки (напившиеся) поддевают других рогами.

Жуки (напившиеся) кусаются челюстями.

Челюсти жуков являются очень мощными.

четвертый абзац:

В финале сражения обычно остается самый сильный жук.

Самый сильный жук остается у сладкого источника.

Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве.

Скоро возвращаются претенденты.

Победитель снова вступает в борьбу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.

В этой статье:

Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике

На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Определить тему и главную мысль текста
«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Как определить тему и главную мысль текста

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • подчеркнуть ключевые слова,
  • выделить микротемы по абзацам,
  • постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть

Отработка на практике

«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем вы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

определить тему и главную мысль текста

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Порой, читаешь текст — статья в газете, художественная или научная литература и др. — и дочитывая до конца, остается вопрос: «А о чем текст?»

Как же научиться находить главный смысл в тексте?

Первое — осмыслить заголовок, потому что это — квинтэссенция (основная сущность) любой статьи и обратить внимание на рубрику, куда помещена данная статья. Таким образом вы направите в верное русло восприятие своего разума, когда начнете получать информацию из написанного (читать).

Текст разделен на абзацы так же не зря — перед прочтением следующего абзаца, убедитесь, что вам понятен предыдущий. Можно перечитать его (наискосок), чтобы укрепить в памяти прочитанное.

Читайте серьезные тексты с карандашом в руках, чтобы делать пометки на полях или выписывайте основные тезисы для себя на отдельный листок.

Соблюдая такие правила вы всегда докопаетесь до истины в тексте, по крайней мере поймете прочитанное.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Nonse­nse
[63.5K]

7 лет назад 

«Главный смысл«, или лейтмотив любого текста несут ключевые слова в нём содержащиеся.

Важна также их последовательность и частотность.

Очень хорошими помощниками читателя в «работе с текстом» могут служить карандаш и маркер. Анализировать электронные тексты можно в любом текстовом редакторе, имеющем также инструменты выделения текста.

Первоначально можно не вчитываться. Просто пройти сверху в них, выделяя любые слова, которые могут, по мнению читателя, быть «ключевиками». И далее — уже анализировать именно эту подсвеченную информацию, а не массив целиком. Составляйте таблицы, подсчитывайте, выписывайте предложения, составленные из ключевых слов.

Для самопроверки можно попросить двух-трёх респондентов прочесть и резюмировать этот же самый фрагмент. Возможно не сразу, но опыт разбора текстов даст о себе знать. И вот тогда уже и появятся такие полезные в наш насыщенный информацией век навыки, как «беглое чтение», «чтение по диагонали», и т.п.

Do-break
[17.9K]

7 лет назад 

Иногда, к сожалению, встречаются «водолеи», от которых бумага всё терпит! Есть такие умельцы и здесь на БВ, и в самых уважаемых печатных изданиях. А уж в «научных» кругах пустобрехов — пруд пруди! Им бы только опубликоваться и галочку поставить о наличии печатных трудов!

Если Вы не можете осмыслить прочитанное, не торопитесь диагностировать у себя дислексию! Возможно, болен автор, а не Вы!

Не пытайтесь искать в темной комнате черную кошку, когда её там нет! ))

Знаете ответ?

Смотрите также:

Короленко, Река играет, какова главная идея, главная мысль рассказа?

Шварц, Обыкновенное чудо, какая идея, главная мысль пьесы, чему учит?

Зощенко, рассказ Баня, какая идея, главная мысль?

Subbota «Дым бомбим» какие слова, текст песни, смысл песни «Дым бомбим»?

Быков «Журавлиный крик» какая тема, идея, главная мысль? Чему учит повесть?

Льюис «Принц Каспиан», краткое содержание какое, тема, идея, главная мысль?

Сергей Лазарев — Сдавайся, текст песни, смысл клипа?

Лучше смерть, чем…как продолжить фразу и сочинить текст со смыслом?

Конец света 21 мая 2011 года. Кто выдвинул эту идею? Будет ли конец?

Как представить свою идею?

Как выделить основные мысли

Выделение основных мыслей позволяет лучше понять, запомнить и усвоить текст. При этом проникновение в наиболее важные идеи автора нередко во многом зависит от личности читателя, от его опыта, жизненных установок, способности к обобщению и уровня культуры.

Как выделить основные мысли

Инструкция

В одном абзаце, как правило, содержится только одна главная мысль, иначе текст не был бы разделен автором именно таким образом. Остальные мысли раскрывают, дополняют, подкрепляют основную идею, или же подводят к ней. Научившись выделять и пересказывать ключевую идею своими словами, можно значительно улучшить качество усвоения текстов.

Если вы плохо знакомы с темой, вам может показаться, что «основных мыслей» очень много. В обратном случае, если текст для вас слишком прост или слишком хорошо знаком, он может казаться вам «пустым» и несущественным. Нужно учиться преодолевать в себе и первый, и второй варианты заблуждения.

Чаще всего основные мысли подаются через одно предложение, в явном виде. Однако иногда они могут быть выражены неявно, посредством изложения фактов в нескольких предложениях. В первом случае автор так или иначе выделяет главную мысль среди других, акцентирует внимание читателя на ней (возможно, даже неоднократно). Нередко он подводит к выводу при помощи вспомогательных слов: «итак», «таким образом», «следовательно», «в результате» и т.д.

Неявно основная мысль может быть представлена в виде коротких умозаключений, формул, чисел или тезисов. Таким образом активизируется мышление читателя, которому предлагается самостоятельно, на основе материала из абзаца, «подойти» к основной мысли и сформулировать ее.

Навык выделения ключевых мыслей текста требует от читателя определенной тренировки. Несмотря на то, что разные люди, особенно если речь идет о людях разных возрастов, могут совершенно по-разному воспринимать один и тот же текст, это не значит, что главный смысл произведения всегда лишен объективного значения и зависит лишь от субъективного подхода. Различия, появляющиеся при прочтении, колеблются в пределах, «заданных» произведением, и ничего чуждого ему приписано быть не может.

Видео по теме

Полезный совет

Подумайте, какой вопрос можно задать к тексту, и это поможет вам понять, какую задумку автора раскрывает написанное.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Определить главную информацию в тексте, то есть отбросить все второстепенное требует во многих заданиях на экзаменах. Многим ученикам это даётся с трудом, поэтому мы подготовили для вас подборку лайфхаков по выполнению этого упражнения.

В текстах самая важная информация находится в начале абзаца, второстепенная-в конце. Поэтому в начале читайте не весь текст а только первые два предложения абзаца и по ним определяйте, что в тексте главное.

Затем прочитайте варианты ответов определяя похожие по смыслу.

После прочитайте текст уже с целью проверки.

Образец выполнения задания

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Образец текста

(1)Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас остановке! (2)Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем. (3)Если бы трение внезапно исчезло из окружающего нас мира, множество обычных явлений протекало бы совершенно иным образом: гвозди и винты выскальзывали бы из стен, не одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.

(4)<…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически. (5)Уже обыкновенные сани служат тому примером; еще лучше свидетельствуют об это так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места вырубки к железной дороге или к пунктам сплава; на такой дороге легко можно тянуть сани, нагруженные 70 тоннами бревен.

(по Я. Перельману)

Пример задания. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Трение — сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого.
  2. Сила трения зависит от материалов, их которых изготовлены поверхности взаимодействующих сил.
  3. Зная, как уменьшить силу трения, можно облегчить себе жизнь.
  4. Мы и не подозреваем, где действует сила трения.
  5. Без трения жить на Земле было бы гораздо сложнее.

Рассуждаем. Читаем предложения (1) и (2) первого абзаца: (1) Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас обстановке! (2) Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем.

Узнаем о том, что трение полезно.

Читаем предложение (4) — первое предложение второго абзаца: (4) <…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически.

Затем читаем варианты ответов. Близкими по смыслу являются предложения (3) и (5). Значит, в них содержится главная мысль текста. Получаем ответ.

Ответ 3 и 5.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Run time error 70 permission denied vba как исправить
  • Как найти задержанного мигранта
  • Как исправить ошибку в плей маркете мои приложения
  • Как найти работу выпускнику медицинского вуза
  • Как найти сечение провода если есть диаметр