Как найти составное глагольное сказуемое в предложении

Составное глагольное сказуемое — это главный член предложения, выраженный вспомогательным глаголом и неопределённой формой смыслового глагола.

В предложении сказуемое может быть составным глагольным. Оно складывается из вспомогательного глагола-связки со стёртым лексическим значением и инфинитива.

Рассмотрим более подробно компоненты составного глагольного сказуемого, которое условимся далее обозначать аббревиатурой СГС. Приведем примеры предложений из художественной литературы с составным глагольным сказуемым.

Глагол-связка в составном глагольном сказуемом

Необходимым компонентом СГС является вспомогательный глагол, или глагол-связка.

Глагол-связка обозначает грамматическое значение наклонения, времени, числа, лица или рода. Он не обладает полноценным лексическим значением, а может выражать временные значения действия:

  • начало (начать, стать, приняться, пуститься, броситься, кинуться и пр.);
  • продолжение (продолжать, остаться);
  • окончание (кончить, перестать, бросить, окончить, закончить, закончиться и пр.).

Понаблюдаем:

С самого утра начал накрапывать мелкий осенний дождь.

Уже вторые сутки шторм продолжал бушевать на море.

Мастер закончил полировать деревянную шкатулку.

В качестве связки могут выступать

а) глаголы со значением желания, волеизъявления


Примеры:

хотеть, желать, стремиться, стараться, решить, мечтать, любить, браться, пытаться, пробовать, согласиться, намереваться

  • хотел научиться;
  • стремился уехать;
  • решил остаться;

б) модальные глаголы, выражающие способность или неспособность к действию


Примеры:

мочь, суметь, научиться, разучиться, устать, успеть и пр.

  • могу объяснить;
  • устал повторять;
  • успел вернуться;

в) некоторые безличные глаголы


Примеры:

стоит, стоило, приходится, следует, удается

  • стоит узнать;
  • приходится спешить;
  • следует ответить.

Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?

В качестве вспомогательной части составного глагольного сказуемого могут использоваться слова других частей речи:

1) краткие имена прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её, но с другим лексическим значением.


Примеры:

намерен, должен, готов, рад, горазд, способен, волен

  • должен рассказать;
  • рад познакомиться;
  • готов помочь;

2) имена существительные


Примеры:

мастер, мастерица, охотник, охотница, любитель, любительница

  • мастер балагурить;
  • охотница сплетничать;
  • любительница поболтать;

3) слова категории состояния


Примеры:

можно, нельзя, надо

  • можно позвонить;
  • нельзя опаздывать;
  • надо успеть.


Составное глагольное сказуемое - это

Примеры предложений из художественной литературы

Мало-помалу солнечные лучи наверху елей начали нагревать еловые шишки (М. Пришвин).

Девушки скоро перестали стесняться (К. Паустовский).

Свою постылую свободу я потерять не захотел (А.Пушкин).

Признаюсь, я не желаю с вами познакомиться (М.Лермонтов).

Уж не молодость ли хочет вернуться ко мне опять (М.Лермонтов).

Каждый день мы можем проснуться в огне (Н. Островский).

Густой снег стал валить сплошной мокрой лавиной (Кожевников).

Гудок продолжал реветь (Н. Островский).

Никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить (В. Лебедев-Кумач).

Она старалась отдалить сколько возможно минуту объяснения (Л. Толстой).

Я хочу показать вам свою работу (К. Паустовский).

Сложные случаи выражения СГС

К СГС относятся и такие, в составе которых вместо спрягаемого модального глагола выступают устойчивые словосочетания глагольного характера, которые складываются из модального глагола и существительного, например:

  • имел намерение = намеревался;
  • горел желанием = желал;
  • терял надежду = не надеялся.

Он имел намерение встретить мать на вокзале.

Девушка не теряла надежду успешно сдать вступительные экзамены.

Незнакомец сделал усилие улыбнуться, но это у него не получилось.

Составное глагольное сказуемое может содержать во второй части неделимое словосочетание с инфинитивом, например:

Парень не мог потерять надежду = Парень не мог надеяться.

Спортсмен мечтал одержать победу на Олимпиаде = Спортсмен мечтал победить на Олимпиаде.

Составное глагольное сказуемое

Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива

1. Научимся отличать составное глагольное сказуемое от тех случаев, когда инфинитив не образует сложного сказуемого, а является косвенным дополнением. В таких предложениях присутствует субъект действия, который выполняет основное действие, выраженное спрягаемой формой глагола, и объект, которому принадлежит действие, выраженное инфинитивом, например:

Режиссер просил подойти нас ближе к рампе.

Режиссер просил нас о чём? Чтобы мы подошли к рампе.

Режиссер просит, а подойдем мы.

Субъект — режиссер, который просит, объект — мы, которые подойдут.

Каждому принадлежит свое действие. В этом предложении нет СГС. Сказуемое является простым глагольным.

Режиссер просил  (о чём?) подойти (кого?) нас ближе к рампе.

Аналогичные примеры:

Нас просили (о чём?) вернуть книги в библиотеку вовремя.

Он заставил (кого?) нас (что?) повторить урок.

2. Не относится к составному глагольному сказуемому комбинации, выраженные глаголом движения и инфинитивом, обозначающим его цель:

Мы пойдем на луг (с какой целью?) собрать букет ромашек.

Он вернулся (с какой целью?) узнать, когда состоится концерт в клубе.



Видеоурок

Тест

Составное глагольное сказуемое

Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение, и неопределённой формы, выражающей основное лексическое значение.

СГС образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может.

Пример:

начинаю волноваться, начала бы готовиться, можешь не беспокоиться и т. д.

Вспомогательные глаголы, кроме грамматических значений наклонения и времени, выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности, необходимости, возможности, стремления.

Пример:

«Пианист начал (продолжил, захотел, закончил…) играть».

Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаголы начать, стать, кончить, продолжать, хотеть, мочь.

Пример:

«Я завтра смогу помочь тебе».

Также в роли вспомогательных глаголов могут выступать:

а) сочетания кратких прилагательных рад, должен, обязан и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

Пример:

«Я рад был бы тебе помочь»;

б) слова состояния надо, необходимо, можно, приятно и др.

Пример:

«Мне будет приятно тебе помочь».

В роли вспомогательного глагола или неопределённой формы может быть употреблён фразеологизм.

Пример:

«Он горит нетерпением участвовать в конференции ((=) хочет участвовать)».
«Он хочет принять участие в конференции ((=) хочет участвовать)».

Составное именное сказуемое

Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: глагола-связки, выражающего грамматическое значение, и именной части (существительного, прилагательного, числительного, наречия и др.), выражающей его основное лексическое значение.

Пример:

«Она была не тороплива, не холодна, не говорлива» (А. Пушкин).

В настоящем времени глагол-связка чаще всего отсутствует.

В роли глагола-связки могут использоваться глаголы: стать, становиться, казаться, называться, представляться и глаголы движения, состояния: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.

Пример:

«Дворец казался островом печальным» (А. Пушкин).

«Девушка пришла довольная».

Именная часть СИС может быть выражена:

часть речи

пример

именем существительным «Он  был студентом». «Небо — бездна»
именем прилагательным «Она казалась усталой». «Он стал выше отца»
именем числительным «Пятью пять — двадцать пять»
наречием «Разговор будет начистоту»
словом состояния «Мне грустно». «Мне очень жаль»
причастием «Письмо не было распечатано»
фразеологизмом «Он был притчей во языцех» ((=) был известным)

Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки:

ставится, если

не ставится, если

подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже.

Пример:

«И. А. Крылов — русский баснописец».

«Пятью пять — двадцать пять».

«Расстояние между точками А и Б – шесть сантиметров»

подлежащее выражено личным местоимением.

подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами, или один из них — инфинитив, а другой — существительное в именительном падеже.

Пример:

«Курить — здоровью вредить».

«Слушать тебя — удовольствие»

сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами (будто, словно, что).

Пример:

«Лес точно терем расписной» (И. Бунин)

в состав сказуемого сходит указательная частица это или вот.

Пример:

«Совесть — это когтистый зверь»

сказуемое выражено существительным с отрицанием (частицей не).

Пример:

«Котёл горшку не товарищ» (Пословица)

подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое выражено именительным падежом существительного при наличии логического ударения.

Пример:

«Я — внезапный излом,

Я — играющий гром,

Я — прозрачный ручей…» (К. Бальмонт)

 

Составное глагольное сказуемое. Определение и примеры

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, выра­жен­ный вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом и неопре­де­лён­ной фор­мой смыс­ло­во­го глагола.

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть состав­ным гла­голь­ным. Оно скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки со стёр­тым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и инфи­ни­ти­ва. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с состав­ным гла­голь­ным сказуемым.

Рассмотрим более подроб­но ком­по­нен­ты состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, кото­рое усло­вим­ся далее обо­зна­чать аббре­ви­а­ту­рой СГС.

Глагол-связка в составном глагольном сказуемом

Необходимым ком­по­нен­том СГС явля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол, или глагол-связка.

Глагол-связка обо­зна­ча­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Он не обла­да­ет пол­но­цен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а может выра­жать вре­мен­ные зна­че­ния действия:

  • нача­ло (начать, стать, при­нять­ся, пустить­ся, бро­сить­ся, кинуть­ся и пр.);
  • про­дол­же­ние (про­дол­жать, остать­ся);
  • окон­ча­ние (кон­чить, пере­стать, бро­сить, окон­чить, закон­чить, закон­чить­ся и пр.).

С само­го утра начал н акра­пы­вать мел­кий осен­ний дождь .

Уже вто­рые сут­ки шторм п родол­жал б уше­вать на море.

Мастер закон­чил поли­ро­вать дере­вян­ную шкатулку.

В каче­стве связ­ки могут выступать

а) гла­го­лы со зна­че­ни­ем жела­ния, волеизъявления

  • хотел научить­ся;
  • стре­мил­ся уехать;
  • решил остать­ся;

б) модаль­ные гла­го­лы, выра­жа­ю­щие спо­соб­ность или неспо­соб­ность к действию

  • могу объ­яс­нить;
  • устал повто­рять;
  • успел вер­нуть­ся;

в) неко­то­рые без­лич­ные глаголы

  • сто­ит узнать;
  • при­хо­дит­ся спешить;
  • сле­ду­ет ответить.

Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?

В каче­стве вспо­мо­га­тель­ной части состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го могут исполь­зо­вать­ся сло­ва дру­гих частей речи:

1) крат­кие име­на при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её, но с дру­гим лек­си­че­ским значением

  • дол­жен рассказать;
  • рад позна­ко­мить­ся;
  • готов помочь;

2) име­на существительные

  • мастер бала­гу­рить;
  • охот­ни­ца сплетничать;
  • люби­тель­ни­ца поболтать;

3) сло­ва кате­го­рии состояния

  • мож­но позвонить;
  • нель­зя опаздывать;
  • надо успеть;

Примеры предложений из художественной литературы

Мало-помалу сол­неч­ные лучи навер­ху елей нача­ли нагре­вать ело­вые шиш­ки (М. Пришвин).

Девушки ско­ро пере­ста­ли стес­нять­ся (К. Паустовский).

Свою посты­лую сво­бо­ду я поте­рять не захо­тел (А.Пушкин).

Признаюсь, я не желаю с вами позна­ко­мить­ся (М.Лермонтов).

Уж не моло­дость ли хочет вер­нуть­ся ко мне опять (М.Лермонтов).

Каждый день мы можем проснуть­ся в огне (Н. Островский).

Густой снег стал валить сплош­ной мок­рой лави­ной (Кожевников).

Гудок про­дол­жал реветь (Н. Островский).

Никто на све­те не уме­ет луч­ше нас сме­ять­ся и любить (В. Лебедев-Кумач).

Она ста­ра­лась отда­лить сколь­ко воз­мож­но мину­ту объ­яс­не­ния (Л. Толстой).

Я хочу пока­зать вам свою рабо­ту (К. Паустовский).

Сложные случаи выражения СГС

К СГС отно­сят­ся и такие, в соста­ве кото­рых вме­сто спря­га­е­мо­го модаль­но­го гла­го­ла высту­па­ют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния гла­голь­но­го харак­те­ра, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся из модаль­но­го гла­го­ла и суще­стви­тель­но­го, например:

  • имел наме­ре­ние = намеревался;
  • горел жела­ни­ем = желал;
  • терял надеж­ду = не надеялся.

Он имел наме­ре­ние встре­тить мать на вокзале.

Девушка не теря­ла надеж­ду успеш­но сдать всту­пи­тель­ные экзамены.

Незнакомец сде­лал уси­лие улыб­нуть­ся , но это у него не получилось.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое может содер­жать во вто­рой части неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние с инфи­ни­ти­вом, например:

Парень не мог поте­рять надеж­ду = Парень не мог надеяться.

Спортсмен меч­тал одер­жать побе­ду на Олимпиаде = Спортсмен меч­тал побе­дить на Олимпиаде.

Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива

1. Научимся отли­чать состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое от тех слу­ча­ев, когда инфи­ни­тив не обра­зу­ет слож­но­го ска­зу­е­мо­го, а явля­ет­ся кос­вен­ным допол­не­ни­ем. В таких пред­ло­же­ни­ях при­сут­ству­ет субъ­ект дей­ствия, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, и объ­ект, кото­ро­му при­над­ле­жит дей­ствие, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, например:

Режиссер про­сил подой­ти нас бли­же к рампе.

Режиссер про­сил нас о чём? Чтобы мы подо­шли к рампе.

Режиссер про­сит, а подой­дем мы.

Субъект — режис­сер, кото­рый про­сит, объ­ект — мы, кото­рые подойдут.

Каждому при­над­ле­жит свое дей­ствие. В этом пред­ло­же­нии нет СГС. Сказуемое явля­ет­ся про­стым глагольным.

Режиссер про­сил (о чём?) подой­ти (кого?) нас бли­же к рампе.

Аналогичные при­ме­ры:

Нас про­си­ли (о чём?) вер­нуть кни­ги в биб­лио­те­ку вовремя.

Он заста­вил (кого?) нас (что?) повто­рить урок.

2. Не отно­сит­ся к состав­но­му гла­голь­но­му ска­зу­е­мо­му ком­би­на­ции, выра­жен­ные гла­го­лом дви­же­ния и инфи­ни­ти­вом, обо­зна­ча­ю­щим его цель:

Мы пой­дем на луг (с какой целью?) собрать букет ромашек.

Он вер­нул­ся (с какой целью?) узнать , когда состо­ит­ся кон­церт в клубе.

Видеоурок

Составное глагольное сказуемое: примеры предложений

Содержание:

Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое сказуемое выражается самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений.

  • Бархатные бутоны роз распустились в саду(изъявительное наклонение).
  • Ваня, тыбы зналнамного лучше содержание лекции, еслибы прочелее дома (условное наклонение).
  • Мальчики, возьмитес собой в поход сухие дрова и компас (повелительное наклонение).

Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.

  • В мае начали цвести тюльпаны (сказуемое состоит из двух глаголов, один из которых «цвести»передает основное лексическое значение, а другой «начали»грамматическое значение)

Составное сказуемое бывает глагольным (основная часть – инфинитив) и именным (основная часть – имя)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, который выражает грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределенной формы глагола.

Запомнить. СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

  • Юниорначал обгонятьсоперника ближе к финишу.
  • Отличница Машанадеется поступитьв институт.
  • Колямечтает статьизвестным космонавтом.

Важно . Не всегда сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом можно рассматривать как составное глагольное сказуемое.

На что в этом случае нужно обращать внимание?

1. Вспомогательный глагол должен быть лексически не полнозначным, то есть его одного, без инфинитива, недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

  • Сравним: деревья начали– что делать?; брат перестал– что делать?

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

  • Сравним: Бабушка приехала (с какой целью?) навестить внучат.

2. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то он не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

  • Я желаю заниматься спортом. «Желаю заниматься» – составное глагольное сказуемое (желаю – я,заниматься будуя).
  • Отец уговорил дочь почитать. «Уговорил» – простое глагольное сказуемое, «дочьпочить» – дополнение (уговорил – я, читать будет – она).

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

— со значением начала, конца, продолжения действия: начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить и др.
  • Скрипачначал игратьмою любимую мелодию.
  • Друзьязакончили споритьпо поводу предстоящего футбольного матча.
  • Спортсменыпродолжали тренироваться,несмотря на ветреную погоду.
— со значением желательности, возможности, необходимости действия: мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться и др.
  • Ученицамечтает статьхорошей пианисткой.
  • Архитекторжелает воплотитьсвой новый проект в жизнь.
  • Сестранамеревалась приехатьк нам в гости во время отпуска.
  • Депутатынадеются улучшитьположение трудящихся в стране.
выражающие эмоциональное состояние: любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться и т.п.
  • Надянадеялась прочитатьлюбимое стихотворение на школьном вечере.
  • Ленабоялась сказатьмаме о своем увлечении боксом.
  • Юношастеснялся признатьсялюбимой девушке в своих чувствах.
— некоторые безличные глаголы: стоит, стоило, приходится, следует, удается.
  • Вам стоит узнатьрасписание движения поездов.
  • Мне постоянноприходится спешить.
  • Следует отвечатьна вопросы пациента грамотно и корректно.
  • Маме всегдаудается приготовитьвкусный обед.

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов: готов, должен, обязан, намерен, рад и т.п.

  • Конькобежцыготовы участвоватьв районных соревнованиях.
  • Женянамерена пойтив театр с коллегой по работе.
  • Рабочие на заводеобязанысоблюдатьтехнику безопасности.
  • Ярадс вамипознакомиться.

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

  • Завтраможно пойтина каток.
  • Мастерунельзя отвлечьсяни на минуту.
  • Надо успеть приготовитьнеобходимое для премьеры.

4. Имена существительные: мастер, мастерица, охотник, охотница, любитель, любительница.

  • Ученицагорит нетерпением участвоватьв олимпиаде.
  • Отецлюбит строить воздушные замки.

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

источники:

http://bingoschool.ru/manual/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe/

http://skysmart.ru/articles/russian/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe

В этой статье мы рассмотрим, что такое составное глагольное сказуемое, чем оно отличается от простого, а также выполним синтаксический разбор составных сказуемых.

Если у вас есть задания на синтаксический разбор, обращайтесь в комментариях.

Что это

Это сказуемое, состоящее из двух слов, причем оба из них —  глаголы. Первый глагол – вспомогательная часть, а второй – основная смысловая часть.

Примеры предложений

Он бросил курить.

Я начал петь.

Ветер перестал шуметь.

Здесь составные глагольные сказуемые – «бросил курить», «начал петь», «перестал шуметь».

Основная и вспомогательная часть

В этих примерах «бросил», «начал», «перестал» самостоятельного смысла не имеют – непонятно, что именно бросил, начал и перестал. Если закончить предложение на первом глаголе, оно получится странным: «Он бросил», «Я начал», «Ветер перестал», и смысл потеряется полностью.

Смысл придает второй глагол – инфинитив: «курить», «петь», «шуметь». Он и считается основной частью. А первый глагол —  «начал», «бросил», «перестал» – вспомогательный.

Значения вспомогательной части (глагола)

Этих вспомогательных глаголов довольно много, и их можно разделить на две группы: фазовые и модальные.

Фазовые указывают на фазу действия: начал, продолжил, кончил. Вот только часть списка:

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

  • Он стал готовиться к отъезду.
  • Он продолжал готовиться к отъезду.
  • Он бросил курить.
  • Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

Модальные глаголы указывают на необходимость, желательность действия и т.д. Вот тоже часть списка:

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

  • Я умею петь.
  • Я хочу петь.
  • Я боюсь петь.
  • Я люблю петь.
  • Я могу петь.
  • Я рассчитываю спеть эту арию.

Обе группы глаголов объединяет то, что сами по себе без основной части они не передают смысл предложения.  К ним обязательно прилагается основная часть.

Но есть также простые глагольные сказуемые, которые используются вместе с инфинитивом. Внешне они очень похожи на составные, но их следует отличать.

Не путайте составное глагольное сказуемое с простым глагольным сказуемым

Например:

Он приказал людям уйти.

«приказал уйти» — это НЕ составное сказуемое. Это простое сказуемое «приказал», за которым стоит дополнение «уйти». Приказал (что?)  уйти (кому?) людям.

Инфинитив «уйти» относится не к подлежащему — тому, кто приказал, а к людям. Поэтому это  не составное глагольное сказуемое.

Хотя бывает, что инфинитив относится к подлежащему, но все равно имеем  не составное глагольное сказуемое, а простое с дополнением или обстоятельством.

Например:

Она присела отдохнуть.

«Она присела» – это само по себе полноценное предложение, здесь нет незаконченности. «Отдохнуть» – обстоятельство. Присела зачем? Отдохнуть.

Так что это простое глагольное сказуемое «присела» с обстоятельством «отдохнуть», выраженным инфинитивом.

«Присела» – не модальный и не фазовый глагол, он имеет самостоятельное значение.

Согласитесь, что оборвать фразу после «присела» – это не то же самое, что после «бросил» в предложении «он бросил курить».

«Она присела» – звучит нормально.

«Он бросил» – звучит совершенно непонятно без инфинитива «курить».

Поэтому «бросил курить» – составное глагольное сказуемое,  а «присела отдохнуть» – простое глагольное сказуемое «присела» с обстоятельством цели «отдохнуть».

Разумеется, если сказуемое состоит из одного слова, то тут даже думать не надо. – Например, в предложении:

Она уехала домой

стоит один глагол «уехала» без инфинитива. Поэтому это простое сказуемое, так как оно состоит из одного слова.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Определить тип сказуемого – «составное глагольное сказуемое»
  2. Указать, чем выражена основная часть – «инфинитивом»
  3. Указать, чем какой формой глагола выражена вспомогательная часть
  4. И определить, какое она имеет значение (фазовое, модальное).

Образец разбора

Она даже не успела поздороваться с ним.

  1. Успела поздороваться — составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «поздороваться» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «успела» — выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «успела» имеет фазовое значение

Еще примеры разбора

А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься

  1. Не хотела униматься — составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «униматься» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «Не хотела» — выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «не хотела» имеет модальное значение

Я уважению к родной земле учить их стараюсь

  1. Стараюсь учить — составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «учить» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «стараюсь» — выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «стараюсь» имеет модальное значение

Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле

  1. Начали стучать — составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «стучать» выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «начали» — выражена глаголом в прошедшем времени
  4. «начали» имеет фазовое значение

Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком

  1. Умеет заставить — составное глагольное сказуемое
  2. Основная часть «заставить » выражена инфинитивом
  3. Вспомогательная часть «умеет» — выражена глаголом в настоящем времени
  4. «Умеет» имеет модальное значение

Примеры простых глагольных сказуемых

Старуха ушла хлопотать об отъезде

  • Ушла – простое глагольное сказуемое
  • Хлопотать – обстоятельство цели

За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи

  • начинались – простое глагольное сказуемое

Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл

  • не пошел – простое глагольное сказуемое, выраженное лексически полнозначным глаголом
  • завтракать – обстоятельство цели
  • Главная
  • О себе
  • Первый — последний
  • ОГЭ. Задание № 2. Синтаксический анализ. Как найти составное глагольное сказуемое. РЕКОМЕНДАЦИИ.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ОГЭ. Задание № 2.

Синтаксический анализ.

Как найти составное глагольное сказуемое.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сказуемое – это главный член предложения, который определяет
подлежащее и отвечает на вопрос что сказано о подлежащем? (что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.)

Составное глагольное сказуемое состоит из ДВУХ слов: глагола в личной форме (вспомогательный) + инфинитив.

Основное лексическое значение заключено в инфинитиве, а вспомогательный глагол выражает его грамматическое значение ,то есть время, наклонение + дополнительное лексическое значение.

Вывод: находя составное глагольное сказуемое, нужно помнить: в нём всегда два глагола, один из которых – инфинитив.

Примеры.

Я решил написать.

Она начала говорить.

Значения вспомогательных глаголов.

  • Фаза действия (начало, конец): продолжать, начать, закончить, перестать, бросить и т.д.
  • Модальность (то есть различные чувства, эмоции): мочь, уметь, хотеть, любить, ненавидеть, желать, пытаться и многие другие.
  • Вспомогательный глагол может быть выражен фразеологизмом: гореть желанием, иметь намерение, иметь честь, дать обещание, и меть привычку и др. (он мог иметь намерение, он решил дать обещание).

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.

1.Действие, которое выражают оба глагола в сказуемом должно относиться к подлежащему. Ели действие инфинитива выполняет не подлежащее, то инфинитив не входит в сказуемое.

Сравните.

Пример 1.

Он начал готовиться к экзамену.

Пояснение.

Он начал, он готовится к экзамену. ОБА действия выполняет он (то есть относятся к подлежащему).  Это составное глагольное сказуемое.

Пример 2.

Он предложил записаться в кружок.

Пояснение.

Предложил он, но записываться в кружок будет другой.

Он предложи (ЧТО?) записаться (это дополнение).

Предложил – простое глагольное сказуемое.

2.Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении. Если же глагол без инфинитива передаёт основной смысл сказуемого, то инфинитив – это второстепенный член предложения.

Пример.

Она вышла подышать свежим воздухом.

Пояснение.

 В данном случае оба действия выполняет она.

Но задаём вопрос: вышла (с какой целью? зачем? подышать.

Это обстоятельство.

Вывод.

Она вышла подышать свежим воздухом. (В данном предложении простое глагольное сказуемое).

Подведём общие итоги.

Находя в предложении составное глагольное сказуемое, помните:

  • чаще всего – это ДВА глагола, один из которых инфинитив;
  • даже если вы видите два глагола, один из которых инфинитив, посмотрите, оба ли они относятся к подлежащему, не является ли инфинитив второстепенным членом предложения;
  • иногда в роли вспомогательного глагола выступают фразеологизмы, тогда составное глагольное сказуемое состоит не из двух слов, а трёх.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как кот на улице найдет кошку
  • Как найти то что пролайкал в вк
  • Как найти интервалы в мелодии
  • Как найти сумму площадей всех квадратов
  • Как составить уравнения реакций по химии 8 класс с водой