Как найти спряжение глаголов в прошедшем времени

В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая  трудная для понимания часть речи.

Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.

Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.

Содержание:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Неопределенная форма глагола.
  3. Как правильно находить неопределенную форму?
  4. Что такое спряжение?
  5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
  6. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
  7. Ударные и безударные личные окончания глаголов.
  8. Алгоритм определения спряжения глаголов.
  9. Глаголы-исключения.
  10. Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
  11. Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
  12. Разноспрягаемые глаголы.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?

Глагол изменяется по числам и временам.

Единственное и множественное число: читал — читали.

Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.

Прошедшее время (уже было): читал, читали.

Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияНеопределенная форма глагола

Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.

Думать, убежать, нести, беречь.

Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):

расчесаться, нестись, уберечься.

В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКак правильно находить неопределенную форму?

  • Поставь вопрос к глаголу.
  • Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.

Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)

Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)

Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.

Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое спряжение?

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

как объяснить ребенку спряжение глаголов в русском языке 4 класс

Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.

Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Он думал, она думала, оно думало, они думали.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЛичные окончания глаголов I и II спряжения

В русском языке два спряжения.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм определения спряжения глаголов

Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.

У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).

Разберем с примерами.

Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.

Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.

Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.

Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.

По́мнить — по́мним — по́мните.

Ме́рить — ме́рим — ме́рите.

Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Думать — ду́маешь — думаем.

Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.

Писать — пи́шешь — пи́шете.

Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.

Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Например:

  • Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
  • Спать — спим, спи́те, спят.
  • Гореть — вы гори́те — они горя́т.
  • Кричать — кричи́те — крича́т.

Это глаголы II спряжения.

  • Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
  • Жить — живёшь, живу́т.
  • Лить — льёшь, льют.

Это глаголы  I спряжения.

При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.

Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлаголы-исключения

Ко II спряжению относятся:

  1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

  2. Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

  3. Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.

К I спряжению относятся:

  1. Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть. 

  2. Два глагола на -ить — брить, стелить.

Глаголы на -ять лучше запомнить.

Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.

Запомни!

Глаголы на –ять (I спр.)

Всё пиши, как припаять —

Сеять, веять и лелеять,

Таять, лаять, хаять, блеять,

Чуять, каяться, затеять

И надеяться, и реять,

Маяться, но не отчаяться.

Наст. и буд. вр.

Прош. вр.

   она  чует, они надеются,  вы затеете,

   мы лелеем,  ты маешься, он  тает

   лаяла , таял, сеял, затеяли,  отчаялись

Но:   строить, клеить,  усвоить, драить (II спр.)

                         Строим, строят;   клеишь, клеите,  усвоит,  усвоят

                                        Строили,   клеила, усвоили,  драил.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияСпряжение глаголов таблица с исключениями

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияПамятка определения спряжения глаголов

Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?

Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.

спряжение глагола 4 класс

Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?

Например:

Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.

Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:

Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.

Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.

!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.

Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки. 

Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм написания безударных личных окончаний глаголов



  1. Нахожу глагол с безударным окончанием.
  2. Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
  3. Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
  4. Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму. 
  5. Смотрю, на что она заканчивается. 
  6. Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
  7. Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.


Можно рассуждать так:

Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.

Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое разноспрягаемые глаголы?

Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.

Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).

Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.

В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.

Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.

Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.

Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)

Например:

Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.

Определяем спряжение глагола.

1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.



Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс» 

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.

Данное пособие содержит:

64 рабочих листа!

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.

тексты для списывания 4 класс

тексты для списывания 4 класс


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКарточки спряжение глаголов 4 класс

Карточка 1

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Напиш_т  ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна,  вы обижа_е, вы реша_те,  ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся,  ты вздыха_шь, ты выуч_шь,  друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м,  вы готов_те,  он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.


Карточка 2

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу,  бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся  на уроке,  они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч,  ты побре_шься.


Карточка 3

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т,  ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.


Карточка  4

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Вер_ш_ ,  леч_ш_ся,  он  зябн_т,  вы  обижа_т,  он  мороз_т,  они  хохоч_т,  они  слыш_т,  она  купа_тся,  мечта_ш_ ,  дежур_ш_,  оно свет_т,  он  гон_т,  они  уч_т,  мы  люб_м, готов_ш_,  воз_ш_ся,  он  ро_т,  вы  руб_т,  он  кол_т,  они  дремл_т,  они  стел_т,  она  гоня_тся,  гон_ш_ ,  пряч_ш_,  оно се_т,  он  держ_т,  они  суш_т,  мы  гас_м.


Карточка  5

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Догон_ш_,  гре_ш_ся,  он  смотр_т,  вы  броса_т,  он  глад_т,  они  бормоч_т,  они  верт_т,  она  улыба_тся,  куша_ш_,  вздыха_ш_,  оно гре_т,  он  стон_т,  они  леч_т,  мы  вер_м, собира_ш_,  согре_ш_ся,  он  нос_т,  вы  постукива_т,  он  маш_т,  они  пляш_т,  они  терп_т,  она  стара_тся,  держ_ш_ ,  пил_ш_,  оно мел_т,  мы  стон_м,  они  сол_т,  мы  вер_м.


Карточка 6

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

Вет_р  крут_т_ся  в  в_рху_ках  д_рев__в.  Рокоч_т  гром.  Хлещ_т  дож_ь.  Мы  пробу_м  укрыт_ся  п_д  стар_й  ол_хой,  приж_ма_мся  к  скр_пуч_му  ств_лу  и  молч_   терп_м  капризы  пр_роды.  Дож_ь  моч_т  нас  и  здес_.  Молния  на  мгновенье  _заря_т  всё.  И  снова  н_ступа_т  т_мн_та.  Бли_ко  от  нас  в  дер_в_  п_п_да_т  молния.  Мы  п_к_да_м  убежище  и  плута_м  до  ра__вета.  Утр_  з_ст_ёт  нас  на  вых_де  из  леса.


Карточка 7

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

  • МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
  • ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
  • ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
  • ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.

Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.

С уважением, Ольга Наумова

Сайт НАУМЁНОК

Также рекомендую:

Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса

ВПР УДАРЕНИЕ

Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс

Синтаксический разбор предложения

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияВ помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

В прошедшем времени глаголы не спрягаются. Они изменяются не по лицам, а по числам и родам. Поэтому в прошедшем времени у глаголов спряжения нет.

В прошедшем времени по окончаниям можно определить род, а также число. Род определяется только тогда, когда глагол стоит в единственном числе.

Определить род можно при помощи окончаний.

  • Женский род: -а. Играла.
  • Мужской род: нулевое окончание. Поспешил.
  • Средний род: -о. Сгорело.

Опубликовано 26 ноября, 2019

Спряжение глаголов: Правило в русском языке

Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.

Картинка спряжение глаголов

Что такое «спряжение глаголов»?

Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».

В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка. В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.

Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.

Виды спряжений в русском языке

В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)

Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.

Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «- ить », кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «- еть » — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «- ать » — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.

Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:

Глаголы второго спряжения

К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на « -ать », « -оть », « -уть », « -ть ».

Таблица спряжения глаголов

Правила и примеры определения спряжения

При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме . Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.

При безударном личном окончании у глагола необходимо:

Способы определения спряжения

  • Образовать от такого глагола начальную форму;
  • Определить, какая гласная стоит перед окончанием «- ть » (определение по суффиксу инфинитива).

В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.

Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);

Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);

Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.

Я рисую Мы рисуем

Ты рисуешь Вы рисуете

Он рисует Они рисуют

Я пилю Мы пилим

Ты пилишь Вы пишете

Он пилит Они пилят

Алгоритм определения спряжения глаголов

Определяем гласную безударных личных окончаний глагола

Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.

Для этого существуют два способа:

Первый способ

Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа

-ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».

В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).

-ат, -ят – второе спряжение – буква «И»

В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).

Второй способ

Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?

Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»

Чита_т – (что делать? – читать) – первое спряжение – значит будет «чита е т».

Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».

Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвал и т.

Разноспрягаемые глаголы

Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).

К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).

Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.

Заключение

Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд релевантных правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.

Правила спряжения глаголов прошедшего времени

НАПИСАНИЕ ГЛА­ГО­ЛОВ И ГЛА­ГОЛЬ­НЫХ ФОРМ

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

—что такое лич­ная форма глагола;

—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;

—как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния глагола;

—в каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са причастия/деепричастия опре­де­ля­ет­ся спряжением, а в каких нет.

11.1 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Правило опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся базовым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ орфограмм, из­ло­жен­ных в этом пункте.

В зависимости от буквы в окончании все гла­го­лы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы

Глаголы первого спряжения в окончаниях имеют буквы Е (Ё) и УТ(ЮТ)

Единственное число

Множественное число

Окончание ударное

Окончание безударное

Окончание ударное

Окончание безударное

я идУ, поЮ

я пишУ, делаЮ

мы идЁМ, поЁМ

мы пишЕМ, делаЕМ

ты идЁШЬ, поЁШЬ

ты пишЕШЬ, делаЕШЬ

вы идЁТЕ, поЁТЕ

вы пишЕТЕ, делаЕТЕ

он, она, оно идЁТ, поЁТ

он пишЕТ, делаЕТ

они идУТ, поЮТ

они пишУТ, делаЮТ

Глаголы второго спряжения в окончаниях имеют буквы И и АТ(ЯТ)

Единственное число

Множественое число

Окончание ударное

Окончание безударное

Окончание ударное

Окончание безударное

я сижУ, кричУ

я дышУ, смотрЮ

мы сидИМ, кричИМ

мы дышИМ, смотрИМ

ты сидИШЬ, кричИШЬ

ты дышИШЬ, смотрИШЬ

вы сидИТЕ, кричИТЕ

вы дышИТЕ, смотрИТЕ

он, она, оно сидИТ, кричИТ

он дышИТ, смотрИТ

они сидЯТ, кричАТ

они дышАТ, смотрЯТ

Пояснения к таблице.

1. Если личное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под ударением, то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в приведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окончания.

Гла­гол от­но­сит­ся к I спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит Е; УТ/ЮТ .

Гла­гол от­но­сит­ся к II спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит И; АТ/ЯТ .

Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

Обратите внимание: по­яв­ле­ние приставки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.

2. Вто­рые пары слов, лич­ные формы гла­го­лов ПИ­САТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют уда­ре­ния на окончании. В них на­пи­са­ны буквы Е- УТ и И -ЯТ толь­ко потому, что было установлено: это гла­го­лы I и II спряжения. Спи­сок слов с без­удар­ным окон­ча­ни­ем го­раз­до более обширен.

Спряжения слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем определяют, ис­хо­дя из того, на какие буквы оканчивается гла­гол в на­чаль­ной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).

Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.

1) все гла­го­лы на -ИТЬ, кроме

стелить (употребляется толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем времени; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать — стелют),

2) 4 гла­го­ла на -АТЬ и 7 гла­го­лов на -ЕТЬ: гнать, держать, смот­реть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .

Об­ра­ти­те внимание : до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услы­шать будут по-прежнему глаголами вто­ро­го спряжения.

Примечание 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло работает, но толь­ко в том случае, если вы точно знаете, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не подведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., исключ., пишем АТ).

Примечание 2 : Ин­фи­ни­тив дол­жен быть того же вида, что и лич­ная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Ин­фи­ни­тив будет «настраивать», что делать?, не­со­вер­шен­ный вид, как и у слова «настраивает». Это пер­вое спряжение, по­это­му пи­шет­ся Е. Если же оши­боч­но взять ин­фи­ни­тив дру­го­го вида, «на­стро­ить» (что сделать), то уж вы­хо­дит вто­рое спряжение, и нужно пи­сать И. Это букву мы на­пи­шем в форме «на­стро­Ит» (что сделает, со­вер­шен­но­го вида).

Примечание 3 . По­стфикс СЯ/СЬ не вли­я­ет на спряжение.

Примечание 4 . В не­ко­то­рых ин­фи­ни­ти­вах на­пи­са­ние букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вы­зы­ва­ет сложности. Таб­ли­ца таких гла­го­лов опуб­ли­ко­ва­на в «Справке» к за­да­нию 10.

Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).

Рассмотрим орфограммы, ос­но­ван­ные на этом правиле.

11.1.1 Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов

Чтобы определить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спряжение.

Первым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы, если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния глагола. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

Увидели при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окончанием.

Остальные гла­го­лы ста­вим в на­чаль­ную форму (не пу­та­ем ВИД!) и опре­де­ля­ем спряжение: по­стро­ИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устра­и­вАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нель­зя «устроить», вид не тот), оби­дЕТЬ­ся (II спряжение, исключение). Встав­ля­ем буквы: построИшь, устра­и­ва­Ет (он), оби­дИт­ся (он), вы­не­сЕт (он).

11.1.2 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Ключевым мо­мен­том этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние того, что при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов на­сто­я­ще­го времени, а выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ за­ви­сит от спря­же­ния глагола . Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 3 лице. Сравним:

И это не сов­па­де­ние не случайно, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для образования при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния — АЩ/ЯЩ.

Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.

Рассмотрим на примерах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать ошибок.

Возьмём гла­гол «следовать». Об­ра­зу­ем от гла­го­ла «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оста­вим основу, до­ба­вим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.

Об­ра­зу­ем при­ча­стие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Об­ра­зу­ем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.

Возьмём слово с не­яс­ной букой в суф­фик­се леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к за­да­нию 10 это слово было в табличке, по­то­му впи­сы­ва­ем лелеЯть, а далее по схеме: спря­же­ние I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.

В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось определить, по на­чаль­ной легко, I спряжение, нужен суф­фикс ЮЩ;

Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

Запомним слова-исключения из этого правила:

брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.

11.1.3 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Как и в преды­ду­щем пункте, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния глагола.

Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Сравним:

Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спряжения— ИМ.

Рассмотрим, как применять это правило на примерах.

Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спря­же­ния , суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ;

Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ.

Запомним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет затруднение:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.

Слово дви­жИ­Мый пи­шет­ся с ИМ, так как об­ра­зо­ва­но не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

11.2 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ НЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Сформулируем общее правило, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го поз­во­лит не до­пус­кать ошибок: при­ча­стия и де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы инфинитива , поэтому до­ста­точ­но знать, как пи­шет­ся ин­фи­ни­тив и как про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гла­голь­ных форм.

11.2.1 Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Написание про­пу­щен­ной буквы в при­ча­сти­ях типа увидЕвший, обидЕвший, на­кле­Ив­ший опре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, какая буква была на этом месте в на­чаль­ной форме глагола , ведь эти слова об­ра­зо­ва­ны от основ увидЕть, обидЕть, на­кле­Ить при по­мо­щи суф­фик­са ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в гла­го­лах про­шед­ше­го времени: тот, ко­то­рый увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.

Приведём примеры из задания 11

ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.

Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.

Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).

выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.

11.2.2 Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами деепри­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни :

Сравним пары слов в столбиках:

НастроИвший

ПросмотрЕвший

ПрижАвшийся

ПросмотрЕв

ПрижАвшись

Гласная буква—суффикс на­чаль­ной формы— перед вы­де­лен­ны­ми суф­фик­са­ми ОДНА и та же, и она «перешла» вме­сте с ос­но­вой на­чаль­ной формы глагола, от ко­то­рой обе формы образованы.

Приведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).

11.2.3 Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при помощи суффикса ЕНН или НН.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся не на ИТЬ, то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;

замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;

обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.

Таким образом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве инфинитива.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ, то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.

Отдельно стоит от­ме­тить случаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ: не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суффикса, Е и НН:

УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, ука­за­ны два суффикса;

рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, ука­зан один суффикс.

При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся неизменным.

Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.

Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и отглагольные прилагательные, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;

сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.

Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

выкачАнная (качАть) из ко­лод­ца вода — вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (выкатИть);

развешАнное бельё (развешАть) — на­ве­шЕн­ная дверь (навесИть); взве­шЕнн­ный товар (взвесИть);

замешАнный в аван­тю­ру (замешАть) — за­ме­шЕн­ное тесто (замесИть);

вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вы­ва­лЕн­ный мусор (вывалИть).

Знание пра­виль­ной формы ин­фи­ни­ти­ва по­мо­га­ет и в на­пи­са­нии слов

измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;

измерЕННый (измерИть, что сделать?, от из­ме­рЯть при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни не образуется);

источники:

На чтение 7 мин Просмотров 5.1к.

Школьная программа уделяет понятию спряжение глаголов несколько часов. Но те, кто получил среднее, а нередко и высшее образование, часто сомневаются в том, к какому типу относится то или иное описание действия. В деловом, личном и любом другом тексте глаголы показывают намерение, предлагают, рекомендуют, просят. От того, правильно ли они написаны, зависит впечатление, которое останется у читателя, и то, как будет понятна основная мысль. Критерий спряжения позволяет выяснить, какие гласные писать в окончаниях личных форм глаголов, если на них не падает ударение.

В современном русском языке два спряжения — I и II. Найти, к которому из них относится глагол, можно по форме инфинитива или по ударной гласной в окончании. Есть также несколько исключений и устаревших слов, которые спрягают по собственным правилам. В школе многие из этих моментов рассматривают недостаточно подробно. В памяти остается, что для проверки глагол ставят в начальную форму. Выпускники вспоминают также рифмы, которые помогают вызубрить исключения. Более сложные случаи не рассматривают, поскольку среднее образование направлено на закрепление основных навыков письма.

Что такое спряжение?

Спряжение представляет собой изменение числа глагола — единственное и множественное — и его лица — 1, 2 и 3. Этот признак есть у слов настоящего и неосложненного будущего времени. В прошедшем атрибутов меньше, оно имеет только род и число.

Спряжение Окончание Пример
I -УТ или -ЮТ лить — льют
II -АТ или -ЯТ садиться — садятся

Спряжение определяют, ставя слово в третье лицо множественного числа. Частицу -СЯ, показывающую возвратность, не учитывают.

Ниже рассмотрены случаи, когда ударение падает на другие части слова и необходимо удостовериться, какую букву ставить. Для этого глагол ставят в инфинитив.

Глаголы первого спряжения

В исходной форме эта часть речи отвечает на вопросы: Что делать? и Что сделать? Ее отличительные признаки — суффиксы ть, ти или чь и нулевое окончание. Спряжение выясняют по безударной гласной, стоящей между суффиксом и корнем.

Все словоформы, образованные присоединением приставки или возвратной частицы -СЯ, имеют тот же тип, что первоначальное слово.

Пример: копать; выкопать; прокопать; копаться.

Глаголы второго спряжения

Сюда относят все слова, принадлежащие к этой части речи и имеющие окончание в личной форме, на которое не падает ударение.

Что такое спряжение глаголов
Спряжение — неизменяемый атрибут глагола, оно не зависит от приставок или возвратных частиц, дополняющих основу.

Вопросы и окончания

Найти букву в окончании слова, описывающего действие, на которую не падает ударение, можно, если определить, к какому спряжению оно принадлежит. Окончания спрягаемых глаголов содержат строго определенные безударные гласные. Для I спряжения это Е, У или Ю, а для II — И, А или Я.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Настоящее время описывает действие, которое происходит, продолжается в этот момент. Получают эту форму, добавляя к инфинитиву личное окончание.

Пример: описывать I, колотить II

ед. ч. мн. ч.
1 л. описываю, колочу описываем, колотим
2 л. описываешь, колотишь описываете, колотите
3 л. описывает, колотит описывают, колотят

Спряжение глаголов в будущем времени

В русской грамматике глаголы будущего времени бывают совершенными и несовершенными. Первый вариант описывает действие, которое предполагают совершить. Образуют его путем добавления приставки к слову в настоящем времени или через противопоставление. Проспрягать глаголы в совершенном будущем времени можно по тем же правилам, что действуют для настоящего.

Пример: кусаю (н.в.) — покусаю (б.в.), рычу (н.в.) — зарычу (б.в.); лягаю (н.в.) — лягну (б.в.), прыгаю (н.в.) — прыгну (б.в.).

Пример: выкусить II

ед. ч. мн. ч
1 л. выкушу выкусим
2 л. выкусишь выкусите
3 л. выкусит выкусят

Несовершенное будущее время образуют добавлением глагола «буду» или «стану» к инфинитиву. Он и меняется при спряжении в этом случае.

Пример: жевать I

ед. ч. мн. ч
1 л. буду жевать будем жевать
2 л. будешь жевать будете жевать
3 л. будет жевать будут жевать

 Спряжение глаголов в прошедшем времени

В русском языке слова, описывающие действие, в прошедшем времени не обладают признаком спряжения. Они могут меняться по числам и лицам, но окончания при этом остаются одинаковыми.

Пример: остаться II

ед. ч. мн. ч
1 л. оставался оставались
2 л. оставался оставались
3 л. оставался, оставалась, оставалось оставались

Род появляется у глаголов в прошедшем времени только в третьем лице единственного числа.

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение побуждает к активности, передает требование или просьбу. Образуют эту форму добавлением суффикса -И- к основе в настоящем или будущем времени второго лица. В единственном числе получившееся слово обладает нулевым, а во множественном — окончанием ТЕ.

Понятие спряжения в повелительном наклонении отсутствует. Если необходимо проспрягать такую форму слова, его переводят в изъявительное наклонение и рассматривают в обычном порядке.

Условное наклонение

Сослагательное (условное) наклонение применяют, когда хотят отметить возможность, желательность действия. При этом к основе в форме прошедшего времени присоединяют частицу -БЫ. Лицо в таком случае определяют по местоимению, а время — с помощью дополняющих слов.

Поскольку в этой форме применяют глагол в прошедшем времени, у него нет признака спряжения. Найти его можно, если перевести слово в изъявительную форму.

Изменение глаголов по лицам и числам

Подобрать окончание глагола под ударением или безударный инфинитив, значит найти верное его спряжение. Зная его, можно легко проверить спорную букву, если поставить слово в нужную личную форму. При этом лучше отбросить приставки и частицы, поскольку они не влияют на признак спряжения.

Глаголы-исключения

Система спряжений включает ряд слов, которые попадают под отдельные правила при изменении по лицам и числам. Это исключения. В школьной программе изучают 13 таких глаголов:

Что такое спряжение глаголов
Определение того, что слово относится к исключениям, поможет выбрать окончания в личных формах. Этот список стоит заучить наизусть.

Разноспрягаемые глаголы

Часть слов, описывающих действие, могут иметь формы, характерные как для I спряжения, так и для II. В школьной программе их проходят под названием разноспрягаемые.

Существуют также устаревшие глаголы, спряжение которых основано на отличающемся от современного наборе времен.

Это слова «быть», «есть», «надоесть», «создать» и «дать», а также производные от них, получаемые добавлением приставок: проесть, выбыть, отдать.

Вопрос о том, сколько существует исключений по разным признакам, зависит от глубины исследования. В университетском курсе русского языка рассматривают недостаточные глаголы, у которых нет части личных форм, и изобилующие, которые могут спрягаться двояким образом.

Пример: победить не имеет множественного числа первого лица. Для его обозначения применяют составную форму Смогу победить.

Пример: двигать – двигает, движет.

Понятие спряжения — сложная тема, включающая массу исключений, архаичных и неправильных форм. Знать общие правила нужно для выбора верных окончаний глаголов при письме. Чтобы узнать, куда отнести то или иное слово, достаточно выполнить три последовательных шага.

  1. Определяем личное окончание для множественного числа, третьего лица. Если на него падает ударение, спряжение выбирают на слух.
  2. Если в слове другая ударная часть, ставим его в форму инфинитива. Ко II спряжению относят исключения, оканчивающиеся на ЕТЬ (7) и АТЬ (4) и все глаголы на ИТЬ, кроме 6. Остальные глаголы имеют I спряжение.

Эта легкая формула поможет разобраться, какую букву ставить в окончании глаголов. Варианты безударных гласных собраны в таблицу. Чтобы запомнить часто применяемые исключения, пользуются стихотворениями.

Инфоурок


Русский язык

Другие методич. материалыСтатья «Спряжение глаголов в прошедшем времени»

Статья «Спряжение глаголов в прошедшем времени»

Скачать материал

Скачать материал

  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов

  • Сейчас обучается 164 человека из 53 регионов

  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 919 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Другие материалы

Урок на тему «Спряжение глаголов»

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 118 Спряжение глаголов
  • 25.06.2020
  • 2799
  • 39

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

  • 08.05.2020
  • 1874
  • 245

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Конспект урока «Спряжение глагола»

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 118 Спряжение глаголов
  • 02.05.2020
  • 260
  • 2

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Тест «Спряжение глаголов» 5 класс

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 118 Спряжение глаголов

Рейтинг:
2 из 5

  • 27.11.2019
  • 13796
  • 553

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Скачать материал


    • 13.12.2020


      1452
    • DOCX
      11.8 кбайт
    • 29
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Шустова Наталья Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Шустова Наталья Владимировна

    • На сайте: 8 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 383565
    • Всего материалов:

      564

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти домашний вопрос
  • На ноутбуке звук только в наушниках как исправить
  • Как найти декларацию соответствия по заявителю
  • Как найти минимальную температуру в excel
  • Как найти знак галерея