Как и многие разработчики игр, наши друзья, выпускники образовательной программы «Менеджмент игровых проектов», столкнулась с необходимостью привлечения финансирования в свой проект.
Изучая материалы по этой теме им попалась серия статей, создаваемая при поддержке Epic Games, Майком Фаттером. Оценив качество материала и потенциальную пользу для русскоязычного коммьюнити, команда Rummy Games решила перевести статью и выложить ее на нашем ресурсе.
Создание видеоигры – это совокупность непростых творческих задач.
С некоторым из них вы уже сталкивались. Вы закончили курсы программирования, прокачались в графическом или звуковом дизайне. Возможно, вы даже работали тестировщиком или имеете опыт в локализации игр. Может быть, после долгих лет работы в ААА-проекте вы, наконец, стали независимым инди-разработчиком. Но если вы ранее не изучали основы финансов, ни разу в своей карьере не сталкивались с привлечением инвестиций, или за вас это делал другой специалист, вы, скорее всего, не готовы к решению важных вопросов.
У вас классные творческие идеи. Концепция игры, немного размытая или абсолютно четкая, уже сложилась у вас в голове. Единственное, чего вам не хватает для реализации проекта – деньги. Вы понимаете, что вам необходимо финансирование, но не видите разницы между типами инвестиций и не знаете, как их получить.
Прежде, чем начать поиск ресурсов для вашей студии или проекта, важно понять, с кем вы будете иметь дело. Именно для этого мы подготовили краткий экскурс по различным видам финансирования.
Венчурный капитал, бизнес-ангелы, привлечение займа, частные инвестиции… Что все это значит?
Частные инвестиции (ЧИ)
Частные инвестиции поступают от частных лиц или компаний, которые покупают доли в уставном капитале юридического лица. При этом фирма не должна быть размещена на фондовой бирже. Также такие инвесторы могут приобретать доли в открытых акционерных обществах, которые планируют сделать частными (последний вариант не свойственен для индустрии видеоигр). Как и в случае других типов капиталовложения, цель состоит в получении дохода от развития компании.
Частные инвестиции – неоднозначный тип финансирования в том смысле, что некоторые вкладчики предпочитают оставаться в тени. Другие – наоборот, более активны, они участвуют в руководстве или контролируют управление компанией. Нередко частные инвесторы вкладываются в компании, находящиеся на начальном этапе своего развития, с расчетом на рост бизнеса и дальнейшее получение прибыли.
Providence Equity Partners, Insight Venture Partners и Lightspeed Venture Partners – объединения частных инвесторов, которые поддерживают индустрию видеоигр в том числе. Существуют также фонды, которые специализируются исключительно на видеоиграх, например: Makers Fund, Kowloon Nights и Hiro Capital. Такие фонды создаются для поддержки студий и новаторов геймдева.
Венчурный капитал (ВК)
Венчурный капитал – обобщающий термин, обозначающий вложения в новые, растущие предприятия. ВК формируется на базе частных инвестиций, капиталовложений от финансовых институтов или индивидуальных инвесторов, которые хотят поддержать маленькие, но перспективные компании и помочь им раскрыть свой потенциал. ВК – рискованное мероприятие, но идеальное для молодых бизнесменов при привлечении средств на развитие. Как правило, венчурные капиталисты хотят минимизировать риски, осуществляя контроль над деятельностью компании через места в совете директоров и право голоса. Для этого венчурный инвестор может потребовать право вето при повышении зарплат, продаже интеллектуальной собственности или при принятии других важных решений, так как при голосовании на совете директоров он может остаться в меньшинстве по сравнению с основателями бизнеса.
К венчурным компаниям, инвестирующим в игры, относятся Sequoia Capital, Kleiner Perkins Caufield & Byers и Andreessen Horowitz.
Бизнес-ангелы
Бизнес-ангел – это, как правило, опытный предприниматель или топ-менеджер, сколотивший себе состояние. Чаще всего бизнес-ангелы инвестируют в области, в которых хорошо разбираются. Они ищут компании с четким бизнес-планом и мощной командой управленцев.
Термин «Бизнес-ангел», возможно, звучит альтруистично, но на деле они также ждут окупаемости своих вложений. В качестве бонуса нередко предлагают экспертное руководство, менторство, знакомство с другими инвесторами, с которыми сложно связаться самостоятельно.
Краудфандинг или народное финансирование
Double Fine Adventure 2012 года (позже переименованная в Broken Age) – это не первый краудфандинговый проект для видеоигр, но именно благодаря ему платформа Kickstarter стала популярной среди разработчиков. Идея проста – презентуйте свою игру аудитории и предложите профинансировать ее заранее, например, за несколько лет до даты выхода. На практике краудфандинг – тяжелый и напряженный способ финансирования. Этот пузырь давно лопнул. В 2019 видеоигры получили всего 16,9 млн долларов на Kickstarter против 50 млн в 2012 году. На сегодняшний день на платформе размещено более 50 тысяч проектов в категории «игры», из которых успешно финансируются только 20 тысяч (стоит отметить, что в это число входят кампании по созданию настольных игр, которые составляют основную часть в этой категории). Краудфандинг не стал панацеей в вопросах финансирования проектов по созданию видеоигр, но остается одним из возможных вариантов для некоторых разработчиков.
Помимо Kickstarter-а существуют и другие площадки. Например, Indiegogo, которая предлагает полезную опцию в виде передачи собранных средств проектам, не достигшим поставленной цели.
Краудинвестинг или акционерный краудфандинг
Модель краудинвестинга сочетает в себе краудфандинг и классический подход к финансированию проектов по созданию видеоигр. Fig – платформа для краудфандинга и микроинвестиций, созданная в 2015 году, модель которой оказалась довольно успешной – 25 из 39 кампаний привлекли финансирование (64%). Благодаря краудинвестингу, свет увидил такие проекты, как Psychonauts 2 от Double Fine и Soundfall от Drastic Games. Платформа также принесла инвесторам прибыль в пяти из одиннадцати выпущенных игр. Fig продолжает развивать свою бизнес-модель, недавно расширившись до концепции «Открытый доступ» (Open Access). Open Access – это возможность финансирования игровых проектов на стадии раннего доступа.
Некоторые рассматривают краудфандинг и краудинвестинг в качестве исходной точки на пути к успеху, однако основатель и генеральный директор Fig Джастин Бейли предостерегает, что платформа – это не серебряная пуля, а значит, успех не гарантирован. Бейли считает, что проекты становятся успешными только после того, как разработчики наберут обороты.
«На самом деле, результативность гораздо выше, когда мы стараемся усилить то, что уже есть у разработчиков», – поясняет Бейли. «Все хотят быть сопричастными к истории успеха. И всем нравится, когда проект уже набрал обороты. Ведь сложнее всего – это сдвинуть дело с мертвой точки. Поэтому, приходя к нам, разработчику следует думать так: «Через эту платформу я смогу привлечь, до половины трафика и финансирования, которые нужны для успеха моей кампании».
Мы обсудим краудфандинг и краудинвестинг более подробно в следующих статьях.
Издатели
Работа с издателем по-прежнему остается одним из самых надежных вариантов для ряда разработчиков. Как правило, издатель предоставляет финансирование на раннем этапе разработки. Он также оказывает различные услуги (маркетинг, связи с общественностью, тестирование, локализация, отношения между сторонами и т. д.), что позволяет студиям сосредоточиться непосредственно на разработке вместо того, чтобы решать ряд нетворческих задач по продвижению продукта на рынке.
Гранты и налоговые льготы
Точно так же некоторые компании предлагают премиальные выплаты или возможности финансирования для использования определенных инструментов. Выделив 100 млн. долларов, Epic Games создали инициативу под названием Epic Mega Grants, в рамках которой предоставляется финансирование для широкого круга проектов и авторов. Включая разработчиков игр и инструментов для них, студентов, преподавателей, работающих в академических учреждениях, создателей средств массовой информации, медиа-развлечений и прочего. Если вы работаете с Unreal Engine или предоставляете инструменты и ресурсы с открытым исходным кодом, подача заявки на Epic Mega Grants может стать перспективным шагом.
Финансы – не проблема, а возможность
При подготовке к поиску финансирования самое важное – это осознание того, что ваши мотивы должны совпадать с мотивами потенциальных инвесторов. Обычно разработчики рассматривают потребность в деньгах как проблему. И, фокусируясь только на нехватке денег, многие просят помощи по поддержке проекта у друзей или семьи, хотя инвестиционное сообщество могло бы помочь уже на этой стадии.
«Я наблюдаю это каждый день, обычно это выглядит так: «Слушай, мне просто нужны деньги. Мне неважно, будут они от венчурных капиталистов, издателей или банков. Мне просто нужен мешок денег», – говорит Джейсон Делла Рокка, соучредитель Execution Labs. «Но так не пойдет».Делла Рокка утверждает, что инвесторы ищут возможности по заработку, а не «кому бы помочь». Позиционирование финансовой потребности вашей студии или игры как проблемы вряд ли привлечет инвестора.
По словам Делла Рокка, ключ к успеху – это смещение фокуса с проблемы «нехватки денег», на возможность, которая привлечет инвестора. Поиск этих крючков начинается с объяснения преимуществ вашей команды, представления высокого уровня ваших специалистов, и концентрации на том отрезке пути, который вы уже прошли.
В конечном итоге это приводит к серьезной дилемме: привлекать займы или использовать собственные средства. Об этом мы поговорим в следующей статье.
Ваши принципы — путеводная звезда при поиске финансирования
Привлечение инвестиций – дело непростое. Здесь важно помнить, что частные инвестиции или займы – это долгосрочное предложение. Вы собираетесь работать со своим инвестором в течение нескольких лет, и очень важно, чтобы вы нашли подходящего партнера.
Такой подход может стать причиной для того, чтобы отклонить даже единственное предложение, если его условия вас не устраивают. Тем не менее, если у вас сильная студия и отличная игровая концепция, скорее всего, новое предложение появится быстро.
Крайне важно четко определить возможности, которые вы предлагаете инвестору, характер отношений, который вы хотите с ним построить, а также основные принципы, которыми вы будете руководствоваться при поиске дальнейшего финансирования.
Студии-разработчику Polyarc (Moss) потребовалось несколько лет на поиск правильного инвестора. Генеральный директор и соучредитель Тэм Армстронг рассказал, что он и его команда потратили годы, выбирая между продажей доли компании и займом.
«Проблема в переговорах по привлечению средств была связана с ограничениями или требованиями инвесторов, которые не удовлетворяли нашим интересам», – говорит Армстронг. «Нельзя сказать, хорошие были предложения или плохие, но мы были очень заинтересованы в сохранении права на нашу интеллектуальную собственность. В то время варианты займов, которые были нам доступны, этого не предусматривали».
Армстронг отметил, что существуют соглашения о привлечении займов, которые позволяют разработчикам сохранять контроль над своей интеллектуальной собственностью. Лучше обратиться к юристу за проверкой условий договоров и консультацией по вопросам собственности, контроля и использования ИС в каждом конкретном случае. В конечном итоге Polyarc привлекла частные инвестиции, сохранив контроль над своей интеллектуальной собственностью.
«Как только мы поговорили с достаточным количеством инвесторов, мы сразу почувствовали, что в компании мотивации на достижение успеха стало гораздо больше», – поясняет Армстронг. «Нам было спокойнее от осознания, что инвесторы, с которыми мы работали, преследовали схожие с нами цели, что позволяет компании дольше оставаться на плаву».
Что дальше
В следующей статье «Поиск инвестиций. Часть 2: в нужном месте, в нужное время» мы поговорим о поиске финансирования на различных этапах разработки, дадим пару подсказок о подготовке презентационных материалов, а также опубликуем советы инвесторов, которые ищут проекты и студии, похожие на ваши. А еще мы подробнее обсудим краудфандинг, краудинвестинг и работу с издателями, как способы претворения вашей будущей игры в жизнь.
P.S. Статья переведена на русский язык и отредактирована командой разработки игры Saturated Outer Space, выпускниками образовательной программы «Менеджмент игровых проектов». В настоящее время ребята ищут финансирование для своего проекта. Увидев эту статью на портале www.unrealengine.com, они решили поделиться ей с русскоязычным комьюнити. Если вы захотите отблагодарить их за перевод, то добавляйте игру в свой вишлист в Steam.
Майк Фаттер – журналист-фрилансер и консультант в игровой индустрии. Автор книги Gamedev Business Handbook («Руководство по ведению бизнеса в сфере разработки видеоигр»), а также соавтор подкаста Virtual Economy.
Вместо предисловия…
Спонсор, кто это и где он обитает?
Если вы думаете, что спонсор — это такой мифический образ доброго дяденьки, который готов вам просто так дать денег / призов / популярности, то вы ошибаетесь.
Договоренность со спонсором это всегда бартер: он вам плюшки, а вы ему нечто взамен. В 99 процентов случаев это реклама. Деньги, которые выделяет на призы и подарки та, или иная компания берутся из статьи расходов — «PR».
В этой статье мы с вами рассмотрим:
- что нужно сделать прежде чем искать спонсоров
- где его искать
- как привлечь,
- к чему быть готовыми
На чем срубаются организаторы на первых порах?
Представим разговор организатора DozoR или Encounter:
— Здрасьте, мы креативная группа, мы тут, ух хотим промо игру провести, ну прям Ащееее! Дайте призов?
— А что вы предлагаете?
— Ну мы призы раздадим игрокам и скажем им, что вы клевые.
— А сколько у вас игроков?
— Ну, человек 70-100 соберём!
— До свидания.
Что пошло не так? Соотношение бартера не равно… Что им ваши 100 человек? Охват в 1000 человек ваш потенциальный спонсор получит в том же “Вконтакте” за символическую плату промотирования поста в 100 рублей.
Окей…
Что сделать перед тем, как отправится на встречу со спонсором?
Прежде всего вам необходимо трезво оценить нужен ли вам вообще спонсор? Что вы от него хотите? Сколько денег вам надо?
Спланируйте бюджет и распишите призовые места, и прикиньте максимальную сумму за каждое победное место в городском квесте.
На одном из мероприятий мы планировали примерно так (взято из спонсорского предложения):
Если вы приступаете к планированию мероприятия не посчитав ваши потребности, почти гарантированно потерпите провал, потому что цель вы не поставили.
Посчитали? Не переживайте еще 100 раз откорректируете))
Обязательно составьте портрет той аудитории, с которой потенциальный спонсор будет взаимодействовать. Если вы двигаете автоквесты, то возьмите тут готовый портрет.
Идем дальше
А теперь помните говорили про бартер? Вам надо свое мероприятие продать как рекламный продукт.
Берём ручку, листочек и пишем что у нас есть?
- группы в соцсетях (готовьтесь показать охваты, количество подписчиков, вовлеченность и потенциальную цифру возможных переходов на сайт спонсора)
- возможность размещения баннера на сайте (будьте готовы подкрепить статистикой посещений, показать ядро аудитории, гео и таргеты),
- список инфопартнеров (СМИ), которые напишут о вашем мероприятии (о них ниже поговорим, они называются «инфоспонсоры»)
В общем, прикиньте где будут собираться люди или как контактировать с вашим мероприятием.
Самое лучшее, на что реагируют спонсоры — это на охваты аудитории, присутствие на мероприятии журналистов и медийных лиц.
Например, у нас в конкретном мероприятии это выглядело так:
Все прикинули — создаем презентационные материалы
Теперь все, что вы до этого писали надо грамотно и красиво завернуть — обертка продает.
Люди, которые приходят к потенциальным спонсорам и объясняют на пальцах, что за мероприятие они делают и, что “примерно” получит взамен тот, кто запартнерится — чаще слышат “нет”, чем те, кто может наглядно все показать.
Что надо бы оформить:
Спонсорское предложение. 2-3 листа содержащих тезисно ответы на вопросы: что, где , когда, кто проводит, аудитория мероприятия, возможности для партнеров, бюджет мероприятия и контактные данные.
Демонстрационные материалы: печатным буклеты о мероприятии с картинками , видеоролики (не забудьте их залить на ютуб, чтобы показать моментально, если спросят)
Дополнительные фишки, придающие вес вашему мероприятию в глазах потенциальных спонсоров
Следующие нюансы неплохо влияют на подачу вашего спонсорского предложения в плане солидности:
- проведение мероприятия в рамках регионального плана по развитию чего-либо при поддержке, ну, например Министерства образования или Молодежной политики, или Спорта. Это не так сложно, как кажется, особенно когда вам от них по большому счету ничего не требуется (лучше не просите, дадут мало, а гемора много). Все счастливы — к вам все становятся чуть более лояльны, а они ставят галочку себе в отчетах за взаимодействие.
- присутствие на мероприятии медийной личности или знаковой фигуры, за которой ходят журналисты. Поистине социальные связи порой поражают своими возможностями, чем черт не шутит? Отправьте приглашение, попробуйте кого-то позвать — максимум что случится — это не получится, но может и получиться;)
- профессионально подготовленные и оформленные дизайнером спонсорские предложения и презентационные материалы (видеоролики, фотоальбомы, презентации и т.д.)
Следующий этап: где искать потенциальных спонсоров?
Отталкиваемся от бюджета, который вы посчитали в самом начале и от нашей игровой сферы. Если вы запланировали за первое место приз эквивалентный по стоимости 50 000, то ищите соответствующего уровня компанию. Врят ли массажный салон даст что-то большее, чем подарочные сертификаты или скидки (но чем не подарки для третьего места?).
Ну а вообще вы можете найти 5 спонсоров на первое место по 10 000 или 10 кампаний по 5000. При отказе кого-то у вас остаются другие.
К каким-то компаниям (например уровня «Газпром») обращайтесь точечно готовя под них персональные презентации и точечные предложения.
Стоит обратить внимание на:
- все экстремальное: центры водительского мастерства, картинги, страйкбольные-пейнтбольные клубы и лазертаги, центры виртуальной реальности, скалодромы и т.д.
- все спортивное и то, что себя так позиционирует: производители энергетиков, магазины спорттоваров, тренажерные залы и спортивные центры, тиры и т.д.
- все тусовочное: кальянные, бары, кафешки, пиццерии, боулинги, кинотеатры и т.д.
Как привлечь спонсора?
Быть убедительным и последовательным при проведении переговоров. Сможете убедить используя весь арсенал презентационных материалов и вашего красноречия — получите спонсора.
Не просите денег — с деньгами расстаются крайне неохотно. Договаривайтесь получить что-то взамен: подарки, печать раздаточного материала, аппаратуру, сцену и т.д.
Также, спонсор может оплатить по счету часть ваших расходов, если у них так заложено в уставе (например типографская печать и т.д).
Когда потенциальный спонсор видит, что его не хотят развести на бабки, и получит деньги наличкой, а вам действительно нужно получить конкретный результат он чаще всего соглашается.
К чему быть готовым?
Будьте готовы предоставить отчет вашим спонсорам — фотографии и видеоролики, ссылки на упоминание мероприятие и т.д. Зависит от того на что вы договаривались.
Обещали 1000 человек зрителей и флаги спонсора на брифинге — сделайте фотографии подтверждающие, что они там были. Обещали мэра на открытии — будьте любезны.
Сохраняйте чеки, ведите учет, считайте и документируйте каждый шаг.
В общем за все обещанное с вас спросят так что трезво подходите к своим возможностям.
Отдельно давайте поговорим про информационных спонсоров
Инфоспонсор — это тот, кто делится с вами своей аудиторией. Это: информационные порталы, официальные СМИ, блоггеры и т.д. Что им интересно? Получить эксклюзив для своих читателей, какую-то уникальную информацию для своих подписчиков и посетителей.
Очень часто, если у вас с потенциальным инфоспонсором одна аудитория — они сами выйдут на вас и попросят аккредитации.
Чтобы на вас вышли и опубликовали ваши промо материалы соберите все контактные данные всех самых популярных информационных сервисов в регионе — чем больше, тем лучше.
А затем напишите кратко и красиво аннотацию вашего мероприятия. Разошлите пресс-релиз и не забудьте о красивых фотографиях. Процентов 10-20, что вас опубликуют.
Прошло мероприятие, все свободны?
Конечно же нет, надо доигрывать информационный шум, если вам его удалось создать и ОБЯЗАТЕЛЬНО надо проехаться по всем спонсорам и поблагодарить за вклад, а еще лучше преподнести благодарственное письмо или какой-то сувенир, напоминающий о вас.
Мелочь, а шанс, что спонсор станет постоянным возрастает.
Спонсоры — люди, с ними надо дружить и не обманывать — тогда все получится!
Моя предыдущая статья получила неплохой отклик, поэтому захотелось поделиться небольшим туториалом — личным опытом, который мы применили достаточно успешно для нашей текущей крауд-кампании и который получаем прямо сейчас, набивая шишки. Я не зря вынес в заголовок «первый этап».
Статья впервые появилась у меня в FB, но думаю будет полезна и аудитории vc.ru.
Наверное любому любителю настольных игр в один прекрасный момент приходит в голову идея, что он может создать крутую (если не гениальную) настольную игру, которую с руками оторвут в его стране и купят все зарубежные издательства. У некоторых идея идет дальше первых набросков и доходит до прототипа. Далее дорог три — забросить это дело, «продаться издателю» или издаваться самому. Так как продавать квартиру или машину или занимать деньги в банке под 40% никому неохота, то решение всплывает единственное — краудфандинг.
Шаг 1. Что делать «До»
Собрать заранее деньги на выпуск чего-то мечта любого бизнесмена – не надо брать кредиты, не надо вкладывать «свои», сразу есть и аудитория продаж, а значит не нужен склад, возня с реализацией товара и прочие «радости».
Смотря на миллионные успехи коллег по цеху можно подумать, что все делается очень просто и быстро: нашел крауд-площадку, нарисовал несколько рендеров, разместился на ней и все – спонсоры будут вставать в очередь, чтобы заполучить денежные средства. Но увы реальность далека от этих мечт.
Начнем с подготовки проекта.
1. Выбор игры
Надо понимать, с чем вы будете выходить на крауд. Игра должна быть интересной, необычной и её хотелось бы приобрести. Она должна обладать какими-то уникальными характеристиками, которых нет на рынке и которые нельзя получить «прямо сейчас». Спонсоры должны понимать, зачем им вкладывать свои средства и ждать по нескольку месяцев. Увы сейчас краудфандинг часто подменяется понятием «предзаказ», но мы говорим именно о случае, когда вы получите средства, которые только вложите в производство.
В моем случае это была обучающая настольная игра по электротехнике. По механикам игра достаточно стандартна (вспомнить тот же Каркассон, Колонизаторов, Карубу, Шакал, Индиго, Цуро и т. п.), но применить в ней для подсчета очков и как сеттинг электрические компоненты и схематику электроцепей было как раз тем необычным и привлекательным. Продукт и семейный, и обучающий, и интересный. Опять же сама игра должна уже быть готова к производству – в моем случае игра разрабатывалась и тестировалась с 2015 года и только в 2019 году я рискнул вывести ее на крауд.
2. Выбор площадки
Понятно, что всем хочется на Кикстартер, но это уже другой «уровень», поэтому остановимся на основных российских площадках. Две «универсальные» — Бумстартер и Планета.ру. На первом платное размещение и опции продвижения (в среднем от 5 до 8 тысяч начальный пакет), на втором больше упор на социальные проекты, музыку, книги и кино. То есть аудитории для настольной игры есть на Бумстартере, но по опыту ее мало на Планете. Есть специализированные площадки, а также площадки у платежных систем. В моем случае это была площадка CrowdRepublic, которая специализируется именно на настольных играх. Но из-за этой узкой специализации она предъявляет высокие требования к проекту – у вас должен быть и план производства и бизнес план и медиаплан.
3. Бизнес-план
Начнем с того, что любое размещение на краудплощадках затратно. Хотя бы из-за комиссии, которую возьмет площадка и налогов. В моем случае это 10% площадке + 6% налога (у нас ИП на УСН «доходы»). Эти 16% надо учитывать в итоговых доходах, которые вам останутся на производство. Бумстартер возьмет 3.5% (но помним о платном размещении), Планета.ру 15% при сборах 51-100% и 10% при пересечении планки в 100%
Также надо понимать, что спонсоры не готовы платить планируемую розничную цену и вам необходимо дать им хорошую скидку (в пределах 20-40%) от розницы или заинтересовать их какими-то эксклюзивами.
Поэтому составления бизнес-плана и определение ценовой политики является обязательным условием, чтобы не получить убыток.
Также вопрос «сколько собирать?». Неопытному автору проекта кажется, что надо собрать 100% и тогда дело в шляпе, но на деле это опасное заблуждение – собрать неизвестному (да часто и известному) проекту такой процент удается не всегда, а это означает, что вы потеряете средства из-за неуспешности крауда. Некоторые площадки просто закрывают проект, но в случае Бумстартера вы теряете взнос за старт проекта, а в моем случае я должен был заплатить 5% от собранной суммы.
Ставить же сумму небольшую… Тут надо держать в голове, что после окончания проекта вам надо будет где-то брать оставшиеся средства на производство. Считается оптимальным ставить примерно 30% от требуемой суммы, 50% уже будет сопряжено с риском.
Также не надо забывать о доставке — ее можно собирать или в рамках крауд проекта или позже. Если сумма за доставку капает в «общий котел», то можно впасть в эйфорию и в итоге остаться без средств на пересылку (обычно это 300-500 р. для настольной игры). Я имею свой интернет-магазин, поэтому доставку решено было вынести «за крауд» и сэкономить на комиссии.
Итак — вы все посчитали, у вас есть все цифры, вы списались с производителем и поставщиками и прикинули цены, посчитали доставку и все затраты.
4. Сообщество
Без предварительно собранного сообщества невозможно запустить крауд-кампанию. Сбор «поклонников» проекта надо собирать заранее. У нас это были покупатели наших предыдущих игр (более 400 человек), подписчики страниц Издательства в соцсетях, а также люди, которые оставили заявку на предзаказ игр. Надо быть реалистом и понимать, что конверсия сообщества и предзаказов будет достаточно низкой и на деле это даст только часть необходимой стартовой аудитории. Рекомендуется начинать сбор аудитории за год-полгода, участвуя в профильных группах, конкурсах, мероприятиях, обсуждениях. Вы можете подогревать интерес, заранее объявив анонс игры и ведя «дневник разработки». То есть ваша задача набрать как можно больше тех людей, которые потенциально готовы купить вашу игру. Подписка на рассылки, каналы в Ютубе и т.п. также будут хорошим подспорьем.
5. Медиаплан
Ни один крауд не обходится без новостей и рекламы. И вам необходимо ЗАРАНЕЕ продумать, как и где вы будет размещать новости, кто будет вашими инфопартнерами, где запускать рекламу (и выделить на нее бюджет) если не будут справляться бесплатные каналы продвижения и какие статьи, видео и т.п. будут необходимы как для крауд-кампании, так и для ее течения.
В моем случае игра новая (в отличие от массовых локализаций), поэтому видеообзоры мы не делали (пошли на этот риск), а иначе надо за 2-3-4 месяца иметь прототипы, которые после договоренностей надо разослать по блогерам и получить нужный контент.
6. Договор с площадкой
Когда у вас есть вышеперечисленное, вы можете связаться с площадкой. Бумстартер и Планета.ру берут любые проекты, КраудРепаблик же нет. У нас переговоры и согласование шло почти 2 месяца, пока мы согласовывали договор, награды и шла пересылка оригиналов документов. Из-за этого планируемый старт «в начале февраля» затянулся почти на его конец.
7. Подготовка крауд-кампании на площадке
Как только у вас все согласовано, и вы получили доступ к площадке, необходимо разместить информацию о проекте. Для этого вам нужны: а) видео о проекте б) графика в) текст.
Все это должно быть «продающим» и отражать информацию о вашей игре – что это такое, что получает спонсор, какие условия доставки и какие «плюшки» он может получить на крауде, чтобы ему было интересно вкладываться в проект (от цены до супер-комплектации).
Если вы не умеете это делать сами, то к моменту размещения вы должны это уже иметь заказанным, полученным и готовым к верстке на движке площадки.
Также у вас должны быть определены все награды спонсорам.
8. Модерация и запуск
Все готово, вы нажимаете на кнопочку «модерация» и… Проект запустят в лучшем случае через 3-4 дня. Вы также должны были перед этим (ой, а я забыл это сказать ☹) выбрать срок проекта (обычно это 30-40 дней) и дату запуска. По дате решайте сами, но лучше, чтобы это был не понедельник и не пятница-выходные. Хотя некоторые проекты успешно запускаются и в эти дни. Также вам могут не одобрить проект, и вы будете исправлять ошибки в нем по подсказкам представителей крауд-площадки. И вот заветное «все запускается» уже у вас, дата определена, есть заветная ссылка на проект и у вас есть 2-3-5 дней перед этим.
А вот теперь начинается работа над самим краудом и следующие стадии «Пред» и «Запуск».
Шаг 2. Вот-Вот
Итак, у вас все готово, есть дата старта и вы прямо не можете в вожделении прибыли и спонсоров усидеть на стуле. Но расслабляться и потирать руки еще очень рано.
Что можно сделать в этот период (то есть до старта крауда)? Подогрейте аудиторию, скажите, что вот-вот вы стартуете, что будут «ранние пташки» со вкусными ценами. Сделайте рассылки по лояльной аудитории, чтобы она ждала вашей команды «налетай!».
Так как у вас уже есть предварительный просмотр страницы, можете поделиться им с друзьями, сообществом и попросить проверить все и подсказать, что еще можно успеть поправить.
Также стоит уже сейчас договориться с блогерами и сообществами в соцсетях, которые поддержат старт новостями. И постараться найти еще побольше возможных мест размещения.
Шаг 3. Час и день Икс
Старт! Лояльная аудитория набегает на краудплощадку, все сметает и делает вас миллионером… Нет? Значит вы пропустили предыдущие этапы и … Пока еще можно все поправить!
Сделайте посты в группах, сообщения, рассылку по вашему Сообществу. Это даст вам первых спонсоров и покажет аудитории площадки, что у вас живой и возможно интересный проект.
Дайте отмашку блогерам и попросите их разместить новость. Размещение до старта увы не так эффективно. Напишите всем друзьям и знакомым, что вы стартовали. Можно просто через посты у себя на странице. Да, вы всех немного достанете, но этот на пару дней, не больше.
Если вы все сделали правильно, то у вас должен пойти сбор более 30%, лучше 50%, а в идеале 100% основной цели за первый день. Вы же помните, что мы не ставим задачу собрать всю сумму на продукт?
Хороший показатель, если вы проходите «ранних пташек» и собираете еще примерно же столько. Это означает, что аудитория пойдет на покупку без значительной скидки и ваш крауд «завирусился». Надо понимать, что первый день самый важный и после него возможно будет идти некоторое падение, но у успешных проектов обычно идет даже рост до «финального» рывка в последние дни.
Если же у вас нет сборов в первые часы более 20% или за день 30%, то крауд можно сказать «протух». Шанс небольшой или лучше отступить по возможности.
Если у вас резкое падение скорости сборов в «яму разочарований» после того, как разобрали все «ранние пташки» (это первые спонсоры, получающие максимальные скидки), то крауд по уму надо перезапускать. Да – вы возможно собрали 20-30-40% от необходимой суммы, но это показатель что все, кто хотел, игру уже купили и ждать большего очень сложно. Можно досрочно завершить крауд, можно его перезапустить.
Ваша цель – достичь не 100% сборов, а превысить их! 200-300% и более – вот куда надо стремиться!
Рассмотрим на моем примере.
Первый день отличный старт! Мы собрали основную цель (это примерно 1/3 от требуемой на запуск издания суммы) за 8 часов, потом чуть добрали ранними пташками, выполнили первую Сверхцель и… ухнули ☹ То есть на второй день сборов было меньше раз в 7, а на третий пара спонсоров и ситуация «плещется на мелководье». С одной стороны крауд уже состоялся, с другой задача была достичь первых двух Сверхцелей, а в идеале и всех. На деле у меня не было второй текущей Сверхцели, так как я ее добавил чтобы не снижать темп сборов. Поэтому она под номером 1.5 😉 Но если вы видите, что между сверхцелями идет падение, где мне пришлось его корректировать.
На деле мы достигли двух сверхцелей, но не достигли пока желаемой суммы сборов (всегда надо желать большего).
Шаг 4 А дальше?
Что же делать дальше? Все бросить, попытаться вылезти из «ямы» или поддерживать активность «на уровне»? У меня еще месяц и я конечно попробую выкарабкаться из ямы (и буду очень рад, если вас заинтересует игра и вы ее поддержите), но также шанс «засунуть» свои амбиции подальше и довольствоваться уже собранным (и постараться ее не растерять, так как спонсоры на КраудРепаблик могут отзывать свои награды).
Достичь вирусной активности уже не получится точно, но есть шанс поднять интерес к игре и поднять сборы — для этого мы пока пробуем развить медиактивность, ищем спонсоров (может кто хочет поучаствовать?), пробуем разную рекламу и стучимся к новой целевой аудитории.
И сейчас обязательно подготовить почву к последнему рывку, так как в последние дни компании за счет тех, кто хочет успеть запрыгнуть в уходящий вагон краудкампании можно повторить успех ее старта. Особенно когда цена вырастет в момент предзаказа на 200 рублей, а после издания на все 400
Задавайте вопросы — постараюсь на них ответить
А давайте попросим деньги на команду?
Нам часто поступают предложения выделить деньги на киберспортивную команду. Пишут: «Мы — опытная команда Школьные Шакалы, хотим пригодиться вашему коллективу. Выиграли два нон-про
турнира!«.
И это в хорошем случае. Обычно не сообщают даже, что именно выигрывали.
А однажды прислали: «Слышали, вы хотели дать деньги одной команде. Пишем, чтобы вы дали деньги нам — ту команду мы как-то выиграли«.
Мне совершенно непонятно, почему и зачем мы должны платить незнакомым людям, которые ничего взамен не предлагают. Более того, многие полупрофессиональные игроки также совершенно не понимают, что
такое команда.
Киберспортивная команда по DOTA 2, Counter-Strike и т.д. — это бизнес
Товарищи, скажем правду. Любая команда для её владельца — это источник зарабатывания денег. Никто не заинтересован спонсировать талантливых игроков и помогать их росту.
Звучит жестоко, верно? И, вообще, с чего вы взяли, что в обычном спорте ситуация лучше?
Подумайте, что вы можете дать в обмен, кроме стандартного: «Мы будем играть с названием вашей компании, его все увидят, и вы волшебным образом заработаете много денег».
Есть ли у вашей команды болельщики? Скажем, на региональный фестиваль, типа «Кибериады», сколько на вашу команду придёт болельщиков? Нисколько?
Поработайте хотя бы над этим.
Ещё раз — вы, как полупрофессиональные игроки, что можете предложить спонсору? «Просто играть» на вашем уровне — этого недостаточно.
Выбирайте популярные игры
Если играете запоем в Point Blank или, скажем, в Civilization 5, ваши шансы построить карьеру киберспортсмена стремятся к нулю. Вы можете выигрывать все турниры
подряд, схватки могут быть очень сложными, но деньги вам никто не даст.
Причина — небольшая аудитория выбранных игр. Это значит, вы никому не интересны в коммерческом плане.
К примеру, олимпийские чемпионы, которые занимаются непопулярными видами спорта, вынуждены ходить и на обычную работу, помимо обязательных тренировок.
Для отрезвления очень рекомендую прочесть интервью двукратного олимпийского чемпиона по пятиборью
Андрея Моисеева, который ездил на «Оке».
Ровно та же ситуация и за рубежом, а где-то и хуже.
Не ждите волшебных денег, надейтесь на себя. Второго шанса — не будет!
Быть спортсменом — значит быть человеком, который серьёзно увлечён своим делом. Попасть в сотню или тысячу избранных, которые получают деньги, занимаясь тем, что интереснее уроков химии или высшей
математики, повезёт не всем.
Более того, даже если играете профессинально, и постоянно что-то выигрываете, может случится, что вы никому и никогда не будете нужны. То есть — деньги за игры вам никто не заплатит.
Как быть?
Следуйте простым правилам:
- Надейтесь только на себя и бейтесь в каждом турнире, как в последний раз.
- Нет команды? Найдите или соберите сами.
- Команда — это дисциплина. Превратите киберспорт в работу. Не пропускайте турниры и тренировки.
- Второго шанса — не будет. Не научитесь играть сейчас, не сумеете выложиться на максимум — упустите время.
- Недостаточно тренироваться много. Тренируйтесь с умом. Добавьте в список задач анализ матчей противника, в соотношении 1/5 — анализ игр, 4/5 — тренировки.
- С уважением относитесь к организаторам, напарникам и партнёрам. Репутация нарабатывается годами, а теряется мгновенно.
- Собирайте вокруг себя только целеустремлённых людей. Избавляйтесь от тех, кто не готов идти дальше.
Хороший гайд, как собрать и удержать команду.
Деньги придут сами
Сфокусируйтесь на улучшении уровня игры и пополнении портфолио хорошими турнирами.
Ответственно относитесь к тренировкам. Уважайте тиммейтов.
Со временем вам дадут шанс попробовать силы в профессиональной команде или же спонсоры напишут сами.
Источник картинки: кадр из фильма SuperBad (СуперПерцы).
#подборки
- 10 авг 2021
-
0
Лучшие площадки для краудфандинга видеоигр
Подборка самых популярных сайтов для запуска краудфандинговой кампании в геймдеве.
официальный арт Divinity: Original Sin II / Larian Studios
Сценарист и копирайтер. Утверждает, что видел все фильмы и прошёл все игры, но редакция отказывается ему верить.
Производство видеоигр зачастую финансируют крупные издатели или сами разработчики как независимая студия. Инди-разработчики могут найти частного инвестора или выиграть правительственный грант.
Но есть ещё один довольно популярный способ — краудфандинг, или коллективное финансирование, то есть сбор денег на игру со всех желающих через специальную кампанию. Мы разобрались в нюансах разных площадок для краудфандинга и делимся подробным описанием каждой из них.
Краудфандинг в игровой индустрии практикуют уже давно, без него не появились бы такие игры, как Broken Age, Darkest Dungeon, Divinity: Original Sin, Hollow Knight и многие другие. Сейчас для создания своей кампании по сбору средств существует сразу несколько удобных площадок.
Kickstarter — самая известная из них и главный популяризатор краудфандинга. Игры на ней — одна из главных категорий.
Крауд-кампания включает в себя различные привилегии для бэкеров (так называют инвесторов) в зависимости от размера взноса. В некоторых кампаниях минимальная сумма не предполагает награды и идёт как помощь фаундеру — инициатору сбора средств.
Самая популярная категория взноса примерно равна стоимости цифровой копии, за неё бэкер получает игру. В качестве дополнительных наград студии обещают арт, саундтрек, доступ к бета-версии и прочие бонусы. За большие взносы — упоминание в титрах, мерч, встречу с разработчиками. Как правило, следующая ступень взноса включает в себя предыдущую.
Последний заметный успех на площадке — Crowsworn — метроидвания, вдохновлённая Hollow Knight, Devil May Cry и Bloodborne. Разработчики из Mongoose Rodeo привлекли 100 тысяч долларов за первые три часа кампании. Будущий платформер уже собрал сумму, в пять раз превышающую заявленную, — полмиллиона долларов от более чем десяти тысяч бэкеров. Некоторые из категории взносов Crowsworn:
- 8 долларов — поддержка разработчиков;
- 16 долларов — цифровая копия Crowsworn + цифровой арт;
- 32 долларов — саундтрек + артбук в PDF;
- 80 долларов — цифровая и физическая копии игры + доступ к бете;
- 250 долларов — артбук + футболка;
- 500 долларов — имя бэкера в одной из локаций.
Самые большие взносы обычно ограничены, награды по ним не могут быть массовыми. Наибольшее пожертвование для Crowsworn было 4 400 долларов, только три бэкера могли выбрать эту категорию. Такие инвесторы участвуют в создании дизайна босса игры вместе с командой.
Главное условие для фаундера — минимально требуемая сумма должна быть собрана к установленному сроку, иначе деньги вернутся бэкерам. Комиссия Kickstarter составляет 5%. Сервис электронных платежей Stripe, через который происходит сбор, получает дополнительные 3–5% комиссии.
В сообществе Kickstarter стараются помогать начинающим фаундерам со сбором средств. Игроделы с опытом успешных кампаний дают советы другим студиям. Участники программы Kicking It Forward обещают тратить 5% прибыли от своих игр на финансирование других проектов на Kickstarter. В их числе — inXile и Obsidian, успешно собравшие бюджеты для разработки Wasteland 2 и Pillars of Eternity соответственно.
Российские разработчики запустили больше ста проектов на Kickstarter. Owlcat Games провели две успешных кампании. Pathfinder: Kingmaker удалось собрать 900 тысяч долларов, хотя изначально авторы попросили полмиллиона, а Pathfinder: Wrath of the Righteous преодолела отметку в два миллиона долларов при требовании в 300 тысяч долларов, необходимых для запуска производства игры.
Студия Ice-Pick Lodge разработала две игры с помощью краудфандинга: хоррор Knock-Knock собрал 41 тысячу долларов при заявленных 30 тысячах, а ремейк «Мор. Утопия» (за пределами СНГ — Pathologic 2) бэкеры профинансировали на 330 тысяч долларов — при заявленных 250 тысячах.
Kickstarter — самая известная площадка для краудфандинга в мире. Здесь легко строить маркетинг, особенно с известным IP, но проектов очень много, так что ваша игра может потеряться на фоне других. На данный момент на Kickstarter указано больше 15 тысяч игр.
Kickstarter запустили в 2009 году, а Indiegogo — второй по популярности сайт для краудфандинга — начал работу в 2008-м. Две площадки оказали помощь бизнесу во время финансового кризиса. Они предоставили новый источник финансирования стартапам, испытывающим сложности с инвестициями из-за проблем в глобальной экономике.
Indiegogo взимает плату 5% со всех краудфандинговых кампаний. Транзакционный сбор Stripe и комиссия за банковскую доставку зависят от страны и банка.
На платформе работает программа InDemand, позволяющая принимать взносы после завершения успешной кампании. Для фаундеров Indiegogo комиссия остаётся 5%. Если первая кампания проходила на другой платформе, комиссия будет 8%. InDemand помогает развивать сообщество, привлекать новую аудиторию к своей игре и получать постоянную рекламу на Indiegogo.
Для сравнения с лидером краудфандинга на сайте площадки есть специальный раздел Indiegogo vs. Kickstarter. В качестве своих плюсов Indiegogo выделяет всемирный охват, поддержку и дополнительные инструменты для создания кампании — например, подробный гайд по старту и целый образовательный центр.
Fig — специализирующаяся на играх крауд-платформа. Тут всё вертится вокруг «настоящего геймдева», и даже название площадке дали в честь Hotel Figueroa в Лос-Анджелесе, в котором традиционно останавливаются приехавшие на Е3 разработчики. Основатели — студии Obsidian, inXile и Double Fine — опытные фаундеры, за плечами которых успешные крауд-кампании.
От других площадок Fig отличает финансовая схема — краудинвестинг. То есть бэкер получает прибыль от продаж игры, если проект успешно вышел на рынок. Всё будет зависеть от финансовых показателей релиза.
Удачный пример — первая профинансированная на Fig игра Kingdoms and Castles от студии Lion Shield. За первые две недели продаж стратегия принесла инвесторам прибыль в размере их вложений. За первый месяц игра заработала свыше миллиона долларов, инвестиции бэкеров окупились в два раза.
Не столь удачный пример — Pillars of Eternity II. Несмотря на качество игры, хорошие продажи недавних олдскульных изометрических RPG и громкое имя Obsidian, один из инвесторов писал про слабые отчисления. Официальных цифр продаж нет, но, по подсчётам бэкера, Pillars II продалась тиражом в районе 100 тысяч копий.
По сравнению с Kickstarter или Indiegogo, у Fig менее известное имя, а значит, и меньше трафика. С другой стороны, на популярных площадках проект может потеряться из-за большой конкуренции. Основатели обещают тщательный отбор проектов, что может говорить о потенциальном качестве представленных игр.
CrowdRepublic специализируется на настольных играх, книгах и комиксах. В конце 2020 года они запустили направление видеоигр. Пока на площадке один удачный проект — The Frosted. Аркадная action-adventure для ПК собрала 200 тысяч рублей. Платформеру Ami повезло меньше, игра не набрала нужной суммы.
На крупных крауд-площадках, например Planeta.ru или Boomstarter, доминируют социальные проекты, музыканты и режиссёры. IT-сектор, видеоигры в том числе, не так популярен.
Продолжение тактической игры начала нулевых Hogs of War собрало на Boomstarter 10 тысяч рублей из необходимого для разработки миллиона. Цель кампании MMORPG Exodus — 41 миллион рублей. На момент написания статьи пять бэкеров пожертвовали 2450 рублей.
В следующем материале про игровой краудфандинг мы разберём рекордные успехи и провалы кампаний, а также составим советы для старта своего крауд-проекта.
Научитесь: Профессия Продюсер игр
Узнать больше