Как найти спрос экономика 8 класс

Спрос — желание и возможность человека приобрести какой-либо товар.

Предложение — желание и возможность продавца продать свой товар.

Спрос напрямую зависит от цены на продукт: чем выше стоимость — тем ниже спрос, и наоборот.

Кроме цены на спрос также влияет ряд других факторов, их называют неценовыми:

  • изменение доходов потребителей (чем выше доходы, тем выше спрос);
  • мода и предпочтения;
  • сезон;
  • увеличение числа потребителей;
  • цена на товары-заменители (кола и пепси);
  • цены на сопутствующие товары (машина и бензин).

Пример:

вам необходимо купить перчатки. В условиях рыночной конкуренции выбор будет очень большим, начиная от самых обычных за сто рублей и заканчивая брендовыми за тысячу. От чего будет зависеть ваш выбор? В первую очередь, конечно, от той суммы денег, которую вы готовы потратить на приобретение перчаток; далее — от ваших предпочтений, целей и пожеланий: перчатки с утеплением, перчатки строительные и т. д.

Таким образом рождается спрос. Продавец старается разными способами следить за предпочтениями покупателей и поэтому всегда анализирует спрос на товар.

Пример:

если он видит, что спрос на коричневые перчатки увеличился, а на синие уменьшился, чему может быть много разных причин, продавец будет стараться закупить или произвести большее количество перчаток коричневого цвета, а синего — наоборот, будет производить меньше.

На цену, выставляемую продавцом, на первых этапах будет влиять непосредственная стоимость производства перчаток (волокно, изготовление и т. д.). Следом в ту же стоимость войдут издержки на их транспортировку до магазина, где покупатель их купит, издержки на аренду помещения, в котором он покупает, и многое другое. Именно поэтому в разных магазинах стоимость одного и того же продукта сильно различается, ведь все продавцы имеют разный уровень платежей за аренду и доставку.

Неценовые факторы предложения:

  • цены на сырьё, факторы производства;
  • изменения в технологии производства;
  • налоги на производителей;
  • количество производителей;
  • природные условия.

Рыночное равновесие — состояние на рынке, когда покупка и продажа определённого товара как для покупателя, так и для продавца взаимовыгодна.

В такой ситуации продавец продаёт ровно то количество товара, которое готов приобрести покупатель по выставленной цене и качеству. Состояния рыночного равновесия довольно сложно достичь, а если такое и происходит, то на совсем короткое время. При любом колебании рынка данное состояние нарушается, и возникает либо избыток товара (тот товар, который не продали за определённый промежуток времени), либо его дефицит (когда покупатель желает приобрести большее число товара, чем есть у продавца).

Спрос и предложение К уроку обществознания в 8 классе.

Спрос и предложение

К уроку обществознания в 8 классе.

1.Спрос и предложение  как факторы рыночной экономики Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос , предложение и цена , между которыми существует взаимная связь Спрос  - готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени  ГОТОВНОСТЬ желание и  возможность

1.Спрос и предложение как факторы рыночной экономики

Основными параметрами, регулирующими поведение участников

рынка, являются спрос , предложение и цена , между которыми

существует взаимная связь

Спрос готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем

или иным ценам в определенных количествах за определенный

промежуток времени

ГОТОВНОСТЬ

желание и

возможность

1.Спрос и предложение  как факторы рыночной экономики Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.  Цена - денежное выражение стоимости товаров и услуг. Существует  обратная  взаимосвязь между ценой и  величиной спроса . При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой.

1.Спрос и предложение как факторы рыночной экономики

Величина спроса отражает то количество товара, которое

было бы куплено по некоторой цене за определенный период

времени при данном характере спроса, т. е. неизменности

прочих факторов, влияющих на спрос.

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Существует

обратная взаимосвязь между ценой и

величиной спроса . При неизменном доходе

человек будет приобретать больше данного

продукта по низкой цене, чем по высокой.

Закон спроса: Повышение цены обычно ведет к  уменьшению величины спроса, и,  наоборот, снижение цены ведет  к увеличению спроса.

Закон спроса:

Повышение цены обычно ведет к

уменьшению величины спроса, и,

наоборот, снижение цены ведет

к увеличению спроса.

Закон спроса гласит: Чем выше цена, тем ниже величина спроса. Чем ниже цена, тем выше величина спроса   СПРОС зависит от: Размера индивидуального дохода; Потребности, необходимой сегодня; Моды; Цены на товары-заменители

Закон спроса гласит:

  • Чем выше цена, тем ниже величина спроса.
  • Чем ниже цена, тем выше величина спроса

СПРОС зависит от:

  • Размера индивидуального дохода;
  • Потребности, необходимой сегодня;
  • Моды;
  • Цены на товары-заменители

Школьная столовая

Школьная столовая

Спрос на пирожки в школьной столовой Цена за пирожок, руб.  Величина спроса, шт.  3.00   190  3.50    ?  4.00    ?  4.50    ?  5.00    ?  5.50    ?  6.00    ?

Спрос на пирожки в школьной столовой

Цена за пирожок, руб. Величина спроса, шт.

3.00 190

3.50 ?

4.00 ?

4.50 ?

5.00 ?

5.50 ?

6.00 ?

Предложение Предложение отражает готовность  продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток  времени.  Величина предложения отражает то количество товара , которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Предложение

Предложение отражает готовность

продавца продать товары или

услуги по тем или иным ценам

в определенных количествах за

определенный промежуток

времени.

Величина предложения отражает то количество товара , которое

может быть продано по некоторой цене за определенный период

времени при данном характере предложения, т. е. неизменности

прочих факторов, влияющих на предложение.

Закон предложения утверждает,  что существует прямая взаимосвязь между ценой и  величиной предложения. На предложение влияет:  цены на ресурсы; налоги и дотации; цены на другие товары; технология производства; число продавцов на рынке; ожидания изменения цен.

Закон предложения утверждает,

что существует прямая

взаимосвязь между ценой и

величиной предложения.

На предложение влияет:

  • цены на ресурсы;
  • налоги и дотации;
  • цены на другие товары;
  • технология производства;
  • число продавцов на рынке;
  • ожидания изменения цен.

Закон предложения:  повышение цены  товара (услуги) обычно ведет к росту величины предложения , и, наоборот, снижение цены ведет к уменьшению величины предложения .

Закон предложения: повышение цены

товара (услуги) обычно ведет

к росту величины предложения , и, наоборот,

снижение цены ведет к уменьшению величины

предложения .

Пересечение кривых спроса и предложения дает значение равновесной цены. Равновесная цена – это цена , при которой весь поставляемый на рынок товар покупается .

  • Пересечение кривых спроса и предложения дает значение равновесной цены.
  • Равновесная цена – это цена , при которой весь поставляемый на рынок товар покупается .

2. Роль маркетинга в рыночной экономике. Ма́рке́тинг (англ. marketing  — продажа, торговля на рынке) - управление созданием товаров и услуг и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом. Маркетинг – это способ вскрытия и использования потребностей людей в коммерческих интересах фирмы.  Сущность маркетинга: 1.Всестороннее изучение рынка, спроса, интереса покупателей. 2. Активное воздействие на существующий спрос и формирование новых потребностей покупателей.

2. Роль маркетинга в рыночной экономике.

Ма́рке́тинг (англ. marketing  — продажа, торговля на рынке)

— управление созданием товаров и услуг и механизмами

их реализации, как единым комплексным процессом.

Маркетинг – это способ вскрытия и использования потребностей

людей в коммерческих интересах фирмы.

Сущность маркетинга:

1.Всестороннее изучение рынка,

спроса, интереса покупателей.

2. Активное воздействие на

существующий спрос и

формирование новых

потребностей покупателей.

Виды маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования Разработка товара Ценообразование Организация рекламы Организация распространения товаров и услуг

Виды маркетинговой деятельности.

  • Маркетинговые исследования
  • Разработка товара
  • Ценообразование
  • Организация рекламы
  • Организация распространения товаров и услуг

Домашнее задание Учебник : § 11,  ответить на вопросы, выучить основные понятия урока. Выполнить в рабочей тетради задание 2.  На выбор: устно задание 3 или 4 на стр. 78.  По желанию: 1. Публичное выступление на тему «Спрос и предложение», приводя конкретные примеры. 2. Публичное выступление или презентацию на тему «Маркетинг» («Виды маркетинговой деятельности», «Роль рекламы в продвижении товара или услуги на рынок») 3. Найти материал об английском ученом-экономисте Давиде Рикардо, чьи слова использованы в качестве эпиграфа к уроку, приготовить краткое сообщение о нем.

Домашнее задание

  • Учебник : § 11, ответить на вопросы, выучить основные понятия урока. Выполнить в рабочей тетради задание 2.
  • На выбор: устно задание 3 или 4 на стр. 78.
  • По желанию:
  • 1. Публичное выступление на тему «Спрос и предложение», приводя конкретные примеры.
  • 2. Публичное выступление или презентацию на тему «Маркетинг» («Виды маркетинговой деятельности», «Роль рекламы в продвижении товара или услуги на рынок»)
  • 3. Найти материал об английском ученом-экономисте Давиде Рикардо, чьи слова использованы в качестве эпиграфа к уроку, приготовить краткое сообщение о нем.

Цель: формирование знаний об
экономическом понятии “спрос” и определяющих
его факторов.

ЗУН:

  • необходимо знать, что такое “спрос” и
    “величина спроса”, ценовые и неценовые факторы
    спроса;
  • необходимо уметь строить графики спроса;
  • необходимо научиться определять значение
    закона спроса для потребителя.

ОУУН:

  • восприятие и осмысливание знаний в готовом
    виде;
  • умение делать сравнения;
  • умение ставить нужные вопросы.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. – (1 мин.)

Презентация

(Учитель обращает внимание на осанку учащихся).

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА. – (1 мин.)

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с
экономическим понятием “спрос” и с факторами,
которые его определяют.

— Познакомимся с важными понятиями для
экономической теории – это

“спрос”,

“величина спроса”,

“закон спроса”,

“неценовые факторы спроса”,

“взаимозаменяемые” товары,

“взаимодополняемые” товары.

(СЛОВА НА СЛАЙДЕ))

— Научимся строить график спроса и учитывать
изменения спроса на графике.

(Откройте учебник, параграф № 9. Приготовьте
рабочую тетрадь).

3. СПРОС И ВЕЛИЧИНА СПРОСА. – (5 мин.)

— Изучая экономику в 5,6,7 классе вы уже
знакомились с понятием “спрос”. Что же это
такое? Как вы его понимаете? (Количество товара,
которые покупатели захотят приобрести при
разных ценах).

— Чем спрос отличается от простого интереса к
товару? (Тем, что спрос требует финансового
обеспечения).

— Откройте учебник и прочитайте определение
спроса (Спрос – это сложившаяся в определённый
период зависимость величин спроса на данном
товарном рынке от цен, по которым товары могут
быть предложены к продаже).

Какой, главный признак спроса мы можем
выделить? (Спрос зависит от цены).

— Какое экономическое понятие в этом
определении вам неизвестно? (Величина спроса).

— Чем же величина спроса отличается от спроса мы
сейчас с вами узнаем с помощью практического
примера из жизни учащихся 8а класса.

Практический пример про булочки.

Ф.И.О. Количество денег Цена 1 булочки
2 руб. 5 руб. 10 руб.
Элла 30 руб. 15 6 3
Юна 20 руб. 10 4 2
Коля 10 руб. 5 2 1

— Сколько булочек сможет купить Элла по цене 2
руб., 5 руб, 10 руб., Юна, Коля?

— От чего зависит их спрос на булочки?

— Чем же отличается спрос и величина спроса?

— Прочитайте определение величины спроса в
учебнике. Выделите главный признак (Определённый
уровень цен
).

— С помощью этого примера мы смогли показать
зависимость величин спроса на булочки от цен на
них.

РАБОТА В ПАРАХ. – (1 мин.)

— А теперь, повернувшись, друг к другу ответьте
ещё раз, чем “величина спроса” отличается от
“спроса”?

4. ЗАКОН СПРОСА. (2 мин.)

— С помощью примера про булочки, мы можем
вывести и закон спроса.

— Какую закономерность вы увидели с помощью
нашего примера?

“Чем выше цена, тем меньше величина спроса и
чем ниже цена, тем больше величина спроса”.

РАБОТА В ПАРАХ. – (1 мин.)

(Учащиеся ещё раз проговаривают этот закон в
парах).

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т.

(РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ НА СЛАЙДЕ). – 1 мин.

5. ГРАФИК СПРОСА. – (5 мин.)

— Спрос можно выразить с помощью графика.

— Что показывают точки на кривой спроса?
(Величину спроса).

— Что показывает вся кривая спроса? (Спрос на
различные товары при разных ценах).

Построение графиков величины спроса на
булочки 8-а класса.

— Сейчас, я предлагаю построить графики своего
спроса учащимся Элле, Юнее и Коле.

У кого из ребят самый большой спрос на
булочки? самый маленький?

— От чего зависит спрос Эллы, Юны и Коли? (От
цены).

— Что происходит с кривой спроса, если спрос
увеличивается? уменьшается? (Работа по таблицам
на парте).

— На изменение спроса влияет не только цена,
существуют ещё и неценовые факторы изменения
спроса.

6. РАБОТА ПО ГРУППАМ. – (3 мин.)

Вид изменения спроса. График изменения спроса. Неценовые факторы изменения спроса.
1. Увеличение спроса (сдвиг кривой
спроса вправо).

  1. Новая информация о полезности
или вредности блага.

2. Повышение или понижение
уровня жизни.

3. Увеличение или уменьшение дохода.

4. Изменение вкусов и предпочтений покупателей.

5. Число покупателей на рынке.

6. Ожидание будущего изменения цен и доходов.

2. Уменьшение спроса

(сдвиг кривой
спроса влево).

 

— Почему факторы, которые перечислены в третьей
колонке, называются неценовыми?

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т. –

(2 мин.)

— Я сейчас буду приводить примеры изменений
спроса, если спрос увеличивается и кривая спроса
должна сдвинуться вправо, вы опускаете голову на
правое плечо и наоборот.

  1. Вошли в моду новые резиновые сапоги красного
    цвета (вправо).
  2. Ребята в возрасте 10-12 лет перестали читать
    журнал “Мурзилка” (влево).
  3. Айгуль понравились блестящие заколки и она
    стала покупать их больше (вправо).
  4. Антиш Саша разлюбил чипсы и перестал их
    покупать (влево).
  5. Вадим каждый день покупает новую жевательную
    резинку (вправо).
  6. Джинсы зелёного цвета вошли в моду (вправо).
  7. Учащиеся 8а класса не едят манную кашу (влево).
  8. Пирожки с брусникой раскупаются 8а классом за
    одну перемену (вправо).
  9. Ткаченко Евгений не покупает кока-колу и пепси
    (влево).
  10. Василюк Богдан очень любит с утра съесть кусок
    колбасы (вправо).

7. ЗАДАНИЕ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. – (4 мин.)

№1, №2 , № 3 (стр.24).

8. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ И ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ.
– (4 мин.)

— Ребята, спрос на товары и услуги ещё зависит от
наличия товаров-заменителей и товаров,
дополняющих друг друга.

— Что такое взаимозаменяемые товары? (Товары,
которые удовлетворяют ту же потребность, что и
данный товар).

— Что такое взаимодополняемые товары? (Товары
необходимы вместе с данным товаром для
удовлетворения потребности в нём).

— Приведите примеры.

№ 4 (стр. 25).

№ 5, 6 (стр. 25).

Ф и з к у л ь т м и н у т.

— (2 мин.)

— Я сейчас буду приводить примеры
взаимозаменяемых товаров и взаимодополняемых.

Если вы услышите пример взаимозаменяемых
товаров – вы приседаете, а если
взаимодополняемых — встаёте.

  1. Букет роз и букет лилий.
  2. Теннисный мяч и теннисные ракетки.
  3. “Вольво” и “Мерседес”.
  4. Кеды и шнурки.
  5. Мандарины и апельсины.
  6. Проигрыватель и пластинки.
  7. Пепси-кола и кока-кола.
  8. Штора и карниз.
  9. Масло и маргарин.
  10. Чёрный и белый хлеб.

9. ДОКЛАД “ЛИ ЯККОКА”. (2 мин.)

— Ярким примером правильной оценки спроса и
извлечения из этого выгоды является история с Ли
Яккокой.

10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ. – (2 мин.)

— Что такое спрос?

— Чем спрос отличается от величины спроса?

— Как звучит закон спроса?

— С помощью чего ещё можно выразить спрос?
(Графика).

— Что происходит с кривой спроса, если спрос
увеличивается?

— Что происходит с кривой спроса, если спрос
уменьшается?

— От каких факторов ещё зависит спрос?

— Чем отличаются взаимозаменяемые и
взаимодополняемые товары?

— Как звали известного американского менеджера,
который сумел “ухватить спрос за ворот”?

11. ПРОВЕРОЧНЫЙ МИНИ-ТЕСТ. – (5 мин.)

1. Причиной увеличения спроса на роликовые
коньки может быть:

а) ожидание наступления сезона дождей;
б) приближение летних каникул;
в) подорожание апельсинового сока.

2. Выберите пару товаров-заменителей:

а) перьевые ручки и чернила;
б) джинсы и футболки;
в) масло и маргарин.

3. Спрос можно выразить с помощью:

а) графика;
б) рисунка;
в) SMS.

4. Выберите верное высказывание:

а) Кривая спроса сдвигается вправо, если спрос
уменьшается;
б) Спрос изменяется только из-за цены.
в) На изменение спроса влияют также и неценовые
факторы спроса.

5. Закон спроса гласит — чем выше цена, тем

а) меньше продавцов на рынке;
б) меньше величина спроса;
в) больше продавцов на рынке.

6. Если в результате рекламной компании
население стало покупать больше фруктов, то

а) цена на фрукты уменьшилась;
б) спрос на фрукты увеличился;
в) фруктов стало больше.

7. Ценовые факторы спроса зависят от

а) вкусов покупателей;
б) цены на данный товар;
в) от времени года.

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. – (1 мин.)

Параграф № 9.

Творческое задание: “Изучить спрос на
компьютеры в классе и построить график спроса”.

13. ИТОГ УРОКА. – (1 мин.)

— Что нового узнали на уроке?

8 класс Дата_____________

Тема урока:  Спрос и предложение

Цели урока:  обучающая — сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь между предложением и спросом и равновесной ценой; добиваться усвоения учащимися основных понятий урока;

развивающая– развивать навыки сравнительного анализа и коммуникативные навыки, рациональное экономическое мышление потребителя; способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления учащихся.

воспитательная– воспитывать навыки самостоятельной работы и чувства коллективизма.

Задачи урока:

  1. раскрыть особенности факторов, формирующих спрос, предложение;

  2. расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной   экономике

  3. развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, решать экономические задачи

повысить экономическую культуру учащихся

Основные используемые понятия

  • закон спроса, спрос

  • закон предложения, предложение

  • равновесная цена

  • товар, услуга

  • маркетинг

Тип урока–урок — исследование с применением групповой, парной, индивидуальной работы и ИКТ

Методы обучения, познавательные задания, методические приемы: информационно-иллюстративный,  исследование, творческие задания (ТЗ), репродуктивные (РЗ), задания на развитие учебных умений (УУ)

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник: Обществознание 8 класс. Кравченко А.И., тестовые задания

                                       При обычном и повседневном положении дел

                                        спрос на любые товары предшествует

                                        их предложению.

                                                                                                       (Давид Рикардо)

Ход урока

I.   Проверка домашнего задания.  Ответы на вопросы.

1. Что такое товар?

2. Какие свойства товара знаете?

3. Что еще продается и покупается?

4. Какое изобретение человечества самое важное и, наверно, самое мудрое?

5. Что раньше выполняло роль денег?

6. Чем современные деньги отличаются от ранних? Проверим правильность выполнения задания 2 в рабочей тетради.

Сообщение о бумажных деньгах. (задание 7 на стр.74 в учебнике)

7. Какие функции выполняют деньги?

8. В задании 3 определим функции денег в конкретных ситуациях.

9. О какой функции денег идет речь в задании 4?

10. Вопрос 5 в рабочей тетради

11. Как связаны товар и деньги в экономике?

12. Что такое инфляция?

13. Сообщение об инфляции.(1ученик)

Подведение итогов опроса. Отметки

II.   Изучение нового материала. Исследование проблемы с использованием презентации.

1. Понятие спроса.

— А как же регулируются цены? В рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. В экономической науке различают понятия: спрос и предложение.

Спрос– это желание людей приобрести тот или иной товар или услуги.(Слайд 2)

— Достаточно ли одного желания для приобретения товара?

Нет, одного желания для приобретения недостаточно, нужно денежное подкрепление этого желания.

Величина спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен купить по данной цене и в данное время. (Слайд 3 про спрос)

— От чего может зависеть величина спроса?

Величина спроса непосредственно зависит от цены товара, услуги. Эту зависимость можно представить в виде графика:(Слайд 4)

— Попробуйте, проанализировав график, сформулировать закон спроса.

Повышениецены обычно ведет к уменьшению величины спроса, и, наоборот, снижение цены ведет к увеличению величины спроса. (слайд 5)

— Используя график и закон спроса, ответьте на вопросы.

1. Какова будет величина спроса при различных уровнях цен?

2. Как изменится величина спроса при изменении цены?(слайды 6-7)

-Какую зависимость или закономерность можно сформулировать из этого же графика: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

— Количествотоваров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей «невидимой рукой» регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

-Что вы себе представляете под предложением?

Предложение– это желание и намерение продавца предложить свой товар или услуги к продаже. Выброс на рынок все большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).(слайды 8-9)

Величинапредложения – это объем (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определенного периода времени при определенном уровне рыночной цены на этот товар (услугу). Обычно чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.

Эту зависимость тоже можно представить в виде графика:

Из этого графика попробуем вывести закон предложения:повышение цены товара (услуги) обычно ведет к росту величины предложения, и, наоборот, снижение цены ведет к уменьшению величины предложения. (слайд 10 с графиком предложения)

Работа в парах:Ребята,предлагаю вам представить себя грамотными предпринимателями и, используя два графика, найти точку равновесия цены, то есть ту цену, при которой товар будет продан.

Рыночное равновесие.

— Да, можно свести воедино важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продается на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

Пересечение кривых спроса и предложения дает значение равновесной цены.

— Что же такое равновесная цена? Как она влияет на ситуацию на рынке? (ответы учащихся)

Равновеснаяцена– это цена, при которойвесь поставляемый на рынок товар покупается. (слайд 11)

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что, в свою очередь, приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

III. Маркетинг(слайд 12)

— Разобраться в ситуации на рынке производителям и продавцам помогает маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка. (Слайд 12)

Виды маркетинговой деятельности(Слайд 13) (краткий рассказ учителя)

  1. маркетинговые исследования

  2. разработка товара

  3. ценообразование

  4. организация распространения товаров и услуг

  5. организация рекламы

IV. Первичное закрепление изученного материала.

А) Работа с учебником.

Б) Вопросы для обсуждения:

1.Что такое спрос и что такое величина спроса, в чем заключается главное различие этих понятий?

Спрос – желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью.

Величина спроса зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товаров и услуг по данной цене в данный период времени.

2. Объясните содержание и действие закона спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

3. Что такое предложение и величина предложения?

Предложение – желание или намерение продавца предложить свой товар к продаже.

Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.

4. Какая зависимость существует между спросом и предложением?

Когда спрос растет, то растет и предложение, но – когда растет предложение, не обязательно вырастает спрос.

5. Что такое равновесная цена и благодаря чему она образуется?

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

6. Что такое маркетинг и каково его предназначение?

Маркетинг изучает объем спроса и предложений, насыщенность рынка той или иной продукцией, возможности разных групп покупателей приобретать те или иные товары

7. С помощью законов спроса и предложения объясните почему:

А) шубы летом продают со скидкой?

Б) прохладительные напитки на пляже дороже, чем в магазине?

8. Решение тестовых заданий: (парная работа), проверка.

9. Решите кроссворд (индивидуальная работа)

10. Подведение итогов урока: спрос, цена, предложение, конкуренция, маркетинг.

Домашнее задание:

  • Учебник: § 11, ответить на вопросы, выучить основные понятия урока.

  •  На выбор: устно задание 3 или 4 на стр. 78.

Разработка темы

«Спрос и предложение»

УЧИТЕЛЯ

 экономики

МБОУ СОШ №19

города Заволжье

Нижегородской области

Морцевой Елены Сергеевны

8 класс.

Введение.

Тема «Спрос и предложение», на мой взгляд, базовая тема в изучении экономики. Только зная, как функционируют спрос и предложение, можно говорить о рынке товаров и услуг, рынке ресурсов (факторов производства),рынке финансов, взаимодействии основных экономических агентов в условиях смешанной экономики.

Особенностью преподавания данной темы в представленной разработке является :

     1.Использование метода укрупнения дидактической единицы (УДЕ), который заключается в параллельном изучении дидактических объектов, имеющих точки соприкосновения (понятия, следующие друг из друга, взаимообратные понятия и т. д.) К таким понятиям можно отнести спрос и предложение. Преимуществом метода УДЕ при изучении данной темы является то, что учащиеся, изучив понятие спроса под контролем учителя, самостоятельно выводят понятие предложения и всех его характеристик. Таким образом, продукт труда учащихся увеличивается в разы.

     2.Использование учащимися знаний, полученных на уроках информатики (владение текстовым процессором Word, табличным процессором Excel и программой компьютерных презентаций Power Point) и использование компьютера на уроках экономики не только учителем, но и учениками, что помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать учащихся на изучение экономики.

     3.Использование учащимися знаний, полученных на уроках математики (понятие функции, графика функции, области определения, области значений функции, возрастания и убывания функции, решение линейных уравнений и систем из двух линейных уравнений с двумя неизвестными), что также помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать учащихся на изучение не только экономики, но и математики.

     4.Акцент при проектировании темы ставится на уроки когнитивного типа (постановка и решение проблемы), креативного типа (урок-составление и решение задач) и особенно коммуникативного типа (урок в малых группах), что позволяет развивать творческие способности учащихся, умение высказывать и доказывать свою точку зрения на базе проанализированных понятий, прислушиваться и принимать мнения других учащихся.

Разработка темы

«Спрос и предложение»

8 часов

1.Спрос и предложение. Величина спроса. Величина предложения.

Шкала спроса, шкала предложения                                                                            1час.

2.Закон спроса. Закон предложения. График спроса, график предложения.        1час.

3 Функция спроса и предложения.                       3часа.

4.Неценовые факторы спроса и предложения.                       3часа.

Урок 1.

Тема: Спрос и предложение. Величина спроса. Величина предложения. Шкала спроса, шкала предложения.

Тип урока: креативный с элементами моделирования и дискуссии.

Цель урока:

-Изучить понятие спроса и величины спроса, предложения и величины предложения, шкалы спроса и предложения

Образовательные: подвести обучаемых к формулировке определений спроса, предложения, величины спроса и величины предложения, научить приводить примеры спроса, предложения, величины спроса и предложения, шкал спроса и предложения, сравнивать и выделять различия между спросом и предложением, между спросом и величиной спроса, предложением и величиной предложения, анализировать данные и выводить определения спроса…, предлагать свою модель предложения, аргументированно доказывать её целесообразность, отбирать из предложенных вариантов необходимые, приводить примеры, переносиьт знания с урока в обычную жизнь.

Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.

Воспитывающая: учить правильному построению фраз, владению аудиторией, высказыванию и доказательству своего мнения, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.

Дидактические средства: заготовки таблицы для учащихся , готовая таблица на экране проектора.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Психолого-педагогические комментарии

Актуализация знаний:(Предыдущая тема:Типы экономических систем.)

Фронтальный опрос

-Какая экономическая система является самой оптимальной при решении

-Назовите основной механизм смешанной ЭС.

-Что такое рыночный механизм?

-Что можно продавать или покупать или какие рынки вам известны?

      Практическая ситуация:

  -Сегодня на примере рынка товаров и услуг мы попробуем охарактеризовать действия покупателей и продавцов.Для начала давайте поиграем в настоящий рынок: я буду продавцом, а вы покупателями. Я предлагаю товар: 5 за полугодие по экономике. Кто хочет приобрести этот товар?

      -Хотят все. А кто сможет купить мой товар  по цене … руб? (Начинаются «торги» с наиболее высокой цены, постепенно цена повышается и одновременно данные заносятся на доску в виде шкалы спроса.)

Восприятие:

-Подведём итоги: Что формируют ваши действия, как покупателей?

-Что формируют мои действия, как продавца?

На доске  записывается тема урока и чертится таблица, состоящая из двух колонок.(см. приложение),в таблицу вносятся заголовки «Спрос» и «Предложение», обозначения D и  S

   -Сформулируйте определение спроса, ориентируясь на ситуацию с оценкой.

— Таким образом в нашем классе спрос на пятёрки есть. Скажите пожалуйста, как найти величину этого спроса Qd?

-Что показывает Qd?

Осознание осмысление:

Детям предлагается привести несколько примеров D и Qd

Учитель организовывает дискуссию.

 Задание для работы в группах:Придумать конкретную ситуацию с продавцами, сформулировать определение предложения, величины предложения, привести примеры.

Домашнее задание:

1.Привести примеры спроса и предложения, величины спроса и величины предложения.

2.Подумать, от чего и как зависят величина спроса и предложения.

-Смешанная ЭС.

-Рыночный механизм под контролем государства.

-Взаимодействие спроса и предложения или покупателей с продавцами.

-Рынок товаров и услуг, рынок ресурсов(ФП), рынок финансов.

Практически все тянут руки.

— Спрос.

 — Предложение.

Учащиеся переносят таблицу в тетрадь.

 -Спрос- это желание и способность покупателя приобретать товары и услуги.

Определение заносится в таблицу.

-Посмотреть на шкалу:при цене 100 руб. покупателей будет 15…

-Какое количество товара  и по какой конкретной цене купят определённое количество покупателей в данном месте

Определение заносится в таблицу, за ним заносится шкала спроса.

Приводятся правильные и неправильные примеры.

Предложение учащиеся изучают самостоятельно, ориентируясь на то, что предложение-это категория, обратная спросу: учащиеся делится на группы, в которых они работают практически на каждом уроке.

После работы в группах учащиеся сверяют свои записи с записями учителя и исправляют ошибки.

Связь с предыдущей темой необходима для того, чтобы у учащихся сложилось впечатление об экономике, как о науке последовательной, логически обоснованной.

Фронтальным опросом стимулируется деятельность учащихся (акцент лучше сделать на слабых учениках)

Во время фронтального опроса возможны неправильные или неоднозначные вопросы.В такой ситуации желательно организовать дискуссию.  

Перед учащимися ставится цель урока.

Практическая ситуация является моделью рынка товаров и услуг(элемент моделирования на уроке), мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы, детям становится очень интересно.

Восприятие нового материала происходит наглядно за счёт практической ситуации, предложенной детям в начале урока. Учащиеся как бы углубляются в эту модель, анализируют её и делают выводы. Самостоятельно формулируют определение спроса и величины спроса, показывают разницу между этими понятиями. Индивидуальное заполнение таблицы в тетрадях приучает детей к самостоятельности и лишний раз стимулирует к деятельности( прежде чем записать, необходимо разобраться в понятии).

На этапе осознания осмысления при приведении примеров учащиеся окончательно разбираются в различии спроса и величины спроса. Возникший спор учит детей высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения, уметь слушать и понимать оппонента.

Анализируя информацию о спросе и зная, что предложение-это характеристика продавцов дети сами придумывают модель предложения и на базе неё выводят понятия предложения, величины предложения, чертят шкалу предложения. Правильность выполнения задания они могут проверить, если формулировки детей отличаются от формулировок учащихся, следует подискутировать на эту тему и принять те определения, отличные от предложенного, те ,которые наиболее подходят по смыслу. Ученики поймут, что формулировать определения можно по-разному, главное не потерять смысл понятия.

Домашнее задание позволяет ещё раз осмыслить изученные понятия и плавно подвести к теме следующего урока.

Урок 2.

Тема: Закон спроса, закон предложения. График спроса, график предложения.

Тип урока: когнитивный с элементами исследования.

Цель урока:

-изучить закон спроса, закон предложения, рассмотреть график спроса, график предложения.

Образовательная: формулирует и выдвигает гипотезу, демонстрирует своё доказательство, создаёт словесную, символическую и графическую модель законов спроса и предложения, выносит свои суждения, оценивает суждения других, решает прямые и обратные задачи на закон спроса и закон предложения, составляет свои задачи.

Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.

      Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и            доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.

      Дидактические средства: заготовки таблицы для учащихся , готовая таблица на экране проектора, карточки с заданиями.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Психолого-педагогические комментарии.

 Актуализация.

Фронтальный опрос предыдущей темы, в том числе домашнего задания (акцент делается на наименее сильных и активных учащихся);оценки выставляются с помощью всего класса.

Проблемная ситуация.

Над проблемной ситуацией учащиеся думали дома.

Восприятие.

Работа организуется в группах.

Учитель просит продолжить исследование и предложить графическую модель законов спроса и предложения

Можно заметить учащимся, что убывающая прямая-это упрощенная графическая модель спроса. Более точная модель-это ветка гиперболы и объяснить почему, но на мой взгляд для восьмиклассников это достаточно абстрактно,для этого нужно знать теорию пределов.

Осознание,осмысление.

Каждой группе даются прямые и обратные задания типа:

1.Построить график спроса, предложения по заданной шкале, доказать с помощью графика закон спроса, предложения.

2. По графику определить, чему равна величина спроса, предложения при цене р=…

3.Придумать прямую и обратную задачи.

Дети приводят свои примеры, аргументировано доказывают их, дискутируют по поводу неправильных примеров.

. Классом выдвигается гипотеза, что величина спроса и предложения зависят от цены товара.

      Дети пытаются доказать свою гипотезу на примере конкретных ситуаций( в том числе и примере с продажей оценки)

Доказанные гипотезы формулируются, называются законами и записываются в продолжение начатой на предыдущем уроке таблице ( индивидуально каждым учащимся) в словесной и символической форме

Дети предлагают варианты графиков, которые иллюстрируют законы спроса и предложения. Все варианты обсуждаются, выбираются самые приемлимые, называются графиками спроса и предложения и вносятся в таблицу в общем виде.Делаются выводы: движение графика вдоль прямой вверх и вниз показывает изменение величины спроса.(Вывод делается учениками после фронтальной беседы и заносится в таблицу)

2. график всегда будет находиться только в первой четверти,т.к. данные экономические величины практически не могут быть отрицательными.

Решёнными заданиями группы-соседи обмениваются, производят их проверку и выставляют оценку.

Вырабатывается умение слушать, принимать свою неправоту, умение правильно и красиво говорить, привлекать внимание слушателей, владеть аудиторией.

Постановка гипотезы-основной компонент урока-исследования. Если появилась гипотеза, то необходимо её доказать-лишний побуждающий мотив к деятельности.

Самостоятельно доказывая свою гипотезу, дети про «пускают проблему через себя», т. е.синтезируют, анализируют и делают выводы.

Прямые и обратные задачи помогают осознать связь между символической и графической моделями закона спроса или предложения, а задание придумать задачи развивает творческую деятельность учащихся.

Урок 3.

Тема: Функция спроса и предложения.

Тип урока: традиционный урок в стиле прямого преподавания.

Цель урока: уяснить понятия функции спроса и предложения, научить построению графиков спроса и предложения.

Обучающая: изучить функцию спроса и функцию предложения.

Развивающая: применяет математические знания при выведении уравнения спроса и предложения,выделяет различия между функцией спроса и функцией предложения, анализирует предложенные функции и выбирает из них нужную, доказывает правильность выбора.

Воспитывающая:учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и            доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.

  1. Актуализация:

–Мы выяснили, что спрос и предложение имеют графики. С точки зрения математики,на основе чего строится график?

-На основе функции.

-Что показывает функция?

-Функция показывает зависимость одной величины от другой на основе заданного уравнения.

2. Проблемная ситуация:

-Тогда зависимость каких величин будут показывать функции спроса и предложения? Как выглядят функции спроса и предложения и их графики? Попробуем на сегодняшнем уроке ответить на данный вопрос и занесём в таблицу новые понятия функции спроса и функции предложения.

3.Восприятие:

-Что является упрощенной графической моделью спроса или предложения?

-Прямая.

-Графиком какой функции является прямая?

-Прямая является графиком линейной функции.

-Приведите примеры линейных функций.

-y=5x+3, y=7x-4,…(названные функции учитель заносит на доску).

-Назовите зависимую и независимую величины.

-х-независимая величина,у-зависимая, т. к. при изменении х будет изменяться у в соответствии с заданным уравнением.

-Как будет выглядеть общий вид уравнения линейной функции?

-у=кх+b

-Сформулируйте законы спроса и предложения и опишите зависимости в них?

-Величина спроса и величина предложения зависят от цены товара или услуги.

-Как можно охарактеризовать зависимость величины спроса от цены?

-Как обратную зависимость.

-Величины предложения от цены?

-Как прямую зависимость.

-Как выглядит график при прямой зависимости?

-Возрастает.

-При обратной?

-Убывает.

-Общий вид линейного уравнения при прямой зависимости?

-у=кх+b

-При обратной?

— у=-кх+b, или у=b+кх при k<0 (заносится учителем на доску).

-b показывает,на сколько единиц произошёл сдвиг прямой у=кх

к показывает угол наклона графика к осям.

-Как тогда будет выглядеть общий вид уравнения спроса?Почему?(учителем и учениками выстраивается логическая цепочка:)

1.Qd зависит от р                             уравнение функции спроса:

2.зависимость обратная                     Qd=b+кр

Эта цепочка заносится в таблицу, уравнение функции спроса выделяется.

Аналогичные действия с уравнением предложения выполняются учащимися самостоятельно и сверяются с записями учителя.

  1. Осознание, осмысление.

-Приведите примеры уравнений спроса и предложения.

(Учащиеся приводят примеры, параллельно объясняя, почему данная функция-функция спроса или предложения.)

Затем каждому учащемуся предлагается карточка с заданием выбрать из имеющихся уравнений уравнения функций спроса и предложения.Работы сдаются учителю и проверяются, но оценки пока не выставляются.

Домашнее задание: повторить построение графиков линейных функций по уравнению и ,конечно, выучить записи в тетради.

В конце третьего урока начатая на первом уроке таблица закрывается .

Урок 4.

Тема: Функция спроса и предложения.

Тип урока: прямое преподавание с элементами игры и групповой работы.

Цель урока: научиться строить график спроса и предложения по заданному уравнению и находить функцию по заданному графику.

Образовательная: сравнивает функции и графики спроса и предложения, находит между ними различия, анализирует функции и графики спроса и предложения, иллюстрирует уравнения функций спроса и предложения, решает задачи на построение графика по уравнению, выводит уравнение по заданному графику или параметрам цены и величины спроса или предложения, придумывает обратную задачу к данной.

 Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.

Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и            доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.

1.Актуализация:

Во-первых каждому учащемуся предлагается выполнить то же задание, что и на прошлом уроке, работы проверяются, сравниваются с предыдущими работами и ставится максимальная оценка.( На первый взгляд, много работы учителю, но это прекрасная возможность проанализировать уровень домашней подготовки учащихся, ведь если оценка понизилась, ребёнок дома не работал, если повысилась- он старался и разобраться с достаточно сложным материалом.)

Во-вторых:

-На математике вы строили графики линейных функций по заданным уравнениям, сможем мы это делать на экономике?

-Да, конечно, мы сможем строить графики спроса и предложения.

2.Проблемная ситуация:

Учитель предлагает поиграть в « школу».Только теперь он будет учеником, а учащиеся-учителями.

-У меня есть уравнения функций спроса и предложения, а вот их графики построить не могу, не помню школьный курс математики!

Дети «учат» учителя строить графики предложенных функций по двум характеристическим точкам,параллельно строя и в своих тетрадях.

Учитель благодарит учащихся за урок и ставит новую проблему:

-Если мы смогли по уравнениям построить графики, сможем ли мы по графику составить уравнение?(Каждому учащемуся выдаётся карточка с одним и тем же графиком спроса, на котором указаны координаты двух характеристических точек.)

3. Восприятие:

-Известны р1 и  Q1

                              p2 и   Q2

Известен общий вид уравнения спроса:

                            Qd=b+кр

Как найти частное уравнение( т. е. как найти b и р)?

      -Составить систему уравнений и решитьеё:

Дано:                                             Решение:

Р1=8руб.               1. Общий вид уравнения функции спроса: Qd=b-кр

Р2=16руб.             2.Известны р1 и  Q1  ,p2 и   Q2,тогда составим систему уравнений:

Q1=70шт.               70= b-8к

Q2=60шт.                60=b-16к

При решении системы получаем к=1,25, b=10, следовательно, частный вид уравнения спроса, исходя из графика: Qd=10-1,25р

  1. Осознание, осмысление:

Предлагается выполнить то же задание, но уже по заданному графику предложения.

(Если учащиеся не успевают выполнить задание на уроке, можно задать его на дом, тем, кто правильно выполнил на уроке, поставить оценку и дать на дом дополнительную карточку.)

Урок 5.

Тема: Функции спроса и предложения.

Тип урока: креативный (урок составления и решения задач)

Цель урока: учится строить графики спроса и предложения, составлять уравнения функций спроса и предложения.,

Образовательная: сравнивает функции и графики спроса и предложения, находит между ними различия, анализирует функции и графики спроса и предложения, иллюстрирует уравнения функций спрса и предложения, решает задачи на построение графика по уравнению, выводит уравнение по заданному графику или параметрам цены и величины спроса или предложения, придумывает обратную задачу к данной, придумывает прямые и обратные задачи.

Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.

Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и            доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.

Дидактические средства: карточки с заданиями, табличный процессор Excel .

Ход урока.

1 часть: Работа в группах за компьютером: Используя программу Excel, построить графики функций спроса и предложения, указанных в карточке.

Пример выполнения задания: Построить график функции Qd=24-4р

2 часть: Индивидуальная работа по карточкам (дифференцированная):

Карточка состоит из трёх заданий:

1.Решить задачу на построение графика по уравнению. Придумать задачу, обратную к ней.

2.Решить задачу на вывод формулы из уравнения. Придумать обратную к ней.

3.Придумать и решить прямую и обратную задачи.

Ставится оценка за работу в группе и за индивидуальную работу.

Домашнее задание: подумать, от чего ещё, кроме цены могут зависеть спрос и предложение.

Урок 6-7.

Тема урока: Неценовые факторы спроса и предложения.

Тип урока: коммуникативный (кооперирование).

Цель урока: изучить неценовые факторы спроса и предложения.

Образовательная: анализируют и выделяют основные моменты в предложенном тексте, умеют объяснить на примере любой неценовой фактор, графически его проиллюстрировать, разрабатывают план изучения неценовых факторов спроса и предложения на компьютерной презентации, при этом высказывая и аргументируя свою точку зрения, классифицируют и различают неценовые факторы спроса и предложения.

Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.

Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и            доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.

Дидактические средства: листы с информацией на каждую группу, программа компьютерных презентаций Power Point.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Психолого-педагогические комментарии.

Актуализация:

Напоминается  домашнее задание.

Учитель записывает все точки зрения и предлагает посмотреть в конце урока, кто прав, а кто нет и почему. Затем учитель спрашивает учащихся, как они думают, чем им придётся заниматься на данном уроке.

Со слов учащихся учитель объявляет тему.

Класс делится на пять групп, каждой выдаётся информация о двух или трёх неценовых факторах спроса или предложения(см приложение), предлагается изучить материал, выделить в нём самое главное, привести конкретный пример на тот или иной фактор, предложить его графическую модель и составить компьютерную презентацию по данным факторам.

Учитель непрестанно контролирует весь процесс, помогает слабым группам, наталкивает на правильную идею.

Учитель предлагает объединить свои минипрезентации в одну большую под названием «Неценовые факторы спроса и предложения» с использованием гиперссылок.Предлагает единый первый слайд.Но ставится условие, что прежде, чем скопировать информацию с минипрезентации в большую, каждый представитель группы должен объяснить суть своих факторов остальным членам группы.

Показывается одна из лучших презентаций (всё-таки все они будут разными, исходя из индивидуальных особенностей группы).

Каждой группе выставляются оценки.

Следует вернуться к началу урока и посмотреть, кто же оказался прав. Желательно это обсудить.

Некоторые учащиеся высказывают свои точки зрения.

Учащиеся отвечают, что они узнают, от чего кроме цены зависят спрос и предложение.(проблемная ситуация)

Учащиеся работают в группах и составляют минипрезентации по полученному заданию.

После выполнения первой части задания, учащиеся, получив номерки от одного до пяти, меняют группы. У каждого на руках дискета со своей минипрезентацией.

Учащиеся сами формулируют цель предстоящего занятия и проблему урока.

Дети общаются, учатся находить компромисс , прислушиваться к мнению других, самостоятельно предлагать идеи и воплощать их в жизнь, показывают творческую смекалку и способность работать с компьютером.

Учащиеся за два урока не только познакомятся с неценовыми факторами спроса и предложения, но и смогут привести примеры на каждый из них и получат дидактический материал в виде презентации(у каждого на дискете)

Продукт труда учащихся.

Урок 8

Тема: Неценовые факторы спроса и предложения.

Тип урока: коммуникативный (урок-эстафета)

      Цель урока: изучить неценовые факторы спроса и предложения.

Образовательная: анализируют и выделяют основные моменты в предложенном тексте, умеют объяснить на примере любой неценовой фактор, графически его проиллюстрировать, разрабатывают план изучения неценовых факторов спроса и предложения на компьютерной презентации, при этом высказывая и аргументируя свою точку зрения, классифицируют и различают неценовые факторы спроса и предложения.

Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.

Воспитывающая:учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и            доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента,учится проигрывать.

Дидактические средства:

-5 карточек с примерами

-листы для ответов

-слайд с ответами-графиками

-карточки с заданиями-графиками

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Психолого-педагогическая характеристика

Учитель предлагает посмотреть, пошла ли на пользу составленная презентация и предлагает показать свои силы в эстафете.

Учитель представляет жюри(2-3 учащиеся из других классов) и объявляет первое задание.Каждой команде выдаётся карточка с одинаковыми примерами.

1 задание:

Кто быстрее выберет из предложенных вариантов пример зависимости спроса от доходов населения?

Начинается обсуждение правильных и неправильных ответов.

2 задание:

Кто быстрее выберет из предложенных вариантов пример зависимости спроса в ситуации взаимозаменяемых товаров?

3 задание:

Кто быстрее выберет из предложенных вариантов пример зависимости предложения от изменения цен на ресурсы?

4 задание:

Кто быстрее представит графические модели данных примеров?

Учитель показывает верные ответы на экране через проектор.

5 задание:

Кто быстрее приведёт по три примера к каждому графику?

Жюри подводит итоги эстафеты ,выигравшей команде ставится пять.

Учащиеся делятся на команды по 5 человек, придумывают название команде.

Учащиеся выполняют задание и отдают ответы жюри.Первая правильно ответившая команда получает балл.

Выигравшая команда должна объяснить, почему их ответ правильный, какова зависимость.Ответившие неправильно, пробуют объяснить, почему.

См. 1 задание.

Команды по мере выполнения сдают ответы жюри, которое занимается проверкой.Учащиеся в это время имеют возможность проверить свои ответы с верными.Начинается обсуждение правильных и неправильных ответов.

Балл даётся той команде, которая выполнила задание быстрее всех и абсолютно правильно, в противном случае не ставится никому.

Результаты не сдаются жюри, а выносятся на всеобщее обсуждение. Жюри фиксирует быстроту выполнения заданий и правильность. Балл даётся той команде, которая выполнила задание быстрее всех и абсолютно правильно, в противном случае не ставится никому.

Своего рода проблемная ситуация

Дух соревнования прибавляет заинтересованности учащимся.

Учащиеся думают, сравнивают, анализируют правильные и неправильные результаты, делают выводы.

Учащиеся думают, сравнивают, анализируют правильные и неправильные результаты, делают выводы

Учащиеся имеют возможность высказать свою точку зрения и её доказать, учатся слушать и дискутировать.

Дети учатся проигрывать.

Приложение.

1.Таблица спроса и предложения.

Спрос.

Предложение

Английский перевод

Demand

Supply

   Обозначение

D

S

Определение

Спрос-это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги.

Предложение-это желание и способность продавца представить товар на рынок.

Определение величины

Qd

Величина спроса-это количество товаров и услуг, которое данные покупатели могут купить по фиксированной цене в конкретное время в определённом месте.

Qs

Величина предложения-это количество товаров иуслуг, которое данные продавцы могут представить в конкретное время по определённой цене в данном месте.

Шкала

P       200   100

Qd     10     15

P      200     100

Qs     15       10

Закон

При повышении цен спрос падает, при снижении-растёт.

Р D

P        D

При повышении цен предложение растёт, при снижении-падает.

Р      S

P      S

График

Функция

1.Qd зависит от р

2.Зависимость обратная

Qd=b+кр

k<0,b>0

1.Qs зависит от р

2.Зависимость прямая

QS=b+kp

k>0,b-любое число

Примеры заданий к уроку 5:

Карточка 1

(простое задание)

1.Построить график функции предложения по заданному уравнению:Qs=30-4p.Придумать задачу, обратную данной.

2. Записать уравнение прямой предложения яблок, если известно, что продавец по цене30 руб. за кг готов продать 20 кг яблок, а по цене 50 руб. за кг -40 кг яблок.

Ставится оценка за работу в группе и за индивидуальную работу. Придумать задачу, обратную к данной.

  1. Придумать и решить прямую и обратную задачи.

Карточка 2

(задание средней сложности)

  1. Построить график функции спроса по заданному уравнению

Qd=25-4p. Придумать задачу, обратную к данной.

2.Вывести уравнение предложения по данному графику:

Придумать задачу, обратную к данной.

3.Придумать и решить прямую и обратную задачи.

Карточка 3

(задание повышенной сложности)

  1. Построить график функции предложения по заданному уравнению:

Qs=100+100p. Придумать задачу, обратную к данной.

2.При понижении цены на огурцы с 6 до 5 руб. за кг объём продаж увеличился с 300 до 350 в день.Построить график спроса и найти аналитический вид функции спроса, если известно,что она линейна. Придумать задачу, обратную к данной.

3Придумать и решить прямую и обратную задачи.

Примеры заданий к уроку 8:

Карточка с примерами.

1.Спрос на купальники летом.

  1. Рост ставки налога на производителя.
  2. Снижение производства кефира при росте цен на молоко.
  3. Ожидание роста цен на продукты перед Новым годом.
  4. Замена старых станков станками с программным управлением.
  5. Спрос на чай при росте цен на кофе.
  6. Уменьшение урожая зерна вследствие роста цен на топливо.
  7. Рост спроса на шоколадные конфеты вследствие повышения зарплаты бюджетникам.
  8. Падение спроса на сливки при росте цен на кофе.
  9. Пуск нового цеха по производству пельменей.

Графики-ответы.

1,4,6,8 примеры

9 пример

3,5,10 примеры

2,7 примеры

Карточка с графиками.

1.

2.

3.

4.

Используемая литература:

1.«Основы экономической теории» под редакцией С.И.Иванова.

2. «Уроки экономики в школе» Травин Е.Н.

Всё остальное придумано мной, включая и задания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь осевого сечения параллелепипеда
  • Общие затраты на производство как найти
  • Как найти ближайших родственников человека
  • Прямой параллелепипед высота как найти
  • Как найти тень фонарного столба