Как найти среднее количество машин

Коэффициент выпуска парка на линию

Коэффициент выпуска автомобилей на линию – показывает долю работающих на линии автомобилей в общем парке автомобилей с учетом соотношения дней работы предприятия и дней календарных:

где: αв. – коэффициент выпуска автомобилей на линию;

Др – дни работы предприятия за год:

Др = 301 – если выходными являются только воскресные и праздничные дни,

Др = 249 – если выходными являются субботние, воскресные и праздничные дни;

Дк – количество календарных дней в году:

Дк = 365 – обычный год, Дк – 366 – високосный год;

0,02÷0,03 – коэффициент, учитывающий возможные простои по организационным причинам.

Для первого и второго года:

αв =0,86 * (365– 0,02*365)/365 =0,84

αв =0,82 * (365– 0,02*365)/365 =0,8

Производственная программа по эксплуатации подвижного состава на линии

Ходовое количество автомобилей (Ах)

где Асс – среднесписочное количество автомобилей в АТП из задания, ед.

При расчете Ах результат округляется до одного знака после запятой. Это не значит, что на линии будет работать дробная часть автомобиля, а значит, что автомобиль не все рабочие дни будет находиться на линии.

Для первого и второго года:

Ах = 4 * 365 * 0,84 /365 = 3,36 ед.

Ах = 4 * 365 * 0,8 /365 = 3,2 ед.

Автомобиле-дни в работе

Для первого и второго года:

АД р = 3,36 * 365 = 1226 дней

АД р = 3,2 * 365 =1168 дней

Автомобиле-дни в хозяйстве

АД х = 4 * 365 = 1460 дней

Автомобиле-часы работы

Для первого и второго года:

АЧ р = 15 * 1226= 18390 часов

АЧ р = 15 * 1168 = 17520 часов

Определив провозные возможности предприятия необходимо решить вопрос об организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Годовой пробег

Для первого и второго года:

L год = 451 * 1226= 415632км.

L год = 451 * 1168 = 398541км.

Годовой пробег с пассажирами

Для первого и второго года:

L год (пасс) =415632* 0,98 = 407 319 км.

L год (пасс) = 398541* 0,98 = 390570 км.

Годовое количество ездок с пассажирами

Для первого и второго года:

N об = 30 * 1226 = 36780 ездок

N об = 30 * 1168 = 35040 ездок

Определение провозных возможностей автотранспортных предприятий (АТП)

Провозные возможности – это максимально возможный объем перевозок, который может осуществить предприятие в течение определенного периода времени при заданных технико–эксплуатационных показателях.

Суточная провозная возможность одного автобуса на маршруте

Qсут = 55 * 0,8 * 30 = 1320 пасс.

Wсут = 1320 * 15 = 19800 пасс-км

Годовые провозные возможности всего парка автомобилей

Для первого и второго года:

Q год = 1320*1226 = 1618320 пасс

W год = 19800*1226 = 24274800 пасс-км

Q год = 1168 * 1168 = 1364224 пасс

W год = 19800 * 1168 = 23126400 пасс-км

Все произведенные расчеты сводятся в таблицу 3.

№ п/п Наименование показателей Ед. Измер. 1–й год 2–й год 3–й год
Среднесписочное количество автомобилей Ед.
Пассажировместимость единицы пасс.
Общая пассажировместимость парка пасс.
Коэффициент технической готовности 0,86 0,86 0,82
Коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,84 0,84 0,8
Ходовое количество парка Ед. 3,4 3,4 3,2
Автомобиле-дни работы Дни
Автомобиле-дни в хозяйстве Дни
Среднее время в наряде Ч 15,8 15,8 15,8
Автомобиле-часы работы час
Среднесуточный пробег 1 автомобиля км
Общий пробег за год км
Коэффициент использования пробега 0,99 0,99 0,99
Общий пробег с пассажирами км
Общее количество ездок с пассажирами езд.
Коэффициент использования пассажировместимости 0,8 0,8 0,8
Эксплуатационная скорость км/час
Среднесуточный объем перевозок пасс.
Средняя дальность поездки пассажира км
Среднесуточный пассажирооборот пасс-км
Общий объем перевозок пасс. 1 618320 1 618320
Общий пассажирооборот пасс-км

План по ТО отечественных марок, по регламентным обслуживаниям иномарок и ремонту подвижного состава и прочих основных средств АТП

Корректировка нормативов пробегов

Для отечественных марок проводится корректировка пробегов до ТО-1 и ТО-2 по следующим формулам:

L ‘ ТО-1 = 5000 * 0,9 * 1,0 = 4500 км.

L ‘ ТО-2 = 20 000 * 0,9 * 1,0 = 18 000 км.

Источник

Методика расчета показателей работы автотранспорта

Размер автопарка характеризует среднесписочное число автомобилей (Асс)

image002, где

image004– сумма пребывания автомобиле-дней в хозяйстве;

Д – продолжительность анализируемого периода

Среднегодовая грузоподъёмность всего парка в автомобиле-тоннах:

image006, где

image008– суммарное количество автомобиле-тонно-дней в хозяйств

Грузоподъёмность среднесписочного автомобиля:

image010

Техническое состояние автопарка характеризуется коэффициентом технической готовности парка

image012, где

image014– сумма автомобиле-дней нахождения автомобилей в технически исправном состоянии

От технической готовности автомобилей прежде всего зависит выпуск их на линию, что выражается коэффициентом выпуска автомобилей на линию:

image016, где

АДв – суммарное количество автомобиле-дней на линии. Сюда включены автомобиле-дни на линии независимо от количества часов работы в наряде.

Во время работы в наряде автомобили могут быть использованы интенсивно или же иметь длительные простои. Коэффициент использования рабочего времени в наряде исчисляется делением времени нахождения автомобилей в движении ко времени пребывания их в наряде:

image018, где

Тдв – время нахождения автомобиля в движении, ч;

Тн – время нахождения автомобиля в наряде, ч.

image020, где

афкоэффициент использования годового фонда рабочего времени;

Тнф – нормативное рабочее время одного автомобиля, берется из производственного календаря.

Среднюю продолжительность рабочего дня можно определить по формуле:

image022

Среднесуточный пробег автомобилей исчисляют по формуле:

image024, где

∑L – общий пробег автомобилей за анализируемый период, км.

Коэффициент использования пробега определяют делением пробега автомобилей с грузом на общий пробег:

image026, где

∑Lг – суммарный пробег автомобилей с грузом, км.

Среднее расстояние перевозки одной тонны груза:

image028 image030, где

∑P – объём транспортных работ, т-км

∑Q – вес перевезенных грузов, т.

Статический коэффициент использования грузоподъёмности автопарка определяет степень использования номинальной грузоподъёмности при его загрузке:

image032, где

∑Qп – вес перевезенных грузов на прицепах, т;

∑Qввозможный объём перевозок с полным использованием номинальной грузоподъёмности автомобилей. Определяется умножением грузоподъёмности среднесписочного автомобиля на число рейсов с грузом:

image034, где

n – число рейсов

gcc – грузоподъёмность среднесписочного автомобиля

Динамический коэффициент использования грузоподъёмности автопарка определяет степень использования номинальной грузоподъёмности при его движении

image036, где

Рп – объём транспортной работы на прицепах, т-км;

Рв – возможный объём транспортной работы при осуществлении всех перевозок с полным использованием номинальной грузоподъёмности автомобилей, т-км.

image038, где

image040— пробег с грузом, км

Среднюю техническую скорость исчисляют делением общего пробега автомобилей на время нахождения их в движении

image042

Средняя эксплуатационная скорость представляет частное от деления общего пробега на суммарное время нахождения в наряде всего автопарка:

image044

Все перечисленные показатели прямо или косвенно влияют на производительность автопарка. С увеличением коэффициентов выпуска автомобилей на линию, использования рабочего времени, пробега и грузоподъёмности повышается производительность автопарка. Чем выше техническая и эксплуатационная скорость, тем больше среднесуточный пробег, тем производительнее работает автопарк. Следовательно, производительность автомобилей является одним из обобщающих показателей работы автопарка. Чаще всего производительность автомобилей выражается выработкой в тоннах, тонно-километрах на одну среднесписочную автомобиле-тонну за анализируемый период.

Годовая выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну исчисляется по формуле:

image046

Выработка в расчете на один среднесписочный автомобиль определяется по формуле:

image048

Одним из важнейших обобщающих показателей работы автопарка является себестоимость одного тонно-километра:

image050, где

∑S – всего затрат по перевозкам грузов (без расходов на погрузочно-разгрузочные работы и на капитальный ремонт автомобилей), руб

Результаты расчетов заносим в таблицу 2

Таблица 2- Технико-экономические показатели использования грузовых автомобилей на предприятии.

Показатели Базисный Отчетный Отчетный в % к базисному
Среднесписочное число автомобилей, шт.
Среднегодовая грузоподъемность всего парка, т.
Грузоподъемность среднесписочного автомобиля, т.
Коэффициент технической готовности автопарка
Коэффициент выпуска автомобилей на линию
Коэффициент использования рабочего времени
Коэффициент использования пробега
Статический коэффициент использования грузоподъемности
Динамический коэффициент использования грузоподъемности
Средняя продолжительность рабочего дня
Среднесуточный пробег автомобилей, км.
Среднее расстояние перевозки 1 т. груза, км.
Средняя техническая скорость, км/ч.
Средняя эксплуатационная скорость, км/ч.
Выработка на среднесписочную автомобиле-тонну:
т
т-км
Себестоимость 1 т-км, руб.

К таблице 2 дать выводы по использованию грузовых автомобилей на предприятии. Рассмотреть, как изменился за два года коэффициент технической готовности, с чем это связано; как изменение коэффициента технической готовности повлияло на изменение коэффициента выпуска на линию. Как изменился коэффициент использования фонда рабочего времени. О чем говорит изменение коэффициента использования пробега. Как увеличилась или уменьшилась производительность автопарка, от каких показателей она зависит. Как влияют на нее техническая и эксплуатационная скорость, среднесуточный пробег автомобилей. Каким образом перечисленные показатели повлияли на себестоимость одного тонно-километра.

Выводы:

Практическое занятие № 3

image021

image062

image084

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Основные эксплуатационные показатели работы автомобилей

Работа автомобилей характеризуется следующими основными технико-эксплуатационными показателями (измерителями): коэффициент технической готовности парка, коэффициент использования парка, коэффициент использования рабочего времени, скорость движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности.

Коэффициент технической готовности парка (КТГ)

Характеризует степень готовности автомобилей для выполнения перевозок. Он может определять готовность парка за один день или другой отрезок времени.

Коэффициент технической готовности за один день определяют по формуле:

3484 854145223

где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.

Пример. Парк насчитывает 17 списочных автомобилей, а технически исправных 15. Определить КТГ.

Решение. КТГ = 15:17 = 0,88.

Калькулятор

Коэффициент технической готовности за какой-либо период (неделю, месяц) вычисляют по формуле:

3485 2048373227

где: АДи — количество автомобиле-дней исправных автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.

Пример.
В парке числится 310 автомобилей. Требуется определить его КТГ за 5 дней, если известно, что в первый день технически исправных автомобилей было 240, во второй — 247, в третий — 248, в четвертый — 250 и в пятый — 255.

Решение.

Коэффициент использования (выпуска на линию) парка (КИП)

Доказывает степень использования подвижного состава. Он может быть одинаковым с коэффициентом технической готовности парка или ниже его.

Коэффициент использования парка определяют по формуле:

3486 969587401

где: АДр — количество автомобиле-дней работы автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.

Так, если в парке имеется 300 автомобилей, а выпушено в данный день на линию 250, то КИП равен: 250:300 = 0,83.

Для определения КИП за отчетный период необходимо подсчитать количество автомобиле-дней работы на линии за этот период и разделить их на автомобиле-дни списочного состава.

Пример. Списочный состав парка 300 автомобилей. За 30 дней количество автомобиле-дней работы на линии составило 7290. Найти КИП.

Решение. КИП = 7290:(300 Х 30) = 7290:9000 = 0,81,

Чтобы этот коэффициент был равен коэффициенту технической готовности парка, нельзя допускать простоев исправных автомобилей.

Коэффициент использования рабочего времени (КИВ)

Характеризует степень использования автомобилей за время пребывания в наряде (на линии). Время в наряде (на линии) определяют в часах с момента выхода из парка до момента возвращения в парк.

Это время включает:
время движения, время на погрузку и разгрузку и время простоев.

Коэффициент использования рабочего времени вычисляют по формуле:

3487 284961120

где: Тд — количество часов в движении; Тн — общее количество часов пребывания в наряде (на линии). Так, если автомобиль находился в наряде (на линии) 7 ч, из которых 6 ч был в движении, КИВ = 6:7 — 0,85.

Чем лучше организованы погрузочно-разгрузочные работы и меньше непроизводительные простои, тем выше коэффициент использования рабочего времени.


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

3488 756219987

При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости. Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля: где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н. Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость. Решение. Величина…

Источник

Курсовая работа: Автомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике

Автомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике

Автомобильный транспорт – наиболее распространенный и доступный вид транспорта в нашей стране. По объёму перевозок в тоннах он занимает первое место, перевозя более 80 % всех грузов в стране.

Автомобильный транспорт обладает высокой мобильностью, большим разнообразием транспортных средств по грузоподъёмности, грузоемкости, назначению, конструктивным и экономическим характеристикам, благодаря чему он может перевозить различные по виду, характеру, объёму и величине партии груза, обеспечивая высокую скорость их доставки.

От качества работы автомобильного транспорта зависят организация бесперебойной торговли, удовлетворение спроса сельского населения на товары, успешное выполнение плана товарооборота, скорость и звенность товародвижения, размер товарных запасов и товарооборачиваемости, уровень издержек по отдельным статьям, себестоимость продукции и уровень рентабельности торговли, заготовительной и производственной деятельности.

Экономика автомобильного транспорта – это отраслевая наука, изучающая формы проявления экономических законов и практическое использование их на автомобильном транспорте.

Предметом исследования этой науки являются закономерности функционирования и развития автомобильного производства, призванного обеспечивать бесперебойную перевозку грузов и пассажиров и обслуживать сферу производства и обращения материальной продукции других отраслей производства народного хозяйства.

По мере экономического и социального развития нашего общества происходило становление и развитие всех видов транспорта, как неотъемлемой части производительных сил страны и важной отрасли народного хозяйства. Крупномасштабные меры по подъёму и развитию транспорта принимались в годы первых пятилеток. В результате принятых мер создана и успешно развивается мощная транспортная система, включающая в себя все виды современного транспорта. По объемам выполняемой работы, показателей использования путей сообщения и технических средств транспорт в России вышел в число передовых в мире.

Автомобильный транспорт широко используется для городских и пригородных, внутрирайонных и внутриобластных, междугородных и международных перевозок грузов и пассажиров. Для улучшения его работы непрерывно развивается материально техническая база, увеличивается выпуск современного подвижного состава с улучшенными техническими и эксплуатационными свойствами, высокой надёжностью и большей долговечностью. Увеличивается выпуск автомобилей большой и малой грузоподъёмности с дизельными двигателями и прицепами.

Снижение себестоимости грузовых перевозок ведет к снижению транспортных тарифов, а, следовательно, к уменьшению себестоимости продукции потребителей транспортных услуг.

Становление рыночных отношений значительно изменило хозяйственный механизм и структуру управления на транспорте. В настоящее время проводятся акционирование и приватизация государственных и муниципальных предприятий отрасли; создаются новые предприятия частной и смешанной формы собственности; внедряется гибкая система тарифов; сокращается безвозмездная государственная поддержка транспортных предприятий; постепенно осуществляется переход от административного изъятия прибыли к налоговой системе.

Пути рационального решения статистических и тактических задач экономической политики страны на автомобильном транспорте представляют стержневое содержание его экономики.

1 . Основные показатели производственной программы

Показатели производственной программы и технико–эксплуатационные измерители характеризуют возможный объём перевозок автотранспортного предприятия и одновременно влияют на эффективность его хозяйственно – финансовой деятельности.

Показатели мощности производственной базы отражают объём перевозок (грузоподъёмность автопарка) и грузооборот, которые может осуществлять автотранспортное предприятие имеющимся парком с учётом пополнения и выбытия автомобилей и утвержденных показателей их использования: коэффициент выпуска на линию, использования пробега и грузоподъёмности, технической скорости, средней продолжительности в наряде, выработки в тоннах и тонно-километров на среднесписочную тонну грузоподъёмности автомобиля.

Все показатели производственной базы и технико-эксплуатационные измерители определяются расчётным путём за отчётный и на планируемый периоды.

Основными показателями, характеризующими производственную базу, являются:

1. Среднесписочное количество автомобилей (Асс).

2. Грузоподъёмность, т: одного автомобиля (q); всех автомобилей (добщ).

Эти показатели рассчитываются по маркам, группам и в целом по автопарку; по учёту работы – сдельной и почасовой.

Грузоподъемность среднесписочного количества автомобилей (qобщ) может быть также определена путём умножения средней грузоподъёмности фактически работавших в отчётном периоде автомобилей (qср) на среднесписочное количество автомобилей (Асс).

Для определения средней грузоподъёмности фактически работавших в отчётном периоде автомобилей необходимо сумму автомобиле – тонно – дней работы (АТДэ) разделить на общее количество автомобиле – дней их работы (АДэ). Грузоподъёмности парка за отчётный период будет иметь следующий вид:

Средняя грузоподъёмность одного автомобиля (qср) по автохозяйству в целом рассчитывается делением общей грузоподъемности среднесписочного количества автомобилей (qобщ) на их среднесписочное количество (Асс):

Коэффициент технической готовности (Кт.г.) характеризует техническое состояние подвижного состава. Он рассчитывается делением количества автомобиле – дней технически исправных автомобилей (АДт.и.) к общему количеству автомобиле – дней пребывания в хозяйстве (АДхоз):

Количество автомобиле – дней технически исправных автомобилей определяют разностью между общим количеством автомобиле – дней пребывания в хозяйстве и количеством автомобиле – дней пребывания в ремонте и ожидании его (АДр):

По коэффициенту технической готовности парка автомобилей можно дать оценку работы технической службы предприятия, уровню организации технического обслуживания и ремонта. Этот показатель зависит от продолжительности простоев автомобилей при проведении технического обслуживания и ремонта. Продолжительность простоя автомобилей обуславливается качеством выполнения работ, обеспеченностью предприятия запасными частями и материалами, оснащением профилактория оборудованием и устройствами.

Коэффициент использования пака автомобилей (Ки.п.) характеризует степень использования автомобилей на линии. Его определяют отношением количества автомобиле – дней в работе (эксплуатации АДэ) к общему количеству пребывания автомобилей в хозяйстве (АДхоз):

Коэффициент использования парка автомобилей (Ки.п.) следует отличать от коэффициента выпуска автомобилей на линию (Квып). Коэффициент использования парка отличается от коэффициента выпуска автомобилей на линию тем, что первый рассчитывают за определенный период времени с учётом всех дней (рабочих, выходных и праздничных), а второй – с учётом только рабочих дней при данном режиме работы предприятия. Коэффициента выпуска автомобилей на линию, как правило, выше коэффициент использования парка. Коэффициента выпуска автомобилей на практике определяется на каждый день. За отчётный год этот показатель рассчитывается по средним величинам за все рабочие дни.

Разность между коэффициентом технической готовности и коэффициентом использования парка автомобилей характеризует работу службы эксплуатации.

Продолжительность пребывания автомобиле на линии является одним из важных показателей, так как выполнение объёма перевозок находиться от него в прямой зависимости.

Увеличение значения Тн свидетельствует о совершенствовании организации труда водителей и транспортного процесса.

за этот же период времени (в ч):

Vт зависит от нормативов пробега, достижений лучших водителей, конкретных дорожных и транспортных условий.

Техническая скорость не характеризует действительной скорости перемещения грузов, так как при её определении не принимают в расчёт время на прости и под погрузочно – разгрузочными работами, а также другие причины. Поэтому на практике определяют эксплуатационную скорость.

Эксплуатационная скорость автомобиля (Vэ) – это условный пробег, выраженный в километрах, приходящихся на один час времени, затраченного автомобилем как на движение, так и на все виды простоев, Vэ определяют отношением общего пробега автомобилей (Lобщ) к автомобиле – часам пребывания автомобилей на линии (АЧн):

Следовательно, чем больше автомобилей простаивает, ткм больше эксплуатационная скорость.

Время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку ( t п.р) рассчитывается путём деления общего количества времени, затраченного на простой под погрузкой и разгрузкой, на общее число выполненных ездок:

АЧн – время пребывания в наряде, тыс. ч;

Z – число ездок с грузом, тыс.

Коэффициент использования грузоподъёмности ( Y ) характеризует в какой степени используется при перевозке грузов номинальная грузоподъёмность автомобиля. Использование грузоподъёмности зависит от дорожных условий, соответствия подвижного состава характеру перевозимого груза (его объёмная масса, размер партии, правильность упаковки и укладки груза). Различают коэффициенты статического и динамического использования грузоподъёмности.

Коэффициент статического использования грузоподъёмности автомобиле (Yс) определяют отношением фактической массы перевезённых грузов (Qт) или запланированного количества груза к тому количеству груза, которое можно перевезти при полном использовании номинальной грузоподъёмности автомобилей (qн х Z):

гдеQ т.ф – Количество фактически перевезённого груза, т;

Z – фактическое или запланированное количество ездок с грузом.

Коэффициент динамического использования грузоподъёмности автомобиля (Yд) определяется с учётом расстояния перевозки путём отношения выполненного или запланированного грузооборота (Qткм) к возможному грузообороту при полном использовании грузоподъёмности автомобиля:

ГдеL гр – пробег с грузом, км.

Величина коэффициентов статистического и динамического использования автомобилей совпадает в двух случаях: когда при перевозке грузов на различные расстояния нагрузка на автомобиль остаётся постоянной и когда перевозка грузов на одинаковые расстояния.

Коэффициент динамического использования грузоподъёмности автомобиля более полно отражает экономическую сущность использования грузоподъёмности подвижного состава с учётом расстояния перевозок.

Коэффициент использования грузоподъёмности зависит от уровня организационной работы службы эксплуатации предприятия (правильный подбор типа автомобиля, размер перевозимой партии груза, наращивание бортов для лёгких грузов) и класса груза. В зависимости от обеспеченности полной загрузки автомобиля грузы делят на пять классов.

К I классу относятся грузы, при перевозке которых коэффициент использования грузоподъёмности автомобиля может составить 1,0; ко II – 0,8; к III- 0,6; к IV – 0,5; к V – 0,4.

Коэффициент использования пробега пробега (В ) характеризует уровень организации процесса перевозок. В определяется отношением производительного пробега автомобиля с грузом (Lгр) к общему пробегу (Lобщ):

Повышение коэффициента использования пробега в потребительской кооперации достигается расширением централизованной доставки товаров в магазины, кольцевого завоза с вывозкой на обратном пути тары, товаров, подлежащих переброске на другие предприятия, закупленной сельскохозяйственной продукции, разработкой рациональных маршрутов перевозок.

Показателем, всесторонне характеризующим эффективность использования автомобиля, является коэффициент полезной работы автомобиля (К п.р), исчисляемый как произведение коэффициентов использования грузоподъёмности и пробега или делением грузооборота (Q ткм) на общий пробег автомобилей, умноженный на среднюю грузоподъёмность одного автомобиля.

Среднее расстояние перевозки грузов (I гр) отражает среднее расстояние перевозки одной тонны груза с учётом грузоподъёмности автомобиля и степени его использования. Определяется этот показатель отношением фактически выполненного или запланированного грузооборота (Q ткм) к количеству перевезённого или запланированного объёма груза (Qт):

Качественным измерителем работы грузового автопарка является выработка одной среднесписочной автотонны грузоподъёмности автомобиля. Она исчисляется тоннах (Wт) и тонно-километрах (Wткм).

Для определения выработки одной среднесписочной автотонны можно использовать формулы:

А) в тонно-километрах (Wткм)

Чем выше технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей (коэффициент выпуска, коэффициент использования грузоподъёмности, продолжительность рабочего дня и др.), тем выше выработка на одну среднесписочную тонну грузоподъёмности автомобилей в тоннах и тонно-километрах.

2. Методика планирования показателей автотранспорта

Целью расчёта производственной программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного хозяйства является определение объёма перевозок на планируемый период для автомобилей, работающих на сдельной оплате, и автомобилей, работающих на почасовой оплате.

— исходными данными планирования производственной программы по эксплуатации подвижного состава являются:

— директивные показатели, доводимые до автохозяйств в централизованном порядке;

— показатели производственной базы, производственной программы и технико–эксплуатационные измерители за отчётный период;

— показатели производственной базы и технико–эксплуатационные измерители на планируемый период.

По автомобилям, объём работы которых учитывается в тоннах и тонно-километрах, производственная программа по эксплуатации разрабатывается по трём показателям:

1) объём перевозок грузов в тоннах;

2) грузооборот в тонно-километрах;

3) общий пробег в километрах.

Первые два показателя – директивные и доводятся вышестоящими организациями, но это не означает, что отсутствует необходимость их экономического обоснования.

Указанные показатели производственной программы по эксплуатации подвижного состава на планируемый год могут быть рассчитаны двумя методами: 1) на основе плановой суточной производительности одного автомобиля; 2) на основе плановой годовой производительности одной среднесписочной автотонны.

Второй метод. Сначала рассчитывается годовая производительность одной среднесписочной автотонны грузоподъёмности автомобилей в тоннах и тонно-километрах. Затем определяется годовая производственная программа в соответствующих показателях путём умножения годовой производительности одной среднесписочной автотонны в тоннах и тонно-километрах на грузоподъёмность среднесписочного количества автомобилей.

В условиях отдельного автотранспортного предприятия или производственного объединения показатели производственной программы подвижного состава, находящегося в эксплуатации, рассчитываются по каждой марке машины отдельно и затем суммируются по всему парку.

3. Прогнозирование показателей работы автотранспорта на исследуемом предприятии

Основным средством обеспечения постоянной высокой технической готовности автомобилей является своевременно проводимое высококачественное техническое обслуживание и ремонт.

Техническое обслуживание – это выполнение комплекса операций (мойка, чистка, крепёжные и регулировочные работы, своевременная и доброкачественная смазка), а также немедленное устранение неисправностей: выявляемых в процессе технического обслуживания и эксплуатации автомобиля.

Техническое обслуживание состава по периодичности, перечню и трудоёмкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); втрое техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО).

Основным назначением ежедневного технического обслуживания является общиё контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также заправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Ежедневное техническое обслуживание проводиться водителем в межсменное время.

Первое и второе техническое обслуживание предназначены для снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения неисправностей путём своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепёжных и других работ. Они проводятся через определённый нормативный пробег. Пробеги устанавливаются в зависимости от условий эксплуатации и типов подвижного состава автомобильного транспорта.

Основным назначением сезонного технического обслуживания является подготовка подвижного состава к эксплуатации в холодное и тёплое время года. Оно проводиться два раза в год.

Кроме технического обслуживания, для обеспечения надлежащего технического состояния автомобилей и продления срока их эксплуатации проводятся ремонты.

В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный (КР), производимый на специальных ремонтных предприятиях, и текущий (ТР), выполняемый на автотранспортных предприятиях или на станциях технического обслуживания.

Анализ технического обслуживания и ремонта автомобилей должен выявить причины внутрисменных и целодневных простоев, оценить качество и своевременность проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту, определить причины возникновения неисправностей автомобилей, их агрегатов, узлов и механизмов, дать оценку качеству и результатам работы производственных участков и цехов, бригад и отдельных исполнителей.

Задачей планирования производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей является определение необходимого объёма работы для обеспечения постоянной технической исправности автомобильного парка.

При составлении плана технического обслуживания и ремонта автотранспортного хозяйства руководствуются единым действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Исходными данными для составления плана ремонта и технического обслуживания являются нормативы межремонтных пробегов и нормы времени по отдельным видам ремонта и обслуживания в человеко-часах, установленные для каждой марки автомобилей.

На первом этапе работы определяется потребность в ремонте и техническом обслуживании. Последовательность расчётов следующая: капитальный ремонт, ТО-2 и ТО-1.

Расчёт потребности в капитальном ремонте выполняется одновременно по автомобилю в целом и по каждому агрегату. При этом исходя из фактического пробега каждого автомобиля (агрегата) после последнего капитального ремонта, а для новых автомобилей (агрегатов) – с начала эксплуатации и норм межремонтного пробега.

Для определения необходимого количества капитальных ремонтов составляется рабочая таблица, в которой по каждому автомобилю указывается запас хода к началу года, пробег на планируемый год и вес пробег. С учётом условий эксплуатации, норм межремонтных пробегов и заключения технической комиссии автохозяйства выявляется необходимость проведения капитального ремонта по каждому автомобилю. Затем устанавливается общее количество необходимых капитальных ремонтов по каждой марке автомобилей.

После определения количества капитальных ремонтов рассчитывается количество технических обслуживаний по маркам автомобилей.

Количество капитальных ремонтов (Nк. р) и технических обслуживаний (Nто) рассчитывается по формулам:

Где N к. р – количество капитальных ремонтов;

N то-2, N то-1 – количество технических обслуживаний №2 и №1 на планируемый период;

L об – общий пробег (в разрезе марок) на планируемый период;

Вторым этапом планирования производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей является расчёт автомобиле – дней простоя в ремонте.

Для расчёта автомобиле – дней простоя автомобилей в ремонте учитывается продолжительность простоя в капитальном ремонте и на техническом обслуживании № 2. Остальные виды обслуживания и ремонта проводятся в межсменное время и в данном случае не учитываются.

Техническое обслуживание №1 выполняется в межсменное время, поэтому простои автомобилей не предусматриваются.

Продолжительность простоя подвижного состава автомобильного транспорта на техническом обслуживании и в ремонте можно рассчитывать по формуле следующего вида

АД рем = N к х Пк + L общ /1000 х Пто,

Где N к – количество капитальных ремонтов;

Пк – продолжительность капитального ремонта, календарных дней;

L общ – общий пробег автомобилей, км;

Третий этап работы – расчёт общей трудоёмкости технического обслуживания и технического ремонта (в чел.-ч), который необходим для определения численности ремонтных рабочих.

Трудоёмкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей определяется по каждой группе подвижного состава на основании плановой производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту, планового пробега автомобилей и утвержденных нормативов трудоёмкости.

Конкретные нормативы трудоёмкости технического обслуживания и текущего ремонта для автохозяйства утверждает его руководитель по согласованию с профсоюзной организацией.

Общую плановую трудоёмкость технического обслуживания и текущего ремонта по хозяйству получают путём суммирования показателей по каждой группе подвижного состава.

4. Планирование производственной программы по эксплуатации подвижного состава

Порядок и метод составления производственной программы по эксплуатации подвижного состава для автомобилей, работающих на сдельной оплате, рассмотрим на примере автохозяйства (смотри таблицу 1).

Данные производственной программы автотранспортного

хозяйства по эксплуатации подвижного состава

на планируемый год

Средняя продолжительность пребывания

автомобиля в наряде, ч

Коэффициент использования парка

Время простоя под погрузкой и

разгрузкой за одну ездку, ч

Выработка на одну среднесписочную

Название: Автомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: курсовая работа Добавлен 09:14:34 19 декабря 2009 Похожие работы
Просмотров: 7761 Комментариев: 14 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.4 Оценка: неизвестно Скачать
тыс.т 0,8 0,8 0,85 0,8
тыс.км 49,2 47,5 54,2 46,0
Грузоподъёмность автопарка, т 9 5,5 26 3
Объём перевозок, тыс.т 9 5,2 18 3,1
Грузооборот, тыс. ткм 616 258 1436 154
Общий пробег, тыс. км. 95 70 144 72
В том числе пробег с грузом, тыс. км 84 63 130 58

При планировании первым методом сначала определяют показатели суточной производительности одного автомобиля: объём перевозок (в т), грузооборот ( в ткм) и среднесуточный пробег ( в км).

На основании данных, приведённых в таблице 1, произведём расчёт показателей суточной производительности.

Среднесуточный пробег можно определить по формуле:

Lсс – среднесуточный пробег, км;

Tн – средняя продолжительность пребывания автомобиля в наряде, ч;

Vт – техническая скорость, км/ч;

Iгр – среднее расстояние ездки с грузом, км;

пр – время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями на одну ездку, ч;

B – коэффициент использования пробега.

Подставляем в формулу числовые значения (таблица 1), определим среднесуточный пробег автомобилей:

Lсс = Tн хVт хIг /Iгр + tпр хVт хB, Расчёт Lсс = 8х50х50/ 50+0,65х50х0,70 =274,9 Lсс = 8х50х65 /65+0,65х50х0,70 = 296,3 Lсс = 8х50х50 / 50+0,65х50х0,80 = 240,1

Затем определяем годовую производственную программу всех автомобилей.

Показатели годовой производственной программы (объём перевозок в тоннах, грузооборот в тонно-километрах и общий пробег в километрах) определяются путём умножения суточной производительности одного автомобиля в соответствующих показателях на автомобиле – дни в работе. Автомобиле – дни в работе – это произведение среднесписочного количества автомобилей, количества календарных дней и коэффициента использования парка автомобилей. Формула имеет следующий вид:

АДэ = Асс х 365 х Ки.п.

Подставляя в формулу числовые значения из таблицы 1, определим автомобиле – дни в работе:

АДэ = Асс х 365 х Ки.п.

АДэ = Асс х 365 х Ки.п. Расчёт АДэ = 1 х365 х 0,75 = 274 АДэ = 2 х 365 х 0,75 = 548 АДэ = 1 х365 х 0,75 = 274

Суточный объём перевозок:Qт.с. = qн х y х Z

Суточный грузооборот: Qс.ткм = Qт.с х Iср

Среднеерасстояние полной ездки – отношение среднего расстояния перевозки груза к коэффициенту использования пробега.

Количество ездок: Z = Тн / (Iгр/B/ Vт +tпр)

Время движения: Iгр/B/ Vт

Количество ездок: 8:(1,3+0,8) = 3,81 8:(1,9+1) =2,8 8:(1,1+0,6) = 4,7 Суточный объём перевозок 5,5 х 0,9 х 3,81 =18,9 т. 13 х 0,9 х 2,8 = 32,8 т 3 х 0,8 х 4,7 = 11,3 т Суточный грузооборот 18,9 х 50 = 943 ткм 32,8 х 80 = 2620,8 ткм 11,3 х 50 = 565 ткм Среднесуточный пробег 66,7 х 3,81 = 254,1 км. 94 х 2,8 = 263,2 км. 55,6 х 4,7 = 261,3 км.

Годовая производственная программа (исчисленная первым методом):

Планирование показателей производственной программы вторым методом, который применяется в автохозяйствах с большим количеством марок автомобилей, начинается с определения годовой производительности одной среднесписочной автотонны грузоподъёмности автомобилей.

Годовая производительность одной среднесписочной автотонны в тонно – километрах равна произведению среднесуточного пробега, коэффициента использования пробега, коэффициента использования грузоподъёмности, количества календарных дней в году и коэффициента использования парка автомобилей:

Рассмотрим расчёт производственной программы подвижного состава по данным таблицы 1.

Годовая производительность одной среднесписочной автотонны в тоннах определяется отношением годовой производительности одной среднесписочной автотонны в тонно – километрах к среднему расстоянию ездки с грузом в километрах:

Определив выработку, можно приступить к планированию объёмаперевозок в тоннах и грузооборота в тонно – километрах поданной группе автомобилей:

Общий объём перевозок грузов в тоннах и грузооборот тонно – километрах по автотранспортному предприятию в целом определяется суммированием их по группам автомобилей.

По автомобилям, работающим по почасовой оплате, в производственной программе устанавливается объём работы в часах.

На планируемый год этот показатель рассчитывается путём умножения средней плановой продолжительности пребывания автомобилей в наряде на количество автомобиле – дней работы.

5. Роль специалиста в составлении производственной программы

Специалист службы эксплуатации автотранспортного предприятия на основе полученных заявок от грузоотправителей и грузополучателей и анализа отчётных материалов за прошлые годы составляет проект плана перевозок грузов на планируемый год.

В результате выявляются объём перевозок и грузооборот, которые могут быть выполнены по каждой заявке собственным автомобильным транспортом.

В проекте плана перевозок грузов автохозяйством указываются объёмы перевозок, классы грузов, группы дорог, среднее расстояние перевозок, грузооборот, марки автомобилей, на которых будут осуществляться перевозки тех или иных видов грузов.

Проект плана перевозок грузов представляют вышестоящей организации.

Специалист автотранспортного хозяйства сопоставляет утвержденные объёмы перевозок с полученными от грузоотправителей заявками, уточняет план перевозок и заключает с ними договоры на перевозки грузов.

Специалист проводит анализ выполнения плана перевозок и контроль результатов работы автохозяйства. Анализ выполнения плана перевозок грузов проводиться с учетом показателей производственной программы, производственной базы, а технико–эксплуатационных измерителей. Сравнивает отчётные данные с плановыми по объёму перевозок и грузооборота. Затем сравнивает отчётные данные рассматриваемого периода с отчётными данными аналогичного предшествующего периода. Анализирует и планирует: показатели по труду и заработной плате, расходы, доходы, прибыль и рентабельность автомобильного хозяйства. Распределяет расчетную прибыль внутри предприятия в соответствии с действующими нормативами и инструкциями.

1. Головоненко С.Л. и др. Экономика автомобильного транспорта. – М.: Экономика, 1983.

2. Панасюк М.В. и др. Экономика, организация и планирование производственной деятельности потребительской кооперации. – М.: Экономика, 1984.

3. Пыхтунов Г.В. и др. Автомобильный транспорт потребительской кооперации. – М.: Экономика, 1986.

4. Петрук И.Т. Экономика потребительской кооперации. – М.: Экономика, 1989.

5. Малышев А.И. Экономика автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 1983.

Источник

Тема 2: Статистика транспортных средств автомобильного транспорта (эксплуатационная статистика).

Цель:
Научиться вести статистический учет и
анализ наличия, состава и состояния
автомобильного парка. Определить влияние
уровня показателей использования
транспортных средств на другие
взаимосвязанные показатели.

1. Теоретическая часть

Значение
и задачи статистики транспортных
средств.

Транспортные
средства

часть основных средств, предназначенная
для непосредственного осуществления
транспортного процесса. От численности
и состава транспортных средств, их
технического состояния и степени
использования зависят объем выполненной
транспортной работы, сроки доставки
грузов и пассажиров.

Основными
задачами эксплуатационной статистики

являются:

  • характеристика
    фактической численности транспортных
    средств, их состава, технического
    состояния и размещения;

  • определение
    показателей, характеризующих работу
    транспортных средств;

  • установление
    достигнутого уровня использования
    транспортных средств с выявлением
    влияния отдельных факторов, определивших
    уровень показателей использования;

  • определение
    влияния достигнутого уровня использования
    транспортных средств на конечный
    результат работы транспортного
    предприятия.

На
различных видах транспорта применяются
особые виды транспортных средств. Это
обеспечило специфику учета их наличия,
особую систему показателей их
использования.

Статистическое
изучение транспортных средств
автомобильного транспорта.

Автомобили
и прицепы, числящиеся на балансе
предприя­тия, независимо от их
технического состояния составляют
спи­сочный
(инвентарный) состав.

Списочное
число автомобилей и прицепов каждой
марки может быть установлено на любой
мо­мент времени по табелю учета
автопарка и соответствует дан­ным
бухгалтерского учета.

Перед
началом каждого месяца в табель учета
автопарка за­писываются все инвентарные
автомобили, затем за каждые сут­ки
условными обозначениями по каждому
автомобилю отмеча­ют, находился ли
он на линии или простаивал с указанием
при­чины. Автомобили, поступившие на
предприятие в течение ме­сяца,
фиксируются в табеле со дня их зачисления
на баланс предприятия. В случае выбытия
автомобиля в табеле делается соответствующая
отметка.

Для
заполнения табеля используются три
вида суточных ведо­мостей:

  • выпуска
    автомобилей на линию;

  • о
    передаче автомобилей на техническое
    обслуживание, ремонт; о законченных
    технических обслуживаниях и ремонтах.

  • данные
    о непосредственных наблюдениях причин
    простоя автомобилей.

По
истечении месяца на предприятии для
каждого автомобиля,
по
маркам автомобилей и в целом по предприятию
под­считывают итоги автомобиле-дней
с выделением автомобилей
в
эксплуатации (работы на линии) и
автомобиле-дней простоя по различным
причинам.

Списочный
состав автомобильного парка на различные
даты четного периода не одинаков, поэтому
наличие парка определяется за период
как среднесписочное (суточное) число
автомо­билей (прицепов).

Среднесписочное
число автомобилей
()
определяется путем деления общего
количества автомобиле-дней пребывания
на предприятии(∑АДи)
за отчетный период на число календарных
суток в отчетном периоде (Дк)
рассчитывают по формуле

,(1)

Среднесписочное
число автомобилей (прицепов) исчисляет­ся
за месяц по маркам автомобилей (расчет
ведется с точностью до 0,1 автомобиля).

Состав
автомобильного парка предприятия
характеризуется наличием грузовых
автомобилей различных марок с разной
грузоподъемностью, автобусов, имеющих
разную вместимость. По­этому исчисляются
следующие показатели, отражающие общую
грузоподъемность грузовых автомобилей
и общую пассажиро-вместимость парка
автобусов:

автомобиле-тонно-дни
в предприятии
(∑АТДи),
представляющие собой сумму произведений
числа автомобиле-дней в пред­приятии
по каждой марке грузовых автомобилей
(АДи)
на но­минальную грузоподъемность в
тоннах автомобиля данной марки (qи),
рассчитывают по формуле

,
(2)

автомобиле-место-дни
пребывания в предприятии
(АМДи),
которые определяются как сумма
произведений числа
автомобиле-дней
в предприятии по каждой марке автобусов
(АДи)
на вместимость (по числу мест для сидения)
автобуса данной марки (bи),
рассчитывают по формуле


,
(3)

На
основе этих показателей исчисляют:

• среднюю
грузоподъемность списочного грузового
автомо­биля рассчитывают по формуле

,
(4)

• среднюю
пассажировместимость списочного
автобуса
рассчитывают по формуле

,
(5)

Расчет
показателей наличия грузовых автомобилей
за I
квартал выполнен по данным табл. 1.1,
результаты расчета представ­лены
в табл. 1.2.

Таблица
1.1

Состав
автомобильного парка за I
квартал

Марка

автомобиля

Автомобиле-дни
на

предприятии
(АДи)

Номинальная
грузоподъем­ность (qи),
т

январь

февраль

март

КамАЗ-5320

1560

1700

1900

8,0

КраЗ-257Б1

840

830

900

12,0

Таблица
1.2

Численность
автомобильного парка и его грузоподъемность

Показатель

Январь

Февраль

Март

I
квартал

Среднесписочное
число грузовых

автомобилей,
ед

Аио=77,4

Аи1=90,4

Аи2=90,3

Аи=85,9

Средняя

грузоподъемность

списочного

автомобиля,
т

qи0=9,4

qи1=9,3

qи2=9,3

qи=9,3

Техническое
состояние автомобильного парка
характеризуется
коэффициентом технической готовности
т),
который представляет собой удельный
вес автомобиле-дней в технически
исправном состоянии (∑АДти)
в общем итоге автомобиле-дней пребывания
на предприятии (∑АДи),
рассчитывают
по формуле

,
(6)

Общее
количество автомобиле-дней нахождения
подвижно­го
состава в технически исправном состоянии
складывается из количества автомобиле-дней
работы и количества автомобиле-дней
простоя в технически исправном состоянии,
простоя по
эксплуатационным причинам (отсутствие
грузов, водителя, праздничные
и выходные дни, бездорожье и др.)

Информация,
необходимая для изучения технического
со­стояния
парка, содержится в табеле учета
автопарка, на основе которого
строится баланс автомобиле-дней на
предприятии.

Расчет
показателя технической готовности
представлен
на примере табл. 1.3.

Баланс
автомобиле-дней за сентябрь

Таблица
1.3

Показатель

Отчетные
данные по всему парку

В
процентах к итогу

Автомобиле-дни

работы*

Автомобиле-дни
простоя по причинам:

4294

67,2

– ремонта
и его ожидания

588

8,6

– отсутствие
груза

125

1,8

– отсутствие
шин

89

1,3

– отсутствие
водителя

32

0,5

Выходные
и праздничные дни

1724

25,1

Итого

6852

100,00

*
В выходные дни автомобильный парк
для перевозок не используется.

Наличие
в балансе относительных величин
(удельного веса каждого
элемента в общем итоге автомобиле-дней)
позволяет производить
сравнение с предыдущими периодами и
выявлять важнейшие
причины простоя.

Среднесписочное
число автомобилей за сентябрь
рассчитывают по формуле


ед,
(7)

Коэффициент
технической готовности парка
рассчитывают по формуле

.
(8)

Показатели
работы и использования автомобильного
парка

Первичным
документом по учету работы грузовых
автомо­билей является путевой лист.
Для получения итоговых пока­зателей
работы по маркам автомобилей и в целом
по всему парку выполняется механизированная
сводка данных путевых листов.

Состав
показателей работы грузовых автомобилей
представ­лен в табл. 1.4, автобусов –
в табл. 1.5. Знаками «+» и «–» от­мечены
показатели, содержащиеся или не
содержащиеся в путе­вых листах.

Таблица
1.4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Определите: среднюю себестоимость ткм; среднее число машин; средний месячный грузооборот.

Работа автокомбината за месяц характеризуется следующими данными:

Автоколонна Общие затраты наперевозку грузов, руб. Средний месячный грузооборотавтомашины, ткм Себестоимость одного ткм, руб.
1 60858 4600 1,89
2 142884 5400 2,94
3 53460 4400 2,43

Определите по автокомбинату в целом:

1) среднюю себестоимость ткм;

2) среднее число машин в автоколонне;

3) средний месячный грузооборот автомашины.

Решение:

а) Средняя себестоимость ткм равна

clip_image002

где З – общие затраты, ТКМ – количество тоннокилометров, равное

clip_image004

где С – себестоимость одного ткм.

Таким образом, средняя себестоимость находится по формуле средней гармонической взвешенной:

clip_image006

б) Количество машин в каждой автоколонне равно

clip_image008

где Г – грузооборот одной машины.

Среднее число машин вычисляется по формуле простой средней арифметической:

clip_image010

в) Средний месячный грузооборот автомашины

clip_image012

Вывод:

Средняя себестоимость ткм составляет 2,50 руб., среднее число машин в автоколонне — 7, средний месячный грузооборот автомашины 4895 ткм.

Если испытываете трудности в написании курсовой работы по статистике, оформите заявку и Вы узнаете сроки и стоимость работы. Цена — от 99 рублей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скины among us
  • Как найти места сражений
  • Как составить рок группу
  • Как нашли природный газ
  • Как в симсах найти сплав меди