Словосочетание
- Смысловая и грамматическая связь
- Признаки словосочетания
- Простые и сложные
- Глагольные, именные и наречные
- Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- Неделимые словосочетания
- Синтаксический разбор словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
стол (какой?) обеденный,
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное
и существительное+существительное
могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
- Подлежащее и сказуемое:
ветер дует.
- Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:
сильный дует.
- Слово с предлогом:
у окна, возле дома.
- Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):
(какой?) уставший и (какой?) сонный.
- Устойчивые выражения (фразеологизмы):
спустя рукава.
- Сложные грамматические формы:
будет играть, менее дорогой.
- Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:
… ветка, сломанная ветром,…
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашние;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезвию.
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик;
- местоимения-прилагательные: наши друзья;
- причастия: просмотренный фильм;
- порядковые числительные: второй год.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет
падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует
поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
гулять по парку
грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×
.
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
Устный разбор.
В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Письменный разбор.
Содержание
- Словосочетание
- Смысловая и грамматическая связь
- Признаки словосочетания
- Простые и сложные
- Глагольные, именные и наречные
- Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- Неделимые словосочетания
- Синтаксический разбор словосочетания
- Понятие словосочетания, его разновидности, признаки, значение и строение
- Что такое словосочетание
- Строение
- Схема
- Признаки
- Правила
- Функции
- Смысловая и грамматическая связь
- Грамматическое значение
- Классификация по типу связи, примеры
- Согласование
- Управление
- Примыкание
- Классификация по главному слову
- Классификация по составу (по структуре)
- Классификация по степени слитности компонентов
- В чем отличие предложения от словосочетания
- Как распознать словосочетания в предложении
- Что не является словосочетаниями
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
(какой?) уставший и (какой?) сонный.
будет играть, менее дорогой.
. ветка, сломанная ветром.
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
Источник
Понятие словосочетания, его разновидности, признаки, значение и строение
Что такое словосочетание
Словосочетание представляет собой соединение двух или более знаменательных (самостоятельных) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
В качестве синтаксической единицы, выполняющей функцию коммуникации, данное понятие используется лишь в составе предложения.
Строение
В составе словосочетаний обязательно должно быть минимум два компонента:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Схема
Признаки
Словосочетание является языковой единицей и обладает рядом характерных признаков:
Правила
В составе словосочетания присутствует главный и зависимый компонент. Главное слово служит названием предметов, действий признаков, зависимое выполняет уточняющую функцию.
Одно словосочетание может выражать одно или два значения, соответственно, в рамках одного словосочетания можно задать один или два вопроса к зависимому слову.
Идти (где?) по парку / идти (по чему?) по парку.
Прилагательное не может быть зависимым в сочетании с главным словом, выраженным глаголом. Глагол в качестве главного элемента словосочетания может соединяться с зависимым словом, выраженным существительным, местоимением, количественным числительным, наречием.
Мечтать об автомобиле, вспоминать о нем, неохотно учиться.
Существительное в виде главного слова в словосочетании может состоять в подчинительной связи с именем существительным, именем прилагательным, причастием, глаголом в форме инфинитив. Нельзя сочетать имя существительное, которое является главным словом, со спрягаемым глаголом.
Бокал вина, промозглая погода, вспыхнувший огонь, пятый год, мечта танцевать.
Главное слово определяет тип словосочетания: именное (первый день, новая квартира, восьмое марта), глагольное (впервые встретились, рано встал), наречное (слишком быстро, очень свежо).
Функции
В русском языке словосочетание выполняет три основные функции:
Смысловая и грамматическая связь
Смысловой контакт между составляющими словосочетания устанавливается по вопросу от главного к зависимому слову.
Заехать (куда?) во двор, дом (какой?) деревянный, рассуждать (о чем?) о ситуации.
Грамматическая связь может быть выражена в виде окончания, а также окончания и предлога.
Идти в школу, красивые цветы.
Грамматическое значение
Грамматическое значение или синтаксические отношения словосочетания – это отношения между его элементами, определяемые синтаксической связью и рассматриваемые вне конкретного лексического содержания составных частей словосочетания.
Данное явление отражается в вопросе от главного слова к зависимому.
Виды синтаксических отношений:
Определительные или атрибутивные: главный элемент является обозначением предмета, зависимый – его признаком, отвечающим на вопросы какой? / какая? / какое? / какие?
В данном виде словосочетаний главное слово, как правило, выражено существительным. При этом зависимое слово может быть выражено различными частями речи:
Объектные: главное слово, выраженное глаголом, означает действие, зависимое, выраженное предложным или беспредложным существительным – объект воздействия или предмет, с помощью которого совершается это действие. К зависимому элементу можно задать вопрос одного из косвенных падежей.
Бояться (чего?) темноты, доверять (кому?) родителям, приобрести (что?) велосипед, рассчитывать (на что?) на помощь, гордиться (чем?) успехами, посоветоваться (с кем?) с другом, грустить (о чем?) о прошлом.
Субъектные: зависимый компонент называет исполнителя действия, обозначаемого главным элементом, а также носителя состояния, которое указано главным словом.
Прибытие поезда, спокойствие пассажиров, готовность блюда.
Обстоятельственные или адвербиальные: основное слово значит действие или признак, а подчиняющийся ему компонент – обстоятельства, при которых это действие или признак осуществляются (место, время, условие, причина и пр.).
Уехать (когда?) поздно, выйти (откуда?) из дома, пригласить (зачем?) поужинать.
Восполняющие или комплетивные: главное слово характеризуется недостаточной информативностью, поэтому зависимое дополняет его по смыслу.
Двенадцать лет, слыть простаком, кипа бумаг.
Бывают ситуации, когда в одном словосочетании встречается объединение нескольких видов смысловых отношений. Это явление называется синкретизмом и наблюдается в словосочетаниях, где главный компонент сочетает в себе признаки разных частей речи.
В словосочетании «уважение к старшим» главное слово «уважение» соотносится с глаголом «уважать», следовательно, является отглагольным существительным. Из этого следует, что в данном примере объединены атрибутивные и объектные синтаксические отношения.
Классификация по типу связи, примеры
Согласование
Согласование – тип подчинительной связи, предполагающий принятие зависимым словом грамматических форм (рода, числа, падежа) главного слова.
При данном виде связи оба компонента словосочетания являются изменяемыми.
Для согласования характерны следующие модели:
Также главное слово может быть выражено местоимением.
Управление
Управление – это вид подчинительной связи, подразумевающий употребление зависимого слова в косвенном падеже, требуемом главным словом.
Типы сочетания разных частей речи со связью управления:
Примыкание
Подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется примыканием.
В качестве главного компонента в словосочетаниях с типом связи «примыкание» могут применяться следующие части речи:
Зависимый элемент может быть выражен неизменяемой частью речи:
Искусство удивлять; разрешил войти; медленно идти; поворот налево; общался улыбаясь.
Классификация по главному слову
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на:
Именные, то есть в качестве главного компонента применяется самостоятельная часть речи:
Глагольные, где поясняемое слово выражено глаголом: спеть песню, весело играть.
Наречные или адвербиальные, в которых главное слово – наречие: высоко в горах, справа от входа.
Сочетания слов, в которых в качестве главного слова выступает категория состояния: мне комфортно, спокойно с тобой.
Классификация по составу (по структуре)
По структуре словосочетания делятся на два вида:
Классификация по степени слитности компонентов
По степени спаянности элементов бывают словосочетания:
Для определения цельности словосочетания используют следующий прием. Если словосочетание с одним типом связи можно трансформировать в сочетание с другим типом связи без потери смысла, то оно является синтаксически свободным: стая лебедей – лебединая стая.
Цельные словосочетания в свою очередь делятся на несколько разновидностей:
В чем отличие предложения от словосочетания
Различие между предложением и словосочетанием заключается в завершенности мысли. Если предложение всегда является законченным по смыслу, то словосочетание – это всего лишь сравнительно незаконченный с точки зрения смысла отрывок предложения.
Пример предложения: На сегодня обещали солнечную погоду.
Пример словосочетания: Ранняя весна.
Как распознать словосочетания в предложении
Как правило, предложение состоит из некоторого количества словосочетаний. Для того чтобы определить их, необходимо действовать по следующему образцу:
Детвора весело играет в песочнице летним днем.
Грамматическая основа: детвора играет.
Словосочетания с подлежащим: нет.
Словосочетания со сказуемым: играет (как?) весело, играет (где?) в песочнице, играет (когда?) днем.
Словосочетания с второстепенными членами: днем (каким?) летним.
Что не является словосочетаниями
К словосочетаниям не относятся следующие комбинации слов:
Источник
Виды связей в словосочетаниях
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
над чем-нибудь неясным,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
Прилагательное + существительное:
Существительное + существительное:
радость от встречи,
Наречие + существительное:
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Источник
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
- Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
- Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
- От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
- Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
- Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
- Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
- Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
- Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
- Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
-
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
× × ×
тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.
-
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
× ×
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
- существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
- прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
- числительным: три товарища, пятеро из нас;
- местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
- глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
- причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;
- деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
- наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний :
1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
Г. По степени спаянности компонентов:
- 1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
- 2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
1. Количественно-именные словосочетания.
В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
2. Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
3. Словосочетания с метафорическим значением.
Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
4. Словосочетания со значением неопределённости.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
5. Словосочетания со значением совместности.
Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
6. Контекстуально-цельные словосочетания.
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
План синтаксического разбора словосочетания:
- Выделить словосочетание из предложения.
- Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
См. Образцы синтаксического разбора словосочетания.
Упражнения к теме «Словосочетание»
Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.
Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.
Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.
Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвращаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол;
прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящийся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро.
Источники:
- Раздел «Словосочетание» в электронном пособии по русскому языку на сайте lik-bez.com
- Упражнения 1, 2 из пособия А.М. Земского и др. «Русский язык в двух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому:
Слово | Словосочетание |
---|---|
Стол | обеденный (что?) стол
письменный (что?) стол |
Лист | лавровый (что?) лист
лист (чего?) малины |
Гулять | гулять (где?) в парке
гулять (с кем?) с друзьями |
Словосочетания «прилагательное+существительное»
и «существительное+существительное»
могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются[]
- Подлежащее и сказуемое
- Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу
- Слово с предлогом
- Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения)
- Устойчивые выражения (фразеологизмы)
- Сложные грамматические формы
- Обособленные члены в сочетании с определяемым словом
Смысловая и грамматическая связь[]
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать
разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий
свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашние
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезвию
Признаки словосочетания[]
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные[]
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные[]
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, |
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях[]
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик;
- местоимения-прилагательные: наши друзья;
- причастия: просмотренный фильм;
- порядковые числительные: второй год.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет
падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует
поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
гулять по парку
грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания[]
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания[]
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ –
×.
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
Устный разбор.[]
В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Письменный разбор.[]
Словосочетание — это сочетание 2-ух (либо более) самостоятельных слов, связанных меж собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книжку, теплый день.
Словосочетания именуют предметы, действия, признаки и т.д., однако более точно, более непосредственно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, стремительно — очень стремительно.
Словосочетание состоит из головного и зависимого слова.
Не являются словосочетаниями последующие сочетания слов:
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от головного слова к зависимому:
— — —
тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, мыслить (о чём?) об экзамене.
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается при помощи окончания либо окончания и предлога:
— —
рабочее (какое?) место, поведать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. Зависимо от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
1. Именными словосочетаниями именуются такие, в каких главное слово выражено:
2. Глагольными именуются словосочетания, в каких главное слово выражено
3. Наречными именуются словосочетания, в каких главное слово выражено
Б. По нраву смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубочайшая река, весёлое настроение, лесные цветочки.
2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно перебегает: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книжки.
3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: отлично выспаться, говорить тихо, высоко подскочить.
В. По количеству компонент выделяются две группы словосочетаний :
1. Обыкновенные словосочетания состоят из 2-ух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, подвергать рассмотрению фото.
2. Сложные словосочетания состоят из трёх и поболее знаменательных слов и образуются в итоге распространения слова целым словосочетанием либо распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение всераспространено словосочетанием домашнее задание), новый каждомесячный журнальчик (словосочетание каждомесячный журнальчик всераспространено словом новый); читать книжку — читать увлекательную книжку — читать очень увлекательную книжку — длительно читать очень увлекательную книжку.
Г. По степени спаянности компонент:
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
1. Количественно-именные словосочетания.
В их главное слово обозначает количество (число, объём, размер), однако не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, огромное количество книжек.
2. Словосочетания со значением избирательности.
В их главное слово — местоимение либо числительное, зависимое — существительное либо местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, любой из присутствующих, некие из учеников, кто-то из ребят.
3. Словосочетания с метафорическим значением.
Главное слово употреблено в переносном значении и именует то, на что походит предмет, зависимое слово — прямое заглавие предмета: серп месяца, шапка кудряшек, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
4. Словосочетания со значением неопределённости.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то противное, кто-то незнакомый, некто сидячий.
5. Словосочетания со значением совместности.
Такие словосочетания именуют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное либо местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с товарищем. Словосочетания, построенные по таковой модели, являются цельными исключительно в роли подлежащего и исключительно в том случае, в том случае сказуемое стоит во множественном числе: мать с дочкой готовили обед; Николай с Денисом прогуливались в лес. В том случае подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с отпрыском пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с отпрыском — дополнение).
6. Контекстуально-цельные словосочетания.
Цельность их появляется исключительно в контексте предложения либо сложного словосочетания: умный человек сможет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высочайшего роста.
7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки либо другие вспомогательные составляющие: Он начал говорить о приключениях в тропических зарослях Амазонки; Мы желаем вам посодействовать; Она смотрелась усталой.
План синтаксического разбора словосочетания:
См. Эталоны синтаксического разбора словосочетания.
Упражнения к теме «Словосочетание»
Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.
Брать шапку, шёлковое платьице, очень весёлый, схожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень звучно, повстречаться с друзьями, что-то забавное, стучать молотком, застрелить волка, 5-ый экземпляр, выстроить мост, уехать третьего июня, махнуть рукою, идти лесом, работать всю ночь, выйти из обители, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на травке, гулять около леса, путешествовать в направление 2-ух лет, выйти освежиться, внимательно всматриваться, двери гостиницы, лошадка сероватого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для охранника, ночь перед боем, книжка в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание обучаться, красноватый от волнения, дружественно рачительный, принципиальный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.
Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к основным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.
Изловить, ёж; слушаться, мама; страшиться, зверек; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; ворачиваться, лес; вытащить, кармашек; выстрелить, цель; отступить, стол;
прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; смотреть, неприятель; пропархать, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружественно; прирастить, в три раза; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубочайший, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; 3-ий, бригада; приближающийся, летнее время; строящийся, фабрика; повсевременно, весёлый; гордый, победа; схожий, мама; разомлевший, зной; по-праздничному, наряженный; что-то, странноватый; четыре, ведро.
Источники: