Как найти способности ребенка

Специалисты считают, что на протяжении дошкольного детства у человека активно развивается множество способностей. Некоторые таланты малыша проявляются и становятся заметны сразу, а другие – ближе к школе. Чтобы вовремя распознать способности и таланты крохи и развить их, родителям необходимо быть очень внимательными. Именно от усилий, которые будут приложены в детстве, во многом, зависит будущее ребенка.

Виды способностей, которые проявляются в дошкольном возрасте

В Монтессори-подходе каждый ребенок рассматривается как уникальная личность, которая имеет врожденный потенциал. Одной из первостепенных задач родителей является выявление предрасположенностей и интересов малыша. Перед тем как начать разговор о том, как это сделать, давайте разберемся, что же такое способности и чем они отличаются от таланта, одаренности и гениальности.

  • Способности – это индивидуальные психологические качества личности, которые развиваются на протяжении всей жизни человека и обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.

  • Талант – это высокий уровень развития способностей к какому-либо виду деятельности. Это понятие тесно связано с феноменом одаренности и является довольно редким явлением. Чтобы развить талант, ребенку необходимо прикладывать немало усилий.

  • Гениальность – высочайший уровень одаренности. Она встречается крайне редко и заметна невооруженному взгляду. Гениальные личности оставляют неизмеримый вклад в культурное наследие нашего общества.

Наличие у ребенка способностей и талантов еще не гарантирует его успешность в жизни. Важно вовремя выявить сколонности малыша и всячески развивать его личностные качества.

Виды способностей, которые проявляются в дошкольном возрасте

Вопросом развития способностей и одаренности в дошкольном возрасте занимались многие выдающиеся психологи. Согласно одной из самых распространенных классификаций выделяются следующие виды одаренности у детей:

  • Общая (интеллектуальная) одаренность выражается в развитых способностях перерабатывать и усваивать информацию, высоком уровне интеллекта, познавательной потребности и мотивации. Интеллектуально одаренные дети любознательны, активны, целеустремленны, сознательны, обладают развитым оригинальным мышлением и вниманием, стремлением к экспериментированию. Сферой реализации способностей малышей являются игра, а также специфицески детские продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.).

  • Специальная одаренность – высокая степень успешности в какой-либо дисциплине. При этом одаренность в одной сфере (например, математические способности) не гарантирует успешность в другой предметной области (к примеру, в игре на музыкальных инструментах).

Х. Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, где он описывает семь видов интеллекта, которые соответствуют видам одаренности.

  1. Языковая одаренность – высокая степень развитости лингвистических способностей, «игра» со словами, стойкий интерес к письму;
  2. Логико-математическая одаренность – способность к усмотрению взаимоотношений между предметами и явлениями, математическим действиям;
  3. Музыкальная одаренность – умение «чувствовать музыку», виртуозное владение музыкальными инструментами;
  4. Пространственная одаренность – способность точно воспринимать зрительные стимулы, а также манипулировать ими, развитое воображение;
  5. Физическая одаренность – отличное владение собственным телом;
  6. Интраперсональная одаренность – способность умело дифференцировать собственные эмоции, чувства, настроения;
  7. Интерперсональная одаренность – способность к распознаванию эмоций, чувств и переживаний окружающих людей, ораторские способности;
  8. Натуралистическая одаренность – интерес к природе, познанию ее законов.

Важно помнить, что способности могут проявиться как в раннем дестве, так и в школьном возрасте. Пиком формирования способностей считается возраст 3-4 лет, именно в это время у детей чаще всего проявляется стойкий интерес к определенному виду деятельности.

Пиком формирования способностей считается возраст 3-4 лет

Отдельно многими исследователями выделяется творческая одаренность. Именно творческие способности зачастую ярко проявляются в дошкольном возрасте.

  • Художественные способности: ребенок создает яркие образы, необычные рисунки и поделки.
  • Музыкальные способности: развитый музыкальный слух, повторение и сочинение мелодий, пение.
  • Артистические способности: малыш любит быть в центре внимания, с выражением читает стихи, рассказывает истории, передает раличные образы при помощи голоса, мимики, жестов.

Специфика одаренности в дошкольном возрасте заключается в том, что дошкольное детство является сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей, воображения, мышления, в связи с чем в ряде случаев создается видимость, или маска, одаренности. Если ребенок в раньше своих сверстников выучил цифры или научился рисовать домик, это еще не говорит об его талантах, так как это может быть лишь результатом обучения. Как правило, одаренность проявлятся в сильном интересе детей к определенному виду деятельности. Другая особенность заключается в том, что способности у дошкольников менее устойчивы, чем у взрослых, и могут как активно развиваться, так и угасать под воздействием окружающей культурной и социальной среды. Также очень часто можно столкнуться с рассогласованностью в психическом развитии одаренного малыша (например, высокий показатель общего интеллекта при высоком уровне развития определенного вида специальных способностей).

Как раскрыть способности малыша?

Как раскрыть способности малыша?

Родители – это главные наставники ребенка. Во многом от отношения близких людей к интересам и природным задаткам малыша зависит развитие его способностей. Вот нескольно практических советов, следуя которым родители могут в полной мере раскрыть и развить способности и таланты ребенка:

  • Принимайте кроху таким, какой он есть. Каждый малыш – это уникальная личность со своими интересами и взглядами. Родителям нужно постараться максимально абстрагироваться от собственных нереализованных возможностей и не навязывать ребенку свои желания.
  • Создайте дома спокойную, творческую атмосферу, которая будет поддерживать малыша в его начинаниях.
  • Следуйте за ребенком. Наблюдайте за тем, как он играет, выполняет задания, общается со взрослыми и сверстниками.
  • По возможности обеспечьте малыша всем необходимым для проявления его способностей. Многое зависит от среды, в которой находится ребенок.
  • Дайте крохе возможность попробовать себя в различных начинаниях. Только получив реальный жизненный опыт, малыш сможет понять, что ему действительно нравится. Дошкольникам интересно и полезно посещать различные тематические мероприятия, музеи, выставки, мастер-классы.
  • Со вниманием отнеситесь к выбору секций и преподавателей для своего ребенка. Посещайте пробные занятия и наблюдайте за работой педагогов.
  • Проявляйте интерес к занятиям крохи.
  • Не сравнивайте малыша с другими детьми и с собой в детстве.
  • Чаще хвалите ребенка за его успехи.
  • Пообщряйте самостоятельность.
  • Будьте терпеливыми и не ждите быстрых результатов.

Дети дошкольного возраста впитывают информацию как губки и быстро учатся новому. Для формирования личности малыша необходимо гармониное разностороннее развитие.

Ошибки, которых можно избежать

Иногда стремление родителей развить способности своего малыша бывает настолько сильно, что приводит к опасным крайностям. Чтобы не допустить этого и сохранить психическое здоровье малыша на пути становления его личности, избегайте следующих ошибок:

  1. Навязывание ребенку собственных интересов и желаний. Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать себя через своего малыша. Поэтому очень важно научиться отделять собственные увлечения от интересов крохи.

  2. Восприятие ребенка как бизнес-проект. Безусловно, достижение ребенком высоких результатов требует от родителей вложения как большого количества моральных усилий, так и материальных средств. Не стоит ругать малыша, если он не оправдал Ваших ожиданий. В любом случае, полученный опыт будет ему полезен.

  3. Желание иметь «удобного» ребенка. Иногда родители не замечают или намеренно игнорируют способности своего малыша, из-за того что они создают взрослым «помехи». Представьте, что ребенок разобрал клавиатуру компьютера или изрисовал красками стены в гостиной. Скорее всего, это вызовет у родителей только негативные эмоции, но при этом технические и художественные способностей детей останутся незамеченными.

  4. Развитие только сильных сторон малыша. Если ребенок будет заниматься исключетельно тем, что у него хорошо получается, скорее всего, возникнут большие «пробелы» в других сферах деятельности. Развитие должно быть гарномичным и разносторонним.

  5. Излишняя критика. Родители часто критикуют своих малышей из лучших побуждений. Но дети – очень ранимые существа, поэтому к замечаниям в их адрес нужно относиться с большой осторожностью. Критика может надолго отбить у крохи желание заниматься даже любимым делом.

Ошибки, которых можно избежать

Выводы

Выявление и развитие способностей ребенка – это одна из важнейших задач, которая ложится на плечи родителей. К решению это вопроса нужно подходить с большой ответственностью и бережностью, чтобы не сломать индивидуальность крохи. Внимательно наблюдайте за малышом, поддерживайте его начинания, позволяйте ему пробовать новое, и тогда Ваш ребенок вырастет самодостаточной и гармонично развитой личностью.

Заключение

Для всестороннего развития детей в детских Монтессори-клубах «Созвездие» представлен широкий выбор занятий и кружков: общеразвивающие занятия по системе Монтессори, английский язык, фитнес, танцы, ритмика, художественная студия, занятия музыкой, творческие мастер-классы и многое другое. Занятия, которые проводятся в игровой и доступной форме, не только приносят массу положительных эмоций, но и способствуют развитию всех сфер личности малыша: физических навыков, речи, интеллекта, творческих способностей, навыков общения и эмоционально-волевой сферы. Дети, посещающие наши Монтессори-центры, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, самостоятельность, способность концентрироваться на работе, обладают хорошими навыками общения и внутренней дисциплиной. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Как определить способности ребенка

Можно ли еще в детстве определить профессиональное будущее? Оказывается, каждый из нас изначально обладает своим видом интеллекта. Американский клинический психолог Говард Гарднер утверждает, что есть как минимум восемь типов, — и описал их. И хоть существуют специальные тесты, но все же определить, какой тип интеллекта у ребенка, лучше всего смогут его родители.

Лингвистический тип

Эти дети начинают рано говорить, они легко схватывают новые слова и термины, обожают разные истории, сказки, рано начинают сочинять и дружить со словом. Они много читают и легко осваивают алфавит и письмо задолго до школы. «Лингвиста» в общем-то нетрудно вычислить. Такому ребенку легко учиться в традиционной школе, где предполагается много пересказывать, читать, слушать, обсуждать.

Рекомендуемые профессии: писатель, сценарист, драматург, журналист, редактор, маркетолог, пиарщик, политик, корректор, переводчик.

Логико-математический тип

Такие дети быстро считают, им нравится мир цифр и расчетов. Отлично запоминают даты, цифры, номера телефонов и влет решают математические задачи. Скорее всего, у ребенка с таким типом интеллекта проявятся способности к анализу, синтезу, установлению причинно-следственных связей, к систематизации и порядку, абстрактное мышление.

Рекомендуемые профессии: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, следователь, логист, врач.

Визуально-пространственный тип

Детей этого типа отличает очень развитое воображение и креативность, они могут подолгу сами с собой играть в одиночку, причем им не нужны какие-то особо яркие игрушки. Достаточно простой палки, а все остальное воображение дорисует. Мечтатели, любят рисовать, лепить, что-то создавать, собирать пазлы, клеить. Хорошо развито пространственное мышление, память на вещи и предметы мебели, как они были расположены. Ориентируются в пространстве. Любят делать перестановку. Чувствуют цвет и форму и эмоции.

Рекомендуемые профессии: дизайнер, архитектор, художник, мультипликатор, режиссер, инженер, изобретатель, скульптор.

Телесно-кинестетический тип

Способности ребенка

Фото: pixabay.com

Здоровые, сильные, крепкие дети, которые хорошо едят, им нравятся танцы, спорт. Они любят взаимодействовать с физическим миром и изменять его. К примеру, обожают что-то мастерить своими руками. Они хорошо владеют своим телом и им важно выражать себя через тело. Поэтому они чувствуют себя на сцене как рыба в воде. Их важно хвалить и подбадривать, они остро реагируют на критику, для жизненного успеха им нужен грамотный наставник. Для кинестетика подходят все профессии, где человек выражает себя через тело или же должен хорошо что-то делать руками.

Рекомендуемые профессии: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, акробат, клоун, фитнес-инструктор, хирург, механик, скульптор, фотомодель, телеведущий.

Музыкальный тип

Чуть заслышит музыку или ритм, сразу начинает подтанцовывать и притопывать. Многим малышам нравится музыка, но этих отличает особая любовь к ней, особая чувствительность. У них, конечно же, очень хороший слух, они с раннего детства хотят освоить какой-нибудь музыкальный инструмент, чувствуют ритм, с удовольствием занимаются музыкой, запоминают мелодии, часто поют про себя.

Рекомендуемые профессии: исполнитель, композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор, артист.

Натуралистический тип

Это дети, которые дружат с природой и обожают животных. Любят копаться в земле, сажать и следить за тем, как растет их растение. Их интересует все о животном мире, о природных явлениях. Любят проводить эксперименты. Могут подолгу наблюдать за явлениями живой природы — рассматривать насекомых, цветы, растения, бабочек и муравьев. В школе им легче всего даются биология, химия, окружающий мир, физика, экология.

Рекомендуемые профессии: ветеринар, эколог, геолог, моряк, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер и все профессии, связанные с природой и животными.

Экзистенциальный тип

Необычные дети, которые резко отличаются от других своим высоким уровнем осознанности. Они находятся в хорошем контакте со своими чувствами, у них большой интерес к отвлеченным материям. Они рано начинают делать умозаключения и рассуждают очень здраво не по годам, удивляя взрослых. Они застенчивы, серьезны, их волнуют глобальные вопросы бытия вроде жизни и смерти. Подростками интересуются всякими философскими учениями, эзотерикой, альтернативными взглядами на мир. У них развивается способность прогнозировать и умение планировать, управлять своими эмоциями, своей жизнью.

Рекомендуемые профессии: психолог, психиатр, философ, священник, политик.

Межличностный тип

Его отличает высокий уровень эмпатии. Эти дети умеют договориться с любым, они хорошо чувствуют другого человека, умны, общительны, очаровательны, любят шутить, быстро умеют перестраиваться, любят быть в центре внимания и умеют сплачивать вокруг себя детей, задавать тон в играх, рано демонстрируют лидерские наклонности, находят общий язык и со взрослыми, и с более младшими детьми. У них развивается способность гибко подстраиваться под другого человека.

Рекомендуемые профессии: переговорщик, медиатор, психолог, менеджер по продажам, дипломат, педагог, политик, руководитель, коуч, бизнесмен.

Вместо вывода: Терпение, только терпение

Психологи всегда оговариваются: каждый человек индивидуален, и вполне возможно, что у ребенка смешанный интеллект и способности — это когда два разных типа гармонично сосуществуют в одной личности. Самое важное — поддерживать ребенка во всем. Нужно просто запастись терпением и душевными силами.

#статьи

  • 28 ноя 2022

  • 0

Как помочь ребёнку найти свои таланты и развить их

Как распознать способности, которые помогут ребёнку в будущем, — рассказывает психолог.

Фото: portishead1 / Getty Images

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Все дети талантливы. И задача взрослых — создать условия и дать детям возможность найти и развить свои таланты. При этом важно сделать это бережно, без давления. Да, это сложно. Но осуществимо. Это настоящее искусство воспитания и уважения к ребёнку.

Что же это такое — талант? Как увидеть его в своём ребёнке и развить? Об этом на онлайн-конференции Skillbox «Родительство как профессия» рассказала педагог-психолог Екатерина Стрелова.

Из статьи вы узнаете:

  • как разглядеть таланты даже в самых обычных действиях;
  • как перестать вешать ярлыки и начать формировать у детей здоровую самооценку;
  • формулу «1 + 1 + 1» для выбора занятий и кружков.

Педагог-психолог, профориентолог и эксперт по развитию эмоционального интеллекта.

Талант — это не данность, а скорее совокупность нескольких факторов:

  • интерес,
  • темперамент,
  • стремление практиковаться.

При этом интерес и осознанное желание развить тот или иной навык играют главную роль в достижении успеха.

Если ребёнок хочет заниматься чем-то, то его искренний интерес может компенсировать недостаток каких-то природных данных. Задача родителей — поддержать желание ребёнка развиваться в выбранном направлении.

«Кэрол Дуэк, профессор Стэнфорда, считает, что изначальный уровень интеллекта и таланта — это только стартовая точка. Мы должны давать детям понять, что они талантливые, что они способные: „Да, сейчас у тебя получается не идеально, но продолжай стараться, развивай свои способности, и ты обязательно добьёшься хорошего результата!“»


Попробуйте выполнить такое задание: напишите 10 талантов своего ребёнка. Обычно родителям несложно назвать четыре-пять талантов своих детей, а вот больше — уже труднее. Это происходит потому, что родители обычно замечают явные, яркие и понятные способности детей: хорошо рисует, успешен в математике, здорово поёт, блестяще играет в хоккей.

Часто талантом могут быть и совсем обычные вещи. Например, ребёнок отлично умеет поддерживать порядок в комнате и ему нравится систематизировать игрушки. Или он остроумно шутит, или дружелюбный, или умеет видеть красоту.

Могут быть и такие таланты, проявления которых раздражают родителей: всё время суёт везде нос, слишком активный или, наоборот, слишком медлительный, фантастический лентяй. Здесь важно понять, почему это так задевает вас и что движет ребёнком, а также как это поведение проявляет его сильные стороны:

  • Чрезмерное любопытство — это признак развитого стремления к познанию. Такие дети могут обладать энциклопедическими знаниями и сделать научную, журналистскую или инженерную карьеру благодаря пытливому уму.
  • Чрезмерная активность — это качество скрытого лидера. Такой ребёнок может ярко проявить себя, например взяв руководство школьной командой КВН, а в будущем — пойти в политику или спорт.
  • Лентяй может не хотеть ничего делать, потому что хорошо осознаёт свои интересы и границы своих возможностей, слышит себя и понимает, что устал и надо отдохнуть. Возможно, у него развиты способности к самопознанию — а это может быть предпосылкой к успешной карьере психолога или актёра.

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих возможностей, качеств и положения среди других людей. Существует общая и частная самооценка. Общая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. А частная — это мнение человека о своих успехах в разных видах деятельности.

Самооценка ребёнка складывается из обратной связи, которую он получает от окружающих.

Одна из частых родительских ошибок — это навешивание ярлыков, то есть стремление по каким-то отдельным качествам и поступкам судить о личности и будущем ребёнка. Часто мы делаем это неосознанно. Стремимся дать ребёнку обратную связь, но не умеем сделать это правильно, и получается что-то вроде: «Мда, ты для спорта явно не создан», «Ты в математике не преуспеешь, у тебя совсем другие сильные стороны».

Ярлыки бывают не только негативными. Иногда родители стремятся «развить самооценку» своего ребёнка, давая ему слишком позитивную обратную связь: «Ты прирождённая балерина», «У тебя же такой слух, просто идеальный для скрипки», «У тебя невероятный талант». Это тоже вредно, потому что такие слова создают у ребёнка неадекватное представление о себе. В будущем, попав в коллектив других ребят, он может испытать большое разочарование.

«„Семейные“ профессии — когда в семье сформировалась династия, например врачей или юристов, — это тоже своего рода ярлык. Родители ждут, что ребёнок пойдёт по их стопам, а у него совсем нет тяги к этой сфере. Давление родственников будет мешать ребёнку выбирать деятельность по душе и тормозить развитие его способностей. И даже может привести к негативным последствиям: чувствуя давление со стороны семьи, ребёнок начнёт закрываться и может проявлять агрессию в ответ на принуждение».


Главный способ развивать в ребёнке здоровую самооценку — давать адекватную, информативную обратную связь на его действия.

Неправильная обратная связь, которая ухудшит самооценку:

  • концентрируется на негативном;
  • описывает личность ребёнка, а не его действия;
  • может содержать обесценивание стараний ребёнка;
  • неинформативна: не понятно, что именно не получилось и как исправить ситуацию.

Пример неправильной обратной связи: «Ты вообще не стараешься! Никогда не можешь сделать нормально! Ну почему ты такой бестолковый!»

Правильная обратная связь, которая формирует стабильную самооценку и поможет ребёнку адекватно оценить свои сильные и слабые стороны:

  • концентрируется на успехах;
  • описывает действия, а не личность;
  • признаёт старания ребёнка, даже если успех пока минимальный;
  • признаёт неудачи, но не катастрофизирует их;
  • информативна: ищет, как можно исправить, как в следующий раз сделать лучше.

Примеры правильной обратной связи: «У тебя сегодня получается гораздо лучше, чем раньше!», «Я очень рада, что на этой контрольной ты решил четыре примера, в прошлый раз было три. Как тебе? Ты доволен результатом?», «Если нужна моя помощь, скажи, как тебе помочь?», «Согласна, неприятно получить плохую отметку. Что думаешь, как можно решить эту проблему?».

Как правильно давать обратную связь:

  • оценивать действия ребёнка, а не его личность;
  • отмечать то, что действительно получается;
  • замечать, если у ребёнка есть свой стиль, свои особенности (решил задачу необычным способом, рисует необычные образы);
  • учить сравнивать себя только с собой вчерашним, а не с кем-то другим.

Младшая и средняя школа — лучшее время для того, чтобы пробовать новое. В это время дети очень заинтересованы окружающим миром и не перегружены учёбой, поэтому им хочется посещать самые разные кружки и секции.

Как же выбрать, какие именно занятия подойдут вашему ребёнку?

  • Для начала поговорите с ребёнком, предложите несколько вариантов на выбор. И послушайте его — может быть, у него есть свои идеи.
  • Не покупайте сразу абонемент, сходите сначала на пробные занятия, познакомьтесь с группой, преподавателем.
  • Когда ребёнок посетил пробные уроки, предложите ему выбрать один-два кружка и договоритесь, что выбранные занятия нужно будет посещать весь год и не бросать.

Фото: BAZA Production / Shutterstock

На самом деле одного года вполне достаточно для того, чтобы у ребёнка выработался тот навык, который вы хотите развить. Если вы видите, что через год он продолжает интересоваться кружком или секцией, сам без напоминаний и принуждений повторяет то, что делали на занятиях, значит, они ему действительно важны и интересны и их можно и нужно продолжать посещать.

«Важно понять: ребёнок занимается в музыкальной школе, потому что ему действительно нравится или потому что он хочет угодить родителям и получить от них похвалу? Не давите на него, не заставляйте. Если он всё равно сам берёт скрипку в руки почти каждый день, тогда у него есть тяга и желание. Такие уроки стоит посещать и дальше».


Чтобы не перегрузить ребёнка занятиями, используйте формулу «1 + 1 + 1», в которой:

  • один кружок — полезный для развития навыков (например, плавание, потому что ребёнку нужно заниматься спортом);
  • второй кружок — то, чем он сам занимается с удовольствием (например, рисование или сборка кубика Рубика);
  • занятие, которое интересно вам, родителям.

Искренняя увлечённость родителей — отличная мотивация для ребёнка. Делитесь с ним своим собственным хобби: это поможет пробудить интерес и создать пространство для общения. Если вы занимаетесь бегом, кулинарией или плёночной фотографией, подключите к этому ребёнка. Таким образом вы сможете качественно провести время и поможете детям раскрыть таланты и понять свои сильные стороны.

Такое действительно случается. Причин тому может быть много:

  • у тренера слишком завышенные требования;
  • у ребёнка есть какие-то страхи, но он не решается о них сказать: например, его задирают другие ребята или он боится не стать лучшим и тем самым не угодить родителям;
  • он стесняется;
  • у него не получается выстроить коммуникацию с другими детьми;
  • он сильно устаёт и не выдерживает нагрузку.

Постарайтесь понять, что именно не нравится вашему ребёнку, и предметно решайте проблему.

Чтобы выбрать кружок не наобум, а осознанно, знакомьте ребёнка с разными сферами. Уже с 12 лет можно более детально рассказывать об особенностях разных профессий. Попросите своих друзей рассказать о том, как проходит их рабочий день, почему они выбрали эту профессию и что в ней самое интересное, какими навыками нужно обладать, чтобы реализоваться в той или иной сфере. Живой пример и рассказ лучше пробудят интерес ребёнка.

  • Учите ребёнка внимательному восприятию: «Посмотри, какая красивая книжка», «Смотри, как лес преобразился осенью!».
  • Учитесь замечать и называть свои эмоции и учите этому детей.
  • Организуйте его пространство так, чтобы была возможность выбрать, чем заниматься на досуге.
  • Давайте новые знания через практику: занимайтесь с детьми приготовлением вкусной еды, шитьём, домашними делами, строительством.
  • Верьте в ребёнка, поддерживайте его адекватную самооценку, развивайте в нём умение прислушаться к себе, к тому, что действительно интересно ему самому.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше

Каждому родителю важно разобраться, как определить способности ребенка. Окажется ли он вторым Моцартом или проявит себя как олимпийский чемпион, хочется знать заранее. Чтобы не совершить ошибок и способствовать гармоничному развитию, желательно углубиться в эту тему.

Когда формируются способности

Еще до поступления в школу юный человечек открывает в себе множество талантов и умений. Некоторые из них могут вырасти во что-то большее, и это следует вовремя заметить близкому окружению, ведь от таких аспектов зависит будущее личности.

Психологами выявлены периоды, когда происходит развитие способностей у детей:

  1. В раннем детстве ребенок бессознательно стремится к занятиям, отвечающим его склонностям. Чтобы определиться с тем, как развивать малыша в творческом плане, надо внимательно понаблюдать за ним. Юный творец проявит себя в музыке, танце или рисовании.
  2. В 3–4 года нужно уделить внимание практическим навыкам, занятия разными видами творчества помогают в этом.
  3. В старшем дошкольном возрасте требуется подготовиться к поступлению в первый класс, поддержат в этом подходящие кружки или секции.

Став школьником, ребенок уже сознательно определяется с выбором интересов, а к подростковому периоду склонности становятся устойчивыми. Родители должны научить подростка самодисциплине и ответственности в отношении выбранной деятельности.

Виды способностей

Дети обладают врожденным потенциалом, который родители способны рассмотреть и развить. В дошкольном возрасте уже получится выявить способности ребенка. Теория интеллекта Х. Гарднера выделяет:

  • языковую,
  • логико-математическую,
  • натуралистическую,
  • пространственную,
  • музыкальную,
  • физическую,
  • интра- и интерперсональную одаренности.

Каждая отличается сферой, куда направлен интерес:

  • писательское творчество,
  • математика,
  • природа,
  • музыка,
  • спорт,
  • умение чувствовать себя или других.

Способностями принято называть такие психологические личностные качества, которые на протяжении всей жизни можно совершенствоваться. Они помогают достигать успеха в определенных сферах. Одаренность определяют как высокий уровень их развития.

Выделяют также:

  • Интеллектуальную (общую), когда ребенка отличает высокая познавательная потребность. Такие дети целеустремленные, активные и любознательные, их выделяет развитое мышление и внимательность, склонность к экспериментам. Малыши любят конструировать, рисовать, лепить и аналогичные продуктивные занятия;
  • Специальную. В этом случае в будущем существует возможность достичь большого успеха в конкретной дисциплине. Математика или владение музыкальными инструментами, рисование или другая деятельность может удаваться замечательно, но в других сферах одаренность может отсутствовать.

Талантом обладают редкие дети, разглядеть его легче, но для нужно немало сил. Еще реже встречается гениальность, но такие люди способны внести существенный вклад в культурное наследие.

Способности, склонности и задатки

У маленьких детей присутствует интуитивное чувствование, в какой сфере деятельности получится быстрее достичь результата. Потому крохи отдают таким областям предпочтение, а родители могут распознать склонности. Выявление творческих задатков доступно уже в возрасте около 4–5 лет.

Обнаружив склонность, мама и папа могут помочь сформировать способность ребенка, и в дальнейшем сын или дочь добьются значимых результатов на профессиональном поприще. Без поддержки талант может не проявиться вовсе.

Задатки можно рассмотреть, обратив внимание на любимую деятельность малыша:

  • будущие художники склонны лепить, создавать аппликации, рисовать, легко находят новые приемы и с удовольствием рассматривают окружающий мир, замечая особенности и красоту;
  • музыканты чувствуют звучание, запоминают и узнают песни, воспроизводят услышанное, много поют или тянутся к инструментам;
  • артисты эмоциональны, любят выступать, хорошо подражают другим людям или персонажам;
  • журналисты и писатели очаровываются книгами, сочиняют свои истории или стихотворения, отличаются богатой фантазией и быстро приобретают большой словарный запас;
  • спортсменов отличает подвижность, упорство, отличная ловкость и координация.

Способности и таланты ребенка

Уделяя ребенку внимание, родители легко обнаружат подобные склонности. Следует помнить, что даже целый набор выдающихся качеств не становится гарантией успеха в жизни. Усилия нужно направить не только на конкретную сферу деятельности, но и на развитие личностных качеств.

Как понять, какие способности есть у вашего ребенка

Задача мамы и папы состоит в создании таких условий, в которых малыш может опробовать разные виды деятельности. Как определить способности ребенка:

  • сводить малыша к психологу на диагностику, чтобы определить тип интеллекта с помощью тестов;
  • наблюдая, вникнуть, что именно он пытается сделать, — изучить, как живут муравьи, найти сокровища, построить город;
  • порасспрашивать воспитателей о том, какие игры ребенок предпочитает.

Определение предпочтений — первый шаг, чтобы в дальнейшем расширить творческую активность, нужно поддержать детские устремления.

Как раскрыть способности малыша

Развитие способностей у детей зависит от отношения близкого круга, от внимания мамы и папы. Психологи рекомендуют опираться на следующие рекомендации:

  • Родители должны воспринимать ребенка как уникальную личность, не пытаясь навязать собственные амбиции и желания.
  • В доме нужно создать доброжелательную творческую атмосферу, где малышу будет не страшно экспериментировать, постараться дать возможность проявить разные склонности.
  • Не стоит препятствовать желанию опробовать себя в разных сферах и начинаниях.
  • Необходимо наблюдать за крохой, а также демонстрировать любопытство и искренний интерес к деятельности.

Не надо сравнивать способности ребёнка с другими ребятами или с тем, какими в детстве были родственники, отец или мать. Не стоит требовать быстрого результата, но нужно поощрять любые успехи и самостоятельность, и тогда получится раскрыть детские способности.

Ошибки, которых можно избежать

Задумываясь, как определить способности ребенка, некоторые родители совершают неосторожные действия, которые приводят к пагубным последствиям. Желательно избегать:

  • попыток реализовать собственные желания через навязывание их детям;
  • желания воспитать «удобную» личность, когда склонности и даже одаренность, проявившуюся в раннем возрасте, игнорируют, потому что создает определенные трудности;
  • восприятия ребенка очередным проектом, который при должном вложении материальных средств обязан предоставить определенную отдачу. Малыш может не оправдать таких ожиданий, но обретет бесценный опыт, ругать за это нельзя;
  • развития только сильных сторон, допуская пробелы в остальных областях. Гораздо разумнее вырастить гармонично развитого, самодостаточного человека, разбирающегося в собственных устремлениях;
  • чрезмерной критики, так как такое отношение отбивает желание продолжать.

Чтобы в дальнейшем ребенок вырос талантливым и с удовольствием занимался любимым делом, мама и папа должны оставаться к нему чуткими и внимательными.

Как выявить у ребенка талант?

26.03.2023

В этой статье:

Многие родители стремятся выявить талант у ребенка как можно раньше, чтобы помочь ему добиться успеха. Однако это в учебнике обществознания про талант все понятно, а в жизни приходится намного сложнее.

Что такое талант?

Учебник обществознания для подготовки к ЕГЭ сообщает нам, что у человека имеются:

  • Задатки — генетически и физиологически обусловленная предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Задатки надо развивать, чтобы они превратились в способности.
  • Способности — это особенность конкретного человека быть успешным в какой-либо деятельности. Скажем, абсолютный слух (задаток) ребенок мог развивать, слушая музыку и играя на инструменте. Так появились способности.
  • Талант — это комплект способностей, который делает человека суперуспешным в какой-либо деятельности. Скажем, нет какой-то одной способности “быть режиссером”. У талантливых режиссеров, однако, есть похожий букет способностей.

Талант развивается из чувства любви к делу, возмож­но даже, что талант в сущности его и есть только любовь к делу, к процессу работы. Максим Горький

  • Одаренность — это примерно то же, что и талант, но в понятии подчеркивается, что комплект способности был более “дарован” природой, нежели развит упорным трудом.
  • Гениальность — это выдающийся талант. Гениальный человек не просто добивается выдающихся результатов в своей сфере, но и является первооткрывателем, создает принципиально новое.

Соответственно, родители, которые хотят раскрыть талант в ребенке, на самом деле стремятся понять, к чему у него есть задатки и как их правильно развивать, чтобы ребенок преуспел.

В каких сферах деятельности без таланта не добьешься успеха?

Обычно считается, что в творческих специальностях без одаренности и таланта преуспеть невозможно. С этим сложно поспорить.

1. Музыка

Музыка — это одно из направлений, где талант является ключевым преимуществом для успеха. Без сильного чувства ритма, способности к запоминанию мелодий, гармоний и текстов песен, трудно добиться успеха в индустрии звукозаписи или выступлениях на сцене. Но музыкальный талант — это что-то еще. Это что-то заставляет аудиторию плакать, когда музыкальную пьесу играет талантливый исполнитель.

Генрих Нейгауз, музыкальный педагог: Талант — это страсть плюс интеллект. 

2. Живопись и скульптура

Живопись и скульптура — это области, в которых талант играет важную роль. Чтобы быть успешным в этих творческих направлениях, нужно не только иметь технические навыки, но и сильное воображение и креативность, чтобы создавать оригинальные произведения.

3. Танцы

Танцы — это еще одна сфера, где талант играет важную роль. Для достижения успеха в танцевальной части нужно иметь не только развитую координацию движений, но и особым образом проявлять эмоции через тело.

4. Литература

Поэты и писатели, которые приобрели известность, обладают уникальным даром чувствовать актуальное и вечное одновременно и создавать тексты, которые вызывают отклик и у современников, и у потомков.

5. Актерское мастерство

Весьма неслучайно при всем стремлении к равенству на профессию “актер” везде и повсюду набирают не по результатам тестов, а по личному субъективному мнению педагогов. Сложно измерить способность человека перевоплотиться в образ так, чтобы аудитория захотела поверить в то, что этот образ — настоящее живое существо. Хотя бы на время спектакля или фильма.

Конечно, для выдающихся достижений в любой другой сфере так же необходим талант, будь то научная деятельность или управление людьми.

Как проявляется талант к актерскому мастерству?

  • Эмоциональная выразительность. Ребенок гармонично передает сильные эмоции, проявляет их всем своим существом, переживает горе или радость, проявляя их одновременно голосом, всем телом, мимикой.
  • Склонность к импровизации. Ребенок быстро реагирует на ситуацию и может принимать игровой образ, чтобы повлиять на эмоции окружающих.
  • Смены образов в игре, способность вжиться в роль и быть правдоподобным. Будь то дочки матери или казаки-разбойники — ребенок играет всерьез.

Как заметить талант к музыке?

  • Ребенок с детства слушает музыку с удовольствием, использует предметы для извлечения звуков. В более старшем возрасте как бы аккомпанирует себе, когда чем-то занят.
  • Описывая какие-либо события, большую часть уделяет именно звуковому ряду, рассказывает о звуках, которые сопровождали действия.
  • Выраженное чувство ритма — ребенок двигается ритмично, отбивает ритм. В детстве он сводил с ума родителей, постоянно барабаня и извлекая звук из любого подручного материала.

Как выявить художественный талант?

  • Рисовать любят многие дети, однако талантливый ребенок может выразить эмоции и мысли через изображения. Он не любит рисовать по шаблону, смешивает краски.
  • Часто люди, которые талантливы в изобразительном искусстве по возможности коммуницируют при помощи созданных своими руками изображений. Им проще нарисовать и ждать понимания, чем выразить мысль словами.

Как выявить и поддержать талант: общие правила

Вот что стоит делать родителям, чтобы заметить и развить особые способности у ребенка.

Наблюдать в чем ребенок особенно ярко проявляет себя. Не обязательно, что это вам понравится. Потому что даже казалось бы у отрицательной, на ваш взгляд, черты может быть полезное применение. 

Например, если он может делать монотонную работу, это будет важным для занятий музыки, которые требуют усидчивости. А впечатлительность, ассоциативное мышление могут быть залогом способностей не только в музыке, а еще в литературе и живописи одновременно. В тоже время интонирование может пригодиться ему как в музыкальном направлении, так и в лингвистическом.

Замечать, что ребенку удается, и говорить ему об этом. Отмечать, что получилось, даже если это небольшой шажок. Такого может быть много и в разных деятельностях, не обязательно это творчество: возможно, он тщательно вытирает пыль или неординарно накрывает на стол.

Федор Достоевский: Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали // Неточка Незванова

Поддерживать ведущий интерес: художники и музыканты тут сходятся во мнении. О расположенности к этим типам деятельности подсказывает спонтанные интерес ребенку к музицированию/пению и рисованию.Если ребенок сам идет в эту деятельность в свободное время и готов больше в него включаться, возможно стоит создавать условия для расширения этих возможностей и развития навыковой части.

Артур Шопенгауэр: Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать // Афоризмы житейской мудрости

Математический склад ума вовсе не закрывает дорогу в сферу изобразительного искусства. В этом виде искусства существуют два направления: графики и живописцы, для первых характерен аналитический склад ума и холодный темперамент, второе для более эмоциональных и от того лучше чувствующих цвет от природы. Об особенностях возрастного развития полушарий мозга подскажут нейрофизиологи.

Участвовать в нескольких активностях, не замыкаясь на одной. Должна быть палитра, в которой ребенок сравнить свои чувства и увидеть во что он готов больше вкладываться. 

Музыкальная/литературная/живописная избирательность это не “ворочание носа”, в видение различий, нюансировок и отсутствие равнодушия. Важно, о чем ребенок говорит? Какие вопросы озвучивает? Чтобы занятие не превратилось в ремесло технического воспроизведения, за ним должна стоять мысль.

Организационный момент: Попробовав пробные занятия выбрать из них те, которыми ребенок будет готов заниматься на длинной дистанции, скажем, полгода. Не бросать. После окончания условного срока принять решение о продолжении. За это время, не однократного, а длительного участия можно отсмотреть динамические изменения.

Главное, на чем все сходятся, когда интерес обнаружен, и желание заниматься окрепло: каждый талант проявляющийся в интересе может погибнуть при встрече с трудностями. Важно помогать их преодолевать и научиться справляться с неудачами, провалами, падениями и долгими часами работы.  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти отклонения на чертеже
  • Как найти высоту треугольника если известны радиус
  • Как найти квадратный километр площади
  • Видео как найти кошку дома
  • Как найти скорость если известен расход