Как найти среднее эффективное давление двигателя

ГЛАВА
5

ДВИГАТЕЛИ
ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ

§ 5.1. ПАРАМЕТРЫ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ

Среднее индикаторное
давление и индикаторная мощность.

Под средним индикаторным давлением pi
понимают
такое условное постоянное давление,
которое, действуя на поршень в течение
одного рабочего хода, совершает работу,
равную индикаторной работе газов в
цилиндре за рабочий цикл.

Согласно определению,
среднее индикаторное давление (Па) равно
отношению индикаторной работы Li
газов за цикл к еди­нице рабочего
объема Vh
цилиндра,
т. е.

. (5.1)

При наличии
индикаторной диаграммы, снятой с
двигателя (рис. 5.1), среднее индикаторное
давление можно определить по формуле

. (5.2)

где
F
— полезная
площадь индикатор­ной диаграммы, м2;
l
— длина индика­торной диаграммы, м;
т
масштаб давления индикаторной диаграммы,
Па/м.

Среднее индикаторное
давление при полной нагрузке у
четырехтакт­ных карбюраторных
двигателей 8·105…12·105
Па, у четырехтактных дизелей —
7,5·105…10·105
Па, у двух­тактных дизелей — 6·105…9·105
Па.

Индикаторной
мощностью Ni
(кВт) двигателя
называют работу, соверша­емую газами
в цилиндрах двигателя в единицу времени,
т. е.

, (5.3)

где
р
i
— среднее
индикаторное давление, Па; Vh
— рабочий
объ­ем цилиндра, м3;
п
частота вращения коленчатого вала,
об/с; τ
— тактность двигателя (τ=4
— для четырехтактных двигателей и τ=2
— для двухтактных); i
— число
цилиндров.

Рабочий объем (м3)
цилиндра

Vh=nD2S/4, (5.4)

где D
— диаметр
цилиндра, м; S
— ход поршня,
м.

Если известны
степень сжатия е двигателя и объем Vc
камеры
сгорания, то рабочий объем Vh
цилиндра
может быть определен по формуле

Vh=(-1)Vc, (5.5)

где
— степень сжатия, равная отношению
полного объема Va
цилиндра к
объему Vc
камеры
сгорания, т. е.

.

Эффективная
мощность двигателя и среднее эффективное
дав­ление. Эффективной мощностью Ne
называют
мощность, снима­емую с коленчатого
вала двигателя для получения полезной
работы.

Эффективная
мощность меньше индикаторной мощности
Ni
на величину
мощности NM
механических
потерь, т. е.

Ne=NiNM. (5.6)
.

Механические
потери в двигателе оцениваются
механическим кпд ηм
который
представляет собой отношение эффективной
мощности к индикаторной:

. (5.7)

Для современных
двигателей механический кпд составляет
0,72…0,9. Зная механический кпд, можно
определить эффектив­ную мощность

Ne=ηмNi. (5.8
)

Эффективная
мощность Ne
(кВт) двигателя
аналогично ин­дикаторной мощности
может быть выражена через среднее
эф­фективное давление:

. (5.9
)

Среднее эффективное
давление ре
равно разности
между сред­ним индикаторным давлением
pi
и средним давлением рм
механи­ческих
потерь:

pe=pipм. (5.10)

Зная механический
кпд, можно определить среднее эффектив­ное
давление (Па):

ре=ηмрi. (5.11)

Среднее эффективное
давление при максимальной мощности у
четырехтактных карбюраторных двигателей
составляет 6,5·105…9,5·105
Па, у четырехтактных дизелей —
6·105…8·105
Па, у двухтактных дизелей — 5·105…7,5·105
Па.

Литровая мощность
двигателя.

Литровой мощностью двига­теля Nл,
(кВт/м3)
называют отношение эффективной мощности
Nе
к литражу
двигателя iVh:

. (5.12)

Индикаторный
кпд и удельный индикаторный расход
топлива.

Экономичность действительного рабочего
цикла двигателя оце­нивается
индикаторным кпд ηi
и удельным индикаторным рас­ходом
топлива bi.

Индикаторный кпд
ηi
оценивает степень использования тепло­ты
в действительном цикле с учетом всех
тепловых потерь и представляет собой
отношение теплоты, эквивалентной
полез­ной индикаторной работе, ко
всей затраченной теплоте:

. (5.13)

где Ni
— индикаторная
мощность, кВт; В
— расход
топлива, кг/с; Q
— низшая теплота сгорания топлива,
кДж/кг.

Удельный индикаторный
расход топлива bi,
[кг/(кВт·ч)]
пред­ставляет собой отношение расхода
топлива В к
индикаторной мощности Ni.

bi=B·3600/Ni. (5.14)

Значения
ηi
и bi
для двигателей
при их работе на номинальном режиме
приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Тип
двигателей

Индикаторный
кпд

Эффективный
кпд

Удельный
индикаторный расход топлива bi
г/(кВт·ч)

Удельный
эффективный расход топлива be
г/(кВт·ч)

Карбюраторные

0,26…0,38

0,25…0,32

230…300

280…325

Дизели

0,43…0,52

0,35…0,45

160…200

190…240

Эффективный кпд
и удельный эффективный расход топлива.

Экономичность работы двигателя в целом
оценивается эффек­тивным кпд
ηе
и удельным эффективным расходом топлива
bе.

Эффективный кпд
ηе
оценивает степень использования тепло­ты
топлива с учетом всех видов потерь
(как тепловых, так и механических) и
представляет собой отношение теплоты,
эквивалентной полезной эффективной
работе, ко всей затраченной теплоте:

. (5.15)

Если известны
индикаторный кпд и механический кпд,
то

ηеiηм. (5.16)

Удельный эффективный
расход топлива bе
[кг/(кВт·ч)]
пред­ставляет собой отношение расхода
топлива В к
эффективной мощности Ne:

be=B·3600/Ne. (5.17)

Значения ηе
и bе
для двигателей
при их работе на номинальном режиме
приведены в табл. 5.1.

Расход (кг/с)
воздуха, проходящего через двигатель:

Mв=2VhηVniρв/τ, (5.18)

где Vh
— рабочий
объем цилиндра, м3;
ηV
— коэффициент
напол­нения цилиндров; п
— частота
вращения коленчатого вала, об/с; i
— число цилиндров; ρв
— плотность
воздуха, кг/м3;
m
— тактность двигателя.

Задача 5.1.
Определить индикаторную и эффективную
мощ­ности восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее индикаторное
давление pi=7,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м, частота вращения коленчатого вала
n=3000
об/мин и механический кпд ηм=0,8.

Ответ: Ni=112,5
кВт; Ne=90
кВт.

Задача 5.2.
Определить
эффективную мощность и удельный
эффективный расход топлива восьмицилиндрового
четырехтакт­ного дизельного двигателя,
если среднее индикаторное давление
рi=7,5·105
Па, степень сжатия =16,5,
объем камеры сгорания Vc=12·10-5
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=220
рад/с, механический кпд ηм=0,8
и расход топлива B=1,02·10-2
кг/с.

Решение:
Среднее эффективное давление определяем
по формуле (5.11):

ре=ηмрi
=7,5·105·0,8=6·105
Па.

Рабочий объем
цилиндра, по формуле (5.5),

Vh=(-1)Vc=(16,5-1)12·10-5=18,6·10-4
м3.

Частота вращения
коленчатого вала

n=w/(2)=220/(2·3,14)=35
об/с.

Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.9),

=156
кВт.

Удельный эффективный
расход топлива, по формуле (5.17),

be=B·3600/Ne=1,02·10-2·3600/156=0,235
кг/(кВт·ч).

Задача 5.3.
Определить удельный эффективный расход
топ­лива шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее эффективное давление
pе=7,2·105
Па, полный объ­ем цилиндра Va=1,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала п=37
об/с и расход
топлива В=3,8·10-3
кг/с.

Ответ: bе=0,238
кг/(кВт·ч).

Задача 5.4.
Определить индикаторную мощность и
среднее индикаторное давление
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=100
кВт, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, сте­пень сжатия =15,
объем камеры сгорания Vc=2,5·10-4
м3
и ме­ханический кпд ηм=0,84.

Ответ: Ni=119
кВт; pi=6,8·105
Па.

Задача 5.5.
Определить
индикаторную мощность и удельный
индикаторный расход топлива
шестицилиндрового четырехтакт­ного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление pe=6,2·105
Па, диаметр
цилиндра D=0,11
м, ход поршня S=0,14
м, средняя скорость поршня ст=8,4
м/с, расход топлива B=5,53·10-3
кг/с и механический кпд ηм=0,82.

Ответ: Ni=90,5
кВт; bi=0,220
кг/(кВт·ч).

Задача 5.6.
Определить диаметр цилиндра и ход поршня
че­тырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=80
кВт, среднее эффективное давле­ние
pe=6·105
Па, частота
вращения коленчатого вала п=1800
об/мин и средняя скорость поршня ст=9,6
м/с.

Ответ: D=0,135
м; B=0,16
м.

Задача 5.7.
Определить мощность механических потерь
восьмицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигате­ля, если
среднее индикаторное давление рe=1,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м, частота вращения коленчатого вала
n=50
об/с и механический кпд ηм=0,8.

Ответ: NM=22,4
кВт.

Задача 5.8.
Определить индикаторную мощность и
мощ­ность механических потерь
шестицилиндрового двухтактного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление рe=6,36·105
Па, степень сжатия =16,
объем камеры сгорании Vc=7,8·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала n=35
об/с
и механический
кпд ηм=0,84.

Ответ: Ni=186
кВт; NM=29,8
кВт.

Задача 5.9.
Определить
среднее индикаторное давление и среднее
давление механических потерь
восьмицилиндрового че­тырехтактного
карбюраторного двигателя, если эффективная
мо­щность Ne=145
кВт, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня Vh=0,09м,
средняя скорость поршня ст=12,0
м/с и механический кпд ηм=0,8.

Ответ: pi=9,6·105
Па; pм=1,92·105
Па.

Задача 5.10.
Определить эффективную мощность и
удельный эффективный расход топлива
восьмицилиндрового четырехтакт­ного
карбюраторного двигателя, если
индикаторная работа газов за цикл Li=649
Дж, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня
S=0,095
м, средняя скорость поршня сm=9,5
м/с, механический кпд ηм=0,85
и расход топлива В=9,1·10-3
кг/с.

Ответ: Ne=110,5
кВт; bе=0,316
кг/(кВт·ч).

Задача 5.11.
Определить удельные индикаторный и
эффек­тивный расходы топлива
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
индикаторное давление pi=6,8·105
Па, степень сжатия =15,
полный объем цилиндра Va=37,5·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, механический кпд ηм=0,84
и расход топлива B=5,95·10-3
кг/с.

Ответ: bi=0,180
кг/(кВт·ч); bе=0,214
кг/(кВт·ч).

Задача 5.12.
Определить эффективную мощность и
мощность механических потерь
шестицилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление рe=5,4·105
Па, диаметр цилиндра D=0,108
м, ход поршня S=0,12
м, средняя скорость поршня ст=8,4
м/с и механический кпд ηм=0,78.

Ответ: Ne=62,4
кВт; NM=17,6
кВт.

Задача 5.13.
Определить
среднее индикаторное давление и
индикаторную мощность шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если диаметр цилиндра D=0,15
м, ход поршня S=0,18
м, частота вращения коленчатого вала
n=1500об/мин.
Индицированием двигателя получена
индикатор­ная диаграмма полезной
площадью F=l,95·10-3
м2,
длиной l=0,15
м при масштабе давлений т=0,6·108
Па/м.

Ответ: рi=7,8·105
Па, Ni=186
кВт.

Задача
5.14. Определить
удельный индикаторный расход то­плива
шестицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя, если диаметр
цилиндра D=0,082
м, ход поршня S=0,11
м, частота вращения коленчатого вала
n=2800об/мин,
расход топлива B=4,5·10-3
кг/с. Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,6·10-3
м2,
длиной l=0,2
м при масштабе давлений m=1108
Па/м.

Решение:
Среднее индикаторное давление определяем
по формуле (5.2):

pi=Fm/l=1,6·103·1·108/0,2=8·105
Па.

Рабочий объем
цилиндра, по формуле (5.4),

Vh=D2S/4=3,14·0,0822·0,11/4=5,8·104
м3.

Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),

=65
кВт.

Удельный индикаторный
расход топлива, по формуле (5.14),

bi=B·3600/Ni=4,5·10-3·3600/65=0,249
кг/(кВт·ч).

Задача 5.15.
Определить индикаторную мощность и
мощ­ность механических потерь
четырехцилиндрового четырехтакт­ного
дизельного двигателя, если степень
сжатия =17,
полный объем цилиндра Vа=11,9·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с и механический кпд ηм=0,81.
Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,8·10-3
м2,
длиной l=0,2
м при масш­табе давлений т=0,8·108
Па/м.

Ответ: Ni=40,3
кВт; NM=7,7
кВт.

Задача 5.16.
Определить среднее эффективное давление
и сре­днее давление механических
потерь двухцилиндрового четырех­тактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=18
кВт, диаметр цилиндра D=0,105
м, ход поршня S=0,12
м, частота вращения коленчатого вала
n=30
об/с и ме­ханический кпд ηм=0,78.

Ответ: ре=5,77·105
Па; рм=1,63·105
Па.

Задача 5.17.
Определить эффективную мощность и
механи­ческий кпд шестицилиндрового
четырехтактного дизельного дви­гателя,
если среднее эффективное давление
pе=7,2·105
Па, пол­ный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала n=37
об/с и мощность механических потерь
NM=14,4
кВт.

Ответ: Ne=57,6
кВт; ηм=0,8.

Задача 5.18.
Определить среднюю скорость поршня и
степень сжатия четырехцилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если эффективная мощность
Ne=51,5
кВт, среднее эффективное давление
ре=6,45·105
Па, ход поршня
S=0,092
м, частота вращения коленчатого вала
n=4000
об/мин и объем
камеры
сгорания Vc=1·10-4
м3.

Ответ: сm=12,3
м/с; =7,0.

Задача 5.19.
Определить угловую скорость вращения
колен­чатого вала и степень сжатия
шестицилиндрового четырехтакт­ного
карбюраторного двигателя, если эффективная
мощность Ne=66
кВт, среднее эффективное давление
ре=6,5·105
Па, часто­та
вращения коленчатого вала п=60
об/с и полный объем цилин­дра Va=6,63·10-4
м3.

Ответ: w=377
рад/с; =6,7.

Задача 5.20.
Определить индикаторную мощность и
механи­ческий кпд восьмицилиндрового
четырехтактного карбюратор­ного
двигателя, если среднее индикаторное
давление ре=7,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м3
средняя скорость поршня ст=9,5
м/с и мощность
механических потерь NM=23,5
кВт.

Ответ: Ni=111,8
кВт; ηм=0,79.

Задача 5.21.
Определить
литраж и удельный эффективный расход
топлива шестицилиндрового четырехтактного
карбюра­торного двигателя, если
эффективная мощность Ne=52
кВт, сре­днее эффективное давление
ре=6,4·105
Па, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=314
рад/с и расход топлива B=3,8·10-3
кг/с.

Ответ: iVh=32,5·10-4
м3;
bе=0,263
кг/(кВт·ч).

Задача 5.22.
Определить
расход топлива четырехцилиндрово­го
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее индика­торное давление
pi=6,8·105
Па, частота вращения коленчатого вала
n=25
об/с, степень сжатия =15,
объем камеры сгорания
Vc=2,5·10-4
м3,
механический кпд ηм=0,84
и удельный эффек­тивный расход топлива
be=0,180
кг/(кВт·ч).

Ответ: В=5·103
кг/с.

Задача 5.23.
Определить
расход топлива шестицилиндрового
четырехтактного карбюраторного двигателя
если среднее инди­каторное давление
pi=8·105
Па, диаметр цилиндра D=0,082
м, ход поршня S=0,11
м, средняя скорость поршня ст=9,9
м/с, механический
кпд ηм=0,85
и удельный эффективный расход топ­лива
be=0,276
кг/(кВт·ч).

Ответ: B=4,08·103
кг/с.

Задача 5.24.
Определить
литровую мощность и удельный ин­дикаторный
расход топлива восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее индикаторное
дав­ление pi=8·105
Па, диаметр цилиндра D=0,12
м, ход поршня S=0,1
м, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=377
рад/с, механический кпд ηм=0,8
и расход топлива B=16·10-3
кг/с.

Решение:
Рабочий объем цилиндра определяем по
формуле (5.4):

Vh=nD2S/4=3,14·0,122·0,1/4=11,3·104
м3.

Частота вращения
коленчатого вала

n=w/(2)=377/(2·3,14)=60
об/с.

Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),

=217
кВт.

Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.8),

Ne=ηмNi=217·0,8=173,6
кВт.

Литровая мощность
двигателя, по формуле (5.12),

=19200
кВт/м3.

Удельный индикаторный
расход топлива, по формуле (5.14),

bi=B·3600/Ni=16·10-3·3600/217=0,265
кг/(кВт·ч).

Задача 5.25.
Определить
литровую мощность шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее эф­фективное давление
ре=1·105
Па, частота вращения коленчатого вала
п=35
об/с, степень сжатия =14,5
и объем камеры сгорания Vс=22·10-5
м3.

Ответ: Nл=12250
кВт/м3.

Задача 5.26.
Определить
индикаторную мощность и расход топлива
восьмицилиндрового карбюраторного
двигателя, если среднее эффективное
давление ре=6,56·105
Па, диаметр цилинд­ра D=0,12
м, ход поршня
S=0,1
м, частота вращения коленчатого вала
n=70
об/с, механический кпд ηм=0,82
и удельный
индикаторный расход топлива bi=0,265
кг/(кВт·ч).

Ответ: Ni=
253 кВт; В=18,6·10-2
кг/с.

Задача 5.27.
Определить
частоту вращения коленчатого вала и
удельный эффективный расход топлива
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощ­ность Ne=109
кВт, среднее эффективное давление
ре=5,6·105
Па, степень сжатия =14,
объем камеры сгорания Vс=2,5·10-4
м3
и расход топлива B=6,5·10-3
кг/с.

Ответ: п=30
об/с; bе=0,215
кг/(кВт·ч).

Задача 5.28.
Определить
эффективный кпд шестицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее эф­фективное
давление ре=6,2·105
Па, низшая теплота сгорания топлива
Q=44
000 кДж/кг, диаметр цилиндра D=0,092
м, ход поршня S=0,082
м, средняя скорость поршня ст=8,2
м/с и рас­ход топлива B=4,4·10-3
кг/с.

Решение:
Рабочий объем цилиндра определяем по
формуле (5.4):

Vh=nD2S/4=3,14·0,0922·0,082/4=5,45·10-4
м3.

Частота вращения
коленчатого вала

n=cm/(2S)=8,2/(2·0,082)=50
об/с.

Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.9),

=50,7
кВт.

Эффективный кпд,
по формуле (5.15),

=0,26.

Задача 5.29.
Определить
индикаторный и механический кпд
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, ес­ли среднее
индикаторное давление pi=6,8·105Па,
низшая тепло­та сгорания топлива
Q=41800
кДж/кг, угловая скорость вра­щения
коленчатого вала w=157
рад/с, степень сжатия =15,
объем камеры сгорания Vс=2,5·10-4
м3,
расход топлива B=6·10-3
кг/с и эффективный кпд ηe=0,4.

Ответ: ηi=0,476;
ηм=0,84.

Задача 5.30.
Определить
индикаторный кпд шестицилиндрового
двухтактного дизельного двигателя,
если среднее эффектив­ное давление
ре=6,36·105
Па, низшая теплота сгорания топлива
Q=42000
кДж/кг, степень сжатия =16,
объем камеры сгора­ния Vс=7,8·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала
n=2100
об/мин, расход топлива B=1,03·10-2
кг/с и мощность механических потерь
NM=29,8
кВт.

Ответ: ηi=0,43.

Задача 5.31.
Определить индикаторный и эффективный
кпд четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, ес­ли степень
сжатия =17,
полный объем цилиндра Va=11,9·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, низшая теплота сгорания топлива
Q=42600
кДж/кг, расход топлива B=2,2·10-3
кг/с и механичес­кий кпд ηм=0,81.
Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,9·10-3
м2,
длиной l=0,19
м, при масштабе давлений m=0,72·108Па/м.

Ответ: ηi=0,43;
ηe=0,35.

Задача 5.32.
Определить
расход топлива для восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее эффективное
давление ре=7·105Па,
полный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=7,0·10-5
м3,
ча­стота вращения коленчатого вала
n=53
об/с, низшая теплота сгорания топлива
Q=46000
кДж/кг и эффективный кпд ηe=0,28.

Ответ: B=8,3·103
кг/с.

Задача 5.33.
Определить
расход топлива для шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее ин­дикаторное давление
pi=9·105
Па, полный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала
п=2220
об/мин, низшая теплота сго­рания
топлива Q=42800
кДж/кг, эффективный кпд ηe=0,35
и механический кпд ηм=0,84.

Решение:
Рабочий объем цилиндра

Vh=VaVc=1,9·104-6,9·105=7,2·104
м3.

Индикаторный кпд
определяем из формулы (5.16):

ηiе/ηм=0,35/0,84=0,44.

Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),

=72
кВт.

Расход топлива,
по формуле (5.13),

=3,82·103
кг/с.

Задача 5.34.
Определить экономию топлива в процентах,
ко­торую дает замена, карбюраторного
двигателя дизельным яри средней
индикаторной мощности Ni=148
кВт, если индикатор­ный кпд карбюраторного
двигателя ηi1=0,34,
дизельного — ηi2=0,45.
Низшая теплота сгорания бензина Q=43500
кДж/кг, дизельного топлива Q=42600кДж/кг.

Предлагаю, на мой взгляд, интересный способ оценки доработки двигателей и определения их, так сказать, потенциала. Мой способ (не побоюсь этого слова) основан на сравнении значений среднего эффективного давления в цилиндре, как серийных, так и доработанных двигателей. Этот же параметр используется при определении потенциала дальнейших доработок двигателей, в плане ещё большего увеличения мощности. Вот, для наглядности, индикаторная диаграмма двигателя Magnum 318.

Индикаторная диаграмма двигателя Magnum 318

Среднее эффективное давление иллюстрирует зелёный прямоугольник на представленной диаграмме. Его площадь равна площади зоны между зелёной линией (изменение давления на сжатии) и синей (изменение давления на расширении). А высота этого прямоугольника обозначает то самое среднее эффективное давление (далее Ре). Не буду углубляться в теорию ДВС. Простым языком, Ре — расчётный показатель, как если бы такое давление воздействовало на поршень всё время его движения на рабочем ходе, за вычетом давления на сжатии. В принципе, увеличение мощности двигателя возможно тремя способами:
1. Увеличение оборотов коленвала, при сохранении значения Ре;
2. Увеличение значения Ре, без изменения оборотов коленвала;
3. Первый и второй способ одновременно.
Увеличение значения крутящего момента, это всегда увеличение Ре.
Таким образом, чем больше достигнутое значение Ре, тем эффективней использован потенциал двигателя при доработке с инженерной точки зрения, конечно. Предлагаю взглянуть в таблицу.

В колонке 5 указано значение Ре на оборотах максимальной мощности, а в колонке 7 – значение Ре на оборотах максимального крутящего момента. Расчёт значений в колонке 8 производился следующим образом. За основу расчёта во-первых, бралось максимальное достигнутое значение Ре. Т.е. я исходил из того, что двигатель это давление выдерживает. Во-вторых, брались максимальные достигнутые обороты конкретного двигателя, из тех же соображений – двигатель способен развить эти обороты. Дальнейший расчёт возможной достижимой мощности вёлся исходя из этих параметров. Другими словами, максимальное достигнутое значение Ре «соединялось» с максимальными достигнутыми оборотами. И в завершении поделюсь некоторыми своими выводами. Лично меня, как владельца автомобиля Jeep Grand Cherokee с двигателем Magnum 318, удивило его Ре, сравнимое с Ре двигателей ВАЗ. А ещё говорят, что «старые» американские двигатели малофорсированные. Оказалось, что у них просто максимальные обороты невысокие, поэтому-то и низкие показатели удельной мощности на литр рабочего объёма. А по Ре Magnum 318 сопоставим с двигателями ВАЗ, которые малофорсированными не назовёшь. Ну а рекордсмен по полноте раскрытия потенциала двигателя, вовсе не BMW, со своими 845 л.с., а Skoda Octavia 1.8 TSI Stage 3, с максимальным значением Ре = 3,23 МПа. Но даже у этого двигателя ещё остались резервы. Кто бы мог подумать? Да и из BMW вполне возможно «выжать» 1000 л.с! Ну и ещё. Указанное в колонке 8 значение мощности — далеко не предел, а только, так скажем, доказанные возможности конкретного двигателя.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Mean effective pressure

Common symbols

p
SI unit Pascal (Pa)
In SI base units 1 kg⋅m−1⋅s−2

Derivations from
other quantities

p = W·V−1
Dimension {displaystyle {mathsf {L}}^{-1}{mathsf {M}}{mathsf {T}}^{-2}}

The mean effective pressure (MEP) is a quantity relating to the operation of a reciprocating engine and is a measure of an engine’s capacity to do work that is independent of engine displacement.[1] When quoted as an indicated mean effective pressure (IMEP), it may be thought of as the average pressure acting on a piston during the different portions of its cycle.

Derivation[edit]

Let:

W = work per cycle in joule;
P = power output in watt;
{displaystyle p_{text{me}}} = mean effective pressure in pascal;
V_{text{d}} = displacement volume in cubic metre;
{displaystyle n_{text{c}}} = number of revolutions per power stroke (for a 4-stroke engine, {displaystyle n_{text{c}}=2});[Note 1]
N = number of revolutions per second;
T = torque in newton-metre.

The power produced by the engine is equal to the work done per operating cycle times the number of operating cycles per second. If N is the number of revolutions per second, and {displaystyle n_{text{c}}} is the number of revolutions per power stroke, the number of power strokes per second is just their ratio. We can write:

{displaystyle P={W{N over n_{text{c}}}}.}

Reordering to put work on the left:

{displaystyle W={P{n_{text{c}} over N}}.}

By definition:

{displaystyle W=p_{text{me}}V_{text{d}},}

so that

{displaystyle p_{text{me}}={Pn_{text{c}} over V_{text{d}}N}.}

Since the torque T is related to the angular speed (which is just N·2π) and power produced,

{displaystyle P={2pi }TN,}

then the equation for MEP in terms of torque is:

{displaystyle p_{text{me}}={2pi }{n_{text{c}}}{T over V_{text{d}}}.}

Speed has dropped out of the equation, and the only variables are the torque and displacement volume. Since the range of maximum brake mean effective pressures for good engine designs is well established, we now have a displacement-independent measure of the torque-producing capacity of an engine design – a specific torque of sorts. This is useful for comparing engines of different displacements. Mean effective pressure is also useful for initial design calculations; that is, given a torque, standard MEP values can be used to estimate the required engine displacement. However, mean effective pressure does not reflect the actual pressures inside an individual combustion chamber – although the two are certainly related – and serves only as a convenient measure of performance.

Brake mean effective pressure (BMEP) is calculated from measured dynamometer torque. Net indicated mean effective pressure (IMEPn) is calculated using the indicated power; i.e., the pressure volume integral in the work per cycle equation. Sometimes the term FMEP (friction mean effective pressure) is used as an indicator of the mean effective pressure lost to friction (or friction torque), and is just the difference between IMEPn and BMEP.

Examples[edit]

MEP from torque and displacement

A four-stroke engine produces 160 N·m of torque, and displaces 2000 cm3=2 dm3=0.002 m3:

{displaystyle p_{text{me}}={2pi }{2}{{160,{text{N}}{cdot }{text{m}}} over {0.002,{text{m}}^{3}}}={2pi }{2}{{160,{text{N}}{cancel {cdot {text{m}}}}} over {0.002,{text{m}}^{{cancel {3}}2}}}=1,005,310,{text{N}}{cdot }{text{m}}^{-2}=10.05,{text{bar}}=1.005,{text{MPa}}}

We also get the megapascal figure if we use cubic centimetres for V_{text{d}}:

{displaystyle p_{text{me}}={2pi }{2}{{160,{text{N}}{cdot }{text{m}}} over {2000,{text{cm}}^{3}}}={2pi }{2}{{160,{text{N}}{cancel {cdot {text{m}}}}} over {2000,{text{cm}}^{{cancel {3}}2}}}=1.005,{text{MPa}}}
Power from MEP and crankshaft speed

If we know the crankshaft speed, we can also determine the engine’s power output from the MEP figure: {displaystyle P={V_{text{d}}cdot p_{text{me}}cdot N over n_{text{c}}}}
In our example, the engine puts out 160 N·m of torque at 3600 min−1:

{displaystyle {2000cdot 1.005cdot 60 over 2}=60,300,{text{W}}}

As piston engines usually have their maximum torque at a lower rotating speed than the maximum power output, the BMEP is lower at full power (at higher rotating speed). If the same engine is rated 76 kW at 5400 min−1 = 90 s−1, and its BMEP is 0.844 MPa, we get the following equation:

{displaystyle {2000cdot 0.844cdot 90 over 2}=75,960,{text{W}}approx 76,{text{kW}}}

Types of mean effective pressures[edit]

Mean effective pressure (MEP) is defined by the location measurement and method of calculation, some commonly used MEPs are given here.

  • Brake mean effective pressure (BMEP) — Mean effective pressure calculated from measured brake torque.
  • Gross indicated mean effective pressure (IMEPg) — Mean effective pressure calculated from in-cylinder pressure over compression and expansion portion of engine cycle (360° in a four-stroke, 180° in a two-stroke). Direct measurement requires cylinder pressure sensing equipment.
  • Net indicated mean effective pressure (IMEPn) — Mean effective pressure calculated from in-cylinder pressure over the complete engine cycle (720° in a four-stroke, 360° in a two-stroke). Direct measurement requires cylinder pressure sensing equipment.
  • Pumping mean effective pressure (PMEP) — Mean effective pressure from work moving air in and out of the cylinder, across the intake and exhaust valves. Calculated from in-cylinder pressure over intake and exhaust portions of engine cycle (360° in a four-stroke, 0° in a two-stroke). Direct measurement requires cylinder pressure sensing equipment. PMEP = IMEPg — IMEPn.
  • Friction mean effective pressure (FMEP) — Theoretical mean effective pressure required to overcome engine friction, can be thought of as mean effective pressure lost due to friction. Friction mean effective pressure calculation requires accurate measurement of cylinder pressure and dynamometer brake torque. FMEP = IMEPn — BMEP.

BMEP typical values[edit]

BMEP typical values[2]

Engine type Typical max. BMEP
Motorbike engine 1.2 MPa (174.0 lbf/in2)
Race car engine (NA Formula 1) 1.6 MPa (232.1 lbf/in2)
Passenger car engine (naturally aspirated Otto) 1.3 MPa (188.5 lbf/in2)
Passenger car engine (turbocharged Otto) 2.2 MPa (319.1 lbf/in2)
Passenger car engine (turbocharged Diesel) 2.0 MPa (290.1 lbf/in2)
Lorry engine (turbocharged Diesel) 2.4 MPa (348.1 lbf/in2)
High-speed industrial Diesel engine 2.8 MPa (406.1 lbf/in2)
Medium-speed industrial Diesel engine 2.5 MPa (362.6 lbf/in2)
Low-speed two-stroke Diesel engine 1.5 MPa (217.6 lbf/in2)

See also[edit]

  • Compression ratio

Notes and references[edit]

Notes[edit]

References[edit]

  1. ^ Heywood, J. B., «Internal Combustion Engine Fundamentals», McGraw-Hill Inc., 1988, p. 50
  2. ^ Ulrich Spicher: Kapitel 3 · Kenngrößen – table 3.16: Effektiver Mitteldruck heutiger Motoren, in Richard van Basshuysen, Fred Schäfer (eds.): Handbuch Verbrennungsmotor – Grundlagen · Komponenten · Systeme · Perspektiven, 8th edition, Springer, Wiesbaden 2017, ISBN 978-3-658-10901-1, DOI 10.1007/978-3-658-10902-8_3, p. 27

External links[edit]

  • Brake Mean Effective Pressure (bmep), Power and Torque, Factory Pipe
  • All About Mean Effective Pressure, Harleyc.com
  • Tiddler steam engine

В процессе расширения, под воздействием расширяющихся газов, поршень перемещается и тепловая (внутренняя) энергия газов преобразуется в механическую работу. Величина этой работы за один цикл определяется произведением силы давления газов на перемещение поршня, равного его ходу. Однако сила давления газов на поршень непостоянна и уменьшается в период перемещения поршня. В процессе сжатия воздуха в цилиндре перемещение поршня связано с затратой механической работы. Величина этой работы равна произведению силы давления воздуха и перемещения поршня. Причем эта сила также непостоянна и увеличивается по мере приближения поршня к мертвой
точке.

Полезная механическая работа равна разности работ расширения и сжатия. Эта работа, полученная внутри цилиндра двигателя за один
цикл, называется индикаторной работой Ai. При определении Аi используют индикаторную диаграмму, показывающую в масштабе величину давления в цилиндре при любом положении поршня; диаграмму снимают с помощью индикатора давления.

На рис. 15 представлена индикаторная диаграмма двухтактного двигателя. Заштрихованная площадь диаграмммы (в масштабе) как раз и равна индикаторной работе. Индикаторную работу можно определить следующим образом: сначала при помощи планиметра найти площадь диаграммы F мм2 И измерить длину диаграммы l мм; разделив
F на l, получим среднюю высоту h мм; площадь прямоугольника высотой h равна площади диаграммы. Так как площади равны, то и величины
работ равны. Разделив высоту h на масштаб пружины индикатора m мм2/бар, получим среднее давление на цикл.

Среднее давление в цилиндре за цикл называется средним индикаторным
давлением Pi бар (105 H/m2):

Работа и мощность двигателей

При подсчете Pi четырехтактного двигателя следовало бы учитывать отрицательную площадь диаграммы, ограниченную кривыми процессов впуска и выпуска (рис. 16). Практически эта отрицательная работа, связанная с насосными потерями, не учитывается, так как величина ее очень мала. У четырехтактного двигателя рабочий цикл совершается за два оборота коленчатого вала и среднее индикаторное давление Рi за цикл будет в два раза меньше, чем у подобного ему двухтактного двигателя. Однако для возможности сравнения четырехтактных
и двухтактных двигателей при определении Рi четырехтактного двигателя процессами впуска и выпуска пренебрегают. При расчете мощности это обстоятельство учитывается введением в знаменатель формулы коэффициента тактности z = 2. Для двухтактного двигателя z = 1.

Итак, мощность цилиндра двигателя (кВт)

Формула

При условии равенства среднего индикаторного давления всех цилиндров мощность двигателя равна (i – число цилиндров)

Формула

Учитывая, что :

Формула

и обозначив неизменную для конкретно рассматриваемого двигателя величину:

Формула

представим мощность выражением

Формула

Среднее индикаторное давление и средняя скорость поршня это основные характеристики двигателя. Среднее индикаторное давление
является показателем тепловой напряженности двигателя. Средняя скорость поршня характеризует его динамическую напряженность и является основным показателем моторесурса.

Среднее индикаторное давление составляет у дизелей (бар):

  • без наддува — Рi = 5÷7
  • мощных малооборотных с наддувом — Рi = 8÷12
  • среднеоборотных с наддувом Рi = 15÷20
  • форсированных с высоким наддувом Рi 22÷28

Средняя скорость поршня у мощных малооборотных дизелей достигает:Сm = 5÷6,8 м/с.

Средняя скорость поршня у среднеоборотных Сm = 8÷10 м/с.

Работа за цикл четырехтактного ДВС

Эффективная мощность двигателя, т.е. мощность, передаваемая потребителю, меньше индикаторной на величину механических потерь, при передаче мощности от цилиндра к фланцу коленчатого вала. Эти потери учитываются механическим коэффициентом полезного действия ɳм:

Формула

Произведение Piɳм = Ре носит название среднего эффективного
давления. Учитывая это, эффективную мощность (кВт) двигателя можно
выразить формулой:

Формула

Индикаторная работа, совершаемая газами в цилиндрах двигателя, не может быть использована полностью, так как часть ее затрачивается на внутренние механические потери в двигателе. К ним относятся:

• потери на трение между движущимися деталями кривошипно-шатунного и распределительного механизмов, других систем двигателя;

• потери на трение движущихся деталей о воздух;

• потери на привод устройств и агрегатов двигателя: топливного, масляного и водяного насосов, вентилятора, генератора, распределителя и др.;

• насосные потери при очистке воздуха и газообмене.

Таким образом, полезно используется только часть индикаторной работы. Это эффективная работа, так как она определяет конечную эффективность двигателя.

Действительная эффективность двигателя характеризуется следующими показателями, аналогичными индикаторным показателям, которые определяются на выходе двигателя, т.е. на его маховике: эффективной мощностью Ne, средним эффективным давлением Pе механическим КПД ƞм; эффективным КПД ƞе; удельным эффективным расходом топлива ge.

Эффективная мощность, кВт, представляет собой разность между индикаторной мощностью Ni, развиваемой газами в цилиндрах двигателя, и суммарной мощностью Nм механических потерь:

Ne= N— Nм

Работа газов в цилиндрах двигателя выражается через среднее индикаторное давление рi Если механические потери выразить через часть среднего индикаторного давления, идущего на преодоление этих потерь, то среднее эффективное давление представляет собой разность между средним индикаторным давлением и средним давлением потерь.

Среднее эффективное давление — это условное постоянное по величине давление газов в цилиндрах двигателя, совершающих работу за один ход поршня из ВМТ до НМТ, равную эффективной работе за цикл:

Pe=Pi-Pм

где Pм — среднее давление механических потерь, МПа.

Эффективная мощность, кВт, и среднее эффективное давление, МПа, связаны между собой зависимостью, аналогичной зависимости между индикаторными показателями:

отношение эффективной мощности

Механический КПД двигателя ƞм — это отношение эффективной мощности на маховике двигателя к индикаторной мощности, или отношение среднего эффективного давления к среднему индикаторному давлению, что характеризует механические потери в двигателе:

отношение эффективной мощности

С учетом того что Ne= N— Nм  и Pe=Pi-Pм

отношение эффективной мощности

т.е. механический КПД повышается при постоянстве механических потерь Pм = const и увеличении индикаторной мощности Ni (среднего индикаторного давления Pi).

При работе двигателя с разными частотами вращения коленчатого вала среднее давление механических потерь Pм зависит от изменения работы трения в механизмах и системах двигателя и изменения насосных потерь. Поэтому с увеличением скорости вращения коленчатого вала давление механических потерь растет, а механический КПД падает.

На основании опытных данных установлены эмпирические зависимости среднего давления, МПа, механических потерь от частоты вращения коленчатого вала n, мин-1:

для дизелей

Pм = 0,092 + 0,0001n;

для бензиновых двигателей

Pм = 0,035 + 0,00005n;

Эффективный КПД двигателей — это отношение эффективной работы, кДж/ч, на маховике двигателя к количеству теплоты, кДж/кг, полученной при сгорании топлива:

Эффективный КПД двигателей

где Le — эффективная работа, кДж, полученная при сгорании топлива в течение 1 ч; GТ — часовой расход топлива, кг; hu — теплота сгорания 1 кг топлива, кДж. Подставив Le = PeVh = PiƞmVh, получим 

Эффективный КПД двигателей

Таким образом, эффективным КПД учитываются тепловые ƞi, и механические ƞm потери ДВС. Для повышения эффективного КПД необходимо повышать ƞi, совершенствуя рабочий процесс, и уменьшать ƞm, совершенствуя конструкцию и качество изготовления ДВС.

Аналогично удельному индикаторному расходу топлива определяется удельный эффективный расход топлива, г/(кВт ч):

эффективный расход

Таблица 2.4

Значения эффективных показателей четырехтактного ДВС

Двигатель

ре, МПа

ƞm

ƞe

ge. г/(кВт ч)

Дизель: без наддува

с наддувом

0,6…0,9

1,2… 1,8

0,75…0,8

До 0,92

0,32…0,38

0,35…0,40

210…260

180-210

Бензиновый

0,6… 1,0

0,75-0,85

0,24…0,30

280-330

Значения эффективных показателей четырехтактного ДВС приведены
в табл. 2.4.

Для увеличения эффективного КПД ƞe прежде всего необходимо увеличить индикаторный КПД ƞi. Это достигается обеспечением оптимального коэффициента избытка воздуха α. В бензиновых ДВС максимальный ƞi, достигается при α — 1,03… 1,05, а в дизельных ДВС — при α = 1,30… 1,35. При меньших значениях а у дизелей из-за худшего смесеобразования, по сравнению с бензиновыми ДВС, появляется дымный выхлоп. Поэтому для обеспечения указанного значения а применяются наддув и промежуточное охлаждение
наддувного воздуха для повышения коэффициента наполнения ƞv.

Газотурбинный наддув с помощью турбокомпрессора, который под давлением подает воздух в цилиндры, широко применяется на двигателях. Турбокомпрессор, состоящий из радиальной центростремительной турбины и центробежного компрессора, устанавливается на выпускной системе двигателя. На номинальной
мощности турбокомпрессор может обеспечить степень повышения давления до λ = 2,5. Топливная аппаратура дизеля с турбонаддувом регулируется на увеличенную цикловую подачу топлива. Дальнейшее совершенствование двигателей посредством наддува идет в основном по пути увеличения степени повышения давления, создания двигателя с характеристикой постоянной мощности, у которого вращающий момент имеет высокий коэффициент
приспособляемости (1,4…2,0). Это достигается настройкой турбокомпрессора на режим максимального вращающего момента, применением регулируемых турбокомпрессоров, специального корректора цикловой подачи, охлаждением наддувного воздуха.

Общая эффективность ДВС в большой степени характеризуется удельными показателями, например литровой мощностью.

Литровая мощность — это мощность Nл получаемая с единицы
рабочего объема цилиндров Vh, кВт/л:

Литровая мощность

От значения Nл зависят габаритные размеры ДВС. Увеличивая частоту вращения коленчатого вала, что приводит к росту литровой мощности, следует обеспечить оптимальное значение коэффициентов ƞv, и ƞm.

Чтобы коэффициенты ƞv и ƞm не снижались при увеличении числа оборотов n, следует увеличивать фазу (угол) впуска свежего заряда и фазу выпуска отработавших газов, увеличивать проходные сечения клапанов (повысится ƞv) и снижать средние скорости движения поршней. Снижение скорости движения поршней достигается путем уменьшения хода поршней и увеличения диаметра цилиндров. Рациональными мероприятиями для увеличения литровой мощности являются наддув дизелей и бензиновых ДВС, при котором давление и температура заряда в конце сжатия повышаются; повышение степени сжатия е бензиновых ДВС; применение непосредственного впрыска бензина и электронного зажигания. Наибольший эффект достигается применением наддува в дизелях. Это позволяет значительно увеличить литровую мощность дизеля.

Основными конструктивными параметрами двигателя внутреннего сгорания являются диаметр цилиндра Du, см, и ход поршня S, см, определяющие рабочий объем двигателя, от которого в значительной мере зависит эффективность рабочего цикла, а также размеры, масса, компоновка и стоимость двигателя в целом. Большое значение имеет обоснованный выбор отношения хода поршня к диаметру цилиндра величина Ψ У современных двигателеи величина Ψ находится в пределах 0,8… 1,3. При этом меньшие значения Ψ характерны для бензиновых двигателей, а большие — для дизелей. При известном значении у ход поршня S =ΨDu.

Исходными зависимостями при определении диаметра цилиндра Du см, и хода поршня S, см, являются рабочий объем Vh л (дм3), и эффективная мощность двигателя Nе, кВт:

рабочий объем

Решение этих уравнений относительно Du, дм, дает

дм

где τ — число тактов за рабочий цикл (тактность); Pе— среднее эффективное давление, МПа; i — число цилиндров; n — частота вращения коленчатого вала, мин-1.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти косинус трапеции в градусах
  • Как в тексте найти ссылки на источники
  • Как найти площадь внешней поверхности
  • Как составить статью вак
  • Как составить план по тексту стрижонок скрип