Как найти средство связи между предложениями

Средства связи предложений в тексте


Средства связи предложений в тексте

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 249.

Обновлено 14 Января, 2022

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 249.

Обновлено 14 Января, 2022

Текст — самая большая синтаксическая единица речи. Он состоит из предложений. Однако не всякий набор предложений можно считать текстом. Предложения должны быть объединены по смыслу и грамматической связью. Как она осуществляется? Средства связи предложений в тексте определяются типом речи (повествование, описание или рассуждение), стилем (разговорный, книжные). Способы и средства связи изучаются в 6 классе.

Способы связи предложений в тексте

Предложения в тексте могут быть связаны цепной или параллельной связью.

Параллельная связь характерна для текстов-описаний. При этом способе связи предложения в тексте объединены темой, которая, как правило, обозначена в первом предложении. Все остальные предложения раскрывают эту тему, детализируют её и по смыслу и грамматически связаны с первым предложением. Обычно второе и последующие предложения содержат слова, напрямую к теме относящиеся.

Например, описание лесной прогулки обязательно начнётся с упоминания леса или его синонимов (чаща, заросли, березняк и пр.). В каждом из следующих высказываний непременно встретятся слова, относящиеся к лесной тематике. Примеры: деревья, стволы, тропинка, хвоя, кусты и т. д.

Слова из одной сферы делают текст единым целым, даже если предложения больше ничем не связаны.

Последовательная (цепная) связь — это оптимальный способ связи для рассуждения или рассказа. Второе предложение связывается с первым, третье — со вторым и т.д., образуя что-то вроде звеньев цепи.

Средства связи предложений в тексте

Способов и средств связи в русском языке множество. Способы могут быть лексическими, морфологическими, синтаксическими.

Лексические способы включают в себя следующие языковые средства связи предложений в тексте:

  • Повтор слова. Мальчик взглянул на рыцаря. Рыцарь обернулся.
  • Однокоренные слова. Меня звали обедать к соседям. Но, когда я вошёл в зал, за обеденным столом сидел только хозяин.
  • Синонимы и антонимы. Много добрых слов услышал Аким. Ласковые приветствия, душевные пожелания сыпались со всех сторон. Днём было хорошо, даже весело. Только по ночам становилось страшно.
  • Перифраз (описательный оборот). Понятное всем выражение, которым обозначают явление. Я приехал в Петербург утром. Гуляя по городу на Неве, я заметил множество львов. “Как? — скажете вы. — Львы в городе?!” Конечно, это были скульптурные изображения царя зверей.

Морфологические (грамматические) средства:

  • Местоимения. От сестры пришло письмо. Она волновалась за меня. Это было приятно.
  • Союзы (сочинительные). Обычно они стоят между частями ССП, но могут соединять и предложения в тексте. День за днём идёт, мелькая. А царевна молодая всё в лесу.
  • Наречия. Ребята вошли в пещеру. Здесь было сыро.
  • Частицы. Я успокоился. Только какая-то грусть точила душу.
  • Единая видовременная форма глаголов. Меж холмов река вьётся. Ребятня у берега плещется. На лугу стадо пасётся.

Синтаксические средства:

  • Эллипсис, другие виды неполных предложений. Сегодня запланирована прогулка по городу. В среду — поездка в Суздаль.
  • Синтаксический параллелизм. На закате легче прощаться. На рассвете хорошо встречаться.

Предложения в тексте связаны разными способами. Для тренировки определите связь предложений в любом тексте, понаблюдайте за тем, как они связываются, назовите средства связи.

Заключение

Что мы узнали?

Предложения в тексте могут быть объединены параллельным и последовательным способами связи. Для этого в арсенале русского языка имеются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Андрей Смирнов

    5/5

Оценка статьи

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 249.


А какая ваша оценка?

Русский язык

Урок 1: Связь предложений

Средства связи предложений в тексте

Все предложения в тексте неразрывно связаны между собой по смыслу и с помощью специальных средств. Это обеспечивает целостность синтаксической единицы и позволяет последовательно излагать важные мысли. Так автор может донести до читателя ту или иную информацию более связно и доступно. В этом уроке мы познакомимся со средствами связи предложений в тексте.

slide1

В быстроразвивающемся мире уже мало учиться только в рамках школьной программы, важно получать полезные знания о финансах    и инвестициях, чтобы гарантировать материальное благополучие

Создай себе задел на будущее, получай уже сегодня расширенный объем    знаний и навыков по   ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ   в режиме онлайн

slide2

slide9

Зарегистрируйся сейчас, ПРИБЛИЗЬ СВОЙ УСПЕХ

Перейти

План урока:

Теоретические основы средств связи

Союзы и предлоги

Местоимения и частицы

Лексическое значение слова как средство связи

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»

Теоретические основы средств связи

Для начала необходимо разобраться с тем, что такое средства связи и какими они бывают. Только познакомившись с теорией, можно начать выполнять задания для подготовки к сдаче экзамена.

Средства связи предложений. Понятие

Существует много трактовок данного определения в различных словарях. Использование средств связи незаменимо при написании текста, поскольку именно они обеспечивают его целостность и последовательность. Очень важно знать морфологические характеристики, чтобы уметь подбирать связующие средства в предложения по смыслу контекста.

Можно дать этому термину следующее определение:

«Средства связи – это элементы речи, которые соединяют предложения друг с другом и способствуют их объединению в полноценный текст».

Без них синтаксические единицы будут казаться несвязными и непоследовательными, что приведет к плохому восприятию информации. Поэтому связующие части речи очень важны в составе предложений.

К основным средствам связи относятся:

  • местоимения;
  • союзы и союзные слова;
  • лексические повторы;
  • перефраз;
  • частицы;
  • союзы;
  • предлоги и т.д.

Виды средств связи. Особенности соединения

В русском языке предложения связываются между собой неоднозначно. Есть два способа, которые позволяют соединить одну синтаксическую единицу с другой.

Выделяют следующие виды:

1 svyaz predlozhenij v tekste

Свойства средств связи в тексте. Функции

Роль средств связи в тексте достаточно велика. Помимо главных задач в тексте они выполняют еще и второстепенные. Рассмотрим основные функции этих морфологических инструментов:

  • помогают связывать предложения в тексте между собой по смыслу и грамматически для более точного донесения информации до читателя;
  • распространяют синтаксические единицы и делают речь богаче;
  • позволяют противопоставить факты или предложения, сравнить их друг с другом и выделить основные отличия;
  • делают текст гармоничным и более приятным для восприятия.

Именно поэтому средства связи предложений в такой синтаксической единице как текст очень важны. Без них повествуемая информация потеряет всякий смысл.

Союзы и предлоги

Употребление союзов предлогов между предложениями является неотъемлемой частью правильного восприятия текста. Поэтому на основании таблиц и правил необходимо ознакомиться с этими категориями частей речи.

Союзы. Особенности употребления

Сочинительные союзы связывают части в сложносочиненных предложениях и части последовательных синтаксических единиц. Такие части речи делятся на следующие категории:

2 svyaz predlozhenij v tekste

Примеры:

На улице шел то снег, то дождь.

В саду нельзя было ходить, так как там росли редкие цветы.

По городу ходили люди да причудливые звери.

Андрей хотел в школу, но он боялся своего врага.

Подчинительные союзы используются в сложноподчиненных предложениях и делятся на следующие виды:

3 svyaz predlozhenij v tekste

Примеры:

Хотя Миша и не был трусом, но Колю он все равно боялся.

По небу пробежал раскат грома, словно сотни музыкантов ударили в барабан.

Надо быстрее сделать домашнее задание, чтобы выйти погулять.

Мама сказала, что я точно поступлю в Москву.

Эти части речи можно встретить в любом предложении. В начале синтаксической единицы они играют совсем другую роль – связывают ее с предыдущей. Благодаря смысловым местоимениям сохраняется основное содержание текста.

Предлоги. Производные и непроизводные

Предлоги в качестве связующих элементов делятся на три категории:

4 svyaz predlozhenij v tekste

К непроизводным предлогам относятся: от, на, по, с, у, в, о, к, без, из-за, пред, через, под, для, над, при.

Эти правила нужно запомнить, чтобы в случае необходимости их употребления не запутаться со значениями и разрядами. Часто попадаются задания, где нужно вставить или определить предлоги и союзы.

Местоимения и частицы

Употребление местоимений и частиц так же предусматривает свои правила и нюансы. Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Правописание местоимений. Разряды и характеристика

Местоимения позволяют обозначать действующих лиц при помощи других слов. Это распространяет лексику и делает язык богаче. Они характеризуют человека и делятся на следующие разряды:

5 svyaz predlozhenij v tekste

Местоимения связывают не только части предложений, но и сами единицы между собой. Они относится к средствам цепной связи, которые продолжают смысл излагаемого текста.

Разряды частиц. Правильное употребление

У частиц тоже есть разряды. Эти части речи добавляют эмоциональной окраски предложениям, уточняют информацию и помогают более точно выразить мысль. Делятся частицы на следующие виды:

6 svyaz predlozhenij v tekste

Нельзя ошибаться в определении категорий частиц, хотя эти ошибки являются самыми распространенными. По каждой частице можно интуитивно догадаться, к какому разряду она относится. Главное уметь применять знания на практике.

Лексическое значение слова как средство связи

Под лексическим значением слова понимается совмещение звукового произношения этой единицы с соответствующим ему объектом действительности. Иными словами – это прямое значение того или иного слова, его толкование. Значение может быть:

  • прямым: золотая монета;
  • переносным: золотые руки.

Также слова делятся на многозначные и на те, у которых представлено только одно значение.

Пример многозначного слова:

МИР

  • соглашение воюющих государств;
  • отсутствие вражды;
  • объединение по общим признакам;
  • совокупность всех форм живой материи;
  • область жизни;
  • планета Земля.

Пример однозначного слова:

Гимн – торжественная мелодия, которая является символикой государства или иного образования, выражающая преданность общепринятым ценностям.

Лексическое значение слова играет большую роль в структуре текста и предложений. С помощью него смысл доносимой информации не теряется. Кроме того, слова связывают предложения друг с другом при помощи видоизменения своих форм, что тоже не маловажно.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»

На Едином государственном экзамене в конце 11 класса встречаются сразу три задания, которые предполагают определение средств связи, лексического значения слова и основной мысли текста. Рассмотрим их структуру более подробно.

Задание 1

Самое первое задание предполагает прочтение короткого текста и выявление двух предложений, которые максимально точно передают основную мысль автора. Нужно исключать информацию, которая не присутствует в тексте вообще, и второстепенную.

Ошибиться в этом задании легко, если не вчитываться в предлагаемые предложения. Лучше выделять все самое основное ручкой, чтобы не запутаться.

7 svyaz predlozhenij v tekste

Задание 2

Здесь необходимо самостоятельно дописать часть речи, которая связывает части предложения или сами синтаксические единцы. На основе теории нужно подобрать подходящую частицу, местоимение, предлоги и т.д.

Важно помнить разряды и их значение, чтобы выполнить это задание. Также нужно внимательно вчитываться в предложение, где пропущено слово. Там зачастую кроется подсказка.

8 svyaz predlozhenij v tekste

Задание 3

В последнем задании этого блока требуется установить лексическое значение отдельно взятого слова из текста. В каждом контексте смысл речевых единиц отличается. Поэтому следует перечитать предложение, из которого взято слово, и обратить внимание на рядом стоящие слова.

Подсказкой могут являться сноски после толкования в задании. Там приведены примеры, которые можно сопоставить с исходной формой слова, что поможет не ошибиться при выполнении третьего задания в ЕГЭ по русскому языку.

9 svyaz predlozhenij v tekste

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРА́ВИЛО, -а, ср.

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<…> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

1Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.

3Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.

Вопрос: 2

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.

(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.

2перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы.

3перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.

4железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно.

5железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!

Вопрос: 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.

1Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.

4Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

5Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

6Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

Вопрос: 4

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СФЕ́РА, -ы, жен.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.

1Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

2Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).

3Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

Вопрос: 5

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<…> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

1Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.

2кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).

3кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.

4кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.

5считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.

6считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.

Ваши ответы:

1 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРА́ВИЛО, -а, ср.

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<…> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

1) Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2) Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.
3) Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.

2 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.

(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.

1) см. железо.

2) перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы.
3) перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.
4) железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно.
5) железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!

3 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3) Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.
4) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
5) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

6) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

4 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СФЕ́РА, -ы, жен.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.

1) Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

2) Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).
3) Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

5 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<…> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

1) Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.

2) кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).
3) кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.
4) кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.
5) считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.

6) считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2 вопрос: перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.

3 вопрос: Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.

4 вопрос: Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

5 вопрос: кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.

Текст — это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.

Логическая связь предложений проявляется в том, что часть информации, представленной в одном предложении, в том или ином виде будет повторяться в последующих предложениях.

Связь предложений в тексте обеспечивают различные языковые средства:

  • лексические (синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, лексический повтор, однокоренные слова);
  • морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия, формы слова, единство видовременных формы глаголов);
  • синтаксические (параллелизм, парцелляция, вводные слова).

Лексические средства связи

Тип средства

Пояснение

Примеры

Синонимы,

в т. ч.

контекстные

В двух соседних предложениях встречаются слова, близкие по значению

— Укладочку забыли, возьмите, — глухо произнёс Селиван.
Более он ничего не мог говорить, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, может быть, от сильного внутреннего волнения
 (Н. Лесков. Пугало).

Нрава Домна Платоновна была самого общительного, весёлого, доброго, необидчивого и простодушно-суеверного. Характер у неё был мягкий и сговорчивый… (Н. Лесков. Воительница)

Антонимы,

в т. ч.

контекстные

В двух соседних предложениях встречаются слова, противоположные по смыслу

Бог был — холод. Чёртжар (М. Цветаева. Чёрт).

Что делает она: смеётся, может быть!..
Нет, плачет
(М. Лермонтов. Маскарад)

Слова одной тематической группы

Встречаются слова, которые объединяются тематикой (сфера деятельности, научная дисциплина и т. д.)

Ещё дальше, на самом краю горизонта, около длинного товарного поезда толпились рабочие, разгружавшие его. По наклонным доскам, спущенным из вагонов, непрерывным потоком катились на землю кирпичи… (А. Куприн. Молох)

Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя (А. Чехов. В аптеке)

Однокоренные слова

Использование в соседних предложениях родственных слов (слова могут относиться к разным частям речи)

Потом она вспомнила о письме и развернула его. Она прочитала следующие строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическим почерком… (А. Куприн. Гранатовый браслет)

Утро было светлое, солнечное и обещало жаркий день. Трава, улитая дождём, блестела под косыми лучами солнца матовым блеском, словно опушенная инеем (М. Салтыков-Щедрин. Современная идиллия)

Лексический повтор

Повторение в двух предложениях одного и того же слова в одной форме

Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Левина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьёй (Л. Толстой. Анна Каренина).

Человек перестал быть диким животным только тогда, когда он построил первую стену. Человек перестал быть диким человеком только тогда, когда мы построили Зелёную Стену… (Е. Замятин. Мы)

Тип средства

Пояснение

Примеры

Союзы,

союзные слова

Второе предложение начинается с союза или союзного слова. Союзы тоже, также, же могут находиться в середине предложения

Сунулся в «простонародное» отделение — битком набито, хотя это было в одиннадцать часов утра. Зато в «дворянских» за двугривенный было довольно просторно (В. Гиляровский. Москва и москвичи).

Тогда Яков рассказал ему, что лошадь у них пала, хлеб весь они съели ещё в начале февраля; заработков не было. Сена тоже не хватило… (М. Горький. Мальва)

Частицы

Предложения, связанные с помощью частиц, обычно имеют дополнительное средство связи

Раб или вольный! Только, доложу вам, что и воля воле рознь (М. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни).

И я бы ему многое рассказал и обратил внимание. Ведь у нас не трактир, а для образованных людей… (И. Шмелёв. Человек из ресторана)

Местоимения

В качестве вида связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения, которые указывают на лица, предметы и признаки, названные в предыдущем предложении

Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать (А. Куприн. Куст сирени).

Софья Николавна по своей пылкой и страстной природе не любила откладывать дела в долгий ящик. Она справедливо рассуждала, что не должно давать время и свободу укореняться вредному влиянию сестриц (С. Аксаков. Семейная хроника)

Наречия

В качестве вида связи обычно используются наречия места, времени и местоименные наречия разных значений

Тина насмешливо присела и показала зеркалу язык. Потом она обернулась к другой сестре, Татьяне Аркадьевне, около которой возилась на полу модистка, подмётывая на живую нитку низ голубой юбки (А. Куприн. Тапёр).

— Оттого, что я скоро уеду на остров. Туда приедет Натали, и Иван Иванович, и Николай Иванович… (И. Гончаров. Обрыв)

Формы слова

Одно и то же слово повторяется в двух соседних предложениях, но имеет разные формы (т. е. отличается окончаниями).

Если в задании средство названо как формы слов (а не сло’ва), то, значит, встречаются два и более слов в разных формах

Маленький доктор, едва доставая до груди Арбузова, приложил к ней стетоскоп и стал выслушивать. Испуганно глядя доктору в затылок, Арбузов шумно вдыхал воздух и выпускал его изо рта, сделав губы трубочкой, чтобы не дышать на ровный глянцевитый пробор докторских волос (А. Куприн. В цирке)

Густо падают хлопья снега, и мы барахтаемся в нём, как мухи в молоке. Сквозь белую муть то справа, то слева тёмными намёками плывут навстречу нам кусты, деревья, бугры ещё не засыпанной снегом земли (М. Горький. Лето)

Единство видовременных форм глаголов

Глаголы, использованные в соседних предложениях, указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят

В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами… (А. Куприн. Куст сирени)

Острый взгляд его опять быстро обежал всех находившихся в комнате, и вдруг я почувствовал его на себе. Глаза наши встретились (В. Короленко. Черкес)

Обрати внимание!

Различай формы слова и лексический повтор.

Формы слова — это использование одного и того же слова в разных грамматических значениях (в разном числе, падеже, времени, лице и т. д.).

Лексический повтор — это повтор слова без изменения.

Если в задании указано средство формы слов (а не слова), то значит, что нужно найти минимум два слова, которые повторяются в разных формах.

Тип средства

Пояснение

Примеры

Вводные слова

Вводные слова сопутствуют другому виду связи

Не хочу и боюсь нарушать нашу жизнь чем бы то ни было. Действительно, вы бесконечно близки мне как мой друг (В. Брюсов. Через пятнадцать лет).

Любят это у нас — преувеличить правду. К примеру — гвоздари: жалуются на скудость жизни, а между тем — зарабатывают больше плотников (М. Горький. Жизнь Клима Самгина)

Синтаксический параллелизм

Одинаковый порядок слов; члены предложения выражены одними и теми же частями речи

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

(М. Лермонтов. Парус)

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
(Морозко, русская народная сказка)

Парцелляция

Дробление предложения на части

А просто, если там нет никаких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

— Посадить?.. Кусты?.. — вытаращил глаза Николай Евграфович (А. Куприн. Куст сирени).

Чемодан пропал. Бесследно

Часто в предложениях встречается сразу несколько средств.

Зависимость, в которой так часто находились они, большею частию выражалась только в признании чужого владычества и во взносе дани. Таков, например, был характер монгольского владычества в России (А. Герцен. Русский народ и социализм) — второе предложение связано с первым с помощью указательного местоимения, вводного слова и единства видовременных форм глаголов.

Источники:

http://gramota.ru, портал «Грамота.ру».

             Средства связи
предложений в тексте

Эта статья посвящена
такому понятию, как средства связи предложений. Связанные предложения образуют
текст. Поэтому для того, чтобы лучше разобраться в данной теме, прежде всего
необходимо определить само понятие «текст». С этого и начнем.

Что такое текст?

Текст представляет собой
произведение речи, которое состоит из ряда объединенных общей структурой и
смыслом и расположенных в той или иной последовательности предложений
.

Он может иметь передающий
основную мысль и тему высказывания заголовок.

 Ведущая тема в большом
тексте распадается на несколько микротем, которым соответствует обычно абзац.

Связность является важной
особенностью текста. Следующее предложение всегда строится на основе
предыдущего.

                                   Признаки
текста

Можно выделить следующие
признаки текста:

наличие основной мысли и
темы;

возможность или наличие
заголовка;

обязательная смысловая
связь между его предложениями; наличие их последовательности;

применение различных
языковых средств связи между отдельными предложениями.

Все эти признаки
обязательно должны присутствовать для того, чтобы можно было говорить о том,
что перед нами текст.

                Разные средства связи в тексте

Разные средства связи
предложений служат для того, чтобы текст достиг грамматической и смысловой
связанности.

Их делят на

синтаксические,

морфологические и

лексические.

Остановимся более
подробно на каждом из них.

Лексические средства связи предложений

1.Слова,
принадлежащие к одной тематической группе
.

 Например: «Зима
бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До
самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле».

2.Лексические
повторы
(то есть повторы словосочетаний и слов), включая и употребление
однокоренных. Это повторение выражения или слова. В речи данный прием
используется как яркое и популярное средство выразительности. Оно служит
для достижения связности и точности текста, позволяет сохранить на всем его
протяжении единство темы. В разных жанрах и стилях лексические повторы
по-разному употребляются. Так, для официально-деловых и научных текстов это
основное средство для создания связности. Описание также довольно часто
использует повторы. Пример можно привести следующий: «Прочитанную
книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не
напрасными оказались их ожидания».

3. Синонимические
замены и синонимы
(включая контекстуальные, описательные и
синонимические обороты, а также родо-видовые обозначения). Обычно эти средства
связи предложений используются тогда, когда необходима образность,
красочность речи
: в стиле художественной или публицистической литературы.

Пример: «Творчество
Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского
языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные
заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи
«.
Они могут связывать не только отдельные предложения, но и выступать как
средства связи в сложном предложении, чтобы избежать повторов.                  4.Антонимы
(включая и контекстуальные).

Пример: «Друг
спорит. Недруг же поддакивает
«.

5. Словосочетания и
слова со значением определенных логических связей
, а также
резюмирующие, типа: поэтому, вот почему, в заключение, подведем итог, из
этого следует
и прочие.

Пример: «Много
соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для
приготовления различных блюд
«.

Морфологические средства связи

1.Частицы, союзные
слова и союзы в начале предложений
.

Пример, где
используется это средство связи между предложениями: «Шумит дождь за
окнами. В доме нашем зато уютно и тепло».

2. Использование
указательных, личных
(в третьем лице) и других местоимений в
качестве замены слов предыдущего предложения:

«Человеку по
наследству не передается язык. Появляется он только в процессе межличностного
общения
«.

3. Употребление
наречий места и времени
, которые могут относиться по смыслу сразу к
нескольким предложениям. Они выступают при этом как самостоятельные.

Пример, где используются
подобные средства связи слов в предложении: «Справа виднелось озеро.
Блестели его воды. Небольшие рощи зеленели. Везде здесь вас ждало спокойствие и
тишина
«.

4. Единство
различных временных форм
употребляющихся в тексте глаголов-сказуемых.

Пример, где
используется это средство связи между предложениями: «Неожиданно
наступила ночь. Стало очень темно. Загорелись звезды на небе
«.

5. Использование
наречий и различных степеней сравнения прилагательных
.

Пример: «Место
было замечательное. Лучше было нельзя и придумать
» или «Мы
взобрались на гору. Выше уже не было ничего в округе»
.

          Синтаксические средства связи

1.    Синтаксический
параллелиз
м, который предполагает наличие одинакового порядка слов, а
также морфологической оформленности определенных членов предложений, стоящих
рядом.

Пример: «Детство — беззаботное время.
Зрелость — серьезная пора».

Еще один пример: «Прошел последний
день, оставшийся до Рождества. Наступила ясная зимняя ночь. Поднялся месяц
величаво на небо, чтобы посветить всему миру и добрым людям»
.

             Заметим, что все три эти предложения
строятся по схеме «подлежащее + сказуемое«. Текст,
благодаря такому приему, как синтаксический параллелизм, становится точным,
«стройным
» с точки зрения структуры. Одинаковое расположение
соответствующих членов, кроме того, структурирует сообщаемую информацию и помогает
нам установить связи между отдельными явлениями.

           Синтаксический параллелизм
используется и как средство связи в сложном предложении между его частями.
Парцелляция (то есть деление) различных конструкций, изъятие
какой-либо части из предложения и ее оформление (после точки) в качестве
отдельного, самостоятельного неполного.

«Любить свою
страну — это значит жить одной жизнью с нею. Страдать, когда ей тяжело.
Радоваться, когда у Родины праздник
«.

2.    Использование в
тексте неполных предложений.

Пример: «Знаете
ли вы, о чем мы рассуждали? О живописи, музыке, литературе
«.

3.             Использование
вводных предложений и слов, риторических вопросов,

 обращений.

Пример: «Необходимо, во-первых,
выяснить, что же важнее всего именно сейчас. Во-вторых, следует начать
действовать незамедлительно
«.

4.    Использование
обратного либо прямого порядка слов
.

«Я приеду утром. Приеду я, чтобы увидеть
т
ебя».

          В тексте, помимо указанных, могут
использоваться также ассоциативные или семантические связи частей
.
Указанные средства связи предложений не являются строго обязательными.

         Использование их зависит от формы
повествования, особенностей авторского стиля, содержания темы. Объединение
может быть не только контактным, но также и дистантным (могут связываться и
предложения, удаленные друг от друга).

                     
Способы связи предложений в тексте

               Способы и средства связи
предложений — разные понятия.  

                                        Способы связи.

Их существует два: параллельная и цепная связь.

                                     Цепная связь.

                 Цепная (то есть
последовательная) отражает развитие события, действия, мысли последовательно.

                 В текстах с данной связью
предложение соотносится со словосочетаниями и словами предшествующего: они как
бы между собой сцепляются.

              В каждом предыдущем
«новое» становится «данным» для предложения, следующего за
ним. Э

Средствами данного вида связи обычно являются

синонимические замены,

повторы,

союзы,

местоимения,

семантические ассоциации и соответствия.

                  Он используется в русском языке
во всех стилях. Это самый распространенный, самый массовый способ соединения в
тексте предложений.

Пример: «Наконец-то мы добрались к морю.
Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым
«.

                                 
Параллельная связь

                            
Параллельная связь присутствует тогда, когда предложения противопоставляются
или сопоставляются между собой, а не связываются.

            Она
основывается на похожих или одинаковых по структуре, то есть параллельных
конструкциях, в которых употребляются обычно одинаковые по виду и времени
глаголы-сказуемые. Первое предложение во многих текстах, где
присутствует параллельная связь, становится для всех последующих
«данным».
Они развивают и конкретизируют мысль, которая
выражается в нем («данное» при этом во всех предложениях оказывается
одинаковым, естественно, кроме первого).

Основные средства, использующиеся при
параллельной связи
:

вводные слова (наконец,
во-первых и др.),

синтаксический
параллелизм,

наречия времени и места
(сначала, там, слева, справа и др
.).

                  
Она используется чаще всего в повествовании и описании.

                         
Пример: «Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не
только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также
поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают «легкими
нашей земли».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти чертежи для улучшения корабля
  • Как найти мастера триколор тв
  • Как легче всего найти плантеру в террарии
  • Правила как найти часть по его целому
  • Как найти неопределенную форму местоимения