Как найти староверов в москве

10 мин. на чтение

Третье транспортное кольцо на востоке города служит границей между красивыми районами исторической Москвы и типовой застройкой окраин. Но граница эта не строгая. Куски промышленных ландшафтов перехлестывают через Трешку, вдаваясь в Центральный округ.

Один из таких анклавов мрачноватой промки — станция Москва-Товарная, расположенная с тыловой стороны живописного Рогожского Вала, застроенного церквями и двухэтажными купеческими домиками. Это вторжение слепых пакгаузов и железнодорожных путей в нарядный мир старого города уравновешивается островком старинной узорчатой красоты, застывшим посреди заводских корпусов, которыми застроены шоссе Энтузиастов и Нижегородская улица. Когда проезжаешь по эстакаде Третьего транспортного кольца, то к востоку посреди желтой листвы возвышается удивительная колокольня в древнерусском стиле. Это часть ансамбля Рогожской старообрядческой общины — духовного центра русских староверов.

В кафедральном Покровском соборе на Рогожском при богослужениях не используется электричество. Оно есть, но включают его только для технических нужд, во время ремонта или уборки. А пятичасовая литургия проходит в свечном полумраке. Пахнет воском и ладаном. Внутри собор выглядит огромным; между исписанных фресками столпов рядами стоят люди. Слева женщины в сарафанах и белых косынках, справа мужчины в кожаных сапогах, косоворотках и шерстяных кафтанах. Иноверным нельзя проходить вглубь храма, но и так кажется, что ты попал на съемки фильма про русскую старину. У входа в церковь резвятся дети. Они все тоже в картузах, кафтанах и русских рубахах, перехваченных вышитыми поясками. За ними приглядывают два бородача. Один из них улыбается и слегка кланяется мне: «Нравится у нас? Во славу Божью! Это наш старообрядческий Кремль!»

Зажатый между тремя огромными магистралями и примыкающими к ним заводами, Рогожский поселок действительно производит впечатление острова посреди океана блочных домов и кирпичных пятиэтажек, двух гремящих эстакад и железнодорожных путей. Здесь словно в заповеднике каким-то чудом сохраняется давно канувшая в Лету культура старой России. Не напыщенной романовской империи аристократов и царедворцев, говоривших между собой по-французски, а заповедной, почти сказочной Руси Аввакума, боярыни Морозовой и «Поморских ответов».

От чумы до коронавируса

После торжественного богослужения по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы верующие выходят из храма и идут в двухэтажную трапезную. За простыми деревянными столами собирается около сотни людей — это ядро Рогожской общины. Когда я вхожу в зал, все уже сидят и в тишине слушают священника:

— Сегодня у нас великий праздник! Двести пятьдесят лет тому назад, когда старообрядцы были в гонении, Господь послал за грехи наши чуму. Люди умирали тысячами. Тогда старообрядцы построили лазарет и ухаживали за болящими, хотя сами через это заражались и умирали. И за это им дали участок земли, где они могли хоронить своих братьев и построить часовню. И вот сегодня исполняется 250 лет, как здесь служат священную литургию!

Немка Екатерина, усевшись на русский престол, так и не смогла понять суть религиозных разногласий, разделявших ее подданных. Столетние споры об обрядах, двоеперстии, написании имени Бога — все, во имя чего тысячи русских людей горели на кострах и претерпевали страшные гонения, — казались ей чем-то вроде спора тупоконечников с остроконечниками в стране лилипутов из путешествия Гулливера. Об этом она сказала высшим иерархам господствующей церкви и сенаторам империи, потребовав от них прекратить преследования староверов.

«Всемилостивейшая государыня! — бросившись на колена, возопили члены синода. — Что вы делаете? Вы разрушаете и церковь, и престол! Государыня! Забудь, забудь о свободе исповеданий, забудь обо всем, что мы сегодня от тебя выслушали, дозволь и нам забыть все это», — заявили ей в ответ.

Самодержавная немка убеждала «отцов русской земли», что своей бессмысленной жестокостью они лишь ожесточают сердца народа. «Никон и Алексей обрушились на народный протест истязаниями и смертельными казнями. Застонала русская земля от двух тиранов: “святейшаго” и “тишайшаго”. <… > на наших глазах преосвященные архипастыри продолжают свирепствовать, а раскол крепнет, несмотря на тирания и ожесточения», — говорила она. «Прими во внимание, государыня, невежество и грубость русскаго народа. Ежели и может что его обуздывать, то это одна сила и страх», — отвечали ей русские верноподданные. Коса нашла на камень: ввести веротерпимость в России XVIII века не удалось, старообрядцам пришлось ждать ее до 1905-го.

Но все же жестокость государственных репрессий на время смягчилась. Злые языки утверждали, что расположение государыни купили старообрядческие купцы, якобы подарившие ей к Пасхе изысканное золотое яичко, внутри которого находился особо ценный бриллиант. Деньги у староверов были, даже несмотря на двойной налоговый гнет, возложенный на них государством. На Рогожском старообрядческом кладбище похоронены главные купеческие и промышленные династии старой России — Морозовы, Рябушинские, Пуговкины, Солдатенковы, Рахмановы. Именно они жертвовали на строительство и украшение рогожских храмов.

Стройкой заведовал Матвей Казаков, один из самых именитых архитекторов своей эпохи. Церковь должна была стать крупнейшим собором Москвы. Но это вызвало ревность официального духовенства. «Начали строить церковь, превышающую пространством и огромностью Успенский собор: он длиной 17, а шириной 12 саженей, а их церковь длиной 25, шириной 15 саженей, — чтобы огромностью сего храма унижать первую в России церковь в мыслях простого народа, а особливо в преклонных к расколу усилить к ним уважение», — жаловался в доносе императрице митрополит Гавриил. Власти вмешались, архитектурный проект скорректировали. Вместо пяти задуманных глав оставили только одну, ликвидировали алтарную апсиду. Но и в таком виде Покровский собор сегодня вторая после Храма Христа Спасителя московская церковь. А в памяти старообрядческой общины остался очередной шрам от перенесенного унижения:

— Может быть, снаружи он выглядит немножко убого, — говорил на праздничной трапезе священник Алексей. — Но внутри столько людей вложили всю свою душу в украшение этого храма!

По числу собранных икон и богатству росписи старообрядческий Покровский собор не знает себе равных в России среди действующих храмов. Но и снаружи он выглядит очень изящно.

Первые полтораста лет своей истории старообрядцы не имели своих епископов. Только епископ может рукоположить священника. Но почти все отцы церкви приняли нововведения Никона. Жизнь православных христиан без священства почти немыслима, ведь некому совершать Таинства. Нужно признать, что ты живешь в мире, в котором Апокалипсис уже произошел, а у власти стоит Антихрист (отсюда народное отношение к Петру — «царю-антихристу»). Так поступила часть староверов. А другая, более умеренная, пользовалась требами от «беглых попов» — священников, уходивших от никониан и принимавших старые обряды. Именно «беглопоповцы» и обосновались на Рогожском.

Власти боролись с «беглыми попами». Верующие постоянно ощущали дефицит священников, окормлять общины было некому. И в 1846 году старообрядцам удалось уговорить перейти в свою веру сараевского епископа Амвросия. Тот принял миропомазание и основал — впервые за почти два века — старообрядческую церковную иерархию. Это вызвало гнев правительства Николая I. По правительственному распоряжению алтари церквей в Рогожском поселке были запечатаны. Один из храмов вовсе отобрали у староверов и отдали единоверцам — небольшой общине, которая, соблюдая старые обряды, признавала священноначалие РПЦ. Только во время первой русской революции Николай II был вынужден издать закон о веротерпимости. Староверам вернули их храмы и разрешили служить литургию. До сих пор верующие отмечают это событие как большой праздник. Между революциями наступила короткая эпоха ренессанса старообрядчества: открывались сотни новых церквей; крестьяне переходили в старообрядчество целыми деревнями. Накануне Октябрьской революции число приверженцев старой веры в России приближалось к 15 млн человек. Сегодня это число сократилось в десять раз: у Русской православной старообрядческой церкви от 1 млн до 1,5 млн прихожан.

Староверы в большом городе

До революции Рогожка была районом компактного проживания старообрядцев. Сейчас в самом Рогожском поселке живут только члены причта — священнослужители и приходской актив. Остальные приезжают со всей Москвы и даже из области.

— У нас, наверное, около тысячи постоянных прихожан, — рассказывает председатель Рогожской старообрядческой общины Даниил Добыш. — На большие праздники, конечно, приходит гораздо больше народа. Но эти люди в повседневной жизни общины не участвуют.

Активность московских старообрядцев трудно сравнить с дореволюционными масштабами, когда старообрядческое купечество оказывало влияние на экономику и политику страны. Но все же она сохраняется. Основа основ — это, конечно, богослужения. В обычных православных церквях древние церковные уставы соблюдаются не полностью, литургию сокращают. У старообрядцев все точно так же, как было много веков назад, службы длятся больше пяти часов. Помимо молитв прихожане много работают. Например, устраивают субботники, сажая деревья на церковной территории или ухаживая за могилами предстоятелей и просто благочестивых верующих.

«Каждое воскресенье устраиваем трапезы. Приходит примерно по сто человек, иногда бывают инославные, — рассказывает Даниил. — Для нас это тоже часть проповеди». За монастырской стеной Рогожского поселка расположена церковная трапезная. Это кафе в приземистом одноэтажном доме вполне заслуживает того, чтобы стать важной достопримечательностью города. Здесь все очень просто, кроме кухни. Щучьи котлетки за 95 рублей или уха за 40, соленый папоротник и вешенки, каша пшенная, беляш с творогом, травяной чай и домашний морс. Десятки блюд традиционной кухни из натуральных продуктов и все по ценам, которые можно встретить только в Угличе или Касимове. Работают за прилавком и на кухне тоже прихожане — их легко узнать по одежде и традиционным вышитым пояскам.

На территории Рогожского поселка проходят выставки, семинары и конференции об истории старой веры. Весной здесь проводят ярмарку, на которую привозят свою продукцию старообрядцы фермеры и ремесленники со всей России. Действуют здесь приходская школа и музыкальные курсы, на которых учат музыке не по нотам, а по почти забытым древнерусским «крюкам». «Есть план создать и общеобразовательную школу для старообрядцев», — мечтательно вздыхает Даниил.

Школа нужна, потому что иначе молодежь «подвергается соблазнам», объясняет глава общины. Во многих старообрядческих семьях сохраняются традиции многодетности. По представлениям этих людей, «совокупляться супругам без деторождения — грех», объяснил мне прихожанин по имени Георгий. Многочисленных детей родители водят в церковь. Но «в 13–14 лет подросткам становится сложно здесь, в церкви. Они неуютно себя чувствуют. Их привлекают другие соблазны. Поэтому наша задача — привлечь нашу молодежь, удержать ее. Это первостепенная задача».

Соблазнам подвержены не только юноши и девушки. Современность искушает и взрослых. «Есть стеснение носить бороду в миру или у женщин — платки», — признается Даниил. Все это подрывает традиционный образ жизни. Сегодня у общины нет возможности создавать для своих членов рабочие места, труд на которых не требовал бы идти на компромиссы с обществом. Успех старообрядческого купечества до революции во многом связан именно с такой практикой: община открывала своим членам кредит и снабжала их рабочей силой. В итоге связи верующих друг с другом только укреплялись, цементируя освещенный традицией образ жизни. Сегодня о таком приходится только мечтать.

Традиционные образ жизни, одежда и обряды воспринимаются староверами не так, как в господствующей церкви. Для староверов внешние формы неразрывно связаны с внутренним содержанием религии. «Благочестивый внешний вид», все эти сарафаны, повойники, косоворотки и кафтаны, пояски и бороды рассматриваются как способ поддержания духовной дисциплины. Сюда входят и более существенные требования. Категорически запрещено курение. Верующие должны платить церковную десятину, отдавая общине буквально десятую часть своих доходов. Помимо этого нужно постоянно участвовать в жизни своего прихода. А за пропуск трех воскресных богослужений у старообрядцев могут наложить епитимью.

— В вере мелочей нет, — объясняет Даниил. — Ведь вера выше всего, она должна оставаться незыблемой, что бы ни происходило с миром. Новообрядческая церковь часто поддается этому искушению современностью. У нас тоже, конечно, бывают колебания. Но все же стремимся бережно сохранять свои традиции. Это к нам и привлекает многих.

Гордый отказ идти на малейшие компромиссы с изменчивой мирской жизнью действительно приводит к староверам новообращенных. Большинство из тех прихожан, с которыми я успел поговорить, оказались не потомственными старообрядцами. Для них это был осознанный духовный выбор. Причем сделать его не так-то просто.

— Мы не навязываем свою веру людям, как многие протестанты. Человек должен сделать личный выбор и быть готовым нести за него ответственность, — рассказывает Даниил. — Нас этому, наверное, научили века гонений. Если человек не готов жертвовать чем-то ради Бога, не стоит его к этому подталкивать или уговаривать. У нас есть чин оглашения, который позволяет человеку проверить себя, свои духовные силы. Оглашение предшествует крещению и может длиться несколько месяцев или даже лет.

Многие неофиты обижаются на строгие правила. Ведь их подолгу не допускают к святыням — кресту, иконам, благословению и даже вглубь самого храма. Даже во время общих трапез ставят для них отдельные столы. Но пока священники и лидеры общины не убедятся, что человек добровольно выполняет религиозные обязательства и нормы, то есть «освободился от своих страстей», полноправным членом церкви он не станет.

Тем не менее новообращенных довольно много. Более того, среди них есть не только русские. Столетиями российские интеллектуалы видели в старообрядчестве наиболее аутентичную форму национальной духовной жизни. Даже революционные перемены соизмерялись с «национальным кодом» веры Аввакума и боярыни Морозовой. «Есть в Ленине Керженский дух / Игуменский окрик в декретах / Как будто истоки разрух / Он ищет в Поморских ответах», — писал Николай Клюев о национальных корнях великой революции. Но сегодня эти крупицы духовного наследия почти исчезнувшей в веках цивилизации оказались востребованы людьми из совсем других культур.

— Мы не замыкаемся на национальном. Наша вера открыта для всех. У нас в храме есть человек из Голландии, есть американец, молдаванин. Вот недавно крестился швейцарец, — рассказывает Даниил.

Но самое удивительное, что к русской православной старообрядческой церкви присоединились общины из Пакистана и Уганды. Лидер африканских христиан, пожелавших присоединиться к старообрядчеству, Иоаким Кийимба приехал на Рогожскую заставу в мае 2013-го. Это «вызвало и удивление, и недоумение. Никогда прежде староверам не приходилось иметь дела с такими необычными людьми», — пишет исследователь современного старообрядчества Дмитрий Урушев. Но общий язык все же нашли, и теперь у протопопа Аввакума есть духовные последователи в столице Уганды.

— Я видел, как это происходило, — рассказывает настоятель никонианской церкви святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище отец Андрей про удивительные события у своих старообрядческих соседей. — Выходят из церкви люди в повойниках и кафтанах, как обычно. Только ликом черны. Удивительно! Они даже негров сделали русскими!

Фото: Роман Алиев

Шуров ОлегКаталог и карта всех известных и существовавших ранее старообрядческих приходов на территории Москвы с фотографиями и описанием.

Олег Шуров рассказывает о старообрядческой Москве. В данной иллюстрированной статье говорится о храмах действующих и тех, которые давно закрыты, но здания сохранились.

Если вы попробуете в рунете найти информацию по этой теме, то найденное будет очень скудным. Увы… В качестве информативной основы для этой публикации я выбрал статью Любимова И.М., опубликованную в 1995 году. Понятно, что некоторая информация устарела, но от этого текст не стал быть менее интересным. Проиллюстрирована публикация фотографиями Олега Шурова, которые он любезно передал для публикации в проекте «Старообрядческий Навигатор» — NAVIGATOR.STAROVE.RU.

Рогожская Слобода, Покровский, Рождественский храм и колокольня во имя Воскресения Христова

Рогожская Слобода, Покровский, Рождественский храм и колокольня во имя Воскресения Христова

В данной статье речь пойдет о храмах Русской Православной Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. До императорского указа 1905 г. о даровании старообрядцам Высочайших свобод Москва не была центром Белокриницкой поповской Церкви. В то время центр фактически переместился в Нижний Новгород, где с 1901 г. регулярно собирались Освященные старообрядческие соборы. Затем, в период с 1901 до 1906 гг., они созывались в разных городах, но ни разу не проводились в Москве.

В это время Покровский кафедральный собор, алтари которого были запечатаны царским указом с июля 1856 г., именовался просто часовней. Главный алтарь этого храма был распечатан в великую субботу (16 апреля 1907 г., ст. ст.), тогда же было получено разрешение проводить архиерейскую службу. По сей день, с перерывами, которые были вызваны атеистическими гонениями 1937-1946 гг., дата распечатания алтарей отмечается в третью неделю по Пасхе (Св. Жен-Мироносиц) молебном с пением канона Св. Пасхе и крестным ходом, которые привлекают многих молящихся.

В первые два десятилетия XX в., особенно с 1907 по 1913 гг., которые по праву считаются годами расцвета старообрядчества, в Москве строилось достаточно большое количество церквей и моленных. Большинство из них названо в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, т.к. традиционно считалось, что именно Божественный Покров позволяет старообрядческой Церкви преодолеть невзгоды и лишения. К моменту октябрьского переворота 1917 во второй столице действовало 25 церквей и моленных белокриницкого согласия.

Кроме того, в Москве существовали подворья белокриницкого священства, не признающие Окружное послание (написано в 1862 г., отменено в 1907г.), однако приемлющие общину под руковотвом епископа Иова („иовцы”), у которых было две церкви. Четыре церкви принадлежали общинам, отвергающим как окружное послание, так и «иовцев”. Таким образом, старообрядцам Белокрищкого согласия в Москве принадлежал 31 храм.

При этом следует учитывать, что по старому чину церковная служба велась также в древлеправославныx („беглопоповских”), беспоповских и единоверческих храмах. В результате, число церквей и моленных, в которых богослужение велось по дониковским правилам, приближалось к 50.

Возводимые старообрядческие церкви строились на пожертвования верующих и взносы богатых старообрядцев-промышленников и купцов: Ряшинских, Морозовых, Рахмановых, Солдатенковых, Кузнецовых. Огромное содействие в возведении храмов оказала купчиха Ф.Е. Морозова.

В 30-е гг. все старообрядческие церкви, за исключением Покровского собора в Рогожском поселке были закрыты. В них расположились гражданские учреждения, некоторые использовались для столовых и пивных. Первая волна разрушений храмовых построек под предлогом реконструкции и расширения улиц, прокатилась во второй половине 30-х гг., вторая во времена „хрущевской оттепели” в 60-е. Результатом этих событий стало исчезновение таких храмов, как Успение Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик);

Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик)

св. Апостола Петра и Павла в доме Нырковых (Шелапутинский пер. 1);

Бывший храм во имя св. Апостола Петра и Павла в доме Нырковых (Шелапутинский пер. 1)

Бывший храм во имя св. Апостола Петра и Павла в доме Нырковых (Шелапутинский пер. 1)

св. мученика Сергия и Вакха во 2 Золоторожском пер. (ныне Гжельский пер.);

Бывший храм во имя св. мученика Сергия и Вакха во 2 Золоторожском пер. (ныне Гжельский пер.)

Бывший храм во имя св. мученика Сергия и Вакха во 2 Золоторожском пер. (ныне Гжельский пер.)

св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира). Дом построен архитектором Шехтелем Ф.О.;

Бывший храм во имя св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира). Дом построен архитектором Шехтелем Ф.О

Бывший храм во имя св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира). Дом построен архитектором Шехтелем Ф.О

Бывший храм во имя св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира).

Бывший храм во имя св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира).

Храм располагался на месте окна на втором этаже

Здания не сохранились:

Преп. Сергия Радонежского в доме Федорова, что на углу Б. и М. Вокзальных пер. (ныне Б. и М. Факельные на Таганке);

  • св. Николы Чудотворца в доме Потапова (Мало-Тишинский пер. 5);
  • св. Пророка Илии на 3-й Тверской Ямской 72.;
  • Введения во Храм Богородицы в доме П.И. Милованова на Измайловском шоссе, 1;
  • Успения Пресвятой Богородицы в Рыкуновом пер. (ныне Балакиревский пер. 2);
  • Св. Троицы в доме Свешникова в Ново-благословенском пер. (ныне Самокатная ул. 2).
  • Успения Пресвятой Богородицы (в дер. Печатниково и Люблино (ныне муниципальный округ Печатники) и
  • Частная моленная инока Геннадия (2-я Хапиловская ул 9).

Не сохранилась и церковь Николая Чудотворца на Варгунихинской горе.

Бывшая церковь во имя св. Николы Чудотворца на Варгунихинской горе (Смоленская - Дорогомилово).

Бывшая церковь во имя св. Николы Чудотворца на Варгунихинской горе (Смоленская — Дорогомилово).

Оставшаяся часть церквей после реконструкции и перепланировки была обезображена внутри и снаружи до неузнаваемости. Такая участь постигла церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер. 6), постройки 1907 г., после закрытия в 1932 г. передана общежитию на заводе „Станколит”и превратилась в обыкновенный жилой дом.

Бывшая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер. 6), постройки 1907 г.

Бывшая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер. 6), постройки 1907 г.

Бывшая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке

Бывшая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке

В период хрущевских гонений, которые следовало бы признать для церкви более суровыми, чем в сталинские времена, церкви попросту разрушались. Так, при перепланировке Таганской площади был уничтожен Покровский собор, подобная участь постигла и другие храмы.

Место собора Покрова Пресвятой Богородицы Таганской общины

Место собора Покрова Пресвятой Богородицы Таганской общины

Место собора Покрова Пресвятой Богородицы Таганской общины

Из сохранившихся храмовых построек, помимо Кафедрального Покровского собора у Рогожского кладбища, отмечу те церкви, где в наши дни начали совершаться богослужения.

Это храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер., рядом с метро „Парк Культуры”.

Действующий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер. у метро „Парк Культуры”, (Остоженка)

Действующий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер. у метро „Парк Культуры”, (Остоженка)

Он известен еще как находящийся на Остоженке (3-й Ушаковский пер., переименованный в 1922 г. в Турчанинов), построен в 1907-1911 гг. по заказу братьев Рябушинских, проект В.Д. Адамовича и В.М. Маята.

Действующий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер. у метро „Парк Культуры”, (Остоженка)

Действующий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер. у метро „Парк Культуры”, (Остоженка)

Путеводитель по Москве, выпущенный в 1917 г., отмечал здесь иконостас новгородских писем XV, в., представлявших большую художественную ценность. Церковь Покрова венчали 8 колоколов, самый большой из которых весил 98 пудов и 20 фунтов.

Действующий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер., рядом с метро „Парк Культуры”, (Остоженка, бывш. 3-й Ушаковский пер.)

Действующий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер., рядом с метро „Парк Культуры”, (Остоженка, бывш. 3-й Ушаковский пер.)

Храм был закрыт в 1935 г., после чего в нем находились различные учреждения. Интерьер здания оказался в значительной степени утраченным, восстановление его в настоящее время практически невозможно. В день Рождества св. Николы Мирликийского — это придел храма — здесь проходят большие торжества.

Церковь св. Николы Чудотворца (Бутырский вал 7, ранее пересечение Камер-Коллежского вала и Царского пер.) была заложена на земле купцов Рахмановых 29 июля 1914 г.

Церковь св. Николы Чудотворца (Бутырский вал 8/3, ранее пересечение Камер-Коллежского вала и Царского пер.)

Церковь св. Николы Чудотворца (Бутырский вал 8/3, ранее пересечение Камер-Коллежского вала и Царского пер.)

Сооружался этот храм под руководством архитектора И. Кондратенко в течение 1915-1916 г. Несмотря на военную пору, он был построен очень быстро, подняли даже колокола. Однако революция и разруха помешали окончательному оформлению интерьера храма, и он был освящен только в 1921 г.

Храм во имя св. Николы Чудотворца Тверской старообрядческой общины в Москве.(Бутырский вал 8/3, у Белорусского Вокзала и Тверской улицы)

Храм во имя св. Николы Чудотворца Тверской старообрядческой общины в Москве.(Бутырский вал 8/3, у Белорусского Вокзала и Тверской улицы)

Но недолгой в эпоху империи большевиков была его жизнь. Регулярные богослужения прервались уже в 1939 г., хотя с перерывами продолжались до 1941 г. А затем здесь обосновалась мастерская скульптора С.М.Орлова (который трудился над известным памятником Юрию Долгорукому).

Действующий храм во имя св. Николы Чудотворца Тверской старообрядческой общины в Москве.(Бутырский вал 8/3, у Белорусского Вокзала и Тверской улицы)

Действующий храм во имя св. Николы Чудотворца Тверской старообрядческой общины в Москве.(Бутырский вал 8/3, у Белорусского Вокзала и Тверской улицы)

К тому времени, когда основатель Москвы занял привычное место напротив здания Моссовета, первоначальный облик храма был утрачен. Колокольня лишилась шатрового покрытия с главкой, а церковь — купола. В стенах прорубили огромные окна, на хорах разобрали часть свода. Некогда могучий храм ветшал, и к моменту передачи его старообрядческой общине остались лишь стены.

Храм во имя св. Николы Чудотворца Тверской старообрядческой общины в Москве.(Бутырский вал 8/3, у Белорусского Вокзала и Тверской улицы)

Храм во имя св. Николы Чудотворца Тверской старообрядческой общины в Москве.(Бутырский вал 8/3, у Белорусского Вокзала и Тверской улицы)

В настоящее время храм полностью отреставрирован. Службы проходят уже в основном — Никольском — приделе.

Храм Покрова Превятой Богородицы (находится а территории Таганского парка) строился по заказу братьев Рябушинских и, после открытия в 1906 г., принадлежал Каринкинской общине старообрядцев.

Бывший храм Покрова Превятой Богородицы (ныне Детский театр на территории Таганского парка). Строился по заказу братьев Рябушинских и, после открытия в 1906 г., принадлежал Каринкинской общине старообрядцев.

Бывший храм Покрова Превятой Богородицы (ныне Детский театр на территории Таганского парка). Строился по заказу братьев Рябушинских и, после открытия в 1906 г., принадлежал Каринкинской общине старообрядцев.

В настоящее время в нём располагается детский театр, а до этого там помещалось конструкторское бюро по ремонту оборудования.

Бывший храм Покрова Превятой Богородицы (ныне Детский театр) Каринкинской старообрядческой общины (Факельный пер.)

Бывший храм Покрова Превятой Богородицы (ныне Детский театр) Каринкинской старообрядческой общины (Факельный пер.)

Бывший храм Покрова Превятой Богородицы (ныне Детский театр) Каринкинской старообрядческой общины (Факельный пер.)

Бывший храм Покрова Превятой Богородицы (ныне Детский театр) Каринкинской старообрядческой общины (Факельный пер.)

По проекту того же архитектора И. Бондаренко в 1912 г. был построен Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15).

Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.

Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.

Отобранный у верующих в середине 30-х гг., храм отдан под клуб швейного объединения.

Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.

Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.

Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.

Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.

Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.

Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.

Бауманская-Лефортово

Удивительный факт: до революции главный и патриарший Елоховский собор господствующей церкви был окружен едва ли не десятком старообрядческих моленных и храмов в радиусе 300-600 метров.

Лефортово, Гавриков, Бауманская, РДЦ, РПСЦ, Елохово, старообрядцы, староверы, моленная, Девкин

Район Лефортово был одним из самых религиозно демократичных, и факты говорят за себя. Отрадно, что молитвенная жизнь в этом районе планомерно возрождается, и ремонт колокольни выглядит очень своевременным.

Лефортово, Гавриков, Бауманская, РДЦ, РПСЦ, Елохово, старообрядцы, староверы, моленная, Девкин

Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29) строился по проекту уже упоминавшегося архитектора И. Бондаренко.

Бывший Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29). Ныне спортклуб "Спартак"

Бывший Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29). Ныне спортклуб «Спартак»

Его внутреннее убранство отличал богатый иконостас, роспись стен выполнена в древнерусском стиле. Сейчас здесь располагается спортивный зал „Спартак”.

Бывший Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29). Ныне спортклуб "Спартак"

Бывший Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29). В нем распологался спортклуб «Спартак»

В 2017 году после личной встречи митрополита Московского и всея Руси Корнилия к президенту РФ В.В. Путину храм был передан верующим. с 2018 года в нем регулярно совершаются богослужения.

Лефортово, Гавриков, Бауманская, РДЦ, РПСЦ, Елохово, старообрядцы, староверы, моленная, Гавриков Лефортово, Гавриков, Бауманская, РДЦ, РПСЦ, Елохово, старообрядцы, староверы, моленная, Гавриков

Собор св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1).

Храм во имя св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1). Передан Церкви.

Храм во имя св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1). Передан Церкви.

Построен в 1912 г. по проекту архитектора Мартьянова Н.Г.

Храм во имя св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1). Передан Церкви.

Храм во имя св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1). Передан Церкви.

Часть занята офисами, иногда проходят молебны.

Храм во имя св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины в Лефортово.

Храм во имя св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины в Лефортово.

Примерно на полпути (в пяти-семи минутах ходьбы) от храма в Лефортовском переулке в сторону храма на Гавриковом переулке, чуть левее некогда главного кафедрального Елоховского собора РПЦ, расположена сохранившаяся колокольня старообрядческого храма во имя Святой Великомученицы Екатерины.

Лефортово, Гавриков, Бауманская, РДЦ, РПСЦ, Елохово, старообрядцы, староверы, моленная, Девкин

Сам храм до наших дней не сохранился. Звонница, возведенная в 1915 году, расположена по адресу: Бауманская улица, дом 18. Рядом с ней была расположена старообрядческая моленная в доме Рахмановых на Бакунинской улице, почти напротив Елоховского собора.

Лефортово, Гавриков, Бауманская, РДЦ, РПСЦ, Елохово, старообрядцы, староверы, моленная, Девкин

Колокольня расположена на участке Бауманской улицы между Ольховской и Спартаковской улицами. До революции эта местность называлась Девкиным переулком. Здесь в XIX — начале ХХ столетия находилось владение купцов-старообрядцев Карасевых.

Лефортово, Гавриков, Бауманская, РДЦ, РПСЦ, Елохово, старообрядцы, староверы, моленная, Девкин

В конце XIX века старообрядцы находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы. Из-за этого им приходилось создавать тайные церкви и молельни. Одна из них с 1872 года и располагалась в особняке купцов Карасевых. Храм во имя Святой Великомученицы Екатерины скрывался в купеческом доме вплоть до 1905 года. Тогда старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить церкви. Однако хозяин владения купец И.И. Карасев не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе. В 1912 году к нему была пристроена деревянная звонница, а три года спустя на ее месте слева от купеческого особняка возвели каменную надвратную колокольню. Автор проекта звонницы — архитектор Николай Благовещенский.

Лефортово, Гавриков, Бауманская, РДЦ, РПСЦ, Елохово, старообрядцы, староверы, моленная, Девкин

В нижнем ярусе сооружения находились въездные ворота на хозяйский двор Карасева. В среднем — три пролета звонницы: один крупный посередине и два меньше слева и справа. На третьем ярусе располагался один небольшой пролет. Венчал сооружение небольшой купол с крестом. Второй ярус по периметру украшен зубчиками в виде ласточкиных хвостов. Это придает сходство с Кремлевской стеной. По своей форме сооружение напоминало колокольню на старообрядческом Рогожском кладбище, но меньших размеров.

Лефортово, Гавриков, Бауманская, РДЦ, РПСЦ, Елохово, старообрядцы, староверы, моленная, Девкин

После революции особняк национализировали, а церковь закрыли. В 1979 году дом снесли. Колокольня сохранилась, но с утратой особняка она потеряла опору и начала разрушаться. Исчезла керамическая облицовка первого яруса, была утрачена черепица, осыпалась штукатурка. Сейчас сооружение находится в аварийном состоянии.

На Серпуховском валу, 16 (Хавская ул.) располагался храм с двумя церквами — св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери.

Бывший старообрядческий (ныне изуродованная частным собсвенником из РПЦ МП) храм с двумя церквами - св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Богородицы. Серпуховской вал, 16 (Хавская ул.). Фото 2010 года.

Бывший старообрядческий (ныне изуродованная частным собсвенником из РПЦ МП) храм с двумя церквами — св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Богородицы. Серпуховской вал, 16 (Хавская ул.). Фото 2010 года.

Бывший старообрядческий (ныне изуродованная частным собсвенником из РПЦ МП) храм с двумя церквами - св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Богородицы. Серпуховской вал, 16 (Хавская ул.)

Бывший старообрядческий (ныне изуродованная частным собсвенником из РПЦ МП) храм с двумя церквами — св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Богородицы. Серпуховской вал, 16 (Хавская ул.)

В 1990-х здесь размещаелся увеселительный гриль-бар. Позднее бар был закрыт, здание сменило владельца, но остался в частной собственности.

Храм Хавской старообрядческой общины после реставрации в 2000-х годах. Фото 2014 года.

Храм Хавской старообрядческой общины после реставрации в 2000-х годах. Фото 2014 года.

На данный момент храм восстанавливается, в нарушение всех норм реставрации он обрёл лубочные мотивы. Теперь это частный не старообрядческий храм – коллизии судьбы увели его в РПЦ МП.

Храм Хавской старообрядческой общины после реставрации в 2000-х годах. Фото 2014 года.

Храм Хавской старообрядческой общины после реставрации в 2000-х годах. Фото 2014 года.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице. Заложен 12 октября 1908 г., строился по проекту архитектора Десятова.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице (м.Павелецкая). Передан РДЦ.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице (м.Павелецкая). Передан РДЦ.

Земля для храма была приобретена Ф.Е. Морозовой. Общая стоимость церкви составила 100.000 руб. — средства по тому времени немалые. «Сегодня старобрядческая Москва украсится новым чертогом Божьим. Дай Бог, чтобы подобное триумфальное шествие не встретило на своем пути препятствий и непрестанно бы распространялось вширь и глубь». Так писал журнал „Церковь” в Отчете о пожертвованиях старообрядцев в №39 за 1910 г.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице (м.Павелецкая). Передан РДЦ.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице (м.Павелецкая). Передан РДЦ.

Однако судьба храма была трагичной. Священник, о. Ферапонт Лазарев погиб в сталинских застенках 2 марта 1931 г., а служба здесь в последний раз проходила 22 мая 1932 г. (Несколько лет назад храм был передан Русской Древлеправославной Церкви, и в настоящее время Покровский храм стал кафедральным собором РДЦ, в нем ежедневно совершаются службы).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице (м.Павелецкая). Передан РДЦ.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице (м.Павелецкая). Передан РДЦ.

Старообрядческая моленная была в доме Носовых (Мал. Семёновская, д.1, стр. 1)

Бывшая старообрядческая моленная в доме Носовых (Мал. Семёновская, д.1, стр. 1)

Бывшая старообрядческая моленная в доме Носовых (Мал. Семёновская, д.1, стр. 1)

Домовая церковь Николая Чудотворца была в доме Храпуновой (ул. Садовая-Сухаревская, д. 7). Расписывал её художник Добужинский.

Бывшая домовая церковь во имя св. Николы Чудотворца была в доме Храпуновой (ул. Садовая-Сухаревская, д. 7).

Бывшая домовая церковь во имя св. Николы Чудотворца была в доме Храпуновой (ул. Садовая-Сухаревская, д. 7).

В доме Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2) была моленная Покрова Пресвятой Богородицы.

Дом Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2) со старообрядческой моленной во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Дом Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2) со старообрядческой моленной во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Моленная располагалась в этом флигеле

Флигель - бывшая старообрядческая моленная во имя Покрова Пресвятой Богородицы в доме Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2).

Флигель — бывшая старообрядческая моленная во имя Покрова Пресвятой Богородицы в доме Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2).

Моленная была в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).

Бывшая моленная в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).

Бывшая моленная в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).

Бывшая моленная в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).

Бывшая моленная в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).

В доме К.Т. Солдатенкова была моленная (ул. Мясницкая, д. 37, стр. 1). Построен дом в середине XIX века архитектором Резановым А.И. Нынешним хозяином восстановлена роспись моленной.

Бывшая моленная в доме К.Т. Солдатенкова (ул. Мясницкая, д. 37, стр. 1).

Бывшая моленная в доме К.Т. Солдатенкова (ул. Мясницкая, д. 37, стр. 1).

В доме С.П. Рябушинского, известного ещё как музей М. Горького (Мал. Никитская, д. 6) была моленная комната.

Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского ("музей М. Горького") - (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского («музей М. Горького») — (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

Её облик в данный момент восстановлен. Дом построен в 1904 г. архитектором Шехтелем Ф.О.

Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского ("музей М. Горького") - (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского («музей М. Горького») — (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

Моленная за двумя маленькими окошками

Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского ("музей М. Горького") - (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского («музей М. Горького») — (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского, ("музей М. Горького") (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского, («музей М. Горького») (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

В доме С.П. Рябушинского ("музей М. Горького") (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

В доме С.П. Рябушинского («музей М. Горького») (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель

Домовая церковь Николая Чудотворца священника-старообрядца Исаакия Носова (Пушкарев пер., д. 7). Предполагалась постройка отдельного здания, однако из-за начала I мировой войны и последовавшей революции план осуществлен не был.

Бывшая домовая церковь во имя св. Николы Чудотворца священника-старообрядца Исаакия Носова (Пушкарев пер., д. 7).

Бывшая домовая церковь во имя св. Николы Чудотворца священника-старообрядца Исаакия Носова (Пушкарев пер., д. 7).

Церковь Петра и Павла в доме Муравьевых (ул. Бахрушина, 15, стр. 2)

Бывшая церковь свв. Петра и Павла в доме Муравьевых (ул. Бахрушина, 15, стр. 2)

Бывшая церковь свв. Петра и Павла в доме Муравьевых (ул. Бахрушина, 15, стр. 2)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в доме М. Полежаевой Замоскворецкой старообрядческой общины (ул. Бахрушина 21).

Бывшая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в доме М. Полежаевой Замоскворецкой старообрядческой общины (ул. Бахрушина 21).

Бывшая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в доме М. Полежаевой Замоскворецкой старообрядческой общины (ул. Бахрушина 21).

В доме Ф.Е. Морозовой находились две домовые церкви Марии Египетской и Николая Чудотворца (Большой Трехсвятский пер. 1-3).

Две утраченные домовые церкви во имя св. Марии Египетской и св. Николы Чудотворца в доме Ф.Е. Морозовой (Большой Трехсвятский пер. 1-3).

Две утраченные домовые церкви во имя св. Марии Египетской и св. Николы Чудотворца в доме Ф.Е. Морозовой (Большой Трехсвятский пер. 1-3).

Две утраченные домовые церкви во имя св. Марии Египетской и св. Николы Чудотворца в доме Ф.Е. Морозовой (Большой Трехсвятский пер. 1-3).

Две утраченные домовые церкви во имя св. Марии Египетской и св. Николы Чудотворца в доме Ф.Е. Морозовой (Большой Трехсвятский пер. 1-3).

Моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13)

Бывшая моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13).

Бывшая моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13).

Бывшая моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13).

Бывшая моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13).

Возвратимся в Рогожский поселок. Главный старообрядческий собор, возведенный в 1792 г. (архитектор М.Ф. Казаков) не прекращал богослужения в самую лихую годину конца 30-х гг.

В это время старообрядческие архиереи томились в тюрьмах и ссылках, а Местоблюститель архиепископа, епископ Викентий, скончался в темнице весной 1938 г. Условия жизни тех священнослужителей, которых сослали, были чрезвычайно тяжелыми, некоторые из них были вынуждены оставить службу в храмах.

Прихожане, испуганные угрозами расправы, отказывались регистрироваться в обязательную «двадцатку», дающую право сохранить церковь действующей. Покровский собор, где хранились уникальные иконы XIII — XVII вв. хотели отобрать у старообрядцев и превратить в театр. Только благодаря энергии и самоотверженным действиям настоятеля храма о. Василия Королева была набрана „двадцатка”. В собор пришли певцы из закрытых московских старообрядческих церквей, главным образом из Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой, где существовали сильные певческие школы старообрядческого пения. Это чудесное пение звучало в Покровском соборе во время войны и некоторое время в послевоенную пору, пока эти исполнители не отошли в мир иной.

Рогожский поселок. Главный старообрядческий собор РПСЦ, возведенный в 1792 г. (архитектор М.Ф. Казаков).

Рогожский поселок. Главный старообрядческий собор РПСЦ, возведенный в 1792 г. (архитектор М.Ф. Казаков).

На Пасху 1942 г. городские власти неожиданно, вопреки правилам военной поры (Москва находилась на осадном положении, враг не был выбит из пределов Московской области) разрешили богослужение и беспрепятственное передвижение по Москве ночью. А на Пасху 1945 г. храм вместил невиданное количество молящихся (предположительно 12-14 тыс.). Певцы были вынуждены переместиться на хоры. С тех пор, как и в „золотую пору”, богослужения в Покровском соборе совершаются ежедневно.

На пути в Покровский собор, со стороны Нижегородской улицы до конца 1990-х годов располагался каменный остов. Это был храм Рождества Христова, созданный по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова в 1804 г. (на данный момент восстановлен).

Рогожский поселок. храм Рождества Христова, созданный по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова в 1804 г. Зимний храм с отоплением.

Рогожский поселок. храм Рождества Христова, созданный по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова в 1804 г. Зимний храм с отоплением.

Он воздвигнут как зимний храм с калориферным отоплением. В нем молились с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года (а с Великой Светлой заутрени до Покрова — в летнем Покровском неотапливаемом соборе). Последнее богослужение в Христорождественском храме состоялось 19 августа 1929 г. на Преображение.

После закрытия храма Рождества купольный крест и главы были снесены, настенная живопись уничтожена. Утварь, хранившаяся в подвалах для торжественных богослужений, растаскана. С Пасхи 1930 г. в храме уже размещалась столовая с продажей пива и водки. В 70-е гг. столовую закрыли, а помещение занял „ Мосаттракцион”. Последнее учреждение, находящееся здесь — склады музеев Кремля, которые обязались привести в порядок хотя бы фасад храма. После некоторой внешней косметики работы были приостановлены и храм снова стал ветшать. Московское правительство возвратило весь религиозный ансамбль Рогожского поселка митрополии и московской старообрядческой Рогожской общине.

NAVIGATOR.STAROVE.RU_Shurov_Oleg_hramy_01-59-Rogozhskoe_Sloboda

Ансамбль Рогожская Слобода — Духовный центр РПСЦ

На этой территории располагаются бывшие дом Притча, дом духовенства, занятые в настоящее время зубоврачебной поликлиникой, детским приютом. В бывшем старообрядческом институте разместилась школа. За двумя рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой, куда в праздник Богоявления совершался крестный ход с освящением воды. До 2007 года на месте пруда располагался стадион, конюшня и постройки Завода автоматических линий. В 2005 г. Правительство Москвы выделило средства для восстановления архитектурного ансамбля Рогожской слободы. К 2015 году ремонтно-восстановительные работы первой очереди практически завершены.

Колокольня возле Покровского собора видна издали. Возведена по проекту архитектора Горностаева в 1912-1913 гг. во имя Воскресения Христова, в память распечатания алтарей Покровского кафедрального собора. Однако подъем креста на нее сделан еще в 1907 г.

Колокольня во имя Воскресения Христова. Возведена по проекту архитектора Горностаева в 1912-1913 гг. в память распечатания алтарей Покровского кафедрального собора.

Колокольня во имя Воскресения Христова. Возведена по проекту архитектора Горностаева в 1912-1913 гг. в память распечатания алтарей Покровского кафедрального собора.

Здание колокольни было отобрано в середине 30-х гг. и использовалось под склад. Беспризорная колокольня разрушалась и, вероятно, поэтому после грозы в мае 1938 г. с нее свалился огромный крест. В войну по неизвестной причине произошел взрыв, разрушивший паперть и нижнюю часть колокольни. К счастью, само сооружение устояло и в 1947 г. было передано архиепископии, а в 1950 г. сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы, в настоящее время для богослужений неиспользуемая. Однако в 50-х гг. она была использована как зимний храм, и в ней молились. Теперь здесь совершают обряды крещения.

В 1988 г. на колокольню поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П.И. Оловянишникова. После разорения храма под колокольней колокол исчез и был найден в 80-е гг. во МХАТе, передан митрополии. Вес самого большого колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.)
Один из старообрядческих колоколов венчает церковь Казанской Божией Матери на Красной площади и до сих пор не отдан старообрядцам. Сколько еще утраченных колоколов покоится под сценами театров!».

Источник текста: Любимов И.М. «Судьба московских старообрядческих храмов»
Старообрядчество: история, культура, современность. Сборник. — Вып. 4. — М., 1995.

В следующей части я расскажу о старообрядческих московских храмах других согласий
Олег Шуров для проекта НАВИГАТОР STAROVE.RU

Копирование приветствуется с обязательной ссылкой на первоисточник. Фотографии публикуются впервые.

Редакция сайта «Русская вера», да и другие старообрядческие информационные ресурсы, периодически получают от читателей вопросы, многие из которых связаны с просьбой подсказать, где находится ближайший старообрядческий храм, моленная, как связаться с местным священником или наставником. О создании общедоступной и полноценной базы данных в старообрядческих согласиях говорят уже более 20 лет, однако реальная работа началась только в этом году.

О мытарствах христиан и всех интересующихся старообрядчеством хорошо написал Максим Гусев в статье «Кто ищет тот найдет»: «Если человек — в сотнях километрах от ближайшего уголка Божия, если у него под рукой лишь случайный телефон, увиденный в газете или на случайно встреченном староверском сайте, а есть желание узнать о ком-то из староверов, то как сделать  первый шаг?»

Вот уже более трёх месяцев идет работа над разделом «Храмы и общины». 

Это не просто список культовых зданий, принадлежащих старообрядческим согласиям. Это уникальный в своём роде проект: в одном разделе собирается информация обо всех общинах старообрядческих согласий, притом как имеющих храм, так и не имеющих пока молитвенного помещения. Здесь дается не только адрес, но и привязка к карте, а также история общины и другая полезная информация: год постройки, дата престола (если такой имеется), настоятель, телефон церкви и сайт (при наличии), фотографии церкви. Также по возможности дается расписание богослужений.

Пример отображения информации на одной из общин

На данный момент в процессе наполнения находятся общины трёх согласий: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, расположенные в пяти странах (Россия, Беларусь, Украина, Литва, Казахстан). Уже сейчас заполнено 50 регионов Российской Федерации.

Этот проект — наше совместное достояние. Если Вы являетесь представителем общины или увидели неточность в описаниях, укажите нам на нее в комментариях к основной информации. Этим Вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела.

Если Ваша община нуждается в создании собственного сайта или представительства в интернете, то мы бесплатно поможем Вам его сделать. Вы можете получить доступ к управлению новостями и основной информацией своей общины в структуре нашего проекта, либо получить помощь профессиональных web-разработчиков в создании своего собственного. Свяжитесь с администрацией, отправив запрос на почту: admin@ruvera.ru

Московская Митрополия

Россия, 109052, г. Москва, улица Рогожский Посёлок, д. 29, стр. 3. Правящий архиерей: митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов). Резиденция на территории Рогожского ансамбля храмов в Москве. Рабочее время: с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00. Телефон: 8 (495) 361-51-91; e-mail: mmitropolia@gmail.com и nrpsc@yandex.ru.

Московская епархия

Россия, 109052, г. Москва, улица Рогожский Посёлок, д. 29, стр. 3. Правящий архиерей: митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов).

Москва

Москва

мини-сайт

Россия, 109052, г. Москва, ул. Рогожский поселок, д.29. Телефон: 8 (495) 361-51-98. Настоятель: протоиерей Алексей Михеев. Богослужения совершаются ежедневно. Начало вечернего богослужения в 14:00. Начало утреннего богослужения в 07:30.

Москва, Борисовская община

В 1906 г. в селе Борисове (на правом берегу Борисовского пруда) сформировалась Троицкая старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1912 г. В 1915 г. в селе был перестроен из избы старообрядческий молитвенный дом. В советский период времени моленная была отобрана. В настоящее время община зарегистрирована вновь. Правительством Москвы предложен участок для строительства храма. Совершаются молебны на месте бывшего Троицкого храма.

Москва, храм у Тверской заставы

Москва, храм у Тверской заставы

мини-сайт

Россия, 125047, Москва, ул. Бутырский Вал, 8/3. (Метро Белорусская). Настоятель: иерей Алексей Лопатин. Телефоны настоятеля: +7 (495) 332-10-54; +7 (499) 251-06-12. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Начало вечернего богослужения 15:00. Начало утреннего богослужения 7:30. При храме работает старообрядческая книжная лавка, а также в определенные дни по расписанию вечерняя школа — катехизические курсы для взрослых.

Москва, Свято-Никольская община

Россия, 105005, г. Москва, Лефортовский пер., 8, стр. 1 (метро «Бауманская»). Окормляет общину иерей Константин Лукичев. Телефон: 8 (926) 053-77-85. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Начало вечернего богослужения в 17:00. Начало утреннего богослужения в 8:00.

Москва, Остоженская община

Москва, Остоженская община

мини-сайт

Адрес: 119034, г. Москва, Турчанинов переулок, д. 4-а. Настоятель: протоиерей Сергий Лисуренко. Богослужения проводятся по воскресным дням и большим праздникам. Начало вечернего богослужения в 14:00. Начало утреннего богослужения в 07:30.

Москва, Покрово-Успенская община

Москва, Покрово-Успенская община

мини-сайт

Россия, 105082, Москва, Малый Гавриков переулок, 29. Телефон: 8 (985) 050-54-00. Настоятель: иерей Никола Бобков. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Начало вечернего богослужения в 15:00. Начало утреннего богослужения в 07:30.

Понятие старообрядцы возникло на Руси в конце XVII века, когда часть верующих не согласилась с новшествами, введенными на церковном соборе 1666-1667 годов, и продолжала осуществлять богослужения по старым обрядам. Со временем старообрядцы разделились на два основных течения: поповцы, т.е. приемлющее священство, и беспоповцы, т.е. священство не признающих. В свою очередь эти течения также разделились на целый ряд направлений. Находясь в оппозиции официальной православной церкви, старообрядцы на протяжении всей своей истории подвергались гонениям. Однако временами государственная власть проявляла к ним относительную терпимость, что позволило вполне официально существовавать целому ряду различных общин старообрядцев. Крупнейшими старообрядческими общинами в Москве являются Рогожская и Преображенская общины.

Рогожская старообрядческая община

Рогожская старообрядческая община ведет свою историю с 1771 года, когда за Рогожской заставой было основано кладбище для захоронения старообрядцев, умерших во время эпидемии чумы в Москве. Кладбище получило название Рогожского. Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбу с эпидемией чумы в Москве, Екатерина II разрешила старообрядцам-поповцам строительство вблизи кладбища двух своих храмов. В дальнейшем здесь сложился целый поселок старообрядцев. Кстати, эти места до сих пор носят название Рогожский поселок.

В 1856 году, в пору гонений на старообрядцев, богослужения в храмах Рогожской общины были прекращены, и алтари храмов были опечатаны. Церковные службы были возобновлены лишь в 1905 году. В 1911 году при Рогожской общине был открыт особый старообрядческий богословско-учительский институт. В 1920-30-х годах Рогожская община подверглась гонениям, однако сумела выжить и существует и поныне. Адрес комплекса старообрядческой Рогожской общины — Рогожский поселок, 29. Добраться сюда довольно просто на общественном транспорте от станции метро Марксистская.

Первое, что поражает каждого пришедшего сюда, — это церковь-колокольня Воскресения Христова. Построенная в 1906-1912 годах по проекту архитектора Ф.И. Горностаева колокольня является одним из самых необычных храмов Москвы. Кстати, эта колокольня всего на 1 метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, т.е. её высота около 80 м. В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения была закрыта. Церковь была вновь открыта в 1947 году, но уже под именем Успенской. В 1990 году на колокольню подняли 260-пудовый колокол, снятый с нее в начале 1930-х годов, и колокольня вновь заговорила. Главным храмом Рогожской старообрядческой общины является Покровский собор. Покровский собор был построен в 1790-1792 года по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Внутри собора находится богатейшее собрание старинных русских икон. Церковь Рождества Христова была построена в 1804 году по проекту И.Д. Жукова. В 1929 году церковь была закрыта. Ее здание было перестроено, была снесена вся верхняя часть храма. В здании церкви Рождества Христова в разное время размещались столовая, склад, фабрика и даже база игральных автоматов. В настоящее время здание передано старообрядческой общине, началась его реставрация.

К югу от церкви Рождества Христова находится небольшое здание, которое является резиденцией старообрядческого митрополита Московского и всея Руси. Кстати, в настоящее время старообрядческим митрополитом Москвы и всея Руси является Алимпий. На территории Рогожского поселка находится и Никольская церковь (церковь Николая Чудотворца). Никольская церковь была построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской старообрядческой общине. Однако в 1854 году церковь была передана единоверцам. (Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви.) Современный вид Никольская церковь приняла после перестройки 1863-1866 годов. Сейчас это православная церковь.

Преображенская старообрядческая община

Преображенская старообрядческая община также ведет свою историю с 1771 года, когда во время эпидемии чумы старообрядцам-беспоповцам под кладбище были переданы земли за Преображенской заставой. В дальнейшем около этого кладбища, получившего название Преображенского, и сложилась Преображенская община старообрядцев-беспоповцев. Основателем этой общины считается купец И.А. Ковылин. В 1784-90 годах здесь была построена Успенская церковь. В начале XIX века на территории общины сформировались отдельные мужская и женская обители, разделяла которые дорога на Преображенское кладбище. В 1806 году обители были обнесены каменными стенами с башенками. В 1811 году была возведена Крестовоздвиженская церковь (церковь Воздвижения креста Господня). В 1876-79 годах была возведена колокольня Успенской церкви.

При Николае I, в период притеснения старообрядцев, в 1854 году Успенская церковь была преобразована в единоверческую. Здесь был освящен придел св. Николая, по которому церковь стали называть Никольской. В 1866 году на территории мужской обители был создан Никольский единоверческий монастырь. Оставшаяся у старообрядцев обитель стала называться Преображенским богадельным домом. После Октябрьской революции Никольский единоверческий монастырь был закрыт, в помещениях монастыря разместились различные учреждения. В 1930-е годы была уничтожена значительная часть стен, окружавших обители.

Часть территории бывшего монастыря была передана Преображенскому кладбищу. Существенно пострадала и старообрядческая община. Например, и сейчас часть территории бывшего Преображенского богадельного дома занимает Преображенский рынок. В настоящее время Преображенская старообрядческая община вновь возродилась. Сейчас она занимает почти все корпуса бывшего Преображенского богадельного дома и Крестовоздвиженскую церковь. Адрес Преображенской общины: Преображенский вал, дом 17. Успенская (Никольская) церковь, имеющая адрес Преображенский вал, дом 25, в настоящее время разделена на две части: старообрядческую и православную.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти настройки аппаратного ускорения
  • Как найти согласие на обработку персональных данных
  • Как найти ответ в инстаграмме
  • Как исправить на телефоне мобильная сеть недоступна
  • Платеж запрещен службой безопасности киви как исправить