Как найти созвучные слова в стихотворении

Хорошие нетривиальные рифмы – практически обязательное условие при написании стиха, тем более если автор намеревается создать шедевр. Стихи чаруют читателя не только своим содержанием, но и формой: четким элегантным ритмом, к месту употребленными словами и оборотами речи, и, конечно же, хорошо подобранной рифмой.

На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и «любовь-кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.

Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.

Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.

Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».

Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
Вместо имения вымыты
Местоимения «вы», «мы», «ты».

Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.

Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
А ты думал — я тоже такая (А),
Что можно забыть меня (В),
И что брошусь, моля и рыдая (А),
Под копыта гнедого коня (В).

Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.

Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.

Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».

Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.

Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».

Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.

Гипердактилическая рифма – такая, в которой ударение падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».

Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.

Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.

Стих воспринимается на слух, а не визуально. Если написание слова отличается от произношения, рифма может плохо выглядеть на бумаге, но звучать при этом четко. Пример такой рифмы можно найти у Пушкина: «скучно-душно».

Стоит по возможности отказываться от слишком полного повторения слов, используемых в рифме. Слова должны быть созвучными, но не повторяться практически полностью.

Если хорошую рифму подобрать не удается, можно поставить проблемное слово в середине строки.

Для ребёнка очень важно научиться отличать стихотворный текст от обычного, уметь находить в стихотворении рифмы и выделять их интонацией, самому подбирать рифмующиеся слова. Эти умения очень пригодятся при обучении в школе.

Но все эти навыки нужно развивать. Умение подбирать рифму способствует также развитию речи, внимания, логики, сообразительности вашего ребёнка. Как же этому научиться?

Вспомним известную пословицу: что тренируется, то развивается!  Используя интересные увлекательные упражнения, можно легко развить этот навык даже у дошкольника. Умение писать стихи повысит самооценку вашего ребенка и очень поможет ему и в школе, и в жизни.

Поэты пишут стихи. Стихи отличаются от обычного текста тем, что слова в конце стихотворных строк рифмуются, то есть звучат для нашего слуха похоже или совсем одинаково. Они образуют рифму.

Например:

Я люблю свою машину,

Заменю на ней я шину.

Здесь рифму образуют слова машину-шину.

подбираем рифму

Подбираем рифму к словам

Задание 1

Подбери окончания стихотворных строк. Назови рифмующиеся слова.

подбираем рифму

Задание 2

Подчеркни в загадках рифмующиеся слова. Отгадай загадки.

Посадили зёрнышко,

Вырастили солнышко.


Без окон, без дверей

Полна горница людей.


Пять ступенек лесенка,

На ступеньках песенка.


Белые горошки

На зелёной ножке.


Падают с ветки

Золотые монетки.


Падают с ветки

Золотые монетки.


Не зверь, не птица,

А нос, как спица.


В золотой клубочек

Спрятался дубочек.


Корзинка на ветке,

Чирикают в ней детки.


Задание 3

Разгадай шараду. Напиши слова-отгадки.

подобрать рифму

Более подробно с шарадами можно ознакомиться в статье «Шарады для детей».

Задание 4

Доскажи словечко.

Ветер тучкам дул в мордашки

И велел полить …


Пляшут в воздухе пушинки-

Это белые …


Своими иглами не раз

Удивлял нас …


Как звонко поют птички!

Да это же …


В канавке и на кочке

Выросли …


Сверкают капельки-росинки.

Они висят на …


В огороде у калитки

Примостились две …


Задание 5

Собери стихотворные строчки.

придумываем рифму

Задание 6

Замени одну букву и напиши новое слово.

подобрать рифму

Задание 7

Назови картинки. Подбери рифмующиеся пары.

Например: грач-врач, печка-речка и т.д.

Или, как разновидность, подбери к слову или к картинке рифмующиеся слова.

Например: жук — лук, …, …, …

Выполните с ребёнком эти упражнения, поиграйте с ним! Тем самым вы обогатите его словарный запас и поработаете над развитием речи и логики.

Еще больше интересных упражнений и заданий в книге О. Наумова «Подбираем рифму»

Кто знает, может выполнив все эти упражнения ваш ребенок научиться сочинять стихи. Ему это понравится, и он станет настоящим поэтом.

Как бы там ни было, но умения, которые ребенок приобретет благодаря заданиям этой книги, несомненно будут очень полезны при обучении в школе.

как научиться писать стихи в рифму с нуля

В книге ребенок найдет множество различных интересных и увлекательных упражнений: загадки, ребусы, шифровки, игры со словами, задания для развития логики, внимания, фонематического слуха.

как научиться писать стихи в рифму с нуля

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

  1. Учебники
  2. 3 класс
  3. Литературное чтение 👍
  4. Климанова
  5. №3

ГДЗ Литературное чтение 3 класс (часть 1) Климанова, Горецкий, Голованова

авторы: Климанова, Горецкий, Голованова.

издательство: «Просвещение»

Раздел:

  • ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
  • Проверим себя (стр.54-56)

ГДЗ Литературное чтение 3 класс (часть 1) Климанова. Проверим себя (стр.54-56). Номер №3

  • Предыдущее
  • Следующее

Найди созвучные слова: лёгкое племя — краткое …, цветём и блестим — на сучьях … . Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это … слова

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 3 класс (часть 1) Климанова. Проверим себя (стр.54-56). Номер №3

Решение

Созвучные слова: лёгкое племя — краткое время, цветём и блестим — на сучьях гостим.
Созвучные слова − это слова, которые рифмуются, то есть похожи по звучанию и даже составу. Именно рифмой называется созвучие в окончании двух или нескольких слов.

  • Предыдущее
  • Следующее

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Еще одно задание второклассника

9 сентября 2013 22:30

Найти из стихотворения созвучные слова, во-первых, что такое «созвучные слова»? Википедия говорит, что это парономазия – слова разнокоренные, разные по смыслу, просто похожие, типа Гром — огромен, Гром — угрюм! Гром — громаден!еще пример «Нечего их ни жалеть, ни жаловать»

Это было вступление, а вот само задание:

Выпиши из стихотворения созвучные слова:

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья

Содержание

  1. 3. Классификация рифм по звучанию
  2. Рифма и её разновидности Лекция 2
  3. Занятие 17. О рифме
  4. Звукопись Лекция 6

3. Классификация рифм по звучанию

Разбираем следующий способ классификации рифм – по звучанию и родственным отношениям.

1. Классификация рифм ПО ЗВУЧАНИЮ.

Эта классификация разделяет рифмующиеся слова по степени их звукового сходства в рамках понятия «точные и приблизительные рифмы». Понятие это довольно размыто. Совершенно ясно, что таких общих понятий, как «точная рифма» и «приблизительная рифма», явно недостаточно, ведь степень «точности» или «приблизительности» различных рифмующихся слов бывает очень разной.

Чернилами я не марал бы пальцы,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица за пяльцы,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)

Вперёд одна в надежде томной
Не жди меня средь ночи тёмной.
(А.С. Пушкин)

Уважаемые товарищи потомки!
Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потёмки,
вы, возможно, спросите и обо мне.
(В. Маяковский)

Помимо абсолютных рифм к точным рифмам относятся еще РОДНЫЕ, ГЛУБОКИЕ и БОГАТЫЕ рифмы.

Чудная картина,
Как ты мне родна…
Белая равнина,
Полная луна…
(А. Фет)

Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!
(А.С. Пушкин)

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему…
(Н.А. Некрасов)

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
(Ф.Тютчев)

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)

К приблизительным рифмам относятся все остальные рифмы.

Источник

Рифма и её разновидности Лекция 2

Рифмой можно называть ПОВТОРЕНИЕ более или менее сходных сочетаний звуков в окончании стихотворных строк или внутри них. В русском классическом стихосложении признаком рифмы является совпадение ударных гласных, но одного такого совпадения бывает недостаточно, хотя это сочетание допустимо отнести к неточным, т.н. бедным рифмам, когда совпадают один или два звука в сочетаемых словах. Чем больше гласных и согласных звуков сочетаются или совпадают, тем более точной и богатой получается рифма.
Со школьной скамьи всем известны пары сочетающихся звуков:

Гласных А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё, Ы-И;

Согласных твёрдых и мягких Т-Ть, С-Сь, Р-Рь и т.д.;

Согласных глухих и звонких П-Б, Т-Д, К-Г, Ш-Ж, С-З и Х-К.

Хорошо отзываются и комбинации этих глухих-звонких по две-три пары, например: П-Т-К с Б-Д-Г; Ф-С-Ш с В-З-Ж и т.п.

По ритмическому звучанию рифмы подразделяются на следующие виды:

1) Мужская рифма (окончание строки на ударный слог),
2) Женская рифма (окончание строки на безударный слог, предшествующий – ударный),
3) Дактилическая рифма (два безударных слога после ударного в конце стихотворной строки),
4) Гипердактилическая рифма (три безударных слога после ударного в конце строки),
5) Очень редко встречающаяся гипердактилическая рифма с четырьмя безударными слогами после ударного слога в конце строки.

Внутри стихотворений все эти виды рифм могут чередоваться между собой в различных комбинациях, например, мужская и женская, мужская и дактилическая, женская и дактилическая и т.д. Встречаются и стихотворения, в которых используется только какой-нибудь один вид рифмы – сплошь мужской или только женский.

Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:

1) Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно,
2) Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой,
3) Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей,
4) Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.

Сплетённая рифма – общее наименование более сложных видов рифмовки в строфах, имеющих свыше четырёх строк. Такая рифма представляет собой разнообразные комбинации четырёх ранее перечисленных способов рифмовки.

Полезно отметить, что не всегда следует строго придерживаться канонических форм и шаблонов. В поэзии, как и в любом виде искусства, ценится новизна и оригинальность, однако не мешает удостовериться, что это новое не является следствием простого отсутствия знаний основ стихосложения. Разумеется также, что не стоит по возможности пользоваться банальными, избитыми рифмами вроде: кровь-любовь, розы-слёзы-морозы и примитивными глагольными. Читать подобные стихотворения просто неинтересно.

Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:

— богатые рифмы, в которых совпадает опорный гласный звук, например, упор на звук А:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

— бедные рифмы, где частично совпадают один ударный гласный и заударные звуки;

— ассонансные рифмы, в которых совпадает только гласный ударный звук, но не совпадают согласные;

— диссонансные рифмы, где не совпадают ударные гласные, пример:

Было
Социализм –
Восторженное слово!
С флагом,
С песней
Становилась слева,
И сама
На головы
Опускалась слава.

— составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх или более слов, как во второй и четвертой строках Н. С. Гумилёва:

Ты возьмёшь в объятья меня
И тебя, тебя обниму я,
Я люблю тебя, принц огня,
Я хочу и жду поцелуя.

— усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук или
звук Й (т.н. йотированная рифма) в одном из рифмующихся слов:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…

Существуют и другие реже используемые приёмы рифмовки, такие как панторифма, когда рифмуются все слова в первой и последующей строке и эхо-рифма, когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Ночами август ярок и прохладен,
Над морем льются звёздные дожди,
Зелёный свет стеклянных виноградин
Горит листвы узорной посреди.
Ты всех моложе, всех великолепней,
Любимей всех, талантливее всех,
Увенчаны легендой, мифом, сплетней
Твоя судьба, твой блеск, твой сладкий грех.
А с набережной пахнет эвкалиптом,
Там в чебуречной общество не спит
За столиком, сухим вином облитым,
Где мачта бреда гнётся и скрипит.
На этой мачте закипают флаги
Надежд на извержение чудес,
Поскольку силой накачались маги
И август ночью звёзды льёт с небес.
Продли блаженство, невесомость плоти,
Плывя сквозь ливни звёздные времён,
В оконном издавайся переплёте,
Где ты любим безумно и влюблён.

Источник

Поясним на примере

Так скажем, белый стих можно записать

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

«Над седой равниной моря
«Ветер тучи собирает

«Над седой
«равниной моря
«ветер тучи собирает
и.т.д.

Ну взять ранее разобраный пример:

«Лишь иногда мелькнет на»
«Синей волне дельфинья спина. »
Здесь паузу создает типографское разбиение на строки,
а вовсе не рифма.
Достаточно записать по другому:

Еще пример из так называемого раешного стиха
«Пошел поп по базару. Посмотреть кой-какого товару»
Здесь ясно слышна рифма «базару-товару».
Но дело вовсе не в созвучии. В конструкции

«Пошел по базару поп. Посмотреть кой-какого товару» или

Этот пример ясно показывает, что созвучие ощущается как рифма
именно на концах фраз, когда оно используется для подкрепления
строкового (фразового) ритма.

Существуют довольно навороченные классификации рифм.
Однако чтение подобных трудов представляет интерес
разве что для расширения кругозора.
А для практических целей почти совершенно бесполезно.
Поэтому остановимся только на том, что необходимо
знать пишущим стихи.

Приведу выдержку из «теории рифм»
. «Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются.
. «На самом деле,рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов
. «(и тем более не буквы), а фонемы и их комбинации.

Следует учитывать, что начиная с уровня строки,
важным компонентом становится не только ЗВУК, но и СМЫСЛ.
Слова, совпадающие по звуку, но разные по смыслу воспринимаются
по другому.

«И хоть мы незнакомы почти
«Посещением дом мой почти. «

«В полуночном холодном бреду
«Я по кочкам болотным бреду. «

Более того, даже слова формально-грамматически однокоренные
могут нормально рифмоваться, если по смыслу они достаточно
далеки. Ну скажем «забуду-пробуду»

Или, например, из классики:

«Когда не в шутку занемог.
«И лучше выдумать не мог.

О «ГЛАГОЛЬНЫХ» РИФМАХ

Однако звучат они все же не так грубо как «ботинок-полуботинок».
Зто связано с тем, что грамматические окончания не так сильно
в смысловом плане вычленяются в слове, как корни слов.

То же можно сказать не только про «глагольную», но про любую другую
грамматическую рифму например желание-сознание /ание-ание/.
блатной-дурной /ной-ной/ и.т.д
Просто в силу особенностей русского языка с глаголами это случается
намного чаще.

«там некогда гулял и я »
«Но вреден север для меня. «

«Вздыхать и думать про себя»
«Когда же черт возьмет тебя. «

Источник

Занятие 17. О рифме

Есть много людей, которые считают, что поэзия отличается от прозы только «красивой формой». Однако, это далеко не так. Можно проделать простой опыт. Попробуем выразить прозой один куплет всем известного стихотворения С. Есенина. Просто заменим в нём порядок слов:

Не жалею, не зову, не плачу
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный
Я не буду больше молодым.

Напишем: » Я не плачу, не зову, не жалею. Всё пройдёт, как дым с белых яблонь. Охваченный золотом увядания, молодым я больше не буду». Прочитайте стихотворное и прозаическое выражение фразы. Слова одинаковые в первом и во втором случае, но мы имеем две абсолютно разные вещи. А ведь мы только убрали стихотворное деление на строчки, ритмическое движение фразы, убрали РИФМУ. И сразу чувства, изложенные в этом небольшом отрывке, потускнели и увяли. Читая четверостишие в прозе, мы больше не находим в нём ни щемящей грусти о прошедших годах, ни нежности, ни красоты изложения.
Рифма является важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Как писал В. Маяковский, «рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.

Различают три основных вида рифм: мужские, женские и дактилические

НЕТОЧНОЙ рифмой или ассонансом называется такая, которая основывается на приблизительном подобии звуков в клаузулах:

Настя Карпова, Настя Карпова,
Сколько помню со всех сторон,
Над твоей головою каркало
Молодых и старых ворон.

ПРОСТЕЙШИМИ являются рифмы, образованные одинаковыми частями речи:

Простейшие рифмы, в виду их постоянного применения, давно уже стали привычными и поэтому не должны привлекать к себе особого внимания авторов. Как сказал М. Исаковский: «Существуют такие рифмы, пользоваться которыми просто неприлично. (Родина-смородина), это как раз такая рифма, которая не только трафаретна, но уже и пародийна. Нельзя использовать рифму ради рифмы».
Рифма является одним из вспомогательных ритмических элементов. Иногда в стихах её может и не быть, как в античной прозе, где строгое чередование стоп создавало полную ритмическую упорядоченность и рифма как усилитель ритма не требовалась.

Нерифмованные стихи называются БЕЛЫМИ. В белом стихе определяющим является расположение одинаковых клаузул. Применяется белый стих (как правило, пятистопный ямб) главным образом в драматических произведениях, помогая развернуть и воспроизвести живую разговорную речь, а также для передачи на русском языке классической античной литературы, так называемые российский гекзаметр и российский пентаметр. Примером белого стиха может служить следующие пушкинские строки:

Источник

Звукопись Лекция 6

Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт

Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)

3.Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».

Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит

5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:

«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».

На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.

6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.

Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)

8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:

За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:

Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)

Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева

Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)

А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:

Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!

Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фильм по описанию отрывка
  • Как найти инфу по фотке
  • Как найти животных в рафте
  • Как исправить протокол несоответствий
  • Как найти площадь криволинейной трапеции интеграл