Творительный сравнения — это существительное в форме творительного падежа, которое выполняет роль сравнения. Сравним:
Глухарь, как камень, с громким стуком упал с ветки в заросли.
Глухарь камнем упал с ветки в заросли.
Обычно такое завуалированное сравнение не выделяется запятой. Оно широко используется в художественной литературе как средство для воссоздания образной картины, для усиления воздействия на читателя.
Примеры творительного сравнения в художественной литературе.
Замечательно, образно и зримо пишет о природе родного края русский писатель К. Паустовский:
Мастерски использует в своем творчестве наряду со сравнительным оборотом творительный сравнения писатель Ю. Яковлев:
А вот как художественно описывает писатель Юрий Нагибин с помощью сравнения и творительного сравнения мощный дуб, растущий в лесу:
Примеры употребления творительного сравнения
-
Перед лицом закона этот одаренный молодой мулат был не человеком, а всего лишь вещью. (Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»)
-
Белое платьице легкой тенью появлялось в самых неожиданных местах.
-
В глазах подруг туманом застилаются и небо, и земля.(С.Михалков «Хрустальная ваза»)
-
Весь укутанный, в постели мой щенок лежит пластом. (С.Михалков «Мой щенок»)
-
Анна-Ванна, наш отряд хочет видеть поросят! Рыльца – пятачками, хвостики – крючками? (С.Михалков «Анна-Ванна бригадир»)
-
Теперь у всех я на виду в зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду. (С.Маршак «Собака динго»)
-
В небо дым идет столбом. (С.Маршак «Январь»)
-
Змейкой мчится по земле легкая поземка. (С.Маршак «Февраль»)
-
Блещут золотом хлопушки, серебром звезду зажег добежавший до верхушки самый смелый огонек. (С.Маршак «Декабрь»)
-
Мчатся стаями «Победы». (С.Маршак «Хороший день»)
-
Он деревьям наших мест будет старшиною. (С.Маршак «Песня о желуде»)
-
Пусть раскинет свой навес многоскатной крышей. (Там же)
-
Я – серый ежик, ни головы, ни ножек, горбом спина. (С.Маршак «Теремок»)
-
…Что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала. (К.Чуковский «Тараканище»)
-
Отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом? (К.Чуковский «Мойдодыр»)
-
И вот по горам, по долинам Мишка шагает павлином. (К.Чуковский «Топтыгин и Лиса»)
-
А луна среди них казалась большой маргариткой. (П.Трэверс «Мэри Поппинс»)
-
Все у нас вверх тормашками. (Там же)
-
Нынешних полководцев тактика новая! – презрительно улыбнулся Глебов. – Мы не так действовали. Мы пятиться не умели. Суворов раком не ходил, а орлом летал. (Е. Салисов «Миллион»)
-
Капитан не ушел, а выкатился шариком. (Там же)
-
Губернатор развернул перед Суворовым карту Кавказа и показал на ней извилистую черту, которая змейкой ползла к перевалу Кавказского хребта. (И.Кузнецов «У истоков живой воды»)
Предложения, в которых есть и деепричастный оборот и творительный сравнительный
-
Тут вприпрыжку по странице в ясный день гуляли птицы, оставляя след крестом. (С.Маршак «Белая страница»)
-
Вьются флаги у ворот, пламенем пылая. (С.Маршак «Ноябрь»)
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
- с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
- с помощью существительных в творительном падеже; или наречия в сравнительной форме;
- с помощью слов «похожий» и «подобный».
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
- Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
- На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
- Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
- И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
- Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)
Существительные в творительном падеже
- Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
- Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
- Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
- Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
- Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
- Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
- СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)
Слова «похожий» и подобный»
- Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
- На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
- Глаза как бездонное озеро;
- Красный как рак;
- Сладкий как мед;
- Как слон в посудной лавке;
- Застыл как памятник;
- Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;
- Бежать как на пожар;
- Смотрит как баран на новые ворота.
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Как определить творительный падеж?
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить падежные вопросы, вопросы творительного падежа – (Кем?
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число |
1 склонение | -ой (-ей), |
Статуей, статуею,
Сладкоежкой, сладкоежкою,
Статуями,
Сладкоежками,
Роялем,
Кольцом,
Роялями,
Кольцами,
Путем,
Путями,
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
- Субъектное(гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
- Объектное(восхищаться музыкой, обладать навыками);
- Определительное(чистка пылесосом, она была неумехой);
- Обстоятельственное(чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем).
Тест по теме
- Кого? Чего?
- Кому? Чему?
- Кого? Что?
- Кем? Чем?
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 519.
- Все
- Литература
- Русский язык
- Чтение
- География
- Окружающий мир
- Физика
- Английский язык
- Биология
- Геометрия
- Алгебра
- Математика
- Обществознание
- Химия
- Информатика
- История России
- История
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
Содержание
- Что такое творительный падеж?
- Как определить творительный падеж?
- Значение имен существительных в творительном падеже
- Предлоги творительного падежа
Бонус
- Тест по теме
- 1. Владимир терехов 375
- 2. Артём Белогорцев 361
- 3. alt=»Лена Рытова» width=»32″ height=»32″ />Лена Рытова 280
- 4. Надя Боровая 259
- 5. alt=»작은 고슴도치» width=»32″ height=»32″ />작은 고슴도치 214
- 6. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″ />Игорь Проскуренко 180
- 7. alt=»Марина Алексеевна» width=»32″ height=»32″ />Марина Алексеевна 152
- 8. Наруточка Удзумаки 150
- 9. alt=»Вета Филиппова» width=»32″ height=»32″ />Вета Филиппова 142
- 10. Alina 120
- 1. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″ />Игорь Проскуренко 25,791
- 2. Кристина Волосочева 19,120
- 3. Ekaterina 18,721
- 4. Юлия Бронникова 18,580
- 5. Darth Vader 17,856
- 6. Алина Сайбель 16,787
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. alt=»AC DC» width=»32″ height=»32″ />AC DC 15,433
- 10. Liza 15,165
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/sravnenie-chto-ehto-takoe-primery.html
https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tvoritelnyy-padezh
Сравнительный оборот
Сравнительный оборот в русском языке — это синтаксическая конструкция, особенность которой в образном сопоставлении признаков одного предмета с другим. Сравнительный оборот может состоять из существительных, прилагательных или наречий.
В сравнении выделяют три элемента:
- то, что сравнивается — предмет;
- то, с чем сравнивается — образ;
- то, на основании чего одно сравнивается с другим — признак.
В русском языке сравнительные обороты представляют собой единый член предложения. Чаще сравнительный оборот в предложении является обособленным обстоятельством и подчеркивается штрих-пунктирной линией.
Сравнительный оборот становится частью предложения при помощи сравнительных союзов:
- как;
- будто;
- как будто;
- будто бы;
- словно;
- точно;
- что (чем).
Благодаря союзам можно легко найти сравнительный оборот в составе предложения, например:
- Маша, словно балерина, на цыпочках шла по сцене, гордясь собой.
- Щенок, как самый смелый зверь, лаял и защищал детей.
Подытожим, что мы узнали о сравнительных оборотах в русском языке.
Признаки сравнительного оборота:
- начинается с подчинительного союза: как (и), (как) будто, словно, нежели, точно, чем, что;
- выражает сравнение, уподобление или отождествление одного предмета или явления с другим;
- в предложении чаще всего выступает в роли обстоятельства;
- может быть выражен как одним словом, так и словосочетанием.
Мы узнали определение, признаки и как выделяется сравнительный оборот. Сейчас разберемся, как отличить сравнительный оборот от придаточного сравнения.
Отличия сравнительного оборота от придаточного предложения сравнения
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения очень похоже на предложение со сравнительным оборотом: и по смыслу, и по наличию союзов «как», «словно» и подобных. Главное различие этих синтаксических конструкций в том, что придаточное сравнение имеет грамматическую основу, а сравнительный оборот — нет.
-
Я слышала, как ты старалась, чтобы поступить в институт, сколько усилий приложила.
Здесь «как ты старалась» представляет собой не оборот, а простое предложение в составе сложного, поскольку можно выделить грамматическую основу. «Ты» — подлежащее, «старалась» — простое глагольное сказуемое.
Здесь «как пчела» — образец сравнительного оборота. Выступает в роли одного члена предложения — обстоятельства, и подчеркивается пунктирной линией с точкой.
Сравнительные обороты могут быть составной частью как главного, так и придаточного предложения, входить в утвердительные, вопросительные и восклицательные конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах
В устной речи мы выделяем сравнительные обороты интонацией и паузами — это происходит естественно. А чтобы грамотно писать, важно научится использовать запятые при сравнительных оборотах.
Рассмотрим предложения со сравнительными оборотами и разберемся в правилах их обособления.
Когда запятые нужны
Сравнительные обороты выделяются запятыми, когда начинаются с союзов «как (и)», «(как) будто», «словно», «нежели», «точно», «чем», «что», выделяются запятыми с обеих сторон.
Если сравнительный оборот стоит в середине предложения, одну из запятых можно опустить, чтобы показать, к какой части предложения относится оборот. В зависимости от места запятой смысл фразы может меняться. Сравним:
- Я летала в своих снах, как птица легка и свободна.
- Я летала в своих снах как птица, легка и свободна.
В первом варианте акцент делается на второй половине, а именно: «летала легко и свободно, как птица». Во втором случае акцент сместился на первую часть предложения.
Когда запятые не нужны
Запятые перед сравнительным оборотом не ставятся, когда:
1. Сравнительный оборот является устойчивым выражением.
- С самого утра мы были словно на иголках.
- Кручусь как белка в колесе целый день.
При этом в устойчивых выражениях «не что иное, как», «не кто иной, как», «не кто другой, как», «не что другое, как» перед союзом «как» запятая ставится всегда.
— Что это за звук?
— Не что иное, как взрыв.
— А кто сегодня дежурный на станции?
— Не кто иной, как Максим Сергеевич.
2. Сравнение входит в состав сказуемого — в этом случае это уже не сравнительный оборот, а именная часть сказуемого.
- Она мне словно мать.
- Сегодня занятие прошло как обычно.
3. Внутри оборотов «не более как», «(не) меньше чем», «(не) раньше чем», «(не) позднее чем» запятые никогда не ставятся.
- К сожалению, я смогу теперь взять отпуск не раньше чем через полгода.
- Мы с ним виделись не ранее как неделю назад.
4. Оборот имеет значение образа действия — в этом случае его можно заменить на существительное в творительном падеже.
- Девочка смотрела на папу как волчонок.
- Девочка смотрела на папу волчонком.
Иногда оборот означает не образ действия, а подобия. Тогда союз можно заменить на слово «подобно» с существительным или местоимением в дательном падеже. Сравнительный оборот в таких предложениях выделяется запятыми.
- Старая лампа мерцала, как свеча.
- Старая лампа мерцала подобно свече.
Но нельзя сказать: Старая лампа мерцала свечой.
5. Оборот имеет значение приравнивания, отождествления одного объекта с другим.
-
Кондуктор смотрел на меня как на ребенка.
Имеется в виду: Кондуктор считал меня ребенком.
6. Если перед оборотом стоит частица «не» или слова «совсем», «совершенно», «почти», «точь-в-точь», «просто», «прямо».
- Он говорил с сыном уже не как с маленьким.
- Ира купила себе платье точь-в-точь как у меня.
7. Сравнительные обороты с союзом «как» не обособляются при значении «в качестве».
-
Рекомендую тебе этот препарат как лекарство от головной боли.
Можно перефразировать: Рекомендую тебе этот препарат в качестве лекарства от головной боли.
Примеры сравнительных оборотов в литературе
Сравнительные обороты часто используются в литературных произведениях. Их можно встретить в составе фразеологизмов и устойчивых выражений. Они создают запоминающиеся метафоры, помогают выразить нужную мысль или идею более глубоко.
Примеры предложений из художественной литературы:
Я впервые ощутил головокружение не от взгляда вниз, а от взгляда вверх. Головокружение носилось, как испуганная птица (К. Паустовский).
Лес сверкал, умытый росой, и в каждой росинке, как в стеклышке, отражалось солнце (Г. Скребицкий).
Хорошо летом в деревне встать пораньше, еще до восхода солнца. Небо прозрачное, с легкой прозеленью, будто морская вода (Г. Скребицкий).
Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус (В. Короленко).
Уже светало. Млечный Путь бледнел и мало-помалу таял, как снег, теряя свои очертания (А. П. Чехов).
От его тяжести она натянулась, как тетива; точно стрела, сорвавшаяся с нее, он пролетел тридцать пять футов (Чарльз Диккенс).
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
- с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
- с помощью существительных в творительном падеже; или наречия в сравнительной форме;
- с помощью слов «похожий» и «подобный».
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
- Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
- На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
- Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
- И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
- Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)
Существительные в творительном падеже
- Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
- Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
- Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
- Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
- Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
- Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
- СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)
Слова «похожий» и подобный»
- Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
- На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
- Глаза как бездонное озеро;
- Красный как рак;
- Сладкий как мед;
- Как слон в посудной лавке;
- Застыл как памятник;
- Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;
- Бежать как на пожар;
- Смотрит как баран на новые ворота.
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы
Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении
двух предметов или состояний.
Узнаем, что такое сравнение в русском языке. Приведём примеры сравнения из художественной литературы.
Сравнение — стилистическая фигура речи
Между некоторыми предметами и явлениями действительности можно установить уравнительные отношения, что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.
Сравнение является стилистической фигурой речи, как и следующие образные средства:
Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.
Способы создания сравнения
Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:
- с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
На Красной площади, будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)
Он бежал быстрее, чем лошадь . (А.С.Пушкин)
На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы . (И.С. Тургенев)
- формой творительного падежа:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. Последние сказочным видением возникали на водной глади, и, зачарованный ослепительной красоты миражом, я сидел часами, наблюдая заслезившимися от волнения глазами, как эти явившиеся как будто из сказки существа кружат вдали, а затем так же внезапно, как и положено призракам, исчезают (М. Алексеев).
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
- лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).
Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).
Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст).
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).
Примеры сравнений из художественной литературы
С помощью сравнения в литературе писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье .
Но, как вино , печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
Сравнения широко применяются в описании природы:
Внизу, как зеркало стальное ,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)
Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастерски построил стихотворение «Голос в телефоне» на сравнении, чтобы ярко и образно создать настроение этого произведения, более полно донести до читателя свою поэтическую мысль.
Раньше был он звонкий, точно птица ,
Как родник , струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье ,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Яркие, выразительные сравнения придают художественной речи особую поэтичность.
Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:
- храбрый как лев;
- трусливый как заяц;
- голодный как волк;
- красив как бог;
- преданныйкак собака;
- умер как герой;
- хитрый как лиса;
- крепок как дуб;
- легкий как пёрышко;
- мокрый как мышь;
- красный как рак и т.д.
Видеоурок: «Изобразительные средства языка: сравнение, метафора»
1
Что такое творительный сравнения? Какие можно привести примеры?
1 ответ:
6
0
Творительный сравнения — это существительное в форме творительного падежа, которое выполняет роль сравнения. Сравним:
Глухарь, как камень, с громким стуком упал с ветки в заросли.
Глухарь камнем упал с ветки в заросли.
Обычно такое завуалированное сравнение не выделяется запятой. Оно широко используется в художественной литературе как средство для воссоздания образной картины, для усиления воздействия на читателя.
Примеры творительного сравнения в художественной литературе.
Замечательно, образно и зримо пишет о природе родного края русский писатель К. Паустовский:
Мастерски использует в своем творчестве наряду со сравнительным оборотом творительный сравнения писатель Ю. Яковлев:
А вот как художественно описывает писатель Юрий Нагибин с помощью сравнения и творительного сравнения мощный дуб, растущий в лесу:
Читайте также
В русском языке падеж — это грамматическая категория, с помощью которой выражают отношение к предмету, обозначаемого существительным. В современном русском языке 6 падежей. Здесь приведена таблица, где можно посмотреть все падежи, а также их окончания для различных родов в единственном и во множественном числе.
Слово период обозначает промежуток времени или длительность события, которое имеет признаки повторения. Широко используется в физике при описании периодических (повторяющихся) событий, например период колебаний.
Прокаженный — человек больной проказой. Раньше считался наказанными Господом за грехи и отвергался обществом.
Проказа(лепра) — кожное заболевание, также поражаются слизистые оболочки и нервная система.
Считается неизлечимой.
Слово «прокаженный» также употребляется в смысле «изгой», духовно и морально павший человек.
Распространение чего-либо куда-либо, рост, поглощение пространства живыми существами. Экспансия бывает биологическая, культурная или политическая.
Биологическая обозначает рост организмов – развитие грибницы, например, или расширение границ обитания вида.
Культурная связана с культурой и её ценностями, обычаями, образом жизни – заимствование одной культурой черты другой. Для примера можно привести СССР, чьи культурные ценности (в противовес «западным») распространялись и на другие страны, вытесняя или изменяя их образ жизни и культуру. Куба – отличный пример такой экспансии (те, кто туда ездил, говорят, что она до сих пор выглядит как осколок Советского Союза, только жарко и говорят не по-русски).
Политическая экспансия – это завоевания. Поглощение большим государством маленьких вокруг него или частей других больших государств. Расширение границ страны. Империи очень любили этим заниматься, и СССР – не исключение. Расширение зон влияния Евросоюза – тоже пример экспансии.
Конечно согласными. Гласные звуки, это те, которые «поются» с открытым ртом, (как учили в первом классе)), А, О, У, Ы, И, Э. Все остальные звуки — согласные. А что не так с буквами Х и Ш?