Как найти согласные определение

Узнаем, какие гласные и согласные звуки и буквы существуют в русском языке. Как гласные и согласные звуки обозначаются буквами в алфавите, изучают в 1 классе. Эти знания углубляют во 2 классе школы.

Рассмотрим, как образуются гласные и согласные звуки, сколько их в речи, какие буквы их обозначают на письме.

Гласные и согласные звуки принадлежат речи. Звуки, сливаясь воедино, образуют слова, с помощью которых можно о чём-то сообщать или узнать. Звуки мы слышим с помощью органов слуха. Звуки речи по участию голоса или голоса и шума в их образовании делят на гласные и согласные.

Гласные звуки и буквы

В каждом слове самыми звучными являются гласные звуки. В их образовании используется голос. При произношении гласных звуков струя воздуха беспрепятственно выходит изо рта на выдохе.


Определение

Гласные звуки — это звуки речи, которые состоят только из голоса.


Если менять очертания губ, можно различить гласные звуки. Звук [о] образуют округлые губы, например в слове «кот». Если вытянуть губы трубочкой, то получим звук [у] в слове «друг». Если губы растянем в улыбке, то услышим звук [и] в слове «пир».

В русском языке различают шесть основных гласных звуков:

[а], [о], [у], [и], [ы], [э]

В слове гласные звуки образуют слог в одиночку или вместе с согласными:

  • и-мя
  • му-ка́
  • бо-ро-да
  • си-ро-та

Эти звуки можно записать на бумаге соответствующими буквами:

Кроме них, на письме мягкость предыдущего согласного обозначают гласные буквы «е», «ё», «ю», «я»:

  • тело
  • тёрка
  • люк
  • лямка

Эти буквы обозначают двойные звуки, состоящие из согласного [й’] и соответствующего гласного [а], [о], [у], [э].

буквы обозначают двойные звуки


Вывод

В русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я


Гласные буквы можно записать парами:

  • а — я
  • о- ё
  • у- ю
  • э — е

С их помощью различают слова:

  • рад — ряд
  • томный — тёмный
  • лук — люк

Запомним, что звуки слышим, а буквы пишем.

Гласные и согласные звуки и буквы

Согласные звуки и буквы

В отличие от гласных большинство звуков русской речи образуются, если струя воздуха при выдохе встречает различные преграды, которые создают характерный шум.


Определение

Звуки, которые состоят из голоса и шума, называются согласными.


В русском языке насчитывается 36 согласных звуков.


Согласные звуки

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д’], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’] [л], [л’] [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’]


Многие согласные звуки различаются по признаку мягкости/твердости и составляют пары:

  • [б] — [б’];
  • [в] — [в’];
  • [г] — [г’];
  • [д] — [д’];
  • [з] — [з’];
  • [к] — [к’];;
  • [л] — [л’];
  • [м] — [м’];
  • [н] — [н’];
  • [п] — [п’];
  • [р] — [р’];
  • [с] — [с’];
  • [т] — [т’] ;
  • [ф] — [ф’];
  • [х] — [х’].

Звуки [ж], [ц], [ш] всегда твёрдые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные «е» или «ё». Звуки [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие.

В зависимости от степени голоса в их составе согласные звуки бывают звонкие и глухие.

На письме согласные звуки можно передать в виде 21 буквы:

б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Согласные буквы можно написать и прочитать в словах.

Итак, в речи используются 42 звука (6 гласных и 36 согласных). А в алфавите русского языка насчитывается 33 буквы:

  • десять гласных;
  • 21 согласная буква;
  • ъ и ь.

Мягкий и твердый знаки не обозначают звуков в русском языке. Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.

Видео «Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами»

Согла́сные —

класс звуков речи, противоположных по своим
свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное
наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные
характеризуются как звуки, при образовании которых важную роль
играют шумовые источники; согласные (не только сонанты, но и шумные)
могут образовывать вершину слога, но
слогообразующая функция для них не характерна и в сочетании с
гласным не может реализоваться. Отличия согласных от гласных не
являются абсолютными, согласные могут быть выстроены в ряд по степени
выраженности в них консонантных признаков: так, согласный [p]
занимает в этом ряду первое место, полностью соответствуя этим
артикуляционно-акустическим характеристикам, согласные [l] или
[j] по всем признакам могут быть отнесены как к классу согласных, так и
к классу гласных и отличаются от гласных лишь в условиях
контрастирования в синтагматическом ряду.

Артикуляционная классификация согласных строится на основе
следующих признаков:

1) Активный действующий орган, образующий
преграду. По этому признаку согласные делятся на губные
(губно-губные и
губно-зубные
), переднеязычные (которые разделяются на
апикальные, когда активным органом является кончик языка;
дорсальные — передняя часть спинки языка;
какуминальные — подъём всего края передней части языка;
ретрофлексные — загибание кончика языка назад). Кроме передней
части спинки языка активно артикулирует и её средняя часть или задняя,
тогда образуются среднеязычные, заднеязычные. При
образовании увулярных действует маленький язычок — увула или вся
нёбная занавеска. Существуют также фарингальные (сжатие глотки)
и гортанные, или ларингальные (смыкание или сближение
голосовых связок).

2) Способ образования преграды. В случае если проход воздушной струи
по речевому тракту прекращается полностью, образуются
смычные согласные, которые могут быть взрывными
(если смычка раскрывается мгновенно) или аффрикатами (если
после смычки артикулирующие органы не раскрываются полностью и между
ними сохраняется сужение); преграда может лишь сужать речевой тракт — в
этом случае образуются щелевые согласные; при вибрации
активного действующего органа образуются дрожащие
согласные.

3) Поведение голосовых связок. Если голосовые связки при
образовании согласного сведены, напряжены и находятся в состоянии
колебания, образуются звонкие согласные, если разведены и не
участвуют в артикуляции — глухие.

4) Положение мягкого нёба. При поднятом мягком нёбе, закрывающем
проход воздуха в полость носа, образуются ртовые согласные,
при опущенном — носовые.

Учитываются и другие свойства артикуляции — например, пассивный
действующий орган, участвующий в образовании преграды; так,
язычные по активному действующему органу согласные могут быть
охарактеризованы как дентальные (зубные),
альвеолярные (надзубные), палатальные,
велярные с точки зрения пассивного действующего органа;
количество сужений, «фокусов» в речевом тракте при образовании
согласных (по этому признаку согласные могут быть однофокусными и
двухфокусными
), место прохождения воздушной струи
при артикуляции согласных (срединные и
боковые
), наличие дополнительной артикуляции (палатализация, веляризация, фарингализация и т. д.); см. таблицу основных
типов согласных, составленную Л. В. Щербой, на основе учёта возможных
сочетаний артикуляционных признаков.

Характер реализации тех или иных признаков в разных языках может
сильно варьироваться (см. Консонантизм).

При акустической классификации согласных учитывают относительную
силу шумовых составляющих, разделяя согласные на
шумные и сонанты
(этот акустический признак
используется и в большинстве артикуляционных классификаций).

В формировании акустических свойств согласных важную роль играют 3
вида источников звука: голосовой, импульсный и турбулентный. Голосовой
источник (наличие низкочастотных периодических составляющих)
характеризует все сонанты и звонкие шумные; импульсный источник шума
возникает при мгновенном раскрытии смычки, в результате которого
происходит выравнивание воздушного давления, более высокого за местом
смычки, с атмосферным, это выравнивание и порождает короткий
«щелчок», образующий шум взрыва согласного; источником турбулентного
шума являются завихрения воздушной струи, проходящей в месте сужения
речевого тракта при артикуляции щелевых согласных. Все 3 источника
могут участвовать в образовании согласных каждый в отдельности или
в различных комбинациях (см. Звуки
речи).

Существенными акустическими признаками согласных являются характер
нарастания шума в начале звучания и характер его спада в конце: по
переднему фронту различаются взрывные и щелевые, по заднему — глоттализованные и
неглоттализованные
.

По собственно частотным характеристикам согласные делятся на высокие и низкие — как в
зависимости от того, в какой части спектра сосредоточены основные
шумовые составляющие, так и в зависимости от того влияния, которое
согласный оказывает на акустические характеристики соседнего
гласного (преимущественно на вторую и третью форманты). Так, губные
согласные обычно понижают FII и FIII соседнего гласного, а
переднеязычные повышают.

Существенно также и то, насколько широка полоса шума, характерного
для согласного (например, для заднеязычного щелевого [x] эта полоса
сравнительно узка, несколько шире для переднеязычного однофокусного [s]
и охватывает области того и другого для двухфокусного [š]).

Важным акустическим признаком является регулярность частотных
составляющих в спектре: возможны различные характеристики — от
случайного распределения частотных составляющих в импульсном шуме
взрывных до значительной их упорядоченности в спектре некоторых щелевых;
сонанты, как правило, характеризуются чёткой формантной структурой,
сближающей их с гласными, что объясняется общностью источника
(голосового), участвующего в образовании тех и других. Сонанты
отличаются от гласных главным образом меньшей интенсивностью.

Для акустического описания согласных важны и некоторые временны́е
признаки: так, универсальным признаком,
служащим для различения не только глухих и звонких, но и напряжённых и
ненапряжённых, является интервал между моментом появления шума и
моментом включения голоса (отрицательный для звонких, небольшой для
слабых — ненапряжённых — и значительный для напряжённых и
придыхательных).

Временно́е образование согласных традиционно описывается как
последовательность трёх фаз — экскурсии, выдержки и рекурсии, где первая
и третья фаза — соответственно переход от нейтрального положения
артикулирующих органов к положению, необходимому для произнесения
данного согласного, — выдержке — и, наоборот, возврат к нейтральному
положению. При исследовании артикуляции согласных в непрерывном речевом
потоке обнаруживается, что экскурсия совпадает по времени с артикуляцией
предшествующего звука, а рекурсия — с артикуляцией звука, следующего
за согласным; фаза выдержки также обнаруживает зависимость от свойств
окружающих звуков. Это особенно ярко обнаруживается при
кинорентгенографических исследованиях сочетаний согласных — в
некоторых случаях эти сочетания представляют собой артикуляторно
нечленимое целое: так, сочетание [fs] в русском слове «овса́» может быть
описано как последовательность короткой [f]-образной экскурсии,
длительной выдержки, где артикулируются одновременно оба согласных, и
короткой [s]-образной рекурсии.

Фонетически согласные подчинены гласным:
во-первых, коартикуляционные влияния гласного (особенно следующего
за согласным) могут существенно модифицировать артикуляционные признаки
согласного и, следовательно, его акустические свойства. Например,
частотные характеристики согласных зависят от формы и объёма
надгортанных полостей, определяемых качеством гласного, поэтому [s] в
слоге [sa] и [s] в слоге [su] и артикулируются, и звучат по-разному.
Во-вторых, в качестве признаков, обеспечивающих опознание согласных,
часто выступают не их собственные характеристики, а некоторые
свойства соседнего гласного или целого сочетания согласного с гласным:
так, различение взрывных согласных по активному действующему органу
или различение твёрдых и мягких согласных происходит благодаря
свойствам соседних гласных. Опознание сонантов как согласных возможно
лишь при наличии более интенсивного соседнего гласного.

Для опознания значимых единиц согласные более важны, чем гласные;
однако в перцептивном отношении эта роль согласных обеспечивается в
значительной мере фонетической информацией, содержащейся в
гласном.

Основные типы согласных и некоторые знаки для
них

Consonantium sonorum genera
principalia litteraeque quaedam ad eos exprimendos

  • Якобсон Р., Фант Г. М., Халле М.,
    Введение в анализ речи, в кн.: «Новое в лингвистике», в. 2, М.,
    1962;
  • Зиндер Л. Р. Общая фонетика, М., 1979.

Основная терминология, применяемая при описании согласных в языках
мира

Абруптивы (глоттализованные согласные) — согласные,
характеризующиеся смыканием или сближением голосовых связок в
конечной фазе артикуляции.

Альвеолярные (надзубные), дентальные
(зубные) согласные — согласные, образующиеся в
результате смыкания или сближения передней части спинки языка
соответственно с передней частью твердого нёба на границе с краем
верхних зубов или с верхними зубами.

Апикальные согласные — согласные, образующиеся при
активной артикуляции кончика языка.

Аспираты (придыхательные согласные) — согласные,
характеризующиеся большой воздушностью при образовании, что
приводит к появлению длительной фазы шума в конце звучания.

Аффрикаты — смычные согласные, заканчивающиеся щелевой
фазой.

Боковые латеральные согласные — щелевые согласные,
характеризующиеся тем, что воздушная струя проходит по краям
полости рта (например, сонант [l] образуется благодаря появлению
боковой щели при опускании краёв языка и примыкании кончика языка к
верхним зубам).

Вдыхательные (инспираторные) согласные
(инспираты) — согласные, образующиеся при вдыхаемой струе
воздуха.

Велярные (задненёбные, заднеязычные)
согласные (последний термин предпочтительнее) — согласные,
образующиеся при смыкании или сближении задней части спинки языка с
нёбом.

Взрывные (эксплозивные) согласные —
согласные, образующиеся при резком раскрытии смычки.

Вибранты (дрожащие согласные) — согласные,
образующиеся в результате вибраций артикулирующего органа
(передней части спинки языка, увулы, реже — губ).

Высокие согласные — согласные, имеющие высокочастотный
шум.

Геминаты — двойные согласные.

Глухие согласные — согласные, образующиеся без участия
голоса.

Гоморганные согласные — соседние согласные, образующиеся
одним и тем же произносительным органом.

Гортанные (ларингальные) согласные —
согласные, образующиеся при смычке или сближении голосовых
связок.

Губные (лабиальные) согласные — согласные,
образующиеся при работе губ (обеих — губно-губные,
или билабиальные, — или нижней губы, соприкасающейся или
приближающейся к верхним зубам, — губно-зубные, или
лабио-дентальные).

Гуттуральные согласные — согласные, характеризующиеся
активной артикуляцией в задней части полости рта или в области
фаринкса и гортани.

Двухфокусные согласные — переднеязычные согласные, имеющие
два места (фокуса) образования источника шума.

Дорсальные согласные — переднеязычные согласные,
образующиеся при опущенном вниз кончике языка.

Звонкие согласные — согласные, образующиеся с голосом
(т. е. при наличии периодических колебаний голосовых связок).

Имплозивные согласные — смычные согласные, не
заканчивающиеся взрывом или щелевой фазой.

Интердентальные (межзубные) согласные —
переднеязычные согласные, при артикуляции которых кончик языка
расположен между зубами.

Йотированные согласные — согласные, характеризующиеся
дополнительной артикуляцией, свойственной среднеязычным
согласным.

Какуминальные (церебральные) согласные —
переднеязычные согласные, образующиеся при поднятом вверх крае
передней части спинки языка.

Лабиализованные согласные — согласные,
характеризующиеся округлением и выпячиванием губ под влиянием
соседнего гласного.

Лабио-велярные согласные — согласные,
характеризующиеся губной и велярной артикуляцией.

Лабио-палатальные согласные — согласные,
характеризующиеся губной и палатальной артикуляцией.

Ларингал — неопределённый по качеству согласный,
реконструируемый по более поздним рефлексам.

Ларингальные согласные — то же, что гортанные согласные.

Мягкие согласные — согласные, образующиеся при сближении
средней части спинки языка с твердым нёбом и продвижении всей массы
языка вперёд.

Назализованные согласные — согласные, для которых опускание
мягкого нёба является дополнительной артикуляцией, не изменяющей их
основного качества.

Назальные (носовые) согласные — согласные,
образующиеся при опущенном мягком нёбе, в результате чего часть
выдыхаемой воздушной струи проходит через полость носа.

Напряжённые (сильные) согласные —
согласные, артикулирующиеся с высокой степенью мускульного
напряжения.

Неглоттализованные согласные — согласные, при артикуляции
которых отсутствует глоттализация, ср. Абруптивы
(глоттализованные согласные).

Низкие согласные — согласные, характеризующиеся
низкочастотными шумовыми составляющими в спектре.

Однофокусные согласные — переднеязычные согласные,
характеризующиеся одним местом (фокусом) образования источника
шума.

Палатальные (среднеязычные) согласные —
согласные, образующиеся в результате смыкания или сближения
средней части спинки языка с твердым нёбом.

Переднеязычные согласные — согласные, образующиеся в
результате активной артикуляции передней части спинки языка.

Плавный согласный — боковой сонант [l], часто плавным
называют и дрожащий [r].

Плозивные согласные — то же, что смычные согласные.

Проточный согласный — согласный [r], артикулирующийся не как
дрожащий, а как щелевой.

Свистящие согласные (сибилянты) — согласные,
характеризующиеся резким высокочастотным шумом в результате
образования узкой щели со сложной конфигурацией.

Слабые (ненапряжённые) согласные —
согласные, артикулирующиеся при слабом мускульном напряжении.

Смычные согласные — согласные, образующиеся при полном
смыкании активного и пассивного органов.

Сонанты (сонорные согласные) — класс согласных,
характеризующихся преобладанием тона над шумовыми
составляющими; артикуляционно являются согласными, по
акустическим характеристикам ближе к гласным.

Спиранты (фрикативные, щелевые
согласные
) — согласные, образующиеся в результате сближения
активного и пассивного органа.

Срединные согласные — щелевые согласные, при образовании
которых воздушная струя проходит вдоль полости рта (в отличие от
боковых).

Ретрофлексные согласные — переднеязычные согласные,
образующиеся при загнутом вверх и назад переднем крае языка.

Ртовые согласные — согласные, при артикуляции которых
нёбная занавеска поднята и закрывает проход в полость носа.

Твёрдые согласные — согласные, не являющиеся мягкими (см.
Мягкие согласные).

Увулярные согласные — согласные, характеризующиеся
активной артикуляцией маленького язычка — увулы.

Фарингальные согласные — см. в тексте статьи.

Шепелявые согласные — согласные, звучащие как нечто среднее
между свистящими и шипящими. Причиной шепелявости могут быть
артикуляционные характеристики (например, межзубные плоскощелевые
звучат шепеляво), дефекты речи.

Шипящие согласные — согласные, характеризующиеся
широкополосным шумом, имеющим более регулярную акустическую картину,
что связывают с более простой формой щели, чем при артикуляции
свистящих.

Шумные согласные — согласные, характеризующиеся
преобладанием шумовых составляющих над музыкальными, т. е. все
согласные, кроме сонантов.

Щёлкающие согласные (недыхательные) — согласные,
образующиеся в результате сосательного движения артикулирующих
органов.

Л. В. Бондарко.

  • твердые и мягкие?
  • глухие и звонкие?

С основными характеристиками звуков обучающиеся знакомятся уже в начальной школе.

1.Гласные и согласные звуки можно различить по тому, есть ли преграда на их пути при выдыхании воздуха: гласные звуки «поются», а согласные — нет.

Всего гласных звуков в русском языке 6 (не путать с гласными буквами): а, о, и, у, ы, э.

Есть ещё полугласные или сонорные, которые тоже поются: л, м, н, р.

2.Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Согласный звучит мягко после гласных букв е, ё, и, ю, я, после Ь. После гласных а, о, у, ы, э, после Ъ согласный звучит твёрдо.

Согласные бывают парные по твёрдости/мягкости и непарные: звуки «ж», «ш», «ц» — всегда твёрдые; звуки «й», «ч», «щ» — всегда мягкие.

Это наглядно представлено в следующей таблице:

3.Согласные звуки бывают звонкими и глухими.

Звонкие согласные звуки образуются при помощи голоса и шума, а глухие — только припомощи шума.

Звонкие и глухие звуки в русском языке противопоставлены и образуют пары, но некоторые из них такие пары не образуют и являются или только звонкими, или только глухими.

Все сведения по фонетике, полученные в начальной школе, закрепляются на практике в течение всего школьного курса русского языка при выполнении фонетического разбора.

Знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правильного написания и произношения, поэтому фонематический слух необходимо развивать с самого раннего детства.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

88Sky­Walke­r88
[429K]

5 лет назад 

Определить, гласный звук или согласный можно следующим способом: пропеть. Гласные звуки можно будет тянуть: а-а-а-а-а или о-о-о-о-о, с согласными так не получится. В алфавите гласные буквы выделены красным цветом, а согласные — синим.

Определить твердость или мягкость звука можно по произношению. Если за звуком идет мягкий знак, то он по-любому мягкий.

Например, в словах плеть, дверь, прядь.

Также некоторые гласные смягчают предыдущую согласную, например «е» и «и».

Сравните: мел и мыс, река и рука, пила и поле.

Является ли звук глухим или звонким можно определить по парам, в которой один звук является звонким, а другой — глухим: д-т, б-п, з-с, г-к, ж-ш.

Zolot­ynka
[551K]

6 лет назад 

Гласные и согласные звуки есть в каждом языке, но количество их в разных языках различается. Так, например, в английском языке только 5 гласных звуков, а в русском — 6.

Технически гласные отличаются от согласных звуков тем, что в процессе их произнесения воздух, который выходит из легких, не встречает никаких препятствий. Гласные звуки произносятся плавно и мелодично, они располагают к тому, что их можно было произносить протяжно и певуче, их можно петь.

При произнесении любого согласного поток воздуха встречает препятствие либо при его произнесении остается очень узкий проход для потоков воздуха.

Tata0­689
[3.9K]

6 лет назад 

Начнем с того, что буквы отличаются от звуков. В русском языке всего десять гласных букв, а звуков шесть. Чтобы не перепутать их, звуки обычно пишут в квадратных скобках.

Гласные звуки легко произносятся, могут произносится протяжно и не встречают на своем пути «звуковой преграды». Из гласных букв можно составлять слоги. Например, и-вол-га.

Согласные звуки состоят из шума и голоса, если они звонкие (б, в, г, ж и т.д). Или только из шума, если они глухие (п, с, т ,ф).

Мягкие согласные от твердых отличаются в произношении положением языка. При мягком звуке язык находится ближе к нёбу, рот создает более узкую щель. При твердом звуке рот более свободен и более открыт. В написании твердый звук от мягкого отличается наличием апострофа в мягком.

Например, п’- мягкий, п-твердый.

mycha­nge
[73.2K]

5 лет назад 

Гласные звуки обычно тянутся, их получается спеть, примерно так «а-а-а-а-а-а…».

Согласный спеть не удастся, будет все время ощущаться препятствие.

Глухие согласные содержатся в простой фразе:

Остальные согласные, соответственно, звонкие.

Твердость или мягкость согласных часто зависит от стоящей за ними гласной, после твердых идут всегда вот такие гласные:

После мягких всегда следующие гласные:

«й», «щ», «ч» — всегда мягкие

«ж», «ц»,»ш» — всегда твердые

в русском языке критерием определения гласных и согласных является смыкание органов речи- губ, зубов, языка с небом, или заднего неба. если органы смыкаются, звук считается согласным, если произносится без смыкания, звук считается гласным. в английском языке критерий другой, они считают, что если звук можно спеть, значит это гласный, таким образом звук L у них считается гласным и в правилах чтения открытого и закрытого слога это учитывается.

Авато­рия
[71K]

6 лет назад 

Мой учитель начальных классов учил нас так различать гласные и согласные звуки:

  • гласные звуки произносятся легко, они тянутся, поются, произносятся протяжно. При их произношении зубы не смыкаются, губы не соприкасаются друг с другом.
  • согласны звуки произносятся труднее, при их произношении встречается какое-то препятствие: либо зубы смыкаются, либо губы, либо язык к небу. Такой звук короткий, не тянется, а как-будто «выплевывается».

kiren­ia
[831]

4 года назад 

Как определить вид звука:

Гласные — можно пропеть — у-у-у-у а-а-а-а без сопротивления. Когда произносишь согласные звуки, то чувствуется сопротивление, пропеть их невозможно, как к-к-к-к.

Звонкие звуки получаются из звука и шума, глухие — только шумовые, все глухие входят в предложение ниже:

Только мягкие согласные следующие:

Только твердые:

Остальные будут мягкими перед:

Твердыми перед:

Ognik­33
[2.1K]

6 лет назад 

Гласные и согласные определяются легко: гласные можно пропеть, в отличие от согласных, где в произношении много препятствий, таких как: зубы, губы, язык, а в гласных их нет, поэтому они легко пропеваются. Ааааа, иииии, ууууууууу и т.д.

Мягкость или твердость звуков определяется легко: попробуйте произнести «Л» и «ЛЬ» и почувствуете разницу.

Для того, чтобы определить разницу между глухими и звонкими надо всего навсего произнести «Д» и «Т» и почувствовать это.

anna9­5
[22.8K]

6 лет назад 

Согласные звуки произносятся с препятствием, например смыкание губ, языка. А гласные звуки можно легко и протяжно пропеть. Они произносятся легко и без каких либо артикуляционных препятствий, гласный звук состоит только из голоса, а согласный из голоса и шума.

Знаете ответ?

Согласные буквы


Согласные буквы

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 66.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 66.

Согласных букв в русском языке насчитывается больше, чем гласных. Согласные буквы имеют ряд особенностей, связанных с фонетическим строем языка. В данной статье речь пойдет о согласных буквах и звуках, их особенностях.

Определение

Для того чтобы правильно определить количество согласных букв, нужно понимать, что такое звуки и буквы. Буква реализуется на письме, а звук – в речи. Согласными бывают как звуки, так и буквы. Термины «согласные» и «согласные буквы» имеют небольшое различие, так как под термином «согласные» могут пониматься не только согласные буквы, но и согласные звуки.

Количество

Из 33 букв русского алфавита 21 являются согласными: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Мягкость и твердость

Особенность согласных букв заключается в том, что они по-разному обозначают звуки.

Некоторые буквы могут обозначать два звука: мягкий согласный звук и твердый согласный звук. К таким буквам относятся следующие: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.

Буквы ж, ц и ш обозначают лишь один звук – твердый по своей природе.

Буквы й, ч, щ тоже обозначают один звук, но только мягкий по своей природе.

В результате того, что буквы обозначают звуки по-разному, количество букв русского алфавита не соответствует количеству звуков речи. 21 согласные буквы обозначают 36 звуков.

Звонкость и глухость

Все согласные буквы обозначают парные или непарные по звонкости звуки.

Звуки б, в, г, д, ж, з являются звонкими, они имеют следующие пары по глухости: п, ф, к, т, ш, с.

Звонкие согласные л, м, н, р, й не имеют пар по глухости.

Глухие согласные х, ц, ч, щ не имеют пар по звонкости.

Глухими или звонкими являются не буквы, а звуки, которые обозначаются этими буквами.

Заключение

Что мы узнали?

Согласные буквы обозначают согласные звуки речи, которые бывают мягкими и твердыми; звонкими и глухими. Всего согласных букв насчитывается 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Из-за того, что они по-разному обозначают звуки, количество букв не совпадает с количеством звуков (36).

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 66.


А какая ваша оценка?

Какие звуки относятся к согласным, на какие группы они делятся и как меняются в процессе произношения

Продолжаем постигать азы фонетики.

2 596

Какие звуки согласные

Если вы произносите звук и выдыхаемый воздух наталкивается на преграды в виде губ, языка, зубов – значит, вы произносите согласный. Если преград нет – гласный.

Например, произнесите [б] – воздух натолкнется на барьер из сомкнутых губ, [в] – ему будут мешать ваши верхние зубы и нижняя губа, [р] – язык и небо, [к] – задняя часть спинки языка.

Количество согласных в русском — 21, на 11 больше, чем гласных. Давайте научимся делить их на группы и правильно анализировать

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – [жыз’н’], циркуль – [цы’ркул’], шить – [шыт’]. Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка [йо’лка], щекотать, чай и т. д.

На заметку. От этого правила могут быть отступления, если речь идет о заимствованных словах. Например, в слове “жюри” [ж’] произносится мягко.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение [з] и [с], [д] и [т], [б] и [п], [г] и [к] – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: [р], [л], [м], [н], [й]. Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: [х], [ц], [ч], [щ]. У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

  • Ударение: клю’ква.
  • Слоги: клю-ква.
  • Характеристика:
  • К – [к] – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • Л – [л’] – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
  • Ю – [у] – гласный, ударный.
  • К – [к] – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • В – [в] – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
  • А – [а] – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Есть вопросы? Пишите в комментариях, отвечу в течение суток.

Другие типы согласных

Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.

Непроизносимые

В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – [л], лестница – [т], здравствуйте – [в].

Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.

Удвоенные

Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.

Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.

Фонетические процессы, связанные с согласными

По этим процессам я позже напишу отдельные статьи, пока что перечислю их списком и охарактеризую кратко:

  1. Оглушение – когда звонкий находится на конце слова и произносится как глухой: дуб – [дуп], нож – [нош]. Из-за оглушения часто появляются омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например, плод и плот произносятся как [плот], луг и лук – [лук]. Значение этих слов при восприятии речи на слух определяется только в контексте.
  2. Озвончение – когда после глухого стоит звонкий, происходит обратный процесс – озвончение. В слове “пересдача” на месте буквы “с” произносится звук “з” из-за звонкого “д”. Транскрибировать надо так: [п’ир’изда’ч’а]. В вузе этот процесс называется ассимиляцией по звонкости.
  3. Смягчение или ассимиляция по мягкости – когда твердый произносится мягко из-за мягкости следующего за ним звука. Слово “трость” звучит как [трос’т’]. Смягчение не всегда происходит последовательно. Одни люди произносят “дверь” с мягким “д”, другие – с твердым.

Обязательно подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить.

В каждой статье я рекомендую подборку книг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пособия ниже вы также можете использовать для повторения или систематизации знаний в любом классе обучения.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Напишите свой e-mail здесь – я перешлю вам книги в одном архиве.

Недавно я опубликовал подборки курсов по русскому – посмотрите, цены вполне приемлемые, а преподают лучшие педагоги России:

  1. Подготовка к ЕГЭ.
  2. Подготовка к ОГЭ.
  3. Подготовка к ВПР.
  4. Курсы по русскому языку (общая статья, для детей и взрослых).

Заключение

Сделаем шпаргалку:

  1. Согласные звуки – такие, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды (язык, зубы, губы).
  2. Бывают твердые и мягкие. Ж, Ш, Ц – только твердые, Ч, Щ, Й – только мягкие.
  3. Бывают звонкие (произносятся с голосом и шумом) и глухие (только с шумом).
  4. Только глухие: [х], [ц], [ч], [щ]. Только звонкие (сонорные): [р], [л], [м], [н], [й].
  5. Непроизносимые – не произносятся в словах (лесТница).
  6. Удвоенные – два согласных (осенний). Если в корне – слово заимствованное (тонна).
  7. Оглушение – звонкий стал глухим на конце слова (хлеБ).
  8. Озвончение – глухой стал звонким под влиянием последующего согласного: (Сдача).
  9. Смягчение – твердый стал мягким под влиянием последующего мягкого (троСть).

Видео по теме:

Если бы вы писали эту статью – какой материал вы бы добавили? Какой бы убрали? Почему?

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти лучшие андроид приложения
  • Арк как найти прирученного динозавра
  • Как составить схему предложения в 1 классе наступила осень
  • Техническая ошибка в иске как исправить
  • Как найти октмо или окато по адресу