Как найти старца в лаврах

Подскажите пожалуйста,может кто знает батюшку,старца,подоб­­­ных о.Николаю Гурьянову, или сильного молитвенника.Только не те которые,которые когда-то были,а те,кто живы сейчас. Вопрос не праздный,пишу сквозь слезы. Помогите пожалуйста.У нас в регионе таких нет,все недавние семинаристы. Церквей намоленных мало. Слышала что от неизлечимых болезней может исцелять схимонах Владимир Гусев,во время чина отчитка,кто-то был у него?.

Просьба к модераторам не быть бездушными роботами и не удалять вопрос,никто не застрахован от тех причин,по которым я здесь пишу

бонус за лучший ответ (выдан): 100 кредитов

Сильный православный молитвенник в городе Болгар о.Владимир (Головин). Здесь Свято-Авраамиевский храм Казанской епархии. Ездила несколько раз, только не по исцелению, с другой темой. Верующих бывает по ~ 400 человек. Вначале общая проповедь часа 4, потом личное общение с каждым (время о.Владимир определяет сам). Затянуться может до 8 утра.

Он помог многим. Батюшка прозорливый, сама убедилась. Что проводит отчитки-не случалось видеть.

Назначает чтение Акафистов по соглашению, каждому разные, кому-то особые молитвы.

Матушка Таисия, другие лично знакомые старцы умерли.(

Здесь человек других упоминает.

Вален­тина МД
[33.2K]

5 лет назад 

В некоторых храмах старцы делают отчитку людей, я писала как-то ответ на похожий вопрос. После ответов, данных до меня, мне не хочется называть места, где батюшки занимаются отчиткой людей. Отношение к этому у многих людей негативное. Батюшки берут такую ответственность на себя, на свой страх и риск. Прежде, чем ехать на отчитку надо найти по интернету адреса и телефоны церквей и заранее туда позвонить, обговорить день и время отчитки.

В России благословение Святейшего Патриарха на проведение отчитки имеет архимадрит Герман из Троице- Сергиевой Лавры.

Отчитки делают и по адресам:

Сергиев Посад Московская область;

Новокузнецк, Кемеровская область;

Курская область с.Пригородная Слободка и с. Горналь;

Пензенская область, Колышлейский район, с. Трескино;

Республика Башкорстан, п. Рощинский;

Республика Татарстан с. Старое Чекурское;

Ставрополь, Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Афана­сий44
[443K]

3 года назад 

Известные батюшки — целители и молитвенники:

-архимандрит о.Герман отчитки бесноватых, Оптина пустынь,

-о.Власий, Калужская область, Боровский монастырь,

-о.Илий, Оптина пустынь,

-о.Паисий, Введенский Храм, МО, д.Очево Дмитровского района,

-архимандрит о.Пётр на Нижегородчине, в деревне Лукино,

-архимандрит о.Амвросий, Введенский монастырь, Иваново,

-протоиерей о.Валериан, Покровский Храм в Акулово Одинцовского района,

-архимандрит о.Дионисий, Москва, Храм Святого Мирликийского Николая,

-о.Иероним, Чувашия, Успенский монастырь,

-о.Илларион, Мордовия, Ключевская пустынь,

-схиархимандрит о.Иоанн, Саранск, Иоанновский монастырь,

-о.Николай, Башкирия, Покрово — Эннатский монастырь,

-о.Адриан, ПсковоПечерский монастырь,

-о.Иоанн, Храм Неупиваемая чаша Санкт — Петербурга.

Много ещё молитвенников.

Меня всегда поражает, если честно, вот это: «дайте мне, только вот таким способом, и никак иначе»! Возникает вопрос- так вам шашечки, простите, или ехать будем? С чего вы взяли, что выход возможен только один? — Да, понимаю,- тараканы. У каждого они свои, тут ничего не попишешь. Но здравомыслия ради, раз уж вопрос задан на БВ- я имею право отвечать, и на явную глупость- тем более!!!

Так вот, к нашим баранам… Вы пишете- исцелять. То есть считаете, что исцелить может какой-то батюшка, святой, молитвами своими. Допустим- не спорю даже! Попросить он может… если сочтет нужным! Но молиться-то он кому будет, не в курсе?) Решает-то кто?-Бог! А от чего зависит решение??? От нас самих же и зависит! То есть, смысл бегать к кому-то, чтобы он попросил кого-то, чтобы тот посодействовал и помог вам же снять свои грехи с себя? (Я даже понимаю, что не о вас речь!) — Где смысл???)

Гораздо короче будет, если вы сами (больной, в смысле) начнет изменяться. Раз ваша душа трепещет о нем (ней), значит, и ваши изменения будут зачтены! Вы связаны вместе энергетикой. Молиться должны щас и больной, и его род, друзья, знакомые- но не по канонам писаным, а душой! И не в обход- зовя батюшку, святых- а сами!!! У вас тоже душа есть! И болезнь дана именно больному — во исцеление души!!! Когда она изменится- болезни будут не нужны! Понимаете систему? То, в чем вы просите помочь, зависит от вас, и ни от кого больше. Это вы (больной(ая) должны понять, в чем причина болезни. Где он(а) допустили промашку, и в чем не правы. Если найдете- сверху отпустят. А нет- и лечить бесполезно, как и молиться. Молятся об изменении души. Так чего кругами бегать? Душа в вас, сами с себя и спросите!

Непосредственно сам рак вполне излечим, и с 4 стадии, выписанные умирать, больные вставали- когда понимали, а в чем суть! И не по молитвам кого-то! Бог внутри. А вы бегаете искать снаружи, и жаждете найти!-умора?)

Непонятно о какой стране идёт речь, об Украине, или России.

Тем не менее, надо сказать, что ни один православный батюшка никогда не провозгласит себя целителем, даже если после общения с ним люди выздоравливают и им становится лучше.

Православный батюшка может своими молитвами и принятием исповеди у человека исцелить его душу, помочь душе, направить душу человека правильно по отношению к Богу и к собственным искренним молитвам.

Что касается целителей — то их великое множество сейчас и просто так советовать, даже зная имя, никто бы не рискнул.

Советую, просто прийти в православный храм, испросить беседу с Настоятелем и спросить к кому прибегнуть со своими просьбами.

Так как «батюшек-целителей» официально не бывает в православии.

Есть врачи, профессиональные, пришедшие к религии в силу убеждения, но даже они, никогда не называли себя «батюшками-целителям­и».

Rumon­gamon­dalio­n
[5K]

5 лет назад 

Если Вы читали,Мои ответы,то Вы прислушайтесь к Моему мнению и знанию,этого вопроса.

Я Сам лечил Болезни Свои и тяжелые,знаю как просить Бога.

Далее:Я Был и Магистром Темных Сил,и знаю и про Тьму много.

Целитель любой,даже Самый сильный,может Вылечить,в течении 2 месяца,после начала заболевания.От практически Любой тяжелой болезни.

У Вас,как Я понимаю стадия ,прошла этот период и Вы в отчаянии почти.

Каждая Болезнь,лечится Целителем по разному и разными молитвами.

Надо Знать Вашу Болезнь.

Нужно знать Ваши грехи,не в подробностях,а на сколько Они тяжелы.

Сами Вы до конца их никак,неснимете,нуже­н опытный Целитель,и порою именно Целитель,а не Священник.

Я лечил:Саркому,на очень плохом периуде.Лечил Сифилис на годичной стадии,Лечил почки.

Болезни Снялись,за короткий курс лечения,за 2 недели.Без врачей и таблеток.Только Молитвы Богу и разговор с Богом сыном впрямую.Организм выставил защиту,после удаления,этих Болезней.

Вам нужен Человек Святой,необязательно Целитель,но только тот,кто видит и слышит Ангелов и желательно даже Святых с Неба с Христом в прямую,Я думаю Вы не найдете никого,хотя кто-то быть должен,хоть Один.Это таинство.А поэтому,такие Люди не всегда откроются Человеку.Порою Сам Христос и запрещает,но не по Своей Воле,а по Воле Отца.Сам Христос всегда,за Людей у Отца просит.

Я к Вашему огорчению,два года назад,покинул Свет и принял Тьму.

Бог Отец,по Милости Своей,видя,что хочу быть с Тьмой отпустил.

Мне нельзя Читать молитвы и носить Святые предметы.

Иначе Тьма заберет в Ад.

Я могу лечить,теперь только тех,кто принимает Тьму.И то честно сказать,Темная сила,Сама решает,давать этому Человеку излечение,либо оттолкнуть от Себя.Но возможно и сдесь излечиться.Но на это,не каждый пойдет.

Совет Я дал.Прислушайтесь,Он правильный.Сделайте для Себя вывод.Что в Вашей ситуации Вам лучше.И действуйте.

Да и помните,что у каждого Человека,Своя Судьба и Свой Час.

Если Судьба у Человека,подходит к концу и Его Час скоро предрешен.То Целитель или Святой,который реально лечит болезни тяжелые,несможет вылечить,так-как Бог жизни Час знает и максимум продлевает на месяца три,если час пришел.

Я просил Однажды за Больного,что бы Ему продлили,его жизнь,за которым пришли забирать,в нужный Час.Уговорил Святого с Неба и Архангела,Они пошли на это согласовав с Богом.Но такой случай,был у Меня,только однажды.Но сказали,ровно час в час,через три месяца,прийдем и заберем.

С Тьмой идет искривление Судьбы,Человек отказывается от Божьей Судьбы,тогда Дьявол Меняет Судьбу Человека и дает Ему лишних,несколько лет жизни.

Но с Тьмой договорится непросто,но все возможно вполне.

евген­33
[34.5K]

5 лет назад 

От чего же вы ищете батюшку целителя, если верите, что болезнь не излечимая. Как я понял вы человек верующий и сердечный, поэтому не ищите целителей в ком то, в том числе и в батюшках утешителях. Они не врачи, и врачи то у нас не всегда понимают процесс болезни. Лечите болезнь и верьте, что излечитесь. На счёт обрядов не заморачивайтесь, лучше сходите в парк и обнимите берёзу или ладони приложите, быстрее излечитесь, чем будете под влиянием всяких целителей.

Не сердитесь уважаемая, но поймите одну очень простую вещь- лечит не старец или схимник- а Господь Бог.

Простите, но если вы хотите излечиться- надо свято верить в это и молиться.

И всё.Больше ничего и никого не надо.

Есть такое понятие- молитва по соглашению- это когда множество людей читает один и тот же акафист в одно и тоже время , что умножает силу молитвы.Посмотрите в интернете это есть.

FENIK­S29f
[3.6K]

5 лет назад 

100 баллов — это крик души? Понимаю, что ни советы не помогут, ни утешения. Когда то не так давно я тоже думал что нет таких людей, но их на самом деле не так мало. Согласен с предыдущим ответом ответом — помогает только Бог, а человек может быть только посредником. Действительно — либо плохим, либо хорошим. Ведь написано » Много может усиленная молитва праведника». И все же важна ваша вера. Недавно был такой случай: женщина знала даже имя беса и проездила всю Европу и Америку, но даже самые крупные специалисты не смогли ей помочь, т.к. она надеялась только на их веру. Постоянно говорила, что у нее очень особый случай и нужен очень «сильный специалист». У Бога нет особых случаев — Он способен исцелить и освободить от всего. Я могу назвать вам некоторых людей в Москве специализирующихся в этой области. Но нужна ваша вера.

Есть врачи более или менее хорошие. Их надо искать, что касается старцев, то я, наблюдая за другими людьми и частично из своего опыта могу сказать, что Старцы не меняют вашего будущего. Да, они могут предвидеть кое-что, но это недостоверно, потому что будущее может меняться и от наших поступков, а если человек ищет всё и сразу, летающих Ковров и чудо палочек, значит, что у человека есть большие проблемы и только потратив огромные деньги и время вы поймёте, что все было зря, к ним обращаться с личными вопросами не стоит.

Лероч­ка Разум­овска­я
[0]

1 неделю назад 

Может поможет кому. Я ездила к отцу Петру в Лукино, в Богородский район. У меня смертельно болен пелёнок. Была с реберном 2 раза. Все оба раза отец Пётр уверенно говорил, чтобы я не верила врачам и что ребёнок поправится и будет радовать меня. Я стала делать как он говорит, долго читала акафист и молилась. Но нет. Ничего не произошло. Ребёнок не выздоровел. То есть отец Пётр ошибся. Не думаю, что он обладает прозорливостью. Будущее он не видит. Но за советом можно сходить наверное.

Лероч­ка Разум­овска­я
[0]

1 неделю назад 

Ну если кому пригодится информация, то я была у отца Петра в Лукино в Богородском районе. 2 раза с ребёнком. Ребёнок смертельно болен. Отец Пётр оба раза сказал, что ребёнок выздоровеет. Я следовала всем его инструкциям. Но нет. Этого не произошло. Не думаю, что он прозорлив. Может он и может дать какой совет, но будущее не видит.

Erik-Svait
[307]

6 месяцев назад 

Я целитель — молитвенник. Изложите вашу проблему..Помогу без всякой оплаты!

Биоэнерготерапия называется такое лечение! Возможно и дистанционно или онлайн.

Елена­56565­6
[-10]

2 недели назад 

биоэнерготерапевт Владимир 89968082470. Мне помог. Были личные встречи. Возможно работает удаленно

Знаете ответ?

Желание иметь духовного наставника велико у каждого христианина. Оно и понятно: так намного проще и безопаснее идти по жизни, так легче сохранить в душе мир, так удобнее смиряться и, следовательно, спасаться. Но всегда ли?

Реалии нашей жизни требуют внимательного и ответственного отношения к этому вопросу. Слишком опасна поспешность при выборе духовника, и далеко от подлинного смирения легкомысленное расставание со свободой воли.

Прежде чем назвать кого-либо своим духовником, следует хорошенько подумать, потому что даже облачённый в священный сан человек остаётся человеком. И далеко не каждый священнослужитель может справиться с бременем духовничества.

Игумен Петр (Мещеринов):

Игумен Петр (Мещеринов)Каким должен быть духовник? На мой взгляд, вот два критерия:

1. Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху вниз».

2. Священник должен «видеть» именно этого вот конкретного человека и давать ему советы, исходя из, во-первых, опыта своей христианской жизни (что предполагает, что эта жизнь по-настоящему правильная, а не та, что сам батюшка считает правильностью); а во-вторых, из внешней и внутренней ситуации человека, а не из каких-то своих абстрактных представлений о христианстве и о людях, — чтобы не загонять человека в некую общую «схему».

Иными словами: любовь, уважение к человеку, и — не думать о себе, что я (священник) «выше», «значимее», «имею право» безапелляционно поучать, или что-то в таком же роде.

Если такое счастье вы нашли — закройте глаза на прочие немощи такого батюшки. Пусть он хоть на личном самолёте летает (хотя при таком раскладе этого, разумеется, не будет).

Как проверить? Спросите духовника, можно ли причащаться без поста на Светлой Седмице. Или, если вы причащаетесь часто, можно ли сократить трёхдневный пост перед причастием. Если он ответит: нет, — задайте следующий вопрос: а Вы, батюшка, поститесь ли перед каждым Вашим причастием три дня, или на Светлой; и если нет, почему Вы требуете этого от других? — Вот и проверите, что он вам ответит…

Игумен Сергий (Рыбко):

Игумен Сергий (Рыбко)Как найти духовника?

— Как ищут духовного отца? Его вымаливают, у Божией Матери вымаливают! А затем, конечно, нужен и наш труд. Не следует спешить. Ещё древние Отцы писали, что духовника надо испытать, и только после этого предаться в его руководство.

А как испытывать? Нельзя доходить до дерзости, но необходимо предварительное общение, когда ни духовник, ни ищущий духовного руководства ничем друг другу не обязаны. И потом, если будет Божия воля на это общение, отношения сами собой постепенно сложатся: и ученик увидит духовную пользу, и духовник не будет его отвергать. Дерево познаётся по плодам (Мф. 12; 33). И чадо, и наставник вместе должны искать истину, и все, что от истины удаляет, должно изгоняться.

Кроме того, нужно искать человека, родного по духу. В отеческих писаниях можно встретить выражение: «духовное направление». Один духовник может быть одного направления, другой — другого. Все мы имеем разные страсти, и даже в духовной жизни у нас разные цели и направления. Поэтому то, что один духовник считает главным, другой считает второстепенным.

Главное — найти такого духовника, который от Бога был бы нам предназначен. Как бы ни был искусен, рассудителен и праведен духовник, на его духовную деятельность прежде всего должно быть Божие благословение. Святые Отцы о некоторых отзывались так: «Свят, но не искусен», т. е. человек действительно праведен, имеет духовный опыт, рассуждение, но — настолько, чтобы знать волю Божию относительно себя. А для того, чтобы знать волю Божию относительно другого, требуется особая благодать.

Могу ли я считать своим духовником батюшку, к которому обращаюсь за духовными советами, но он, в силу своей большой занятости, не может разрешить мои вопросы? Не значит ли это, что я ещё не встретила своего духовника?

— Я считаю, что в новоначалии с духовником нужно иметь общение частое и длительное и на все вопросы нужно получать ответы именно у него. Некоторые считают, что к духовнику не надо идти с вопросом сразу, а надо подождать, пока он разрешится сам собой. Однако, когда вопросы разрешаются сами, неизвестно, правильно они разрешаются или нет. Святые Отцы говорили, что даже если мы найдём ответ на свой вопрос в книге, все равно следует пойти и переспросить у духовника, потому что одно дело — когда человек сам ответил, это решение по его воле, а другое дело — когда его благословил духовник. Необходимо принимать решение не по своей воле, а по благословению.

Когда умер мой старец, архимандрит Серафим (Тяпочкин), и я остался без духовника, мне было только 21 год. Встал вопрос о том, к кому обращаться. Хотелось найти старца такой же духовной высоты, как отец Серафим. Я стал ходить к архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры — такая возможность была. Отец Кирилл меня принимал, отвечал на мои вопросы, но мне этого было мало, потому что отца Серафима можно было созерцать, жить у него какое-то время, смотреть, как батюшка себя ведёт, слушать бесконечные рассказы о нем разных людей, а с отцом Кириллом, к сожалению, подобного общения не получалось. Время тогда было советское, один лаврский духовник мне рассказывал: «Я иду по Лавре, ко мне подходят люди, берут благословение, пытаются что-то спросить, а я скорее бегу от них. Они обижаются, а не знают, что здесь четыре телекамеры стоят и весь двор просматривают, а потом у них же будут неприятности». Я постепенно понял, что не могу бывать у о. Кирилла часто, долго стоять в очереди, не могу занимать своими многочисленными мелкими вопросами батюшку, который решает мировые проблемы. И я принял такое решение: пусть мой духовник будет не настолько духовен и не настолько опытен, как отец Кирилл, но у меня будет возможность спрашивать его обо всем.

И я нашёл в Лавре одного игумена, стал обращаться к нему со своими вопросами. Духовных чад у него больше не было, его духовник благословил на общение со мной, и я два раза в неделю часа по два — по три беседовал с ним и разрешал все свои недоумения. Я очень благодарен ему за этот труд. Ответами, данными им тогда, двадцать лет назад, я руководствуюсь до сих пор.

Конечно, я могу быть не прав. Ведь известно, что к Оптинским старцам их духовные чада приезжали раз в год, писали письма раз в несколько месяцев, ещё реже получали ответ. Господь по-разному ведёт и спасает людей. Наверное, со временем становится ясно: твой это духовник или нет. Мало прийти и сказать: «Батюшка, будьте моим духовником», — и получить его согласие. Только духоносные старцы святой жизни могли так поступать.

Священник Алексий Уминский:

Священник Алексий УминскийКогда новоначальный приходит в храм, для него рано или поздно встаёт вопрос о выборе духовника. Конечно, в любом храме можно найти хорошего священника, но как узнать, что именно этот священник подходит на роль лично твоего духовного отца? Как возникают отношения духовника и духовного чада?

— Мне кажется, что не надо бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно, на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно, и, в каком-то смысле, приятно молиться в храме. И это даёт им возможность духовного продвижения.

Духовник определяется не просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет, прежде всего, на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Это нормально, когда человек подходит к священнику, с которым ему легче всего найти контакт и которому легко открыться на исповеди.

А в дальнейшем определяется духовный путь: если новоначальный христианин чувствует, что духовные советы, наставления, молитвы этого священника являются для него опорой в духовной жизни — значит, выбор сделан правильно. Но если человек чувствует, что им пытаются манипулировать, что на него налагают какие-то непомерные ноши, что он лишается духовной свободы — мне кажется, здесь есть о чем подумать и осмотреться вокруг себя.

Духовник не является ни гарантией к спасению, ни обязательным условием, это некое средство, которое человек может употребить в своей жизни и будет счастлив, если ему удастся найти по сердцу духовника. А может быть так, что человек и не нуждается в этом — достаточно того, что есть сама Церковь. Есть Евангелие, Таинства, священники, которые говорят проповеди и в них учат тебя духовной жизни, есть святоотеческая литература, в которой все уже сказано, есть свой собственный ум и своя собственная воля. Этого, в принципе, достаточно для спасения. А духовник — это нечто дополнительное, но не являющееся неотъемлемой частью спасительного пути. Это, как бы, некий бонус, который даёт Церковь.

Как определить, больше подходит ему духовник из белого духовенства или монашествующих?

— Это не имеет значения. Для новоначального христианина духовник — это больше катехизатор, чем духовный руководитель. Это тот, кто учит его первым шагам в духовной жизни, которые дают ему самые обычные, простые самые общие духовные наставления. От духовника на этом этапе требуется только одно — не «перегнуть», не наложить бремя на новоначального сверх меры, чтобы тот не сломался в начале пути. Поэтому говорить о серьёзном духовном руководстве даже не стоит.

Мы понимаем, что, пройдя какой-то жизненный путь и обретя определённый опыт, человек перестаёт нуждаться в постоянной помощи от духовника. Есть какие-то вещи, когда человек, получая духовный навык, разрешает свои духовные проблемы самостоятельно. Это очень хорошо, потому что человек в этом случае обретает почву под ногами, он уже сам умеет молиться, умеет различать голос Бога, сам внутри себя может определить, что спасительно, что губительно, и это очень важно, чтобы люди определяли волю Божию не при помощи духовника, как некоего компаса, но и сами умели это делать. Иначе получается, что у нас, кроме как священники, никто волю Божию знать не может, а это заблуждение.

Что бы вы хотели пожелать человеку, находящемуся в поиске духовного отца?

— Не спешить.

Во все времена люди ищут духоносных старцев. Зачем? Нужно ли это? Могут ли эти поиски сегодня увенчаться успехом? Об этом размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Куда не идти?

Сам по себе поиск духоносных старцев – явление абсолютно нормальное. Людям, живущим в Церкви, хочется видеть тех, кто гораздо дальше них прошел по пути исполнения заповедей Христовых, кто уже явил некий зримый образ христианского совершенства.

Игумен Нектарий (Морозов)

Игумен Нектарий (Морозов)

Но иногда этот поиск принимает некий болезненный характер. Естественно искать и находить нечто там, где оно должно быть, и неестественно – там, где этому неоткуда взяться.

Зачастую вот как происходит: расходятся слухи о том, что где-то появился «старец», к нему все едут, потому что «он знает, что каждому сказать». Кого-то он «исцелил», кому-то «разрешил недоумение», кому-то – «путь указал». И люди, будучи не в состоянии критически оценить то, что слышат, слетаются к этому «духоносному наставнику», как мотыльки на свет.

А ведь среди таких «старцев» порой оказывается человек, который или в Церкви – без году неделя, или его представления о Православии не соответствуют истине.

Например, в Пензенской епархии, да и за ее пределами, очень почитается некий «старец», который от рождения был беспомощным инвалидом. Он не мог говорить, при этом, согласно легенде, являлся священником, что совершенно невозможно при таком недуге. Группа неблагонамеренных людей возила его по стране, демонстрировала верующим, выдавая его маловразумительное мычание за какие-то откровения свыше.

Выглядело все это ужасающе и, казалось бы, все было тут ясно. Тем не менее, огромное количество людей, прочитав книги об этом несчастном человеке (их вышло пять или шесть), до сих пор приезжают на его могилу, поклоняются ему.

Таких примеров в Русской Православной Церкви за последние 25 лет, к сожалению, накопилось немало. Люди не прислушиваются к предостережениям архиереев и священников, которые без устали твердят, что подобного рода «паломничества» и общение с сомнительными «старцами» может нанести огромный вред душе.

Когда человек живет в русле православной традиции, вдумчиво читает святых отцов, когда у него есть некий свой, пусть даже минимальный, но реальный опыт аскезы, то он может отличить подлинное от ложного. Когда подобного опыта нет, то человек будет ориентироваться на вымышленный яркий образ и в конечном итоге пройдет мимо Христа.

Афонский подвижник XX века старец Иосиф Исихаст говорил о том, что у праведности нет колокольчиков, в которые она могла бы позвонить и заявить о себе. Если мы слышим «звук колокольчиков», то скорее всего это – не праведность.

Есть ли сегодня настоящие старцы?

Отрицать этого нельзя, ведь тогда, когда на земле исчезнут те, кто способен достигнуть святости и внутренней близости к Богу через покаяние и очищение от страстей, не будет смысла в существовании человечества. Но мир пока стоит, в том числе – молитвами таких людей.

Когда-то преподобный Нифонт Цареградский сказал, что духоносные подвижники будут на земле и в последние времена, однако они «пойдут путем делания, растворенного смирением, скроют себя от людей». Возникает парадокс: старцы есть, но если мы о ком-то узнаем, то это практически всегда оказывается – ложь…

Общепризнанные подвижники нашего времени – архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Кирилл (Павлов) (ныне живущий, но, к сожалению, находящийся в тяжелом состоянии) – никогда себя старцами не считали, даже слово «старец» по отношению к себе им казалось неприемлемым. Когда отца Кирилла в свое время спрашивали, есть ли еще в России старцы, он говорил: «Насчет старцев не знаю, а старики – точно есть».

Под словом «старики», мне кажется, отец Кирилл разумел священников, имеющих значительный опыт подвижнической жизни и пастырской деятельности, способных оказывать людям существенную помощь.

Такие «старики» есть и сегодня, и, может быть, даже не все из них по-настоящему пожилые люди, но, тем не менее, пожившие. Они многими болезнями переболели, многие бури пережили, входят в пору подведения итогов – и именно им дается по-настоящему ясное и зрелое рассуждение… Когда человек, пусть яркий, замечательный и интересный, сам находится посреди брани, ждать от него духовной зрелости нельзя.

Протоиерей Николай Гурьянов. Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов)

Протоиерей Николай Гурьянов. Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов)

Идти… Но к кому? 

Бывает, что священник действительно был хорошим пастырем, снискал доверие у верующих, но вдруг в силу неких причин он начинает заблуждаться в отношении тех или иных вопросов церковной и общественной жизни – и в этом своем заблуждении уводит за собой паству. Он объявляется старцем, настоящим борцом за чистоту Православия.

Для того чтобы обезопасить себя от подобного, важно ориентироваться не на человека, которому ты доверяешь, а на Церковь, ее учение и традицию. Тогда неправильность, заблуждение очень легко увидеть.

Есть несколько наиболее ярких примет того, что человек находится в ложном состоянии. Например, начинает говорить: «Идите за мной, я покажу. Слушайте меня и только меня», то есть все сводит к своей личности и «всегда знает, как надо».

Упомянутый уже архимандрит Кирилл (Павлов), чтобы дать ответ вопрошающему, мог помолиться, и Господь открывал ему правду, которая порой была парадоксальной, но звучала с потрясающей силой. Также он мог посоветовать поступить, как подсказывают конкретные специалисты, а мог дать совет, исходя из своего жизненного опыта. И при этом совершенно спокойно, не сомневаясь и не смущаясь, во многих случаях он мог сказать: «Не знаю». Он предлагал подумать вместе, помолиться, сообща понять, в чем заключается воля Божия относительно той или иной ситуации.

Если находишься рядом с таким человеком, скорее всего, не заблудишься. С тем же, кто готов всех вести куда-то, где он якобы видит свет, можно и в яму упасть. Может оказаться, что свет на самом деле – тьма, и слепой ведет слепых.

Если мы видим вокруг кого-то круг почитателей, и это почитание носит характер болезненного восторга, экзальтации, а сам объект этого не пресекает и даже культивирует, то совершенно очевидно, что перед нами – заблуждение. В любой ситуации человек не должен способствовать тому, чтобы в нем разглядели великое. И только к тому, кто от этого бежит, и надо идти.

Древние святые всегда бегали известности. Замечательный патериковый пример: некий старец, которого очень почитали люди, вынужден был передвигаться из скита в город исключительно ночью, чтобы избежать встречи с теми, кто почитал и прославлял его, потому что понимал, насколько это вредно для его души. Но когда тот подвижник шел ночью по темной дороге, Господь посылал ему Ангела со светильником, чтоб осветить путь. То есть старец настолько бегал славы человеческой, что Бог явил ему Свою славу.

К сожалению, огромное количество людей в истории Церкви, в том числе и в новейшей истории, живя уединенно и тихо правильной христианской жизнью и потом оказавшись на всеобщем обозрении, очень сильно менялись. Эта беда грозит, наверное, каждому священнику, потому что легко уважение и почитание прихожан отнести не к своему сану и к той благодати Божией, которая тебе незаслуженно дана, а к себе самому.

Старцы монастыря Великая Лавра преподобного Афанасия

Старцы монастыря Великая Лавра преподобного Афанасия

Стремиться к святости – самому

Если ты сам стремишься к духовной жизни, живешь ею глубоко, всерьез, то сумеешь разглядеть по-настоящему духовного человека при всей его скромности и неприметности. Ты угадаешь в нем то, что для тебя самого является некой желанной целью. Ты узнаешь такого человека по его смирению, по его любви, по тому, что он всегда будет готов свое место без всякой борьбы уступить кому угодно.

Это редкость в современном мире. Но те, кто внутри борьбы, не разглядят того, кто уступает свое место – они просто обрадуются тому, что он отошел. Если хочешь увидеть в этом мире святых, – стремись к святости сам.

Преподобный авва Дорофей говорит: если ты в чем-то испытываешь нужду – в пище, вещи – молись Богу, чтобы Он тебе это дал, и Бог тебе это, скорее всего, даст. Но если нет, смирись и покорись Ему. Он Сам будет тебе вместо этой вещи и этой пищи. Только рукой смирения человек может что-то взять у Бога. Да и получит-то гораздо больше, чем ожидает…

Записала Инна Стромилова

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Miroslava

Была ситуация, что у мужа был очень серьезный вопрос, на который не давал ответа его духовник и была возможность попасть к старцу Илию из Оптиной пустыни, по знакомству, так как он был духовником дедушки мужа. Примерно в это время , мы с мужем были в одном монастыре у знакомой игумении и в разговоре с ней муж поделился эти вопросом и сказал, что хотел бы съездить к старцу. Так удивительно получилось, она сказала, нам цитату из святых отцов о том, что » если человек направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему сообразно с его развращенным сердцем..» На с очень затронули эти слова и в итоге сейчас жизнь так сама складывается, как мы даже и не мечтали. А что бы сказал старец, сложно сказаать. Даже игуменья нас тогда от этого отговорила.

Как найти духовника

Как найти духовника?

— Как найти духовника?

— Как ищут духовного отца? Его вымаливают, у Божией Матери вымаливают! А затем, конечно, нужен и наш труд. Не следует спешить. Еще древние Отцы писали, что духовника надо испытать, и только после этого предаться в его руководство.

Александр Шурлаков ДушаА как испытывать? Нельзя доходить до дерзости, но необходимо предварительное общение, когда ни духовник, ни ищущий духовного руководства ничем друг другу не обязаны. И потом, если будет Божия воля на это общение, отношения сами собой постепенно сложатся: и ученик увидит духовную пользу, и духовник не будет его отвергать. Дерево познается по плодам (Мф. 12, 33). И чадо, и наставник вместе должны искать истину, и все, что от истины удаляет, должно изгоняться.

Кроме того, нужно искать человека, родного по духу. В отеческих писаниях можно встретить выражение: «духовное направление». Один духовник может быть одного направления, другой — другого. Все мы имеем разные страсти, и даже в духовной жизни у нас разные цели и направления. Поэтому то, что один духовник считает главным, другой считает второстепенным.

Главное — найти такого духовника, который от Бога был бы нам предназначен. Как бы ни был искусен, рассудителен и праведен духовник, на его духовную деятельность прежде всего должно быть Божие благословение. Святые Отцы о некоторых отзывались так: «Свят, но не искусен», т. е. человек действительно праведен, имеет духовный опыт, рассуждение, но — настолько, чтобы знать волю Божию относительно себя. А для того, чтобы знать волю Божию относительно другого, требуется особая благодать.

— Могу ли я считать своим духовником батюшку, к которому обращаюсь за духовными советами, но он, в силу своей большой занятости, не может разрешить мои вопросы? Не значит ли это, что я еще не встретила своего духовника?

— Я считаю, что в новоначалии с духовником нужно иметь общение частое и длительное и на все вопросы нужно получать ответы именно у него. Некоторые считают, что к духовнику не надо идти с вопросом сразу, а надо подождать, пока он разрешится сам собой. Однако, когда вопросы разрешаются сами, неизвестно, правильно они разрешаются или нет. Святые Отцы говорили, что даже если мы найдем ответ на свой вопрос в книге, все равно следует пойти и переспросить у духовника, потому что одно дело — когда человек сам ответил, это решение по его воле, а другое дело — когда ему благословил духовник. Необходимо принимать решение не по своей воле, а по благословению.

Когда умер мой старец, архимандрит Серафим (Тяпочкин), и я остался без духовника, мне был только 21 год. Встал вопрос о том, к кому обращаться. Хотелось найти старца такой же духовной высоты, как отец Серафим. Я стал ходить к архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры — такая возможность была. Отец Кирилл меня принимал, отвечал на мои вопросы, но мне этого было мало, потому что отца Серафима можно было созерцать, жить у него какое-то время, смотреть, как батюшка себя ведет, слушать бесконечные рассказы о нем разных людей, а с отцом Кириллом, к сожалению, подобного общения не получалось. Время тогда было советское, один лаврский духовник мне рассказывал: «Я иду по Лавре, ко мне подходят люди, берут благословение, пытаются что-то спросить, а я скорее бегу от них. Они обижаются, а не знают, что здесь четыре телекамеры стоят и весь двор просматривают, а потом у них же будут неприятности». Я постепенно понял, что не могу бывать у о. Кирилла часто, долго стоять в очереди, не могу занимать своими многочисленными мелкими вопросами батюшку, который решает мировые проблемы. И я принял такое решение: пусть мой духовник будет не настолько духовен и не настолько опытен, как отец Кирилл, но у меня будет возможность спрашивать его обо всем.

И я нашел в Лавре одного игумена, стал обращаться к нему со своими вопросами. Духовных чад у него больше не было, его духовник благословил на общение со мной, и я два раза в неделю часа по два — по три беседовал с ним и разрешал все свои недоумения. Я очень благодарен ему за этот труд. Ответами, данными им тогда, двадцать лет назад, я руководствуюсь до сих пор.

Конечно, я могу быть не прав. Ведь известно, что к Оптинским старцам их духовные чада приезжали раз в год, писали письма раз в несколько месяцев, еще реже получали ответ. Господь по-разному ведет и спасает людей. Наверное, со временем становится ясно: твой это духовник или нет. Мало прийти и сказать: «Батюшка, будьте моим духовником»,— и получить его согласие. Только духоносные старцы святой жизни могли так поступать.

na-lazarevskom.ru


  Предыдущий материал

Следующий материал  

Смотрите также по этой теме:

Какой должен быть духовник?
(Игумен Петр (Мещеринов))

Как правильно выбрать духовника?
(Архимандрит Амвросий (Юрасов))

«Хочу, чтобы у меня был духовный отец»
(Протоиерей Максим Козлов)

Выбор духовника происходит в течение жизни
(Священник Алексий Уминский)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить свой рацион программа
  • Как найти метро теплый стан
  • Как составить личный план питания
  • Как найти меню маршрутизатора
  • Межкомнатная дверь постоянно открывается как исправить