Как найти стартовую обмотку в двигателе

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Меня часто спрашивают о том, как можно отличить рабочую обмотку от пусковой в однофазных двигателях, когда на проводах отсутствует маркировка.

Каждый раз приходится подробно разъяснять, что и как. И вот сегодня я решил написать об этом целую статью.

В качестве примера возьму однофазный электродвигатель КД-25-У4, 220 (В), 1350 (об/мин.):

  • КД — конденсаторный двигатель
  • 25 — мощность 25 (Вт)
  • У4 — климатическое исполнение

Вот его внешний вид.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_1

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_3

Как видите, маркировка (цветовая и цифровая) на проводах отсутствует. На бирке двигателя можно увидеть, какую маркировку должны иметь провода:

  • рабочая (С1-С2) — провода красного цвета
  • пусковая (В1-В2) — провода синего цвета

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_2

В первую очередь я Вам покажу, как определить рабочую и пусковую обмотки однофазного двигателя, а затем соберу схему его включения. Но об этом будет следующая статья. Перед тем как приступить к чтению данной статьи рекомендую Вам прочитать: подключение однофазного конденсаторного двигателя.

Итак, приступим.

1. Сечение проводов

Визуально смотрим сечение проводников. Пара проводов, у которых сечение больше, относятся к рабочей обмотке. И наоборот. Провода, у которых сечение меньше, относятся к пусковой.

Зная основы электротехники, можно с уверенностью сказать: чем больше сечение проводов, тем меньше их сопротивление, и наоборот, чем меньше сечение проводов, тем больше их сопротивление.

В моем примере разница в сечении проводов не видна, т.к. они тонкие и на глаз их отличить не возможно.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_4

2. Измерение омического сопротивления обмоток

Даже если разницу в сечении проводов видно не вооруженным глазом, то я Вам все равно рекомендую измерять величину сопротивления обмоток. Таким образом, мы заодно и проверим их целостность.

Для этого воспользуемся цифровым мультиметром М890D. Сейчас я не буду рассказывать Вам о том, как пользоваться мультиметром, об этом читайте здесь:

  • 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть

Снимаем изоляцию с проводов.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_5

Затем берем щупы мультиметра и производим замер сопротивления между двух любых проводов.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_10

Если на дисплее нет показаний, то значит нужно взять другой провод и снова произвести замер. Теперь измеренное значение сопротивления составляет 300 (Ом).

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_11

Это мы нашли выводы одной обмотки. Теперь подключаем щупы мультиметра на оставшуюся пару проводов и измеряем вторую обмотку. Получилось 129 (Ом).

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_12

Делаем вывод: первая обмотка — пусковая, вторая — рабочая.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_24

Чтобы в дальнейшем не запутаться в проводах при подключении двигателя, подготовим бирочки («кембрики») для маркировки. Обычно, в качестве бирок я использую, либо изоляционную трубку ПВХ, либо силиконовую трубку (Silicone Rubber) необходимого мне диаметра. В этом примере я применил силиконовую трубку диаметром 3 (мм).

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_7

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_8

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_6

По новым ГОСТам обмотки однофазного двигателя обозначаются следующим образом:

  • (U1-U2) — рабочая
  • (Z1-Z2) — пусковая

У двигателя КД-25-У4, взятого в пример, цифровая маркировка выполнена еще по-старому:

  • (С1-С2) — рабочая
  • (В1-В2) — пусковая

Чтобы не было несоответствий маркировки проводов и схемы, изображенной на бирке двигателя, маркировку я оставил старую.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_9

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_13

Одеваю бирки на провода. Вот что получилось.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_14

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_15

Для справки: Многие ошибаются, когда говорят, что вращение двигателя можно изменить путем перестановки сетевой вилки (смены полюсов питающего напряжения). Это не правильно!!! Чтобы изменить направление вращения, нужно поменять местами концы пусковой или рабочей обмоток. Только так!!!

Более подробно об этом читайте в моей статье про реверс однофазного электродвигателя.

Мы рассмотрели случай, когда в клеммник однофазного двигателя выведено 4 провода. А бывает и так, что в клеммник выведено всего 3 провода.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_16

В этом случае рабочая и пусковая обмотки соединяются не в клеммнике электродвигателя, а внутри его корпуса.

Как быть в таком случае?

Все делаем аналогично. Производим замер сопротивления между каждыми проводами. Мысленно обозначим их, как 1, 2 и 3.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_17

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_18

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_19

Вот, что у меня получилось:

  • (1-2) — 301 (Ом)
  • (1-3) — 431 (Ом)
  • (2-3) — 129 (Ом)

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_23

Отсюда делаем следующий вывод:

  • (1-2) — пусковая обмотка
  • (2-3) — рабочая обмотка
  • (1-3) — пусковая и рабочая обмотки соединены последовательно (301 + 129 = 431 Ом)

Для справки: при таком соединении обмоток реверс однофазного двигателя тоже возможен. Если очень хочется, то можно вскрыть корпус двигателя, найти место соединения пусковой и рабочей обмоток, разъединить это соединение и вывести в клеммник уже 4 провода, как в первом случае. Но если у Вас однофазный двигатель является конденсаторным, как в моем случае с КД-25, то его реверс можно осуществить путем переключения фазы питающего напряжения.

P.S. На этом все. Если есть вопросы по материалу статьи, то задавайте их в комментариях. Спасибо за внимание. 

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:

Как определить пусковую и рабочую обмотку двигателя стиральной машиныЕсли мотор стиралки стал «барахлить», придется выполнить его диагностику. Чтобы проверить движок, и, тем более, его отремонтировать, необходимо знать, как он устроен. Начать лучше с основ, например, разобраться, где найти обмотки двигателя стиральной машины и как их не перепутать. На самом деле, все просто, с такой задачей справится даже «новичок».

Учимся отличать обмотки

Однофазными электромоторами оснащены стиральные машинки средней мощности. В таких двигателях присутствует пусковая и рабочая обмотка – именно они обеспечивают вращение ротора. Движки данного типа условно можно поделить на две подгруппы:

  • однофазные устройства с пусковой обмоткой;
  • электродвижки с рабочим конденсатором.

В первом случае пусковая обмотка мотора функционирует всего 3-5 секунд, только после активации движка. Как только ротор набирает оптимальную скорость оборотов, она отключается от питания. Электродвигатель продолжает работу только с одной сетевой обмоткой.

У однофазных моторов, имеющих в цепи конденсатор, пусковая обмотка активна постоянно. Показатель номинальной емкости конденсатора будет определяться мощностью и другими характеристиками электродвижка.как отличить обмотки мотора

Таким образом, если вспомогательная обмотка движка пусковая, то она будет функционировать только несколько секунд, непосредственно при запуске мотора. Если конденсаторная – то она будет активной все время, пока двигатель не отключат от сети. Это основное отличие.

Знать устройство двух типов обмоток однофазного мотора стиральной машинки-автомат необходимо, если вы планируете самостоятельно ремонтировать движок. Пусковую и рабочую обмотки легко отличить друг от друга по сечению проводов и числу витков.

Рабочая обмотка движка характеризуется большим сечением провода, поэтому выдаваемое ею сопротивление меньше.

Взглянув на рисунок, несложно определить пусковую и рабочую обмотку (слева и справа соответственно). Легко заметить, что сечение проводов сильно отличается. Замеряется их сопротивление специальным тестером – мультиметром. Приобрести прибор можно в интернете или специализированных магазинах.

Практические примеры

На практике, разобрав стиральную машинку и демонтировав двигатель, можно столкнуться с рядом вопросов. Поэтому разберем несколько примеров, наглядно показывающих, как замерять сопротивление обмотки электромоторов.

Допустим, у извлеченного из стиралки движка 4 вывода. Отыщите концы обмоток и замерьте сопротивление тестером. По значениям на экране мультиметра просто определить, где какая обмотка: с меньшими Омами – рабочая, с большими показателями – пусковая.

Подключить все достаточно просто. На толстые проводки пускается напряжение 220 Вольт. Один «хвостик» пусковой обмотки подсоединяется к концу одного из «рабочих». К какому именно проводу из двух, неважно, направление вращения ротора от этого зависеть не будет. Ход движения поменяется только при смене «краешков» пусковой обмотки.

Другой пример – если мотор имеет три вывода. Измерив сопротивление каждого, обычно выясняются следующие значения: 10 Ом, 25 Ом и 15 Ом. Методом проб отыщите «хвостик» провода обмотки, который при подключении к другим будет выдавать на мультиметр показания 10 и 15 Ом.двигатель с 3 выводами

Вот этот провод и будет одним из рабочих. Кончик, который в паре с ним выдает сопротивление 10 Ом также будет «принадлежать» к сетевой обмотке. Оставшийся третий проводок – пусковой, он включен в цепь через конденсатор.

Случается, что при замере сопротивления выводов движка мультиметр выдает значения 10, 10 и 20 Ом. Это пример еще одного из типов обмоток. Они встречаются на отдельных моделях автоматических машинок. В данной ситуации сечение рабочих и пусковых проводов будет одинаковым, визуально определить, где какой, невозможно.

Особой разницы, где какой провод, нет. Включение пусковой обмотки в таких движках выполняется через конденсатор соответствующей емкости.

Определить пусковую и рабочую обмотку однофазного электромотора на самом деле достаточно просто. В отдельных случаях получится сделать это «на глаз», в определенных ситуациях – вооружившись мультиметром.

   

  • Поделитесь своим мнением — оставьте комментарий

Определение обмоток электродвигателя

 

Часто возникают затруднения при подключении электродвигателя после ремонта. Далеко не все ремонтные организации маркируют начало и конец обмоток 3-х фазного двигателя. Завод изготовитель в клеммной колодке маркирует контакты буквами С1- С6. Эта маркировка принята в нашей стране. По международному стандарту используются буквы латинского алфавита. Отсутствие маркировки может спровоцировать выход из строя двигателя при включении в сеть. Чтобы этого не произошло, необходимо знать, как определить начало и конец обмоток электродвигателя. Об этом мы сейчас и расскажем читателям сайта Сам Электрик.

Следует отметить, что в данном случае электродвигатель можно представить как трансформатор. А это значит, что неважно, с какой стороны начало или конец обмотки. Главное, они не должны включаться встречно.

Существует несколько методов распознавания. Для этого необходимы приборы:

  • мультиметр или тестер;
  • понижающий трансформатор;
  • контрольная лампочка.Метод определения с помощью тестера

Прежде чем начать работу, необходимо подготовить рабочее место. Соблюсти все правила электробезопасности и не забывать, что работа с электричеством требует предельной концентрации внимания и аккуратности. Выполним работу способом трансформации.

Работы выполняются в следующей последовательности:

  • С помощью тестера находим выводы обмоток и помечаем их кембриками, подписав, например, первая обмотка помечается С1-С4, вторая С2-С5, третья С3-С6.
  • Соединяем две обмотки последовательно. На них подается пониженное напряжение с трансформатора.
  • На третьей произведем замеры напряжения. При согласованном включении, тестер будет показывать некоторое напряжение. Величина зависит от уровня напряжения, поступающего с трансформатора. При встречном включении, тестер будет показывать минимальное значение напряжения.
  • Маркируем соответствующими образом обе обмотки.
  • Разбираем схему и соединяем третью обмотку с любой другой. Подаем напряжение от трансформатора и производим замеры. Схема показана на рисунке снизу. Однако, на схеме подается опасное напряжение 220 вольт. В нашем случае мы подаем пониженное напряжение с трансформатора.
  • По аналогии с предыдущими измерениями определяем начало и конец третьей обмотки. Маркируем.
  • После определения и маркировки проводов, можно соединять двигатель звездой или треугольником и подключать к сети. При этом двигатель не должен издавать повышенный шум и нагреваться. Если это происходит, вы ошиблись в определении начала и конца обмоток. Если все правильно подключено, двигатель работает ровно и не нагревается.

Схема

Понижающий трансформатор нужен для ограничения тока в обмотках. Можно обойтись без него, но для ограничения тока, последовательно катушкам включают контрольную лампочку небольшой мощности.

Не стоит рисковать, подавая 220 вольт на обмотки без ограничения тока. В этом случае велика вероятность выхода двигателя из строя. Проще говоря, можно «сжечь» обмотки.

Метод развернутого треугольника

Существует более простой метод определения обмоток при отсутствии маркировки. При подключении треугольником. Это так называемый метод развернутого треугольника. Для определения понадобятся приспособления, применяемые в первом случае.

Работу выполняют в следующей последовательности:

  • Мультиметром находят обмотки.
  • Маркируют в произвольном порядке.
  • Соединяют все три катушки последовательно.
  • Подают пониженное напряжение.
  • Производят замеры напряжения на обмотках. При правильном соединении, напряжение на обмотках должны совпадать. Т.е. U1=U2=U Если на одной из них значение отличается, концы этой обмотки следует поменять местами.
  • На этом проверка заканчивается. Двигатель можно монтировать на рабочее место.

На рисунке показана схема измерений методом треугольника.

Метод развернутого треугольника

Если отсутствует мультиметр, проверить напряжение можно с помощью лампы. Уровень свечения должен быть во всех случаях одинаков. Если на одной из обмоток он отличается, то провода катушки меняют местами.

Соединение звездой

Этот метод применяется в исключительных случаях. После того, как обмотки будут найдены, их соединяют звездой и кратковременно подключают к сети. Если провода соединены неправильно, двигатель начинает гудеть и греться.

После отключения переключают одну из обмоток и опять подключают к сети. Таких переключений может быть не более трех. Следует запомнить, включают двигатель кратковременно, не более 2 секунд. Если оставить включенным на большее время, двигатель наверняка выйдет из строя.

Определение с помощью батарейки

Для этого метода потребуется тестер и батарейка. Это наиболее простой способ. Методика поиска с помощью батарейки заключается в следующем:

  1. С помощью тестера находим катушки на асинхронном двигателе.
  2. К одной из них подключается прибор.
  3. К выводам другой подключаем кратковременно несколько раз батарейку. Если в момент подачи напряжения тестер показывает отрицательное значение, это говорит о встречном включении обмоток.
  4. Проверяем поочередно все катушки и маркируем их соответствующим образом.

Схема измерений показана на рисунке снизу.

Определение обмоток с помощью батарейки

Аналогичным образом можно проверить с помощью аккумулятора. Разница заключается в том, что вместо батарейки применяется аккумулятор.

Определение рабочей и пусковой обмоток двигателя на 220 Вольт

Часто возникает необходимость определения рабочей и пусковой обмотки в однофазном двигателе. Это происходит по причине утраты надписи или после ремонта.

У двигателя имеются четыре провода. Методика проверки заключается в следующем:

  • Визуально осматриваем провода. Если провода имеют разное сечение, то с меньшим сечением будет пусковая;
  • Однако, стоит перепроверить. Замеряем сопротивление. Обмотка, имеющая меньшее значение будет рабочей, а вторая пусковая.
  • Производим маркировку проводников.

Схема замеров показана на рисунке снизу.

Определение рабочей и пусковой обмоток двигателя на 220 Вольт

При наличии обмоток с одинаковым сопротивлением, любую обмотку можно использовать как рабочую или пусковую. Направление вращение меняют заменой местами обмоток.

Часто встречаются однофазные электродвигатели с тремя проводами. В этом случае тестером замеряют сопротивления. Получаем значения, например, 52 Ом, 18 Ом и 34 Ома. Это значит, что обмотка, имеющая меньшее значение (18 Ом) является рабочей, а вторая 34 Ома – пусковая. 52 Ома — суммарное сопротивление обеих катушек.

На рисунке снизу представлена схема двигателя с тремя выводами:

Схема двигателя с тремя выводами

Двигатели постоянного тока

У двигателей постоянного тока обычно бывает два провода. Поэтому при подаче напряжения он начинает вращаться в определенную сторону. Если вращение не совпадает, в этом случае меняют полярность.

Аналогичным образом можно подключить шаговый двигатель. Например, имеются четыре вывода. Катушки у такого двигателя имеют одинаковое сопротивление, а провода, как правило, имеют цветные.

Подключаем к драйверу в произвольном порядке, смотрим, в какую сторону происходит вращение. Если необходимо поменять направление вращения, провода меняют местами.

Например, подключили — белый, синий, красный, черный. Для смены направления соединим – черный, красный, синий, белый.

Вот мы и рассмотрели, как определить начало и конец обмоток электродвигателя. Если остались вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях под статьей!

Для определения пусковой и рабочей обмотки электродвигателя вам понадобится измерительный прибор: тестер или мультиметр или омметр. Замеряем сопротивление обмоток — у которой сопротивление будет меньше, то та и будет рабочей обмоткой, соответственно у которой сопротивление больше — пусковая обмотка.

У рабочей обмотки сечение больше чем у пусковой обмотки, поэтому и сопротивление меньше.

Бывает у электродвигателя выведено три провода, тогда нужно замерить на всех трех сопротивление, например будет 10 Ом, 15 Ом и 25 Ом. Находим провод, на котором сопротивление между двумя остальными было 10 Ом и 15 Ом соответственно. Это первый провод рабочей обмотки, провод который показывал 10 Ом — это второй провод рабочей обмотки.

Третий провод с сопротивлением 15 Ом — пусковой, который подключается через конденсатор ко второму проводу рабочей обмотки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить потребительскую корзину
  • Как найти mms в телефоне
  • Как найти своего брата по отцу
  • Как составить памятку мои жесты на что обратить внимание
  • Как найти майнкрафт крафтинг