Как найти смысловую связь словосочетаний

Словосочетание

  • Смысловая и грамматическая связь
  • Признаки словосочетания
  • Простые и сложные
  • Глагольные, именные и наречные
  • Типы подчинительной связи в словосочетаниях
  • Неделимые словосочетания
  • Синтаксический разбор словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

стол (какой?) обеденный,

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

  1. Подлежащее и сказуемое:

    ветер дует.

  2. Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

    сильный дует.

  3. Слово с предлогом:

    у окна, возле дома.

  4. Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

    (какой?) уставший и (какой?) сонный.

  5. Устойчивые выражения (фразеологизмы):

    спустя рукава.

  6. Сложные грамматические формы:

    будет играть, менее дорогой.

  7. Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

    … ветка, сломанная ветром,…

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашние;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезвию.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании  чистая вода  главная часть —  вода, зависимая —  чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна,  всегда весёлый,  гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду,  стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например:  спелое яблоко  — зависимое слово  спелое  стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово  яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.),  большой ямы (Р. п.),  о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные:  надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные:  наши друзья;
  • причастия:  просмотренный фильм;
  • порядковые числительные:  второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.),  журнал (В. п.),  страницу (В. п.).

Главное слово  прочитать  требует поставить зависимые от него слова —  книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.),  прочитал книгу (В. п.),  прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

гулять по парку

грамматическая связь передаётся с помощью окончания    и предлога  по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать,  бежать прихрамывая,  писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром,  пара часов,  два цветка,  брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×.

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Устный разбор.

В словосочетании  засохший лист  главное слово —  лист. Лист   (какой?)  засохший. Засохший  — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания  -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Письменный разбор.

синтаксический разбор словосочетания

Содержание

  1. Словосочетание
  2. Смысловая и грамматическая связь
  3. Признаки словосочетания
  4. Простые и сложные
  5. Глагольные, именные и наречные
  6. Типы подчинительной связи в словосочетаниях
  7. Неделимые словосочетания
  8. Синтаксический разбор словосочетания
  9. Понятие словосочетания, его разновидности, признаки, значение и строение
  10. Что такое словосочетание
  11. Строение
  12. Схема
  13. Признаки
  14. Правила
  15. Функции
  16. Смысловая и грамматическая связь
  17. Грамматическое значение
  18. Классификация по типу связи, примеры
  19. Согласование
  20. Управление
  21. Примыкание
  22. Классификация по главному слову
  23. Классификация по составу (по структуре)
  24. Классификация по степени слитности компонентов
  25. В чем отличие предложения от словосочетания
  26. Как распознать словосочетания в предложении
  27. Что не является словосочетаниями
  28. Виды связей в словосочетаниях
  29. Понятие словосочетания
  30. Основные виды словосочетаний
  31. Глагольные словосочетания
  32. Именные словосочетания
  33. Наречные словосочетания
  34. Примеры словосочетаний со связью согласования
  35. Примеры словосочетаний со связью управления
  36. Примеры словосочетаний со связью примыкания

Словосочетание

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

будет играть, менее дорогой.

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Источник

Понятие словосочетания, его разновидности, признаки, значение и строение

Что такое словосочетание

Словосочетание представляет собой соединение двух или более знаменательных (самостоятельных) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

В качестве синтаксической единицы, выполняющей функцию коммуникации, данное понятие используется лишь в составе предложения.

Строение

В составе словосочетаний обязательно должно быть минимум два компонента:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Схема

Признаки

Словосочетание является языковой единицей и обладает рядом характерных признаков:

Правила

В составе словосочетания присутствует главный и зависимый компонент. Главное слово служит названием предметов, действий признаков, зависимое выполняет уточняющую функцию.

Одно словосочетание может выражать одно или два значения, соответственно, в рамках одного словосочетания можно задать один или два вопроса к зависимому слову.

Идти (где?) по парку / идти (по чему?) по парку.

Прилагательное не может быть зависимым в сочетании с главным словом, выраженным глаголом. Глагол в качестве главного элемента словосочетания может соединяться с зависимым словом, выраженным существительным, местоимением, количественным числительным, наречием.

Мечтать об автомобиле, вспоминать о нем, неохотно учиться.

Существительное в виде главного слова в словосочетании может состоять в подчинительной связи с именем существительным, именем прилагательным, причастием, глаголом в форме инфинитив. Нельзя сочетать имя существительное, которое является главным словом, со спрягаемым глаголом.

Бокал вина, промозглая погода, вспыхнувший огонь, пятый год, мечта танцевать.

Главное слово определяет тип словосочетания: именное (первый день, новая квартира, восьмое марта), глагольное (впервые встретились, рано встал), наречное (слишком быстро, очень свежо).

Функции

В русском языке словосочетание выполняет три основные функции:

Смысловая и грамматическая связь

Смысловой контакт между составляющими словосочетания устанавливается по вопросу от главного к зависимому слову.

Заехать (куда?) во двор, дом (какой?) деревянный, рассуждать (о чем?) о ситуации.

Грамматическая связь может быть выражена в виде окончания, а также окончания и предлога.

Идти в школу, красивые цветы.

Грамматическое значение

Грамматическое значение или синтаксические отношения словосочетания – это отношения между его элементами, определяемые синтаксической связью и рассматриваемые вне конкретного лексического содержания составных частей словосочетания.

Данное явление отражается в вопросе от главного слова к зависимому.

Виды синтаксических отношений:

Определительные или атрибутивные: главный элемент является обозначением предмета, зависимый – его признаком, отвечающим на вопросы какой? / какая? / какое? / какие?

В данном виде словосочетаний главное слово, как правило, выражено существительным. При этом зависимое слово может быть выражено различными частями речи:

Объектные: главное слово, выраженное глаголом, означает действие, зависимое, выраженное предложным или беспредложным существительным – объект воздействия или предмет, с помощью которого совершается это действие. К зависимому элементу можно задать вопрос одного из косвенных падежей.

Бояться (чего?) темноты, доверять (кому?) родителям, приобрести (что?) велосипед, рассчитывать (на что?) на помощь, гордиться (чем?) успехами, посоветоваться (с кем?) с другом, грустить (о чем?) о прошлом.

Субъектные: зависимый компонент называет исполнителя действия, обозначаемого главным элементом, а также носителя состояния, которое указано главным словом.

Прибытие поезда, спокойствие пассажиров, готовность блюда.

Обстоятельственные или адвербиальные: основное слово значит действие или признак, а подчиняющийся ему компонент – обстоятельства, при которых это действие или признак осуществляются (место, время, условие, причина и пр.).

Уехать (когда?) поздно, выйти (откуда?) из дома, пригласить (зачем?) поужинать.

Восполняющие или комплетивные: главное слово характеризуется недостаточной информативностью, поэтому зависимое дополняет его по смыслу.

Двенадцать лет, слыть простаком, кипа бумаг.

Бывают ситуации, когда в одном словосочетании встречается объединение нескольких видов смысловых отношений. Это явление называется синкретизмом и наблюдается в словосочетаниях, где главный компонент сочетает в себе признаки разных частей речи.

В словосочетании «уважение к старшим» главное слово «уважение» соотносится с глаголом «уважать», следовательно, является отглагольным существительным. Из этого следует, что в данном примере объединены атрибутивные и объектные синтаксические отношения.

Классификация по типу связи, примеры

Согласование

Согласование – тип подчинительной связи, предполагающий принятие зависимым словом грамматических форм (рода, числа, падежа) главного слова.

При данном виде связи оба компонента словосочетания являются изменяемыми.

Для согласования характерны следующие модели:

Также главное слово может быть выражено местоимением.

Управление

Управление – это вид подчинительной связи, подразумевающий употребление зависимого слова в косвенном падеже, требуемом главным словом.

Типы сочетания разных частей речи со связью управления:

Примыкание

Подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется примыканием.

В качестве главного компонента в словосочетаниях с типом связи «примыкание» могут применяться следующие части речи:

Зависимый элемент может быть выражен неизменяемой частью речи:

Искусство удивлять; разрешил войти; медленно идти; поворот налево; общался улыбаясь.

Классификация по главному слову

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на:

Именные, то есть в качестве главного компонента применяется самостоятельная часть речи:

Глагольные, где поясняемое слово выражено глаголом: спеть песню, весело играть.

Наречные или адвербиальные, в которых главное слово – наречие: высоко в горах, справа от входа.

Сочетания слов, в которых в качестве главного слова выступает категория состояния: мне комфортно, спокойно с тобой.

Классификация по составу (по структуре)

По структуре словосочетания делятся на два вида:

Классификация по степени слитности компонентов

По степени спаянности элементов бывают словосочетания:

Для определения цельности словосочетания используют следующий прием. Если словосочетание с одним типом связи можно трансформировать в сочетание с другим типом связи без потери смысла, то оно является синтаксически свободным: стая лебедей – лебединая стая.

Цельные словосочетания в свою очередь делятся на несколько разновидностей:

В чем отличие предложения от словосочетания

Различие между предложением и словосочетанием заключается в завершенности мысли. Если предложение всегда является законченным по смыслу, то словосочетание – это всего лишь сравнительно незаконченный с точки зрения смысла отрывок предложения.

Пример предложения: На сегодня обещали солнечную погоду.

Пример словосочетания: Ранняя весна.

Как распознать словосочетания в предложении

Как правило, предложение состоит из некоторого количества словосочетаний. Для того чтобы определить их, необходимо действовать по следующему образцу:

Детвора весело играет в песочнице летним днем.

Грамматическая основа: детвора играет.

Словосочетания с подлежащим: нет.

Словосочетания со сказуемым: играет (как?) весело, играет (где?) в песочнице, играет (когда?) днем.

Словосочетания с второстепенными членами: днем (каким?) летним.

Что не является словосочетаниями

К словосочетаниям не относятся следующие комбинации слов:

Источник

Виды связей в словосочетаниях

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

над чем-нибудь неясным,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

Прилагательное + существительное:

Существительное + существительное:

радость от встречи,

Наречие + существительное:

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Источник

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

  • Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
  • Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
  • От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
  • Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

  • Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
  • Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
  • Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около —  предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
  • Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
  • Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:

  • Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

                          ×                                 ×                                 ×

тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.

  • Грамматическая связь  слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

                               ×             ×
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

  • существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
  • прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
  • числительным: три товарища, пятеро из нас;
  • местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

  • глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
  • причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;
  • деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

  • наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.

2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.

3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний :

1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.

2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  • 1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  • 2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

1. Количественно-именные словосочетания.
В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.

2. Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.


3. Словосочетания с метафорическим значением.

Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).

4. Словосочетания со значением неопределённости.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.

5. Словосочетания со значением совместности.

Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).

6. Контекстуально-цельные словосочетания.
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.

7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

См. Образцы синтаксического разбора словосочетания.

Упражнения к теме «Словосочетание»

Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.
 

Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.

Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвращаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол;
прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящийся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро.

Источники:

  • Раздел «Словосочетание» в электронном пособии по русскому языку на сайте lik-bez.com
  • Упражнения 1, 2 из пособия А.М. Земского и др. «Русский язык в двух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому:

Слово Словосочетание
Стол обеденный (что?) стол

письменный (что?) стол

Лист лавровый (что?) лист

лист (чего?) малины

Гулять гулять (где?) в парке

гулять (с кем?) с друзьями

Словосочетания «прилагательное+существительное» и «существительное+существительное» могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются[]

  • Подлежащее и сказуемое
  • Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу
  • Слово с предлогом
  • Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения)
  • Устойчивые выражения (фразеологизмы)
  • Сложные грамматические формы
  • Обособленные члены в сочетании с определяемым словом

Смысловая и грамматическая связь[]

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок (какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу

лететь (к чему?) к солнцу

действие и его признак заинтересованно разглядывать

разглядывать (как?) заинтересованно

признак и его степень по-весеннему свежий

свежий (как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашние
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезвию

Признаки словосочетания[]

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные[]

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании  чистая вода  главная часть —  вода, зависимая —  чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна,  всегда весёлый,  гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду,  стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные[]

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,

листать книгу,
решать задачу

именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,

очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый

наречные главным словом является наречие навстречу мечте,

рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях[]

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например:  спелое яблоко  — зависимое слово  спелое  стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово  яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например

большая яма (Им. п.),  большой ямы (Р. п.),  о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные:  надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные:  наши друзья;
  • причастия:  просмотренный фильм;
  • порядковые числительные:  второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.),  журнал (В. п.),  страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова —  книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.),  прочитал книгу (В. п.),  прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

гулять по парку

грамматическая связь передаётся с помощью окончания и предлога по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать,  бежать прихрамывая,  писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания[]

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром,  пара часов,  два цветка,  брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания[]

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×.

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Устный разбор.[]

В словосочетании  засохший лист  главное слово —  листЛист   (какой?)  засохшийЗасохший  — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания  -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Письменный разбор.[]

Slovosoch

Словосочетание — это сочетание 2-ух (либо более) самостоятельных слов, связанных меж собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книжку, теплый день.

Словосочетания именуют предметы, действия, признаки и т.д., однако более точно, более непосредственно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, стремительно — очень стремительно.

Словосочетание состоит из головного и зависимого слова.

  • Слово, которое именует предмет, признак, действие и т.д., именуется основным.
  • Слово, которое объясняет, распространяет главное, именуется зависимым.
  • От головного слова к зависимому есть возможность задать вопрос.
  • Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
  • Не являются словосочетаниями последующие сочетания слов:

  • Сочетание подлежащего и сказуемого, потому что это предложение: Магазин закрыт; День горячий; Поезд прибывает.
  • Ряд однородных членов предложения, потому что они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книжки, газеты, журнальчики; лёгкий, однако тёплый; то дождь, то снег.
  • Сочетание служебного слова со знаменательным, потому что это словоформа: около обители (около — предлог), тоже пришёл (тоже — альянс), как будто во сне (как будто — частичка).
  • Составные формы слов: буду заниматься, более увлекательный, самый умный.
  • Фразеологические обороты, потому что в их слова утрачивают своё лексическое значение, их есть возможность поменять одним словом-синонимом: бить баклуши (= лодырничать), водить за нос (= накалывать).
  • Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:

  • Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от головного слова к зависимому:

  • — — —

    тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, мыслить (о чём?) об экзамене.

  • Грамматическая связь слов в словосочетании выражается при помощи окончания либо окончания и предлога:

  • — —
    рабочее (какое?) место, поведать (о чём?) о поездке.

    Виды словосочетаний

    А. Зависимо от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

    1. Именными словосочетаниями именуются такие, в каких главное слово выражено:

  • существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание осознать, езда верхом;
  • прилагательным: нужный детям, увлекательный для меня, полностью неведомый, способный простить;
  • числительным: три товарища, пятеро из нас;
  • местоимением: чего-нибудть принципиальное, что-то неописуемое, некие из их.
  • 2. Глагольными именуются словосочетания, в каких главное слово выражено

  • глаголом: выйти на улицу, говорить правду, помножить на 5, звучно смеяться, идти подпрыгивая;
  • причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, звучно говорящий;
  • деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив возвратиться.
  • 3. Наречными именуются словосочетания, в каких главное слово выражено

  • наречием: очень успешно, как и раньше любопытно, влево от обители, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
  • Б. По нраву смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

    1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубочайшая река, весёлое настроение, лесные цветочки.

    2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно перебегает: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книжки.

    3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: отлично выспаться, говорить тихо, высоко подскочить.

    В. По количеству компонент выделяются две группы словосочетаний :

    1. Обыкновенные словосочетания состоят из 2-ух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, подвергать рассмотрению фото.

    2. Сложные словосочетания состоят из трёх и поболее знаменательных слов и образуются в итоге распространения слова целым словосочетанием либо распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение всераспространено словосочетанием домашнее задание), новый каждомесячный журнальчик (словосочетание каждомесячный журнальчик всераспространено словом новый); читать книжку — читать увлекательную книжку — читать очень увлекательную книжку — длительно читать очень увлекательную книжку.

    Г. По степени спаянности компонент:

  • 1. Синтаксически свободные словосочетания — итог свободного объединения 2-ух самостоятельных слов, каждое из которых обладает всеполноценным лексическим значением. В подобных словосочетаниях главное слово является основным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение головного в том либо ином отношении. Любой из компонент свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания просто распадаются на составные части: контрольная работа, задачник по арифметике, работать круглые сутки.
  • 2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в каком грамматически зависимое слово является основным по смыслу, а грамматически главное слово является недостающим исходя из убеждений семантики (материала). Синтаксически несвободные словосочетания не распадаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два обители, немного студентов, не достаточно времени.
  • Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

    1. Количественно-именные словосочетания.
    В их главное слово обозначает количество (число, объём, размер), однако не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, огромное количество книжек.

    2. Словосочетания со значением избирательности.
    В их главное слово — местоимение либо числительное, зависимое — существительное либо местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, любой из присутствующих, некие из учеников, кто-то из ребят.


    3. Словосочетания с метафорическим значением.

    Главное слово употреблено в переносном значении и именует то, на что походит предмет, зависимое слово — прямое заглавие предмета: серп месяца, шапка кудряшек, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).

    4. Словосочетания со значением неопределённости.
    Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то противное, кто-то незнакомый, некто сидячий.

    5. Словосочетания со значением совместности.

    Такие словосочетания именуют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное либо местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с товарищем. Словосочетания, построенные по таковой модели, являются цельными исключительно в роли подлежащего и исключительно в том случае, в том случае сказуемое стоит во множественном числе: мать с дочкой готовили обед; Николай с Денисом прогуливались в лес. В том случае подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с отпрыском пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с отпрыском — дополнение).

    6. Контекстуально-цельные словосочетания.
    Цельность их появляется исключительно в контексте предложения либо сложного словосочетания: умный человек сможет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высочайшего роста.

    7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки либо другие вспомогательные составляющие: Он начал говорить о приключениях в тропических зарослях Амазонки; Мы желаем вам посодействовать; Она смотрелась усталой.

    План синтаксического разбора словосочетания:

  • Выделить словосочетание из предложения.
  • Отыскать главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от головного слова к зависимому.
  • Найти класс словосочетания (глагольное, именное либо наречное).
  • Найти метод подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  • Найти смысловые дела меж основным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
  • См. Эталоны синтаксического разбора словосочетания.

    Упражнения к теме «Словосочетание»

    Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.

    Брать шапку, шёлковое платьице, очень весёлый, схожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень звучно, повстречаться с друзьями, что-то забавное, стучать молотком, застрелить волка, 5-ый экземпляр, выстроить мост, уехать третьего июня, махнуть рукою, идти лесом, работать всю ночь, выйти из обители, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на травке, гулять около леса, путешествовать в направление 2-ух лет, выйти освежиться, внимательно всматриваться, двери гостиницы, лошадка сероватого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для охранника, ночь перед боем, книжка в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание обучаться, красноватый от волнения, дружественно рачительный, принципиальный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

    Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к основным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.

    Изловить, ёж; слушаться, мама; страшиться, зверек; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; ворачиваться, лес; вытащить, кармашек; выстрелить, цель; отступить, стол;
    прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; смотреть, неприятель; пропархать, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружественно; прирастить, в три раза; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубочайший, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; 3-ий, бригада; приближающийся, летнее время; строящийся, фабрика; повсевременно, весёлый; гордый, победа; схожий, мама; разомлевший, зной; по-праздничному, наряженный; что-то, странноватый; четыре, ведро.

    Источники:

  • Раздел «Словосочетание» в электрическом пособии по русскому языку на веб-сайте lik-bez.com
  • Упражнения 1, 2 из пособия А.М. Земского и др. «Русский язык в 2-ух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)
  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти число обратное значению выражений
  • Как найти фин управляющего при банкротстве
  • Как найти 1000000 на квартиру
  • Как найти среднюю площадь поперечного сечения
  • Как найти молярную концентрацию раствора гидроксида натрия