10.1
Размагничивающее действие реакции
якоря:
Fqd
= 180
А.
10.2
Необходимая МДС параллельной обмотки:
FВ
= FΣ
+ Fqd
= 3780.527 + 180 = 3960.527
А
10.3
Средняя длина витка катушки параллельной
обмотки:
lср.в.
= 2(lr
+ br)
+ π(bКТ.В
+ 2ΔИЗ),
м
где
bКТ.В
= 0.03 – ширина катушки, м;
ΔИЗ
= 0.75·10-3
– толщина изоляции, м.
Тогда:
lср.в.
= 2(0.285
+ 0.0469)
+ 3.14(0.03
+ 2·0.75·10-3)
= 0.67
м
10.4
Сечение меди параллельной обмотки:
где
КЗ.В
= 1.1 – коэффициент запаса;
m
= 1.22 – коэффициент, учитывающий увеличение
сопротивления меди при увеличении
температуры до 75˚С.
Тогда:
Окончательно
принимаем стандартный круглый медный
провод марки ПЭТВ с сечением qВ
= 0.283 мм2,
диаметром без изоляции d
= 0.6 мм и диаметром с изоляцией dИЗ
= 0.655 мм.
10.5
Номинальная плотность тока принимается:
JВ
= 4.45·106
А/м2
10.6
Число витков на пару полюсов:
10.7
Номинальный ток возбуждения:
10.8
Полная длина обмотки:
LB
= p·lСР.В·WB
= 2·0.67·3145 = 4214.3
м
10.9
Сопротивление обмотки возбуждения при
температуре υ=20˚С:
10.10
Сопротивление обмотки возбуждения при
температуре υ=75˚С:
RB75
= m·RB20
= 1.22·261.25 = 318.73
Ом
10.11
Масса меди параллельной обмотки:
mм.в.
= 8.9·lв.ср.·Wв·qв·103
= 8.9·0.67·3145·0.283·10-6·103
= 5.307 кг
11 Коллектор и щётки
11.1
Ширина нейтральной зоны:
bН.З
= τ– bР
= 0.126
– 0.0781
= 0.0479
м
11.2
Ширина щётки для простой волновой
обмотки:
bЩ
= 3.5tК
= 3.5·0.00327 = 0.0115 м
Окончательно
принимаем стандартную ширину щётки: bЩ
= 0.0125 м. Длина щётки lЩ
= 0.025 м.
11.3
Поверхность соприкосновения щётки с
коллектором:
SЩ
= bЩ·lЩ
= 0.0125·0.025
= 0.0003125
м2
11.4
При допустимой плотности тока JЩ
= 11·104
,А/м2,
число щёток на болт:
Окончательно
принимаем NЩ
= 1.
11.5
Поверхность соприкосновения всех щёток
с коллектором:
ΣSЩ
= 2р·NЩ·SЩ
= 4·1·0.0003125
= 0.00125
м2
11.6
Плотность тока под щётками:
11.7
Активная длина коллектора:
lК
= NЩ(lЩ
+ 8·10-3)
+ 10·10-3
= 1(0.025 + 8·10-3)
+ 10-2
= 0.043 м
12 Потери и кпд
12.1
Электрические потери в обмотке якоря:
Рmа
= I2Rda
= 16.7272·1.952
= 546.16
Вт
12.2
Электрические потери в параллельной
обмотке возбуждения:
РМ.В
= I2ВН·RВ75
= 1.2592·318.73=
505.21
Вт
12.3
Электрические потери в переходном
контакте щёток на коллекторе:
РЭ.Щ
= I·2ΔUЩ,
Вт
где
2ΔUЩ
= 2 – потери напряжения в переходных
контактах, В.
Тогда:
РЭ.Щ
= 16.727·2 = 33.454
Вт
12.4
Потери на трение щёток о коллектор:
РТ.Щ
= ΣSЩ·РЩ·f·VК,
Вт
где
РЩ
= 3·104
Па – давление на щётку;
f
= 0.2
– коэффициент трения щётки.
Тогда:
РТ.Щ
= 0.00125·3·104·0.2·14.392
= 107.94
Вт
12.5
Потери в подшипниках и на вентиляцию
определим по рис.13.1.:
РТ.П
+ РВЕНТ.
= 105
Вт.
12.6
Масса стали ярма якоря:
12.7
Условная масса стали зубцов якоря с
овальными пазами:
12.8
Магнитные потери в ярме якоря:
Pj
= mj·Pj,
Вт
где
Pj
– удельные потери в ярме якоря, Вт/кг:
где
Р1.0/50
= 1.75 – удельные потери в стали для В =
1.0 Тл и f=50
Гц, Вт/кг;
f
=
– частота перемагничивания, Гц;
β
= 2.
Тогда
удельные потери:
Общие
магнитные потери в ярме якоря:
Pj
= 83.553·16.97 = 1417.89
Вт
12.9
Магнитные потери в зубцах якоря:
PZ
= mZ·PZ,
Вт
где
—
удельные потери, Вт/кг.
Тогда
общие магнитные потери в зубцах якоря:
PZ
= 7.14·34.63 = 247.26
Вт
12.10
Добавочные потери:
12.11
Сумма потерь:
ΣР
= Рmа
+ РМ.В
+ РЭ.Щ
+ РТ.Щ
+ (РТ.П
+ РВЕНТ.)
+ Pj
+ PZ
+ РДОБ
=
=
546.16 + 505.21 + 33.454 + 107.94 + 105 + 1417.89 + 247.26 + 96.37 =
3059.284
Вт
12.12
КПД двигателя:
Рисунок
2.Электрическая машина постоянного
тока.
1 – пробка винтовая;
2 – крышка; 3 – лабиринт: 4 – масленка; 5
– подшипник; 6 – лабиринт; 7 – траверса;
8 – щит подшипниковый; 9 – коллектор; 10
– станина; 11 – якорь; 12 – винт грузовой;
13 – вентилятор; 14 – щит подшипниковый;
15 – лабиринт; 16 – подшипник; 17 – лабиринт;
18 – вал; 19 – полюс добавочный; 20 – полюс
главный; 21 – конденсатор; 22 – коробка
выводов; 23 – болт для заземления.
Заключение
Проектирование
электрической машины представляет
собой сложную задачу. Для её разрешения
требуются глубокие теоретические
знания, многие опытные данные и достаточно
подробные сведения о назначении машины
и условия, в которых она будет работать.
В
результате расчёта был спроектирован
двигатель на заданную мощность.
Был произведен выбор и расчет размеров
статора и ротора, обмоток, изоляции,
конструктивных деталей.
Список
литературы
1.
Пашнин В. М. Электрические машины:
Методические указания
к
курсовому проекту. – Хабаровск: Изд-во
ДВГУПС,
2000.
– 40 с.: ил.
2.
Сергеев П. С. и др. Проектирование
электрических машин.
Изд.
3-е, переработ. и доп. М., “Энергия”, 1969.
3.
Копылов И. П. Проектирование электрических
машин:
Учеб.
пособие для вузов. – М.: Энергия, 1980. –
496 с., ил.
18
Соседние файлы в предмете Электрические машины
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Принцип самовозбуждения генератора постоянного тока основан на том, что магнитная система машины, будучи намагниченной, сохраняет длительное время небольшой магнитный поток остаточного магнетизма сердечников полюсов и станины Фост (порядка 2—3% от полного потока). При вращении якоря поток
Рис. 28.5. Принципиальная схема (а) и характеристика х.х. (б) генератора параллельного возбуждения
индуцирует в якорной обмотке ЭДС Еост, под действием которой в обмотке возбуждения возникает небольшой ток Iв.ост. Если МДС обмотки возбуждения Iв.ост wВ имеет такое же направление, как и поток Фост , то она увеличивает поток главных полюсов. Это, в свою очередь, вызывает увеличение ЭДС генератора, отчего ток возбуждения вновь увеличится. Так будет продолжаться до тех пор, пока напряжение генератора не будет уравновешено падением напряжения в цепи возбуждения, т. е. U0 = IВrВ .
На рис. 28.5, а показана схема включения генератора параллельного возбуждения, на рис. 28.5, б — характеристика х.х. генератора (кривая 1) и зависимость падения напряжения от тока возбуждения IВrВ = F(IВ) (прямая 2). Точка пересечения А соответствует окончанию процесса самовозбуждения, так как именно в ней U0 = IВrВ .
Угол наклона прямой ОА к оси абсцисс определяется из треугольника ОАВ:
, (28.10)
где mi — масштаб тока (по оси абсцисс), А/мм; mu — масштаб напряжения (по оси ординат), В/мм.
Из (28.10) следует, что угол наклона прямой IВrВ = F(IВ) к оси абсцисс прямо пропорционален сопротивлению цепи возбуждения. Однако при некотором значении сопротивления реостата rрг сопротивление rВ, достигает значения, при котором зависимость IВrВ = F(IВ) становится касательной к прямолинейной части характеристики х.х. (прямая 3). В этих условиях генератор не самовозбуждается. Сопротивление цепи возбуждения, при которой прекращается самовозбуждение генератора, называют критическим сопротивлением, (rВ.крит ).
Следует отметить, что самовозбуждение генератора возможно лишь при частоте вращения, превышающей критическую nкт. Это условие вытекает из характеристики самовозбуждения генератора (рис. 28.6), представляющей собой зависимость напряжения генератора в режиме х.х. от частоты вращения при неизменном сопротивлении цепи возбуждения, т. е. U0 = F(n) при rВ = const.
Рис. 28.6. Характеристика самовозбуждения
Анализ характеристики самовозбуждения показывает, что при n < nкр увеличение частоты вращения якоря генератора сопровождается незначительным увеличением напряжения, так как процесса самовозбуждения нет и появление напряжения на выходе генератора обусловлено лишь остаточным намагничиванием магнитной цепи генератора. Процесс самовозбуждения начинается при n < nкр . В этом случае увеличение частоты вращения сопровождается резким ростом напряжения U0. Однако при частоте вращения, близкой к номинальной, рост напряжения несколько замедляется, что объясняется магнитным насыщением генератора. Критическая частота вращения зависит от сопротивления цепи возбуждения и с ростом последнего увеличивается.
Таким образом, самовозбуждение генераторов постоянного тока возможно при соблюдении следующих условий: а) магнитная система машины должна обладать остаточным магнетизмом; б) присоединение обмотки возбуждения должно быть таким, чтобы МДС обмотки совпадала по направлению с потоком остаточного магнетизма Фост ; в) сопротивление цепи возбуждения должно быть меньше критического; г) частота вращения якоря должна быть больше критической.
Так как генератор параллельного возбуждения самовозбуждается лишь в одном направлении, то и характеристика х.х. этого генератора может быть снята только для одного квадранта осей координат.
Нагрузочная и регулировочная характеристики генератора параллельного возбуждения практически не отличаются от соответствующих характеристик генератора независимого возбуждения.
Внешняя характеристика генератора параллельного возбуждения 1 (рис. 28.7) менее жесткая, чем у генератора независимого возбуждения. Объясняется это тем, что в генераторе параллельного возбуждения помимо причин, вызывающих уменьшение напряжения в генераторе независимого возбуждения (реакция якоря и падение напряжения в цепи якоря), действует еще и третья причина — уменьшение тока возбуждения, вызванное снижением напряжения от действия первых двух причин. Этим же объясняется и то, что при постепенном уменьшении сопротивления нагрузки rн ток увеличивается лишь до критического значения Iкр, а затем при дальнейшем уменьшении сопротивления нагрузки ток начинает уменьшаться. Наконец, ток нагрузки при коротком замыкании Iк < Iкр. Дело в том, что с увеличением тока усиливается размагничивание генератора (усиление реакции якоря и уменьшение тока возбуждения), машина переходит в ненасыщенное состояние, при котором даже небольшое уменьшение сопротивления нагрузки вызывает резкое уменьшение ЭДС машины (см. рис. 28.5, б). Так как ток определяется напряжением на выводах генератора U и сопротивлением нагрузки rн, т. е. I = U/rн , то при токах нагрузки I < Iкр, когда напряжение генератора уменьшается медленнее, чем убывает сопротивление нагрузки, происходит рост тока нагрузки. После того как I = Iкр, дальнейшее уменьшение rн сопровождается уменьшением тока нагрузки, так как в этом случае напряжение U убывает быстрее, чем уменьшается сопротивление нагрузки rн.
Рис. 28.7. Внешняя характеристика генератора параллельного возбуждения
Таким образом, короткое замыкание, вызванное медленным уменьшением сопротивления нагрузки, не опасно для генератора параллельного возбуждения. Но при внезапном к.з. магнитная система генератора не успевает размагнититься и ток Iк достигает опасных для машины значений Iк = (8–12)Iном (кривая 2). При таком резком возрастании тока нагрузки на валу генератора возникает значительный тормозящий момент, а на коллекторе появляется сильное искрение, переходящее в круговой огонь. Поэтому необходимо защищать генератор от перегрузки и к.з. посредством плавких предохранителей или же применением релейной защиты.
Генераторы параллельного возбуждения широко применяют в установках постоянного тока, так как отсутствие возбудителя выгодно отличает эти генераторы от генераторов независимого возбуждения. Номинальное изменение напряжения генератора параллельного возбуждения составляет 10—30%.
Определение сопротивления якорной цепи двигателя. Расчет механических характеристик при номинальном напряжении на якоре
Страницы работы
Фрагмент текста работы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Красноярский Государственный Аграрный Университет
Кафедра электроснабжения
Контрольная работа № 4
Машины постоянного тока
Вариант № 53
Выполнил: ст. гр. ЭТ-33
Гольцман Ю.В.
Проверил: преподаватель
Мещеряков
А.В.
Красноярск 2004
Контрольная работа № 4
Машины постоянного тока
Вариант № 53
1.
Начертить электрическую схему
соединения обмоток двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением.
2.
Приближенно определить
сопротивление якорной цепи двигателя.
3.
Рассчитать рабочие характеристики
по техническим данным двигателя. Начертить графики рабочих характеристик.
4.
По заданному значению пускового
тока или момента определить сопротивление пускового реостата.
5.
Рассчитать естественную
механическую характеристику и искусственные
(реостатные) механические характеристики при добавочных сопротивлениях,
последовательно включенных в цепь якоря. Начертить графики характеристик.
6.
Рассчитать механические
характеристики при номинальном напряжении на якоре и ослаблении магнитного
потока на 20% и 40%. Начертить графики характеристик.
Технические данные двигателя постоянного тока
Номинальные |
Число полюсов |
Сопротивления |
||||
напряжение |
мощность |
частота вращения |
КПД |
якорной цепи |
обмотки возбуждения |
|
220 |
22,0 |
1000 |
0,82 |
4 |
0,181 |
77,6 |
Приближенное определение
сопротивления якорной цепи двигателя
Номинальная мощность, потребляемая двигателем из
сети
где
-номинальная механическая мощность на валу
двигателя, кВт
-номинальный КПД, о.е.
Суммарные потери
мощности в двигателе при номинальной нагрузке
Номинальный
ток двигателя
где
-номинальное напряжение, В
Номинальный
ток возбуждения
где
-сопротивление обмотки возбуждения, Ом
Номинальный
ток якоря
Приближенно
считаем, что электрические потери мощности в
якорной цепи двигателя с параллельным возбуждением составляют половину
суммарных потерь мощности в двигателе
Сопротивление
якорной цепи двигателя
Рабочие характеристики двигателя , при
Номинальная угловая
механическая скорость вращения якоря
где —
номинальная частота вращения якоря, об/мин
Произведение конструктивной постоянной машины Се
на номинальный магнитный поток Фн
Угловая механическая скорость вращения якоря при «идеальном»
холостом ходе
Номинальный,
полезный момент на валу
Электрические потери мощности в якорной цепи
двигателя при номинальной нагрузке
Потери мощности при холостом ходе двигателя
Потери мощности в обмотке возбуждения при
номинальном токе возбуждения
Момент холостого
хода двигателя
Электромагнитный
момент
Ток якоря двигателя
где при расчётах в системе СИ.
Угловая
механическая скорость вращения якоря
Частота вращения
якоря
Полезная механическая мощность на валу
Электрические
потери мощности в якорной цепи
Электрическая
мощность, потребляемая двигателем из сети
Ток, потребляемый двигателем из
сети
КПД двигателя
Результаты расчёта рабочих характеристик
0 |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
1,0 |
1,25 |
|
0 |
52,55 |
105,09 |
157,6 |
210,19 |
262,74 |
|
14 |
66,66 |
119 |
171,75 |
224 |
276,85 |
|
7,44 |
35,16 |
62,88 |
90,59 |
118 |
146 |
|
115,33 |
112,68 |
110,04 |
107,39 |
104,74 |
102,09 |
|
1101,86 |
1076,58 |
1051,29 |
1026,02 |
1000,74 |
975,46 |
|
0 |
5,92 |
11,56 |
16,93 |
22,02 |
26,83 |
|
0,01 |
0,224 |
0,716 |
1,485 |
2,533 |
3,859 |
|
2,27 |
8,41 |
14,54 |
20,68 |
26,81 |
32,95 |
|
10,32 |
34,21 |
66,09 |
93,98 |
121,87 |
149,75 |
|
0 |
0,704 |
0,795 |
0,819 |
0,821 |
0,814 |
График зависимостей I, M2 = f (P2)
График зависимости Р1 = f (Р2)
График зависимости h = f (P2
)
График зависимости n = f (P2)
Определение сопротивления пускового реостата
Сопротивление пускового реостата, если задан пусковой
ток якоря
Механические характеристики двигателя при различных
добавочных сопротивлениях в цепи якоря
Частота вращения «идеального» холостого хода двигателя
Угловая механическая скорость вращения при
номинальном моменте на валу
где -номинальный
электромагнитный момент двигателя (Нм) при
Соответствующая
частота вращения якоря
104,74 |
70,86 |
36,976 |
|
1000,738 |
677,008 |
353,277 |
Механические характеристики при разных добавочных
сопротивлениях в цепи якоря двигателя: 1 – естественная (RЯД=0); 2,3 – искусственные реостатные при RЯД1= 3RЯ и RЯД2= 6RЯ.
Механические характеристики при ослаблении магнитного
потока двигателя.
При уменьшении магнитного
потока в двигателях параллельного возбуждения увеличивается механическая
угловая скорость вращения якоря при «идеальном» холостом ходе
где К – коэффициент, учитывающий отношение
магнитного потока после его уменьшения по отношению к номинальному, о.е.
Частота вращения якоря при «идеальном» холстом ходе
Соответствующую второй точке механической
характеристики угловую механическую скорость вращения якоря определим по
формуле механической характеристики при номинальном моменте на валу М2Н
где
-номинальный электромагнитный момент
двигателя (Нм) при .
Частота вращения якоря
К=1 |
К=0,8 |
К=0,6 |
|
116 |
145,048 |
193,397 |
|
1108,6 |
1385,809 |
1847,746 |
|
104,7 |
127,4 |
162,024 |
|
1000,738 |
1217,2 |
1547,996 |
Механические характеристики при разных значениях
магнитного потока: 1 – естественная (Ф=ФН, к=1); 2,3 – искусственные
при ослабленном магнитном
Похожие материалы
- Асинхронные машины. Расчет трехфазных асинхронных двигателей
- Инструкция по эксплуатации выключателей ВМП(Э)-10
- Расчет параметров уточнённой Г–образной схемы замещения асинхронного двигателя. Расчет рабочих и пусковых характеристик