Как найти спряжение глагола если окончание безударное

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

Для начала вспомним, что такое спряжение глаголов. Это изменение по числам и лицам. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, понадобится перевести глагол в инфинитив (в неопределенную форму). В глаголах неопределенной формы нет окончания, есть суффикс: -ить, -еть, -ечь, -ять, -ать, -ыть, -оть, -уть. Спряжение определяем по гласной букве, стоящей перед -ть.

К первому спряжению относятся глаголы с суффиксом —ать, —ять, —оть, —еть, —ыть, —уть.

Например: работать, гулять, колоть, потеть, ныть, прыгнуть и т.п.

Кроме того, к I спряжению относятся глаголы: брить и стелить, зиждиться и зыбиться. Это исключение из правил.

К второму спряжению относятся глаголы с суффиксом -ить. Например: говорить, кормить и т.п.

Также к II спряжению относятся:

4 глагола с суффиксом -ать (держать, гнать, дышать, слышать).

7 глаголов с суффиксом -еть (ненавидеть, терпеть, видеть, смотреть, зависеть, вертеть, обидеть.

Эти глаголы исключение из правил. Их нужно запомнить.

Дополнительно читайте Как определить спряжение глагола.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ксарф­акс
[156K]

5 лет назад 

Спряжение глагола с безударным окончанием

Если глагол имеет безударное личное окончание, то его спряжение можно определить исходя из неопределённой формы (инфинитива).

Спряжение будет зависеть от гласной, которая находится перед «ТЬ».

I спряжение

Глаголы на -ать, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ять.

II спряжение

Глаголы на -ить.

При этом могут возникнуть затруднения, какую гласную нужно писать в неопределённой форме перед «ть». Например, глагол «сеять» некоторые люди могут написать неправильно — «сеить». Чтобы избежать ошибки стоит обратиться к орфографическому словарю и оттуда узнать, как правильно пишется та или иная неопределенная форма глагола.


При этом нужно помнить, что существуют глаголы-исключения. Их нужно запомнить.

11 глаголов имеют окончания -еть и -ать, но относятся ко II спряжению.

4 глагола имеют окончание -ить, но относятся к I спряжению.

К исключениям также будут относится глаголы, образованные от исходных глаголов приставочным способом.

Например, рассмотреть, увидеть, услышать, расстелить и т.п.


Теперь рассмотрим несколько примеров.

1) глагол «резать».

У него ударение падает на 1 слог (на гласную «е»), а окончание безударное.

Так как данный глагол оканчивается на «ать» и не является исключением, то он будет относиться к I спряжению.

Значит, при изменении глагола по лицам и числам будут использоваться окончания, которые соответствуют именно 1 спряжению.

Глагол спрягается следующим образом (настоящее время, изъявительное наклонение):

режу, режем, режешь, режете, режет, режут.

2) глагол «повесил».

Здесь ударение падает на гласную «е» в корне.

Неопределенная форма будет «повесить», глагол не является исключением.

Смотрим на гласную перед «ть» — это буква «и».

Значит, это глагол II спряжения.

Спрягается он следующим образом (будущее время, изъявительное наклонение):

повешу, повесим, повесишь, повесите, повесит, повесят.

Rogne­da
[416K]

7 лет назад 

У многих глаголов как раз-то и являются безударными личные окончания. И тогда возникают сомнения, как правильно пишутся слова:

ненавидешь или ненавидишь,

стреляим или стреляем,

лелеют или лелеят?

Чтобы ориентироваться в мире глагольных форм и правильно написать их окончания, которые не под ударением слышатся неясно, определяем по форме инфинитива его спряжение. А чтобы правильно определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями, помним, что все глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме брить и стелить, относятся ко второму спряжению. Сюда же добавим глаголы-исключения:

на -ать — гнать, держать, слышать, дышать;

на -еть — смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть и обидеть.

Все остальные глаголы на -ать, -оть, -уть, -еть, -ять отнесем к первом спряжению.

Обратим внимание, что в случае ударных суффиксов в инфинитиве, спряжение глагола определяем по

ударным окончаниям, например:

глагол «лететь» визуально подходит к первому спряжению, так как заканчивается на -еть и не является глаголом-исключением. Но у него ударные личные окончания в формах летишь, летим. Значит, все же это глагол второго спряжения.

Natio­nal Anthe­m
[601]

5 лет назад 

Чтобы определить спряжение глагола, у которого окончание безударное, существует следующий алгоритм:

1) Сначала ставим глагол в неопределенную форму.

2) Смотрим на букву, которая находится перед «ть».

Если глагол оканчивается на «ить», то это будет 2 спряжение (искл. брить и стелить), если буква перед «ть» другая (например, «ять»), то это первое спряжение (искл. ненавидеть, обидеть и еще 9 глаголов).

Например, определим спряжение глагола «разгАдываю».

У него начальная форма — «разгадывать», она оканчивается на «ать». Значит, это 1 спряжение (и рассматриваемый глагол не является исключением из правил).

Алиса в Стран­е
[364K]

5 лет назад 

Сделать это будет достаточно просто после того, как мы поставим наш глагол в его начальную форму — в форму инфинитива. Сделаем это и тогда уже определим его спряжение. Допустим, нам надо определить спряжение глагола «бегаем» (ударение на первом слоге, окончание в безударном положении и не очень-то понятно, какое окончание: бегаЕм или бегаИм) После перевода в начальную форму получаем глагол «бегать» и определяем спряжение. Тем, кто не помнит как это делать, предлагаю воспользоваться табличкой, по ней легко определить что наш глагол «бегаем» (инфинитив «бегать») относится к глаголам первого спряжения:

Божья коров­ка
[160K]

6 лет назад 

В случае с безударным личным окончанием глагола нужно поставить глагол этот в начальную форму и посмотреть, какая гласная стоит перед ТЬ, от нее зависит тип спряжения. При этом не забываем, что есть и глаголы-исключения.

Смотрим табличку, не буду повторяться:

Essen­ia
[61.8K]

6 лет назад 

Для определения спряжения такого глагола необходимо, в первую очередь узнать начальную форму этого самого глагола. Далее, обратить внимание на гласную, которая стоит перед ть. Таким образом не сложно определить тип спряжения.

ЯнаМа­рина
[75.6K]

8 лет назад 

Если личное окончание у глагола безударное, то для этого случая есть орфографическое правило. Оно утверждает, что глагол надо поставить в форму инфинитива. 7 глаголов, оканчивающиеся на — еть, 4 на — ать, все на -ить, кроме брить и стелить относятся ко 2 спряжению и имеют соответствующее окончание. Все остальные надо писать с окончаниями как у первого спряжения.

dimas­onus
[9.6K]

7 лет назад 

Проще всего определить спряжение глагола с безударным окончанием, поставив этот глагол в форму инфинитива (эту форму, в начальной школе, часто называют неопределенной формой).

Первым спряжением будут все слова, которые НЕ оканчиваются на ИТЬ, кроме исключений.

А вторым спряжением будут все слова которые оканчиваются на ИТЬ, кроме тех же исключений.

Для начала глагол ставим в неопределенной форме.

Далее определяем, какая же гласная буква находиться перед -ть

В 1 спряжении это глаголы с окончаниями

ать

еть

оть

уть

ыть

Остальные глаголы относятся ко 2 спряжению.

Подробнее в табличке:

как определить спряжение глагола.

Знаете ответ?

Спряжение глаголов – одна из базовых и не всегда понятных тем. Любой школьник может запутаться и допустить ошибку во время определения спряжения и записи самого глагола. Для того, чтобы исключить такую вероятность, изучим правила русского языка и раз и навсегда запомним, как спрягаются глаголы.

Что такое глаголы инфинитивы?

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние действующего лица. Найти глагол в тексте можно по следующим признакам:

  1. Наличие лица;
  2. Наличие вида;
  3. Наличие времени действия (настоящее, прошедшее, будущее);
  4. Наличие числа (множественное или единственное);
  5. Наличие рода (мужской, женский или средний);
  6. Наличие залога;
  7. Наличие спряжения;
  8. Возвратность.

Эти признаки позволят не только определить глагол, но и правильно просклонять его в тексте, чтобы он не потерял свой первоначальный смысл.

Как понять, что глагол находится в форме инфинитива?

Инфинитив – неопределённая (или начальная) форма глагола, имеет суффиксы:

Ть Ти Чь

Эти суффиксы также можно определять как окончания. Поэтому ответ на вопрос «какие окончания бывают у глаголов в неопределённой форме» будет содержать ответы «ть, ти и чь».

Такие глаголы будут отвечать на следующие вопросы:

  1. Что делать?
  2. Что сделать?

Глагол-инфинитив довольно прост в определении, так как имеет только спряжение и вид. В предложении он может быть как сказуемым, так и подлежащим или второстепенным членом.

Что такое спряжение глагола и как его определить?

Спряжение глагола – это его изменение по лицам и числам, иногда – по временам и родам. Глаголы можно спрягать как в настоящем, так и в будущем времени.

Спряжение делится на следующие типы:

1 спряжение 2 спряжение

Определение 1 и 2 спряжения нужно для того, чтобы правильно ставить буквы Е и И в безударных окончаниях глаголов.

Как же понять, какое спряжение у рассматриваемого глагола?

Два самых распространённых способа:

  1. Обратить внимание на ударное личное окончание глаголов настоящего времени;
  2. Определить спряжение по суффиксу инфинитива, если глагол имеет безударное окончание.

Разберём этот вопрос подробнее на примере каждого спряжения.

Как определить 1 спряжение и 2 спряжение глаголов? 

Определение спряжения глаголов часто становится довольно трудным делом, потому что нужно запомнить большое количество исключений спряжений. Чтобы лучше запомнить эту тему, обратимся к правилам и таблицам.

Начнём с первого спряжения. Это все глаголы, которые нельзя отнести ко второму спряжению. Для наилучшего запоминания темы, можно использовать следующую таблицу первого спряжения глаголов:

Правило Примеры Исключения
К нему относят инфинитив глагола с суффиксом «еть» Велеть;
Белеть;
Алеть;
Пестреть;
Болеть;
Лететь.
Вертеть;
Видеть;
Зависеть;
Обидеть;
Ненавидеть;
Смотреть;
Терпеть.
Глаголы с суффиксом «ать» Бежать;
Смешать;
Мешать;
Ругать;
Спать;
Играть;
Блистать;
Листать.
Гнать;
Дышать;
Держать;
Слышать.
Глаголы с суффиксами: «оть» «уть» «ть» Пороть;
Молоть;
Гнуть;
Обмануть;
Перегнуть;
Перемолоть.
Нет
Глаголы-исключения 2 спряжения с суффиксом «ить» Стелить;
Брить;
Зыбиться;
Зиждиться.
Являются исключением

Итак, для определения первого спряжения важно запомнить:

  1. Суффиксы глаголов, которые относятся к первому спряжению («ать», «оть», «уть», «ть», «еть»)
  2. Запомнить глаголы из таблицы (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть и т.д.), которые по правилу являются исключением первого спряжения и относятся ко второму.

Как определить 2 спряжение глагола?

Принцип почти такой же, как при определении первого. Обратимся к таблице.

Правило Пример Исключения 2 спряжения 
Ко второму спряжению относятся все глаголы на «ить» Разбить;
Молить;
Убить;
Рубить;
Пробить;
Побелить.
Стелить;
Брить;
Зыбиться;
Зиждиться.
Глаголы-исключения 1 спряжения на «еть» Вертеть;
Видеть;
Зависеть;
Обидеть;
Ненавидеть;
Смотреть;
Терпеть.
Являются исключением
Глаголы-исключения 1 спряжения на «ать» Гнать;
Дышать;
Держать;
Слышать.
Являются исключением
Глаголы с окончаниями:
-у (-ю);
-ит;
-ишь;
-им;
-ать (-ять);
-ите.
Смотрю;
Смотрит;
Едим;
Стоять;
Смотрите;
Молите.
Нет

Что запомнить глаголы второго спряжения и определять их в тексте, нужно запомнить глаголы-исключения, представленные в третьей графе таблицы.

Для определения глаголов второго спряжения нужно запомнить:

Глаголы на «ять» («ать»), «ю» («у»), «ит», «ишь», «им», «ите»;

Исключения на «еть» и «ать»;

Глаголы на «ить», которые не относятся ко второму спряжению.

Замечательное стихотворение о грамматике позволит запомнить глаголы-исключения буквально в два счёта:

Или:

Определение спряжения по личному окончанию глагола

Если ударение падает на окончание, то всё довольно просто: нужно поставить глагол в форму третьего лица множественного лица.

Запомним, что:

  1. –Ут (-ют) – первое спряжение.
  2. –Ат (-ят) – второе спряжение.

Что слышим на окончании, то и пишем в итоге.

Обратите внимание на таблицу с примерами склонения глаголов:

І спряжение

Число и лицо Окончание Пример
Ед.
1 – я
2 – ты
3 – он, она, оно

-ю-ешь-ет
хлопочу
хлопочешь
хлопочет
Мн.
1 – мы
2 – вы
3 – они
-ем-ете-ут
-ют
хлопочем
хлопочете
хлопочут

ІІ спряжение

Число и лицо Окончание Пример
Ед.
1 – я
2 – ты
3 – он, она, оно
-у, -ю
-ишь
-ит
медлю
медлишь
медлит
Мн.
1 – мы
2 – вы
3 – они
-им
-ите
-ат, -ят
медлим
медлите
медлят

Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?

Одно из самых трудных способов определения спряжения – это безударные окончанияЕсли на окончание глагола не падает ударение, то оно считается безударным. Это создаёт ряд проблем во время определения спряжения. Но не стоит расстраиваться! Достаточно просто запомнить исключения и несколько правил, чтобы больше никогда не делать ошибки в таких словах. 

Окончания глаголов по спряжениям (в этом случае) можно запомнить с помощью следующих правил:

Первое спряжение Второе спряжение
В инфинитиве — глаголы на «еть» (кроме исключений) В инфинитиве — глаголы на «ить» (кроме исключений, которые относятся только к первому спряжению)
Глаголы, которые оканчиваются на «ать» (кроме исключений) Глаголы-исключения на «еть» (исключения первого спряжения) 
Глаголы, которые оканчиваются на «оть», «ёть», «уть», «ють», «ыть». Глаголы-исключения на «ать» (исключения первого спряжения)
Глаголы-исключения, которые оканчиваются на «ить» (исключения второго спряжения, которые нужно запомнить, чтобы не путать со вторым) 

Запомните это правило и все глаголы-исключения, чтобы не допускать ошибок во время работы с заданиями по русскому языку.

Возьмем примеры
  1. Молить — 2 спряжение, так как глагол на «ить». Он не является исключением.
  2. Играть – 1 спряжение, так как глагол на «ать». Он не является исключением.
  3. Зыбиться – 1 спряжение, так как это глагол-исключение на «ить».
  4. Писать — 1 спряжение, так как глагол «ать». Он не является исключением.
  5. Гнать — 2 спряжение, так как это глагол-исключение на «ать».

В определении спряжения и дальнейшем склонении глагола нет ничего сложного, если разобраться в алгоритме действий и запомнить все правила с окончаниями. Самое главное — всегда помнить глаголы-исключения. Способы запоминания могут быть разными: 

  • Заучивание наизусть по таблице; 
  • Составление предложений с глаголами-исключениями; 
  • Заучивание грамматических стихов, которые позволят быстро запомнить все исключения первого и второго спряжения.

Разноспрягаемые глаголы: как определить?

Склонение и спряжение глаголов осложняется ещё и наличием так называемыми разноспрягаемыми глаголами. Это – такие глаголы, которые могут склоняться и по первому спряжению, и по второму. Более того, они будут по-разному звучать в разных числах и родах.

Разноспрягаемые глаголы следует запомнить раз и навсегда:

  1. Хотеть;
  2. Чтить;
  3. Бежать;
  4. Брезжить.

Все производные глаголы (происходящие от них) тоже относятся к разноспрягаемым. 

Пример спряжения таких глаголов:

  1. Единственное число третьего лица – хочет (1 спряжение);
  2. Множественное число третьего лица – хотят (2 спряжение).

И далее по аналогии. Запомните эти слова, чтобы не допускать ошибок и точно знать, что с ними делать, если они попадутся в текстовом задании во время теста, ответа у доски или на экзамене. 

Сюда можно отнести и слова с особым типом формирования окончания:

  • Есть (ем, едим, ешь, едите, ест, едят);
  • Дать (даю, даём, даёшь, даёте, даёт, дают).

Вышеперечисленные глаголы не относятся ни к одну из представленных видов спряжений и являются словами-исключениями. Их нужно заучить и не путать их спряжение во время выполнения тестовых заданий. 

Самые распространённые ошибки

Чаще всего при определении окончания глаголов по спряжениям заключатся в том, что глаголы-исключения забываются. Запомним, что спряжение глаголов-исключений:

Запомните формы спряжения глаголов в третьем лице множественного числа 1 спряжения («ут» и «ют»), а «ат» и «ят» — 2 спряжения. Чтобы не запутаться, обратитесь к таблице и запомните виды глаголов и их окончаний в том или ином числе и лице. Это позволит избежать ошибок.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам. В русском языке есть два типа спряжения: первое (I) и второе (II).

  • Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию.
  • Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме глагола. Знать правила спряжения глаголов нужно для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

I спряжение

К I спряжению относятся глаголы:

  • начальная форма оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть,
  • исключения (на ить): брить, стелить.

НЕ относятся к I спряжению глаголы-исключения:

  • на -еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
  • на  -ать: гнать, держать, дышать, слышать.

Окончания глаголов I спряжения:

  • 1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч. — «ем» («ём»)
  • 2-е лицо: ед. ч. — «ешь», мн. ч. — «ете» («ёте»)
  • 3-е лицо: ед. ч. — «ет», мн. ч. — «ут» («ют»).

II спряжение

К II спряжению относятся глаголы:

  • начальная форма оканчивается на -ить 
  • на -еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
  • на  -ать: гнать, держать, дышать, слышать.

НЕ относятся к II спряжению глаголы-исключения:

  • на -ить: брить, стелить.

Окончания глаголов I спряжения:

  • 1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч. — «им»
  • 2-е лицо: ед. ч. — «ишь», мн. ч. — «ите»
  • 3-е лицо: ед. ч. — «ит», мн. ч. — «ят» (-«ат»).

Таблица окончаний для глаголов 1 и 2 спряжения

Глаголы исключения

Правило: как определяется спряжение глаголов с ударным окончанием

Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно поставить его в форму третьего лица множественного числа.:

  • если слышим -ут (-ют) — это первое спряжение;
  • если слышим -ат (-ят) — это второе спряжение.

 Примеры глаголов первого спряжения:

  • пою, выберу, расту, рисуем, выберем, растем,
  • поешь, выберешь, растешь, рисуете, сошьете, растете,
  • поет, выберет, растет, поют, выберут, растут.

Примеры глаголов второго спряжения:

  • пилю, куплю, держу, пилим, купим, держим
  • пилишь, купишь, держишь, пилите, купите, держите
  • пилит, купит, держит, пилят, купят, держат.

Правило: как определить спряжение глагола с безударным окончанием

Чтобы узнать спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно поставить его в начальную форму и по его суффиксу определить спряжение:

Как определить глаголы первого спряжения:

  • в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -еть, -ать, -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть  (кроме исключений) — это первое спряжение;
  • исключения на -ить: брить, стелить — это первое спряжение;
  • в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -ить (кроме исключений) — это второе спряжение;
  • исключения на -еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть — это второе спряжение;
  • исключения  на  -ать: гнать, держать, дышать, слышать — это второе спряжение;

Примеры

Глагол: рисует.
Начальная форма: рисовать.
Оканчивается на «-ать», потому это первое спряжение.
Спряжение глагола: Я рисую. Мы рисуем. Ты рисуешь. Вы рисуете. Он рисует. Они рисуют.

Глагол: «пилит».
Начальная форма: пилить.
Заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение.
Спряжение глагола: Я пилю. Мы пилим. Ты пилишь. Вы пилите. Он пилит. Они пилят.

Как определить спряжение глагола: алгоритм

Определить, падает ли ударение на окончание?

  • да ➝ определяем спряжение глагола по окончанию  ➝ смотреть таблицу с окончаниями.
  • нет ➝ ставим глагол в начальную форму ➝ глагол заканчивается на -ИТЬ?
    • да ➝ 2 спряжение (кроме глаголов: брить, стелить)
    • нет➝ 1 спряжение (кроме глаголов: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть,  и обидеть, и терпеть  — это второе спряжение).

Определение спряжения глагола необходимо при морфологическом разборе.

В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая  трудная для понимания часть речи.

Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.

Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.

Содержание:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Неопределенная форма глагола.
  3. Как правильно находить неопределенную форму?
  4. Что такое спряжение?
  5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
  6. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
  7. Ударные и безударные личные окончания глаголов.
  8. Алгоритм определения спряжения глаголов.
  9. Глаголы-исключения.
  10. Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
  11. Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
  12. Разноспрягаемые глаголы.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?

Глагол изменяется по числам и временам.

Единственное и множественное число: читал — читали.

Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.

Прошедшее время (уже было): читал, читали.

Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияНеопределенная форма глагола

Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.

Думать, убежать, нести, беречь.

Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):

расчесаться, нестись, уберечься.

В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКак правильно находить неопределенную форму?

  • Поставь вопрос к глаголу.
  • Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.

Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)

Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)

Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.

Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое спряжение?

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

как объяснить ребенку спряжение глаголов в русском языке 4 класс

Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.

Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Он думал, она думала, оно думало, они думали.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЛичные окончания глаголов I и II спряжения

В русском языке два спряжения.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм определения спряжения глаголов

Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.

У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).

Разберем с примерами.

Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.

Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.

Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.

Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.

По́мнить — по́мним — по́мните.

Ме́рить — ме́рим — ме́рите.

Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Думать — ду́маешь — думаем.

Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.

Писать — пи́шешь — пи́шете.

Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.

Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Например:

  • Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
  • Спать — спим, спи́те, спят.
  • Гореть — вы гори́те — они горя́т.
  • Кричать — кричи́те — крича́т.

Это глаголы II спряжения.

  • Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
  • Жить — живёшь, живу́т.
  • Лить — льёшь, льют.

Это глаголы  I спряжения.

При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.

Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлаголы-исключения

Ко II спряжению относятся:

  1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

  2. Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

  3. Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.

К I спряжению относятся:

  1. Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть. 

  2. Два глагола на -ить — брить, стелить.

Глаголы на -ять лучше запомнить.

Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.

Запомни!

Глаголы на –ять (I спр.)

Всё пиши, как припаять —

Сеять, веять и лелеять,

Таять, лаять, хаять, блеять,

Чуять, каяться, затеять

И надеяться, и реять,

Маяться, но не отчаяться.

Наст. и буд. вр.

Прош. вр.

   она  чует, они надеются,  вы затеете,

   мы лелеем,  ты маешься, он  тает

   лаяла , таял, сеял, затеяли,  отчаялись

Но:   строить, клеить,  усвоить, драить (II спр.)

                         Строим, строят;   клеишь, клеите,  усвоит,  усвоят

                                        Строили,   клеила, усвоили,  драил.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияСпряжение глаголов таблица с исключениями

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияПамятка определения спряжения глаголов

Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?

Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.

спряжение глагола 4 класс

Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?

Например:

Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.

Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:

Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.

Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.

!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.

Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки. 

Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм написания безударных личных окончаний глаголов



  1. Нахожу глагол с безударным окончанием.
  2. Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
  3. Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
  4. Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму. 
  5. Смотрю, на что она заканчивается. 
  6. Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
  7. Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.


Можно рассуждать так:

Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.

Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое разноспрягаемые глаголы?

Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.

Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).

Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.

В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.

Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.

Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.

Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)

Например:

Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.

Определяем спряжение глагола.

1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.



Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс» 

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.

Данное пособие содержит:

64 рабочих листа!

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.

тексты для списывания 4 класс

тексты для списывания 4 класс


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКарточки спряжение глаголов 4 класс

Карточка 1

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Напиш_т  ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна,  вы обижа_е, вы реша_те,  ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся,  ты вздыха_шь, ты выуч_шь,  друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м,  вы готов_те,  он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.


Карточка 2

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу,  бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся  на уроке,  они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч,  ты побре_шься.


Карточка 3

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т,  ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.


Карточка  4

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Вер_ш_ ,  леч_ш_ся,  он  зябн_т,  вы  обижа_т,  он  мороз_т,  они  хохоч_т,  они  слыш_т,  она  купа_тся,  мечта_ш_ ,  дежур_ш_,  оно свет_т,  он  гон_т,  они  уч_т,  мы  люб_м, готов_ш_,  воз_ш_ся,  он  ро_т,  вы  руб_т,  он  кол_т,  они  дремл_т,  они  стел_т,  она  гоня_тся,  гон_ш_ ,  пряч_ш_,  оно се_т,  он  держ_т,  они  суш_т,  мы  гас_м.


Карточка  5

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Догон_ш_,  гре_ш_ся,  он  смотр_т,  вы  броса_т,  он  глад_т,  они  бормоч_т,  они  верт_т,  она  улыба_тся,  куша_ш_,  вздыха_ш_,  оно гре_т,  он  стон_т,  они  леч_т,  мы  вер_м, собира_ш_,  согре_ш_ся,  он  нос_т,  вы  постукива_т,  он  маш_т,  они  пляш_т,  они  терп_т,  она  стара_тся,  держ_ш_ ,  пил_ш_,  оно мел_т,  мы  стон_м,  они  сол_т,  мы  вер_м.


Карточка 6

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

Вет_р  крут_т_ся  в  в_рху_ках  д_рев__в.  Рокоч_т  гром.  Хлещ_т  дож_ь.  Мы  пробу_м  укрыт_ся  п_д  стар_й  ол_хой,  приж_ма_мся  к  скр_пуч_му  ств_лу  и  молч_   терп_м  капризы  пр_роды.  Дож_ь  моч_т  нас  и  здес_.  Молния  на  мгновенье  _заря_т  всё.  И  снова  н_ступа_т  т_мн_та.  Бли_ко  от  нас  в  дер_в_  п_п_да_т  молния.  Мы  п_к_да_м  убежище  и  плута_м  до  ра__вета.  Утр_  з_ст_ёт  нас  на  вых_де  из  леса.


Карточка 7

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

  • МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
  • ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
  • ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
  • ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.

Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.

С уважением, Ольга Наумова

Сайт НАУМЁНОК

Также рекомендую:

Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса

ВПР УДАРЕНИЕ

Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс

Синтаксический разбор предложения

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияВ помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Спряжение глаголов школьники начинают изучать в 4-м классе. Их в русском языке всего два. Но как запомнить правила и не путать, где I спряжение у глагола, а где II? В статье разбираемся с этим подробнее.

Что такое глагол? Начальная форма глагола

Слова «бежать», «идти», «петь» — глаголы, потому что обозначают действие предмета и отвечают на вопрос  «что делать?». Без глаголов человек не сможет рассказать о своих действиях и даже о своих мыслях.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делаю? что сделаю? что делаем? что сделаем? что делаешь? что сделаешь? что делаете? что сделаете?  что делает? что сделает? что делают? что сделают? что будет делать? 

Например: (что делаю?) Играю; (что сделает?) Напишет; (что делает?) Поёт; (что сделаете?) Выучите.

Глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» или «что сделать?», стоят в начальной форме. Иначе говоря, в неопределённой форме.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глагола — это изменение глагола по лицам и числам.

спряжение глаголов

Как определить спряжение глаголов с ударными окончаниями

Если у глагола ударное окончание, то спряжение определяют по его личному окончанию. Глаголы I спряжения имеют окончания : -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ете(-ёте), -ем(-ём), -ут(-ют); глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -им, -ит, -ите, -ат(-ят). Например: поймёшь — I спряжение, творите — II спряжение.

Также определить спряжение глагола с ударным окончанием можно, поставив его в форму третьего лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) — это первое спряжение, если слышим -ат (-ят) — это второе спряжение. Например: следят —  II спряжение, поют — I спряжение.

Алгоритм определения спряжения глаголов с безударными окончаниями

Если у глагола безударное личное окончание, узнать его спряжение можно по неопределённой (начальной) форме.

Ко II спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов брить, стелить. 

спряжение глаголов

К I спряжению относятся все остальные глаголы. Они оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть, -ть, кроме 11 глаголов-исключений. В том числе 2 глагола-исключения на -ить: брить и стелить.

Пример. В глаголе «бега?т» пропущена буква «е» или «и»? Ставим его в неопределённую форму: (что делать?) бегать. Глагол оканчивается на -ать — это I спряжение. Значит, в окончании пишем букву «е»: бегает.

Чтобы не ошибиться, нужно использовать алгоритм определения спряжения глаголов:

  1. Поставить глагол в неопределённую/начальную форму.
  2. Посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола: на -ить — II спряжение, не на -ить — I спряжение.
  3. Уточнить, не является ли он глаголом-исключением, и сделать окончательный вывод о спряжении.

Таблица личных окончаний глаголов

В личных окончаниях глаголов I спряжения пишется буква «е».

В личных окончаниях глаголов II спряжения пишется буква «и».

спряжение глаголов

спряжение глаголов

Глаголы какого времени спрягаются

Спрягаются глаголы только настоящего и будущего времени: мы (что делаем?) учим, он (что сделает?) выучит. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются.

Глаголы I спряжения, оканчивающиеся на -ять

При определении спряжения глаголы с безударными окончаниями, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ять, иногда ошибочно относят ко II спряжению. Чтобы не было погрешностей, их нужно запомнить.

Глаголы I спряжения, оканчивающиеся на -ять: сеять, веять, лелеять, таять, лаять, каяться, реять, блеять, затеять, кашлять, чуять, надеяться, маяться, отчаяться.

А если хотите, чтобы ваш ребёнок наверняка разобрался, как определять спряжение у глаголов, и перестал путаться — записывайтесь на занятия к нашим репетиторам : )

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти администратора в кафе
  • Как найти обстоятельства в предложении 8 класс
  • Как найти старую игру герои
  • Ошибка 25е котел baxi как исправить
  • Как найти прослушка с помощью телефона