Как найти среднюю продолжительность лет

Средняя продолжительность жизни в стране высчитывается только среди живых людей ,начиная с момента рождения, и до самого большего достигшего возраста.Смертность и продолжительность жизни , это разные понятия. Для расчета средней продолжительности жизни берутся группы жителей по годам, от момента рождения, и до групп с самой высокой продолжительностью жизни. Этот показатель складывается и делится на количество жителей. Чем больше групп с большой продолжительностью жизни, тем выше средний показатель средней продолжительности жизни..

пример расчета среднего возраста

1 группа — 1 год -5 чел.

2 группа — 2 года — 10 чел.

3 группа — 20 лет -2 человека

всего 17 человек

Их общий возраст составляет 5 +20 + 40 =65 . В группах 17 человек. Общий возраст делиться на количество человек.И получаем среднюю продолжительность жизни этой группы на данный момент.

Эта цифра постоянно меняется.И она зависит от рождаемости и смертности.

Имеются следующие данные о возрастных коэффициентах смертности:

для детей, в возрасте до одного года – 26,2‰ (К0),

для детей, достигших возраста один год – 6,5‰ (К1),

для детей, достигших возраста два года – 4,0‰ (К2),

для детей, достигших возраста три года – 2,5‰ (К3),

для детей, достигших возраста четыре года – 0,6‰ (К4).

Сумма предстоящих человеко-лет жизни для совокупности родившихся (10 тыс. чел.) составляет 636 600.

Составьте таблицу смертности для данных возрастных групп и определите среднюю ожидаемую продолжительность предстоящей жизни для возраста 0, 1, 2, 3 и 4 года.

Решение:

Таблицы смертности и средней продолжительности жизни, таблицы дожития — система взаимосвязанных упорядоченных по возрасту рядов чисел, организованных как описание процесса уменьшения с возрастом под действием смертности некоторого абстрактного поколения с фиксированной начальной численностью, именуемой корнем таблицы.

Макет таблицы смертности имеет вид:

Возраст, лет Число доживших до возраста х, лет Вероятность дожить до следующего возраста Вероятность смерти в течение года Число живущих в возрасте х Предстоящее число чел.-лет жизни Средняя продолжительность предстоящей жизни Коэффициент дожития
х lx px qx Lx Tx ex0 Px

В нашей задаче численность поколения условно равна 10 000 чел.

На основе возрастных коэффициентов смертности можно определить вероятность смерти в течение года для каждого года жизни (qх):

q0 = 0,0262

q1 = 0,0065

q2 = 0,0040

q3 = 0,0025

q4 = 0,0006

Затем определим вероятность дожития от возраста х до возраста х + 1 (рх):

p0 = 1 — q0 = 1 — 0,0262 = 0,9738

p1 = 1 — q1 = 1 — 0,0065 = 0,9935

p2 = 1 — q2 = 1 — 0,0040 = 0,9960

p3 = 1 — q3 = 1 — 0,0025 = 0,9975

p4 = 1 — q4 = 1 — 0,0006 = 0,9994

Теперь рассчитаем число доживающих до возраста х (lx) :

l0 = 10 000 (по условию)

l1 = l0 × p0 = 10 000 × 0,9738 = 9 738

l2 = l1 × p1 = 9 738 × 0,9935 = 9 675

l3 = l2 × p2 = 9 675 × 0,9960 = 9 636

l4 = l3 × p3 = 9 636 × 0,9975 = 9 612

l5 = l4 × p4 = 9 612 × 0,9994 = 9 606

Найдём число живущих в возрасте х лет (Lх), представляющее собой среднюю арифметическую из числа доживающих до возраста х и до возраста х + 1:

Число живущих в возрасте 0 лет

Число живущих в возрасте 1 года

Число живущих в возрасте 2 лет

Число живущих в возрасте 3 лет

Число живущих в возрасте 4 лет

Определим число предстоящих человеко-лет жизни (Тх) для разных возрастов.

По условию задания

Т0 = 636 600

Предстощее число человеко-лет жизни

Предстощее число человеко-лет жизни

Предстощее число человеко-лет жизни

Предстощее число человеко-лет жизни

Предстощее число человеко-лет жизни

Рассчитаем среднюю продолжительность предстоящей жизни населения по формуле:

Формула средней продолжительности предстоящей жизни

Средняя продолжительность предстоящей жизни

Средняя продолжительность предстоящей жизни

Средняя продолжительность предстоящей жизни

Средняя продолжительность предстоящей жизни

Средняя продолжительность предстоящей жизни

Средняя продолжительность предстоящей жизни

Коэффициент передвижки Px – вероятность для индивидуума в интервале возраста от х до х+1 прожить 1 год и попасть в интервал от х+1 до х+2 – определяется по формуле:

Формула коэффициента дожития

Коэффициент дожития

Коэффициент дожития

Коэффициент дожития

Коэффициент дожития

Полученные результаты занесём в таблицу:

х lx px qx Lx Tx e0x Px
0 10 000 0,9738 0,0262 9 869 636 600 63,7 0,984
1 9 738 0,9935 0,0065 9 707 626 731 64,4 0,995
2 9 675 0,9960 0,0040 9 656 617 024 63,8 0,997
3 9 636 0,9975 0,0025 9 624 607 368 63 0,998
4 9 612 0,9994 0,0006 9 609 597 744 62,2
5 588 135 61,2
100
        636 600      

Условие задачи взято из: Социально-экономическая статистика: Практикум/Под ред. В. Н. Салина, Е. П. Шпаковской: Учеб. пособие. — М.:Финансы и статистика, 2003. — 192 с.

6.9. Продолжительность жизни.

1. Способы вычисления. Продолжительность
жизни, ее исследование является одной
из самых важных задач демографии.
Изучением ее занимаются в ряде других
научных дисциплин — в геронтологии,
биологии человека [7] и др. Этот показатель
широко используется в гуманитарных
науках, научных направлениях управленческого
типа как критерий успешности последнего,
критерий социального благополучия
жизни населения региона, страны. Именно
поэтому показательсредней
продолжительности
илиожидаемой
продолжительности предстоящей жизни
в таблицах смертности приводится для
каждого возраста (см. табл. 16.3).

Первый способ вычисления ожидаемой
продолжительности жизни или средней
продолжительности предстоящей при
рождении,
приближенно можно вычислить по формуле:

(17.1)

где dx— числа умерших в возрасте х, х — возраст
в годах;— численность новорожденных, по таблице
дожития.

Второй способ более точен, в нем
используется показательTx,
размерность которого выражается в
человеко-летах. Он определяется по
формуле

(17.2)

где 1 (1 год) — величина межгруппового
интервала.

По этой формуле значение ожидаемой
продолжительности жизни при рождении
равно «накопленным суммам» T0человеко-лет, деленным на численность
исследуемой когорты при рождении, наL0:

(17.3)

Величина
естьмедиана продолжительности
предстоящей жизни.
Привесок в полгода
демографы включают в формулу на том
основании, что «человек редко умирает
в свой день рождения, обычно живет
некоторое время в год своей смерти, в
среднем не менее 6 месяцев до дня смерти»
[1,c. 184].

Приведем пример вычисления показателя
средней продолжительности
предстоящей жизни небольшой когорты
мужчин, состоящей из 10 человек, достигших
70-летнего возраста. Требуется определитьна основании указанного в таблице 17.1
порядка вымирания — значенийdx.

Таблица 17.1

Пример вычисления продолжительности
предстоящей жизни

Возраст (годы) х

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Численность когорты,
(человек)

10

9

8

8

8

6

6

5

4

1

0

Число умерших dx(человек)

0

1

1

0

0

2

0

1

1

3

1

Средняя величина
прожитых человеко-лет после возраста
70 лет (человеко-лет)

10,0

9,5

8,5

8,0

8,0

7,0

6,0

5,5

4,5

2,5

0,5

Приведенный пример вычислений показывает
как определяется величина
,с использованием формул (17.2) и (17.3):=(10
+ 9,5 + 8,5 + … + 0,5) : 10 = 7,0 лет.

На этом же примере показано как вычисляется
средняя продолжительность жизни . Этот
показатель равен сумме х прожитых
лет ии применяется в отношении когорт
реального населения. Тогда как показатель(иногда он обозначается той же буквой
с двумя нулями)
рассчитывается для условного поколения.

6.10 Динамика показателя .

Основная закономерность динамики
средней продолжительности предстоящей
жизни такова: с увеличением возраста х
средняя продолжительность жизниубывает. В этом можно убедиться проследив
значения следующих величин,
взятых из таблицы дожития населения
одной из областей СССР (использованы
данные [1,c. 189]).

Возраст мужчины женщины

0 62,41 71,39

1 64,66 73,42

2 64,13 72,96

3 63,30 72,15

4 62,44 71,32

5 61,55 70,44

Из приведенных данных видно, что мальчиков
до 5-летнего возраста, у девочек до
возраста в 4 года
растет и лишь позже начинает выполняться
сформулированное выше правило об
убывающей с возрастом средней
продолжительности предстоящей жизни.

Динамика чисел умирающих dxснижается с первых дней жизни до возраста
12-13 лет, а затем растет, достигая максимума
в точке, принятой в статистике населения
за моду, модальную продолжительность
предстоящей жизни. После пика, максимумаdxнепрерывно уменьшается. В регионе России
по статистическим материалам которого
получены кривая рис. 16.2 и 16.3, модальная
продолжительность жизни мужчин пришлась
на возраст 67 лет, а женщин на 81 год.

Эволюция продолжительности жизни мужчин
и женщин в мире во второй половине XXв. (по данным работ [1, 17]) характеризовалась
следующими значениями:

мужчины женщины

1960-1964 50,9 53,4

1970-1974 54,6 57,1

1980-1984 57,9 60,5

1994 61,8 64,6

Изменения ожидаемой продолжительности
жизни в нашей стране показаны в таблице
17.2

Таблица 17.2

Средняя продолжительность предстоящей
жизни населения СССР (РФ) с 1926 по 1994 (по
данным 1, с. 187, 49]).

Годы

Все население

Городское население

Сельское население

1926-1927

Европейская часть
России (СССР)

44,0

46,0

44,0

1938-1939

СССР в границах 1922
г.

47,0

45,0

48,0

1958-1959

СССР в границах 1945
г.

69,0

68,0

69,0

1971-1972

-‘-

70,0

70,0

69,0

1978-1979

-“-

68,0

68,0

67,0

1984-1985

-“-

68,0

69,0

66,0

1986-1987

-”-

70,0

70,0

68,0

1994

Российская Федерация

64,01*

3. Средний возраст умерших. Средняя
продолжительность прожитой человеком
жизни или средний возраст умерших по
сути должна равняться средней
продолжительности предстоящей жизни,
вычисленной первым способом, по формуле
(17.1). Потому чтовозраст умерших равенсумме произведений
Мiчисла
умершихi-й возрастной
группы на среднее значение возраста
ее, разделенной на общую численность
умерших.

Величина
может служить ориентировочной оценкой,
рассчитанного по таблицам дожития, в
особенности, когда таблицы эти устарели,
как в РФ, в связи с длительной задержкой
переписи. Ниже приводятся сопоставления
величины,
сообщенной СПб-госкомитетом [28] для
мужского населения Петербурга и
вычисленной нами оценкисреднего возраста умерших, для 1987 и
1994 гг.

1987 65,7 лет 62,8 лет

1994 58,1 лет 55,2 лет

Есть основание полагать, что представленные
официальные сведения на 2-3 года завышены.

Соседние файлы в папке Лекции

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  • Как рассчитать продолжительность жизни населения?
  • Как считать среднюю продолжительность жизни?
  • Что влияет на среднюю продолжительность жизни населения?
  • Где наибольшая продолжительность жизни?
  • Сколько лет жили люди на Руси?
  • Какая реальная продолжительность жизни в России?
  • Где самая маленькая продолжительность жизни?
  • Где самая большая продолжительность жизни в России?
  • Какой процент мужчин доживает до 80 лет?
  • Какие факторы в наибольшей мере влияют на продолжительность жизни населения?
  • Что влияет на продолжительность жизни в Казахстане?
  • Сколько в среднем живут люди в Украине?
  • Сколько живут люди в мире?
  • Сколько лет живут люди на севере?
  • Сколько лет в среднем живут люди?

Как рассчитать продолжительность жизни населения?

При исчислении ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в возрасте 55 лет подсчитывается число человеко-лет, которое предстоит прожить дожившим до возраста 55 лет за оставшийся период предстоящей жизни (от возраста 55 лет до предельного). Полученная сумма человеко-лет делится на число доживших до данного возраста.

Как считать среднюю продолжительность жизни?

В самом простом случае средняя продолжительность жизни — это среднее арифметическое количества лет, прожитых определенной группой людей. Например, у вас есть пять человек, которые прожили до 50 лет, и пять человек, которые прожили до 100 лет. Средняя продолжительность жизни десяти этих человек — 75 лет.

Что влияет на среднюю продолжительность жизни населения?

От чего зависит продолжительность здоровой жизни Люди не умирают, а убивают себя сами. По расчетам ученых здоровье и долголетие современного человека на 10% зависит от здравоохранения, на 20% — от генетики, на 20% — от экологии и состояния окружающей среды, на 60% — от образа и стиля жизни.

Где наибольшая продолжительность жизни?

Страной с наибольшей общей продолжительностью жизни является Япония — 84.6 года, далее Андорра — 84.2 года и Сингапур — 84 года. Россия в списке на 123 позиции с показателем 70,5 года. Среди мужчин наибольшая средняя (ожидаемая) продолжительность жизни в трех странах: Сингапур, Гон-Конг и Сан-Марино — 82 года.

Сколько лет жили люди на Руси?

С момента освоения человеком равнинных пространств и до конца XVIII века продолжительность жизни человека была от 31 до 39 лет. При этом женщины жили на 5 лет меньше мужчин. Эта разница считается антропологами нормой.

Какая реальная продолжительность жизни в России?

4 сентября 2019 года во время Восточного экономического форума Вероника Скворцова сообщила, что на июль 2019 года средняя продолжительность жизни в России составила 78,5 года для женщин и 68,5 года для мужчин.

Где самая маленькая продолжительность жизни?

Все, кроме двух, из 20 стран с самой низкой продолжительностью жизни находятся в Африке. Дети, рожденные в 2016 году в Лесото и Центральноафриканской Республике, где была гражданская война, могут в среднем дожить до 50 лет — на 34 года меньше, чем житель Японии.

Где самая большая продолжительность жизни в России?

Продолжительность жизни в России в среднем составляет около 73 лет, этот показатель существенно отличается от региона к региону, разница составляет 19 лет, самая высокая ожидаемая продолжительность жизни в Республике Ингушетия — 82.41, самая низкая в Чукотском автономном округе — 63.58 (по данным на 2018 год).

Какой процент мужчин доживает до 80 лет?

При условиях смертности в России 2015-2020 годов до возраста 5 лет доживают 99,2% родившихся мальчиков и 99,5% девочек, до возраста 30 лет – 96,4% и 98,3%, 50 лет – 83,3% и 93,5%, 80 лет – 24,6% и 54,0%.

Какие факторы в наибольшей мере влияют на продолжительность жизни населения?

Факторы, влияющие на продолжительность жизни людей

Ориентировочный вклад различных факторов, влияющих на здоровье населения, оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика (биология) человека, внешняя среда и здравоохранение. Данные показывают, что наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни.

Что влияет на продолжительность жизни в Казахстане?

По ее словам, продолжительность жизни человека на 50% зависит от того образа жизни, который он ведет, еще по 20% имеют доли генетической предрасположенности к тем или иным заболеваниям, а также влияние окружающей среды.

Сколько в среднем живут люди в Украине?

Средняя продолжительность жизни украинского населения в 2018 году составила 72,4 года, мужская продолжительность жизни 67,7 года, женская — 77,4 года.

Сколько живут люди в мире?

Населе́ние Земли́ — совокупность всех людей, живущих в данное время на Земле. На середину июня 2021 года их число составляло приблизительно 7,893 миллиарда человек. По данным Всемирного банка, население Земли на 2019 год составляло 7,674 миллиарда.

Сколько лет живут люди на севере?

По его словам, средняя продолжительность жизни в российской Арктике – 53 года, по России этот показатель находится на уровне 72 лет. Такой сильный разрыв в 20 лет связан, с тем, что на Крайнем Севере наблюдается отличная от других регионов страны картина болезней.

Сколько лет в среднем живут люди?

79 лет

Интересные материалы:

Как сушить пуховик из пуха?
Как сушить шерстяную шапку?
Как сушить стены после покраски?
Как сушить влажный воздух?
Как сварить шишку?
Как свести надпись с кофты?
Как свести пасту от ручки с бумаги?
Как свиньи ищут трюфели?
Как сжать фотки?
Как сжечь жир быстро и эффективно?

Методика

«Расчет средней продолжительности жизни людей
и прогнозирования их жизненного потенциала»

О. Л. Кораблев

В 1999 году данная методика прошла апробирование при изучении средней
продолжительности жизни людей бассейна реки Керженец и факторов, на нее
влияющих. Работа была проведена учащимися старших классов Рустайской школы,
Борского района Нижегородской области под руководством автора данной методики.
Результаты работы были представлены на Всероссийском конкурсе детских и
юношеских исследовательских работ в г. Москве. Работа удостоена награды в
номинации «Человек на Земле». Тезисы исследования представлены в материалах III
Областной конференции Движения Чистильщиков рек 8-9 октября 1999 года, г. Н.
Новгород. Методика, в полном объеме, публикуется впервые.

Содержание

1.     
Введение

2.     
Рекомендации к применению методики

3.     
Последовательность оформления материалов

4.     
Возможные расчеты на основе полученных данных

5.     
Описания местности для возможного учета в
исследовании

6.     
Выявление закономерностей

7.     
Список используемой литературы

1.     Введение

Что может быть важнее человеческой жизни? И как мало мы знаем о ней, а
точнее о себе. Сколько лет может прожить человек и зависит ли это от места его
пребывания на Земле? Что оказывает большее влияние на продолжительность жизни
человека, а что меньшее? Многочисленные версии ученых, высказывания
специалистов, иные сведения, могут быть подвержены анализу и собственной проверке,
которую может сделать каждый желающий. Исследование продолжительности жизни
позволяет сравнить жизненные потенциалы людей различных территорий, попытаться распознать
факторы, на нее влияющие, порой подвергнуть сомнениям сформированные годами
популярные точки зрения, а также проанализировать собственную жизнь и др. Для
данной работы предлагается несложная методика, в начальной стадии не требующая
специальной подготовки, лишь по мере заинтересованности этой темой
исследователю предоставляется безграничная возможность углубиться в вечную
проблему жизни и смерти. Методика проста для использования, наглядна и
позволяет каждому желающему окунуться в интереснейший мир человеческой жизни.
Несложная работа позволит провести многочисленные научные исследования
продолжительности жизни людей, выявить закономерные пики смертности на
определенных территориях, а так же определить самые безопасные диапазоны жизни человека
определенной местности и мн. др. В результате использования данной методики
исследователь получает богатейший материал, состоящий из набора чисел и цифр,
который может быть подвержен математическим обработкам, и сопоставлен, с
различными антропологическими исследованиями. Предлагаемая методика не
ограничивает исследователя в его творческом поиске, лишь предлагает
ознакомиться с одним из методов познания человеческой жизни.

Методика составлена по материалам и
методическим рекомендациям различных научных направлений, а также учтены все
практические замечания, выявленные в процессе непосредственной её апробации.
Методика ориентирована на учащихся старших классов, студентов, педагогов и
специалистов.

2.    
Рекомендации
к применению методики

Начало практической работы на местности связано с посещением кладбища,
что требует от руководителя или организатора морально-психологической
подготовки группы. Группа должна быть небольшой, не более 1О человек.
Количество человек в группе зависит от масштаба планируемого исследования. 8-10
человек, в течение 20-25 минут, делают 100 необходимых записей, что
соответствует хорошему ритму работы. Перед началом исследования важно учесть психологические
особенности детей и их возраст, не каждому подобную работу можно поручить.
Здесь должен быть, в полной мере, применен принцип добровольности. Из практики
замечено, что если в начале некоторые дети не желают участвовать в первой части
исследования, то через некоторое время, под общим положительным воздействием
большинства они охотно включаются в работу, и проводят её серьёзно. В качестве напутствия
и во время инструктажа, перед непосредственным посещением кладбища, необходимо
обратить внимание на гигиенические и морально-этические правила поведения (на
кладбище не кушать, не шуметь, не смеяться, не включать музыку, даже через
наушники, соблюдать все необходимые требования приличия, не привлекать внимание
к себе посторонних, быть вежливыми). Заранее, очень важно, предусмотреть
варианты ответов на вопросы и расспросы, которые обязательно последуют от
находящихся там посетителей. Лучше не посвящать в вопросы исследования
любопытствующих граждан, так как вряд ли они в это поверят, и, скорее всего,
отнесутся к вам с пренебрежением, чего исследователям не следует допускать. Из
существующей практики может быть предложен вариант. Перед посещением кладбища
наша группа договаривалась, что ищет могилу одного известного человека, героя и
т.п. Останавливаясь на этих вопросах, необходимо помнить, что группа подростков
на кладбище всегда вызывает особое внимание, что может вполне спровоцировать
вызов полиции, поэтому на руководителе лежит ответственность в грамотном
подборе участников исследования и неформального проведения инструктажа.
Необходимая ответственность в этом вопросе позволит провести исследование в
полном объеме с интересом и увлекательно. Методика позволяет выполнить эту
работу и индивидуально, но потребуется значительно больше времени. Так более
эффективно будет строиться работа, если для сбора информации и заполнения
бланков привлечь 8-10 человек. А последующую обработку может выполнить один или
2 человека. После выполнения работ необходимо тщательно вымыть руки с мылом,
умыться. По окончании гигиенических процедур не прикасаться к предметам, которые
использовались во время исследования.

3.    
Последовательность
оформления материалов

До начала посещения кладбища необходимо заготовить бланки по форме, в
которых должны быть графы: дата исследования, пол, годы жизни, возраст.

Участникам
исследования раздаются эти бланки, которые они должны заполнить с табличек дат
жизни, установленных на могилках. Перед непосредственным входом на территорию
кладбища, руководитель должен расставить всех участников исследования таким
образом, чтобы каждый проходил по своему участку, и не допускалось двукратное
переписывание одних и тех же данных. На больших, особенно городских кладбищах,
расстановку исследователей, следует проводить исходя из линий захоронений.
Каждая линия, или несколько рядом расположенных линий, имеют определенный год захоронений.
В данном случае, если эти участки имеют четкие границы, то необходимо делать с
этого участка случайную выборку по определенному заранее соотношению — 25, 50,
100 и т.д. человек. Если границы подобных линий неясны, или их невозможно
зрительно определить, то важно охватить всю территорию захоронений, делая
случайную выборку по определенному заранее соотношению. Для получения более
точных и объективных данных требуется исследовать всю территорию кладбища. Если
количество заполненных анкет превысит количество заранее определенных
соотношений (например, планировалось 50«ж», и 50«м», а отметили в бланках 75«ж»
и 67«м»). В таком случае для последующей работы можно использовать соотношения,
например, 67 и 67, или 65 и 65, по наименьшему числу собранного материала.
Важно, чтобы все анкеты, полученные при сборе информации были вначале
перемешаны, затем отобраны случайным способом. Для получения более точных
значений или выявления погрешности, можно подобную процедуру провести несколько
раз. Маршруты движения каждого участника должны быть индивидуальны и не
пересекаться. Каждый член группы собирает данные по одному полу, либо женщин,
либо мужчин. Это позволит сделать меньше ошибок и облегчит последующую
обработку. В исключительных случаях, если группа небольшая, то допускается,
каждому участнику поручить заполнить два бланка «м» и «ж», проводя регулярную
перепроверку. Так же, не стоит сразу подсчитывать возраст людей, это можно
будет сделать позднее. При внесении данных необходимо внимательно списывать
числа, не переписывать даты неразборчивые или вызывающие сомнения, любая ошибка
скажется на точности ваших исследований. Для большей объективности, с одного
кладбища, необходимо собрать 100 дат жизни. Т.е. 50 женщин и 50 мужчин. В этом
случае необходимо отметить, что на некоторых кладбищах, особенно старых и порой
представляющих особый интерес для исследования, может не быть столько захоронений.
В этом случае можно сделать запись, внеся сведения в бланк в ровном соотношении
25 «м» и 25 «ж», или по наименьшему количеству полученных данных. Из практики применения
методики установлено, что в этом случае не стоит применять никакой поправки.
Рассматривать эти показатели следует на равных условиях. При работе с цифрами
(обозначающие возраст человека), применяя методику установлено, что среднее
число, полученное от 50 цифр (лет жизни человека) совпадает с незначительными
отклонениями, если мы берем не менее 8 чисел, выбранных случайным способом из этих
же 50 цифр. И это одно из многих выявленных закономерностей, которые имеют
место быть при работе с числами, обозначающими годы жизни человека. Если же у
исследователя возникнут сомнения на этот счет, то можно удостовериться в
правильности самостоятельно. Для этого необходимо, вначале, посчитать среднее
число от 50 цифр (лет жизни), а затем выбрать путем случайных чисел 8,10, или
другое необходимое для исследования число и также посчитать среднее значение.
Разница в полученных результатах и будет вашей погрешностью. К сбору первичной
информации необходимо отнестись добросовестно, на месте устранять все
возникающие вопросы и неточности. Перепроверять сведения, можно подсчитывая
годы жизни. Иногда, когда в датах жизни присутствуют разные века, исследователи
делают ошибки и вскрываются они лишь в том случае, когда при подсчете возраста
оказывается, что человек жил либо неестественно много, либо не жил вовсе. Любая
незначительная ошибка исказит ваши исследования и достичь объективного
результата будет невозможно.

Собранные первичные данные, это огромный
научный материал, работая с которым исследователь способен выявить и
проанализировать различные вопросы. Черновики рукописных бланков лучше
перепечатать в цифровой формат, каждый бланк на отдельный файл, проверив их еще
раз, так как эти материалы могут использоваться неограниченное время, и
отсутствие ошибок исключит возможность обращаться к подлинным черновикам. Ниже
предлагается перечень работ, которые можно провести с полученными данными.

4.     Возможные расчеты на основе
полученных данных

·              
Расположите полученные данные (возрастные данные)
по классам возраста (0-5; 6-10; 11-15; 16-20; и т.д.). Постройте пирамиду
возрастов, отложив в основании пирамиды прямоугольники, соответствующие 50
родившимся мужчинам и женщинам. В каждом возрастном классе, соответственно
числу умерших, уменьшайте длину этих прямоугольников. По симметричности
пирамиды можно проследить соотношение жизненных потенциалов у мужчин и женщин в
разных возрастах. Это исследование можно провести как на основании данных
одного кладбища, так и нескольких, одного населенного пункта, отдельного
региона или выбранной конкретной территории.

·             
Составьте таблицу продолжительности жизни людей
независимо от пола и, используя полученные данные, постройте кривую
выживаемости от «0» лет до максимального периода жизни (наибольшего значения).
В данном случае можно построить кривые выживаемости для отдельных кладбищ. Объединив
результаты, полученные с нескольких кладбищ в общую цифру, можно выявить,
например, кривую выживаемости определенной территории. Возрасту «0» (рождение)
будет соответствовать общее количество всех взятых для исследования человек. С
увеличением возраста кривая будет идти вниз в соответствие с числом умерших
людей, пока не пересечет ось абсцисс в точке, соответствующей максимальному
отмеченному вами возрасту.

·          
Используя выше составленную таблицу, можете построить
кривую смертности, исходной точкой которой будет пересечение координат в точке «0».
На векторе «х» укажите возраст, а на векторе «у» укажите количество человек.
График можно построить для мужчин, женщин, общий, а также для определенной
территории, включая сведения нескольких исследуемых кладбищ. Построенная кривая
позволит проанализировать не только общие сведения о смертности, но и
сопоставить смертность в определенных возрастах, ее всплеск или снижение.

·        
Расчет средней продолжительности жизни людей можно
проводить несколькими способами.

Один из способов – это получение
среднеарифметического числа. Общее количество (сумма) прожитых лет (например,
50 женщин) делится на их количество, т.е. на 50. Получается значение средней
продолжительности жизни людей, для данной территории, для конкретного года
исследования.

Другой способ. Для более точного анализа
необходимо проводить другое измерение. В человеческой жизни выделяются три
возраста — это до 2 лет (из практики применения методики можно брать до 5 лет),
это показатель детской смертности. Затем от «2» или соответственно «5» лет до «60»
лет, это основной возраст человеческой активности. Затем возраст от «60» и более
лет. Вначале, рассчитывается средняя продолжительность жизни для каждого из
этих периодов. Затем, мы находим для трех этих значений среднеарифметическое число,
и таким образом, получаем среднюю продолжительность жизни с учетом возрастных
особенностей. В данном случае, полученные значения будут соответствовать
средней продолжительности жизни конкретной (исследуемой) территории, которая
приходится на дату исследования.

·                    
Используя заполненные бланки можно рассортировать
их по годам смерти людей. Расчет смертности по годам наглядно может быть
представлен на диаграмме. На ось «х» наносят исследуемый исторический период.
Например, с 1990 по 2020 год, а на ось «у» наносят количество умерших людей в
этот период. Здесь так же можно развести значения по полу, по исследуемым
территориям и т.д. Такая диаграмма дает возможность проследить количество
умерших за конкретный год, выявить их возраста смерти и проанализировать
закономерность, связанную с годами их смерти. Часто пики смертности людей
связаны со стихийными бедствиями, эпидемиями, прошедшими на кануне войнами и
т.д. Эти исследования открывают окно в удивительный мир человеческой жизни.
Наводят на мысли о других сопутствующих изучениях для подтверждения собственных
гипотез.

Так, например, исследования по продолжительности
жизни в долине реки Керженец, Нижегородской области, в 1999 году, выявили самую
высокую смертность людей в 1976 году. При изучении особенностей этого года стало
известно, что это был самый холодный за последние 50 лет год. Не исключается и
такая зависимость.

5.     Описания местности для
возможного учета в исследовании

Возможности использования данной методики
исследования не ограничиваются предложенными вариантами. Это всего лишь
исходные точки для дальнейших исследований интереснейших загадок человеческой
жизни. Параллельно, с выше предложенными методами исследований, можно очень
эффективно сочетать краеведческую работу. Рассмотрим несколько вариантов, которые
можно использовать в подобной практике.

При посещении кладбища, например, можно
составить его историческое описание, которое может включать в себя
схематический его чертеж по отношению к дороге, ближайшему населенному пункту и
т.д. Установить его географические координаты при помощи GPS. Описать историю
образования кладбища (можно узнать у местных жителей год образования,
особенности захоронений и т.д.). Очень часто кладбища переносят, могут
выделяться места для захоронения богонеугодных (самострелы, самоубийцы и т.
п.), места захоронения священников, особо почитаемых людей, людей разного
вероисповедования и т.д. При невозможности определить возраст кладбища (как
правило, даты первых старых захоронений отсутствуют) можно прибегнуть к
определению возраста деревьев, растущих в непосредственной близости к могилам
или непосредственно на них. Если учесть, что ранние захоронения в некоторых
местах не имели крестов и других знаков, то это будет затруднять определение
его возраста. В отдельных случаях, на старых крестах имеются родовые метки. В Нижегородском
Заволжье, например, использовались знаки в виде римских цифр Х, XIIIX, VIV и
другие. Первоначально к набору описаний можно отнести и принадлежность людей к
разным конфессиям, вероисповеданиям, а также по разного рода имеющимся на
надгробиях звездам и знакам. Отнести захоронения к партийным, военным и др.
историческим периодам этой местности. Важным элементом является описание
ухоженности и посещаемости — это указывает не только на отношение к нему
людей, но и на сохранение родовых корней, особенно если ухожены могилки людей
умерших более 100 лет назад. Параллельно с описанием интересно будет выяснить
количество людей умерших в возрасте более 100 лет, а также в самом маленьком
возрасте и их процентное отношение к общему числу, что, в конечном счете, будет
указывать на те или иные особенности этой территории. Можно также выявить
наибольший возраст у мужчин и женщин; определить самое раннее захоронение. В
случае необходимости можно использовать существующие методики по описанию на кладбищах
естественной и культурной растительности, что так же позволяет выстроить
аналогию со временем использования культурных растений и местных традиций.

Наряду с описанием самого кладбища, важно
уделить время описанию населенных пунктов, с которых сносят усопших. Обратить
внимание на род занятия жителей окрестностей, их преобладающую пищу, качество
воды, тяжесть хозяйственной и профессиональной жизни. Я обращаю особое внимание
на присутствие занятия пчеловодством, употребление вместо чая трав, а также
степень религиозности населения и др. При исследовании образа жизни населения
будет важным качество предоставленных удобств в домах и квартирах, медицинского
обслуживания, химический состав питьевой воды, наличие регулярного транспорта,
связь с районным и областным центром и др.

Полученные и обработанные сведения по
продолжительности жизни в процессе дальнейших изучений можно рассматривать с
позиции причин смертности на тех или иных территориях. Такая информация может
быть получена с разрешения родственников умерших. Как показывает практика в
большинстве случаев люди не скрывают её и охотно делятся (от чего умерли их
родственники). Если удается выяснить причины наиболее частых случаев смерти,
проанализировать их с позиций зависимости от качества воды, пищи,
профессионально-хозяйственного положения, экологической ситуации, образа жизни
и др., то можно получить вполне ясное представление о причинно-следственных
закономерностях жизненного потенциала людей исследуемой местности. В науке нет
единого мнения, что является доминирующим в жизни человека – генетическая
предрасположенность или среда. Если учесть, что генетика сложна для изменения и
измерения, то среда человека выступает источником постоянного его энергетического
наполнения. Нахождение человека в определенной местности представляет для него
устойчивую жизненную нишу с определенным набором питания. Из этого следует, что
жизнь человека напрямую связана с его местообитанием, его питанием, в
особенности качеством воды, материальным и духовным его содержанием, социальным
положением и удовлетворенностью жизнью. Как ни странно, но наши исследования
показали, что экологическое состояние окружающей среды в значительной мере
меньше способно повлиять на продолжительность жизни, чем, например, отсутствие
жизненных удобств, отсутствие медицины и тяжелый физический труд. При очередном
исследовании – это можно представить, как гипотезу.

Используя методику и подводя итог своего
исследования, вы можете составить формулу жизни исследуемой территории. При
более детальном изучении образа жизни человека можно в виде круга, схематически,
представить весь жизненный его потенциал. Условно, в долях указать те факторы,
которые будут выявлены в процессе вашего исследования. Представить это в виде
различных диаграмм.

Из опыта проводимых подобных исследований были
сделаны выводы, что экологически чистые места проживания, витаминная пища,
чистая вода не компенсируют тяжелые бытовые и хозяйственные условия образа
жизни человека сельской местности. На основе этого появились предположения, что
жители города и села теряют, примерно, в равной степени запас жизненного
потенциала: одни на отсутствии экологического питания и воздуха, другие на
тяжелых условиях жизни и повседневного быта.

Представленная методика позволяет выявить различия,
закономерности и особенности жизни людей определенных территорий. Например, в
каком возрасте наблюдается наибольшая смертность людей в том или ином
населенном пункте? До какого возраста имеют высокую вероятность дожить женщины
и мужчины, т.е. на какие возраста отсутствуют данные о смертности на этой
территории. При использовании методики можно не только выявлять причины смертности,
но попытаться спрогнозировать возможную динамику средней продолжительности
жизни на ближайшие годы.

Используемая
литература

1.      
Белов В.И. Энциклопедия
здоровья. Молодость до ста лет. Москва: Мир книги. Химия.

1999.

2.      
Васильева 3.А., Люблинская
С.М. Резервы здоровья. Москва: Медицина, 1984.

3.      
Все о дарах леса. Советы
знатокам леса / Сост. П. Иволгин. Донецк: ПКФ БАО, 1997.

4.      
Климова В. Человек и его
здоровье / Наука и здоровье. М.: Знание, 1986.

5.      
Миллер Т. Жизнь в
окружающей среде. Программа всеобщего экологического образования. Москва:
Прогресс — «Пангея», 1993. Кн. 1.2.

6.      
Никонорова Е.В. Женщина и
мужчина и перспективы устойчивого развития общества // Вестник экологического
образования в России. 1998. № 1.

7.      
Нобел Б. Наука об
окружающей среде: Как устроен мир / Пер. с англ. Москва: Мир, 1993. 2т. Т.2. С.336.

8.      
Скорняпов С.М. Зеленая
родословная. Москва: ВО Агропромиздат, 1989.

9.      
Фешбах М. Френдли А. Экоцид
в СССР. Здоровье и природа на осажденном положении.

Москва: 1992.

10.   Шумилова Е. //
Науч. рук. О.Л. Кораблев Средняя продолжительность жизни в бассейне реки
Керженец и факторы на нее влияющие / Школьная речная сеть Нижегородской области.
Материалы
III Областной
конференции Движения Чистильщиков рек 1999, 8-9 октября. Н. Новгород: Ю.А.
Николаев, 1999. -124 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в скайриме найти скрытые сундуки
  • Как правильно составить циклограмму старшего воспитателя в доу
  • Как на компьютере найти пароли которые вводились
  • Как найти нужные ячейки в excel
  • Как составить электрическую цепь по схеме представленной на рисунке