Как найти среднее арифметическое отклонение выборки

Стандартное отклонение (англ. Standard Deviation) — простыми словами это мера того, насколько разбросан набор данных.

Вычисляя его, можно узнать, являются ли числа близкими к среднему значению или далеки от него. Если точки данных находятся далеко от среднего значения, то в наборе данных имеется большое отклонение; таким образом, чем больше разброс данных, тем выше стандартное отклонение.

Стандартное отклонение обозначается буквой σ (греческая буква сигма).

Стандартное отклонение также называется:

  • среднеквадратическое отклонение,
  • среднее квадратическое отклонение,
  • среднеквадратичное отклонение,
  • квадратичное отклонение,
  • стандартный разброс.

Использование и интерпретация величины среднеквадратического отклонения

Стандартное отклонение используется:

  • в финансах в качестве меры волатильности,
  • в социологии в опросах общественного мнения — оно помогает в расчёте погрешности.

Пример:

Рассмотрим два малых предприятия, у нас есть данные о запасе какого-то товара на их складах.

День 1 День 2 День 3 День 4
Пред.А 19 21 19 21
Пред.Б 15 26 15 24

В обеих компаниях среднее количество товара составляет 20 единиц:

  • А -> (19 + 21 + 19+ 21) / 4 = 20
  • Б -> (15 + 26 + 15+ 24) / 4 = 20

Однако, глядя на цифры, можно заметить:

  • в компании A количество товара всех четырёх дней очень близко находится к этому среднему значению 20 (колеблется лишь между 19 ед. и 21 ед.),
  • в компании Б существует большая разница со средним количеством товара (колеблется между 15 ед. и 26 ед.).

Если рассчитать стандартное отклонение каждой компании, оно покажет, что

  • стандартное отклонение компании A = 1,
  • стандартное отклонение компании Б ≈ 5.

Стандартное отклонение показывает эту волатильность данных — то, с каким размахом они меняются; т.е. как сильно этот запас товара на складах компаний колеблется (поднимается и опускается).

Расчет среднеквадратичного (стандартного) отклонения

Формулы вычисления стандартного отклонения

Формулы вычисления стандартного отклонения sigma сигма стандартное отклонение формула, среднее квадратичное отклонение формула, среднеквадратическое отклонение формула, среднее квадратическое отклонение формула
Где:
σ — стандартное отклонение,
xi — величина отдельного значения выборки,
μ — среднее арифметическое выборки,
n — размер выборки.
Эта формула применяется, когда анализируются все значения выборки.
стандартное отклонение формула, среднее квадратичное отклонение формула, среднеквадратическое отклонение формула, среднее квадратическое отклонение формула
Где:
S — стандартное отклонение,
n — размер выборки,
xi — величина отдельного значения выборки,
xср — среднее арифметическое выборки.
Эта формула применяется, когда присутствует очень большой размер выборки, поэтому на анализ обычно берётся только её часть.
Единственная разница с предыдущей формулой: “n — 1” вместо “n”, и обозначение «xср» вместо «μ».

Разница между формулами S и σ («n» и «n–1»)

Состоит в том, что мы анализируем — всю выборку или только её часть:

  • только её часть – используется формула S (с «n–1»),
  • полностью все данные – используется формула σ (с «n»).

Как рассчитать стандартное отклонение?

Пример 1 (с σ)

Рассмотрим данные о запасе какого-то товара на складах Предприятия Б.

День 1 День 2 День 3 День 4
Пред.Б 15 26 15 24

Если значений выборки немного (небольшое n, здесь он равен 4) и анализируются все значения, то применяется эта формула:

Формулы вычисления стандартного отклонения sigma сигма стандартное отклонение формула, среднее квадратичное отклонение формула, среднеквадратическое отклонение формула, среднее квадратическое отклонение формула

Применяем эти шаги:

1. Найти среднее арифметическое выборки:

μ = (15 + 26 + 15+ 24) / 4 = 20

2. От каждого значения выборки отнять среднее арифметическое:

x1 — μ = 15 — 20 = -5

x2 — μ = 26 — 20 = 6

x3 — μ = 15 — 20 = -5

x4 — μ = 24 — 20 = 4

3. Каждую полученную разницу возвести в квадрат:

(x1 — μ)² = (-5)² = 25

(x2 — μ)² = 6² = 36

(x3 — μ)² = (-5)² = 25

(x4 — μ)² = 4² = 16

4. Сделать сумму полученных значений:

Σ (xi — μ)² = 25 + 36+ 25+ 16 = 102

5. Поделить на размер выборки (т.е. на n):

(Σ (xi — μ)²)/n = 102 / 4 = 25,5

6. Найти квадратный корень:

√((Σ (xi — μ)²)/n) = √ 25,5 ≈ 5,0498

Пример 2 (с S)

Задача усложняется, когда существуют сотни, тысячи или даже миллионы данных. В этом случае берётся только часть этих данных и анализируется методом выборки.

У Андрея 20 яблонь, но он посчитал яблоки только на 6 из них.

Популяция — это все 20 яблонь, а выборка — 6 яблонь, это деревья, которые Андрей посчитал.

Яблоня 1 Яблоня 2 Яблоня 3 Яблоня 4 Яблоня 5 Яблоня 6
9 2 5 4 12 7

Так как мы используем только выборку в качестве оценки всей популяции, то нужно применить эту формулу:

стандартное отклонение формула, среднее квадратичное отклонение формула, среднеквадратическое отклонение формула, среднее квадратическое отклонение формула

Математически она отличается от предыдущей формулы только тем, что от n нужно будет вычесть 1. Формально нужно будет также вместо μ (среднее арифметическое) написать X ср.

Применяем практически те же шаги:

1. Найти среднее арифметическое выборки:

Xср = (9 + 2 + 5 + 4 + 12 + 7) / 6 = 39 / 6 = 6,5

2. От каждого значения выборки отнять среднее арифметическое:

X1 – Xср = 9 – 6,5 = 2,5

X2 – Xср = 2 – 6,5 = –4,5

X3 – Xср = 5 – 6,5 = –1,5

X4 – Xср = 4 – 6,5 = –2,5

X5 – Xср = 12 – 6,5 = 5,5

X6 – Xср = 7 – 6,5 = 0,5

3. Каждую полученную разницу возвести в квадрат:

(X1 – Xср)² = (2,5)² = 6,25

(X2 – Xср)² = (–4,5)² = 20,25

(X3 – Xср)² = (–1,5)² = 2,25

(X4 – Xср)² = (–2,5)² = 6,25

(X5 – Xср)² = 5,5² = 30,25

(X6 – Xср)² = 0,5² = 0,25

4. Сделать сумму полученных значений:

Σ (Xi – Xср)² = 6,25 + 20,25+ 2,25+ 6,25 + 30,25 + 0,25 = 65,5

5. Поделить на размер выборки, вычитав перед этим 1 (т.е. на n–1):

(Σ (Xi – Xср)²)/(n-1) = 65,5 / (6 – 1) = 13,1

6. Найти квадратный корень:

S = √((Σ (Xi – Xср)²)/(n–1)) = √ 13,1 ≈ 3,6193

Дисперсия и стандартное отклонение

Стандартное отклонение равно квадратному корню из дисперсии (S = √D). То есть, если у вас уже есть стандартное отклонение и нужно рассчитать дисперсию, нужно лишь возвести стандартное отклонение в квадрат (S² = D).

Дисперсия — в статистике это «среднее квадратов отклонений от среднего». Чтобы её вычислить нужно:

  1. Вычесть среднее значение из каждого числа
  2. Возвести каждый результат в квадрат (так получатся квадраты разностей)
  3. Найти среднее значение квадратов разностей.

Ещё расчёт дисперсии можно сделать по этой формуле:

Дисперсия и стандартное отклонение расчёт дисперсии формула
Где:
S² — выборочная дисперсия,
Xi — величина отдельного значения выборки,
Xср (может появляться как X̅) — среднее арифметическое выборки,
n — размер выборки.

Правило трёх сигм

Это правило гласит: вероятность того, что случайная величина отклонится от своего математического ожидания более чем на три стандартных отклонения (на три сигмы), почти равна нулю.

Правило трёх сигм

Глядя на рисунок нормального распределения случайной величины, можно понять, что в пределах:

  • одного среднеквадратического отклонения заключаются 68,26% значений (Xср ± 1σ или μ ± 1σ),
  • двух стандартных отклонений — 95,44% (Xср ± 2σ или μ ± 2σ),
  • трёх стандартных отклонений — 99,72% (Xср ± 3σ или μ ± 3σ).

Это означает, что за пределами остаются лишь 0,28% — это вероятность того, что случайная величина примет значение, которое отклоняется от среднего более чем на 3 сигмы.

Стандартное отклонение в excel

Вычисление стандартного отклонения с «n – 1» в знаменателе (случай выборки из генеральной совокупности):

1. Занесите все данные в документ Excel.

Формулы вычисления стандартного отклонения sigma сигма стандартное отклонение в эксель excel

2. Выберите поле, в котором вы хотите отобразить результат.

3. Введите в этом поле «=СТАНДОТКЛОНА(«

4. Выделите поля, где находятся данные, потом закройте скобки.

Формулы вычисления стандартного отклонения sigma сигма стандартное отклонение в эксель excel

5. Нажмите Ввод (Enter).

Формулы вычисления стандартного отклонения sigma сигма стандартное отклонение в эксель excel

В случае если данные представляют всю генеральную совокупность (n в знаменателе), то нужно использовать функцию СТАНДОТКЛОНПА.

Формулы вычисления стандартного отклонения sigma сигма стандартное отклонение в эксель excel

Формулы вычисления стандартного отклонения sigma сигма стандартное отклонение в эксель excel

Коэффициент вариации

Коэффициент вариации — отношение стандартного отклонения к среднему значению, т.е. Cv = (S/μ) × 100% или V = (σ/X̅) × 100%.

Стандартное отклонение делится на среднее и умножается на 100%.

Можно классифицировать вариабельность выборки по коэффициенту вариации:

  • при <10% выборка слабо вариабельна,
  • при 10% – 20 % — средне вариабельна,
  • при >20 % — выборка сильно вариабельна.

Узнайте также про:

  • Корреляции,
  • Метод Крамера,
  • Метод наименьших квадратов,
  • Теорию вероятностей
  • Интегралы.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Вычислив среднеквадратическое отклонение, вы найдете разброс значений в выборке данных.[1]
Но сначала вам придется вычислить некоторые величины: среднее значение и дисперсию выборки. Дисперсия – мера разброса данных вокруг среднего значения.[2]
Среднеквадратическое отклонение равно квадратному корню из дисперсии выборки. Эта статья расскажет вам, как найти среднее значение, дисперсию и среднеквадратическое отклонение.

  1. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 1

    1

    Возьмите наборе данных. Среднее значение – это важная величина в статистических расчетах.[3]

    • Определите количество чисел в наборе данных.
    • Числа в наборе сильно отличаются друг от друга или они очень близки (отличаются на дробные доли)?
    • Что представляют числа в наборе данных? Тестовые оценки, показания пульса, роста, веса и так далее.
    • Например, набор тестовых оценок: 10, 8, 10, 8, 8, 4.
  2. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 2

    2

    Для вычисления среднего значения понадобятся все числа данного набора данных.[4]

    • Среднее значение – это усредненное значение всех чисел в наборе данных.
    • Для вычисления среднего значения сложите все числа вашего набора данных и разделите полученное значение на общее количество чисел в наборе (n).
    • В нашем примере (10, 8, 10, 8, 8, 4) n = 6.
  3. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 3

    3

    Сложите все числа вашего набора данных.[5]

    • В нашем примере даны числа: 10, 8, 10, 8, 8 и 4.
    • 10 + 8 + 10 + 8 + 8 + 4 = 48. Это сумма всех чисел в наборе данных.
    • Сложите числа еще раз, чтобы проверить ответ.
  4. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 4

    4

    Разделите сумму чисел на количество чисел (n) в выборке. Вы найдете среднее значение.[6]

    • В нашем примере (10, 8, 10, 8, 8 и 4) n = 6.
    • В нашем примере сумма чисел равна 48. Таким образом, разделите 48 на n.
    • 48/6 = 8
    • Среднее значение данной выборки равно 8.

    Реклама

  1. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 5

    1

    Вычислите дисперсию. Это мера разброса данных вокруг среднего значения.[7]

    • Эта величина даст вам представление о том, как разбросаны данные выборки.
    • Выборка с малой дисперсией включает данные, которые ненамного отличаются от среднего значения.
    • Выборка с высокой дисперсией включает данные, которые сильно отличаются от среднего значения.
    • Дисперсию часто используют для того, чтобы сравнить распределение двух наборов данных.
  2. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 6

    2

    Вычтите среднее значение из каждого числа в наборе данных. Вы узнаете, насколько каждая величина в наборе данных отличается от среднего значения.[8]

    • В нашем примере (10, 8, 10, 8, 8, 4) среднее значение равно 8.
    • 10 — 8 = 2; 8 — 8 = 0, 10 — 2 = 8, 8 — 8 = 0, 8 — 8 = 0, и 4 — 8 = -4.
    • Проделайте вычитания еще раз, чтобы проверить каждый ответ. Это очень важно, так как полученные значения понадобятся при вычислениях других величин.
  3. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 7

    3

    Возведите в квадрат каждое значение, полученное вами в предыдущем шаге.[9]

    • При вычитании среднего значения (8) из каждого числа данной выборки (10, 8, 10, 8, 8 и 4) вы получили следующие значения: 2, 0, 2, 0, 0 и -4.
    • Возведите эти значения в квадрат: 22, 02, 22, 02, 02, и (-4)2 = 4, 0, 4, 0, 0, и 16.
    • Проверьте ответы, прежде чем приступить к следующему шагу.
  4. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 8

    4

    Сложите квадраты значений, то есть найдите сумму квадратов.[10]

    • В нашем примере квадраты значений: 4, 0, 4, 0, 0 и 16.
    • Напомним, что значения получены путем вычитания среднего значения из каждого числа выборки: (10-8)^2 + (8-8)^2 + (10-2)^2 + (8-8)^2 + (8-8)^2 + (4-8)^2
    • 4 + 0 + 4 + 0 + 0 + 16 = 24.
    • Сумма квадратов равна 24.
  5. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 9

    5

    Разделите сумму квадратов на (n-1). Помните, что n – это количество данных (чисел) в вашей выборке. Таким образом, вы получите дисперсию.[11]

    • В нашем примере (10, 8, 10, 8, 8, 4) n = 6.
    • n-1 = 5.
    • В нашем примере сумма квадратов равна 24.
    • 24/5 = 4,8
    • Дисперсия данной выборки равна 4,8.

    Реклама

  1. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 10

    1

    Найдите дисперсию, чтобы вычислить среднеквадратическое отклонение.[12]

    • Помните, что дисперсия – это мера разброса данных вокруг среднего значения.
    • Среднеквадратическое отклонение – это аналогичная величина, описывающая характер распределения данных в выборке.
    • В нашем примере дисперсия равна 4,8.
  2. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 11

    2

    Извлеките квадратный корень из дисперсии, чтобы найти среднеквадратическое отклонение.[13]

    • Как правило, 68% всех данных расположены в пределах одного среднеквадратического отклонения от среднего значения.
    • В нашем примере дисперсия равна 4,8.
    • √4,8 = 2,19. Среднеквадратическое отклонение данной выборки равно 2,19.
    • 5 из 6 чисел (83%) данной выборки (10, 8, 10, 8, 8, 4) находится в пределах одного среднеквадратического отклонения (2,19) от среднего значения (8).
  3. Изображение с названием Calculate Standard Deviation Step 12

    3

    Проверьте правильность вычисления среднего значения, дисперсии и среднеквадратического отклонения. Это позволит вам проверить ваш ответ.[14]

    • Обязательно записывайте вычисления.
    • Если в процессе проверки вычислений вы получили другое значение, проверьте все вычисления с самого начала.
    • Если вы не можете найти, где сделали ошибку, проделайте вычисления с самого начала.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 64 925 раз.

Была ли эта статья полезной?

Представление результатов исследования

В научных публикациях важно представление результатов исследования. Очень часто окончательный результат приводится в следующем виде: M±m, где M – среднее арифметическое, m –ошибка среднего арифметического. Например, 163,7±0,9 см.

Прежде чем разбираться в правилах представления результатов исследования, давайте точно усвоим, что же такое ошибка среднего арифметического.

Ошибка среднего арифметического

Среднее арифметическое, вычисленное на основе выборочных данных (выборочное среднее), как правило, не совпадает с генеральным средним (средним арифметическим генеральной совокупности). Экспериментально проверить это утверждение невозможно, потому что нам неизвестно генеральное среднее. Но если из одной и той же генеральной совокупности брать повторные выборки и вычислять среднее арифметическое, то окажется, что для разных выборок среднее арифметическое будет разным.

Чтобы оценить, насколько выборочное среднее арифметическое отличается от генерального среднего, вычисляется ошибка среднего арифметического или ошибка репрезентативности.

Ошибка среднего арифметического обозначается как m или  Представление результатов исследования

Ошибка среднего арифметического рассчитывается по формуле:

Представление результатов исследования

где: S — стандартное отклонение, n – объем выборки; Например, если стандартное отклонение равно S=5 см, объем выборки n=36 человек, то ошибка среднего арифметического равна: m=5/6 = 0,833.

Ошибка среднего арифметического показывает, какая ошибка в среднем допускается, если использовать вместо генерального среднего выборочное среднее.

Так как при небольшом объеме выборки истинное значение генерального среднего не может быть определено сколь угодно точно, поэтому при вычислении выборочного среднего арифметического нет смысла оставлять большое число значащих цифр.

Правила записи результатов исследования

  1. В записи ошибки среднего арифметического оставляем две значащие цифры, если первые цифры в ошибке «1» или «2».
  2. В остальных случаях в записи ошибки среднего арифметического оставляем одну значащую цифру.
  3. В записи среднего арифметического положение последней значащей цифры должно соответствовать положению первой значащей цифры в записи ошибки среднего арифметического.

Представление результатов научных исследований

В своей статье «Осторожно, статистика!», опубликованной в 1989 году В.М. Зациорский указал, какие числовые характеристики должны быть представлены в публикации, чтобы она имела научную ценность. Он писал, что исследователь «…должен назвать: 1) среднюю величину (или другой так называемый показатель положения); 2) среднее квадратическое отклонение (или другой показатель рассеяния) и 3) число испытуемых. Без них его публикация научной ценности иметь не будет “с. 52

В научных публикациях в области физической культуры и спорта очень часто окончательный результат приводится в виде:  (М±m) (табл.1).

Таблица 1 — Изменение механических свойств латеральной широкой мышцы бедра под воздействием физической нагрузки (n=34)

Эффективный модуль

упругости (Е), кПа

Эффективный модуль

вязкости (V), Па с

Этап

эксперимента

Рассл. Напряж. Рассл. Напряж.
До ФН 7,0±0,3 17,1±1,4 29,7±1,7 46±4
После ФН 7,7±0,3 18,7±1,4 30,9±2,0 53±6

Литература

  1. Высшая математика и математическая статистика: учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Г. И. Попова. – М. Физическая культура, 2007.– 368 с.
  2. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс. 1976.- 495 с.
  3. Зациорский В.М. Осторожно — статистика! // Теория и практика физической культуры, 1989.- №2.
  4. Катранов А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований: Учебное пособие/ А. Г. Катранов, А. В. Самсонова; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 131 с.
  5. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ / Под ред. В.С. Иванова.– М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.

Цель
– научить студентов основным способам
расчета точечных характеристик выборочной
совокупности.

Средние
величины

Для
того чтобы получить характеристику не
отдельных объектов, а всей группы в
целом, определяют среднюю величину
признака. В зависимости от исследуемых
объектов и от поставленной задачи
среднюю величину вычисляют различными
способами. Средние значения признака
могут представлять: средняя арифметическая,
средняя геометрическая, средняя
квадратическая, средняя гармоническая,
мода, медиана и другие.

Средняя
арифметическая

Выборочная
средняя арифметическая является оценкой
генеральной средней и отражает уровень,
по отношению к которому колеблются
значения вариант в ней.

Средняя
арифметическая может быть рассчитана
во всех случаях по формуле:
,
где
средняя арифметическая;

сумма всех вариант (дат) ряда; n
объем
выборки.

Пример
2.1.
Было
проведено измерение высоты 13 растений
сои (в см). Данные измерений следующие:
82, 77, 74, 74, 73, 66, 64, 63, 63, 62, 54, 44, 43. Необходимо
рассчитать значение средней арифметической.

Порядок работы.

1.
Подсчитывается число вариант (дат): n
= 13.

2.
Суммируются все варианты данной
совокупности:=
839.

3.
Сумма вариант делится на число вариант
=
839/13 = 64,5 см

Следует
обратить внимание на то, что измерение
растений проводилось в целых величинах,
а полученный результат имеет точность
до десятых. Это в принципе не верно, так
как статистические расчеты не могут
повысить точность измерений. Поэтому,
в нашем случае средняя арифметическая
будет равна 65 см.

Взвешенная
средняя арифметическая

Выборочная
взвешенная средняя арифметическая
используется тогда, когда значения
вариант выборки имеют разный математический
вес.

,
где
математический
вес варианты
.

Пример
2.2.
В
кормовой смеси содержится следующее
количество отдельных компонентов:

Компонент

Содержание в
смеси, кг

Содержание
протеина, %

Сено

50

3

Резаная солома

10

1

Жмых подсолнечника

20

33

Пшеничные отруби

11

11

Требуется
определить содержание перевариваемого
протеина в килограмме смеси.

Датами
признака будет содержание белка в каждом
компоненте, а их математическими весами
– физические веса компонентов, находящихся
в смеси.

Порядок
работы:

1.
Умножаются значения признака на их
математические веса: 3·50+1·10+33·20+11·20 =
1040

2.
Находится сумма математических весов
компонентов (n)
50+10+20+20 = 100

3.
Делим первое значение на второе 1040/100=
10,4% или 10%

Таким
образом, в каждом килограмме кормовой
смеси содержится 100 г перевариваемого
белка.

Пример
2.3.
Данные
о продолжительности периода вегетации
сортов ячменя преобразованы во взвешенный
вариационный ряд и представлены в
таблице.

Границы класса

Середина
класса,

Частота
класса,

57,5- 62,4

60

2

120

62,5-67,4

65

30

1950

67,5-72,4

70

34

2380

72,5-77,4

75

62

4650

77,5-82,4

80

74

5920

82,5-87,4

85

8

680

87,5-92,5

90

4

360

Найти
среднее значение периода вегетации
сортов ячменя.

В
том случае, когда имеется взвешенный
вариационный ряд, также может использоваться
формула взвешенной средней арифметической,
где:

частота
(математический вес) класса;

середина классового интервала.

Расчеты производятся
в следующем порядке.

1.
Умножаем варианты на их частоты: 60·2 =
120 и т. д.

2.
Суммируем эти произведения; 120+1950…680+360
= 16060.

3.
Полученную сумму делим на объем выборки
(n
= 214)
=
16060/214= 75,1

Таким
образом, продолжительность вегетационного
периода составляет 75 дней.

Пример
2.4.
Найдем
общую среднюю арифметическую высоты
растений гелениума осеннего за четыре
года наблюдений по данным, приведенным
в таблице.

Год наблюдения

Средняя
арифметическая,

Объем
выборки,

1978

87

16

1392

1979

135

16

2160

1980

103

20

2060

1981

89

18

1602

Формула
взвешенной средней арифметической
используется и в случае необходимости
получить общую среднюю составной
выборки, для каждой, из отдельных частей
которой средние арифметические уже
известны.

Общая средняя
будет равна:

=
103 см

Пример
2.5.

Рассчитайте
медиану периода вегетации для
статистической совокупности сортов
ячменя по данным из примера 2.3.

Медианой называется
варианта (или дата), разделяющая
вариационный ряд на две равные по числу
вариант части. Она рассчитывается по
формуле:

,
где

медиана;
начала класса, в котором находится
медиана;
величина классового интервала;n
– объем
выборки; L
– сумма частот классов, предшествующих
классу, в котором находится медиана;

частота медианного класса.

Рассчитаем
медиану периода вегетации для совокупности
сортов ячменя. Порядковый номер медианной
варианты: 0,5 (214 + 1) = 107,5. Класс, в котором
находится медиана, определяется путем
накопления частот. Так, в таблице из
примера 3 сумма частот сверху вниз равна:
2 + 30 + 34 + 62 = 128. Поскольку между 107 и 128
вариантами должна находиться медиана,
накопление частот прекращаем и за начало
медианного класса принимаем 72,5, т.е.
меньшую границу класса: 72, 5 – 77,4, среднее
значение которого 75, а частота 62.

Отсюда
по формуле
=
72,5 +дня.

Пример
2.6.

Рассчитайте моду периода вегетации
сортов ячменя на основании данных
таблицы из примера 3.

Модой называется
точка на оси абсцисс, соответствующая
максимальной частоте теоретической
кривой распределения вариант. Вычисляется
мода по формуле:

,
где Mo
мода;

начало модального класса;
величина классового интервала;
частота класса, предшествующего
модальному;
частота модального класса;
частота класса, следующего за модальным.

Определим
моду продолжительности периода вегетации
статистической совокупности сортов
ячменя по выше приведенной формуле:

Mo
= 77,5 +

Показатели
варьирования (разнообразия)

В
биологии используются несколько
показателей разнообразия. Самыми
простыми из них являются лимиты (lim)
и размах варьирования (R).
Лимиты и размах определяются следующим
простым способом:

lim
=

и
R
=


,
где

и

наименьшая и наибольшая дата статистической
совокупности. Так для задачи с определением
продолжительности вегетационного
периода у сортов ячменя (пример 1.1.) lim
= 6090, а
R
= 92–60 = 32.

Однако
наиболее широкое использование в
исследованиях получили среднее
квадратическое отклонение (σ) или сигма
и дисперсия – среднее квадратическое
отклонение в квадрате (σ).
Среднее квадратическое отклонение и
дисперсия оценивают величину колебаний
значений вариант около их средней
арифметической и служат кроме того для
расчета других биометрических показателей.

Среднее квадратическое
отклонение вычисляется по формуле

σ
= +,
где σ – среднее квадратическое отклонение;– знак суммирования;
варианты (даты) совокупности;
средняя арифметическая;n
– объем
выборки.

Пример
2.7
.
Необходимо рассчитать варьирование
растений сои по высоте (данные из примера
2.1).

Вычисление
выборочного среднего квадратического
отклонения по приведенной формуле
проводится в следующем порядке.

1.
Определяется средняя арифметическая.
Для данного ряда она вычислена в примере
1. и равна
=
64,538.

2.
Находится отклонение вариант путем
вычисления от каждой из них средней
арифметической:
.
Вычитая: 82–64,538 = 17, 462: 77 – 64,538 и т.д. (см.
таблицу). Сумма всех разностей должна
быть равна нулю.

3. Возводятся в
квадрат отклонения и получается их
сумма:

=
1721, 231.

4.
Вычисляется среднее квадратическое
отклонение по формуле:

σ
= +=
11,98.

Варианта,

82

17,462

304,921

77

12,462

155,301

74

9,462

89,529

74

9,462

89,529

73

8,462

71,605

66

1,462

2,137

64

-0,538

0,289

63

-1,538

2,365

63

-1,538

2,365

62

-2,538

6,441

54

-10,538

111,049

44

-20,538

421,809

43

-21,538

463,885

0,006

1721,231

В
промежуточных вычислениях показателей
обычно сохраняется число знаков,
достаточное для получения необходимой
точности, сам же показатель приводится
в результате с числом знаков, имеющим
реальное значение, т.е. среднее
квадратическое отклонение высоты сои
равно 12 см. Дисперсия этого признака
)
равна144 (в отличии от среднего
квадратического отклонения дисперсия
это статистика не поименованная),lim
= 4382,
а
R
= 39.

Пример
2.8
.
Известны
средние арифметические и средние
квадратические отклонения для массы
тела и длины ног домашней и дикой птицы.
Необходимо объективно сравнить
изменчивость этих признаков у двух
выборочных совокупностей.

Объект

Признак

Варьирование, σ

Средняя
арифметическая,

Коэффициент
вариации
Cv,
%

Куры

Длина ног

1 см

10 см

=
10%

Масса тела

0,6 кг

3 кг

=
20%

Страусы

Длина ног

6 см

150 см

=
4%

Масса тела

10 кг

100 кг

=
10%

Среднее квадратическое
отклонение и дисперсия могут служить
для сравнения разнообразия статистических
совокупностей только при соблюдении
следующих условий:

1. При сравнении
одинаковых признаков;

2.
Если средние, сравниваемых статистических
совокупностей не очень сильно различаются.

В
противном случае используются не
абсолютные, а относительные показатели
вариации, среди которых чаще используется
коэффициент вариации (Cv).
Он вычисляется по формуле:

Cv
=
100%
и представляет собой среднее квадратическое
отклонение, выраженное в процентах от
величины средней арифметической.

Действительно
по величине сигмы невозможно установить,
какой признак более разнообразен: нельзя
сравнить 1 см длины ног с 0,6 кг массы или
6 см длины с 10 кг массы. Кроме того, 1 см
для мелкой птицы несравним с 6 см для
крупной. Это затруднение при решении
задачи снято с помощью коэффициента
вариации: у домашней птицы признаки
более разнообразны по сравнению с дикой
птицей, для которой сказывается действие
стабилизирующего отбора. Длина ног
имеет явно меньшее разнообразие по
сравнению с разнообразием массы, у кур
это связано с отсутствием селекции по
длине ног, у страусов сказывается более
жесткий стабилизирующий отбор.

Варьирование
считается слабым, если коэффициент
вариации не превышает 10%, средним, когда
он составляет 11 — 25%, и значительным при
величине более 25%.

Пример
2.9
.
Необходимо
вычислить среднюю дисперсию для четырех
групп измерений диаметра цветков
гелениума осеннего по данным таблицы

Группа

Дисперсия
диаметра цветка, мм

Объем выборки

1

2,00

7

2

3,35

5

3

2,95

8

4

4,37

9

В примере 2.4. было
показано, как объединить выборки по их
средним арифметическим. Часто при этом
требуется также найти и среднюю дисперсию
объединенной выборки. Она может быть
рассчитана по формуле:

σ=,
где σ
средняя дисперсия; σ– дисперсии частных выборок;– объемы частных выборок;k
– число
частных выборок.

По выше приведенной
формуле

σ=

Статистические
ошибки точечных оценок

Выборочная
средняя, выборочная дисперсия, среднее
квадратическое отклонение, коэффициент
вариации являются оценками соответствующих
генеральных параметров. Это точечные
оценки, представляющие собой не интервалы,
а числа, вычисляемые по случайной
выборке. Выборочные характеристики,
как правило, не совпадают по абсолютной
величине с соответствующими им
генеральными параметрами. Величина
отклонения статистики от ее генерального
параметра называют статистической
ошибкой или ошибкой репрезентативности.

Ошибка
средней арифметической вычисляется по
формуле

,
где

ошибка средней арифметической; σ –
среднее квадратическое отклонение;n
– объем выборки.

Показатель точности
оценки определяется по следующей
формуле:

Достоверность
средней арифметической оценивается
путем сравнения фактического значения
критерия Стьюдента с его табличным (или
стандартным) значением, которое зависит
от числа степеней свободы и принимаемого
уровня значимости.

,
где t
фактический (или наблюдаемый) критерий
Стьюдента.

Число
степеней свободы для выборочной средней
равно k
= n
– 1.

Обычно
используются следующие три уровня
значимости в порядке возрастания
строгости оценки достоверности статистик:
,=1%,=
0,1%. Им соответствуют в том же порядке
возрастания строгости оценки, следующие
доверительные уровни:= 95%,=
99%,=
99,9%. И те и другие, также могут быть
выражены в долях. Для биологических
исследований во многих случаях достаточно
принимать 5% уровень значимости, или 95%
доверительный уровень, при котором
подтверждается существенность выводов
в 95 случаях из 100.

Пример
2.10.

Требуется
рассчитать статистическую ошибку,
показатель точности и достоверность
средней арифметической высоты растений
сои по данным примера 1. Ранее была
рассчитана средняя арифметическая,
которая равна 65 см (пример 2.1) и среднее
квадратическое отклонение – 12 см (пример
2.7) при n
= 13.

Ошибка средней
арифметической равна

=
см.
(как правило, ошибка записывается с
точностью на один знак больше после
запятой, чем средняя арифметическая)

Точность
определения выборочной средней
арифметической равна

Sc
=
=
5,1%. Она считается вполне удовлетворительной,
если коэффициент Sc
не превышает 3 — 5%.

Фактический
критерий Стьюдента равен
==
19,5, число степеней свободыk
= 13–1=12. Табличное значение критерия
Стьюдента для 5% уровня значимости равно
2,179 и на 0,15 уровне значимости равно
4,318. Полученное выше значение критерия
19,5 значительно выше табличного, поэтому
средняя арифметическая вполне достоверна
даже при самой строгой оценке, т.е. на
0,1% уровне значимости.

Пример
2.11.

Необходимо сравнить на точность
определения средние:
=
86,1±0,7 см и=
17,4±0,2 см. Так как средние выражены разными
единицами, судить по абсолютной величине
их ошибок о том, какая из них определена
более точно, нельзя. Ответить на этот
вопрос позволяет коэффициентSc

Sc;
Sc

Из расчетов видно,
что первая средняя определена более
точно, чем вторая.

Пример
2.12.
Из 1050
обследованных растений ячменя 66 особей
оказалось мутантами, что составляет
6,3% от всего числа растений. Требуется
оценить достоверность доли мутантных
растений. В задаче имеет место
альтернативное распределение. Ошибка
доли определяется по формуле:

,
где p
– доля особей
с изучаемым признаком, выраженная часть
единицы или в процентах, она же и средняя
арифметическая; q
доля особей
без этого признака; n
– объем всей выборки (1050). Для приведенных
данных
.
Точность опыта будет равнаSc
=
=
11,9%, что является низким показателем
точности проведенного исследования.

Ошибка среднего
квадратического отклонения вычисляется
по формуле:

или
для небольших выборок (при n<
30) по формуле
.

Ошибка
дисперсии рассчитывается по аналогичной
формуле
.

Пример
2.13.

Необходимо рассчитать среднее
квадратическое отклонение и его ошибку
для продолжительности вегетации ячменя,
пользуясь данными примера 2.3, где
представлен взвешенный вариационный
ряд.

Для
расчета среднего квадратического
отклонения можно воспользоваться
формулойгде σ – среднее квадратическое отклонение;
варианты совокупности;f
– частота
;– средняя арифметическая;n
объем
выборки. Так как, мы располагаем данными
преобразованными во взвешенный
вариационный ряд то аналогично с задачей
на взвешенную среднюю арифметическую
принимаем:


за частоту
(математический вес) класса;
за
середину классового интервала. Подставив
в формулу данные, получим:

Ошибка
среднего квадратического отклонения
будет равна

Таким
образом, в нашем примере среднее
квадратическое отклонение продолжительности
вегетации сортов ячменя равно σ = 6 ± 0,3
дня.

Вопросы для
самоконтроля:

  1. Какие
    две группы показателей позволяют
    характеризовать вариационные ряды?

  2. Что
    такое медиана, мода?

  3. Что
    такое размах варьирования и лимиты?

  4. Приведите
    формулу средней арифметической.

  5. Могут
    ли совпасть значения
    ,
    Me,
    Мо
    ?

  6. Каковы
    свойства средней арифметической?

  7. В
    чем заключается прямой способ вычисления

    ?

  8. Каковы
    свойства дисперсии?

  9. Среднее
    крадратическое отклонение как мерило
    изменчивости совокупности. Общая
    формула для него.

  10. Степени
    свободы. Значение этого показателя при
    вычислении σ
    и σ2.
    При каких значениях n
    более точным
    является использование числа степеней
    свободы, а не количества вариант
    (наблюдений)?

  11. Почему

    и σ являются
    основными характеристиками вариационного
    ряда?

  12. Какова
    зависимость между величиной статистической
    ошибки средней и объемом совокупности?

Задачи для
самостоятельного решения.

1.
В результате подсчета количества
лепестков в цветках седмичника был
построен следующий вариационный ряд:

xi

5

6

7

8

fi

1

31

130

2

Определите
среднее количество лепестков и их
варьирование в цветках седмичника.
Отобразите данные графически (15 баллов)

2. В
результате измерения длины бобов фасоли
(в мм) был построен следующий вариационный
ряд (xi
– середина классового интервала):

xi

17

19

21

23

25

27

29

31

33

fi

10

44

122

160

128

64

25

5

1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  1. Image titled Calculate Standard Deviation Step 1

    1

    Look at your data set. This is a crucial step in any type of statistical calculation, even if it is a simple figure like the mean or median.[2]

    • Know how many numbers are in your sample.
    • Do the numbers vary across a large range? Or are the differences between the numbers small, such as just a few decimal places?
    • Know what type of data you are looking at. What do your numbers in your sample represent? this could be something like test scores, heart rate readings, height, weight etc.
    • For example, a set of test scores is 10, 8, 10, 8, 8, and 4.
  2. Image titled Calculate Standard Deviation Step 2

    2

    Gather all of your data. You will need every number in your sample to calculate the mean.[3]

    • The mean is the average of all your data points.
    • This is calculated by adding all of the numbers in your sample, then dividing this figure by the how many numbers there are in your sample (n).
    • In the sample of test scores (10, 8, 10, 8, 8, 4) there are 6 numbers in the sample. Therefore n = 6.

    Advertisement

  3. Image titled Calculate Standard Deviation Step 3

    3

    Add the numbers in your sample together. This is the first part of calculating a mathematical average or mean.[4]

    • For example, use the data set of quiz scores: 10, 8, 10, 8, 8, and 4.
    • 10 + 8 + 10 + 8 + 8 + 4 = 48. This is the sum of all the numbers in the data set or sample.
    • Add the numbers a second time to check your answer.
  4. Image titled Calculate Standard Deviation Step 4

    4

    Divide the sum by how many numbers there are in your sample (n). This will provide the average or mean of the data.[5]

    • In the sample of test scores (10, 8, 10, 8, 8, and 4) there are six numbers, so n = 6.
    • The sum of the test scores in the example was 48. So you would divide 48 by n to figure out the mean.
    • 48 / 6 = 8
    • The mean test score in the sample is 8.
  5. Advertisement

  1. Image titled Calculate Standard Deviation Step 5

    1

    Find the variance. The variance is a figure that represents how far the data in your sample is clustered around the mean.[6]

    • This figure will give you an idea of how far your data is spread out.
    • Samples with low variance have data that is clustered closely about the mean.
    • Samples with high variance have data that is clustered far from the mean.
    • Variance is often used to compare the distribution of two data sets.
  2. Image titled Calculate Standard Deviation Step 6

    2

    Subtract the mean from each of your numbers in your sample. This will give you a figure of how much each data point differs from the mean.[7]

    • For example, in our sample of test scores (10, 8, 10, 8, 8, and 4) the mean or mathematical average was 8.
    • 10 — 8 = 2; 8 — 8 = 0, 10 — 8 = 2, 8 — 8 = 0, 8 — 8 = 0, and 4 — 8 = -4.
    • Do this procedure again to check each answer. It is very important you have each of these figures correct as you will need them for the next step.
  3. Image titled Calculate Standard Deviation Step 7

    3

    Square all of the numbers from each of the subtractions you just did. You will need each of these figures to find out the variance in your sample.[8]

    • Remember, in our sample we subtracted the mean (8) from each of the numbers in the sample (10, 8, 10, 8, 8, and 4) and came up with the following: 2, 0, 2, 0, 0 and -4.
    • To do the next calculation in figuring out variance you would perform the following: 22, 02, 22, 02, 02, and (-4)2 = 4, 0, 4, 0, 0, and 16.
    • Check your answers before proceeding to the next step.
  4. Image titled Calculate Standard Deviation Step 8

    4

    Add the squared numbers together. This figure is called the sum of squares.[9]

    • In our example of test scores, the squares were as follows: 4, 0, 4, 0, 0, and 16.
    • Remember, in the example of test scores we started by subtracting the mean from each of the scores and squaring these figures: (10-8)^2 + (8-8)^2 + (10-8)^2 + (8-8)^2 + (8-8)^2 + (4-8)^2
    • 4 + 0 + 4 + 0 + 0 + 16 = 24.
    • The sum of squares is 24.
  5. Image titled Calculate Standard Deviation Step 9

    5

    Divide the sum of squares by (n-1). Remember, n is how many numbers are in your sample. Doing this step will provide the variance. The reason to use n-1 is to have sample variance and population variance unbiased. [10]

    • In our sample of test scores (10, 8, 10, 8, 8, and 4) there are 6 numbers. Therefore, n = 6.
    • n-1 = 5.
    • Remember the sum of squares for this sample was 24.
    • 24 / 5 = 4.8
    • The variance in this sample is thus 4.8.
  6. Advertisement

  1. Image titled Calculate Standard Deviation Step 10

    1

    Find your variance figure. You will need this to find the standard deviation for your sample.[11]

    • Remember, variance is how spread out your data is from the mean or mathematical average.
    • Standard deviation is a similar figure, which represents how spread out your data is in your sample.
    • In our example sample of test scores, the variance was 4.8.
  2. Image titled Calculate Standard Deviation Step 11

    2

    Take the square root of the variance. This figure is the standard deviation.[12]

    • Usually, at least 68% of all the samples will fall inside one standard deviation from the mean.
    • Remember in our sample of test scores, the variance was 4.8.
    • √4.8 = 2.19. The standard deviation in our sample of test scores is therefore 2.19.
    • 5 out of 6 (83%) of our sample of test scores (10, 8, 10, 8, 8, and 4) is within one standard deviation (2.19) from the mean (8).
  3. Image titled Calculate Standard Deviation Step 12

    3

    Go through finding the mean, variance and standard deviation again. This will allow you to check your answer.[13]

    • It is important that you write down all steps to your problem when you are doing calculations by hand or with a calculator.
    • If you come up with a different figure the second time around, check your work.
    • If you cannot find where you made a mistake, start over a third time to compare your work.
  4. Advertisement

Practice Problems and Answers

Add New Question

  • Question

    What is the standard deviation of 10 samples with a mean of 29.05?

    Community Answer

    Depends on the 10 samples of data. If all ten numbers were 29.05 then the standard deviation would be zero. Standard deviation is a measure of how much the data deviates from the mean.

  • Question

    How do I calculate the standard deviation of 5 samples with the mean of 26?

    Community Answer

    You take the average of 26 and 5, divide by b squared and multiply by deviation equation constant.

  • Question

    How do I find the standard deviation of 10 samples with a mean of 29.05?

    Community Answer

    Take each sample and subract the mean. Next, square each result, getting rid of the negative. Add the 10 results and divide the sun by 10 — 1 or 9. That is the standard deviation.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To calculate standard deviation, start by calculating the mean, or average, of your data set. Then, subtract the mean from all of the numbers in your data set, and square each of the differences. Next, add all the squared numbers together, and divide the sum by n minus 1, where n equals how many numbers are in your data set. Finally, take the square root of that number to find the standard deviation. To learn how to find standard deviation with the help of example problems, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 2,559,851 times.

Reader Success Stories

  • Lorie Jessup

    «This article was the best statistics instructor I have ever been taught by. I have learned more from this little…» more

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти русскую букву в английском слове
  • Рдр 2 как найти легендарного медведя
  • Как найти расстояние по нитяному дальномеру
  • Как найти людей для работы этапы
  • Как найти сопротивление резистров